Термин педагогика берет свое начало в античной греции
Каждая наука имеет свою историю и направлена на познание различных аспектов природных или общественных явлений, знание которых необходимо для осмысления ее теоретических основ и их практической реализации.
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, подготовкой подрастающих поколений к жизни. Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям, чем принципиально отличались от животных.
Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.
Термин «педагогика» возник в Древней Греции (V–IV вв. до н. э.). В буквальном смысле греческое слово «пейдагогос» (греч. paidagogos – pais (paidos) дитя + agо – веду, воспитываю) означает детоводитель (детовождение). В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать во время прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении – педагогика.
Несмотря на то что педагогические задачи и проблемы волновали умы мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии.
Глубокие мысли по вопросам воспитания содержатся в трудах древнегреческих философов – Фалеса из Милета (ок. 625– 547 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 530–470 гг. до н. э.), Демокрита (460– 370 гг. до н. э.), Сократа (469–399 гг. до н. э.), Платона (427–347 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) и др.
Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители – Тит Лукреций Кар (ок. 99– 55 гг. до н. э.), Марк Фабий Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) и др.
В Средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами – Квинтом Тертуллианом (ок. 160–220 гг.), Аврелием Августином (354–430 гг.), Фомой Аквинским (1225–1274 гг.) и др. В те времена все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковными канонами. Человек рассматривался как творение Божье, и только. Например, Фома Аквинский писал: «Поэтому божественное милосердие проявило спасительную предусмотрительность, предписав принимать на веру и то, что способен исследовать рассудок, дабы таким образом все легко смогли быть причастными к познанию Бога без сомнения и ошибки».
В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу – Витторио де Фельтре (1378–1446 гг.), Хуан Вивес (1442–1540 гг.), Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.), Франсуа Рабле (1494–1553 гг.), Мишель Монтень (1533–1592 гг.) и др.
Отмеченный период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.
История же педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в. Объективно это было обусловлено двумя моментами.
Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений, новых по сути, требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки иных педагогических систем обучения и воспитания. Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества.
Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с английским философом и естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561–1626 гг.) и чешским педагогом Я. А. Коменским (1592–1670 гг.).
Ф. Бэкон в 1623 г. опубликовал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором дал современную для той эпохи классификацию наук. В качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику. Правда, ее понимание сводилось им лишь к «руководству чтением». Но сам факт выделения педагогики не мог не послужить толчком к ее оформлению как самостоятельной науки. Этому способствовала педагогическая деятельность Я. А. Коменского.
Особое место среди трудов Коменского занимает выдающаяся работа «Великая дидактика», написанная им в период с 1633 по 1638 г. В этом труде он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, получившие широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняющие научное значение. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки именно с именем Я. А. Коменского и его «Великой дидактикой».
Любая отрасль человеческих знаний становится наукой лишь тогда, когда более или менее четко определяется ее предмет. Основные контуры предмета педагогики сложились в первой половине XVII в.
В развитии педагогики можно выделить ряд этапов. Рассмотрим их содержание.
Возникновение и развитие педагогики в Древнем мире
Свое название педагогика получила от греческих слов («пайдос» - дитя и «аго» - вести ) - вести детей. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия и многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждениях для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Если воспитание как особая общественная функция появилось 40 тысяч лет назад, с зарождением первобытного общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее: до начала XVII века педагогика развивалась в рамках философии.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал целью воспитания эвтимию - хорошее расположение духа. Полагал, что воспитание можно получить везде и всегда, огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию «доводами»: «Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение ». Одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания : « Природа и воспитание подобны. А именно - воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу» . Отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей, осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Указывал на огромную роль труда в воспитании: « Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда» .
Целью умственного воспитания должно быть не накопление знаний, а развитие ума, упражнение в мышлении. Основными мотивами совершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя - побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением. Вопросы умственного воспитания тесно связывал с нравственным воспитанием . По Демокриту, нравственный человек должен быть мужественным, господствовать над собственными страстями, стремиться к добру, не предаваться праздности, легкомысленному образу жизни, стремиться к гармоничности и умеренности своих желаний, сообразуя их с реальными возможностями. Средством совершенствования нравственных качеств личности считал систематические упражнения в нравственных поступках: « Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы» .
Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания.
Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что воспитание является делом государства в интересах господствующих групп, функция воспитания – « сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать» . Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души: « . Воспитание есть привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который законом признан правильным, и в действительной правильности которого убедились к тому же на опыте люди самые почтенные и престарелые» . Цель воспитания - приближение к миру идей, в частности - к идее высшего блага. Платон - один из первых основателей теории дошкольного воспитания . Полагал, что внутренним основанием воспитания детей являются эмоции, поэтому все науки надо преподавать «играючи», а не насильственно. Платон указывал, что при обучении следует обеспечить « свободу призвания» , то есть учитывать личные склонности .
Взгляд на идеальное государство и воспитание его граждан Платон изложил в своих произведениях «Государство», «Законы». Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. Он основал в окрестностях Афин школу - Академию, которая стала центром пропаганды его педагогических идей.
Аристотель (384-322 до н.э.) выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное; целью воспитания считал развитие высших сторон души - разумной и волевой; полагал воспитание делом государства , так как воспитание - средство укрепления государственного строя, а человек в той мере человек, в какой он гражданин . Нравственное воспитание Аристотель строил, исходя из своих философских этических воззрений, определяя добродетель как хорошую, подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное воспитание детей основывается на упражнении в нравственных поступках. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке.
Факторами, влияющими на формирование человека , являются: внешний мир, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении. Аристотель выдвинул принцип природосообразности воспитания , создал первую возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года).
Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки.
Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители .
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - был признан первым учителем римского народа. Идеал воспитания - совершенный оратор и общественный деятель. Считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование .
Луций Аней Сенека (ок. 4-65 н.э.) - провозгласил главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Основным методом воспитания он считал самодвижение к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христианские воззрения на воспитание. Основным понятием, характеризующим процесс воспитания, выступает «норма». Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории: « . Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров» . Сенека был сторонником энциклопедического образования .
Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (42-118). В своей книге он изложил идеи о воспитании подрастающего поколения, цель которого - подготовка к исполнению гражданских обязанностей. Высказал прогрессивную мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются в правильном воспитании и обучении. Квинтилиан выдвинул следующие педагогические принципы школы: обязательная нравственная основа в обучении будущего оратора; внимание к особенностям и силам, то есть к индивидуальности ученика; решительное возражение против телесного наказания, оскорбляющего чувство чести, создающего рабские привычки и не помогающего обучению и др. Таким образом, Квинтилин исповедовал принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Разработал систему требований к учителю: он должен быть прост в преподавании, терпелив в работе, старателен, не раздражителен, но не потворствовать тем, кто нуждается в исправлении, служить во всем образцом и примером, испытывать родительские чувства к воспитанникам.
Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Таким образом, классическая древность в педагогическом отношении оставила в наследство идеи: школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения, имеющего задачей образование человека, развитие присущих ему дарований и сил (идея гуманитарного образования); цельного образования, основу которого обеспечивает нравственное воспитание; идею науки о воспитании и обучении; самодеятельного образования человека и индуктивно-вопросного метода (сократического); необходимости планомерного физического развития. В этот период были заложены идеи общественного и семейного воспитания. Социализация человека рассматривалась как приобщение его к государственным и общественным ценностям. Такие понятия, как «педагог», «гимназия», «лицей», «школа», также унаследованы от Античности.
Тест по педагогике "Что такое педагогика?""
+ Б). человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
В).образования и обучения с самовоспитанием;
5. Педагогика иногда рассматривается как наука и:
6. Педагогика исследует следующие проблемы (выбрать лишнее):
А). изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
Б). определение целей воспитания;
+ В). влияние домашних условий;
Г). разработка содержания воспитания;
Д). исследование и разработка методов воспитания.
7. Что исследует общая педагогика?
+ А). основные закономерности воспитания;
Б). развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи;
В). особенности воспитания человека на различных возрастных этапах.
8. Что изучает история педагогики?
А). основные закономерности воспитания;
+ Б). развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи;
В). особенности воспитания человека на различных возрастных этапах.
9. Что исследует сравнительная педагогика?
А). особенности воспитания человека на различных возрастных этапах.
+Б). закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
В). теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии.
10. Что изучает возрастная педагогика?
А). закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности;
+ Б). особенности воспитания человека на различных возрастных этапах.
В). теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии.
11. Чем занимается специальная педагогика?
А). изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности;
Б).изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах.
+ В). разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии.
12. С какой наукой педагогика не имеет связи?
13. Специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека – это…
14. Объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека – это…
15. Социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду — это…
16. Процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся – это…
Б). воспитательные отношения;
17. Родоначальник педагогики в Древней Греции:
18. Платон является учеником и последователем:
19. Педагогика феодального общества возникла в период:
20. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в:
А). Древней Греции;
+ Б). в начале XVII в;
В). в конце XVII в.
21. Мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог, создавший стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор:
+ А). Ян Амос Коменский;
22. Важной … педагогики является разработка и определение целей воспитания.
23. Процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие – это…
24. В отечественной дидактике наиболее признана концепция:
Б). Вольфгана Ратке;
25. Теория материального образования (Спенсер):
А). ставила целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считалось изучение греческого и латинского языков, математики.
+ Б). доказывала, что обучать надо преимущественно естественнонаучным знаниям, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.
В). можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности.
Зарождение педагогической теории в Древней Греции
Древнегреческие ученые и философы Сократ, Платон и Аристотель в своих трудах весьма отчетливо выразили свои мысли о воспитании и обучении.
Сократ (469-399 гг. До н.э.) - философ - идеалист, несмотря на свое происхождение (сын бедного ремесленника-ваятеля), был идеологом консервативной земельной аристократии. Этим объясняются его философские и педагогические воззрения. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только самих себя, что существуют вообще вечные и неизменные нравственные понятия.
Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующего класса - рабовладельцам. В своей педагогической теории он стремился объединить некоторые черты спартанской и афинской школы.
Платон был сторонником общественного воспитания детей с самого раннего возраста. По его мнению дети с 3 до 6 лет должны под руководством назначенных воспитательниц заниматься на организованных площадках. Игре, как средству воспитания, тщательному подбору материала для рассказывания, Платон придавал большое значение. С 7 до 12 лет дети должны посещать государственную школу, где обучаться чтению, письму, счету, музыке и пению. С 12 до 16 лет дети должны посещать школы - палестры, где занимались помимо прочего физическими упражнениями. После палестры юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (подготовка воина). С 18 до 20 лет - эфебия, т.е. военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши не проявившие склонности к умственным занятиям, становятся воинами. Меньшая часть юношей, проявивших способности к отвлеченному мышлению, проходят до 30 лет высшую ступень образования, изучая философию, арифметику, геометрию, астрономию, а также теорию музыки, но уже не с практическими целями, а в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Некоторые, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет, после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства. После 50 лет они освобождаются от участия в управлении для дальнейшего самоуглубления и созерцания.
Большое значение Платон придавал физическому воспитанию женщин, подобно тому как это было в Спарте.
Аристотель (384-322 гг. до н. .э.) - в противоположность своему учителю Платону, признавал, что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существует три вида души:
1. растительная, которая проявляется в питании и размножении,
2. животная, которая сверх свойств растительных проявляется в ощущениях и желаниях,
3. разумная, которая сверх растительных и животных свойств характеризуется еще мышлением или познанием. В человеке животная часть души, поскольку она подчинена разуму, может быть названа волей.
Трем родам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.
Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии высших сторон души - разумной и волевой. Человеку природа дает лишь зародыши способностей, возможности развития осуществляются воспитанием.
Аристотель сделал первую в истории педагогической мысли попытку установить возрастную периодизацию. Он делит жизнь подрастающего человека на три периода:
1. до 7 лет. До 7 лет дети должны воспитываться в семье. Он указывал на необходимость кормить ребенка соответствующей его возраста пищей, на гигиеническую важность движений, на желательность постепенного закаливания ребенка.
2. с 7 до 14 лет (наступление половой зрелости). В этом возрасте ребенок должен посещать государственную школу. Физическое воспитание должно предшествовать умственному. Аристотель считает, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны друг с другом. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию и музыку.
3. от наступления половой зрелости до 21 года.
Женщины, природа которых, по мнению Аристотеля, отличается от природы мужчин, не получают такого же как они образования.
В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках.
Для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения в справедливом и хорошем, нужна привычка, постоянное действие, а из привычки, из навыка образуется нравственное поведение.
Вершиной древнегреческой философии явились взгляды философа-материалиста Демокрита (460-370 гг.до.н.э.) (создатель атомистической теории). Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх.
Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Он первый подчеркнул огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения.
ПЕДАГОГИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов Фале-са из Милета (ок. 625 — ок. 547 гг. до н. э. ), Гераклита (ок. 530—470 гг. до н. э.), Демокрита (460 — нач. IV в. до н. э. ), Сократа (469—399 гг. до н. э.), Платона (427—347 гг. до н. э. ), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341— 270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.).
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Ученик Сократа — философ Платон — основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Аристотель много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия, Сегодня в XX веке мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.
Но существовал и другой подход к воспитанию, который был реализован в Спарте. Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное подчинялось одной цели — беспрекословному послушанию, выносливости и науки побеждать.
Возникновение педагогики как науки
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?
Воспитание как общественная функция передачи опыта жизнедеятельности от старшего поколения к младшему возникает вместе с появлением человека.
2-ое тысячелетие до н.э. – происходит зарождение педагогической деятельности. Появилась общественная функция педагога (род выделял человека, который передавал подрастающему юношеству опыт предыдущих поколений).
5 век до н. э. – возникновение педагогической теории.
Педагогическая теория зарождалась в недрах философии. В трудах древнегреческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460 - нач. IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.
Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика».
Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» - «дитя», «гогос» - «веду»), которое означает «детоводство» или «дитяведение». Данный термин закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия – общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой (Августин, Боэций, Алкуин и др.).
17 век – выделение педагогики в самостоятельную науку.
Английский философ Фрэнсис Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» выделил педагогику в число самостоятельных дисциплин. Сущность педагогики была определена им как «руководство чтением»
Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем («Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь языков»).
Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Ж. Ж. Руссо (1712-1778) во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.
То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей. Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Белорусские просветители также внесли особый вклад в развитие мировой педагогической мысли: Ефрасиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Франциск Скорина, Казимир Лыщинский, Симеон Полоцкий, Якуб Колас, Цетка и др.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Термин педагогика берет свое начало в античной греции
51. ПЕДАГОГИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Во времена, когда воспитание стало переходить в самостоятельную функцию общества, люди стали задумываться над синтезированием опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Еще в древности в работах философов Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и других хранилось много глубоких мыслей, связанных вопросами воспитания. В античной Греции впервые появился термин «педагогика», который затем укрепился в качестве названия науки о воспитании.
Также в Греции берут свое начало и многие другие педагогические понятия и термины, такие как: школа (schole), в переводе «досуг», гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] – школа физического развития, а позже просто средняя школа) и т. п.
Основоположником педагогики в Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников диалогу, полемике и умению мыслить логически. У Сократа имелся свой метод обучения (метод поиска истины), ключевым моментом в нем была вопросно-ответная система, которая является сутью логического мышления.
Платон, ученик Сократа, читал лекции в собственной школе, которая называлась Платоновской академией. В теории Платона «восторг и познание» были неразделимы, значит, учение должно приносить радость, учитель должен сделать этот процесс приятным и полезным.
Ученик Платона Аристотель создал свою перипатетическую школу (ликей). Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время занятий, отсюда и название («перипатео» – прохаживаюсь (греч.)). Он учил общей культуре человека и много принес педагогике: ввел возрастную периодизацию, полагал, что все должны получать знания одинаково, считал нужным создание государственных школ, а семейное и общественное воспитание считал как нечто неделимое. Аристотель первым сформулировал принципы природосообразности и природолюбия. На сегодняшний день мы боремся за то, чтобы любовь к природе закладывалась с ранних лет, а Аристотель преподавал это еще в древности. Аристотель немалое значение придавал нравственному воспитанию, он считал, что с привычки сквернословить вытекает привычка к плохим деяниям. На воспитание Аристотель смотрел как на некую неделимость духовного, умственного и физического воспитания, однако воспитание физическое должно предшествовать воспитанию интеллектуальному.
Однако в те времена имелся и дугой способ воспитания детей, который был использован в Спарте. Спартанское воспитание предписывало всем детям, которые были старше 7 лет, воспитание не в своей семье, а в строгих ситуациях выживания, разнообразных физических испытаний, а также всевозможных тренировочных битв и побоищ. На протяжении всего процесса воспитания требовали безоговорочного повиновения, а любой проступок влек за собой суровое физическое наказание. При обучении чтению и письму уделяли внимание только самомунеобходимому, все оставшееся обучение сводилось к безоговорочному повиновению, умению побеждать и умению стойко переносить любые трудности.
Читайте также: