Место для конных состязаний в древней греции
Дорожка или стадион для конных и колесничных гонок называлась «ипподром» (hippodromes). Колесничные и конные состязания обычно являлись самым престижным событием атлетических соревнований во время празднеств, но информации об ипподромах Доримского периода у нас довольно мало. Ранние ипподромы, по-видимому, представляли собой простые беговые дорожки, возможно с какими-то сооружениями, с которых важные зрители могли наблюдать за гонками. В Греции не было обнаружено ни одного настоящего ипподрома, и только в Олимпии имеются несомненные следы места расположения подобного сооружения. Считается, что римские цирки (стадионы для колесничных гонок) были сконструированы по образцу греческих ипподромов и, возможно, позволяют составить представление о внешнем виде последних. Римский цирк был подковообразным, с барьером посередине и ярусами сидений для зрителей. Стартовая линия находилась у открытого конца «подковы», а скачки состояли из нескольких кругов вокруг центрального барьера.
Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 248.
Гонки в Древнем Риме
Во время гонки колесницы обгоняли и «подрезали» соперников, пытаясь вынудить их врезаться в разделительный барьер, spina. На барьере были установлены, по примеру греческих «орлов», бронзовые «яйца», которые сбрасывались в жёлоб с водой, идущий по верху барьера, обозначая количество оставшихся кругов. Барьер со временем становился все более помпезным, его украшали статуями и обелисками, так что зрители часто не могли разглядеть происходящее на противоположной стороне гоночной дорожки (считалось, что это только подстёгивает напряжение и интерес к гонке). По концам барьера стояли поворотные столбы (meta), здесь случались захватывающие столкновения и крушения колесниц, как и на греческих гонках. Если возница или лошади получали увечья, то такая авария называлась naufragium (это слово означает также «кораблекрушение»).
Ежедневно устраивались десятки заездов, иногда на протяжении сотен дней подряд. Сама гонка проходила так же, как и у греков, но заезд состоял из 7 кругов, в отличие от 12 кругов в греческих гонках. Затем заезды сократили до 5 кругов, чтобы за день можно было устроить ещё больше заездов.
Колесницы запрягались четверней («квадрига», quadriga) или парой («бига», biga), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но пользы в этом не было никакой. Римские гонщики, в отличие от греческих, надевали шлемы и другое защитное оснащение. Они также обычно наматывали поводья себе на руки (вероятно, для лучшего контроля над лошадьми), а греки держали поводья в руках. Из-за этого римские возницы оказывались в трудном положении при крушении колесницы: они не могли быстро освободиться от поводьев, и лошади волокли их по дорожке. Поэтому они имели при себе ножи для перерезания поводьев. Воспроизведение римской колесничной гонки можно увидеть в знаменитом фильме «Бен-Гур» (1959).
Ещё одно важное отличие заключалось в том, что победителем гонки считался сам колесничий, auriga, хотя обычно он так же являлся рабом, как и в Древней Греции. Победитель получал лавровый венок и немного денег. Если раб часто выигрывал гонки, он мог выкупить свою свободу. Обычно продолжительность жизни колесничего была невысока, а гонщик, сумевший выжить после многих проведённых гонок, становился знаменитым на всю Империю. Таким прославленным гонщиком был Скорпус, который выиграл свыше 2000 заездов и погиб в возрасте 27 лет в столкновении у поворотного столба. Знаменитостями становились и лошади, хотя их жизнь тоже была недолгой. Римляне вели подробную статистику по именам, породам и родословным прославленных лошадей.
Места в Циркусе были бесплатными для бедноты, которой попросту нечем было заняться в Риме после падения Республики, ибо до политики и военных дел эти люди уже не допускались. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше была видна гонка. Они также делали ставки на исход заездов. Императорский дворец располагался неподалёку от ипподрома, и хозяин дворца часто посещал гонки. Для народа это была одна из немногих возможностей увидеть своего вождя. Юлий Цезарь часто приезжал на гонки лишь для того, чтобы показаться на публике, хотя к самим заездам оставался равнодушен и обычно брал с собой что нибудь почитать.
В Римской империи было множество гоночных ипподромов («циркусов»). Крупный ипподром, Циркус Максентиус, находился недалеко от Рима. Также большие ипподромы имели Александрия и Антиохия. Ирод Великий построил четыре ипподрома в Иудее. В четвёртом веке Константин Великий построил «циркус» в своей новой столице, Константинополе.
Колесничий Гай Аппулей Диокл считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, за свою карьеру он заработал 35 863 120 сестерциев (эта сумма была выбита на памятнике Гаю Аппулею Диоклу, воздвигнутом болельщиками), что, согласно оценкам учёных, приблизительно эквивалентно современным 15 миллиардам долларов США.
Объясните значение слов: атлет,ипподром,пятиборье..
Атлет - так древние греки называли участников Олимпийских игр.
Ипподром - так древние греки называли место для конных состязаний на колесницах. Гонка на колесницах на ипподроме была одним из состязаний на Олимпийских играх.
Пятиборье - состязание в Древней Греции на Олимпийских играх, состоящее из следующих испытаний: прыжок в длину, бег, борьба, метание диска и метание копья. Пятиборье также называется пентатлон.
Новые вопросы в История
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА даю 10 баллов
в чем была специфика развития советской экономики в межвоенный период?
Вставьте пропущенные слова из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и прилагательные форме мужского рода. Обратите внимание … : списке слов есть такие, которых текст очищается не должны! Ответ внесите в таблицу. С оформлением в начале IX В. Крупной земельной собственности произошли существительных изменения в хозяйственной и социальной организации (А). Земля во владение обычный делилась на две части сна господь скую землю, или (Б), на которой груз хозяйстве феодала и на землю, находившийся в пользование (В) Христиан и состоявшую из наделов. На тело, на которой сидели крестьяне, были тиграми, так как на них лежали определённые повинности виде: натуральный ренты – (Г) и работы на хозяйстве земли – (Д). Следствием переворота в подземельях отношениях в VIII-IX вв. Появилось значительное укрепление (Е) в каролинском государстве. Сложилось (Ж) социальная структура общества. СЛОВА: 1. Барщина 2. свободный 3. поместье 4. оброк 5. зависимый 6. франки 7. домен 8. сословный 9. феодализм 10. рабовладение A. Б. В. Г. Д. Е. Ж. ? ? ? ? ? ? ?
Крупнее государства Европа 5-20 веков конспект
как называли человека прямоходящего которого нашли в Китае
жауынгердін хаты пж айтынызшы
что делали в период мезолита
Установіть хронологічні послідовність подій .Затвердження польским сеймом "Пунктів для заспокоєння руського народу"Початок діяльності Богоявленського … братства у Києві Обрання православним митрополитом Й.Борецького
расшифровка:Реформа год, Основные положения. Тема:Начало правления Ивана IV Реформы избранной рады
Место для проведения конных состязаний В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Гипподром — у древних греков и римлян — место, специально предназначенное для проведения конных состязаний, гонок колесниц.
спасибо Вам
Новые вопросы в Физкультура и спорт
Опишите представленные упражнения на координацию движений
помогите прошу.
Кто играет в рб напишите свой н к
Система составления программы соревнований по легкой атлетике и факторы, влияющие на эту систему.
Ововолалатвичоовосоалососллсллчлчлчлсллалслсшсллалсдмлмлдмдмььмьалв
1. Перечислите основные виды легкой атлетики и разновидности бега, прыжков, метаний, ходьбы и многоборий.2. Какова роль и значение легкой атлетики в с … истеме физического воспитания. 3. В чем состоит оздоровительное, воспитательное, образовательное и прикладное значение занятий легкой атлетикой. 4. Как составляется календарь соревнований по легкой атлетике.5. Раскройте содержание положения о соревнованиях по легкой атлетике. 6. Характер, типы и разновидности соревнований по легкой атлетике. 7. Каковы обязанности судей по бегу, прыжкам и метаниям. 8. Система составления программы соревнований по легкой атлетике и факторы, влияющие на эту систему. 9. Дать определение спортивной технике, как оценивается ее качество. 10. В какой последовательности следует проводить анализ техники легкоатлетического упражнения. пжжж с порядком
Задача No Определить площадь сечения арматуры железобетонной балки таврового сечения по следующим данным: M=210 кН:м, бетон класса В-25, арматура b(=8 … 0см, толщина верхней полки Sсм, толщина защитного слоя а=4см класса А-III, высота балки h=45см, ширина ребра bp-25см, ширина верхней полки
1. Перечислите основные виды легкой атлетики и разновидности бега, прыжков, метаний, ходьбы и многоборий. 2. Какова роль и значение легкой атлетики в … системе физического воспитания. 3. В чем состоит оздоровительное, воспитательное, образовательное и прикладное значение занятий легкой атлетикой. 4. Как составляется календарь соревнований по легкой атлетике. 5. Раскройте содержание положения о соревнованиях по легкой атлетике. 6. Характер, типы и разновидности соревнований по легкой атлетике. 7. Каковы обязанности судей по бегу, прыжкам и метаниям. 8. Система составления программы соревнований по легкой атлетике и факторы, влияющие на эту систему. 9. Дать определение спортивной технике, как оценивается ее качество. 10. В какой последовательности следует проводить анализ техники легкоатлетического упражнения.
Якщо я буду дивитися аниме джоджо ( всі сезони , а їх 5 ) то скільки часов і днів ,я буду його дивитися ( можеш подивитися зі мною його ,якщо хочеш ? … ) ( і можеш подивитися скільки серія бо я не помню , і бо по времені аниме іде 24 мінути )
1. Античные Олимпийские игры получили своё название потому, что соревнования проводились a. уподножия горы Олимп в. в честь олимпийских богов б. в мес … тности, называемой Олимпией г. после зажжения олимпийского огня 2. В древних Олимпийских играх самым популярным было пятиборье - - пентатлон, включающий a. бег, прыжки в высоту с разбега, толкание ядра, кросс по пересечённой местности, кулачный бой б. кулачный бой, верховую езду, панкратион, гонки на колесницах, марафонский бег в. бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу г. плавание, бег, верховую езду, фехтование, борьбу 3. На античных Олимпийских играх запрещалось нарушать правила и применять нечестные приёмы и судили соревнования атлетов a. олимпионики б. элланодики в. тренеры спортсменов г. спартанцы 4. Олимпийский огонь, зажжённый от солнечных лучей в Олимпии (Греция), в храме языческого греческого бога Аполлона прибывает к месту проведения Олимпийских игр a. за 3 дня до открытия б. за 2 дня до открытия в. за 1 день до открытия г. в день церемонии открытия 5. К малоэффективным упражнениям для развития силы относят a. подтягивание на перекладине прямым хватом б. упражнения с гантелями b. отжимания г. кувырки. 6. Очевидно благотворное влияние физических упражнений на основные системы организма человека, на его рост и развитие Выберите выражение, по Вашему мнению наиболее полно отражающее положительный эффект данного воздействия. a. Занятия физическими упражнениями обеспечивают рост тела человека ю, б. Занятия физическими упражнениями позволяют человеку ходить и быстро бегать в. Занятия физическими упражнениями доставляют человеку удовольствие г. Занятия физическими упражнениями повышают мышечную силу и выносливость 7. В какой из спортивных игр её начало сопровождается спорным броском мяча в центре круга? a. баскетбол б. ручной мяч B. волейбол г. регби 8. При спуске с горы на лыжах для соблюдения техники безопасности следует соблюдать дистанцию: a. не менее 10 метров в. не менее 20 метров б. не менее 30 метров г. не менее 40 метров 9. 9. Одним из самых распространённых росто - весовых несоответствий создающих дополнительную нагрузку на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, является a. избыточный вес тела б. высокий рост в. низкий рост г. неправильная осанка 10. В каком виде лёгкой атлетики Елена Исинбаева стала олимпийской чемпионкой a. прыжки в длину б. прыжки в высоту в. прыжки в высоту с шестом г. тройной прыжок 11. Наиболее быстрым стилем плавания по скорости передвижения в воде является а. кроль на спине б. брасс в. баттерфляй г. кроль на груди 12. Положение тела на снаряде при котором плечи находятся ниже точки хвата, называется a. упором б. висом в. обратным хватом г. оборотом 13. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время… a. …подвижных игр. б. …прыжков вверх с места. b. …прыжков в глубину. г. …скоростно-силовых упражнений. 14. Какое из приведенных утверждений сформулировано некорректно? a. Спорт - это соревновательная деятельность. б. Спорт - неотъемлемая часть физической культуры. b. Спорт - это соревновательная деятельность и подготовка к ней. г. Спорт - соблюдение определенных правил поведения. 15. Процесс выполнения физических упражнений с целью повышения качества соревновательной деятельности принято называть… a. …тренировкой. б. …подготовкой. в. …гипердинамией. г. …стимуляцией.
Олимпийские игры
Гонка начиналась с торжественного въезда на Гипподром, в то время как глашатай объявлял имена наездников и владельцев. Гипподром в Олимпии имел до 600 метров в длину и до 200 метров в ширину, в одном заезде могли участвовать до 60 колесниц (хотя обычно их было гораздо меньше). Ипподром был устроен перед холмом, на котором могли стоя разместиться до 10 000 зрителей. Гонка состояла из 12 кругов по ипподрому, с резкими разворотами вокруг столба на каждом конце.
Были и другие устройства, называвшиеся «орёл» или «дельфин», их использовали для отсчёта кругов гонки. Вероятно, это были бронзовые фигуры, установленные на столбах у стартовой линии. Перед стартом их поднимали, а затем опускали по одному, показывая гонщикам, сколько осталось кругов.
Для зрителей самой захватывающей частью гонок было прохождение поворотного столба в конце ипподрома. Разворот был опасным манёвром, иногда смертельно опасным. Если соперники не успевали опрокинуть чужую колесницу до вхождения в поворот, то они могли протаранить или даже переехать её вместе с наездником и лошадьми прямо в момент огибания столба. Преднамеренный таран противника для разрушения или опрокидывания его колесницы формально запрещался правилами гонок, но поделать с этим ничего не могли (ещё в гонке на похоронах Патрокла Антилох выбил Менелая из заезда, разбив его колесницу). Аварии нередко происходили и просто так, без злого умысла соперников.
Гонки колесниц уступали в престижности «стадиону» (соревнования по бегу), но все же считались более важными, чем другие конные состязания, например, верховые скачки, которые были вскоре исключены из Олимпийских Игр.
Гонки колесниц входили в программу соревнований и других игр в Древней Греции, а на Всеафинских играх в Афинах они были важнейшим состязанием. Здесь победитель гонок на четвернях получал 140 амфор оливкового масла, чрезвычайно дорогостоящий приз. Это было больше, чем атлету могло понадобиться за всю его карьеру, и значительная часть приза, вероятно, продавалась другим атлетам.
Содержание
Литература
Настоящая статья является переводом аналогичной статьи из англоязычной Википедии. В оригинальной статье указаны следующие источники информации:
Ипподром
ИППОДРОМ — Место конских скачек и бегов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИППОДРОМ греч., от hippos, лошадь, и dromos, бег. Конное ристалище. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский … Словарь иностранных слов русского языка
ипподром — а, м. hippodrome m. 1. Наконец, наиболее характерным, чисто римским мотивом является гипподром соединение двух противолежащих полукругов посредством параллельных линий (или иначе: удлиненный квадрат с закругленными концами). Регель Изящн. сад 313 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ипподром — См. место. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ипподром арена, место; стадион, гипподром Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Ипподром — (hippodrome), скаковой круг, на к ром древн. греки и римляне устраивали забеги колесниц и лошадей. И. имел форму лат. буквы U и делился посередине барьером. Участники скачек следовали сначала по одной стороне, а затем в обратную сторону по другой … Всемирная история
Гонки колесниц
Го́нки на колесни́цах (или колесничные бега) были одним из популярнейших видов спорта в Древней Греции и Римской империи.
Гипподром
Организация и участие в соревнованиях для античного мировоззрения несли выраженный религиозный смысл — как жертва богам или умершим родственникам, как обязательная, неотъемлемая часть тризны и многих других ритуалов. Соревновательный и зрелищный компонент был для них тоже важен и не противоречил религиозному обряду.
Древнегреческие гипподромы — прототипы современных ипподромов. Самые знаменитые гипподромы Древней Греции располагались в городах Делос, Дельфы, Истм, Ликеи, Немея и Олимпия.
Гонки в Византии
Как и многие характерные черты римской жизни, гонки на колесницах продолжались в Византийской империи, хотя византийцы не вели столь тщательный учёт и статистику гонок, как римляне. Константин предпочитал колесничные гонки гладиаторским боям, которые он считал языческим пережитком. Феодосий Первый, ревностный христианин, прекратил с 394 года проводить Олимпийские игры, ради искоренения язычества и для развития христианства. Гонки, тем не менее, продолжались.
Константинопольский Ипподром (типичный римский «циркус», а не греческий открытый ипподром), был соединён с императорским дворцом и храмом Святой Софии, поэтому зрители могли лицезреть своего императора, как и в Риме.
В Римской империи подкуп и другие виды мошенничества на гонках не были распространены, по крайней мере, свидетельств о таких случаях практически нет. В Византийской империи, вероятно, нарушений было больше. Кодекс Юстиниана, например, прямо запрещал наводить порчу на соперников по гонке, но о других способах вредительства или подкупа не сообщается. Возможно, таковых и не было.
Римские гоночные клубы продолжали существовать и в Византии, но сильными командами были только «Синие» и «Зеленые». Один из прославленных колесничих пятого века, Порфирий, в разное время состоял и в «Синих», и в «Зелёных».
Однако, в византийскую эпоху клубы были уже не просто спортивными командами. Они имели влияние в военных, политических и богословских вопросах. Например, «Синие» склонялись к монофизитству, а «Зеленые» сохраняли верность ортодоксальному (православному) направлению. Потом клубы превратились в нечто вроде преступных синдикатов и не брезговали грабежом и убийствами. Они устраивали уличные беспорядки ещё при Нероне, но на протяжении всего пятого и в начале шестого века их бунты продолжались и достигли предела при Юстиниане, в 532 году, когда случился крупнейший мятеж («мятеж Ника»), начавшийся после ареста нескольких членов клубов по обвинению в убийстве.
После подавления мятежа гонки пошли на спад. К тому же, расходы по устроению гонок сделались к этому времени чрезмерно велики и для клубов, и для императора.
Константинопольский Ипподром оставался местом отдыха императоров вплоть до 1204 года, когда он был разграблен при четвёртом Крестовом походе. Крестоносцы сняли бронзовые статуи четырёх коней, которые были частью построенного Константином Великим монумента, изображавшего колесницу «квадригу». Эти бронзовые кони существуют до сих пор и установлены в соборе Св. Марка в Венеции.
Ипподром (Древняя Греция)
ИППОДРОМ (греч. hippodromos, от hippos — лошадь и dromos — бег, место для бега), в Древней Греции конный агон.
Самым древним видом конных состязаний, известных у греков, была гонка на колесницах, запряженных четверкой коней. Этот вид был включен в Олимпийские игры с 680 до н. э., он был одним из самых любимых и самых опасных видов, так в 462 до н. э. из 40 участников состязаний уцелел лишь один. Позднее в программу Олимпийского и других общеэллинских агонов были включены новые виды конных состязаний: гонка на колесницах, запряженных парой коней, запряженных жеребятами, гонка на мулах, скачка. В Греции был известен и вид скачки, в которой всадник должен был соскочить с коня и бежать с ним, не выпуская из рук поводьев.
Скачки в античной Греции и Риме
В глубь веков уходит история скачек, как состязания наездников в скорости, ловкости и выносливости. Известно, что скачки на лошадях были одним из самых популярных зрелищ ещё в древней Греции и были посвящены богам.
Романтические легенды приписывают учреждение древнегреческих Олимпийских игр самому богу громовержцу Зевсу, который вступил в смертельный бой с жестоким отцом Кроносом в Олимпии, и победил его.
В древнегреческой мифологии верховный бог неба Зевс (др.греч. Ζεύς, род. п. Διός, микен. di-we — «Дий») был обладателем быстрокрылого белого небесного коня Пегаса.
Самые ранние упоминания о скачках, посвящённых богу Зевсу Олимпийскому относятся к 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, этот год официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.
Древние греки считали, что во время Олимпийского состязания происходит общение простых смертных с богами, и могучему Зевсу приятно смотреть на состязания колесничных скачек, людскую силу и ловкость.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привёз в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.
Древние греки считали, что именно боги даруют победу достойнейшим победителям конных состязаний. Победители соревнований становились любимыми героями народа, получали громкую славу и признание в обществе, а поэты слагали о них стихи и песни.
Не касаем бичом,
Причастил победе своего господина —
Царя Сиракуз,
Любителя конеборств.
(Гиерону Сиракузскому царю, и коню его Ференику на победу в скачке. Год — 476 до н.э.)
Самых резвых скакунов оберегали и заботились о них, а победивших скачках украшали лентами и цветами.
С 680 года до нашей эры в программу Олимпийских игр входили состязания колесниц. Забеги на колесницах проводились на специальных ипподромах, длина беговой дистанции равнялась 300 метрам.
Ещё в античные времена было замечено, что некоторые лошади более выносливы и больше подходят для скачек, нежели для обычных сельскохозяйственных работ.
В древние времена и в Греции, и в Этрурии, и в Риме скачки имели большой успех и занимали особое место в жизни общества.
В древнем Риме скачки стали ещё более популярными, благодаря участию в них римскх императоров – Нерона, Калигулы и Домициана.
Единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры является квадрига скульптора Лисиппу, созданная им в IV веке до н. э. из позолоченной бронзы. Несомненно, квадрига была великолепным украшением ипподрома в Константинополе, столице восточно-римской Византийской империи. В ходе Четвёртого крестового похода дож Энрико Дандоло вывез знаменитую квадригу в Венецию.
Квадрига поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка писал о ней:
…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание. »
В период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы) квадрига была установлена в базилике Сан-Марко.
Первым документальным свидетельством о её появлении в Венеции является её изображение на мозаике круглой ниши портала Сант Алипио, датируемое 1265 годом.
Спортивные единоборства в античные времена.
Древнегреческое гончарное искусство оставило нам в наследство великолепные амфоры, на их поверхности запечатлён эллинский мир, с сюжетами из мифологии Древней Греции, из обыденной жизни эллинов, частью которой было спортивные единоборства. На амфорах, возраст которых более 2500 лет, часто изображали греческих богов и богинь, покровительствующих героям греческих легенд, ставших народными героями, спортсменов, принимавших участие в Олимпийских и Панафинейских играх, во время которых прекращались все войны. В пятиборье в античные времена входили соревнования по бегу, прыжкам в длину, метанию копья и диска, и борьбе.
Самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах Панафинейские игры (др.-греч. Παναθήναια) проводились в честь дня рождения богини Афины, покровительницы города. Победителям первых больших Панафинейских игр в 566/565 гг. до н. э. вручались призовые панафинейские амфоры особой формы и размеров (60-70 см.), наполненные оливковым маслом, около 3 литров.
По древним афинским преданиям празднество, посвящённое богине Афине — Афинеи учредил один из первых афинских царей мифологический царь Аттики Эрехтей 5 веке до н. э., почитающий богиню Афину Промахос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος — Афина Праматерь, или Великая мать богов). На лицевой стороне первых Панафинийских амфор 565 — 530 г.г. до н.э. была изображена воинственная Афина Промахос со щитом и поднятым копьём. Рядом с Афиной стали изображать две дорические колонны, увенчанные петухами, символизирующими боевой дух победителей панафенейских состязаний. На амфоре памятная надпись на древнегреческом языке: «τών ‘Αθήνεθην Αθλων» — «приз из Афин» . На каждых Панафенийских играх победителям состязаний вручали около 1500 чернофигурных амфор, до наших дней сохранилось около 1000 панафинейских амфор.
Один из самых известных персонажей Древнегреческой мифологии, легендарный герой древнегреческих поэм «Илиада» (I 265) и «Одиссея» (XI 323, 631) Тесей (др.-греч. Θησεύς), сын бога Посейдона или афинского царя Эгея и Эфры, 11-й царь Афин объединил все поселения Аттики в единый полис-государство Афины. В честь покровительницы города афиняне устраивали летом большой праздник ПанАфинеи (Великие Афинеи).
При афинском государственном деятеле VI века до н. э. архонте Гиппоклиде (др.-греч. Ἱπποκλείδης) из рода Филаидов, в ПанАфинеях уже участвовали жители соседних государств. С 500 г. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная роспись на панафенейских вазах. В IV веке до н. э. на панафинейских амфорах наблюдаются изменения, в 312—311 гг. до н. э. на амфорах стали указывать имена судей состязаний, казначеев и архонтов, отвечавших за изготовление амфор и их содержимое. Стали известными имена многих афинских вазописцев — Эксекий, Евхарид и Клеофрад.
На оборотной стороне панафинейской амфоры изображали один из видов спортивных состязаний, за который вручался приз. С середины V века до н. э. изображали сцены чествования победителя соревнований, а с IV века до н. э. на обратной стороне амфор изображали Нику — крылатую богиню победы с лавровым венком.
Большие Панафинеи проводились в Афинах один раз в четыре года с 21 по 29 гекатомбеона. В течении девяти летних дней в Афинах проходили театральные представления, шествия, спортивные состязания атлетов. С 566 года до н. э. добавились соревнования поэтов сочиняющих гимны, а со времён Перикла (ок. 495–429 до н.э.), знаменитого афинского оратора, полководца и государственного деятеля, Панафинейские празднества украсили поэтическими и музыкальными состязаниями (агонами), и специально для этих состязаний построили театральное сооружение – Одеон (греч. ώδείον).
Начиная с седьмого дня Панафинейских празднеств, начинались «Малые агоны» или Малые Панафинейские игры, на которых проводились спортивные состязания, факельные шествия и корабельные гонки гребцов на парусных галерах.
Малые Панафинейские игры проводились ежегодно с 25 по 28 число гекатомбеона (др.-греч. Ἑκατομβαιών — «месяц жертвоприношения») — первого месяца аттического года, который длился с 15 июля по 15 августа. В течении четырёх дней месяца гекатомбеона афиняне приносили жертвоприношения богине Афине и устраивали большие празднества, музыкальные и спортивные соревнования в её честь.
Начиналось празднество «Большие Панафинеи» с ночного факельного шествия и музыкальных представлений музыкантов, играющих на двойных флейтах и арфах, и танцоров. «Процессия начинается у Дипилонских ворот, пересекает Керамейкос и Агору, достигает через пропилеи Акрополя и движется вдоль Парфенона, чтобы достичь восточного фасада храма перед большим алтарем Афины. Этот путь касается важнейших точек города, места политической жизни (Агора) и кладбища (Керамейкос)».
Особое праздничное настроение создавали состязания по хоровому и сольному пению в Одеоне, а также состязания поэтов, декламирующих свои стихи под аккомпанемент лиры.
На следующий день совершалось торжественное шествие афинян с Агоры на Акрополь. Во главе процессии шли самые заслуженные и авторитетные афинские граждане, самые благонравные афинские девушки полиса, несли сотканную и сшитую ими новую роскошную одежду (пеплос, греч. πέπλος ), этими одеждами наряжали статую Афины в храме Эрехтейон. Участниками торжественного шествия были все жители Афин священники, чиновники, демархи, всадники, гоплиты, а также спортсмены, музыканты, вокалисты, танцоры и поэты.
По завершении религиозной церемонии начинались конные состязания всадников, скачки на квадригах — колесницах, запряжённых четвёркой лошадей.
В местах поворота на беговых дорожках устанавливались каменные гермы — знаки, посвященные богу Гермесу (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a), сыну Зевса и Геры, богу торговли, дающий богатство и доход в торговле, богу атлетов, вестник богов, покровитель путников.
На стадионах гермы отмечали место поворота бегунов и колесниц. Победитель конных состязаний в гонках на колесницах получал в качестве приза 140 панафинейских амфор, наполненных оливковым маслом.
В ходе Великих панафиней несколько дней, проходили многочисленные атлетические состязания пятиборья: бег, прыжки в длину, прыгун держал в руках две небольшие гири, которые помогали ему дальше прыгнуть во время толчка от земли.
В греческое пятиборье входило метание боевого копья и диска. спортсмены метали боевое копьё, используя кожаный ремешок, который помогал увеличить дальность полёта снаряда и заставлял копьё во время полёта вращаться в воздухе.
В греческое пятиборье входил панкратион (греч. παγκράτιον) — рукопашный бой с элементами борьбы и бокса, спортивное единоборство, в котором соединялись техника греческой борьбы с боксёрскими ударами не только руками, но и ногами.
Спортсмены Древней Греции состязались нагими во всех дисциплинах пятиборья. В отличии от Минойской цивилизации Крита, где женщины занимали особое, привилегированное положение в обществе и участвовали во всех спортивных соревнованиях, женщины античной Греции не допускались на Олимпийские и Панафинейские игры, ни как зрительницы, ни как участницы соревнований.
Кульминацией Панафинейских игр была весёлая праздничная процессия всех жителей Афин, шествовавших по улицам города. Во главе шествия двигался панафинейский корабль, специальная повозка на которой стояла статуя богини Афины в новом великолепном одеянии шафранового цвета, которое специально ткали и шили женщины Аттики для ежегодного празднества Панафиней.
Торжественное факельное шествие слуги вели жертвенных быков от 12 до 100 голов для заклания перед статуей богини Афины. Большие (или Великие) Панафинеи заканчивались ритуалом жертвоприношения — «гекатомбой»- (греч. ἑκατόμβη, букв. «сто быков») и совместным застольем.
В поэме Гомера «Илиада» говорится о гекатомбе:
«Мы, окружая родник, на святых алтарях приносили
Вечным богам гекатомбы отборные возле платана,
Из-под которого светлой струею вода вытекала».
Со временем словом «гекатомба» обозначалось любое количество жертвенных животных, даже если оно не доходило до ста, позднее так стали называть любое большое торжественное жертвоприношение богине Афине, а месяц жертвоприношений во время Панафенийских соревнований стали называть гекатомбеон (др.-греч. Ἑκατομβαιών — «месяц жертвоприношения»).
Олимпийские спортивные состязания были посвящены греческим богам, и победителей Олимпиад чествовали, как избранников богов, им ставили памятники, победители становились национальными героями и служили образцом красоты и совершенства в греческом обществе. Внешний вид и физическое совершенство древнегреческого спортсмена считалось, отражением его внутренней нравственности, добродетели и был образцом для подражания. Победоносное выступление атлета на Олимпийских играх приветствовалось триумфальной одой, посвящённой победителю.
Сегодня в Греции найдено множество античных мраморных статуй, посвящённых древнегреческим спортсменам-победителям Олимпийского пятиборья, ставшие стандартом красоты человеческого тела и образцом для всех будущих поколений спортсменов. Статуи древнегреческих спортсменов устанавливались под открытым небом в святилищах божества, которому посвящались спортивные соревнования.
Разновидности спортивного бокса впервые возникли у этрусков. В древней Этрурии во время погребального ритуала были обязательными пышные пиршества и спортивные соревнования. На стенах в этрусских курганах сохранились множество фресок, на которых изображены поминальные пиршества, танцев и сцены спортивных единоборств.
В Древнем Риме был популярны гладиаторские бои, участниками поединков были в основном рабы, гладиаторы из числа пленных, которые надеялись завоевать свободу, победив в бою. Иногда в гладиаторских боях Рима бились свободные римляне, и даже аристократы и римлянки, изображающие воинственных амазонок.
Популярность кулачных боёв в древнем Риме привела к тому, что даже императоры, например Цезарь Нерон, принимал участие в кулачных боях, посвящённых богу Квирину (сабинск. Quirinus — копьеносный) — один из древнейших италийских и римских богов. Квирин был первоначально божеством сабинского племени, занимавшего почти половину Апеннинского полуострова. После Сабинской войны, известной в истории под названием «похищение сабинянок», сабиняне фактически сроднились с римлянам, подчинились им и заселились на Квиринальском холме. Поединок между кулачным бойцом Даресом и Энтеллом описан в эпическом произведении «Энеида».
Эллинистическая бронзовая статуя Kулачного бойца I века до н. э. была случайно обнаружена в 1885 г. при выполнении ремонтно-строительных работ на склоне Квиринальского холма в Риме в 1885 году. Другие названия известной античной скульптуры: Квиринальский боксёр, Кулачный боец из Терм.
На лице Квиринальского кулачного бойца весьма реалистично видны множественные травмы и шрамы, полученные в бойцовских поединках. Тело и лицо кулачного бойца покрыто глубокими рубцами, его нос и ухо, разбито от жестоких ударов.
У боксёра рассечена бровь и губа, сломан нос, что ещё раз наглядно показывает насколько жестокими были бойцовские соревнования в античном Риме.
Римские гладиаторы кулачного боя обвязывали руки кожаными ремнями с металлическими цестами (кастетами), а для защиты тела от ударов они обвязывали предплечье кожаными ремнями.
В 393 году римский император Феодосий по настоянию духовенства запретил проводить Олимпийские Игры, потому что они считались языческим празднеством богине Афине. В 500 году король остготов, из рода Амалов, Теодорих Великий, вторгшийся в 489 году в пределы Италии и к 493 году завоевавший весь Апеннинский полуостров и Сицилию, запретил в Риме кулачные бои, как спорт, оскорбляющий Бога, ведь символ Бога — лицо, подвергалось ударам.
Однако указ Теодориха Великого не сильно повлиял на спортивную жизнь римских городов, находящихся за пределами Рима и в Восточно-римской империи.
Спортивная борьба, фехтование и гонки колесниц никогда не запрещались в Древней Греции и Риме, так как эти виды спорта не причиняли спортсменам физических увечий.
Происхождение гонок
Гонки на колесницах также считаются первым олимпийским видом спорта. По одной из легенд, царь Эномай вызывал на гонку всех претендентов на руку его дочери Гипподамии. Один из них, по имени Пелоп, сумел выиграть эту гонку, а затем стал устраивать в честь своей победы спортивные игры, с которых начались Олимпиады.
Читайте также: