Траурный этикет в индии
Никто не умирает прежде своего часа. То время, что останется после вас, не более ваше, чем то, что протекало до вашего рождения; и ваше дело тут сторона.
Мишель де Монтень
Наша жизнь, к сожалению, состоит не только из праздников, но и из печальных событий. В период траура особенно важно придерживаться правил хорошего тона, которые только подчеркнут уважение к чувствам людей, переживших потерю близких.
Оповещение о кончине и соболезнования
Если умирает один из членов семьи, всем родным, друзьям и хорошим знакомым немедленно дают об этом знать телеграммой, телефонным звонком или в письменном виде. Получивший известие должен по возможности лично принять участие в похоронах.
Если известие о смерти хорошего знакомого или родственника, с которым вы состояли в близких отношениях, застанет вас в другом городе, то следует немедленно послать родственникам покойного письмо или телеграмму с выражением соболезнования.
Соболезнование можно выразить также и устно, но ни в коем случае не по телефону.
Вопрос, как выразить соболезнование — участвовать в похоронах или нанести визит родственникам умершего, — зависит от близости ваших отношений с покойным и его семьей. Если вы не состоите в близких отношениях с семьей покойного, то достаточно на кладбище в знак соболезнования пожать родственникам руки.
Традиционные правила этикета предписывают родственникам умершего ответить на полученное соболезнование. Но не всегда следует ждать ответа от человека, только что пережившего горе. Понятно, что на подобное молчание не нужно обижаться. В крайнем случае на отправленное соболезнование вы можете получить краткий ответ: «Искренне благодарю за слова сочувствия. Мне важно было узнать, что в тяжелую минуту вы разделили со мной горе».
У каждого народа сложились свои традиции похорон. По древним обычаям умершего оплакивают и совершают ритуальный обряд в зависимости от того, к какому вероисповеданию принадлежал умерший.
Принято, чтобы родственники и близкие умершего посылали венок на гроб покойного, причем на лентах венка иногда пишут о тех или иных качествах и добродетелях усопшего.
Общепринято являться на похороны во всем черном: мужчины — в костюмной паре, женщины — в платьях (длиной миди). В одежде желательно наличие карманов для носового платка, салфеток, денег и лекарств. На похоронах исключены большие сумки, отделка одежды в романтическом стиле, прозрачная одежда, декольте и длина мини. Не полагается поверх светлого платья надевать темное пальто. Отсутствие украшений у женщин на похоронах — признак хорошего тона.
В процессе траурной церемонии надо соблюдать полную тишину и приличия. Самые близкие родственники идут за гробом усопшего, а уже за ними все остальные.
Когда панихида окончена, к могиле кладут цветы. Среди них хризантемы — символ скорби и печали. Букеты составляются из четного количества цветов.
Из истории этикета.
Дурные приметы по-русски
До сих пор в России сохранилось отношение к зеркалу как к предмету опасному, требующему осторожного обращения. Опасность зеркала обусловлена тем, что оно удваивает предметы и при этом переворачивает их, меняя правое на левое; создает особый мир, который осмысляется человеком как потусторонний, мир смерти или сверхъестественных существ. Считается, что враждебные человеку силы могут воспользоваться зеркалом как своеобразной дверью, чтобы ворваться в его жизнь.
Разбитое зеркало повсеместно считается предзнаменованием смерти.
Когда в доме покойник, зеркало обязательно завешивают или поворачивают его к стене. В крестьянском быту этот обычай объясняли тем, что покойник или сама смерть могут увидеть себя в зеркале — и в доме может появиться еще один покойник. В других местах считали, что если умерший увидит себя в зеркале, то он будет возвращаться после кончины в свой дом или даже станет вампиром.
В традициях разных славянских народов не разрешалось смотреть в зеркало ночью. В Рязанской губернии, например, верили, что тот, кто посмотрится на ночь в зеркало, накличет на себя смерть. Запрещалось подносить к зеркалу ребенка в возрасте до одного года, иначе он долго не начнет говорить или будет заикаться.
Для поминальной трапезы сервируется стол, который в определенной степени соответствует давно устоявшимся традициям. На нем обязательно присутствуют кутья (рисовое или пшеничное блюдо с изюмом и орехами, остатки которого впоследствии не выбрасывают, а отдают птицам) и постные блины, которые подают присутствующим в самом начале трапезы.
Чисто русской традицией является присутствие на столе стакана с водкой, накрытого кусочком черного хлеба, которые как бы принадлежат усопшему.
Вообще, поминальный стол отличается скромностью блюд и строгостью оформления.
К сожалению, поговорка «Хоронили тещу — порвали два баяна» придумана не в Америке. Порой попадаются люди, для которых поминальный стол — лишь повод напиться. Недаром в народе печально шутят: «Веселее русской свадьбы могут быть лишь русские похороны».
Для того чтобы не испортить память об этом скорбном дне, трапезу не стоит затягивать. Целесообразно не проводить поминки дома, а снимать для этой цели специальные помещения, где время, как правило, регламентировано, а соседи со двора не зайдут.
Визит соболезнования следует нанести в течение двух недель, но не в первые дни после похорон. В этом случае при разговоре уместны выражения типа: «Когда случается такое горе, трудно найти слова утешения…», «Позвольте мне принести вам мои глубокие соболезнования…», «Меня глубоко потрясло известие о смерти…» и т. п.
Собираясь нанести визит родственникам усопшего, следует надеть темное платье или костюм и ни в коем случае не обсуждать какие-либо другие вопросы, не связанные со смертью. Бестактно и неприлично говорить на отвлеченные темы, вспоминать веселые истории, случаи из жизни, обсуждать служебные проблемы.
Вопиющей бестактностью считаются рассуждения типа: «А вот когда умерла моя бабушка, то я…» Любые аналогии в таких ситуациях выглядят кощунственно.
Запомните правило, перешедшее к нам из древности: «О мертвых либо не говорить ничего, либо говорить только хорошее».
Однако, если спустя продолжительное время вам придется посетить дом усопшего, говорите с его родственниками на отвлеченные темы, своей беседой постарайтесь развлечь их и увести от печальных мыслей о перенесенном горе, чтобы облегчить им возвращение в русло повседневной жизни. Очень дурным тоном считается превращать повторный визит в дом покойного в повторное выражение соболезнования.
В русской традиции срок траура зависит от степени родства с умершим. Самый глубокий и длительный траур приходится на долю вдовы. Принято, что вдова его соблюдает в течение года: носит траурное платье, не надевает драгоценностей, не посещает увеселительные места. Вступить в брак вдова может не раньше, чем кончится траур.
Вдовец носит траур полгода. По прошествии этого срока он может жениться, и никто не должен его осуждать.
Траур по отцу или матери продолжается год, по бабушке и дедушке — шесть месяцев, а по дяде или тете — три месяца.
Однако заметим, что в современном обществе указанные сроки траура соблюдаются все реже.
Глава 5 ЭТИКЕТ ПЕРЕПИСКИ
Глава 5 ЭТИКЕТ ПЕРЕПИСКИ Если ваши слова достаточно важны, чтобы быть написанными, тогда они также действительно важны, чтобы быть написанными правильно! Д. Хэррис Современные правила составления писем — это по существу все те же формальности, соблюдаемые в письменной
Глава 10 ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ
Глава 10 ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ Мы имеем на земном шаре множество ученых людей, великих писателей, философов и поэтов, имеем великих художников и умных администраторов, но людей, умеющих обедать, имеем весьма мало. Их надобно искать с фонарем среди бела дня, как Диоген искал
Глава 19 ЭТИКЕТ БРАКОСОЧЕТАНИЯ
Глава 19 ЭТИКЕТ БРАКОСОЧЕТАНИЯ Если на бракосочетание приглашается большое количество гостей, то уведомления следует разослать за 2–3 недели.Подобные извещения могут быть двоякого характера: короткая информация о самом факте, его дате и месте или подробные данные с
Глава 20 СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ
Глава 20 СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ В XIX в. считалось, что муж должен быть главой, а жена — душой дома. Но чтобы этот принцип действовал и в настоящее время, необходимо знать и соблюдать основные правила семейного этикета, причем не только женам, но и их мужьям, детям, а также уважаемым
Глава 21 ЭТИКЕТ ВРУЧЕНИЯ ПОДАРКОВ
Глава 21 ЭТИКЕТ ВРУЧЕНИЯ ПОДАРКОВ Подарки дарят родным и знакомым по самым разным случаям — ко дню рождения, на именины, в день получения диплома или защиты диссертации, к свадьбе, на Новый год. Подарок должен быть выражением хорошего отношения к человеку, а в праздники —
Глава 22 ЭТИКЕТ ТРАУРА
Глава 22 ЭТИКЕТ ТРАУРА Никто не умирает прежде своего часа. То время, что останется после вас, не более ваше, чем то, что протекало до вашего рождения; и ваше дело тут сторона. Мишель де Монтень Наша жизнь, к сожалению, состоит не только из праздников, но и из печальных
Глава 3 Религиозный этикет
Глава 3 Религиозный этикет Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом с посвящением Ему всего. Феофан Затворник Вопросы веры и исполнения религиозных обрядов всегда были глубоко личными, поскольку касаются такого
Глава 5 Этикет переписки
Глава 5 Этикет переписки Если ваши слова достаточно важны, чтобы быть написанными, тогда они также действительно важны, чтобы быть написанными правильно! Д. Хэррис Современные правила составления писем — это по существу все те же формальности, соблюдаемые в письменной
Глава 8 Общегражданский этикет
Глава 8 Общегражданский этикет Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — умением ими пользоваться. Блез Паскаль Правила учтивости Способ держать себя в обществе, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в
Глава 9 Застольный этикет
Глава 9 Застольный этикет Мы имеем на земном шаре множество ученых людей, великих писателей, философов и поэтов, имеем великих художников и умных администраторов, но людей, умеющих обедать, имеем весьма мало. Их надобно искать с фонарем среди бела дня, как Диоген искал
Глава 16 Этикет при посещении учреждений
Глава 16 Этикет при посещении учреждений В лифте Если у входа в лифт стоят мужчина и женщина, то она пользуется правом первой войти в кабину, а если стоят несколько человек, то первыми входят стоящие ближе к дверям.Один из мужчин всегда остается у панели с кнопками; это
Глава 18 Этикет бракосочетания
Глава 18 Этикет бракосочетания Если на бракосочетание приглашается большое количество гостей, то уведомления следует разослать за 2–3 недели.Подобные извещения могут быть двоякого характера: короткая информация о самом факте, его дате и месте или подробные данные с
Глава 19 Семейный этикет
Глава 19 Семейный этикет В ХIХ в. считалось, что муж должен быть главой, а жена — душой дома. Но чтобы этот принцип действовал и в настоящее время, необходимо знать и соблюдать основные правила семейного этикета, причем не только женам, но и их мужьям, детям, а также уважаемым
Глава 20 Этикет вручения подарков
Глава 20 Этикет вручения подарков Подарки дарят родным и знакомым по самым разным случаям — ко дню рождения, на именины, в день получения диплома или защиты диссертации, к свадьбе, на Новый год. Подарок должен быть выражением хорошего отношения к человеку, а в праздники —
После захоронения
После всех мероприятий по захоронению тела, семье умершего человека необходимо поставить в честь произошедшего события два камня. Один камень ставится дома, а второй на берегу ближайшего к дому водоема. Камни станут неким символом духа покойного человека. Последующие десять дней после похорон людей в Индии, над камнями положено совершать обряды возлияния водой, а также производить жертвования различных злаков. Также в течение года (один раз в месяц) в честь умершего человека приносятся жертвы в виде пищи.
Через год на поминки среди прочих людей приглашается несколько специальных брахманов, они делают жертвоприношения, а также читают молитву, которая призвана для отпущения грехов умершему человеку. В глубокой древности для проведения этого ритуала требовалась кровь животного, но в современной Индии кровь заменили на зерно, овощи и фрукты.
Богатые жители в Индии иногда ставят для своих умерших предков специальные небольшие мавзолеи из камня с различными резными барельефами. Места для мавзолея выбираются на священных землях, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то мавзолей ставят у воды. Сюжеты каменных барельефов обычно рассказывают о жизни богов (чаще всего Шивы и Парвати).
Подготовка тела
Подготовка тела усопшего у индусов к похоронным ритуалам проходит по обычаям брахманизма. Если быть точным, то эти мероприятия начинаются еще при жизни умирающего, в тот момент, когда становится всем понятно, что его кончина уже близка и неизбежна.
Умирающего человека кладут на пол в комнате дома (веранды дома или же на землю вне помещения). Пока его душа отходит в мир иной, члены его семьи находятся рядом с ним и просто молятся. С помощью молитв происходит ускорение отхода души из бренного тела. Душа выходит в одно из десяти отверстий тела человека. Есть такое поверье, согласно которому у праведника душа выйдет через макушку, рот, нос или же уши, а грешная душа покинет тело строго через анальный проход.
Сразу после смерти, по индийскому обряду, умерший человек обматывается в ткань, и вокруг него раскидывают бетель. Чаще всего это делает его сын, который является главным лицом в проведении всего обряд похорон. Если же в семье умершего человека нет сына, то для проведения обряда похорон приглашают специального брахмана, но, как говорит религия, лучше иметь сына.
Индийские традиции таковы, что тело усопшего необходимо захоронить за сутки после смерти. Перед похоронами нужно обрить волосы на голове и бороду (если таковая имеется). Если умирает женщина, то ее волосы опаливают с помощью специального факела, а затем тело обтирают благовонными маслами и оборачивают в другое одеяние.
После этих процедур умершего человека украшают яркими плетенными цветочными гирляндами, а также рисуют на его лице различные религиозные знаки, а на лоб сыплют рис и бетель.
Далее с помощью носилок умершего человека несут к месту его будущего сожжения (если выбран вариант с кремацией тела), на пути следования к установленному месту совершают остановки для молитв. В это время все женщины, которые присутствуют на похоронах, громко причитают и плачут, разрывая на себе одежды. Идеальным вариантом на похоронах в Индии считается, когда оплакивание умершего человека проходит в форме длинных, грустных и скорбных речитативов.
Поминальные обряды индуистов
По возвращении домой все члены семьи моются и переодеваются. Тогда семья собирается за столом как было выше сказано. Священник по желанию родственников умершего может навестить семью и очистить дом благовониями.
Кремация умершего знаменует начало траурного периода, который длится 13 дней. В течение этого времени семья умершего должна оставаться дома и принимать гостей, но некоторые траурные ритуалы могут различаться в зависимости от общины.
Фотография умершего может быть поставлена на видном месте и украшена гирляндой цветов.
В течение траурного периода выполняется ритуал «прета-кармы», который помогает бестелесному духу умершего обрести новое тело для реинкарнации, то есть нового рождения.
Через год после смерти семья будет отмечает памятное событие под названием «шраддха», в котором отдают дань уважения умершему. Карта (священник) приглашает близких и друзей на поминовение за обедом.
После года душа умершего человека полностью свободна, и готова к новому рождению по индийским верованиям.
Как хоронят людей в Индии: традиции и обычаи
Индия – загадочная страна. Страна со своими традициями, культурой и обычаями. Иногда все эти особенности кажутся рядовому туристу немного диковатыми, но с этим ничего не поделать. Это культурные и моральные ценности другого народа, нам остается все это лишь принимать как данность. Сегодня затронем очень пикантную тему, которая будет касаться того, как хоронят людей в Индии. Нужно сразу сказать, что в этом процессе много особенностей.
Кострище для кремации
Кострище делается не менее чем один метр высотой, для него берется примерно пять килограмм дров на каждый килограмм веса умершего человека. Обеспеченные семьи для погребального костра выбирают такую древесину, как сандал и другие элитные дорогие породы. Для бедных людей существуют сорта попроще, нужно сказать, что древесина в Индии – это всегда очень дорого.
Самые бедные граждане для кострища берут вещи умершего человека, которые пригодились бы ему в ином мире до перевоплощения. И все же, главный критерий - не актуальность вещи в загробном мире, а его горючие свойства.
Богатые люди кидают в кострище алмазы и высоко ценящийся в Индии редкий янтарь. До начала кремации сын умершего человека бросает в реку специальную жертвенную смесь (рис и кунжут), это делается, чтобы освобожденная из тела душа смогла воплотиться в специальную временную оболочку.
После этого тело умершего человека водружают на сложенные дрова, которые складываются специальным образом и поливаются топленым маслом и особыми ароматическими жидкостями, а сын умершего человека факелом зажигает костер и при этом читает молитву. Другие члены семьи в этот момент кричат и громко оплакивают покойного человека специальными ритуальными причитаниями.
Не лишим считается расцарапывание собственных лиц и громкие крики женщин, которые присутствуют на церемонии. Кроме этого, женщины должны время от времени падать на землю и биться в рыданиях.
Примерно в середине всей процедуры кремации сын разбивает череп полусгоревшего трупа с помощью специальной деревянной палки, это дает сто процентную гарантию для выхода души из тела, если она к этому времени еще не покинула тело умершего человека. После того, как костер полностью затух, участникам церемонии похорон очищаются проточными водами реки, если реки нет поблизости, то они омываются водой с кунжутом.
Для полного очищения души покойного человека требуется быстро совершить первое жертвоприношение из смеси риса, кунжута и овощей. Спустя четыре дня после церемонии кремации, все участники похорон приходят на место кострища и совершают особый обряд, который состоит из сбора остатков костей, которые вместе с пеплом загружаются в погребальную урну из глины. Урну временно вкапывают в землю (примерно наполовину по высоте или объему). Еще спустя несколько дней прах из урны развеивают по воздуху над какой-нибудь рекой или озером.
Аналог бальзамации
Кого запрещено сжигать
Есть некоторые нюансы в кремации. Существуют категории граждан, которые не подвергаются кремации. Сюда относятся:
- Малолетние дети до тринадцати лет.
- Монахи и другие садху (люди, которые отреклись от мира с его радостями и посвятили свою жизнь духовным практикам).
- Беременные женщины.
- Незамужние девушки.
- Бедняки, у которых нет денежных средств на процедуру кремации.
- Люди, больные лепрой.
- Люди, которые умерли от укуса кобры.
Остановимся на последней категории. Примечательно, что в Индии считается, что человек, которого укусила кобра, не умер, а находится в коме, именно по этой причине сжигать его – это нечто нечеловечное и жестокое убийство.
Укушенного коброй человека обворачивают в пленку и погружают в лодку, которая делается из бананового дерева. На человека прикрепляют табличку с его именем и домашним адресом и сталкивают в реку. Монахи-садху, которые медитируют на берегу реки, стараются выловить этих людей из реки. Делается это для того, чтобы попытаться их вернуть к жизни с помощью своих медитаций.
Сложно делать вывод о том, получается ли у монахов это сделать или нет, но, бесспорно, такая их попытка – это во всех отношениях очень благородный и достойный поступок. Есть поверье, согласно которому одному садху, который медитировал на реке, удалось оживить укушенного коброй человека. Семья этого человека была очень рада и предлагала неведомые богатства монаху, но тот отказался брать эту награду в соответствии со своим священным обетом.
Традиции индуистских похорон
Время после смерти человека в Индии имеет важное значение. Согласно индуистскому Священному Писанию Бхагават Гите считается, что душа человека, который только что скончался, находится на пути к следующему уровню существования.
Индийцы соблюдают много обрядов и ритуалов, связанных с душой усопшего.Одной из таких индуистских церемоний смерти является тэравих. Этот период траура соблюдается индийцами, начиная со дня смерти человека (будь то мужчина, женщина или ребёнок), до 13-го дня после похорон.
Таинство индуистской кремации
Исторически индуистские кремации происходят на реке Ганг в Индии. Семья готовит костёр и помещает тело на костер. Священник обходит тело три раза, идя против часовой стрелки, чтобы тело оставалось слева от него, проливая святую воду на костёр. После чего священник поджигает ветки костра, а собравшиеся остаются, пока тело не сгорит полностью.
Для индусов, живущих за пределами Индии, ритуальные организации помогут с доставкой тела в Индию и проведут традиционную кремацию.
В Соединенных Штатах только крематории могут кремировать тела. Тем не менее, большинство крематориев разрешают проведение церемоний перед кремацией и позволяют гостям присутствовать на самой церемонии прощения.
Тело должно быть помещено в крематорий так, чтобы ноги были направлены на юг. Собравшиеся могут помолиться, и тогда священник совершит обряд. В этот момент тело готово для кремации и должно быть помещено в специальные печи. Когда тело будет полностью кремировано, собравшиеся могут вернутся домой.
Обряд погребения в Индии
Гхаты располагаются на берегах всех священных рек Индии. Самые известные гхаты — в городе Варанаси. (Варанаси является священным городом для индуистов, джайнов, буддистов и мусульман).
Индусы верят, что освобождение даруется огнем, с дымом поднимается в небо освобожденная бессмертная душа, а прах, опущенный в Ганг, позволяет достичь двойного, гарантированного спасения, поскольку Ганг раньше тек в раю и упав на землю, стал эликсиром жизни, очищающим живых и спасающим мертвых.
Хозяйничают на гатах индусы из касты неприкасаемых – «домы, презренные даже для отверженных», которым запрещено входить в храмы и иметь собственные дома. После того, как, с наступлением сумерек, люди касты «чандала» принесут на гхат тело, домы омоют его в Ганге, подготовят к погребальному костру и сам костер, а потом бросят пепел в Ганг, чтобы был освящен прах.
Самая дорогая древесина для ритуальных костров — это баньян и сандал. Сжигание на этих дровах могут себе позволить лишь очень богатые родственники. В общем–то любая древесина стоит достаточно дорого, и чтобы не переплатить тело взвешивают, чтобы рассчитать нужное количество дров на килограмм. Про стоимость, и и всего остального расскажу ниже.
Конечности тела связывают веревкой, тело мужчин оборачивают в белую ткань, девушек в красную, пожилых женщин в оранжевую, после его украшают цветами и посыпают сухими зернами риса, его земной пищей.
Конкретное место костра, его размер и цена кремации определяются «королем домов» безо всякого тарифа по субъективной оценке платежеспособности семьи покойного. Семьи, в белых траурных одеждах, сидят у костров. В белых одеждах они будут ходить еще 10 дней, и в эти дни в доме покойного не готовят пищу. Мастера костровых дел, в черном, следят за кострами, поправляют поленницы.
Хуже всего прогорают: череп, кости таза и грудина. В отличии от грудины и таза черепа не всегда выбрасывают в Ганг, из украшают серебром, инсталируют камнями и продают на рынках.
Не принято сжигать святых, людей погибших от укуса кобры (они достигли освобождения из круговорота рождений и смертей, мокши). Не сжигают так же детей не достигших 12 лет и беременных женщин, считается, что они чисты, безгрешны. Их тела просто скидывают в Ганг. Достигает мокши и тот, кто живьем предает себя водам Ганга.
При этом многие индусы рядом с погребальными огнями и телами в Ганге, спокойной моються в реке Ганг, и также стирают одежду, никто не запаривается по поводу гигиены.
А теперь расскажу все более подробно и развернуто, вы только вчитайтесь в цифры это просто уму не постижимо, и так начнем подробно: Ежегодно в Индии умирает около 7 млн. индуистов, но только 300 тысяч из них могут позволить себе закончить свой путь в «погребальном городе» Варанаси на берегу Ганга. Ритуальная церемония и сожжение на костре обходятся в 2-3 тысячи долларов, но трупы монахов, детей и беременных отправляют в воды Ганга «нетронутыми».
Во-вторых, церемония погребения весьма затратна для индусов, где 80% населения являются нищими (живут менее чем на 2 доллара в день). На сожжение трупа требуется 5 кг сухих дров на 1 кг его веса. Таким образом, часто требуется 300-400 кг дров, и только на их покупку может быть потрачено до 300 долларов (богатые индусы предпочитают сгорать на дровах сандалового и других дорогих сортов дерева). Затем требуются цветы для погребальных венков (бывает, общим весом до 200 кг на один труп). Наконец, надо оплатить услуги брахмана, транспортировку, и т.п. В итоге по «среднему» разряду похороны могут обойтись в 2-3 тысячи долларов.
Впрочем, монахи, дети до 5 лет, беременные и ещё ряд категорий людей отправляются в воды Ганга как есть – без сгорания. Их тела считаются уже очищенными страданиями.
Гатхи (ритуальные набережные) Варанаси растянулись на 8 км, ежедневно отсюда в воду скидывают до 1000 трупов (как сгоревших, так и нетронутых).
Иностранцев поражает местный «колорит». Одновременно горят костры с трупами, бродят «священные» коровы, тут же в водах Ганга люди моются и пьют оттуда воду, бродячие собаки догладывают трупы людей и коров, вынесенных на берег, всюду горы зловонного мусора. Местные женщины собирают коровий навоз и сушат его прямо на «священных» стенах гатхи – позднее он пойдёт им на топливо.
Тут же царство дхбби, прачек (ремесло, которым в Индии занимаются мужчины). Они относятся к касте неприкасаемых и живут особняком.
Церемонию сожжения должен обязательно проводить сын умершего (как исключение – брахман). Именно поэтому каждая семья индуистов мечтает о сыне в семье. По индийской же статистике, в условиях высокой детской смертности, неизлечимых заболеваний, чтобы к 65 годам с вероятностью 95% иметь по крайней мере одного взрослого сына в семье, надо родить 6,3 ребенка. В среднем в индийских семьях как раз насчитывается 6-7 детей.
Иностранные путешественники так описывают погребальный отряд в Варанаси:
«Состояние души умершего зависит в сильной степени от его потомков по мужской линии. От того, как правильно совершат они обряд сожжения трупа и как будут поминать его. Они должны спасти душу родителя от вечного скитания по земле, которое считается хуже ада. Жертвоприношения позволят душе умершего облечься в загробную оболочку и, смотря по заслугам, спуститься во «временный ад», пройти через огонь чистилища или подняться во «временное небо», где душа будет дожидаться новых перерождений, блаженствуя в обществе богов. Долг перед покойным не ограничивается лишь похоронами и почитанием его памяти, необходимо совершать постоянные приношения, состоящие из воды и риса.
Каждый индус смотрит на совершение похоронных обрядов как на первейшую обязанность и потому спешит обзавестись сыном или внуком, ожидая от них такого же усердия после своей смерти.
Но вот больной умирает, и сын начинает готовить его тело к сожжению — последней жертве, которую в виде своего тела приносит умерший богам. Волосы должны быть сбриты, а у женщин опалены (сын сжигает их факелом, но при этом не смотрит в лицо покойницы, а стоит у изголовья спиной к ней). Затем покойника обмывают священной водой, умащают благовониями и украшают гирляндами из цветов, часто вместо последних используют тину из Ганга, обмазывая ею все тело. После этого покойника одевают во все чистое и кладут на носилки.
Бывает и так, что у покойного нет родственников. В таких случаях эти обряды выполняют чужие люди, но обязательно принадлежащие к той же касте. Брахманы не имеют права прикасаться к телу низшего по касте, а если покойный принадлежит к высокой касте, то к нему не может прикоснуться низший по касте, так как этим нанесет ему непоправимое оскорбление. Все это до сих пор чрезвычайно строго соблюдается, хотя в целом кастовые установления начинают нарушаться.
Сложить костер — дело не простое, а покуда он готовится, тело поливают водой из реки. Сын бросает в мутные воды реки рис, сваренный с кунжутом, который должен послужить пищей для загробной оболочки души покойного.
И только после этого тело кладут на высокий метровый костер. Сверху покойного прикрывают хворостом, после чего сын пять раз обходит вокруг и сам зажигает костер, произнося при этом соответствующий гимн. В огонь подбрасывают семь поленьев сандалового дерева, вливают очищенное гхи (топленое масло) и ароматические эссенции. Это — жертвоприношение богу огня.
Едва тело сгорело наполовину, сын приступает к своей самой страшной (конечно, на наш взгляд) обязанности: он должен куском дерева разбить череп отца. Делается это на всякий случай, если душа по какой-либо причине не покинула тело. По поверьям, в момент смерти душа вырывается из тела в одно из отверстий. Благородная душа выходит через одно из верхних отверстий (макушку головы, рот, глаза, уши, ноздри). Многочисленные родственники располагаются тут же, ожидая окончания обряда. Брахманы при сжигании присутствуют редко: этот обряд считается делом сугубо семейным. Правильное сожжение требует немалых расходов. Особенно дороги дрова. В кострах бесследно исчезают многие сотни кубометров ценнейшего сандалового дерева.
В переулках, примыкающих к Манникарника гхату, сидят домры, представители низшей касты, доставляющие сюда дрова. Люди победнее обходятся одним хворостом, побогаче — берут сандал. Говорят, домры, несмотря на «низкое» происхождение, зарабатывают значительные деньги своим необычным ремеслом. Люди богатые часто жертвуют на костер по тысяче рупий и больше, не считая расходов на масло и эссенции.
После кремации все, кто присутствовал при обряде, погружаются в воду или очищаются жертвоприношением из воды и семян кунжута. Тело покойного считается нечистым, нечиста и душа его до тех пор, пока не будет совершен обряд первых поминок. Эта нечистота переходит на всю родню, которая и старается всяческими способами очиститься. Затем все отправляются домой. Но обряд похорон еще не закончен. На четвертый день совершается церемония «собирания костей». Родственники трижды обходят то место, где было совершено сожжение, и, собрав останки в глиняную урну, закапывают ее наполовину в землю. А через несколько дней они вновь вернутся и развеют останки в водах реки».
Кремация
Наиболее предпочтительный вариант похорон в Индии. Это очень затратное в финансовом плане мероприятие. Сожжение тела умершего человека обходится родственникам в солидную сумму. Стоит отметить, что лучший город для таких мероприятий – это Варанаси. Жители Индии называют этот населенный пункт погребальным городом. Но есть и другие способы захоронения тела, которые используют жители страны, если кострище для кремации (погребальный костер) не по карману родственнику умершего человека.
Траурный этикет в индии
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяПохороны в Индии
То, как хоронят людей в Индии – это целая церемония, о которой можно писать научные труды. Особенно важна не сама процедура, а объяснение всех мелочей и нюансов этого процесса. Многие отмечают, что более символического мероприятия, чем индийский погребальный обряд, не найти ни в какой другой стране или культуре мира.
Не менее сильно поражает и поведение всех людей, которые участвуют в захоронении своих близких и родных. Но все это становится вполне понятным, если постоянно держать в голове учение о переселении человеческих душ, что является неотъемлемой частью индуизма как религии (согласно статистике, индуизм исповедуют более восьмидесяти процентов населения Индии).
Сегодня вы узнали, как хоронят людей в Индии различными способами. Конечно, нужно признать, что для нас некоторые моменты в захоронении кажутся немного странными и даже порой диковатыми. Но это традиции далекой для нас страны. Возможно, для жителя Индии также странно выглядят похороны в нашей стране.
Особенностью процедуры можно считать отличие ритуалов, к примеру, для похорон детей и взрослых людей. Хотя это далеко не одна особенность традиций захоронения в Индии. Для нас все кажется необычным и особенным. Однако это - отличие религий, культур и прочего.
Очень часто удивление иностранцев, которые наблюдают процессом захоронения, граничит с изумлением и даже ужасом. Туристов поражает больше всего то, что в реку сбрасывают пепел, остатки умерших людей и даже трупы, и тут же местные жители пьют из этой реки воду и купаются в ней.
Есть обнародованные данные лабораторных экспертиз речной воды Индии. Исследования проводились каналом «Дискавери». Весь мир, кроме Индии, пришел в ужас. В пробах воды найдено невероятное количество микробов, инфекций и прочего. Видимо, есть такие вещи в нашем бренном мире, которые можно понять только тогда, когда живешь с ними рядом. Это точно касается и вопроса о том, как хоронят людей в Индии.
Есть ли жизнь после смерти в индуизме
В Индии считается что с сожжением тела человека, его душа быстрее очиститься и перейдёт на более высокий духовный уровень, после жизни на земле. В индуизме есть ряд сект или «ответвлений» с различными убеждениями.
Когда смерть близко, тело переносят на травяной коврик на полу.
Небольшое количество воды из реки Ганг помещают в рот умирающего. Если это невозможно до смерти, тогда эти действия должны осуществляться сразу после смерти.
Донорство органов является приемлемым для индусов, так как нет индуистских законов, запрещающих донорство органов или тканей умершего. Бальзамирование также приемлемо в индуизме.
Индийские мусульмане и христиане
Все мусульмане и христиане, которые проживают на территории Индии, производят похороны своих покойных близких людей согласно традициям своих религий. Это делается на специальных кладбищах, с установкой соответствующих памятников на могилах. Эти мемориалы сделаны согласно всем обычаям религии (мусульманства или христианства). К другим религиям в Индии относятся спокойно. Нет никаких притеснений ни со стороны жителей, ни со стороны властей. Какая религия в Индии считается главной? Главной религией считается индуизм, но никто не склоняет к этой религии, все происходит на добровольной основе.
Обряд похорон
Нужно заметить, что многие обычаи в Индии, когда-то исполняемые с удивительной пунктуальностью, постепенно приходят в забвение или теряют былую отчетливость. Но ни одни индус не осмелится пренебрегать похоронными церемониями и ежегодной шраддхой (поминками). Нищий, просящий подаяние, неизменно повторяет, что ему не на что совершить шраддху по отцу или матери, и это всегда поможет собрать ему милостыню. Монье-Вильямс так толкует существо поминальных обычаев: «Выполнение похоронных обрядов считается самой положительной и неотложной обязанностью. Это долг, состоящий не только в признательном почитании предков, но и в совершении актов, необходимых для их счастья и дальнейших преуспеяний в потустороннем мире. Умершие родственники по крайней мере трех ближайших поколений для живущего на земле являются наиболее дорогими божествами, и они должны быть почтены ежедневными молитвами, иначе кара в том или ином виде, несомненно, постигнет семью» [138] .
Поминальные обычаи в Индии необыкновенно пестры и разнообразны. Мы остановимся на тех из них, которые сопровождают смерть брахмана, так как они являются более или менее типичными и представляют собой тот образчик, к которому стремится правоверный индус при первой возможности.
В тот момент, когда брахман близок к смерти, его снимают с кровати и кладут на пол [139] . Но если возникает опасение, что данный день является даништапанчами (неблагополучным), умирающего человека выносят из дома и кладут или на дворе, или на пиале (приподнятая веранда). При этом произносятся некоторые молитвы. Задача последних облегчить выход «жизни» через разные части тела. Душа, по существующему верованию, должна уйти через одно из девяти отверстий в теле, сообразно с особенностями и достоинством умирающего. Душа хорошего человека покидает тело через брахмарандхру (вершина черепа), душа дурного — через анальное отверстие.
Тотчас же после смерти тело омывается, на лоб накладываются религиозные метки, и подсушенный падди (рис в шелухе) и бетель разбрасывается сыном по трупу и около него. Так как предполагается, что брахман постоянно имеет огонь с собою, то возжигается священный огонь. В этой стадии совершаются некоторые очистительные церемонии, если смерть случилась в неблагополучные день, или час, или в полночь. Затем труп оборачивается в новую одежду, и при этом прочитываются положенные молитвы. Выбираются четыре носильщика, которые понесут тело к месту сожжения. Пространство между домом умершего и местом сожжения делится на четыре части: при конце каждой делается остановка, причем сыновья и племянники ходят вокруг трупа и молятся. В это время они распускают свои кудуми (узел волос на маковке), и бьют себя по бедрам [140] . Немного вареного риса предлагается тропинке как патхибали («приношение дороге»), чтобы умилостивить злых духов.
Как только тело доставляют на место, распорядитель похорон бросает в дрова четверть анны[141]. Четыре отверстия в трупе смазываются гхи (очищенное коровье масло), затем труп осыпают рисом, а также вкладывают рис в рот. Затем сын умершего берет факел, зажженный от священного огня, и подносит к дровам. После этого все родственники умершего садятся, скорчившись, на землю, лицом на восток, берут немного травы дхарба и, разрывая ее ногтями на мелкие кусочки, бросают в воздух, все время повторяя очень громко и протяжно ведические стихи; особенно громко это положено делать на похоронах уважаемого старика.
Сожжение трупа представляет собой наиболее частый тип похоронного обряда, но из-за обезлесения Индии оно стоит дорого. Поэтому погребение в земле распространяется все шире, но считается уделом и бедняков, и наименее привилегированных членов семьи, то есть женщин и детей.
По возвращении с похорон домой люди совершают два обряда: нагна («голая») шраддха и патана стхапанам («утверждение камня»). Дух после сожжения тела считается голым. Чтобы одеть его, приносятся в жертву вода и вареный рис, а если речь идет о брахмане — одежда, лампа и деньги. Воздвигаются два камня: один — в доме, другой — на берегу пруда; камни символизируют дух умершего. В течение десяти дней совершаются перед камнями возлияния водой, смешанной с семенами кунжута и риса. Число возлияний должно быть равно семидесяти пяти, начинаясь тремя в день и возрастая с каждым днем на одно.
Вдова брахмана снимает свое тали (брачное ожерелье) на десятый день по смерти мужа, при этом она должна обрить себе голову и носить затем белое платье. В течение целого года после смерти человека каждый месяц совершается шраддха; в подробностях она похожа на годовую, которая должна совершаться регулярно и беспрерывно, если только не будет совершено паломничество в Гаю — в последнем случае ежегодные поминки делаются необязательными. Для выполнения этих годовых поминок ближайший родственник умершего зовет трех брахманов, которые представляют собой соответственно Вишну, божество (Devata[142]) и умерших предков. Иногда участвуют в службе только два брахмана, и Вишну будет тогда представлен камнем шалаграмой[143]. В крайнем случае может служить и один брахман, но тогда два других брахмана будут представлены травой дхарба. Зажигается священный огонь, и в жертву огню приносятся гхи, небольшое количество сырого и вареного риса, овощи. Затем брахманы моют ноги и садятся за трапезу. Но прежде чем они вступят в помещение, где им приготовлен обед, здесь разбрызгивается вода и разбрасываются кунжут и рис, чтобы прогнать злых духов. Когда обед кончен [144] , шарик из риса, называемый «ваяса шинда» («пища ворон»), приносится духам предков трех поколений и бросается воронам. Если последние не станут есть рис, то это считается плохим признаком. Хорошо накормленные брахманы получают сверх того бетель и деньги как плату за свои услуги [145] .
Отпущение грехов умершего, которое составляет неотъемлемую принадлежность всех похоронных ритуалов мира, присутствует и в индусском ритуале. Тёрстон записал подобное отпущение у одного племени Южной Индии; они произносились нараспев и очень быстро старшим членом племени. Вот наиболее интересные места из этой записи:
Религия
Какая религия в Индии? Индуизм – это главная религия страны. Если углубиться в ее суть, то индуизм, как и буддизм, описывают смерть человеческого тела лишь как конец одной из жизней, после смерти случается перерождение человека с переходом в какую-то иную сущность.
Для того, чтобы перерождение души человека прошло без проблем и правильно, требуется качественное освобождение души от плоти. Плоть для этого необходимо достойно уничтожить. Это важный момент. Как говорит религиозное учение, если тело покойного будет упокоено некачественно, то злая участь, постигшая плоть, будет отражаться на всех членах рода человека.
Под злой участью стоит понимать вечное блуждание умершего человека между мирами живых и богов. Вообще индусы считают, что все их покойные предки некоторое время являются божествами для потомков, а именно поэтому не стоит злить божества некачественной процедурой захоронения. Сделаем оговорку, что, по мнению индусов, их близкие родственники являются предметом почитания примерно до трех поколений.
Подготовка тела
Традиционно в Индии тело усопшего омывают семья и близкие. Многие индуистские похоронные бюро признают важность мытья и позволяют семье подготовить тело. Если это невозможно, похоронное бюро может омыть и одеть тело. Для ритуального омовения голова покойного должна быть направлена на юг. Голова покойника по ритуальному обряду должна держать зажженную масляную лампу и изображение любимого божества покойного.
Традиционно для «абхисегам» (святая ванна) тело моют смесью молока, йогурта, топленого масла (очищенного масла), мёда. Тело также можно мыть в обычной чистой воде. Пока тело моют, те, кто моют, читают мантры. Как только тело очищено, большие пальцы ног должны быть связаны вместе, а руки помещены ладонью в положение молитвы, тело должно быть окутано простым белым листом. Если умершей была замужняя женщина, которая умерла раньше мужа, её одевают в красное одеяние.
Значение рек
Индия – это страна, которая хранит много обычаев древности. И если бы похороны в Индии были бы стандартными для среднестатистического гражданина нашей страны, то это было бы странно. Индия экзотична во всем, даже в таких моментах, как похороны.
Река Ганга в Индии, впрочем, как и некоторые другие реки, используется для обрядов захоронения людей. Сразу скажем, что вид захоронения тел с использованием реки – это вариант не для богатых граждан. Альтернатива использования реки для бедных – это закапывания тела в землю. Но все же, использование реки Ганга в Индии в качестве кладбища – более распространенное мероприятие. Какие еще водоемы используют?
Особенно чтятся реки Ганг и Брахмапутра. Сюда отправляют тела тех людей, которые при жизни считались святыми или посвященными. Традиции таковы, что люди, причисляемые к святым или посвященным, не требуют очистки души огнем, так как их души при жизни были чистыми. Кроме этого, в водоемах иногда проводят ритуалы похорон детей и беременных женщин (иногда женщин, которые умерли во время родовой деятельности).
Читайте также: