Жнецы на отдыхе милле
Антуан Шентрейль. Этюд. 1860-е гг.
илл. 59
Художники реалистического направления, начиная с Руссо, создали сельский пейзаж и тем самым подготовили почву для развития крестьянского жанра. Жизнь труженика полей становится основной темой Милле. Жан Франсуа Милле (1814— 1875) родился около Шербура в крестьянской семье с патриархальными, традиционными обычаями, с которыми он был крепко связан не только в детстве и юности, но и всю жизнь. Франсуа Милле как старший сын помогал отцу в полевых работах. Очень рано Милле начал рисовать и, естественно, только то, что его окружает: поля, сады, животных, но особенно большой интерес в нем возбуждает море, и ему Милле посвящает свои первые этюды. С детства Милле мог наслаждаться красотой природы Нормандии, но в то же время он видел и те бедствия, которые причиняет природа, видел, какие усилия употребляет человек, чтобы ее победить. На всю жизнь у Милле осталось трагическое впечатление от страшной бури, разбившей десятки кораблей. С детства он видел перед собой тяжелую жизнь крестьян, и у него сложилось убеждение в невозможности изменения их жизни.
Начал учиться Милле у художника Мушеля в Шербуре, затем у Ланглуа, ученика Гро. Получив субсидию, Милле едет в Париж, где поступает в мастерскую к Деларошу, но вскоре ее покидает. Милле не сразу нашел свой путь в искусстве. Он пишет портреты, подражая старым мастерам. Одновременно (1838—1844) для продажи он делает картины в духе Ватто и Буше. Произведения этого периода, характеризующиеся обычно как «maniere fleurie», что означает «цветистая манера», отличаются внешним богатством цвета, но производят фальшивое впечатление.
В 1845 г. в Гавре Милле пишет портреты моряков, в них художник освобождается и от манерности и от подражания старым мастерам. Портреты написаны в лучших традициях романтизма, но одновременно Милле создает картины на мифологические сюжеты. Правда, Милле нередко забывает придавать изысканные формы фигурам обнаженных женщин; недаром Диаз говорил Милле: «Твои натурщицы вышли из конюшни».
К этому времени, к 1848 г., Милле сближается с художниками Диазом и Жанроном. В Салоне 1848 г. Милле выставляет свою первую картину из крестьянской жизни—«Веятель» (один из вариантов находится в Лувре), после этого он окончательно отказывается от мифологических сюжетов, едет в Барбизон, где живет в тесном общении с Руссо и начинает писать ту жизнь, которую он лучше всего знает — крестьянскую. Милле в своих произведениях рассказывает о судьбе крестьянина, связывает его жизнь с жизнью природы, стремясь изобразить наиболее конкретно условия его существования. В одной из первых картин Милле, написанных на крестьянскую тему, «Отдых на покосе» (1849, Лувр), фигуры в половину натуральной величины даны в первопланной, статичной, монументальной композиции, там нет еще связи между группой крестьян и пейзажем, залитым солнечным светом. В «Сеятеле» (1849—1850; один вариант — Бостон, музей, другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей) крестьянин передан с гораздо большей жизненной правдой, но и здесь внимание зрителя сосредоточивается только на фигуре, а пейзаж служит лишь фоном.
Для работ Милле начала 50-х гг. наиболее характерны одинокие фигуры крестьян, которых он обычно изображает сосредоточенными, задумчивыми. Милле сумел возвысить самый прозаический труд; он считал, что, только изображая труд, можно передать «истинную человечность», «великую поэзию». В позах, жестах крестьян Милле — торжественная простота, замедленный ритм; фигуры даны объемно-пластическими. Такова его «Швея» (1853; Лувр). Милле показывает лишь самые необходимые атрибуты ее профессии: ножницы, подушку с иголками, утюги, висящие на стене. Пространства ровно столько, сколько нужно для фигуры. Этим Милле достигает монументальности, вместе с тем образ крестьянки полон внутреннего движения. Кажется видишь, как ее рука делает стежки, как медленно вздымается от дыхания ее грудь. Она сосредоточенно смотрит на работу, ее образ полон глубокой задумчивости; несмотря на интимность мотива, в его трактовке есть величие. Эта же монументальность видна и в офорте «Крестьянка, сбивающая масло» (1855). Величие передает Милле и в своей картине «Отдых жнецов» (Салон 1853 г.; Бостон, Музей) обобщенными, ритмично расположенными фигурами, классической рельефной композицией; вместе с тем светом художнику удалось достичь объединенности со всем пейзажем.
Жан Франсуа Милле. Крестьянка, сбивающая масло. Офорт. 1855 г.
илл. 75
Часто природа помогает Милле раскрыть настроение человека. Например, суровый, неприветливый лес как нельзя больше подходит к погруженной в глубокую задумчивость девушке («Сидящая крестьянка», 1849; Бостон, Музей).
Жан Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857 г. Париж, Лувр.
илл. 70
Шаг за шагом можно проследить творчество Милле и увидеть, как, создавая обобщенные монументальные образы, он вместе с тем стремится и к более непосредственно живому и более пространственному изображению пейзажа. В картине «Сборщицы колосьев» (1857; Лувр) величественные фигуры крестьянок, собирающих колосья, доминируют в пейзаже, и в то же время убедительно дано реальное пространство. Однако пейзаж здесь имеет и смысловое значение; художник показывает (на заднем плане) сбор богатого урожая. Другой смысл пейзажу придал художник в картине «Анжелюс» (1858—1859; Лувр), где среди тишины полей как бы слышится колокольный звон. В маленькой картине размером 55 X 66 см Милле, прибегая к спокойным и ясным ритмам, достигает ощущения монументальности. Эта картина также овеяна грустным настроением.
«Жизнь никогда не оборачивалась ко мне,— пишет Милле,— радостной стороной: я не знаю, где она, я ее никогда не видел. Наиболее веселое из того, что я знаю,— это покой, тишина, которыми так восхитительно наслаждаешься в лесах или на пашнях, все равно, пригодны они для обработки или нет; согласитесь, что это всегда располагает к мечтательности грустной, хотя сладостной». Грустные, мечтательные крестьяне Милле гармонируют с покоем и молчанием полей и лесов.
Жан Франсуа Милле. Человек с мотыгой. 1863 г. Сан-Франциско, собрание Кроккер.
илл. 72
Иное настроение в картине «Человек с мотыгой» (Сан-Франциско, собрание Кроккер), выставленной в Салоне 1863 г.,— произведении, которое следует считать центральным в творчестве Милле. Это вполне четко сознавал и сам Милле. В одном из писем (11 января 1862 г.) он пишет: «Человек с мотыгой» принесет мне критику многих людей, которые не любят, когда их занимают делами не их круга, когда их беспокоят. . .». И действительно, критика о Милле заговорила как о художнике «более опасном, чем Курбе». Милле изобразил крестьянина, опершегося на мотыгу, но зритель ощущает, что он только что шел медленной, тяжелой поступью, с силой ударяя непокорную землю мотыгой. Крестьянин передан с большой выразительностью. В его лице художник подчеркивает изможденность, усталость, вся фигура говорит о напряжении. Это уже не тот крестьянин, о котором Милле писал: «Я хотел бы, чтобы существа, которых я изображаю, имели вид обреченных своей судьбе и чтобы было невозможно вообразить себе, что они хотят быть иными». Социально значителен образ крестьянина и в пастели «Отдых виноградаря» (ок. 1869, Гаага, музей Месдаг).
Жан Франсуа Милле. Отдых виноградаря. Пастель. Ок. 1869 г. Гаага, музей Месдаг.
илл. 74
Но в работах Милле 60-х — начала 70-х гг. звучат и оптимистические нотки, когда он свое внимание сосредоточивает на пейзаже и дает его залитым солнечным светом. Таковы его пейзажи «Купанье пастушкой гусей» (1863; частное собрание) и «Купанье лошадей» (1866; Бостон, Музей). В «Молодой пастушке» (1872; Бостон, Музей) Милле изображает солнечный луч, проходящий сквозь листву деревьев и играющий на платье и лице девушки. Милле в последний период творчества стремится запечатлеть мгновенье. Эту же тенденцию мы видели у Домье в работах 60-х гг., но у Домье мимолетный жест был в то же время жестом, раскрывающим суть характера изображенного персонажа. У Милле фиксация момента вызвана стремлением дать более непосредственно живое отображение видимой действительности — как, например, в пастели «Осень, отлет журавлей» (1865—1866), в которой жест пастушки, наблюдающей за журавлями, вот-вот должен измениться; в картине «Гуси» (Салон 1867 г.) кажется, что сейчас переменится мерцающий свет. Здесь намечается тенденция, которая найдет развитие у будущих художников-импрессионистов.
Жан-Франсуа Милле. Весна
Интересно, что Милле практически никогда не создавал картин на природе — разве что небольшие этюды, а потом в студии «собирал» из них стройные композиции. Такова и эта картина — яркая и радостная, она словно соединяет в себе все приметы весны и пробуждения природы, несмотря на то, что завершена незадолго до смерти художника.
Самые известные картины Жана-Франсуа Милле
Наиболее знаменитые картины Жана-Франсуа Милле еще при жизни мастера обрели широкую славу. В творческом наследии французского живописца особо выделяются следующие работы:
- «Сеятель» (1850) — картина, изменившая отношение к художнику со стороны критиков и публики. Своеобразный гимн извечной борьбе человека с землей. Первый по времени создания из наиболее знаковых шедевров мастера.
- «Сборщицы колосьев» (1857) — произведение, в котором мастерски изображен тяжкий крестьянский труд. Художник умело передал на холсте нищету и смирение бесправных сельских жителей того времени.
- «Анжелюс» (1859) — работа, полная скорби и благочестия. Художник продал ее всего за 1000 франков. Удивительно, но эту картину очень полюбили французы, ее репродукции со временем появились во многих домах. А спустя 30 лет известный меценат Альфред Шорар выкупил картину уже по цене 800 000 франков.
- «Весна» (1873) — одно из последних произведений мастера, жизнеутверждающий пейзаж с играющей красками радугой. На нем художнику удалось мастерски передать атмосферу свежести весеннего дня.
Жан-Франсуа Милле по праву считается великим французским художником. Его картины высоко ценили Клод Моне (Claude Monet) и Жорж Сера (Georges Seurat), Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) и Сальвадор Дали (Salvador Dalí). И в наши дни произведения мастера производят сильное впечатление на зрителей.
На портале Very Important Lot можно недорого купить картины напрямую у современных художников. Наш сайт также предоставляет посетителям уникальную возможность принять участие в аукционах искусства в режиме онлайн.
Жан-Франсуа Милле: жизнь и творчество художника
Жан Франсуа Милле́ (фр. Jean-François Millet, 4 октября 1814 — 20 января 1875) — французский художник, один из основателей барбизонской школы.
СОДЕРЖАНИЕ
Жан-Франсуа Милле. Крестьянка печет хлеб
1854 г. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Возможно, вы уже обратили внимание — лица людей на картинах Милле можно рассмотреть крайне редко. И здесь мы видим в первую очередь доведенные до автоматизма движения — изо дня в день эта женщина печет хлеб, работает в поле, собирает хворост, ухаживает за скотом. Милле одним из первых возвысил в живописи человека труда.
Жнецы на отдыхе милле
Альбом запись закреплена
История одного шедевра. «Полуденный отдых от работы» (по картине Жана Франсуа Милле), Винсент Ван Гог
1890г. Холст, масло. Размер: 73х91см.
Париж, музей д’Орсе
Жан Франсуа Милле (1832-1883)- французский художник, один из основателей барбизонской школы. Признанный мастер в изображении сельского быта. Он писал крестьян со знанием и глубиной, проникновенно напоминая о религиозных образах. Винсент Ван Гог находился под сильным влиянием монументальной простоты фигур Милле, с их характерными позами и жестами.
Крестьянское творчество Жана-Франсуа Милле служило Ван Гогу примером для подражания и постоянным предметом размышлений. Можно сказать, что живопись этого мастера во многом повлияла на художественное мышление Ван Гога. Еще в 1875 году Винсент украсил стены своей комнаты гравюрами с рисунков серии «Четыре времени года» Милле.
А в ноябре 1889 – январе 1890 года, находясь в лечебнице Сен-Реми, он пишет по этим гравюрам серию больших живописных полотен. Однако эти работы вряд ли можно назвать копиями. Переводя работы на язык красок, художник наполнял мотивы личными чувствами и впечатлениями.
"Чем больше я обо всем этом думаю, тем явственнее вижу, насколько оправдано копирование тех вещей Милле, которые он не успел сделать маслом. К тому же работу по его рисункам и гравюрам на дереве нельзя считать копированием в узком смысле слова. Это скорее перевод на другой язык, язык красок, впечатлений, создаваемых черно-белой светотенью."
"А знаешь, повторение в цвете рисунков Милле может оказаться очень интересным делом, из них легко составить совершенно исключительную коллекцию копий, вроде работ Прево, копировавшего малоизвестные работы Гойи и Веласкеса для г-на Дориа. Допускаю, что, занимаясь этим, я принесу больше пользы, чем даст моя собственная живопись."
"Мне очень хочется, чтобы в школах висели репродукции Милле: если дети будут видеть прекрасное, среди них всегда найдутся будущие художники."
"Я уже скопировал семь из десяти «Полевых работ» Милле. Уверяю тебя, мне безумно интересно делать копии, поскольку сейчас у меня нет моделей, я при помощи этих копий не заброшу работу над фигурой. К тому же они послужат декорацией для мастерской, где буду работать я сам или кто-нибудь другой."
"Мне кажется, что делать картины по рисункам Милле означает скорее переводить их на другой язык, нежели копировать".
ЦИТАТЫ ХУДОЖНИКА
«Я всегда с ужасом отвергаю все, что может показаться сентиментальным»
«Я обращаюсь к обыденному, чтобы выразить возвышенное»
«Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин»
Смерть и дровосек Жан Милле
Сюжет картины заимствован из басни Лафонтена. Старый дровосек, уставший от непосильной работы, просит Смерть избавить его от страданий. Однако, когда Смерть является ему, старик ужасается и начинает судорожно цепляться за жизнь. Этот сюжет необычен не только для Милле, ной в целом для живописи. Впрочем, в XVIII веке он уже был использован художником Джозефом Райтом из 5м (Милле вряд ли знал о существовании этой картины). Работу Милле жюри Салона 1859 года отвергло - скорее, по политическим, чем по художественным соображениям. (В то время лесорубы считались социально опасным слоем, и потому та симпатия, с которой изображен старик, могла насторожить консервативно настроенных членов жюри).
В левой руке Смерть держит изогнутые песочные часы, символизирую- щие быстро- течность вре- мени и неизбежность смерти.
На плече Смерти — коса, которой она срезает жизнь человека подобно жнецу, срезающему созревший колос.
Выступающие из под савана ноги Смерти безобразно худы. Это просто кости, обтянутые кожей.
Дровосек в ужасе отворачивает голову, но Смерть уже крепко сжимает его горло своей ледяной рукой.
ТВОРЧЕСТВО
Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле.
Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.
Его произведения интерпретируют совершенно по-разному. Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое, и в будущее. Одни находили в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации; другие воспринимали его работы как гневный протест против угнетения и притеснения крестьян. Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле. Он любил старых мастеров, что не мешало ему чувствовать себя своим среди художников-реалистов. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь.
Слова «покой» и «тишина» как нельзя лучше характеризуют картины Милле.
На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. С юных лет Милле не уставал ходить в Лувр, где изучал работы старых мастеров. Особенно восхищали и привлекали его картины Никола Пуссена, отличающиеся прозрачностью и торжественностью.
Женщина печет хлеб Путь на работу ПильщикиВ том, что касается цвета, Милле, бесспорно, являлся художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал резкие контрасты света и тени. Нередко художник покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти, что позволяло ему создавать жесткую фактурную поверхность. Но задний план Милле обычно писал очень мягко и гладко. Холст, состоящий из «разнофактурных» частей, — характерная особенность его манеры.
Когда Милле обдумывал и писал собственные картины, он, в известном смысле, следовал заветам художников прошлого. Для каждой из них он, как правило, делал массу набросков и эскизов — иногда пользуясь услугами натурщиков, а иногда давая волю своей фантазии.
До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.
ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ
Милле стал кумиром Ван Гога, относившегося к его работам, как к образцам, и много копировавшего их.
Другими почитателями таланта Милле были Камиль Писсарро и Жорж Сера.
Позже картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма».
Сальвадор Дали был в восторге от картины «Анжелюс», создав ее сюрреалистическую версию.
«Анжелюс» вообще сыграл огромную роль в утверждении посмертной славы Милле. В тени этого полотна оказалось все остальное его творчество.
Более того, именно его популярность способствовала тому, что имя Милле стало ассоциироваться с характеристикой «сентиментальный художник». Эта формула была совершенно ошибочной. Сам художник таковым себя не считал. И лишь совсем недавно, после больших выставок Милле в Париже и Лондоне (1975—76 гг.), художника открыли заново, обнаружив во всей полноте его уникальный художественный мир.
«Он швыряет на свой холст целые пласты краски — такой сухой, что никакой лак не сможет прикрыть ее. Нельзя представить себе ничего более грубого, яростного и волнующего».
Анжелюс Жан Милле
55х66 см
Музей Дорсе, Париж
Биография художника
Жан Франсуа Милле родился в 4 октября 1814 года в небольшой нормандской деревне Грюши в крестьянской семье. В детстве мальчик много трудился на ферме, однако родители смогли дать ему неплохое образование. Он хорошо знал латынь и очень любил литературу, однако наибольших успехов он достиг в рисовании. Большинство детских рисунков Милле не сохранилось, однако известно, что уже тогда он любил рисовать людей и деревенские пейзажи. В 1833 году он отправляется в Шербур с твердым намерением стать художником.
Учеба
Первая трагедия и первые успехи
Барбизонская школа
Признание и поздние годы
За мастерство и крупный вклад во французскую живопись его награждают орденом Почетного Легиона. В последние годы жизни Милле пишет в основном пейзажи, как и его близкий труд по Барбизонской школе Теодор Руссо. Незадолго до смерти он взялся за написание картин для парижского Пантеона, однако работа так и не была завершена. Умер Жан Франсуа Милле 20 января 1875 года.
Веяльщик Жан Милле
101 х 71 см
Национальная галерея, Лондон
На этом полотне Милле впервые обозначил сельскую тему, ставшую ведущей в его творчестве. В Салоне 1848 года картина была встречена с восторгом, хотя некоторые критики отмечали шероховатость письма. Полотно купил министр французского правительства Александр Ледрю-Роллен. На следующий год он бежал из страны - вместе с ним исчезла и картина. Полагали даже, что она сгорела во время пожара в Бостоне в 1872 году. Позже Милле написал еще два варианта «Веяльщика», эти копии и были известны. В 1972 году - ровно через сто лет после предполагаемой гибели оригинал «Веяльщика» нашли в Соединенных Штатах, на чердаке одного из домов. Картина (лишь сильно загрязненная сверху) оказалась в хорошем состоянии и даже в оригинальной раме, на которой сохранился регистрационный номер Салона. Ее показали на двух юбилейных выставках, посвященных столетию со дня смерти Милле. В 1978 году «Веяльщик» был куплен на нью-йоркском аукционе лондонской Национальной галереей.
Жан-Франсуа Милле. Портрет Полины Оно
1843—1844 гг. Музей Томаса Генри, Шербур-Октевиль
Картина с трагической историей: Полина Оно — жена художника, умершая в возрасте 23 лет от туберкулеза. Нездоровая бледность молодой женщины, немного неестественный блеск ее глаз, мрачноватый фон — все это говорит о том, что болезнь уже ни для кого не является секретом: Полина скончалась в 1844 году.
Жан-Франсуа Милле. Сельская ферма Тур
До 1875 г. Музей Томаса Генри, Шербур-Октевиль
Солнце освещает каменные постройки — такие старые и так прочно вросшие в землю, что они уже кажутся не творением человеческих рук, а частью ландшафта. В ворота въезжает всадник, ведя в поводу еще двух лошадей. Почему эта простая сцена вызывает в сердце такой живой отклик? Может быть, не только благодаря разлитому в ней спокойствию, но и потому, что всем близка и дорога тема возвращения домой?
Жан-Франсуа Милле Millet, Jean-François (1814-1875)
Жан-Франсуа Милле также известен как Франциск Милле (Francisque Millet), а фамилия иногда пишется как Milée. Скромный образ жизни французского художника Жана-Франсуа Милле резко контрастирует с влиянием, которое его творчество оказало на других художников, которые следовали его видению благочестия и добродетели физического труда.
Картины Жан-Франсуы Милле в других альбомах
КОММЕНТАРИИ: 6 Написать Ответы
Спасибо изучим вопрос
Жан-Франсуа Милле также известен как Франциск Милле (Francisque Millet), а фамилия иногда пишется как Milée. Скромный образ жизни французского художника Жана-Франсуа Милле резко контрастирует с влиянием, которое его творчество оказало на других художников, которые следовали его видению благочестия и добродетели физического труда. Милле наиболее известен своими картинами с образами крестьян, занятых работой в сельских ландшафтах, а также религиозными подтекстами, которые часто сопровождали их. Он отвернулся от академического стиля своего раннего художественного образования и стал одним из основателей школы Барбизона в районе Фонтенбло в Нормандии, Франция, вместе со своим другом, художником Теодором Руссо.
И критики, и публика часто подчёркивали успех Милле, а иногда замечали его неудачи. В условиях неустойчивого политического климата во Франции, люди с подозрением воспринимали любого, кто празднует «благородство» крестьянского класса. Тем не менее, личные убеждения Милле, использование простоты и неромантизированных образов помогли заложить основу для более поздних современных движений в искусстве и, со временем, его работы стали цениться высоко. Позднее его практика заметно повлияла на технику многих более поздних художников, фотографов и писателей, которые черпали в работах Жана-Франсуа Милле вдохновение, воспринимали его как наставника и друга.
«Путь на работу» и «Сеятели картофеля»
Автор: Мусатова Светлана Владимировна
В 19 веке население Нормандии отличалось крепостью телосложения и выносливостью. На скалистых берегах и плодородных землях жили отважные рыбаки и неутомимые пахари. Наравне с ними упорно трудились коренастые и закаленные женщины. На одной из таких ферм возмужал Жан Франсуа Милле, но семья его была достаточно состоятельной, чтобы позволить юноше отвлечься от тяжелой работы и обучаться искусству вдали от дома. Живописец признавался, что ничего в жизни не знал, кроме полей. Сцены сельского быта он запечатлевал на полотнах, делая это настолько хорошо, что прославился благодаря простым сюжетам на весь мир.
Пара молодых крестьян в рабочем облачении отправляется в поле ранним утром. Персонажи картины «Путь на работу» (1851-1853) щедро освещены солнцем, лучи которого уже готовы дарить земле тепло. Одеяния их сшиты из домашнего грубого полотна, закрывают полностью всю поверхность тела: людям предстоит провести на равнине весь день, необходимо защититься от солнечных ожогов. Для этой цели женщина накрыла голову большой корзиной, которая смотрится несуразно, но выполняет свою функцию, прикрывая лицо и плечи от солнечного потока. На голове у нее скорее всего повязан платок. Мужчина – в фетровой шляпе с полями для защиты глаз.
Пара бедна, но не позволяет себе ходить в грязной и рваной одежде. Юбка защищена светлым фартуком, ноги в прочных деревянных сабо. Корзина и мешок понадобятся для покупок на обратном пути, с собой у пары инвентарь и обед. Очевидно, что находятся они в согласии: идут бодро, в ногу, лица повернуты друг к другу. Прелесть картины в этом живом стремлении вперед, которое смог поймать и передать наблюдателю Милле.
Каково будущее этих молодых людей? Они продолжат работать вместе как супружеская пара с картины «Сеятели картофеля». Милле написал ее десять лет спустя. Дела на ферме идут хорошо: муж и жена одеты лучше рядовых рабочих, орудия труды внушительные, а рядом привязан дородный ослик. Главный персонаж мирно спит в тени дерева, в такой же большой корзине, которой дева укрывалась от жары. Здесь видна подобная гармония движений: лицом к лицу они четко следуют плану и продвигаются вперед.
Жан Франсуа отличался феноменальной зрительной памятью и не нуждался в натурщиках. Ему было достаточно схватить взглядом сцену, а она оставалась при нем навсегда. До той поры, пока не ляжет на холст. Суровая жизнь полна достоинства и красоты, а всякий труд важен и необходим.
Жан-Франсуа Милле. Собирательницы хвороста (Угольщицы)
Начало 1860-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Для Милле характерно создание картин в одной общей гамме — таким образом, художник подчеркивал неразрывную связь крестьянина и земли. В «Собирательницах хвороста» фигуры женщин кажутся почти сросшимися с сухой корягой, которую они собираются отломить от пня.
Жан-Франсуа Милле. Гревиль
1854-1873 гг. Музей изящных искусств, Реймс
Не только тяжелый и безотрадный труд крестьян живописал Милле — в его арсенале много картин, проникнутых настроением радости и солнечного лета. Таково полотно «Гревиль» (это название небольшой французской деревушки). Все представленное на полотне — залитые солнцем долины, замшелые изгороди, мирно гуляющие по лугу коровы и гуси, бредущие по дороге нагруженные нехитрым скарбом лошади — вполне подходит под определение «сельская идиллия».
Жан-Франсуа Милле. Ферма на холме
1866-1868 гг. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Это небольшое произведение выполнено пером, чернилами и акварелью — отсюда такая прозрачность и легкость, которых не дает масляная живопись. Милле в процессе подготовки крупных картин делал множество зарисовок карандашом, пастелью, акварелью. Эти работы сейчас являются ценными экспонатами музеев множества стран и воспринимаются как вполне самостоятельные произведения искусства.
Жан-Франсуа Милле
Художник Жан-Франсуа Милле говорил о себе: «Я крестьянин и ничего больше» (правда, вопрос о том, действительно ли он родился в крестьянской семье, довольно спорен).
Жан-Франсуа Милле. Картины художника
Жан-Франсуа Милле. Крестьянки с хворостом
Ок. 1858 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Земледельцы на картинах Милле исполнены особого достоинства, несмотря на изнурительный физический труд.
Ключевые работы художника
В завершение рассмотрим ключевые произведения Милле:
Анжелюс Сборщицы колосьев Веяльщик 1848г. Сеятель 1850г. На работу 1850г. Смерть и дровосек 1859г. Пастушка 1863г. Пряха 1868г. Весна 1868г.ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ
Милле всегда сторонился политики. Он, в частности, наотрез отказался вступить в Федерацию художников, созданную парижскими коммунарами во время их недолгого пребывания у власти в 1871 году. Революционные идеи были ему чужды. Художника вдохновляла не политическая идеология (как казалось многим его современникам), а увлеченность реалистическим методом.
Рассказывают, что Милле, подражая Пуссену, лепил глиняные или восковые фигурки и расставлял их на столе, отыскивая наилучшую композицию и освещение для намеченной картины.
Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев
1857 г. Лувр, Париж
Характерный для Милле живописный прием — лица и руки крестьянок, обожженные солнцем, по цвету почти неотличимы от земли, с которой они собирают колоски. Многие обвиняли художника в желании «оскорбить утонченный вкус публики». Но может ли быть оскорбительной правда?
Жан-Франсуа Милле: биография, творчество, лучшие картины художника
Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet; родился 4 октября 1814 — умер 20 января 1875 гг.) — французский художник XIX века, мастер портретного, бытового и пейзажного жанров. Многие картины Милле по праву считаются образцами критического реализма европейского искусства той поры. Жан-Франсуа Милле принимал участие в создании барбизонской школы, умел гениально отобразить на холсте жизнь крестьян и окружающую их природу без фальши и глянца.
Жан-Франсуа Милле также известен как автор гравюр на народную тематику, изготовленных в технике офорта. В отличие от большинства других художников знаменитый барбизонец не любил писать картины с натуры. Милле использовал иной подход — он делал множество зарисовок во время прогулок, а позже, в мастерской, по памяти восстанавливал увиденное в мельчайших деталях на холсте.
Жан-Франсуа Милле. Крестьяне несут домой рожденного в поле теленка
1864 г. Художественный институт Чикаго
Вызывающе неакадемичное произведение: крестьяне — двое мужчин и женщина — несут на выстланных сеном самодельных носилках крошечного теленка, а следом шествует мать новорожденного.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии.
Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй — священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.
В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника — новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров — в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.
В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша — известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами.
В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полине Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. В это время Милле забросил портрет, перейдя к небольшим идиллическим, мифологическим и пасторальным сценкам, пользовавшимся большим спросом. В 1847 году он представил в Салоне картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов.
Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.
Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.
1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Найдя однажды свой путь, художник уже не сходил с него и сумел создать целый ряд очень серьезных работ, пользовавшихся огромной популярностью среди художников и коллекционеров. Милле по праву считается чуть ли не самым востребованным живописцем своего времени.
20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет после продолжительной болезни скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.
Краткая характеристика творчества
Творчество Жана Франсуа можно условно разделить на три этапа:
Япония Милле, Жан-Франсуа - Жнецы на отдыхе 1850-1853 чистая Х2
Состояние на фото!
Все вопросы - до окончания торгов!
ВНИМАНИЕ.
ОТПРАВКА ЛОТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ 1 (ОДИН) РАЗ В НЕДЕЛЮ!
Просим Вас ознакомиться с правилами покупки наших лотов. Если Вы не согласны с условиями, просим Вас воздержаться от покупки у нас.
1. Все ВОПРОСЫ ПО ЛОТУ и отправке задавайте до окончания торгов.
2. После окончания торгов чаще всего мы первые выходим на связь. Если этого не произошло в течение суток, то Вы должны сами ВЫЙТИ НА СВЯЗЬ в течение 3-х дней.
3. ОПЛАТА купленного лота должна поступить в течение недели после завершения торгов, если мы не обговорили с Вами иные условия заранее.
4. Наложенным платежом не отправляем НИКОГДА!
При несоблюдении данных условий оставляем за собой право выставить отрицательный отзыв, вернуть плату за сделку и перевыставить лот.
Биография Жан-Франсуа Милле
Жан-Франсуа Милле появился на свет 4 октября 1814 года в нормандской деревушке на северо-западе Франции в зажиточной деревенской семье. Мальчик рано проявил недюжинные способности в живописи и изъявил желание учиться рисованию. Родители поддержали стремление сына и в 20-летнем возрасте молодой Жан-Франсуа переехал Шербур, чтобы начать обучение у местных малоизвестных художников.
Уже через 3 года Милле отправился в Париж, где продолжил учебу в мастерской Поля Делароша (Paul Delaroche). На раннем этапе творчества Жан-Франсуа работал, в основном, в портретном жанре и с трудом сводил концы с концами. Первый брак художника закончился трагедией. Его 23-летняя жена умерла от туберкулеза в 1844 году.
Это печальное событие оказало сильное влияние на молодого живописца. Он ненадолго уезжает из Парижа в провинциальный Шербур, где знакомится со своей второй женой Катрин. Этот брак окажется счастливым, в нем у Жана-Франсуа родится 9 детей.
Успешным оказался и переход художника к новому жанру в творчестве — тематике крестьянской жизни. В 1848 году во Франции произошла революция. Вкусы общества резко изменились, большую популярность приобрели картины с изображением жизни простых людей.
Популярность Милле растет, но в это время в Париже начинается эпидемия холеры и он решает уехать в Барбизон, чтобы присоединиться к колонии художников. В небольшой деревушке недалеко от французской столицы мастер прожил до самой смерти.
Здесь вокруг Теодора Руссо (Théodore Rousseau) постепенно формируется барбизонская школа живописи — объединение живописцев пейзажного жанра. Но Жан-Франсуа Милле изначально больше тяготеет к бытовому жанру. Несмотря на многочисленную критику, художник упорно пишет картины с изображениями простых деревенских жителей. Настоящая слава приходит к мастеру лишь в 1867 году после получения золотой медали Парижской всемирной выставки.
В последние годы жизни Жан-Франсуа Милле под влиянием друзей-барбизонцев пробует свои силы в пейзажной живописи. Его картины наполнены любовью к природе и яркими сочными мазками, а критики относятся к работам весьма благосклонно.
20 января 1875 года 60-летний Жан-Франсуа Милле после продолжительной болезни умер в Барбизоне. Его похоронили рядом с другом Теодором Руссо на краю деревни Шалли. А в доме, где более 20 лет творил великий мастер, теперь находится музей художника.
Читайте также: