Танец туристов в северной осетии
Памятки об обычаях и запретах в Северной Осетии могут предотвратить инциденты, вызывающие возмущение местных жителей, прокомментировали видео с откровенным танцем в горах местные аналитики. Для знакомства с правилами поведения достаточно информации на стендах у 36 наиболее популярных туробъектов, заявили в комитете по туризму.
Как писал " Кавказский узел ", видео с откровенным танцем на фоне гор и традиционной родовой каменной башни вызвало спор об ограничениях для туристов в Северной Осетии. Туристам нужно вручать буклеты с рассказом о местных обычаях и запретах, а в случае нарушений надо добиваться публичных извинений, прокомментировали видео пользователи Instagram.
На видео, опубликованном 24 июня в Telegram-канале "Осетия", девушка в платье до колен исполняет откровенный танец в паре с бородатым мужчиной, который одет в штаны и рубашку. Пара танцует на фоне гор и традиционной родовой каменной башни. За кадром раздаются громкие крики, мат. Публикация сопровождается пояснением: "Туризм в горах Осетии".
Чиновники считают достаточной информацию для туристов на щитах у туробъектов
Чаще всего туристы в Северной Осетии понимают, где они находятся, и нет необходимости раздавать им памятки со сводом правил поведения, считает председатель республиканского комитета по туризму Заурбек Кодзаев .
При этом, по его словам, бывают случаи, когда группа туристов посещает какой-то объект, и некоторые участники этой группы ведут себя вызывающе. Тогда «местное население делает замечание, пытается донести, что есть святые места, где стоит себя вести иначе», рассказал Кодзаев.
По его словам, на входе в различного рода объекты в регионе уже есть информационные щиты. «Комитет установил таблицы у 36 объектов, которые туристы посещают. Это храмы, мечети, святыни, родовые башни и так далее. Турист получает информацию про объект, читает свод правил и понимает, как себя следует вести. Сложно охватить все объекты. Их достаточно много», - отметил Заурбек Кодзаев.
Родовые башни в горах имеют сакральное значение, поскольку являются не только объектами историко-культурного значения, но и олицетворяют целую историю народа и его прошлое, сообщил директор Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания, доктор исторических наук и профессор Руслан Бзаров . Кроме этого, по его словам, башни имели большой функционал во времена, когда их использовали по назначению.
«Осетинские башни построены отдельными семьями. Это признак высокого социального, имущественного положения. Это феодальные замки, которые были укреплениями, построенными, так скажем, баронами того времени, элитой. Главный смысл в этих башнях был в том, чтобы контролировать территорию и население. На случай войны держали оборону», - пояснил Руслан Бзаров корреспонденту «Кавказского узла».
Необходимость раздавать туристам памятки с правилами поведения существует
Олег Абаев , который проводит индивидуальные авторские туры в Северной Осетии, считает, что есть необходимость раздавать туристам памятки с правилами поведения, чтобы не было подобных инцидентов.
«Когда приезжают туристы, при первой же нашей встрече я их информирую о том, какой у нас порядок, какие есть нюансы, рассказываю про башни и наше отношение к ним. Я им сообщаю, что для нас это не просто сооружения, а память о наших предках и истории. Пока не было никаких инцидентов. Люди все сразу понимают. Было бы здорово раздавать информационные памятки всем туристам, которые посещают республику. Это очень хорошая идея», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Олег Абаев .
Он уверен, что, ознакомившись с памятками с информацией, турист будет вести себя как следует.
В 2019 году возмущение в соцсетях вызвали селфи и видео с черепами в "Городе мертвых". Власти Северной Осетии временно закрыли Даргавский некрополь, решив разработать концепцию его дальнейшего функционирования с учетом этих инцидентов. Нужно организовать охрану Даргавского некрополя, установить больше видеокамер и обнести территорию забором , заявил в связи с этим директор Национального музея Северной Осетии Валерий Кубалов.
На фоне скандала с "Городом мертвых" всплыли истории, когда туристы справляют дни рождения и веселятся в священном для осетин святилище Реком, куда, согласно осетинским традициям, следует подниматься исключительно босиком, соблюдая разделение святилища на мужскую и женскую части, отмечается в материале Ларисы Сотиевой " "Селфи с черепами": вернуть доверие к туристам в Даргавсе ".
Осетинский блогер Алик Пухаев разделяет недовольство пользователей соцсетей поведением людей из видео.
«Но это не самый страшный вопиющий случай, были и похуже. Я просто прекрасно понимаю, что в условиях массового туризма такого не избежать. Если родовые башни и другие сакральные места для осетин становятся предметом массового туризма, то идет процесс десакрализации и возникает конфликт морально-экономической части», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
По мнению блогера, та фамилия, которой эта башня принадлежит, сочтет танец за осквернение памятника. В связи с этим он считает актуальным выдачу памятки туристам при посещении таких мест. "Нужны такие памятки, образованные гиды, люди, охраняющие памятники, местные активисты. То есть необходима целая инфраструктура", - отметил Пухаев.
Порой и сами местные жители не обладают полной информацией о сакральных объектах в их местности. Так, в мае житель дагестанского села извинился за исполнение лезгинки на месте захоронений в Дербенте. Часть пользователей указала, что это место обозначено недостаточно информативно - некоторые также не знали о захоронениях, несмотря на имеющуюся там табличку.
Осетинский предприниматель Алихан Хоранов согласен с Пухаевым, но не склонен сводить проблему лишь к подобным танцам в каком-то особенном месте.
«Да, родовая башня - это особенно место. Но подобные танцы не уместны в любом другом месте на Кавказе. Мы, люди, проживающие на Кавказе, имеем определенные представления о культуре, в которое не укладывается подобное поведение. Хотя этот парень представитель одного из соседних народов, он почему-то об этом забыл. Мы не намерены отказываться, мы не намерены отступать от этих представлений о культуре. То есть это не какие-то остаточные явления. Я уверяю, что во всех республиках Северного Кавказа есть много людей, которых раздражает подобное поведение. И не важно, это турист или местный житель. В рамках российского законодательства мы намерены бороться с этими явлениями», - заявил Алихан Хоранов корреспонденту «Кавказского узла».
Он уверен, что раздача информационных бюллетеней с правилами поведения изменила бы ситуацию к лучшему. «Это необходимость. Россия – многонациональная страна. Люди, перемещаясь между регионами, выезжая на Кавказ, обязаны учитывать культурный контекст, и в этом им помогут такие памятки. В них должен быть минимальный слой требований поведения, который должен понимать любой, кто приедет на Кавказ», - отметил Хоранов.
Вопросы поведения и дресс-кода часто поднимаются на Северном Кавказе. В конце июня в Северной Осетии вызвали широкий общественный резонанс поучения главы Комитета женщин общественного движения "Высший совет осетин" (Стыр Ныхас) Ирины Макоевой о том, как должны одеваться осетинские девушки. Движение "Хотæ" (Сестры) раскритиковало инициативу Макоевой о проведении лекций на эту тему и предложила обратить внимание на защиту прав женщин. Однако вскоре "Хотæ" вступилось за Макоеву, призвав прекратить нападки на нее в соцсетях и уважать мнение, которое разделяют многие представители старшего поколения в Северной Осетии. Сама Макоева заверила, что против навязывания дресс-кода. По словам Ирины Макоевой, "девушка-осетинка должна быть целомудренной, она должна вести себя в общественных местах прилично". "Она не должна себя проявлять с негативной стороны, она не должна громко разговаривать, она не должна выходить полуобнаженной, она не должна на наших национальных свадьбах, танцуя осетинский народный танец, выходить в брюках или полуоголенная", – сказала Макоева. Как жители Владикавказа отнеслись к этим словам - на видео "Кавказского узла".
Стоит отметить, что зимой курорты Северной Осетии стали альтернативой отдыху россиян за рубежом. В республиканском комитете по туризму связали популярность курортов региона даже при недостатке снега с закрытием границ из-за пандемии коронавируса. При этом чиновники отмечали, что регион готов принять большое число туристов и летом, и именно в теплое время года востребован этнотуризм. Среди наиболее интересных мест региона назывались Даргавский некрополь, Дзивгисская наскальная крепость, башенный комплекс в Унале.
В Северной Осетии поставлен первый в СКФО национальный танец на льду
В Ледовом дворце Владикавказа 11 апреля группа фигуристов- любителей открыла Год спорта в Северной Осетии народным танцем симд. Это первый на Северном Кавказе национальный танец на льду.
Участники выбрали фольклорный танец поскольку, по их мнению, именно молодежь должна продвигать национальную культуру. Кроме того, молодые фигуристы хотели стать первыми, кто поставить национальный танец на льду.
Как сообщал "Кавказский узел", Ледовый дворец во Владикавказе был открыт в 2007 году и приобрел большую популярность. Здесь тренируются юные хоккеисты, фигуристы и просто любители. Здесь же познакомились и все участники этого танцевального выступления - они приходили сюда в свободное от работы время.
Участница выступления, североосетинская журналистка Елена Черенкова рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что ходит кататься на каток уже два-три года, а танец они подготовили всего за два месяца. По ее словам, идея поставить такой танец пришла к ним спонтанно.
«Мы приходили сюда каждое воскресенье, арендовали зал с 22 до 24 часов и репетировали. К фигурному катанию мы не обращались, хотели сделать именно традиционный осетинский «Симд». Нам было тяжело, потому что если на полу ты знаешь счет, то на коньках все совсем по-другому: сложно совпадать с тактом, держать расстояние», - пояснила Черенкова.
Еще один участник танца Руслан Тибилов рассказал, что ходит на каток с момента его открытия. Он также отметил, что танцевать национальный танец на льду было непросто. «Танцы на земле и на льду - совершенно разные вещи, причем половина людей никогда раньше не танцевали, и с этим были проблемы, и даже тем, кто танцевал, сочетать лед и осетинский танец все равно было трудно», - сказал он.
Диана Бутаева занималась осетинскими танцами давно, а ходить на каток стала всего четыре месяца назад. Особую сложность в танце, по ее словам, для нее представляло ровно держать голову и осанку.
Зрители, которые в тот день пришли на Ледовый дворец, были в восторге от выступления. «Ошеломляющий эффект, мне очень понравилось. Я очень рада, что молодежь Владикавказа уделяет много времени спорту, здоровому образу жизни. Ну а танец - у меня просто нет слов», - поделилась с корреспондентом "Кавказского узла" Анна Джиоева.
По словам Ибрагима Кокоева, это выступление было необычным: «Я первый раз такое видел. Мне очень понравилось. На коньках это выглядит совсем по-другому».
Участники выступления в будущем планируют научиться танцевать и другие национальные танцы, чтобы затем перенести их на лед. «Мы хотим пойти на осетинские танцы, потому что у нас буквально три-четыре человека танцуют профессионально, и может потом у нас получится поставить какое-нибудь свое шоу именно национальных танцев», - надеется Елена Черенкова.
Отметим, что через несколько лет в столице Северной Осетии должна появиться еще одна крупная ледовая площадка: после сочинской Олимпиады 2014 года Владикавказу будет передана сборно-разборная ледовая арена. По мнению администрации региона, появление этого спортивного объекта увеличит количество любителей зимних видов спорта.
Примечание:Автор: Эмма Марзоева источник: корреспондент "Кавказского узла"
Видео с откровенным танцем вызвало спор об ограничениях для туристов в Северной Осетии
Туристам в Северной Осетии нужно вручать буклеты с рассказом о местных обычаях и запретах, в случае нарушений надо добиваться публичных извинений, прокомментировали пользователи Instagram видео с откровенным танцем в горах республики.
Как писал "Кавказский узел", в июне в Северной Осетии вызвали широкий общественный резонанс поучения главы Комитета женщин общественного движения "Высший совет осетин" (Стыр Ныхас) Ирины Макоевой о том, как должны одеваться осетинские девушки. Движение "Хотæ" (Сестры) раскритиковало инициативу Макоевой о проведении лекций на эту тему и предложила комитету обратить внимание на защиту прав женщин. Однако вскоре "Хотæ" вступилось за Макоеву, призвав прекратить нападки на нее в соцсетях и уважать мнение, которое разделяют многие представители старшего поколения в Северной Осетии. Сама Макоева заверила, что против навязывания дресс-кода.
По словам председателя Комитета женщин Ирины Макоевой, "девушка-осетинка должна быть целомудренной, она должна вести себя в общественных местах прилично". "Она не должна себя проявлять с негативной стороны, она не должна громко разговаривать, она не должна выходить полуобнаженной, она не должна на наших национальных свадьбах, танцуя осетинский народный танец, выходить в брюках или полуоголенная", – сказала Макоева. Как жители Владикавказа отнеслись к этим словам - на видео "Кавказского узла".
На видео, опубликованном в Telegram-канале "Осетия", девушка в платье до колен исполняет откровенный танец в паре с бородатым мужчиной, который одет в штаны и рубашку. Пара танцует на фоне гор и традиционной родовой каменной башни. За кадром раздаются громкие крики, мат. Публикация сопровождается пояснением: "Туризм в горах Осетии".
Видео вызвало возмущение читателей Instagram-паблика northossetia, позиционирующих себя, как жители Северной Осетии. " Зачем вот такое выставлять?! <. > Может, я уже старая и не понимаю молодежного тренда", - написала dzeranovanelli. Этот комментарий стал одним из самых популярных и собрал 338 "лайков". "Э то не молодежный тренд. Это называется невоспитанность. Дикари", - ответила ей plieva_toma1. " Я не ханжа, но это отвратительное поведение", - написала amina_larina88, собрав 232 "лайка".
Другие пользователи с возмущением отметили, что съемка велась в особом месте. " Как можно на фоне наших башен так себя омерзительно вести!" - написала ilonaaa96. "Не надо осквернять мои горы. Там родилась я и мои предки", - потребовала 1986.got2019. "Это считается святым местом, мы туда ходили с тремя пирогами", - отметила tsopanovazaika, имея в виду традиционный осетинский обряд приношения пирогов и другой пищи к почитаемым местам.
Осенью 2020 года у пользователей соцсети вызвало возмущение посещение святилища Реком рэп-исполнителем Джиганом. Вопреки традиции, он не снял обувь. Подробнее о проблеме посещения туристами таких мест, как святилище Реком и Даргавский некрополь, говорится в опубликованном "Кавказским узлом" материале Ларисы Сотиевой "Селфи с черепами": вернуть доверие к туристам в Даргавсе".
Ролик с танцем ставит под вопрос развитие туризма в Северной Осетии, заявили пользователи соцсети. " И вот для таких открывать туризм?! Которые даже не хотят поинтересоваться, что можно делать, а что нет в кавказской республике! Я думаю, что в арабской стране они бы себе это не позволили", - предположила zlata_2038. " Если в Осетии будет развиваться туризм, наверное, нужно при въезде выдавать буклетики с обычаями народа и [разъяснением,] что нельзя делать", - предложила eva_flowers_vld.
Другие комментаторы указали на опыт Чечни и Дагестана. " Мы же тоже едем [в] Дагестан, Чечню [и] не позволяем себе лишнего, а здесь, когда они приезжают, как хотят, так и делают - и это все зависит от нас", - написал zlo2332. " Ведут себя так, как им позволяют! Я сомневаюсь, что такие исполнили бы во дворе мечети в Грозном. Толерантность - не синоним вседозволенности!" - заявила ludmila2b.
Летом 2020 года муфтият Дагестана, сославшись на жалобы местных жителей, призвал гостей республики чтить местные "традиции и устои" своим поведением и внешним видом. Духовенство не может диктовать гостям региона, как следует одеваться, дресс-код может отпугнуть туристов, и это скажется на доходах местных жителей, указали жители Дагестана и пользователи соцсетей. Ранее, в 2019 году, чеченское министерство по туризму выпустило памятку с описанием дресс-кода для туристов: женщинам рекомендовано избегать вызывающей одежды и одеваться как можно более скромно, а мужчинам предписано отказаться от шорт и маек без рукавов. Памятка также регламентирует для приезжающих в Чечню общение с местными женщинами и курение. Туроператоры тогда скептически восприняли идею о дресс-коде для гостей республики.
Часть пользователей прямо призвала пресекать подобное поведение. " Не позволяйте им так вести себя. Сегодня там, завтра у нас, а послезавтра на всем Кавказе", - написал ingush_tamerlan.
"Найти, и пусть извинятся на камеру", - предложил ganoev_official.
Практика публичных извинений широко применяется в Чечне, жители которой регулярно просят прощения за различные проступки и критику властей, а репортажи об этом публикует, в частности, республиканский телеканал "Грозный". Эта практика распространяется и на другие регионы Северного Кавказа, указано в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин". "Кавказский узел" регулярно обновляет "Хронику публичных извинений на Кавказе".
Участники обсуждения вспомнили и недавние споры о молодежном дресс-коде в Северной Осетии, сделав вывод, что говорить надо не об одежде, а о нравственности. "Главное, что она в сарафане, а не в мини-юбке и топике", - сыронизировала a_service15. " Главное бороду отпустить", - иронически высказался по поводу молодого человека на видео _tt_tt_tt_7.
"А потом обсуждают короткие юбки. Разве в длинной юбке ведут себя лучше? Или суть в самой длине? Если у человека нет внутренней культуры, то никакая длина не спасет. К сожалению, многое упущено", - посетовала ludmila_kargieva. " Вот именно, одежда не показатель", - указала larisakasaeva55555.
Более пяти тысяч человек исполнили национальный танец в Северной Осетии
В массовом исполнении национального танца "симд" вокруг рощи Хетага в Северной Осетии сегодня участвовали более пяти тысяч человек. Всего за день рощу посетили более 20 тысяч человек, сообщили в МВД республики.
Жители Северной и Южной Осетии празднуют День Хетага каждый год во второе воскресенье июля во владикавказской роще Хетага. Дополнение "Кавказского узла" от 10.07.2017: роща Хетага находится Алагирском районе. 9 июля в течение всего дня туда приезжали жители республики с традиционными тремя пирогами, чтобы помолиться в святом месте и попросить благополучия и здоровья, передает корреспондент "Кавказского узла".
В основе Дня Хетага лежит древнее предание, согласно которому Хетаг против воли своих родственников одним из первых в Осетии принял христианство. Преследуемый разгневанными близкими, обессилевший, он обратился к небесам с просьбой о помощи, и тогда от леса, покрывающего склоны близлежащих гор, отделилась роща и укрыла беглеца. С тех пор это место считается дзуаром (святилищем), оно расположено в Алагирском районе Северной Осетии и называется рощей Хетага.
В ежегодном праздновании одного из самых почитаемых национальных праздников - Дня Хетага - приняли участие глава республики Вячеслав Битаров, все руководство Северной Осетии и президент Южной Осетии Анатолий Бибилов. После поздравлений руководители обеих республик станцевали "симд".
В прошлом году в День Хетага также планировалось исполнение массового национального танца. Идею не удалось воплотить из-за того, что организаторы не смогли собрать необходимое количество участников.
В этом году более пяти тысяч человек организовали вокруг рощи Хетага периметром более трех километров круг и станцевали "симд".
Как рассказал руководитель администрации главы и правительства Северной Осетии Рустем Келехсаев, осетинский танец "симд" является "продолжением молитвы".
"Мы видим в этом сакральное значение и продолжение молитвы. Замыкая рощу Хетага, не заходя внутрь, в кольцо, мы символизируем единство понимания и единения", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Келехсаев.
Однако это мнение в Северной Осетии разделяют не все. Этот праздник действительно является общенародным, но стал таким не так давно - лет 20 тому назад, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" специальный корреспондент республиканской народной газеты "Растзинад" Асланбек Касаев.
"Раньше этот праздник отмечали семь сел, расположенных вокруг. Это Суадаг, Алагир, Хаталдон, Красногор, Кадгарон и другие. А сегодня День Хетага объединил весь осетинский народ. Наверное, многие знают, как образовалась эта роща. Но задолго до того, как это место стали называть рощей Хетага, оно уже было святыней", - сказал он, отметив, что вход в саму рощу женщинам запрещен.
По словам Касаева, он против исполнения танца "вокруг святого места". "Возле святилища можно танцевать, но вокруг нельзя. Я категорически против того, что сегодня происходит. Также я против того, что здесь, на территории рощи, у каждого села, района появились свои определенные места. Мы же сами себя делим", - подчеркнул он.
В этом году в праздновании Дня Хетага приняли участие больше людей, чем в прошлом. Так, в 2016 году рощу Хетага посетили 12 тысяч человек, в текущем – 20 тысяч, сообщили "Кавказскому узлу" в МВД республики.
Напомним, что ранее знатоки фольклора призвали сохранить преемственность осетинских праздников. Опрошенные "Кавказским узлом" осетинские ученые отметили, что идея по исполнению в роще Хетага в Северной Осетии массового танца "симд" изначально была неудачной, так как такие акции должны проводиться за пределами святилища. По их мнению, молодежи не следует нарушать нормы обрядового поведения, пытаясь выдумать что-то новое.
Примечание:Автор: Эмма Марзоева источник: корреспондент "Кавказского узла"
История с танцем в горах Северной Осетии обнажила недостатки работы с туристами
Памятки об обычаях и запретах в Северной Осетии могут предотвратить инциденты, вызывающие возмущение местных жителей, прокомментировали видео с откровенным танцем в горах местные аналитики. Для знакомства с правилами поведения достаточно информации на стендах у 36 наиболее популярных туробъектов, заявили в комитете по туризму.
Как писал "Кавказский узел", видео с откровенным танцем на фоне гор и традиционной родовой каменной башни вызвало спор об ограничениях для туристов в Северной Осетии. Туристам нужно вручать буклеты с рассказом о местных обычаях и запретах, а в случае нарушений надо добиваться публичных извинений, прокомментировали видео пользователи Instagram.
На видео, опубликованном 24 июня в Telegram-канале "Осетия", девушка в платье до колен исполняет откровенный танец в паре с бородатым мужчиной, который одет в штаны и рубашку. Пара танцует на фоне гор и традиционной родовой каменной башни. За кадром раздаются громкие крики, мат. Публикация сопровождается пояснением: "Туризм в горах Осетии".
Чиновники считают достаточной информацию для туристов на щитах у туробъектов
Чаще всего туристы в Северной Осетии понимают, где они находятся, и нет необходимости раздавать им памятки со сводом правил поведения, считает председатель республиканского комитета по туризму Заурбек Кодзаев.
"Чаще всего у гостей формируется понимание, как себя вести, если это нормальный среднестатистический человек со своим мировоззрением и осознает, где находится. Бывают, конечно, исключения. В Северной Осетии каких-то сводов правил или требований к туристам не существует", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Заурбек Кодзаев.
При этом, по его словам, бывают случаи, когда группа туристов посещает какой-то объект, и некоторые участники этой группы ведут себя вызывающе. Тогда "местное население делает замечание, пытается донести, что есть святые места, где стоит себя вести иначе", рассказал Кодзаев.
По его словам, на входе в различного рода объекты в регионе уже есть информационные щиты. "Комитет установил таблицы у 36 объектов, которые туристы посещают. Это храмы, мечети, святыни, родовые башни и так далее. Турист получает информацию про объект, читает свод правил и понимает, как себя следует вести. Сложно охватить все объекты. Их достаточно много", – отметил Заурбек Кодзаев.
Родовые башни в горах имеют сакральное значение, поскольку являются не только объектами историко-культурного значения, но и олицетворяют целую историю народа и его прошлое, сообщил директор Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания, доктор исторических наук и профессор Руслан Бзаров. Кроме этого, по его словам, башни имели большой функционал во времена, когда их использовали по назначению.
"Осетинские башни построены отдельными семьями. Это признак высокого социального, имущественного положения. Это феодальные замки, которые были укреплениями, построенными, так скажем, баронами того времени, элитой. Главный смысл этих башен был в том, чтобы контролировать территорию и население. На случай войны держали оборону", – пояснил Руслан Бзаров корреспонденту "Кавказского узла".
Необходимость раздавать туристам памятки с правилами поведения существует
Олег Абаев, который проводит индивидуальные авторские туры в Северной Осетии, считает, что есть необходимость раздавать туристам памятки с правилами поведения, чтобы не было подобных инцидентов.
"Когда приезжают туристы, при первой же нашей встрече я их информирую о том, какой у нас порядок, какие есть нюансы, рассказываю про башни и наше отношение к ним. Я им сообщаю, что для нас это не просто сооружения, а память о наших предках и истории. Пока не было никаких инцидентов. Люди все сразу понимают. Было бы здорово раздавать информационные памятки всем туристам, которые посещают республику. Это очень хорошая идея", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Олег Абаев.
Он уверен, что, ознакомившись с памятками с информацией, турист будет вести себя как следует.
В 2019 году возмущение в соцсетях вызвали селфи и видео с черепами в "Городе мертвых". Власти Северной Осетии временно закрыли Даргавский некрополь, решив разработать концепцию его дальнейшего функционирования с учетом этих инцидентов. Нужно организовать охрану Даргавского некрополя, установить больше видеокамер и обнести территорию забором, заявил в связи с этим директор Национального музея Северной Осетии Валерий Кубалов.
На фоне скандала с "Городом мертвых" всплыли истории, когда туристы справляют дни рождения и веселятся в священном для осетин святилище Реком, куда, согласно осетинским традициям, следует подниматься исключительно босиком, соблюдая разделение святилища на мужскую и женскую части, отмечается в материале Ларисы Сотиевой "Селфи с черепами": вернуть доверие к туристам в Даргавсе".
Осетинский блогер Алик Пухаев разделяет недовольство пользователей соцсетей поведением людей из видео.
"Но это не самый страшный вопиющий случай, были и похуже. Я просто прекрасно понимаю, что в условиях массового туризма такого не избежать. Если родовые башни и другие сакральные места для осетин становятся предметом массового туризма, то идет процесс десакрализации, и возникает конфликт морально-экономической части", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По мнению блогера, та фамилия, которой эта башня принадлежит, сочтет танец за осквернение памятника. В связи с этим он считает актуальным выдачу памятки туристам при посещении таких мест. "Нужны такие памятки, образованные гиды, люди, охраняющие памятники, местные активисты. То есть необходима целая инфраструктура", – отметил Пухаев.
Порой и сами местные жители не обладают полной информацией о сакральных объектах в их местности. Так, в мае житель дагестанского села извинился за исполнение лезгинки на месте захоронений в Дербенте. Часть пользователей указала, что это место обозначено недостаточно информативно - некоторые также не знали о захоронениях, несмотря на имеющуюся там табличку.
Осетинский предприниматель Алихан Хоранов согласен с Пухаевым, но не склонен сводить проблему лишь к подобным танцам в каком-то особенном месте.
"Да, родовая башня – это особенное место. Но подобные танцы неуместны в любом другом месте на Кавказе. Мы, люди, проживающие на Кавказе, имеем определенные представления о культуре, в которые не укладывается подобное поведение. Хотя этот парень представитель одного из соседних народов, он почему-то об этом забыл. Мы не намерены отказываться, мы не намерены отступать от этих представлений о культуре. То есть это не какие-то остаточные явления. Я уверяю, что во всех республиках Северного Кавказа есть много людей, которых раздражает подобное поведение. И не важно, это турист или местный житель. В рамках российского законодательства мы намерены бороться с этими явлениями", – заявил Алихан Хоранов корреспонденту "Кавказского узла".
Он уверен, что раздача информационных бюллетеней с правилами поведения изменила бы ситуацию к лучшему. "Это необходимость. Россия – многонациональная страна. Люди, перемещаясь между регионами, выезжая на Кавказ, обязаны учитывать культурный контекст, и в этом им помогут такие памятки. В них должен быть минимальный слой требований к поведению, который должен понимать любой, кто приедет на Кавказ", – отметил Хоранов.
Вопросы поведения и дресс-кода часто поднимаются на Северном Кавказе. В конце июня в Северной Осетии вызвали широкий общественный резонанс поучения главы Комитета женщин общественного движения "Высший совет осетин" (Стыр Ныхас) Ирины Макоевой о том, как должны одеваться осетинские девушки. Движение "Хотæ" (Сестры) раскритиковало инициативу Макоевой о проведении лекций на эту тему и предложила обратить внимание на защиту прав женщин. Однако вскоре "Хотæ" вступилось за Макоеву, призвав прекратить нападки на нее в соцсетях и уважать мнение, которое разделяют многие представители старшего поколения в Северной Осетии. Сама Макоева заверила, что против навязывания дресс-кода. По словам Ирины Макоевой, "девушка-осетинка должна быть целомудренной, она должна вести себя в общественных местах прилично". "Она не должна себя проявлять с негативной стороны, она не должна громко разговаривать, она не должна выходить полуобнаженной, она не должна на наших национальных свадьбах, танцуя осетинский народный танец, выходить в брюках или полуоголенная", – сказала Макоева. Как жители Владикавказа отнеслись к этим словам – на видео "Кавказского узла".
Стоит отметить, что зимой курорты Северной Осетии стали альтернативой отдыху россиян за рубежом. В республиканском комитете по туризму связали популярность курортов региона даже при недостатке снега с закрытием границ из-за пандемии коронавируса. При этом чиновники отмечали, что регион готов принять большое число туристов и летом, и именно в теплое время года востребован этнотуризм. Среди наиболее интересных мест региона назывались Даргавский некрополь, Дзивгисская наскальная крепость, башенный комплекс в Унале.
Примечание:Автор: Гор Алексанян источник: корреспондент "Кавказского узла"
Видео с откровенным танцем вызвало спор об ограничениях для туристов в Северной Осетии
Туристам в Северной Осетии нужно вручать буклеты с рассказом о местных обычаях и запретах, в случае нарушений надо добиваться публичных извинений, прокомментировали пользователи Instagram видео с откровенным танцем в горах республики.
Как писал "Кавказский узел", в июне в Северной Осетии вызвали широкий общественный резонанс поучения главы Комитета женщин общественного движения "Высший совет осетин" (Стыр Ныхас) Ирины Макоевой о том, как должны одеваться осетинские девушки. Движение "Хотæ" (Сестры) раскритиковало инициативу Макоевой о проведении лекций на эту тему и предложила комитету обратить внимание на защиту прав женщин. Однако вскоре"Хотæ" вступилось за Макоеву , призвав прекратить нападки на нее в соцсетях и уважать мнение, которое разделяют многие представители старшего поколения в Северной Осетии . Сама Макоева заверила, что против навязывания дресс-кода.
По словам председателя Комитета женщин Ирины Макоевой , "девушка-осетинка должна быть целомудренной, она должна вести себя в общественных местах прилично". "Она не должна себя проявлять с негативной стороны, она не должна громко разговаривать, она не должна выходить полуобнаженной, она не должна на наших национальных свадьбах, танцуя осетинский народный танец, выходить в брюках или полуоголенная", – сказала Макоева. Как жители Владикавказа отнеслись к этим словам - на видео "Кавказского узла".
На видео, опубликованном в Telegram-канале "Осетия", девушка в платье до колен исполняет откровенный танец в паре с бородатым мужчиной, который одет в штаны и рубашку. Пара танцует на фоне гор и традиционной родовой каменной башни. За кадром раздаются громкие крики, мат. Публикация сопровождается пояснением: "Туризм в горах Осетии".
Видео вызвало возмущение читателей Instagram-паблика northossetia, позиционирующих себя, как жители Северной Осетии . " Зачем вот такое выставлять?! Может, я уже старая и не понимаю молодежного тренда", - написала dzeranovanelli. Этот комментарий стал одним из самых популярных и собрал 338 "лайков". "Э то не молодежный тренд. Это называется невоспитанность. Дикари", - ответила ей plieva_toma1. " Я не ханжа, но это отвратительное поведение", - написала amina_larina88, собрав 232 "лайка".
Другие пользователи с возмущением отметили, что съемка велась в особом месте. " Как можно на фоне наших башен так себя омерзительно вести!" - написала ilonaaa96. "Не надо осквернять мои горы. Там родилась я и мои предки", - потребовала 1986.got2019. "Это считается святым местом, мы туда ходили с тремя пирогами", - отметила tsopanovazaika, имея в виду традиционный осетинский обряд приношения пирогов и другой пищи к почитаемым местам.
Осенью 2020 года у пользователей соцсети вызвало возмущение посещение святилища Реком рэп-исполнителем Джиганом . Вопреки традиции, он не снял обувь. Подробнее о проблеме посещения туристами таких мест, как святилище Реком и Даргавский некрополь, говорится в опубликованном "Кавказским узлом" материале Ларисы Сотиевой "Селфи с черепами": вернуть доверие к туристам в Даргавсе".
Ролик с танцем ставит под вопрос развитие туризма в Северной Осетии , заявили пользователи соцсети. " И вот для таких открывать туризм?! Которые даже не хотят поинтересоваться, что можно делать, а что нет в кавказской республике! Я думаю, что в арабской стране они бы себе это не позволили", - предположила zlata_2038. " Если в Осетии будет развиваться туризм, наверное, нужно при въезде выдавать буклетики с обычаями народа и [разъяснением,] что нельзя делать", - предложила eva_flowers_vld.
Другие комментаторы указали на опыт Чечни и Дагестана . " Мы же тоже едем [в] Дагестан , Чечню [и] не позволяем себе лишнего, а здесь, когда они приезжают, как хотят, так и делают - и это все зависит от нас", - написал zlo2332. " Ведут себя так, как им позволяют! Я сомневаюсь, что такие исполнили бы во дворе мечети в Грозном. Толерантность - не синоним вседозволенности!" - заявила ludmila2b.
Летом 2020 года муфтият Дагестана , сославшись на жалобы местных жителей, призвал гостей республики чтить местные "традиции и устои" своим поведением и внешним видом. Духовенство не может диктовать гостям региона, как следует одеваться, дресс-код может отпугнуть туристов, и это скажется на доходах местных жителей, указали жители Дагестана и пользователи соцсетей. Ранее, в 2019 году, чеченское министерство по туризму выпустило памятку с описанием дресс-кода для туристов: женщинам рекомендовано избегать вызывающей одежды и одеваться как можно более скромно, а мужчинам предписано отказаться от шорт и маек без рукавов. Памятка также регламентирует для приезжающих в Чечню общение с местными женщинами и курение. Туроператоры тогда скептически восприняли идею о дресс-коде для гостей республики.
Часть пользователей прямо призвала пресекать подобное поведение. " Не позволяйте им так вести себя. Сегодня там, завтра у нас, а послезавтра на всем Кавказе", - написал ingush_tamerlan.
"Найти, и пусть извинятся на камеру", - предложил ganoev_official.
Практика публичных извинений широко применяется в Чечне , жители которой регулярно просят прощения за различные проступки и критику властей, а репортажи об этом публикует, в частности, республиканский телеканал "Грозный". Эта практика распространяется и на другие регионы Северного Кавказа, указано в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин". "Кавказский узел" регулярно обновляет "Хронику публичных извинений на Кавказе".
Участники обсуждения вспомнили и недавние споры о молодежном дресс-коде в Северной Осетии , сделав вывод, что говорить надо не об одежде, а о нравственности. "Главное, что она в сарафане, а не в мини-юбке и топике", - сыронизировала a_service15. " Главное бороду отпустить", - иронически высказался по поводу молодого человека на видео _tt_tt_tt_7.
"А потом обсуждают короткие юбки. Разве в длинной юбке ведут себя лучше? Или суть в самой длине? Если у человека нет внутренней культуры, то никакая длина не спасет. К сожалению, многое упущено", - посетовала ludmila_kargieva. " Вот именно, одежда не показатель", - указала larisakasaeva55555.
Танец туристов в северной осетии
Чужой компьютер
Кавказский узел
вернуться к странице
Кавказский узел запись закреплена
В сети появилось видео, но котором девушка в платье до колен исполняет откровенный танец в паре с бородатым мужчиной, который одет в штаны и рубашку. Пара танцует на фоне гор и традиционной родовой каменной башни. За кадром раздаются громкие крики, мат. Публикация сопровождается пояснением: "Туризм в горах Осетии".
Нравится Показать список оценивших
Памятка для туристов Северной Осетии появилась вслед за Чечней и Дагестаном
В Северной Осетии неприемлемо употребление крепкого алкоголя, не следует проявлять свои чувства на публике и курить, указали составители памятки для туристов. В буклете прописан дресс-код для посещения горных святилищ.
Как сообщал "Кавказский узел", в июне видео с откровенным танцем на фоне гор и традиционной родовой каменной башни вызвало спор об ограничениях для туристов в Северной Осетии . Пользователи Instagram предложили вручать туристам буклеты с рассказом о местных обычаях и запретах, а в случае нарушений добиваться публичных извинений. В республиканском комитете по туризму заявили на это, что для знакомства с правилами поведения достаточно информации на стендах у 36 наиболее популярных туробъектов. Однако местные аналитики сочли, что памятки об обычаях и запретах в Северной Осетии могут предотвратить конфликты между туристами и жителями республики.
Минтуризма Чечни также выпустило памятку с описанием дресс-кода для туристов еще в 2019 году. Женщинам было рекомендовано избегать вызывающей одежды и одеваться как можно более скромно, а мужчинам предписано отказаться от шорт и маек без рукавов. Памятка также регламентирует для приезжающих в Чечню общение с местными женщинами и курение. Туроператоры тогда скептически восприняли идею о дресс-коде для гостей Чечни , но в июле 2021 года такая памятка появилась и в Дагестане . Ее составители указали критикам, что уважение местных обычаев прописано в федеральном законодательстве.
Волонтеры разработали памятку для туристов в Северной Осетии , сообщил 30 июля Telegram-канал "Осетия", опубликовав и саму памятку. В буклете говорится о неприемлемости употребления крепких алкогольных напитков и появления в общественных местах в пьяном виде. О курении сказано чуть мягче: "В Северной Осетии не приветствуется курение, и рекомендуется делать это непублично".
Составители памятки также не рекомендуют "публичное проявление чувств". "Таким образом вы не будете объектом смущения у местных жителей, где менталитет не подразумевает проявление чувств на людях". Примеры нежелательных действий в памятке не приводятся.
Дресс-код в памятке прописан только для посещения святых мест в горах. "Мужчинам не рекомендуется заходить в святилище в шортах и майках. Женщинам разрешено посещать только женские святилища, перед посещением которых нужно облачиться в длинное одеяние, скрывающее руки и ноги, а на голову надеть платок", – говорится в трехстраничном буклете.
Имена авторов и дата печати в памятке не указаны. На сайте Комитета по туризму Северной Осетии , по состоянию на 19.00 мск 31 июля, эта памятка не опубликована.
Осенью 2020 года у пользователей соцсети вызвало возмущение посещение осетинского святилища Реком рэп-исполнителем Джиганом . Вопреки традиции, он не снял обувь . В 2019 году возмущение в соцсетях вызвали селфи и видео с черепами в "Городе мертвых". Власти Северной Осетии временно закрыли Даргавский некрополь, решив разработать концепцию его дальнейшего функционирования с учетом этих инцидентов. Нужно организовать охрану Даргавского некрополя, установить больше видеокамер и обнести территорию забором, заявил в связи с этим директор Национального музея Северной Осетии Валерий Кубалов .
Подробнее о проблеме посещения туристами таких мест, как святилище Реком и Даргавский некрополь, говорится в опубликованном "Кавказским узлом" материале Ларисы Сотиевой "Селфи с черепами": вернуть доверие к туристам в Даргавсе ".
Проблема дресс-кода в Северной Осетии стала предметом дискуссии в июне. Тогда вызвали широкий общественный резонанс поучения главы Комитета женщин общественного движения "Высший совет осетин" (Стыр Ныхас) Ирины Макоевой о том, как должны одеваться осетинские девушки. Движение "Хотæ" (Сестры) раскритиковало инициативу Макоевой о проведении лекций на эту тему и предложило комитету обратить внимание на защиту прав женщин. Однако вскоре "Хотæ" вступилось за Макоеву, призвав прекратить нападки на нее в соцсетях и уважать мнение, которое разделяют многие представители старшего поколения в Северной Осетии . Сама Макоева заверила, что против навязывания дресс-кода.По словам Макоевой , "девушка-осетинка должна быть целомудренной, она должна вести себя в общественных местах прилично". "Она не должна себя проявлять с негативной стороны, она не должна громко разговаривать, она не должна выходить полуобнаженной, она не должна на наших национальных свадьбах, танцуя осетинский народный танец, выходить в брюках или полуоголенная", – сказала Макоева. Как жители Владикавказа отнеслись к этим словам – на видео "Кавказского узла".
Читайте также: