В израиле открыли мечеть
Абу-Гош - небольшое селение в Израиле, находится совсем рядом с Иерусалимом.
По одной из версий, жители Абу-Гош (أبو غوش) - переселившиеся с Кавказа на святую землю в османскую эпоху чеченцы/ингуши или черкесы. Но в отличие от соседних иорданских вайнахов и адыгов, они не мухаджиры XIX века, а гораздо более ранние мигранты XVI столетия. А само название Абу-Гош - по мнению местных, искаженное "Абу Ингуш".
Никаких достоверных доказательств северокавказскому происхождению местных не имеется. В восьмитысячном Абу-Гош на чеченском или ингушском языках не говорят - в ходу только арабский, иврит, да еще и русский- спасибо соседям-переселенцам из СССР. Вайнахской культуры и обычаев тут не знают. Но местным жителям нравится называть себя именно нохчо и отождествляться с чеченцами.
Жители Абу-Гош любят говорить о себе, как о чеченцах Жители Абу-Гош любят говорить о себе, как о чеченцахХотя, по мнению большинства исследователей, местные - почти стопроцентные арабы.
На въезде в Абу-Гош, например, висит огромный чеченский флаг с красноречивой надписью "Мы против террора, мы за мир".
- Мы — не евреи, не арабы, не христиане и не бедуины, - говорит мэр Абу-Гош Салим Джабер. - Вообще, наши предки 500 лет назад пришли сюда с Кавказских гор.
В Чечне об Абу-Гоше отлично знают. И всячески поддерживают братские отношения с абу-гошцами. Специальный представитель главы Чечни Рамзана Кадырова Юрий Мелец даже официально подтвердил, что жители Абу-Гош — не кто иные, как выходцы с Северного Кавказа.
В 2014 году Рамзан Кадыры построил тут за свой счет прекрасную мечеть имени Ахмат-Хаджи Кадырова. Кстати, одну из самых больших в Израиле, строительство Чечне обошлось в 6 млн долларов, плюс еще 4 собрали местные (открытые данные СМИ). Вот ее фото.
В израиле открыли мечеть
Ваша корзина
Ваша корзина пустаРектор Болгарской исламской академии: «Кул Шариф» — не мечеть, а музей
Фото: Муса Ибрагимбеков/EADaily
Ректор Болгарской исламской академии Рафик Мухаметшин в беседе с корреспондентом EADaily пояснил, почему в центре Казани нужно построить соборную мечеть на 10 тысяч человек.
«Строительство в центре Казани соборной мечети на 10 тысяч человек — вовсе не реализация каких-то амбициозных планов властей Татарстана, как сейчас любят рассуждать в прессе и в социальных сетях. Просто республике и городу Казани необходима большая мечеть. У нас в республике проводятся исламские мероприятия не только для населения, но и для татар, которые приезжают в Татарстан из других регионов России, а также из-за рубежа. Им надо собираться вместе, молиться. Возникла обыденная потребность в большой мечети. Мечеть на десять тысяч человек — не так уж и много. В Махачкале сейчас строят большой исламский центр имени пророка Исы (в исламе так называют Иисуса Христа — прим. EADaily). По моей информации, мечеть в этом центре будет вмещать до пятидесяти тысяч человек», — заявил Мухаметшин.
По его словам, в Татарстане, в отличие от Дагестана или Чечни, нет соборной мечети. «Мечеть „Кул Шариф“ в Казанском кремле соборной мечетью считаться не может. У „Кул Шарифа“ особый статус. Он является частью государственного музея-заповедника „Казанский кремль“, работает как музей — строго по часам, по праздникам он закрыт. В „Кул Шарифе“ вмещается всего около двух тысяч молящихся. Это очень мало», — говорит ректор Болгарской исламской академии.
EADaily напоминает, что в 1995 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал указ о строительстве в Казанском кремле мечети в честь сеида (потомка пророка Мухаммеда) Кул Шарифа — участника обороны Казани от войск Ивана Грозного в 1552 году. Согласно летописям, возглавляемый Кул Шарифом отряд его учеников-шакирдов до последнего оказывал ожесточенное сопротивление ворвавшимся в город и был истреблен на подступах к мечети.
Мечеть открыли в 2005 году, к 1000-летию Казани. Как сообщали некоторые СМИ, «Кул Шариф» должен был стать точной копией Соборной мечети Казани, разрушенной при осаде города в 1552 году. В действительности же «Кул Шариф» типичный «новодел» в турецком стиле (строили мечеть тоже турецкие подрядчики). После открытия «Кул Шарифа» властями республики было оговорено: для молитвенных собраний мечеть будет открыта только на Ураза-байрам и Курбан-байрам, а в остальное время будет работать как музей — со строго отведенными часами работы, платными входными билетами и санитарным днем. В традиционной мусульманской практике мусульмане должны собираться в мечети для общей молитвы каждую пятницу. В остальные дни недели мечеть должна быть открыта в любое время суток, чтобы каждый желающий мог совершить в ней вечерний или ночной намаз.
«Кул Шариф» построили в двух шагах от православного Благовещенского собора, что также противоречит нормам ислама. Обычно в средневековых мусульманских государствах, где присутствовало христианское население, храмы и мечети находились на значительном расстоянии друг от друга, — как это, в частности, было в столице Золотой Орды Сарае. Традиция не ставить в предельной близости друг от друга мечеть, храм или синагогу берет начало от хадиса о том, как халиф Умар ибн Хаттаб, покорив Иерусалим, отказался строить мечеть на месте христианского храма. Со времен жившего в VII веке халифа Умара культовые места разных религиозных общин Иерусалима размещались в отдельных кварталах, отведенных христианам, мусульманам и иудеям.
Следует отметить, что «Кул Шариф» построили с нарушением не только норм средневекового межрелигиозного диалога, но и общечеловеческой морали — на месте православного кладбища. При выборе площадки для строительства не удалось установить точного местоположения бывшей Соборной мечети — от нее не осталось малейших следов. Поэтому котлован под будущий «Кул Шариф» рыли «из соображений целесообразности» — на месте бывшего Троицкого монастыря. При земляных работах были найдены гробы. Татарские национал-сепаратисты тут же объявили найденные захоронения «останками защитников Казанского ханства» — при том что, как известно, мусульман хоронят не в гробах, а на носилках, завернутыми в саван. Найденные останки при большом стечении «активистов» погрузили на носилки и с большой помпой пронесли по Казани до Старо-Татарского кладбища, где закопали под безымянной доской, в братской могиле. Через несколько лет там поставили памятник с эпитафией в честь «безымянных защитников Казани». Очевидно, что под этим памятником до сих пор лежат кости монахов или каких-то монастырских благотворителей.
Где мечеть Аль-Акса? Всплеск противоречий внутри ислама: Израиль в фокусе
Портал newsru.co.il опубликовал обзор политической ситуации в Израиле за неделю, подготовленный журналистом Габи Вольфсоном.
Опросы общественного мнения в Израиле принято читать по определенному штампу. Суммируется число мандатов «Ликуда», ультраортодоксальных партий и тех, кто сейчас образуют блок «Ямина», а затем делается вывод о шансах Биньямина Нетаньяху сформировать правительство. Потом аналогичная операция проводится с мандатами «Еш Атид — ТЭЛЕМ», МЕРЕЦ, «Кахоль Лаван», НДИ — и получают картину шансов Яира Лапида стать премьер-министром. Объединенный арабский список в качестве партнера по коалиции не рассматривается.
Этот анализ безнадежно устарел. На выборах, к которым мы стремительно приближаемся, картина блоков будет совершенно иной. Это не означает, что, сделав большой круг, партии не могут вернуться туда, где они были ранее, но на выборах 2021 года картина будет совсем не та, к которой мы привыкли. Суммируя мандаты «Ликуда» и ультраортодоксов, альтернативным должен рассматриваться блок «Ямина», «Еш Атид — ТЭЛЕМ», НДИ, «Кахоль Лаван». В опросе, опубликованном 2 декабря телеканалом «Решет», этот блок набирает 59 мандатов. «Ликуд» и ультраортодоксы — лишь 43. Да, это только опрос, да, политическая карта на выборах в Кнессет будет выглядеть иначе, но у обитателей резиденции на улице Бальфур есть все основания тревожиться. И эта тревога может стать катализатором процесса, который остановит машину выборов, набирающую ход.
Голосование за законопроект по роспуску Кнессета в очередной раз продемонстрировало, насколько нерелевантно привычное разделение на правых и левых. «Ямина» вместе с МЕРЕЦ и большинством Объединенного арабского списка проголосовали за роспуск Кнессета и фактически за развал правой коалиции. Мансур Аббас и иные представители «Исламского движения» в Кнессете проголосовали за продолжение существования этого правительства. «Всё вверх ногами», как сказал когда-то Яир Лапид.
Выборы еще не объявлены. Утверждение в первом чтении законопроекта о роспуске Кнессета — еще не повод для печатания предвыборных бюллетеней. Тем, кто сомневается, стоит вспомнить ночь на 8 мая 2012 года. Закон о роспуске Кнессета тогда был утвержден уже не в предварительном, а в первом чтении, и на комиссии шла подготовка к его голосованию во втором и третьем. Депутаты судили и рядили, Зеэв Элькин умело тянул время, и почти никто не знал, что далеко за кулисами Биньямин Нетаньяху и Шауль Мофаз договариваются о создании правительства национального единства. Закон так и не был утвержден, правительство Нетаньяху — Мофаза просуществовало 70 дней, и лишь потом были объявлены выборы.
Как будет на этот раз, не знает никто. Нетаньяху хочет выборов в июне, когда, вероятно, можно будет отрапортовать о вакцинации всей страны или по крайней мере о начале процесса вакцинации. С этой точки зрения, ему гораздо выгоднее, чтобы Кнессет был распущен в результате утверждения закона, а не из-за непринятия бюджета. В первом случае дату выборов определяют политики, и тогда выборы могут состояться через 150 дней после принятия закона о роспуске. В случае распада правительства из-за непринятия бюджета мы пойдем на выборы ровно через 90 дней, то есть в марте.
Бени Ганц продолжает известный танец — «шаг вперед и два назад». «Кахоль Лаван» голосует за законопроект о роспуске Кнессета, и тут же Ганц заявляет, что «выборов еще можно избежать». Он подает серию законопроектов, очевидно направленных на демонстрацию своей независимости (закон о суррогатном материнстве, проект Основного закона о всеобщем равноправии, закон о Декларации независимости) и тут же отзывает один из них. Требование Ганца, опубликованное порталом Ynet, назначить выборы на конец февраля — еще один, никого ни к чему не обязывающий вброс. Одновременно с этим требованием Ганц объявил, что встретится с министром финансов Исраэлем Кацем для обсуждения проекта бюджета на 2020/2021 годы. Глава «Кахоль Лаван» надеется на чудо, которое позволит ему избежать сейчас кажущейся неминуемой политической смерти. «Я предпочел хлебать дерьмо, чтобы его не пришлось расхлебывать гражданам Израиля», — сказал Ганц, объясняя свое решение войти в правительство Нетаньяху. Складывается впечатление, что этот неаппетитный процесс для Бени Ганца далек от своего завершения.
В понедельник комиссия по регламенту начнет обсуждение вопроса о том, как будет проходить процесс подготовки законопроекта к первому чтению. «Ликуд» предпочитает, чтобы этим занималась комиссия Кнессета по законодательству, которую возглавляет депутат Яаков Ашер, представитель блока «Яадут а-Тора», верного союзника Биньямина Нетаньяху. Оппозиция хочет, чтобы законопроект был передан регламентной комиссии, которой руководит председатель фракции «Кахоль Лаван» Эйтан Гинзбург. Но за всеми этими процессуальными нюансами скрыт поиск ответа на один единственный вопрос: хотят ли Ганц и Нетаньяху выборов. Ответ, который все чаще звучит в коридоре Кнессета: «Нет, не хотят, но остановить процесс уже не в состоянии». Поэтому вариант согласованной даты выборов где-нибудь в апреле или мае, выглядит вполне реальным.
Для Биньямина Нетаньяху решающими являются два фактора: число мандатов, которые набирает в опросах блок «Ямина», и скорость самолета, который везет в Израиль вакцины от коронавируса. И если второе мало зависит от премьер-министра, то в отношении Нафтали Беннета, своего заклятого партнера, Нетаньяху собирается предпринять меры.
«Бени Ганца потащили за собой Лапид и Беннет. Они хотят выборов, и он пошел за ними», — раз за разом повторял на этой неделе премьер-министр Нетаньяху. Смысл этого высказывания прост: главные дестабилизаторы ситуации — это Лапид и Беннет, а Ганц слабый, безвольный человек, которого они увлекли за собой. Это только начало кампейна, который в «Ликуде» намерены запустить в полную силу после того, как будут объявлены выборы в Кнессет 24-го созыва. «Беннет вместе с Лапидом хотят свалить правое правительство и создать свое в союзе с МЕРЕЦ», — объявят в «Ликуде» и будут старательно вбивать это в головы израильтян всю предвыборную кампанию.
Надо сказать, что представители блока «Ямина» оказывают «Ликуду» посильную помощь. Когда депутат Матан Каана заявляет, что «Ямина» не отвергает на корню возможности сотрудничества с МЕРЕЦ после выборов, то очевидно, что кто-то в штабе «Ликуда» уже готовит из этой цитаты острое блюдо, которое будет подано избирателям в ходе предвыборной кампании.
Задача Нетаньяху: напугать избирателей Беннета его готовностью к союзу с левыми.
За избирателей «Ямины» поборется не только «Ликуд». Примерно треть тех, кто в опросах обещает поддержать «Ямину», ранее голосовали за «Кахоль Лаван». Этих людей будут пугать Смотричем, как пугают плохих детей дядей милиционером. «Каждый, кто голосует за „Ямину“, отдает свой голос Смотричу, который является партнером Дери и Лицмана по самой мракобесной коалиции со времен Второго Храма», — заявил на прошлой неделе Авигдор Либерман. Аналогичную риторику мы без сомнения будем слышать в ходе предвыборной кампании.
В лагере анти-Нетаньяху развернулась борьба не только за голоса избирателей, ушедших к «Ямине». Там — более со страхом, чем с надеждой — наблюдают за подготовкой к вступлению в игру новых игроков. Апгрейд, который получает в эти дни кандидатура Гади Айзенкота, очень напоминает аналогичный процесс в отношении Бени Ганца перед его вступлением в политику. Статья Равива Друкера в «Гаарец» с призывом «дать дорогу Айзенкоту», комплиментарные опросы, свидетельствующие о высокой популярности еще не созданной партии, возглавляемой бывшим начальником генштаба — все это повтор не очень удачного опыта последних трех лет. Более всего этим встревожен Яир Лапид, который не намерен на этот раз кому-либо отдавать право побороться с Нетаньяху во главе «антибибистского» блока.
Отношения в Объединенном арабском списке напоминают отношения между Ганцем и Нетаньяху. Партию РААМ обвиняют в предательстве интересов избирателей, однако не торопятся доводить дело до официального разрыва, так как риск не пройти электоральный барьер при раздельном участии в выборах слишком высок. Однако на леворадикальном фланге возможны и более глубокие изменения. В партии МЕРЕЦ усиливаются голоса, призывающие к созданию совместно списка с арабскими партиями. Это движение возглавляет глава фракции МЕРЕЦ Тамар Зандберг. Такой союз может с одной стороны увеличить представительство в Кнессете, а с другой может иметь и обратный эффект: совершенно не очевидно, что все арабские избиратели с восторгом отнесутся к союзу с партией, которая еще недавно позиционировала себя как сионистская. Неизвестно и как отнесутся к такому союзу избиратели МЕРЕЦ. Очевидно, однако, одно: левосионистская парадигма исчезает с политической карты страны, растворяясь в списке, основным идеологическим постулатом которого является отрицание права Израиля на существование как еврейского государства и стремление превратить его в «государство всех граждан».
В воскресенье на заседание правительства будет вынесена на голосование кандидатура будущего государственного прокурора Амита Айсмана. Еще не вступив в должность Айсман сделал заявление, звучащее диссонансом среди голосов руководства правоохранительной системы страны. По словам Айсмана, прокуратура должна научиться принимать критику не только формально, но и реагировать на нее, беря ответственность за ошибки и извлекая из них уроки. «Госпрокуратура в известной степени утратила доверие общества», — заявил Айсман. Если за этими словами будут стоять и конкретные дела, очень может быть, что новый государственный прокурор станет новым не только по времени, но и по содержанию. (newsru.co.il)
Портал «Мы здесь» опубликовал аналитическую статью политолога Владимира Поляка под заголовком «Где находится мечеть Аль-Акса?»
Мечеть, ставшая некогда символом борьбы палестинцев против Израиля, в последнее время превращается в символ другой, уже религиозной войны между ними и Саудовской Аравией. Противоречия между палестинцами и арабскими странами, поддерживающими процесс нормализации отношений с Израилем, перешли из политической плоскости в теологическую.
Известный израильский востоковед, доктор Мордехай Кейдар в статье, опубликованной на сайте газеты «Макор ришон», анализирует процессы, которые стоят за дискуссиями между саудитами и палестинцами о том, где находится настоящая Аль-Акса.
Считается, что именно Саудовская Аравия неформально возглавляет процесс подписаний «Соглашений Авраама» (о нормализации отношений с Израилем), поэтому именно в ее адрес направлена наиболее ожесточенная критика палестинцев. В ответ оппоненты стараются лишить палестинцев их основного козыря — утверждения, будто они сражаются за общее для всех мусульман дело, защищая главную святыню ислама: саудиты доказывают, что Аль-Акса находилась на территории полуострова, а вовсе не в Иерусалиме.
Доктор Кейдар подробно разбирает основные аргументы сторон. Палестинцы подчеркивают традиционное толкование, по которому мечеть Аль-Акса в Иерусалиме — это «первое направление молитвы, вторая мечеть (построенная через 40 лет после сотворения мира) и третье святое место (после Мекки и Медины)». Следовательно, именно Аль-Акса по совокупности играет чуть не главную роль в исламе, и ее статус даже выше, чем статус Мекки и саудовского королевства.
В последние годы саудиты вели на эту тему яростную полемику в соцсетях, но теперь дискуссия вышла на государственный уровень. 13 ноября саудовский публицист Усама Йемани в газете Okatha, официальном печатном органе королевства, опубликовал — явно с разрешения высших государственных и духовных лидеров страны — статью под заголовком «Где находится мечеть Аль-Акса?»
В ней саудовский автор, опираясь на ряд свидетельств из исламских источников, доказывает, что Иерусалим не был первым местом молитвы Мухаммеда, поскольку мечеть на Храмовой горе была построена только во времена халифов Омейядов — примерно через 60 лет после смерти Мухаммеда.
Йемани обращает внимание на политическую подоплеку строительства в Иерусалиме. Омейядский халиф Абд аль-Малик ибн Марван построил мечеть «Купол Скалы» в 691 году н. э., поскольку Абдулла Бен Аль-Зубайр, который контролировал Мекку, восстал в 682 году против Омейядов и требовал, чтобы те, кто совершал хадж, присягали ему на верность. Для того, чтобы паломники имели возможность совершить хадж в Иерусалим вместо Мекки, и была построена мечеть. Далее саудовский автор, ссылаясь на арабских историков IX века, добавляет, что настоящая «мечеть Аль-Акса расположена в Джуаране (деревня примерно в 30 км к северо-востоку от Мекки)».
Еще более радикально следующее суждение саудовского публициста: «Мы пришли к выводу, что это противоречие проистекает из политических интересов… и позиций, которые не имеют ничего общего с верой, добрыми делами или религиозным поклонением».
Комментируя это заявление, Кейдар суммирует позицию саудовцев следующим образом. В конце VII века вспыхнул политический конфликт между центром в Мекке, контролируемым семьей Хашимитов, и центром в Дамаске, где базировались Омейяды. Из-за этого Мекка была закрыта для Омейядов, и в результате они избрали Иерусалим в качестве альтернативного места для хаджа. Чтобы поддержать этот шаг с религиозной точки зрения, они интерпретировали хадис о ночном перенесении Мухаммеда (упомянутый в главе 17 Корана), как путешествие в Иерусалим, в то время как на практике речь шла о мечети под названием «Аль-Масджид аль-Акса», находящейся недалеко от Мекки.
Здесь необходимо сделать примечание для тех, кто не так искушен в исламоведении, как доктор Кейдар. Им будет любопытно узнать, что сам Иерусалим в тексте суры 17, действительно, не упоминается. Там дословно сказано: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (17:1).
Арабское слово «ак̣с̣а» является формой прилагательного «к̣ас̣ӣ», что означает «далекий» или «дальний», и переводится как «самая отдаленная».
Собственно, сама сура 17 посвящена ночному путешествию (Исра) Мухаммеда и последующему его вознесению на небеса. С другой стороны, во время вознесения на небеса Мухаммед принял участие в молитве вместе с древними израильскими пророками и библейскими героями, которые фигурируют под арабизированными именами, в том числе Юсуф (Иосиф), Харун (Аарон), Муса (Моисей), Ибрагим (Авраам). Это и могло послужить основанием интерпретации места вознесения, как находящегося в Иерусалиме.
В любом случае, согласно Кейдару, саудовский подход «серьезно подрывает, если не полностью устраняет, религиозную основу требований палестинцев о том, чтобы Восточный Иерусалим был столицей палестинского государства». Фактически он низводит их до обычной национальной и территориальной претензии. На практике это — тяжелый удар по делу палестинцев, как для националистов ООП и ПА, так и для исламистов ХАМАСа и «Исламского джихада».
Однако очевидно, что религиозная война между саудитами и палестинцами вместе с их союзниками, среди которых — «Братья-мусульмане», Катар и Турция — продолжится. Как полагает Кейдар, ответный удар может прийтись по самой чувствительной точке — происхождению семьи Сауд: ведь королевская семья родом не из Хиджаза (где находятся Мекка и Медина), а из Неджда. К суннитским оппонентам Саудовской Аравии присоединятся иранцы, которые также пытаются подорвать религиозную законность саудовского правления над Меккой и Мединой, святыми местами для всех мусульман, включая шиитов.
Еще одним важным последствием нынешнего конфликта стала растущая готовность мусульман исследовать политические корни ислама. В итоге в XXI веке мы наблюдаем новый серьезный всплеск религиозных противоречий между приверженцами одной из главных мировых религий.
Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме
30 апреля, 2018 0 commentФильм о Храмовой Горе
На Карте
Экскурсии
Олд Сити, Иерусалим
Святыни 3-х религий Иерусалима
Экспресс экскурсия по Старому городу Иерусалим
Экскурсия Мусульманский Иерусалим
Jaffa Gate, Omar Ibn Katab, Jerusalem
Стопами Пророков. Индивидуальный тур в Иерусалим
На место, где стоит Аль-Акса, Бог чудесно перенес своего избранника из Мекки, здесь тот говорил с прежними пророками Мусой, Ибрахимом и Исой, здесь ангелы подготовили его к вознесению на небеса.
Также Аль-Акса почитается как:
- Второе из построенных в мире «жилищ Аллаха».
- Место, которое он называл «благословенным» и где совершал чудеса.
- Единственное в мире святилище, где пророк Мухаммад молился вместе со всеми посланцами Аллаха.
- Усыпальница сотен посланцев Аллаха, друзей и учеников пророка.
- Единственная мечеть, которую можно «отыскать» в тексте Корана. Причем 70 раз.
«Аль-Акса» означает «отдаленная», так назвал ее Аллах, когда перенес сюда Мухаммада.
Трудная судьба мечети
Когда в Иерусалим явился халиф Умар ибн Аль-Хаттаб, он увидел на Храмовой горе городскую свалку. Легенда говорит, что он сам, голыми руками разгреб кучу мусора, чтоб преклонить колени для молитвы. Далее он повелел убрать со священной земли хлам и отбросы и выстроил небольшой дом для молений.
Пятый омейядский халиф Абдул-Малик ибн Мерван впоследствии расширил мечеть, а его сын Аль-Валид в 705 г. завершил постройку. Но здание простояло менее 40 лет — землетрясение уничтожило его. В 754 и 780 мечеть восстанавливали, но в 1033 очередной подземный толчок снова превратил ее в руины. Спустя два года Али аз-Зихир выстроил то здание, что видим мы сегодня.
С тех пор многие арабские правители вносили свои коррективы в облик строения, стараясь сделать мечеть Аль-Акса красивее и значительнее. У нее появился минарет, купол, фасад.
В 1099 г. захватившие Иерусалим крестоносцы увидели уже довольно обширное здание — и использовали его по-своему. Над куполом загорелся позолоченный крест, часть храма превратилась в христианскую молельню, в другой части со временем разместился командор свежесозданного ордена Бедных воинов Христа и Храма Соломонова Гуго де Пейн. Храмом Соломоновым как раз и стала Аль-Акса. Сейчас этот рыцарский орден чаще называют тамплиерами.
Судя по всему, размеры мечети позволяли разместить в ней не только церквушку и резиденцию ордена, но и арсенал, и даже конюшни.
В 1291 г. крестоносцам пришлось бежать со Святой Земли, откуда изгнал их мамлюкский султан Халил Аль-Ашраф, более известный как Салах Ад-Дин. Он велел сбросить с купола Аль-Аксы крест. Амир Дамаска Нуруддин Занги, бывший в дружеских отношениях с Салах Ад-Дином и веривший, что тот победит христианских рыцарей, еще до падения Иерусалима принес в дар мечети удивительный минбар (деревянное возвышение для имама), созданный специально для Аль-Аксы. Минбар был очень искусно сделан из дерева — и все его части соединялись без клея, без единого гвоздика, словно в напоминание о первом минбаре пророка Мухаммада (то был обычный обрубок финикового дерева, с него пророк проповедовал в Медине).
Архитектура и интерьер
Сейчас Аль-Акса внутри состоит из центральной галереи, образованной мраморными колоннами, к которой с востока и запада примыкают еще по три. Центральная галерея покрыта серой крышей. Южная сторона храма увенчана массивным куполом, облицованным листами серого свинца, с северной — семь дверей, каждая из которых ведет в свою галерею.
Внешне Аль-Акса похожа на скромного аскета в пыльной одежде, внутри же все по-иному. Арки и колонны, белоснежный мрамор и чудесные мозаики (мозаичный изнутри даже «суровый» купол), золотая утварь. Так и кажется, что это — намеренно созданный образ, снаружи неприглядный и мрачноватый, но скрывающий внутри сокровища.
Паломнические туры для Мусульман
Хадж в Израиль и Иорданию в марте 2020
Тур Зиярат. Земля Пророков
Мечеть Аль Акса, Иерусалим
Паломнический тур для Мусульман в Израиль в ноябре 2019
Особенности храма Аль-Акса
Поскольку рядом расположены несколько мечетей, которые создают один архитектурный объект, многие мусульмане путают, какая именно святыня является мечетью Аль-Акса.
Внимание привлекает роскошный двадцатиметровый в диаметр золотой купол огромной мечети Куббат ас-Сахра. Однако, стоит помнить, что святыня имеет меньшие габариты, более скромный внешний вид и всего один минарет. Её купол покрывают специальные свинцовые листы серого цвета. Несмотря на такой незаметный облик, мечеть числится третьей по значимости в Исламе.
Мечеть Аль-Акса
Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме считается одним из важнейших символов Ислама. Является 3-ей почитаемой святыней для мусульман после Запретной мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка Аль-Набави в Медине. Также важным фактом является то, что только эта мечеть упомянута в Священном Коране.
Аль-Акса сегодня
К прискорбию, сегодня Аль-Акса — не просто великая святыня, вмещающая 5 000 молящихся и имеющая неоспоримую историческую и архитектурную ценность. Исламские экстремисты стараются превратить ее в некое «пугало» для своих давних врагов израильтян, заведомую «жертву» арабо-израильского конфликта: любые попытки предпринять археологические изыскания или какую-либо стройку на Храмовой горе вызывают у исламистов одну и ту же реакцию — демонстративно-оскорбленную: Израиль мечтает уничтожить мечеть Омара!
События вокруг храма
В августе 1969 г. некто Дэннис Рохэн, австралийский фундаменталист-сектант, ворвался в здание с канистрами легковоспламеняющейся жидкости и поджег ее. Мечеть Аль-Акса пострадала, несмотря на вполне оперативные действия израильских пожарных. Погиб в огне тот самый, легендарный миндар Салах Ад-Дина.
Исламский мир буквально взорвался негодованием. Религиозный фанатик-пятидесятник, член христианской секты «Церковь Бога», у которого что-то перемкнуло в затуманенной головушке, превратился в «сиониста по фамилии Коэн», получившего за поджог святыни то ли 50, то ли все 100 миллионов долларов! Судебные медики нашли у поджигателя реактивный психоз. Возможно, это был знаменитый «иерусалимский синдром», которому, между прочим, подвержены люди любой конфессии. Рохэн закончил свои дни в психиатрическом учреждении на родине. Видно, мифические сто миллионов ему совершенно не помогли.
Отголоски этого шизофренического происшествия со временем превратились в гром, называемый Интифадой Аль-Аксы — всплеск насилия со стороны арабов с Западного берега Иордана и в Секторе Газа в 2000 г. И будто дублируются до сих пор, правда, в весьма агрессивном смешанном мусульманско-израильском варианте. В последний раз стычка на Храмовой горе случилась 14 июля 2017 года — арабскими террористами были ранены трое израильтян из органов правопорядка. Двое скончались в больнице. Что сообщили из ХАМАС, ведь за день до теракта на сайте Палестинского информационного центра висели фото этих парней с довольными улыбками? А из ХАМАС сообщили, что парни — ровесники убитых полицейских — мстили евреям. За что? Разумеется, за осквернение мечети Аль-Акса!
История появления мечети Аль-Акса
Эта мечеть имеет многовековую историю. Храм Аль-Акса был возведён в Иерусалиме, на Храмовой горе в 636 году по поручению праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.). В переводе с арабского языка название означает «мечеть отдаления». Это связано с дальним расположением храма от Мекки.
Изначально это был скромный молитвенный дом, который не сохранился до наших времён. Последующие халифы перестроили его в храм и расширили территорию, так как он не вмещал всех желающих. Также его приходилось реставрировать после землетрясений, пожара и других катастроф. Али аз-Зихир последний, кто кардинально изменил храм и сделал его таким, каким мы видим его до сих пор. Остальные правители изменяли только внешний вид святыни. Теперь мечеть Аль-Акса вмещает единовременно до 5000 мусульман.
Ремонтные работы изменили внутреннюю структуру храма. На сегодняшний день в отреставрированной святыне много разнообразных колонн из камня и мрамора, арочных проёмов и каменных столбов. Они соединяют семь галерей под одним куполом, куда возможно зайти с разных семи сторон. Три галереи находятся в западном крыле, три – в восточном и одна центральная. Изнутри купол и стены отделаны мозаикой, которая придаёт залам величественность и необыкновенную красоту. Также были достроены дополнения к главному зданию: купол и минарет. Фасад мечети несколько раз менялся за многие столетия.
Мечеть Аль-Акса — третья важнейшая святыня ислама
Человек не мусульманского вероисповедания, если его спросить о главных святынях ислама, скорее всего назовет Мекку и Медину. Действительно, храмы Аль-Харам в Мекке и Пророка в Медине вспоминаются сразу. Не все знают, что третье место с древнейших времен занимает мечеть Аль-Акса в Иерусалиме.
Долго она служила так называемой киблой — направлением, куда молящийся мусульманин обращается лицом (сейчас это Кааба в Мекке).
Мусульмане считают своим долгом обязательно посетить Аль-Акса по возможности хотя бы в праздники. Чем же она заслужила такое благоговейное отношение? Вид у нее довольно скромный — особенно если сравнить ее с находящимся рядом зданием Куббат ас-Сахра с его сверкающим куполом. Эти две мечети нередко путают). Обе они входят в единый архитектурный комплекс Харам Аль-Шариф — и обе в традиции ислама связаны с важнейшими событиями из жизни пророка Мухаммада.
Содержание Статьи
Видео
Откуда взялось название «Соломоновы конюшни»?
История мечети Аль-Акса была непростой и содержит множество периодов. Они отразились на названиях некоторых помещений храма. Например, святыня имеет просторную площадь в подвале с необычным названием «Соломоновы конюшни». Оно связано с древней историей Храмовой горы. Раньше на ней располагался храм Соломона, который был разбит римлянами. Однако гору так и продолжили называть Храмовой.
В 1099 году Иерусалим пережил захват крестоносцами из-за чего половина мечети была переформировала в церковь христианской веры. Остальную часть помещения занимали тамплиеры, хранилось оружие и боеприпасы, а также денники для военных коней. Позже Салах ад-Дин одержал победу и выгнал крестоносцев со святыни. Однако, воспоминания о различных событиях в мечети смешались, откуда и получилось такое необычное и странное название помещения в подвале – Соломоновы конюшни.
Значимость святыни
В истории Ислама мы можем найти отсылки к долгому путешествию пророка Мухаммеда в город Иерусалим из Мекки и вознесению его на небеса с каменной скалы на горе в конце жизненного пути. Поэтому именно на этой земле была возведена мечеть. Во время Исры перед Мухаммадом (с.а.в.) возникли другие пророки, посланные Богом: Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам) и Иса (Иисус).
После единовременного чтения молитвы небесные ангелы совершили омовение сердца, чтобы Пророк мог вознестись на небеса. Мухаммед прошёл путь по ступенькам, средь семи небесных сфер, и предстал перед Аллахом. Он поведал ему молитвенные таинства и разъяснил действия ритуала намаз. Такое чудодейственное явление названо в религии как Мирадж. Оно и придаёт храму особый статус священного места. Теперь Вы знаете, что Аль-Акса – это не просто старинная достопримечательность Иерусалима, но и один из главных символов Ислама.
На протяжении многих лет эта мечеть была для мусульман особым ориентиром, который называется киблой. В какой бы точке земного шара не находился верующий, каждый должен совершать ежедневные молитвенные ритуалы и намазы в сторону точно установленного направления – киблы. Сейчас этой святыней является Кааба, благодаря своим размерам и габаритам.
Мечеть Аль-Акса
Мечеть Аль-Акса — большой мусульманский храм в Иерусалиме и одна из наиболее почитаемых святынь ислама. Она стоит на Храмовой горе – самой возвышенной части Старого города. Вместе с храмом Купол скалы (Куббат ас-Сахра) мечеть Аль-Акса (Аль-Масджид аль-Акса) образует величественный религиозный комплекс Харам аль-Шариф. Во многих туристических путеводителях существует путаница, и за Аль-Аксу принимают блестящий золотом свод соседней мечети – Купола скалы.
Мечеть Аль-Акса обладает многовековой историей. Она была возведена еще в VII веке. На арабском языке ее название означает «дальняя мечеть». Длина мечети Аль-Акса составляет 80 м, а ширина – 55 м. Внутреннее пространство мусульманской святыни способно вместить до пяти тысяч верующих. Здесь захоронено несколько исламских религиозных деятелей и пророков.
Сэкономь на путешествии!
Основные моменты
Мечеть Аль-Акса имеет религиозный статус третьей святыни ислама. Больше нее мусульмане почитают только мечети аль-Харам в Мекке и Аль-Масджид ан-Набави или храм Пророка, который стоит в городе Медина. Иерусалимская святыня служила первой киблой для всех приверженцев ислама, то есть направлением, в сторону которого они поворачиваются, совершая намаз. Позже в качестве киблы была избрана Мекка.
Мусульмане верят, что Мухаммед чудесным образом перенесся в это место из Мекки и вознесся на небеса с каменной скалы на горе. Наряду с другими мусульманскими святынями древнего города, мечеть Аль-Акса находится под попечительством и надзором иорданского правительства. К такому соглашению две страны пришли еще в 1994 году.
К сожалению, этот мусульманский храм порождает постоянные конфликты между евреями и арабами. Чтобы прекратить возможные проблемы, полиция Израиля периодически запрещает доступ к обеим мечетям на Храмовой горе для лиц моложе 50 лет, либо только мужчинам до 50 лет.
История мечети Аль-Акса
Первый храм в этой части Старого города соорудили по распоряжению халифа Омара (Умара) ибн аль-Хаттаба в 636 году, поэтому его иногда называют «храмом Омара». Поначалу мечеть Аль-Акса представляла собой маленький дом для молитвы.
Во времена правления 5-го халифа Омейядского халифата Абду-ль-Малик ибн Марвана небольшая мечеть Аль-Акса уже не вмещала всех пришедших на молитву, поэтому было принято решение расширить здание. Работы по реконструкции мечети растянулись на долгое время и были завершены уже при сыне правителя Аль-Валиде в 705 году.
Через 41 год в Иерусалиме произошло сильное землетрясение, которое полностью разрушило храм. Но халиф Аль-Мансур нашел средства и рабочих и святыню отстроили заново в 754 году. Многочисленные перестройки в конструкцию храма внесли при приемнике Аль-Мансура халифе Аль-Махди (780 год). До наших дней сохранилось здание, возведенное в первой половине XI века, во времена правления Али аз-Зихира. Оно заменило старую постройку, сильно поврежденную во время мощного землетрясения 1033 года.
В 1099 году древний город захватили войска крестоносцев. Они стали использовать здание мечети как христианскую церковь – храм Соломона. Кроме того, иерусалимский король Балдуин II передал часть помещений бывшего мусульманского храма ордену Тамплиеров. Здесь жили рыцари, а также хранилось оружие и доспехи. Для своих нужд тамплиеры пристроили с западной стороны от храма длинную галерею. Они называли свою резиденцию в Иерусалиме «Соломоновым двором». Большой подвал, в котором во времена рыцарей-тамплиеров содержали лошадей, по сей день именуют «Соломоновыми конюшнями».
Когда городом завладел султан Саладин (Салах ад-Дин), Аль-Аксу восстановили как мечеть. По распоряжению этого правителя все следы присутствия христиан на Храмовой горе были уничтожены.
Особенности архитектуры и интерьеров
Полусфера большого купола поднимается над полом на 17 м. Изнутри она выложена мозаикой, а с наружной стороны обшита листами свинца серого цвета. Стены храма снизу декорированы белыми мраморными плитами, а вверху – мозаичными узорами.
Внутри мечеть Аль-Акса разделена на несколько нефов или протяженных галерей. Величественную галерею, расположенную в центре, поддерживают арочные перекрытия и стройные колонны, сделанные из мрамора. По обеим сторонам от нее находится еще по три небольших нефа. В каждый из них с северного фасада ведет отдельная дверь. Помимо них, мусульманский храм имеет еще четыре входа: 1 с востока, 2 с запада и 1 с юга.
Полезная информация для туристов
В мечети Аль-Акса могут побывать все желающие, независимо от вероисповедания. Туристов просят одеваться в скромную одежду и не шуметь, проявляя уважение к чувствам верующих. Женщинам и мужчинам не разрешено прикасаться друг к другу, даже если они находятся в супружеских отношениях. Перед входом в здание необходимо разуться.
На Храмовую гору можно попасть в зимнее время с 7.30 до 10.30 и с 12.30 до 13.30, летом с 8.00 до 11.00 и с 13.15 до 15.00. Здесь нельзя курить, а внутри мечети Аль-Акса не разрешено снимать видео и фотографировать.
По пятницам и в праздничные дни на гору допускают исключительно мусульман. Посетить оба храма и музей мусульманского искусства можно по единому билету, который стоит 30 шекелей.
Как добраться
Мечеть Аль-Акса стоит в 600 м к юго-востоку от храма Гроба Господня. Проход на Храмовую гору для туристов возможен лишь через расположенные возле Стены Плача древние Магрибские ворота. Подъехать сюда можно на автобусах № 1, 3, 3К, 5, 43, 51, 76, 76А, 111 и 764.
Что следует знать туристам
Побывать в этом месте может любой желающий, независимо от вероисповедания. Но прежде чем посетить столь значимое и священное место, необходимо узнать о нём и о правилах поведения на его территории. Для новых посетителей открывается необычайный вид на огромный архитектурный объект, состоящий их двух мечетей: храм Куббат ас-Сахра и храм Аль-Акса. Вся местность, вся территория Храмовой горы имеет огромную значимость и считается святым местом как для мусульман, так и для иудейских верующих. По иудейским преданиям на этом месте находится Ковчег Завета. Здесь и началось сотворение всего мира.
Священные земли строго охраняются, поэтому мечеть окружена высоким забором. Зайти на территорию Храмовой горы возможно через несколько ворот, но туристы могут попасть туда только через древние Магрибские ворота, расположенные возле Стены Плача. Каждый посетитель проходит тщательный досмотр вещей и контроль на пункте охраны.
Также стоит помнить о надлежащем внешнем виде: мужчинам запрещено посещать это место в шортах, а женщинам нельзя надевать юбки, шорты и откровенные вещи с отрытыми плечами и декольте. При входе в храм Вам необходимо снять обувь. Внутри мечети мужчинам и женщинам нельзя дотрагиваться друг до друга, если даже они состоят в брачных отношениях. Также в храме запрещено делать фотографии, а также снимать видео.
Время посещения Храмовой горы:
- В зимний период с 07:30 до 13:30 (перерыв с 10:30 до 12:30)
- В летний период с 08:00 до 11:00 и с 13:15 до 15:00.
На протяжении всех исламских праздничных дней, а также каждую пятницу вход в сами мечети возможен только для мусульман. Туристам необходимо взять с собой деньги, так как посещение священных мест платное. Возможно приобрести единый билет, который даёт право также на посещение познавательного музея исламской культуры.
Если Вы будете придерживаться этих несложных, но обязательных правил, Вы сможете полностью окунуться в религиозную атмосферу, проникнуться таинствами исламской культуры и насладиться красивой архитектурой.
Читайте также: