Византинист регель переехал в каунас в
Каунас был основан в 1280 г. на месте слияния двух рек Немана (Нямунас) и Вилии (Нерис). В 1920– 1940 гг. Каунас был столицей Литвы, что положительно повлияло на развитие города. Сегодня это второй по величине и значимости город Литвы, а также культурный и промышленный центр страны, расположенный в 100 км к северо-западу от Вильнюса. Население Каунаса более, чем на 90%, состоит из литовцев.
Самые известные достопримечательности Каунаса – это музей М.К. Чюрлёниса и музей чертей. Оба музея – единственные в мире. Мы пробыли в Каунасе всего несколько часов, посетили оба музея и немного погуляли по центральной части города. Музей чертей не впечатлил, посмотреть нужно, но одного раза достаточно. Картины Чюрлёниса я видела 1 раз - в Третьяковской галерее была выставка, посвященная 100-летию художника. В музее в Каунасе очень слабое освещение, которое обусловлено стремление сохранить картины Чюрлёниса, которые все, кроме одной, написаны не на холсте, а на не очень хорошего качества бумаге. Единственная картина Чюрлёниса, написанная на холсте висит в доме-музее художника в Друскининкае, а все остальные картины там – копии.
Название города Каунаса происходит от Кунаса - сына Алексоты, богини любви в литовской мифологии.
Регель В. Э.
— византинист и историк-славист.
Область научных интересов: письменными, археологическими, топографическими источники по византийской и славянской истории, главным образом хрисовулы и другой актовый материал, а также и византийская публицистика.
Василий Эдуардович (Андреас Фридрих Вильгельм) Регель в Петербурге, в семье потомственных дворян, обладавшей значительными земельными владениями и доходами. Отец будущего ученого Э.Л. Регель был известным ученым-ботаником, членом-корреспондентом Академии наук в Петербурге, происходивший из Германии, он сохранил немецкий язык и «реформатское» вероисповедание. В.Э. Регель получил образование в Реформатском училище в Санкт-Петербурге (1875) и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета (1880), где занимался историей славян под руководством В.И. Ламанского. Был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1883 г. опубликовал большую статью об учредительной грамоте Пражской епархии.
В 1884-1888 гг. находился в заграничной командировке по исследованию рукописей архивов рядя европейских стран, в частности он посетил: Берлин, Лейпциг, Вену, Константинополь, Афины, о. Патмос, Европейскую Турцию, Рим, Мадрид, Барселону, Париж, Лондон, Оксфорд. В ходе командировки он прослушал лекции Т. Моммзена, В. Ваттенбаха, Арндта, Б. Мауренбрехера и др. После возвращения из командировки 16 августа 1888 г. был зачислен приват-доцентом в Петербургский университет и состоял в этой должности вплоть до 1 января 1910 г. С осеннего полугодия 1888 г. по 1907/1908 учебный год включительно в университете читал лекции и вел другие занятия по истории Византии. Летом 1889 г. Регель вновь отправился на три месяца за границу для работы в библиотеках Венеции и Вены. По материалам командировок 1884—1887 и 1889 гг. он опубликовал ряд статей по византийской эпиграфике и палеографии.
В 1890 г. вышла в свет его магистерская диссертация "О хронике Козьмы Пражского". Хотя работа не относилась непосредственно к истории Византии, она явилась образцом критического разбора средневековых источников и свидетельствовала о том, что Регель владеет передовыми для своего времени методами исторического исследования. 20 марта 1892 г. был утвержден в степени магистра всеобщей истории. В 1898 г. Регель был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук по историко-филологическому отделению.
В 1892 г. Регель стал инициатором создания печатного органа российских византинистов - журнала "Византийский временник". С первого тома журнала, совместно с главным редактором В.Г. Васильевским, Регель выступает в качестве второго редактора. После смерти В. Г. Васильевского в 1899 г. Академия поручила ему редактирование "Временника", которое он осуществлял вплоть до 1915 г.
В начале 1913 г. Регель переезжает в Юрьев (Тарту), где с 18 мая 1913 г. становится экстраординарным, а с 1 августа 1914 г. ординарным профессором в Юрьевском университете по кафедре всеобщей истории историко-филологического факультета. Здесь Регель начинает издание журнала «Византийское обозрение», три тома которого вышли в 1915—1917 гг. 10 октября 1917 г. Регель становится заслуженным профессором. Он уделяет внимание женскому образованию - с 1914 г. он состоит также профессором и директором Высших женских курсов в Юрьеве.
В связи с немецкой оккупацией Прибалтики Юрьевский университет в июле и сентябре 1918 г. эвакуируется из Дерпта (Тарту) в Воронеж, в организации которой Регель принимал деятельное участие (в Воронеж прибыло 39 профессоров, 45 преподавателей, 43 человека обслуживающего персонала и около 800 студентов). Он становится осенью 1918 г. первым ректором Воронежского государственного университета. Его основные силы отданы становлению университета: заботе о преподавателях, студентах, материальной базе, контактам с общественностью города, области и государства. После ухода с должности ректора в 1925 г. работает директором Музея древностей и изящных искусств ВГУ.
Умер Василий Эдуардович Регель в Ковно (Каунасе) 1 декабря 1932 г.
Регель Василий (Андреас Фридрих Вильгельм) Эдуардович
По окончании университета, в 1881–1884 гг. Р. состоял делопроизводителем при Департаменте Народного Просвещения, но оставил это место службы в связи с началом научной командировки.В 1892 г., продолжая вести занятия в Петербургском университете, Р. выступил с инициативой создания первого в России периодического научного издания для историков-византинистов — журнала «Византийский временник». Однако при создании журнала в 1894 г. он был назначен лишь вторым его редактором (пост первого редактора занимал академик В.Г. Васильевский). Лишь в 1899 г. после смерти В.Г. Васильевского Академия наук поручила редактирование «Византийского временника» его непосредственному создателю Р., избранному к тому времени (в 1898 г.) членом-корреспондентом Академии по историко-филологическому отделению. Под редакцией Р. «Византийский временник» издавался до 1914 г. (в свет был выпущен 21 том). В начале 1913 г. Р. переехал в Юрьев, где с мая того же года занял должность экстраординарного профессора, а с августа 1914 г. был утвержден и. о. ординарного профессора по кафедре всеобщей истории историко-филологического факультета местного университета (с октября 1917 г. — заслуженный профессор). Параллельно, с 1914 г., он становится профессором, а позднее директором Юрьевских Высших женских курсов. В Юрьеве же в 1915 г. им был основан новый журнал по византиноведению — «Византийское обозрение», — издававшийся вплоть до отъезда Р. из Юрьева (1915–1917 гг.; всего было выпущено три тома). В 1918 г. в связи с немецкой оккупацией Прибалтики Юрьевский университет был эвакуирован в Воронеж, где вскоре оказался преобразован в самостоятельный Воронежский государственный университет (ВГУ), профессором и первым ректором которого стал Р. После ухода с поста ректора (1925) Р. продолжал работать в Воронеже, возглавляя им же созданный Музей древностей и изящных искусств при ВГУ. В конце жизни эмигрировал в Литву.
Общественная деятельность
Общественная активность Р. была неразрывно связана с его научной и издательской работой, ставшей для него сферой приложения не только интеллектуальных сил, но и собственного капитала (часть выпусков «Византийского временника» была издана за счет собственных средств редактора). С 1890 г. Р. также являлся действительным членом Исторического общества при Петербургском университете.
Область научных интересов, значение в науке
Изначальной специализацией и главным предметом изысканий Р. являлась история западных славян (прежде всего чехов), к изучению которой он обратился еще в студенческие годы под руководством профессора В.И. Ламанского. Однако с течением времени — возможно, под влиянием первой научной командировки (охватившей не только основные европейские научные центры, Берлин, Лейпциг, Вену, Париж, Лондон, но и также и Стамбул, Афины, остров Патмос, европейскую территорию Турции) — его интересы заметно эволюционировали, в результате чего он уже к 1890-м гг. постепенно отходит от богемистической проблематики, целиком переключаясь на проблемы византиноведения, вопросы византийской археологии, палеографии и топографии.Несомненной заслугой Р. в сфере византинистики следует считать основание главного (вплоть до сегодняшнего дня) русскоязычного научного журнала для византиноведов («Византийский временник»).
Регель Василий (Андреас Фридрих Вильгельм) Эдуардович
По окончании университета, в 1881–1884 гг. Р. состоял делопроизводителем при Департаменте Народного Просвещения, но оставил это место службы в связи с началом научной командировки.В 1892 г., продолжая вести занятия в Петербургском университете, Р. выступил с инициативой создания первого в России периодического научного издания для историков-византинистов — журнала «Византийский временник». Однако при создании журнала в 1894 г. он был назначен лишь вторым его редактором (пост первого редактора занимал академик В.Г. Васильевский). Лишь в 1899 г. после смерти В.Г. Васильевского Академия наук поручила редактирование «Византийского временника» его непосредственному создателю Р., избранному к тому времени (в 1898 г.) членом-корреспондентом Академии по историко-филологическому отделению. Под редакцией Р. «Византийский временник» издавался до 1914 г. (в свет был выпущен 21 том). В начале 1913 г. Р. переехал в Юрьев, где с мая того же года занял должность экстраординарного профессора, а с августа 1914 г. был утвержден и. о. ординарного профессора по кафедре всеобщей истории историко-филологического факультета местного университета (с октября 1917 г. — заслуженный профессор). Параллельно, с 1914 г., он становится профессором, а позднее директором Юрьевских Высших женских курсов. В Юрьеве же в 1915 г. им был основан новый журнал по византиноведению — «Византийское обозрение», — издававшийся вплоть до отъезда Р. из Юрьева (1915–1917 гг.; всего было выпущено три тома). В 1918 г. в связи с немецкой оккупацией Прибалтики Юрьевский университет был эвакуирован в Воронеж, где вскоре оказался преобразован в самостоятельный Воронежский государственный университет (ВГУ), профессором и первым ректором которого стал Р. После ухода с поста ректора (1925) Р. продолжал работать в Воронеже, возглавляя им же созданный Музей древностей и изящных искусств при ВГУ. В конце жизни эмигрировал в Литву.
Общественная деятельность
Общественная активность Р. была неразрывно связана с его научной и издательской работой, ставшей для него сферой приложения не только интеллектуальных сил, но и собственного капитала (часть выпусков «Византийского временника» была издана за счет собственных средств редактора). С 1890 г. Р. также являлся действительным членом Исторического общества при Петербургском университете.
Область научных интересов, значение в науке
Изначальной специализацией и главным предметом изысканий Р. являлась история западных славян (прежде всего чехов), к изучению которой он обратился еще в студенческие годы под руководством профессора В.И. Ламанского. Однако с течением времени — возможно, под влиянием первой научной командировки (охватившей не только основные европейские научные центры, Берлин, Лейпциг, Вену, Париж, Лондон, но и также и Стамбул, Афины, остров Патмос, европейскую территорию Турции) — его интересы заметно эволюционировали, в результате чего он уже к 1890-м гг. постепенно отходит от богемистической проблематики, целиком переключаясь на проблемы византиноведения, вопросы византийской археологии, палеографии и топографии.Несомненной заслугой Р. в сфере византинистики следует считать основание главного (вплоть до сегодняшнего дня) русскоязычного научного журнала для византиноведов («Византийский временник»).
РЕ́ГЕЛЬ
РЕ́ГЕЛЬ Василий Эдуардович (9.12.1857, С.-Петербург – 1.12.1932, Каунас), рос. историк, византинист и славист, чл.-корр. Петерб. АН (1898). Из семьи потомств. дворян, выходцев из Германии. В 1875 окончил Реформатское уч-ще в С.-Петербурге, в 1880 – историко-филологич. ф-т С.-Петерб. ун-та. В 1888–1910 приват-доцент там же, в 1892 получил степень магистра всеобщей истории. В 1884–1888 и в 1889 работал в архивах европ. стран, опубликовал ряд исследований по визант. эпиграфике и палеографии. В 1892 инициатор создания первого печатного издания рос. византинистов – «Византийский временник», в 1899–1915 его гл. редактор. В 1913 переехал в г. Юрьев (Тарту); экстраординарный, с 1914 ординарный, с 1917 засл. проф. Юрьевского (Тартуского) ун-та. В 1914–18 директор Высших женских курсов в Юрьеве. В 1918 в связи с нем. оккупацией Прибалтики организовывал эвакуацию Тартуского ун-та в Воронеж, один из основателей (на базе части Тартуского ун-та) и первый ректор (до 1925) Воронежского гос. ун-та (ВГУ). В 1925–32 директор Музея древностей и изящных искусств ВГУ.
РЕ́ГЕЛЬ
РЕ́ГЕЛЬ Василий Эдуардович (9.12.1857, С.-Петербург – 1.12.1932, Каунас), рос. историк, византинист и славист, чл.-корр. Петерб. АН (1898). Из семьи потомств. дворян, выходцев из Германии. В 1875 окончил Реформатское уч-ще в С.-Петербурге, в 1880 – историко-филологич. ф-т С.-Петерб. ун-та. В 1888–1910 приват-доцент там же, в 1892 получил степень магистра всеобщей истории. В 1884–1888 и в 1889 работал в архивах европ. стран, опубликовал ряд исследований по визант. эпиграфике и палеографии. В 1892 инициатор создания первого печатного издания рос. византинистов – «Византийский временник», в 1899–1915 его гл. редактор. В 1913 переехал в г. Юрьев (Тарту); экстраординарный, с 1914 ординарный, с 1917 засл. проф. Юрьевского (Тартуского) ун-та. В 1914–18 директор Высших женских курсов в Юрьеве. В 1918 в связи с нем. оккупацией Прибалтики организовывал эвакуацию Тартуского ун-та в Воронеж, один из основателей (на базе части Тартуского ун-та) и первый ректор (до 1925) Воронежского гос. ун-та (ВГУ). В 1925–32 директор Музея древностей и изящных искусств ВГУ.
Регель, Василий Эдуардович
Василий Регель родился в семье потомственных дворян-кальвинистов, происходивших из Германии. Его отцом был учёный-ботаник Э. Л. Регель. В 1875 г. Василий закончил Реформатское училище в Санкт-Петербурге. С 1875 по 1880 г. обучался на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Во время учёбы занимался славянской историей под управлением профессора В. И. Ламанского. После окончания университета, он был там оставлен для подготовки к получению профессорского звания.
С 1884 по 1888 гг. Василий Эдуардович находился в командировке для работы в зарубежных архивах, посетил Афины, остров Патмос, Берлин, Париж, Рим, Вену, Лондон, Барселону и другие города. После завершения командировки, с 16 августа 1888 и до 1 января 1910 гг. числился приват-доцентом Петербургского университета. В 1890 г. вышла его магистерская диссертация на тему «О хронике Козьмы Пражского», высоко оцененная научным сообществом. 20 марта 1892 г. получил степень магистра всеобщей истории. В 1898 г. его избрали членом-корреспондентом Российской Академии наук. [1]
В 1913 г. происходит переезд историка в город Юрьев. 1 августа 1914 г. становится ординарным профессором Юрьевского университета (кафедра всеобщей истории на историко-филологическом факультете). 10 октября 1917 г. он стал заслуженным профессором. В 1918 г., в связи с немецкой оккупацией Прибалтики, Юрьевский университет (вместе с работающими и учащимися там) переезжает в г. Воронеж. Юрьевский университет переименовывается в Воронежский, а Регель назначается первым ректором вуза. На этой должности он был с 1918 до 1925 г. Потом с 1925 г. работал директором основанного им же Музея древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета. В конце жизни учёный эмигрировал в Литву.
Совместно с В. Г. Васильевским он был редактором византиноведческого журнала «Византийский временник» в 1894—1899 гг., который задумывался ещё в 1892 г. После смерти В. Г. Васильевского, Регель был единоличным редактором журнала в 1900—1914 гг. Во время пребывания в г. Юрьеве он издал три тома журнала «Византийское обозрение» (1915—1917 гг.).
Византинист регель переехал в каунас в
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Дмитрий Беляев Дмитрий Беляев[ | Tags | | | вузы, история | ] |
В Фэйсбуке медиевист (и византинист) Роман Шляхтин (не пишущий более в ЖЖ hungarez ) прокомментировал историю с заявлением ассоциации византинистов. Это интересный взгляд изнутри, поскольку Роман работал в западной (правда европейской) медиевистике.
"смотрите, византинистика в штатах - дело достаточно особое и развивалась специфическим образом. в основном на волне профильного интереса к восточной европе и советскому союзу. первые профессора византинисты - это либо эстеты и эрудиты, либо специалисты по крестовым походам у которых византинистика - побочный интерес, либо вообще русские мигранты (Васильев в Мичигане, брата которого Солженицын встретил в Казахстане, автор "Истории Византийской Империи")
всю холодную войну византинисты чувствовали себя неплохо и в общем составился кокус университетов в которых была эта дисциплина и фондов которые давали гранты (например Дамбартон-Оукс).постепенно из странного увлечения ученых она превратилась в науку, в которой СССР конкурировали с США под общие аплодисменты. и там и там византинистов было немного но достаточно, а так как времена были далекие и Маркс и Энгельс говорили по ним не много, то идеологическая борьба шла умеренная и стороны в общем были довольны, периодически разоблачая друг друга
проблемы начались примерно в 80-х и 90-х когда византинистов со степенью стало сильно больше чем ставок, а холодная война внезапно кончилась. в результате через 10 лет после этого самого конца войны византинистика из науки о предполагаемом противнике превратилась в подразделение regional studies, которое кормила только греческая диаспора да ито с трудом. государственные деньги кончились, а расплодившиеся медиевисты-западники стали забирать позиции под предлогом того что кому вообще нужна эта империя мы победили в 1204 и можем повторить.
в двухтысячных фокус ушел в сторону западной европы и крестоносных и арабских штудий. византию рассматривали как не очень актуальную, византинистов не брали на работы и увольняли. византинисты они сидели на грантах и преподавали общие предметы, а также совмещали дисциплины - и ставки были только лиюбо в очень крупных университетах, либо в колледжах связанных с греческими деньгами и соответственно с греческим фокусом.
в десятых годах на общей волне деколониализации и социального протеста византинистов стали замечать и брать во всякие места - но чаще для галочки. вашему покорному пришлось поработать token byzantinist на двух или трех конференциях. однако работы для византинистов было не очень много - и приоритет при приеме был у выходцев из Греции которые которые могли преподавать и язык и историю империи. как следствие черному американскому византинисту (я знал двух) было не пробиться на позиции, да и белому с трудом.
византинисты чувствовали (да и чувствуют) себя немного задетыми, потому что империя крутая, материал крутой, а вот коллеги-"западники" обзывают их отсталыми и дразнят 1204 годом и вообще не дают проходу. Чтобы проход давали о проблемах нужно говорить, статус нужно защищать отстаивать - и потому вполне логично что несколько подзабитая и загоняемая в спецкурсы дисциплина пытается отстоять свои границы присоединившись к протесту. основания у них есть"
Каунас_ А осадочек остался.
В августе прошлого года я проехала прибалтийский регион от Калининграда до Санкт-Петербурга. О калининградской части путешествия я уже рассказала. Затем мы автобусом переехали в Литву и остановились в гостинице в Вильнюсе. Погуляв пару дней по городу, утром я уехала, как и планировала, в Каунас.
Таким образом, в Каунасе я провела чуть больше восьми часов и успела посмотреть большинство городских достопримечательностей. Покажу свой маршрут и все интересное по этому маршруту.
Поскольку церковь не вмещала прихожан, в 1935 году рядом построили Благовещенский собор — во владимиро-суздальском стиле, с пятью куполами и тремя входами, и он стал кафедральным. Воскресенскую церковь в 1962 году закрыли власти по причине, что одна религиозная община не может пользоваться двумя соборами, Воскресенским и Благовещенским, одновременно. В здании устроили архив. Церковь вернули верующим только в 2000 году.
То, что сейчас выглядит, как сквер, со второй половины XIX века было кладбищем, где хоронили представителей всех конфессий. Как я поняла, в парк Мира его превратили после того, как здесь состоялась акция в поддержку Венгерской революции 1956 года. Теперь это опять напоминает кладбище, хотя могил, как таковых и нет. Есть интересный памятник «Матерям борцов за свободу», установленный в 2010 году на месте, где была часовня в католической части старого кладбища.
Есть памятник «Павшим за свободу Литвы» 1930 года на бывшей братской могиле и совсем новый памятник уже новым героям свободной Литвы — «Мемориал жертвам июньского восстания 1941 года», очень напоминающий кладбище немецких солдат времен Великой Отечественной войны. Небольшое здание за этим мемориалам — музей, посвященный этим событиям. Я прочитала текст рядом на щите и сначала не поняла, о чем речь: восстание против советских оккупантов 22—28 июня 1941 года. Какое восстание, на страну напали фашисты?! Потом стало понятно: просто пользуясь удобным моментом, созданная ранее организация борцов за независимость поддержала нацистов, перебила сторонников советов, военных частей Красной Армии и заодно евреев. Ну что же, пусть это остается на их совести, во всех наших бывших «братских» республиках теперь новые герои.
Еще рядом с этим сквером стоит здание Гимназии имени А. С. Пушкина, а со стороны, где были захоронения мусульман, небольшая мечеть, построенная в 1930 году. Что интересно, она называется Мечеть Витовта Великого, в честь великого князя литовского, который разрешил татарам поселиться в Литве. Мечеть построили в год 500-летия со дня его смерти. Красивое здание, но выглядит каким-то игрушечным.
7Застройка проспекта Витовта совершенно неинтересна: кроме обычных жилых зданий есть пара больших гостиниц, более симпатичная из которых современная «Ибис»; мрачное здание построенного в 1939 году Дворца труда, где в войну было гестапо, и также довоенное здание, которое занимал КГБ, а теперь полиция. Мне понравилось на проспекте только одно здание в стиле модерн, о котором не нашла никакой информации.
Читайте также: