Список шиндлера почему женщин привезли в освенцим
Оскар Шиндлер в окружении переживших Холокост, Иерусалим, Израиль, 1 мая 1962 года.
Оскар Шиндлер родился 28 апреля 1908 года в австро-венгерском городе Цвиттау (ныне Свитавы в Чехии) в семье немецкого промышленника. После окончания учебы Оскар работал в фирме отца, занимавшейся производством и продажей сельхозтехники, но уволился оттуда, когда познакомился со своей будущей женой Эмилией.
В 1931 году компания, в которой на тот момент трудился Шиндлер, обанкротилась, а его отец был вынужден закрыть свой бизнес. За время безработицы Оскар пристрастился к пьянству (как утверждает Эмилия, по примеру своего отца). Его неоднократно арестовывала полиция за появление в нетрезвом виде в общественных местах и нарушение порядка. Впрочем, вскоре Шиндлер взял себя в руки и стал неплохо зарабатывать на продаже собственности в рассрочку. Переехал в новый дом, завел роман со своей школьной подругой, родившей, предположительно,от него, двоих детей.
Жена Шиндлера была в курсе его романов, но, будучи истовой католичкой, в разводе ему отказывала. Спустя десятки лет после смерти мужа она отзывалась о нем как об «бессовестном идиоте» и «прирожденном лицемере».
В 1935 году Шиндлер был завербован немцами в качестве шпиона. Через три года его статус был раскрыт, а сам он был арестован чехословацкой тайной полицией. Впрочем, после присоединения Судетской области в Третьему рейху Шиндлера освободили из тюрьмы. Он вступил в НСДАП и продолжил свою разведдеятельность.
С началом Второй мировой войны Оскар переехал в польский Краков, где через два месяца познакомился с Ицхаком Штерном, порекомендовавшим Шиндлеру приобрести польско-еврейское предприятие по выпуску эмалированной посуды Rekord. Предприятие стало заводом «Emailwarenfabrik (DEF)», в народе — Emalia. Бывший директор и совладелец фабрики Абрахам Банкир, как считается, был настоящим руководителем предприятия, обеспечившим Шиндлеру финансовый успех. Часть продукции завода шла на черный рынок, а полученные наличные деньги потом тратились на подкуп нацистов, в том числе для спасения евреев.
После открытия завода Шиндлер нанял семерых еврейских сотрудников, среди них бывших совладельцев Вольфа Глайтмана, Натана Вурзела, Абрахама Банкира, и 250 польских рабочих. К 1940 году Оскар владел уже тремя предприятиями, численность еврейских работников стремительно росла: к концу года их было 150, в 1942 году — 550, в 1943 — 900, а в 1944 — уже 1000.
Вначале Шиндлер нанимал больше евреев, потому что они работали лучше поляков, а обходились ему значительно дешевле, но потом он стал увеличивать число еврейских работников для их спасения, без выгоды для себя и порой с риском для собственной жизни. Бывший секретарь Шиндлера Мими Рейнхард, печатавшая в том числе и те самые списки спасенных людей, вспоминала, что ему приходилось почти все ночи проводить на своем предприятии, поскольку он опасался внезапного появления гестаповцев.
Шиндлер нанимал на свои предприятия евреев из концлагеря Плашов, а когда в конце войны 300 женщин, числившиеся в «Списке», были отправлены в Освенцим, он сумел, подкупив гестаповцев, высвободить их оттуда. Это был единственный случай, когда транспорт с живыми людьми покинул Освенцим.
На обвинения, что Шиндлер руководствовался исключительно меркантильными соображениями, нанимая еврейских работников, его вдова в интервью, данном за три года до ее смерти, заявила: «Хороши меркантильные соображения! Эта затея каждую минуту могла стоить нам головы! Да, в 1943 году Шиндлер встречался с представителями «Джойнта» в Стамбуле, и те попросили его, если он может, облегчить участь соотечественников. И пообещали, что после войны отблагодарят за это. Но только до этого «после» надо было дожить! Хотела бы я посмотреть, кто еще согласился бы такой ценой зарабатывать обеспеченное будущее. Второго такого авантюриста, как Шиндлер, пришлось бы поискать. Он был игрок и любил острые ощущения, авантюризм был в нем сильнее всего остального, сильнее любого расчета — поэтому он и согласился. Ну а потом, когда сблизился с этими людьми, проникся к ним сочувствием и стал помогать без всякой выгоды для себя».
В мае 1945 года Шиндлер оказался в розыске, поскольку по документам значился как агент контрразведки вермахта. Спасенные евреи переодели Оскара и Эмилию в лагерные робы с желтой звездой и под охраной восьми добровольцев вывезли их из Судет, отходивших в советскую зону оккупации.
Где-то уже на выезде из советской зоны оккупации их машину остановил патруль, вспоминает Эмилия. Солдат, просунув голову в окно, даже не спросил документы, а потребовал: «Davai chasi, chasi davai!» К счастью, часы с анкерным ходом у них были при себе, и патруль спокойно отпустил супругов.
При другой похожей остановке Шиндлеру пришлось пить водку с советскими солдатами и кричать «Да здравствует Сталин!», добавляла Эмилия.
В 1948 году, после четырех лет жизни в американской оккупационной зоне в баварском городе Регенсбург, Оскар и Эмилия Шиндлеры эмигрировали в Аргентину. Через десять лет после эмиграции этого Оскар вернулся в ФРГ, оставив жену в южноамериканской стране. Денег он ей практически не присылал, притом что своей очередной возлюбленной оставил немало драгоценностей. После письма, в котором он пожаловался Эмилии, что в последнее время начал полнеть от хорошего вина и омаров, она бросала его послания в огонь, не вскрывая. В то время она жила тем, что продавала молоко от своих коров. За кормом для них Эмилия каждое утро ходила за пятнадцать километров на усадьбу, принадлежавшую президенту Перону.
Последние годы своей жизни Шиндлер провел, существуя на пособия еврейских организаций и подарки спасенных им людей. Он умер 9 октября 1974 года в возрасте 66 лет, похоронен согласно своей последней воле — на горе Сион в Иерусалиме. Надпись на его надгробии, сделанная на иврите, гласит: «Благодарение Богу, что он был наш».
Как это снято: «Список Шиндлера»
Автор: Павел Орлов
К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга.
Драматургия: история Шиндлера и евреев, десять лет раздумий и трехактовая драматургия
Стивен Спилберг на съемках фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
История создания «Списка Шиндлера» начинается за тридцать лет до старта съемок. Инициатива проекта принадлежит выжившему в годы Холокоста еврею Полдеку Пфеффербергу. От худшей участи его, наряду с 1200 соотечественниками, спас немецкий промышленник Оскар Шиндлер, о котором Пфефферберг и хотел рассказать всему миру. В 1963 году с его подачи был написан первый вариант сценария, причем к работе над ним привлекли Ховарда Коха, одного из сценаристов «Касабланки». Тогда проект не состоялся.
В начале 1980-х на основе воспоминаний Пфефферберга австралийский писатель Томас Кенилли написал исторический роман «Ковчег Шиндлера». Книга потрясла Стивена Спилберга, студия Universal по его просьбе приобрела права, а Кенилли подготовил сценарий (в итоге не подошедший), однако с запуском не спешили. В том числе и потому, что Спилберг не чувствовал себя достаточно зрелым для столь серьезного, трагического материала. Он даже пытался передать проект Роману Полански и Сидни Поллаку, а некоторое время к картине были прикреплен Мартин Скорсезе (он же пригласил сценариста Стивена Зеллиана, чей текст после нескольких переработок и стал основой фильма).
На съемках фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Однако в начале 1990-х стали популярны неонацизм и концепция отрицания Холокоста, что подтолкнуло Спилберга снять фильм самому. Заметим, правда, что бюджет картины был достаточно скромным по меркам большого голливудского военного кино — всего $22 млн. И еще одна любопытная деталь — «Списку Шиндлера» продюсеры дали зеленый свет только при условии, что сначала Спилберг снимет «Парк Юрского периода».
В итоге режиссеру пришлось монтировать развлекательное кино о динозаврах прямо во время съемок жесточайшей военной драмы, и таким вынужденным контрастным сочетанием автор был ужасно недоволен: «Я сидел, сердитый и раздраженный, объяснял, как тираннозавр должен гнаться за джипом, а сам только и мог думать о том, что отснял в тот день в Кракове».
По словам Спилберга, его в истории Шиндлера поразил парадоксальный характер героя. И действительно, промышленник пережил серьезную эволюцию, которую авторы старательно перенесли на экран. Если в начале картины мы знакомимся в беспечным авантюристом и пособником нацистов, превыше всего ставящим личную выгоду, то после ряда трагических перипетий он становится убежденным гуманистом и защитником евреев, причем рискует из-за этого не только собственным сотоянием, но и жизнью. Любопытно, что один из привлекавшихся к проекту сценаристов Курт Людтке даже отказался от работы, поскольку счел эволюцию Шиндлера нереалистичной.
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
«Список Шиндлера» — редкий пример того, как фильм достаточно точно следует историческим событиям и при этом гармонично укладывается в привычную трехактовую драматургическую схему.
В первом акте происходит завязка — мы знакомимся с Шиндлером в то время, как он в условиях Второй мировой войны пытается наладить новый бизнес, для чего привлекает евреев, дешевую рабочую силу. Жестокая ликвидация краковского гетто становится первым поворотным пунктом — став свидетелем зверств, Шиндлер начинает меняться.
Второй акт связан с заключением евреев Шиндлера в концлагерь Плашов, где мы также знакомимся с главным антагонистом фильма, комендантом Амоном Гетом. В этой части мы наблюдаем колебания Шиндлера — постепенно он все меньше думает о прибыли, но параллельно становится все более небезразличен к судьбам своих рабочих. Поворотным пунктом здесь служит перевод его подопечных в лагерь Аушвиц, где их неминуемо ждет гибель.
Третий акт посвящен спасению от Аушвица и завершению трансформации Шиндлера. Эту историю обрамляет пролог и эпилог. В первом показан иудейский обряд во время Шаббата кидуш, а во втором — реальные спасенные Шиндлером евреи на его могиле.
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Хотя в целом авторы следовали исторической канве, некоторые фрагменты потребовали изменения для большей кинематографичности и чтобы точно передать замысел. Например, в действительности Шиндлер не был свидетелем ликвидации краковского гетто, однако подобная сцена была необходима, чтобы показать момент перелома сознания героя. Кстати, именно эту сцену Спилберг считал одной из самых важных в картине, и хотя изначально в сценарии она занимала всего лишь страницу, режиссер привлек свидетельства очевидцев и расширил ее до двадцати страниц и двадцати минут экранного времени.
Кастинг: отказ от звезд и 30-тысячная массовка
К кастингу актеров на основные роли Спилберг подошел с позиции, что «звездный багаж» помешает достоверности. По этой причине режиссер отверг кандидатуры Кевина Костнера, Мела Гибсона и Уоррена Битти, каждый из которых хотел сыграть Шиндлера. Также среди кандидатов были Харрисон Форд и Бруно Ганц. Спилберг остановил свой выбор на менее известном на тот момент британце Лиаме Нисоне, которого приметил в одной из бродвейских постановок. Готовясь к роли, Нисон изучал аудиозаписи Шиндлера, чтобы точно передать его интонации.
Главным злодеем фильма, комендантом концлагеря Гетом, мог стать Тим Рот, но в итоге на роль утвердили также малоизвестного тогда британского актера Рэйфа Файнса. Режиссер отметил в нем «сексуальность зла», а сам Файнс стремился воспроизвести классического психопата. Актер не только изучал хронику с Гетом, но и общался со знавшими его узниками концлагерей (некоторые отмечали поразительность сходства Файнса и нациста). Кроме того, специально для роли актер набрал тринадцать килограмм.
Всего в картине около ста шестидесяти персонажей, а в съемках наиболее масштабных сцен принимало участие до тридцати тысяч человек массовки. Для максимальной достоверности авторы специально отбирали актеров из евреев и поляков, а также немцев. В съемках эпилога приняли участи сто двадцать восемь человек из давшего название фильму списка Шиндлера.
Локации и декорации: Краков и воссоздание концлагеря
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Группа работала в польском Кракове и его окрестностях. В основном старались снимать примерно в тех же местах, где разворачивались экранизировавшиеся события. Например, в кадре мы видим действительную квартиру Шиндлера и экстерьер его фабрики в Кракове. Сцены гетто снимались в бывшем еврейском районе города. Концентрационный лагерь Плашов был воссоздан в карьере возле того же места, где лагерь был в действительности. На месте бывшего лагеря на окраине Кракова снимать было невозможно из-за того, что в кадр попадали современные строения. Декорации лагеря воссоздавались по оригинальным планам.
Всего было построено тридцать четыре барака, семь сторожевых вышек и дорога, вымощенная еврейскими надгробиями. Авторам не позволили снимать в Аушвице, но группа смогла возвести все необходимые постройки неподалеку от этого концлагеря.
Визуальное решение: документализм, ручная камера, ч-б и колоризация
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Съемки фильма прошли с марта по май 1993 года, заняв семьдесят два дня, хотя планировалось семьдесят пять. Это несколько неожиданно, с учетом того, что Спилберг работал в непривычном для себя чуть спонтанном режиме и репортажной стилистике — режиссер намеренно отказался от раскадровок и детального планирования. Порой, выходя на площадку, он даже не знал, что именно будет сегодня снимать (в этих случаях выручал диктофон, с которым ходил оператор Януш Камински и записывал мысли по поводу света и оборудования).
На такой метод работы режиссера вдохновила монументальная документальная работа о Холокосте «Шоа» Клода Ланцмана. Спилберг отмечал, что ощущал себя скорее документалистом или даже сторонним свидетелем, а не режиссером игрового кино. Исполнителям он часто давал основные указания по сцене, а дальше наблюдал при минимальном вмешательстве.
Режиссер почти не обсуждал визуальное решение с Камински. Тот вспоминает, что был удивлен предоставленной ему свободе, ведь обычно Спилберг более конкретен и требователен в отношении изобразительного ряда. Камински даже называет манеру съемки «Списка Шиндлера» «сырой» и «грубой».
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Одним из важнейших условий создания фильма Спилберг поставил черно-белый формат. Опять же из соображений документализма и реалистичности — монохром сближает фильм с хроникой военного времени. Камински замечает по поводу черно-белой пленки, что она дала авторам возможность «преодолеть барьер времени» и погрузиться в иную эпоху. Кроме того, режиссер дает и более сложное объяснение решения: «Холокост был жизнью без света, а для меня символом жизни является цвет. Поэтому фильм о Холокосте должен быть именно черно-белым».
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Готовясь к съемке в ч-б, Камински обращался к кинематографу немецкого экспрессионизма и итальянского неореализма, а также к американской классике, вроде «Гроздьев гнева» или «Хладнокровного убийства». Но главным своим референсом он называет книгу фотографа Романа Вишняка «Исчезнувший мир». Она считается важнейшим фотодокументом по еврейской культуре Восточной Европы 1930-х годов. Также для Камински было примечательно, что Вишняк работал в максимально аскетичных условиях: с простой техникой, которая была в наличии, и с естественным светом.
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
В ряде сцен Камински хотел добиться такого эффекта, чтобы лица актеров как бы сияли. Для этого использовались желтые и оранжевые фильтры, убиравшие соответствующие тона кожи. Также иногда для этого применялось небольшое переэкспонирование. Вообще Камински отмечает, насколько важна координация цветового решения с художником-постановщиком и художником по костюмам из-за того, что в черно-белом изображении цвета дают непривычный эффект. Например, зеленый и синий выглядят одинаково, а вот в случае синего и красного последний выделяется и кажется ярче. Подобные нюансы необходимо было учитывать.
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Камински выбрал оптику Zeiss Prime Lenses. По его мнению, степень ее мягкости наилучшим образом отвечала требованиям реалистичности. Оператор также рассказывает, что для крупных планов предпочитал использовать 29mm объектив, вместо более привычного 50mm: «В контексте этого фильма 29mm оптика давала более достоверный эффект».
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
В «Списке Шиндлера» можно увидеть, возможно, самый известный и эффектный пример колоризации — знаменитая сцена с девочкой в красном пальто во время ликвидации краковского гетто. Прием позволил заострить трагическое звучание страшного действия. Эта сцена, одна из немногих в фильме, снималась на цветную пленку, а все элементы, кроме красного пальто на пост-обработке были сделаны бесцветными с помощью технологии ротоскопирования, то есть точной покадровой ручной обрисовки.
Кадр из фильма «Списка Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
«Список Шиндлера» стал первой совместной работой Спилберга и Камински. С тех пор, вот уже четверть века и почти два десятка картин этот режиссерско-операторский тандем остается нерушим. Камински, кстати, за эту работу был удостоен своего первого «Оскара» и моментально попал в топ мировых операторов. В целом же лента получила семь наград из двенадцати номинаций Американской киноакадемии, в том числе как «Лучший фильм». А также картина с огромным успехом прошла в мировом прокате и сегодня стабильно возглавляет топы лучших фильмов в истории кино. Спилберг, правда, считает «Список Шиндлера» самой тяжелой работой в своей карьере. Погружение в страшный исторический материал шокировало режиссера, а после он даже думал уйти из кино.
Сообщество «В И З А Н Т И Я»
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
0 9 5
пользователи оставили 19 комментариев , вы можете свернуть их
0 1 1
3 -2 1
0 3 3
1 0 1
0 3 3
0 2 2
1 -1 0
0 2 2
0 1 1
0 2 2
0 2 2
0 1 1
0 1 1
0 2 2
0 2 2
0 3 3
0 7 7
0 1 1
0 0 0
Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
Сообщество «Shalom»
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
0 14 10
пользователи оставили 10 комментариев , вы можете свернуть их
Комментарий удален модератором Гайдпарка
0 3 3
0 4 4
0 5 5
0 2 2
0 10 10
0 0 0
"Her novel, The Girl in the Red Coat, was inspired by Steven Spielberg's movie, Schindler's List. After watching the movie, she recognized herself as a Jewish child that wore a red coat." (Wikipedia)
0 2 2
0 0 0
Факты, о которых вы не знали: о культовом фильме "Список Шиндлера"
В этом году легендарному фильму режиссера Стивена Спилберга "Список Шиндлера" исполняется 26 лет.
История посвящена немцу, члену НСДАП Оскару Шидлеру, который спас порядка 1200 евреев от гибели во время Холокоста.
Мы вам расскажем о малоизвестных фактах, которые остались за кадром исторического фильма.
Эту историю Томас Кенэлли узнал в магазине кожгалантереи в Беверли-Хиллз
В октябре 1980 года австралийский писатель Кенэлли зашел в магазин кожаных изделий на Родео-Драйв. Когда владелец магазина Полдек Пфефферберг узнал, что в посетитель пишет книгу, он рассказал ему, как его супруга и тысячи других евреев спаслись во время Второй мировой войны благодаря владельцу нацистской фабрики по имени Оскар Шиндлер. Он показал фотокопии документов, связанных с Шиндлером, в том числе повествования от первого лица и записанные свидетельства других евреев, а также подлинный список имен людей, которые спаслись таким образом. Это вдохновило Кенэлли на создание этой книги.
Стивен Спилберг отказался от своего гонорара за фильм
Спилберг предлагал снять фильм Роману Полански еще до того, как тот создал свой фильм о Холокосте "Пианист"
Спилберг боялся, что он не морально не готов к фильму о Холокосте. Поэтому поначалу он пробовал нанять других режиссеров, чтобы они сняли фильм вместо него. Он обратился к режиссеру Роману Полански, который сам пережил Холокост и чья мать была убита в Освенциме. Полански отказался участвовать, но со временем сделал собственный фильм о Холокосте, «Пианист», который принес ему «Оскар» за лучшую режиссуру в 2003 году. Тогда Спилберг предложил кресло режиссера Сидни Поллаку, который также ответил отказом. Затем проект предложили легендарному режиссеру Мартину Скорсезе, который дал согласие участвовать. Скорсезе уже собирался запустить фильм в производство, когда Спилберг вдруг понял, что он, наконец, готов взяться за «Список Шиндлера» сам. Для того, чтобы компенсировать потерю Скорсезе, Спилберг передал ему права на фильм «Мыса страха».
Девочка в красном пальто действительно существовала
Так выглядит сегодня Рома Лигоцка:
Фильм не должен был выйти на английском языке
Фильм должен был выйти на польском и немецком языках. Однако Спилберг понял, что английские субтитры, которым пользовались бы многие люди стали бы отвлекать от картины и важных действий на экране.
Почему фильм черно-белый?
Единственным человеком в «MCA / Universal», который согласился со Спилбергом и оператором Янушем Камински в том, чтобы снимать фильм в черно-белом цвете, был глава студии Шейнберг.
Режиссер проводил собственное расследование
Для того, чтобы получить более личное видение будущего фильма, режиссер до начала съемок съездил в Польшу. Он говорил с выжившими евреями и посещал места трагедии. Там Спилберг посетил бывшую штаб-квартиру гестапо на Поморской улице, настоящую квартиру Шиндлера и виллу Амона Гёта. В итоге фильм был снят в Польше за 92 дня.
У Шиндлера существовало больше одного списка
Оскар Шиндлер и его соратники во время войны составили целых семь списков, и четыре из них существуют до сих пор. Два из них хранятся в Яд ва-Шем в Израиле, один – в американском музее Холокоста в Вашингтоне. Однако, фильм обращается к первым двум спискам, составленным в 1944 году, известным также под наименованием «Списки жизни». Оригинальный список был найден в квартире Шиндлера в Хильдесхайм в 1999 году, там он жил в последние годы своей жизни.
У Спилберга была возможность снять фильм в Аушвице
Такой возможностью он не воспользовался, потому что посчитал, что это будет считаться оскорблением в адрес умерших евреев. Хотя за воротами схемки все же проводились, но внутри помещений нет.
В финальной сцене цветы на могилу Шиндлера кладет исполнитель его роли Лиам Нисон.
Фильм затронул сердца многих людей, потому что основан на реальных событиях. Он помог вспомнить те страшные события, которые унести миллионы жизней и дал понимание того, что же происходило. Музыкальное сопровождение и черно-белая картина дали своей эффект под содержание.
Факты, о которых вы не знали: о культовом фильме "Список Шиндлера"
История посвящена немцу, члену НСДАП Оскару Шидлеру, который спас порядка 1200 евреев от гибели во время Холокоста.
Мы вам расскажем о малоизвестных фактах, которые остались за кадром исторического фильма.
Эту историю Томас Кенэлли узнал в магазине кожгалантереи в Беверли-Хиллз
В октябре 1980 года австралийский писатель Кенэлли зашел в магазин кожаных изделий на Родео-Драйв. Когда владелец магазина Полдек Пфефферберг узнал, что в посетитель пишет книгу, он рассказал ему, как его супруга и тысячи других евреев спаслись во время Второй мировой войны благодаря владельцу нацистской фабрики по имени Оскар Шиндлер. Он показал фотокопии документов, связанных с Шиндлером, в том числе повествования от первого лица и записанные свидетельства других евреев, а также подлинный список имен людей, которые спаслись таким образом. Это вдохновило Кенэлли на создание этой книги.
Стивен Спилберг отказался от своего гонорара за фильм
Спилберг боялся, что он не морально не готов к фильму о Холокосте. Поэтому поначалу он пробовал нанять других режиссеров, чтобы они сняли фильм вместо него. Он обратился к режиссеру Роману Полански, который сам пережил Холокост и чья мать была убита в Освенциме. Полански отказался участвовать, но со временем сделал собственный фильм о Холокосте, «Пианист», который принес ему «Оскар» за лучшую режиссуру в 2003 году. Тогда Спилберг предложил кресло режиссера Сидни Поллаку, который также ответил отказом. Затем проект предложили легендарному режиссеру Мартину Скорсезе, который дал согласие участвовать. Скорсезе уже собирался запустить фильм в производство, когда Спилберг вдруг понял, что он, наконец, готов взяться за «Список Шиндлера» сам. Для того, чтобы компенсировать потерю Скорсезе, Спилберг передал ему права на фильм «Мыса страха».
Девочка в красном пальто действительно существовала
Так выглядит сегодня Рома Лигоцка:
Фильм не должен был выйти на английском языке
Фильм должен был выйти на польском и немецком языках. Однако Спилберг понял, что английские субтитры, которым пользовались бы многие люди стали бы отвлекать от картины и важных действий на экране.
Почему фильм черно-белый?
Единственным человеком в «MCA / Universal», который согласился со Спилбергом и оператором Янушем Камински в том, чтобы снимать фильм в черно-белом цвете, был глава студии Шейнберг.
Режиссер проводил собственное расследование
Для того, чтобы получить более личное видение будущего фильма, режиссер до начала съемок съездил в Польшу. Он говорил с выжившими евреями и посещал места трагедии. Там Спилберг посетил бывшую штаб-квартиру гестапо на Поморской улице, настоящую квартиру Шиндлера и виллу Амона Гёта. В итоге фильм был снят в Польше за 92 дня.
У Шиндлера существовало больше одного списка
Оскар Шиндлер и его соратники во время войны составили целых семь списков, и четыре из них существуют до сих пор. Два из них хранятся в Яд ва-Шем в Израиле, один – в американском музее Холокоста в Вашингтоне. Однако, фильм обращается к первым двум спискам, составленным в 1944 году, известным также под наименованием «Списки жизни». Оригинальный список был найден в квартире Шиндлера в Хильдесхайм в 1999 году, там он жил в последние годы своей жизни.
У Спилберга была возможность снять фильм в Аушвице
Такой возможностью он не воспользовался, потому что посчитал, что это будет считаться оскорблением в адрес умерших евреев. Хотя за воротами схемки все же проводились, но внутри помещений нет.
В финальной сцене цветы на могилу Шиндлера кладет исполнитель его роли Лиам Нисон
Фильм затронул сердца многих людей, потому что основан на реальных событиях. Он помог вспомнить те страшные события, которые унести миллионы жизней и дал понимание того, что же происходило. Музыкальное сопровождение и черно-белая картина дали своей эффект под содержание.
Настоящая история девочки в красном пальто, которая выжила в краковском гетто
Отписаться можно в любой момент.Историческая драма «Список Шиндлера», по общему мнению, входит в десятку лучших шедевров мирового кинематографа. Одним из самых трогательных и щемящих моментов в черно-белом фильме стало появление девочки в красном пальто. Этот образ считается гениальной режиссерской находкой Стивена Спилберга, однако у маленькой узницы был реальный прототип.
В 19994 году на вручении премии «Оскара» семь раз прозвучало название одного и того же фильма – «Список Шиндлера» бил все мыслимые рекорды. Выйдя на сцену для приветственной речи, Стивен Спилберг вспомнил с благодарностью о человеке, без которого мир не узнал бы историю о немецком промышленнике, спасшем почти 1200 евреев во время Холокоста.
Польдек Пфеффербек был одним из тех людей, которым Оскар Шиндлер подарил жизнь, устроив работать на свой завод. 9 мая 1945 года он вместе с другими узниками трудового лагеря Брунлиц был освобожден бойцами Красной Армии и начал мирную жизнь. Поездив по Европе, бывший заключенный перебрался в Америку и сумел начать небольшое кожевенное производство. Магазин в Беверли-Хиллз давал ему возможность увидеть немало знаменитостей. Много лет он пытался найти кого-нибудь, чтобы донести историю «немецкого Ноя» до людей. Пока Оскар Шиндлер был жив, Пфеффербек даже собирался устроить его интервью для американского телевидения, но ничего не получилось.
И вот, наконец, в 1980-м году нужного человека наконец удалось найти - в магазин Пфеффербека в поисках нового портфеля заглянул австралийский писатель Томас Кенелли. Он не отмахнулся от назойливого пожилого продавца, а выслушал его и с удивлением осмотрел несколько шкафов с документами, которые тот собрал за много лет. Кенелли решил написать историческую драму о холокосте, но для создания такого труда потребовалась титаническая работа: поездки в Польшу и в и места, связанные с историей Шиндлера, беседы с очевидцами событий. Похожий путь проделал затем и знаменитый режиссер, который осмелился экранизировать роман «Ковчег Шиндлера». Спилберг готовился к съемкам очень долго: 10 лет он собирался с духом, чтобы снять фильм, который будет одним из самых тяжелых в его жизни.
Сцена ликвидации краковского гетто занимала в первоначальном сценарии всего одну страницу. Спилберг расширил ее до двадцати страниц. Все детали этих страшных минут экранного времени были собраны по крупицам из воспоминаний очевидцев. Одной из них стала маленькая девочка в красном пальто. Она действительно запомнилась узникам краковского гетто, звали ее Рома Лигоцка.
К счастью, настоящая «девочка в красном» выжила и здравствует до сих пор, ей в 2020-м исполнилось 82 года. Незадолго до страшных событий 1943-го, так ярко показанных в фильме, ей вместе с матерью и двоюродным братом, его тоже звали Роман, удалось бежать, и они до конца войны скрывались в польской семье. Послевоенные годы для бывших узников оказались нелегкими, однако Рома Лигоцка окончила Академию Изящных Искусств в Кракове, она изучала живопись и сценический дизайн, а ее двоюродный брат не стал учиться в технической школе и начал работать на детском телевидении и в театре. Его имя со временем стало известным на весь мир.
В 1960-х годах режиссер Роман Полански дебютировал в Голливуде и начал свою звездную карьеру, а его сестра стала знаменитым художником по костюмам и выпустила первую книгу. Пока Спилберг раздумывал о судьбе нового фильма, он предлагал польскому коллеге взяться за эту работу, однако Полански отказался – личная трагедия от пережитого в детстве ужаса преследовала его всю жизнь. Знаменитый режиссер позднее обратился все-таки к теме холокоста в фильме «Пианист», который также вошел в список лучших исторических драм.
Хоть Полански и отказался от съемок «Списка Шиндлера», но помощь Спилбергу как бывший заключенный и участник событий, конечно, оказал. Познакомил он его и со своей сестрой, которая тоже поделилась с режиссером и сценаристами тяжелыми воспоминаниями. После выхода фильма женщина вновь увидела на экране свое детство. Она рассказывала затем журналистам, что разница между героиней фильма ней только в одном – она выжила. Помнила Рома Лигоцка и свое красное пальто:
«У меня не было игрушек, и маленькой мне нужны были хоть какие-то цвета, чтобы отвлечься от серого и безнадежного мира вокруг. Поэтому, когда все становилось слишком плохо, я использовала яркую одежду, как своеобразный щит от реальности».
Возможно, что бывшая узница неспроста стала художником по костюмам, и яркие цвета она любит до сих пор. В 2002 году Рома Лигоцка выпустила книгу воспоминаний «Девочка в красном пальто». В этом романе она рассказала историю совей жизни.
Герой или злой гений: а был ли на самом деле список Шиндлера?
Отписаться можно в любой момент.28 апреля 1908 г. родился Оскар Шиндлер , немецкий бизнесмен, который вошел в историю как человек, спасший около 1200 евреев из концлагерей во время Второй Мировой войны. О его подвиге многие узнали после выхода на экраны знаменитого фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера» . Однако в последнее время историки все чаще заявляют о том, что подобная трактовка событий слишком далека от реальности. Согласно этой версии, Шиндлер не только не был героем, но и наживался на горе заключенных.
Автор альтернативной биографии Шиндлера, депутат чешского парламента Йитка Грунтова в 2001 г. добилась того, чтобы ее соотечественник был исключен из списка выдающихся деятелей Пардубицкого края. Она заявляет: «Он был нацистом, негодяем и изменником Родине». Что же стало поводом для таких серьезных обвинений?
Оскар Шиндлер родился в чешском городке Свитавы в немецкой семье. Еще в юности он получил прозвище «мошенник» за участие в сомнительных сделках и авантюрных денежных операциях. В конце 1930-х гг. его обвинили в сотрудничестве с военной разведкой Германии «Абвер». Он провел несколько месяцев в тюрьме, а после был освобожден по амнистии, но впоследствии отрицал обвинения в шпионаже в пользу Третьего рейха. Однако позже, в 1956 г. признавался в письме одному знакомому: «Как немец, я был заинтересован в присоединении немецкого пограничья Чехословакии к Империи».
После освобождения Шиндлер перебрался в Польшу, где стал владельцем предприятия по производству эмалированной посуды и начал обзаводиться новыми связями в гестапо. По официальной версии, Шиндлер за взятки получал у нацистов разрешение нанимать к себе на фабрику евреев, обреченных на смерть в концлагерях. Он выкупал у нацистов еврейских узников якобы для расширения бизнеса.
Когда Красная Армия приближалась к границам Польши, нацисты, отступая, уничтожали лагеря. Но Шиндлер добился разрешения перевезти свою фабрику вместе с рабочими в Чехию. Именно тогда и был составлен знаменитый список Шиндлера, спасший жизни сотням евреев. А в последние месяцы войны он вытребовал для своей фабрики еще 200 человек «в виде острой необходимости на производстве».
Американский историк Д. Кроу выдвинул версию о том, что никакого списка Шиндлера не было, а предприниматель в то время находился в тюрьме за попытку дать взятку эсэсовцу. Якобы на самом деле было около 9-ти списков для транспортировки заключенных из Кракова в Брненец, но составил их некто Голдберг, делившийся добычей с Оскаром. Бывшая жена Шиндлера Эмилия подтверждает эту версию, заявив о том, что за возможность попасть в список спасенных заключенные расплачивались деньгами и драгоценностями.
Сам Шиндлер утверждал, что он буквально разорился, помогая заключенным, покупая для них продукты и лекарства. Грунтова опровергает и эту версию: нанимая евреев на фабрику в Кракове, Шиндлер преследовал свою выгоду – это была самая дешевая рабсила, которую он нещадно эксплуатировал, доводя рабочих до голодных обмороков. Ему нужны были рабочие руки и на новом месте, к тому же появилась возможность подзаработать на желающих спастись. При этом спасенные евреи обвинения в его адрес отрицают.
Хотя Грунтова выступает против мифологизации Шиндлера, которая происходит в фильме Спилберга, она далека и от демонизации этого персонажа. Не отрицая его роли в спасении евреев, историк утверждает, что серьезного влияния на составление списков он не оказал, максимум, что было в его силах – дописать человек 50.
Д. Кроу утверждает, что Шиндлер сам создал миф о героическом спасителе, так как он после войны разорился и намеревался получить компенсацию за убытки, которые понес во время войны. Миф подхватил Т. Кенэлли, опубликовавший в 1982 г. книгу «Ковчег Шиндлера». Позже она легла в основу фильма «Список Шиндлера».
Читайте также: