Животное на котором пророк мухаммад совершил путешествие ночное
История Ислама изобилует такими событиями и происшествиями, которые позволяют судить о ценностях и достоинствах Ислама, отражение которых находится в жизнеописании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . В частности, чудеса, которые произошли с ним, являются лучшими свидетельствами этому и назиданиями и уроками для нас. Одним из самых знаменательных и глубоко символичных событий в жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) , является его ночное путешествие (исра') и вознесение (ми‘радж). Чудо перенесения и вознесения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) является в его жизни одним из самых великих чудес, которое даровал ему Аллах, как утешение и ободрение. Это произошло после того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в течение десяти лет увещевал и проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ он получал только усмешки, унижения и обиды. Дело дошло до того, что он отправился в Таиф и обратился к уважаемым гражданам этого города, призывая их к Исламу, но они отвернулись от него и натравили на него глупцов и детей, которые стали кричать на него и бросать камни, и он нашел прибежище в виноградном саду, за городом. Тело его было побито, а ноги были в крови и он сел, в глубокой печали и горечи, взывая к Аллаху и прося у Него помощь. Это событие произошло спустя некоторое время после смерти Хадиджи и дяди Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Талиба. Все эти события следовали друг за другом так, что год этот получил название «год печали». В ту ночь, когда над Меккой сгустилась тьма и ее жители спали, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежал опечаленный, прислонившись к стене Каабы, поскольку мекканцы отвергали Ислам и ненавидели его. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был в состоянии между сном и бодрствованием, как вдруг он увидел Джибриля, несущего приглашение посетить его Господа. Джибриль рассек ему грудь, омыл его сердце и, наполнив его мудростью и знаниями, вернул на место. Муслим приводит хадис от Анаса ибн Малика, в котором говорится, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) привели Бурака – животное, выше осла и ниже мула, которое ступает туда, куда достигает его взор. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) верхом на этом животном тронулся в путь, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса (в Иерусалиме). Там он привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали своих животных все пророки, потом вошел в мечеть и совершил намаз в два рака ‘ ата, после чего вышел. Тогда к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) подошел Джибриль с сосудами райского вина и молока. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выбрал молоко. Джибриль поздравил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал, что его умма будет на правильном пути. Потом они поднялись на небо, и Джибриль попросил открыть им врата. Ему было сказано: «Кто ты?» Он ответил: «Джибриль вместе с Мухаммадом». Когда им открыли небесные врата, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел Адама (мир ему), который поприветствовал его и попросил для него у Аллаха благо, потом они вознеслись ко второму небу, врата которого Джибриль попросил открыть. Ему задали те же вопросы, и он ответил так же, и так происходило на каждом небе. На втором небе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретил ‘ Ису ибн Марьям и Яхью ибн Закарья (мир им), на третьем – Юсуфа (мир ему), которому была дана половина красоты мира, на четвертом – Идриса (мир ему), на пятом – Харуна (мир ему), на шестом – Мусу (мир ему), на седьмом – Ибрахима (мир ему), прислонившегося к Байт-уль-ма'мур, вокруг которого постоянно совершают обход 70 тысяч ангелов. Потом они дошли до великого дерева, созданного из света (нура), и выше этой степени не может подняться никто, даже Джибриль. Остановившись перед ним, Джибриль сказал: «Тут заканчивается моя степень. О любимец Аллаха! Если я сделаю еще один шаг, то сгорю». Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) стал идти и его покрыли божественные лучи, перед ним открылись завесы, он увидел много таинств и великих знамений Аллаха. Он посмотрел на величие и красоту Аллаха и Господь приблизил его к Себе и обратился к нему, разговаривая с ним без посредника, проявил к нему почтение и очистил, и Аллах был вне времени и места. «…Аллах внушил мне то, что внушил и предписал мне и моей общине 50 намазов в сутки. Потом я спустился к Мусе и он спросил меня: «Что предписал Господь твоей умме?» Я ответил: «50 молитв». Он сказал: «Вернись к Господу и попроси облегчения, воистину, твоя умма не вынесет этого, ведь я испытал сыновей Израиля, и я узнал их». Я вернулся к моему Господу и обратился: «О Господь, облегчи моей умме» И Он снял пять молитв, и я вернулся к Мусе и сообщил ему об этом. Муса сказал: «Поистине, твоя умма не вынесет этого, вернись к твоему Господу и попроси облегчения». И так я ходил от Мусы к Господу и обратно, пока Господь не сказал мне: «Поистине эти пять молитв в сутки, за каждую молитву воздаяние десятикратно и это 50 молитв. А кто вознамерится совершить благое и не сделает, Я запишу ему за это одно благодеяние, а если он совершит его, то Я запишу десять. Кто вознамерится совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу его, а если он вознамерится и затем совершит его, то Я запишу его как одно плохое деяние». Я спустился к Мусе и рассказал ему все. Он сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси облегчения». Я ответил, что мне стыдно еще раз возвращаться к Нему». Самый великий урок и назидание в этом вознесении – предписание намаза. Между предписанием намаза и чудом вознесения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) существует тонкая и тесная связь, позволяющая нам назвать намаз духовным ми‘раджем. В то время как вознесение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) телом и душой было чудом, то поистине Аллах сделал для уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) духовный ми ‘ радж, который происходит в день пять раз. В намазе их души и сердца возносятся к их Господу, отстраняясь от их страстей и похоти и свидетельствуя могущество и величие Аллаха и Его Единственность. Это приводит к владычеству Ислама на земле, не путем притеснения и насилия, а путем добра, возвышенности, путем чистоты, путем намаза. Намаз – это не просто обряды и телодвижения, в которых нет смысла, поистине, это школа, воспитывающая верующих в лучших традициях добра, любви и достоинства. Молитва является величайшим деянием Ислама, кто будет бережно к ней относиться, тот осчастливит себя и многое приобретет, а кто будет относиться к ней равнодушно, тот станет несчастным, потерпит убыток. Аллах предписал ее своим рабам, чтобы она была связью между Аллахом и ними. И она служит напоминанием о Его величии, и является благодарностью за Его милость, и поэтому она является фундаментом успеха и счастья в этом мире и в Ахирате, поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Первое, за что будут отчитывать раба в Судный день – это молитва, и если она будет полноценной, полноценными будут и остальные его поступки, а если она будет испорченной, то будут испорченными и все его деяния». И неудивительно, что намаз есть основа всех поступков, поистине настойчивость в ее совершенном выполнении, проявляя страх и трепет перед Аллахом , укрепляет в душе чувство видения тебя Аллахом . А кто будет чувствовать Его присутствие, тот будет бояться Его и будет стремиться заслужить Его довольство, к примеру, будет правдив, когда будет говорить, выполнять обещанное, и будет возвращать доверенное, проявлять терпение в трудности и благодарить за милости. В Коране сказано, что человек, когда его постигает беда, становится нетерпеливым, беспокойным, когда ему достается добро – жадным, кроме того, кто совершает каждую молитву своевременно. Тот, кто будет знать о Его Всевидении и Всеслышании, воздержится от всего, что гневает Его: не совершит он прелюбодеяния, не будет ненавидеть, завидовать, попирать права людей, ущемлять их, не будет нарушать права своей семьи, соседей, близких и родственников, ибо сказано в Коране, что именно намаз удерживает человека от гнусного и недостойного, т.е. всего порицаемого. А кто не будет проявлять покорность в молитве и у кого не утвердится в душе знание о Всевидении и Всеслышании Аллаха, тот станет непокорным и будет справедливо наказан Аллахом, поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва, которая не остерегает человека от мерзостей и порицаемого, только отдаляет от Аллаха». Милостью Аллаха также является то, что намаз совершается пять раз в сутки, наступление времени молитвы каждый раз напоминает верующему о его Господе. Перенесением Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в Иерусалим, Всевышний показал достоинство этого священного места. Перенесение (исра') и вознесение (ми ‘ радж) были совершены телом и душой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , не во сне, а наяву. Из истории ми ‘ раджа можно извлечь много полезного и поучительного, и повторяя, пересказывая эту историю и размышляя о ней, мы можем получить что-то новое для себя, что укрепит в нашей душе иман и любовь к Исламу и Пророку.
События Мираджа. Вознесения на небеса
Затем Мухаммад ﷺ с ангелом вознесся на первое небо, где спросили Джибриля, кто это с ним и послан ли он. Джибриль назвал Мухаммада ﷺ и ответил, что он уже послан.
И затем врата небесные отворились, и Мухаммад ﷺ увидел Адама (عليه السلام), который приветствовал его и испросил для него благ у Аллаха.
Затем Пророк Мухаммад ﷺ вознесся с ангелом на второе небо, и там ангелу задали те же самые вопросы, и он ответил на них. На каждом из небес происходило так же. На втором небе Пророка ﷺ приветствовал пророк Иса, сын Марьям, и Яхья ибн Закария, на третьем небе – пророк Юсуф, которому была отдана в дар половина мирской красоты, на четвертом небе Пророк увидел Идриса, а на пятом его приветствовал Харун. На шестом небе Пророка Мухаммада ﷺ встретил Муса, а на седьмом небе – Ибрахим ( عليه م السلام ), прислоненный спиной к Обитаемому Дому (аль-Бейт аль-Ма‘мур), куда ежедневно заходит сто тысяч ангелов, уже не возвращаясь к нему никогда.
Пророк ﷺ вознесся к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха) – так была названа местность, являющаяся пределом всего, названная окончанием любого пути, рубеж окончания знания творений. Плоды этого лотоса велики как кувшины Хаджара, местечка близ Медины, листья этого лотоса подобны слоновьим ушам. По словам Джибриля ( عليه السلام ), у лотоса крайнего предела текут четыре реки: две скрытые (текущие в раю) и две видимые (Евфрат и Нил).
Бурак ИСЛАМСКАЯ ЛЕГЕНДА
Бурак , в исламской традиции, существо которое, как говорят, перенесло пророка Мухаммеда на небеса . Описывается оно как "белое животное, мул или лошадь, с крыльями по бокам." Бурак был первоначально упомянут в истории ночного путешествия Мухаммеда (исрах ) из Мекки в Иерусалим и обратно, объясняя, таким образом, как путешествие между городами могло быть совершено за одну ночь.
В некоторых традициях он стал конем с головой женщины и хвостом павлина. Когда рассказ о ночном путешествии ( исрах ) стал связан с рассказом о вознесении Мухаммеда на небеса ( ми Шрадж ), Бурак сменил лестницу как средство вознесения Мухаммеда на небеса.
По крайней мере, с 14-го века миф о Бураке , составленный на основе древних изображений грифонов, сфинксов и кентавров, стал любимым предметом персидской миниатюрной живописи .
Мирадж Пророка
После возвращения Пророка ﷺ из Таифа, произошло Чудо-событие – «Ночное Перенесение и Вознесение Мухаммада ﷺ.
Мухаммад ﷺ отправился в путешествие из мечети аль-Харам в Мекке в иерусалимскую мечеть аль-Акса, это ночное путешествие называют аль-Исра. За этим путешествием Посланник ﷺ вознесся на небеса. Вознесение Пророка ﷺ называют Мирадж.
Поистине, аль-Исра валь-Мирадж – это чудо Аллаха, которое он сотворил для Мухаммада ﷺ .
В священном Коране говорится о Мирадже как о событии, при котором Аллах перенес раба Своего ночью из запретной мечети в Мекке в Иерусалим в мечеть аль-Акса, окрестности которой были благословлены реками и плодами, для того, чтобы тот увидел удивительную мощь Всевышнего.
Мирадж Пророка – это великий дар и настоящее чудесное событие в жизни Пророка ﷺ , которым Аллах вознаградил Своего Любимца за годы проповедования Ислама жителям Мекки, от которых он натерпелся обид, оскорблений и унижений.
Встреча с Аллахом
По словам самого Пророка ﷺ, Аллах внушил ему «то, что внушил» - Всевышним было предписано пятьдесят намазов в сутки, после чего Пророк ﷺ вернулся к Мусе и рассказал ему об этом. В ответ Муса посоветовал Пророку ﷺ вернуться к Аллаху и попросить облегчить это предписание, ибо сыны Израиля, не вынесли этого, и умма Пророка Мухаммада ﷺ не вынесет этого. Мухаммад ﷺ возвратился к Всевышнему Аллаху и испросил облегчения для своей уммы, и Аллах убавил пять молитв, после чего Пророк ﷺ вновь вернулся к Мусе и сообщил об этом, на что Муса снова посоветовал вернуться и попросить облегчить предписание для уммы. Так Пророк ﷺ ходил к Всевышнему несколько раз, пока Аллах не ответил, что за каждую из пяти молитв в сутки он вознаградит десятикратно, а если кто-то задумает совершить благодеяние и не сделает, то за это он запишет одно благодеяние, но если совершит его, то это будет записано за десять. Если же кто-то задумает совершить плохой поступок, но его не сделает, то за ним ничего не будет записано, а если же сделает плохое, то за ним будет записано одно плохое деяние.
Об этом Пророк ﷺ рассказал Мусе, и Муса вновь посоветовал вернуться к Господу и попросить облегчения, на что Мухаммад ﷺ ответил, что возвращался ко Всевышнему до тех пор, пока не почувствовал стыд.
Чудеса аль-Исра валь-Мирадж. Рай и Ад
Ночь Вознесения или аль-Исра валь-Мирадж – это великий почет, который был оказан Всевышним только лишь Пророку Мухаммаду ﷺ: вовремя Ми ‘ раджа Пророка ﷺ ему были показаны чудеса, которые для разума людей непостижимы, а также показаны воздаяния, которые соответствуют деяниям людей. Пророк Мухаммад ﷺ увидел Обитаемый Дом или небесную Аль-Ка‘бу, а также Рай, Ад и Арш и еще многое другое.
Мирадж подарил возможность Мухаммаду ﷺ увидеть удивительные вещи: людей, сеющих и собирающих каждый день урожай, так, что им приходилось вновь возвращаться и собирать урожай друг за другом. На вопрос Пророка ﷺ, кто эти люди, Джибриль рассказал, что они воевали на пути Всевышнего, чтобы возвеличить Его слово, и их хорошие деяния увеличивает Аллах до семисот раз, как и то, что они из своего имущества израсходовали, он им в наследство сохраняет.
Дойдя до Египта, почувствовал приятный запах Пророк ﷺ. Оказалось, что это запах зверски убитых Фараоном служанки и ее детей. Взору Пророка ﷺ Мухаммада ﷺ также предстали люди, которые разбивали свои головы о камни, а после оживали – это были те люди, которые намазы ленились совершать. Видел он и таких людей, что были закованы в цепи, издавая все время звуки подобно верблюдам и питаясь дурно пахнущими плодами деревьев Ада, хворостом с колючками, дикими маслинами и камнями: это были те, кто не выплачивал обязательную милостыню.
Потом увидел Пророк ﷺ людей, питавшихся плохим, мерзким и гнилым мясом, хотя рядом с ними было и хорошее. Эти люди были примером того, как человек, рядом с которым есть дозволенная жена, оставляет ее ради запретной женщины, совершая с ней прелюбодеяние. Увидев человека, купающегося в реке из крови и глотающего камни, Пророк ﷺ узнал от ангела, что это наказание за ростовщичество. Увидев людей, которые имели ногти из железа, которыми царапали себе лица, Мухаммад ﷺ узнал от Джибриля, что это сплетники. Когда же Пророк ﷺ почувствовал доносящийся из одного из ущелий отвратительный запаха и ужасающий голос, и тогда Джибриль объяснил ему, что это к Всевышнему взывает голос Ада.
У Мухаммада ﷺ была и возможность увидеть пытки, которые уготованы в Аду для грешников: одну из адовых отдушин приоткрыл для Пророка ﷺ повелитель Ада Малик ( عليه السلام ), у которого на лице никогда не бывает улыбки. В этой отдушине увидел Пророк ﷺ , как толпа людей глотает плоды с адского дерева, и узнал, что это те из его уммы, кто из своих богатств не выплачивал закят. Там же он увидел человека, который безуспешно пытался поднять целую кучу дров. Оказалось, что на этом человеке грех присвоения чужого добра, что было оставлено ему для сохранения. Здесь же была и женщина, что родила ребенка своему мужу, который был зачат в греховной связи: Пророк увидел, что эта женщина висит на крюках, которые пронзают ее грудь. Видел Мухаммад ﷺ и тех грешников, что греховны в присвоении имущества сирот – им приходилось глотать раскаленные угли.
Ночное Путешествие Пророка Мухаммада, мир Ему - Аль-Исра`
Аль-Иср а ` – это ночное путешествие, которое совершил Пророк Му х аммад, мир Ему, из города Мекка в город Аль- К удс (Иерусалим). По Всемогуществу Творца Пророк Му х аммад, мир Ему, совершил это Путешествие за очень короткий срок (треть ночи) на особом райском животном Бур ак , который был меньше мула, но выше осла. Бур а к очень быстро преодолевал огромные расстояния: следующий его шаг был там, куда падал его взгляд.
Случилось это событие в ночь с 26-го на 27-е число месяца Раджаб. Это путешествие Пророка, мир Ему, было совершено телом и душой наяву, а не во сне.
До того как совершить это путешествие, Пророк Му х аммад, мир Ему, находился в доме у своей двоюродной сестры Умм hани`.
Анас ибн Малик передал от Абу З арр о том, что Пророк Му х аммад, мир Ему, говорил:
p فُرِجَ سَقْفُ بَيْتِي وَأَنَا بِمَكّةَ فَنَزَلَ جِبْرِيلُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم فَفَرَجَ صَدْرِي ثُمَّ غَسَلَهُ مِنْ مَاءِ زَمْزَمَ ثُمَّ جَاءََ بِطَسْتٍ مِنْ ذَهَبٍ مُمْتَلِىءٍ حِكْمَةً وَإِيمَاناً فَأَفْرَغَهَا فِي صَدْرِي ثُمَّ أَطْبَقَهُ i رَوَاهُ مُسْلمٌ.
Это означает: «Когда я был в Мекке, неожиданно раскрылся свод потолка, и спустился Архангел Джибр и ль, мир Ему. Он вскрыл мне грудь, промыл её водой Зам-зам; затем Он принес золотой таз, наполненный мудростью и верой, влил содержимое в мою грудь и закрыл её».
Передал имам Муслим.
Передал имам Аль-Байhа к ый от Шаддада ибн А у са, что Пророка, мир Ему, спросили: «О, Посланник Алл а hа! Расскажи нам, как Ты совершил ночное путешествие».
Пророк Му х аммад, мир Ему, рассказал про это так:
صلَّيْتُ لأصحابي صلاةَ العَتَمَةِ بمكة مُعْتِمًا، وأتاني جبريلُ عليهِ السلامُ بدابّةٍ بيضاءَ فوقَ الحمارِ ودونَ البغلِ، فقال: اركبْ فاسْتَصْعَبَتْ عليَّ، فَدَارَها بِأُذُنِها ثم حَمَلني عليها، فانْطَلَقَتْ تهوي بنا يَقَعُ حافرُها حيثُ أدركَ طرفُها حتى بلغْنا أرضًا ذاتَ نَخْلٍ فأنزلني فقالَ: صَلّ. فصليتُ، ثم ركِبْنا فقالَ: أتدري أينَ صلَّيتَ؟ قلتُ: الله أعلمُ قالَ: صليتَ بيثربَ، صليتَ بطَيبةَ، فانطلقتْ تهوي بنا يقعُ حافرُها حيثُ أدركَ طَرْفها، ثم بلغنا أرضًا فقال: انزِلْ فنـزلتُ ثم قال: صلّ. فصليتُ ثم ركبنا فقالَ: أتدري أينَ صليتَ؟ صليتَ بطورِ سيناءَ حيثُ كلّمَ الله عزَّ وجلَّ موسى عليهِ السلامُ، ثم انطلقتْ تهوي بنا يقعُ حافرُها حيث أدركَ طرْفُها، ثم بلغْنَا أرضًا بدتْ لنا قُصورٌ، فقالَ: انزِلْ. فنـزلتُ فقالَ: صلّ. فصليتُ ثم ركِبنا قالَ: أتدري أينَ صليتَ. قلتُ: الله أعلمُ، قالَ: صليتَ ببيتِ لَحمٍ حيثُ ولدَ عيسى عليهِ السلامُ المسيحُ ابنُ مريَم، ثم انطلقَ بي حتى دَخَلْنا المدينة من بابِها اليمانيّ فأتى قِبْلَةَ المسجِدِ فرَبَطَ بِهِ دابّتَهُ ودخلْنا المسجدَ مِنْ بابٍ فيه تميلُ الشمسُ والقمرُ فصليتُ مِنَ المسجدِ حيثُ شاءَ الله
Это означает: «Ночью я выполнил Намаз вместе со своими сподвижниками в Мекке, затем пришел Архангел Джибр и ль, мир Ему. С ним было животное, которое отличалось от всех животных кем-либо описанных ранее. Оно было меньше мула, но выше осла. Архангел сказал: “Садись на него”. Но у меня это не получилось сразу, тогда Ангел Джибр и ль посадил меня на это животное, и мы отправились в путь. Животное так быстро двигалось, что за один его шаг он достигал места, куда падал его взор. Скоро мы достигли места, где растут пальмы. Там Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал: “Выполни Намаз”. Я выполнил Намаз, и мы отправились дальше. Ангел Джибр и ль спросил: «Знаешь ли Ты, где выполнил Намаз?». Я ответил: “Алл а h знает”. Тогда Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал: “Ты выполнил Намаз в городе Я с риб. Воистину, Ты выполнил Намаз в Т айбаh (то есть город Медина)”. И мы продолжили путь. Животное быстро передвигалось: за один его шаг он достигал места, куда падал его взор. Через какое-то время мы остановились в некой местности, Ангел Джибр и ль сказал: «Спустись», я спустился, затем он сказал: «Выполни Намаз», и я выполнил Намаз. После этого мы сели на животное и Архангел, мир Ему, спросил: «Знаешь ли Ты, где выполнил Намаз? Ты выполнил Намаз на горе « Ту р С и н а `» (Синай), именно в том месте, где Алл а h даровал Пророку М у с а (Моисею), мир Ему, слышать Вечную Речь Алл а hа[1]». Потом мы отправились дальше, животное так быстро двигалось, что за один его шаг он достигал места, куда падал его взор. Мы прибыли в такую местность, где увидели большие дворцы. Там Ангел Джибр и ль сказал: «Спустись», я спустился, затем он сказал: «Выполни Намаз», и я выполнил Намаз, Ангел Джибр и ль спросил: «Знаешь ли Ты, где выполнил Намаз?». Я ответил: “Алл а h знает”. Затем он сказал, что я выполнил Намаз в городе под названием «Байт Ля х м», это город, в котором родился Пророк ‘ И с а (Иисус) сын Марии, мир Ему.
Затем мы отправились дальше, пока не вошли в город Аль- К удс через южные ворота. И пошли в направлении мечети (Аль-А кса ). Около нее Джибр и ль привязал животное, и мы зашли в мечеть через двери, со стороны которой заходили солнце и луна. Внутри мечети я выполнял Намазы столько, сколько суждено мне Алл а hом».
В Х ад ис е о Путешествии и Вознесении Пророк Му х аммад, мир Ему, сказал:
p ثُمَّ دَخَلْتُ بَيْتَ الْمَقْدِسِ فَجُمِعَ لِيَ الأَنْبِيَاءُ عَلَيْهِمُ السَّلامُ فَقَدَّمَنِي جِبْرِيلُ حَتَّى أَمَمْتُهُمْ ثُمَّ صُعِدَ بِيَ إِلى السَّمَاءِ i رَوَاهُ النَّسَائِيّ.
Это означает: «Затем я вошел в Байт аль-Ма к дис[1], где для встречи со мной были собраны все Пророки, мир Им. Архангел Джибр и ль, мир Ему, поставил меня во главе Их, и я имамом выполнил вместе с Ними Намаз. После этого я был вознесен на Небеса».
Передал Ан-Нас а `ий.
О том, что удивительного увидел Пророк Му х аммад, мир Ему, во время своего ночного Путешествия, читайте в нашей следующей статье.
Возвращение в Мекку
Следующим после Мираджа или Ночи Вознесения утром Пророк Мухаммад ﷺ рассказал о том, что он видел и где побывал. Эта новость передавалась из уст в уста, и мушрики или многобожники высмеивали его слова, и даже предложили Мухаммаду ﷺ описать аль-Кудс и окрестности его. Пророк ﷺ, побывав там, внимания особого на город не обратил, но Аллах показал его взору вид на Аль-Кудс, в результате чего Пророк ﷺ смог детально описать это место. На язвительный вопрос Абу Джахля ибн Хишама, собирается ли Мухаммад ﷺ рассказывать вновь небылицы, Пророк ﷺ рассказал о своем путешествии, и его слушатели усомнились, возможно ли добраться из Мекки в Иерусалим и назад всего за одну ночь. Абу Джахль Пророку ﷺ не поверил, ведь для того, чтобы преодолеть огромное расстояние между Иерусалимом и Меккой, необходим месяц пути на верблюдах. На это Посланник ﷺ ответил, что по воле Господа ему удалось совершить такое путешествие. Мухаммад ﷺ упомянул, что по дороге он встретил караван, когда возвращался в Мекку, описал его подробно и сказал, что этот караван прибудет на утренней заре в Мекку, и караван действительно в это время прибыл в Мекку.
И тогда многобожники, надеясь вызвать сомнения у Абу Бакра о событиях Мираджа, сообщили ему об этом чуде, на что Абу Бакр ( رضي الله عنه ) сказал, что готов верить Мухаммаду ﷺ и в более невероятных вещах, и за это нарекли Абу Бакра «Сыддиком», за то, что не искал подтверждения сказанному и оправдал Мухаммада ﷺ.
Мусульмане сразу же поверили в события Мираджа, рассказанные Пророком ﷺ , в отличие от его врагов, потому что в душах истинных верующих нет места сомнениям в истинности того, о чем им поведал Посланник Божий. Однако достоверно известно, что некоторые слабой верой мусульмане отреклись от религии. Можно сказать, что случилось это событие, чтобы успокоить и проявить сострадание Посланнику Аллаха ﷺ , испытать неверующих, которые стали еще больше упорствовать, и слабых верой мусульман, вера которых содрогнулась и они отреклись от веры, так и не возвратившись к ней обратно и впоследствии были убиты (при Бадре).
До того, как совершить путешествие в ночь аль-Исра валь-Мирадж, Мухаммад ﷺ совершал утром и вечером по два рака ‘ ата, но после Ночи Вознесения Джибриль ( عليه السلام ) научил его намазу и тому времени, когда его следует совершать, так, как это сегодня мы знаем.
Аль-Исра`
إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَن لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ولا مَثِيلَ له ولا ضِدَّ له ولا نِدَّ له، وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وحَبِيبَنا وعظيمَنا وقائدَنا وقُرَّةَ أَعْيُنِنا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وصَفِيُّهُ وحبيبُهُ صَلَوَاتُ اللهِ وَسَلاَمُهُ عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ رَسُولٍ أَرْسَلَه. الصلاةُ والسلامُ عليكَ سيِّدي يا رسولَ الله. الصلاةُ والسلامُ عليكَ يا سيِّدي يا صاحِبَ الذِّكرَى يا أبا القاسِم يا أبا الزَّهْراءِ يا محمد. أَمَّا بَعدُ عِبَادَ اللهِ، فإني أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَلِيِّ الْقَديرِ القائلِ في مُحْكَمِ كتابِه:
﴿ يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنْظُرْ نَفْسٌ مَا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ﴾
Хвала Алл а hу – Творцу Вселенной! Просим Алл а hа даровать еще больше благословения и почета самому лучшему созданию – нашему Пророку Му х аммаду, мир Ему. А также приветствуем всех Пророков и Посланников – от А дама до Му х аммада, мир Им всем!
Рабы Алл а hа! Будьте богобоязненными и покорными Творцу!
Как мы знаем, Алл а h Всевышний даровал Пророкам особые чудеса, являющиеся доказательством их правдивости. И поистине, самые удивительные чудеса были даны Пророку Му х аммаду, мир Ему. Среди них – чудесное ночное путешествие («Аль-Иср а `») и вознесение на небеса («Аль-Ми‘р а дж»), которые произошли 27-го числа месяца Раджаб.
Алл а h Всевышний сказал (С у раh 17 «Аль-Иср а `», А ят 1):
سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الْأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آَيَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
Это означает: «Хвала Алл а hу, Который даровал Своему рабу [Му х аммаду] чудесным образом перенестись ночью из мечети «Аль- Х ар а м» [в Мекке] в благословенную Отдаленную мечеть – «Аль-А к с а » [в Иерусалиме], чтобы показать Ему знамения. Воистину, Алл а h – Всеслышащий, Всевидящий».
Аль-Иср а ` – это ночное путешествие, которое совершил Пророк Му х аммад, мир Ему, из города Мекки в город Иерусалим. Об этом чуде сказано в К ур` а не, поэтому нужно в него верить. Все мусульманские ученые единогласно подтверждают то, что это путешествие было совершено телом и душой наяву, а не во сне. Также мусульманские ученые единогласно сказали: "Кто не верит в Аль-Иср а `, тот отвергает К ур` а н, а кто отвергает К ур` а н, тот отступает от веры".
Передал имам Аль-Байhа к ый от Шаддада ибн А у са, что Пророка, мир Ему, спросили: “О, Посланник Алл а hа! Расскажи нам, как Ты совершил ночное путешествие”.
Пророк Му х аммад, мир Ему, рассказал про это так:
صلَّيْتُ لأصحابي صلاةَ العَتَمَةِ بمكة مُعْتِمًا، وأتاني جبريلُ عليهِ السلامُ بدابّةٍ بيضاءَ فوقَ الحمارِ ودونَ البغلِ، فقال: اركبْ فاسْتَصْعَبَتْ عليَّ، فَدَارَها بِأُذُنِها ثم حَمَلني عليها، فانْطَلَقَتْ تهوي بنا يَقَعُ حافرُها حيثُ أدركَ طرفُها حتى بلغْنا أرضًا ذاتَ نَخْلٍ فأنزلني فقالَ: صَلّ. فصليتُ، ثم ركِبْنا فقالَ: أتدري أينَ صلَّيتَ؟ قلتُ: الله أعلمُ قالَ: صليتَ بيثربَ، صليتَ بطَيبةَ، فانطلقتْ تهوي بنا يقعُ حافرُها حيثُ أدركَ طَرْفها، ثم بلغنا أرضًا فقال: انزِلْ فنـزلتُ ثم قال: صلّ. فصليتُ ثم ركبنا فقالَ: أتدري أينَ صليتَ؟ صليتَ بطورِ سيناءَ حيثُ كلّمَ الله عزَّ وجلَّ موسى عليهِ السلامُ، ثم انطلقتْ تهوي بنا يقعُ حافرُها حيث أدركَ طرْفُها، ثم بلغْنَا أرضًا بدتْ لنا قُصورٌ، فقالَ: انزِلْ. فنـزلتُ فقالَ: صلّ. فصليتُ ثم ركِبنا قالَ: أتدري أينَ صليتَ. قلتُ: الله أعلمُ، قالَ: صليتَ ببيتِ لَحمٍ حيثُ ولدَ عيسى عليهِ السلامُ المسيحُ ابنُ مريَم، ثم انطلقَ بي حتى دَخَلْنا المدينة من بابِها اليمانيّ فأتى قِبْلَةَ المسجِدِ فرَبَطَ بِهِ دابّتَهُ ودخلْنا المسجدَ مِنْ بابٍ فيه تميلُ الشمسُ والقمرُ فصليتُ مِنَ المسجدِ حيثُ شاءَ الله
Это означает: «Ночью я выполнил вместе со своими сподвижниками Намаз в Мекке, затем пришел Архангел Джибр и ль, мир Ему. С ним было животное, которое отличалось от всех животных кем-либо описанных ранее. Оно было меньше мула, но выше осла. Архангел сказал: “Садись на него”. Но у меня это не получилось сразу, тогда Ангел Джибр и ль посадил меня на это животное, и мы отправились в путь. Животное так быстро двигалось, что за один его шаг он достигал места, куда падал его взор. Скоро мы достигли местности, где растут пальмы. Там Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал: “Выполни Намаз”. Я выполнил Намаз, и мы отправились дальше. Ангел Джибр и ль спросил: «Знаешь ли Ты, где выполнил Намаз?» Я ответил: “Алл а h знает”. Тогда Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал: “Ты выполнил Намаз в городе Ясриб. Воистину, Ты выполнил Намаз в Тайбаh (то есть город Медина)”. И мы продолжили путь. Животное быстро передвигалось: за один его шаг он достигал места, куда падал его взор. Через какое-то время мы остановились в некоторой местности, Ангел Джибр и ль сказал: «Спустись», я спустился, затем он сказал: «Выполни Намаз», и я выполнил Намаз. После этого мы сели на животное, и Архангел, мир Ему, спросил: «Знаешь ли Ты, где выполнил Намаз? Ты выполнил Намаз на горе «Тур Сина`» (Синай), именно в том месте, где Аллаh даровал Пророку М у с а (Моисею), мир Ему, слышать Вечную Речь Алл а hа». Потом мы отправились дальше, животное так быстро двигалось, что за один его шаг он достигал места, куда падал его взор. Мы прибыли в местность, где увидели большие дворцы. Там Ангел Джибр и ль сказал: «Спустись», я спустился, затем он сказал: «Выполни Намаз», и я выполнил Намаз, Ангел Джибр и ль спросил: «Знаешь ли Ты, где выполнил Намаз?» Я ответил: “Алл а h знает”. Затем он сказал, что я выполнил Намаз в городе под названием «Байт Ля х м», это город, в котором родился Пророк ‘ И с а (Иисус) сын Марии, мир Ему.
Затем мы отправились дальше, пока не вошли в город Аль-Кудс через южные ворота. И пошли в направлении мечети (Аль-А к с а ). Около нее Джибриль привязал животное, и мы зашли в мечеть через двери, со стороны которой заходили солнце и луна. Внутри мечети я выполнял Намазы столько, сколько суждено мне Алл а hом».
КАКИЕ ЧУДЕСА УВИДЕЛ ПРОРОК МУ Х АММАД, МИР ЕМУ, ПРИ ПУТЕШЕСТВИИ (АЛЬ-ИСР А `)
- Пророк, мир Ему, по пути к городу Иерусалиму увидел дунью (жизнь на этом свете) в образе глубоко пожилого человека;
- Он, мир Ему, видел Иблиса, одиноко стоявшего на дороге, зовущего и пытающегося повлиять на Пророка, мир Ему;
- Пророк, мир Ему, увидел могилу горничной дочери Фараона, и чувствовал приятный запах, исходящей из ее могилы;
- Он, мир Ему, увидел людей, сеющих семена в один день и собирающих урожай уже на следующий день. Ангел Джибр и ль, мир Ему, сказал Пророку, что это – аль-мудж а hид у на фи саб и лилл я h;
- Он, мир Ему, увидел людей, рты и губы которых разрезаются огненными ножницами. Ангел Джибр и ль, мир Ему, сказал Пророку, что эти люди – ху т аб а `уль-фитна – те, кто проповедуют зло и обман, призывают к заблуждению, лжи и предательству;
- Пророк, мир Ему, увидел большого быка, который выходит из ушка иглы, затем пытается вернуться обратно, но этого сделать не может. Ангел Джибр и ль сказал Пророку, мир Им, что это люди, которые злословят, принося вред людям, и потом не могут вернуть свои слова обратно;
- Он, мир Ему, увидел людей, которые ходят, как потерянные. У них были прикрыты лишь пах и ягодицы, а остальная часть тела - обнажена. Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал, что это люди, отказывавшиеся от выдачи Закята;
- Он, мир Ему, увидел людей, головы которых разламывались и опять собирались в целое. Это были люди, которые не выполняли Намаз;
- Он, мир Ему, увидел людей, которые бегали за тем, чтобы достать испорченное мясо, падаль. Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал, что это люди, которые оставляют « х ал я ль» и бегают за « х ар а мом», эти люди были прелюбодеями;
- Он, мир Ему, увидел людей, которые пили гной и отвратительные жидкости. Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал, что они наказаны таким образом за то, что употребляли спиртные напитки;
- Он, мир Ему, увидел людей с медными ногтями, которые расцарапывали себе грудь и лица. Архангел Джибр и ль, мир Ему, объяснил, что это люди, которые злословили.
Необыкновенное ночное путешествие Пророка Му х аммада, мир Ему, - это великое чудо. В то время, будучи в мечети Аль-А к с а в Иерусалиме, Пророк Му х аммад, мир Ему, выполнял Намаз во главе огромного коллектива, состоящего из Пророков. Алл а h Всемогущий даровал такое благо Пророку Му х аммаду, что для Него чудесным образом были собраны все Пророки и Посланники, мир Им!
هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَلَكُمْ
إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، والصلاةُ والسلامُ على سيِّدِنا محمد الصادِقِ الوَعْدِ الأَمينِ وعلى إِخْوَانِهِ النبيِّين والمُرسَلين. ورَضِيَ اللهُ عن أُمَّهاتِ المُؤمنين وآلِ البيتِ الطَّاهِرِين وعن الخُلَفَاءِ الرَّاشِدين أبي بكرٍ وعمرَ وعُثْمانَ وعليّ وعن الأَئِمَّةِ المُهْتَدِين أبي حنيفةَ ومالكٍ والشَّافعيِّ وأحمدَ وعن الأولياءِ والصالحين. أمَّا بعدُ عِبَادَ اللهِ فإنِّي أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ فَاتَّقُوهُ.
واعْلَمُوا أنَّ اللهَ أمَرَكُمْ بِأَمرٍ عظيمٍ، أَمَرَكُم بالصلاةِ والسلامِ على نبيِّهِ الكَريمِ فقال في مُحْكَمِ تَنْزِيلِهِ: ﴿ إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا﴾
اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى سَيِّدِنَا إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا إِبْرَاهيمَ وَبَارِكْ على سيّدِنا مُحمدٍ وَعلى آلِ سيِّدِنا مُحمدٍ كما بارَكْتَ على سيِّدِنا إبراهيمَ وعلى آلِ سيدِنا إبراهيمَ في العالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَات
События аль-Исра
События Ночи Вознесения аль-Исра валь-Мирадж развивались так. Пророк ﷺ отдыхал в «Аль-Хиджр» - место, между северной стеной Каабы и полукруглой стеной аль-Хатим. К нему снизошел ангел, рассек грудь без боли и крови, достал сердце и омыл в золотом тазе, наполненный верой, потом наполнил его (верой), потом вернул его (на прежнее) место.
После этого к нему подвели длинное белое животное по имени «Бурак», размером меньше, чем лошадь, но крупнее осла. Животное описывается как невероятно быстрое, способное за один скачок преодолевать огромное расстояние. Ангел Джибриль ( عليه السلام ) велел оседлать Бурака и вместе они отправились в мечеть аль-Акса, расстояние до которой 1200 км.
Пророк Мухаммад ﷺ мчался на Бураке, а звезды освещали его путь в пустыне. Верхом на этом животном Посланник ﷺ доехал до самого Байт-уль-Макдиса, останавливаясь по дороге в Медине для совершения молитвы, а также в местности под названием Мадйан, где растет дерево пророка Мусы ( عليه السلام ), и там Мухаммад ﷺ также совершил намаз. Еще одна остановка по пути была в месте рождения пророка Исы ( عليه السلام ), сына Марьям, и там Мухаммад ﷺ также совершил два рака‘ата. И всякий раз во время остановки Джибриль ( عليه السلام ) вопрошал, знает ли Мухаммад ﷺ , где он совершает намаз, на что он отвечал, что он не знает, и ангел рассказывал ему, в каком месте они остановились.
По прибытии в иерусалимскую мечеть аль-Акса Мухаммад ﷺ привязал к кольцу, к которому своих животных привязывали все пророки, своего Бурака, после чего вошел в мечеть и в качестве имама вместе со всеми пророками ( عليه م السلام ) совершил два рака‘ата коллективный намаз.
Когда же он вышел из мечети, Джибриль ( عليه السلام ) подошел к нему и предложил выбрать один из двух сосудов, которые держал в руках: в одном из них было молоко, а в другом – вино. Мухаммад ﷺ выбрал тот, в котором молоко, и ангел сказал, что его выбор соответствует фитре (прирождённому качеству, т.е. религии Ислам), которой он будет придерживаться и его община.
Мнения ученых. Заключение
О времени, когда произошел Мирадж, ученые ведут споры, поскольку мнения разделяются следующим образом. Большинство из ученых придерживается точки зрения, что эти события происходили уже после того, как началась пророческая миссия. Однако, и среди представителей этого мнения возникают разногласия по поводу более конкретной датировки.
По мнению Ибн Аль-Джаузи, Мирадж случился за 8 месяцев до переселения в Медину, а по мнению Абу ар-Раби‘ ибн Салима, события Мираджа происходили за 6 месяцев до этого. Есть также мнение Ибн Хазма, который утверждает, что события эти датируются месяцем Раджабом двенадцатого года после того, как началась пророческая миссия, и мнение Ибрахима Аль-Харби, который считает, что Мирадж Пророка ﷺ случился за год до переселения в месяц раби‘ аль-ахыр. Именно последнее мнение назвал предпочтительным Ибн Абдуль-Барр в книге «Шарх ас-сира», и он же утверждал, что Мирадж случился за один год и два месяца до переселения.
Существуют также и другие мнения, называющие другие даты Мираджа, и это является еще одним подтверждением того, что точная дата так и не установлена.
События Мираджа стали источником большого количества полезных уроков и знаний, которыми впоследствии апеллировали различные ученые. Первое: Мирадж доказывает пророческую миссию Мухаммада ﷺ. Во-вторых, само перенесение происходило наяву как душой, так и телом, на что указывают и тексты Корана и Сунны, а также те факты, что путешествие совершалось верхом на животном «Аль-Бурак», и если бы оно совершалось лишь душой, то в верховых животных нужды бы не было. Всевышний назвал в аяте Пророка ﷺ рабом и указал, что «перенес ночью Своего раба…», а не «перенес душу раба своего». Тот факт, что события Мираджа так активно опровергались язычниками-курайшитами, еще раз доказывает, что это событие не было всего лишь сном.
Упоминание о раскрытии груди Мухаммада ﷺ перед событиями Мираджа указывает на его подготовку перед таким важным событием, а рассказ о встрече Пророка ﷺ с остальными пророками на небесах указывает на то, что Ислам – религия всех пророков, вероубеждение которых одинаково, хотя различия и существуют в вопросах поклонения. Тот факт, что именно Мухаммад ﷺ во время намаза при участии остальных пророков ( عليه م السلام ) был руководителем, говорит о том, что Мухаммад ﷺ является лучшим из всех пророков в мире, и в своем вознесении он достиг такой высокой степени, какой никто из пророков не достигал.
Следует обратить внимание и на то, что в данном хадисе указывается на этикет, по которому следует испрашивать разрешения, входя куда-нибудь. А также указывается на то, что и Адам ( عليه السلام ) является одним из пророков, ведь он вместе с остальными пророками во время Мираджа Мухаммада ﷺ находился на небесах.
Тот факт, что мнения относительно датировки Мираджа, так и не сошлись в едином выводе, говорит о том, что Ночь Вознесения человеку выделять для совершения молитв среди других ночей не следует, а также запрещено выделять этот день среди других дней для совершения поста, поскольку в Шариате нет четкого указания на выделение этой ночи и этого дня, в результате чего и появились разногласия относительно датировки Мираджа. Молиться ночью и поститься днем можно, но выделять для этого именно 27 число месяца раджаб не следует.
Мирадж также указывает на важное значение намаза, то есть пятикратной ежедневной молитвы в исламской религии, поскольку это было предписано Аллахом Мухаммаду ﷺ и его умме. Муса поведал Мухаммаду ﷺ, что из его общины в рай войдет больше людей, чем из общины Мусы.
Показателен пример Абу Бакра ( رضي الله عنه ) в хадисе, который указывает, что всему, о чем Всевышний сообщает нам в Коране и сообщает его Посланник в Сунне, следует верить истинному верующему, ведь Абу Бакр получил свое прозвище «Правдивейший» именно потому, что оправдал Мухаммада ﷺ перед курайшитами, которые усомнились в словах Пророка ﷺ.
Аль-исра валь-Мирадж – действительно произошедшее событие перенесения в Иерусалим из Мекки и вознесение на небеса Посланника Всевышнего ﷺ, в которое мусульманам следует верить и извлекать из него уроки.
Читайте также: