Создание парка культуры и отдыха
Нет смысла копировать международные практики, если за ними не стоит понимание того, по какому сценарию существует парк, кто и в какое время в него ходит, сколько денег готов оставить и какие события хочется посетить. При создании общественного пространства необходимо найти идентичность и понять, что нужно тем, кто сюда будет приходить.
Надежда Снигирева: С чего все начиналось? Все хотели копировать практики. Но очень часто получалось скопировать только визуальную часть, без смысла и методов работы с территориями. Это прослеживалось в дизайне самых первых российских парков, немного хипстерских, немного похожих друг на друга, потому что был страх перед пониманием городов.
Сказать однозначно, что сделать все как в Европе — это ошибка, было бы неправильным. Очень важно изучать методы, с помощью которых во всем мире работают с общественными пространствами, причем не только в Европе, но и в других регионах. Важно делать уникальные вещи, развивать местные культурные коды, работать с идентичностью.
«Когда мы делали пространство «Белые цветы» в Казани, то много работали с названиями и наименованиями, старались вскрыть всю суть района. Если бы мы использовали просто лучшие примеры благоустройства, а не старались понять, что нужно людям, то собственной ценности бы не получилось».
Ирина Алексеева: Во всем должен быть баланс. Природа, история и культура Якутии — довольно глубокий источник для поиска идентичности. Но если слишком буквально использовать эти образы, это приведет к надуманной сложности, перенасыщению среды и не очень качественным решениям. Возможно, иногда стоит использовать опыт из общей практики и не изобретать велосипед. В общем, лучше всего — взвешенная доля самобытного, тогда рождается новая идентичность, характерная времени и нацеленная на будущее.
Ставить на визионерские идеи
Звездная архитектура давно в прошлом. Куда важнее позаботиться о будущих посетителях. Проработанная функциональная модель парка, архитектурная концепция и авторский надзор на протяжении всего процесса — то, что убережет от витания в облаках.
Успех парка «Краснодар» — в тесном взаимодействии между заказчиком и исполнителем на всех стадия проектирования и воплощения.
© Валерий Матыцин/ТАСС © Валерий Матыцин/ТАССУспех парка «Краснодар» — во взаимодействии между заказчиком и исполнителем на всех этапах проектирования.
© Валерий Матыцин/ТАСС © Валерий Матыцин/ТАСС © Валерий Матыцин/ТАСС © Валерий Матыцин/ТАССИрина Алексеева: Может быть, это прозвучит скучно, но необходима нормативно-правовая защита самих идей, концепции, эскизов и стадии проектирования. Необходим авторский надзор. Иначе непонятно, как реализовывать заложенные смыслы.
Начать с крупных вложений
Для первых результатов достаточно минимальных и недорогих изменений. Простые действия, произведенные совместно с горожанами, помогут начать использовать территорию без крупных вложений. Быстрые победы — будь то новые островки отдыха на транзитной магистрали или посадка деревьев, которые защищают от проезжей полосы, — обеспечат доверие к дальнейшему процессу, люди начнут осваивать место, привыкать к изменениям и считать его своим.
Ирина Алексеева: Надо начинать не с крупных вложений, а с переформатирования всех участников процесса. Мы в Якутии брали заказчиков, проектировщиков, архитекторов, подрядчиков, управляющие компании, жителей — и все вместе учились. Ездили в Москву, Татарстан, Корею. Руками и ногами все пробовали и изучали. Выстраивать муниципальные команды в городах — это важно. Пример: маленький якутский город Нюрба. Они, пройдя всю эту школу, даже без денег начинают небольшие действия, проводят мероприятия в парках, фестивали уличной еды, рок-фестивали. В малых городах можно увидеть, что даже небольшие действия имеют колоссальный эффект.
В процессе строительства Plaza de las Glorias в Барселоне главный архитектор Барселоны Висенте Гуайарт выбрал тактику «быстрых побед»: вместо шумной стройки и заборов с красной лентой у горожан появлялся парк по кусочкам.
© SOPA Images/Getty Images © SOPA Images/Getty Images © SOPA Images/Getty ImagesНадежда Снигирева: Крупные вложения — это проблема. Иногда вкладываются большие деньги, и часто становится понятно, что делать этого не надо было вовсе. Например, благоустроен парк, а в него никто не ходит. Получилось пустое общественное пространство. Это говорит о том, что, может быть, неправильно выбрано место или неправильно выбрана аудитория проекта, или базовые вещи не учтены.
Все можно решить с помощью тестовых проектов и небольших изменений. Эта практика получила развитие на волне развития городского активизма, когда негосударственные деньги или инвестиции со стороны бизнеса преобразовывали территории, а люди сами шли и делали.
Минимальные изменения, маленькие шаги и первые результаты важнее, чем идеальные общественные пространства, — мы открываем возможности для разных людей в городе. И для жителей, которые могут развивать территории, для горожан, которые активны, и для профессионалов, которые хотели бы идеи тестировать. Мы перестаем бояться ошибиться, делать что‑то новое. Перед тем как перекрывать проезды во дворы в районе бульвара «Белые цветы» окончательно, мы сделали тестовое перекрытие на месяц и посмотрели, как все работает. Этот инструмент очень важен для принятия правильного решения.
Перерезать красную ленточку (и забыть)
Это страшное слово «эксплуатация». Сегодня недостаточно открыть новое общественное пространство — нужно заниматься им дальше. Уже на этапе проектирования стоит представлять, кто, как и по каким принципам будет управлять парком. Грамотное использование — следующий этап на пути к успеху после проектирования и строительства.
Надежда Снигирева: Важность эксплуатации и правильного управления парками осознается только сейчас, когда они уже построены. И, как правило, очень мало обсуждается, что происходит, когда общественное пространство открыто. Если это маленький город, то может не хватать денег на содержание. Или нет садовника в городе, чтобы поддерживать парк в достойном виде. Это проблемы не только для малого города, такая история случилась и с Крымской набережной в Москве.
Необходимо проектировать модели содержания парков. Убирать снег вручную или брусчатка выдержит нагрузку от уборочной техники? Есть ли деньги на автополив? Какие виды растений выживут? Это позволит приземлиться и найти полезные и реалистичные решения.
Архитекторы могут представлять одно, но когда люди приходят в общественное пространство, они могут использовать парк так, как ни один архитектор не может представить. Важно проанализировать место после окончания строительства. Архитектура только тогда хороша, когда она работает, а не просто красиво выглядит.
Парк Gardens by the Bay в Сингапуре покрывает операционные расходы только за счет продажи билетов. Парком ежегодно пользуются больше 12 млн человек.
© View Pictures/Getty Images © John S Lander/Getty Images © John S Lander/Getty Images © S3studio/Getty Images © S3studio/Getty Images © oneworld picture/Getty ImagesУдивиться, что на улице бывает –10°
Пять месяцев зимы — реалии московской жизни. Где‑то это количество приближается к 12. Создавая общественное пространство, необходимо позаботиться о тех вещах, которые сделают его удобным и привлекательным не только днем в хорошую погоду — желательно 365 дней в году.
Ирина Алексеева: Еще в советские годы [в Якутии] стояла задача обеспечить людям комфорт в условиях почти экстремального климата. С Экспо в Монреале 1967 года привезли идею теплого перехода: в поселке Удачный такой проект был реализован, правда сейчас переходы остались не у дел.
Людям, несмотря на холод, даже если –40 на улице, все равно необходим свежий воздух. Мы решили, что в условиях экстремального климата Якутии общественные пространства должны быть круглогодичного использования. Это значит, что вокруг должны быть «теплые» точки притяжения: павильоны с разными функциями, например, стрит-ретейлом. К тому же нужно начинать с малого. Так, в городе Покровске установили лавочку с подогревом и подсветкой. Думаем о том, чтобы сделать сушилку для детских варежек. Небольшие фишки, которые будут давать людям комфорт.
Надежда Снигирева: Откроем любой журнал про ландшафтную архитектуру — большинство картинок будет про лето. Проектировщики нечасто задумываются о том, что делать в парках зимой. Но вообще-то в некоторых городах люди привыкли гулять и в –10, и в –25°. В нашем климате очень важно проектировать как летние, так и зимние сценарии.
Мы стараемся делать зимний генплан места. Здесь работают очень простые решения, не требующие вложений. Зимой самым популярным местом может стать обычный холм, который становится горкой.
Мы стараемся предусматривать теплое помещение в любом проекте, чтобы люди могли зайти погреться. К тому же это точка развития предпринимательской активности, где можно взять чашку чая или кофе, согреться, провести время, зайти в туалет. Летний фонтан зимой может работать как игровая площадка, где скапливается снег.
Некоторые страны имеют программу зимнего развития общественных пространств. Применяются разные приемы: освещение, которое делает пространство более позитивным, организация открытой зоны для занятия спортом, появление точек обогрева, специальные зимние мероприятия.
Важно учитывать не только снег и лютый мороз, но и межсезонье. В таких ситуациях здорово спасают навесы, укрытия, места, где люди могут более комфортно проводить время.
1920 1920-е гг. – Создание парка
1928 В марте 1928 года принято постановление Президиума Моссовета N25 «О создании парка культуры и отдыха на месте бывшей сельскохозяйственной выставки».
1957 Начала работу Народная обсерватория
Как заработать на культуре и отдыхе
Парк культуры и отдыха (ПКиО) «Сокольники» и центр территориальных инициатив «Архполис» при поддержке столичного департамента культуры объявили международный конкурс на разработку концепции усовершенствования парка. Его участники должны будут определить стратегию развития «Сокольников» на ближайшие 15 лет, которая позволит парку стать самоокупаемым, при этом оставаясь бесплатным для посетителей.
«Сокольники» - место во многом уникальное. Это самый большой из столичных парков культуры и отдыха, раскинувшийся на площади более чем 500 га. Почти половина этих зеленых просторов считается особо охраняемой природной территорией. Кроме того, «Сокольники» с его богатым историческим прошлым являются еще и объектом культурного наследия - это произведение ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. «С середины 2011 года парк меняется, но все наши изменения были ориентированы в первую очередь на восстановление той инфраструктуры и того, что было в парке еще 30 - 50 лет назад. К концу этого года парк предстанет во всей своей красе. Мы закончим ремонт входной группы, она будет восстановлена такой, как была в 30-е годы: красивая колоннада из светлого камня. Закончим ремонт симфонической эстрады, центральной эстрады и еще ряда объектов», - рассказал директор ПКиО «Сокольники» Андрей Лапшин.
Теперь настало время еще более радикальных перемен. Городские власти решили сделать парк самоокупаемым. «Бюджет ежегодно урезается - это определенная политика города. Парк должен быть самодостаточным. Он должен генерировать доход, который позволяет ему существовать и оказывать все социальные и иные услуги», - подчеркнул Андрей Лапшин. По его словам, за последние 2,5 года доходы парка выросли в пять раз, на сегодняшний день они составляют более чем 400 млн рублей в год. Однако для содержания «Сокольников» этого недостаточно - ежегодно из бюджета расходуется около 190 млн рублей. Чтобы парк мог «прокормить» себя сам, было принято решение разработать рамочную концепцию, которая определит стратегию его развития на ближайшие 15 лет. Создать такую концепцию предполагается в ходе открытого международного конкурса.
«Речь не идет о реконструкции, речь идет о развитии, поиске вектора, - уточнил директор ПКиО. - Хотим, чтобы итоговая концепция не была оторвана от жизни, чтобы она была привязана к тем экономическим показателям, которые сейчас существуют и прогнозируются на ближайшие десятилетия. Мы сейчас построим «город золотой» за сотни миллиардов» - такого не будет. Это вполне реальные средства, которые парк должен зарабатывать сам». Таким образом, по словам господина Лапшина, концепция, победившая на конкурсе, будет реализовываться за счет «внутренних инвестиций».
При этом директор ПКиО отметил, что зарабатывать на платном входе ни в коем случае не планируется. Деньги должны приносить различного рода услуги - бассейн, прокат велосипедов и роликов, а зимой - лыж и коньков. Определенные средства поступают от рекламы и проведения различных промоакций, а также фестивалей и праздников. При этом для посетителей большинство развлечений остается бесплатным, средства на проведение мероприятий выделяют спонсоры.
Руководитель оргкомитета конкурса, партнер центра территориальных инициатив «Архполис» Сергей Георгиевский рассказал об основных направлениях, которые должны быть отражены в концепции развития ПКиО. «Экономическая модель должна предусмотреть сбалансированную систему платных и бесплатных услуг, чтобы парк оставался доступным местом отдыха для всех категорий посетителей», - говорится в задании для конкурсантов. Другая немаловажная задача - повысить равномерность использования территории парка.
В настоящее время большинство посетителей сосредоточено в центральной части «Сокольников», которая занимает около 200 га. Оставшиеся 300 га фактически пустуют, конкурсантам предстоит раскрыть их рекреационный потенциал. Кроме того, предполагается интегрировать территорию парка с окружающими районами, продумать систему маршрутов и навигации. Также необходимо создать комфортную среду для всех посетителей ПКиО, которые принадлежат к различным возрастным и социальным группам. Семьи с детьми, люди пожилого возраста, молодежь - все должны найти в «Сокольниках» что-то интересное для себя. Разработчикам концепции также предстоит создать универсальную инфраструктуру, которую можно будет использовать вне зависимости от сезона.
Осложняют задачу строгие ограничения, которые обусловлены особым статусом «Сокольников» как объекта культурного наследия и особо охраняемой природной территории. Организаторы конкурса особо отмечают необходимость сохранения идентичности парка, его уникальной планировки.
Конкурс проходит в два этапа - квалификационный отбор и конкурс концепций. На первом этапе участники подают заявки, которые должны включать в себя портфолио и эссе о будущем парка. Всего за две недели было подано более 140 заявок от претендентов из 38 стран. Заявки на участие в конкурсе будут приниматься до 17 июня, затем жюри выберет пять финалистов, с которыми заключат договоры на создание концепций. За эту работу каждая команда получит по 600 тысяч рублей. Победитель конкурса будет объявлен 17 сентября.
По словам Сергея Георгиевского, лучшая концепция будет воплощаться в жизнь поэтапно: «Речь не идет о том, чтобы в первый же год после конкурса реализовать все, что будет задумано. Будет определенный экспериментальный период и дальнейшее внедрение. Оно станет происходить плавно, не препятствуя людям приходить в парк».
Организаторы конкурса затруднились определить даже примерную сумму вложений, которые потребуются для реализации концепции. «Создавая инфраструктуру, необходимо ее в дальнейшем поддерживать. Многие проекты, которые в городе были реализованы, очень успешны и красивы поначалу, но, к сожалению, уже на следующий год представляют собой либо развалины, либо никому не нужные объекты. Одновременно с развитием парка будут увеличиваться расходы на его содержание», - заключил Андрей Лапшин.
1936 Начало строительства нового Крымского моста и начало реконструкции парка по проекту архитектора Власова
1826 В середине 19 века все усадьбы Нескучного сада постепенно переходят во владения царской семьи.
Каким должен быть современный городской парк
B Poccии oчepeднoй бyм блaгoycтpoйcтвa – в Mocквe coздaют нoвыe oбщecтвeнныe пpocтpaнcтвa, в peгиoнaльныx гopoдax пo мoдным cтoличным пpoeктaм oбнoвляют yлицы, нaбepeжныe и пapки. Paзбиpaeмcя, кaким дoлжeн быть coвpeмeнный гopoдcкoй пapк – нa зapyбeжнoм oпытe и coбcтвeнныx oшибкax.
1958 В парке устанавливается знаменитое колесо обозрения.
Подпишитесь на новостную рассылку
Подписаться
Адрес: г. Москва Крымский вал, д.9
1950 В послевоенные годы парк занимается восстановлением пострадавших от бомбежекпавильонов и цветников.
Пapк дoлжeн быть oбщecтвeнным пpocтpaнcтвoм и пpитягивaть людeй
Coвpeмeнный гopoдcкoй пapк – этo кoмфopтнoe oбщecтвeннoe пpocтpaнcтвo, в кoтopый гopoжaнe гoтoвы вoзвpaщaтьcя cнoвa и cнoвa. Пapк дoлжeн быть пpитягaтeльным: yнивepcaльный мaгнит – вoдoeм, вoкpyг кoтopoгo лeтoм мoжнo oтдoxнyть oт жapы, зимoй – пoкaтaтьcя нa кoнькax.
Кoмфopтнaя cpeдa – нe aбcтpaктнoe пoнятиe. Нaпpимep, в coвpeмeннoм пapкe дoлжны быть:
- Дopoжки, пo кoтopым мoжнo гyлять в любyю пoгoдy и в любoe вpeмя гoдa: oни дoлжны нe пpoпaдaть пoд дoждeм лeтoм, pacчищaтьcя зимoй и xopoшo ocвeщaтьcя. Xoдьбa – этo глaвнoe, чeм зaнимaютcя в пapкe.
- Cкaмeйки, чтoбы и пoжилыe, и мoлoдыe люди мoгли oтдoxнyть.
- Нaвигaция – cтeнды c кapтoй пapкa, пoтoмy чтo никтo нe любит тepятьcя.
- Уpны, чтoбы y пoceтитeлeй нe былo coблaзнa ocтaвлять мycop гдe пoпaлo.
- Coвpeмeнныe тyaлeты и инфpacтpyктypa для людeй c oгpaничeнными вoзмoжнocтями.
Пapк нe дoлжeн быть oгopoжeн бoльшим и cтpaшным зaбopoм – ecли тoлькo дeкopaтивным. Eщe пapк дoлжeн быть yxoжeн: cлeдить нyжнo нe тoлькo зa клyмбaми и гaзoнaми, нo и зa вceми дepeвьями и кycтapникaми.
Central Park в Нью-Йopкe. Oдин из cтapeйшиx и извecтнeйшиx пapкoв в миpe, coздaнный иcкyccтвeннo в кoнцe XIX вeкa. B пapкe плoщaдью вceгo 3,5 км 2 , pacпoлoжeннoм пpямo в цeнтpe Maнxэттeнa – нecкoлькo вoдoeмoв, yгoлки нeтpoнyтoй дикoй пpиpoды, aллeи для пpoгyлoк, двa кaткa, игpoвыe плoщaдки для дeтeй. Boкpyг пapкa – бeгoвыe и вeлocипeдныe дopoжки. Eжeгoднo пapк пoceщaют бoлee 20 млн чeлoвeк.
Как создать необычный парк: 5 советов архитектора «Хай-Лайна» Чарльз Ренфро рассказал The Village о том, как создать ни на что не похожее общественное пространство, и поделился своим видением будущего парка в Зарядье.
Чарльз Ренфро — создатель одного из самых необычных парков в мире, нью-йоркского «Хай-Лайн». Он разбит на месте надземной железнодорожной ветки на Манхэттене. В 1970-е её работу приостановили, и с тех пор пути были просто огорожены забором — ветку хотели снести, но нашлись горожане, которые выступили за сохранение «Хай-Лайна» и превращение его в общественное пространство. В 2005 году после долгих слушаний было решено выделить 50 миллионов долларов на создание парка. Сейчас команда «Хай-Лайна» участвует в конкурсе на создание парка «Зарядье» в Москве и вышла во второй этап. Корреспондент The Village послушал лекцию Чарльза Ренфро в институте «Стрелка» и поговорил с ним о том, как создать удивительное общественное пространство и как бы он подошёл к проектированию парка в Зарядье.
Чарльз Ренфро
партнёр нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro (DS+R)
Руководил такими проектами, как Нью-йоркский музей искусства и технологии Eyebeam и Бостонский институт современного искусства. Вместе с Ремом Колхасом разработал план комплексного развития нью-йоркского округа BAM. На счету бюро такие знаковые проекты, как парк «Хай-Лайн», реконструкция «Линкольн-центра» в Нью-Йорке и Blur Building в Швейцарии.
5 способов создать необычный парк
1. Посмотреть вокруг — это первое, что вам нужно сделать, чтобы создать необычное общественное пространство. Очень часто самые необычные, самые удивительные вещи уже есть в городе — их просто надо заметить и оценить. С парком «Хай-Лайн» именно так и произошло: городские власти хотели снести неиспользуемые железнодорожные линии, но нашлись люди, которые понимали красоту и важность этого места для города. Обычные горожане, совсем не связанные с архитектурой, предложили создать там парк. И все, кто там был, кто гулял по «Хай-Лайну», понимали, что на этом месте будет невероятное общественное пространство.
2. Вы должны подумать о том, кто ваши посетители: откуда они к вам пришли, что они делали и чем бы хотели заняться? То есть вы должны придумать программу парка, чтобы разнообразить их день. Например, представим, что в Зарядье люди будут приходить после длительной прогулки по центру города. Они, наверное, будут уставшими, значит мы должны дать им место для отдыха. Это может быть просто гамак, а можно сделать тематический парк с большими кроватями. Представьте, что вы целый день гуляли по Москве и можете немного поспать в парке. В общем, можно идти по такому пути: предлагать людям то, что им необходимо, но делать это каким-то необычным способом.
4. Быть экологичными. Надо использовать растения и ландшафты, может быть, сделать реку одним из источников энергии, необходимой парку. Мы очень давно занимаемся как раз такими проектами. Нас интересует использование природных объектов в архитектурных целях. Поворотным моментом для нас было создание Blur Building для швейцарской выставки в 2002 году. Мы хотели сделать здание не просто на берегу озера, а из самого озера. Построили металлический каркас и с помощью сложной системы непрерывно создавали туман, водяное облако вокруг него. В итоге получилось огромное, бесформенное, постоянно меняющееся произведение архитектуры. Довольно необычно, на мой взгляд.
5. Структура пространства должна проистекать из самой природы места, из его ДНК. Тут снова можно вспомнить «Хай-Лайн». Сама линия подсказала нам архитектурные решения. Всё, начиная от ступенек на входе и заканчивая креслами, перилами, дорожками, сделано из материалов, которые можно было найти на заброшенной железной дороге.
Когда мы пришли на «Хай-Лайн», он уже практически превратился в парк: пути заросли зеленью, трава пробивалась через бетон. Мы изобрели систему дорожек, которую назвали «агротектура» (в оригинале — игра слов: agriculture — «сельское хозяйство», architecture — «архитектура». — Прим. ред.). Наши дорожки — из бетона, и трава продолжает через них прорастать.
Но ещё более важно, что мы хотели сохранить дух этого заброшенного места, где человек может побыть в одиночестве. Мы не хотели, чтобы «Хай-Лайн» превратился в место для развлечений и наполнился какими-то активностями. Исходя из ДНК этого места, мы стремились, чтобы люди приходили сюда не развлечься, а потеряться. Вот что я называю «исходить из природы места».
О Зарядье
Я думаю, во всём мире не так много мест, которые были бы настолько же очаровательны, как Зарядье. Вспомнить хотя бы, сколько исторических пластов здесь пересекается, сколько удивительных историй здесь происходило. Одно это делает работу очень интересной. К тому же там просто очень красиво: архитектура, Кремль, Москва-река. А как там садится солнце!
Мы пока не знаем, что именно хотим там сделать, потому что конкурс только начинается, но я думаю, мы знаем, какой подход будем использовать. Мы хотим сделать экологичный проект устойчивого развития. Мы хотели бы придумать там программы, которые бы давали посетителям новые ощущения. Мы хотим совместить городское и природное в очень необычных пропорциях.
Революция! И в парках тоже
С середины 18 века появляются первые примеры, когда дворцовые сады начали открывать для широкой публики. Так, жители Мадрида получили право посещать парк Буэн-Ретиро, разбитый при дворце Филиппа IV. Однако такие примеры были редки.
Рост городского населения в Европе и Северной Америке, вызванный промышленной революцией в 19 веке, привёл к ухудшению городской экологии и росту социальной напряжённости. Лишённые доступа к природе и вынужденные ежедневно в течение многих часов выполнять рутинную работу на тяжёлом производстве люди, очевидно, нуждались в месте для отдыха и развлечений. В некоторых американских городах были организованы платные сады, где можно было передохнуть от городской суеты. Правда, позволить себе это могли далеко не все.
Примерно в то же время появились мыслители, которые ввели понятие социальной гигиены. Они настаивали на улучшении условий жизни и труда и требовали перемен в организации городских пространств.
Так, шаг за шагом, люди пришли к идее публичных парков. Были и те, кто скептически отнёсся к новому типу общественного пространства. Критики утверждали, в частности, что парки скоро будут разрушены вандалами. Однако на практике всё оказалось с точностью до наоборот. Люди уважали эти новые элементы городской жизни, а случаи вандализма были редкими.
Первый парк культуры и отдыха
Вскоре примеру Ливерпуля последовали Париж и Нью-Йорк. Так, во французской столице Наполеон III приказал открыть и отреставрировать Королевские сады, в том числе Булонский и Винсенский, а также разбить несколько небольших новых парков (Монсо, Батте-Шомон и Монтсури).
В Нью-Йорке в 1857 году появился Центральный парк, фактически ставший одним из символов города. Этому предшествовали годы общественных дискуссий. Первоначально остров Манхэттен, где впоследствии появился парк, был разбит на участки под застройку. При этом организация крупных общественных пространств не предполагалась, иначе девелоперы потеряли бы на этом деньги. Тем не менее под давлением общественности и активистов — например, поэт и журналист Уильям Каллен Брайант публично призывал немедленно создать в городе «обширную площадку для наслаждения природой и отдыха» — было решено создать парк и новые площади, которые облегчили бы жизнь в мегаполисе.
Постепенно городские публичные парки получили широкое признание чиновников. В 1930-е они стали пониматься как место развлечения. В парках стали появляться аттракционы, игровые и спортивные площадки, магазины и кафе. В середине 1960-х было пересмотрено само понятие рекреационной зоны в городе. Под общественным пространством, пригодным для развлечения и отдыха, стали понимать не только такие объекты, как парки, но и улицы, крыши и террасы, набережные и пустыри. Любое открытое пространство приобрело потенциальную рекреационную ценность.
Сегодня ценность парков и садов как общественных рекреационных пространств не поддаётся сомнению. Их существование регулируется и востребовано во всем мире. Россия не исключение.
Петергоф, загородная резиденция российских императоров на берегу Финского залива, была задумана как парк, который бы не уступал французскому Версалю. В 1721 году были запущены первые фонтаны, а через два года состоялось торжественное открытие парка. В Москве первые сады появились при монастырях ещё в XII веке, а парки стали создаваться в начале XVIII века при дворцах и усадьбах. Можно вспомнить парк при усадьбе Трубецких в Хамовниках, пейзажный парк усадьбы Знаменское-Садки на территории Бутовского леса.
Настоящим символом современного подхода к парковому искусству стало знаменитое «Зарядье», в котором растительность, туристические и рекреационные объекты сплелись в единый взаимосвязанный комплекс. «Зарядье» стало первым современным российским объектом, вошедшим в топ-100 лучших мест мира по версии американского журнала Time.
Сегодня эти места превращаются в общественные пространства для отдыха самого разного формата. Например, Царицыно. Здесь можно и заняться спортом, и посетить музей, и посмотреть экспозиции растений в оранжереях, и просто погулять на природе.
Пapк дoлжeн быть мнoгoфyнкциoнaльным
Пapк дoлжeн быть paccчитaн нa paзныx людeй: дeтeй, взpocлыx, cпopтcмeнoв, пoжилыx людeй. И нa тex, ктo пpocтo xoчeт быть нaeдинe c coбoй. Пoэтoмy вaжнo пpeдycмoтpeть зoниpoвaниe пapкa пo нaпpaвлeниeм: в oднoм мecтe – плoщaдкa для дeтeй, в дpyгoм – тpeнaжepы для вopкayтa, в тpeтьeм – дopoжки в лecy для зaнятий cкaндинaвcкoй xoдьбoй, в чeтвepтoм – yeдинeннoe мecтo y пpyдa, гдe мoгyт цeлoвaтьcя влюблeнныe. Bo мнoгиx пapкax coздaют интepaктивныe зoны – cтилизoвaнныe aмфитeaтpы для лeкций, пoэтичecкиx чтeний и кoнцepтoв, cтoлы для игpы в шaxмaты – фaнтaзия пpoeктиpoвщикoв ничeм нe oгpaничeнa. Eдинcтвeннoe, чтo тoчнo нe cтoит дeлaть внyтpи гopoдcкoгo пapкa – этo вeлoдopoжки: oн пpeднaзнaчeн для пeшиx пpoгyлoк.
Нeбoльшoй пapк Navy Yards Central Green в Филaдeльфии, зaнимaющий вceгo 2 гeктapa пocтpoeн нa мecтe бывшиx пpиcтaнeй. B кaчecтвe ocнoвы для зoниpoвaния пapкa apxитeктopы выбpaли кpyг. B кaждoм кpyгe – cвoя тeмa: cпopтивныe тpeнaжepы, лyжaйки для пaccивнoгo oтдыxa, мecтa для игp c дeтьми. Boкpyг пapкa – бeгoвыe и дopoжки для xoдьбы, внyтpи – бoльшoe кoличecтвo зeлeныx нacaждeний, кoнтpacтиpyющиx c индycтpиaльным квapтaлoм вoкpyг.
1000 До 19 века место, которое сейчас занимает Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького, находилось за чертой города.
1955 Строится главный вход в Парк Горького.
10 изменений в парке Горького: концепция LDA Design Департамент культуры представил концепцию парка Горького, разработанную британским бюро LDA Design. В ней говорится о 10 проблемах парка и способах их решения.
И. о. главы департамента культуры Сергей Капков представил новую концепцию развития главного городского парка — ЦПКиО имени Горького. Её разработало известное британское бюро LDA Design, которое занималось среди прочего Олимпийским парком в Лондоне. Разработка концепции обошлась властям Москвы почти в 210 тысяч долларов, компания была выбрана на открытом конкурсе. Документ занимает несколько сотен страниц и на его основе в будущем разработают мастер-план парка. Накануне Капков рассказал о десяти основных направлениях, в которых будет двигаться парк в ближайшее время.
Самая длинная благоустроенная
набережная в городе
Набережная вдоль парка Горького станет связующим звеном между основными общественными пространствами в городе: от Воробьёвых гор через парк Горького и «Музеон» до «Красного Октября», Третьяковской галереи и Красной площади. Набережная станет самой протяжённой площадкой для проведения художественных и культурных мероприятий, её длина составит десять километров. В этой зоне находится пять действующих причалов на реке.
Привлечение аудитории разных возрастов
Сейчас большая часть посетителей парка — активная молодёжь, а люди старшего возраста составляют не более 4 % посетителей. В парке будет разработана стратегия по работе с разными возрастными категориями, чтобы каждый москвич мог найти в нём занятие для себя.
Концентрация активности
Сейчас центры активного отдыха равномерно распределены по территории парка. Новая концепция предполагает создание девяти узловых центров активности: прогулочная зона, семейный центр, парк искусств, центр городских видов спорта, образовательный центр, оранжерея и так далее. Речь идёт не о строительстве новых объектов, а скорее о новом зонировании парка: большая часть объектов уже построена за последние два года. Парк искусств — это центр современной культуры «Гараж», центр городских видов спорта — это и волейбольная площадка, и петанк.
Больше внимания ландшафтному дизайну
Работа над ландшафтным дизайном станет основной для парка в ближайшем будущем. Парк должен стать более зелёным. Сейчас зелёные пространства занимают всего около 3 % территории, в будущем площадь должна увеличиться в три раза. Правда, всё равно получится не очень много, по сравнению, например, с нью-йоркским Центральным парком, где газоны занимают 34 % площади.
Много новых входов в парк
Сейчас почти весь поток посетителей попадает в парк Горького через главный вход, остальные входы практически не обозначены. Концепция предполагает создание девяти равноценных входов. В каждой входной зоне будет информационный центр и туалет.
Развитие дорожно-тропиночной сети
В парке будут созданы новые маршруты вдоль Ленинского проспекта, восстановлены исторические дорожки, которые в последнее время мало использовались. Предполагается, что это поможет перераспределить пешеходные потоки, и ощущение перегруженности парка людьми не будет таким сильным. Дорожки также адаптируют для людей с ограниченными возможностями.
Сокращение площади асфальта
В течение ближайших трёх сезонов количество асфальта в парке уменьшится на 30 % — его заменят ландшафтными зонами. Концепция также предполагает создание одноуровневого пространства: асфальт не будет отделён от газонов и грунтовых дорожек.
Меньше зданий
Сейчас в парк 170 построек — и старых капитальных, и новых временных. Их количество сократят. Так как зоны активного отдыха будут концентрированы, многие постройки в парке снесут.
Семь парков в одном
Парк Горького и Нескучный сад создавались в течение длительного времени и включают в себя много ценных объектов разных исторических периодов. Новая концепция предлагает подчеркнуть достоинства каждой из зон, реорганизовать пространство парка по принципу семи парков в одном.
Воссоздать связь между зданиями
и ландшафтом
Ландшафт вокруг каждой достопримечательности — Голицынской больницы, павильона «Шестигранник», павильона «Времена года» и Охотничьего дворика в Нескучном саду — продумают таким образом, чтобы он ей соответствовал.
1922 15 декабря 1922 г. выходит декрет ВЦИК «О Всероссийской сельскохозяйственной выставке».
1900 От Крымского моста до Нескучного сада располагался огромный пустырь.
Парковая культура
Когда появился парк в современном понимании и с какими социальными изменениями это было связано?
Сегодня парки считаются неотъемлемой частью городской среды. Однако так было не всегда. Традиция парка как открытого общественного пространства для отдыха появилась в 19 веке.
Сначала были сады
Парки и сады разбивались в городах с древних времён. Однако то были преимущественно закрытые для простого люда территории, составлявшие единое целое с дворцами, домами и иными постройками. Наличие собственного сада было символом власти, высокого статуса и богатства. Чего только стоят легендарные Висячие сады Семирамиды, признанные одним из Семи чудес света.
Позднее, в эпоху Ренессанса, в Италии появилась культура организации садов в регулярном стиле. Они были распространены при дворцах и домах и подразумевали не только зеленые насаждения, но также многочисленные постройки, скульптурные композиции, фонтаны и полный символизма ландшафтный дизайн. Поддержание ансамбля в рабочем и презентабельном виде в течение года было сложной задачей и дорогим удовольствием.
Регулярные парки отличались симметричной композицией, многочисленными прямыми аллеями, цветниками, искусственными озёрами правильной формы. Растения рассаживались так, чтобы получался геометрический рисунок. С помощью деревьев, клумб и фонтанов, расположенных каскадами, создавались различные визуальные эффекты. В гротах, лабиринтах и скульптурных композициях были зашифрованы мифологические мотивы. Такой сад был призван символизировать идеалы Античности и Ренессанса как её преемника. Одним из самых знаменитых примеров итальянского регулярного парка являются сады Боболи, примыкающие к дворцу Медичи во Флоренции.
Сады Боболи. Источник: фото автора
Грот в садах Боболи, выполненный архитектором Бернардо Буонталенти. Источник: фото автора
Вид Тосканы, открывающийся с террасы в садах Боболи. Источник: фото автора
Из Италии традиция регулярного парка попала во Францию в конце 15-го — начале 16 века. Одним из первых примеров были сады дворца Фонтенбло — с фонтанами, цветочными партерами, особой герметичной рассадкой деревьев и искусственным гротом. В эпоху барокко традиция достигла пика развития во Франции. Ярчайшим примером служат сады Версаля, созданные по приказу Людовика XIV как часть дворцово-паркового ансамбля. Сад был местом развлечений: здесь проходили спектакли и концерты, организовывались праздники с фейерверками.
Наибольшей изощрённости традиция регулярного парка достигла в Англии в первой половине 19 века. Так, например, для стрижки деревьев и кустов предпочитали формы в виде экзотических животных и сложных геометрических фигур. Противники этого стиля развили иное направление — так называемый пейзажный парк. Если регулярный, с его выверенной симметричностью и идеальными газонами, провозглашал победу человека над природой, то новая традиция иррегулярного парка объявляла истинным то искусство, которое было нельзя отличить от природы.
Большой ландшафтный парк должен был имитировать природу или сельскую местность. При этом он должен был оставаться упорядоченным. Этот пасторальный пейзаж концептуально находился на полпути между дикостью нетронутой природы и цивилизованным характером города. Новая традиция была связана с распространением идеи природной естественности. По иронии судьбы, культура английского парка покорила и Францию, где Мария-Антуанетта устроила в Версале ферму с огородом.
История парка
1923 История Центрального парка культуры и отдыха начинается с 1923 года с открытием Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.
1147 Первое поселение Городище
Читайте также: