В иудаизме субботний отдых 5
1. Ночное сборище ведьм, сопровождающееся диким разгулом (в поверьях эпохи Средневековья).
Перерыв в работе, окончание работы в какое-либо урочное время.
Возглас, выражающий категорическое требование прекратить что-либо и соответствующий по значению сл.: довольно! кончено! баста!
толковый словарь ушаковаша́ба́ша, м. [др.-евр. - покой].
1. (ша́баш). Субботний отдых, предписываемый еврейской религией.
2. (ша́баш). В средневековых поверьях - ночное собрание ведьм, сопровождавшееся диким разгулом. «Будь я с предрассудками, я порешил бы, что это черти и ведьмы покатили на шабаш.» Чехов.
3. (шаба́ш) только ед. Окончание работы в какое-н. урочное время (простореч. устар.). Вечерний шабаш.
4. (шаба́ш) в знач. сказуемого. Довольно, кончено, баста (простореч.). «Шабаш, не буду больше пить!» Чехов. «Ты моли бога, чтобы без всякой жалости просто прикокнули тебя, и шабаш.» Максим Горький. «Лишнего не высказывай, стой на этом, и шабаш.» Л.Толстой. «Бьет одну карту за другой, да и шабаш.» Салтыков-Щедрин.
|| Употр. как сигнал гребцам перестать грести в знач. довольно, будет (в этом знач. сближается с пов. накл. от глагола шабашить; мор.).
толковый словарь ожегова1. В иудаизме: субботний отдых.
2. В средневековых поверьях: сборище ведьм.
II. ШАБА́Ш, частица (прост.). То же, что баста Больше не курю, ш.
толковый словарь даляШАБАШ - муж., евр., шабаш, суббота, праздник, день молитвы;
| отдых, конец работе, время свободное от дела, пора роздыха. Утренний, вечерний шабаш. Работать на один шабаш, более зимой, все светлое время. Дать шабаша, уволить с работы. Шабаш, миряне, обедня вся! Работать уроками или на шабаш, как кончил, так и свободен.
| нареч. стой, полно, будет, кончено. Шабаш, ребята! Шабаш! мор., приказное слово гребцам: полно грести. Шабашная пора, - день. - колокол, в который бьют шабаш. Шабашить, пошабашить, кончить работу в урочный час. Шабашенье, действие по гл. Шабашка жен. шабашки, шабашное время. По шабашкам на себя работаем.
| Шабашки, дрова, щепа, обрубки, уносимые плотниками с работы домой. Шабашковая работа, по шабашам.
| Шабашковые свечи, у жидов, сальные, маленькие, по 16 и более на фунт; они должны догарать сами. Шабашчивый, кто любит рано шабашить. Шабашник, -ница, пошабашившие фабричные. Шабашевать, у жидов, справлять шабаш, праздновать день субботний. Как солнце в пятницу закатилось, так жид и среди дороги распрягает коней и шабашует или шабашкует. -шеванье ср. -шкованье, действие по гл. Шабашничать, прогуливать рабочие дни, дать себе произвольно шабаш. За границей, рабочие, вымогая высшую плату, нередко шабашничают скопом, стачкою. -ничанье, действие по гл. Шабашник пск. большой серый дрозд, птица.
популярный словарь-а и прост. шаба́ш, -а́, м.
1) Субботний отдых, предписываемый еврейской религией.
Старая, никому не нужная жизнь подходит к концу. Только и осталось от нее, что соблюдал законы, не ел того, что не положено, справлял шабаш (Гарин-Михайловский).
2) В средневековых поверьях: ночное сборище ведьм, колдунов и т. п.
Недаром говорят, рыбаки водят дружбу с русалками! Видно, нынче шабаш их? Окаянные, и смоляную бочку зажгли для праздника, все. по-нашему, по-человечьи (Лажечников).
3) перен. Неистовый разгул.
Шабаш разыгравшейся стихии.
Эта вечно голодная стая хищников справляла свой безобразный шабаш, не желая ничего знать, кроме своей наживы и барыша (Мамин-Сибиряк).
4) прост. Окончание работы; перерыв для отдыха.
Рабочие обливались потом, но, казалось, не обращали на это внимания и почти никто не делал передышки. В одиннадцать часов прозвонили шабаш на целый час (Станюкович).
ба́ста (разг.), все (разг.), коне́ц (разг.)
5) в значении сказ., прост. Хватит, довольно, пора кончать.
Шабаш, не буду больше пить! (Чехов).
ба́ста (разг.), все (разг.), то́чка (разг.)
6) (кому/чему, в значении) сказ., прост. Подчеркивает окончательное, безусловное прекращение чего-л., гибель кого-л. или чего-л.
Захар, собрав последние силы, не дав сердцу разорваться прежде, чем он скажет, твердо договорил: - Слухай. Я помираю. Шабаш (Бунин).
ко́нчено (разг.), коне́ц (разг.)
шабашева́ть, шаба́шка прост., шаба́шный прост., шаба́шить прост.
Из польского через посредство украинского языка (укр. ша́баш ‘сборище ведьм’ ← польск. szabas ← идиш. Schabbes ‘суббота’ ← др.-евр. šabbāth ‘день отдыха в конце недели’, ‘седьмой день недели’). Шаба́ш ‘баста’, ‘хватит’ с ударением на конечном слоге - русское новообразование. В русском языке - с XVIII в.
Ша́баш различается значением с просторечной формой шаба́ш ‘окончание работы’, ‘хватит’, ‘гибель’, имеющей ударение на последнем слоге.
словарь существительныхША́БАШ, -а, м
День отдыха, свободный от каких-либо занятий, работы; суббота (в иудаизме).
Говорили мне, например, что ночью по субботам полмиллиона работников и работниц, с их детьми, разливаются как море по всему городу, наиболее группируясь в иных кварталах, и всю ночь до пяти часов празднуют шабаш… (Дост.).
энциклопедический словарьША́БАШ -а; м. [от др.-евр. sabbath - суббота] В народных поверьях: ночное сборище ведьм, колдунов и т.п., сопровождающееся диким разгулом. Ш. на Лысой горе. / Разг. О диком разгуле. Поднять, устроить ш. Ш. пьяного веселья.
ШАБА́Ш Разг.
I. -а; м. Конец работы или перерыв. Объявить ш. Нигде - никого. Видать, ш.
II. межд. Команда полного окончания работы или объявление перерыва. Ш., ребята! суши вёсла. Ш.! по домам пора.
III. в функц. сказ.
1. Хватит, довольно, пора кончать. Ш.! больше не курю. Ш., сколько можно сердиться.
2. Гибель, конец. Ш. моему покою. Ш. холостяцкой жизни!
ша́ба́ш (от древнеевр. шаббат - суббота), 1) субботний отдых, праздник, предписываемый иудаизмом.
2) В средневековых поверьях - ночное сборище ведьм.
3) (С ударением на 2-м слоге) окончание работы (в просторечии).
ШАБАШ - ША́БА́Ш (от др.-евр. шаббат - суббота),
1) субботний отдых, праздник, предписываемый иудаизмом.
2) В средневековых поверьях - ночное сборище ведьм.
3) (С ударением на 2-м слоге) окончание работы (в просторечии).
большой энциклопедический словарьШАБАШ (от др.-евр. шаббат - суббота) -..1) субботний отдых, праздник, предписываемый иудаизмом
2)] В средневековых поверьях - ночное сборище ведьм
3) (С ударением на 2-м слоге) окончание работы (в просторечии).
академический словарь-а и шаба́ш, -а́, м.
Субботний отдых, предписываемый еврейской религией.
В средневековых поверьях - ночное сборище ведьм.
|| перен.; чего или какой.
Эта вечно голодная стая хищников справляла свой безобразный шабаш, не желая ничего знать, кроме своей наживы и барыша. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.
Весь этот шабаш пьяного веселья подействовал на Бориса. Куприн, Черный туман.
3. (шаба́ш). прост. устар.
Окончание работы; перерыв для отдыха.
Жара была отчаянная. Рабочие обливались потом, но, казалось, не обращали на это внимания и почти никто не делал передышки. В одиннадцать часов прозвонили шабаш на целый час. Станюкович, Севастопольский мальчик.
Андрей Иванович воротился после шабаша прямо домой и принес Александре Михайловне весь заработок. Вересаев, Два конца.
4. (шаба́ш) в знач. сказ. прост.
Хватит, довольно, пора кончать.
- Да уж я и сам понимаю теперь, что эгоист! Нет, шабаш! исправлюсь и буду добрее! Достоевский, Село Степанчиково.
Команда гребцам перестать грести.
К шести часам шлюпочное ученье кончается. Полубаркас № 13 - у борта. - Шабаш! - кричит унтер, и шестнадцать весел бесшумно убираются. Вишневский, Война.
- Ш-шабаш! Гребцы после команды звеньевого еще разок изо всех сил дружно рванули веслами и выпустили из рук. Никандров, Красная рыба.
5. (шаба́ш) в знач. сказ. прост.
Захар, собрав последние силы, не дав сердцу разорваться прежде, чем он скажет, твердо договорил: - Слухай. Я помираю. Шабаш. Бунин, Захар Воробьев.
- За ней [лошадью] целая свора волков ---. Ну, думаю, шабаш: слопают черти. Гладков, Повесть о детстве.
[От др.-евр. šabbath - суббота]
словарь слов из произведений русской литературы, неизм.,в знач. сказ, (прост.).
Довольно, хватит; конец.
► А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш. // Салтыков-Щедрин. Премудрый пескарь //*
1. Субботний отдых, предписываемый иудейской религией.
2. В средневековых поверьях ночное сборище ведьм.
3. Неистовый разгул.
► Эта вечно голодная стая хищников справляла свой безобразный шабаш, не желая ничего знать, кроме своей наживы и барыша. // Мамин-Сибиряк. Приваловские миллионы //*
На шабашах. Дон. 1. Бесплатно. 2. За чужой счёт. СДГ 3, 198.
полутолковый словарьХотя термин Ш. произведен от слова «шаббат», к ночному сборищу ведьм равно, как и к оргии нечистых антисоветских сил отношения не имеет. Первоначально слово Ш.(ШАБАШИТЬ) означало «работа по субботам». За пределами одесского языка спустя сто лет после появления термина Ш. «шабашниками» стали именовать мужские коллективы отпускников, в основном, представителей интеллектуальных профессий, то есть прослойку между рабочим классом и колхозным крестьянством. Эта интеллигенция предпочитала проводить отпуска на строительстве коровников и прочих объектов в сельской местности. Не потому, что инженерская зарплата в СССР стала главной темой многих анекдотов. А лишь бы быть поближе к колхозному народу, не стесняющемуся по поводу расценок на строительные работы, чтобы доказать свою приверженность идеалам социалистического строя. В свою очередь, кроме как регулярно воровать, колхозники предпочитали не делать ничего более путного в своих коллективных хозяйствах. И не только по субботам, чем лишний раз доказывали историческую закономерность появления колхозов в качестве передовых на всей земле методов хозяйствования. Каждый колхоз имел так называемого шефа (завод либо фабрика в городе), обязанного оказывать подшефным всяческую помощь. Кроме шабашников, всякие научные сотрудники и прочая интеллигенция уже не по своей воле регулярно поставлялась в колхозы с лопатами и вилами, перебирала гниль в овощехранилищах и всячески способствовала вывозу навоза на поля в начале февраля. Вместе с неполноценной прослойкой к уборочной привлекались студенты, солдаты и партизаны, но хлеб все равно покупали в Канаде, мясо в Австралии, а многомиллиардные долги колхозов по давней привычке списывали еще несколько лет назад. Так родился термин ШАБАШНИК в русском языке. В одесском же языке слово Ш. за семьдесят лет до возникновения колхозов стало означать полное завершение либо временное прекращение работы.
- Отличный роман. Но, к сожалению, в нем не нашла отражение тема Великой Октябрьской революции. К тому же, вы понимаете, руководству может показаться, что великолепно написанная сцена в гостиной слегка отдает порнографией.
Спустя три месяца писатель приносит переделанное произведение. «Шерлок Холмс висел на люстре. Внизу сидел граф в кожаном пиджаке. За окном шумела революция».
- Значительно лучше, - обрадовался редактор. - Но в таком виде произведение нельзя публиковать. Подумайте сами, какой-то граф есть, он же наверняка в последствии станет белогвардейцем. Зато о роли рабочего класса - ни слова. Нужно слегка доработать.
Проходит еще два месяца и писатель приходит к редактору. «Шерлок Холмс висит на люстре. За окном шумит революция. Двое рабочих копают канаву».
- Прекрасно. Просто великолепно. С годами ваш талант не утрачивает своей великой реалистической силы. Но вы понимаете, этот Шерлок Холмс. Ну не наш он и работает не теми методами, не опирается на широкие массы населения, как учит милицию партия. Потом, вы же знаете, Шерлок был наркоманом. Он морфием кололся. Понятно, это лишний раз говорит о насквозь прогнившем империалистическом обществе, но зачем нам возможные неприятности с комитетом по печати. К тому же у Шерлока был друг Ватсон, который воевал в Афганистане. Сами понимаете, какие могут возникнуть параллели. Но самое главное, в вашем блистательном романе слабо прослеживается вера рабочего класса в светлое будущее.
Через год редактор читал окончательный вариант романа. «С потолка свисает лампочка. За окном шумит революция. Двое рабочих копают канаву.
- Шабаш, Вася, - сказал один из них.- Завтра дороем».
орфографический словарьша́баш, -а, твор. п. -ем (субботний отдых; сборище ведьм)
словарь ударений1. ша́баш, -а, -ем (у иудеев: субботнийотдых; в нар. поверьях : сборище ведьм)
2. шаба́ш, межд.; в знач. сказ.(кончено, довольно)
(субботний отдых, предписываемый иудейской религией; в средневековых поверьях: сборище ведьм; неодобр. неистовый разгул)
Он вглядывался в ша́баш беспримерный
На черных рынках пошлости всемирной.
Б. А. Ахмадулина, Иероним Босх
Сведения о происхождении слова:
Это древнееврейское по происхождению слово заимствовано нашим языком из польского, ср. szabas, оно сохраняет в исходной форме характерное для польского языка ударение на предпоследнем слоге. Иное значение (см. ниже) и ударение на последнем слоге - русское новообразование.
II шаба́ш́
(разг. кончено, довольно)
трудности произношения и ударенияша́баш и шаба́ш. В знач. «субботний отдых, праздник, предписываемый иудаизмом; в суеверных поверьях - ночное сборище колдунов, ведьм, сопровождаемое диким разгулом» - ша́баш, род. ша́баша. Соблюдать ша́баш. Ведьмы ша́баш справляют. В знач. «окончание работы, отдых; конец, гибель; хватит, довольно» - шаба́ш, нескл., употр. в функции сказ. Поработали - теперь шаба́ш. Умираю, шаба́ш мне. Больше не курю - шаба́ш.
формы слов1. ша́баш, ша́баши, ша́баша, ша́башей, ша́башу, ша́башам, ша́баш, ша́баши, ша́башем, ша́башами, ша́баше, ша́башах
Суббота — не день отдыха!
Написано в книге Шмот (31:12—13): «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: скажи сыновьям Израиля: только бы вы соблюдали Мои Субботы, ибо она (Суббота) — знак между Мной и вами во всех ваших поколениях. Чтобы Вы знали, что Я — Всевышний, освящающий вас». Обратите внимание, здесь Суббота названа знаком. Но — знаком для кого и о чем?
Древний еврейский мыслитель рав Саадия Гаон поясняет, что Суббота сообщает народам мира буквально следующее: перед вами — еврей, сын народа, который избран Всевышним. Т.е. еврея всегда можно узнать по его поведению в Субботу. Находясь в городе, он в этот день недели закрывает свой магазин; находясь в пути, останавливается на отдых…
Представьте себе большой торговый город, например, Нью-Йорк. Известно, что в нем половина недельного торгового оборота приходится на один день — на Субботу. Так и говорят, что американцы делают «шопинг» по Субботам. Нетрудно представить себе, как выглядят торговые кварталы днем в пятницу: работа кипит, подвозят новые товары, моют витрины, все готовятся к завтрашнему дню. Вдруг мы замечаем хозяина одного магазина, который ведет себя по меньшей мере странно: вместо того чтобы готовиться к большому рабочему дню, уже в полдень он закрывает свой магазин и спешит домой! Одно из двух: либо приболел, либо еврей. Третьего не дано…
Суббота — своего рода еврейский флаг, именно она выделяет потомков Авраама, Ицхака и Яакова из всех народов мира. Причем выделяет куда больше, чем кашрут или национальные праздники.
И в самом деле, соблюдение законов Субботы свидетельствует о еврейской сути в человеке. Прекратить в Субботу все виды рабочей деятельности — единственное ритуальное предписание, упомянутое Торой в Десяти Заповедях.
Но, насколько велико значение Субботы в иудаизме, настолько же велико непонимание ее смысла за пределами круга изучающих Тору евреев. Законы Субботы вызывают у людей массу вопросов. Вот только некоторые из них:
— Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
— Почему в Субботу еврей вынужден ходить пешком? Это утомительно, куда удобнее проехать на машине!
— Почему у людей должна быть какая-то установленная форма отдыха? Если кому-то нравится ходить в синагогу — на здоровье. Но другие предпочитают активный отдых (походы, занятия спортом), третьим по нраву ездить на море, четвертым — ходить в театр. Почему все это запрещено в Субботу?
Нетрудно заметить, что эти и многие другие вопросы исходят из одной предпосылки: Суббота — день отдыха. И если это действительно так, то они, эти вопросы, вполне уместны. Но в том-то и дело, что Суббота — не просто выходной, не просто «уик-энд», когда мы можем развлечься, отключившись от нашей профессиональной деятельности, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Нет сомнения, в седьмой день можно помимо прочего и отдохнуть, но разве только для этого дана нам Суббота?
Вернемся к отрывку Торы, с которого мы начали. Суббота в нем названа знаком. Многие комментаторы Торы не соглашаются с раби Саадией Гаоном, трактующим Субботу как знак народам мира о том, что тот, кто ее соблюдает, — еврей. Тогда о чем этот знак, это свидетельство? Как пишут комментаторы о том, что мир создан в шесть дней. Написано в книге Берешит: «И были завершены небо и земля со всем их воинством. И закончил Всевышний в седьмой день Свой труд, которым занимался, и прекратил в седьмой день всю работу, которую делал. И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его, ибо в этот день прекратил всю Свою работу, которую, созидая, делал».
Прекратив, подобно Творцу, работу в седьмой день недели, человек свидетельствует: этот мир однажды был создан, у него есть Хозяин, Творец. Другими словами, наш мир существует не потому, что подчиняется вечным и неизменным законам природы. Он был создан Высшей силой с определенной целью, и лишь она дает смысл всему Творению. Таким образом, субботний покой — не что иное, как акт веры!
Впрочем, в Создателя мира верят миллионы людей на земле, им трудно не признать роли Творца, но сознание того, что мир неслучаен, что он сотворен, никак не влияет на их повседневную жизнь. Это сознание, правда, проявляется в посещении храмов, в молитвах и литургиях. Но еврей призван выразить свою веру в действии. Еврейский ребенок, не срывающий цветок в Субботу, даже если ему очень хочется его сорвать, свидетельствует о Творце больше, чем десятки толстых фолиантов религиозных философов.
Так мы подошли к первому выводу. Субботний покой — не способ отдыха в выходной день, а свидетельство перед всеми людьми о том, что мир сотворен и у него есть цель.
Однако субботним покоем еврей свидетельствует о сотворении мира не только перед теми, кто его окружает, но в первую очередь перед самим собой. И снова вопрос: свидетельствовать перед собой — что это значит?
Французский писатель Альбер Камю говорит: «Существует разрыв между теоретическим, воображаемым знанием и знанием реальным. Этот разрыв позволяет спокойно уживаться с идеями, способными перевернуть привычную жизнь, если бы идеи эти были пережиты истинно». Даже тот, кто верит во Вседержателя, может жить так, будто Его нет. Человек ощущает способность преобразовывать мир, в котором живет, подчинять и ставить себе на службу силы природы. Чувствуя власть над природой, он забывает о своем происхождении и начинает мнить себя хозяином миpa. «Человек проходит как хозяин необъятной родины своей,» — пелось в известной песне 30-ых годов. Еще бы, ведь он научился запускать ракеты на луну, перекрывать и пускать вспять реки, выпустил ядерного джина из бутылки. Чем не хозяин!
Спору нет, стремление к подчинению сил природы — в разумных рамках, конечно, — не противоречит замыслу Творца. Наоборот, Всевышний повелел только что созданному первому человеку (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и осваивайте ее». Беда лишь в том, что, осваивая и завоевывая мир, человек склонен забывать, Кто послал его на эти завоевания.
Рассказывают об одном царе, отправившем боевого генерала усмирять восставшую провинцию. Армия готовилась в поход, а царя стали посещать сомнения. Из истории он знал, что нередко полководцы настолько свыкались с ролью завоевателей, что не в силах были передать власть над покоренными землями своим государям, а потому объявляли себя самостоятельными правителями новых провинций. И хотя генерал казался проверенным и надежным, все же на душе у царя было неспокойно. Долго он решал эту проблему и наконец придумал. Когда генерал пришел на аудиенцию, чтобы получить последние наставления, царь сказал: «Приказываю тебе раз в неделю, какая бы тяжелая обстановка ни сложилась на фронте, бросать всё — штаб и офицеров, абсолютно всё! — и являться ко мне во дворец с докладом о ходе кампании».
Расчет царя был прост: опасность состоит в том, что на фронте генерал чувствует такую власть, что постепенно начинает забывать о своем господине. Забывает, что на самом деле он только солдат, пусть с аксельбантом и эполетами, но все же один из военнослужащих, посланных для того чтобы выполнить задачу царя. То есть, теоретически-то он, конечно, об этом догадывается, ведь когда-то давал присягу, точно такую же как и остальные солдаты, но все же, реально ощущая свое могущество в действующей армии, считает себя хозяином положения, властелином. Несколько раз в месяц прекращать бои, чтобы посетить царский дворец, — для него этого будет достаточно, чтобы истинное положение вещей укрепилось в его реальном знании, а ощущение власти не затмило понимания своей роли при господине-царе, по воле которого он и воюет.
Так и мы — раз в неделю должны приостановить свои «завоевания», отказаться на двадцать четыре часа от проявлений нашего господства над природой, оставить ее в покое. Мы не хозяева земли! Шесть дней мы покоряли природу, ставя ее силы себе на службу. Но в седьмой день не вмешиваемся в естественный ход явлений, не изменяем мир, а только вновь и вновь испытываем удовольствие от служения настоящему Хозяину.
Кстати, кто сказал, что в Субботу нельзя работать? Можно! Ведь Суббота — отнюдь не выходной день. К примеру, человек может работать официантом в гостинице, накрывая и убирая столы хоть все двадцать четыре субботних часа и при этом нисколько ее не нарушать. Или работать сторожем, воспитателем, преподавателем… Работать в Субботу не запрещено! Нельзя только проявлять свою власть над природой.
Однако давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть общее название — мелаха (множественное число — мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Всевышнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир. Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свое посланничество, и должны быть прекращены в Субботу — вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет.
Что запрещено делать в субботу?
Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).
Слово млаха, которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику — передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой. И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.
В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой. Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:
• варка и выпечка, замешивание теста;
• молотьба, помол, просеивание;
• стирка (вручную или машиной);
• рисование, черчение, писание, стирание написанного;
• стрижка, бритье, маникюр;
• зажигание и тушение огня любыми способами;
• ловля рыбы, установка ловушек и капканов;
• уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);
• перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.
Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).
По решению мудрецов
Нарушение субботы — тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» — так говорит Тора (Шмот, 31:14).
Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут, когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.
К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:
• купля и продажа;
• езда на животных;
• плаванье на лодке;
• игра на музыкальных инструментах;
• включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой) ( Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)
• манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ, то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;
• прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, —этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:
• перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);
• приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).
Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.
Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.
ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) — самое подходящее средство против забывчивости.
Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное — особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.
КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?
§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.
§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).
§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.
В иудаизме: субботний отдых, 5 букв, 1 буква «Ш», сканворд
Слово из 5 букв, первая буква - «Ш», вторая буква - «А», третья буква - «Б», четвертая буква - «А», пятая буква - «Ш», слово на букву «Ш», последняя «Ш». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
В иудаизме: субботний отдых, 5 букв, 2 буква «А», сканворд
Слово из 5 букв, первая буква - «Ш», вторая буква - «А», третья буква - «Б», четвертая буква - «А», пятая буква - «Ш», слово на букву «Ш», последняя «Ш». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Шаббат в Израиле: праздник или день трудностей?
Когда мы едем в Израиль с визитом, поездкой или паломничеством, мы можем испытать некоторые неудобства во время субботы.
Магазины будут закрыты, движение не будет работать, а количество открытых закусочных будет ограничено.
Чем так примечательна суббота?
В иудаизме суббота - седьмой день недели.
Шаббат - это праздник, день отдыха. Это самый важный день для всех евреев.
Это памятник циклу сотворения мира, а также исходу израильтян из Египта.
Он начинается с заката в пятницу и заканчивается почти через час после заката в субботу.
В пятницу днем мы можем услышать взаимное приветствие «шабат шалом» на улицах Израиля.
Субботнее время
Шаббат в Израиле: праздник или день трудностей?В иудаизме много различных праздников.
Суббота начинается в пятницу вечером со службы в синагоге.
После возвращения домой хозяйка дома зажигает две свечи в сумерках (но их может быть и больше).
Затем хозяин дома благословляет всех членов семьи, читая кидуш за бокалом вина.
В субботу семья съедает три праздничных обеда и поет субботние песни.
Суббота также отводится на молитвы (в синагоге и дома).
К вечеру субботы и в конце периода субботнего отмечается церемония Хавдала, или «отделение» праздника от обычного рабочего дня.
Субботние ограничения и запреты
В четверг и пятницу готовятся блюда, которые нужно съесть во время праздника.
Этот день также связан с запретом повседневной работы.
Список из 39 запрещенных дел можно найти в Мишнаджот Шаббат, договоре в Моэде (второй из шести разделов Мишны). Назовем лишь несколько:
- вспашка,
- посев (полив растений, бросать семена на землю),
- замешивание теста (также замешивание муки с водой),
- отбеливание (удаление пятен, замачивание одежды),
- шитье (склейка, стыковка материалов),
- письмо (рисование лекал, проставление штампов),
- разжигание огня (горелки, включение света, нажатие кнопок электрических приборов, поддержание огня в камине).
Государство Израиль и трудности в субботу
Шаббат в Израиле: праздник или день трудностей?И здесь мы подходим к проблемам, с которыми мы можем столкнуться по прибытии или отъезде в субботу.
В Израиле законодательно регламентировано функционирование различных сфер жизни.
С пятницы после заката до субботы после заката базары закрыты, большинство магазинов и еврейских ресторанов закрыты.
Так что по приезду у нас будут проблемы с покупкой продуктов.
Тем более, общественного транспорта нет. Автобусов и поездов нет.
Единственный способ добраться из аэропорта в Тель-Авив или Иерусалим - это частные такси по субботнему (более дорогому) тарифу.
То же самое будет и при улете - чтобы добраться до аэропорта за это время, придется взять дорогое такси.
За рулем, скорее всего, будет араб.
Время посещения Израиля
Из-за трудностей во время субботы лучше всего приезжать в Израиль в пятницу не позднее полудня, поскольку магазины и рестораны систематически закрываются с 3:00 до 4:00.
Кроме того, примерно с полудня систематически прекращается движение общественного транспорта (автобусы и поезда).
Однако безопаснее приземлиться в аэропорту в четверг.
Кроме того, вылет из Израиля может быть либо субботним ночным рейсом (после окончания шаббата), либо воскресным рейсом.
В случае прибытия и отправления в субботу следует учитывать дополнительные расходы на аренду такси.
Субботние удобства
Различные удобства есть не только в отелях Израиля, но и в отелях других стран.
Они помогают соблюдать законы, связанные с еврейской субботой, например, открывать комнаты обычным ключом, а не электронным, предлагают свет в комнате с фотоэлементом или лифт, который перемещается в режиме шаббата, то есть поднимается с первого этажа на верхние этажи без нажатия каких-либо кнопок.
Лифт просто открывает и закрывает двери на каждом этаже (или на каждом втором) этаже, и вы можете входить и выходить, не нажимая никаких кнопок.
В некоторых духовках также есть режим предварительного нагрева или очень медленного приготовления.
Блюда устанавливаются в полдень пятницы, а установка температуры поддерживает готовность блюд к употреблению в пятницу вечером и в течение субботы.
Отгадайте загадку:
Пришла без красок И без кисти И перекрасила Все листья. Показать ответ>>
Пришла Таня в жёлтом сарафане; Стали Таню раздевать, Давай плакать и рыдать. Показать ответ>>
Про что всегда говорят в будущем времени? Показать ответ>>
Почему евреи не работают в субботу?
Для евреев суббота – всегда особый день. Это связано с их религиозными убеждениями. Как известно, религия евреев – иудаизм. Они верят в Старый Завет и его законы.
Так вот, в Торе, Пятикнижии Моисеевом, сказано, что Господь сотворил мир за шесть дней. Седьмой день, субботу, он отдыхал. Позже, когда Моисей выводит евреев с Египта по милости Божией, он по пути в землю обетованную, в пустыни, принес скрижали с новым заветом между людьми и Богом. Одним из пунктов заповедей Божьих есть почитание субботы, как дня Господнего.
Что это значит? Суббота – должен быть день полного отдыха. Этот день люди должны посвящать Богу, духовным раздумьям и излечению души. В субботний день нельзя ничего делать.
Евреи называют этот день Шаббат. Если другие дни недели не имеют названия, то суббота – единственный, который как-то называют. Считают, что существует список из 39 дел, которые нельзя делать в субботу. Для евреев работать в этот день – это большой грех. Даже когда еврейских женщин привозили в Европу, они как-то незаметно умудрялись почитать день субботний и ничего не делать.
Самое главное, чего нельзя делать в субботу – это работать. Особенно это касается той работы, где люди что-то создают новое. В первую очередь это касается приготовления пищи. Готовить еду считается грехом. Поэтому женщины готовят в пятницу на два дня. Интересно, что разогревать еду тоже нельзя.
Также грехом считается вязать, шить и вообще держать нитки в руках. Нельзя в субботу и писать.
В субботу все одеваются праздно. Есть очень много разных интересных традиций, которых придерживаются евреи. Праздник Шаббата начинается практически в пятничный вечер. Тогда хозяйка зажигает свечи и читает молитву. На стол кладут не обычный, а праздничный золотистый хлеб и только после молитв отца садятся за стол.
Разговоры в субботние дни не похожи на обычные. Никто не говорит о будничных проблемах. Все разговаривают о духовном: о Боге, Торе. Интересным является тот факт, что изучение Торы разбито на главы согласно субботам. Евреи читают ряд молитв и проводят ритуалы.
Евреи прямо за столом поют интересные необычные песни. Они настраивают на позитивный лад на всю неделю.
Если же в субботу попадает какой-то иной праздник, то этот народ в первую очередь исполняет все традиции Шаббата, а только потом уже праздника. Это еще раз подчеркивает, насколько важна для евреев суббота.
Когда-то давно они верили, что субботний отдых и молитвы – это первый залог того, что Господь не откажется от них.
В конце дня священной субботы проводят ритуал Авдала. Он создан для того, чтобы показать разделения между остальными обычными рабочими днями и праздником Шаббата. Евреи этой церемонией прощаются со святой субботой и возвращаются к будничным ежедневным заботам.
Интересно, что субботы могут быть особенными и обычными. Особенные отличаются литургиями и обрядами, ими могут быть «суббота покаяния», «суббота песнопения» и т. д.
И все-таки для евреев суббота – это не только страх перед Богом за то, что ты можешь согрешить, а скорее наоборот – благословение. Ведь Бог, таким образом, дает такую нужную людям паузу, когда можно отдохнуть и посвятить хотя бы один день недели себе и Богу.
Как мне кажется, нам как раз не хватает такого дня, когда можно ничего не делать, а посвятить весь день себе и своей семье, отключить все гаджеты, и просто сходить погулять. Хотя бы раза два в месяц. Время идет, а мы в заботах и делах.
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Как сделать так, чтобы полюбить кого-то самому и чтобы этот кто-то вас тоже полюбил?
Случайный анекдот:
Приезжает Пол Маккартни в Россию. На пресс-конференции журналистка спрашивает его: "Почему у вас так много совместных песен с неким Ленноном?" Маккартни отвечает: "Я с глубоким уважением отношусь к России. У меня сложилась личная дружба с г-ном Путиным. Русская публика - одна из самых горячих в мире. Вы задали мне умный, глубокий вопрос. Но ваша розовая кофточка. "
Знаете ли Вы?
При дворе короля Франции Людовика XI аристократки питались только супом, будучи уверены, что чрезмерные жевательные усилия способствуют появлению преждевременных морщин.
Отгадайте загадку:
Тоньше его пряжи не найдёшь в продаже. Показать ответ>>
Торговля мелким домашним животным, расфасованным в непрозрачную тару, изготовленную из прочной материи? Показать ответ>>
Тороча, тороча, Одна нога покороче. Полез под овин — Остальну переломил. Показать ответ>>
Читайте также: