Жанна дарк не бери орлеан
Судьба героя, как правило, полна страданий и лишений. Причем зачастую храбрец страдает не только от козней врагов, но и от интриг тех, на чьей стороне сражается.
Опущенные ворота
Вместо полноценной армии у Жанны остался только отряд, с которым в мае 1430 года она отправилась на помощь Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами.
23 мая Жанна д ’ Арк решила нанести внезапный удар по позициям бургундцев в Марньи, что к северо-западу от Компьеня. Однако бургундцы вовремя заметили приготовления противника и были готовы к обороне. Отряд Жанны оказался в численном меньшинстве и начал отходить, причем сама Орлеанская Дева возглавила прикрывающий отступление арьергард.
В тот момент, когда Жанна и ее люди, отбиваясь от наседающего противника, приблизились к городским воротам, те были закрыты. Комендант Компьеня Гильом де Флави и пальцем не пошевелил, чтобы спасти Орлеанскую Деву.
В плен Жанну взял Лионель, бастард Вандомский, который был на службе у графа Линьи. Орлеанская Дева оказалась в руках Жана Люксембургского, вассала герцога Бургундского. Ничего личного к Жанне Жан не испытывал. Он остро нуждался в деньгах и готов был продать пленницу в соответствии с тогдашними законами войны — тому, кто больше заплатит.
Французский король Карл VII, фактически посаженный на трон Жанной, проблем с деньгами не испытывал. Однако монарх даже не попытался выкупить спасительницу Франции.
Большой торг
Тем временем повышенную активность проявлял Пьер Кошон, епископ Бове, советник малолетнего английского короля Генриха VI. 14 июля 1430 года Кошон прибыл в Марньи-де-Компьень, где вручил герцогу Бургундскому послание от английского короля и себя лично «как епископа бовеского» с требованием передачи Жанны д’Арк, предложив за неё выкуп, и далее побывал в замке Боревуар, резиденции Жана Люксембургского.
Замысел англичан и самого Кошона был таков: Жанну следует осудить как колдунью, еретичку, заставив французов отвернуться от нее, а заодно и провозгласив коронацию Карла VII незаконной. В случае успеха англичане пообещали ему пост архиепископа Руанского.
Кошон слал письма Жану Люксембургскому, требуя выдать Жанну «во имя торжества веры», но тот над подобными призывами только насмехался. Он уже понял, что заполучил в руки настоящий клад, и собирался продать его максимально дорого.
Сначала епископ Бове давал за «колдунью» 6000 турских ливров, что было очень крупной суммой по тем временам. Жан, однако, дал понять, что «товар» слишком ценен, и с интересом ждал, чем ответит французский король. Карл VII хранил молчание, а Пьер Кошон, проклиная жадность Жана Люксембургского, продолжал переговоры.
Сама Жанна в это время предприняла попытку побега, спрыгнув с вершины башни Боревуар. Некоторые, впрочем, полагают, что Орлеанская Дева, поняв, что помощи не дождется, попыталась уйти из жизни. Как бы то ни было, но Жан Люксембургский понял, что еще немного, и торговать ему будет некем.
В итоге соглашение заключили — Жанну передавали англичанам за 10 000 ливров. 23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.
«Я вызываю вас на Божий суд!». За что на самом деле сожгли Жанну д`Арк?
Жанна д’Арк, Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, сегодня известна всему миру. Этой юной девушке всего за несколько месяцев удалось развернуть историю собственной страны, стоявшей на краю гибели.
В 1428 году английские войска стояли у стен Орлеана, падение которого позволило бы им соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Исход сражения казался предрешенным, когда в резиденцию французского дофина Карла явилась 17-летняя девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства» и попросила войска для снятия осады Орлеана. Девушка, которую звали Жанна д`Арк, уверяла, что действует по велению голосов свыше.
На стороне «Жанны Девственницы», как она сама себя называла, были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.
Она получила от дофина Карла право возглавить войско. 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. После серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля.
12 пунктов «заблуждений»
На заседании 28 марта ей были зачитаны 70 статей обвинения, основанных на показаниях самой Жанны. «Она является смутьянкой, мятежницей, возмущающей и нарушающей мир, подстрекательницей к войнам, злобно алчущей крови людской и понуждающей к её пролитию, полностью и бесстыдно отринувшей приличия и сдержанность своего пола, принявшей без стеснения позорное одеяние и обличье воинское. Посему, и по многим иным причинам, мерзким Богу и людям, она является нарушительницей божественных и естественных законов и церковного благочиния, искусительницей государей и простонародья; она позволяла и допускала, в оскорбление и отвержение Бога, чтобы её почитали и преклонялись ей, давая целовать свои руки и одежды, пользуясь чужой преданностью и людским благочестием; она является еретичкой или, по меньшей мере, сильно подозреваемой в ереси», — говорилось в преамбуле обвинения.
Суду требовалось признание в ереси, исходящее от самой Жанны, и поначалу казалось, что опытные богословы заставят ее признаться в том, что «голоса», которые ею руководили, имели не божественное, а дьявольское происхождение. Но Орлеанская Дева стойко отвергала подобные обвинения.
В итоге судьи решили сосредоточиться на статьях, где признание не требовалось. В первую очередь, речь шла о пренебрежении к авторитету церкви и о ношении мужской одежды.
Вот 12 основных пунктов «заблуждений» Жанны, утверждённых Факультетом теологии Парижского университета:
1) Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.
2) Явление ангела, принесшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.
3) Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.
4) Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.
5) Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.
6) Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.
7) Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.
8) Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.
9) Ссылка Жанны на заверение святых, что она неминуемо попадет в рай, если сохранит девственность, безрассудна и противоречит основам веры.
10) Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.
11) Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.
12) Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.
«Повторная ересь»
24 мая 1431 года Жанна д`Арк подписала бумагу об отречении от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».
Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.
Осознанное предательство
Максимализм Жанны, требовавшей дальнейшего освобождения французских земель, вступил в противоречие с намерениями окружения Карла, предпочитавшего действовать путем переговоров и уступок. Орлеанская Дева, сделав свое дело, стала мешать. В свою очередь, англичане и их союзники во Франции стремились поквитаться с той, которая сломала все их планы.
Жанна д`Арк попала в плен и была сожжена на костре. Многие считают, что казнили ее как вражеского полководца, за военные успехи, но на самом деле это не совсем так.
Противникам Орлеанской Девы была нужна не столько ее жизнь, сколько уничтожение ее как «посланницы Бога». Поэтому она была обвинена в ереси.
Жанна попала в плен 23 мая 1430 года, когда с отрядом направилась к Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами. Здесь Орлеанскую Деву банально предали, подняв мост в город, что отрезало ей путь к отступлению.
Король Карл помогать Жанне не стал, после чего бургундцы продали девушку англичанам за 10 000 франков.
23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.
«Я вызываю вас на Божий суд!»
Дальнейшее известно — в ходе постановочного процесса, в рамках которого обвинения, выдвинутые в адрес Жанны, рассыпались на глазах, Орлеанская Дева все-таки согласилась отречься от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но и перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».
Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.
Оставлять ее в живых никто не собирался. 28 мая 1431 года священники, пришедшие к ней в камеру, зафиксировали «повторную ересь» — она снова была одета в мужскую одежду. Это автоматически означало смертный приговор.
«Исполнить приговор без пролития крови»
Судопроизводство того времени было построено своеобразно. Церковный суд, установив, что Жанна «впала в прежние заблуждения » , передал преступницу светским властям, сопровождая эту процедуру просьбой «исполнить приговор без пролития крови». Звучит гуманно, но на деле это означало аутодафе — сожжение живьем.
30 мая 1431 года приговор об отлучении Жанны д`Арк от церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на плошади Старого Рынка в Руане.
В тот же день Жанну казнили. Процедуру казни описывают так: на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!», — крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Когда огонь добрался до нее, она несколько раз крикнула «Иисус!».
На жителей Руана казнь произвела гнетущее впечатление. Большинство простолюдинов сочувствовало девушке.
Перевернувшая историю
Князя Пожарского, освободившего страну от польских оккупантов, постарались как можно дальше отодвинуть от рычагов власти. Джузеппе Гарибальди, сражавшегося за объединение и независимость Италии, едва не убили сторонники более умеренного курса.
Но особенно цинично обошлись с Жанной д ’ Aрк. Орлеанскую Деву продали в самом прямом смысле этого слова.
И тут в резиденцию дофина является девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства», и попросившая войска для снятия осады Орлеана. На стороне 17-летней Жанны д ’ Арк были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.
Карл дал ей войско — наверное, больше от отчаяния, нежели из-за веры в успех. Но 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. Затем после серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля. Но очень скоро Жанна стала помехой для знати, желавшей достигать результатов при помощи сделок и договоренностей. Орлеанская Дева жаждала идти вперед, сокрушать врагов, и этот ее порыв все сильнее раздражал влиятельных людей.
Гашиш и корона?
Подготовка тоже оказалась на высоте. Технология «голосов святых и ангелов», которые якобы слышала Жанна, была известна ещё со времён Крестовых походов в Палестину любому алхимику. Ударная доза гашиша, смешанного с мёдом, позволяла исламским убийцам-ассасинам увидеть и услышать целый выводок райских гурий. Утверждать, что именно таким образом Жанна разговаривала с архангелом Михаилом и святыми Екатериной и Маргаритой, наверное, нельзя. Но очень всё похоже складывается. До поры до времени эти голоса посещают Жанну регулярно. Самое забавное: велят таинственные «посланники неба» только то, что нужно лично Карлу VII. Ещё забавнее то, что после определённого момента «голоса», посещающие Жанну, начинают городить околесицу и дают крайне противоречивые, а то и вовсе глупые советы, из-за которых она, собственно, и попадает в плен и на костёр.
Этим «моментом истины» стал промежуток между представлением Жанны ко двору и коронацией Карла VII в Реймсе. Всё напоминает отлично срежиссированный спектакль. Акт первый. Жанна прибывает к наследнику престола. Требует, чтобы Карл принёс ей в дар своё королевство. Обычно после такой наглости полагается либо смирительная рубашка, либо дыба. Но нет. Карл всего-навсего «слегка удивляется» и велит придворному нотариусу составить соответствующий акт. В течение трёх минут Жанна формально является королевой Франции, после чего торжественно вручает корону «царю небесному». И только потом отдаёт её Карлу. Отныне он вроде как «коронован Небом при посредстве святой девственницы». Акт второй. Семь тысяч отборнейшего войска идут вместе с Жанной под Орлеан. Командует «парадом» Жиль де Рэ. Всего за две недели блокада города снимается почти бескровно - даже англичане побаиваются «воли Неба». Акт третий. Вот как о нём говорит хроника: «На пути к Реймсу, в котором должен был короноваться Карл, важнейшие города сдавались без боя, потому что слава Жанны бежала впереди». Торжество пиара.
Но Жанна больше была не нужна и даже становилась опасной. Она должна была так или иначе уйти с политической сцены и вообще из жизни. Свинью французскому королю подложил Парижский университет - именно его юристы так повели процесс, что Жанна оказалась то ли ведьмой, то ли еретичкой, от которой корону принимать как-то неловко. Карл был вынужден затеять реабилитационный процесс. Папа римский пошёл ему навстречу. Жанну посмертно оправдали, а спустя почти 500 лет канонизировали. И всё бы хорошо, но вот что по поводу «подвига Жанны» писал сам римский первосвященник, её оправдавший: «Было ли сие дело рук божеских или человеческих? Затруднительно для меня решить это…»
Во всем виноват епископ?
План англичан провалился — к Жанне во Франции после ее гибели стали относиться не только как к героине, но и как к мученице, принявшей страшную смерть за любовь к Родине.
Что до Пьера Кошона, то архиепископом он так и не стал. Епископ Бове скоропостижно скончался в 1442 году и в истории гибели Жанны д ’ Арк был превращен в главного «козла отпущения».
В начале 1450-х, когда король Карл VII, возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.
Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа римский Каликст III, отправив наблюдать за процессом трех своих представителей. Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.
7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения. На реабилитационном процессе потомки Пьера Кошона отреклись от него. Папа римский Каликст III поставил финальную точку, посмертно отлучив епископа от церкви.
Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 году папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Король Карл VII и его окружение, погубившие Орлеанскую Деву, остались как бы ни при чем. Предали, а затем посмертно реабилитировали — кажется, это сюжет вечен и кочует из страны в страну.
Инквизиционный процесс епископа Кошона
Для англичан было принципиально важно, чтобы Орлеанскую Деву признали виновной в ереси именно французские священнослужители, что должно было разрушить образ «посланницы Бога» в глазах французского народа.
Инквизиционный процесс в Руане возглавил Пьер Кошон, епископ Бове, доверенное лицо герцога Бургундии.
На заседаниях в королевской часовне Руанского замка присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор обоих прав, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов канонического права, 4 лиценциата гражданского права.
Епископ расставлял перед Жанной множество ловушек, которые должны были уличить ее в ереси.
Кошон попросил её прилюдно прочесть «Отче Наш» — при том, что по инквизиционным правилам любая ошибка или даже случайная запинка во время чтения молитвы могла быть истолкована как признание в «ереси». Жанна с честью сумела выйти из положения, предложив Кошону сделать это во время исповеди — как духовное лицо, епископ не мог ей отказать, и в то же время по церковным же законам был бы вынужден хранить в тайне все услышанное им.
На каждом из заседаний суда, как открытых, так и закрытых, ей задавались десятки вопросов, и любой неосторожный ответ мог послужить «разоблачением». Несмотря на то, что ей противостояли образованные и профессионально подготовленные люди, смутить Жанну им не удалось, и она держалась на удивление уверенно.
Жанна д’Арк: героиня или грандиозный пиар-проект?
Вернее, легендой она станет спустя 17 лет. А пока новорождённую назвали Жанной.
«В подъёме борьбы французского народа против английских захватчиков большую роль сыграл подвиг Жанны д’Арк. Глубокая вера простой крестьянской девушки в победу подняла боевой дух войск» - привычный всем пассаж из школьного учебника истории. В нём много гражданственности, но очень мало правды.
«С детства ей являлись ангелы и святые, которые наставляли её на путь истинный. Она была экстрасенсом высшего разряда и имела влияние на сильных мира сего» - альтернативная версия, в которой много мистики, но правды ещё меньше.
Святая и «свинья»
Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Сегодня статуя святой Жанны есть в большинстве католических церквей Франции.
Что же касается ее судьи, епископа Пьера Кошона, то каждый француз, который начинает рассказ об истории суда над Жанной, не преминет уточнить, что этот человек полностью соответствовал своей фамилии. Кошон в переводе с французского означает «свинья».
Дайте чуда!
Из каких-то загадочных соображений не рассматривается самая интересная и захватывающая версия, которую давным-давно озвучил не кто иной, как кардинал Мазарини, известный нам по мушкетёрскому роману Александра Дюма «Двадцать лет спустя». Вот как рассуждал о Жанне первейший политтехнолог своего времени: «Вся история с Орлеанской девственницей была всего лишь политической хитростью, изобретённой придворными Карла VII. И, веря, что всё это совершалось во имя религии и по велению чуда, весь народ Франции устремился туда, как на пожар, или, вернее, как стадо баранов». Иными словами, имел место грандиознейший пиар-проект.
Представьте себе: чуть ли не половина Франции захвачена англичанами и бургундцами. Легитимность французского наследника престола весьма сомнительна - известно, что его отец король Карл VI отзывался о нём следующим образом: «Этот так называемый мой сын». Формально королём Англии и Франции считается девятимесячный Генрих VI Английский. Орлеан осаждён. Падёт крепость - падёт Франция, наследника сошлют в монастырь, а его дворян лишат земель, прав и привилегий. Францию могло спасти только чудо.
«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» - знаменитую фразу Вольтер произнесёт только 350 лет спустя. «Не следует дожидаться чуда - нужно самим его сделать» - решили его соотечественники. Есть мнение, что одним из «отцов» феномена по имени Жанна- девственница стал родственник наследника престола, политик, военный и алхимик Жиль де Рэ. Схема была проста. Для начала запустили слух о неких пророчествах. Согласно им страна, которую погубила женщина, Изабелла Баварская, будет вновь отвоёвана женщиной же. Якобы с Лотарингских земель поднимется непорочная дева (в смысле девственница), которая спасёт Орлеан, а королевство будет возвращено своему подлинному государю, Карлу VII.
А чтобы пророчества были исполнены как следует, главную фигуру, собственно девственницу, следовало найти и подготовить. Насчёт «найти» проблем не возникло - в силу врождённого дефекта Жанна была Девственницей с большой буквы. Несчастная барышня страдала синдромом Морриса. С виду вроде женского пола, но яичники и матка отсутствуют напрочь, зато есть мужские семенники, похожие на паховые грыжи, что документально зафиксировано при осмотре Жанны в плену. Влагалище же настолько узкое, что бургундские солдаты, пытавшиеся её изнасиловать, потерпели позорную во всех смыслах неудачу.
Реабилитированная посмертно
В начале 1450-х, когда король Карл VII, возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.
Привлечены в качестве свидетелей были и участники первого процесса. Один из них, Гильом Коль, письмоводитель и нотариус инквизиции, заявил, что люди, судившие Жанну «умерли злой смертью». Действительно, ряд участников процесса либо исчезли, либо погибли при странных обстоятельствах. Например, Жан Эстиве, близкий соратник Кошона, не скрывавший ненависти к Жанне, вскоре утонул в болоте.
Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа Каликст III, отправив наблюдать за процессом трех своих представителей.
Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.
7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения.
Читайте также: