Ленком марка захарова доходное место
"Доходное место" Дмитрий Астрахан создает уже в четвёртый раз. Пьесу Островского ставил в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Владимире. Текст страстный, характеры яркие. Есть во что поиграть. Режиссер даже сам выйдет на сцену — в роли Юсова заменяет заболевшего артиста. Но важнее в его выборе пьесы другое: "доходное место" все еще болит.
"Понятно, что это вечная тема коррупции. Но Островский показал это под таким углом интересным. Он создал такой обаятельный мир зла, которое всё живет в этой системе. И показал, что коррупция — это уже природа вещей. Некая незыблемость, которую свернуть невозможно. Над этим надо смеяться и плакать и помнить, что борьба не прекращается", — считает Дмитрий Астрахан.
Когда ни поставь, "Доходное место" всегда окажется созвучным времени. Никакого радикального переосмысления текста от режиссера не требуется — знай, сливки снимай. Мейерхольд в 20-е годы поставил в "Театре революции" — спектакль вошел во все учебники. На излете оттепели Марк Захаров создал "Доходное место" в "Театре Сатиры". Получилось так актуально, что постановку практически сразу запретили. Спектакль Астрахана, хоть и в декорациях XIX века, тоже бьет шибко. За архаичными завитушками текста — диалоги сегодняшнего дня.
Антон Шагин, актер: "Мне в данном случае интересен этот персонаж Жадова. Мне хочется понять, возможно ли сегодня, в наше время образованному человеку жить честным трудом. Для меня это важный вопрос. Я хотел бы его озвучить и хотел бы получить на него ответ".
Олеся Железняк, заслуженная артистка России: "Я не играю отрицательную героиню. У нее своя боль внутренняя, которая примеряет её со всем и делает её тоже человеком".
Евгений Герасимов, народный артист России: "Посмотрим, кто будет героем для зрителя — Жадов, как главный герой, или мой герой Вышневский, который его учит жить по тому времени современно".
В одной из самых несмешных комедий Островского перед трудным выбором окажутся не только персонажи пьесы. Астрахан аккуратно, не осуждая и не стыдя, поднесет зеркало к публике.
Марк Захаров: Быть шутом - романтично, весело и опасно
- Марк Анатольевич, вы сорок лет руководите театром «Ленком». Возможно, вас много раз спрашивали, но мы - ни разу: какой ваш любимый спектакль?
- Наверное, «Доходное место» в 67-м году в Театре сатиры с Андреем Мироновым, Папановым и Пельтцер. Как сказал Плучек тогда: «Марк, ты прорвался, беги за шампанским». Потом, правда, Екатерина Алексеевна Фурцева (министр культуры СССР. - Ред.) посетила этот спектакль. Как мне позже объяснили, она искала ошибки Московского горкома партии, который разрешил постановку. И нашла.
Я ничего не менял в тексте Островского, но там был очень сильный монолог Пельтцер о том, что появились такие молодые люди, которые «не хотят брать взяток, хотят жить одним жалованьем», и как можно дочерей выдавать за таких людей? Фурцеву это смутило. Олег Ефремов сказал тогда: «Не жалей». О «Доходном месте» будут помнить как о легенде.
- А что сегодня посмотреть?
- Мы с Табаковым обсуждали: вот приедет человек в Москву - какой спектакль посоветовать? Больше четырех названий не придумали. Сначала надо идти в Театр Пушкина на «Доброго человека из Сезуана». Потом закалить себя - посмотреть новое искусство, которое делает Богомолов во МХАТе. А в «Ленкоме» с большим успехом идут «Небесные странники», «Пер Гюнт» и, как ни странно, «Вишневый сад» - там нет джинсов, современных костюмов, но есть взгляд на потерю, которая постигает каждого человека.
«УКРАИНА - ЭТО НАША БОЛЬ»
- Марк Анатольевич, как вы относитесь к событиям на Украине?
- Были письма поддержки политики Владимира Путина в Крыму. Я и Леонид Сергеич Броневой тоже приняли участие в поддержке, но с опозданием. Потому что не знали о письме. И потом мы с ним вместе - уже отдельно - выступили против украинского кризиса, который страшно ударил по гражданам обеих стран. Это наша общая боль.
- Было еще некое письмо против действий России на Украине, якобы подписанное вами.
- В интернете. Там иногда о себе можно прочесть бог знает что. Это очередное недоразумение.
- Должен ли артист, режиссер публично высказывать свою гражданскую позицию, когда общество поляризовано?
- Это личностная проблема. У меня, например, каких-то специальных украинских контактов почти нет. Есть, правда, один богатый человек, который помогал театру. Это украинский меценат Виктор Пинчук. Он помогал и мне, и оркестру Спивакова, знакомил украинцев с достижениями российского театра. Первые гастроли с «Тартюфом» прошли в Днепропетровске. Это большое дело - ведь сейчас организовать гастроли театра, как в советское время, практически невозможно. Поменялись цены на транспорт, на гостиницу.
- И это при том, что ваш театр буквально забит зрителями.
- Постучите по дереву! В 73-м году мне повезло, я поставил спектакль «Тиль» по роману Шарля де Костера. Григорий Горин написал очень смешную пьесу - и пошел зритель валом. Горин слышал разговор вахтерш: «Вот раньше зритель ходил в валенках, в галошах, а сейчас - в одной болонье!» Тогда плащи из болоньи считались признаком состоятельного человека, как сегодня «Мерседес-Бенц». Ну а после «Тиля» нам, наверное, ангел-хранитель помогал.
- «Тиль» вывел на театральный небосвод звезду Николая Караченцова. А ведь его карьера не здорово начиналась. Были претензии к его внешности.
- Он был таким нескладным, длинноносым парнишкой, но с горящими глазами, черненькими, как вишенки. Я сделал на него ставку. Но он был там не один. Была еще Инна Михайловна Чурикова, которая уже имела успех в первых фильмах Панфилова, тандем у них с Караченцовым сложился прекрасный.
- Говорят, театр продолжает платить зарплату Николаю Петровичу.
- Это правда. Он внес слишком большой вклад в развитие «Ленкома». Кстати, именно Караченцов первый предложил переименовать театр с пафосным названием «имени Всесоюзного ленинского коммунистического дважды орденоносного комсомола» в «Ленком», взяв эту аббревиатуру из городского фольклора. В этом названии есть частица нашей истории, но есть и дистанция.
- Марк Анатольевич, какая примерно зарплата в театре «Ленком»?
- Это коммерческая тайна, но я отвечу. Молодой человек, который активно работает, зарабатывает у нас сорок - пятьдесят тысяч рублей.
- А если он будет подрабатывать в рекламе, в сериалах?
- Но есть режиссеры, которые считают, что это унизительно.
- Раньше мы считали, что унизительно быть уборщицей. Пока не появились клининговые компании, где оператор клининга приезжает на работу на собственном автомобиле. И потом вспомним, как умело снимались в сериалах покойные Янковский и Абдулов…
«ЯЗЫК НЕ ПОВЕРНУЛСЯ СКАЗАТЬ: «ОДЕНЬ ТЫ ЭТУ ГОЛУЮ ДЕВУШКУ!»
- Сегодня в театре много авангардного. У некоторых режиссеров актеры нужду на сцене справляют. В вашем театре на сцене появилась девушка голая. Что можно, а что все-таки нельзя?
- В нашем театре - голая? Это, наверно, «Дона Флор и два ее мужа». Ну, зависит от таланта режиссера. Режиссеру Андрею Прикотенко, вероятно, это понадобилось. А у меня сказать: «Давай ее оденем» - как-то язык не повернулся…
- Возможен сегодня такой персонаж, как Мюнхгаузен, который перевернет землю, воткнув в нее палку?
- Это любимая тема моего друга, ушедшего из жизни, Григория Горина… Тема шутовства. Шут - это профессия романтическая, веселая. Но вместе с тем и опасная. К шуту все слои общества относятся хорошо. Последний шут был Юрий Никулин. Нет людей, которые бы его не любили. Он был народным героем. Сегодня Жванецкий занял свою нишу, которая недосягаема для других людей, работающих в этом жанре.
- В шварцевском «Убить Дракона» есть Дракон, есть Ланцелот и есть «смелые люди, но всего боятся». Сегодня есть реальный материал для подобной пьесы? Кто сегодня Дракон?
- Это человек, который сосредоточил в себе очень большие властные полномочия где-нибудь в регионе. Но больше всего я в этом фильме дорожу некоторым опережением событий. Помните, в картине, когда наступает «свобода», люди бросают в голову полицейского кирпич, он погибает в луже крови, а они радуются, обнимаются и прыгают. Это оказалось вещью злободневной. Относительно украинских событий, в частности…
«С ЖЕНОЙ ЖИВУ, А НЕ РАБОТАЮ»
- Почему вы никогда не снимали свою жену, актрису Нину Лапшинову?
- Жена у меня - сильный человек. И в какой-то момент мне ангел-хранитель сказал: если возьмешь жену, будешь находиться под сильным ее влиянием и дело будет загублено. Вот дочь Саша у нас растет.
- Никогда. У меня уже прыти нет. И в театре появились проблемы. Очень много нужно разговаривать, решать, и на кино времени нет.
Возрастная категория сайта 18 +
Формула любви Марка Захарова: В Москве на 86-м году жизни умер народный артист СССР
В конце августа Марка Захарова доставили в Боткинскую больницу. Двустороннее воспаление легких в 85 лет не сулит ничего хорошего. Уговорить его лечь в больницу удалось с трудом: накануне Захаров вернулся из Германии, где каждые полгода немецкие врачи ему «ремонтировали» сердце.
Директор театра «Ленком» Марк Варшавер успокаивал и вселял надежду: Марк Анатольевич – человек волевой, мобилизуется к 3 сентября и откроет 87-й сезон в родном театре. Увы, театральный сезон открылся без него впервые за 46 лет его руководства.
Но актеры продолжали верить - Захаров вернется в строй. В сентябре он должен был приступить к репетициям нового спектакля «Капкан». Эту инсценировку, сочиненную вместе с Владимиром Сорокиным, Марк Анатольевич переписывал семнадцать раз, пока не пришел к окончательной версии.
Уже было распределение ролей. Уже стало известно, что Дмитрий Певцов сыграет генералиссимуса Сталина. Но репетиции никак не начинались, хотя Марк Захаров вернулся из больницы домой. С ним рядом почти круглые сутки находилась его дочь Александра. «Мы даже не поняли, как он опять подхватил пневмонию. Наверное, возраст, - сказал мне директор театра Марк Варшавер. - Десять дней назад Марка Анатольевича положили в Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова. А сегодня утром случилась катастрофа. » Народный артист СССР умер от воспаления легких. Театр узнал эту новость на гастролях в Петербурге.
В прошлом году 13 октября Марк Захаров отмечал 85-летие. Кстати, накануне этой даты он тоже находился в больнице в Германии. И до последнего не было ясно, сможет вернуться в Москву или нет. Состоится в «Ленком» театральный капустник, который ему подготовили его коллеги из других театров или праздник придется отложить. Но он все-таки прилетел из Германии практически в свой день рождения, нашел силы прийти в театр и получил такое море любви, благодарности и призвания, которые продлили ему жизнь еще на год.
Почти каждое выступление участников того капустника начиналось со слов: «Марк Анатольевич, вы подарили нам «Обыкновенное чудо» и «Формулу любви». Захаров, сидя в зрительном зале, на это улыбался своей знаменитой ироничной полуулыбкой.
Он снимал в кино музыкальные комедии, на сцене ставил рок-оперы, зрители называли его театр «Ленком» самым пронзительным, хитовым и модным. Но в жизни он был очень сдержан, в том числе со своими актерами. Со стороны захаровскую «мрачность» воспринималась как суровость. Но это была маска. Он не был суров, наоборот, относился к «заскокам» актеров снисходительно. Правда в шутку любил говорить, что к артистам нельзя поворачиваться спиной. Это правило укротителей хищников. «Иначе могут укусить, причем с большим удовольствием, даже если потом будут сожалеть об этом. »
Однажды еще в 1967 году, когда он ставил спектакль «Доходное место» в Театре сатиры и рассказывал труппе, какой это будет хороший спектакль, актеры вдруг резко замолчали и напряглись. Захаров воспринял это как одобрение. И только успел порадоваться, как народная артистка СССР Татьяна Ивановна Пельтцер вдруг «подумала» вслух: «Ну что же за время началось! Как только человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссеры».
Тем не менее в режиссуру полез (кстати, Пельтцер стала его любимой актрисой и перешла из «Сатиры» в театр Ленинского комсомола) и поставил только в «Ленкоме» с полсотни спектаклей, каждый из которых стал театральным событием. Его «Юнона и Авось» почти сорок лет не сходит со сцены и каждый раз идет при полном аншлаге. Довольно известная история о том, как легендарный кутюрье Пьер Карден пригласил этот спектакль в Париж, а после гастроли прокатились по всему миру.
Марк Захаров снял семь фильмов по своим сценариям. И про каждый можно сказать, что это кинохит. Он поставил и записал три десятка телеспектаклей. И по совокупности своих заслуг получил все мыслимые советские и российские награды и премии. От звания народного артиста СССР до полного кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством».
При этом он был самым доступным и доброжелательного среди худруков столичных театров. И безотказным даже к звонкам журналистов. Сколько раз «Комсомолка» ему звонила с «вопросом дня» (ежедневная газетная рубрика), столько раз Марк Анатольевич добросовестно на наши вопросы отвечал. И если не мог по какой-то объективной причине, просил перезвонить через некоторое время. И ни разу не подвел. Этой чертой настоящего интеллигента обладает далеко не все народные любимцы.
ДОХОДНОЕ МЕСТО
Известный кинорежиссёр Дмитрий Астрахан дебютирует на ленкомовской сцене с комедией А. Островского «Доходное место». Не переиначивая драматурга, режиссёр рассказывает современную историю о том, есть ли у молодого человека шансы добиться всего исключительно честным путём. Что это — идеалистические принципы или глупость? Порядочность и вера в любовь плохо уживаются рядом с корыстью, подкупом и подлостью. На сцене — живые знакомые характеры, со страстями и переживаниями, а не далёкие персонажи из позапрошлого столетия.
Эти бытовые нравы — они очень понятны. Две сестры, которые мечтают о том, чтобы выйти замуж за богатого и удачливого, пристроиться. Мамаша, которая хочет запихнуть своих дочерей и только бы спихнуть их за какого-то богатого взяточника. А не дай Бог они попадут в руки какому-то честному человеку, который будет бедный и жить на одну зарплату
«Доходное место». «Ленком Марка Захарова». Фоторепортаж
В «Ленкоме Марка Захарова» прошли премьерные показы спектакля Дмитрия Астрахана «Доходное место». Постановка по пьесе Островского стала не только его режиссерским дебютом на ленкомовской сцене, но и актерским: чтобы премьера состоялась, он был вынужден играть вместо заболевшего Владимира Юматова.
«Не переиначивая драматурга, режиссёр рассказывает современную историю о том, есть ли у молодого человека шансы добиться всего исключительно честным путём. Что это - идеалистические принципы или глупость? Порядочность и вера в любовь плохо уживаются рядом с корыстью, подкупом и подлостью. На сцене - живые знакомые характеры, со страстями и переживаниями, а не далёкие персонажи из позапрошлого столетия», - отмечают в театре.
Дмитрий Астрахан учился в ЛГИТМиКе именно на театрального режиссера, потом работал в Свердловском ТЮЗе, ставил спектакли в разных театрах России и за рубежом, стажировался у Георгия Товстоногова в Ленинграде, а затем 5 лет руководил петербургским Театром Комедии им. Акимова, пока не снял свое первое кино. «Доходное место» для Астрахана – уже вторая премьера за сезон. В Театре сатиры он недавно выпустил спектакль «Убить папашу» по пьесе ирландского драматурга Джона Миллингтона Синга.
В новой постановке заняты «ленкомовские» актеры разных поколений: Евгений Герасимов, Александр Сирин, Андрей Соколов, Олеся Железняк, Наталья Щукина, Антон Шагин и другие.
«Доходное место» А. Островского. Театр Сатиры. 1967 год.
1 Марта 2006 Записала Катерина АНТОНОВА, Фотографии предоставлены Музеем театра СатирыМарк Захаров: Спектакль вышел летом. Его жизнь началась странно. Покойный администратор Театра Сатиры Александр Хаскин, которому была свойственна некоторая широта, был в этот вечер дежурным. А в первый раз «Доходное место» шло под замену, и люди, которые пришли на что-то другое, очень расстроились из-за того, что им хотели подсунуть Островского. Оставалось минут 5 до начала, а зрители еще были в фойе, было бурление, недовольство, и в зале сидели буквально 5–6 человек. Я очень волновался. Хаскин вышел к народу и сказал, что если кому-нибудь спектакль не понравится, то он вернет деньги за билеты. И люди вошли в зал. Спектакль прошел с большим успехом: никто свои деньги назад не потребовал. Раз 40 мы сыграли «Доходное место», прежде чем Екатерина Фурцева запретила его к представлению.
Спектакль был пропитан идеями Студенческого театра МГУ, где я, как самодеятельный режиссер, обретал профессию. Там люди всегда понимали, что они делают и зачем они это делают. И всегда ощущали исторический момент, в котором находилось общество. А Миронов в «Доходном месте» вынес на сцену ощущение нового поколения, ощущение человека, который не хочет жить по старым законам. Миронов умел почувствовать боль и настроение общества, все химеры и проблемы, которые всегда были внутри нас. Мы немножко адаптировали текст, потому что меня смущали все эти «виноват-с», «чего угодно-с» – этнографический момент, который сразу отдаляет зрителя от того, что происходит на сцене.
[%5283%]Миронов был, безусловно, соавтором спектакля. У меня так было дважды: еще с Арменом Джигарханяном. Это когда человек, играющий главную роль, не то что бы режиссировал, но привносил собственный опыт, собственное понимание центрального конфликта. А центральный конфликт в «Доходном месте» связан с вечным вопросом: до какой степени можно пятиться, до какой степени можно оставаться кристально чистым человеком, а где жизнь вынуждает человека идти на компромисс, привыкать к нему и поступать так, как заведено у большинства?
Это была моя удачная работа: было много придумок. Повторы текста. Тогда только появились повторы гола в трансляциях футбольных матчей, иногда в рапиде, и мы это перенесли в спектакль. Прием оказался очень органичным и касался прежде всего состояния Жадова–Миронова.
И обстоятельства тогда очень удачно сложились: была щедрость со стороны главного режиссера Валентина Плучека – он предоставил в мое распоряжение лучших артистов Театра Сатиры. Интересно, что вначале мне объяснили, что у Миронова нет положительного обаяния и что он не может играть положительного героя, а вот Александр Пороховщиков – может. Но в процессе репетиций я поменял их ролями: Миронов ушел с Белогубова на Жадова, а Пороховщиков – наоборот. Были замечательные декорации Валерия Левенталя – это я тоже отношу к моменту везения. Тогда Театр Сатиры только переехал в здание на площади Маяковского, и на сцене помимо вращающегося круга было кольцо, которое могло вращаться в другую сторону. Мне очень хотелось это использовать. В спектакле, конечно, был элемент кинематографического монтажа. Действие шло короткими сценами, спектакль двигался вспышками под замечательную музыку Анатолия Кремера. А перед кругами Левенталь соорудил то, что потом мы стали называть «площадкой совести». На отдельных монологах я разворачивал артистов в зал, и, когда Пельтцер говорила: «Ну как же можно жить на одно жалованье? И дети останутся без поддержки?», в зрителей это попадало напрямую. А во второй части, когда жена Жадова говорила, что она больше так жить не может, что она хочет жить иначе, когда Жадов понимал, что она уйдет, он говорил (все зрители отмечали этот момент): «Ну подожди, ну не нужно сегодня решать». И он шел по внешнему вращающемуся кругу, то есть не двигался никуда, повторяя эти слова, а между тем исчезал стол, потом какая-то стенка, и в конце он оставался на пустой сцене. А на последнем своем монологе Жадов–Миронов уже обращался в зал. Никакого эстрадного общения не было, но был крупный план артиста. И в какой-то момент он улыбался. Эта улыбка была сродни замечательным улыбкам Иннокентия Смоктуновского, когда он словно бы извинялся перед людьми. Миронов–Жадов извинялся за некоторый пафос, за то, что занял много времени своими внутренними метаниями. И уходил. Это было давно, и поэтому закрывался занавес. Сейчас, конечно, занавеса бы уже не было.
«Доходное место»
Смех и слезы
[%6223%]Хазанов удивляет. Его сценическая жизнь в этом сезоне выстраивается в программную концепцию – «Геннадий Викторович меняет профессию». То, что началось в театре у Леонида Трушкина (в спектаклях «Смешанные чувства», «Все как у людей», «Ужин с дураком» и совсем революционной для актера «Морковке для императора», где он сыграл Наполеона), продолжилось на сцене «Ленкома» у Марка Захарова. Ведь «Город миллионеров» – не совсем премьера. Он был поставлен еще шесть лет назад с Арменом Джигарханяном, которого затем сменил Николай Караченцов. После случившейся с актером трагедии спектакль не игрался. Возвращение «Города» – событие еще и потому, что Марк Захаров вылепил его практически заново – то, что на канцелярском языке называется «новой редакцией».
[%6224%]Конечно, они не играют итальянцев. Было бы странно, если б Хазанов складывал пальцы в щепотку и тряс бы ими перед носом партнерши на манер контрабандиста из «Бриллиантовой руки». Хотя многие именно этого от него и ждали. Смешного. Чтоб животики надорвать. Но Хазанов предпочел путь тяжелейший, пешком в гору – попробовать пройти его по законом драматического театра, весь, целиком, от первой читки до последнего прогона. Ему в подмогу – блистательная Чурикова, с которой давно сложился сыгранный дуэт. Ему в подмогу – обновленная под него редакция пьесы. Ему в подмогу – режиссер, наделенный даром терпеливого учителя, да еще с уникальным чувством юмора. Но бог, как говорится, в деталях. В нюансах, в незаметных переходах от смешного к трагическому, в интонациях и в паузах, в случайных прикосновениях, в неожиданных сменах настроений, в приступах не мотивированных на первый взгляд эмоций, в покашливаниях и посапываниях, в резких сменах тембра голоса и в пластике….И если для Инны Чуриковой плести все эти филигранные кружева – призвание, божий дар, то для Хазанова – пока еще непокоренные вершины. Привыкший драться в одиночку, он то и дело увиливает от партнеров и не дается им в руки (в буквальном смысле). И тогда мудрая женщина нашла единственно правильный путь – обращаться со своим мужем, как с капризным, упрямым, непослушным ребенком, требующим постоянного внимания и наблюдения. Ребенок, как и любой другой ребенок, может разбить вазу, упасть в лужу, наорать на соседского дядьку. У него надо отнимать опасные предметы, вытирать ему нос и рот, следить, чтоб не переел сладкого и не захныкал от острого и горького. В постоянных заботах не до выяснения отношений, не до признаний. Но та щемящая нежность, которая рождается в этих сумбурных, частенько истеричных диалогах, не дает усомниться в том, что перед нами – любовь. Настоящая, с долгой историей, которую нам обязательно расскажут, и даже предъявят ее плоды – трех мальчиков, один из которых – точно от этой любви. А может, и не один, а двое или все трое. А может, все трое – чужие. Поиски правды о происхождении детей превращают жизнь нашего героя в мучения, он напрочь забывает о терзавшем его кризисе среднего мужского возраста и привыкает быть отцом, не очень понимая, как надо себя вести в этом образе.
[%6222%]Комические сцены общения новоиспеченного родителя с детьми неожиданно заканчиваются пронзительной сценой свадебного застолья, во имя которой и затевалась вся это итальянская кутерьма. « Вы все – МОИ дети. » – отчаянно кричит свои главные слова Сориано, а никогда не плакавшая Филумена дарит мужу свои первые в жизни слезы. «Какое это счастье – плакать», –признается она, обращая свое счастливое от слез лицо к зрительному залу. Занавес.
Лучший фильм Марка Захарова - это.
Все актрисы театра были в Захарова влюблены и боролись за его внимание. И со всеми он был одинаково вежлив, но не щедр на знаки внимания. Больше полувека прожил со своей первой и единственной женой актрисой Ниной Лапшиновой, которую, кстати, только однажды снял в своем фильме – в небольшой роли в комедии «12 стульев».
Никогда не подавал поводов для разговоров и сплетен ни в театре, ни на съемочной площадке. Актриса Евгения Симонова, которую играла принцессу в фильме Захарова «Обыкновенное чудо» вспомнила, как после съемок он подвозил ее домой. Они почти никогда не разговаривали во время этих поездок. Сидели молча. «Однажды мы ехали вместе с актрисой Ниной Пушковой, которая играла одну из фрейлин. Сидели сзади, - рассказывает Симонова. - У Нины оказалась шоколадка. Она стала меня угощать. Мы начали шелестеть фольгой и наконец предложили шоколадку Марку Анатольевичу. Он отказался. Но вдруг впервые за длинную историю наших поездок спросил меня: «Евгения Павловна, а вы любите шоколад?» Мне было тогда 23 года, но Марк Анатольевич имел привычку ко всем обращаться по имени-отчеству невзирая на возраст. Я, помертвев от ужаса и восторга, что наконец он меня заметил, ответила: «Да, люблю». Была небольшая пауза, а потом он снова спросил: «А какие у вас еще есть слабости?» Тут совершенно неожиданно для себя я сказала: «Я влюбляюсь в режиссеров, у которых снимаюсь в кино». Это было сказано от отчаяния, чтобы обратить на себя внимание. Марк Анатольевич замер, а потом начал медленно ко мне оборачиваться. Стало страшно. Он повернулся, посмотрел на меня, и в уголках его губ немного дрогнула улыбка».
Эта улыбка Марка Захарова теперь навсегда останется в его фильмах и спектаклях.
Прощание с Марком Захаровым пройдет во вторник в театре «Ленком» с 10.00 до 14.00. Народный артист СССР будет похоронен на Наводевичьем кладбище рядом с Леонидом Броневым и Олегом Табаковым.
Умер Марк Захаров
Любимый режиссер, знаменитый худрук «Ленкома» - Марк Анатольевич Захаров умер в субботу, 28 сентября.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Ушёл человек необычайного таланта, колоссального масштаба": звезды и поклонники скорбят о смерти Марка Захарова
Марк Анатольевич полюбился советскому зрителю по многим фильм, которые все еще остаются классикой кино. Чего стоит только экранизация романа Ильфа и Петрова "12 стульев". Но его помнят еще из за работу в театре. Легендарному Ленкому режиссер прослужил с 1973 года. Его имя навеки связано с этим местом (подробности)
10 мудростей от патриарха «Ленкома» Марка Захарова: «В нас сидит радостная ширь, азарт, веселое движение неизвестно куда»
В субботу, 28 сентября, не стало выдающегося режиссера, теоретика театра и Марка Захарова — он ушел на 86 году, прожив насыщенную творческую жизнь, оставил после себя блок бессмертных фильмов и спектаклей, воспитал чуть ли не лучшее поколение советских актеров. «КП» приводит выдержки из интервью и мемуаров Марка Анатольевича — главного специалиста по эзопову языку и «лицедейству без фарисейства» (подробности)
Администрация «Ленкома» просит похоронить режиссера на Новодевичьем кладбище
Директор театра готовит письмо к администрации города (подробности)
Причина смерти Марка Захарова: режиссера убило повторное воспаление легких
Причину смерти Марка Захарова назвал директор театра "Ленком" (подробности)
Возрастная категория сайта 18 +
Разрешенный режиссер. Путь Марка Захарова
На 86-м году жизни скончался выдающийся режиссер Марк Захаров. С его именем связана целая театральная эпоха: с 1973 года он возглавлял театр имени Ленинского комсомола – ныне "Ленком", на его счету 49 спектаклей, многие из которых, преодолевая запреты цензуры, шли десятки сезонов подряд. Кроме того, Захаров написал сценарии культовых советских картин и сам снял 7 фильмов, которые давно разобрали на цитаты, пишет The City.
Фото: ТАСС/Андрей Соловьев
Марк Захаров закончил актерский факультет ГИТИСа, а после попал по распределению в Пермский драмтеатр, где провел три года. Именно там в середине 50-х он начал театральные эксперименты. Но его режиссерская карьера по-настоящему стартовала только после возвращения в Москву, когда он устроился сначала в драматический театр им.Гоголя (нынешний Гоголь-центр), а потом и в студенческий театр МГУ. Его дебютом стала постановка по пьесе Евгения Шварца "Дракон", по которой он позже снял фильм, ставший классикой.
Разрешенный режиссер
Фото: ТАСС/Михаил Строков
Прославила Захарова пьеса Островского "Доходное место", которую он поставил в театре Сатиры в 1967 году. Спектакль с Андреем Мироновым сыграли более 40 раз, но потом изъяли из репертуара по идеологическим соображениям. Та же участь постигла "Банкет": действовал негласный запрет на публикации о режиссере. Практически запретили спектакль по Фадееву "Разгром", но постановку увидел секретарь ЦК КПСС Суслов. Ему понравилось, на следующей день в "Правде" вышла хвалебная рецензия.
Обыкновенное чудо
Режиссер-постановщик фильма «Тот самый Мюнхгаузен» Марк Захаров проводит репетицию. Актеры Елена Коренева (Марта), Олег Янковский (Барон Мюнхгаузен). Фото: Александра Конькова / ТАСС
В кино режиссер дебютировал в 1976 году. Он снял 7 картин, и все они стали классикой. В том числе "12 стульев" с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым, "Обыкновенное чудо" и "Формула любви". В "Ленкоме" Захарову удалось собрать звездную команду из главных советских актеров, с ней ней же он работал и в кино. В его фильмах одни из своих лучших ролей сыграли Евгений Леонов, Олег Янковский, Николай Караченцов и Александр Абдулов. Свою работу за камерой Захаров называл "кинематографическими увлечениями", постоянным соавтором режиссера был писатель Григорий Горин. "Убить дракона" (1988) – последний фильм снятый Захаровым, после чего он вернулся к плотной работе в театре (тогда как его фильмы-спектакли выходили вплоть до 2014 года). А еще Захаров написал сценарии знаменитых советских картин "Земля Санникова" и "Звезда пленительного счастья".
Надо ли идти в «Ленком» на «Доходное место и почему в российских театрах все орут
Дмитрий Астрахан поставил пьесу Островского с Антоном Шагиным в главной роли. Обошлось без модных экспериментов. Рассказываем, хорошо это или все-таки не очень.
В фойе «Ленкома» продают мороженое — эскимо, которое нужно макать в расплавленный шоколад, и он мгновенно застывает. Всего 100 с чем-то рублей, а сколько удовольствия в такую жару! Игристое (брют, разумеется, тоже вещь незаменимая) подают за 300 рублей. Только не берите бутерброд с рыбой — отдадите еще 500.
Билеты на премьерные показы «Доходного места» в постановке одного из самых деятельных деятелей искусств РФ Дмитрия Астрахана стоят от 1 900 до 10 тысяч рублей. И вот главный вопрос: стоят ли? Надо ли обрекать себя на почти трехчасовое сидение в маске, наблюдая, как актеры в сюртуках и кринолинах разыгрывают на сцене страсти, которым уже больше полутораста лет? Да, есть антракт, но эскимо и игристое продаются не только в «Ленкоме». И вот вам ответ — да, стоят.
Этот ответ рождается вопреки всему, вплоть до здравого смысла. Да, пьесе Островского уже 165 лет, ее ставили вдоль и поперек, в том числе сам Марк Захаров (главную роль исполнял в 1967 году Андрей Миронов). Но вот чудеса — история про идеалиста, который боролся со взятками и обличал мошенников, обрела вдруг совершенно новую актуальность. Астрахан — мастер милых бытовых комедий и необязательных драм, сквозь которые просвечивает иногда что-то действительно трагическое. Вот и тут он сумел стряхнуть пыль с тех мест, которые никогда, видно, не устареют. Евгений Герасимов (парчовый шлафрок, седина — он дядя главного героя), глядя прямо в зал, возглашает: «У нас общественного мнения нет и быть не может!»
«Доходное место» в постановке Астрахана — максимально традиционное и для русского театра, и для «Ленкома». Авторский текст — высшая драгоценность, нельзя упустить и словечка, поэтому приходится проговаривать его со скоростью пулемета. Отсутствие действия (зачем? тут сплошь диалоги с монологами) компенсируется россыпью маленьких гэгов. Все одеты в костюмы эпохи. И весь этот поезд никуда бы не поехал, не будь здесь настоящего локомотива — актрисы Олеси Железняк, чьи наряды и игра заставляют даже суровых мужчин, уставших после жаркого рабочего дня, плакать от смеха.
И главное — все орут. Это самая бережно охраняемая традиция русского театра. Орут так, что надсаженные голоса начинают хрипеть, у юных актрис вздуваются толстые вены на шеях, а в антракте вы все еще слышите звон в ушах. И пускай на сцене есть микрофоны, а в зале динамики и уже не нужно докрикиваться до галерки, но ведь это театр, поэтому здесь необходимо РАЗГОВАРИВАТЬ ВОТ ТАК!! Интересно, когда Станиславский орал свое знаменитое «Не верю!», у него с носа сваливалось пенсне?
Расчет прост: оглушенные зрители громче (и дольше) хлопают.
И все-таки «Доходное место» не пустая трата времени и денег. Астрахан сделал не спектакль, а своего двойника. Да, он вопиюще старомодный, но временами еще более живой и обаятельный. И постоянно вам подмигивает: мол, кто захочет, тот поймет. Захотите ли вы — дело ваше.
"Ленком"
Фото: портал мэра и правительства Москвы
В 1973-м году Захаров пришел в театр имени Ленинского комсомола. "Ленком" Захаров возглавлял получается 46 лет, почти полвека. В начале семидесятых, театр был в кризисе после ухода главного режиссера Анатолия Эфроса. Но первая же постановка Захарова – спектакль "Автоград-XXI" с начинающими Николаем Караченцовым и Инной Чуриковой – получила огромный успех и привлекла в театр молодую публику. "Тиль" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" стали настоящими хитами: билетов было не достать. Захаров же первым начал ставить в Советском Союзе рок-оперы. Самая важная – "Юнона и Авось", сыгранная около двух тысяч раз. Он стала визитной карточкой и символом "Ленкома". Долгие годы в Москве этот спектакль давали 31 декабря. Пусть уже без Караченцова, для многих горожан сходить в театр в канун Нового года было традицией.
Читайте также: