Умеют ли люди летать и зачем внучка марка шагала раздает на улицах нью йорка цветы
Одно из главных культурных событий «на границе двух миров» — уходящей декады и 2020-х — выставка «Шагал: между небом и землей» в Новом Иерусалиме (до 8 марта), на которой представлены около трехсот произведений великого художника из музеев Белоруссии, России, Франции и частных коллекций со всего мира. На открытие важной экспозиции приехали любимые внучки автора — Мерет и Белла Мейер. ELLE публикует их трогательные и проникновенные воспоминания о дедушке
11 февраля 2020ELLE Помните свои впечатления от России, когда вы впервые сюда приехали? С каким городом вы чувствуете бóльшую связь: c Москвой или Санкт-Петербургом?
БЕЛЛА МЕЙЕР Впервые я приехала в Россию во времена Советского Союза, студенткой, когда изучала русский язык. В детстве мы ежедневно слышали, как мама говорит по-русски по телефону с дедушкой или друзьями, которые заглядывали в гости, но сами так и не смогли его выучить.
Белла МейерДля каждой из нас по отдельности мама в разные годы организовывала поездки в Советский Союз. Это было так замечательно, так трогательно! Особенно я полюбила Санкт-Петербург. Мне нравилось все в этом городе! Было такое ощущение, что ты дома и все вокруг знакомо благодаря дедушкиным картинам, записям из его дневников, писем бабушки.
МЕРЕТ МЕЙЕР Я приехала в Россию в первый раз по политической программе обмена по линии комсомола в начале 1970-х. Мы очень гордились этой поездкой, поскольку она не очень дорого обошлась родителям. Но я заранее не знала, куда именно попаду. Оказалось, что это коммунистический лагерь в Казани, куда мы приехали с французскими коммунистами. Сейчас я сильно подзабыла русский, но в то время понимала довольно хорошо и осознавала, что-то, о чем там говорят, не вполне вяжется с окружающей действительностью. Эта комсомольская история научила меня многому. После этого я приехала в Санкт-Петербург лишь в 2006-м, на выставку Шагала.
Какие картины висели у вас дома, когда вы были маленькими?
М.М. В нашей гостиной висели картины, которые сейчас хранятся в коллекции Центра Жоржа Помпиду. Мама сама подарила их музею. Это и «Разносчик газет», и «Любовники в сером», и «Ворота кладбища». Последняя — тоже часть коллекции Помпиду, но размещается в постоянной экспозиции Еврейского музея в Париже. Я всегда с удовольствием захожу в это место, чтобы полюбоваться «нашими «Воротами».
Зачем наследникам Шагала фарфоровый сервиз
Как началось сотрудничество наследников Марка Шагала с фарфоровой Bernardaud?
Мишель Бернардо: 20 лет назад мы начали с того, что создали копию фарфорового столового сервиза Bernardaud, который Марк Шагал расписал по случаю свадьбы своей дочери Иды в 1952 году (Ида — старшая, любимая дочь Марка Шага от первой жены Беллы. Ида — мать Мерет и Беллы Мейер. — Forbes Life). Мы начали работать с места в карьер, будучи почти не знакомыми друг с другом, но тем не менее все получилось прекрасно.
Мерет Мейер: На самом деле все началось с сувенирной продукции для Фонда Марка Шагала. Мы в фонде решили, что нам не повредит немного коммерции. Но никак не могли понять, что же делать. Все эти носки, футболки, зажигалки казались нам такими странными. Все-таки мы достаточно консервативные люди. К Bernardaud мы пришли по старой памяти, зная, что в 1952 году Марк Шагал вручную расписал сервиз Bernardaud на свадьбу нашей матери Иды. И мы подумали: должно быть не так сложно перенести рисунки с одного фарфора на другой, как создавать новый дизайн по мотивам живописи для других материалов. Нам важно понимать, как к таким идеям отнесся бы сам Шагал. Так мы познакомились с Мишелем Бернардо и договорились о производстве двух изделий. Я поехала в Лимож, чтобы лично следить за процессом на мануфактуре. Меня так тепло приняли, словно я вернулась домой после долгого отсутствия. Дедушка бы это оценил: он много занимался керамикой, создавал витражи, работал бок о бок с мастерами. Мишель Бернардо пригласил нас к себе домой на обед — все прошло просто и естественно. С тех пор мы сотрудничаем.
Мишель Бернардо: Важно, чтоб Шагал не вышел в тираж. Потому что при всей своей творческой активности, разнообразии проектов Марк Шагал никогда не опускался до откровенной коммерции. А его семья очень придирчива во всех вопросах сохранения наследия. И это стало важным аспектом нашего сотрудничества.
Мерет Мейер: Мы выпустили первую коллекцию в 2003 году, а сейчас это уже пятая наша совместная работа. Мастера Bernardaud смогли перенести рисунки Шагала на фарфор, не изменяя их сути. Зато за это время изменилось и наше представление о фарфоре. Мы научились принимать свободные интерпретации. Например, нанести лишь часть рисунка на изделие, как это на чайнике из коллекции «Букет цветов Марка Шагала», например. Фрагмент смотрится органично. У нас получается держаться традиционного подхода, но при этом создать новое произведение искусства.
То есть сегодня мы видим работы Марка Шагала на фарфоре в современном прочтении?
Реклама на ForbesМерет Мейер: Для этого потребовалось больше 15 лет. Постепенно, от одного проекта к другому, идет процесс взаимного образования: мы учимся фарфору, мастера мануфактуры исследуют творчество Марка Шагала. Мы начали с повторения готового. Но дальше выбирали изображения, созданные Шагалом на бумаге или холсте. Следом за свадебным сервизом создали коллекцию на основе эскизов Марка Шагала к плафону парижской Оперы. Надо было правильно передать текстуру рисунка, не потерять ощущения объема. И здесь и образовательный момент: эта работа позволяет по-новому взглянуть на творчество Марка Шагала. Например, мы знаем рисунок на бумаге или на потолке Оперы, но сейчас та же идея лежит перед вами в виде фарфоровой тарелки. Одна из наших коллекций посвящена художнику в процессе работы, от эскиза к эскизу. В коллекции «Букет цветов Марка Шагала» не тарелки украшены рисунком в виде букетов цветов, а декор служит продолжением самого фарфора — рисунок достаточно прозрачный и имеет абстрактный, а не четкий характер.
Какой тираж у коллекции «Букет цветов Марка Шагала»?
Мишель Бернардо: Наши коллекции почти никогда не выходили ограниченным тиражом. Специально для России в этот раз мы создали большое блюдо с изображением цветов в количестве 50 экземпляров.
ADAGP, Paris, 2019-Chagall®Внучка Марка Шагала владеет необычным цветочным магазином в Нью-Йорке: в чем его изюминка
В этом небольшом цветочном магазине проводят мастер-классы под музыку Моцарта. А владелица лавки уже много лет выходит на улицы Нью-Йорка, чтобы подарить цветы обычным прохожим. О том, зачем она это делает, а также о детстве внучки художника-авангардиста говорится в видеосюжете издания «Голос Америки» .
Фото: Shutterstock
На Манхэттене в Нью-Йорке есть необычный цветочный магазин Belle Fleur, где можно купить изысканные цветы и букеты. Владеет студией – Белла Майер, внучка известного художника Марка Шагала – одного из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
О художнике. Шагал — один из немногих художников, которые сформировали целую эпоху в искусстве. Трудно назвать человека, который хотя бы краем уха не слышал об этом великом человеке с невероятным воображением и уникальным видением своего места в живописи. До сих пор Шагал — это уникальное явление, хотя бы приблизиться к уровню которого не удалось еще никому.
Родители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Его считают своим не только в России и Беларуси (именно в этой стране он родился), но и во Франции, США и Израиле — во всех странах, где он жил и работал.
Несколько эксклюзивных фактов про Марка Шагала и его внучку
В 2015 году мы рассказывали про внучку Марка Шагала, Беллу Майер. Она родилась в Париже, а выросла в Базеле, в Швейцарии, где её отец, Франц Мейер, был директором художественного музея. Её мама, Ида Мейер, была единственной ребенком Марка Шагала и его первой жены Беллы Розенфельд.
«Хотя мы и не жили с дедушкой, – вспоминает Белла, – но он был очень важным человеком в нашей семье. Мы постоянно говорили о нём и его картинах. Мы жили в окружении его картин. Когда мы приезжали к дедушке на юг Франции, где он жил, мы всегда привозили ему букеты цветов. Он очень любил цветы и часто их рисовал. Мне всегда нравилось наблюдать, как он рисует в своей мастерской, тщательно подбирая цвета и оттенки».
После школы Белла изучала историю искусств в Сорбонне. Она любила, когда Шагал приезжал в Париж, и они вместе посещали галереи и выставки, гуляли и говорили об искусстве.
«Дедушка был интересным рассказчиком», – вспоминает Белла.
Вскоре после окончания университет и получения докторской степени в области истории искусств средних веков Белла переехала в Нью-Йорк. Город привлёк её современным искусством и джазом.
Поначалу Белла работала дизайнером, создавая костюмы, маски и куклы для театров, пока не побывала на большом цветочном рынке, где стеллажи ломились от огромного количества цветов, и глаза разбегались от их красоты.
«Когда я увидела такое богатое разнообразие цвета и текстур, то поняла, что нашла удивительный материал для своего творчества. Это то, что я всегда искала!» – сказала Белла.
В 2003 году она создала небольшую компанию флористики и дизайна, и маленькие букетики цветов от Беллы стали появляться на улицах и в метро. Её муж называл это «Flowers Graffiti!» ( «цветочное граффити» – прим. «ВК» )
Спустя 6 лет Белла открывает студию «Fleurs Bella» на Манхеттене. Она теперь оставляет маленькие букетики цветов возле двери своей студии на маленьком стульчике с табличкой «Пожалуйста, возьмите цветок». Зачем? Она объясняет: «Мне хочется поделиться красотой и подарить окружающим немного радости, которая особенно нужна в пасмурную погоду».
Над Витебском. Фотопроекция Виктора Борисенкова
В 2015 году, осенью, в Витебской областной библиотеке имени В.И. Ленина на курсах «Витебск: реальная и популярная история родного города» Людмила Хмельницкая рассказала интересные факты из биографии Марка Шагала.
Первый творческий дебют Марка Шагала в Российской империи состоялся в 1915 году. Выставка так и называлась «1915 год». На ней художник представил 25 работ из «Витебской серии».
На картинах того времени Шагал изображал не центр Витебска, а его окраины – пейзажи, которые он привык видеть с детства. Хотя через центральные улицы наш земляк, несомненно, тоже ходил, ведь он учился в городском училище (сегодня это здание городского центра дополнительного образования детей и молодежи по улице Ленина), а иначе туда с улицы Покровской и не доберешься.
Шагаловский Витебск того времени выглядит настоящим захолустьем, недаром искусствовед Александр Бенуа под впечатлением от экспозиции написал:
«Я никогда не видел такой жалкой дыры, что изображает Шагал…»
До Марка Шагала Витебск неоднократно рисовали русские и польские художники. Среди них: Наполеон Орда и Юзеф Пешка, которых, в первую очередь, привлекала барочная пышность центрального Витебска, а также Дмитрий Струков и Иван Трутнев, интересовавшиеся православными храмами Витебска.
Также Витебск конца ХІХ-начала ХХ века можно отыскать на картинах Ильи Репина и зарисовках Мстислава Добужинского – одного из первых учителей Марка Шагала в Санкт-Петербурге.
Конечно, говоря о художниках, которые изображали Витебск на своих работах, необходимо назвать и витебского учителя Марка Шагала – Юделя Пэна, а также его учеников – Соломона Юдовина, Льва Зевина, Эль Лисицкого и Лейбу Шульмана. Но все они показывали Витебск не таким, как Марк Шагал.
Миф Витебска — один из самых запоминающихся образов творчества Шагала. Изображение нашего города можно увидеть даже на автопортретах художника, причем, пейзаж Витебска на картинах Шагала – автобиографический. Например, на одной из самых известных работ нашего земляка – «Над городом» – можно отыскать вид с чердака родительского дома Шагала.
Изображать Витебск на своих полотнах Марк Шагал продолжал и после того, как навсегда уехал отсюда. К примеру, в 1933 году, через десять лет после расставания с городом на Двине, он пишет картину «Обнаженная над Витебском», где также присутствует городской пейзаж – такой, каким его запомнил художник.
Работы Шагала были представлены на выставке «Дегенеративное искусство» в нацистской Германии в 1937 году. Организаторы сначала планировали уничтожить все картины, которые экспонировались там, но затем решили на них заработать и выставили полотна на аукцион. Так, к счастью, удалось сохранить до наших дней один из шедевров Марка Шагала – картину «Синий дом», которую выкупил один из музеев.
Синий дом. Фотопроекция Виктора Борисенкова
Кстати, и в этой работе проявилась одна из черт фирменного стиля нашего земляка, когда на переднем плане он изображал маленький домик, а на заднем – центр города, Ратушную площадь Витебска.
Нет сомнений, что Марк Шагал скучал по городу своего детства. Проведя 65 лет в эмиграции, он никогда не забывал Витебск и часто изображал его на своих картинах, разве что со временем городской пейзаж на его работах утратил свою документальность.
Ворота еврейского кладбища. Фотопроекция Виктора Борисенкова
А что же Витебск? Город, каким его помнил художник, перестал существовать во время Великой Отечественной войны, а имя знаменитого земляка на долгие годы было забыто. На территории послевоенной Беларуси не было даже ни одной репродукции работ Марка Шагала. А когда в 1987 году во всем мире отмечалось 100 лет со дня рождения художника, у нас в стране никаких праздничных мероприятий не было. И только в 1991 году витебский горисполком принял решение увековечить память художника и создать музей земляка.
Зачем внучка Марка Шагала раздает на улицах Нью-Йорка цветы. Очень позитивное видео
Белла Мейер, как две капли воды похожая на своего знаменитого деда Марка Шагала, владеет студией цветов. Здесь каждый день появляются изысканные редкие цветы, и к ним относятся как к мистическим ингредиентам в алхимической лаборатории. Никаким практическим приемам по флористике здесь не научат, сюда идут за глотком попытки уловить то иррациональное, что позволяет расцветать картинам Марка Шагала наяву.
Белла унаследовала от деда художественный дар и переносит с картин Шагала любовь, цветы и животных в плоскость реальности.
По давней традиции его внучка Белла выходит на улицы Нью-Йорка, буквально атакуя прохожих цветами. Она предлагает взять незнакомым людям цветок просто за улыбку.
Чем владеет семья художника, наследники Шагала
Сколько работ включает наследие Марка Шагала? Сколько работ находится на рынке и в музеях?
Мерет Мейер: По запросу Министерства финансов и Министерства культуры Франции после смерти Марка Шагала около 400 рисунков на бумаге и 48 живописных картин были переданы в коллекцию Центра Помпиду.
Реклама на ForbesБелла Мейер: Это часть соглашения с правительством страны, которое предусматривает передачу части работ художника в национальные музеи после его смерти с целью возмещения налога на наследство. Так было и с наследием Пикассо, например. Потому что во Франции, когда умирает известный художник, оставляя свои работы наследникам, семье, родственники должны уплатить налог на наследство. Налог начисляется исходя из стоимости работ на рынке. Так что для нашей семьи это была неподъемная сумма. Поэтому государство придумало систему отступных: налог можно заплатить, отдав часть работ в государственные музеи. На самом деле это чудесная возможность открыть работы широкой публике. Каждый государственный музей получил возможность выбрать работы в свою коллекцию. Выбирали тщательно.
Что же осталось в семье?
Белла Мейер: По наследству нам перешли прекрасные работы, мы их часто выставляем.
Мерет Мейер: Но они не такие значительные, как те, что ушли в государственные коллекции. Поэтому все наши выставки Шагала проходят в партнерстве с национальными музеями.
В России есть страстные коллекционеры Шагала. Знакомы ли вы с ними?
Реклама на ForbesМерет Мейер: Мы стараемся поддерживать знакомство и сотрудничать с такими людьми при подготовке выставок (например, предлагаем им выступить сокураторами). К счастью, очень часто они идут нам навстречу.
Недавно я была в Мадриде на открытии выставки авангарда, где встретилась с российским коллекционером, у которого действительно исключительные и важные работы раннего Марка Шагала.
Почему так получилось, что у Марка Шагала нет каталога-резоне?
Мерет Мейер: Это обусловлено тем, что нас, как у наследников, было много других неотложных задач. Но с начала 2019 года мы официально начали подготовку этого каталога.
Сколько времени займет эта работа, пока сказать сложно. Пока тонем в дискуссиях: какая работа должна стоять первой, в каком объеме и количестве должны быть представлены работы.
Реклама на ForbesПроцессом создания каталога руководит Фонд Шагала?
Белла Мейер: Это длительный кропотливый процесс. Нам повезло, у нас богатые архивы, но на их изучение уйдет немало времени. Необходимо собрать информацию по каждой работе, установить провенанс. Штат фонда маленький. Мерет практически в одиночку вручную просматривает архивы. Это дело не одного года. Но мы очень рады, что работа началась.
Мерет Мейер: Каждая работа, даже представленная в публичных коллекциях, в том числе в России, должна быть изучена. Необходимо описать творчество с 1911 по 1977 год, а это немало. Мы не можем взять и выпустить каталог завтра, как вы понимаете.
Как много подделок Марка Шагала на рынке?
Мерет Мейер: Любого художника, который высоко ценится на рынке, как Марк Шагал, будут подделывать. Марк Шагал не является исключением. С появлением интернета проблема увеличилась, процесс распространения подделок стал проще. Раньше даже внутри одной страны было сложно наладить сбыт фейка. Например, наша мать Ида лично собирала работы отца, Марка Шагала. Именно ее стараниями начались семейные архивы и архивы фонда. Она встречалась с коллекционерами, проверяла подлинности. И если поддельные картины были обнаружены в Восточной Германии, то они не перемещались в Западную Германию: слишком сложно было наладить процесс. Так было вплоть до конца 1990-х. Сейчас всё быстро распространяется из-за интернета, много подделок. Это катастрофа. Мы можем только попробовать удалить их с сайта, написав запрос владельцу портала, но это не значит, что подделка уничтожена. Она тут же может появиться на другом сайте. Поэтому количество подделок не уменьшается. И все, что мы можем сделать — документировать каждую из них, где мы их видели, на каких сайтах. Рано или поздно с подделкой приходят к нам. Мы можем отследить ее историю по своим записям. Поэтому так важно документирование. Но на это уходит очень много нашего рабочего времени.
Реклама на ForbesУмеют ли люди летать и зачем внучка марка шагала раздает на улицах нью йорка цветы
Все проекты
Для бизнеса
Другие проекты
Информация Елены доступна только авторизованным пользователям.
С друзьями
Игры и приложения
Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.
В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.
Фотография недоступна этому человеку
Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.
Умеют ли люди летать и зачем внучка марка шагала раздает на улицах нью йорка цветы
Все проекты
Для бизнеса
Другие проекты
Информация Татьяны доступна только авторизованным пользователям.
15 мая 2020
Умеют ли люди летать и зачем внучка Марка Шагала раздает на улицах Нью-Йорка цветы
11 дек 2019
12 мая 2018
Мужчина - царственность и сила. Мужчина - творчество небес. Мужчина - яркое светило. Мужчина - чудо из чудес. Мужчину дружно поздравляем, В тот, день когда родился он. И много доброго желаем: Чтоб жизнь, как мёд, чтоб жизн.
12 апр 2017
Поздравляем Валюшу с Днем рождения!
С днем рождения эти прекрасные цветы для тебя
С друзьями
Игры и приложения
Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.
В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.
Фотография недоступна этому человеку
Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.
Кому принадлежат права на использование работ Марка Шагала
Кто владеет авторскими правами на воспроизведение работ Марка Шагала? Семь работ, по мотивам которых выполнены роспись на фарфоре новой коллекции, из вашего семейного собрания?
Мерет Мейер: Нет, изображения, которые мы выбрали, не входят в нашу семейную коллекцию. В этот раз мы выбрали в основном монотипии Марка Шагала для коллекции «Букет цветов Марка Шагала», но два рисунка из семи выполнены с применением гуаши на бумаге. Мы адаптировали особую технику монотипии Шагала, которую он использовал на протяжении 15 лет при создании более 300 работ. Это старинная техника, известная с XVIII века. Монотипии любил Эдгар Дега. Именно работы Дега послужили отправной точкой для Шагала. Но помимо этого, на протяжении жизни он старался находить и новые техники.
Реклама на ForbesБелла Мейер: Монотипии создаются на медных пластинах. Рисунок переносится на лист меди, а затем быстро делается оттиск на рисовой бумаге. Верхним концом кисти Шагал вносил поправки поверх отпечатка, а иногда дорисовывал что-то. Чтобы рисунок выглядел прозрачным, работать нужно очень быстро. В этом сходство техник монотипии и работы по фарфору: быстро, четко, без промедлений. Медная пластина, с которой печатается рисунок, одновременно твердая и мягкая, отражающая свет по своим качествам тоже сродни фарфору, твердому материалу, который пропускает свет.
Белла и Мерет МейерВидели ли вы, как работал с монотипиями Шагал?
Мерет Мейер: Нет, только фотографии из мастерских. Женевский издатель Жеральд Крамер заказал Шагалу монотипии в 1961 году.
Кому сейчас принадлежат права на эти изображения? Фонду Шагала? Или семье Шагала?
Белла Мейер: Да, семье.
Мерет Мейер: После смерти Шагала все права на воспроизведение его работ принадлежат его потомкам, будь то репродукция его работ на открытках, посуде, на майках. А, например, права на фото принадлежат Архиву Марка и Иды Шагал.
Может ли в таком случае, например, картина Марка Шагала «Над городом», 1918 года из Третьяковской галереи, быть перенесена на фарфор?
Белла Мейер: Только при условии, что мы дадим свое согласие на это.
Мерет Мейер: Любое коммерческое использование работ Марка Шагала требует юридического согласия его наследников.
Как живет внучка Марка Шагала и зачем она раздает цветы незнакомцам
Белла Мейер, внучка знаменитого художника Марка Шагала, родилась и выросла в Париже. Там она получила докторскую степень по специальности «средневековая история искусств», после чего переехала жить в Нью-Йорк. Женщина долгое время работала реквизитором, создавала театральные костюмы и маски, декорируя их цветами. Но в 2005 году она решила поддаться зову сердца и открыть собственную цветочную студию. Сейчас же хозяйка бутика Fleurs Bella является одним из самых известных флористов в городе.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
БЕЛЛА МЕЙЕР. ДИТЯ ЦВЕТОВ ШАГАЛА
Утро в Нью-Йорке приносит с 11 Ист Стрит запах цветов, бесконечности и русского искусства. Хозяйка студии «Fleurs Bella» — прекрасная Белла Мейер, родная внучка Марка Шагала. Она — одна из самых известных флористов города. Как и все женщины ее рода — неземная, влюбленная в цветочные поля и ангелов.
Раскрашенный автобус развозит по городу собранные ее руками букеты и мечты. «Цветы Беллы» украшают премьеры в Бруклинской академии музыки. В галерее проходил живописный вечер аукционного дома Sotheby’s, посвященный Шагалу, именно здесь снимали одну из сцен нового фильма с Вуди Алленом «Под маской жиголо». Белла родилась в Париже, выросла в Швейцарии, ее мать — художница Ида Шагал, дочь Марка Шагала и музы гения Беллы Розенфельд. Отец — Франц Мейер, историк искусств, бывший директор художественного музея в швейцарском Базеле. Сестра Бэлы, Мерет, живет в Европе.
Белла Мейер, выпускница Сорбонны со степенью доктора в области истории искусств, приехала в Нью-Йорк в начале 80-х. «Мое воображение совершенно захватил Нью-Йорк с его джазом, популярной культурой и современным искусством», — расскажет позже Белла. Здесь она открыла для себя мир художественной сценографии, сочиняя костюмы, маски и кукол для театральных постановок. Однажды попала на цветочный рынок, где была потрясена красотой и текстурой цветов. Как-то флорист призналась: «Мне понадобилось много лет, чтобы воплотить в жизнь саму себя, и обратить все то, чему я научилась через своего деда, в что-то свое собственное. Я очень горжусь быть его внучкой, потому что очень сильно люблю».
Белла часто вспоминает улыбку своего деда, его рассказы о детстве, и чаще всего — о бабушке, в честь которой ей дали имя.
«Нам нравилось слушать, как он говорил о красках, о цвете. Возможно, поэтому я работаю с цветами, с букетами как художник: всегда сначала рисую эскизы моих цветочных композиций. Я специально изучала свойства разных цветов, чтобы знать, как придать им радостный вид в последние моменты их жизни. Когда у деда спрашивали, почему на его полотнах только букеты, а нет цветов в поле, он отвечал: «Они слишком прекрасны. Я не могу их рисовать». Я понимаю его. У Марка Шагала цветы — это символ невинности. Это и жизнь, но и последние моменты жизни, потому что цветы сорваны, собраны в букет, и скоро умрут», — говорит Белла. Ее манхэттенская студия и правда напоминает мастерскую художника, где вместо красок и холстов — только цветы. Каждое утро здесь Белла вдыхает запах бутонов, в этот самый момент немного отрываясь от земли.
© Orloff Russian Magazine
Фото из архива Fleurs Bella
Фото из архива Fleurs Bella
Русский след, любовь и авторитеты в семье Шагалов
Когда вы были маленькими, учил ли вас рисовать Марк Шагал? Показывал ли он вам свои работы?
Белла Мейер: Однажды в Париже, если не ошибаюсь, Марк показал мне свой рисунок. Это были эскизы к большой сложной работе. В итоге он так и не закончил ее. Мне кажется, он зарисовал ее другой картиной поверх.
ADAGP, Paris, 2019-Chagall®Унаследовал ли кто-то из семьи художественный талант?
Мерет Мейер: Я — нет. Белла у нас художник.
Белла Мейер: Я рисую с самого детства. Я видела свои работы у дедушки в студии или в гостиной: одна работа, которую я написала, висела на видном месте, рядом с Браком. С некоторым удивлением и смущением я задавалась вопросом: почему он это делает? После его смерти подмастерье рассказала мне, что Шагалу нравилось то, что я делаю. То ли он стеснялся сказать мне это, то ли не хотел говорить, боялся, что я не продолжу этим заниматься, но похвалы я от него не слышала. Я знаю, что он ценил постоянную, систематическую упорную работу.
Реклама на ForbesМерет Мейер: Он сам всю жизнь упорно работал.
Белла Мейер: Марку было важно, чтобы мы нашли свой идеал и боролись за него.
Когда мы смотрим на рисунки Марка Шагала, создается впечатление, что они созданы добрым веселым человеком, работавшим вдохновенно и легко. Соответствует ли это впечатление настоящему Шагалу?
Белла Мейер: Марк действительно был таким. Но свою душевную теплоту он проявлял очень скромно, робко. Конечно, он любил нас, но не знал, как это выразить. Иногда он звал нас к себе, мы садились рядом, и спрашивал, как дела. Но даже в такой обстановке мы оставались довольно скованными: и нам, и ему было сложно наладить нормальное общение. Марк очень любил нашу маму Иду, но и к ней был очень требовательным. Он доверял Иде, часто спрашивал ее совета, так как считал, что она одна из немногих, кто действительно понимает его творчество.
Мерет Мейер: Он звал нашу маму прийти к себе в студию, чтобы обсудить его работу. Порой она отвечала: «Возможно, тебе стоит перерисовать эту ногу», или что-то подобное. И Марк дорабатывал эти детали. Тема любви, мужской и женской, отцовской и дочерней, красной нитью проходит через его творчество. Дочерняя любовь позволяла Иде по-настоящему чувствовать и понимать творчество Марка Шагала.
Реклама на ForbesБелла Мейер: Марк часто говорил, что наша мать — единственный человек, кто по-настоящему понимает его картины. Он был в постоянных сомнениях. С одной стороны, у него было четкое видение того, что он должен делать и как, с другой — он тревожился и сомневался в том, что делает. Больше всего изначально он доверял нашей бабушке Белле, но так как она умерла очень рано, самой близкой стала дочь. Иду он безоговорочно уважал. Мы обе помним, как Марк с облегчением вздыхал, когда Ида говорила: «Хорошо» (всегда на русском языке, так как они говорили на русском языке между собой).
А вы знаете русский? Хоть немного?
Мерет Мейер: Я учила русский язык, когда была студенткой. Но потом все забыла и сейчас начала сначала. Потому что очень обидно не знать такой красивый язык.
Белла Мейер: Я тоже учила русский язык студенткой в Париже. Я довольно быстро его выучила и так же быстро забыла.
«Марку было важно, чтобы мы нашли свой идеал и боролись за него». Внучки Шагала о наследии художника
Специально для России мануфактура лиможского фарфора Bernardaud выпустила блюдо по мотивам рисунков Марка Шагала. Чайная посуда «Букет цветов Марка Шагала» — уже пятый совместный проект Bernardaud и наследников Марка Шагала за 20 лет, и это самый успешный запуск среди всех арт-проектов мануфактуры. За первые два месяца в ЦУМе продано больше половины коллекции.
Читайте также: