Место иудейского права в современном израиле
Правовая система Израиля представляет собой подлинную лабораторию сравнительного права. Относительно ее принадлежности к той или иной правовой семье среди компаративистов нет единого мнения. Так, одни ученые-юристы, называя Израиль <х>сударством теократическим, считают его право религиозным. Другие авторы полагают, что преобладающим является влияние права Османской империи. Наконец, третьи компаративисты относят правовую систему Израиля к семье общего права.
На наш взгляд, правовая система Израиля представляет собой типичную смешанную правовую систему. В ней находят свое воплощение элементы различных юридических традиций и правовых влияний, ибо на нынешней территории Израиля в течение многих веков сме-
нялись различные правовые системы, оставляя при этом значительный след в развитии израильского права.
Становление и развитие правовой системы Израиля происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой национальной правовой системы, хотя у этих процессов были и свои особенности.
Древнееврейское право в целом, как и любое религиозное право, формировалось с ориентиром на личностные начала. Древнееврейское право – одно из первых правовых форм вообще. Древнейшее право еврейского народа заняло исключительное место в мировой правовой истории. Записанные в священных книгах Библии общие законы и конкретные правила, сложившиеся в разные периоды догосударственной и государственной истории Израиля, через каноны христианства позднее распространились практически по всему миру и переосмыслены во всех правовых системах европейского корня. Хотя по уровню правового регулирования древнееврейское право значительно уступало вавилонскому и даже египетскому, оно отражало требования и реалии времени становления ранней государственности» Особое воздействие на содержание права оказали религиозные предписания иудаизма с его приверженностью идее богоизбранности израильского народа и идеалом подчинения социального поведения весьма условным якобы священным заветам.
Еврейское право не прекратило своего существования с падением древней еврейской государственности. Оно сохранялось в разбросанных по всему миру еврейских общинах. И обращение к древнему праву было тем строже, чем жестче главы общин и раввинат стремились сохранить узконациональную традицию и собственную правовую культуру.
Ориентация правоприменения на семейные, в значительной степени общинные ценности и начала сделала в итоге древнееврейское право узконациональным. Это обеспечило ему долгую жизнь и применение даже в странах, официальные доктрины которых негативно относились к иудаизму. Но с этими особенностями права связано и его незначительное распространение, помимо огромного литературного влияния через Библию и ее истолкования.
Древнееврейское право действует на территории Израиля вот уже несколько тысячелетий. Оно сохраняет свое значение, как и мусульманское право в отношении мусульман, и поныне в вопросах правового положения личности. Таким образом, религиозное право (иудейское и мусульманское) весьма значимо в современном семейном!
праве Израиля. Так, известный судья Верховного суда Израиля Ме-нахем Элон ссылался на древнееврейское право до 1980 г.
Исторически на становление правовой системы Израиля оказали свое влияние право Османской империи и английское общее право.
Турецкое право не было системой романо-германского права. Оно основывалось на Маджалле – первом кодифицированном акте мусульманских гражданско-правовых норм в Османской империи. В Маджалле формулировались мусульманские нормы по европейскому образцу. В 1926 г. она была заменена Гражданским кодексом, разработанным на основе швейцарского закона.
Впрочем, с XIX в. турецкое право находилось под значительным влиянием французского права. Уголовное, торговое и морское право строились по французской модели. Был переведен Кодекс Наполеона. Судьи исходили как из французского права, так и из мусульманского.
На территории Израиля Маджалла действовала вплоть до 1980 г. В 1969 г. около 900 ее статей все еще имели юридическую силу. Вместе с тем такая долгая жизнь Маджаллы не помешала английскому общему праву постепенно превратиться в настоящую философию права Израиля.
После Первой мировой войны территория теперешнего Израиля стала мандатной территорией Англии. Влияние Англии выразилось в развитии традиций общего права. Произошла существенная «анг-ликанизация» израильского права. Законы Османской империи ушли на второй план, особенно те, которые были основаны на французской модели. Были изменены уголовное право, право компаний, право, регулирующее вопросы банкротства, ряд гражданско-правовых институтов, уголовный и гражданский процесс. Однако обязательственное право продолжало регулироваться Маджаллой.
Следует отметить, что в большинстве своем должности судей подмандатного периода занимали англичане (заместителями которых были местные судьи, евреи и арабы). В спорных вопросах Маджалла применялась в последнюю очередь под влиянием принципа прецедента, т.е. stare decisis английского права.
Подмандатные судьи ссылались в своей практике на английское общее право. Такое влияние английского права наблюдалось главным образом в судебных толкованиях. Как в случае с подмандатным постановлением, созданным под влиянием действующего права Великобритании, например со Статутом о коммерческих обществах 1926 г., такие судебные толкования сближали правовую систему Палестины с существовавшей в английской метрополии. Это явление, впрочем, приобретало особо крупные масштабы, когда судьи ссылались на анг-
лийское общее право в более общем виде. Наконец, очень часто сами тексты подмандатных документов отсылали прямо к законодательству Великобритании. Например, термины и понятия толковались в ст. 4 уголовного закона 1936 г.
На основе ст. 46 Палестинского порядка о Совете (Palestine Order in Council) в случае пробелов в праве судьи должны были применять нормы турецкого права или нормы общего права и права справедливости на условиях возможности их применения в Палестине. Следовательно, целые области английского права были введены в подмандатное право, затем в правовую систему Израиля (по крайней мере до замены его оригинальным национальным правом Израиля). Приведем один пример. В вопросе о договорах положений турецкого права оказалось недостаточно. Поэтому английское договорное право «было целиком «импортировано».
В период, когда Палестина была мандатной территорией Англии, в ее правовой системе определилась тенденция перехода от кодифицированного права к прецедентному. Судебная практика утвердилась в качестве источника права, поэтому был признан и принцип прецедента, хотя законодательного закрепления он так и не получил. Важным моментом являлось то, что за этот период успело вырасти поколение юристов, воспитанное в традициях английского общего права.
В 1948 г. государство Израиль получило независимость, и было законодательно закреплено, что в стране продолжает действовать то право, которое действовало на 14 мая 1914 г., если оно не противоречит новым правовым положениям. Для правовой системы Израиля были характерны частичное сохранение турецкого права, сохранение английского и подмандатного права и постепенная замена их оригинальным национальным правом. Израильское право еще долго находилось под влиянием английской философии права.
После получения Израилем независимости начался новый этап в развитии его правовой системы. Юристы не стремились сразу кардинально изменить ее. Велись дискуссии по поводу определения места национального права.
Начиная с 50-х годов в Израиле наступил период негативного отношения ко всему английскому. В частности, отмечалось, что суверенное государство не может подчиняться авторитету зарубежной правовой системы и положениям судейского права, созданным судьями других стран. Законы стали издаваться на иврите.
Английская судебная практика больше не имеет обязательного характера в Израиле. Вместе с тем на нее продолжают ссылаться, хотя она уже не имеет былого значения, в противоположность американ-
ской судебной практике, на которую все чаще и чаще ссылается Верховный суд Израиля. Иногда встречаются ссылки на решения по аналогичным вопросам, принятые в Канаде, Австралии, Германии, во Франции. Так, влияние французского права можно наблюдать в административном праве Израиля. Особенно сильное влияние права США наблюдалось в конституционном праве.
На начальном этапе своего становления национальная правовая система Израиля основывалась на подмандатном праве с последующими изменениями, вносимыми законодателем. В систему источников права входили:
1) закон, т.е. отдельные тексты турецкого права, подмандатные постановления, постановления временного Государственного совета и законы, принятые кнессетом – парламентом (впрочем, в Израиле пет писаной конституции);
2) английское общее право и право справедливости;
3) судебная практика, т.е. английская и палестинская судебная практика до 1948 г. и после 1948 г. – единственная израильская судебная практика.
Таким образом, постепенное становление национальной правовой системы Израиля шло на основе израильского прецедентного права, англо-американского и романо-германского права.
Романо-германская правовая традиция укрепилась в Израиле с развитием законодательства. С помощью законов о договорах, о земле, об обязательственных отношениях, о собственности стремились разрешить противоречия между османским и английским правом и установить единство, определенность в праве. Изменениям подверглись также нормы уголовного права и процесса. В 1982 г. был принят закон, запрещающий толковать закон в свете английского права или в соответствии с правилами английского толкования. Этот закон явился еще одним важным шагом в сторону романо-германского права.
Определенное влияние на развитие современной правовой системы Израиля оказывают и религиозные нормы. Идиш заменил английский язык в правотворчестве. Многие английские акты, принятые в период 1922–1948 гг., были переведены на идиш.
Стало развиваться собственно израильское прецедентное право. Принцип прецедента получил законодательное закрепление.
В современной правовой системе Израиля судебная практика является основным источником права. Так, ст. 20 закона о судебной власти 1984 г. гласит:
«(а)Все прецеденты, созданные Верховным Судом, обязательны для всех нижестоящих судов.
(b) Доктрина, установленная Верховным Судом, обязательна для всех судов, за исключением самого Верховного Суда».
Судебная практика является источником израильского права наряду с кодифицированными актами. Вместе с тем при толковании законов используются способы и методы, характерные для романо-германского права.
Судебная практика сохранила черты английского общего права. Отсутствует дуализм судебной системы.
В судебную систему Израиля входят: во-первых, мировые суды, рассматривающие незначительные правонарушения, их 25; во-вторых, окружные суды, рассматривающие преступления, их четыре. Система суда присяжных полностью отсутствует.
Особенностью является то, что в Израиле значительную роль играет генеральный прокурор (атторней).
Иудейское (еврейское) право (особенности, источники)
Главная особенность иудейского права заключается в том, что оно является составной частью иудаизма. Это прежде всего проявляется в их общем происхождении, а также в общности их источников. Как известно, источником религии и еврейского права Библия. Нормы иудейского права переплетены с религиозными нормами и преимущественно направлены на определение обязанностей человека как члена еврейской общины. Они регулируют отношения членов иудейского общества к Богу, его законов и заповедей, к религиозным ритуалам, к своему государству, общественных институтов, к другим членам общины и иноверцев.
Следующая особенность иудейского права заключается в том, что для него, в отличие от других правовых систем, характерный мононациональный характер, то есть действие иудейского права распространяется только на одну нацию - евреев. Важнейшим источником иудаизма и еврейского права является Ветхий Завет - часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Среди книг Ветхого Завета особое место занимает Тора рассматривается в иудейском праве как своеобразная конституция еврейского народа. Важным источником иудаизма и еврейского права является Талмуд.
Он делится на две основные части: Мишну и Гемара. Мишна - это сборник правил поведения, составленный еврейскими мудрецами в течение первых двух веков нашей эры, в которой закреплены нормы неписаного права, систематизированы различные обычаи, правила морали и законы еврейского народа.
Иудейское (еврейское) право и право современного Израиля
Правовая система Израиля смешанный характер: в ней есть элементы романо-германского и общего права, а также религиозного - иудейского и исламского права. Таким образом, иудейское право стало частью его правовой системы, но не его основой. Это объясняется тем, что правовая система Израиля является территориальным правом, то есть его действие распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории. Так Декларация независимости Государства Израиль закрепила принцип, согласно которому Израиль признается еврейским государством. В дальнейшем этот принцип нашел свое подтверждение в ряде законодательных актов, одобренных парламентом - Кнессетом.
С помощью иудейского права решаются вопросы бракосочетания, разводов, материального содержания членов семей, алиментов и управления личной собственностью. Кроме того, регулируются отношения, касающиеся религиозного богослужения и милосердия, интерпретации религиозных концепций (брак и развод иноземных евреев и евреев, проживающих в Израиле).
Иудейское право применяется равинатскимы судами, которые, согласно закону, с 1984 г. Представляет собой составляющими элементами судебной системы Израиля и имеют исключительную юрисдикцию по всем делам, которые касаются браков и разводов, а также некоторых других дел. Равинатские суды действуют на оснований талмудического права.
Особенность правовой системы Израиля заключается в том, что в Израиле иудаизм не провозглашается в качестве государственной религии, однако он играет решающую роль в государственно-политической жизни израильского общества. В Израиле не только официально запрещены браки евреев с неевреями, но и затруднено заключения браков между представителями разных направлений в иудаизме.
Иудейское право как разновидность религиозно-правовой семьи и его положение в современном праве Израиля
Иудейское право, как любая система права имеет свои источники.
Основные термины (генерируются автоматически): Бог, норма, еврейский народ, источник, принцип, государство, еврей, Израиль, религия, Ветхий Завет.MNOGOASPEKTNOST OF SOURCES OF THE MODERN LEGAL SYSTEM OF ISRAEL
The article deals with the intricate and ingenious system of the Israeli law sources on the establishment and development of which has been influenced by the historical law of the Jewish people and the institutions of the Western and the Oriental law in general
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Оксамытный В. В.
Особенности еврейской правовой системы: на примере сравнения еврейского и мусульманского права Роль религии в формировании политико-правовой мысли Израиля Светское и теократическое государство Израиль Взаимоотношение галахической и общегосударственной систем норм: на примере проблемы агунот 2001. 02. 025. Эдельман М. Новая конституция Израиля. Edelman M. The new Israeli Constitution // middle Eastern studies. L. , 2000. Vol. 36, № 2. Р. 1-27 i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.77. Иудейское (еврейское) право и право современного Израиля.
Еврейский народ потерял свою государственность и развивался в таких условиях почти два тысячелетия.С 1517 до 1917 г. Палестина (куда входила территория современного Израиля) была провинцией халифата Османского, где применялись нормы исламского права и законы, которые принимались на основе заимствований в романо-германского права, в частности французского права. Правовая система Израиля имеет смешанный характер: в ней есть элементы романо-германского и общего права, а также религиозного - иудейского и исламского права. Таким образом, иудейское право стало частью его правовой системы, но не его основой. Это объясняется тем, что правовая система Израиля является территориальным правом, то есть его действие распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории. Однако иудейское право активно влияет на правовую жизнь Израиля. Это проявляется, прежде всего, в закреплении на государственном уровне принципов и норм иудейского права. Так Декларация независимости Государства Израиль закрепила принцип, согласно которому Израиль признается еврейским государством. В дальнейшем этот принцип нашел свое подтверждение в ряде законодательных актов, принятых парламентом - Кнессетом. Кроме того, принципы еврейского права воплощены не только в регулировании брачно-семейных отношений, но и в уголовно-правовых, гражданско-правовых и трудовых. Так принцип, запрещающий работать в выходной еженедельный день закреплено в законе «О часах работы и отдыха», который устанавливает, что рабочая неделя состоит из 36 часов, а еженедельный отдых включает: 1) для евреев день Шаббат, 2) для неевреев день Шаббат , воскресенье, понедельник. Разрешение работать в выходной может быть выдан комиссией в составе премьер-министра, министра по религиозным делам и министра труда. В настоящее время нормами иудейского права регулируются некоторые сферы общественных отношений, связанных с личным статусом евреев. С помощью иудейского права решаются вопросы бракосочетания, разводов, материального содержания членов семей, алиментов и управления личной собственностью. Кроме того, регулируются отношения, касающиеся религиозного богослужения и милосердия, интерпретации религиозных концепций (женитьба и развод иностранных евреев и евреев, проживающих в Израиле). Иудейское право применяется равинатськимы судами, которые, согласно закону, с 1984 г. являются составными элементами судебной системы Израиля и имеют исключительную юрисдикцию по всем делам, касающимся браков и разводов, а также некоторых других дел. Равинатськи суды действуют на оснований талмудического права. На основе Декрета, принятого в 1948 p., который предусматривал, что законы, не противоречащие Декларации независимости и законам Израиля, сохраняют свою юридическую силу, продолжают действовать нормы исламского права, которое применяется внутри арабского общины Израиля.Согласно закону «О судебной власти» с 1984 г. исламское право применяется шариатским судами, рассматривающими дела, связанные с личным статусом арабов (браки, алименты, развод, усыновление и т.д.). Согласно закону об основных правах 1980 правовая система Израиля стала полностью независимой от английской правовой системы. Этот закон состоит из двух статей. Первая статья закрепляет положение, согласно которому решение британских администрации о привилегированный статус английского законодательства отменяются. Вторая статья указывает, чем должен руководствоваться израильский судья при решении спорных вопросов, а именно, если он не находит норму, позволяющую решить спор, в писаному законе, судебной практике, то он должен исходить из принципов свободы, справедливости, мира и опираются на еврейские традиции. Особенность правовой системы Израиля заключается в том, что в Израиле иудаизм не провозглашается в качестве государственной религии, однако он играет решающую роль в государственно-политической жизни израильского общества. Однако разрыв с иудаизмом в любой форме, в частности переход в другую конфессию или выполнение обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма, может немедленно отразиться на общественном статусе человека. Особенностью правовой системы Израиля является также отсутствие в системе источников права конституции как единого политико-правового документа, имеющего высшую юридическую силу.Конституция в Израиле заменяется отдельными Основными законами (10). Основное отличие состоит в том, что они не могут быть прекращены или изменены постановлениями о чрезвычайном положении. Еще одной их особенностью является наличие так называемых «укрепленных» статей, которые меняются лишь квалифицированным большинством голосов членов парламента. В 1955 г. был закреплен приоритет основных законов над обычными, а Верховный суд Израиля получил право проверять содержание обычных законов на соответствие Основным законам. Влияние английского общего права нашел свое проявление, в частности, в признании судебного прецедента полноправным источником права Израиля, хотя сами английские судебные прецеденты после 1948 г. не имеют обязательного характера. Суды Израиля сейчас ориентируются больше не на английский, а на американскую судебную практику. По закону с 1957 г. каждый суд обязан руководствоваться судебным прецедентом, установленным вышестоящим судом. Прецедент, установленный Верховным судом Израиля, является обязательным для всех судов, кроме него самого.Вследствие этого в Израиле сложился особый свод прецедентного права на базе решений Верховного суда. Иудаизм играет значительную роль в общественно-политической жизни страны, особенно в области образования. Религиозные учебные учреждения составляют 30% всех средних учебных заведений Израиля. В Израиле не только официально запрещены браки евреев с неевреями, но и затруднено заключение браков между представителями различных направлений в иудаизме. Все дела брачно-семейного характера отданы в исключительное ведение равинатських судов. Практически невозможен переход евреев в другое вероисповедание, а для лиц, содействующих такому переходу, предусмотрено уголовное наказание.
Текст научной работы на тему «Многоаспектность источников современной правовой системы Израиля»
МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ИСТОЧНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ
Рассматривается сложная и оригинальная система источников израильского права, на становление и развитие которой оказали влияние как историческое право еврейского народа, так и институты западного и восточного права в целом.
Ключевые слова: государство Израиль, правовая система, правовые источники, еврейское (иудейское) право, западное право, восточное право.
Идентификация конкретного государства на правовой карте мира нередко представляется делом затруднительным и спорным, поскольку зависит от множества факторов, определяющих суть и направленность национального права. В современном сравнительном правоведении общепринятым является выделение двух основных ветвей правовых систем - западное и восточное право [7, с.40-43; 14, рр. 65-72]. Первой группе соответствуют такие важнейшие основы как римское правовое наследие; влияние христианства; европейская правовая традиция, воплощенная в идеях естественно-правового учения и личностном подходе; автономия личности в обществе. Вторая группа основана на синкретизме - соединении в праве нравственных, религиозных и юридических основ, на сакральных учениях и верованиях, требующих самопожертвования индивида ради общественных и государственных интересов, воплощает в себе идеи межличностного подхода, приоритет долга и обязанности.
В рамки указанных объединений не вписываются оригинальные правовые системы государств, носящие в силу исторических, религиозных и политических причин смешанный характер. В полной мере сказанное относится к правовой системе Израиля, государства как со сложной и противоречивой историей, так и с не неоднозначно оцениваемой современностью. В израильском праве находят отражение компоненты различных юридических традиций, а также правовых институтов, процессов и явлений как европейского (континентального и общего) права, так и религиозных основ восточного права. В стране практически действуют две системы религиозного права - иудейская и исламская, применяемые внутри еврейской и арабской общин. Для правовой системы Израиля вплоть до конца прошедшего века были характерно частичное сохранение франко-османского, английского и подмандатного права1 при постепенной замене их оригинальным национальным правом [10, с.259-261; 11, с.440-445].
При исследовании источников израильского права чаще всего обращаются к анализу его иудейских основ2, что закономерно, но далеко не в полной мере характеризует современную правовую систему Израиля. Существенно различать еврейское (иудейское) религиозное право как историческое право еврейского народа и израильское национальное право как встроенную в государственный механизм систему официально действующих в стране нормативных положений и установлений.
В систему источников израильского права, соответственно, включены:
- законодательные акты, основные (конституционные) и обычные;
- акты исполнительной власти, принимаемые правительством, министерствами и иными властными структурами;
- акты судейского правотворчества (израильское прецедентное право);
- правовые обычаи, которые становятся таковыми в силу традиции, многолетней практики или по прямому указанию закона;
- нормы международного права, содержащиеся в международных договорах, получившее международное признание и не противоречащие израильским законам;
- доктрины и нормы иудейского (еврейского) права.
Еврейское право как понятие и термин появляется сравнительно недавно - в начале XX ве-
1Территория современного Израиля до 1918 г. входила в состав Османской империи, а в 1922-1948 гг. являлась подмандатной территорией Великобритании.
Юридические источники еврейского права обладают сложившейся веками классификацией, в которую входят [13, с. 230-231]: Каббала - иудейское мистическое учение, рассматриваемое первым правовым источником, с точки зрения времени и по отношению к другим источникам. Этот источник постоянен, и его положение в еврейском праве статично, поскольку в силу своей природы он не поддается развитию и изменениям; Мидраш - толкование и комментирование Торы; Такана и гзера - законодательство галахических авторитетов, имеющих соответствующие полномочия; Обычай во всех его формах и проявлениях. Включая установленный порядок и процедуру; Дело как судебные решения, а также поведение и образ действий знатока Галахи в определенной конкретной ситуации; Понимание как правовая и общечеловеческая логика мудрецов Галахи.
- официальной символике страны, где герб представляет собой геральдический щит с изображенной на нем менорой (семисвечником), стоявшей в Иерусалимском храме, а бело-голубой флаг отражает цвет молитвенного покрывала с изображением гексаграммы - шестиконечной звезды Давида, древнего еврейского национального символа;
- в действии специальных актов, касающихся взаимоотношений между религией и государством (среди них законы о шаббате, празднике Песох, главном раввинате Израиля, раввинат-ских судах, кошерных продуктах, выращивании свиней и т.п.), и существенная часть из которых «противоречат принципам демократии, принятым в странах с либерально-политическими режимами» [3, с.110-111];
- в сфере действия раввинатских судов, которые оформляют акты гражданского состояния евреев, в том числе факты рождения, вступление в браки, разводы, алименты, опекунство, усыновление, регистрация смерти и т.п.3
Проявление воздействия иудейского права сказалось и на отсутствии в стране Конституции в ее привычном понимании как особого правового акта, устанавливающего первичные акты государства. Такая пробельность объясняется длящейся в Израиле борьбой между сторонниками светского и теократического подходов к проблеме места иудаизма в государстве и его правовой системе. Известно, что при образовании современного израильского государства религиозные ортодоксы отрицали необходимость принятия конституционного акта, мотивируя свою позицию следующим утверждением: «Еврейское государство должно быть создано и управляемо на основе принципа еврейской религии, то есть Торы»[8, с. 366-367].
Тем не менее, последующее развитие правовой системы Израиля показало необходимость принятие светских законов в виде положений и кодифицированных законодательных актов, в том числе целого ряда конституционных законов, получившими название «Основных». Ими регулируются положение главы государства, правительства, государственного контролера, Кнессета (парламента) , Иерусалима как столицы Израиля. Основные законы приняты в отношении армии и обороны Израиля, юридической власти, гражданских судов, свободы профессий, защиты челове-
Следует отметить, что вопросы личного статуса личности в иных религиозных общинах Израиля подлежат рассмотрению их специальными судебными органами - шариатскими для мусульман, друзскими религиозными судами и церковными для христиан, принадлежащих к десяти официально признанным в стране христианским общинам[10, с.264].
ческого достоинства и свободы личности, и др. Первенство конституционных законов подтверждается полномочиями Верховного суда Израиля проверять содержание актов, принятых Кнессе-том, на их соответствие Основным законам государства [1, с. 240-241; 10, с.260].
Полноправным источником права Израиля признаются и непосредственно решения самого Верховного суда («Высшего суда справедливости») страны, считающиеся судебным прецедентом, обязательным для всех нижестоящих судов. Основной закон о судопроизводстве 1984 года в ст. 20 «Утверждение юридических норм судопроизводства» подчеркивает: « (а) Юридические нормы судопроизводства, утвержденные Верховным судом, являются обязательным руководством для судов низших инстанций. (б) Юридические нормы судопроизводства, утвержденные Верховным судом, являются общими и обязательными для исполнения всеми другими судами» [4, с. 246]. Израильское прецедентное право на базе решений Верховного суда носит на себе отпечаток традиций и особенностей английского общего права и английской правовой культуры в целом.
Израильское общество представляет собой конгломерат исторических, национальных, этнических, конфессиональных и культурных связей, возникающих на фоне острых внутригосударственных и международных политических, социальных и экономических отношений. Правовая системы страны как политико-юридический феномен отражает неповторимость и специфику Израиля в современном мире, требуя к себе и пристального исследовательского внимания.
The article deals with the intricate and ingenious system of the Israeli law sources on the establishment and development of which has been influenced by the historical law of the Jewish people and the institutions of the Western and the Oriental law in general.
The key words: State of Israel, the legal system, law sources, Jewish law, the West law, the Oriental law.
1. Бехруз Хашматулла. Сравнительное правоведение: Учебник. Одесса: Феникс; М.: Транслит, 2008. - Раздел 3. Глава 1. Иудейское право
2. Бшорицький Г. Сврейське ^удейське) право: джерела та тенденцп розвитку //Порiвняльне правознавство. Ки!в, 2012. № 3-4
3. Воробьев В.П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. М.: ИД «Национальное обозрение», 2001
4. Воробьев В.П., Воробьева Е.В. Верховный суд в конституционно-правовой системе государства Израиль. М.: МГИМО-Университет, 2008
6. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2008. - Раздел III. Глава 4. Источники религиозных правовых систем (на примере иудейского и мусульманского права)
7. Оксамытный В.В. Сравнительное правоведение и законоведение. Брянск: Изд-во БГУ,
8. Пилкингтон С.М. Иудаизм /Пер. англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998
10.Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник /Отв. ред. А.Я.Сухарев. М.: НОРМА, 2003
11. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник. М.: Юрист, 2007. - Тема 25. Глава 3. Правовая система Израиля. С. 440-445
12. Скакун О.Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира: Учебник. К.: ИД «!н Юре», 2008. - Раздел 4. Глава 12. Иудейское (еврейское) право
13. Элон Менахем. Еврейское право /Пер. с ивр. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002
4. Взаимосвязь и взаимодействие иудейского религиозного права и его источников с современным израильским правом и его источниками
Влияние иудейского права обусловливает особые черты правовой системы Израиля, которые отличают ее от иных правовых систем современного мира.
Речь идет об особых источниках права, о своеобразной терминологии, об уникальных правовых принципах, о специфических конструкциях и правовых решениях.
Рассмотрим более подробно правовую систему Израиля в которую входят традиционные источники иудейского права, в ряду которых центральное место принадлежит письменной Торе. Оценивая ее значение, МенахемЭлон отмечает: «Письменная Тора - это главная законодательная инстанция Галахи; постановления и указы мудрецов Галахи и других авторитетных инстанций - это второстепенное законодательство. Основное законодательство - это постоянная и вечная Конституция. Она не изменится и не закончится.
Конечно, в современном праве Израиля письменная Тора, иные традиционные источники иудейского права уже не играют той роли, которая принадлежала им в прошлом. Тем не менее умалять их значение нельзя, поскольку они непосредственно применяются не только в раввинских, но, как было отмечено выше, и в светских судах.
Юридическая терминология правовой системы Израиля берет начало в основном в иудейском праве, придающем ей особое содержание, несвойственное другим правовым системам. Прежде всего речь идет о его многозначности. Так, термин «хазака» используется в иудейском праве по меньшей мере в четырех значениях: приобретения имущества, юридического предположения, использования имущества, а также права на имущество, в отношении которого прежние владельцы не требуют возврата. Термин «киньян» обозначает покупку, приобретение имущества и владение им.
В современной правовой системе Израиля утвердились принципы, не имеющие аналогов в других правовых системах. В частности, речь идет о принципе «не по букве закона», который применяется в тех случаях, когда закон противоречит религиозно-нравственным установкам, в том числе критериям справедливости. Утвердившийся еще в талмудическую эпоху, этот принцип применяется на протяжении многих веков.
Этот принцип широко применяется и в современной правоприменительной практике, в том числе Верховного суда Израиля.
В современном праве Израиля действует множество юридических конструкций, унаследованных от иудейского права. Одна из них - «том лев» (чистосердечие). Раскрывая содержание этой конструкции, Верховный суд указал: «Основной элемент понятия «том лев» (в иудейском праве) - честность, безупречность поведения. Это существенный принцип мира Галахи, нашедший свое выражение в словах «и делай справедливое и угодное в очах Господа». Он стал руководящим принципом, своего рода царским вердиктом в мире Галахи, и осуществлялся двумя путями - или в качестве морально-религиозного требования, которое никто не вправе навязывать силой, или в качестве полноправного юридического постулата. Во втором случае на этом основании в зависимости от обстоятельств создавались новые законы о праве бар мицра».
Этот принцип, в частности, обосновывает преимущественное право соседей на покупку земельного участка, прилегающего к их владениям. Содержание этой юридической конструкции было определено еще Маймонидом:
«Если кто-то продал свою землю, владелец соседнего участка имеет право вернуть покупателю заплаченную им сумму из своих денег и забрать землю себе. Не имеет значения, продал хозяин сам или через своего представителя, или продажу совершил суд. Во всех этих случаях действует закон бар мицра. И это потому, что сказано: «Делай справедливое и доброе»
Иудейское право сохраняет значительную роль в развитии правовой системы Израиля, в отличие от права Оттоманской империи или англосаксонского (общего) права, унаследованных от прежних эпох. Так, турецкий кодекс «Маджалла», регламентировавший вопросы собственности, сохранял силу только до 1980 г., когда он был полностью вытеснен гражданским законодательством Израиля. Практически полностью прекратили свое действие и британские законодательные акты, действовавшие в Палестине с тех пор, когда она была подмандатной территорией Великобритании.
В целом процесс замещения инородных законодательных актов практически завершен. Правовая система Израиля развивается самостоятельно. Ведущая роль в этом процессе принадлежит законодательству, которое отличается достаточно высокой степенью систематизации в основном в рамках отдельных институтов, а не отраслей права.
Так, в сфере коммерческого (торгового) права действуют Законы: о договорах (общая часть) (1973 г.); о договорах (ответственности при нарушении договоров) (1970 г.); о дарении (1968 г.); о купле-продаже (1968 г.); о стандартных договорах (1982 г.) и т.д.
Законодательство в сфере интеллектуальной собственности включает, в частности, Законы: об авторских правах (2007 г.), о патентах (1967 г.), о правах селекционеров растений (1973 г.).
Самостоятельно развивается и судебная практика. Во многом этому способствовал Закон об основах правах 1980 г. В нем, в частности, был установлен следующий принцип: если вопрос не может быть разрешен на основе законов, прецедентов или аналогии права, суды должны решать его «в свете принципов свободы, справедливости, равенства и мира, являющихся наследием Израиля» 27 .
Роль прецедентов английских общего права неуклонно падает. Они уже не имеют какого-либо определяющего значения для развития судебной практики Израиля. За ними не признается обязательная сила. Израильские суды все реже к ним обращаются, предпочитая более широкий подход с опорой на судебную практику разных государств, в том числе США, Франции, ФРГ. При этом все большее значение приобретают прецеденты, сложившиеся в судебной системе Израиля на основе положений ст. 20 Основного закона о порядке судопроизводства:
«(a) Правило, установленное судом, обязывает любой нижестоящий суд.
(b) Правило, установленное Верховным судом, обязывает любой суд, кроме Верховного суда».
Основной закон закрепляет принцип верховенства светских судов. Верховный суд имеет право давать указания религиозным судам рассматривать дела, воздерживаться от рассмотрения, а также прерывать рассмотрение дел, если они неправильно возбуждены, либо приостанавливать исполнение решений, если они неправильно приняты (ст. 15). 28 . Но, как показывает анализ судебной практики, светские суды крайне редко вмешиваются в дела религиозных судов.
В правовой системе Израиля, помимо законодательства и судебной практики, заметная роль принадлежит обычаям (минхаг), которые признаются источником права при условии соответствия трем критериям: всеобщности действия в рамках всей страны, отдельной местности либо отдельного коллектива; постоянства действия; ясности и определенности.
В заключение необходимо подчеркнуть не только самобытность, но и самостоятельность развития правовой системы Израиля, что исключает ее отнесение к какому-либо иному сообществу или семье права 29 После Второй мировой войны и создания в 1948 г. государства Израиль Тора и Талмуд были признаны в нем одними из источников гражданского права. Более того, семейные дела (брак, получение развода (гет), подтверждение еврейства, имеет юридическое значение, так как в соответствии с законодательством Израиля принадлежность к еврейскому народу дает право на гражданство) в стране находятся в компетенции общинных судов - для наиболее многочисленной еврейской части населения это раввинские суды (бетдины).
Таким образом, Галаха в Израиле применяется достаточно широко, оказывая существенное влияние на жизнь людей. Особенно этому способствует отсутствие светского брака как альтернативы религиозному и наличие достаточно многочисленного движения ортодоксальных (религиозных) евреев, выступающих за то, чтобы закон Торы полностью заменил закон государства.
Раввинские суды функционируют и в других странах мира, где имеются еврейские диаспоры, занимаясь в местных общинах разрешением все тех же вопросов личного статуса, в основном на практике - заключением религиозного брака и получением развода. В России таких судов два - один в рамках ФЕОР 30 (Федерации еврейских общин России), другой - КЕРООР (Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России). Обе организации находятся в Москве 31 .
Итак, мы рассмотрели эволюцию одной из древнейших правовых систем - иудейского религиозного права, оказавшего влияние на все последующее развитие как буквы, так и духа законов всех государств мира.
Многоаспектность источников современной правовой системы Израиля Текст научной статьи по специальности «Право»
Рассматривается сложная и оригинальная система источников израильского права, на становление и развитие которой оказали влияние как историческое право еврейского народа, так и институты западного и восточного права в целом
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Похожие статьи
Библия как исторический источник | Статья в сборнике.
Основой Ветхого Завета является так называемая «Еврейская Библия» или Танах, состоящая из трёх частей
В иудейской (впрочем, как и в мусульманской) религиозной традиции, Бог — только
Однако этот процесс не может быть продуктивным без поддержки государства.
«Еврейский миф» в Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»
Американские евреи стали источником постоянной помощи и поддержки японцам.
Члены движения назвали себя "Огель моэд" ("Шатер завета") - место встречи между Богом и
Они оказывали помощь и содействие еврейскому народу, как братскому, а не возвышающемуся.
Сохранение религиозно-нравственных идей законов Моисея.
Ключевые слова: российское законодательство, правовая система, морально-нравственный ценности, законы Моисея, Ветхий Завет, Декалог.
Согласно Библии тексты заповедей (Декалога) Бог дал еврейскому пророку Моисею, когда тот находился на горе Синай.
«Язык Библии» и его роль в русской культурной традиции
На данном этапе русский язык также испытывает влияние иврита, во-первых, благодаря контакту с реалиями государства Израиль, а во-вторых
Библия как исторический источник | Статья в сборнике. Основой Ветхого Завета является так называемая «Еврейская Библия» или Танах.
Национальная культура современного Израиля | Статья в журнале.
Подавляющее большинство израильских евреев сегодня – это олим (репатрианты) или их дети, рожденные в Израиле – сабры (цабарим). Современное еврейское население государства сформировалось из репатриантов из стран диаспоры.
История языка бухарских евреев | Статья в журнале.
Со временем сыны Израиля хорошо обустроились, многие достигли больших успехов, накопили немалые богатства.
Будучи разбросанными по многим странам евреи стремились сохранить этническое единство и не
Источники по политической истории и руководству государств.
Отечественная историография евреев в России в XIX – XXI.
Его фундаментальный труд «История еврейского народа в России» [4] переиздавался несколько раз, в том числе и после смерти автора.
Во многом именно эта энциклопедия является основой для современных исследований по истории, культуре и религии евреев [13].
Корни арабо-израильского конфликта | Статья в журнале.
турция, сектор Газа, Ближний Восток, Израиль, израильская операция, отношение, еврейское государство, Восточное Средиземноморье, турецкий народ, мирный процесс.
Совесть как важнейшая моральная ценность в христианстве: на.
«Хотя термина «совесть» не было в Ветхом Завете, реальность совести, как общечеловеческого нравственного опыта и как опыта народа, призванного к общению с Богом, несомненно, сознавалась… Для богоизбранного народа, знающего Бога и Его закон.
Читайте также: