Заселение людьми древнего китая
«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»
Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор
Статей за 48 часов: 11
18 +
Группу Дятлова погубила баллистическая ракета
Владимир Гарматюк
Подписывайтесь на нас в социальных сетях:
- Аномальные зоны
- Болезни и мутации
- Городские легенды
- Древний человек
- Загадочные существа
- Загадки цивилизаций
- Загадки планеты Земля
- Загадки человека
- Загадочные сооружения
- Загробный мир
- Круги на полях
- Мамонты и динозавры
- Мистика и тайны религий
- НЛО и пришельцы
- Параллельные миры
- Полтергейст
- Предсказания
- Привидения
- Путешествия во времени
- Снежный человек
- Чупакабра
- Стихийные бедствия
- Тайны истории
- Тайны пирамид
- Тайны космоса
- Теории заговоров
- Футуристика
- Чудеса науки
- Чудо-люди
- Искусственный интеллект
- Альтернативная история
- Разное
- Авторские статьи
Цивилизация древнего Китая
Среднее время прочтения:Весь Китай разделен на две большие части: западную, покрытую высочайшими горами мира — Гималаями, Куньлунем и Тянь-Шанем, и восточную, где основная часть территории — низменности и приморские районы. Практически все реки Китая текут на восток и образуют прекрасный мягкий климат, который пригоден для земледелия. Осень в Китае — теплая и сухая, а летом дуют муссоны с океана, принося огромное количество осадков. Почва была здесь наносной и содержала речной ил.
Зарождение китайской цивилизации
Зарождение китайской цивилизации произошло в нижней долине Желтой реки (Хуанхэ), которая несколько тысячелетий назад протекала значительно южней — на 450 км, чем сейчас. Длина Хуанхэ — 4000 км и вся ее долина стала местом развития цивилизации. Она несколько раз изменяла свое русло, стирая города и племена с лица земли. В китайской литературе встречается поэтическое название Хуанхэ — «Река, надрывающая сердце».
Современное англоязычное название Китая — China, — вероятней всего, происходит от императорской династии Цинь (Qin, произносится «чин»). При правлении именно этой династии страна стала единой. «Объединителем» был император Цинь Шихуанди (259–210 до н. э.), нерушимый императорский период продлился вплоть до 1912 г.
Природные особенности
В Китае — огромнейшее количество ископаемых и довольно разнообразная флора и фауна. В древние времена почти вся территория была покрыта лесами. Это было основным отличием Китая от Месопотамии и Египта и, может быть, послужило причиной того, что древние китайцы начали заселение реки не с устья, как обычно, а с середины.
Но условия для земледелия там были тяжелыми. Дело в том, что в Китае значительны сезонные колебания климата, и зимой редко, но выпадал снег. Летом же регион страдал от сильной жары. Лес тоже стал достаточно неожиданной проблемой — бурные наводнения вырывали деревья, которые оседали на дно и с течением времени повышали его уровень — именно потому Хуанхэ так часто меняла свое русло и именно потому разливы были так катастрофичны. И конечно, для регулировки такого рода разливов требовались очень серьезные усилия всех племен хань — китайцев. Как и везде, ирригационные работы потребовали объединения племен, развития орудий труда и создания государства.
К тому же в Китае весьма оригинально решили проблему с одеждой. Как правило люди выращивали растения, из которых производили волокно. В Китае же с древних времен выводили гусениц тутового шелкопряда. Для этого выращивается тутовое дерево, чьими листьями кормят гусениц, куколку потом убивали паром, кокон увлажняли солью и сушили. После чего просто разматывали на деревянную раму.
Как известно, шелк и чай стали основными продуктами экспорта в более позднем Китае — уже к X столетию до н. э. за китайский шелк дрались все европейские страны. Вы думаете, это было просто? Великий шелковый путь связал воедино весь континент и позволил начать обмен культурами и знаниями. Но его еще следовало проложить. И позже обеспечить стоянками, проводниками…
Самая древняя цивилизация в мире?
Китай зачастую называют одной из самых древних цивилизаций в мире. Некоторые исторические достопримечательности, созданные на заре китайской цивилизации, ученые датируют 6000 годом до н. э.
Великий шелковый путь
Считается, что китайская история насчитывает 7 тысячелетий, т. е. зародилась в V-м тысячелетии до н. э. Треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации, начало которой теряется в III–II тысячелетии до н. э., а конец приходится на крушение империи Хань (220 г. н. э.). Китай оказался в изоляции, и его культура оказалась весьма своеобразной.
Даже жесткая необходимость проложить торговый путь за шелком не смогла найти короткого пути в Китай, и путешественники огибали его с севера, проходя через одну из самых опасных пустынь на планете — Гоби. Морской путь был открыт, и древние хроники много говорят о великом китайском флоте, но, тем не менее, даже с Индом связь древнего Китая не найдена.
Так же, как и в остальных местах мира, Китай проходит путь от кости и камня к меди и бронзе, и случается это несколько позднее, чем в Месопотамии.
В Китае также была прекрасная глина — каолин. Вдобавок к хорошим технологическим свойствам она еще была белого цвета и, после изобретения гончарного круга, керамика получила широчайшее распространение. В XX столетии в Яншао (город в провинции Хэнань, уезда Мяньчи) была обнаружена расписная керамика, которую датировали V–IV тысячелетиями до н э.
Интересно, что в Китае образовалась существенно другое мировоззрение и религия, нежели в Египте, Месопотамии или даже Индии. Во-первых, жрецы не приобрели подавляющего влияния на общество, во-вторых, в жизненных ситуациях доминировало рациональное рассмотрение (может быть, из-за этого китайская медицина получила столь существенное развитие еще в III тысячелетии до н. э.?) В-третьих, этика всегда имела приоритет над всеми сторонами жизни, в том числе над жрецами. Китайцы не пытались изменить природу под себя, как это сделали западные коллеги, а провозгласили необходимость жить с ней в согласии.
Китайские воздушные змеи («бумажные птицы», «Эолова арфа») были изобретены около 3000 лет назад. Изначально их использовали не в развлекательных целях, а военных. Змеи запускали в воздух для устрашения врага в бою. Марко Поло (1254–1324) в своих дневниках отмечал, что при помощи воздушных змеев моряки прогнозировали успешность рейса.
Кстати, уже к 500-м годам до н. э. Китай разрабатывал подземные жилы. Они добывали уголь из шахт глубиной до 50 м(!), природный газ, соль. Газ можно было жечь, и первые газопроводы делались из бамбука на расстояние «дня пути» от источника.
И конечно, такая упорядоченность требовала многого. К примеру, дорог, чья протяженность к III столетию до н. э. достигла 6.5 000 км. Ирригационные каналы, как и в Месопотамии, давно уже использовались не только для защиты от наводнений и орошения полей, но и как транспортные магистрали. В V веке до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы соединили каналом длиной больше 400 км. Еще спустя два столетия через горную цепь был прорыт 200-километровый канал, который соединил север и юг страны. Еще спустя 200 лет началось строительство «Великого Канала» длиной в 2000 км. Кстати, ширина достигала 30 метров, а глубина — 9 метров, не говоря уже о Великой китайской стене…
Разумеется, все это не могло функционировать без своей письменности.
История и письменность
В отличие от Индии, Китай очень беспокоился о своей истории и стал ее записывать еще на гадальных костях и панцирях черепах в глубокой древности — еще в доиньский период, в XIV–XI вв. до н. э. Позже в качестве «бумаги» пошли бамбуковые планки (и именно тогда появился обычай писать сверху вниз) и шелк, а потом уже и рисовая бумага. Китай оставил после себя множество письменных источников, дающих возможность восстанавливать не только историю самого Китая, но и соседних стран. Империя Чжоу заимствовала письменность и продолжила ее. К XI столетию на бронзовых сосудах стали писать стихи.
Первый китайский университет был создан на 1200 лет раньше европейского — во II веке до н. э. в г. Лоян. Училось там вначале 50 человек, а спустя 100 лет — уже 3000 человек.
Последнее, пожалуй, о чем надо сказать, — это почему нельзя доверять китайским историкам. Ну, во-первых, в какой-то момент китайские династии менялись настолько быстро, что время правления некоторых императоров исчислялось месяцами, и каждый из них пытался быстро оставить свой след и свою интерпретацию истории. А, во-вторых, император Цинь Шихуанди, который в 221 году до н. э. объединил Китай. Он также очень беспокоился об истории своего государства и потому объявил, что право на существование имеют только книги по истории династии Цинь, а также по медицине, сельскому хозяйству и гаданию. А остальные следует сжечь.
В результате история Китая была переписана в угоду Шихуанди, а о том, что было в оригиналах, остается лишь гадать на тех самых оставшихся книгах. При этом была изменена датировка событий на более древнюю, что породило значительную путаницу в исследованиях. Конечно, какие-то книги остались несожженными, но их было мало. А запрет на создание библиотек и требование на сожжение держался более 50-ти лет. И позже, во времена уже следующей — Ханьской династии, — императоры все еще запрещали создание библиотек. А потом передумали и отменили запрет. И еще через несколько десятков лет император У-ди ввел систему государственных экзаменов на замещение должностей административных чиновников и учредил государственную библиотеку. По всей стране ездили люди и собирали уцелевшие книги. В 26 году до н. э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг, и был составлен первый каталог книг Китая и один из первых каталогов в мире. Но было уже поздно…
Доисторический период
Археологические находки показывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию древнего Китая между 2,24 млн — 250 тысяч лет назад. В местности Чжоукоудянь вблизи Пекина были обнаружены останки так называемого синантропа, датирующиеся 550—300 тысяч лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.
Приблизительно 70 тысяч лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, тем самым вытеснив синантропов и их потомков. Более ранние остеологические подтверждения существования современных людей на территории Китая (человеческие останки со стоянки Люцзян) датируются 67 тыс. до н. э.
Государственность Китая имеет очень длинную историю. Легенды, возникновение которых историки относят к третьему тысячелетию до н. э. донесли до нас имена первых 3-х властителей и 5-ти китайских императоров.
Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Некоторые китайские ученые считают, что доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 года до н. э. В поселениях обнаружены мастерские для изготовления бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Большинство западных ученых отрицает существование этой династии..
Подведем итоги
Человеческих цивилизаций зародилось сразу 4, и произошло это в районе 5–4 тысячелетия до н. э. Зарождались они в плодородных местах рядом с широко разливающимся реками в теплом климате. Что и определило места зарождения. Это Месопотамия, Египет, Индия и Китай. И только потом появилось все остальное. В число безусловных плюсов Евразии вошла ее вытянутость вдоль широты, что дало возможность использовать уже одомашненные культуры и скот во всех похожих климатических областях.
Надо отметить, что есть данные о том, что все 4 цивилизации общались друг с другом. Так, к примеру, отдельные слова Шумера и Египта звучат одинаково, хотя языки у них — разные, и пишутся слова абсолютно по-разному. В том же Шумере были найдены амулеты, раковины и жемчужины, которые, безусловно, принадлежали Индии. Там же находили индийскую слоновую кость.
О связях с Китаем мало известно, но проникновение культур, возделывание и обработку которых знали только в Китае, также говорит само за себя.
Остаются два но! Зарождение цивилизации не означает, что именно в этих местах были первые люди. Известно, что на Аравийском полуострове или — уж тем более! — в Африке люди появились раньше. Наконец, последнее — не следует считать, что развитие цивилизаций определялось только географией и геологией. Это, безусловно, причина, и одна из важнейших, но не единственная.
История Китая кратко. Все династии за 10 минут.
Привет друзья. Узнайте историю Китая за 10 минут. От древних времен до наших дней. Сотворение людей, Потоп, Периодом Вёсен и Осеней, Великая китайская стена, Шелковый путь, Буддизм, период Троецарствия , Чингис-Хан , Опиумные войны, Великий поход китайских коммунистов, Нанкинская резня, Мао Цзэдун и Китайская Народная Республика - вся история Китая кратко.
Итак . По легенде, божества китайской мифологии Нюйва и Фуси , наполовину люди наполовину змеи, сотворили людей из глины. Люди стали жить рядом с рекой Хуанхэ и правили ими пять мифических императоров, каждый из которых был воплощением мудрости и добродетели. Но произошла беда, река вышла из берегов и затопила огромное количество обжитых земель. Потом строитель по имени Юй потратил 13 лет на постройку каналов и дамб, чтобы взять под контроль водную стихию. У него это получилось и он стал первым императором династии Ся. Люди, которые проживали в долине реки Хуанхэ, образовали раннюю китайскую цивилизацию. Сейчас их называют ханьцами.
Первым китайским государством являлось королевство Шан. В 1046 году до нашей эры королевство Шань было свержено династией Чжоу, правление которой будет длиться 800 лет. Во времена этой династии королевство управлялось так : власть распределялась между региональными военачальниками, верными китайскому королю. Но верными королю они оставались если их все устраивало. Однажды Шаньский король Ю не справился с управлением. Он изгнал свою жену, с которой поженился по политическим причинам. Повинция , откуда родом была бывшая королева, подняла мятеж и свергнула короля, назначив его сына новым королем. Но у нового короля не было никакого влияния на региональных военачальников и вскоре королевство распалось на множество мелких королевств, в которых военачальники объявили себя королями. Этот этап китайской истории называется периодом Вёсен и Осеней. Вскоре все эти царства начнут воевать между собой, так начнется период воюющих царств.
Междоусобные войны стали настолько жесткими, что воюющие между собой царства начали возводить укрепленные сооружения на своих границах, чтобы защищаться от соседей.
Междоусобицы завершились в 221 году до нашей эры, когда царство Цинь захватило все остальные королевства и снова сделало Китай единым. Династия Цинь имела абсолютную власть. Земледелие и скотоводство регулировалось законом, и все платили с этого налоги. А еще они боялись книг. Особенно книги Конфуция, которые набирали большую популярность среди китайцев.
К северу от царства Цинь кочевые племена, предки монголов, становились все сильнее и сильнее, поэтому император Цинь начал соединять между собой укрепленные сооружения построенные еще во времена Воюющих Царств. Это был первый шаг к постройке Великой Китайской стены .
Когда Цинь сильно постарел он стал одержим идеей поиска зелья бессмертия, чтобы не умереть и стать бессмертным. Для этого он очень много путешествовал и тратил много средств на алхимические исследования и зелья, одно из которых его просто убило. Придворные сразу возвели сына Цинь Шихуаня на престол и стали через него руководить страной. У них это не получилось и начались новые междоусобные войны. Победителем из этой мясорубки вышло царство Хань, положив начало династии Хань, которая известна, например, изобретением бумаги. Дальше династия Хань пошла войной на кочевые племена на севере и захватили много новых территорий. Расширение Ханьского Китая в центральную Азию дало возможность сотрудничать с бесчисленными племенами кочевников, которых привлекала роль торговых посредников между Китаем и западными цивилизациями. Так появился Шелковый путь.
Правление династии Хань было золотым временем для Китая. Ханьцы делали огромные успехи в искусстве, культуре и науке. Именно в те времена сформировалась основа восточной культуры, которую мы можем наблюдать сейчас. В этот период по Шёлковому пути в Китай пришла новая религия - буддизм.
В конце концов в 222-м году Хань распалась на три царства, это был период Троецарствия . Но вскоре в 280-м году снова объединились под руководством династии Цзинь. Вскоре после этого северная часть Цзинь объявила свою независимость и стала существовать отдельно от юга. С этих пор и северный и южный регионы были очень нестабильны и за короткий период времени как на севере так и на юге поменялось куча правящих династий, пока в 589 г. Янь Цзянь снова не объединил Китай и стал правителем империи Суй. В это время на севере Тюркский каганат наращивал свою мощь. Когда на смену династии Суй пришла династия Тан и она поработили Тюркский каганат, захватили корейские королевства и утвердили свою власть во всей Юго-Западной Азии. Вскоре династия Тан распространила свое влияние и на всю остальную Азию. Это была вторая золотая эра Китая. Но недолго музыка играла и региональные власти нарастив свою мощь, снова развалили единый Китай.
Царство Сун взяло под контроль большую часть южного Китая. А в северной части балом правили кочевники. Народ Чжурчжени, проживавший на окраине, подняли мятеж против правительства кочевников и в итоге захватили весь северный Китай. Затем объявили себя династией Цзинь и стали воевать с империей Сун за власть на юге.
Но пока два этих царства сражались между собой, в монгольских степях зарождалась новая могучая сила. Изначально монголы были постоянно воюющими между собой, кочевавшими скотоводами. У них была очень традиционная культура, а также религия, которая привязывала их к своей земле. Но все изменилось с человеком по имени Тэмуджин, которого история помнит как Чингис-Хана . Этот человек объединит монгольские племена в мощную империю, которая повлияет практически на всю Азию и на часть Европы.
Позже крупное войско монголов под предводительством внука Чингис-хана, пошло войной на Китай. В итоге в 1217 году внука Чингис-хана стал великим ханом и императором всего Китая, положил начало династии Юань.
Монголы принесли с собой свои законы и традиции, которые перемешались с уже существующими. В этой мультинациональной империи был бурный рост торговли и технологий. Но как обычно долго это не продлилось. Обеднение страны, связанное с чрезмерным выпуском монгольской валюты и с несколькими землетрясениями, вызвало недовольство у населения и вскоре начались мятежи против монгольского правительства. В результате мятежей , китайцы выгнали монголов обратно в центральную азию, и основали империю Мин. Две последние китайские династии Мин и династии Цин руководили страной в начале Раннего Нового Времени и имели общие черты в управлении Китаем. Во-первых это политика изоляции. Обе династии были одержимы обороной от иностранного влияния. Выражалось это например в прекращении финансирования флота и вложения в такие проекты как великая китайская стена. Во-вторых, у обеих династий были финансовые проблемы из-за того что они не желали торговать с иностранными государствами особенно через свои морские порты. Это очень существенно снижало их влияние. В третьих, обе династии отказывались принимать во внимание угрозу усиления иностранных военных сил в водных территориях прилегающих к Китаю. Нежелание Китая совершенствоваться и принимать во внимание то что происходит у границ, привели к опиумным войнам , а затем и к восстанию Тайпинов. Британия, Япония, Франция хотели вскрыть изолированный Китай для того чтобы расширить свои рынки сбыта, ну и между делом провести религиозную экспансию. Династия Цин эти проблемы никак не решила и вскоре различные мятежи и восстания снова стали нормой жизни. Историки называют падение династии Цин веком унижений. В 1912 династия Цин все-таки пала и по традиции, Китай снова разбился на множество самостоятельных территорий.
Китаю нужно было снова объединиться. И для этого Республиканское движение под предводительством Сунь Ятсена объединилось с коммунистическим движением чтобы вместе воевать против региональных военачальников. Однако новый лидер Гоминьдана Чан Кайши начал прессовать политических конкурентов — движение коммунистов, тем самым разрушив альянс между двумя движениями и положив начало новой гражданской войне. Силы коммунистов были на исходе, поэтому им пришлось произвести отступление длинной в тысячи километров под предводительством Мао Цзедуна, которое вошло в историю под названием Великий поход китайских коммунистов. Во время похода к коммунистам примкнули толпы народных масс. Но гражданскую войну пришлось отложить. В 1932 году японская армия вторглась в Маньчжурию и планировала наступать дальше. Под угрозой быть разбитыми японской армией, два движения снова объединились в единый фронт.
В 1937-м году японская армия вторглась в Китай. Это была трагическая война для Китая, с огромным количеством жертв. Миллионы гражданских и военных погибли сражаясь за свою родину. Плохо подготовленная и плохо управляемая китайская армии довольно слабо противостояли дисциплинированной японской армии. После трехмесячных сражений в Шанхае, разбитая армия Китайской Республики отступила в свою столицу в Нанкине. Позже в декабре Японцы захватили Нанкин, где устроили то, что сейчас называется Нанкинской резней.
Результаты японской армии в этой войне были просто ошеломительные. Однако их успехам пришел конец в 1945 году когда им пришлось воевать на несколько фронтов.
Китайские коммунисты сражаясь против японцев не только обороняли китайские земли но и завоевывали любовь и доверие у китайского народа. Это была отличная возможность для Мао показать преданность Китаю и китайскому народу, это сработало и миллионы людей примкнули к его движению. После непродолжительной гражданской войны Компартия Китая установила свою власть над всей территорией страны. После этого Мао Цзэдун объявил о создании Китайской Народной Республики . В таком виде Китай существует и поныне.
Интересуешься Китаем ? Собрался на учебу в Китай? Обязательно посети мой сайт и ютуб канал и ты узнаешь много полезного и интересного про эту удивительную страну.
Общая характеристика культуры Китая
В меру возможности современных технологий и развития культуры, многие европейцы и американцы считают, что культурное развитие китайцев отстает от современного мира. Все из-за того, что Китай долго оставался закрытым для других народов и изолированным государством.
Но, наверное, именно изоляция от мира и общего развития помогла сохранить здесь своеобразную культуру и поддерживать давние традиции в том виде, в котором они зарождались.
Чужестранцев не пускали сюда до 1949 года (кроме случаев, связанных с торговой сферой). После того, как допуск в страну получили другие страны, в Китае были запрещены некоторые традиции, решили вводить прогрессивные европейские виденья. Это внесло свой отпечаток на духовную культуру китайцев.
Только в 1980 гг. власти Китая начали осознавать, что такие действия далеко не положительно отражаются на развитии китайцев, внедренный прогресс мог вовсе погубить все культурное наследие и традиции, которые копились тысячами лет. С этого времени старые культурные традиции и идеологию начали опять пробуждать. Сегодня китайская культура – уникальное явление, в котором соединяются современный модерн и старые традиции.
§ 5. Китайская цивилизация
Самой многонаселенной и одной из самых древних стран является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао. Постепенно была освоена также долина реки Янцзы, где с 4-го тысячелетия до н. э. выращивали рис, а к середине следующего тысячелетия стали разводить крупный рогатый скот, кур, овец, коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов. Территория Южного Китая, гористой страны, была богата медью, оловом, свинцом, ценными породами камня.
У китайцев богатая мифология. По китайским легендам, во вселенском хаосе сначала появился великан по имени Паньгу. Огромным топором он разделил первозданный хаос. Через 18 тыс. лет чистая часть постепенно поднялась вверх и образовала небо, мутная часть постепенно опустилась вниз и образовала землю. Так зародился наш мир.
Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность.
В течение длительного процесса развития сформировался «народ хуася» – так в древности называли себя представители национальности хань[24]. Долгое время китайцы считали свою страну прародиной большинства мировых культурных достижений, а все остальные народы презирали как варварские. Люди археологической культуры Хэмуду в южной части Китая 7 тыс. лет назад выращивали рис. Они изобрели технику соединения паз-шип и каркасно-столбовую конструкцию строительства деревянных домов, которые дошли до наших дней. Западные страны не имели контактов с Китаем вплоть до II в. до н. э. Китай был изолирован в географическом отношении: от остального мира его отрезали пустыни и степи Центральной Азии, а также огромные горные массивы и морские пространства.
Уже в эпоху Шан-Инь в Китае развивается орошаемое земледелие, шелководство, технику которого удалось держать в строжайшем секрете почти 2,5 тыс. лет, мясное скотоводство, рыболовство, ремесло. Китайские мастера работали с камнем (любимый – нефрит), бронзой, золотом. В эту эпоху из рисунчатого письма возникла китайская иероглифическая письменность: известно около 30 тыс. различных знаков. Китайские иероглифы служат символом преемственности и развития китайской цивилизации. Царскую власть ограничивал совет родовых старейшин. Царь также был военачальником и жрецом. Основную массу населения составляли свободные общинники, но значительные земельные богатства и рабы сосредоточивались в руках знати. В патриархальной семье господствовал муж. Многоженство дополнялось узаконенным наложничеством (конкубинат).
В эпоху Чжоу (XII–VIII вв. до н. э.) цари начинают обожествляться (стали именоваться сын Неба, заместитель Неба). Создаются управления для руководства финансами, вооруженными силами, общественными работами, царским хозяйством, судебное ведомство, ведомство культа царских предков. Так возникает централизованное государство.
После распада Чжоу и периода «Борющихся царств» возвышается династия Цинь. В III в. до н. э. при Цинь Шихуанди расширившееся за счет Маньчжурии и Монголии китайское государство разделяется на 36 областей, создается большой чиновничий аппарат, расширяется ирригационная система, строятся дороги, вводятся единая система мер и весов, упрощенное иероглифическое письмо, начинается строительство Великой китайской стены для защиты от набегов кочевников с Севера[25].
Великие дела, как это часто бывало в истории, сопровождались великими злодеяниями. Усилился экономический гнет населения. Были похоронены заживо 460 ученых-конфуцианцев, которые напоминали о прежних, более спокойных царствованиях. Заодно были сожжены и все исторические книги.
Уже к VIII в. до н. э. понятие «человек» в традиционном китайском мировоззрении постепенно стало превосходить понятие «божество», зародилось начальное гуманистическое мышление. Мыслителем, взгляды которого уже на протяжении 2,5 тыс. лет находятся в центре внимания китайского народа, стал мудрец Кун-Цзы (около 551–479 гг. до н. э.), которого на Западе принято называть Конфуцием, а его учение конфуцианством. В соответствии с одним из главных положений конфуцианства, учением о чжэн мин (о выправлении имен), каждый человек должен помнить свое место в обществе. Достойный человек должен быть гуманным (человеколюбивым, справедливым, бескорыстным, скромным, сдержанным и т. д.) и сознавать свою ответственность перед предками, семьей, государством, то есть выше всего ставить чувство долга. Конфуций призывал стремиться к трем правильным отношениям: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам. Основным принципом конфуцианской нравственности являлось полнейшее отсутствие крайностей и увлечений, стремление к середине, к умеренности и сдержанности[26]. Конфуций унаследовал и развил более ранние гуманистические идеи, сделал китайскую культуру глубоко гуманистической. Так считают современные китайцы.
Конфуцианство в отличие от буддизма ориентировало человека на активную посюстороннюю жизнь, в которой высшими ценностями были знания, мудрость, упорный труд и совершенствование в своем мастерстве во славу предков.
Учение Конфуция полностью соответствовало уже сложившемуся народному духу. Он был принципиальным противником коренного обновления жизни, фундаментальных реформ. «Не дай нам бог жить в эпоху великих перемен», – говорят китайцы вслед за своим духовным учителем. Поскольку для китайца главное в жизни – польза, целесообразность, соблюдение сложившихся правил, то и правители, по мнению философа, должны были управлять соответствующим образом. «Будьте всегда прилежны в делах и внимательны, старайтесь отличить ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Правосудие не ведает лицеприятия. Бескорыстие – путь к справедливости: корыстолюбец не может быть справедливым; всякое приношение и всякий дар от низших, под каким бы предлогом они ни были сделаны, есть гнусная кража. Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, будьте со всеми приветливы, обходительны и ласковы. Решением дела не спешите; обсуждайте его со всех сторон. Ежегодно собирайте четыре раза народ и объясняйте ему его обязанности. Если простой народ не знает, что он должен делать, то виноват ли он, если не исполнит того, что должен? Можно ли взыскивать за нарушение закона с того, кто не ведает о существовании закона? Не отвлекайте простой народ от полевых работ, заставляя трудиться над исправлением дорог и мостов. Всему свое время!»[27]
Другую религиозно-философскую систему создал Лаоцзы. Про него впоследствии рассказывали, что, странствуя в колеснице, запряженной черным быком, он «оплодотворил спящую мать Шакья-Муни, отчего родился Будда в год создания Дао Дэцзин (древнейшего произведения даосской религиозной философии)».
Слово «дао» (или «тао») означало «путь» или «основу мира». Лаоцзы прославился всеведением, молчанием, уединением и созерцанием. Как и Конфуций, он проповедовал смирение, «великое послушание», обожествлял царскую власть. «Кто царь, тот соединяется с небом; кто соединен с небом, тот будет подобен дао, которое существует от вечности. Тело его погибнет (умрет, когда настанет время), но (дух его) никогда не уничтожится». Мудрец видел болезни общества, высказывался против богатства, против отягощения народа налогами и повинностями, против войн[28].
Конфуцианство и даосизм наложили свой отпечаток на китайскую цивилизацию, способствовали консервации многих форм древней культуры и традиций на протяжении тысячелетий.
• Имена. Конфуций
Конфуций (551–479 гг. до н. э.), великий мудрец и философ.
У отца Конфуция, храброго воина, было девять дочерей от первого брака. После смерти жены он вступил в брак и стал отцом великого философа в возрасте 70 лет. По легендам, рождение Конфуция сопровождалось знамениями. В ночь, когда он родился, над холмом все время парили два дракона и стерегли холм справа и слева. Любимыми детскими забавами мальчика была игра в церемонии и жертвоприношения. В высшем училище в 17 лет он был назначен помощником своего учителя.
Государственную службу Конфуций начал с незначительной должности торгового пристава, надзиравшего за свежестью припасов на рынках и в лавках. В 19 лет он женился на девушке из знатной семьи. У него родились сын и дочь. Конфуций блестяще себя проявил на должности инспектора пахотных полей, лесов и стад, жизнь земледельцев княжества, в котором служил Конфуций, изменилась к лучшему.
После смерти матери Конфуций по обычаю ушел со службы и выдерживал трехгодичный траур, на время которого были установлены серьезные ограничения. Он жил в уединении, предаваясь научным занятиям, изучал священные книги древности, постановления древних правителей. В этот трехлетний период сформировалось его учение, распространению которого он посвятил всю свою жизнь. Он много путешествовал, по приглашению гостил у различных князей. У философа появилось множество учеников. Конфуций продолжал изучать древние сочинения и записывал свои мысли.
На 44 году жизни он был назначен правителем резиденции и ее окрестностей в княжестве Лу, затем стал верховным судьей, т. е. вторым лицом в княжестве. Однако через некоторое время Конфуций впал в нежилось князя, поставив его в неловкое положение своим замечанием. Философ вновь отправился в странствия со своими учениками. Правители не принимали его учение, уповая прежде всего на силу.
Число учеников Конфуция достигло трех тысяч. Китайцы считают, что Конфуций создал свою частную школу на 100 лет раньше Платона (427–347 гг. до н. э.), учредившего Академию в пригороде Афин. Конфуций вернулся в родное княжество Лу, пережил жену и сына и скончался на 73 году жизни. Он был похоронен с особыми церемониями. Князь Лу признал его своим учителем. В память мудреца была воздвигнута часовня. Со временем его провозгласили святым и стали поклоняться его памяти. Его изображали в императорской шапке и царских одеждах. Потомки Конфуция были возведены в звание потомственных дворян. Многие тысячи китайцев ведут родословную от своего великого предка и гордятся им.
Творчество китайцев не ограничивалось созданием религиозно-философских и этических систем, которые не только способствовали укреплению деспотической власти, но и обеспечивали устойчивость, необходимую преемственность, гибкость китайскому социуму. Значительное развитие в Китае получила астрономия. Созвездия, расположенные вокруг Полярной звезды, распределялись по «лунным домам», появились карты звездного неба. Китайские астрономы могли предсказывать лунные и солнечные затмения, появление комет. Математики знали свойства прямоугольного треугольника. Уже в VIII в. до н. э. было составлено географическое описание китайского государства: гор, рек, земель и налогов каждой из девяти частей. В X в. до н. э. при дворе чжоуского князя была учреждена должность летописца. Первую историческую хронику, созданную частным лицом, составил Конфуций. Выдающимся произведением стали «Исторические записки» Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.). В Китае были изобретены порох, бумага, компас, сейсмограф. Высокого уровня достигло изобразительное искусство и художественное ремесло – изготовление изделий из фарфора, бронзы, художественная резьба по дереву и слоновой кости.
Уже древнейшая китайская история в сопоставлении с судьбами других древневосточных цивилизаций позволила ряду исследователей установить повторение одних и тех же циклов, характерных для обществ Востока:
1) укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, укрепление государства;
2) кризис власти, отступление перед центробежными силами;
3) упадок власти, ослабление государства;
4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.
Похоже, что эта схема применима не только к восточным обществам.
• Мужчина и женщина в истории цивилизаций (Конфуций) •
В древности считалось, что наиболее благоприятный возраст для брака не старше 30 лет для мужчины и 20 лет для женщины. По Конфуцию же, самая лучшая пора для женитьбы 20 лет для мужчины и 15 лет для женщины. Брак есть первая обязанность человека и его естественное призвание и назначение. Обязанности супругов делятся на общие и частные. Муж – голова; он повелевает, жена повинуется. Он – небо, она – земля.
Основами супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил справедливости, приличия и чести. В общественной жизни жена всем обязана мужу. Сын – хранитель вдовой матери от искушений, доброго имени ее от нареканий. Обычай воспрещает женщине вторичное замужество, вдова обязана посвятить себя уединению.
Девица не должна вступать в брак: 1) с членом семьи, замешанной в заговоре против правительства; 2) с членом семьи с расстроенными делами или в которой царствует раздор; 3) с нарушителем закона или бывшим под судом; 4) с одержимым хронической болезнью или каким-либо физическим недостатком; 5) с человеком, на котором лежит забота о многочисленной семье, о братьях, сестрах, тетках и т. д. Муж имеет право отпустить от себя жену, но не иначе, как по уважительной причине. Причин же таковых семь: 1) неповиновение жены свекру или свекрови; 2) бесплодие; 3) непристойное поведение или нарушение супружеской верности; 4) внесение ею в семью мужа вражды и ссор; 5) болезнь жены, внушающая к ней отвращение; 6) болтливость и склонность к мотовству, 7) если жена обкрадет мужа.
Традиционная культура Китая – от древности до наших дней
Китай тысячи лет не допускал к своей территории иностранных гостей, что позволило создать здесь особую атмосферу, жизнь и идеологию, которая была характерна исключительно для китайцев.
Особенности китайской культуры
Если не говорить о каждой из сфер культуры, а характеризировать в общем, то получиться выделить такие особенности:
- Для нее характерна неповторимость и самобытность. Она нацелена на реалистичное существование на Земле. Важным этапом их жизни является участие в традиционных ритуалах и обычаях.
- Природа неразрывно связана с китайской религией. Практически все силы природы обожествляют. Природа также является «музой» для архитекторов, лириков, художников.
- Китайцы, как в жизни, так и в науке не любят сложных конструкций, привыкли довольствоваться тем, что у них есть, проявлять эмоции по минимуму.
- Они бережливы и предприимчивы в своих действиях.
Наибольшее влияние на формирование их своеобразного менталитета, письменности и культуры сыграла замкнутая политика.
Характерные черты и ценности культуры Китая
Китайская культура имеет свои ценности. Она формировалась под влиянием определенных религиозных, мифологических и философских знаний.
Самыми выраженными характерными чертами китайской культуры являются:
- Представления о расположении Китая в космосе и на Земле являют собой понятие о том, что государство является центром мира, уникальной Поднебесной.
- Особое внимание уделяется числовым символикам. Они используются практически во всех сферах культуры и традициях.
- Четко прослеживается иерархия. Императора Китая почитают и уважают как «Сына Неба» и главного правителя. Он, по мнению китайцев, является своеобразным посланником между божественными существами и простыми людьми. Почитание императора проявляется в политической идеологии, археологии и даже живописи.
- Доминирует и культ солнца в местной культуре.
- Любые явления природы и все, что с ней связано, должно уважаться, ведь только от природы зависит мировая гармония.
Культура Древнего Китая
Древний Китай был страной, которая поразила своими изобретениями и их количеством. Уже тогда в Китае были одни из лучших астрономов в мире. Они умели определять дату солнечного и месячного затемнения. Они могли распознавать пятна на солнце и появление комет. Именно в Древнем мире китайцы стали изобретателями бумаги, компаса.
Еще в 3 тыс. до н.э. китайцы закладывают основы письменности и начинают пользоваться иероглифами. Особое внимание уделяется философским учениям. Одним из главных философов и ученых того времени стал Конфуций, который ввел конфуцианство – учение, главным заданием которого было достижение человеком совершенства и гармонии.
Особое внимание уделялось и образованию. Образованный человек до совершеннолетия должен постигнуть 6 главных наук: арифметику, музыку, вождение колесницы, письмо, стрельбу из лука, этикет. Дети должны в обязательном порядке знать и свою историю.
Уже в то время в Китае изготовляли одни из лучших шелковых тканей, начинали заниматься живописью, архитектурой, резьбой по дереву и камню.
Читайте также: