Турист папанов бриллиантовая рука
Хроника рождения культовой комедии Гайдая в документах и артефактах — от резолюций худсовета до костюма Миронова.
Как уменьшилась управдом Плющ, Пуговкин не стал Леликом, а Трус, Балбес и Бывалый превратились в Шефа — КиноПоиск реконструирует историю «Бриллиантовой руки» по найденным на «Мосфильме» архивным материалам и предметам реквизита.
Съемки: Драгоценный реквизит и альтернативный финал
Множество подробностей о самих съемках фильма с неизбежными анекдотами-байками вы можете прочесть на его странице, а мы ограничимся некоторыми вещдоками, которые нашли на «Мосфильме». Например, вот эта шикарная «двойка» — та самая, в которой Миронов слоняется по турецкому курорту (на самом деле все снято в Баку). Сорок лет она лежала среди другой безымянной одежды, которая после съемок поступает в фонды «Мосфильма», чтобы потом этими костюмами можно было пользоваться на других фильмах. До недавнего времени никто не вел учета появления мосфильмовских одеяний на экране. Всего несколько лет назад благодаря энтузиазму отдельных работников многие предметы гардероба удалось идентифицировать. И этот тоже.
Костюм Андрея Миронова для фильма «Бриллиантовая рука» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаНа подкладке написана фамилия актера, хотя надпись вряд ли сделана во время съемок. Костюм шили на заказ, он очень качественный. Возможно, он появлялся потом и в других картинах — сегодня это трудно установить точно. Водолазка и платок не аутентичные.
Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаА вот костюм Лелика — настоящий только он. А берет, значок, тенниска — это все не оригинальное. Зато здесь есть кусочек ткани с фамилией Папанова, и вот он, похоже, прямо оттуда, из 1960-х. Простецкий стиль Лелика резко диссонирует с нарядами денди Козодоева — первый одет как таксист (кстати, после выхода фильма к таксистам стали массово обращаться «шеф»), второй — как пассажир, готовый платить «два счетчика».
Костюм Анатолия Папанова для фильма «Бриллиантовая рука» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаВот конь, с которого начинается большой шоппинг Семена Горбункова. С крыльями. Он появлялся в фильмах «Служебный роман» и «Гараж», а сегодня хранится в тайных запасах «Мосфильма», куда пускают только по личному разрешению руководства студии. Конь сделан из драгоценного сплава, это настоящий антиквариат. При этом сцены с конем в сценарии не было, Горбунков сразу начинал интересоваться перламутровыми пуговицами на халате. Кому попался на глаза этот конь и почему Гайдай решил придумать шутку с «таким же, но без крыльев», установить сложно. Кстати, в жизни Гайдай был довольно замкнутым, мрачным и немногословным человеком, почти никогда не улыбался. С войны у него осталась незаживающая рана — осколок, застрявший у основания большого пальца ноги. Рана время от времени начинала гноиться и сильно болеть.
Тот самый конь с крыльями / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаУ этой «Волги», она же ГАЗ-21 1964 года выпуска, есть биография. Когда автомобиль появился на студии, неизвестно. Но его послужной список просто огромный: «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Яды, или Всемирная история отравлений», сериал «Оттепель», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Людмила Гурченко», «Конец прекрасной эпохи». Автомобиль много раз перекрашивали, добавляли на капот логотип в виде оленя, потом убирали его. В 2017 году автомобиль прошел реставрацию, сейчас он выглядит как коллекционная тачка для богатого хипстера. Он на ходу, хотя заправлять его приходится 92-м бензином — 80-й трудно достать. Очень удобные кресла с дерматином, легкий, приятный руль, ручка переключения передач расположена на руле. 70 лошадиных сил — двигатель стоит родной. Только радио не работает. А вообще в «Волге» стояли ламповые приемник и усилитель, которые работали на длинных и средних волнах. Восстанавливать радио для съемок не было смысла, а то и так процесс реставрации авто занимает больше года. Сегодня автомобиль можно увидеть в музее «Мосфильма».
ГАЗ-21 играл в «Бриллиантовой руке» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаМы нашли еще три забавных документа. Первые два — это просьбы перенести съемки: то Никулин уезжает с цирком на гастроли, то Миронов в Японию отправляется. Из-за этого срывались сроки сдачи картины, были огромные проблемы — у всех, кроме актеров, которые спокойно разъезжали по заграницам. А вот в третьем документе создателей фильма просят ознакомиться с письмом ленинградских кинозрителей. Стоит резолюция «Ознакомлены».
Сроки сдачи опять сорваны — из-за гастролей Никулина / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаРаскадровка этой сцены, сделанная оператором Игорем Черных, — отдельный маленький подарок читателям КиноПоиска. Ее нет даже на «Мосфильме», это из личного архива Черных. Все рисунки сделаны им и карточками приложены к режиссерскому сценарию. Сцена угадывается легко, но портретного сходства здесь не очень много.
Наконец, финал фильма. Это очередная импровизация Гайдая — в сценарии не было никакого катера, с которого поднимают загипсованного Горбункова и сажают потом в роскошный кабриолет. Изначально же предполагалось, что семья Горбунковых выйдет из своего подъезда вся в заграничных шмотках, а у самого Горбункова в гипсе сразу две руки. А жена смущенно говорит ему, что у них, кажется, будет ребенок. Какое счастье, что Гайдай не стал это снимать!
КиноПоиск благодарит «Мосфильм» и Игоря Черных за предоставленные документы и реквизит.
В чем нырял Папанов в "Бриллиантовой руке"? Первый советский акваланг (сколько он стоит сегодня?)
Замечательный фильм "Бриллиантовая рука" снятый в 1968 году рассказывает о советских контрабандистах и бриллиантах. Ну вы все помните. Есть там интересный момент - операция "рыбалка".
Горбунков (Никулин) и Геша (Миронов) едут на рыбалку на скалы. Место там безлюдное и клева нет. Чтобы обеспечить этот самый клев Лелик (Папанов) ныряет незаметно в воду и цепляет рыболовам рыбу на крючок. Не будем подвергать сомнению реалистичность такого способа. Гораздо интереснее сам акваланг.
Папанов с аквалангом Папанов с аквалангомПо сути - это первый советский серийный акваланг АВМ-1 с автономным дыхательным аппаратом. За основу конструкции был взят редуктор французского акваланга MISTRAL.
Вес акваланга 21,5 кг. Погружаться в таком акваланге можно на глубину до 40 метров. Вид у него самый обычный - две трубки идут за спину к баллону. По умному это все называется открытая схема дыхания с редуцированием воздуха.
После АВМ-1 появились и другие модификации: АВМ-1М, АСВ, АВМ-5 и 7. Но по мнению некоторых практиков - первая модель остается одной из самых удобных из представленных отечественных. Другое дело, что найти такой в хорошем состоянии сегодня проблематично.
АВМ-1 на Авито АВМ-1 на АвитоНа Авито сегодня такой акваланг стоит 6900 рублей. Трудно оценить в каком состоянии данный экземпляр. В целом модели АВМ-1 на сайте уходят по цене 6-15 000 рублей. Дешевле или дороже я не находил.Но это все БУ, так что цена весьма условна.
Может быть опытные аквалангисты смогут точнее сориентировать нас по ценовым характеристикам этого акваланга.
В целом же операция "рыбалка" провалилась. Контрабандисты остались ни с чем, а Папанов уплыл лишившись самой главной детали своего гардероба. Не знаю насколько это было приемлемо в советском кино того периода, но факт остается фактом.
Подписывайтесь на канал, ставьте нравится, чтобы не пропустить новые статьи.
Кастинг: Вицин против Миронова
3 января 1968 года картина наконец была запущена, начались актерские пробы. Роль Графа (Козодоева) вполне мог получить Георгий Вицин — его Гайдай уже много снимал прежде, он был известен. А вот Андрей Миронов звездой совсем не был, отношение к нему было настороженным.
Пробы Георгия Вицина для «Бриллиантовой руки» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаМехаником (Леликом) мог стать Михаил Пуговкин, причем, когда утвердили Папанова, Пуговкин пробовался и на роль Графа. Роль мальчика с пляжа сыграл сын Никулина, Максим. Он получил роль случайно: когда снимались сцены в Адлере, Никулин приехал туда вместе со своей семьей на машине. Тогда Гайдай и решил дать парнишке роль.
Пробы Михаила Пуговкина для «Бриллиантовой руки»С актрисами история особая. К их кастингу Гайдай подходил в стиле продюсеров золотого века Голливуда. Если актриса была симпатичная и молодая, он требовал, чтобы она пробовалась в купальнике, причем потом в фильме часто предоставлял и зрителю возможность полюбоваться ее фигурой в самых выгодных ракурсах. На пробах для «Бриллиантовой руки» в купальнике позирует Светлана Светличная — ее утвердили не сразу (говорили, что ее пробы слишком вызывающие), но Гайдай настаивал и добился того, чтобы в фильме была сцена стриптиза в исполнении Светличной, одна из самых смелых в советском массовом кино. Песню «Помоги мне» для фильма исполнила Аида Ведищева. Она же пела за Варлей в «Кавказской пленнице», а еще все советские дети знали ее по музыкальным номерам из мульфильмов — колыбельной из сказки про Умку и песне «Синяя вода» из «Катерка» (того, где еще был хит «Чунга-чанга»).
Пробы Светланы Светличной для «Бриллиантовой руки» в купальникеДальше была вот такая бумага с просьбой утвердить актеров — здесь указаны театры, в которых они служат. У Никулина написано просто: «Цирк». 22 марта актеры были утверждены. А 25 апреля был первый съемочный день.
Документ с просьбой утвердить исполнителей главных ролей в «Бриллиантовой руке» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаВ "Бриллиантовой руке" героев Миронова и Папанова звали Граф и Механик. Почему у них были такие клички и куда делся Малыш
В мае 1968 года в "Советской культуре" Юрий Никулин попросил Леонида Гайдая снять троицу из Труса, Балбеса и Бывалого в еще одном фильме.
И даже был предложен сценарий: троица формирует концертную банду и едет гастролировать по стране.
Гайдай не захотел снимать такой фильм. Возможно, что ничего хорошего бы и не вышло. Был бы фильм вроде "Новых сновидений Шурика" .
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука". Кадр из фильма "Бриллиантовая рука".Граф, Механик и Малыш
Для нового сценария придумали другую троицу.
И назвали их: Граф, Механик, Малыш.
31 октября 1967 года, при обсуждении сценария будущего фильма, было решено сократить банду до двух человек.
Я люблю "Бриллиантовую руку" но вот то, что героя Козадоева звали "Графом", а Лёлика – "Механиком" узнал только прочитав книгу Федора Раззакова.
Если интересуетесь историей создания фильма, то книгу к прочтению советую. Она так и называется – "Бриллиантовая рука".
Где герой Миронова ходил по воде в "Бриллиантовой руке".
Да это очень интересный фильм с юмором, котрый актуален и сегодня. И я думаю каждый человек задавал вопрос, в каком это месте герой Миронова шёл по воде, причём чем очень далеко от берега в сцене рыбалки. И я нашёл это место!
Надо сказать, что фильм снимался в разных местах, а городок Черноморск вообще выдуманный, за него отвечал Адлер. Такой город кстати есть в одесской области, но на момент съёмок он назывался Ильичёвском.
Собственно та самая рыбалка также снимался в разных локациях. Белая скала, возле которой герой Папнова обещал бешенный клёв, снималась в окрестностях Туапсе (это скала Киселева). Но в этой локации не было место где бы герой Миронова мог идти "по воде". Эту сцену перенесли в Новороссийск, где находится та самая Суджукская коса, по которой и шёл Миронов. Кстати мальчик, которому Геша отвешивает пинок - это сын Никулина и он был сильно обижен на дядю Андрея за пинки в несколько дублей. Кстати, на этой косе поставили памятник.
Источник фото - Яндекс.Картинки Источник фото - Яндекс.КартинкиВ процессе съёмки также произошла интересная ситуация. Береговая охрана не знала, что снимается фильм и поспешила на помощь Миронову, который так убедительно ееё звал размахивая трусами)).
Фото взято из свободных источников Фото взято из свободных источниковНу а Лёлик (Папанов) вообще насаживал рыбу аж в Крыму, именно там проходили съёмки этого эпизода (Крымский Новый свет). Съёмки шли в ноябре было прохладно и своё знаменитое недовольство Папанов высказал в адрес операторов ,которые не могли закончить всё с одного дубля. Удивительно, но эта импровизация и попала в фильм, причём смотрится очень органично.
Фильм "Бриллиантовая рука" - один из лучших советских фильмов с очень глубокой сатирой, о нём я ещё буду рассказывать на своём канале , поэтому обязательно подписывайтесь и пишите в комментариях, какие у вас самые любимые моменты из этого фильма.
Сценарий: Сказка о крепком рубле
В начале было слово — «контрабандист». Так назывался сценарий, написанный в 1967-м Яковом Костюковским и Морисом Слободским (они уже работали с Леонидом Гайдаем над фильмами о похождениях Шурика). Поводом для сценария стала не то серия статей в «Правде», не то текст в журнале «За рубежом» — на этот счет есть разные мнения. В любом случае сценаристов привлекла вычитанная в прессе идея перевозки драгоценностей в гипсе. Они придумали историю о наивном обывателе, который вдруг оказался в центре большой криминальной схемы, сам об этом не подозревая. В этот раз сюжет был не про молодого студента Шурика, а про женатого мужчину средних лет и безо всякой авантюрной жилки. Зато уязвимого для алкоголя. Сценарий сразу писался под Юрия Никулина — у него была главная роль.
Отзыв редактора на заявку «Контрабандист» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска«В последние годы советский рубль сильно окреп, завоевал солидные позиции на международной валютной арене. Мы все, естественно, гордимся этим. Но, с другой стороны, это обстоятельство вызвало нездоровый интерес к нашей стране профессиональных контрабандистов. Пользуясь развитием наших международных связей и туризма, контрабандисты стараются забросить в СССР золото и бриллианты, сбыть их и вывезти за границу советские деньги. О таких фактах все чаще и чаще пишет наша печать. Конечно, в большинстве случаев контрабандисты терпят у нас крах. Во-первых, благодаря бдительности соответствующих советских органов. Во-вторых, потому что деятельность контрабандистов и их клиентов не находит в нашем обществе социальной опоры, так как подавляющее большинство советских людей охотно оказывает помощь государству в борьбе с контрабандой». Так начиналась сценарная заявка «Контрабандиста».
В отзыве редактора на сценарную заявку фильма отмечено, что, «как всегда у этих авторов и этого режиссера, за эксцентриадой, за комическими эффектами, за парадоксальным сюжетом и причудливыми характерами — глубокие и верные мысли, чистые и добрые чувства. О скромном и неказистом человеке, в котором в минуту опасности проявляются лучшие качества, воспитанные нашим социалистическим обществом, расскажет будущий сценарий». Работе над сценарием был дан ход, причем Леонид Гайдай тоже участвовал в этом процессе и даже написал заявление, в котором потребовал считать его «полноправным соавтором».
Заявление Леонида Гайдая / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаПостепенно сценарий стал приобретать новые очертания и получил новое название — «Бриллиантовая рука». Хотя в скобках везде для удобства указывалось и старое, более агрессивное, детективное. Из заключения худсовета от 9 октября 1967 года мы узнаем, например, что фамилия Семена Семеныча была изначально не Горбунков, а Павлик, а также то, что контрабандистов-сообщников было не двое, а трое — возможно, по схеме Трус—Балбес—Бывалый, которая использовалась Гайдаем в предыдущих картинах. Клички и амплуа, правда, были другие: Князь, Механик, Малыш. Худсовет предложил сократить количество жуликов, а еще уменьшить роль гражданки Плющ — той, которую в фильме потом сыграет Нонна Мордюкова. Очевидно, сначала ее образ был крупнее, что, по мнению худсовета, придавало персонажу фельетонное звучание.
Фрагмент заключения худсовета по сценарию «Бриллиантовой руки» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаИз заключения сценарно-редакционной коллегии узнаем, что исходно у Плющ были реплики с «политической оценкой общественных явлений» — их требовалось убрать. При этом ее предположение о том, что Семен Семеныч «тайно посещает синагогу», нареканий у коллегии не вызвало. Сомнительная шутка исчезла на переозвучании, а синагога превратилась в любовницу. Но по губам актрисы легко прочитать, какое слово она произносит.
Также из документа следует, что Шеф изначально фигурировал под именем Маврикий, а эпизод с его чествованием в ресторане сильно покоробил коллегию. В нем имелась сцена неуемного восторга пионеров перед «подвигом» махинатора (напомним, криминальная схема заключалась в том, что контрабандисты выдавали драгоценности за найденный клад, сдавали его государству, получая за это премию). Маврикий также отпускал рискованные шутки типа: «Главное в нашем деле — социалистический реализм». Из описания сцены в ресторане мы узнаем, что доля Шефа за очередную аферу — цена нового (и очень престижного) «Москвича».
Еще одно заключение по сценарию фильма / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаАвторы сценария учитывали все придирки цензоров, из текста постепенно исчезали сцены, «повествовавшие о быте и нраве жуликов», «излишние подробности», «второстепенные эпизоды и персонажи». Пожалуй, прочитать эти редакции было бы интересно не только историкам кино.
Здесь сценарию наконец-то дается зеленый свет, хотя и с оговорками / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаКастинг: Вицин против Миронова
3 января 1968 года картина наконец была запущена, начались актерские пробы. Роль Графа (Козодоева) вполне мог получить Георгий Вицин — его Гайдай уже много снимал прежде, он был известен. А вот Андрей Миронов звездой совсем не был, отношение к нему было настороженным.
Пробы Георгия Вицина для «Бриллиантовой руки» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаМехаником (Леликом) мог стать Михаил Пуговкин, причем, когда утвердили Папанова, Пуговкин пробовался и на роль Графа. Роль мальчика с пляжа сыграл сын Никулина, Максим. Он получил роль случайно: когда снимались сцены в Адлере, Никулин приехал туда вместе со своей семьей на машине. Тогда Гайдай и решил дать парнишке роль.
Пробы Михаила Пуговкина для «Бриллиантовой руки»С актрисами история особая. К их кастингу Гайдай подходил в стиле продюсеров золотого века Голливуда. Если актриса была симпатичная и молодая, он требовал, чтобы она пробовалась в купальнике, причем потом в фильме часто предоставлял и зрителю возможность полюбоваться ее фигурой в самых выгодных ракурсах. На пробах для «Бриллиантовой руки» в купальнике позирует Светлана Светличная — ее утвердили не сразу (говорили, что ее пробы слишком вызывающие), но Гайдай настаивал и добился того, чтобы в фильме была сцена стриптиза в исполнении Светличной, одна из самых смелых в советском массовом кино. Песню «Помоги мне» для фильма исполнила Аида Ведищева. Она же пела за Варлей в «Кавказской пленнице», а еще все советские дети знали ее по музыкальным номерам из мульфильмов — колыбельной из сказки про Умку и песне «Синяя вода» из «Катерка» (того, где еще был хит «Чунга-чанга»).
Пробы Светланы Светличной для «Бриллиантовой руки» в купальникеДальше была вот такая бумага с просьбой утвердить актеров — здесь указаны театры, в которых они служат. У Никулина написано просто: «Цирк». 22 марта актеры были утверждены. А 25 апреля был первый съемочный день.
Документ с просьбой утвердить исполнителей главных ролей в «Бриллиантовой руке» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаБрюки превращаются в фильм: Из чего сделана «Бриллиантовая рука»
Хроника рождения культовой комедии Гайдая в документах и артефактах — от резолюций худсовета до костюма Миронова.
Как уменьшилась управдом Плющ, Пуговкин не стал Леликом, а Трус, Балбес и Бывалый превратились в Шефа — КиноПоиск реконструирует историю «Бриллиантовой руки» по найденным на «Мосфильме» архивным материалам и предметам реквизита.
Съемки: Драгоценный реквизит и альтернативный финал
Множество подробностей о самих съемках фильма с неизбежными анекдотами-байками вы можете прочесть на его странице, а мы ограничимся некоторыми вещдоками, которые нашли на «Мосфильме». Например, вот эта шикарная «двойка» — та самая, в которой Миронов слоняется по турецкому курорту (на самом деле все снято в Баку). Сорок лет она лежала среди другой безымянной одежды, которая после съемок поступает в фонды «Мосфильма», чтобы потом этими костюмами можно было пользоваться на других фильмах. До недавнего времени никто не вел учета появления мосфильмовских одеяний на экране. Всего несколько лет назад благодаря энтузиазму отдельных работников многие предметы гардероба удалось идентифицировать. И этот тоже.
Костюм Андрея Миронова для фильма «Бриллиантовая рука» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаНа подкладке написана фамилия актера, хотя надпись вряд ли сделана во время съемок. Костюм шили на заказ, он очень качественный. Возможно, он появлялся потом и в других картинах — сегодня это трудно установить точно. Водолазка и платок не аутентичные.
Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаА вот костюм Лелика — настоящий только он. А берет, значок, тенниска — это все не оригинальное. Зато здесь есть кусочек ткани с фамилией Папанова, и вот он, похоже, прямо оттуда, из 1960-х. Простецкий стиль Лелика резко диссонирует с нарядами денди Козодоева — первый одет как таксист (кстати, после выхода фильма к таксистам стали массово обращаться «шеф»), второй — как пассажир, готовый платить «два счетчика».
Костюм Анатолия Папанова для фильма «Бриллиантовая рука» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаВот конь, с которого начинается большой шоппинг Семена Горбункова. С крыльями. Он появлялся в фильмах «Служебный роман» и «Гараж», а сегодня хранится в тайных запасах «Мосфильма», куда пускают только по личному разрешению руководства студии. Конь сделан из драгоценного сплава, это настоящий антиквариат. При этом сцены с конем в сценарии не было, Горбунков сразу начинал интересоваться перламутровыми пуговицами на халате. Кому попался на глаза этот конь и почему Гайдай решил придумать шутку с «таким же, но без крыльев», установить сложно. Кстати, в жизни Гайдай был довольно замкнутым, мрачным и немногословным человеком, почти никогда не улыбался. С войны у него осталась незаживающая рана — осколок, застрявший у основания большого пальца ноги. Рана время от времени начинала гноиться и сильно болеть.
Тот самый конь с крыльями / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаУ этой «Волги», она же ГАЗ-21 1964 года выпуска, есть биография. Когда автомобиль появился на студии, неизвестно. Но его послужной список просто огромный: «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Яды, или Всемирная история отравлений», сериал «Оттепель», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Людмила Гурченко», «Конец прекрасной эпохи». Автомобиль много раз перекрашивали, добавляли на капот логотип в виде оленя, потом убирали его. В 2017 году автомобиль прошел реставрацию, сейчас он выглядит как коллекционная тачка для богатого хипстера. Он на ходу, хотя заправлять его приходится 92-м бензином — 80-й трудно достать. Очень удобные кресла с дерматином, легкий, приятный руль, ручка переключения передач расположена на руле. 70 лошадиных сил — двигатель стоит родной. Только радио не работает. А вообще в «Волге» стояли ламповые приемник и усилитель, которые работали на длинных и средних волнах. Восстанавливать радио для съемок не было смысла, а то и так процесс реставрации авто занимает больше года. Сегодня автомобиль можно увидеть в музее «Мосфильма».
ГАЗ-21 играл в «Бриллиантовой руке» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаМы нашли еще три забавных документа. Первые два — это просьбы перенести съемки: то Никулин уезжает с цирком на гастроли, то Миронов в Японию отправляется. Из-за этого срывались сроки сдачи картины, были огромные проблемы — у всех, кроме актеров, которые спокойно разъезжали по заграницам. А вот в третьем документе создателей фильма просят ознакомиться с письмом ленинградских кинозрителей. Стоит резолюция «Ознакомлены».
Сроки сдачи опять сорваны — из-за гастролей Никулина / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаРаскадровка этой сцены, сделанная оператором Игорем Черных, — отдельный маленький подарок читателям КиноПоиска. Ее нет даже на «Мосфильме», это из личного архива Черных. Все рисунки сделаны им и карточками приложены к режиссерскому сценарию. Сцена угадывается легко, но портретного сходства здесь не очень много.
Наконец, финал фильма. Это очередная импровизация Гайдая — в сценарии не было никакого катера, с которого поднимают загипсованного Горбункова и сажают потом в роскошный кабриолет. Изначально же предполагалось, что семья Горбунковых выйдет из своего подъезда вся в заграничных шмотках, а у самого Горбункова в гипсе сразу две руки. А жена смущенно говорит ему, что у них, кажется, будет ребенок. Какое счастье, что Гайдай не стал это снимать!
КиноПоиск благодарит «Мосфильм» и Игоря Черных за предоставленные документы и реквизит.
Бриллиантовая рука
Никакой праздник не обходится без этой эксцентрической музыкальной кинокомедии режиссёра Леонида Гайдая. Это один из самых популярных фильмов в СССР. Это советское кино безумно любимое мной. Я практически на нем выросла. И это радует, что росла я не на американских блокбастерах, а на нашем советском бесценном кинематографе, хотя и из зарубежных фильмов тоже есть парочка картин моего детства.
— Папаша, закурить не найдется?
— Ты что, глухонемой?
— Да.
Имя Смен Семеныча уже стало нарицательным, да и цитаты из этого фильма мы слышим по сей день, в бытовой жизни и не только.
Неподражаемые и уникальнейшие и гениальные — Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, увы, покинувшие этот мир, подняли комедийную планку столь высоко, что дотянуться до неё не суждено уже никому.
— Наши люди в булочную на такси не ездят!
этот фильм будет жить вечно, а мы — никогда не устанем его смотреть!
Нужна ли ему оценка?
- Полезная рецензия?
пожаловаться наспойлер? - Да / Нет
- 85 / 5
- тип рецензии:
Такое кино никогда не умрет! Вот это я понимаю, комедия! Что ни слово, то цитата. Никак не могу понять, почему такие фильмы снимались только в советское время. Неужели современному зрителю и впрямь достаточно, чтобы в кино пару раз ругнулись и сказали несколько фраз о сексе (а еще лучше, чтоб весь фильм о нем говорили), чтобы назвать это комедией?
- Полезная рецензия?
пожаловаться наспойлер? - Да / Нет
- 104 / 18
- тип рецензии:
Комедия без шуму без пыли.
Совершенно неважно, какие фильмы старался (и старался ли) спародировать Леонид Гайдай в 'Бриллиантовой руке', не имеет значения жанровая принадлежность фильма. Ведь о нём можно судить не только как о комедии - затронута весьма не смешная тема паранойи, мании преследования. За океаном Хичкок из контрабанды бриллиантов и подозрительности простого человека мог бы сделать выдающийся триллер. Но в Советском Союзе Леонид Гайдай мастерски обратил страшное в смешное. 'Красный' сон - самое наглядное тому доказательство.
Вклад Юрия Никулина оценить невозможно. Отличная мимика, сопровождаемая 'мыслями вслух', забавные, но логичные с точки зрения обычного советского гражданина, поступки (вроде хранения пистолета в жестяной банке), песня про зайцев. Безо всякой клоунады, с полностью серьёзным выражением лица Никулин сделал всё от него зависящее, чтобы 'Бриллиантовая рука' превратилась из рядовой комедии в шедевр для нескольких поколений. Однако без Нины Гребешковой домашние страсти семьи Горбунковых наблюдать было бы не так интересно, её монолог, начинающийся со слова 'Завербовали!' - это нечто потрясающее.
Два контрабандиста - интеллигент и верзила - Андрей Миронов и Анатолий Папанов способны удивить в любом из эпизодов. Конечно, они несерьёзные злодеи, но даже свою несерьёзность могут подать со всей серьёзностью. А ещё они умеют очень быстро переходить от комедийного клише к шедеврально-сильной актёрской работе. Кажется, только что герой Миронова проверял кочергу на прочность о свою голову - и вот, он уже 'уверовал' и с корягой в руке вышагивает за 'спасителем'.
Мало сказать про 'Бриллиантовую руку', что фильм легенда. Постановка обросла таким количеством слухов, правдивых и не очень, весёлых историй и фактов, что фильм с их перечислением будет идти немногим меньше самой комедии. Ведь можно рассказывать и о памятном женском голосе, осуществляющем вольный перевод иностранной речи, и о личности шефа, которую долгое время прячут от зрителя, и о песнях, которые для этого фильма как добавочные номера у телефонов того времени - без них ни до кого не дозвонишься, и о хитростях, на которые шёл Гайдай, чтобы уберечь свою работу от цензоров.
Талантливый человек талантлив во всём и режиссёр, прекрасно зная, где уполномоченные кинокритики найдут острые углы, начал хитрую игру. Ему настоятельно рекомендовали разделить фильм на две части - никаких проблем, Гайдай разделил. Только кто будет отдельно показывать часть фильма длиной шесть минут? Про то, как режиссёр вмонтировал в концовку фильма ядерный взрыв, чтобы удалили именно его, а не какие-либо другие сцены - это давно уже притча во языцех.
Совсем не так выглядят сегодня контрабандисты. Иначе граждане относятся к сотрудникам милиции. Поменялся внешний вид автомобилей и теплоходов. Даже комедии совершенно не сопоставимы с лентами сорокалетней давности. Но абсолютно не меняется 'Бриллиантовая рука', изредка возвращающаяся на экраны телевизоров. И совершенно такое же отношение остаётся у людей к этой доброй комедии из нестареющих (золото не стареет) фондов 'Мосфильма'.
9 из 10. 'Семён Семёныч!'. Виноват, 10 из 10
- Полезная рецензия?
пожаловаться наспойлер? - Да / Нет
- 72 / 1
- тип рецензии:
В советском кинематографе имеется очень ценное учебное пособие для начинающих режиссеров и будущих мэтров комедий. Учебник под названием «Бриллиантовая рука». Над ним работали великие советские актеры: гениальный выдумщик и мастер перевоплощения Андрей Миронов, безукоризненный и грустный, всеми любимый Анатолий Папанов, нелепый и безумно родной наш Юрий Никулин… Их больше нет, как нет и главного автора этого ценного учебника Леонида Гайдая… Они пришли к нам громко, крича те самые незабываемые слова, которые произносишь чуть ли ни каждый день… Их яркие киноработы врезаются в голову навсегда, по ним сравниваешь остальной мир кино…
«Бриллиантовая рука»… при произношении этих слов возникают самые добрые чувства, после которых весь фильм проносится перед глазами как детское новогоднее стихотворение, которое помнишь наизусть. Гайдай волшебник, гений всего режиссерского сообщества! Его приключения Сени Горбункова свели с ума большую часть посмотревших этот фильм. А контрабандистам после выхода советской комедии придется придумывать новые способы доставки драгоценностей.
Именно наши современные режиссеры должны понять и прочувствовать весь процесс творения Гайдая. А не штамповать бездарные и безвкусные комедии. И снова постараться сотворить такое же качественное кино, попробовав подарить нам те самые утерянные временем настоящие эмоции.
- Полезная рецензия?
пожаловаться наспойлер? - Да / Нет
- 69 / 4
- тип рецензии:
Икона отечественного комедийного жанра. Весь фильм - один большой афоризм. Одна из лучших отечественных комедий на мой взгляд и лучшая отечественная комедия по опросу телезрителей, проведенному в 1995 году к 100-летию кино.
- Полезная рецензия?
пожаловаться наспойлер? - Да / Нет
- 82 / 18
- тип рецензии:
'В душе моей неосторожно вы разбудили вулкан. '
Начав пересматривать золотую фильмографию режиссёра Леонида Иовича Гайдая, естественно, я не могла обойти стороной одно из его самых именитых творений, а именно 'Бриллиантовую руку'. Тем более, что это чудо-кино я ни разу (. ) не смотрела 'от и до'. Чарователь Гайдай - великий и гениальный режиссёр. Он умел создавать миры, не имеющие аналогов, в которых каждый человек мог найти место и для себя. Его комедии, одни из самых удачных и искрящихся за всю историю советского кинематографа. Все фильмы маэстро можно сравнить с вином - с годами только лучше и крепче!
«- За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники. » ©
Эксцентричная комедия 'Бриллиантовая рука' способна накрыть любого зрителя волной гомерического и безудержного смеха. Кто бы мог подумать, что из истории с загипсованной рукой можно сотворить такой кино-шедевр. В этом фильме есть всё: и легендарный гайдаевский юмор, который всегда, в любом его фильме рассыпается на множество мощных и игристых цитат (вспомните, культовое 'Не виноватая я, он сам пришёл!'); и интересная история про то, как не отдаться во власть искушения; и великолепные, нет, гениальные актёры; и замечательная музыка и задушевные песни. Это полтора часа истинного, ни с чем не сравнимого удовольствия.
«- Они будут следить за вами, а мы - за ними!» ©
Хочется присесть в глубоком реверансе и поблагодарить непревзойдённого композитора Александра Зацепина, за всю ту музыку, что он написал к этой картине (и не только) и роскошного поэта Леонида Дербенёва, за необыкновенные слова песен 'Остров невезения', 'Помоги мне' и 'Песня про зайцев'. Ошеломительные творения получились! Их хочется слышать сегодня, завтра и спустя много лет.
«- Ну нет, я не трус. но я боюсь!» ©
Как уже было сказано, актёрский состав бесподобен. Мне хочется начать с филигранного Андрея Миронова. Это удивительный, гениальный и обаятельнейший актёр, который одинаково талантливо умел перевоплощаться в совершенно различные слои населения: начиная с заправского махинатора заканчивая интеллигентным врачом. А вспомните его танцы? Лёгкие и парящие, как будто в невесомости. Но ведь никто не знал, что каждое идеальное движение оттачивалось годами. Вот что значит - талант. Трогательный клоун с грустными глазами Юрий Никулин и его персонаж - настоящий советский человек, которому никогда не закрадётся в голову мысль присвоить себе чужие стекляшки. Невероятно добрый и искренний образ, который вызывает слёзы умиления, лёгкую улыбку и сладкую печаль. Хочется упомянуть и других актёров, талантливых и красиво исполнивших свои небольшие партии: Нина Гребешкова, Анатолий Папанов, Светлана Светличная, Нонна Мордюкова. Все они - единственно верный ансамбль!
«- Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты. » ©
Один из экранных героев Андрея Миронова сказал свою знаменитую фразу: «Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна.» Это истина. Гайдаю, Миронову и другим не менее талантливым актёрам, которых уже нет среди нас не страшна смерть - все они живы. В наших сердцах, в наших улыбках. и в конце концов, на плёнках нетленных творений. Которые будут смотреть через 10, 30 и даже 50 лет. Потому что - это классика. Потому что - это живое кино, которое дышит полной грудью.
Легендарный фильм, который явился квинтэссенцией и пиковой вершиной комедийного искусства. Это кино по праву может считаться одним из самых феноменальных и нестареющих. Ведь и теперь, спустя 40 лет, оно такое же яркое, ослепительное и бриллиантовое, как и в день своего возникновения.
Сценарий: Сказка о крепком рубле
В начале было слово — «контрабандист». Так назывался сценарий, написанный в 1967-м Яковом Костюковским и Морисом Слободским (они уже работали с Леонидом Гайдаем над фильмами о похождениях Шурика). Поводом для сценария стала не то серия статей в «Правде», не то текст в журнале «За рубежом» — на этот счет есть разные мнения. В любом случае сценаристов привлекла вычитанная в прессе идея перевозки драгоценностей в гипсе. Они придумали историю о наивном обывателе, который вдруг оказался в центре большой криминальной схемы, сам об этом не подозревая. В этот раз сюжет был не про молодого студента Шурика, а про женатого мужчину средних лет и безо всякой авантюрной жилки. Зато уязвимого для алкоголя. Сценарий сразу писался под Юрия Никулина — у него была главная роль.
Отзыв редактора на заявку «Контрабандист» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска«В последние годы советский рубль сильно окреп, завоевал солидные позиции на международной валютной арене. Мы все, естественно, гордимся этим. Но, с другой стороны, это обстоятельство вызвало нездоровый интерес к нашей стране профессиональных контрабандистов. Пользуясь развитием наших международных связей и туризма, контрабандисты стараются забросить в СССР золото и бриллианты, сбыть их и вывезти за границу советские деньги. О таких фактах все чаще и чаще пишет наша печать. Конечно, в большинстве случаев контрабандисты терпят у нас крах. Во-первых, благодаря бдительности соответствующих советских органов. Во-вторых, потому что деятельность контрабандистов и их клиентов не находит в нашем обществе социальной опоры, так как подавляющее большинство советских людей охотно оказывает помощь государству в борьбе с контрабандой». Так начиналась сценарная заявка «Контрабандиста».
В отзыве редактора на сценарную заявку фильма отмечено, что, «как всегда у этих авторов и этого режиссера, за эксцентриадой, за комическими эффектами, за парадоксальным сюжетом и причудливыми характерами — глубокие и верные мысли, чистые и добрые чувства. О скромном и неказистом человеке, в котором в минуту опасности проявляются лучшие качества, воспитанные нашим социалистическим обществом, расскажет будущий сценарий». Работе над сценарием был дан ход, причем Леонид Гайдай тоже участвовал в этом процессе и даже написал заявление, в котором потребовал считать его «полноправным соавтором».
Заявление Леонида Гайдая / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаПостепенно сценарий стал приобретать новые очертания и получил новое название — «Бриллиантовая рука». Хотя в скобках везде для удобства указывалось и старое, более агрессивное, детективное. Из заключения худсовета от 9 октября 1967 года мы узнаем, например, что фамилия Семена Семеныча была изначально не Горбунков, а Павлик, а также то, что контрабандистов-сообщников было не двое, а трое — возможно, по схеме Трус—Балбес—Бывалый, которая использовалась Гайдаем в предыдущих картинах. Клички и амплуа, правда, были другие: Князь, Механик, Малыш. Худсовет предложил сократить количество жуликов, а еще уменьшить роль гражданки Плющ — той, которую в фильме потом сыграет Нонна Мордюкова. Очевидно, сначала ее образ был крупнее, что, по мнению худсовета, придавало персонажу фельетонное звучание.
Фрагмент заключения худсовета по сценарию «Бриллиантовой руки» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаИз заключения сценарно-редакционной коллегии узнаем, что исходно у Плющ были реплики с «политической оценкой общественных явлений» — их требовалось убрать. При этом ее предположение о том, что Семен Семеныч «тайно посещает синагогу», нареканий у коллегии не вызвало. Сомнительная шутка исчезла на переозвучании, а синагога превратилась в любовницу. Но по губам актрисы легко прочитать, какое слово она произносит.
Также из документа следует, что Шеф изначально фигурировал под именем Маврикий, а эпизод с его чествованием в ресторане сильно покоробил коллегию. В нем имелась сцена неуемного восторга пионеров перед «подвигом» махинатора (напомним, криминальная схема заключалась в том, что контрабандисты выдавали драгоценности за найденный клад, сдавали его государству, получая за это премию). Маврикий также отпускал рискованные шутки типа: «Главное в нашем деле — социалистический реализм». Из описания сцены в ресторане мы узнаем, что доля Шефа за очередную аферу — цена нового (и очень престижного) «Москвича».
Еще одно заключение по сценарию фильма / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаАвторы сценария учитывали все придирки цензоров, из текста постепенно исчезали сцены, «повествовавшие о быте и нраве жуликов», «излишние подробности», «второстепенные эпизоды и персонажи». Пожалуй, прочитать эти редакции было бы интересно не только историкам кино.
Здесь сценарию наконец-то дается зеленый свет, хотя и с оговорками / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаТаинственный Малыш
Было бы место третьему контрабандисту в фильме? Мне кажется, что избавившись от третьего персонажа, сценарий ничего не потерял.
Даже не представляю, чем мог заниматься таинственный "Малыш".
Наверняка, это был бы какой-нибудь амбал с огромными руками и головой. Вряд ли бы он вписался в фильм.
Читайте также: