Виртуальное путешествие по казахстану
В Казахстане работают над экспедицией, охватывающей семь направлений туризма. Особое внимание уделено культурно-познавательному и этнографическому туризму. Как отметил министр Арыстанбек Мухамедиулы, разрабатывается новый туристский продукт под названием « Сакральная география Казахстана». Корреспондент Kapital.kz подготовил обзор самых известных сакральных мест Казахстана.
Мавзолей Арыстан-баба
В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и местом паломничества. По легенде, Арыстан-баб был сподвижником пророка Мухаммеда. Сегодня над могилой Арыстан-баба возвышается мавзолей площадью 30×13 м. Это место захоронения учителя Кожи Ахмеда Яссауи. По преданию, умирая, пророк Мухаммед передал Арыстан-бабу свои четки-аманат, а тот вручил их 11-летнему мальчику — будущему Ходжи Ахмеду Яссауи. Близ мавзолея Арыстан-баба находится колодец с очень соленой водой, которая обладает исцеляющими свойствами ( с. Сайрам).
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, расположенный на юге Казахстана в городе Туркестан, — удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, построенный в период с 1385 по 1405 год. Мавзолей Ходжи Ахмела Яссауи включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, место включает в себя средневековую баню, хилвет, где жил великий святой, мавзолей внучки Тимура, Рабии Султан Бегим и другие памятники. Среди них чудом сохранился подземный дом для размышлений Кумшик-ата. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит аллах его повеления на века!»
Мавзолей Айша-биби и Бабаджа-хатун
О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-Биби к своему жениху. Айша-Биби была дочерью известного учёного и поэта XI века Хакима Сулеймана Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айходжы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда больше не смог её увидеть, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на месте её гибели. Попутчица Айша-Биби Бабаджи-хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи-Хатун. Согласно местной традиции, невеста с женихом не просто посещают мавзолей, но и обязательно находят время, чтобы почитать молитву — суры из священного Корана за красавицу Айшу. При этом молодожены верят, что почтение к усопшей красавице, ставшей легендой и символом настоящей любви, обязательно принесет счастье.
Подземное озеро Коныр-Аулие
Про Коныр-Аулие стали говорить все чаще последние несколько десятилетий, несмотря на то, что местные жители знают о ней несколько сотен лет. Ей приписывают удивительные свойства, помимо ее уникальной истории. Каждый, кто оказался здесь хотя бы однажды, уезжает с твердой уверенностью, что это Коныр-Аулие и ее священная вода помогли обрести кому-то жизненную силу, а кому-то долгожданное счастье материнства.
Подземная мечеть Бекет-Ата
Подземная мечеть Бекет-Ата находится в местности Огланды в Мангистауской области. Этот памятник культовой архитектуры датируется XVIII веком. Бекет-Ата считается святым местом, по значимости стоящим в одном ряду с захоронением Ходжи Ахмеда Яссауи. На протяжении двух столетий сюда стекаются паломники, чтобы поклониться духу святого. На вершине урочища Огланды находится дом паломников, который еще называют « дом с голубыми куполами». Некрополь Бекет-Ата — духовный, исторический и архитектурный памятник, несмотря на труднодоступность, он является местом массового паломничества. Говорят, что после посещения могилы святого Бекет-Ата и мечети с верующими случаются исцеления.
Мавзолей Карашаш-Ана
Мавзолей Карашаш Ана — исторический памятник архитектуры ХІХ века. Находится в Южно-Казахстанской области, в селе Сайрам. Мавзолей воздвигнут на могиле матери великого праведника-суфия Ходжи Ахмеда Ясауи. Карашаш-Ана была одной из самых просвещенных, грамотных и благовоспитанных женщин своего времени. Несмотря на свое богатство, она никогда не гордилась им и не была высокомерной. Более того, она старалась помогать всем больным и страждущим. По легендам, Карашаш могла исцелить хворь и умела читать сны. Благодаря этому она приобрела широкую известность среди окрестных жителей. Много времени Карашаш уделяла воспитанию детей, став в представлении людей идеалом материнства.
Могила Ыргызбая
Доскана улы Ыргызбай ( 1787−1850 гг.) был знаменитым лекарем, костоправом, лечил травами, диагноз ставил по пульсу, денег не брал. Вылечил Кунанбая, когда тот серьезно заболел, за что он подарил лекарю кобылу с жеребенком со словами: «Если позволит Аллах, с этой кобылой ты не будешь знать нужды», и его слова сбылись. Некто Шыныбай в 1924 году ночевал возле могилы Ыргызбая и ему приснилось, что лекарь просит построить ему памятник, а за это у него родятся дети. Шыныбай построил каменную ограду, и у него родилось трое сыновей, взамен трех умерших. Согласно местной легенде, на могиле нужно помолиться, переночевать, тогда во сне явится дух святого. Для кого-то это будет предзнаменованием, а для кого-то — излечением.
Мавзолей Байдибек-Ата
Мавзолей Байдибек-Ата был построен в селе Байдибек, близ села Кенес. Мавзолей был построен рядом с могилами пяти Великих матерей: Мапай, Зерiп, Карашаш, Жупар, Сыланды. Байдибек-Ата был храбрым командиром. Он хотел, чтобы один народ стал единым государством. В народе известный как « Ултуюткысы» — «инициатор» казахского народа. В соответствии с архитектурным обликом мавзолей относится к однокамерному мавзолею фасадной композиции, типичной культовой архитектуры Южного Казахстана в конце 19-го в начале 20-го вв.
Мавзолей Домалак-Ана
Мавзолей Домалак-Ана является уникальным архитектурным памятником Южного Казахстана, входит в список главных достопримечательностей Южно-Казахстанской области и пользуется большой популярностью у туристов и паломников, жаждущих поклониться великой праматери казахского народа. Много рассказов и легенд сложено об этой женщине. Есть и такие, которые соответствуют жизненным фактам и близки к истине. Домалак-Ана похоронена на равнине в устье реки Кос Боген. Благодарные потомки на этом месте возвели мавзолей. По преданию в мавзолее Домалак-Ана есть два священных камня, пройти между ними сможет только праведный человек.
Пещера « Ак-Мечеть»
Подземная пещера « Ак Мечеть» расположена в нескольких километрах от аула Кенестобе Байдибекского района Южно-Казахстанской области. Ее длина — 254 метра, высота — 25 и ширина — 65 метров. Пещера — уникальный природный объект не только по масштабности размеров, но и изумительному « оформлению». К тому же открывающаяся во внешний мир панорама напоминает шанырак юрты. Байдибекская впадина « Ак-Мечеть» является одним из самых загадочных и таинственных мест Южного Казахстана. С ней связано множество легенд. Уникальным является также то, что там наверху нет ни одного дерева в радиусе многих километров. А в пещере настоящий оазис.
Виртуальное путешествие по казахстану
Виртуальный тур по Национальному Музею Республики Казахстан
Национальный музей Казахстана находится на площади Независимости в столице страны - Нур-Султане.
Рядом с ним расположены такие знаковые объекты как - монумент «Қазақ Елі», мечеть «Хазрет Султан» , Дворец Независимости, Дворец мира и согласия (Пирамида).
Необычная архитектура, площадь 74 000м, семь блоков, девять этажей.
Экспозиция музея занимает 14 000 кв.м. в 11 залах.
По заказу Национального Музея мы создали подробный виртуальный тур по всем его залам.
Вы сможете не только прогуляться по ним, но и рассмотреть экспонаты в отдельных фотографиях, прочитать информацию о них.
Здесь вашему вниманию представляем только залы золота - сокровищницу музея.
Главный экспонат этих залов- Золотой Человек в окружении золота курганов Берель, Талды, Таксай2.
Виртуальное путешествие по казахстану
Поверните гаджет в горизонтальное положение
Просмотреть видео
Культурное наследие Казахстана в 3D-моделях
Сегодня в глобальной сети можно найти тысячи оцифрованных музейных экспонатов, а также огромные 3D-модели культовых зданий и комплексов Казахстана. И пока работа по «цифровизации» культурного наследия Республики продолжается, мы расскажем, как «ЛАНИТ-Интеграция» совместно с коллегами из United 3D Labs решала задачу построения 3D-моделей по государственной программе «Сакральный Казахстан».
Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан»
Республика Казахстан имеет свою богатую историю, но даже тем, кто живет в этой стране, далеко не всегда удается посетить все культовые места: иногда добраться до уникальных мемориальных комплексов, раскиданных по территории государства, совсем непросто. Между тем в республике действуют 234 государственных музея, в которых имеется более 2500000 экспонатов. Показать их все нет никакой возможности из-за ограниченных площадей, а экспонаты в запасниках не всегда удается хранить должным образом, и со временем они могут утратить свой внешний вид или просто быть уничтоженными под влиянием внешних факторов. По решению Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 2017 году стартовала программа перевода всего этого достояния в цифровой формат, чтобы сохранить для будущих поколений и дать возможность всему миру познакомиться с богатейшей культурой Казахстана. Такая практика существует сегодня во многих странах, потому что и время, и погодные явления и, к сожалению, сами люди уничтожают уникальные архитектурные объекты и культурные артефакты.
Цифровая копия – единственный способ сохранить историю, а современные способы оцифровки позволяют получить высокоточные модели, которые можно использовать в научных целях, тогда как упрощенные цифровые копии прекрасно подойдут для «удаленного посещения музеев».
Карта виртуальных 3D-туров Казахстана
«Карта виртуальных 3D-туров Казахстана» - это виртуальный портал культурной и туристской привлекательности Казахстана, созданный на основе научных исследований. Он охватывает объекты историко-культурного наследия страны и позволяет совершить 3D-путешествие в любую точку Казахстана.
Выберите регион на карте или из списка:
© Казахский научно-исследовательский институт культуры, 2017-2019
По заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан
Цифровые музеи Казахстана
Целей создания Государственного каталога музейного фонда Республики Казахстан было сразу несколько. Главным образом речь шла о популяризации культурных ценностей республики среди широких слоев населения. Созданные и уже функционирующие на сегодняшний день информационные порталы позволяют буквально «всем и каждому» самостоятельно ознакомиться с предметами, костюмами и другими находками, представляющими историческую ценность.
Каталог позволил бы жителям Казахстана и других стран в любой момент познакомиться с 3D-моделями самых разных музейных экспонатов (от миниатюрных брошей до огромных изваяний и целых мемориальных комплексов) вне зависимости от места их нахождения.
Параллельно с запуском проекта начала обсуждаться перспектива использования 3D-моделей в общеобразовательных школах Казахстана на уроках по истории страны, а также в высших учебных заведениях. Последние планируют использовать каталог для обмена данными с зарубежными коллегами, проведения научных исследований и знакомства студентов с историческими реликвиями.
Подробная электронная копия с четким описанием формы, свойств и текстуры также значительно упрощает проведение реставрационных работ, если они понадобятся. Даже при утраченных элементах высокая точность восстановления деталей позволяет реставраторам создавать идентичные покрытия, сохраняя историческую достоверность. Но а в случае кражи или разрушения объектов культурного наследия согласно 3D-модели их можно будет воссоздать или, например, напечатать на 3D-принтере.
Действительно большая работа
Помимо оцифровки музейных экспонатов, которые находятся в музейных помещениях и запасниках, одновременно была запущена программа «Сакральный Казахстан», в рамках которой было решено создать 3D-модели самых различных объектов культурного значения — от мавзолеев и усыпальниц до мечетей и мемориальных комплексов. Под этот проект попало 135 площадок, расположенных в разных частях страны. В их числе:
- Бекет ата и подземная мечеть древнего Бейнеу,
- Мавзолей Машхура-Жусупа Копеева,
- Историко-культурный комплекс Абая «Жидебай-Борили»,
- Мавзолей Баб Тукти Шашты Азиз,
- Исторический комплекс «Бокей Ордасы»,
- Мавзолеи Карасай и Агнытай батыров,
- Мавзолей Арыстан Баб.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Туркестанской области Казахстана. Является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Хазрет-султан».
Мавзолей Карахана. Сооружён над могилой одного из представителей династии Караханидов. Памятник архитектуры XI века расположен в казахстанском городе Тараз в парке на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра.
3D-модель Мавзолея Карахана
Мавзолей Джучи-хана (каз. Жошы хан кесенесі) — памятник архитектуры XIII века, расположенный в Улытауском районе Карагандинской области в 50 км к северо-востоку от Жезказгана. По преданию, в мавзолее похоронен старший сын Чингиз-хана — Джучи. С 1982 года памятник находится под охраной государства.
Проблема заключалась в том, что практически все исторические памятники проекта находятся в крайне труднодоступных местах Казахстана. Для сбора первичных данных потребовалось снаряжать полноценные исследовательские экспедиции, которым нужно было уложиться со всей съемкой в короткий срок. Из-за суровых погодных условий и температурного режима в степных районах время на экспедицию было ограничено. Наша группа специалистов в оперативном порядке переводила в цифровой формат объекты культурного наследия, проезжая при этом сотни километров и проводя съемки по нескольку часов в день.
Мы провели более 4 месяцев в непрерывных разъездах, прибавив на тахометре автомобиля 8000 километров. Но в результате был создан действительно огромный объем исходных данных: несколько десятков терабайт были сначала перенесены в хранилище, а потом обработаны на специализированных серверах и рабочих станциях.
Дорога в Туркестан
Бескрайние степи
Оборудование надежно упаковано и готово к транспортировке
Олег, главный специалист по постобработке, занимается погрузочными работами.
Незапланированная остановка
Константин, главный специалист по фотограмметрии. Мавзолей Алаша Хана
Фотограмметрия местной фауны
Съемка Мавзолея Джучи-хана
Илья — главный инженер проекта и наш главный летчик. Съемка Мавзолея Джучи-хана
Немного о технике
Оцифровка Казахстанского культурного наследия проводилась путем 3D-моделирования на основе «облака точек», получаемого со сканера. Такие модели наиболее ценны, потому что в отличие от традиционных методов обмера отражают фактуру объекта с максимальной подробностью. В результате ученые и музейные работники могут достаточно точно определить свойства объекта и особенности техники исполнения по конечному результату оцифровки.
Для того, чтобы создавать такие трехмерные модели применялось оборудование трех типов. Для оцифровки архитектурных сооружений использовался наземный лазерный сканер FARO Focus, дающий разрешение 3 мм при расстоянии 50 метров. Предельная точность этого сканера составляет 1 мм, а максимальная дальность (что важно для крупных объектов) — 350 м. Сканер устанавливается на пол или на землю, а потом — перемещается вокруг объекта, создавая облако точек с разных сторон обзора.
Однако особая сложность возникала при оцифровке сверхмалых экспонатов, а также деталей одежды, металлических предметов, многослойных объектов (таких, как костюмы) и экспонатов, при работе с которыми необходимо выдерживать особые условия окружающей среды. В этих случаях использовались ручные лазерные сканеры Artec Spider с разрешением 0,1 мм и Arcet Eva с разрешением 0,5 мм. С этим «оружием» в руках наша сборная команда из «ЛАНИТ-Интеграции» и United 3D Labs пристально изучала рельефы объектов, чтобы воссоздать максимально подробное облако точек.
Из фотографий объектов были извлечены необходимые текстуры, которые в дальнейшем накладывались на 3D-модель. Такая методика обеспечивает фотореалистичное качество получаемых моделей, а исходная модель в высоком разрешении является абсолютной копией объекта, по ней возможно детально изучать каждый кирпичик строения. В частности фотокамеры Canon EOS-1D X Mark II использовались для съемки текстур объектов, а Canon EOS 5D Mark IV — для фотограмметрии. Когда речь шла о зданиях и мемориальных комплексах применялся квадрокоптер DJI Phantom 4 Pro для съемки с воздуха
И если сканирование можно было проводить почти при любых погодных условиях и уровнях освещенности, то подготовка материалов для создания текстур требовала равномерного рассеянного освещения.
Элемент системы освещения во время съемки Мавзолея Алаша-хана
Поэтому съемку одного архитектурного объекта необходимо было завершать за один день, при схожих условиях. Иначе вся проведенная работа могла быть сделанной впустую, и мы получили бы «полосатые» текстуры как на Google Maps. Что касается работы внутри помещений, для съемки текстур также требовалось обеспечить равномерное и идентичное освещение объекта, и для этого устанавливались дополнительные осветительные приборы.
После того, как материал был отснят, а для объектов сформированы облака точек, происходило моделирование. Для этого использовались серверы, рабочие станции и программное обеспечение. Всего на процессы обработки, создания моделей и программирования было потрачено более 8 месяцев работы.
Визуализация процесса 3D-сканирования
Демонстрационный портал
Результаты
Изначально заказчиком выдвигались требования по достоверности, эффектности и избыточности моделирования. То есть все создаваемые модели должны были совпадать с оригиналами с миллиметровой точностью, а текстуры — полностью соответствовать оригиналам. При этом в случае моделирования в виртуальной реальности пользователи должны были получить не меньшие впечатления, чем от реального посещения исторических памятников. Кстати, сами инициаторы проекта считают большой ценностью возможность «посещения» исторических мест, мест силы, расположенных в труднодоступных местах страны используя очки виртуальной реальности.
Чтобы выполнить эти условия при формировании технического задания, закладывалась настолько высокая точность создания цифровых копий, что она превышает возможности видеоотображения любого VR-оборудования, не только существующего сегодня, но с запасом на перспективу. Благодаря этому новое оборудование будет раз за разом раскрывать потенциал созданных виртуальных экспонатов. А если когда-то появится возможность напечатать храм на 3D-принтере, сформированные модели позволят воссоздать объекты с полной визуальной точностью.
В настоящий момент уже разрабатывается открытый портал, где можно будет получить первичное представление обо всех экспонатах. В перспективе планируется создание сети виртуальных музеев, где в электронном формате будут доступны не только все музейные фонды, но также записи значимых концертов, спектаклей. Применение очков виртуальной реальности позволит пройти по всем уголкам архитектурных памятников, никуда не выезжая. При этом достоверность цифровой информации является максимально высокой, учитывая вычислительные мощности современных VR-комплексов и персональных компьютеров.
Помимо этого, упрощенный виртуальный тур по сакральным местам Казахстана уже сейчас можно пройти на открытом тестовом портале наших коллег из United 3D Labs.
3D-модель: Мавзолей Баб Тукти Шашты Азиз
3D-модель: Внутри Мавзолея Карахана
Предварительная 3D-модель Мавзолея Арыстан-Баб
Процесс обработки полученных материалов при сканировании Мавзолея Карасай и Агынтай батыров
Предварительная 3D-модель Мавзолея Карасай и Агынтай батыров
3D-модель Бекат Ата и подземной мечети Древнего Бейнеу
Тем временем, несколько вариантов цифровых копий для различных систем отображения позволяют использовать созданные модели для различных сценариев демонстрации. Всего предусмотрено три уровня погружения в культурное наследие Казахстана.
- В музеях, городских школах и профильных вузах, а также в домашних условиях возможен полноценный виртуальный тур, предназначенный для просмотра в VR-очках на мощном ПК или рабочей станции.
- Упрощенная версия была адаптирована для очков Samsung Gear VR или HTC Focus. Она позволяет изучить экспонаты и культовые объекты с минимальными затратами и успешно применяется в учреждениях образования, не располагающих бюджетами для создания мощных VR-систем.
- Интернет-версия создает максимальный пользовательский охват и доступность для самых широких слоев населения. Для просмотра этих моделей достаточно любого не слишком старого ПК или смартфона, но при этом они обладают лишь базовым функционалом, не позволяя погрузиться в атмосферу смоделированных объектов.
Внутри мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави
Опробованная методика уже доказала свою эффективность и может быть использована для развития музейной отрасли в России или в других странах, создавая подробные копии экспонатов для научной работы и сохранения исторических фактов, а также позволяя «посещать» самые интересные места даже в труднодоступных районах в виде упрощенных моделей из любого уголка планеты. Если раньше нужно было совершить долгое и сложное путешествие, чтобы увидеть уникальные архитектурные объекты, то уже совсем скоро можно будет в Интернете путешествовать по полноценным VR-моделям впечатляющих объектов культурного наследия Казахстана.
Кстати, очень приятно, что наш проект недавно стал лауреатом премии PROIntegration Awards.
Сферические панорамы 360°
Некоторые пользователи, которым я отправлял ссылки на просмотр панорамных фотографий, не могли поначалу разобраться, как правильно поворачивать панораму вокруг себя, либо не догадывались поначалу, что колёсиком можно приближать или удалять сцену. Для таких случаев на сайте True Virtual Tours предусмотрена функция Видеоредактора. В случае её применения, перед пользователем, открывшим панораму по ссылке, сразу же запускается придуманный вами сценарий "облёта". То есть камера поворачивается либо фокусируется так, как вы сами предварительно настроили. Тем самым вы помогли нашему заказчику быстрее осмотреть пространство вокруг "себя" в панорамном снимке и заодно подтолкнули того как мысли, что он может сам нажатиями кнопок мыши или колесиком произвести те же самые действия.
Как посетить 5 казахстанских музеев не выходя из дома
Подборка казахстанских музеев с возможностью бесплатного виртуального посещения.
Центральный государственный музей Республики Казахстан
Фото: ticketon.kz
Один из старейших и крупнейших музеев Казахстана и Центральной Азии. Коллекция фонда насчитывает около 300 тысяч единиц хранения. В настоящее время в музее функционируют семь основных стационарных экспозиционных залов:
• Зал палеонтологии и археологии;
• Зал исторической этнографии;
• «История и этнография народа, проживающего в Казахстане», «Казахстан в годы Великой Отечественной войны»;
• «Открытый фонд». Археологическое золото Казахстана;
• Зал Николая Гавриловича Хлудова.
На официальном сайте музей можно не только ознакомиться с его историей, но и совершить виртуальную экскурсию по залам.
«Жетысу 360 ̊»
Фото: zhetysu360.kz
Проект представляет собой 3D-тур, который переносит нас в виртуальный мир музейных экспонатов. Его разработал молодой новатор Мейрхат Толкунов. Самой классной фишкой данного проекта является аудиосопровождение на трёх языках. Виртуальный гид расскажет вам о том или ином объекте на их официальном сайте. Здесь есть туры по Чарынскому каньону, озеру Каинды, горам Актау в национальном парке Алтын-Емель и казахстанским музеям.
Музей народной немецкой культуры
Фото: afisha.kz
В 2017 году алматинским культурно-этническим обществом немцев «Возрождение» был реализован проект «Этнокультурная экспедиция по поиску и сбору информации, формированию реестра, созданию и систематизации каталога немецких музейных коллекций/экспонатов Казахстана». В ходе проведения исследовательской работы участниками экспедиции были найдены этнографические коллекции, сделаны научные описания и фотодокументирование предметов. Было обработано более 2 000 фото музейных коллекций и предметов.
В свое время Казахстан стал второй родиной для сотен тысяч этнических немцев. В музее представлены мебель, предметы домашней утвари, коллекции свадебной одежды и так далее.
Музей-заповедник «Хазрет-султан»
Фото: azretsultan.kz
В туркестанской области есть место, где можно целиком погрузиться в 14 век н.э. — музей-заповедник «Хазрет-султан». Объект внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и является главной достопримечательностью города Туркестан.
Заповедник-музей включает в себя мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, суфийский центр с подземной мечетью Хильвет, ритуальное строение Шильдехана, городище Культобе, восточную баню, мавзолеи Рабиги Султан Бегим, Есим-хана, Абылай-хана, Жолбарыса, Касым-хана, Жанибек-батыра, Казыбек би и других, Хума-мечеть, шахристан, крепостные стены, военную казарму, подземную мечеть Аулие Кумшык-ата, остатки мавзолеев Алходжаата и Гаухарана.
Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева
Фото: infoirc.kz
Музей находится в Алматы. В 1983 году ему было присвоено имя казахского художника, основоположника казахской национальной школы живописи —Абылхана Кастеева. Коллекция составляет более 25 000 единиц. В музее имеется несколько центров: изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства Казахстана, классического зарубежного искусства, зарубежного искусства нового времени, фондов, реставрации, выставок и экспозиции, менеджмента и внешних связей, научной экспертизы, экскурсионного обслуживания, информации и издательской работы.
Культурное наследие Казахстана в 3D-моделях
Сегодня в глобальной сети можно найти тысячи оцифрованных музейных экспонатов, а также огромные 3D-модели культовых зданий и комплексов Казахстана. И пока работа по «цифровизации» культурного наследия Республики продолжается, мы расскажем, как «ЛАНИТ-Интеграция» совместно с коллегами из United 3D Labs решала задачу построения 3D-моделей по государственной программе «Сакральный Казахстан».
Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан»
Республика Казахстан имеет свою богатую историю, но даже тем, кто живет в этой стране, далеко не всегда удается посетить все культовые места: иногда добраться до уникальных мемориальных комплексов, раскиданных по территории государства, совсем непросто. Между тем в республике действуют 234 государственных музея, в которых имеется более 2500000 экспонатов. Показать их все нет никакой возможности из-за ограниченных площадей, а экспонаты в запасниках не всегда удается хранить должным образом, и со временем они могут утратить свой внешний вид или просто быть уничтоженными под влиянием внешних факторов. По решению Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 2017 году стартовала программа перевода всего этого достояния в цифровой формат, чтобы сохранить для будущих поколений и дать возможность всему миру познакомиться с богатейшей культурой Казахстана. Такая практика существует сегодня во многих странах, потому что и время, и погодные явления и, к сожалению, сами люди уничтожают уникальные архитектурные объекты и культурные артефакты.
Цифровая копия – единственный способ сохранить историю, а современные способы оцифровки позволяют получить высокоточные модели, которые можно использовать в научных целях, тогда как упрощенные цифровые копии прекрасно подойдут для «удаленного посещения музеев».
Цифровые музеи Казахстана
Целей создания Государственного каталога музейного фонда Республики Казахстан было сразу несколько. Главным образом речь шла о популяризации культурных ценностей республики среди широких слоев населения. Созданные и уже функционирующие на сегодняшний день информационные порталы позволяют буквально «всем и каждому» самостоятельно ознакомиться с предметами, костюмами и другими находками, представляющими историческую ценность.
Каталог позволил бы жителям Казахстана и других стран в любой момент познакомиться с 3D-моделями самых разных музейных экспонатов (от миниатюрных брошей до огромных изваяний и целых мемориальных комплексов) вне зависимости от места их нахождения.
Параллельно с запуском проекта начала обсуждаться перспектива использования 3D-моделей в общеобразовательных школах Казахстана на уроках по истории страны, а также в высших учебных заведениях. Последние планируют использовать каталог для обмена данными с зарубежными коллегами, проведения научных исследований и знакомства студентов с историческими реликвиями.
Подробная электронная копия с четким описанием формы, свойств и текстуры также значительно упрощает проведение реставрационных работ, если они понадобятся. Даже при утраченных элементах высокая точность восстановления деталей позволяет реставраторам создавать идентичные покрытия, сохраняя историческую достоверность. Но а в случае кражи или разрушения объектов культурного наследия согласно 3D-модели их можно будет воссоздать или, например, напечатать на 3D-принтере.
Действительно большая работа
Помимо оцифровки музейных экспонатов, которые находятся в музейных помещениях и запасниках, одновременно была запущена программа «Сакральный Казахстан», в рамках которой было решено создать 3D-модели самых различных объектов культурного значения — от мавзолеев и усыпальниц до мечетей и мемориальных комплексов. Под этот проект попало 135 площадок, расположенных в разных частях страны. В их числе:
- Бекет ата и подземная мечеть древнего Бейнеу,
- Мавзолей Машхура-Жусупа Копеева,
- Историко-культурный комплекс Абая «Жидебай-Борили»,
- Мавзолей Баб Тукти Шашты Азиз,
- Исторический комплекс «Бокей Ордасы»,
- Мавзолеи Карасай и Агнытай батыров,
- Мавзолей Арыстан Баб.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Туркестанской области Казахстана. Является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Хазрет-султан».
Мавзолей Карахана. Сооружён над могилой одного из представителей династии Караханидов. Памятник архитектуры XI века расположен в казахстанском городе Тараз в парке на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра.
3D-модель Мавзолея Карахана
Мавзолей Джучи-хана (каз. Жошы хан кесенесі) — памятник архитектуры XIII века, расположенный в Улытауском районе Карагандинской области в 50 км к северо-востоку от Жезказгана. По преданию, в мавзолее похоронен старший сын Чингиз-хана — Джучи. С 1982 года памятник находится под охраной государства.
Проблема заключалась в том, что практически все исторические памятники проекта находятся в крайне труднодоступных местах Казахстана. Для сбора первичных данных потребовалось снаряжать полноценные исследовательские экспедиции, которым нужно было уложиться со всей съемкой в короткий срок. Из-за суровых погодных условий и температурного режима в степных районах время на экспедицию было ограничено. Наша группа специалистов в оперативном порядке переводила в цифровой формат объекты культурного наследия, проезжая при этом сотни километров и проводя съемки по нескольку часов в день.
Мы провели более 4 месяцев в непрерывных разъездах, прибавив на тахометре автомобиля 8000 километров. Но в результате был создан действительно огромный объем исходных данных: несколько десятков терабайт были сначала перенесены в хранилище, а потом обработаны на специализированных серверах и рабочих станциях.
Дорога в Туркестан
Бескрайние степи
Оборудование надежно упаковано и готово к транспортировке
Олег, главный специалист по постобработке, занимается погрузочными работами.
Незапланированная остановка
Константин, главный специалист по фотограмметрии. Мавзолей Алаша Хана
Фотограмметрия местной фауны
Съемка Мавзолея Джучи-хана
Илья — главный инженер проекта и наш главный летчик. Съемка Мавзолея Джучи-хана
Немного о технике
Оцифровка Казахстанского культурного наследия проводилась путем 3D-моделирования на основе «облака точек», получаемого со сканера. Такие модели наиболее ценны, потому что в отличие от традиционных методов обмера отражают фактуру объекта с максимальной подробностью. В результате ученые и музейные работники могут достаточно точно определить свойства объекта и особенности техники исполнения по конечному результату оцифровки.
Для того, чтобы создавать такие трехмерные модели применялось оборудование трех типов. Для оцифровки архитектурных сооружений использовался наземный лазерный сканер FARO Focus, дающий разрешение 3 мм при расстоянии 50 метров. Предельная точность этого сканера составляет 1 мм, а максимальная дальность (что важно для крупных объектов) — 350 м. Сканер устанавливается на пол или на землю, а потом — перемещается вокруг объекта, создавая облако точек с разных сторон обзора.
Однако особая сложность возникала при оцифровке сверхмалых экспонатов, а также деталей одежды, металлических предметов, многослойных объектов (таких, как костюмы) и экспонатов, при работе с которыми необходимо выдерживать особые условия окружающей среды. В этих случаях использовались ручные лазерные сканеры Artec Spider с разрешением 0,1 мм и Arcet Eva с разрешением 0,5 мм. С этим «оружием» в руках наша сборная команда из «ЛАНИТ-Интеграции» и United 3D Labs пристально изучала рельефы объектов, чтобы воссоздать максимально подробное облако точек.
Из фотографий объектов были извлечены необходимые текстуры, которые в дальнейшем накладывались на 3D-модель. Такая методика обеспечивает фотореалистичное качество получаемых моделей, а исходная модель в высоком разрешении является абсолютной копией объекта, по ней возможно детально изучать каждый кирпичик строения. В частности фотокамеры Canon EOS-1D X Mark II использовались для съемки текстур объектов, а Canon EOS 5D Mark IV — для фотограмметрии. Когда речь шла о зданиях и мемориальных комплексах применялся квадрокоптер DJI Phantom 4 Pro для съемки с воздуха
И если сканирование можно было проводить почти при любых погодных условиях и уровнях освещенности, то подготовка материалов для создания текстур требовала равномерного рассеянного освещения.
Элемент системы освещения во время съемки Мавзолея Алаша-хана
Поэтому съемку одного архитектурного объекта необходимо было завершать за один день, при схожих условиях. Иначе вся проведенная работа могла быть сделанной впустую, и мы получили бы «полосатые» текстуры как на Google Maps. Что касается работы внутри помещений, для съемки текстур также требовалось обеспечить равномерное и идентичное освещение объекта, и для этого устанавливались дополнительные осветительные приборы.
После того, как материал был отснят, а для объектов сформированы облака точек, происходило моделирование. Для этого использовались серверы, рабочие станции и программное обеспечение. Всего на процессы обработки, создания моделей и программирования было потрачено более 8 месяцев работы.
Визуализация процесса 3D-сканирования
Демонстрационный портал
Результаты
Изначально заказчиком выдвигались требования по достоверности, эффектности и избыточности моделирования. То есть все создаваемые модели должны были совпадать с оригиналами с миллиметровой точностью, а текстуры — полностью соответствовать оригиналам. При этом в случае моделирования в виртуальной реальности пользователи должны были получить не меньшие впечатления, чем от реального посещения исторических памятников. Кстати, сами инициаторы проекта считают большой ценностью возможность «посещения» исторических мест, мест силы, расположенных в труднодоступных местах страны используя очки виртуальной реальности.
Чтобы выполнить эти условия при формировании технического задания, закладывалась настолько высокая точность создания цифровых копий, что она превышает возможности видеоотображения любого VR-оборудования, не только существующего сегодня, но с запасом на перспективу. Благодаря этому новое оборудование будет раз за разом раскрывать потенциал созданных виртуальных экспонатов. А если когда-то появится возможность напечатать храм на 3D-принтере, сформированные модели позволят воссоздать объекты с полной визуальной точностью.
В настоящий момент уже разрабатывается открытый портал, где можно будет получить первичное представление обо всех экспонатах. В перспективе планируется создание сети виртуальных музеев, где в электронном формате будут доступны не только все музейные фонды, но также записи значимых концертов, спектаклей. Применение очков виртуальной реальности позволит пройти по всем уголкам архитектурных памятников, никуда не выезжая. При этом достоверность цифровой информации является максимально высокой, учитывая вычислительные мощности современных VR-комплексов и персональных компьютеров.
Помимо этого, упрощенный виртуальный тур по сакральным местам Казахстана уже сейчас можно пройти на открытом тестовом портале наших коллег из United 3D Labs.
3D-модель: Мавзолей Баб Тукти Шашты Азиз
3D-модель: Внутри Мавзолея Карахана
Предварительная 3D-модель Мавзолея Арыстан-Баб
Процесс обработки полученных материалов при сканировании Мавзолея Карасай и Агынтай батыров
Предварительная 3D-модель Мавзолея Карасай и Агынтай батыров
3D-модель Бекат Ата и подземной мечети Древнего Бейнеу
Тем временем, несколько вариантов цифровых копий для различных систем отображения позволяют использовать созданные модели для различных сценариев демонстрации. Всего предусмотрено три уровня погружения в культурное наследие Казахстана.
- В музеях, городских школах и профильных вузах, а также в домашних условиях возможен полноценный виртуальный тур, предназначенный для просмотра в VR-очках на мощном ПК или рабочей станции.
- Упрощенная версия была адаптирована для очков Samsung Gear VR или HTC Focus. Она позволяет изучить экспонаты и культовые объекты с минимальными затратами и успешно применяется в учреждениях образования, не располагающих бюджетами для создания мощных VR-систем.
- Интернет-версия создает максимальный пользовательский охват и доступность для самых широких слоев населения. Для просмотра этих моделей достаточно любого не слишком старого ПК или смартфона, но при этом они обладают лишь базовым функционалом, не позволяя погрузиться в атмосферу смоделированных объектов.
Внутри мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави
Опробованная методика уже доказала свою эффективность и может быть использована для развития музейной отрасли в России или в других странах, создавая подробные копии экспонатов для научной работы и сохранения исторических фактов, а также позволяя «посещать» самые интересные места даже в труднодоступных районах в виде упрощенных моделей из любого уголка планеты. Если раньше нужно было совершить долгое и сложное путешествие, чтобы увидеть уникальные архитектурные объекты, то уже совсем скоро можно будет в Интернете путешествовать по полноценным VR-моделям впечатляющих объектов культурного наследия Казахстана.
Кстати, очень приятно, что наш проект недавно стал лауреатом премии PROIntegration Awards.
Виртуальные туры по сакральным местам Казахстана
Лаборатория интерактивной графики United 3D Labs по заказу группы компаний ЛАНИТ принимает активное участие в работах по оцифровке памятников культуры и объектов исторического наследия Республики Казахстан.
В Казахстане осуществляется грандиозная (даже по мировым меркам) программа по сохранению культурного наследия. В рамках проектов «Сакральная география Казахстана» и Государственный цифровой каталог музейных фондов Республики Казахстан в цифровую форму переводятся все исторические памятники, древние артефакты и предметы современного искусства. Никакие пожары, природные катаклизмы или религиозные фанатики не смогут бесповоротно уничтожить уникальные культурные объекты Казахстана.
Значительным преимуществом перевода предметов в цифровую форму является возможность продемонстрировать их виртуальные образы всем желающим. Разумеется, есть значительное количество людей, готовых потратить внушительные деньги и время, чтобы увидеть тот же Рим. Но у гораздо большего числа желающих таких возможностей нет. Очки виртуальной реальности с загруженной полностью аутентичной копией Колизея, конечно, не в состоянии полностью передать атмосферу улочек Рима или неповторимую экспрессию итальянцев, но создать верное представление об архитектурном памятнике могут. Здесь необходимо отметить, что речь идет о современных устройствах отображения — сегодняшних VR очках и дисплеях компьютеров. А судя по темпам развития техники, через несколько лет или, в крайнем случае, десятилетий, виртуальная реальность будет уже практически неотличима от реального мира.
В процессе работы над созданием виртуальных туров по сакральным местам Казахстана, специалисты United 3D Labs собирают огромное количество материалов — данные фотограмметрии, аэрофотосъемка, панорамные снимки 360, облака точек лазерного сканирования. В дальнейшем эти данные обрабатываются и создаются 3D модели, которые затем переносятся в игровой движок Unreal. Здесь они окончательно доводятся до фотореалистичного вида, получают текстуры и шейдеры, в сценах настраивается освещение — и перед зрителями предстаёт виртуальный мир исторических памятников, которые, вероятно, они никогда не смогли бы увидеть своими глазами.
Исторический комплекс «Бокей Орда».
Мы переводим в цифровую форму исторические памятники, древние артефакты и предметы искусства.
Разница между виртуальным и реальным мирами просто не ощущается.
Полное погружение в виртуальный мир исторических памятников.
Мы всегда рады гостям! В нашем демозале мы с удовольствием обсудим Ваши задачи, поможем с выбором решений подходящих именно для Вас и продемонстрируем уже выполненные нами работы.
В разделе «О нас» Вы можете поближе познакомиться со студией United 3D Labs.
Читайте также: