Волы на отдыхе ларионов
Валентин Серов называл его "самым скандально-спорным и самым талантливым живописцем своего поколения".
Если творческое наследие Петра Кончаловского выглядит довольно скучным (но каким талантливым и живописным), то искусство МИХАИЛА ЛАРИОНОВА трудно назвать таковым. Именно он стал тем великим зачинателем русского художественного "безумства", именуемого русским авангардом.
Он учился (дадада, он УЧИЛСЯ и у него ЕСТЬ ВСЕ НАВЫКИ РИСОВАЛЬЩИКА) живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких художников, как Исаак Левитан, Валентин Серов и Константин Коровин. Там же в 1898 году он почти сразу познакомился с Натальей Гончаровой (двоюродной правнучкой той самой Натали Гончаровой, которая была супругой Пушкина). И хотелось бы написать, что она была главной в его жизни, но нет. На протяжении 30 лет у него была другая - Александра Томилина, любовница, ставшая фактически гражданской женой. Ее квартира находилась в том же доме, этажом ниже, а ее существование для Гончаровой не было секретом.
Михаил Ларионов "Автопортрет" , 1910. Собрание А. К. Томилиной-Ларионовой, Париж. Михаил Ларионов "Автопортрет" , 1910. Собрание А. К. Томилиной-Ларионовой, Париж. Михаил Ларионов Михаил ЛарионовВ училище буйный нрав Ларионова уже вовсю вырывался наружу - он часто противоречил педагогам, пренебрегал установленными нормами, дисциплина и жесткие рамки его тяготили (был отчислен из-за конфликта с преподавателями, но позже восстановлен и в итоге получил диплом; как сказали бы сейчас - "дипломированный специалист").
Думается, именно специфика национальной школы, когда содержание превыше всего (тот же Репин писал, что "лицо, душа человека, драма жизни, дух истории - вот наши темы. краски у нас - орудие, они должны выражать наши мысли, колорит - не изящные пятна", а Суриков говорил о том, что французы "овладели самою лучшею, самою радостною стороной жизни - это внешностью, понимаем красоты, вкусом"), способствовала восприятию появления авангардных тенденций как сенсации, оттого и проходили они куда более громче, эффектнее, болезненнее в России, нежели во Франции.
Русская художественная школа освобождалась от литературщины, которая на тот момент воспринималась уже как косноязычная, особенно в трактовке передвижников. И все чаще вспоминалась "Владимирка" Левитана, картина, где живописные качества были погребены под грузом политической многозначительности.
Ларионов вошел в историю русского авангарда своими примитивистскими картинами (хотя начинал, как и многие, с импрессионизма).
На что опирается примитивизм в России? - на лубок, народное искусство, вывеску, детские рисунки.
Какова главная особенность примитивизма? - ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОСТОНАРОДНОГО ВЗГЛЯДА НА МИР (и, особенно в контексте Ларионова, ни в коем случае не игра с лубком и не стилизация, а полное "вживание в роль", полное погружение, и, в общем-то, глядя на Венер художника Станиславский сказал бы "верю").
Именно от вывески работы этого этапа столь нарочито демонстративны, ориентированы на зрителя и "инкрустированы" надписями.
И никакой литературы, философии, социальщины - только архетип, только первобытный ор, только хардкор.
Отмечу еще раз - примитивный, упрощенный до знака, рисунок, грубый, нарочито претенциозный есть СОЗНАТЕЛЬНОЕ ФОРМОТВОРЧЕСТВО Ларионова.
Эпатаж ларионовских Венер, да и не только Венер, но в них он вплотную подошел к абстракции, ибо эти дамы есть схема и не более того, - это намеренный жест, ответ эстетствующим "мирискусникам" и Бенуа в частности, который постоянно призывал его вернуться на путь "истины".
В общем-то именно этой "истине" и парировал Ларионов, создав вполне себе классический не классический сюжет. Его дамы асексуальны и грубы, как грубо и все народное самопальное творчество.
И, что не менее значимо, Венеры Ларионова есть синоним времени - это лихорадка перед войной и революцией, это разгул проституток, бедности и террора. И эти дамы, конечно, дамы легкого поведения - серия, которую можно обозвать всю одним словом "солдатская", аккурат вслед за одноименной Вереной Ларионова ("Кацапская Венера", "Еврейская Венера", бульварная, турецкая, испанская, негритянская. ).
И, по сути, они довольно искренни, хотя бы потому, что они есть жизнь (к вопросу о содержательном реализме). Искренни и убоги, с одной стороны. Искренни и архитипичны - с другой. Ибо они все-таки есть знак, а знаку совсем не нужно быть красивым или приятным, ему нужно быть ПОНЯТНЫМ.
А потом был лучизм (один из путей к абстракции) и боди-арт на женской груди.
Михаил Ларионов призывал к изображению не предметов, а ЛУЧЕЙ, КОТОРЫЕ ОНИ ОТРАЖАЮТ. Главная идея - есть только лучи, из которых все и состоит.
"Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы - лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой" (Ларионов).
Ну и, конечно, абсолютно в духе авангарда, Ларионов был сам себе теоретиком, строча манифесты один за другим. Так, в "Манифесте к женщине" он призывал дам обнажить грудь, которую следует раскрасить или татуировать (что он и проделывал на футуристических акциях с Гончаровой), а в "Манифесте к мужчинам" он утверждал знаком новой моды асимметрию: пошлость и ретроградство - носить усы, необходим один ус и половину бороды, а мужские ноги должны быть голыми, татуированными и в сандалиях (слава богу, без носок).
Михаил Ларионов. Картинки с выставки, часть 1.
В Третьяковской галерее на Крымском валу проходит выставка, посвящённая 135-летию со дня рождения пионера русского авангарда, одного из основателей художественного объединения Бубновый валет, изобретателя лучизма, театрального художника, мужа и соратника амазонки авангарда Наталии Гончаровой Михаила Ларионова. На приглашение участвовать в ней откликнулись многие отечественные и европейские музеи: лондонские Галерея Тейт и музей Виктории и Альберта, парижский Центр Помпиду, венская Альбертина, кёльнский музей Людвига, частные коллекционеры.
Автопортрет в тюрбане, около 1907 года, фрагмент. ГТГ, Москва
Имя Михаила Ларионова слыло не так шумно и мощно, как имена таких асов русского авангарда, как Василий Кандинский или Казимир Малевич, а творчество для многих было не так эффектно, как живопись Павла Филонова, Владимира Татлина или его собственной супруги Наталии Гончаровой. Однако именно Ларионов стал первооткрывателем и основоположником, создателем фундамента русского авангарда, на базе которого развернули свой талант другие художники.
Дамы с зонтиками, конец 1890-х – начало 1900 годов. ГТГ
Не все фото тех картин, которых нет в сети, у меня получились прилично, но уж простите, какие есть.
Дама и кавалер, конец 1890-х – начало 1900 годов. ГТГ
Иллюстрация к арабским сказкам, 1898 год. Собрание Егорова, Москва
Женщина и фламинго, 1898 год. Иллюстрация к арабским сказкам.
Собрание Я. Рубинштейна, Москва
Цветущий куст на фоне неба, этюд, начало 1900-х годов. ГТГ
Пурга, начало 1900 годов. ГТГ
Зимний пейзаж с фигурой. 1900-е – после 1927 года. ГТГ
Натюрморт с сыром (Пивной натюрморт), 1903–1904 годы. ГРМ, Санкт-Петербург
Розовый куст после дождя, 1904 год. ГРМ
Этот пейзаж с бутонами-маячками, горящими в море зелени, очаровывает и завораживает.
Сад, средина 1900-х годов. ГРМ
Акации весной (Верхушки акаций), 1904 год. Государственный Русский музей
Для Михаила Ларионова белые акции, наполнявшие своим сладким ароматом сады и бульвары родного города, были деревом его детства наряду с абрикосовыми деревьями: Вся моя жизнь от рождения связана с этими двумя деревьями. Самая большая любовь и всё счастье, какие я себе мог вообразить, я несу к корням этих деревьев, чтобы они подняли в голубое небо. Кружевные ветки акаций и сердечки абрикосовых листьев в такое утро мне заменяют весь мир (Михаил Ларионов)
Абрикосовый сад, 1905–1907 годы. ГТГ
Дождь, 1904–1905 годы. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Сад ночью, 1906–1907 годы. Частное собрание, Москва
Яблоня после дождя, 1906 год. ГТГ
Сад весной, 1906–1907 годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань
Рассвет. Голубой сад, 1907 год.
Михаил Ларионов первым из художников-авангардистов удостоился чести.
Эта работа была приобретена Третьяковской галереей ещё в 1907 году, когда ему было 26 лет.
Голубые розы, 1907 год. ГТГ
Рыбы при закате, середина 1900-х, ГРМ, Санкт-Петербург
Рыбы, 1905–1907 год. Рязанский государственный областной художественный музей им.И.П. Пожалостина
Рыбы, 1906 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Рыбы (Натюрморт с луком-пореем), 1907 год. Собрание Петра Авена
Индюшка, 1905 год. ГРМ
Индюк, 1906 год.Северо-Осетинский государственный художественный музей имени М.С. Туганова, Владикавказ
Свиньи, 1906 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Волы на отдыхе, 1906 год. Государственная Третьяковская галерея
Верблюды, 1908 год. ГТГ
Купальщицы на закате. 1908 год. Частное собрание
Сквозь сети, 1904 год. Музей Альбертина, Вена
Сквозь сеть, 1908 год. ГТГ
Море, около 1910 года. Нижегородский государственный художественный музей
Купальщицы, 1907–1908 годы. ГТГ
Купальщицы (С голубой козой), 1910–1911 годы. ГТГ
Деревенские купальщицы, 1909 год. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
В этих постимпрессионистских купальщицах Ларионова словно смешаны Поль Гоген и Пабло Пикассо
Закат после дождя, 1908 год. ГТГ
Синяя свинья, 1909–1910 годы. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Провинциальный франт, 1907 год. ГТГ
Прогулка в провинциальном городе, 1909 год
Провинциальная франтиха, 1907 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань
Цветы на столе, 1907 год. ГРМ
Танцующие, 1909 год. ГТГ
Цирковая танцовщица, 1911 год. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Ларионов обожал свой родной Тирасполь, любил писать не только улицы, дворики, садики, кабачки города, но и его простых жителей: мелких ремесленников, трактирщиков, цыган, торговцев, крестьян, местных щёголей и щеголих, скучающих обывателей.
Цыганка в Тирасполе, 1908 год. Частное собрание, Париж
Ссора в кабачке (Сцена в трактире), 1909 год. Нижегородский государственный художественный музей
Ноги и листва, около 1908 года. Собрание Петра Авена
Окно. Тирасполь, 1908 год. ГТГ
Цветущее дерево. Тирасполь, 1909 год. Частное собрание. Москва
Проходящая женщина, 1909 год. Ульяновский музей современного искусства
Все было так мило и уютно в Тирасполе: кабачки, маленькие лавочки, двухэтажный трактир на площади, в котором мы обедали, с полногрудой красавицей, написанной прямо на стене. Бульвар в белых акациях, с круглым небольшим зданием ресторации, разнообразное по облику население, с преобладанием южных черт, а также военные (в то время около города стоял драгунский кавалерийский полк), а главное – солнце и благодатная черноземная почва, от которой как будто шел аппетитный теплый запах, сливающийся с запахом, идущим от булочных, греческих, турецких, еврейских, с запахом пыли и не мощеных улиц.
(Сергей Романович Дорогой художника) Очень вкусно написано)))
Автор фото Максим Стулов, Ведомости
Павлины, 1904 год. Волгоградский музей изобразительных искусств
Павлины, 1910 год. ГТГ
Павлин, 1907 год. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Павлин, 1910 год. Ульяновский областной художественный музей
Яблоня после дождя, 1906 год. ГТГ
Ларионов основал группу Бубновый валет, из которой позже вышли Малевич, Кандинский, многие другие. Его последователи устраивали публичные акции-перфомансы, гуляли с рисунками Ларионова на лице. И век спустя зрители с ними же расхаживают по выставке!)
Бульвар в Тирасполе. Пейзаж при свете луны, 1911 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Еврейская Венера, 1912 год. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Кацапская Венера, 1912 год. Нижегородский государственный художественный музей
Воображаемый пейзаж, 1908 год. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Турок и турчанка. Из цикла Воображаемое путешествие в Турцию, 1910 год. ГРМ
Турок. Из цикла Воображаемое путешествие в Турцию, 1910–1912 годы. ГТГ
Автор фото Максим Стулов, Ведомости
Зима. Цикл Времена года (Новый примитив), 1912 год ГТГ
Весна. Времена года (Новый примитив), 1912 год. ГТГ
Осень Из цикла Времена года (Новый примитив), 1912 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Осень жёлтая (Осень счастливая), 1912 год, ГРМ
Венера и Михаил, 1912 год, ГРМ
Венера с птицей, 1928 год. ГТГ
Автопортрет, вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов. ГТГ
Коллеги-художники относились к Ларионову по-разному: Александр Бенуа назвал его нелепой балаболкой, считал, что он мог бы создавать вместо этих кривляний в духе какого-то нового примитивизма законченные и совершенные произведения в прежнем духе, а Максимилиан Волошин резюмировал: В его талантливости есть что-то весело-дурацкое. И Ларионов жил весело, создав при этом немало серьезных вещей. Может, поэтому Николай Гумилев и писал о нем: Величье жизни настоящей У Ларионова сурово.
Волы на отдыхе ларионов
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Снова в моде тёплые котыЧитайте также: