В древней греции мальчики с 12 лет посещали
Палестра – частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет.
Гимнасий – воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции, где обучали чтению и письму с интенсивным курсом физической подготовки.
Стилос – металлическая или костяная палочка для письма.
Философ – любящий мыслить, профессиональный мыслитель, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения
Олимпионик – олимпийский чемпион.
Олимпийские игры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
- Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
- Энциклопедия для детей «Всемирная история» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.
- Энциклопедия для детей «Культура мира» под редакцией Е. Ананьевой. – М.: «Аванта», 2004.
- Энциклопедия для детей «Страны, народы, цивилизации» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Само слово школа имеет греческое происхождение и переводится как «досуг», «учебное занятие».
Школы в Греции, как и у нас с вами, были разные, правда, учились в них только мальчики. Для девочек школ не было, их учили дома. Мать передавала им те знания, какие имела сама. Самым главным было домоводство, а уж потом пение, музыка и грамота.
Мальчики с 7 лет под присмотром педагога отправлялись в школу. Педагог был рабом, непригодным для какой-либо работы, он мог даже плохо говорить по-гречески, и поэтому его обязанностью был присмотр, а не обучение ребенка.
На уроке письма маленькие греки писали на натертых воском дощечках металлической или костяной палочкой. Она называется стиль или стилос.
Греки переработали уже известный вам финикийский алфавит. Греческая система письма была более простой. Они первыми ввели в алфавит гласные буквы. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны.
Создание таблицы умножения и теоремы приписывают греческому мыслителю Пифагору. В древности ученики знакомились с поэмами великого Гомера «Илиадой» и «Одиссеей». Многие греки могли похвастаться тем, что знают сочинения Гомера наизусть.
Маленькие греки учились мудрости на баснях Эзопа, напоминающими басни И.А Крылова. К истории в Греции относились с особым уважением, ведь им было чем гордиться.
Например, победой над персами в греко-персидских войнах. Подвиг 300 спартанцев во главе с царёем Леонидом, героическое Саламинское сражение воспитывали в маленьких греках гордость за родину, мужество и готовность сражаться за независимость Эллады. Память об этих событиях, а также многих других событиях древней истории сохранилась до нашего времени благодаря древнегреческому «отцу истории» Геродоту. Его трактат «История» изучают и современные историки.
Не обходилось в греческой школе и без всеми любимых уроков музыки и физической культуры. Эти уроки были столь же важными, как и все остальные. Греки считали, что идеальный гражданин полиса должен быть не только умным и грамотным, но и высоконравственным и физически развитым человеком. Любовь к музыке, театру, танцам, занятия гимнастикой были не менее важны, чем знание математики.
В возрасте 12 лет многие из детей начинали посещать еще одну школу – палестру. Ее название происходит от слова «пале», т. е. борьба. Не трудно догадаться, что здесь большое внимание уделялось занятиям борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Каким должен быть греческий юноша, наглядно демонстрировали статуи знаменитых греческих скульпторов Поликлета и Мирона. Скульпторы изображают человеческую фигуру в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.
Копия древнегреческой статуи Мирона «Дискобол»
Была еще одна афинская школа. Это гимнасий. Здесь обучение проходили уже не дети или юноши, а взрослые афиняне. Здесь обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлениях. В разные периоды времени в гимнасиях мы могли бы услышать речи уже известного нам Пифагора и других известных греческих философов, которые выступали перед многочисленными слушателями. Они излагали свои мысли по поводу устройства вселенной, законов природы, управления государством. Итак, в Греции были школы трех видов: школа, палестра и гимнасий.
Греция – родина философов. Философ в переводе с греческого означает «любящий мудрость». Это мыслитель, занимающийся познанием мира, причин всех явлений.
Знаменитый греческий философ Аристотель первым привел доказательства того, что Земля круглая. Не менее известный Фалес Милетский впервые определил продолжительность года, а заодно и измерил высоту египетских пирамид. Знаменитый греческий врач Гиппократ первым высказал мысль, что болезнь – это не «кара богов», а естественное для организма явление. Именно его имя носит знаменитая клятва, которую дают все врачи мира: «Не навреди пациенту». Это лишь малая часть тех открытий, которые сделали греческие мыслители и ученые.
Практически все современные науки берут свое начало в Древней Греции.
Если в гимнасиях греки в основном состязались в мудрости, знаниях, то свои умения в беге, метании копья атлеты могли продемонстрировать в Олимпии – небольшом городке на Пелопоннесском полуострове. Здесь у подножия храма Зевса, который является одним из чудес света, располагались стадион и ипподром, где состоялись в 776 г. до н.э. первые Олимпийские игры.
В программу первых Олимпийских игр входил только бег. История сохранила даже имя первого Олимпийского чемпиона, олимпионика, как называли их в Древней Греции. Удивительно, но им стал простой пекарь по имени Кореб. Символом победы стал оливковый венок, медалей тогда не давали.
Позже стали проводиться борьба, кулачные бои, метание копья, диска и молота, прыжки в длину, гонки на колесницах. Несмотря на то, что в соревнования олимпиады вошли дисциплины из военного дела, этот период был периодом абсолютного мира. Никто не смел ступать на землю Олимпии с оружием в руках. Участники же давали клятву, что готовились и будут состязаться честно.
На стадионе находились только одни мужчины, женщин не допускали на Игры под страхом смертной казни, но они могли, тем не менее, стать олимпийскими чемпионками, если были богатыми и владели колесницей, потому что именно хозяин лошадей, а не наездник считался победителем в этом состязании.
До сих пор никто из борцов не превзошел рекорд легендарного Милона Кротонского, борца, который становился олимпиоником 6 раз! Значит, никто не мог его победить на протяжении 24 лет!
Олимпийские Игры проводились более 1000 лет, но в 394 году были запрещены как пережиток язычества и возродились только в конце XIX века. А в древности являлись символом мира, призывали состязаться не на войне, а в ходе соревнований.
Жизнь греков сопровождалась многочисленными праздниками. Почти все они были посвящены богам. Самыми знаменитыми были праздники в честь Диониса. Греки верили, что бог присутствует на празднике. Участники распевали песни и разыгрывали сценки, которые с течением времени становились всё длиннее и разнообразнее. Так появились жанры представлений: трагедия и комедия. В переводе с греческого слово «трагедия» означает «песнь козлов». Название произошло от того, что участники шествий, которые сопровождали бога Диониса, одевались в козлиные шкуры.
Участники комедий изображали сценки из реальной жизни. Целью такого представления было выставить на потеху публики забавную ситуацию или дурной характер того или иного человека.
Позже для показа представлений отводились специальные места. Как правило, оно располагалось у подножия пологого холма. На склонах делали каменные ступеньки для зрителей – театрон (от греческого слова «Смотрю»). Так зародился бессмертный театр.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Установите соответствие между именами греческих учёных и их деятельностью.
Мизогиния как основа устройства общества
Связь между двумя мужчинами пересекала тщательно выстроенные социальные барьеры: мужчина занимал место женщины или раба.
Женщин греки считали несовершенными существами, которые постоянно хотят секса, неспособны к разумному рассуждению и самоконтролю.
Жены должны были управлять домохозяйством и растить детей — на публике они появлялись только во время религиозных церемоний. Среди мужчин нельзя даже было упоминать их имена.
Низкий статус женщины обосновывался медицинскими теориями школы Гиппократа. Согласно Гиппократу, устройство человеческого организма определяется составом и течением телесных соков. Женщина по природе влажная и холодная — тепло она берет от мужчины во время сексуального акта. Женская матка считалась отдельным органом, который может перемещаться по телу и при недостатке удовлетворения может привести к безумию или удушью.
Женщинам физиологически необходим секс, поэтому им нужно как можно скорее выходить замуж и рожать детей.
По словам Демосфена, положение женщины в греческом обществе было следующим:
«Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц — ради ежедневных телесных надобностей, тогда как жен берем ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также чтобы иметь в доме верного стража своего имущества».
В реальности женщины, возможно, пользовались куда большей свободой, чем это признавалось моралистической риторикой. Но мы об этом почти ничего не знаем: источники, которые до нас дошли, за единичными исключениями написаны мужчинами.
Доминирование и пенетрация — мужское дело
Но верхом непристойности для мужчины были кунилингус и пассивная позиция во время анального или орального секса. Человека, который опустился до такой низости, называли сinaedus (аналог современного «пидор»), он становился объектом презрения и насмешек. Мужская пассивность была нарушением гендерных, моральных и политических норм. Она уравнивала гражданина с женщинами и рабами, а это было недопустимо.
В Греции и Риме не было геев и гетеросексуалов — только те, кто пенетрирует, и те, кого пенетрируют. Историки назвали это «пенетрационной моделью» греческой и римской сексуальности.
Ориентация — дело вкуса и случая, главное — положение сторон во время полового акта. Активным мог быть только мужчина, свободный гражданин политического союза. Пассивной должна была быть женщина, раб или юноша, еще не достигший зрелости. Мужчины, которые предавались эротическим забавам с мальчиками, вполне могли быть добропорядочными мужьями и отцами.
Эротическая связь между юношей и взрослым мужчиной почиталась в Древней Греции, откуда ее вместе с философией и математикой и позаимствовали римляне. Но там связь была не столько сексуальной, сколько педагогической.
«В Греции, — писал Мишель Фуко, — истина и секс соединялись в форме педагогики через передачу драгоценного знания от одного тела к другому; секс служил опорой для посвящения в познание».
Греческое образование
Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.
Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.
Образование греки начинали получать по достижении 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении мамы, была у него и кормилица. Со школьной скамьи на первый план выходил отец и раб-учитель. Именно рабы были педагогами. Дословно в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий». Раб, приставленный к юному школьнику, не только сопровождал его в школу, но и следил за достойным воспитанием.
В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:
- Грамматист.
- Учитель-знаток церковных порядков.
- Музыкант.
Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.
Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.
Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.
Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.
Мальчики пели обрядовые песни. Хором или соло. В репертуаре были и гимны для торжественных случаев. Учителей, которые занимались с детьми разучиванием песен, называли «кифаристами». Они же обучали игре на разнообразных инструментах. Чаще это были кифара и лира.
Интенсивное физическое развитие начиналось с 12 лет. Обязательными были занятия гимнастикой. Учителя физкультуры именовали «педотриб», что в переводе с греческого значит «тренер ребенка».
В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.
Занятия спортом шли в специально предназначенных для этого местах. Помещения, больше похожие на гимнастические залы или манежи, называли «палестры». Уроки сопровождали звуки флейты. В Греции с самых древних времен было принято устраивать музыкальное сопровождение при занятиях любым спортом.
По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.
Обучение представительниц прекрасной половины
Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.
Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.
Спарта
Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.
С семи до 20 лет мальчиков воспитывали в лагерях. Были эти заведения государственными. Молодые люди постоянно тренировали свою выносливость, наращивали силу. Без физической подготовки не проходило ни дня. Условия в таких заведениях были что называется «спартанскими». Это значит – довольно жесткими. Спали мальчишки чуть ли не на голых досках. Самым сообразительным доводилось собирать солому на подстилку. Одежды, кроме набедренных повязок, у воспитанников лагерей не было. Ею доводилось обзаводиться в возрасте примерно 12 лет. Считалось, если ребенок дожил до таких лет, он будет воином, достойным жителем и защитником Греции.
Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.
Кстати, главными методами воспитания в Спарте были жестокость и суровость, практиковались разнообразные наказания. Во всем учителя Спарты проявляли твердость характера, выдержку. При этом имело место чрезмерное увлечение военным делом, что считалось нормой для Спарты, но не для остальной Греции. Конечно, невосполним был урон, который наносился умственному и творческому развитию детей-спартанцев. За это современники спартанцев афиняне и жители других полисов критиковали их воспитание, поскольку во всей остальной Греции больше почиталась так называемая «калокагатия» - идеалы красоты, добра, мудрости, креативности, если говорить современным языком.
Афины
В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.
Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.
Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные – учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше – высшая школа.
Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.
Те, кто мог заплатить за обучение, после школы отдавал своих отпрысков в гимназии («гимнасий».) Отроков готовили и к воинской службе. В Афинах действовала учебное заведение, по современным меркам напоминающее военное училище. Мальчики шли в него с 18 лет. В последующем их ждала служба в армии.
Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства
Смотрите также
Гора Олимп в Греции. Где вершились судьбы людей, и самих богов !
Прогулка с вулканом
Есть множество причин, по которым любой путешественник, мог бы посетить остров Нисирос на юге Эгейского моря: окунуться в целебный источник и привезти домой на память блестящий сувенир, родившийся в раскалённой лаве, поклонится чудотворной иконе Богородицы, подивиться мощи огненных сил земли. С виду Нисирос, красивый, но абсолютно не пригодный для жизни остров.
Метеоры в Греции. Монастырь Святого Варлаама
Метеоры - настоящий рай для паломников и туристов. В этот раз мы отправляемся в Монастырь Святого Варлаама. Короткий экскурс поможет вам определиться с маршрутом в Метеоры и правильно выбрать гида
Острова Греции — это мелкий бисер, разбросанный по небесно-перламутровой глади Эгейского моря. Каждый из них имеет множество загадок, для раскрытия которых в этот край приезжают туристы со всего мира. Сегодня поговорим о побережье полуострова Кассандры, места, которое манит туристов своей девственной природой и песчаными пляжами. Небольшие деревушки, разбросанные по побережью Халкидики, полуострова, к которому собственно и относится Кассандра, отличаются мирным течением жизни среди достопримечательностей, имеющих историческое, культурное и религиозное значение для христиан всего мира. Это еще один немаловажный плюс к преимуществам путешествий в эту часть Греции.
Кикладская цивилизация - бабушка античности
В южной части Эгейского моря располагается архипелаг Кикладских островов. В переводе с Греческого языка «Киклады» значит «лежащие крУгом». В древние времена Киклады были покрыты густыми лесами. Наиболее крупные из них – Наксос, Парос, Андрос и Тенос населяли ионийцы, а Мелос, Феру и Антипарос – дорийцы.
«Учи его, пори его!» - о воспитании в Древней Греции
Наконец-то мы с тобой добрались до строгих правил поведения для древнегреческих детей. Тех самых, за неисполнение которых полагалось суровое наказание – порка розгами .
Это печальный факт, но древнегреческого ребенка били все: и родители, и рабы-педагоги, и даже школьные учителя (родители против не были). Отдавая ребенка в обучение, родители просили учителя: «Учи его, пори его!» .
Учитель:
Ну, что ж, теперь обратно увести сынка
Желаешь иль в науку мне отдашь его?
Учи его, пори его! Старайся, друг,
Мальчишку навострить.
(Аристофан. Облака, 1105)
Для тех, кому удобнее слушать, чем читать, здесь подкаст.
Не сомневайся, мой друг, родители, воспитатели, учителя, искренне считали, что детей наказывают розгами не со зла, «но по любви, добра тебе желая». В те времена думали, что пороть ребенка – это хорошо и правильно, а порка – обязанность родителей, воспитателей и учителей.
Ты должен знать, что проблемы воспитания детей для древних эллинов были делом общественной важности – это значит, что граждане Афин и других греческих городов пристально следили за процессами образования и воспитания подрастающего поколения.
Общество осуждало :
- родителей, плохо воспитывавших своих детей;
- детей, которые, не зная правил поведения, совершали недостойные поступки;
- учителей, которые учили детей неправильно – не так, как это «было принято у дедов».
Таких родителей, детей и учителей публично (это значит «на глазах у всего народа») называли по именам и высмеивали в театральных постановках древнегреческие комедиографы* .
Комедиограф – это человек, который придумывает веселые истории (комедии) для постановки в театре.
Рассмотри сейчас внимательно скульптурный портрет человека на фото и запомни как выглядел величайший комедиограф Древней Греции – Аристофан .
Мне кажется или мраморный Аристофан смотрит на нас хитрым взглядом, так, словно собирается посмеяться и над нами?Когда-нибудь я расскажу тебе много интереснейших историй о театре. Из них ты узнаешь в чем разница между драмой, трагедией и комедией, почему греческие актёры носили маски, что означало театральное выражение "Бог из машины", какое отношение к театру имел бог виноделия Дионис и что такое котурны. Но это случится не сегодня. Когда-нибудь я расскажу тебе много интереснейших историй о театре. Из них ты узнаешь в чем разница между драмой, трагедией и комедией, почему греческие актёры носили маски, что означало театральное выражение "Бог из машины", какое отношение к театру имел бог виноделия Дионис и что такое котурны. Но это случится не сегодня.
Самая знаменитая древнегреческая комедия о воспитании – это комедия Аристофана «Облака» . Из неё-то мы и узн а ем, что′ греки считали достойным и правильным, а что′ осуждали.
Комедия Аристофана – это один из письменных источников по истории Древней Греции (мы с тобой говорили о них в прошлый раз ).
«Расскажу вам о том, что когда-то у нас воспитаньем звалось молодёжи » ,
– так начинает свою речь один из героев комедии «Облака».
Первым и главным правилом для ребенка было почитание родителей, уважение к старшим .
Перед старшими с места учтиво вставать, уступая сиденье и кресло.
И почтительным сыном родителю быть , не роптать, не ворчать и не вздорить.
(. )
И отцу-ворчуну не перечить ни в чем , не ругать его рухлядью старой
И за долгие годы забот и трудов не платить ему чёрствою злостью.
(Облака, 993)
Другое правило требовало от мальчиков расти крепкими и закалёнными, чтобы в будущем стать защитниками отечества.
Для этого дети были обязаны соблюдать дисциплину, много внимания уделять спорту и физическим упражнениям.
В те года, когда я, справедливости страж, процветал, когда скромность царила.
Вот вам первое: плача и визга детей было в городе вовсе не слышно.
Нет! Учтивою кучкой по улице шли ребятишки села.
В самых легких одеждах, хотя бы мукой с неба падали снежные хлопья.
(Облака, 963)
Мальчики должны были чтить память прославленных предков (греческих героев) и стараться быть на них похожими.
Для этого необходимо было заучивать наизусть и уметь исполнять старинные торжественные гимны о победах и подвигах. Незнание таких гимнов или неправильное исполнение – грозило наказанием.
Приходили, садились, колен не скрестив, а почтенный наставник учил их
Стародедовским песням.
Запевали размеренно, строго и в лад, как отцы и как деды певали.
Если б баловать кто-нибудь вздумал, дурить, выводить переливы и свисты,
Как теперь это любят, . лады, безобразные трели, рулады,
Запищал бы под палкою шут. Поделом! Не бесчести святого искусства!
(Облака, 966)
Правила поведения детей за столом также были очень строгими и основывались на подчинении старшим.
Правильным было не только брать «хлеб левой рукой, остальную пищу – правой; соленья одним пальцем, рыбу, мясо и хлеб – двумя», но и ждать своей очереди после взрослых.
За обедом без спроса не смели они положить себе редьки кусочек, Сельдерея до старших стянуть со стола не решались , ни лука головку.
В кулачок не смеялись, не крали сластей, ногу на ногу накрест не клали.
(Облака, 981)
Детей следовало оберегать от распущенности и безнравственного поведения.
В мальчиках стремились воспитывать презрение к рынкам, цирюльням и баням (Облака, 991) – местам, где они могли бы увидеть недостойное поведение взрослых, а так же предаваться изнеженности, расслабленности и болтовне.
И все без исключения должны были чтить (и бояться) богов.
Неуважение богов, считалось тяжелейшим проступком. За него наказывали и боги, обрушивая на людей множество несчастий – в это верили древние греки, и люди.
Так, главный герой комедии «Облака», обвиняет философа Сократа (с Сократом мы уже встречались в Истории третьей ) в том, что тот не чтит старых богов, а выдумывает новых. И за этот проступок он поджигает дом Сократа.
— Зачем восстали на богов кощунственно? – спрашивает главный герой у Сократа, задыхающегося в пожаре.
И приказывает своему слуге:
— Коли, руби, преследуй! Много есть причин,
А главное – они богов бесчестили!
(Облака, 1504)
Эти строчки Аристофана – шутливый комедийный финал, станут для философа страшным пророчеством. Через 24 года в Афинах состоится суд над Сократом, его обвинят в том, что он «портит молодёжь и не почитает богов» и приговорят к смертной казни.
На этом мне бы хотелось сегодня остановиться. Однако эта история не последняя история о Древней Греции и не последняя о воспитании и образовании . Ведь, в сущности, то, чем и кем мы становимся в жизни, зависит только от этих двух вещей .
Напоследок я задам тебе задачку (для ума!).
Внимательно рассмотри рисунок на уже знакомом нам к и лике и попробуй определить, какая из трех мужских фигур изображает раба-педагога, и объясни почему ты так считаешь?
Древние греки не слышали о сексуальной ориентации: почему Античность не была сексуальной утопией
Античность не знала представлений о грехе, подсознательных желаниях и сексуальной ориентации. Древние греки и римляне не поняли бы наших споров о правах ЛГБТ: для людей той эпохи разделения на гомо- и гетеросексуалов вообще не существовало. В то же время Античность не была ни временем тотальной раскрепощенности, ни гомосексуальной утопией. «Нож» разбирается, как обстояло дело с любовью, желанием и сексом в Древней Греции и Древнем Риме.
Миф о сексуальной свободе древних
6 апреля 1895 года в Англии арестовали поэта и известного знатока античности Оскара Уайлда. Его обвинили в «непристойных действиях» и нарушении норм морали. Уайльд неоднократно пользовался услугами мужчин-проституток, но предметом обвинения были его отношения с юным Альфредом Дугласом, сыном маркиза Куинсберри.
Один из свидетелей со стороны обвинения рассказывал, что Уайльд однажды ужинал с ним в ресторане и обсуждал «поэзию, искусство и времена Рима», а потом привел домой и «содомизировал».
В самом известном эпизоде суда прокурор попросил Уайлда объяснить значение фразы из стихотворения Альфреда Дугласа — «любовь, что таит свое имя». В ответ Уайльд дал развернутое определение гомоэротических отношений:
Для исследователей, воспитанных в христианской культуре, античное отношение к сексу всегда было проблематичным — и одновременно очень соблазнительным.
Когда сексуальность вне брака порицалась, а «нетрадиционные» отношения нельзя было даже обсуждать, Античность многим европейцам казалась веком сексуальной свободы и раскрепощенности.
Оскар Уайльд почти цитировал Платона на заседаниях суда. Лесбийские пары приезжали с паломничествами на остров Лесбос, где когда-то жила Сапфо. Томас Манн поместил в Венецию действие повести о любви престарелого писателя к белокурому подростку. Фотограф Вильгельм фон Глёден снимал своих любовников на фоне средиземноморских пейзажей, создавая ностальгические образы мужской красоты.
Только во второй половине XX века, после исследований Мишеля Фуко и Кеннета Довера, стало понятно, что Античность вовсе не была эпохой сексуального раскрепощения.
Нормы поведения в Древнем Риме и Древней Греции были не менее жесткими, чем в викторианской Англии. И некоторые из этих норм нам понять очень трудно.
Древнегреческие школы
Пусть формат Единого госэкзамена древнегреческим педагогам и ученикам знаком не был, зато современники, в отношении сферы обучения разным наукам, пользуются наименованиями привычными грекам. Это из страны олив в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».
Древняя Греция и, в частности, Афины – это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.
Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.
Почему «будем как греки» — плохая политическая платформа
Если бы вы спросили грека, какой он ориентации, он бы вас не понял. Затем, после долгих объяснений, он ответил бы, что это не имеет никакого значения — как предпочтение брюнетов или блондинов вашими современницами. Понятия гомо- и гетеросексуальности были для них незнакомыми и странными — примерно также, как для нас странно классифицировать людей по их пищевым предпочтениям.
Апеллировать к античной культуре в современных спорах о сексуальности еще более странно, чем во времена Оскара Уайльда. Но люди все-таки продолжают это делать.
В 1992 году в штате Колорадо приняли закон, запрещающий защиту геев, лесбиянок и бисексуалов от дискриминации. Одним из аргументов в пользу его принятия были слова Платона, который в «Законах» писал, что «соединение мужчины с мужчиной и женщины с женщиной — противоестественно и возникло как дерзкая попытка людей, разнузданных в удовольствиях». Марте Нуссбаум, привлеченной к суду в качестве свидетеля и знатока Античности, удалось доказать, что Платон в это тексте осуждает не гомосексуальность, а чрезмерные страсти как таковые.
Гомосексуальность до сих пор часто порицается как что-то противоестественное (несмотря на обилие примеров в живой природе). Но греки и римляне ставили свою цивилизацию выше природы, и для них этот аргумент не годился.
Для Платона «противоестественным» было не то, что противоречит неким вечным законам природы, а всё эгоистичное, чрезмерное и расточительное.
Эпикур писал, что «приятную жизнь рождают не попойки и кутежи, не наслаждения мальчиками и женщинами, не наслаждения рыбою и всеми прочими яствами, которые доставляет роскошный стол, но трезвое рассуждение». Мальчики, женщины и сочная форель могут вызывать одинаково порочное вожделение. К счастью или сожалению, запретить чрезмерные страсти гораздо сложнее, чем принимать законы против геев.
В 2015 году во время слушаний Верховного суда США о легализации однополых браков один из судей заявил: прав на однополый брак не было даже у граждан Греции и Рима, где в целом положительно относились к гомосексуальным отношениям. Если даже древние считали, что это принесет обществу вред, то и мы должны быть осторожными.
Афинская система воспитания
С VII по IX века до н.э. в Древней Греции наибольшее влияние имели 2 города-полиса: Афины и Спарта. В каждом из них оформился собственный уклад жизни общества и своя система воспитания детей. Рассмотрим подробнее Афинскую систему воспитания. Несмотря на то, что афинская система воспитания канула в лету, у древних греков есть, чему поучиться.
Афинское общество
В Афинах социальное устройство имело черты демократии. Однако образование могли получить лишь дети обеспеченных родителей, поскольку школы были платными и частными. Дети малообеспеченных людей обучались ремеслу у своих родителей, которым зарабатывали всю жизнь. Дети рабов вообще не имели права на образование.
Афинская система воспитания
Основным принципом воспитания будущих афинских граждан являлась гармония между телесным и духовным развитием.
До 7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем их отдавали в школу грамматиста, где изучались основы грамоты, математики. Чуть позже одновременно с первой посещали школу кифариста для занятий музыкой, пением, декламацией.
С 12 лет воспитание подростков продолжалось в школе палестра, где физическому воспитанию ребенка уделялось больше внимания, чем на низшей ступени образования, а также проводились беседы на темы политики и нравственности.
С 16 лет юноши переходили на средний уровень. В гимназиях, которые были государственными учебными заведениями, давали знания по философии, литературе, политике, продолжалось физическое развитие молодого человека.
Высшей ступенью образования и воспитания в древнегреческом обществе была эфебия, где, кроме прочего, изучалось правоведение и военное дело. По окончании полного курса такого обучения молодой человек считался полноправным гражданином.
Физическое воспитание детей и юношей
Физический труд был немыслим для богатых граждан, поэтому физическое развитие осуществлялось через гимнастические упражнения, которые на первом этапе преподавались в палестре педотрибом. К ним относились бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. В процессе взросления воспитанников увеличивались нагрузки и сложность упражнений. Для укрепления духа соревнования с раннего возраста мальчики играли во все известные подвижные игры. С 18 лет спортивные упражнения постепенно заменяются военными. Последний год учебы посвящен прохождению службы на границе Афинского государства.
Женское воспитание полностью осуществлялось дома, поскольку женщины в древнегреческом обществе занимались лишь домашним хозяйством. Лишь единицы были знакомы с основами грамоты.
Древнегреческая культура во многом является базовой основой для последующей западноевропейской. Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.
Любовь к мальчикам как основа национальной политики
Историк Геродот посвятил много страниц тому, чтобы выделить отличия между варварами и греками. По его мнению, главными чертами греческой культуры были религиозные обычаи, язык, еда и отношение к наготе. Но нам гораздо сложнее понять другую ключевую особенность Греции классического периода — институт педерастии.
Греческая педерастия — это эротическая связь между взрослыми (иногда престарелыми) мужчинами и мальчиками 12-17 лет.
В «Птицах» Аристофана один мужчина говорит другому:
Прекрасно, нечего сказать, с сынком моим
Ты поступил! Помывшись, из гимнасия
Он шел. Его ты видел. Ты не стал его
Ни целовать, ни лапать, ни тащить к себе.
И другом быть мне хочешь после этого!
В «Пире» Платона Аристофан называет любовь к существам одного пола наиболее благородной формой любовных отношений: «Тому есть убедительное доказательство: в зрелые годы только такие мужчины обращаются к государственной деятельности». Через институт педерастии от старшего к младшему передавались нормы вкуса, морали и поведения. Мужчина (эраст) должен был преследовать юношу с комплиментами и подарками, а юноша (эратомен) должен был вести себя примерно так, как до недавнего времени полагалось вести себя девушкам — вежливо уклоняться от ухаживаний и идти навстречу другому, только убедившись в чистоте его намерений.
Педерастия не только прославлялась, но и вызывала насмешки. В своих комедиях Аристофан пишет о политиках «с растянутыми анусами»: продвижение по политической иерархии он связывает с готовностью пассивно удовлетворять других, а взяточничество — с привычкой принимать подарки от любовников.
Но комедии для того и ставились, чтобы издеваться над самым дорогим и священным.
Как и римляне, греки отлично поняли бы феминистский лозунг «личное — это политическое». Секс для них был способом утверждения гражданских добродетелей и гендерных стереотипов, а не местом взаимного удовлетворения партнеров. Сексуальные связи между взрослыми мужчинами хоть и существовали, но считались порочными и недостойными. Взрослый мужчина, который занимал пассивное положение во время секса, мог потерять свою мужественность и гражданское достоинство в глазах общества.
В древней греции мальчики с 12 лет посещали
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.
Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.
Цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием – КАЛОКАГАТИЯ - совокупность «добродетелей», куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего – мужчины.
До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.
Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.
Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом соревновательности – АГОНИСТИКА – личное превосходство (индивидуализм).
Женщина в Афинах (по Еврипиду) – вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен – ГИНЕКЕЯ. Стыд – вот главная добродетель женщины в афинском обществе.
Кто в Риме считался распутником
В первом томе «Истории частной жизни» Поль Вен рассказывает, что нужно было сделать римскому гражданину, чтобы его считали распутным человеком:
Заниматься сексом до наступления ночи.
Это позволялось только молодоженам на следующий день после заключения брака.Заниматься сексом не в темноте.
Наготу любимой женщины можно было увидеть только в том случае, если луна случайно заглянет в окно.Заниматься сексом с партнершей, снявшей с себя всю одежду.
Нужно было прикрыть хотя бы грудь — полностью раздевались только падшие женщины и проститутки.
Римляне не осуждали однополые сексуальные отношения, если один из партнеров был выше другого по социальному статусу. Связь между взрослым мужчиной и юношей-простолюдином или рабом считалась естественной и вполне допустимой.
Иногда такие отношения даже называли более благородными, чем отношения с женщинами: говорили, что женщина может поработить душу, а мальчики приносят тихое и спокойное удовлетворение.
Самоконтроль был гораздо дороже любви. Над тем, кто терял голову от эротических переживаний, снисходительно посмеивались.
Читайте также: