Яндекс дарк стор аренда
На рынке сервисов экспресс-доставки продуктов из магазинов обостряется конкуренция. «Яндекс» уже вывел свой проект «Яндекс.Лавка» за пределы Москвы, и в дальнейшем не исключен запуск в Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Инвестиции на такую экспансию оцениваются до 300 млн руб. Сегодня на федеральном уровне уже работает проект Сбербанка «СберМаркет».
Проект по экспресс-доставке продуктов из собственных dark store «Яндекс.Лавка» вышел за пределы Москвы. На данный момент сервис запущен также в Химках, Реутове и Красногорске. В компании заявили “Ъ”, что прорабатывают все направления Подмосковья. Говорить о планах на дальнейшую экспансию там не стали. Один из основателей агентства Data Insight Борис Овчинников считает, что выход «Яндекс.Лавки» в регионы также возможен за счет активного присутствия там других сервисов компании — «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Еда» (доставка блюд из ресторанов).
«Яндекс.Лавка» открывает dark store в помещениях площадью до 130 кв. м, стоимостью не дороже 1,5 тыс. руб. за 1 кв. м, за исключением центральных районов Москвы. Таким образом, расходы на аренду одного объекта могут быть до 2,4 млн руб. в год.Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что сервис экспресс-доставки будет актуален для всех городов-миллионников. Стоимость подобной экспансии «Яндекс.Лавки» и затраты на развитие в Московском регионе и Санкт-Петербурге он оценивает до 300 млн руб.
Конкурент «Яндекс.Лавки» — сервис доставки продуктов «СберМаркет» (принадлежит Сбербанку, ранее назывался Instamart) уже работает во всех городах-миллионниках. Сервис «Самокат» (контролируется девелоперской ГК ПИК Сергея Гордеева) активно развивается не только в Московском регионе, но и в Санкт-Петербурге, знает господин Бурмистров. В «СберМаркете» рассказали, что на регионы приходится 52% заказов и 36% всей выручки. Связаться с представителем «Самоката» не удалось.
Продажи «Яндекс.Лавки» в Подмосковье пока сопоставимы с московскими, говорят в компании.Михаил Бурмистров, впрочем, считает, что основной объем спроса для подобных сервисов в среднесрочной перспективе останется в Москве и Санкт-Петербурге.
По словам господина Бурмистрова, бизнес-модель с распределенными складами и коротким плечом курьерской доставки эффективна, но широкое покрытие и продвижение услуг требуют значительных инвестиций, при этом стоимость продуктов не должна сильно превышать уровень цен в крупнейших сетях. Для сравнения, в Москве в «Яндекс.Лавке» молоко 1,5% жирности «Домик в деревне» в среду было доступно по 89 руб., в «Перекрестке» — по 91,9 руб. за упаковку 1,5 л. Сыр «Брест-Литовский» стоил 198 руб. и 185 руб. (с учетом скидки 11%) за пачку объемом 200 гр. соответственно.
Как «Яндекс.Еда» вышла в корпоративный сегмент
Как отмечает Михаил Бурмистров, для подобных сервисов экспресс-доставки особенно актуально наличие широкого ассортимента кулинарной продукции — категории с высокой рентабельностью. В «Яндекс.Лавке» сегодня на кулинарию приходится 20% заказов, и компания планирует наращивать долю готовых блюд, рассказывает ее представитель. Продукция под собственной торговой маркой должна производиться на фабрике-кухне в Санкт-Петербурге и цехах четырех крупных партнеров в Москве. «Яндекс.Лавка» также тестирует продажи наборов для готовки поштучно и без подписки, тиражирование запланировано на первый квартал 2020 года, говорят в компании. Проблемы в конкуренции сервиса с другими проектами «Яндекса» — «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Шеф» (доставка наборов для готовки) Борис Овчинников: доход в любом случае получит «Яндекс».
Сниму под общепит/доставку 80-200 кв Москва,регион
Федеральная сеть арендует торговые площади и площади свободного назначения (под общепит) от 70 до 200 кв.м. Москве,МО и регионы России. Рассматриваем: ТЦ,отдельно стоящие здания; встроено пристроенное помещение в составе ЖК. Расположение: цоколь,1,2 этажи. Электрическая мощность 50 кВт. Обязательно наличие парковки! Для рассмотрения необходимо выслать: адрес объекта,фото, планировку, презентацию(в почту, либо на Вотсап).без полной информации, объект не будет рассмотрен! Не агентство!
Что такое dark store и почему это удобно
Онлайн торговля получила гигантский толчок в развитии. Особенно это касается товаров первой необходимости: продукты, медикаменты и т.п. Но не стоит ошибочно полагать, что до 2020 года в этом направлении никто и не думал. Что же такое dark store’s? Расскажем в этой статье.
Dark store – это…Дословно с английского это переводится как «тёмный магазин». Но так понятней не стало. На самом же деле это супермаркет без покупателей. Точнее все покупки делаются дистанционно. Сам по себе darkstore представляет собой огромное помещение, одновременно напоминающее и склад, и обычный магазин. Только вместо покупателей там ходят специально обученные сотрудники, которые самостоятельно комплектуют ваш заказ.
В некотором роде такой формат можно сравнить с обычным онлайн ритейлером, как AliExpress и другие. Разница в том, что dark store’s находятся в черте города и заказ не нужно долго ждать. Кроме того, они специализируются именно на FMCG-ритейле, то есть на товарах повседневного спроса.
Как этим пользоватьсяПервыми такой формат продуктовых магазинов попытались применить в Лондоне в начале нулевых. Это была компания Sainsbury’s. Но тогда это не увенчалось успехом. А уже в 2009 году всё в том же Лондоне компания Tesco запустила свой первый «тёмный магазин». Сейчас на их онлайн-продажи приходится 47,5% рынка Великобритании.
В России первооткрывателями такого формата стали супермаркеты «О’Кей» в 2015 году. Через 2 года их примеру последовал ведущий российский ритейлер X5 Retail Group. Для своей сети «Перекрёсток» они запустили dark store’s в Москве, Санкт-Петербурге и ещё некоторых региональных центрах.
Процедура заказа максимально проста, вам нужно зайти на сайт Перекрёстка, выбрать всё необходимое и указать куда это доставить. Но учтите, что на момент написания статьи такая возможность есть не во всех регионах нашей страны. Ознакомиться с их актуальным перечнем вы можете на том же сайте. X5 RetailGroup активно развиваются и открывают всё новые «тёмные магазины». В след за ними, наученные горьким опытом корона-кризиса, свои darkstore’s открывают и другие ритейлеры.
Почему это выгодно всемВ первую очередь такой формат позволяет нам экономить время. Больше не нужно идти в магазин, самому искать нужные продукты, стоять очередь на кассе и тащить тяжёлые пакеты. Теперь мы можем выбрать всё необходимое даже на своём телефоне и заказать доставку прямо домой.
В условиях пандемии это дополнительно позволяет нам защититься от нежелательного контакта с окружающими. Особенно это важно для пожилых людей, которые находятся в группе повышенного риска.
Кроме того, dark store позволяет создавать для продуктов необходимые условия хранения. А тот факт, что находятся они рядом с домом и доставка занимает мало времени, позволяет получить нам товары отличного качества.
Конечно же такие магазины выгодны и самим ритейлерм. Они позволяют:
· Уже существующие магазины использовать под заказы для самовывоза и доставки
· Повышают лояльность клиентов и сотрудников
· Исключают возможность воровства со стороны покупателей
· Позволяют обеспечить лучшие условия хранения для продуктов
· Открывают новые возможности для развития
· Позволяют сэкономить на обслуживании клиентов в обычных магазинах
Как устроен darkstoreНужно понимать, что это не обычный склад, а современная продуманная система. Всеми процессами управляет компьютер, работники только выполняют его команды. Всё помещение поделено на зоны в зависимости от условий хранения продуктов. У всех товаров есть своё определённое место, имеющее свой номер. Все сотрудники получают портативные терминалы, в которых они быстро могу посмотреть где находится нужный им товар.
Траектория движения сборщиков заказов продумана таким образом, чтобы им не приходилось бегать с одного конца склада на другой и обратно. Это позволяет существенно экономить время и ресурсы. Работники двигаются к ближайшему товару, а последний берут максимально близко к упаковочной зоне.
В сети «Перекрёсток» продукты складывают в пакеты 4-х различных цветов:
· В зелёный – охлаждённые продукты
· В синий – замороженные
· В жёлтый – заменённую продукцию. Если нужного наименования не оказалось в наличии, то кладётся товар-заменитель, а клиент сам решает брать его или нет.
· В красный – то, что не соответствует стандартам магазина. Так, например, X5 Retail Group обещает своим клиентам доставку продуктов, срок годности которых истёк не более, чем на 50%. Но если такого товара на складе нет, они могут доставить продукцию со сроком годности, например, 45%, а вы опять же сами решите брать вам её или нет.
Красный и жёлтый пакеты, кроме того, обозначены надписью: «Обратите внимание».
Я мало слышал о таком формате. Он непопулярен в России?
Да, в России dark stores только появляются. Одной из первых такой магазин запустила сеть по продаже электроники и бытовой техники «М.Видео» в 2013 году, однако позже компания отказалась от развития формата. «При росте онлайн-продаж в сегменте бытовой техники и электроники более эффективно иметь склады с промышленными логистическими решениями по учету товаров», — зимой 2018 года цитировал «Ъ» представителя компании. Кроме того, примерно в те же годы похожий формат тестировал онлайн-ритейлер «Утконос».
Вторая волна интереса к dark stores началась в России в 2017 году: тогда такой магазин открыл «Гиперглобус», спустя год начали экспериментировать «Перекрёсток» и «Леруа Мерлен»; об интересе к формату заявляли и другие ритейлеры. По мнению экс-президента АКИТ Алексея Фёдорова, бум dark stores в стране начнётся, когда законодательно разрешат торговлю алкоголем. На сегодняшний день, по его данным, на онлайн-сегмент приходится всего 0,01% продовольственного рынка России.
Говорят, именно за dark stores будущее — это правда?
В сегменте FMCG — во многом да: это эффективный формат для онлайн-торговли повседневными товарами. Это подтверждает опыт Франции, где уже работают больше 2 тысяч dark stores, а онлайн-составляющая FMCG-рынка выросла уже до 5,7%, и прародительницы формата Великобритании, где на онлайн-продажи товаров повседневного спроса приходится 7,5% рынка.
В Восточной Европе дела обстоят хуже: еду и ежедневные товары онлайн здесь покупают только от 0,3% до 1,7% покупателей. В том числе поэтому российские ритейлеры с оптимизмом смотрят на формат dark stores: так, «Перекрёсток» планирует открыть в России несколько магазинов без покупателей уже до конца года, а в перспективе трёх лет компания хочет довести долю онлайн-канала в структуре продаж до 2% — в том числе за счёт dark stores.
Под контролем системы
Главное отличие даркстора от склада — это способ хранения товаров. Здесь нет ящиков и коробок, все разложено и расставлено на полках по секторам, как в супермаркете. Но при этом собирать заказы в «темном магазине» получается намного быстрее и эффективнее, чем если бы сотрудник ретейлера ходил по торговому залу одного из «Перекрестков». Там ему бы мешали обычные покупатели и их поведение: кто-то может случайно повредить упаковку или переставить пакет молока в отдел бытовой химии. Более того, в супермаркете можно отслеживать наличие товара весьма приблизительно. Если человек взял что-то с полки, положил в корзину, но пока не оплатил, в системе будет отображаться, что товар есть в наличии, хотя фактически на месте его может не оказаться.
Систему управления даркстора разработали специально для онлайн-магазина «Перекрестка». Когда покупатель делает заказ, данные о нем автоматически попадают в систему, и она подсказывает сотрудникам, как его собирать. Отправляясь на склад, сборщик ставит на тележку несколько ящиков и сканирует штрихкод на каждом из них, чтобы система понимала, сколько заказов он может сформировать. В портативном терминале сбора данных, который удобно носить на запястье, сотрудник видит задание — система сообщает, к какой ячейке подойти, какой товар взять и в какой ящик положить.
Все ряды и полки здесь пронумерованы, а товары расставлены по принципу «от тяжелых к легким» — сначала сотрудник идет по рядам с пятилитровыми бутылками воды, постепенно доходит до пакетиков со специями и последний товар кладет в тележку уже перед зоной упаковки. Когда сборщик помещает что-то в ящик, он сканирует штрихкод — и информация о наличии обновляется моментально.
Системе известно не только местоположение каждого конкретного наименования, но и то, сколько заказов на него уже поступило. Потому она информирует сотрудников, когда нужно довезти что-то из распределительных центров, а потом также помогает раскладывать это по полкам — на терминале сбора данных отображается номер ряда, полки и ячейки, куда нужно поместить конкретный товар. Когда сотрудник собирает тележку со всем, что нужно разложить, он также сканирует штрихкоды на ящиках и индивидуальных упаковках. Система следит, чтобы в одной тележке оказалось только то, что лежит недалеко друг от друга, и сортировщику не пришлось обходить всю площадь даркстора.
«Яндекс.Еда» запустил доставку продуктов и открыл dark store Пока что заказ могут сделать только жители Бабушкинского района
В сервисе «Яндекс.Еда» теперь можно заказать доставку продуктов, хозяйственных товаров и корма для животных. В приложении для этого нужно выбрать категорию «Продукты», пишет «РБК».
Запуск нового формата в тестовом режиме подтвердил представитель «Яндекс.Еды». Пока что доставка продуктов доступна только жителям Бабушкинского района Москвы.
Для реализации проекта компания открыла на северо-востоке Москвы dark store — склад, где оперативно собирают онлайн-заказы. Подробности работы сервиса и даты официального запуска в «Яндекс.Еде» не раскрыли.
запустит приложение «Суперчек» для покупок в супермаркетах. Первыми партнерами станут «Азбука вкуса», «Дикси» и «Виктория».
Что такое dark store?
Это магазин без покупателей — похожий на торговый зал обычного супермаркета склад, в котором собирают онлайн-заказы. Вместо клиентов со списками товаров между рядами здесь перемещаются профессиональные комплектовщики. Покупатели просто забирают заказ в пункте выдачи — который может находиться как около самого dark store, так и где-то в окрестностях — или получают товар на дом.
Впервые похожий формат появился в Лондоне в начале 2000-х годов в виде «центра дистрибуции» онлайн-покупок сети Sainsbury’s, но склад быстро закрылся из-за малого числа заказов. Рынок дорос до dark stores только к 2009 году, когда такие магазины неподалёку от Лондона запустила британская Tesco. Эта же компания и придумала термин «тёмный магазин» для магазинов без покупателей.
Сейчас формат развивают несколько крупных сетей — в первую очередь в Великобритании, Франции и странах Евросоюза. Экспериментируют с dark stores и российские ритейлеры.
Какие товары продают в dark stores?
Основная ниша формата — онлайн-продажа продуктов и товаров первой необходимости. За счёт скорости комплектации заказов и размещения магазинов вблизи жилых зон dark stores решают проблему «последней мили» для фуд-ритейла: так, британские аналитики в 2013 году предсказали в ближайшее десятилетие рост онлайн-сегмента FMCG-ритейла в стране вдвое с тогдашних 5,5% — в первую очередь за счёт увеличения числа dark stores.
Ещё одна востребованная ниша для магазинов без покупателей — fashion-ритейл. С помощью этого формата ритейлеры одежды и обуви сокращают издержки и розничные цены. Другой ходовой сегмент — мебельные магазины; при этом чаще они используют гибридный формат (небольшие пункты заказа и выдачи покупок в составе крупных dark stores).
Как я планировал и просчитывал открытие пункта Dark Store
UPD. По справедливому замечанию то, что я делаю, действительно не является пунктом выдачи заказов в прямом смысле этого слова. Поэтому, хоть в статье далее и буду писать ПВЗ, но, как по мне, то, что я делаю ближе к формату Dark Store. Поменял заголовок, чтобы было более корректно и понятно.
13 декабря уже прошлого года я отправился в Москву открывать пункт выдачи заказов (ПВЗ). Буквально за 2 недели до НГ удалось поднять склад на ноги и даже сделать не самый маленький для нового бизнес-проекта оборот. В этой статье расскажу о том, как я просчитывал проект, и что у меня вышло по факту.
Бизнес-планированиеНачну с того, что перед стартом проекта я подготовился:
1. Составил бизнес-план
2. Нашел партнеров: поставщика, который возил мне товар под сбыт, и дропшиппера, который скидывал мне заказы
Вот краткий пересказ моего бизнес-плана:
Во-первых, я максимально конкретизировал всю бизнес-схему, а именно изначально определил где буду закупать товар (оптовый рынок в Люблино), через что буду искать клиентов (Авито, Юла) и как буду физически взаимодействовать с клиентами (самовывоз и курьерская доставка по Москве).
Далее выделил три ключевых процесса (закупка и доставка товара на ПВЗ, комплектация заказов и передача его курьерам/клиентам, поиск клиентов) и определил минимальную маржинальность товаров, с которой мне будет интересно работать, а именно 50 % или 100 % по наценке.
Далее поделил маржу на три процесса, т.е. по 16,6 % на каждый из них, определил по минимуму средний чек (1 000 р.) и далее рассчитывал каждый процесс отдельно, дабы было выгодно и мне, и моим партнерам.
Также взял ставку по трудочасам, чтобы затраты по времени переводить в деньги, а именно 200 р./час (подглядел у Макдональдс)
Теперь в деталях:
Как минимум, на процесс мы потратим 6 часов времени, что с учетом наших условностей уже равно 1 200 р. затрат.
Очевидно, что если мы будем возить по одной единице товара на продажу, то потраченное время не будет компенсировано маржой уже на этом этапе. Также нужно еще и учесть транспортные расходы, на которые заложим еще 2 000 р.
Таким образом, уже на процессе закупки мы тратим 3 200 р.
Рассчитаем коэффициент выручки: 100/16,7 = 6. Т.е. минимальная закупка, отбивающая расходы, равна, 3 200 * 6/2 = 9600 р.
Почему это важно считать?
С точки зрения продаж, чем более мелкими партиями товар будет закупаться, тем более эффективным будет ассортимент, т.к. новые закупки можно делать с учетом статистики продаж, избегая перетаривания склада.
Однако, нам надо понимать границу, ниже которой делать закупки уже становится не выгодно
2. Добавление товаров в каталог
Чтобы запустить продажи товаров, его нужно сфотографировать, сделать хотя бы минимальное описание и загрузить данные в базу для дальнейшей работы.
Я условился, что на добавление одной позиции у менеджера уходит 15 минут времени или 50 р. в денежном эквиваленте.
Умножаем на коэффициент выручки: 50*6/2 = 150 р. Т.е. каждая позиция должна быть закуплена на сумму не менее, чем 150 р. Меньше - не выгодно.
Цифра нужна по той же причине: с точки зрения торговли мне надо сделать максимальный ассортимент. Такие товары как слаймы, наушники и т.д. стоят очень дешево и можно на небольшие деньги выбрать много позиций. Данная цифра мне нужна для того, чтобы не закупать позиции в объемах, по которым я не смогу окупить затраты на ввод позиции в продажу.
3. Хранение товара, комплектация заказов, передача таковых клиентам (курьерам)
Здесь мы имеем расходы на аренду: 25 000 р. или 1150 р./рабочий день
И менеджера из расчета 200 р./час или 1600 р./рабочий день.
Дабы окупить эти расходы, нам необходимо делать выручки 2750*6 = 16 500 р./день или 16-17 заказов при расчетном среднем чеке.
К слову, по плану в качестве менеджера здесь выступает ваш покорный слуга.
4. Товарные остатки
За расчет я взял "правило 10". Т.е. если я хочу продать одну единицу товара, то на "витрине" их должно быть 10. Таким образом, для обеспечения требуемого оборота мне необходим товарный остаток на складе на сумму не менее, чем 165 000 р. по потенциальной выручке или 82,5 тыс. - по закупке.
5. Курьерская доставка
Я предположил, что 50 % заказов будут приходится на доставку, 50 - самовывоз.
Один курьер может обеспечить доставку до 10 заказов в день, поэтому мне нужен один курьер.
6. Реклама и коммуникации
Процесс рекламы и коммуникации с клиентами отдан на откуп партнерам-дропшипперам.
Тем не менее, его также я просчитываю, т.к. если дропшипперам это окажется не выгодным, то и вся схема рухнет.
Согласно моих устных опросов в среднем дропшиппера устроит заработок в размере 25 000 р. в месяц.
Пусть публикация одного объявления стоимостью 100 р. (Авито+Юла) дает 1 продажу за весь срок действия (1 месяц).
Вычтем из маржи дропшиппера эти расходы и получим доход в 67 р. с продажи.
Таким образом, для реализации плана по заработку дропшипперу надо делать 374 продаж в месяц или 16-17 продаж в день, что более, чем реально.
А теперь рубрика ЧаВо:1. "Где моя прибыль? Почему я ее не считаю?"
Есть такая поговорка: "Надейся на лучшее, рассчитывай - на худшее".
Ошибка многих "мечтателей о бизнесе" - это сразу спланировать сверхдоходы и, открыв первое дело, сразу выйти на широкую ногу.
Я же беру минимальные цифры, минимальные чеки, минимальный объем продаж. Если дело не прогорит на старте, то у меня будет еще 500 возможностей доработать структуру и выйти в нужный мне плюс.
Поэтому я и свой доход планирую на минимальном уровне.
И вообще: я, к слову, работы не боюсь и к бытовым условиям не шибко прихотлив. Могу без проблем уйти в режим жесткой экономии ради перспективного дела.
2. "Зачем открывать бизнес, если планируешь зарабатывать, как менеджер в МакДональдсе?"
Мои приоритеты таковы:
Я думаю сейчас именно о первом пункте, когда мое дело начнет приносить пусть небольшой, но стабильный доход, буду думать как его увеличить.
3. "В чем заключается расчет на лучшее?"
Приведу понятный пример: если вы владелец строительного магазина, то среднестатистический покупатель будет разве что отбивать аренду, зарплаты и может приносить какую-то копейку сверху для поддержания штанов.
Основной доход будут давать организации, бригады (прорабы), муниципальные заказы и т.д.
Так вот чтобы выйти на эти вкусняшки, которые дадут действительно серьезный доход, нужно иметь под собой уже отлаженный процесс.
Я называю эти вещи "подарками": неожиданно свалившиеся с неба супер-прибыльные товары, крупные клиенты с большими регулярными заказами, супер-выгодные партнерские предложения и т.д.
Эти вещи трудно спланировать, т.к. чтобы на них выйти, нужно уже иметь рабочий и отлаженный процесс. И они будут, сегодня-завтра, сразу-потом, надо только верить и ждать :-)
Весь фокус в том, что эти подарки как сваливаются неожиданно, так неожиданно и исчезают.
4. "Где расчет налогов?"
Налоги - это отдельная история, поэтому я и написал, что выше - краткий пересказ б/п.
К слову, если не думать как оптимизировать торговую нагрузку, то налоги будут съедать далеко за 50 % потенциальной прибыли.
Что вышло по фактуВвиду того, что изначально все просчитал в плане операционной работы, все процессы запустили в один момент: партнер-поставщик завез нужный объем товара, партнер-дропшиппер обеспечил нужные объемы продаж.
Просчитался я по трем пунктам:
1. До поездки в МСК я удаленно нашел помещение, но, посетив его лично, осознал, что это совершенно не то, что мне нужно. Итог: потеря времени
2. В последний момент зашел в "Пешкарики" и посчитал стоимость на типовые заказы, выходило в пределах 300 р. Собственно, примерно такие цифры в среднем выходили и в 2017 году:
По факту мне выдавало от 600 до 800 р. за доставку, так что пришлось выкручиваться, т.к. времени искать курьера уже не было.
Проблема усугубилась еще тем, что 90 % заказов были как раз-таки на доставку, против плановых 50 %.
3. Стоимость оборудования склада
Когда что-то покупаешь каждый день, то не слишком замечаешь как растут цены. В последний раз я открывал торговый объект в 2017 году. И по приблизительным прикидкам цены выросли раза в 2-2,5.
В общем, не сказать, что прям какие-то астрономические затраты, но оборудовать склад пришлось с выручки, а когда делаешь что-то размазано, то это отнимает кучу времени, да и денег.
В остальном: изначальный план сработал практически по тем цифрам, которые закладывали. Правда, средний чек и маржа оказались чуть выше плановых, а заказов меньше (больше не смогли отработать из-за орг.заминок), но то на то и вышло.
Годовая выручка одного даркстора Dmart — $1,7 млн, средний чек «Самоката» — $7: исследование рынка экспресс-доставки Статьи редакции
Главное из данных фонда CM Ventures о мировом рынке дарксторов.
Многие инвесторы воспринимают дарксторы — магазины, работающие только на доставку, — как новую, непроверенную бизнес-модель с ограниченным потенциалом масштабирования. «Мы более оптимистичны», — говорят в фонде CM Ventures, инвесторе американского сервиса доставки продуктов Buyk от создателей «Самоката».
- Суммарно «восходящие звёзды» Gorillas, JOKR, Flink, Zapp привлекли около $1 млрд инвестиций, но, по оценкам CM Ventures, у них лишь 250-300 дарксторов. У «большой четвёрки» — «Самоката», «Яндекс.Лавки», Getir и Dmart — больше 2250 точек. Выручка Gorillas, JOKR, Flink, Zapp — около $500 млн, у «четвёрки» — около $3 млрд.
- Дарксторам нужны инвестиции на быстрый рост: Dmart потребовалось $440 млн, чтобы масштабировать бизнес до $1,2 млрд выручки. Getir понадобилось меньше денег, но потребовалось больше времени.
- Дарксторы могут быть прибыльными в будущем.
- На любом рынке есть место минимум для двух крупных игроков или больше.
- Рынку далеко от насыщения: даже если предположить, что темпы роста всех компаний останутся прежними, к концу года их суммарная выручка составит $5 млрд. Это 0,05% мирового рынка продуктового ритейла.
- Дарксторы — мировой тренд.
Getir — один из пионеров модели даркстора — появился в Турции в 2015 году и недавно вышел на другие рынки. Это частная компания, и её финансовые показатели публично не раскрываются. По данным СМИ, оценка — $7,5 млрд.
- У стартапа 500 дарксторов в 30 турецких городах на июнь, план — 100 магазинов в Великобритании к концу 2021 года, из которых компания уже открыла 28.
- Прогноз выручки по итогам 2021 года — $800 млн.
- На май сервис выполнял 9 млн заказов в месяц.
- У сервиса 1,5 тысячи товарных позиций (SKU).
- Годовая выручка на один магазин составляет примерно $1,5 млн.
Публичных данных о прибыльности Getir и данных о среднем чеке нет.
Турецкий рынок более конкурентный, чем может показаться: доля рынка конкурирующего Dmart — 30-40%. Это означает, что бизнес может работать даже в присутствии более одного игрока, отмечают в фонде.
Dmart в 2019 году запустил сервис доставки еды Delivery Hero. Стартап начал работу с Турции и за полтора года смог занять 30-40% местного рынка.
- Сервис насчитывает 687 дарксторов во втором квартале 2021 года против 491 магазина в декабре 2020-го.
- Прогноз выручки по итогам 2021 года — $1,2 млрд.
- Во втором квартале сервис обрабатывал около 6 млн заказов в месяц.
- Количество товарных позиций (SKU) — от 2,5-3 тысяч до 10 тысяч в зависимости от рынка.
- Средний чек — $10-13.
- Годовая выручка на один магазин составляет около $1,7 млн.
Сейчас сервис работает в 38 странах, в том числе нескольких европейских. Рентабельность по EBITDA в первом полугодии 2021 года составляла -28% против -42% годом ранее. Одновременно выручка выросла с $63 млн до $450 млн.
Это указывает на то, что прибыльность будет расти после завершения фазы роста, считают в фонде. В Delivery Hero заявляют, чтовыхода в точку безубыточности каждый даркстор Dmart должен обрабатывать более 400 заказов в день.
Рентабельность по EBITDA и выручка Dmart CM Ventures- На конец июня 2021 года у сервиса было 699 дарксторов против 400 магазинов в декабре. По последним данным, у сервиса 722 магазина.
- Прогноз выручки по итогам 2021 года — $432 млн.
- Сервис обрабатывает около 5,2 млн заказов в месяц.
- Количество товарных позиций (SKU) — 2-2,5 тысяч.
- Средний чек — $7.
Данных о годовой выручки с одного даркстора нет. Стартап публично никогда не раскрывал данные о прибыльности, но основатели сообщали, что компания может быстро выйти на безубыточность, если остановит экспансию.
«Яндекс.Лавка»Запущенная в 2019 году «Яндекс.Лавка» входит в экосистему «Яндекса».
- Количество дарксторов — 362 на июнь 2021 года против 270 в декабре.
- Прогноз выручки по итогам 2021 года — $297 млн.
- Количество товарных позиций (SKU) — 2 тысячи.
- Средний чек — $9.
- Около 20% пользователей делают заказы более восьми раз в месяц, принося половину всей выручки.
Количество заказов в месяц и годовая выручка на один даркстор публично не раскрываются.
Кроме России «Лавка» также работает в Израиле, в 2021 году открылась в Париже и объявила о планах открыться в Лондоне, несмотря на большую конкуренцию в этих городах.
«Большая четвёрка» сервисов доставки продуктов CM Ventures Показать ещё 94 комментария Популярные По порядку Написать комментарий.По-русски это называется "склад".
Внимательный носНе совсем. Даркстор — это именно «теневой магазин», то есть склад у них вообще где-то, а это конкретный торговый зал, в котором ходят за тебя ребята и отдают пакет с покупками курьеру.
Если копнуть, то огромное количество слов так и появилось: явление есть, слова нет — возьмём буржуйское. Прост некоторым заимствованиям столько лет, что мы их уже родными считаем и даже самому отъявленному радетелю за чистоту языка в голову не приходит поправлять использующего такие.
Например, большая часть, если не все (филологи поправьте если что) слов с буквой «Ф» — заимствованные.
это конкретный торговый зал, в котором ходят за тебя ребята и отдают пакет с покупками курьеру.
Ну то есть склад, по которому ходят кладовщики. Различий никаких. Называть склад "даркстором" ни что иное, как безграмотность очередного зумера, падкого до англицизмов.
Внимательный носКонечно же оставляю вам право иметь своё мнение по этому вопросу, но со своей стороны всё так же не соглашусь. Если есть потребность обозначить предмет, который по ряду характеристик отличается от объекта, обозначаемого словом «склад», то зачем же обобщать ради такой фантомной «чистоты языка»?
По каким характеристикам он отличается?
зачем же обобщать
А прикиньте, мини-купер, внедорожник и карьерный самосвал это все "автомобили". Давайте для них для всех отдельные названия выдумаем?
Внимательный носОткроем гугл и узнаем что слово «автомобиль» пришло к нам из французского ;-) А приставка «авто» вообще имеет греческие корни. ред.
Старая шарманка не очень грамотных людей.
Откуда пришло слово не имеет никакого значения. Имеет значение только то, что для обозначения какого-то понятия в языке есть готовое слово, а значит заимствовать из иностранного языка новое слово, обозначающее *то же самое*, что и уже существующее в языке - не нужно.
Вам не нужно и ладно. Оставьте остальным делать и думать так, как им удобно
Отказано.
С засорением языка англицизма нужно бороться.
Не нужно. Язык должен быть живым и впитывать в себя новое. Иначе, вы бы сейчас говорили на каком-то древнем языке из бубу и гугу
Безграмотные зумерки, не знающе собственного языка, к живости языка отношения не имеют. ред.
А ты не безграмотный? Судя по всему очень, раз даркстор от склада не можешь отличить, а эту модель бизнеса от интернет-магазина.
Что такое зумерки, зачем ты используешь это слово?
Так походу это только Вы видите какую-то разницу между складом и даркстором - склад он и в Африке склад.
Почему тогда по Вашему вайлдбериз, озон доставляет товары и продукты со складов, а не дарскторов - какая разница! ред.
Это абсолютно разные модели.
Озон и WB работают как склад, 2PL и 3PL операторы. Выдача производится, как со склада курьерами (в основном с регионального распределительного), так и с ПВЗ самовывозом.
Самокат же работает, как даркстор (если брать доставку за 15 минут, а не за 1,5 часа). Дарксторы привязаны к адресам доставок и именно с них производится отгрузка товара. У такого магазина нет логического самовывоза.
Вот за 1,5 часа отгружается товар непосредственно со склада (либо с распредцентра, не в курсе их внутренней логистики).
Та же разница с дарк китчен и ресторанами, работающими под одним и тем же брендом.
Даркстор — отдельное, уже общепринятое логистическое понятие.
Как раз таки самокат и работает как обычный склад без возможности самовывоза - вот и все. А что Вы перечисляете - это так же и пременимо к обычному складу.
Даркстор - это склад работающий на доставку и время доставки у самоката или я. лавки - бывают и по часу, а бывает деньги берут, а доставки совсем - нет!
Просто уже достало, что обычные названия - заменяют на новые или иностранные.
Нам в компанию постоянно названивают компании с различными названиями на английском языке да ещё и состоящие из 3-4 слов - что даже диву даёшься, а по факту эти компании работают только в России!
Если для вас нет разницы в дарксторе и складе — это ваши проблемы. Для меня и многих есть. Потому что между этими двумя понятиями огроменнейшая разница.
Склад - это место хранения товаров.
А каким образом эти товары распределяются со склада - нет ни какой разницы!
Вам видимо просто лучше думать, что Вам тавары привозят не со склада, а с даркстора.
Это как миллионы менеджеров - не понимающих смысла слова.
Нет. Я как раз-таки и понимаю, какую логистическую структуру я создаю — стандартный склад комплектации или даркстор.
Так по Вашей логике: все кто торгует со склада напрямую могут теперь написать, что торгуют с даркстора. А директор у них Дартвейдер.
Нет. Это другая бизнес-модель.
Вы явно не понимаете того о чем пишите.
Попробуй отличи бегемота от гиппопотама!
Я не специалист в биологии, по мне это одни и те же животные. Это нужно на сайт зоологов идти.
Но это сайт бизнес-тематики, в которой различаются понятия склад и даркстор. Мне и многим так проще различать логистические модели работы одним названием. Это удобно. Так же, как и дарк китчен, например.
чисто русского языка нет . все слова западные.
Главное из данных фонда CM Ventures о мировом рынке дарксторов. Внимательный носТо же самое — это называть склад «стором», «сторэджем» и т.д., а тут. Да что я, можете считать меня не очень грамотным, с меня не убудет) Спасибо за дискуссию.
Так в чем разница, если вы не согласны считать это тем же самым?
Модель "даркстор" не из области хранения, где они со складом идентичны, а из области коммерции, в которой торговля осуществляется "со склада".
Можно было оставить понятие склад, но тогда пришлось бы говорить про "торговля со склада", что не совсем удобно.
из области коммерции, в которой торговля осуществляется "со склада".
Чем он от интернет-магазина отличается? Тот тоже торгует "со склада". ред.
Вы реально утомили с чистотой языка, как смешали модель купер с классами авто: карьерный самосвал это класс. Теперь, по поводу кому и как что называть это не сюда. Автор поста использовала общеупотребительное нишевое слово, почему нишевое, профессионалы рынка его уже используют и вас спрашивать не собираются.
Вы выучили слово "класс" и всем хвастаетесь?
Купер это член класса "легковой автомобиль".
Идите на IT-курсы, там вам абстрактное мышление расширят, не будете куперов пугаться.
Хоспади, интернет-магазин торгует с сайта, откуда он там отгружает вообще фиолетово. Дарк означет что ты эту точку склад, кухню или еще какого зверя не найдешь на карте.
Дарк означет что ты эту точку склад, кухню или еще какого зверя не найдешь на карте.
Не найду?
Может быть вы картами пользоваться не умеете?
сами себе противоречите.
Немного удивляет, что там до сих пор ходит человек, хотя автоматизация в таком деле напрашивается
Внимательный носТа не, я пока за человека, тьфу-тьфу, самокат постоянно свежие аккуратненькие продукты привозит. Боюсь представить что будет если с полок брать будут роботы, основываясь на данных из БД. Роботу пох что с курицы уже сопли текут — в системе она заведена как свежая.
700 мини-складов (дарксторов). Что быстрее и дешевле: нанять людей или на внедрить складских роботов в каждый из них?
как откроет робот еду?
В вас говорит западопоклонничество.
Технически склад от даркстора ничем не отличается, а значит слово "даркстор" в русском языке не нужно. ред.
Можете доказать, что не отличается?
Вы поддерживаете новое заимствование, вам и доказывать что отличаются.
а если вам нужно описать кому-то "склад". Чтобы человек сразу понял, о чем речь. Оптовый, розничный - добавляются слова например. В случае с даркстором - еще куча нюансов. Чтобы объяснить, что это, потребуется несколько предложений. И дарксторы- такого раньше не было это новое явление. И если в английском языке достаточно было добавить дарк-, чтобы все сразу все поняли, то в русском не получится. Как и со словом стартап. И что вы не возмущаетесь, что это не магазин? а склад. Это же магазин ред.
И что вы не возмущаетесь, что это не магазин? а склад. Это же магазин
Интернет-магазин.
Переименовываем все интернет-магазины в дарксторы?
Интернет магазин обычно имеет небольшое количество складов с которых отправляет все покупки на регион (а то и страну). При отсутствии товара на ближайшем скаладе его везут с другого. Даркстор - магазин со своим складом с жёсткой гео привязкой к небольшому району. И плавающий только с него. Это вообще разные модели. Если Интернет магазины это что-то типа гипермаркетов, то дарксторы это скорее онлайн аналоги районных мини магазинчиков
иди в однокласники
Проснись, мы сейчас на Одноклассниках!
Вы, видимо, эксперт. Может тогда подскажете, слово «душнила» заимствованное или есть исконно русский аналог?
Пока у всех дарсторов модели реально убыточны
Прикинул цифры модели самоката
Срединий чек 7$
кол-во доставок на 1-н даркстор 240 доставок в день либо 7202 в мес
умножаем 7 на 7202 = 50 415$
gross margin в идеальном мире 40%
расходы на обеспечение одного заказа
ЗП сборщиков. 1 человек собирает за 12 часовую смену (минус 2 часа на обеды, перекуры, приемку товара И так далее 10 часов) при 5 минутах на заказ (оптимистично) выходит 120 заказов на человека.
Нужно мин 2 человека в смену (4 в мес) + 1 начальник или старший. Ср зп 500$ = 2500$ в мес
логистика 1 заказ 3$. 7202*3=21606
упаковка на 1-н заказ 0,25$ 7202*0.25=1800
CAC по рынку 5$ 7202*5=36010
аренда склада - 1000$ (очень оптимистично)
итого
Contribution margin –42 750$
Рычаги давления которые могут как-то уменьшить Burn Rate
1. Стоимость привлечения одного клиента CAC
2. Логистика
3. закупка товаров (хоть в моей модели очень положительно заложено 40% наценка)
Все остальное здесь роли не играет
Кому интересно сделал таблицу в которой можно посчитать зависимости показателей закупки. Там же можно и посмотреть как влияет САС, логистика и упаковка.
Там не учтены затраты на сборку заказов и ИТ поддержку софта
От фруктов до тапочек
Традиционные складские комплексы обычно находятся далеко от города, и заказы оттуда приезжают к покупателям не сразу, а некоторые категории товаров, например мороженое, такую доставку просто не выдерживают. В отличие от склада, даркстор должен быть ближе к заказчикам — либо в черте города, либо рядом с ним. Это позволит работать со сложными категориями продуктов: свежими овощами, фруктами, мясом и рыбой. В дарксторе «Перекрестка» для них выделены две специальные зоны — просто холодная и морозильная, а в интернет-магазине можно заказать и хлеб из пекарни, которая находится здесь же.
В «темном магазине» есть второй этаж — мезонин. Его отвели для товаров, которые заказывают довольно редко, но они все равно востребованы у покупателей. В мезонине можно найти, например, пластиковые контейнеры для хранения, швабры, вешалки, стаканы, свечки для торта и домашние тапочки. Чтобы сборщикам не пришлось постоянно подниматься и спускаться, сотрудники со второго этажа просто отправляют наполненные ящики вниз по ленте конвейера.
Товары зоомагазина «Бетховен» или продукты «Ешь деревенское» не хранятся на складе, но их тоже можно заказать в онлайн-магазине «Перекрестка». В этом случае их привезут в «темный магазин» и соберут заказ на месте. Для этого здесь есть зона быстрой комплектации.
Покупатель не пройдет: Как устроен даркстор «Перекрестка» Новый формат склада-супермаркета, который поможет собирать заказы быстрее
Даркстор (от английского «dark store» — «темный магазин») — это помещение, где хранят товары и собирают заказы для онлайн-магазинов. Выглядит даркстор как обычный торговый зал крупного супермаркета, «темным» его делает недоступность для покупателей — войти сюда могут только сотрудники. Такой формат на стыке склада и магазина появился в Англии в начале 2000-х, но сразу не прижился, и первый даркстор вскоре был закрыт. В 2009 году свои «темные магазины» запустила крупная британская сеть Tesco, и с тех пор с ними экспериментируют многие компании, в том числе и российские.
В сети «Перекресток» объединить магазин и склад впервые попытались в 2017 году. Тогда в Москве открылся гибридный даркстор: одну часть помещения отводили под обычный супермаркет, а другую — под склад, где сотрудники собирали интернет-заказы. Если нужного товара на складе не оказывалось, то сборщик искал его в торговом зале. После этого ретейлер построил еще два полноценных «темных магазина» в Москве и Петербурге. При их создании консультировались как раз с британскими коллегами из Tesco. А недавно в подмосковном поселке Вешки открылся самый большой даркстор «Перекрестка» площадью 18 тысяч квадратных метров, где хранится порядка 30 тысяч наименований. Мы побывали в новом «темном магазине» и рассказываем, как он устроен.
площадь
18 тысяч квадратных метров
Товары в наличии
25–30 тысяч наименований
Количество сотрудников
Время работы
Инвестиции
порядка 600 миллионов рублей
площадь
18 тысяч квадратных метров
Товары в наличии
25–30 тысяч наименований
Количество сотрудников
Время работы
Инвестиции
порядка 600 миллионов рублей
Подождите: то есть это просто склад для онлайн-торговли?
Не совсем. Dark stores тяготеют к сегменту FMCG — продовольствию и товарам первой необходимости, для которого принципиально важны скорость комплектации и доставки заказа, а также условия хранения товара. Поэтому пространство в них организовано так, чтобы комплектовщики могли максимально быстро собрать заказ — из-за чего dark stores выглядят как супермаркеты без вывесок, покупателей, рекламы и касс. Также в магазинах без покупателей в отличие от складов выдерживаются определённые, более точные температуры хранения для разных категорий товаров, а сами dark stores находятся поближе к жилым и общественным зонам — в общем, местами очень похоже на обычный магазин. К тому же нередко встречаются гибридные dark stores, в которых предусмотрены небольшие пункты оформления и получения заказов для покупателей.
Яндекс дарк стор аренда
В последний год сразу несколько российских ритейлеров заявили о запуске нового формата — dark store (англ. «тёмный магазин»), или магазина без покупателей. Неплохо известный в Европе, пока формат оказался не самым понятным для россиян. Разбираемся, что такое dark stores и для чего они нужны.
Я покупатель — есть ли разница, получу я товар просто со склада или из dark store?
Нет. Dark store — формат, в первую очередь удобный ритейлерам, которые фактически запускают стандартный супермаркет, работающий в режиме склада, и не несут издержек, связанных с обслуживанием потока клиентов в нём. При этом в любой момент компания может открыть магазин (целиком или только часть) для посетителей.
Ещё одно преимущество dark stores для ритейлеров — такие магазины выгодно запускать в регионах, где неэффективно размещать большие распределительные центры. Кроме того, формат не настолько требователен к помещениям, как крупный склад, что тоже снижает издержки розничных компаний. При этом покупатели вряд ли заметят разницу, откуда им доставили товар.
Читайте также: