Undertale что будет если просто отдохнуть
В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Undertale неожиданно для всех стала одним из главных событий ушедшего года. Созданная почти в одиночку инди-игра за пару-тройку месяцев разошлась огромным тиражом и завоевала несметное количество преданных поклонников, которые протолкнули ее на первое место в голосовании за лучшую игру всех времен на GameFAQs. Со временем подтянулась и западная пресса: на Metacritic Undertale сравнялась по среднему баллу с The Witcher 3, обогнав даже Metal Gear Solid V.
Не менее многочисленны и противники Undertale. Они кличут ее дешевой поделкой (как будто это само по себе что-то плохое), ругают за графику, об которую глаза можно сломать (заслуженно, но это явно не самый важный критерий), и утверждают, что популярностью игра обязана ценящей претенциозные инди-игры западной прессе да любителям мемов.
Это, конечно, не так: пресса облизала и Sunset, продажи которой на несколько порядков ниже, а Borderlands 2 прямо-таки лопалась от мемов, да только особой народной любви не дождалась. Это не говоря уже о «мемных» играх из Greenlight: над шуточной и уродливой Bloodbath: Kavkaz все посмеялись и мгновенно ее забыли.
А Undertale — нет. Неужели она и правда стоит настолько высоких оценок?
Осторожно: дальше по тексту будут спойлеры из Undertale.
Несвежие ингредиенты
По моим наблюдениям (основанным на многомесячном чтении всевозможных обсуждений), поклонники Undertale делятся на две условные категории. Одни любят ее за доброту, за персонажей, с которыми им удалось сдружиться, за уютные впечатления (за них же, я так понимаю, в народе ценят Final Fantasy IX). Другие — за необычные геймдизайнерские решения, за то, что игра все помнит после загрузки, за слом «четвертой стены», и так далее.
Спору нет, в игре все это есть. Делает ли это ее лучшей игрой на ПК, или лучшей игрой в 2015 году, или лучшей вообще за все время? Конечно, нет. Потому что прохождение Undertale, напоминаю, состоит из прогулок по невероятно убогим, однообразным и уродливым локациям, из осточертевших случайных боев, из решения дурацких головоломок, а также из нескончаемых шуточек.
Все остальное, что в игре есть, количественно меркнет по сравнению с вышеперечисленным. Весь путь от самого начала до самого последнего босса — это уныние и страдание. А все хорошее, что есть в игре — мирные сценки с участием товарищей, некий уют и, особенно, необычные геймдизайнерские решения, — находится или прямо перед финальным боем, или вообще после него. Или опционально, что, по сути, значит, что все это удобнее всего смотреть в конце игры. Ради самого лучшего надо сперва выстрадать всю игру до финала.
И Undertale не дает никакого стимула это делать. Я пишу этот текст так поздно, потому что доиграл буквально на днях. Когда я начинал проходить Undertale осенью, меня хватило на два с половиной часа, за которые в ней не наклюнулось даже подобия сюжета, хоть какой-то завязки. Вся игра вплоть до водопада, до которого я дошел, состояла из шуточек (кроме первой локации — она состояла из невыносимо навязчивой опеки). Мне говорили, что дальше будет иначе, — нет, вранье. Дальше было все то же самое. Пустые локации, случайные бои, унылые головоломки, вечные шуточки.
Да и по ходу игры подробности здешнего мироустройства описываются текстовыми окошками, висящими на стенах все того же линейного коридора, по которому игрок шагает от старта до финиша. Таким же образом подается и важнейшая информация, доступная только перед пацифистской концовкой. Только в «геноцидном» пути важные сюжетные детали рассказывают те персонажи, кому следует.
И то, что для понимания всего сюжета надо пройти игру несколько раз, вовсе не плюс. Особенно учитывая, насколько Undertale усердствует в попытках обвинить игрока — местные персонажи прямо подчеркивают, что все зло от манчкинства, от желания набрать побольше «экспы». Вообще, этот навязчивый пацифистский посыл игры настолько возмутителен, что я остановлюсь на нем поподробнее.
Иисус, Леннон и Ганди заходят в бар
Во-первых, Undertale очень настойчиво заставляет игрока убить Ториэль, чтобы затем играть на чувстве вины. Выживать под ее атаками двадцать шесть ходов, во время которых она говорит одно и то же «нет» разными фразами, — это несерьезно. И не надо про то, что, когда у героя мало здоровья, она промахивается, — игрок этого знать не может, и меня она, например, убила. Это идет вразрез с тем, чему игра учит до этого, — что достаточно найти с врагом общий язык, и он согласится уйти.
Во-вторых, остро встает вопрос самообороны. Тебя бьют, а ты не смей. Отвечать добром на зло — все равно что поддерживать зло, и уже поэтому с идеологической точки зрения Undertale мне категорически не нравится. Чтобы получить хорошую концовку, игрок не имеет права убить ни одного противника. Ни куски желе, ни призраков, ни лезущую из чешуи вон, чтобы прикончить героя, Ундину. Потому что они, видите ли, добрые, а герой, ежели будет отвечать тем же, то сразу злой. Почему же к монстрам не применяется это издевочное «kill or be killed»?
В-третьих, игра не побуждает, а фактически вынуждает проходить на «геноцидную» концовку. Не потому что «интересно посмотреть, что будет, если всех убить», как говорит Флауи. Просто такое прохождение — это контент. Оно заметно отличается от обычного и, что еще важнее, позволяет глубже понять двух ключевых персонажей-антагонистов. Пропускать его — значит отказаться от значимой части игры, и винить игрока в том, что он пошел посмотреть, что еще автор игры в нее вложил, — такое же свинство, как то, что делает Spec Ops: The Line. Ее создатели, напомню, говорили буквально, что вы можете не жечь людей фосфором, а просто бросить игру. Да, а еще можно в игру и не играть, толку будет столько же.
В-четвертых, игра, вообще говоря, сложная. Выживать в адском bullet hell, имея первый уровень и жалкие 20 НР, — задачка не из приятных. И, вообще говоря, боевая система — далеко не сильная сторона Undertale. Да, ее можно похвалить за оригинальность, за индивидуальный подход к атакам каждого противника, но никто не будет советовать играть в Undertale ради геймплея, и это говорит о многом.
Бои здесь не тактические, как в других JRPG. Нет, бои в Undertale — это «нащупай перебором команд или интуитивно способ заставить врага уйти» или «выживай тридцать ходов под атаками босса». В случайных битвах нет никакой ценности, они — препятствие на пути к уюту или сюжету, подчеркните нужное. И желание прокачкой облегчить себе жизнь — особенно в свете того, что монстры нападают на героя и пытаются его убить, — полностью оправдано.
И раз уж зашла речь о том, за что игру почти никто не хвалит, давайте я снова вернусь к нашим четырем основным составляющим ее прохождения. И локации, и случайные бои, и головоломки — это не то что не лучшие стороны игры, это полная дрянь. Юмор — понятное дело, штука субъективная, но и его поклонники Undertale, как правило, никогда не ставят на первые места в списках ее достоинств.
Смехопилорама
Однако почти все в Undertale — разносортные шутки и хохмы. Санс и Папирус — исключительно комичные персонажи (ну, у Санса есть пара серьезных сцен, но это, скорее, исключение из правил). Водопад кажется локацией мрачной, в ней героя преследует Ундина. и почти каждое столкновение с ней упирается в совершенно комичного монстра-ребенка. Альфис — персонаж очень, так сказать, жизненный, но и она с ее неловкостью тоже комична. Случайные бои? Да то же самое: вытягивающаяся голова пса, улетающий на бицепсах за пределы экрана качок, цундеролет, который не то чтобы хотел тебя, баку этакого, разбомбить, — это все шутки. Они милые, но это отнюдь не прорыв века.
Да и все эти проломы «четвертой стены», по сути, тоже всего лишь хохма. Пожалуй, все, кроме тех, что заняты уже обсужденными ранее упреками игрока. Большая часть содержимого игры устанавливает шаблоны лишь для того, чтобы потом в определенный момент их разрушить и удивить игрока. Почему все бои — монохромный MS Paint? Да чтобы игрок увидел цветной «фотошоп» финального босса и обалдел. Почему вы вводите свое имя в начале игры? Да чтобы потом узнать, что вы — это Гитлер, и обалдеть. Игра помнит ваши решения даже после загрузки, но что она с ними делает? Просто напоминает, что знает, что вы делали прошлым летом, чтобы вы обалдели. И так далее.
Поэтому я искренне не понимаю, как можно воспринимать ее всерьез. Добрых девяносто процентов игры — это или хохмы, или подготовка к хохмам, которые сыграют позже. Даже если какие-то из них и оказываются остроумными, на каждую придется десяток куда менее забавных, и их количество очень быстро начинает утомлять.
Fabula rasa
Что же до серьезной сюжетной составляющей, то она в целом не такая плохая (сама идея того, что твой герой похож на условного Гитлера и, если ты ему в этом поможешь, в Гитлера и превратится, занятна), но.
Во-первых, ее подача, как уже было сказано, никуда не годится.
Во-вторых, механика получения концовок невероятно глупа. В игре нет системы морального облика героя: нейтральный финал получит и пацифист, случайно раздавивший один пудинг, и Гитлер, этот же один пудинг почему-то пропустивший. Это абсурд. Необходимость вырезать всех без исключения монстров в случайных боях совершенно ничем не оправдана, и этот упрек в финале концовки про геноцид, что, дескать, это все ради «экспы», оказывается совершенно не к месту.
В-третьих, Undertale в геймплее успешно пародирует штампы жанра JRPG, но в сюжете она в эти же штампы ныряет с головой. Куча сущностей, переселение душ, попеременное управление одним телом разными душами и, конечно же, уверенность в себе и преодоление трудностей как основа силы героя — лишь часть того, что мы уже видели, и не раз.
И если подытоживать, что такое Undertale, по стандартным критериям, то выйдет, что графика из разряда «глаза сломать можно», музыка хорошая, геймплей плохой, а сюжета мало, да и тот не без изъянов. Да, основные заслуги Undertale лежат в совершенно иной сфере, но нельзя же закрывать глаза на то, что как игра она, вообще говоря, в лучшем случае посредственна? Какие тут могут быть 10/10 с таким-то неизбежным геймплеем?
Я отношусь к Undertale умеренно отрицательно. Я резко невзлюбил ее с самого начала: и навязчивая опека, и весь здешний юмор вызвали у меня резкое отторжение. А потом начал мешать геймплей: длиннющие лабиринты, скучные головоломки, случайные бои, сложные боссы.
Зато после финала наконец началось хорошее. Можно было спокойно пройтись, не врезаясь постоянно в головоломки и ненужные сражения. Сцена в доме Ундины мне искренне понравилась, потому что тамошний юмор был в кои-то веки визуальным. Когда персонажи начали болтать друг с другом, что-то обсуждать, рассказывать истории из прошлого, — вот тогда наконец и стало понятно, о каком уюте говорили любители игры. Жаль только, что прежде надо было пройти через восемь часов уныния и страданий.
С Undertale связана еще одна проблема: ее очень сложно воспринимать в отрыве от шумихи, которую вокруг нее подняли. Без этой шумихи почти никто (в том числе и я) об игре не говорил бы: инди-игр сейчас очень много, и я уверен, что в огромном их количестве так или иначе высмеиваются каноны жанра и/или ломается четвертая стена, — потому что их авторы могут позволить себе повыпендриваться. Undertale же расхваливают как откровение, как гениальную деконструкцию жанра — я же вижу в ней ряд хороших идей, служащих, по большей части, на благо очередных шуточек.
Поиграть в Undertale, конечно, стоит: вдруг вам понравится местный юмор или, например, бои, и тогда ваш путь к самым интересным моментам будет не таким мучительным, как мой. В Undertale действительно есть несколько чудесных идей, и она действительно добрее и уютнее, чем многие JRPG. Но называть ее лучшей в чем бы то ни было я точно не стал бы.
Undertale краткий FAQ для новичков.
Undertale это игра, созданная музыкантом Тоби Фоксом. Особенностью этой игры является то, что её можно пройти никого не убивая. В отличие от других игр, где проблему можно решить разговорами и малой кровью в Undertale буквально со всеми врагами в игре можно если не подружиться, то точно наладить контакт. Игру можно пройти тремя путями: Путь Пацифиста, Нейтральный Путь или Путь Геноцида. Нейтральный путь делится на множество разнообразных концовок, которые меняются в зависимости от ваших действий.
2. Ну, так что, это все особенности?
Также в игре есть своеобразная боевая система. Если ты решаешь пройти игру никого не убивая, то ты должен будешь общаться с противником и находить к нему свой подход. Например, на тебя нападает огромная жаба, можно сделать ей комплимент и тогда в меню будет написано, как это на неё повлияло, она обрадовалась и не хочет больше сражаться, победа, получаете золото, а также жабка поможет вам советом на будущее. Или убейте жабу, получите золото с экспой. Правда совет, что вам могла дать жаба, вы узнаете, только поэкспериментировав с игрой.
3. Ну, боевка там и что, это же пиксели! Что может быть хорошего в современной пиксельной игре?
Несмотря на простоту графики, она выжимает все возможное из ситуаций в виде хорошо сделанных спрайтов персонажей. Также автор сделал большой упор не на красивую картинку, а на передачу атмосферы игры. Самое лучшее в Undertale это, конечно, сами ощущения от игры. Игра сделана в таком духе, что не важно, что происходит на экране, вы будете что-то испытывать. Радость, горе, жалость, гнев и безысходность. Undertale выдаёт вам такое приключение, которое вы нескоро забудете. Также в игре замечательный саундтрек, где каждая мелодия подставлена идеально к ситуациям, которые происходят в игре. При этом множество треков получились настолько шикарными, что люди слушают их отдельно от игры.
И, конечно же, основные персонажи. Это боссы самой игры. Они страшные монстры: огромные пауки или гигантские скелеты. С ними можно пойти на свидание, или вместе приготовить еду. Да боссы этой игры станут вашими самыми верными друзьями, у каждого есть свой характер, предыстория и просто они очень хорошо прописаны. Настолько что ты начинаешь любить их.
4. Почему вокруг игры такой хайп? Ничего сверхвыдающегося я не увидел.
Всё дело в мелочах. Именно в них и заключается своя прелесть Undertale. Фан-база у игры сложилась из-за того, что игроки стали собираться в кучу и у них было миллион тем для обсуждения. Тем более, в игре есть много недосказанного, что даёт игрокам неограниченное поле для фантазий. Поэтому с игрой так много фан-материала. Игра просто понравилась огромному количеству людей, вот и вся история хайпа.
5. Ладно, допустим, я проникся идеей. Я пересилю себя и скачаю игру. Как нужно проходить.
Не-не-не-не. По крайней мере, в первый раз игру надо проходить самостоятельно. Не читать вики, не смотреть летс плеи, не читать инструкций, ни чаты, ничего не читать об игре. Главное нужно позволить игре захватить себя и погрузиться в атмосферу Подземной Сказки целиком.
6. Кстати, русификатор есть?
Да, игра переведена. Также стоит отметить, что при возможности игры на английском, стоит играть именно на этом языке, т.к. очень много юмора построено на особенностях этого языка, что не очень переводится на русский.
7. Окей прошел игру. Вопрос как…
К сожалению, этот FAQ создан специально для новичков, чтобы побудить их сыграть в игру. Более подробный FAQ для тех, кто прошел игру, будет чуть позже.
7.1 Тьфу. Играть, время тратить не хочу. Быстра, быстра пересказывай все, что нужно знать.
Вот ссылки на вики игры и на статью в википедии. Там кратко рассказывают о сюжете и персонажах. Правда, вы ничего не поймёте ни о тех, ни о других, и вообще не почувствуете сам дух игры.
Undertale — самая переоценённая игра в моей жизни
Не знаю, сколько дизлайков получит моя высосанная из пальца критика, особенно учитывая моё токсичное поведение, но так и быть напишу. Мне не понравился Undertale, и я думаю, что Тоби Фоксу просто повезло. Я никогда не был фанатом этой игры и мне не охота в неё переиграть. Undertale стала популярной во многом благодаря тому, что она понравилась фанатам Homestuck и Earthbound. Ну и вдобавок она отлично соответствовала требованиям аудитории Tumblr.
Конечно, Undertale вряд ли можно назвать плохой игрой, и за ней можно весело провести время. Однако её художественная ценность преувеличена. В этом посту я хочу выразить своё личное мнение, почему я считаю Undertale средненькой игрой. Уж больно эта игра не уходит из моих мыслей.
Я начну с одного малоизвестного факта: Undertale не является оригинальной игрой. Многие идеи, которые вы видите в этой игре, были позаимствованы Тоби Фоксом из других игр. Например, вся идея с Геноцидом понлостью взята из инди-игры OFF! А система переговоров с монстрами — из Shin Megami Tensei. Проще говоря, Undertale представляет собой монстра Франкенштейна, которую Тоби Фокс собрал из своих любимых игр.
Однако моя главная претензия к игре касается её повествовательной части. Для меня Undertale — красивая детская сказка с простой моралью, которая впадает в две крайности: либо она становится слишком карамельно слащавой, либо она становится чересчур мрачной.
В детстве я обожал смотреть полнометражные мультфильмы от студий Pixar и Dreamworks Animation. И когда я их пересматриваю уже во взрослом возрасте, я уже начиню уловить глубокий подтекст мультфильмов, которую заложили авторы. Скажем, я лишь недавно наконец осознал, что "Рататуй" является не просто сказкой о милом крысёнке-поваре, а серьёзной драмой о конфликте отцов и детей, о поиске своего места в жизни. Я удивляюсь профессиональной работе сценаристов из Pixar, которые дают взрослым пищу для размышлений. Но такого взрослого подтекста в Undertale нет. Весь сюжет игры сводится к простейшей басне "Не убий, заводи друзей, будь добрым и милым". Undertale — сугубо детская игра, которая пытается выглядеть взрослой за счёт жутких и жестоких моментов.
А теперь поговорим о персонажах. Персонажи Undertale получились яркими и запоминающимися, но они лишены глубокой проработки. Они картонны. Мне не понравился протагонист игры. Фриск является самым скучным персонажем игры. Он плохо прописан и представляет собой пустышку. Санс же, напротив, оказался чересчур заносчивым персонажем, который появляется везде не попадя. У меня складывается ощущение, что весь сюжет игры построен исключительно вокруг Санса. Мне не понравилась сцена в ресторане, в которой Санс признается как он хочет защитить меня и как он подкатывал к Ториель. Проще говоря, этот эпизод можно назвать "филлером", явно созданный для фанаток.
Игра действительно умеет удивлять своими неожиданными поворотами сюжета и ломками четвёртой стены, но это не поднимает художественную планку. Это всё равно как смотреть на очередной крутой боевик Майкла Бея, в которой есть зрелищные спецэффекты, но сюжет написали лишь на пару строк. Чтобы создать хорошую историю, вовсе не надо прибегать к необычным методам повествования вроде разрушения четвёртой стены или умалчивания некоторых важных для сюжета деталей.
Что же касается лора, то не может похвастаться столь глубокой проработкой, как у Dark Souls и The Elder Scrolls. Её можно описать одним абзацем. А предыстории персонажей можно и вовсе описать через пару предложений.
Отдельного упоминания заслуживает юмор игры. Многие фанаты любят хвалить её за юмор, хотя по моему ситуация с комедийной частью игры оставляет желать лучшего. У игры очень глупый юмор, и порою персонажи начинают вести себя как клоуны, чтобы привнести в игру хоть какую-то часть абсурдного юмора. Лично для меня скетчи из КНВ и Comedy Club выглядят и то смешнее, чем петросянство с каламбурами про кости.
Несмотря на наличие трёх концовок, игра абсолютно линейна. Какой вы путь не выбрали, вам придётся следовать по строгому сценарию. Ваши выборы в диалогах с персонажей не приводят к развилкам. В игре нету свободы действий как в Terraria и Stardew Valley. Весь ваш путь уже заранее продуман разработчиком, и вам нужно просто по ней следовать. У нейтрального пути есть множество вариантов концовок, которые зависят от того, кого вы убили, а кого вы пощадили. Но к сожалению, их суть сводится к тому, что вам просто позвонит Санс и расскажет вам о событиях в Подземельях. Вам даже не покажут кадры. Только чёрный экран и диалог по телефону.
Что же касается дизайна уровней, то он оставляет желать лучшего. Весь мир Undertale представляет собой одну сплошную кишку. В ней довольно мало интересных игровых секретов, и некоторые сундуки с сокровищами оказываются в самых очевидных местах. Головоломки очень простые. Даже сказать, они прям слишком простые. В игре нету мини-игр или каких-либо или интересных сабквестов. Undertale имеет очень низкую играбельность, и поэтому после прохождения всех путей можно смело поставить игру на полку пылиться.
Но зато боёвка меня порадовала. Каждая битва с рядовым противником уникальна и имеет собственные игровые механики. Особенно меня порадовали битвы с боссами, которые и вовсе меняют жанр игры. Что же касается музыки, то я просто пожму Тоби Фоксу руку. Он, конечно, разработчик так себе, но зато он очень талантливый композитор.
Подвожу выводы. Undertale на самом деле является годным середнячком, которая не заслуживает громкого хайпа, и ей лучше самое место в узком кругу ценителей. Её популярность обусловлена глупостью интернет-культуры и банальным везением. Undertale — это одна сплошная Санта-Барбара для сопливых подростков, по сравнению с которым Kingdom Hearts выглядит брутальным боевичком для мужиков. Если вы хотите действительно хорошей игры, то я рекомендую поиграть в Lisa The Painful, которая также вдохновлена игрой Earthbound. И что немаловажно, "Лиза" обладает гораздо более глубокой проработкой сюжета и персонажей. И мне очень жаль, что подобные игры остаются в тени посредственного, но популярного проходняка. В общем, Undertale sucks, Lisa is better!
Читайте также: