Места летних пастбищ кочевников казахстана
Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство.
Для обеспечения скота водой выкапывались неглубокие, как правило, широкие колодцы, и вода из них черпалась при помощи кожаной бадьи-кауги. Глубокие колодцы были распространены в засушливых районах и набирать воду из них было настолько сложно и трудоемко, что использовали для этого верблюдов или быков. На Мангыстау и Устюрте выкапывались глубокие каменные колодцы.
Лиманное орошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занимало довольно скромное место. Небольшие участки речных долин, заливаемые весной паводковыми водами, ограждали валами и использовали задержанную воду для орошения.
К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными. (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами. И все же земледелие было довольно распространено не только на юге Казахстана, но и в центральных районах, на Жеме, Торгае, Ыргызе, в северных и восточных регионах Казахстана, играя все же в хозяйстве казахов второстепенную, вспомогательную роль.
ри кочевом скотоводстве использовались в течение года Есе виды сезонных пастбищ: зимние — кыстау: весенние — коктеу; летние — жайляу; осенние — кузеу. Последовательное передвижение по этим пастбищам являлось формой производственного процесса. В каждом цикле кочевка выступала как стадия, в целом составляющая годовой круговорот. Летние пастбища обычно находились в общем пользовании. «Летние пастбища, или летовки,— пишется в материалах Переселенческого управления Семипалатинского уезда,— находятся в общем пользовании нескольких или многих общин, кочующих по этим пространствам в течение лета». Весенне-осенние пастбища распределяются по родовым подразделениям — патронимиям, располагаются эти виды пастбищ невдалеке от основных. Иначе пользовались зимними пастбищами. Они, как правило, находились в обособленном пользовании небольшого числа родственных хозяйств, обычно одной семьи.
Такой аул-кыстау являлся наследственным владением и мог перейти к другому, другой семье лишь по статье частной собственности.
Кочевой быт казахов.
Кочевой быт казахов.
"Снова девушка одна
Возглавляет караван
И ведет на поводу
Тридцать наров - все желты!
Сам таких не видел ты!
Медь намордников - как жар,
Шелк сученый - повода,
А под ней самою нар -
Краше всех, могуч и яр!
А сама, сама она -
Словно полная луна,
Как серебряный сазан,
Разыгравшийся в воде,
Гнет она свой гибкий стан"
"Кыз-Жибек". Казахская народная лирико-эпическая поэма.
Культура и быт казахского народа.
Источник:
Книга «Казахская традиционная культура в собраниях кунсткамеры». Алматы, 2008. У збекали Джанибеков
Фотографии
из семейного архива Алмаса Баймуканулы Ордабаева.
Выявите особенности сезонных кочевок: кыстау, коктеу, жайляу и кузеу, заполните схему, показывая значение каждого из пастбищ для кочевого скотоводства казахов.
Вот текст по заданию:
Материальная культура казахов: хозяйство
Образ жизни казахов — кочевничество — вносил особенности в развитие хозяйства, быта, культуры.
Преобладали такие занятия:
Скотоводство. Ключевая отрасль и важная часть культуры казахского народа. Животные давали молоко и мясо, шерсть для одежды. Скот был главным средством передвижения кочевников. Коров, быков и буйволов разводили оседлые племена. Преобладало полукочевое скотоводство. Весь год животные питались подножным кормом.
Верблюды, овцы, лошади — основной скот казахов в ХV–XVIII веках. Разводили два вида лошадей — скакунов и тягловых. Казахи-кочевники выращивали «нар туйе» — верблюдов с одним горбом и обычных — с двумя. Животные постоянно оставались на улице. Зимой их накрывали попонами.
Пастбища выбирали соответственно сезону: зимние («кыстау») — рядом с водоемами, где рос камыш. Расщелины, пригорки, край леса или холмистая местность песчаной пустыни также подходили для кыстау.
Под весенние («коктеу») и осенние («кузеу») пажити выбирали земли, которые раньше всего прогревались и долго оставались бесснежными. Для жайлау (места, где скот пасся летом) выбирали прохладные долины рек, тенистые места без мошкары. Чтобы напоить животных, выкапывали неглубокие рвы или колодцы.
Перед тем как выехать с зимовки, казахи устраивали праздник. Для скотовода остановиться на весеннем пастбище означало быть готовым к трудному периоду. Окот скота, уход за молодняком, стрижка верблюдов — все это ответственные занятия, которые требовали сил, знаний. Прибыв на жайляу в начале лета, стригли овец, кастрировали ягнят, заготавливали молочные продукты. Осенью на пастбищах забивали скот на зиму. Если на летние пастбища двигались медленно, то на зимовку возвращались быстрее. Каждая община имела свои пути и пастбища.
Кроме скотоводства, казахи занимались сопутствующими ремеслами: выделкой кожи, плетением войлока, шитьем.
Земледелие. Оно было распространено в южной и западной частях Казахстана. Выращивали овес, рис, пшеницу, хлопок, коноплю. Культуры были приспособлены к климатическим условиям края. Сеяли белую («ак бидай») и красную («кызыл бидай») пшеницу. Просо тоже давало высокий урожай в любой местности и при любой погоде. Популярными были бахчевые — арбузы и дыни.
Для полива использовали сложные системы орошения. Они зависели от местности, на которой рос урожай. Существовало нерегулярное и регулярное поливное земледелие.
Если местность располагалась в речных долинах и заливалась при паводках, казахи применяли нерегулярное земледелие. Происходило это так: долину, залитую водой, огораживали. Вода оставалась внутри и стояла там лето, осень и зиму. Весной землю вспахивали и засевали. Такой способ полива использовали в лощинах Торгая, Или, Сырдарьи, Шу, Таласа, Ыргыза.
Лиманным называли земледелие, при котором воду собирали точно так же, как при нерегулярном. Ее удерживали в долинах, затем распахивали землю, и влага, которая копилась, орошала посевы.
Самым популярным было регулярное поливное земледелие. От рек, источников и ручьев прокапывали арыки — системы оросительных каналов. По ним вода стекала на поля.
К началу XIX века, по мере того как степи усыхали, а территория Казахстана менялась по политическим причинам, количество орошаемых земель сократилось.
Назовите сезонные пастбища казахов
3. Какая монета была выпушена в перион регентетви Софын Алексеенны? …1)2)3)Ответ 3Объясниете свой выбор.4. Вспомните материал по истории России, вучен … ный в 7 классе, и ответые на вопрос, Какие факты и явления отечественной истории в XVIIв, позволяют говорить о том, что еще в допетровскую эпоху в стране начались важные изменения и преобразования? укажите не менее 3-х позицый.
чим вас вразили доколумбові цивілізації Америки?помогите. ну пожайлуста
задание 3:что объединяет понятия, события, имена образующие каждый представленных рядов 1). 1682; 1689; 1696; 1697-16982)ярмарки, купечество, торговые … связи.задание 4:выберите лишнее из писка1). И.Болотриков; С. Разин; Г. А. Потёмкин, Илейка Муромец2). Франсуа Мари Вольтер, Франсуа куперен, Жан-Жак Руссо, Шарль Луи де Секонда Монтескьё.СРОЧНО НАДО.
You are here
Места летних пастбищ кочевников казахстана
Хозяйство и быт казахского народа в XVI–XVII вв.
В XVl–XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).
Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.
Зимнее кочевье.
Очень удобными были зимние пастбища в Кызылкумах. Аулы, которые зимовали в Кызылкумах, поили скот из глубоких колодцев. У каждого аула был колодец, принадлежащий только ему. Откочевывая с зимовки, колодец закрывали кошмой и оставляли родовой знак. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Для кочующих аулов основную опасность представлял джут – массовый падеж скота. Он обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, во время суровой зимы, сильных снегопадов или гололедицы. Во время джута среди скота распространялись заразные болезни: у коз – кебенек, у овец – топалан, у коров – карасан, у лошадей –жамандат, манка. Все эти болезни по-русски назывались сибирской язвой.
Летнее кочевье.
Жайлау служили богатые травой пастбища с источниками чистой воды, находившиеся между полынными степями и горами. Здесь аулы находились обычно полтора-два месяца. На жайлау доили кобыл и готовили кумыс. Главной задачей пастухов было правильно откормить скот, от чего напрямую зависело сохранение поголовья в зимнее время. К концу июля промывали шерсть у ягнят, прогоняя их вплавь через речку или пруд. Такое купание называлось «тогыту». Затем наступало время стрижки ягнят – «козы кузем». Из шерсти катали кошмы. В этом принимали участие все женщины аула независимо от возраста. На жайлау проводили праздники, отмечали свадьбы, устраивали поминки. Праздник, связанный с началом сезона доения кобыл, назывался «кымыз мурындык».
Осеннее кочевье.
На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. В первые дни кочевки двигались медленно, чтобы скот мог хорошо кормиться. Аулы двигались группами, вереницей одна за другой. Осенняя перекочевка была тяжелой: с собой везли заготовленные на зиму продукты питания, кошмы, зимнюю одежду и другие вещи домашнего обихода. Обычно аулы к перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября, после выпадения снега и появления ледяного покрова на реках и озерах.
Земледельческое хозяйство.
Во время создания Казахского ханства очаги традиционного земледелия переживали особенно бурное развитие. Бедняки, не имевшие скота для кочевания, вынуждены были заниматься земледелием. Они назывались жатаки («лежащий»). Поймы рек Сырдарья, Арыс, Чу, Талас и Или были районами поливного земледелия. Здесь строились каналы, арыки, пруды, сооружались искусственные дамбы и озера. Население занималось бахчеводством и садоводством. Земледелие было хорошо развито у подножия гор Каратау и Улытай, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Сеяли пшеницу, ячмень, просто и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для хранения зерна рыли специальные ямы – «ура». Для предохранения зерна от отсырения его обжигали. Хлеб пекли в казанах, сковородах, печах. На масле пекли бауырсаки и шелпек – тонкие лепешки. Для кочевников особо ценным продуктом питания было просо, так оно долго хранилось и не портилось.
Налоги и повинности.
Рядовые скотоводы и земледельцы ежегодно были обязаны отдавать двадцатую часть своего имущества в виде скота, продовольствия и т. д. Распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением был сойургал – феодальное пожалование земли за несение службы. Скотоводы платили налоги: зякет, согум, сыбага, земледельцы и ремесленники – ушур, тагар, баж, харадж. Зякет (зякят) – обязательный ежегодный налог в пользу бедных и нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Согум – налог в виде подношения мясом, который производился осенью. Сыбага – это часть согыма, которую приберегали до приезда почетных гостей либо передавали через посыльного уважаемым людям со специальным приветствием. Ушур – это вид налога, взимавшийся с оседлого земледельческого населения тюркских народов в размере от 5% до 10%. Тагар – налог, взимавшийся с населения для обеспечения войск продовольствием. Баж – налоговый сбор с караванов. Передача родственникам, потерявшим скот вследствие джута или других природных бедствий, части скота называлась жылу. Передача скота богатыми людьми на выпас рядовым кочевникам называлась саун.
Состояние городов.
Город Сыгнак в присырдарьинском регионе был расположен на границе с кочевой степью. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн между Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма, в конце XVI, он стал ханской ставкой – ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.
Во второй половине XVII века Туркестан (Йасы) был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столицу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жители города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледелием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, расположенный в Туркестане, стал святым местом паломничества мусульман.
За овладение Саураном между Узбекским и Казахским ханствами около 100 лет шли кровопролитные войны. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами заинтересованности сторон в захвате Саурана были то, что Сауран находился на выгодном торговом пути и в зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.
В XVI–XVII веках Сайрам играл значительную роль в общественной и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казахстана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в войнах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец, после внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превращен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Однако в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что привело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе.
Отрар (Фараб) – один из среднеазиатских крупных городов Средневековья. В исторических письменных источниках он был известен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также называли Турарбанд, Турар, Фараб. Отрар находился на торговом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродился и просуществовал до XVII века. При правлении ханов Ак Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара расположен мавзолей Арыстан-баба, духовного наставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.
- Скотоводство как преобладающий род хозяйственной деятельности;
- Экстенсивный характер хозяйства;
- Периодически сезонная подвижность;
- Участие в перекочевках большей части населения;
- Преобладание натуральных форм хозяйства. Следовательно, кочевничество можно определить как особый род производящего хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки.
- Все население кочует, не имея стабильных маршрутов перекочевок, поэтому нигде подолгу не задерживается. Это экстраординарный случай, известный лишь при миграции, завоеваниях и последующем освоении новых территорий.
- Все население кочует круглогодично по относительно неустойчивым меридианальным или радиально-круговым маршрутам, из-за отсутствия зимника. В новое время такой тип кочевания был отмечен в наиболее засушливых районах Казахстана, Туркмении и Монголии.
- Все население кочует по стабильным маршрутам, имея постоянные зимники. Как такового земледелия у них нет. Примером может служить большое количество средневековых этносов. В новое время так кочевали калмыки и часть казахов.
- Все население кочует весной, летом и осенью в меридианаль-ном и вертикальном направлении, возвращаясь на зиму к постоянным жилищам. Наряду с кочевым скотоводством практикуется земледелие, но лишь как подсобный вид хозяйства. Яркий пример -хозяйство казахов.
- Часть населения кочует в меридианальном или вертикальном направлениях, тогда как другая живет оседло и в основном занимается земледелием.
Два последних типа кочевания являются собственно разновидностью не кочевого, а полукочевого хозяйства. Но именно они были наиболее характерны для населения степной зоны Евразии. Таким образом, многие из тех, кого называют кочевниками, в строго научном смысле являлись полукочевниками, хотя скотоводство у них часто играло более значительную роль, чем земледелие. Вывод о преобладании в евразийских степях полукочевого хозяйства распространялся не только на новое время, но и на средневековье и древность.
Скотоводство в V-XII вв. В V-XII вв. на территории Казахстана оформляются несколько хозяйственных зон, отличающихся направлением кочевания, природно-климатическими условиями.
Состав стада. Средневековые авторы отмечают, что тюр-коязычные племена степей разводили лошадей, овец, коз, коров, верблюдов. В условиях кочевого быта лошадь была незаменимым животным благодаря исключительной подвижности и выносливости. У кочевников существовали правила совместного и последовательного выпаса скота в зимний период, когда после прогона лошадей на пастбищах выпасались другие виды животных. Этот метод обусловил преобладание в стаде лошадей и овец. Крупный рогатый скот и коз содержало полуоседлое население. Верблюд был распространен на всей территории Казахстана, кроме северных районов с холодным климатом.
Основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства
Переход к кочевому скотоводству и, тем самым, к кочевому образу жизни стал единственно возможным способом решения острейших проблем. Важнейшей из них было природно-климатическоие изменения. В середине II тыс. до н. э. началось опустынивание казахстанских степей. В новых климатических условиях продолжение прежних методов хозяйствования стало невозможным. Так постепенно, начиная с раннего железного века, скотоводы переходили к кочевому образу жизни.
Кочевничество – исторически сформировавшаяся хозяйственно-культурная общественная система. Собственностью считался скот, а земля была собственностью общества. Из-за увеличения поголовья скота людям приходилось часто менять пастбища. В результате этого появилась кочевое скотоводство. В кочевых племенах разводили овец и лошадей. Они могли круглый год находиться на подножном корму, способны тебеневать – добывать из-под снега корм. Лошади ценились особо. На них ездили верхом, пили молоко, ели мясо, использовали как транспорт. Изобретение металлических удил позволило увеличить поголовье лошадей. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Громоздкие предметы из керамики, стекла, металла заменялись предметами, изготовленными из более мягких и легких материалов – кожи, кошмы, дерева. Богатая разнотравная степь постепенно превращалась в безводную, песчаную равнину, где росли колючки и кусты.
Причин возникновения кочевого скотоводства в Казахстане было несколько:
- Потепление и осушение климата, учащение засух, что мешало земледелию. Главная причина перехода к кочевому скотоводству – изменение климата.
- Появление конской сбруи позволило использовать лошадь для верховой езды и в качестве тягловой силы. Одна из причин перехода к кочевому скотоводству – появление конской сбруи.
- Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок. Одна из причин перехода к кочевому скотоводству – резкое увеличение поголовья скота.
В отличие от охотников и собирателей, кочевники сами производили продукцию. В поголовье преобладали овцы и лошади, численность коров была небольшая. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играли верблюды. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец. В некоторых горных местностях развивался отгонный тип хозяйства.
Юрта кочевников является очень простым и удобным жилищем. Она собирается и разбирается за очень короткое время – примерно за час. Юрта состоит из двух основных компонентов: кошмы для покрытия деревянного каркаса. Материалом для кошмы служит овечья шерсть. Деревянный каркас делится на три части: кереге – основа юрты, решетчатая стенка. Кереге поддерживается через уыки – специальные жерди. Купольное навершие юрты шанырак имеет круглую или конусообразную форму. Четыре-пять таких жилищ составляли аул. Рядом была кошара – место для загона скота на ночь. Чуть вдали от поселения располагалось родовое кладбище. В центре любого жилища, юрты или саманного дома находился очаг. Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с летовки – жайлау на свою – кыстау. Они тщательно выбирали время года и место, которые могли бы обеспечить имеющиеся стада травой и водой. Весенние пастбища коктеу обычно располагались на сопках и возвышенностях. Летом скот перегонялся на жайляу – место летней пастьбы скота. Обычно места для него выбирались на окраинах и рубежах степи. Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, по отрогам гор Алтая и Тянь-Шаня, В Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледельческое хозяйство. Осенью скотоводы уходили на осеннее пастбища – кузеу.
План урока по истории Казахстана "Кочевое скотоводство"
Тема урока : Кочевое скотоводство - основная форма хозяйства.
- обеспечить усвоение учащимися знаний о кочевках в традиционном скотоводстве, видах сезонных пастбищ; расширить общий кругозор школьников;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе;
- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.
Форма урока : урок – перекочевка.
Методы и приемы : проблемные задания, работа в группах.
Оборудование : интерактивная доска, слайд – презентация.
План изучения материала :
Кочевки в традиционном скотоводстве.
Виды сезонных пастбищ (коктеу, жайляу, кыстау, кузеу).
Кочевничество особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Главная особенность кочевого хозяйства являлось круглогодичное содержание скота на подножном корму.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим мысленное путешествие в прошлое, проникнемся мыслями и практическим опытам наших далеких предков. Мы вместе с ними будем кочевать по сезонным пастбищам. Наш путь начнется с кыстау.
Как вы думаете, какую цель ставили скотоводы зимой?
Зимой в условиях сурового климата, обильных снегопадов, сильных ветров стояла проблема выживания и сохранения стад.
Зимой не кочевали, зимние аулы находились разбросано на большом расстоянии друг от друга.
Ребята, подумайте, какие места выбирали кочевники для зимовки?
Место для зимовки должно:
- быть хорошо защищено от ветров;
- быть покрыто не слишком толстым слоем снега;
- заключать под слоем снега траву;
- иметь удобные водопои.
Зимние пастбища располагались на юге, в зоне пустынь и полупустынь. Зимовки находились в долинах рек, среди холмов и возвышенностей. Зимой использовалась система разделенного выпаса скота. Овцы при не глубоком снежном покрове поедали всю растительность, и поэтому выпас крупных животных после овец терял всякий смысл и наоборот.
Периодически зимой происходили джуты – массовый падеж скота от бескормицы, вызванной обледенением пастбищ.
Ранней весной, когда начиналось таяние снегов, кочевники покидали зимние становища и двигались на весенние и пастбища. Весенние пастбища – коктеу располагались на сопках и возвышенностях. Переход на коктей был медленным, так как овцы, кобылицы и верблюдицы приносили приплод. Приходилось останавливать движение и ждать, пока молодняк окрепнет. Одновременно с уходом за приплодам проводилась весенняя стрижка овец и верблюдов. Овца вза двухразовую стрижку давала 2 – 2,5 килограмм шерсти, верблюд т-4 – 8 килограммов.
Когда воздух прогревался до 15 градусов, кочевники ускоряли движение, так как до наступления жаркой погоды необходимо было дойти до жауляу. Проделов длительный переход, они добивались до жайляу. Под летние пастбища скотоводы выбирали плоские равнины в открытой степи или альпийские луга в горах.
Пребывание летом на жайляу было самым првольным временем. Летом многие старались справлять свадьбы, проводили игры, скачки, состязание борцов.
Летом кочевники заготавливали на зиму молочные продукты: курт, иримшик, масло, перетапливали жир. В этот же период создавали различные предметы материальной культуры: валяли кошмы, пряли шерсть, вили веревки, ткали, выделывали шкуры.
Летом в каждом доме делали кумыс, айран, катык.
В конце летнего сезона скотоводы переходили на осенние пастбища – кузеу. В это время проводилась вторая стрижка овец, заготовка топлива.
Осенью проходили народные собрания, где решались важные для всего рода, племени вопросы. Осенью кочевники проводили военные походы.
Выскажите предположения, почему именно в этот период года начинались войны между племенами?
Виды скотоводства на территории Казахстана
В Западном и Центральном Казахстане сложилось кочевое скотоводство. Перекочевки (кош) совершались по напровлелию с юга на север и обратно. Порой путь, совершавшийся при перекочевках, был протяженным и достигал 800-1200 км одну сторону.
В Восточном Казахстане, по отрогам гор Алтая и Тянь –Шаня, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В горных районах практиковалось вертикальная система кочевания: жайляу находилось на альпийских лугах, а зимние пастбища (кыстау) в предгорьях.
В Южном Казахстане, по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледельческое хозяйство.
Задание для 1- ой группы:
Мы проделали с вами мысленный путь по сезонным пастбищам. Составьте кластер « Что должны были знать кочевники?»
Задание для 2- ой группы :
Нарисуйте каждый из сезонных пастбищ. Расскажите, какие виды работ выполнялись на кыстау, коктеу, жайляу, кузеу.
Задание для 3- ой группы :
Придумайте кроссворд на тему «Сезонные пастбища кочевников»
Домашнее задание : Составьте рассказ на тему «Кочевой образ жизни».
Кочевое хозяйство
Через 2000 лет Плано Карпини утверждает, что «все они зимою спускаются к морю, а летом по берегам этих самых рек поднимаются на горы». Таким образом, более 2000 лет эти маршруты остаются постоянными.
Во 2 тысячелетии до н.э. в евразийских степях бытуют так называемые «культуры степной бронзы». Скотоводы вели подвижный образ жизни, следовали на телегах, запряженных лошадьми за своими стадами.
Кочевое скотоводство характерно и для более суровых мест. Крупнотабунное оленеводство на севере России существовало совместно с присваивающим хозяйством (охота, рыболовство). Олени использовались как транспортное средство. Саамы разводили оленей еще в VII веке. Ненцы, коми, ханты, манси, энцы, кеты, юкагиры, коряки, чукчи, нганасаны занимались оленеводством вместе с охотой и рыболовством.
Зарождение кочевого скотоводства в Степи невозможно объяснить одной причиной. Здесь много причин и факторов. Пастушеское скотоводство, при наличии определенных условий, могло быть исходной формой для полукочевого и кочевого хозяйства. Толчком, побудившим скотоводов окончательно забросить земледелие и перейти к кочевничеству, стало наступление сухого климата во 2 тысячелетии до нашей эры.
Уже в древний период кочевой хозяйственно-культурный тип деятельности получил широкое распространение на всем ареале степной, полупустынной и пустынной зон Евразии. Кочевничество стало формой адаптации человека к сложным географическим условиям. Образ жизни во многом зависит от среды обитания и географических условий.
Большая часть территории Казахстана представляет собой степную и полупустынную зоны со слабо обводненной поверхностью. Короткое жаркое лето с суховеями и длительная, суровая зима с буранами затрудняют ведение земледелия. Поэтому господствующим способом ведения хозяйства здесь становится кочевое скотоводство.
Кочевое скотоводство в наиболее чистом виде в Казахстане существовало на западе. Для юга характерно полукочевое скотоводство. Здесь в качестве второстепенного и вспомогательного занятия выступало земледелие.
Полукочевое скотоводство представляется многими вариантами. Полуоседлое скотоводство отличается от полукочевого тем, что земледелие в балансе хозяйства становится преобладающим. В евразийских степях скифы, гунны, золото-ордынские татары имели полукочевые группы. Полуоседлое скотоводство подразумевает наличие сезонных перекочевок отдельных скотоводческих групп и семей в данном обществе.
Пастушеское или отгонно-пастбищное скотоводство характеризуется тем, что большая часть населения живет оседло и занимается земледелием, а скот целый год находится на вольном выпасе.
Оседлое скотоводство имело варианты: придомностойловое, когда часть скота находится на пастбищах, часть -в стойлах, придомно-оседлое с вольным выпасом, иногда с минимальной заготовкой кормов.
В чем особенности кочевого скотоводства? Скотоводство было преобладающим видом хозяйственной деятельности.
Хозяйство носило экстенсивный характер, связанный с круглогодичным внестойловым содержанием скота на подножном корму. При этом в перекочевках участвовало все население, или, по крайней мере, его большая часть. Кочевники заботились о сохранности пастбищ. И не только казахи. Оленеводы Севера России стремятся уменьшать нагрузку на пастбищные ресурсы.
Читайте также: