Сочи пролетарский подъем курортного проспекта
В начале главной магистрали города - Курортного проспекта, можно выделить два знаковых места: Платановую аллею и бывший Мамонтовский спуск, после прокладки проспекта, получивший название Пролетарский подъем. Участок автодороги на так называемом Пролетарском подъёме, находящемся на рубеже между низкой и высокой частями города, оформлен двумя высокими подпорными стенами с баллюстрадами, скульптурой и колоннами, увенчанными литыми бронзовыми фонарями. Оформляли этот участок арх. Соколова и Парусников.
История Мамонтовского спуска
Мамонтовский спуск, Пролетарский подъём, история названия этого места в Сочи менялась вместе с вождями мировой революции. Сталинский проспект, Курортный проспект, в угоду предводителей пролетариата исчезали исконные названия улиц, одни памятники сносились, другие занимали их место. Так Мамонтовский спуск, названный в честь известного мецената и купца Н. Мамонтова, в начале строительства Сталинского проспекта, потерял свое историческое название и, стал Пролетарским подъемом…
Для строительства Сталинского проспекта и нужного уклона Мамонтовского спуска, пришлось даже перерезать на две части улицу Пластунскую, позднее переименованную в улицу Войкого. Строительство, связывавшее магистралью нижнюю и верхнюю часть города, закипело в 1934 году. И купеческий спуск – подъем занимал в нем очень важное место.
По замыслу архитекторов В. Соколова и П. Парусникова, Пролетарский подъем был оформлен двумя высокими подпорными стенами, балюстрадами, женской и мужской скульптурами спортсменов, и колоннами с литыми бронзовыми фонарями. Центр города и громкое название проспекта имени Сталина в те далекие и опасные 30-е годы сделали его одним из главных украшений Сочи.
Впрочем, ничего не бывает вечным под луной. И если в 1953 году проспект Сталина сочинские власти увековечили памятником, то в 1957 году решением исполкома городского Совета депутатов и трудящихся, магистраль имени вождя народов была переименован в Курортный проспект. А так как власти того времени были сплошные пролетарии, название подъема осталось прежним.
Кстати, фонари на спуске-подъеме и перед ним, в разные годы меняли свою форму, а архитектурная композиция сооружения потеряла часть украшений. В 1974 году во время реконструкции Пролетарского подъема были демонтированы украшавшие его 50 лет скульптуры.
Кому помешали эти скульптуры в 1974 году?
Из относительно старых строений Пролетарского подъема периода развитого социализма, сегодня остались ресторан «Каскад», здание «Художественного салона» и кондитерская кафе «Аленка». Здание «Поцелуевского» гастронома в начале подъема, снес в 2000 годах миллионер Виктор Батурин, ныне отбывающий срок в тюрьме за мошенничество.
И немного слов о старом, снесенном в 70-х годах торговом центре, украшавшем начало Пролетарского подъема с другой стороны. Магазины «Оптика», «Табак», «Консервы», «Галантерея», всплывают из смутных воспоминаний далекого детства державшегося рукой за мамину юбку. Красивое было место, но в те времена уже существовал проект Торговой галереи и старый исторический центр был обречен. Гости с удивлением смотрели, как разрушается история Сочи.
Спаибо всем кто сохранил старые фото. Это история города и ее нужно знать.
Наибольшее градостроительное значение в довоенный период становления Сочи как всероссийского курорта имела постройка великолепной автострады. Ее значение оказалось чрезвычайно важным вследствие самой конфигурации района. Простираясь полосой по побережью, район всегда имел наиболее населенную часть в виде цепи отдельных участков, состоящих из небольших прижавшихся к морю поселков, а также из территории освоенной между ними земли в виде еще более узких полос, расширяющихся около устьев рек и несколько внедряющихся в глубь района по долинам этих рек (Сочи, Верещагинка, Бзугу, Мацеста). Объединялась эта цепь поселков и земельных участков только старым шоссе, идущим от Туапсе до Сухуми, построенным в 1891-1892гг. Шоссе извивалось бесчисленными изгибами, имело разбитое, обветшалое полотно недостаточной ширины, но все же служило основной жизненной артерией района.
Реконструкция путём соединения Ремесленного переулка, Мамонтовской улицы и улицы Подгорной в корне преобразила шоссе, превратив его в первоклассную автомагистраль. От Новых Сочи до Агуры старое шоссе было протрассировано заново, технически реконструировано, благоустроено и продолжено дальше до Верещегинской стороны при помощи строительства Верещагинского виадука (1935 г., архитекторы Н.Б. Соколов, Ю.С. Львов). Узкое (3,5—4,5 м ширины), полуразрушенное шоссе сменилось широкой, двенадцатиметровой автострадой, покрытой асфальтом, обрамленной бортовым камнем и лентами тротуаров по сторонам. На участке, где прежнее шоссе делало 128 крутых поворотов, новое имеет всего 28 (на 100 поворотов меньше!). Их плавность характеризуется тем, что раньше радиус кривых колебался от 10 до 150 м, а новые радиусы колеблются от 50 до 300 м. Общая длина пути сократилась па 20 процентов.
При строительстве проспекта впервые в Сочи применили асфальтирование, которым руководил французский инженер Пьер Лассер (Антифашист. Он был ранен на баррикадах Парижа в феврале 1934 года, после чего приехал в Советский Союз).
Струя битума, нагретого до 180 градусов, шлангом направлялась на дорогу, застывая, битум крепко связывал щебень и гравий. Технологию соблюдали очень строго. На некоторых насыпях катку пришлось пройти до 280 раз, чтобы потом не было никакой осадки. 1 июля 1934 года на Бзугу состоялся пуск первого в СССР асфальтобетонного «анода, целиком изготовленного на предприятиях отечественной промышленности. Завод сконструирован инженером М.Л. Бондарь. Полученный асфальтобетон в горячем виде на автомобилях развозился, раскладывался и укатывался катками.
По образцу зарубежных автодорог на проспекте стали рисовать белую разделительную линию. Правда, краска оказалась неважного качества.
Об огромном значении автострады для Сочи-Мацестинского курорта можно судить по тому, что прежде из-за сплошных пробок на дороге местный автотранспорт не справлялся с перевозками, располагая большим количеством машин. В 1935 году, после ввода автострады в эксплуатацию, автобусы Союзтранса стали проходить за рабочий день вдвое больше километров, чем в 1934 году. Повысилась скорость передвижения, уменьшилось число аварий, неизмеримо улучшилось обслуживание больных автотранспортом.
Регулярные поездки в Мацесту для принятия ванн превратились в приятные, не вызывающие утомления прогулки по красивой местности. Такое качество дороги должно быть отнесено уже не только к ее техническим достоинствам, но и к архитектурным.
С большим вниманием (по специальным проектам) выполнены архитектурные детали на всем протяжении автомагистрали: указатели, дорожные знаки, павильоны-остановки, скамьи, беседки-грибки и т. д. Установлены многочисленные трехрожковые фонари на чугунных опорах, не уступающие по световым и художественным качествам фонарям на магистралях Москвы. Изгородь вечнозеленых кустарников, кипарисы, лавры, эвкалипты и ряды больших древовидных пальм специально высажены вдоль значительных отрезков дороги. Они создают ее зеленое обрамление, сливающееся с зеленью участков, с партерами и цветочными клумбами санаториев, с зеленью склонов, большими деревьями парков, садов и лесных участков. Магистраль без уменьшения ширины проложена вместе с тротуарами через громадные мосты, представляющие значительные произведения архитектуры. Они имеют своеобразно прорисованные опоры, перила, тумбы и фонари.
Все это делает автостраду весьма нарядной. Пронизывая весь курортный район, она составляет его архитектурно-композиционный стержень. В зависимости от того, как расположены по отношению к автостраде сооружения и их группы, они получают то или иное значение в ансамбле курорта. Зеленые склоны и комплексы зданий, расположенные по сторонам автомагистрали, как бы подчеркиваются ее светлым чистым штрихом. Проходя четкой полосой по местности, лента дороги своей ровной линией, слегка изгибающейся в некоторых местах, вносит в пейзаж организованность и порядок.
Автострада производит неизгладимое впечатление как единый комплекс, в который входят склоны гор и морская даль, речные долины и субтропическая растительность, прекрасные здания санаториев и изящные виадуки, нарядные павильоны, подпорные стенки и многие другие составные части.
Изначально, проспект носил имя Сталина. В апреле 1953 года на пересечении проспекта им. Сталина и Пушкинского сквера ведутся работы по строительству памятника Сталину. Высота памятника – 9 с половиной метров. Великий вождь изображён во весь рост в форме генералиссимуса Советского Союза. Постамент из украинского красного гранита. Скульптор А. Кибальников, автор проекта постамента И. Спирин.
Но 1 июня 1957 года решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся переименован в Курортный проспект.
В начале проспекта можно выделить два знаковых места: Платановую аллею и бывший Мамонтовский спуск, после прокладки проспекта, получивший название Пролетарский подъем.
Платановая аллея была посажена 2 марта 1913 года сочинскими гимназистами в ознаменование 300-летия царствовании Дома Романовых.
Мамонтовский спуск был значительно круче. Чтобы разогнать подъем до нормативного уклона, пришлось перерезать ул. Пластунскую (ныне ул. Войкова).
Получив свое новое название Пролетарский подъем становится не менее знаковым местом, чем Платановая аллея, благодаря украшавшим его скульптурам, которые були демонтированы во время реконструкции подъема в 1974 году.
Современный вид Пролетарского подъема:
Курортный проспект: 60 лет со дня переименования
1 июня 1957 года проспект имени Сталина, проложенный при грандиозной реконструкции курорта Сочи-Мацеста в 1930-х годах, решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся был переименован в Курортный проспект.
Мы уже рассказывали об истории прокладки проспекта и истории исчезновения почти всех эвкалиптов. В честь сегодняшней годовщины публикуем статью старшего инженера дорожно-строительного района №5 Л. Жабина, опубликованную с газете «Красное знамя» №117 от 14 июня 1959 г.
Каждый, кто хотя бы раз побывал в Сочи, надолго запомнит Курортный проспект. Минуя узорчатые решётки парка «Ривьера» и белые парапеты моста через реку Сочи, скрывается он в тоннеле платанов, поднимается меж тёсаных каменных стен и вьющихся роз Пролетарского подъёма и по ажурным аркам Верещагинского виадука выходит на длинную аллею пальм.
Начало проспекта
Когда я прохожу по проспекту, мне невольно вспоминается прошлое. Всего двадцать пять лет назад старое Сухумское шоссе петляло по улицам небольшого, ещё неблагоустроенного курортного городка Сочи. Вдоль домов тянулись узкие тротуары, мощённые кирпичом, а на месте зелёного Октябрьского сквера с цветниками и фонтанами в центре города была пыльная, замощённая булыжником площадь.
Реконструкция курорта началась с постройки новой дороги. Будущий проспект был включён в список ударных строек второй пятилетки. Весной 1934 года на станцию Сочи стали прибывать составы с автомашинами, катками, деталями асфальто-бетонного завода. Из вагонов с сундучками, пилами, топорами и своими «грабарскими» лопатами выходили юхновские сезонники-землекопы, вологодские плотники, тверские каменщики, молодые парни и девушки из кубанских станиц, прибывшие на новостройку.
Вид на Платановую аллею Вид на Пролетарский подъём
Многое казалось тогда новым и трудным не только этим молодым строителям, впервые покинувшим родные станицы, но и техникам и инженерам стройки. Как наиболее экономично продолжить трассу шириной почти двадцать метров через обжитый город, горную реку, Верещагинский овраг, долину Бзугу, через «Дендрарий»? Очень хотелось как-то сохранить парк. Долго искали варианты, как обойти его, но прямой путь между горами и морем мог пройти только прямо через парк. Ценные зелёные коллекции «Дендрария», оказавшиеся на трассе дороги, мы бережно пересадили на новые площади. В то время постройка асфальто-бетонных дорог в стране была новинкой. Однако молодые советские инженеры тт. Михайлов и Хворостинский быстро освоили технологию. На стройке выросли кадры специалистов-дорожников. Многие из них и поныне работают на дорогах Черноморского побережья.
Новая магистраль почти на два километра сократила путь до Мацесты. Вместо ста двадцати девяти углов поворота осталось двадцать девять. Меньше ровно на 100! Ширина проезжей часть возросла с четырёх метров до двенадцати. Вдоль дороги протянулись тротуары и аллеи пальм, лавровишни, олеандра. Курортный проспект стал неотъемлемой частью курорта, его жизни и архитектурного облика.
Сочи / Курортный проспект, «Пролетарский подъём»
В начале главной магистрали города - Курортного проспекта, можно выделить два знаковых места: Платановую аллею и бывший Мамонтовский спуск, после прокладки проспекта, получивший название Пролетарский подъем. Участок автодороги на так называемом Пролетарском подъёме, находящемся на рубеже между низкой и высокой частями города, оформлен двумя высокими подпорными стенами с баллюстрадами, скульптурой и колоннами, увенчанными литыми бронзовыми фонарями. Оформляли этот участок арх. Соколова и Парусников.
Прогулка по Курортному проспекту в Сочи
Задумались, где погулять в Сочи? Изберите местом своей прогулки Курортный проспект. Курортный проспект в Сочи — один из самых протяженных проспектов России. Его длина составляет почти 11 километров. Он протянулся вдоль берега моря от парка «Ривьера» (ул. Егорова, 1) до поворота на Новую Мацесту.
Проспект условно разделил город на прибрежную и горную части. Но прославился он не этим.
Проспект почти сплошь застроен памятниками архитектуры и градостроительства. Их проектировали талантливые профессионалы, лучшие архитекторы страны: Иван Жолтовский, Мирон Мержанов, братья Александр и Виктор Веснины, Алексей Щусев, Владимир Щуко, Юлиан Шварцбрейм. Еще бы! Ведь первоначальное название проспекта было — Сталинский. Название «Курортный» проспект получил в 1957 году.
Вначале разные районы Сочи объединяло извилистое Новороссийско-Сухумское шоссе. Проспект имени Сталина, проложенный в 1934-1936 годах, сгладил более ста крутых поворотов полуразрушенного шоссе, укоротив его на несколько километров. Это была первая магистраль в Сочи, покрытая асфальтом. Ее середину украшала разделительная полоса. По обеим сторонам магистрали были высажены редкие субтропические деревья и кустарники, поставлены лавочки, разбиты скверики.
Проспект стал парадной улицей и визитной карточкой города. На нем запрещалось появляться в халатах и другой «непристойной» одежде, по нему не допускался проезд грязного автотранспорта. Здесь никогда не строилось жилье в привычном для нас понимании: «сталинки», хрущевки, панельные 9-этажки… Все это не для Курортного проспекта. Проспект объединил в единый ансамбль роскошные парки, гостиницы, санаторные комплексы, административные здания, скверы.
Ривьерский мост. Комсомольский сквер
Начинается Курортный проспект от Ривьерского моста. Мост был построен в 1936 году и считался самым красивым мостом Советского Союза. Автор проекта — Иван Жолтовский. Железобетонные арки моста закрыты стеной, выложенной природным белым камнем.
Мост является отличной смотровой площадкой. С него открывается вид на центр Сочи, вершины гор Фишт (2867) и Аммуко (1920), реку Сочи. Летом, в засуху, приезжие часто спрашивают, почему на такой маленькой реке установлены столь мощные опоры мостов.
Дело в том, что Сочи — река горная, а поэтому — коварная. Не раз и не два, разлившись, она выходила из берегов.
Справа от Ривьерского моста, внизу, находится Комсомольский сквер. Сквер был разбит сочинскими комсомольцами под руководством главного художника города Валентина Кириченко в конце 60-х годов прошлого века. Центр небольшого парка украшает фонтан «Два якоря». Якоря подлинные, ручной работы мастеров ХIХ века. Они были найдены в море, в районе Кудепсты.
От фонтана во все стороны разбегаются тенистые аллеи. Дорожки покрыты разноцветной брусчаткой. Сквер любимое место прогулок молодых мам с детьми.
Здесь же начинается одна из известнейших частей Курортного проспекта — Платановая аллея. Платаны в 1913 году посадили сочинские гимназисты. Событие было посвящено 300-летию Дома Романовых.
Напротив, на пересечении Курортного проспекта и улицы Воровского, расположилось здание Главпочтамта (ул. Воровского, 1/2). В начале 2000-х Сочинский главпочтамт был модернизирован, автоматизирован, оснащен системой управления очередью. Перед зданием Главпочтамта красуется стела с текстом указа о награждении города Сочи орденом Великой Отечественной войны I степени.
Эту часть проспекта можно считать самой оживленной. На небольшой территории разместились: торговый центр «Мелодия» (Курортный проспект, 16), ресторан «РИС» (Курортный проспект, 16/1), Поющие фонтаны, ресторан «Макдоналдс» (Курортный проспект, 17/1), монумент покровителю города Архангелу Михаилу, гостиница SOCHI PLAZA, более известная как гостиница «Москва» (Курортный проспект, 18).
Когда-то на месте гостиницы «Москва» стояло кафе «Рыбная кулинария», в котором Семен Семенович Горбунков исполнял «Песню про зайцев». В фильме «Брильянтовая рука» кафе называлось «Ресторан «Плакучая ива». Недавно двенадцатиэтажное здание отремонтировали и назвали SOCHI PLAZA.
Первые фотографии Курортного проспекта
Прокладка проспекта, ставшего градостроительной осью курорта Сочи-Мацеста, была завершена более 80 лет назад.
Реконструкция путём соединения Ремесленного переулка, Мамонтовской улицы и улицы Подгорной в корне преобразила старое шоссе, превратив его в первоклассную автомагистраль, ось которой была протрассирована заново. Новая трасса была благоустроена и продолжена дальше до Верещегинской стороны при помощи строительства Верещагинского виадука (1935 г., архитекторы Н.Б. Соколов, Ю.С. Львов). Узкое (3,5—4,5 м ширины), полуразрушенное шоссе сменилось широкой, двенадцатиметровой автострадой, впервые в Сочи покрытой асфальтом, обрамленной бортовым камнем и лентами тротуаров по сторонам. На участке, где прежнее шоссе делало 128 крутых поворотов, новое имеет всего 28 (на 100 поворотов меньше!). Их плавность характеризуется тем, что раньше радиус кривых колебался от 10 до 150 м, а новые радиусы колеблются от 50 до 300 м. Общая длина пути сократилась па 20 процентов.
Автострада производит неизгладимое впечатление как единый комплекс, в который входят склоны гор и морская даль, речные долины и субтропическая растительность, прекрасные здания санаториев и изящные виадуки, нарядные павильоны, подпорные стенки и многие другие составные части. Именно поэтому главная магистраль курорта всегда притягивала к себе фотографов.
Мы разделим фотографии, найденные на просторах интернета, на три больших этапа по типам фонарей, установленных на проспекте. Сегодня мы публикуем самые первые фотографии проспекта, который некоторые журналисты того времени называли также Пальмовым, и несколько редких фотографий улиц до реконструкции.
По образцу зарубежных автодорог на проспекте была нарисована белая разделительная линия. Правда, краска оказалась неважного качества.
Сочи / Курортный проспект, пролетарский подъем
В начале главной магистрали города - Курортного проспекта, можно выделить два знаковых места: Платановую аллею и бывший Мамонтовский спуск, после прокладки проспекта, получивший название Пролетарский подъем. Участок автодороги на так называемом Пролетарском подъёме, находящемся на рубеже между низкой и высокой частями города, оформлен двумя высокими подпорными стенами с баллюстрадами, скульптурой и колоннами, увенчанными литыми бронзовыми фонарями. Оформляли этот участок арх. Соколова и Парусников.
Пролетарский подъем. Вилла Вера
Красивое здание с колонами и лепниной на противоположной стороне Курортного проспекта (Курортный проспект, 37) — это бывший кинотеатр «Сочи», потом кинотеатр «Стерео», в период проведения Олимпийских игр — Госкорпорация «Олимпстрой». Здание построено в 1953 году в подарок городу, по приказу Сталина.
На площади, перед зданием, установлен 10-метровый памятник советскому писателю Николаю Островскому.
Последний год своей жизни Николай Островский прожил в Сочи, в доме, построенном по приказу правительства специально для него. И если с политическими убеждениями писателя еще можно поспорить, то с тем, что это была одна из самых мужественных фигур советской эпохи, не спорит никто. Прикованный к постели, слепой, скрученный полиартритом, испытывающий постоянные изнуряющие боли Островский не только жил, но и работал, помогая своими книгами выжить другим. Очевидцы уверяют, что в последний год жизни писатель весил чуть более 30 килограмм.
Сочи пролетарский подъем курортного проспекта
Курортный проспект это: парк «Ривьера» и Большой Ривьерский мост; главпочтамт и Платановая аллея; «поющие» фонтаны и гостиница «Москва»; Художественный музей и Светлановский виадук; цирк и Дендрарий; стадион и вереница здравниц с прекраснейшими парками. Эта картина создала архитектурную среду, отвечающую назначению курорта, и широкую известность проспекту.
Курортный проспект - парадная сторона и олицетворение Сочи. Он не остается не замеченным ни одним человеком, живущим или приезжающим в Сочи. Творения выдающихся архитекторов: И.В. Жолтовского, М.И. Мержанова, братьев Весниных, Ю.П.Шварцбрейма, ставшие памятниками архитектуры, - достояние Курортного проспекта. Он молод, ему чуть больше полувека. До своего рождения с сегодняшним именем он был «единой магистралью» - проспектом им. Сталина. А еще раньше.
На поросшем кустами и мелколесьем островке, протянувшемся вдоль реки, виден барачный поселок, именуемый Зеленым островом. Он пользуется дурной репутацией приюта бродяг. В бараках ютится «работный люд». Трудно представить - это ведь нынешний Комсомольский сквер.
Начинаясь от базарной площади и упираясь другим концом в пойму реки Сочи, пролегла узкая пыльная и малопроезжая улочка. Это Ремесленный переулок. Среди всевозможных мастерских: по починке телег, слесарных, деревообделочных, по ремонту хозяйской утвари и других кустарных работ, прячутся обветшалые лачужки. В тени пирамидальных тополей монотонно и лениво ведут разговор ломовые извозчики - дрогали - в ожидании найма. Здесь их биржа (стоянка). Далее стоят две сочинские бани, одна из них сохранилась. Сейчас это одно из зданий ГУВД. В марте 1913 года на месте тополей появляются платаны. Посажены они сочинскими гимназистами в ознаменование 300-летия царствовании Дома Романовых. Узнаете? Да, это знаменитая Платановая аллея, по сей день «хранящая воспоминания» вековой давности.
Напротив - обширная немощеная площадь. В центре- огромный колодец под крышей с рядом ручных насосов. Вокруг него- вереница двуколок-бочек. Это водовозы-частники приехали за водой, чтобы развести и продать ее жителям городка. Продавали по 25 копеек за бочку. Сохранилась площадь до сегодняшнего дня. Только на месте колодца возвышается стела, выполненная в форме ордена Отечественной войны I степени, которым награжден Сочи. Конечно, это площадь перед главпочтамтом.
Минуя Ремесленный переулок и двигаясь по направлению к Адлеру, попадаем на «типичный восточный базар, разноязычный и живописный в своей пестроте, далекий от санитарных требований, но достаточно богатый дарами земли и моря». У дымящейся жаровни персиянка продает жареные каштаны и орехи. Рядом, в красочном кавказском костюме, продавец предлагает носки из шерсти и бурки. Неподалеку, похожий на Будду, в окружении связок ароматных бубликов восседает толстый усатый турок.
За базаром, ближе к морю, протянулась линия лавок, кофеен, трактиров и духанов. Здесь сочинцы, преимущественно восточных национальностей, совершают сделки, играют в нарды, пьют турецкий кофе. В 1903 году базар был перенесен в район бывшей бани Руденко, где и просуществовал до середины 30-х годов. От базара того времени сохранились три одноэтажных каменных торговых здания, построенных по проекту городского архитектора Буткина, в которых размещались самые большие магазины Сочи. Сегодня они видоизменены (надстроен второй этаж), но предназначение почти то же: магазин "Высшая лига", фотоателье, магазин мебели.
Современный Октябрьский сквер - это бывшая базарная площадь. Он же - площадь Свободы, где началось вооруженное восстание сочинцев в 1905 году. Это и место погребения в 1838 году солдат Навагинского пехотного полка.
"Цветут и дичают деревья, взращенные чьей-то рукою,Прогулки по старому городу: Курортный проспект Сочи
Мхом зарастают камни упавших оград.
Вот яблони старые в тесный столпилися в круг.
Тут стояла, наверное, черкесская сакля,
И зеленою чашей разросся кустами фундук"
(из сборника стихотворений Л.Гордона).
Только вот добраться из «верхнего города» до него трудно, приходится делать огромную петлю. Чтобы сократить путь, необходимо проложить новую дорогу. Так появляется Мамонтовский спуск, который «был значительно круче, чем сейчас, и размокшая глина создавала непреодолимые препятствия для пешеходов. Тротуаров не было и в помине» (из воспоминаний старожила Е. Бурматовой).
Проданный сочинскому городскому голове дом Н.Н. Мамонтова в 1910 году преобразуется в роскошную каменную виллу, где в 1918 году размещается исполнительный революционный комитет. Здесь комдив Егоров подписал акт о капитуляции 60-тысячной белогвардейской армии генерала Морозова. Позже вилла переходит во владение сочинской детворы, став Домом пионеров, затем - Центром внешкольной работы, досуга детей и молодежи.
Справа, на улице Пластунской (нынешняя Войкова), пересекающей Мамонтовский спуск, двухэтажное каменное здание. Это торговый дом братьев-купцов Черномордиков, где можно удовлетворить гастрономические, бытовые и духовные запросы. На втором этаже - синематограф «Зеленый попугай». «Проходите, сеанс начинается!» - кричит экзотическая птица. Перед входом торгового дома элегантный француз Жано ждет пассажиров. На своем автомобиле (единственным в городе!) марки «Рено» он отвезет в Адлер, Хосту, на Мацесту. Улица Пластунская - популярна не только своими магазинами, гостиницами и рынком. Она излюбленное место для променада. К торговому дому купцов Черномордиков примыкает здание Русско-Азиатского банка. В тревожные 20-е годы дом братьев-купцов Черномордиков переходит Временному окружному комитету ВКП(б), затем в нем располагаются первая Сочинская типография и редакции газет «Красное Сочи», «Красная правда», «Красное слово».
До недавнего времени бывший торговый дом был известнейшим в Сочи гастрономом №1, называемым в народе «Поцелуевским». Это название абсолютно не связано с действием, проявляющимся в знак любви, привязанности или почтения. Хотя, кто знает: у «Поцелуевского» наши отцы и деды назначали свидания. И, вероятно, редкое рандеву проходило без нежного или прощального поцелуя. И все же главным «виновником» названия гастронома был его бессменный директор - И.Н.Поцелуев, Герой Советского Союза, Почетный гражданин Сочи. О нем ходили легенды. Ивана Николаевича, человека неуемной энергии, порядочности и высокого профессионализма, сравнивали с Василием Теркиным. С присущим ему талантом выстоять при сложнейших ситуациях, Поцелуев не дал сломать здание гастронома, являющееся памятником архитектуры. Снесли здание позже, когда не стало в живых его защитника. А ведь, кажется, совсем недавно покупатели любовались необычными люстрами, которые торжественно освещали чудный узор пола и вкусности, разложенные на позолоченных блюдах.
ЗАГС Центрального района Сочи - здание бывшего банка, которое впоследствии было отдано под почту и телеграф. Весьма отрадно сознавать, что наряду с современной архитектурой сохранились первозданные уголки.
Между Центральным офисом Сбербанка России и зданием ЗАГСа - полуразрушенная лестница, ведущая к Собору Михаила Архангела. Сохранившийся фрагмент давней и неповторимой южной атмосферы - Эллинский (Осоавиахимовский, городской) спуск - притягивал сотни горожан и гостей курорта не только красотой, но и двумя конкурирующими между собой ресторациями: «Платан» и «Голубой». Не поддаться искушению испробовать блюда, подаваемые в ресторанах, было невозможно: от жареных рябчиков до устриц под лимонным соусом, излюбленного кушанья буржуа, мог отведать каждый советский гражданин. Можно с уверенностью сказать, что Эллинский спуск был центром культурно-развлекательной жизни середины XX века. Клуб медицинских работников прекрасно «уживался» с молочным кафе и чебуречной, кинотеатром «Смена» (до 1909 года единственным синематографом «Монплезир»), пышечной и даже с беседкой-пунктом выдачи писем «до востребования».
Поднимаясь по Мамонтовскому спуску, выходим на улицу Подгорную, протянувшуюся до Пограничной. Некогда трудно проходимый из-за оврагов лес преображен в аристократически район. «Строения здесь были преимущественно типа городных вилл. Некоторые из них просты, но добротны, без особых украшений, другие-наоборот, претенциозно украшены башенками, колоннами, затейливой резьбой по дереву».
Став Пролетарским подъемом, Мамонтовский спуск превратился в один из живописнейших участков Курортного проспекта. Окаймленный широкими лестницами, скульптурами атлетов и цветочницами уже в те времена проспект достиг всеобщего признания.
Сочи в середине прошлого века можно с уверенностью назвать городом-садом, городом цветов. На склоне перекрестка Мамонтовского спуска с Пластунской, (сегодня на этом месте подземный переход), ниже ресторана «Горка», великолепно вписавшегося в буйство зелени гималайских кедров, олеандр и пальм, возвышается цветочная клумба-календарь, показывающая год, месяц и число. Напротив - популярная «Парикмахерская на подъеме», магазины «Соки-воды», «Кондитерский», в котором как-то по-особому пахнет сладостями и свежемолотым кофе, а его витрины украшают изображения женских головок. Теперь в этом здании находится Художественный салон. На площадях перед кинотеатром «Сочи» (совсем недавно - это кинотеатр «Стерео») и Управлением Уполномоченного ЦИК СССР по строительству курорта (Художественный музей) цвели неотразимые картины из цветов. Удивительный волшебный мир цветов сопровождал повсюду каждого идущего по Курортному проспекту.
Новый XXI век привнес свое, новое и в облик Курортного проспекта. Есть у цивилизации свои плюсы и свои минусы. Те, кому достались только минусы, с ностальгическим чувством вспоминают былые времена. Грустно сознавать: стирается исторический облик города-сада, который создавался не одним поколением талантливых профессионалов. Но во власти человеческой памяти воскресить многое забытое и навсегда ушедшее.
Художественный музей. Площадь искусств
Следующее широко известное здание на Курортном проспекте — здание Художественного музея (Курортный проспект, 51). В административном здании, когда-то построенном по проекту архитектора Ивана Жолтовского, теперь прекрасно размещаются более 3000 экспонатов русского и зарубежного искусства. Музей владеет полотнами Ивана Айвазовского, Кузьмы Петрова-Водкина, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Михаила Клодта и других выдающихся художников.
Перед зданием музея — самая известная в Сочи площадь — Площадь Искусств. На площади, украшенной фонтанами, скульптурами, цветочными клумбами, проводятся все мало-мальски значимые массовые мероприятия Центрального района. Ступени Художественного музея, в таких случаях, служат импровизированной сценой для выступления ораторов, музыкальных групп и даже танцевальных коллективов.
С западной стороны площади, на расположившуюся здесь выставку-продажу художественных работ сочинских мастеров, благосклонно взирает бронзовый Ленин. Власти города не поддались веяниям современности и не демонтировали Владимира Ильича.
Еще два замечательных места на Курортном проспекте — цирк и парк «Дендрарий».
За цирком и «Дендрарием», следует часть проспекта, которую часто называют «санаторной». Здесь расположены лучшие санатории курорта: «Русь» (Курортный проспект, 83), «Золотой Колос» (Курортный проспект, 86), санаторий имени М.В. Фрунзе (Курортный проспект, 87), «Металлург» (Курортный проспект, 92), санаторий имени Г.К. Орджоникидзе (Курортный проспект, 96/5) и так далее, и так далее вплоть до санатория «Зеленая роща» (Курортный проспект, 120). На территории санатория «Зеленая роща» находится дача-музей Сталина.
Подробнее о некоторых из этих санаториев, читайте здесь.
Читайте также: