Выставка в царицыно под маской венеции музее заповеднике открылась
27-го апреля в Царицыно (Хлебный дом) открылась выставка «Под маской Венеции».
Анонс был многообещающим: «Проект „Под маской Венеции“ подарит москвичам и гостям столицы эмоциональное погружение в атмосферу этого необыкновенного города, атмосферу любви и свободы. Головокружительный карнавал под открытым небом, воображаемая прогулка по улицам и каналам, путешествие в прошлое, знакомство с культурой XVIII века — интерактивные возможности выставки помогут влюбиться в этот город тем, кто там ещё ни разу не был, и открыть для себя новую Венецию тем, кто так же, как я, знает этот город и восхищается им» (Эдит Куснирович, исполнительный директор Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес»).
И, разумеется, в один из дней неожиданных майских каникул я отправилась в Царицыно. Опасалась, что будет много народа, но нет! Что в общем-то и хорошо, только вот часть посетителей отсеивалась по причине, которой вполне могло бы и не быть. Дело в том, что вход только по онлайн билетам. Такая история сейчас во многих музеях, но до сих пор, купив заранее электронный, я обнаруживала, что в кассе спокойно можно приобрести билет доковидным способом. Потому в этот раз электронный решила не покупать — вдруг какой-нибудь кирпич на голову, и плакали тогда мои денежки.
Оказалось, здесь все строго — действительно только электронные! Ну, у меня-то телефон с инетом с собой, потыкала пальчиком в экран, купила. А многие, узнав, что без онлайн никак, разворачивались и уходили. Так и не узнав, что это только первая часть билетного аттракциона.
Дяденька на входе на экран с подтверждением оплаты смотреть отказался, ему требовались только мои 36,6. Спустилась на эскалаторе вниз, в фойе, и опаньки — табличка: ваш электронный билет следует обменять на бумажный в кассе! То есть?! А за каким тогда, простите, бесом, требование покупки онлайн?! И ладно бы электронный просканировали, и мигом выдали бумажный, нет — кассир, глядя на экран моего телефона, стучала по клавишам, что-то куда-то вводя. Я томлюсь у «прилавка». Смысл?! Как насчет «контактов»?! Наконец с бумажным билетиком топаю на контроль, и вижу передо мной девушку с распечатками билетов (постарался человек дома!) и… в дополнение к ним с бумажными! Тоже заставили получать! Нет, как хотите, а либо всем этим ковид-функционерам надо лечить головы, либо это откровенное издевательство над нами, бедными… А скорее всего — и то, и другое…
Уф… Какие-то неправильные эмоции перед «головокружительным карнавалом»…
К счастью, после контроля попадаешь в просторный, светом наполненный атриум Хлебного дома, который и сам по себе хорош, а этим утром тут к тому же шла репетиция органного концерта. Бонус! И музыкотерапия… Звуки органа, мне кажется, всегда гармонизирующее воздействие оказывают, вот и сейчас, были ой как кстати… Посидеть бы послушать подольше, но уже вижу маску над аркой слева, хочется поскорее посмотреть, что же там…
8К залам выставки ведет лестница, на стене — рисунки гондол. Симпатично!
1Ну-с, вот и вход! И — та-дамм: встречает вас еще одна табличка, извещающая, что фото- и видеосъемка категорически запрещены! Приплыли… Расстроилась, конечно, но решила, что авось как-нибудь и получится? Ну, хоть на телефон? Правда, в первом зале без вариантов — тут почти пусто и дама-смотритель бдит изо всех сил. Хотя, что бы случилось с золотым львом (позолоченное дерево) и ажурным ферро гондолы, единственными экспонатами здесь, от съемки без вспышки, право слово, не знаю.
Анонс выставки обещал, что посетители побывают на знаменитом карнавале, заглянут в казино, в светский салон, в будуар знатной венецианки… Звучит весьма неплохо! Увы, реальность весьма скромна. Залы вернее было бы назвать комнатами, и сами по себе невелики, и экспонатов там совсем немного.
Похоже, не стоило и расстраиваться из-за запрета съемки… Чуточку мне все же удалось попиратствовать, но это было сложно…
Из описания выставки на сайте музея: «Композиция выставки предлагает выбрать один из двух маршрутов — и двух вариантов отношений с удивительным городом XVIII века в период ее прощального яркого цветения».
Нет, ну если три комнаты слева от входа и три справа это МАРШРУТЫ, то конечно… Интересно, у кого это не хватит сил на оба сразу, что надо «выбрать».
Первый «зал» справа посвящен карнавалу, но, увы, праздничного здесь, собственно, ничего. Кроме картины изображающей вообще-то не карнавал, а ежегодный обряд обручения Венеции с морем. Даже ни единой красивой маски! Имеется, правда, витрина с плащом табарро, капюшоном-пелериной дзендале, двумя масками ларва (разновидность маски баута со своеобразным «клювом» в области подбородка, благодаря этому клюву изменялся голос, становился гулким и зловещим, бывают черного либо белого цвета).
4Конечно, маски эти были самыми популярными среди горожан, но самыми интересными их точно не назовешь.
4Далее проходим в «казино». В центре комнаты стоит стол-витрина, с двумя интерактивными экранами, один из которых не работал (уже?! открылись неделю назад!). Стол разделен на сектора, укрытые плотными салфетками, поднять разрешается, но только в перчатках, которые не у всех есть (почему не выдать?!), под салфетками можно увидеть старинные карты, что-то вроде рулетки, и попытать счастья, «сделав ставку» и перекинувшись в картишки с неким синьором на экране. Что за игра, не вникала, но процесс очень уж быстро заканчивается. Минуты две от силы. При мне посетитель «выиграл» с комментарием: «фигня какая-то»)))
После весело (ну, по идее-то…) проведенного времени, видимо, всячески нагрешив, попадаешь в знаменитую тюрьму Поьмби. Тут полумрак, и гравюры с рисунками тюремных ужастиков. Гравюры, кстати, являются основными экспонатами и предыдущих залов. Полагаю, многие из них действительно очень ценные (прибыли большей частью из собрания музея Коррер), но не моя тема, увы… Некоторые нравятся, но те, что представлены здесь — не из их числа.
Правда, почему-то в этом зале в дополнение к тюрьме, рассказывается еще и о монастырях, и в качестве «иллюстрации» — картина мастерской Пьетро Лонги «В монастырской приемной». Бальзам на мою душу! Пьетро Лонги люблю!
4В одном из залов-Ка’Реццонико, где Пьетро Лонги в изобилии, зависла надолго, помнится. (И никаких запретов на съемку, между прочим…) До того хороши эти сценки из жизни! Столько интересных деталек! И почти всегда какой-нибудь барбос среди действующих лиц))) Вот и здесь тоже — справа, возле девочки с кольцом сидит!
6Весьма оживленно в этой приемной, и собакен, и кукольный театр, и роскошная дама под маской.
7Родственники и друзья пришли развлечь насельниц, которые из-за решетки взирают на мирскую жизнь. Можно было бы пожалеть бедняжек, кабы не знать, что венецианские монастыри чаще всего отнюдь не являлись оплотом благочестия.
Далее возвращаемся ко льву и ферро и следуем налево, «вторым маршрутом», попадая «в гости к знатному вельможе». Нет, все же буйное мое воображение иногда только во вред… Когда читала о будуаре знатной дамы и приеме у вельможи, именно будуар и некий светский салон и представляла…
Оказалось, салон это всего лишь одна витрина с мужским костюмом и женским платьем, одним креслом, одним зеркалом, парой-тройкой вазочек, супницей и стеклянными фруктами.
Прогулки по музею для малышей. Под маской Венеции
Прогулки по музею с малышами – это игровые экскурсии для самых маленьких посетителей от 3 до 6 лет по временным и постоянным выставкам музея «Царицыно».
Программа по выставке «Под маской Венеции» для родителей с детьми «Прогулки по музею для малышей». На интерактивной экскурсии мы совершим путешествие в Италию XVIII века, познакомимся с венецианскими купцами, вдохнем ароматы дальних странствий и научимся торговаться на рынках Востока и Африки.
Ведущие: Настя Бондаренко, Вера Ярилина.
Продолжительность: 45 минут
Стоимость: 250 руб. (детский билет) и 400 руб. (взрослый билет)
Для покупки билета выберите дату по ссылке.
Место встречи – Подземное пространство Большого дворца.
Билеты действительны для посещения Большого дворца и Хлебного дома.
Каждый месяц – новые экскурсии! Чтобы всегда знать подробности, подписывайтесь на аккаунты «Детское Царицыно» в Фейсбуке, Инстаграме и Вконтакте.
Казино
После карнавала — азартные игры. Посреди зала установлен игральный стол, за которым гостям предлагают испытать удачу, разыграв карточную партию с виртуальным соперником на специальных сенсорных экранах.
В XVIII веке Венецианская республика была единственным государством Европы, где азартные игры были признаны законными. Власти поняли: гораздо выгоднее легализовать казино, чтобы их владельцы платили налоги. Типичную сцену из игрального зала воспроизводит огромное полотно (1740–1769) Пьетро Лонги из палаццо Мочениго. Женщины, кстати, могли находиться в казино только в масках.
На картине изображена девушка, маска которой, кажется, ни на чем не держится — мы не видим привычных уходящих за уши тесемок. Это не выдумка художника, такие маски действительно существовали: с внутренней стороны в них была специальная пробка, с помощью которой ее можно было удержать зубами. Говорить в маске такого типа было невозможно, что отразилось в ее названии — «немая служанка».
«Под маской Венеции». Гид по новой выставке музея-заповедника «Царицыно»
В музее-заповеднике «Царицыно» открывается новая выставка, посвященная Венеции — городу, которому в этом году исполняется 1600 лет. Экспонаты привезли из музея Коррер, Музея стекла, палаццо Ка-Реццонико, где располагается Музей Венеции XVIII века, и палаццо Мочениго (музей текстиля и костюмов). У проекта, задуманного еще в 2018 году, два куратора — Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения, сотрудница музея-заповедника «Царицыно», и Кьяра Скуарчина (Фонд городских музеев Венеции).
Выставка расположилась в девяти залах царицынского Хлебного дома. Один из них — лекционный: там будут проходить встречи со знатоками в области искусства и детские занятия, состоится показ фильма о русских путешественниках в Венеции. Остальные восемь — каждый по-своему — раскрывают образ старинного города через экспонаты, предметы быта XVIII века, многие из которых приехали в Москву впервые.
Совершить путешествие по Венеции XVIII века: в «Царицыне» пройдет выставка, посвященная городу на воде
Заглянуть в будуар светской дамы, посетить игорное заведение XVIII века и увидеть, как скрывал свое лицо Джакомо Казанова, можно будет на выставке «Под маской Венеции». Она пройдет с 27 апреля по 29 августа в музее-заповеднике «Царицыно». Экспозиция займет девять залов Хлебного дома. Выставка посвящена Венеции XVIII века — культуре, карнавалу и быту жителей города на воде.
Все залы будут оформлены декорациями, отсылающими к архитектуре Венеции. Для посещения выставки необходимо приобрести билет.
«Венецианское сеттеченто, или XVIII век, стало последним столетием существования независимого города-государства. Венецианская республика была лишена былого влияния и вела осторожную политику, держась в стороне от конфликтов с сильными государствами. Это позволило ей сохранять самостоятельность на протяжении нескольких десятков лет. И это были десятилетия, полные роскоши, свободы, развлечений и карнавалов. Собственно, карнавал сделал Венецию центром культурного туризма XVIII столетия. Мы приглашаем посетителей посмотреть на город на воде глазами путешественника XVIII века», — рассказали в пресс-службе музея-заповедника «Царицыно».
Посетители выставки увидят подлинные предметы быта венецианцев из собраний Дворца дожей, музеев Коррера и Ка-Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано, Дома-музея Карло Гольдони и палаццо Мочениго (Центр изучения истории текстиля и костюмов).
Прогуливаясь по залам, гости смогут увидеть карнавальные маски. Среди них маска под названием «ларва» из гипса, марли и папье-маше. Ее особенность в том, что она закрывает сверху три четверти лица, а в области подбородка сильно выступает вперед. По форме эта часть напоминает клюв. Такая конструкция маски искажала голос своего обладателя или обладательницы — он становился гулким и даже зловещим. Ларву можно было не снимать во время еды, что гарантировало полную анонимность ее хозяину. Она входила в маскарадный костюм горожанина, который состоял также из плаща (табарро), треуголки, шелкового или кружевного капюшона (дзендале). Он закрывал часть головы, не покрытую маской. Интересно, что такой костюм можно было носить не только в дни карнавала, но и в День святого Марка, в праздник Вознесения, а также в период избрания дожа (титул выборного главы Венецианской республики). В эти дни другие маски надевать было нельзя. Кстати, ларву часто носил знаменитый итальянский авантюрист, писатель и путешественник Джакомо Казанова (1725–1798).
Отдельный зал будет посвящен азартным играм. Венеция была единственным городом в Европе, где они были разрешены. Посетители узнают, что традиция игорных домов зародилась именно в Венеции. Первое в Европе подобное заведение заработало в 1638 году в левом крыле церкви Сан-Моизе (и было закрыто 100 лет спустя). Оно и стало прообразом европейских казино, открывшихся впоследствии. Среди экспонатов, которые представят на выставке, игральные карты, наборы и доски для настольных игр.
На планшетах, установленных в зале, гости и сами смогут сыграть в популярнейшую в XVIII веке карточную игру штос, другое ее название — фараон. Кстати, в нее очень любила играть императрица Екатерина II.
Увидят посетители и скульптуру, изображающую льва святого Марка, его еще называют крылатым львом. Он является символом евангелиста Марка, покровителя Венеции. Перед гостями предстанет вырезанная из дерева и покрытая золотом фигура сурового и величественного льва. Он вооружен мечом и опирается на раскрытую книгу, в которой можно прочитать Pax tibi, Marce, evangelista meus, то есть «Мир тебе, Марк, евангелист мой». Посетители узнают, что в XVIII веке крылатых львов в Венеции вырезали из камня и дерева, отливали в бронзе и покрывали позолотой, изображали на фресках, картинах и вывесках. Они были повсюду: и на улицах города, и на венецианских кораблях.
Один из залов будет посвящен теме заключения в венецианских тюрьмах или монастырях. Посетители увидят книгу «История моего побега из тюрем Венецианской республики, что прозываются Пьомби», написанную Джакомо Казановой. Она была издана в Германии, в Лейпциге, в 1788 году.
В экспозиции также представят картины художника Пьетро Лонги (1702–1785) и его мастерской. Они рассказывают о повседневной жизни венецианцев — посещении парикмахера, визитах в монастырь и игорное заведение.
Также в числе экспонатов можно будет увидеть одежду знатных горожан, вазы, графины и флаконы из муранского стекла, портреты дожей и догаресс (жен дожей) и даже железный нос гондолы XVII века. Будет представлена и серия гравюр, посвященных визиту графа и графини Северных в Венецию. Именно под такими именами отправились в поездку по Европе Павел I с супругой Марией Федоровной.
Для того, чтобы попасть на выставку «Под маской Венеции», необходимо приобрести билет на сайте музея-заповедника «Царицыно». Он дает право на посещение всех экспозиций Хлебного дома и Большого дворца. Там же, на сайте, есть информация о бесплатных экскурсиях по экспозиции «Под маской Венеции» и записаться на них. На познавательные туры по выставке могут попасть только обладатели входного билета.
Директор и архитектор музея-заповедника «Царицыно» рассказали о выставке «Под маской Венеции»
Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина и архитектор выставки «Под маской Венеции» Юлия Наполова рассказали 22 мая об экспозиции на радио «Эхо Москвы».
В программе «Музейные палаты» гости обсудили с ведущими Сергеем Бунтманом и Ксенией Басилашвили проект «Под маской Венеции». Они поговорили о путешествии экспонатов из Венеции в Москву, о подготовке к выставке и ее организации.
Кроме того, в эфире рассказали, что проект планировали с 2019 года, но благодаря венецианским кураторам получилось после трех переносов дат, открыть выставку в музее.
Напомним, что выставка открылась 27 апреля и будет открыта до 29 августа.
Посмотреть прямой эфир радиопрограммы можно на официальном сайте музея-заповедника «Царицыно».
Роскошь и тайны Венеции: в музее-заповеднике Царицыно открылась масштабная выставка
Выставка «Под маской Венеции» до конца лета открыта в Хлебном доме музея-заповедника Царицыно . Она занимает несколько залов. Это праздник для всех любителей искусства и тех, кто истосковался по путешествиям. Если вы не можете (по понятным причинам) посетить любимую Венецию, то она пришла к вам - во всей красе и мощи. Не ждите, что здесь будет много ярких карнавальных масок - выставка открывает то, что скрыто под ними. И это опять-таки не усики и напомаженные лица, а история, культура, жизнь, традиции и роскошества.
Во-первых, хочется сделать реверанс в сторону архитектора выставки . Здесь экспонаты не теряются за его работой, архитектура не первична, что стало модным в последнее время - она гармонично вписывается в концепцию проекта, не отвлекает от главного, делает верные акценты. Браво Юлии Наполовой, архитектору PS Culture и проекта, соответственно.
Ю. Наполова, архитектор проекта. Фото: Art&Culture Яндекс.Дзен Ю. Наполова, архитектор проекта. Фото: Art&Culture Яндекс.Дзен Карточный зал. Фото: Art&Culture Яндекс.Дзен Карточный зал. Фото: Art&Culture Яндекс.ДзенВо-вторых, постарался куратор (Д. Колпашникова ). Это не та выставка, где вы будете культурно слоняться из зала в зал, рассматривая произведения искусства. Здесь каждый зритель становится главным героем, а в залах происходит смена декораций и сценографии. Вот ты попадаешь в казино, где среди редких музейных экспонатов располагаются мультимедийные панели. Сыграй в картишки и получи свое денежное вознаграждение. Проиграл - проходи в следующий зал - за решетку.
Здесь собрана богатая коллекция произведений искусства , большую часть из них московский зритель увидит впервые. Так, около ста работ приехало в Россию из Фонда городских музеев Венеции, а еще представлены экспонаты из собраний музеев Коррера, палаццо Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века) и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов), Музея стекла на острове Мурано, а также ГМИИ, ГИМ и др.
Экспонаты музея стекла Мурано. «Под маской Венеции». Фото: Art&Culture Яндекс.Дзен Экспонаты музея стекла Мурано. «Под маской Венеции». Фото: Art&Culture Яндекс.Дзен Парфюмерная часть экспозиции от «Acqua di Parma». Фото: предоставлено организатором Парфюмерная часть экспозиции от «Acqua di Parma». Фото: предоставлено организаторомКартины, предметы быта и роскоши, инсталляции, карнавальные маски, костюмы, платья, а также парфюм ждут зрителя в атмосферных залах масштабной экспозиции. Парфюм можно послушать, в карты сыграть, ящики шкафчиков открывать - выставка интерактивная, скучно точно не будет. Кстати, парфюмерная экспозиция создавалась музеем в сотрудничестве с компанией «Acqua di Parma», она призвана дополнять прекрасную венецианскую историю об отважных итальянских купцах. Ароматы сандала и дуба унесут вас далеко и надолго в прекрасный и таинственный мир романтических венецианских фантазий.
В Царицыно открывается выставка «Под маской Венеции»
Заглянуть в ящики венецианского купца, прикоснуться к невесомому кружеву и закружиться в карнавальном вихре. Венеция XVIII века — в музее-заповеднике Царицыно, и это одно и главных событий фестиваля «Черешневый лес». На выставке «Под маской Венеции» — более сотни экспонатов и каждый — будто ключ от сердца этого невероятного города.
Когда речь идет о Венеции, карнавал начинается еще до выставки. Лица скрывают маски, и на этот раз не только медицинские, а музыка уносит во времена XVIII века.
Попадая в зал, гости оказываются перед выбором: как прожить эту карнавальную ночь. Налево — путь благородного аристократа, который не ищет лишних приключений. Направо — путь веселья, азарта и запретных удовольствий. Нет-нет, это мы оставим на десерт. А сначала заглянем в гости к владельцам роскошного палаццо.
Здесь уже готовы их праздничные одежды и начищены парадные туфли. Все эти вещи оригинальные, когда-то они принадлежали итальянской знати. Кураторы выставки привезли из музеев Венеции более сотни экспонатов, в том числе эти фрукты-обманки. Очередное подтверждение тому, что запретный плод сладок.
«Это была такая забава в духе XVIII века. Гость тянул руку к яблоку, а получал стеклянный фрукт. В Венеции росло не так много фруктов, поэтому они ценились больше, чем сахар, чем обычные сладости», — рассказывает куратор выставки «Под маской Венеции» Дарья Колпашникова.
Карнавалы иногда длились по полгода. Сюда съезжались путешественники со всей Европы. Для одних — это время безудержного веселья. Для других — крупного заработка. Мы в кабинете венецианского купца. И пока его нет, можно посмотреть, что спрятано в его ящиках.
«В этом зале можно отодвинуть ящик и потрогать сандал, лазурит, который становился основой для красительных пигментов — одних из самых дорогих в мире. Потрогать кружево с острова Бурано. Мы предлагаем вам вдохнуть воздух, который наполнял легкие венецианских купцов во время их путешествий. Вы сможете ощутить аромат амбры, ванили, сандала», — рассказывает Дарья Колпашникова.
Эта выставка — одно из центральных событий нынешнего фестиваля «Черешневый лес». Ее планировали провести еще в прошлом апреле. Но это тот случай, когда пандемия сыграла на руку, ведь именно в этом году Венеция отмечает 1600 лет с момента своего основания.
«Нас, как ответственных черешнелюбов, с Венецией очень много связывает. Мы там установили памятник Данте и Вергилию около Сан-Микеле. Это остров мертвых, где мы, кстати говоря, восстанавливали и облагораживали могилу Стравинского, могилу Дягилева, могилу Бродского», — рассказывает председатель наблюдательного совета группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович.
Всех гостей выставки ждет невероятное приключение, которое будет длиться до конца лета. А уж выбрать путь благородного вельможи или присоединиться к безудержному веселью улиц — решать только вам.
Тюрьма
Одной из самых страшных тюрем считалась темница во дворце дожа, главы Венецианской республики. Из-за свинцовой крыши в помещении было невыразимо жарко днем и очень холодно ночью.
Еще одна форма заключения — монастыри. Ей посвящено полотно Пьетро Лонги из дома-музея Карло Гольдони. Художник изобразил сцену посещения монахинь родственниками: молодые девушки — за решеткой, их близкие — по другую сторону, развлекают их представлениями с марионетками. В Венеции существовал обычай: в день своей свадьбы молодая девушка навещала свою сестру или подругу детства, томящуюся в монастыре. Учитывая, что многие воспитанницы монастыря оказывались там не по своей воле (туда отправляли, например, бесприданниц), можно назвать этот обычай жестоким. Вряд ли все воспитанницы смиренно принимали тот факт, что судьба ровесниц на воле так разительно отличается от их собственной.
В Царицыно открывается выставка «Под маской Венеции»
Заглянуть в ящики венецианского купца, прикоснуться к невесомому кружеву и закружиться в карнавальном вихре. Венеция XVIII века — в музее-заповеднике Царицыно, и это одно и главных событий фестиваля «Черешневый лес». На выставке «Под маской Венеции» — более сотни экспонатов и каждый — будто ключ от сердца этого невероятного города.
Когда речь идет о Венеции, карнавал начинается еще до выставки. Лица скрывают маски, и на этот раз не только медицинские, а музыка уносит во времена XVIII века.
Попадая в зал, гости оказываются перед выбором: как прожить эту карнавальную ночь. Налево — путь благородного аристократа, который не ищет лишних приключений. Направо — путь веселья, азарта и запретных удовольствий. Нет-нет, это мы оставим на десерт. А сначала заглянем в гости к владельцам роскошного палаццо.
Здесь уже готовы их праздничные одежды и начищены парадные туфли. Все эти вещи оригинальные, когда-то они принадлежали итальянской знати. Кураторы выставки привезли из музеев Венеции более сотни экспонатов, в том числе эти фрукты-обманки. Очередное подтверждение тому, что запретный плод сладок.
«Это была такая забава в духе XVIII века. Гость тянул руку к яблоку, а получал стеклянный фрукт. В Венеции росло не так много фруктов, поэтому они ценились больше, чем сахар, чем обычные сладости», — рассказывает куратор выставки «Под маской Венеции» Дарья Колпашникова.
Карнавалы иногда длились по полгода. Сюда съезжались путешественники со всей Европы. Для одних — это время безудержного веселья. Для других — крупного заработка. Мы в кабинете венецианского купца. И пока его нет, можно посмотреть, что спрятано в его ящиках.
«В этом зале можно отодвинуть ящик и потрогать сандал, лазурит, который становился основой для красительных пигментов — одних из самых дорогих в мире. Потрогать кружево с острова Бурано. Мы предлагаем вам вдохнуть воздух, который наполнял легкие венецианских купцов во время их путешествий. Вы сможете ощутить аромат амбры, ванили, сандала», — рассказывает Дарья Колпашникова.
Эта выставка — одно из центральных событий нынешнего фестиваля «Черешневый лес». Ее планировали провести еще в прошлом апреле. Но это тот случай, когда пандемия сыграла на руку, ведь именно в этом году Венеция отмечает 1600 лет с момента своего основания.
«Нас, как ответственных черешнелюбов, с Венецией очень много связывает. Мы там установили памятник Данте и Вергилию около Сан-Микеле. Это остров мертвых, где мы, кстати говоря, восстанавливали и облагораживали могилу Стравинского, могилу Дягилева, могилу Бродского», — рассказывает председатель наблюдательного совета группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович.
Всех гостей выставки ждет невероятное приключение, которое будет длиться до конца лета. А уж выбрать путь благородного вельможи или присоединиться к безудержному веселью улиц — решать только вам.
Волшебная выставка о карнавалах и Венеции открылась в Москве
Выставка занимает девять залов в Хлебном доме в Царицыно.
Она начинается с символических предметов, приехавших из Венеции: гербового льва св. Марка и узорного носа гондолы, служившего поколениям гондольеров.
Она посвящена 18 веку в Венеции -- когда она уже не была владычицей морей, однако все еще поражала воображение. Город становился туристическим центром благодаря своим волшебным карнавалам, также здесь процветал театр.
На картинах и гравюрах мы можем увидеть, что творили на карнавале низшие слои населения.
Блеск выставке придает то, что помимо тематических предметов из российских собраний в ней принял участие Фонд городских музеев Венеции
(от которого участвовали 5 музеев -- Дворец дожей, Музей Коррера и Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музей стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов). Предметы, которые приехали оттуда, не являются шедеврами уровня Тициана или Тьеполо, однако они превосходно передают атмосферу повседневного быта этого прекрасного города в ту эпоху.
Цикл гравюр, рассказывающий о празднествах, которые вне расписания специально устроили в Венеции, когда туда приехали инкогнито граф Северный с супругой (Павел Петрович и Мария Федоровна).
Отдельный зал посвящен азартным играм, которые активно начали процветать именно тогда. Слово "казино" возникло именно в Венеции (якобы).
Игры, которые выставлены в этом зале, сейчас для исследователей во многом являются загадками (а для любителей настолок - простором для фантазий!)
В этом зале стоит стол-витрина, внутри которого выставлены хрупкие предметы: игральные карты разных систем, фишки. Витринки накрыты черной тканью, чтобы уменьшить воздействие света. Надо не забывать их открывать.
Этикетаж спрятан в выдвижных ящиках ниже (изобретательно, гм).
А это виртуальное казино, спрятанное под одной из таких тряпочек. Потыкайте пальчиком в интерактив и испытайте удачу!
Много любопытной живописи и гравюр, бытописательных. Из российских коллекций в выставке приняли участие ГМИИ, ГИМ, «Останкино» и «Архангельское», музей Университета геодезии и картографии, фонд IN ARTIBUS (которые дали очень редкие работы Пиранези с изображением вымышленных тюрем).
Тема тюрем и монастырских решеток вообще для Серениссимы была актуальна, ей посвящен отдельный зал. Томик Казановы, о том, как он сбежал, там тоже выставлен!
Отдельное сокровище -- наряды и предметы быта.
Это костюмы, прилетевшие из Италии, несмотря на все препоны карантина.
Стеклянные фрукты, изготовленные в Мурано. Куратор рассказала, как у нее руки дрожали от ужаса, когда она их распаковывала и устанавливала.
Портрет догарессы Элизаветты Кверини Вальер.
Другой зал, тоже с костюмами.
Залы оформлены с готическими мотивами, в честь оформления самого царицынского дворца. Однако это очень рифмуется с готикой самой Венеции, начиная от Дворца дожей.
Платье слева -- неч человеческое, а для статуи Мадонны.
Другой зал посвящен венецианской торговле.
Портрет дожа из XVI века заглянул, эпохи наибольшего рассвета (неизв. худ.).
Тут тоже есть выдвижные ящички с образцами товаров, не пропустите.
Потрясающее венецианское стекло.
В центре на столе -- стекло современное, под ним воссозданные "ароматы Аравии" и других стран, от люксовых товаров, которыми тогда продолжала торговать Венеция.
Еще есть зал про русские карнавалы 18 века, которые своей роскошью заезжих итальянцев поражали.
Обратите внимание на количество бриллиантов в этом маскарадном костюме графини Шереметевой.
Веер с изображением сцены приема
И, наконец, зал, где будут всякие образовательные проекты в рамках выставки проходить.
У вельможи
Если вернуться в первый зал и повернуть налево, можно оказаться в гостях у богатого вельможи. В этом зале собраны костюмы середины XVIII века из палаццо Мочениго и центра истории текстиля и костюмов, зеркала из палаццо Ка-Реццонико, Музея Венеции XVIII века, стеклянные фрукты-обманки из Музея стекла. Мастера-стеклодувы на острове Мурано близ Венеции считались лучшими в Европе с XV до XVIII века.
Фрукты-обманки — невероятная ценность и редкость — сохранились в небольшом количестве. На торжественных приемах хозяева любили шутить: смешивали их в вазах с настоящими фруктами, которые были очень дорогим, роскошным лакомством. И обманки, и костюмы очень хрупкие. Обычно музеи неохотно дают их для перевозки. Путешествие экспонатов из этого зала превратилось в сложную операцию.
Все началось с замеров экспонатов непосредственно в музеях и изготовления под них климатических ящиков из дерева и других материалов (их обезжирили, проверили, нет ли в них жуков-вредителей). Затем в ящики поместили множество слоев специальной бумаги. Тщательно упакованные по одному стеклянные фрукты оказались в вырезанных в поролоне нишах. С нарядами-экспонатами в палаццо Мочениго и центре изучения истории текстиля и костюмов обращались тоже очень бережно: каждую складку проложили бумагой, чтобы ничего не помялось и не потеряло свою форму.
После этого ящики аккуратно поместили в грузовик, внутри которого поддерживались определенная температура и влажность. Автомобиль, снабженный специальной пневматической мягкой подвеской, ехал с определенной скоростью и в сопровождении охраны. Авиаперевозка исключена: взлет и посадка для хрупких экспонатов — всегда риск.
Карнавал
Дорога направо ведет на знаменитый Венецианский карнавал. Сюда в XVIII веке съезжались гости со всей Европы. На улицы, предварительно надев карнавальную маску и специальный костюм-домино, выходили все — старики, дети, простые люди, высокопоставленные господа. Во время праздника не существовало бедных и богатых, старых и молодых — все были равны. Друг к другу участники карнавала обращались исключительно как «господин Маска» или «госпожа Маска». Даже если человек по каким-то признакам был узнаваем, его все равно приветствовали только так.
На фоне инсталляции из современных масок, окрашенной в приятный зеленый, выделяется один ценный экспонат бежевого цвета — старинная маска баута, позволявшая участнику карнавала максимально обезопасить себя от узнавания. Самая ее выдающаяся деталь, клюв, нужна не для эстетики, а для искажения голоса. Способствовали сохранению инкогнито и очень маленькие вырезы для глаз. Вдобавок к бауте использовали вуали и капюшоны. Экспонат привезли из музея палаццо Мочениго.
Если днем можно было ограничиться одной только маской, то вечером наряжались в праздничные костюмы. Чаще всего участники одевались «дикими людьми» и персонажами комедии дель арте — Пульчинеллой, Арлекином, Бригеллой, Коломбиной. Как выглядели эти костюмы, подробно рассказывают иллюстрации из старинных книг.
Отдельные гравюры показывают, как на площади Сан-Марко в самый яркий карнавальный день, Жирный четверг, проходила массовая охота на медведя или быка. После нее всех ждал сытный пир, соответствующий названию этого дня. По окончании трапезы едоки, вооруженные деревянными щитами и мечами, устраивали уличное шествие. Венецианцы делали это в память о событиях середины XII века, когда за статус религиозного центра враждовали жители городов Градо и Аквилея. Одну сторону поддерживал Папа Римский Александр III, другую — император Фридрих Барбаросса. В результате битвы в 1162 году больше семи сотен аквилейских пленников попали в Венецию, которая поддерживала Градо. Дож согласился отпустить епископа Аквилеи и 12 священников в обмен на быка и 12 свиней. Униженных аквилейцев выгнали из города под крики венецианских мясников, которые ловили скот и свежевали туши.
Таким Жирный четверг был в Венеции ежегодно до середины XVI века, когда дож Андреа Гритти распорядился оставить только бой с быками. Его проводили еще два с половиной столетия — вплоть до последнего в истории республики карнавала 1797 года.
Знакомство с городом
Первый зал, в который попадают гости, посвящен знакомству с Венецией. Здесь собраны предметы вроде носа старинной гондолы, украшенной серебряной ковкой. Гребная лодка гондола — настоящий символ города, основное средство передвижения по венецианским каналам. В XVIII веке появился регламент ее изготовления, который с тех пор не менялся. Длина гондолы и по сей день составляет 11,05 метра — ни больше ни меньше.
Еще один символ Венецианской республики, который можно увидеть в этом зале, — золотая скульптура льва из музея Коррер. Царь зверей — символ святого Марка, покровителя Венеции. Изображение льва встречается на старинных дворцах, домах и даже церемониальных одеяниях. Современные венецианцы, кстати, тоже чтят льва: например, победителей Венецианского кинофестиваля с 1949 года награждают премией «Золотой лев».
Выставка, построенная по принципу игры, позволяет гостям примерить на себя роль жителя Венеции XVIII века и представить, как жили высокопоставленные вельможи, деловитые купцы, богатые дамы и беспечные кутилы, которые нередко заканчивали свои дни в сырых темницах. На стене первого зала находится необычная карта экспозиции. Каждый последующий зал на ней представлен небольшой прозрачной коробочкой. Внутри коробочек — бумажные силуэты, дающие представление о теме, которой посвящен зал. Например, в коробочке, соответствующей залу, посвященному карнавалу, находится шут. На карту нанесены два маршрута, и из первого зала зрители могут пойти направо или налево.
Читайте также: