Снятие с креста антверпен
Триптихи , посвящённые казни Иисуса на кресте, были написаны Питером Паулем Рубенсом после его почти десятилетнего путешествия по Италии, где его покорило искусство Микеланжело и Леонардо да Винчи, а также Корреджо и Тициана.
В 1608 году у художника неожиданно умирает мать, и он возвращается из Италии, чтобы поступить на службу к эрцгерцогу Альберту и инфанте Изабелле, правящими во Фландрии от имени испанской короны… Начинается антверпенский период творчества художника.
Успех и слава пришли к Рубенсу довольно скоро, и особенно понравились публике Антверпена два триптиха – "Воздвижение креста" и "Снятие с креста" .
Остановимся подробнее на первом.
Идея первого триптиха возникла у Рубенса ещё в Италии, и в картине заметны явные следы итальянского влияния.
Как правило, художники изображают распятие уже свершившимся. Однако Рубенс в своей картине делает нас свидетелями воздвижения креста и самого начала казни Господа.
Питер Пауль Рубенс. Триптих "Воздвижение креста". (1609- 1610) Питер Пауль Рубенс. Триптих "Воздвижение креста". (1609- 1610)Мы видим титанические усилия людей, поднимающих крест. Их напряжённые мышцы, сверкающие латы, красные одежды сливаются перед нами воедино, чтобы показать порыв, соединяющий людей и природу.
Предгрозовое небо, мечущиеся пятна света на лицах и телах людей создают ощущение тяжёлой напряжённости, скрытой опасности.
Тянущие крест люди – а люди ли вообще? Не многорукое ли, многоногое чудовище. Не гигантская ли волна, поднимающая Иисуса над толпой и открывающая Его ей?
Основное движение , какое мы видим на картине – это подъём . Горизонтали и вертикали остаются статичными, в то время как диагонали полны жизни . И основаная диагональ картины, конечно же, Христос .
Его тело, единственное из всех, полностью выхвачено из общего полумрака картины; оно так и сверкает в лучах выглянувшего из-за туч солнца. А вот голову Иисуса и его судорожно сведённые руки художник оставляет в тени, и это роднит Бога с обступившими крест людьми, с теми, кто казнит его.
Иисус смотрит на небо и говорит: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают".
Даже сейчас в его молящем взгляде, кротком смирении мы видим, насколько велика та жертва, что Он приносит за нас…
Неповторимая игра красок, света и тени делает Рубенса признанным гением своего времени.
Однако это ещё не все.
Питер Пауль Рубенс. Триптих "Снятие с креста". (1610-1614) Питер Пауль Рубенс. Триптих "Снятие с креста". (1610-1614)Картина его еще и глубоко символична . Посмотрите на обступивших крест людей: на одном мы видим одеяние красного цвета , на другом – синего . Их появление в картине не случайно, ведь красный и синий – типичные цвета Иисуса Христа, чаще всего связываемые с Ним в живописи.
Два этих цвета символизируют две природы Иисуса – человеческую и Божественную.
Синий – цвет чистоты и непорочности , он напоминает нам о Небе. Красный же - символ крови, пролитой Христом ради нашего спасения.
Лежащая у подножия воздвигаемого креста собака - ещё один символ. В христианстве собака олицетворяет веру и безоглядную готовность к ней , в данном же случае - верность Божиим заповедям. Собаку часто располагают у распятия.
По бокам от основного изображения расположены ещё два. На левом мы видим группу людей, возглавляемую Иосифом и Марией. Все они в разной мере поражены и удручены совершающимся на их глазах действом.
На правом - подготовка казни двух разбойников.
Оба сюжета непосредственно связаны с воздвижением креста. Все вместе они создают единую и очень проникновенную картину.
С 1815 года и по сей день триптих находится в алтарной стене Антверпенского Кафедрального Собора в Бельгии , где его и можно при желании увидеть.
Картина Питера Рубенса была написана в период с 1610 по 1613 года. Это центральная часть триптиха, второго большого алтарного образа, написанная художником. В XVII веке художнике любили рисовать картины с религиозными сюжетами. Рубенс был из их числа. Многие элементы произведения напоминают стиль знаменитых учителей Рубенса — Караваджо и Тинторетто.
На центральной части картины изображено неподвижное, беспомощное тело Иисуса. Его осторожно спускают с распятия в руки апостола Иоанна. Художник изменил цвет его кожи до бледно свинцового, чтобы показать зрителю сходство с мраморной статуей. Вокруг Иисуса собралось много людей, в том числе и пожилых.
Художник очень профессионально показал, насколько для них тяжела эта ноша и физически и морально. Один из стариков изо всех сил старается удержать тело, чтобы аккуратно перенести его с креста в руки людей внизу.
В толпе мы видим мать Иисуса, стоящую справа, неподвижную и потерявшую смысл жизни. Ее лицо сливается с цветом кожи Иисуса, словно она так же, как и он переживал эти муки на кресте. Кажется, только вчера она омывала ноги своего сына, а сегодня стоит в ожидании под крестом, чтобы обмыть его неподвижное исхудавшее тело от крови и грязи.
Несмотря на грандиозность и тяжесть события, картина написана просто и без драматизма, без попыток повлиять на чувства зрителя. На полотне отсутствуют наигранные персонажи и театральные жесты, люди просто стараются снять умершего человека с креста, что бы обмыть и произвести обряд похорон.
Несмотря на сильное влияние учителей, Рубенс не стал изображать картину в серых и темных тонах. Он использовал янтарные и светло-серые краски, поэтому картина скорее производит впечатление обычного фрагмента из жизни, нежели знаменитый религиозный сюжет.
Произведение считается одним из лучших полотен художника на тему религии, с помощью этого полотна художник получил всемирную славу, признание и звание великого христианского художника. Картина хранится в Соборе Антверпенской Богоматери города Антверпена.
Снятие с креста. Центральная часть триптиха
Снятие с креста, общий вид
Описание этой работы пока отсутствует. Возможно, оно появится позже. Следите за обновлениями в Артхиве.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь .
Короткая ссылка
Одноклассники
Дата создания: 1611
Местонахождение: Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен
Работа в подборках: 6 подборок
Картина "Снятие с креста", Рубенс, 1612
Триптих «Снятие с креста» был создан великим фламандцем Питером Паулем Рубенсом для кафедрального собора его родного города Антверпена, в то время, когда, начиная с 1610 года он писал, по большей части, на религиозные темы. К тому же периоду относится и триптих «Воздвижение креста» и многие другие. Этой, воистину знаковой работой, Рубенс заявляет о себе, как о вполне самобытном художнике, но всё ещё находящимся под некоторым влиянием великих итальянских мастеров и учителей - Караваджо и Якопо Тинторетто.
Картина приковывает взгляд с первого мгновенья – фигурой Христа, упавшей на плечо головой, смещением тела и словно остановившегося на один краткий миг, перед тем как опустится в руки Апостола Иоанна. По замыслу автора, умерщвлённое тело Сына Божьего - свинцово-серое, как мраморная статуя, на ярко-белом фоне погребального савана, «вливается» в ярко-красные, жизнеутверждающие одежды любимого ученика - Иоанна.
Стоящий на лестнице и уже теряющий равновесие старец, словно воспаряющий вверх, уже выпустил тело из своих рук, а второй старец - Иосиф Аримафейский ещё удерживает под руку Спасителя.
Коленопреклоненная Мария Магдалина готова принять ноги Иисуса, те самые ноги Учителя, которые она ещё совсем недавно вытирала своими волосами и смазывала благовониями.
С белым, как саван, лицом стоит Богоматерь, протянув к Сыну ладонь руки, чтобы принять его. Её страдания понятны и близки каждому, любящему Христа.
При всей реалистичной «тяжести» происходящего, в картине нет показного «драматизма», нет театральных криков, жестов, нет даже слёз. Испытывая на себе влияние Караваджо, с его подчёркнуто резким контрастом света и тени, Рубенс в своей работе всё же освобождается от «подражания итальянцам» и пишет палитрой светло-серых, розовато-зелёных и янтарных красок у женских фигур, и более традиционных красных и охристых у мужчин.
Композиция центральной части триптиха выстроена по диагонали: справа - налево и сверху – вниз. Тёмный фон уходящего дня контрастирует с ярким, бело-красным пятном центральных фигур – Христа, Апостола Иоанна, головы и рук Марии Магдалины. Окружение вокруг Иисуса Христа образует стройное, взаимосвязанное, торжественное действо. Внизу картины, на переднем плане в правом углу, как символы страдания Христа изображены: страница из Писания, омытые гвозди и терновый венец в тазу с водой.
Перед нами самая величественная из созданных Рубенсом религиозных работ, прославившая его как певца истинных христианских ценностей.
Рубенс. «Снятие с креста» и «Воздвижение креста»
Многие говорят «Антверпен», но многие говорят также «родина Рубенса». В конце Зеленой площади виден собор Богоматери. Башенные часы только что пробили три. Церковь пуста. Только пономарь несколько нарушает тишину молчаливых, чистых и светлых приделов, какими изобразил их Питер Нефе, неподражаемо передав чувство уединения и величия. Идет дождь, погода переменчивая. Блики света и мрак сменяют друг друга на двух триптихах в узких простых рамах из темного дерева, прикрепленных к холодным, гладким стенам трансептов. Эта гордая живопись кажется здесь еще более впечатляющей среди кричащего света и мрака, как бы борющихся за обладание ею. Какие-то немецкие копиисты поставили свои мольберты перед «Снятием с креста». Перед «Воздвижением креста» нет никого. Этот простой факт достаточно красноречиво выражает общее мнение об этих двух произведениях. Ими безмерно восторгаются, почти без оговорок — факт, редкий по отношению к Рубенсу. Однако восторги раскололись. Широкая публика облюбовала «Снятие с креста», «Воздвижение» же способно трогать скорее пламенных или самых убежденных друзей Рубенса. Действительно, нет ничего более несходного между собой, чем эти два произведения. Написанные с перерывом в два года, вдохновленные единым усилием творческой мысли, они, однако, таят в себе зачатки двух различных направлений. «Снятие с креста» относится к 1612, «Воздвижение» — к 1610 году. Я подчеркиваю эти даты, так как они имеют значение: Рубенс вернулся в Антверпен и написал их, если можно так выразиться, едва сойдя на берег. Его художественное образование было закончено.
Между центральной частью триптиха «Снятие с креста» и «Воздвижением креста» разница во всем: в точке зрения, в тенденции, в значимости, даже в методе — вплоть до влияний, различно проявившихся в этих двух произведениях. Достаточно беглого взгляда, чтобы убедиться в этом. Переносясь ко времени появления этих знаменательных созданий, понимаешь, что если одна картина больше удовлетворила и убедила, то другая скорее должна была удивить и, следовательно, заставила видеть в ней нечто более новое.
Менее совершенное, хотя бы потому, что оно более взволнованно и не имеет ни одной фигуры, столь же совершенной и привлекательной для глаза, как Магдалина, «Воздвижение» гораздо больше говорит о самобытности Рубенса, о его порывах, дерзаниях, удачах, — словом, о брожении ума, охваченного страстью ко всему новому и неведомому. Оно открывает более широкую дорогу художнику. Возможно, что картина исполнена менее мастерски, но она предвещает куда более оригинального, смелого и сильного мастера. Рисунок более напряжен, менее выдержан, форма более необузданна, моделировка менее проста и более притязательна. Но в колорите уже чувствуются глубокий жар и звучность, которые явятся могучими ресурсами Рубенса, когда он предпочтет лучистость красок их яркости. Предположите у него краски более пламенные, контур менее жесткий, линию менее резкую, отнимите у него крупицу итальянской чопорности, являющейся, так сказать, выражением житейской мудрости и важных манер, усвоенных им за время путешествия, смотрите лишь на то, что присуще самому художнику — молодость, пыл, уже зрелые убеждения, — и перед вашими глазами предстанет Рубенс великих дней его творчества, то есть первое и последнее слово пламенной и стремительной манеры его живописи. Достаточно малейшей несдержанности кисти, чтобы эту относительно строгую картину превратить в одну из наиболее бурных, какие он когда-либо писал. А такая, как она есть, с темными янтарными тонами, густыми тенями, приглушенными раскатами грозовых гармоний, она принадлежит к числу тех, где огонь вспыхивает с особой яркостью, поддерживаемый мужественными усилиями, и достигает предельной силы благодаря неослабному напряжению воли.
Эта картина написана в один прием и построена на очень смелом узоре линий. В нагромождении ее раскрытых и замкнутых форм, изогнутых тел, воздетых рук, повторяющихся изгибов и твердых линий она до конца сохранила характер наброска, в котором запечатлелось мгновенно нахлынувшее чувство художника. Первоначальный замысел, расположение частей, общий эффект, жесты, физиономии, причудливость пятен, техника — все кажется вылившимся сразу по непреодолимому вдохновению, яркому и мгновенному. Трактовка этой, казалось бы, неожиданной страницы его творчества осуществлена с необычной для Рубенса настойчивостью. Теперь, как и в 1610 году, можно расходиться в мнениях относительно этого произведения, несомненно индивидуального если не по манере исполнения, то по духу. Но вопрос, вероятно, обсуждавшийся еще при жизни художника, остается открытым и до сих пор: надо решить, которая из двух картин лучше представляет Рубенса в своей стране и в истории — та ли, в которой Рубенс еще не определился, или та, где он выступает таким, каким стал навсегда.
«Воздвижением», этой оригинальной и мужественной картиной, молодой художник, бывший в отсутствии с 1600 года, возвестил о своем возвращении из Италии. Теперь все узнали, что он приобрел за время своих путешествий, узнали характер и род его занятий, а более всего тот гуманный дух, которым была проникнута его живопись. Никто не сомневался в ожидающей его судьбе: ни те, кого поразила его живопись как откровение, ни те, кого она возмутила как скандал, чьи теории она ниспровергла и кто нападал на нее, ни те, кого она убедила и увлекла. С этого дня имя Рубенса становится священным.
Снятие с креста (Антверпен), Рубенс: Анализ 4 314 Раздел в процессе наполнения и корректировки
"Снятие с креста"Питер Пауль Рубенс.Считается одной извеличайших картин всех времен.
Содержание Описание • Предпосылки • Анализ «Снятие с креста» (Антверпен) • Интерпретация других религиозных картин в стиле барокко
Описание Имя: Снятие с креста (Антверпен) (1612-14) Исполнитель: Peter Paul Rubens (1577-1640) Medium: Панельный живопись , масло на дубовойЖанр: Алтарь искусства Движение: Фламандский Искусство барокко Расположение: Собор Богоматери, Антверпен
Чтобыузнать о других знаменитых шедеврах, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
Задний план Вместе с итальянским художником Караваджо (1571–1610) Питер Пауль Рубенс был одной из ведущих фигур в живописи барокко и важным вкладчиком в искусство католической контрреформации после Тридентского собора. Оба художника выразили мелодраму и таинственность, лежащую в основе католической догмы, и оба были экспертами в светотени и моделировании форм, но в то время как Караваджо известен неприкрашенным натурализмом своих предметов, Рубенс использует более традиционные, идеалистические идиомы. Среди шедевров Рубенса: « Самсон и Далила» (1609, Национальная галерея, Лондон); Похищение дочерей Левкиппа (1618); Минерва защищает Пакса от Марса (1629-30, Национальная галерея, Лондон); и Суд Парижа (1632-5, Национальная галерея, Лондон).
После протеста Лютера в 1517 году и последующего распространения протестантизма в Нидерландах Антверпен перешел от католицизма к кальвинизму и – в соответствии с принципами кальвинизма – запретил все религиозные картины в своих церквях. Но в 1585 году, после того как герцог Алессандро Фарнезе (1545-92) восстановил испанское (католическое) правление над городом, церкви Антверпена снова стали украшены произведениями религиозного искусства.
«Снятие с креста » Рубенса – центральная часть триптиха, который он написал для Собора Богоматери в Антверпене. Это был второй запрестольный образ, завершенный художником для собора; первый – Воздвижение Креста (1610–1611 гг.). Он также написал два других знаменитых спуска: один в 1617 году, который сейчас находится во Дворце изящных искусств в Лилле, и один в 1618 году, который сейчас находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Кроме того, он произвел «Депозиция» (1602, Галерея Боргезе) – еще одну меньшую и менее известную работу, которая ранее была приписана его ученику Энтони Ван Дейку (1599–1641).
В 1611 году гильдия мушкетеров Антверпена во главе с Николаасом Рококсом (1560-1640), близким другом Рубенса, поручила художнику нарисовать триптих для своего собора. Поскольку покровителем гильдии был Святой Христофор (чье имя означает «Христос-носитель»), было решено, что иконография триптиха должна включать «Снятие с креста» (центральная панель) в окружении Посещения (левая панель).) и «Представление в храме» (правая панель) – все это сцены, в которых Христа несут или поддерживают.
Рубенс приступил к работе в комиссии после своего возвращения из продолжительного визита в Италию, где он смог изучить венецианские алтари – и новый стиль караваджизма из первых рук. Кроме того, он изучал мускулистые и анатомические формы скульптуры эпохи Возрождения , наряду с исключительными статуями маньеризма, такими как « Изнасилование сабинянок» (1583 г.) Джамболоньи и картиной Федерико Бароччи (1526–1612 гг.), Которая так изящно сочетает в себе влияние Рафаэля., Корреджо и Тициан. «Снятие с креста» наполнено приемами и приемами, которые он усвоил во время своего визита в Италию. Действительно, многие произведения Рубенса в стиле барокко он обязан венецианской живописи и тенебризму Караваджо, хотя неизменно несет на себе печать фламандской живописи.
Связанная с Иоанном 19:38, композиция Рубенса « Снятие с креста» в Антверпене основана на эмоциональной группе взаимосвязанных фигур, расположенных вокруг безжизненной формы мертвого Христа. В диагональном потоке картины преобладает бледное, но мускулистое тело Христа, которое медленно снимается с креста. Сидя на вершине двух лестниц, на верхнем крае холста, двое рабочих начали процесс плавного опускания распятого Христа с помощью плащаницы. Им помогают еще три человека: Иоанн Богослов (в красном плаще) у подножия креста; Иосиф Аримафейский (стоящий на полпути по левой лестнице) и Никодим (стоит на полпути по правой лестнице). В конце figura serpentinata, образованного продвижением искривленного Христа, находятся три Марии: бледнолицая Дева, одетая в приглушенное синее, которая поднимает руки к своему мертвому сыну; ниже ее преклоняет колени ее сестра Мария Клопа; а румяная светловолосая Мария Магдалинанежно держит одну из стоп Спасителя. На земле справа мы видим медную чашу с терновым венцом и гвоздями Распятия, которые лежат в луже застывшей крови. Сравните иконографию в этой картине с тем, что из The выпадений (c.1435-40, Прадо, Мадрид) Роже ван дер Вейдена и Погребение Христа (1603, Пинакотека Ватикана, Рим) Караваджо.
Что такое Артхив
Артхив — это сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с искусством, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать картины.
РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ РУБЕНСА
Одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, стала религиозная живопись.
Триумф Церкви
1625 - 1626, 86 см x 106 см, панель, масло. Питер Пауль Рубенс (1577 Зиген - 1640 Антверпен)
Непорочное зачатие, 1628. Холст, масло, 198х137.
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Обучение Марии
1630-35. 194х140. Королевский музей искусств Антверпен
Коронование Марии
ок1613. 46х61. Институт искусств Курто, Лондон
Для полного понимания ее значения для художника и общества важно вспомнить, что Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации. Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью. «Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар — по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы. Возрожденная из средневековья инквизиция старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир.
Поклонение пастухов
ок1608. 400х300. Церковь святого Павла Антверпен
Мария, преклоняющаяся перед Христом, 1615. Холст, масло, 65х50.
Рококс Хауз, Антверпен
Мадонна с Младенцем и святыми
1634. 220х193. Церковь св Иакова Антверпен
Обрезание Господне
1605. 105х74. Академия искусств Вена
Маленькие Иисус с Иоанном с двумя ангелами
Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде
ок1620. 185х210. Старая пинакотека Мюнхен
Маленькие Христос и Иоанн
112х149. Частное собрание
И все же темперамент, свойственный Рубенсу, заставлял его обращать внимание на светлые стороны человеческой жизни, а не на одни лишь невзгоды. Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье. Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям. Он несколько остудил свой энтузиазм, который вызывала у него античность, и вложил собственное, глубоко затрагивающее душу благочестие в мощное живописное искусство, черпая вдохновение из языческих источников, чтобы придать новый масштаб отражению христианских тем, передавая мифологическим образам человеческую теплоту. Подчиненное силе его воображения, такое слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников. Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник.
Святое Семейство со святым Франциском
ок1630. 191х214. Королевское собрание Англия
Святое семейство и Святая Анна, 1630. Холст, масло, 115х90.
Музей Прадо, Мадрид
Святое Семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем - 1614
136х100, Коллекция Уоллес Лондон
Возвращение Святого Семейства из Египта
Собрание графа Лестер, Норфолк
Христос в доме фарисея Симона
ок1640. 40х52. Королевское собрание Англия
Крещение Христа
1605. 411х675. Королевский музей искусств Антверпен
Христос и грешница
143х194. Королевский музей искусств Брюссель
Христос, умывающий ноги ученикам
1632. Музей искусств Дижон
Тайная вечеря
1631-32. 304х250. Пинакотека Брера Милан
Триумф Иуды Маккавея
1635. 310х228. Музей искусств Нант
Бичевание Христа
Церковь святого Павла Антверпен
Путь на Голгофу
569х355. Королевский музей искусств Брюссель
Несение креста - 1637
Распятый Христос, 1610-1611. Холст, масло, 219х122.
Конинклийк Музей, Антверпен
Три Распятия, 1620. Холст, масло.
Музей Бойманаса ван Бенингена, Роттердам
Распятие - 1627, 51х38, Рококсхейс Антверпен
В 1620 году бургомистр Антверпена и друг Рубенса Николае Рококс заказал ему "Распятие на кресте" для францисканской церкви Реколле. Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется "Удар копьем". На ней римский воин копьем пронзает бок Христа. Небольшая группа людей, оплакивающих Христа, грубо оттеснена солдатами на лошадях с небольшого пространства вокруг трех грубо сколоченных крестов на Голгофе. Грубость и жестокость публичной казни контрастируют с молчаливо выраженным горем стоящих рядом Богоматери и святого Иоанна, с состраданием Марии Магдалины, которая жестом, молящим о защите, протягивает руки к солдату, поднимающему свое копье ( ниже под другим названием).
Христос и два вора на кресте, 1619-1620. Дерево, масло, 429х311.
Конинклийк Музей, Антверпен
Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были исполнены две мастерские работы: "Воздвижение Креста" и "Снятие со Креста" (обе в антверпенском соборе).
Воздвижение креста, триптих, общий вид. Слева направо: Мария и Иоанн, Воздвижение креста, Воины
1610. 460х340, 460х150. Собор Антверпен
Воздвижение распятого Христа,триптих, центральная часть.
1610. Дерево, масло, 460х340.
Антверпен, Кафедральный Собор
Необыкновенный успех имела его роспись алтаря, выполненная им в период с 1611 по 1614 год для Антверпенского собора. Главной картиной была "Снятие с креста", слева - "Кара Господня", а справа - "Представление в храме".
"Кара Господня" и "Представление в храме" - композиции, обладающие редкой благодатью, - они написаны теплыми красками, все еще напоминающими о влиянии на художника Венеции.
Снятие с креста, триптих, общий вид
1612-14. 421х311, 421х153. Собор Антверпен
Но центральная панель - "Снятие с креста" знаменует собой явное освобождение Рубенса от итальянской зависимости, в ней мы наблюдаем эволюцию череды более светлых красок, что является типичным явлением для нидерландской живописи. На самом мертвом теле, на складках савана, на женских фигурах мерцающие бело-серые блики, светло-янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более традиционным красным и коричневым на мужских фигурах. Зрителя поражала, прежде всего, фигура мертвого Христа. "Это одна из самых прекрасных его фигур, - писал знаменитый английский живописец сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), - Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его".
На самом деле здесь изображена вся "тяжесть смерти", но в самой картине никакой тяжести не чувствуется. С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью своего веса сползает в крепкие руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтобы принять его. Фигура слева слегка поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. Но никто из них покуда не принял на себя его тела; это критический момент, схваченная художником доля секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.
Снятие с креста, триптих, центральная часть.
1612-14. 421х311. Собор Антверпен
Картина Рубенса "Снятие с креста" стала вызовом для всех художников, так как она требовала высокого технического мастерства рисунка, а также умения вызвать у зри-теля соответствующие эмоции. Именно эта картина сделала Рубенса первым религиозным художником своего времени.
Оплакивание Христа
ок1618. 138х178. Королевский музей искусств Антверпен
Оплакивание Христа Девой Марией и святым Иоанном
Галерея Хаттон, Ньюкасл
Погребение Христа
1615-16. 83х65. Институт искусств Курто, Лондон
Святая Троица
158х152. Королевский музей искусств Антверпен
Воскресение Христа
1611-12. 138х98, 136х40. Собор Антверпен
Воскресение Христа, центр
1611-12. 138х98. Собор Антверпен
Воскресение Христа
1617-19. 67х102. Музей искусств Марсель
Извещение Марии о скорой смерти
1609-12. 92х73. Институт искусств Курто, Лондон
Вознесение Девы Марии
1620-25. 88х59. Маурицхейс Гаага
Вознесение Марии
1616-18. Академия искусств Дюссельдорф
Христос - Владыка мира
Музей искусств Страсбург
Триумф веры
1627. 481х595. Музей искусств Валансьенн
Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых.
Святой Петр (мастерская Рубенса) - 1616 - 1618
Два апостола
Частное собрание
Обращение Павла
1610-12. 95х121. Институт искусств Курто Лондон
Святое Семейство со свв Елизаветой и Иоанном Крестителем
114х88. Галерея Палатина Флоренция
Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1609-10
Явление святому Франциску Мадонны с Младенцем
Церковь святого Антония Падуанского, Антверпен
Четыре евангелиста
ок1625. 439х447. Музей Ринглинга Сарасота
Святой Георгий со святыми
1608. Санта Мария Валличелла Рим
Мученичество святого Георгия
Музей искусств Бордо
Кесарево - кесарю, Божье - Богу
ок1612. 144х190. Музей искусств Сан Франциско
Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для церк. св. Бавона, в Генте), "Поклонение волхвов" (для церк. св. Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской пинакот.).
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен).
Страшный суд
ок1620. 183х119. Старая пинакотека Мюнхен
Чистилище
1634-36. Собор Нотр-Дам Турнэ
Вручение ключей от чистилища и рая святому Петру
ок1616. 139х115. Коллекция Уоллес Лондон
Снятие с креста
Вокруг Христа изображены пять персонажей: Иосиф Аримафейский (на самом верху), Никодим и Иоанн Богослов (слева и справа на лестницах), плачущие святая Мария и Мария Магдалина (преклонившая колени). Среди многих композиций Рубенса на этот сюжет эта картина является самой поздней и самой лаконичной в его творчестве. Против обыкновения на картине отсутствует фоновый пейзаж, также не видно и символов Страстей Господних (за исключением креста) — гвоздей, тернового венца и прочих.
Специалисты Эрмитажа — заведующая сектором живописи XIII–XVIII веков отдела западноевропейского искусства Н. И. Грицай и хранитель фламандской живописи XVII века Н. П. Бабина, проводя детальный анализ картины, отмечали:
Известно три подготовительных рисунка Рубенса к этой картине: два наброска происходят из коллекции Эжен Б. Тоу и хранятся в Библиотеке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке, ещё один рисунок находится в Бостонском музее изящных искусств. На всех трёх рисунках только изображение тела Христа соответствует окончательному варианту, все остальные фигуры значительно варьируются.
Неровность исполнения различных частей окончательной картины дают возможность предположить что в окончательной отделке картины принимали участие ученики Рубенса, в особенности Антонис Ван Дейк; Варшавская предположила что рука Ван Дейка чувствуется в особенности в работе над фигурами самого Христа и Иосифа Аримафейского.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Описание картины «Снятие с креста. Центральная часть триптиха»
Одна из самых знаменитых и узнаваемых картин Рубенса «Снятие с креста» за прошедшие несколько веков ни разу не вызвала сомнений в художественной ценности или в гении художника. Она вот уже больше 400 лет украшает центральный собор Антверпена, для которого и была написана. Вокруг нее ведутся совсем другие споры: а верил ли вообще Рубенс в Бога?
Историк искусства Альфред Мичиелс (Alfred Michiels) в XIX веке был буквально охвачен ужасом от собственного открытия: «Сцена снятия с креста проникнута антихристианскими настроениями, и никогда еще столь далекое от религии произведение не украшало собой стен церкви… Тело Христа ничем не напоминает тело Бога, который должен воскреснуть на третий день. Это бренные останки человека, в которых навсегда угас пламень жизни. Самый вид его не оставляет ни малейшей надежды. Это тело, уже тронутое первыми признаками разложения. Взгляните только на эти подернутые синевой веки, на этот закатившийся зрачок! Посмотрите, как безжизненна его плоть! Это настоящий труп… Ничто не говорит здесь, что перед нами — Бог. Даже родные и ученики не верят в Божественность его происхождения. Они поглощены одним: снять бренные останки с орудия позорной казни и перенести их в надежное место. Ни в одном другом произведении искусства не проявился с такой дерзостью скепсис, а лучше сказать — неверие автора!»
С подобным недоверием современные любители искусства сомневаются, любил ли вообще Рубенс женщин, изображая их тела такими рыхлыми, со всеми этими бесконечными складочками и ямочками. В это сложно поверить после нескольких столетий высушивания женского идеала красоты до нынешнего предела, но не только сам Рубенс, а и фламандцы вообще искренне восхищались красотой этих нежных, томных, пышных, светлокожих тел. А Елену Фоурман, жену и любимую модель фламандца, считали одной из самых красивых женщин Антверпена (1, 2, 3).
И в религиозной живописи, как и в многочисленных сладострастных ню, Рубенс говорил с современниками на их языке, на понятном сию минуту и на непреходящем и вечном одновременно. Католическая церковь в эпоху Контрреформации возложила на художников огромную надежду – именно им предстояло воздействовать на сердца и умы при помощи своего гения, именно им предстояло восстановить авторитет римско-католической церкви и подавить многочисленные церковные реформы, которые вспыхивали и распространялись по Европе, как лесные пожары в разгар лета. И Рубенс выбрал правильный тон и нужные образы – не потому, что служил церкви, а потому что искренне верил в то, о чем говорил. Питер Пауль, истинный католик, начинал свой день с мессы, Питер Пауль, истинный художник, выкрутил до предела эмоциональную, сокровенную и личную составляющую библейских легенд, христианской истории и религиозных переживаний (1, 2, 3, 4).
В его «Святой Троице» только фигуры ангелов и легкое сияние, окружающее Святого духа, позволяют увидеть в сюжете момент явления Троицы. Горе отца, оплакивающего мертвого сына, читается и переживается здесь сильнее и пронзительнее, чем чудо божественной сущности.
В «Снятии с креста» Рубенс дает физически почувствовать зрителю тяжесть отчаяния – через физическую, безжизненную тяжесть мертвого тела. Нога Христа, спадающего с креста, ложится на плечо Марии Магдалины, один из носильщиков закусил саван зубами, другой – упирается локтем в лестницу, чтобы выдержать непосильный груз, третий – не удерживает и начинает ронять свою страшную ношу. Когда через три дня этот мертвый бог воскреснет, эти восемь участников снятия с креста переживут самое сильное духовное потрясение – они как никто другой будут помнить всю неподъемность сомнения, весь ужас смерти. Они станут самыми верующими последователями Христа, а вслед за ними и зритель, переживший тот же страх.
У Рубенса совсем мало умиротворенных и благодатных картин на религиозные сюжеты. Барокко, в котором всего с избытком, которое всё – излишество, перебор и наглядность, для него здесь и художественный метод, и образ мыслей, и картина мира, и дух времени.
Читайте также: