Уехать в индию для просветления
Девять месяцев назад я оставила некогда любимую работу в области управления персоналом, а еще через три месяца уехала из Москвы в Индию с одним рюкзаком. От большого города, забиравшего все силы и разряжавшего «батарейки», от зарабатывания ради того, чтобы потратить, от ежедневной гонки ради ощущения «успеваю все». Новое дело, начатое еще в столице – организация йога-семинаров и групповых путешествий – вполне могло существовать и удаленно. Я решила перезимовать в тепле и попробовать новый для себя формат: полгода в Азии, полгода в России, работая на фрилансе. Делюсь своим опытом и путевыми заметками.
Ашрамы
Ашрамы Индии – переводится с санскрита как: «обитель затворников», «уединение», «защита», «труд».
Самый распространенный вариант – «место без боли», где «а» – префикс отрицания, «шрам» – страдание. Изначально данное слово трактовалось как местопребывания древнеиндийских отшельников и мудрецов, которые искали уединения в диких лесах или на горных просторах. Современный индуизм имеет несколько другую номенклатуру. Сейчас упомянутый термин обозначает специальную религиозную коммуну, направленную на спокойствие и избавление от негатива всех ее членов.
Ашрам Вальмики
Про бюджет
За год до отъезда я сократила свои расходы в несколько раз, чтобы создать «подушку безопасности». Прощайте, салоны красоты, бессмысленный шоппинг, кафе-рестораны. Теперь я покупала только жизненно необходимое.
Вот прямо так и спрашивала себя: «Ты сможешь без этого выжить?» Почти во всех случаях ответом было «да».
А, разобрав дома все антресоли и шкафы, обнаружила кучу неиспользуемых вещей и продала почти все на Авито.
Семь легендарных ашрамов Индии
Учителя и их ашрамы
Ашрам «обнимающей святой» Аммы
Ашрам йогина и врача Шивананда
Международный Медитационный Курорт Ошо
Ашрам Махаватара Бабаджи в Индии
Духовный центр Учителя Ауробиндо
Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы в Индии
Ашрам гуру «Beatles» Махариши
Уклад жизни в ашрамах Индии
В ашрамы Индии приезжают по разным причинам. Одни что-то ищут, другие от чего-то бегут, третьи — хотят отдохнуть. Но, в основном, это люди, познающие себя, свой путь. И где же искать его, как не в Индии, на родине многих просветленных учителей человечества.
В Индии много святых людей. Чаще всего их можно встретить в духовных центрах
Учителя и их ашрамы
Ашрам в переводе с санскрита «место без боли». Еще одно значение — «труд», что тоже недалеко от истины, так как здесь трудятся все — от настоятеля до ученика, причем, и духовно, и физически. По сути устройства, ашрам — это коммуна, община, сплоченная вокруг гуру. Здесь под руководством наставников люди из разных стран занимаются йогой, духовными практиками, поют мантры, медитируют, стремясь познать сущность бытия.
После выхода фильма «Ешь, молись, люби. » волна интереса к ашрамам возросла
В Индии насчитывается несколько тысяч духовных центров. Познакомим с наиболее посещаемыми из них и их основателями.
- Амма. Ее духовный центр расположен вблизи города Валликаву, что в штате Керала.
- Ошо Раджниш. Чтобы попасть в Медитационный курорт Ошо, последователи отправляются в Пуну, Махараштра.
- Хайдакхан Бабаджи. Ашрам махаватара можно посетить в Хайдакхан, Уттар Прадеш.
- Шри Ауробиндо. Ашрамов этого великого учителя в Индии три — Пондичерри, Ауровиль, Дели.
- Сатья Саи Баба. Ашрам этого гуру расположен в Путтапарти, штат Андра Прадеш.
- Шивананда. В индии всего два ашрама Шивананда, которые принимают гостей — в Ришикеше, Утаранчал и Тривандрум, Керала.
- Махариши (Махеш Йоги). Ришикеш, штат Утаранчал.
В ашрамах люди находят не только просветление, но и друзей
Ашрам «обнимающей святой» Аммы
Одним из самых крупных в Индии считается Ашрам Аммы, что в округе Коллам. Его духовный лидер — Мата Амританандамайи, или «Аммачи» (мать, матушка). Ежедневно добрым словом она направляет на путь духовной истины тысячи учеников, стекающихся в Индию со всех уголков планеты. В «страну богов» приезжают, чтобы стать «ребенком Аммы» и получить благословение через объятия.
Объятия Аммы даруют благословение, утверждают ее «дети»
Сегодня тут вырос целый маленький городок. Он включает не только храмовый комплекс, но и общежитие, библиотеку, почту, аюрведическую клинику и даже свой детский сад. Ведь в ашрам Аммы разрешено приезжать с детьми. Для паломников введен обязательный дресс-код — белая одежда, ее цвет в Индии символизирует чистоту и открытость.
Жилые здания ашрама Аммы
Ашрам йогина и врача Шивананда
Этот духовный центр основал в Индии мастер йоги Свами Шивананда. Здесь нельзя остановиться проездом. Если вы захотите поселиться в этом индийском ашраме, то нужно подготовить обстоятельное письмо, где аргументированно изложить цель приезда. Если вы подойдете, то питание и жилье будут для вас полностью бесплатными.
Многие паломники предпочитают селиться рядом и за символическую плату посещать медитации, занятия по хатха-йоге и лекции по философии. Для посетителей этого ашрама Индии предпочтительна просторная, непрозрачная одежда.
Высокие оценки и положительные отзывы достаются пляжам южной части Гоа заслуженно
Международный Медитационный Курорт Ошо
Коммуна или ашрам Ошо в Индии основана духовным гуру — учителем Бхагван Шри Раджниша. Ашрам Ошо в Индии — это один из самых больших мировых центров персонального роста человека и медитации. Главная цель занятий в ашраме — раскрепощение сознания, освобождение от стереотипов и шаблонов, а также участие в духовных практиках. Но чтобы попасть в этот индийский ашрам, нужно обязательно сдать тест на СПИД.
После коммерциализации ашрама количество паломников значительно сокркатилось
В ашраме есть свой дресс-код — длинное бордовое (маруновое) платье. Считается, что этот цвет увеличивает коллективную энергию медитации.
Ошо — основатель духовного центра и духовного направления нью-эйдж
Ашрам Махаватара Бабаджи в Индии
Недалеко от столицы Индии находится духовный центр для всех, кто занимается йогой — Ашрам Бабаджи. Этот ашрам можно назвать одним из самых гостеприимных. Даже самые скромные бытовые условия не становятся преградой для тех, кто желает найти духовное очищение и развитие. Одним из видов практики является омовение в священных водах реки Ганг, а также огненная церемония. Это очищение помогает достичь духовной свободы.
Ашрам Бабаджи расположен в труднодоступном месте Индии
В индийском ашраме запрещается надевать открытую одежду. Одежда должна быть свободной и непрозрачной. В идеале — индийское сари/лунгхи.
Махаватар Бабаджи делился с людьми мудростью с 1970 по 1984 год
Духовный центр Учителя Ауробиндо
Основал этот духовный центр в Индии просветленный Мастер и Учитель Шри Ауробиндо. В настоящее время ашрам вместе с городом-экспериментом Ауровилем образуют самодостаточную коммуну. Здесь в гармонии и взаимоуважении живут представители многих национальностей. В индийском ашраме для посетителей не предусмотрена специальная программа духовных практик. Основная цель, ради которой приезжают паломники — это медитация на могиле гуру Шри Ауробиндо и Матери. Паломники стремятся посетить уникальное сооружение, Матримандир, большую сферу, внутри которой находится зал для медитации.
Поклонение Учителю Ауробиндо и Матери
В таких гостевых домиках останавливаются паломники Ауровиля
Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы в Индии
Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы (или «Место наивысшего покоя») построен более сорок лет назад на пустыре. Сегодня это маленький городок, в котором есть все необходимое для жизни. Неподалеку разместились университеты и школы, которые основал ашрам. Интересен и Музей религий. Этот духовный центр в Индии посещали многие сильные мира сего, в том числе голливудские актеры и политики.
Духовный учитель Сатья Саи Баба
Паломники могут размещаться в отдельных номерах или в просторной комнате, которая вмещает до 150 гостей. В ашраме женщинам необходимо надеть традиционную для Индии одежду — сари или пенджаби. Как вариант, возможна белая юбка и кофта, на плечи и голову нужно накинуть шарф. Для мужчин предпочтителен светлый костюм. А самая распространенная обувь для всех — сандалии.
Медицинский институт, основанный ашрамом Саи бабы
Ашрам гуру «Beatles» Махариши
Один из самых легендарных ашрамов Индии. Когда-то сюда стремились паломники со всего мира, в том числе и знаменитые музыканты «Битлз». Ныне Ашрам Махариши в запустении. От величественных сооружений, оборудованных кондиционером, сантехникой и другими благами цивилизаций, остались заброшенные корпуса, разрисованные залы и живописные развалины, в которых хозяйничают дикие джунгли. В 1968 году в Индию, в ашрам Махариши приехали участники «ливерпульской четверки». Но, не выдержав строгих условий, биттлы вскоре покинули ашрам.
Ливерпульская четверка проторила дорогу европейцам и американцам в индийские ашрамы
После этого центр принимал паломников еще полтора десятка лет. В 80-тых власти Индии основали на землях ашрама Национальный парк Шахаджи. За пару дней ашрам опустел. А гуру Махариши уехал из Индии на Запад.
Знаменитый на весь мир ашрам сейчас постепенно поглощается джунглями
Уклад жизни в ашрамах Индии
В ашрамах Индии довольно строгий распорядок дня. Обычно это ранний подъем, занятия йогой, медитации, работа с ведическими текстами, знакомство с традициями страны, а также обязательные духовные беседы с учителем.
Взгляд индийских святых людей завораживает надолго
Для жизни в ашрамах Индии установлены правила:
- Дисциплина с соблюдением распорядка дня
- Определенный вид одежды или ее цвет . Полный запрет алкоголя, табака и наркотиков
- Трудотерапия. Считается, что через физический труд члены общины обретают душевное спокойствие и равновесие
- Быт с минимальными удобствами. Впрочем, основное население Индии живет в таких же нешикарных условиях
- Символическая плата за проживание, питание и участие в некоторых программах
Самоотверженное выполнение повседневных обязанностей на благо других и Бога
Условия проживания в ашрамах могут оказаться аскетичными
Желающие попасть на церемонию Ганга-пуджа специально выбирают даты поездки в ашрам
Условия проживания в каждом духовном центре Индии считаются весьма скромными. Поэтому любители комфорта предпочитают проживание в соседнем отеле, а в ашрам приходить на занятия. В среднем месяц проживания в индийском ашраме обойдется в 100-150$.
Найти свой свет, увидев его в других.
У большинства ашрамов Индии есть свои интернет-ресурсы. Приняв решение приехать сюда, не поленитесь связаться, чтобы забронировать место и не пропустить встречи с духовным гуру, который может быть в отъезде.
В Индию за просветлением: жизнь в ашраме
Все начинается с йоги. Индия сильнее, чем когда-либо, манит европейских девушек и мешает им строить личное и карьерное счастье по традиционным западным правилам. Екатерина Чумерина съездила в знаменитый ашрам за просветлением и докладывает о результатах.
Идея поехать в ашрам посетила меня задолго до выхода бестселлера «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт. В ашраме (слово переводится с санскрита как «место без боли»: «шрам» — боль, «а» — отрицание), мне казалось, наступает ясность в голове, отчего жизнь начинает играть новыми красками. Опыт мгновенно прославившейся писательницы укрепил меня в этой мысли. Осталось решить, куда ехать — в Индии ашрамов, как в Советском Союзе колхозов. Я сразу решила, что ехать по следам Гилберт в ашрам Gurudev Siddha Peeth будет по меньшей мере банально. Тем более что после фильма с Джулией Робертс там наверняка не протолкнуться из-за армии почитателей талантов обеих. Ашрам — это не просто место сбора людей по интересам; туда едут к учителю, к гуру. Он (реже — она) — лицо ашрама, его философия и концепция. Друзья-йоги посоветовали ехать к Амме. Кто она и почему именно к ней, я, к своему стыду, понятия не имела. Мне лишь сказали, что это настоящий ашрам, а не туристический аттракцион, вроде meditation resorts, которые предприимчивые индийцы открыли, чтобы европейцы поделились с ними своими деньгами. Там вам и трехразовое питание, и спа, и номер с джакузи. Это не то что для ашрама, а для Индии в целом непозволительная роскошь.
За счастьем я на неделю лечу в город Тируванантапурам, в 110 километрах от которого среди пальм есть ашрам «Амритапури». Туда из Дубая я летела не в компании наркоманов с дредами, которые обычно заполняют самолеты в Гоа, а с индийцами-гастарбайтерами. Их партиями вывозят на стройку века в Арабские Эмираты. В очереди на паспортный контроль я простояла часа три, хотя прибыл лишь один самолет — из иностранцев в нем была только я и пожилая пара из Испании (они предпочли путешествовать по Индии самолетами, а не поездами и автобусами за девять рупий, где лошади сидят рядом с людьми). Зато в ашрам я доехала с ветерком — на поскрипывающем джипе 1970 года выпуска. Это ашрамное такси, которое я заказала еще из Москвы. Кто бы мог подумать — у ашрама собственный автопарк?! «Несколько лет назад Амма купила машины, чтобы ни от кого не зависеть. Тут я научился водить машину, и теперь это моя сева», — объясняет водитель Рами, молодой парень, который последние шесть лет живет в ашраме. Амма приютила его после того, как в страшном цунами 2004 года погибли его родители, а дом смыло. «У нас еще есть типография, шоколадная фабрика, клиника, прачечная, школа и даже собственный пляж — все, чтобы жить автономно». По индийским меркам Рами, наверное, ас, но я чуть концы не отдала, когда в оживленном потоке по разбитой дороге он мчался по встречной полосе.
«Aum Amritashwaryai Namah», — поприветствовал меня в ашраме необыкновенно длинный блондин в очках и белом платье в пол. Его зовут Гаутам, но на самом деле это просто Брайан из Калифорнии. «Всем своим ученикам Амма дает духовные имена. Мое означает «просвещенный», — объяснил он. В ашраме он живет уже десять лет и занимается связями с общественностью. Бесплатно и добровольно. Во всех поездках по Индии и по миру он сопровождает Амму. Застать ее в ашраме можно два-три месяца в году — все остальное время она путешествует с благотворительной и просветительской миссией. Сейчас она на месте, и к ней, кажется, съехался весь свет. Поэтому первое, что мне бросилось в глаза и, признаться, смутило, — жуткое столпотворение народа в ашраме, хуже, чем в час пик в метро. Совсем не так я представляла себе место, где медитируют и размышляют о смысле бытия… Гаутам — мужчина в самом расцвете сил, ему 35 лет, и я не удержалась и в лоб спросила, на что он живет, ведь в ашраме нет товарно-денежных отношений, зарплат, бонусов и прочих радостей цивилизации. «Здесь другой ритм жизни, да и расходов почти нет. У меня есть два платья, еда бесплатная, жилье тоже. Никакие налоги платить не надо. А что еще нужно? — без тени иронии отвечает Гаутам. — Но все-таки пару месяцев в году я бываю дома, в Калифорнии, и подрабатываю учителем. Заменяющим — когда кто-то заболел или прогулял. Заработанных там денег хватает на мелкие расходы. В придачу почти всем, кто здесь живет, помогают родители и родственники». Комнату метров в десять он делит еще с двумя постояльцами — оба из Индии. Меня поселили на стольких же метрах, но одну (150 рупий в сутки, то есть около ста рублей). Хотя здесь приветствуется совместное проживание с кем-то (естественно, одного с тобой пола) — в целях экономии места. Особенно, когда Амма в ашраме и приезжают тысячи человек. В моей комнате на восьмом этаже — торжество минимализма. Железный шкаф, стол, стул и матрас, брошенный на деревянный каркас, на окнах решетка. Горячей воды нет. Зато туалет не на улице. «Хватит капризничать! — сказала я себе. — Ты ехала в ашрам, а не в пансионат «Подмосковные липки»».
Одна из возможных добровольных работ в ашраме — резать овощи для общей кухни.На улицу, к людям, я спустилась на лифте. Одна. И зря — на первом этаже индианка, которая тут, видимо, комендант общежития, сделала мне замечание: нехорошо на лифте в одиночку кататься, нужно дождаться, пока туда не набьются под завязку. Электричество нужно экономить!
Teрритория ашрама, которая занимает не меньше пяти гектаров, находится на полоске суши между Индийским океаном и Аравийским морем. Со стороны океана — только рыбацкая деревушка и заросли кокосовых пальм. А на другом берегу — огромный комплекс Amrita University, который Амма построила на пожертвования. Других источников финансирования всех ее благотворительных и социальных проектов нет.
Тут везде люди — ходят, болтают, едят, молятся… Дресс-код строгий, почти пуританский — никаких голых частей тела. В почете белый цвет — Амма всегда ходит в белом. У мужчин костюмы a la Стивен Сигал — легкие брюки и распашонки на пуговицах. Или балахоны, как у Гаутама.
За последние годы ашрам так разросся, что стал похож на поселок городского типа с общежитиями, кухнями, столовыми, складом продуктов, огромным залом для собраний и, конечно, храмом, с которого тридцать лет назад все начиналось. Он стоит на месте дома родителей Аммы. При рождении ей дали имя Судхамани («сокровище»), сейчас она известна всем, как Мата Амританандамайи, что переводится с санскрита как «Мать абсолютного блаженства» (или, сокращенно, Амма — то есть «мама» на языке малаялам, на котором говорят Амма и жители штата Керала, где находится ашрам). С детства она вела себя необычно — обнимала людей, пела им песни, и боль с невзгодами как рукой снимало. К ней стали стекаться страждущие со всей Индии, хотя по индийским нормам приличия Амма творила недопустимое — прилюдно обнимала незнакомых мужчин и даже целовала их. К своим 57 годам Амма прижала к груди около двадцати восьми миллионов человек по всему миру. «Почему вы обнимаете людей?» — «Как это объяснить? Это то же самое, что спросить, почему река течет». Но это не просто объятия доброй женщины — мне сказали, что таким образом она передает свою чистую энергию детям (так она называет своих последователей), а с ней приходят очищение и внутреннее исцеление.
Индийские Ашрамы: в чем их суть
В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:
- совершение ритуалов;
- чтение молитв;
- практика медитаций;
- повторение мантр;
- изучение священных писаний;
- следование пути йоги;
- осуществление посильного труда.
Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.
Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:
- 4 утра – подъем, бхаджаны (религиозные песнопения) и гимн восходящему солнцу;
- после 6 – арати (коллективный огненный ритуал);
- днем – даршаны, медитация, лекции, сатсанги, и проч.;
- вечером – поклонение божеству (пуджи).
Ашрам Каши
Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.
Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.
На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.
К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.
Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:
- бары с безалкогольными коктейлями;
- холлы для конференций;
- танцевальные клубы;
- университетские помещения;
- интернет-залы;
- доступное книгохранилище.
Ришикеш
Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.
Sri Aurobindo Ashram
Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:
- уход за животными;
- работу в оранжерее;
- присмотр за огородом;
- преподавание в школе.
Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.
Ашрам Вишва Шанти
Ашрам: отдых со смыслом
Само слово «ашрам» переводят с санскрита по-разному. «Место без боли» («шрам» – боль, «а» – отрицание). И в этом есть своя правда – сама суть ашрама предполагает успокоение, избавление от негативных эмоций. По другой версии, «ашрам» значит «труд», и это тоже верно. Труд во всех смыслах – основа жизни в коммуне. Наконец, еще один вариант – «уединение», «обитель отшельников».
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Изначально ашрамы возникали вокруг просветленного учителя, гуру. Постепенно слава о подбоных местах распространялось, привлекая паломников. Вся инфраструктура лагеря – дело рук самих учеников: строительство, приготовление пищи, добыча воды – все хозяйство на их плечах. В индийских семьях до сих пор существует традиция в обязательном порядке отправлять ребенка в ашрам хотя бы на несколько месяцев. Именно там он получает умение трудиться, помогать другим, духовно совершенствоваться.
Для европейцев и американцев путь в ашрамы проложили «Битлз»: в 1968 году они съездили к гуру Махараши Махеш Йоги. С тех пор популярность поездок неуклонно возрастала: если в 2005 году, по данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, в индийских ашрамах побывали 15 000 человек, то в прошлом сезоне это число увеличилось более чем в 3 раза, а Индия как туристическое направление вышла на 5-е место в мире.
В годы экономической стабильности среди паломников было много бизнесменов: наладив процесс, они уезжали в ашрам поработать над собой. В период глобального кризиса ашрамы гостеприимно приняли многих растерявшихся и лишившихся работы. Еда и жилье здесь практически ничего не стоят, так почему бы не пожить на природе с пользой для души и тела на полученные при увольнении отступные?
ОТ ДИСКОТЕКИ ДО КАРМА-ЙОГИ
Ашрамов в Индии тысячи – от строгих классических, полностью посвященных йоге и духовным практикам, до демократичных заведений, ориентированных на туристов.
Классические ашрамы – место для тех, кто углубленно занимается йогой и духовными практиками, кому главное – быть среди единомышленников, постоянно медитировать и общаться с гуру. Бытовые условия здесь, как правило, спартанские и даже аскетичные: спальни на 6–10 человек, матрацы на полу. Конечно, даже в самом скромном общежитии обязательно есть туалеты и ванные комнаты. Тем, кто хочет практиковать полное молчание, в некоторых ашрамах выдают специальный значок, выражающий ваше желание отрешиться.
Ашрамы для туристов. Самые известные больше похожи на крупные культурные центры с гостиницей, да ими по существу и являются. Например, всемирно известный центр Ошо, возникший как классический ашрам, сегодня носит статус международного медитационного курорта: здесь есть библиотека, университет, конференц-залы, интернет-холлы и даже дискотеки и безалкогольные бары. Но и в большинстве таких заведений есть главное, что делает ашрам ашрамом: известный гуру, который пару раз в день выходит пообщаться с паломниками. Состав последних очень разнородный – от студентов до международной богемы.
Так или иначе, любой ашрам – это место, где можно полностью отрешиться от суеты цивилизации и заняться самопознанием и самосовершенствованием. Можно работать в огороде, оранжерее, ухаживать за животными; при некоторых ашрамах есть школа – тогда у вас есть шанс попробовать себя в роли учителя. Такой общественно-полезный труд называется карма-йогой.
КАК ЖИВУТ В АШРАМЕ
4 утра – подъем. После омовения все проходят чандан – ритуал рисования на лбу полосок и точек. Желтая сандаловая паста призвана охладить ум, красным цветом отмечают третий глаз.
5.45 – хаван, церемония жертвоприношения огню. Под пение мантр пламени предлагают масло, рис, цветы, фрукты. Считается, что церемония гармонизирует пространство.
6.30–7.30 – коллективное пение мантр в храме (арти). Это основная духовная практика во многих ашрамах.
9.00–11.40 – карма-йога (общественно полезный труд).
11.40 – завтрак.
12.00–15.30 – свободное время.
15.30–17.30 – карма-йога.
18.30–19.30 – вечернее арти.
20.00 – ужин.
21.00 – отбой.
РАЗУМНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Во многие классические ашрамы можно попасть без предварительной договоренности – место в коммуне найдется всякому, кто постучится в ворота. Но если вы не строгий аскет, лучше заранее списаться или созвониться с выбранным заведением. У крупных ашрамов есть сайты, у большинства остальных – телефоны.
В среднем месяц жизни в ашраме обходится около 100 долларов.
В некоторых центрах нужно заранее записаться на курс занятий йогой – ознакомительный либо для продвинутых. Оплатив его, вы автоматически получаете возможность занять место в общежитии или гостинице. В других заведениях нет расценок на услуги, но это не значит, что они бесплатные: обычно просят сделать пожертвование, о примерном размере которого вам скажет сопровождающий вас в первый день житель ашрама. Как правило, речь идет о небольшой сумме.
5 ГЛАВНЫХ АШРАМОВ ИНДИИ
1. Ашрам Ошо
Пуна (штат Махараштра). Пропуск, включающий в себя все медитации дня, – 550 рупий (около 10 долларов). Приблизительная стоимость месяца проживания с тратами на еду, жилье, покупки и обучающие курсы – от 600 до 2000 долларов. Мекка для последователей современных эзотерических практик и учения Бхагавана Раджниша (Ошо). Все желающие могут пройти один или несколько курсов на выбор – от медитации и йоги до освоения сексуальных техник. Для жизни в ашраме нужно иметь при себе справку об отрицательном анализе на СПИД.
2. Ашрам Саи Бабы Прашанти Нилаям
Путтапарти (штат Андхра-прадеш). Комната гостиничного типа на 2–4 человека – 2 доллара в сутки. Самый популярный ашрам среди иностранцев. Многие приезжают в надежде увидеть чудеса, которые якобы или на самом деле совершает гуру Саи Баба. Ашрам активно занимается благотворительностью. Максимальное время пребывания – 60 дней.
3. Ашрам Ауробиндо
Пондичерри (штат Тамил-наду). Проживание – от 2 до 12 долларов в день. По замыслу основателя, это настоящий духовный город. Сейчас в нем живет около 2000 человек. Здесь нет какой-либо отдельной программы или практики для посетителей. Общее правило – полная свобода вероисповедания и поиск гармонии. Главная достопримечательность – Матримандир, гигантская сфера, внутри которой находится зал для медитации.
4. Фонд «Искусство Жизни»
Бангалор (штат Карнатака). Проживание – от 4 до 12 долларов в сутки. Плата за обучение: вводный курс (два вечера и один день) – 10 долларов, курс для продолжающих – 20 долларов. Основан гуру Шри Шри Рави Шанкаром. Организация активно занимается благотворительностью, а также обучением йоге и медитации. В ашраме проходят курсы Сударшана-крии, системы освобождения тела от токсинов и насыщения его кислородом.
5. Кришнамачарья Йога Мандирам
Мадрас (штат Тамил Наду). Проживание - по договоренности. Девиз заведения: «Йога должна быть доступна всем и каждому. Мы не хотим, чтобы она считалась привилегией элиты». В ашраме можно получить индивидуальные консультации и уроки асан, пранаям, пения ведических гимнов, а также наставления по йоготерапии, медитации и философии йоги. Здесь не принимают посетителей, которые не предупредили о своем появлении.
Про бытовые дела
Жилье: стоило по приезду в новое место снять комнату у местных жителей, так сразу вставали вопросы: а как пользоваться газовым баллоном? А что делать с мусором? А как стирать все вещи на руках и мыться в холодной воде? А как жить рядом с москитами, пауками и крысами? Училась быть самостоятельной, спрашивать у бывалых, а, в случае необходимости, просить о помощи.
Пропитание: ходить на рынок, знакомиться с сезонными продуктами, учиться готовить, в конце концов! При этом всегда выручали фрукты на завтрак, овсянка и гречка, заваренные в термосе, питьевые кокосы и местные сладости.
Здоровье: оформляла медицинскую страховку на весь период пребывания, воспользовалась ею всего лишь раз, в остальных случаях собирала чеки за визит к врачу и лекарства для компенсации в страховой компании по приезду.
Безопасность: известные правила – надевать закрытую одежду, не выходить одной из дома после заката, избегать компаний молодых людей. И даже это не спасло меня от одного неприятного инцидента на улице, когда я спаслась, по сути, бегством.
Жить как местные: пить воду из источника, собирать цветы для украшения храма, выгонять коров пастись, сидеть на полу и есть руками. Передвигаться на общественном транспорте – автобусах, поездах, тук-туках. Сделать стрижку у специального, «женского» парикмахера. Надеть сари и танцевать на индийской свадьбе. Принять участие в храмовой службе, которая проводится раз в год и то не для белых людей. С каждым таким опытом я чувствовала, что становлюсь чуть ближе к этой стране.
Зачем люди едут в индийские ашрамы ?
Сколько людей отправляются в Индию на поиски себя? А скольким удается найти себя?
Стереотипно Индия равно духовность . Прожив в солнечной стране 5 месяцев, понимаешь местами духовностью и не пахнет!
Да, есть особые места. И их очень много! Это всевозможные ашрамы, ретритные центры и тому подобное. В одном из ашрамов мне посчастливилось пожить!
Забегая вперед, скажу, что «просветленной» я не стала! Но получила невероятный опыт! Прикоснулась к возвышенному. Осознала, что все ответы внутри меня, главное слушать себя.
Статья посвящена ашраму Amritapuri в штате Керала.
Один из корпусов ашрама Один из корпусов ашрамаОснователем ашрама является индийская женщина . Мата Амританандамайи или как ласково называют ее последователи Амма – духовный лидер, для многих она Святая.
Амма делится с миром любовью и теплом. У неё огромное сердце и открытая душа. В своём ашраме она даёт даршан – встречи, на которых можно обняться с Аммой. Через объятия она передаёт светлую, добрую энергию .
Помимо этого, ведётся огромная благотворительная деятельность по всему миру! Это и постройка домов для бедных и пострадавших от природных катаклизмов, и больница для нуждающихся, университет, пенсии и выплаты для пожилых, забота о детях-сиротах и многое, многое другое!
Жизнь в ашраме
Ашрам расположен в штате Керала. От Варкалы (туристического городка) добираться легко и удобно. На поезде в пути около 1 часа и
30 минут на рикше с вокзала.
Со мной в ашрам отправилась и моя мама. Так как мы являемся семьей, нас поселили в семейный корпус в двухместный номер на 13 этаже . В комнате две кровати, свой душ, туалет. Мы ожидали более аскетичных условий!
Стоимость проживания 250 рупий (что примерно равно 250 рублей) в день с человека.
Расположен ашрам в живописном месте : с одной стороны море , а с другой водный канал , за которым несчётное количество пальм .
Территория большая. Кажется, что это свой отдельный городок или даже мирок. Предусмотрено все для комфортной жизни!
В ашраме кормят всех гостей и жителей бесплатно 3 раза в день! Еда индийская, вегетарианская, острая (чаще всего рис с овощами).
Кроме того есть европейское, индийское кафе, где можно разнообразить свой рацион за оплату.
Есть лавки с фруктами и овощами, juice центр, продуктовый магазин.
А ещё свои аюрведическая аптека и клиника, библиотека, интернет-кафе, лавки с одеждой и сувенирами и даже бассейн.
⠀
Режим дня в ашраме
Жителям рекомендуют следовать распорядку духовной практики :
с 04:50 начинаются групповые медитации , личная практика, йога и др.
После завтрака и обеда сева – бескорыстное служение или карма-йога.
С 17:30 вечерняя медиация у моря или другие практики в тишине .
В 18:30 начинаются бхаджаны – духовные песнопения .
⠀
В среду, четверг, субботу и воскресенье Амма даёт Даршан ( объятия с Аммой ).
По вторникам с 11:00 часов медитация с Аммой и обед-прасад ( освящённая пища ) для всех присутствующих! В среднем 1500-3000 человек!
Желающих, как вы видите, много! Амма не всегда находится в ашраме в Керале. Поэтому многие хотят попасть в объятия! У Аммы есть ашрамы во Франции и Америке, а также она часто ездит в туры по Индии и другим странам, чтобы обнять всех желающих.
День Даршана или в объятиях Святой
⠀
В день, когда Амма обнимает всех желающих, в ашраме царит атмосфера праздника.
Даршан начинается в 11 утра и длится до полуночи . На главной сцене сидит Амма, а напротив на помосте музыканты, поющие мантры на протяжении всего времени.
Чтобы попасть в объятия, необходимо взять талон с утра. В первую очередь идут те, кто приехал только на Даршан, без ночевки. Вторая очередь уже из тех, кто живет в ашраме.
Около 20:00 часов я попала в объятия Аммы.
Словно оказалась в поле безусловной любви, мира и гармонии. А обнимала меня Божественная Мать . Как младенец чувствует себя спокойно и хорошо на груди у матери, так же и я ощущала себя ребёнком, частичкой Вселенной на груди у Аммы. Ничто не беспокоило меня, в этот момент на меня снизошла «благодать» .
После объятий можно посидеть на сцене за Аммой в медитации. Отведённые полчаса я продолжала наслаждаться возвышенным и чистым сознанием. Слезы текли с меня градом, сияющая улыбка блаженства не сходила с лица. Я слушала мантры, слегка покачиваясь в такт.
Все есть – любовь. Как говорит сама Амма «есть только одна религия - любовь» , и я с ней полностью согласна!
Если вы тоже согласны, жмите «лайк»!
Давайте транслировать любовь вместе!
Как добраться
Ашрам расположен в городке Amritapuri . Два ближайших аэропорта находятся в Тривандруме (110 км к югу от Амритапури) и в Кочине (140 км к северу от Амритапури). Ближайшая железнодорожная станция – Karunagappally (примерно в 50 км от ашрама). От железнодорожного вокзала до ашрама можно добраться на рикше за 250 рупий .
При регистрации можно заказать такси в аэропорт.
Таким я увидела ашрам и саму Амму. Обязательно вернусь!
Про осознания и внутренние перемены:
Ты там не скучаешь?
Быть может, я как раз такой человек, которому «из глаз долой, из сердца вон», но, попав в совсем новую для меня реальность, я не вспоминаю о прежней. На смену России пришла Индия, на смену городу – деревня, холод сменило тепло, ежедневная утренняя йога, где бы я ни была, прогулки на закате вдоль моря. В мою жизнь и близкий круг общения вошли новые люди.
А иногда знакомство даже с одним человеком может заменить всех тех, кто ушел.
И даже по гречке я не скучаю, так как ее время от времени привозят знакомые.
Ворчание в раю.
Осознала вдруг, как быстро привыкаю к тому, что еще вчера вызывало безусловное счастье. Слишком жарко и влажно или еда пришлась не по вкусу или слишком сильные волны и нельзя искупаться, а жирная пенка в масала чае портит аппетит. Просто останавливаюсь и вспоминаю, что живу в раю.
Среди кокосовых пальм и заводей, где кожа буквально пьет влагу из воздуха, где за окном цветет пурпурная бугенвиллия и свистят невидимые птицы. И кому придет в голову ворчать в раю?
Какой сегодня день?
Начала чувствовать свои ритмы, куда сегодня течет (или не течет) энергия. Действовать в соответствии с этим, ни в коем случае не через силу и слово «надо». Сегодня, к примеру, легко и с удовольствием пишется, а вчера я с радостью занималась хозяйственными делами. А иногда, вне зависимости от дня недели, случаются выходные, когда только отдых принесет пользу.
Учиться отдавать.
Заботиться о том, что окружает – день за днем гладить и кормить уличного кота, убирать пластик с пляжа, готовить еду для других людей. Делать первые шаги в преподавании йоги или просто бескорыстно кому-то помогать. Потому что возвращается всегда в разы больше, и хочется продолжать.
В Новый 2018 год я вошла одна, на крыше индийского дома, в огнях фейерверков. Было спокойно и радостно, ни особых восторгов, ни горечи одиночества. Раньше я сбежала бы в люди, лишь бы быть с кем-то рядом, а вот теперь остаться наедине с собой – это очень комфортное для меня состояние.
Быть может, я изменилась, а может, просто призналась себе в том, что вся эта городская суета – больше не для меня. Что я хочу меньше работать и чаще отдыхать, жить на природе, заниматься тем, чем хочется именно сейчас, а не действовать по привычке. Очередной этап в столице для меня закончен, как и предыдущий когда-то в родном городе.
На момент сдачи материала в публикацию автор решила продлить визу и задержаться в Индии еще на два месяца.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Нравятся наши тексты? Подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзен .
Как попасть в ашрам
Этот вопрос волнует многих, ведь подобные организации – подходящее место для отдыха от житейских проблем. Если в индийских семьях распространена традиция отправлять детей в ашрам на несколько месяцев, то иностранцам не так просто там оказаться.
Ездить за рубеж к гуру у американцев и европейцев стало популярно после 1968 года, когда «Биттлз» посетили Махариши. Чтобы побывать в классической коммуне, не обязательно заранее записываться в очередь – зачастую есть места для каждого. Там разрешают селиться на любое время: несколько недель, месяцев, лет. Естественно, не стоит путать духовные индийские общины и сектантские организации, похожие на ашрам Шамбалы – это разные вещи.
Саптариши Ашрам, Харидвар
С современными крупными заведениями необходимо созваниваться или списываться – у них есть сайты, где указаны номера телефонов. В центрах следует оплачивать занятия йогой, койко-место гостиницы или общежития. Есть пункты без определенных расценок – каждый вносит пожертвования, которые обычно не слишком большие. Таким образом, в зависимости от условий стоимость проживания составляет 2-60 долларов в сутки.
Каждый человек, который становится на путь поиска внутреннего «Я», хотя бы раз в жизни задумывается о посещении лекций какого-нибудь известного гуру. Такую возможность предлагает ашрам. Популярность подобных организаций неукоснительно растет. Сюда съезжаются, чтобы спастись от существующих проблем внешнего мира, получить новые знания, погрузиться в изучение постулатов религии и просто разобраться в себе. И это, определенно, помогает.
Vishalakshi Mantap
Читайте также: