Великий балерун уехал во францию
"Артист балета прыгает к свободе". Все ведущие западные СМИ писали о побеге молодого танцовщика Рудольфа Нуреева . Он стал первым невозвращенцем и это было огромной сенсацией. На этот неожиданный поступок артист балета решился во время европейского турне Кировского театра оперы и балета 16 июня 1961 года.
Ничего не предвещало такого исхода. В мае 1961 года Кировский театр уехал на европейские гастроли. После феерических выступлений в Париже , во время которых ошеломительный успех имел 23-летний артист балета Рудольф Нуреев , труппу ждали в Лондоне . Утром 16 июня участники гастролей уже прошли регистрацию в парижском аэропорту "Ле Бурже", как вдруг перед посадкой на самолет директор театра Георгий Коркин подозвал к себе Нуреева и сказал, что его срочно вызывают в Москву для участия в очень важном концерте в Кремле, якобы для выступления перед самим Хрущевым. Труппа улетела в Лондон , а солист Нуреев вместе с дипломатами и сотрудниками КГБ вернулся в зал ожидания аэропорта.
Это была целая спецоперация по принудительному возвращению одаренного, но своенравного артиста, рассказала в интервью радио Sputnik ученый-исследователь истории балетного искусства Ольга Фугина.
"КГБ уже давно подозревало Нуреева в гомосексуализме. Когда еще в Ленинград приезжал немецкий танцовщик – красавец Тейа Кремки, то они нашли общий язык и общались не как друзья, а это ведь грозило лишением свободы на пять лет. И Нуреев понимал, что вот такая жизнь невозможна в СССР. Его нетрадиционную ориентацию подтверждали и отчеты КГБ из Парижа , где он был на гастролях. В них были данные о том, что Рудольф Нуреев нарушает правила поведения советских граждан за границей, посещает ночные клубы в компании французских артистов, среди которых имелись гомосексуалисты. Причем несмотря на проведенные с ним беседы профилактического характера, артист балета не изменил своего поведения, и поэтому его решили в срочном порядке вернуть на родину".
Один шаг до свободы
Дальше история c отправкой Нуреева на родину походила больше на детектив. В окружении сотрудников КГБ артист зашел в кафе и вдруг там появилась Клара Сэн – подруга танцовщика и дочь чилийского миллионера. Считалось, что именно из-за нее артист пропадал по ночам и приходил в гостиницу только под утро. Девушка подошла к Нурееву , обняла его и тихо прошептала на ухо, что он должен подойти к полицейским и просить политического убежища. Об этом девушке сказали сами правоохранители после того, как она попросила их помочь Рудольфу остаться во Франции . По закону полицейские не могли силой освободить артиста балета, которого охраняли агенты КГБ.
Чтобы Нуреев смог лично обратиться к полицейским, он должен был находиться как можно ближе к сотрудникам службы безопасности аэропорта. Как это сделать, придумала подруга танцовщика. Девушка попросила их через несколько минут подойти к кафе, а сама побежала к Нурееву , чтобы рассказать о своем плане. И он в итоге сработал.
После разговора с Кларой Нуреев быстро стал выходить из кафе. В этот момент появились полицейские, и танцовщик как раз и совершил в их сторону тот самый исторический "прыжок", прорываясь через агентов КГБ, со словами "Я хочу быть свободным".
© AP Photo / G. Paul Burnett
Михаил Барышников , Гвен Вердон и Рудольф Нуреев во время подготовки танцевальной компании Пола Тэйлора
На самом деле никакого прыжка не было. Это, скорее, был такой широкий шаг, но это и не так важно, да и другого выбора у него не было, написал в своей автобиографии великий Рудольф Нуриев .
Решение о побеге было спонтанным, продолжает Ольга Фугина.
"Кстати, после того, как Нуреева сняли с самолета в Лондон , к нему обратилась Алла Осипенко со словами "Нурик, что случилось? А он показал ей решетку из пальцев. То есть, он принимал решение о бегстве из СССР именно в тот момент. Он понял и про тюрьму, и про преследования, и про то, что ничего хорошего на родине его не ждет. А так планов покинуть Советский Союз до этой истории у него не было, потому что, когда его чемоданы прилетели в Лондон и их открыли, то в них ничего не было кроме театральных костюмов. Решение о побеге было принято в один момент, когда Рудольф Нуреев понял, что КГБ собрал на него данные, из-за которых он больше никогда не сможет выехать на заграничные гастроли, а это было для него самым страшным ударом", – говорит Ольга Фугина.
Талант и слава Нуреева
Те, кто общался с Нуреевым , рассказывали, что для него политические моменты не имели особого значения. Он был поглощен исключительно искусством и славой. Рудольф Нуреев поступил в Ленинградское училище, сейчас это Академия русского балета имени Вагановой, в 17 лет. Это довольно поздно для танцовщика. Обычно в таком возрасте училище уже заканчивают, а Нуреев только поступил. Но его неимоверная трудоспособность и упорность позволили ему не просто окончить хореографическое училище, но и овладеть спецификой труппы Мариинского театра . И в 21 год он уже танцевал ведущие партии. Когда он выходил на сцену, неистовствовали и женщины, и мужчины, потому что он обладал какой-то невероятной харизмой. Это то, чему невозможно научиться нигде, и это притягивало зрителя на его выступления. Да и сам он понимал, что он особенный. Он хотел завоевать этот балетный мир, не просо выступать в рамках Советского Союза , а выйти на мировую арену. И об этом Нуреев много раз слышал от советских артистов, что он настолько талантлив, что о нем должен узнать весь мир. И это тоже тот немаловажный фактор, который определил его выбор.
К тому же считается, что на его решение повлиял и нажим со стороны Парижской оперы. Интерес к Нурееву был чисто коммерческий. Балетной труппе был нужен новый солист и в нем они увидели именно того кандидата, который им нужен. Советскому артисту пели дифирамбы и обещали золотые горы, что тоже не могло не тешить его самолюбие.
© AP Photo / Peter Southwick
Рудольф Нуреев руководит Бостонским балетом на репетиции "Дон Кихот"
Клеймо изменника
Сразу после бегства из СССР Рудольфа Нуреева объявили предателем родины и заочно приговорили к семи годам в колонии строго режима. Кроме того, еще много лет после побега он получал анонимные звонки с угрозами, а его мать заставляли звонить сыну и уговаривать его вернуться на родину. Впрочем, все это не работало. Нуреев стал первым невозвращенцем и остался на Западе навсегда.
Его карьера в балете была просто ошеломительной и в итоге Нуреев осуществил свою мечту, став самым великим танцовщиком в мире, отмечает Ольга Фугина.
"Он работал в большинстве театров мира. Несколько лет с успехом танцевал в Лондонском королевском балете, где, кстати, познакомился с мировой звездой балета Марго Фонтейн . Это была первая значимая веха в его творческой биографии за границей. Он танцевал с ней 17 лет. Причем когда они встретились, ей было 42 года, и она планировала закончить карьеру. Но Нуреев дал ей мощный творческий импульс, продлив ее карьеру на 17 лет. И они были потрясающим дуэтом – величественная англичанка и темпераментный татарин. В 1964 году, когда они танцевали балет "Лебединое озеро", их вызывали на поклон 89 раз, что было занесено в книгу рекордов Гиннеса. И до сих пор этот театральный рекорд не был побит. В 1983 году Нуреева назначили директором балетной труппы парижской Гранд-Опера, где он из кордебалета выбирал наиболее интересных танцовщиков, делал их солистами, вносил в репертуар постановки Мариуса Петипа , то есть возвращал их на историческую родину, потому что в тот момент его постановки не исполнялись. Кроме того, Нуреев был самым выносливым из всех танцовщиков. Он танцевал по 300 спектаклей в год в самых разных театрах мира. Такое количество выступлений не мог позволить себе ни один танцовщик в мире и не известно, может ли сейчас позволить".
Прыжок в "свободу" принес ему и колоссальное состояние. Нуреев был самым богатым человеком в мире балета. Американский журнал "Vanity Fair" насчитал у великого танцовщика 80 миллионов долларов. Нуреев владел элитными квартирами в Париже , Нью-Йорке и Лондоне . И даже купил два острова. То есть он жил так же, как и танцевал, отдавая целиком себя и радостям, и балету.
Рудольф Нуреев: так был ли тот самый прыжок к свободе?
Продолжаем начатый в прошлой статье разбор ситуации в парижском аэропорту "Ле Бурже", приведшей к тому, что в СССР не вернулся выдающийся танцовщик Рудольф Нуреев.
Знаменитые события со временем часто обрастают мифами. Однако бывает и так, что эти мифы выдумываются сразу. Так было в нашем случае.
Итак, мы остановились на том моменте, когда Клара Сент, парижская подруга танцовщика, решила обратиться в полицию аэропорта. Вот что было дальше.
Полицейские сначала переспросили ее, точно ли он артист балета. Может быть, он ученый? После подтверждения того, что он действительно танцовщик, они сказали девушке, что для того, чтобы Нуреев остался у них в стране, необходимо, чтобы он сам подошел к ним и обратился (т.к. они не могут сами его забрать силой у агентов КГБ). Он должен был сказать: «Je veux l’asile politique» — «Прошу политического убежища». План был таков: Клара спускается вниз, заказывает кофе, а потом уже, спустя 10 минут, спускаются полицейские. Только после этого Сент должна подойти к Нурееву и донести до него то, о чем они ей сказали.
Понятно, что сам Нуреев этого не знал, и ему надо было это объяснить. А это значит, что нужно было подойти к нему во второй раз, что уже многовато.
Тем не менее, Клара "на ватных ногах" спустилась на 1 этаж, и сделав вид, что ей очень трудно расстаться с другом, попросила проститься с ним еще раз. По версии Джули Каваны, агент КГБ Стрижевский пропустил ее во второй раз, т.к. подумал, что девушка явно влюблена в Нуреева и не хочет его отпускать. Т.е., ничего подозрительного в ее действиях рассмотрено не было.
Тогда ей удалось прошептать Нурееву то, что ей сказали сотрудники полиции. И тот решился. Он встал со стула у барной стойки, где сидел в окружении агентов, и сделал "ровно 6 шагов" к полицейским, спустившимся на 1 этаж.
Сведения насчет того, сколько сотрудников спустилось на первый этаж, разнятся. Кто-то пишет, что их было лишь двое, и они были в штатском (из-за чего Нуреев их не признал), кто-то о том, что их было аж шестеро, один в штатском, остальные - по форме. Вторая версия принадлежит Виталию Стрижевскому, сотруднику КГБ, которому впоследствии перепало за такой провал. Возможно, что он просто преувеличил ситуацию для того, чтобы снизить степень своей вины.
Вне зависимости от того, сколько их было, здесь начинается самое интересное. Нурееву, чтобы подойти к ним, нужно было буквально прорываться через сотрудников КГБ, которые схватили его. Завязалось некое подобие борьбы.
Сам Нуреев в первое после инцидента время рассказывал о своем "прыжке" к свободе. Именно с помощью него он преодолел пространство между гэбистами и французскими полицейскими, опустившись им прямо в руки. Однако есть основания утверждать, что никакого прыжка не было, и все это не более чем красивая сказка для западной прессы.
Свидетельства на этот счет разнятся. Помимо раннего утверждения Нуреева, об этом как-то говорила в интервью Клара Сент (о том, что он прыгнул, "как в балете").
Однако есть множество свидетелей, которые говорят о том, что все было иначе. Сотрудник КГБ Виталий Стрижевский вспоминал, что Нуреев сидя в баре (где его и "охраняли") на подлокотнике кресла, вдруг резко вскочил и куда-то пошел. Как уже упоминалось, Стрижевскому принадлежит версия о том, что сотрудников было шестеро, никак не меньше. Завидя их, Нуреев стремительно подорвался, а Стрижевский за ним. Далее, по его словам, полицейские скрутили его и оттеснили от Нуреева.
В некоторых интервью об этом говорит и Пьер Лакотт, очевидец событий (хотя в других опровергает себя же и утверждает, что прыжок был). Сам Нуреев в интервью незадолго до смерти говорил о том, что просто спокойно подошел к сотрудникам французской полиции и сказал, как его научил Лакотт: "I want to be free" (вот еще одна дилемма: так кто же его научил? Клара Сент, Лакотт? Оба?).
О спокойствии он, конечно, приврал. Все очевидцы тех событий подчеркивают, что он был практически в невменяемом от страха состоянии. Как утверждает Лакотт, он плакал и бился головой об стену (сам Нуреев со временем об этом совершенно забыл), и в таком состоянии он никогда никого не видел. Об этом же говорила балерина Алла Осипенко. Именно поэтому ставится под сомнение версия о том, что сам Нуреев попросил Жан-Пьера Бонфу сначала вызвать такси, а потом, когда тот из-за страха отказался, попросил его позвонить Кларе Сент. Он был не в состоянии выстроить какой-либо план действий.
И, наконец, о том же самом пишет в своей книге о Нурееве Диана Солуэй. "Он вскочил со стула и бросился к бару, находившемуся всего в нескольких метрах. «Я хочу остаться во Франции!» — крикнул он по-английски".
Насчет борьбы с полицейскими - она, по-видимому была. Говорится о примерно минуте борьбы со Стрижевским и другим гэбистом, после чего французский полицейских крикнул: "Прекратите, вы находитесь во Франции". После этого Нуреева отпустили, и он пошел к полицейским.
Итак, никакого прыжка к свободе не было. Нуреев просто встал и быстро пошел; затем его схватили сотрудники КГБ, но были одернуты французскими полицейскими, после чего им пришлось его отпустить.
У кого-то может возникнуть вопрос: как это несколько сотрудников КГБ не справились с простой, на первый взгляд, задачей - приглядывать за танцовщиком? Дополнительная причина заключается еще и том, что они сидели в баре и хорошо проводили время - опрокидывали одну рюмку коньяка за другой. Об этом говорит очевидец Жанин Ринге, сотрудница, обеспечивавшая организацию культурного обмена между Францией и Советским Союзом. Собственно, именно по ее настоянию Нуреева и взяли в Париж, ведь изначально его туда брать не собирались. То же самое пишет в своей книге Джули Кавана.
Далее Нуреева проводили в отдел, находящийся на втором этаже. Представители Франции разъяснили ему, что он может попросить политического убежища, а также несколько раз спрашивали его о том, действительно ли он хочет остаться во Франции. Допускались к нему и представители советской стороны. Тот же Стрижевский подошел и попытался объяснить, что Нуреев все-таки полетит в Лондон, а уж затем, вместе со всеми, в Москву. Однако Нуреев уже не верил, и отказался проследовать с ним. Он вообще никому не верил в тот момент. Он, впрочем, не сомневался, что все закончится тем, что французы его выдадут. И тут на арену выходит четвертый "сообщник" (об еще трех мы писали в предыдущей статье).
4. Грегори Алексинский
а) Кто такой?
Алексинский - сын Григория Алексинского, выходца из Российской империи, белогвардейца, боровшегося с большевиками (хотя когда-то самого принадлежавшего к партии РСДРП) и эмигрировавшего в Эстонию в 1919 году, а затем и во Францию. На момент описываемых событий являлся начальником полиции аэропорта "Ле Бурже".
б) Когда и как познакомился с Нуреевым? Джули Кавана пишет о том, что Алексинский вместе с еще одним полицейским уводили Нуреева на второй этаж в участок. В других источниках его фигура всплывает только после того, как Нуреева уже привели в отдел на втором этаже, и Алексинский, как шеф полиции, пришел с ним беседовать. Он интересовался, есть ли у него работа, на что он будет жить, и т.д. Вопросы эти задавались присутствовавшей там Кларе Сент, т.к. мы уже упоминали о том, что сам Нуреев был в не очень подходящем для диалога состоянии.
в) Какую роль сыграл в этой истории? Как уже говорилось, Алексинский был сыном эмигранта-белогвардейца, и определенные счеты с советским государством у него вполне могли быть. Он точно не был заинтересован в том, чтобы выдавать Нуреева Советам. Он, конечно, задавал все необходимые вопросы Нурееву, как того требовала формальная процедура. Хотя понятно было, что аргументов за то, чтобы остаться, было гораздо меньше, чем за то, чтобы его выдать, Алексинский все-таки принял судьбоносное решение не выдавать Нуреева. По его приказу танцовщика вывели незаметно через заднюю дверь и под усиленным эскортом увезли из аэропорта.
Аэропорт "Ле Бурже", 1960-е годы. Аэропорт "Ле Бурже", 1960-е годы.Нурееву, конечно, во многом повезло. Во-первых, нашлись люди, которые помогли ему. Во-вторых, известно, что самолет в Москву в тот день задержался на 2 часа. Прибудь он вовремя, Клара Сент не успела бы приехать в аэропорт. Точнее, может быть и успела приехать, но не успела бы ничего сделать. Она приехала туда в 10 утра - как раз в это время должен был вылетать самолет в Москву.
Ну и в-третьих, существует теория заговора, в соответствии с которой определенным людям был выгоден провал КГБ в этой ситуации. Хотели убрать действующего руководителя - Александра Шелепина, многих не устраивали порядки, которые он устанавливал в структуре. Поэтому изначально делалось многое для того, чтобы спровоцировать Нуреева на побег. Ему не разрешали отлучаться из гостиницы, общаться со своими французскими друзьями, хотя понимали, что свободолюбивого танцовщика это только раззадорит.
Александр Шилепин Александр ШилепинЕсли все это действительно так, то заговор удался. К концу 1961 году "Железного Шурика", как называли Шелепина, в КГБ уже не было.
А тем временем Нуреева машина с сопровождением мчала к новой жизни.
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями. Всем хорошего настроения, любите балет!
Как звезда русского балета Рудольф Нуреев, сбежавший из СССР, стал настоящей легендой на Западе
Его считали одним из самых известных танцовщиков XX века, а техника и прыжок Нуреева до сих пор остаются эталонными. Слава Рудольфа Нуреева на Западе была оглушительной, он блистал на лучших сценах, а на родине в СССР был персоной нон грата.
Детство и любовь к танцу
Рудольф Нуреев родился в 1938 году. Это произошло в поезде, который следовал во Владивосток. Его мать была на последних неделях беременности, когда поехала к мужу в Маньчжурию вместе с 3 дочками. Раннее детство мальчика пришлось на военное время, которое семья провела в селе Щучье неподалеку от Уфы. То время Рудольф вспоминал с неохотой, поскольку в памяти остались лишь холод, голод и темнота.
В 5 лет мама привела мальчика на балет «Журавлиная песнь». Он был так восхищен танцем, что попросил мать записать его в танцевальный кружок в детском саду. Однако отец был категорически против занятий сына, он даже порол мальчика ремнем, чтобы отвадить от танцев.
Несмотря на угрозы отца, Рудольф продолжал ходить в кружок народного танца, а в 11 лет талантливого и пластичного мальчика заметила бывшая балерина из легендарной труппы Дягилева Анна Удальцова. Она занималась с ним полгода и позже убедила поступать в Ленинградское хореографическое училище. Чтобы заработать денег на билет в Ленинград, Рудольф давал уроки танцев.
Позднее поступление в училище и успех
«Взлететь в воздух не проблема. Вот приземлиться гораздо сложнее». Рудольф НуреевК моменту поступления в хореографическое училище Рудольфу Нурееву было уже 17 лет — это очень поздно по балетным меркам. Обычно в училище приходят дети 12 лет, поэтому однокурсники Нуреева сильно превосходили его в плане мастерства. Из-за возраста и незнания основ балета другие ученики постоянно дразнили и подшучивали над ним, считали его деревенщиной, поэтому дальнейшее проживание в общежитии оказалось невозможным. К счастью, на помощь пришел наставник и педагог Рудольфа — Александр Пушкин. Он предложил Нурееву поселиться в его доме.
Рудольф Нуреев в балете «Федра». 1960 год.
Несмотря на все трудности, после окончания хореографического училища Нуреев становится членом труппы Мариинского театра оперы и балета в Ленинграде. На этом настояла прима-балерина театра Наталия Дудинская. Юный Рудольф дебютирует на сцене вместе с Дудинской в балете «Лауренсия».
«Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие всем — это неоригинально». Рудольф Нуреев.Майя Плисецкая говорила о феномене популярности Рудольфа Нуреева так: «Он весь полыхал движением, если можно движение измерить термометром. Пафос танца в нем пламенел, как огонь, сжигающий свои жертвы на эшафотах. Дарование его обладало чудодейственным свойством согревать сердца, а то и сжигать в человеке зло и неразумие».
Рудольф Нуреев и балерина Карен Кейн.
Нуреев мгновенно завоевал сердце публики. Он принимает участие во множестве конкурсов не только в Москве, но и в Вене, Болгарии, ГДР, и везде его блестящие сольные партии отмечают наградами. Рудольф отличался очень нестандартной манерой танца — такую технику исполнения, как у него, до этого никто не встречал. Он танцует в «Спящей красавице», «Лебедином озере» и становится настоящей звездой Мариинского театра.
Побег из СССР
Вскоре труппу приглашают выступить в Парижской опере. Руководство театра опасается брать талантливого, но очень своенравного Нуреева во Францию, поэтому поездка в 1961 году должна была пройти без него. Тем не менее принимающая сторона настаивает на том, что Нуреев должен выступить в Париже, и танцору все-таки выдают французскую визу. Тогда еще никто не знает, что Рудольф уезжает из СССР на много лет.
Рудольф Нуреев в роли Гамлета.
Однако план провалился: когда Нуреев оказался в аэропорту Ле-Бурже, он обратился к французским полицейским со словами: «Я хочу остаться в вашей стране». Это и предопределило всю дальнейшую жизнь знаменитого танцора. Он просит политическое убежище во Франции и становится одним из самых знаменитых «невозвращенцев» в отечественной истории. Танцор остался в Париже с 36 франками в кармане.
«Никогда не оглядывайся назад, иначе свалишься с лестницы». Рудольф НуреевПобег Нуреева на Запад произвел в СССР эффект разорвавшейся бомбы, ведь всего 2 месяца назад Гагарин вернулся из космоса и Союз праздновал идеологическую победу. Такого предательства артисту не простили — он был осужден в СССР за измену Родине и приговорен заочно к 7 годам тюрьмы. При этом всем его друзьям и знакомым было запрещено каким-либо образом общаться с «предателем».
Александр Годунов
Талантливый артист балета долго вынашивал планы своего побега. И когда, в конце концов, он смог во время американских гастролей уйти из-под надзора агентов безопасности, Александр Годунов так и не смог достичь тех карьерных высот, о которых мечтал.
У него всё сложилось не так. Супруга артиста Людмила Власова отказалась остаться с ним в Америке из-за престарелой мамы, оставшейся в России. В труппу Американского театра балета его приняли лишь через полгода из-за забастовки артистов, не желавших мириться с поступлением нового солиста. Проработав в театре всего год, он попытался построить собственный проект «Годунов и звёзды», но особых успехов не достиг. Переквалифицировавшись в артиста драмы, тоже потерпел фиаско.
В результате одиночество и депрессия привели к хроническому алкоголизму и смерти от осложнений гепатита. Александр Годунов скончался на 46-м году жизни.
Как сложилась жизнь звёзд советского балета, сбежавших из СССР: Барышников, Годунов и другие
Отписаться можно в любой момент.Суламифь и Михаил Мессерер
Легендарная артистка балета, блиставшая на сцене Большого театра, воспитавшая, в прямом смысле Майю Плисецкую после расстрела её отца и ссылки матери, была настоящей примой с мировым именем. Она прожила на родине долгие годы, выступала на фронте во время Великой отечественной войны, оставив сцену, занималась преподаванием.
Но в феврале 1980 года во время гастролей большого театра в Японии вместе с сыном Михаилом, тоже артистом балета, обратилась в английское посольство с просьбой предоставить ей и сыну политическое убежище.
Суламифь Михайловна стала преподавателем Королевского театра Ковент-Гарден, помимо этого вела преподавание в Америке, Франции, Японии. Всюду с ней рядом был сын, помогавший во всем матери, самостоятельно занимался преподаванием. Суламифь Мессерер никогда не жалела о принятом решении, считая, что тогда, в 1980-м, поступила абсолютно правильно.
Михаил Мессерер с 2007 года руководит балетом Михайловского театра, поначалу в должности главного балетмейстера, с 2018 года – художественный руководитель театра.
Термин «невозвращенец» появился в Советском Союзе с легкой руки одного из офицеров Госбезопасности и вошел в обиход, как саркастическое клеймо для людей, навсегда покинувших страну расцвета социализма ради жизни в загнивающем капитализме. В те времена это слово было сродни анафеме, причём гонениям подвергались и родственники «невозвращенцев», оставшиеся в счастливом социалистическом социуме. Причины, подтолкнувшие людей прорываться за «железный занавес» были разными, и судьбы у них тоже складывались по-разному.
Рудольф Нуреев: 80 лет. "Принц, разбудивший балет" и его история
Легендарному танцовщику Рудольфу Нурееву 17 марта исполнилось бы 80 лет. Солист, реформатор балета, страстный коллекционер, "принц, разбудивший балет", "Чингисхан балета", "божественный танцовщик" - это все про него.
"Он был одним из самых привлекательных людей, которых я когда- либо встречал. Его аппетит к жизни и работе был неутолим. Его тело и душа были великолепными проводниками неосязаемой красоты. Он обладал харизмой и простотою земного человека, и неприкасаемой надменностью богов. Окруженный миллионами двуногих существ, он вел уединенную жизнь человека, полностью преданного своей среде, имя которой - танец и только танец. Я не забуду его никогда"
Михаил Барышников
На самом деле настоящая фамилия Рудольфа не Нуриев, а Нуреев. Нуриевым он стал позднее, когда стал знаменит. Рудольф был четвертым ребенком в семье военного политрука Хамета Нуриева. Родился он в поезде, 17 марта 1938 года, когда мать, на последнем месяце беременности, собрав детей и скудный багаж, отправилась вслед за своим мужем во Владивосток. Хамет Нуреев был на седьмом небе от счастья, увидев на руках у Фариды мальчика, ведь до этого жена дарила ему только дочерей.
Через несколько месяцев после прибытия во Владивосток его мать — Фарида и четверо ее детей снова ехали в поезде по транссибирской магистрали. На сей раз они направлялись в Москву - отца перевели в столицу. Жили Нуреевы бедно, и все же быт понемногу начал налаживаться. Все планы и задумки испортила война. В 1941 году отец одним из первых был призван на фронт. Семья осталась в Москве, но под натиском Гитлера семьи военных было решено эвакуировать - вначале в Челябинск, затем в пригород Уфы, село Щучье. Холод, голод и постоянная тьма - так запомнились детские годы в Уфе великому танцовщику. Однажды, не в силах дождаться, пока сварится картошка, Рудик попытался ее достать, опрокинул котелок на себя и попал в больницу. Где смог наесться вдоволь, чего нельзя было сказать о домашнем питании.
Накануне Нового 1945 года Нуреева Фарида проводит Рудольфа и его сестер всего с одним билетом на руках посмотреть выступление приехавшего в Уфу Большого театра на балет "Song of the Cranes ("Журавлиная песня"), в котором главную партию исполняла башкирская балерина Зайтуна Насретдинова. Это маленькое событие изменит судьбу балета навсегда. Рудольф заявил матери, что хочет танцевать. Фарида без колебаний отдала сына в танцевальный кружок в детском саду. Мальчик охотно учился, их кружок выступал перед ранеными. Все, кто видел Рудольфа танцующим, восклицали, что у ребенка огромный талант.
В десятилетнем возрасте Рудольфа пригласили в танцевальный кружок при доме пионеров. Первой учительницей Радика стала Анна Ивановна Удальцова, ранее, танцевавшая в кордебалете у Дягилева. Балерина сразу же отметила недюжинный талант своего ученика и Рудольф продолжил заниматься, несмотря на неодобрение отца. "Балет не профессия для мужчины", - говорил Нуреев-старший и хотел, чтобы сын пошел в ремесленное училище и приобрел надежную рабочую профессию. За увлечение балетом и общение с врагами народа отец применял к сыну физические наказания. Только мама Фарида помогала сыну развивать его яркий талант. Но будущий великий танцор не смотря на отсутствие поддержки со стороны отца упрямо шел к своей цели.
Сам Рудольф был в восторге и вспоминает: "Первый поход в театр–зажёг во мне особый огонь, принёс невыразимое счастье. Что-то уводило меня от убогой жизни и возносило к небесам. Только вступив в волшебный зал, я покинул реальный мир и меня захватила мечта. С тех пор я стал одержимым, я услышал «зов». В то время я учился в школьном хореографическом ансамбле и добивался всё новых успехов и мечтал поступить в Ленинградскую хореографическую школу. Примерно лет восьми я жил как одержимый, слепой и глухой ко всему, кроме танца. Тогда я почувствовал, что я вырвался из темного мира, навсегда."
В 1955 году судьба преподнесла ему огромный подарок. В Москве проходил фестиваль башкирского искусства. Танцевальная труппа его балетного театра собралась покорить столицу с постановкой "Журавлиная песнь", но солист заболел. Нуриев предложил свою кандидатуру. Его утвердили, хотя молодой танцовщик не знал своей партии. За короткий срок он ее выучил и подорвал здоровье. Не полностью восстановившись после травмы, он все же вышел на сцену столичного театра и покорил публику. С этого момента его учителя из Уфы осознали, что русский балет пополнился новым "неистовым татарином".
Дальнейшая карьера талантливого мальчика из Уфы была в некотором роде предопределена — по совету педагогов в 1955-м Нуреев поступил в Вагановскую балетную школу в Ленинграде. Юношу приняли с оговоркой: «Вы станете или великолепным танцовщиком, или неудачником. скорее всего неудачником».
В силу своего импульсивного и резкого характера он не раз оказывался на грани отчисления. Впервые это произошло буквально через неделю после начала занятий. Начинающий танцовщик не нашел общий язык с преподавателем и директором учебного заведения Шелковым и попросил заменить педагога! Как ни странно, ему пошли на уступки, и благодаря этому Рудольф оказался в классе Александра Пушкина, с которым у него сложились замечательные отношения.
«Я не всегда могу сразу вспомнить дату, когда я решил остаться во Франции (это случилось 17 июня), легко могу забыть дату рождения 17 марта, но я никогда не забываю день, когда я сел один в поезд, который вёз в Лeнинград. Это было 17 августа. Будучи суеверным, я не могу не думать, что такое повторение числа 17 в моей жизни должно что-то означать». Он явился в училище на знаменитой улице зодчего Росси прямо к директору Шелкову и заявил: «Я – Рудольф Нуреев. Я хочу здесь учиться».
«Я хотел бы, чтобы мой танец производил такое же впечатление, как и картина великого художника. Пусть мной восхищаются, пусть меня ненавидят, но пусть никто не останется равнодушным», — писал Нуреев в «Автобиографии».
1961 года – Нуреев стал сенсацией во всем мире. Он не захотел возвращаться в СССР. После гастролей в Париже Кировского Театра Нуреев остался за границей. 23-летний солист произвел фурор на парижской сцене. Будучи юным танцовщиком, Рудик, как его называли в Кировском театре, совершил «прыжок в свободу». Долго перед выбором знаменитость балетной эстрады не стоял. Ему пришлось сделать выбор моментально, и он был не в пользу родины.
«Я почувствовал, как кровь отхлынула от моего лица. Пригласили танцевать в Кремле, как же . Красивая сказочка. Я знал: навсегда лишусь заграничных поездок и звания солиста. Меня предадут забвению. Мне просто хотелось покончить с собой. Я принял решение потому, что у меня не было другого выбора. И какие отрицательные последствия этого шага ни были бы, я не жалею об этом ».
«Я чувствовал возрастающую угрозу. Я был подобен птице, попавшей в сеть и все больше в ней запутывающейся. Я знал: это был кризис. Но птица должна летать. Я не видел ничего политического в необходимости для молодого артиста видеть мир, чтобы, сравнивая и усваивая, обогатить свое искусство новыми знаниями для пользы своей страны. Но меня осудили. Мою жизненную программу назвали безответственной, а сопротивление уравнению и неподчинение — опасным индивидуализмом», — писал Нуреев в «Автобиографии».
Танцовщик оставил всё: друзей, родных, тренера. Поставив всех своих близких под удар, не вернувшись с гастролей и попросив у Франции убежища. Но и обрёл он немало. Со временем он стал знаменит и во Франции. Он гастролировал по всем странам с лучшими труппами мира, танцевал со знаменитыми партнёрами. Он танцевал в Королевском балете Копенгагена, а потом почти 10 лет был партнером легендарной прима балерины Королевского балета Великобритании Марго Фонтейн. Кроме того, Нуреев танцевал с Иветт Шовире, Карлой Фраччи, Ноэллой Понтуа. Сильное влияние на советского танцора оказал Эрик Брюн из Королевского Балета Норвегии, с которым Нуреева связывали многолетние личные отношения. Его любила публика. Она ему прощала все его несовершенные выходки, как только он выходил на паркет. Великолепная техника, отточенная уже на Западе, конечно, важна. Однако главное качество Нуреева — какая-то потрясающая внутренняя энергетика. "Для меня идеал состоит в том, чтобы каждое выступление было первым — как для меня, так и для публики", — писал он, и публика его буквально носила на руках.
Со своей семьей артист смог встретиться лишь в 1987-м — ему дали визу на 72 часа и разрешили проститься с умирающей в Ленинграде матерью.
В автобиографии Рудольф Нуреев не говорит с сожалением о своём выборе сбежать с СССР. Он был уверен, что на родине он не смог бы чувствовать себя на столько свободным, как это было в Париже. Добившись успеха во Франции, он стал руководителем Парижской оперы.
Его девиз был: «Никогда не оглядывайся назад».
Он жил ни в чём себе не отказывая. Его загородные дома были наполнены шиком и дорогими вещами. Всего этого он добился сам, совершив свой необдуманный «прыжок в свободу». В 54 года силы лучшего танцора мира закончились — он умер от СПИДа 6 января 1993 года в Париже. Его могилу на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа украшает яркий ковер из мозаики, созданный художником-декоратором Эдзио Фриджерио. Известность звезда балета в родных местах обрёл только после своей смерти. Только тогда на родине о нём заговорили, как о большом талантливом танцовщике.
Михаил Барышников
Танцор в 1974 году был на гастролях в Канаде в составе труппы Ленинградского театра оперы и балета. При этом у органов КГБ не было ни малейшего повода подозревать молодого и успешного Барышникова в желании остаться на Западе. У него было всё, о чём только мог мечтать 24-летний талантливый артист балета: квартира, машина, весьма приличное жалование. Но ему не хватало самого главного: свободы творчества. Он хотел сам выбирать себе репертуар, не ограничиваясь только тем, что предлагало к постановке партийное руководство.
Из Канады Барышников перебрался в США. Тут же был зачислен в Американский театр балета, став его премьером. Уже через 4 года Михаил Николаевич возглавил труппу. Отслужив на посту руководителя 11 лет, решил заняться современным танцем, в чём преуспел не меньше, чем в балете. Снимается в кино, играет в драматическом театре.
Михаил Барышников получил столь желанную для него свободу и признается, что никогда не испытывал тоски по своей исторической родине. Скучал и продолжает скучать по близким и дорогим людям, но отнюдь не по географическим местам.
ТОР-5 БАЛЕТНЫХ БЕГЛЕЦОВ ИЗ СССР
Сегодня, в честь прошедшего юбилея Михаила Барышникова, мы решили посвятить наш ТОР тем артистам балета, которые, бежав из СССР, сделали себе карьеру на Западе.
Валерий и Галина Пановы - артисты балета Кировского театра Валерий Панов и его вторая жена Галина Рогозина ещё в 1972 году подали прошение на визу в Израиль, но их тут же сделали невыездными.
Из-за этого были отменены все гастроли Кировского и Большого театров. Артистов уволили из труппы. Панов сопротивлялся и требовал открыть ему выезд, за что оказался в тюрьме. Международная огласка сыграла свою роль - под угрозой бойкота Кировского театра за границей, в 1974 г. артисты были высланы в Израиль. За годы на Западе Панов танцевал и ставил спектакли в различных театрах Европы и Америки, среди которых Балет Сан-Франциско, Берлинская государственная опера, Венская государственная опера. В 1984—1986 годах он возглавлял Королевский балет Фландрии, с 1991 года руководил балетной труппой Боннского театра оперы и балета. В Израиле создал свой театр «Театр-балет Панов Ашдод»,
Наталья Макарова - Осенью 1970 года Макарова приехала на гастроли в Лондон с труппой Кировского театра. У неё не было мыслей не возвращаться в Советский Союз. Балерина никогда не ругала свою страну и не выдвигала политических лозунгов. Для этого и не было причин — Макарова была ведущей балериной Мариинского театра. Лондонские гастроли прошли с успехом, имя Макаровой было первым в списке гастролёров. Она купила себе автомобиль, родным — подарки. Но когда приехала в аэропорт, чтобы лететь вместе с труппой обратно в Ленинград, неожиданно попросила у властей политического убежища.
С декабря 1970 года Макарова — прима-балерина Американского театра балета, с сентября 1972 года — приглашённая звезда лондонского Королевского балета, с декабря 1984 года — постоянная приглашённая звезда лондонского «Фестиваль-балета». Также много танцевала в труппе Марсельского балета, где балетмейстер Ролан Пети поставил специально для неё балет «Голубой ангел». Неоднократно выступала с труппами таких крупнейших балетных театров, как Дойче-опера, Гамбургский балет, Штутгартский балет, Шведский королевский балет, Национальный балет Канады, Парижская национальная опера и других. Много работала в качестве балетмейстера и даже выступила в амплуа драматической актрисы.
Рудольф Нуриев - его "прыжок к свободе" в 1961 году был совершен в большой степени под влиянием обстоятельств: Нуриев вел себя на гастролях в Париже далеко не так, как подобало образцовому советскому гражданину - нарушал режим, заводил знакомства с французской богемой, в том числе с гомосексуалистами. Возвращение на родину грозило реальным тюремным сроком, и тогда в аэропорту Нуриев попросил политического убежища во Франции.
На Западе Нуриев сперва переехал в Данию, где близко сошелся с Эриком Бруном, ставшим его сексуальным партнером, потом танцевал в Лондоне, Вене, Париже.
С 1983 по 1989 год Нуриев являлся директором балетной труппы парижской парижской Оперы, поставил там несколько спектаклей. Активно продвигал на первые позиции молодых артистов, иногда, как в случае с Сильви Гиллем, весьма условно соблюдая принятые в Париже ступени иерархии. Среди «плеяды Нуреева» — Элизабет Платель, Моник Лудьер, Изабель Герен, Манюэль Легри, Шарль Жюд, Лоран Илер.
29 июня перед заключительным концертом Барышников встретился с адвокатом и подписал бумаги, где просил политического убежища. Как только были сделаны все необходимые документы, Барышников переехал в США. Железный характер артиста помог ему занять ведущие позиции в АБТ. Его влияние в балете стало велико настолько, что когда его "ушли" из АБТа, создал собственную труппу и продолжил успешную карьеру. Барышников и сегодня - один из самых популярных артистов на Западе, снимается в кино и рекламе, занимается фотографией и коллекционированием живописи.
Джордж Баланчин - сейчас мало кто помнит, что Баланчин тоже был эмигрантом и "невозвращенцем", покинувшим СССР во время гастролей в Германии.
Наталия Макарова
30-летняя ведущая балерина Ленинградского театра оперы и балета категорически отказывалась ехать на гастроли в Лондон. Она как раз разучивала сложную партию и меньше всего хотела отвлекаться от процесса. Однако руководство театра было непреклонно, ещё не зная, какими неприятностями для них обернётся эта вынужденная поездка Наталии Макаровой.
4 сентября после встречи с другом балерина вызвала полицию и попросила политическое убежище в Великобритании. Убежище было предоставлено, а вот надежды Наталии Макаровой на принятие в труппу королевского Ковент-Гардена не оправдались. Но уже в октябре она вместе с Рудольфом Нуреевым записывала две миниатюры для Би-би-си, а в декабре стала примой Американского театра балета. В Америке она встретила своего супруга Эдварда Каркара.
Она танцевала на лучших сценах мира, в том числе в Ковент-Гардене, пользовалась огромной популярностью. Впервые после побега оказалась в России в 1989 году. Наталье Макаровой скоро исполнится 78 лет, она по-прежнему живет в Америке. В 2018 году была удостоена приза балетного фестиваля Benois de la Danse «За жизнь в искусстве».
После того, как Наталия Макарова решила остаться за границей, главного балетмейстера театра Константина Сергеева уволили с работы.
Читайте также: