Сколько раз брали иерусалим
Ветхий Завет и Иосиф Флавий оставили яркие описания падения Иерусалима. Взятие города подвело итог под историей древней Иудеи.
Ранняя история Иерусалима
Но для многих людей на протяжении всей истории Иерусалим был ценным владением, за которое велась борьба. Археологические исследования в этом районе позволяют предположить, что город был населен еще в 4000 г. до н.э.
Его самое раннее известное название может быть Иевусит, что переводится как ханаанский город. Считается, что вместе с прибывшими позже филистимлянами ханааняне были самыми ранними из известных предков современных палестинцев.
«Филистимляне» селились вдоль побережья Средиземного моря, которое простиралось примерно от Яффо до сектора Газа, и многие столетия находились в пределах земель Ханаана. Оставив такой неизгладимый след, земля Филистии, или Палестина, как ее стали называть, сохранилась до наших дней.
Давид
В 1000 г. до н.э. израильский царь Давид вторгся в Иерусалим и обнес стеной и укрепил город от дальнейшего вторжения. Позже, когда царь Соломон построил храм, Иерусалим стал духовной столицей сначала для евреев, а затем и для христиан и мусульман.
В 586 г. до н.э. город пал перед вавилонянами, и храм Соломона был разрушен Навуходоносором, но позже восстановлен. Александр Македонский также захватил всю Палестину в 332 г. до н.э., а в последующие годы Иерусалимом правили потомки его генералов: египетские Птолемейцы и сирийские Селевкиды.
В I веке город был столицей Маккавейской империи Симона Маккавея, прежде чем уступить место долгому правлению римлян.
В римскую эпоху город Вифлеем недалеко от Иерусалима стал свидетелем рождения Иисуса Христа.
Иисус проповедовал важность поклонения единому Богу в городах Назарет и Галилея, где Он жил. Но именно в Иерусалиме Его судил римский чиновник Понтий Пилат как мятежника и лжепророка. Именно здесь Он был распят и впоследствии воскрес. Этот акт стал центральным столпом христианства, а место Его (предполагаемого) распятия в Иерусалиме стало самым святым местом в христианском мире.
Первые христиане стекались к этому месту в паломничестве, и вокруг него была построена церковь Гроба Господня. Библейская Палестина стала святой землей для христиан.
Сарацинский реванш.
Как Саладин взял Иерусалим
В 1099 году Иерусалим, город обетованный, был освобождён воинами креста. Сарацины жаждали отмщения. Но дождаться его было суждено лишь их правнукам, когда вызов крестоносцам бросил султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин, увековеченный в европейских хрониках под именем Саладина.
4 июля 1187 года мусульмане одержали безоговорочную победу над крестоносцами. У склонов Рогов Хаттин Саладин взирал на горы тел, павших в бою. Суровое восточное солнце пекло с небосклона, и от подожжённых сарацинами травы и кустарников шёл нестерпимый жар. В плен были захвачены король Ги Лузиньян и многие знатные бароны. Лишь немногим удалось спастись, укрывшись в городе Тире. Почти 200 тамплиеров и госпитальеров были убиты по приказу Саладина. Барону Рено Шатильонскому султан лично отрубил голову мечом. Вот как описывал произошедшее средневековый хронист Оттон:
«…Крест Господень, о, горе!, оказался захвачен, а христиане обращены в бегство. Король и светлейший князь Райнальд вместе с другими христианами попали в плен, и их угнали в Дамаск. Там короля и упомянутого князя обезглавили за приверженность истинной вере»
Препятствий к возвращению Святой земли более не было. Город за городом сдавались на милость Саладина. Единственной непокорной крепостью оказался Тир. Но султан решил не тратить времени и сил на его осаду, стремясь на Иерусалим. Оставшийся в тылу город стал пристанищем для беженцев из других селений, и креп день ото дня.
Обороной Иерусалима руководил рыцарь Балиан д'Ибелин. Выжив в побоище при Хаттине, он оказался, по сути, единовластным правителем королевства. Балиан прибыл в город к своей супруге – византийской принцессе Марии Комниной, находившейся там с детьми. Он сознавал, что защитить и удержать Иерусалим едва ли не удастся. Заполнившие город беженцы мало годились для сражений, запасы продовольствия таяли. Однако жители были готовы дать отпор сарацинам.
Балиан решительно взялся за дело. С благословения духовенства он пустил золотое убранство часовни Святого Гроба на переплавку и чеканку монет. Это не смущало и мирян: ведь деньги служили защите места, где умер и воскрес сам Господь.
Иерусалиму более всего недоставало опытных воинов. Балиан посвятил в рыцари 60 юношей из числа местной знати. Правда, титул не прибавил им навыков и опыта.
Саладин же не медлил, и 20 сентября его армия начала осаду священного города. Лагерь султана вначале расположился на западной стороне Иерусалима, где 88 лет назад стояло войско Раймунда Тулузского. Сарацины начали обстрел стен города, пытались идти на приступ, но им помешал… солнечный свет. Солнце слепило воинов Саладина и они отступили. Вечером бои возобновились, но вновь не дали результатов. Защитники Иерусалима отбивали атаки раз за разом 8 дней подряд.
Саладин пошёл на хитрость. Очередной штурм начался с восходом Солнца, когда оно светило в лица христиан. Сами сарацины были экипированы лопатками, которыми подбрасывали пыль и песок в глаза врагов. Но и это не помогло – оборона Иерусалима держалась. Вдобавок христиане предпринимали ночные вылазки, срывая арабам инженерные работы.
Тогда султан сменил позицию и перебрался на северную сторону, где в стенах не было ни ворот, ни ходов для вылазок. Там были установлены камнеметательные машины, тотчас же начавшие обстрел. Саладин разделил воинов на три отряда, и те, прикрытые щитами и лучниками из арьергарда, подошли вплотную к стенам Иерусалима. За два следующих дня они подрыли стены на 15 локтей, подперли их бревнами и подожгли. Подпорки прогорели и рухнули; стены и башни на этом участке были готовы обвалиться. Христиане пали духом. На улицах Иерусалима люди устраивали процессии, стеная и взывая к милосердию Господа.
29 сентября войскам Саладина удалось проделать брешь в стенах Иерусалима. Люди Балиана заделали её, но их уже постигло осознание неминуемого конца. В стенах города созрел заговор греческих и сирийских христиан. Они с трудом переносили своё подчинение католикам, выказывая недовольство их церковными ритуалами. Греки передали Саладину, что откроют ворота Иерусалима при условии, что султан будет милосерден и освободит их. Эти планы были вовремя раскрыты, но заговор оказался предан огласке. Это окончательно сломило дух жителей Иерусалима.
Христиане Иерусалима готовы были выйти из стен города на последний бой. Однако патриарх Ираклий увещевал отчаявшихся защитников: «На каждого человека в городе приходится до 50 женщин и детей; если же мы падём, то сарацины захватят их и не убьют, а обратят в веру Магомета, и они будут потеряны для Бога».
Балиан решил пойти на переговоры с Саладином. Однако сперва султан скептически отнёсся к предложению сдать ему город. Он уже не нуждался в капитуляции Иерусалима, будучи в состоянии взять его без каких-либо условий. К тому же, ранее он уже предлагал городу покориться и, получив отказ, дал страшную клятву: разрушить стены Иерусалима и истребить всех его жителей. Переговоры затянулись, в городе росло отчаяние. Наконец, султану было объявлено, что если нельзя сдаться ему на милость, то в противном случае он не получит ничего. Город обетованный и все мусульманские святыни в нём превратят в груду развалин и огромную могилу.
Решение Саладина исходило из планов на будущее этих земель. Он намеревался включить Палестину в состав своей державы, а, как известно, управлять благодарными подданными куда проще. Излишняя свирепость могла лишь навредить ему самому. И Саладин согласился — он даровал христианам жизнь и возможность выкупить свою свободу. Оставалось лишь договориться об умеренной плате. В итоге цена за свободу мужчины составила 10 золотых, за свободу женщины — 5 золотых, а за свободу ребенка — 1 золотой.
Средневековая миниатюра
Саладину вручили ключи от города. Но ступить в пределы Иерусалима он решил именно 2 октября. Это число в 1187 году совпало с двадцать седьмым днём месяца Раджаб – годовщиной странствия Мухаммада, завершившегося восхождением по небесной лестнице к трону самого Аллаха.
Сарацины водрузили свои знамена на башне Давида и закрыли все врата, кроме одних. У них была выставлена стража, контролирующая выход выкупивших свою свободу. Саладин отвёл на это 40 дней, а для контроля за массовым оттоком беженцев он организовал перепись по улицам.
Но в Иерусалиме было много бедняков, и заплатить за свободу могли, конечно, не все. Балиан сумел сторговаться на тридцать тысяч золотых за свободу семи тысяч христиан. Людям было позволено взять с собой то имущество, которое они считали нужным.
Миниатюра XV века, изображающая преподнесение Саладину ключей от Иерусалима
В день исхода христиан за стены города Саладин восседал на главной площади и наблюдал за их печальным шествием. Женщины и дети рыдали, страшась неизвестности. Мужчины несли не только свои пожитки, но и раненых. Брат Саладина, Сальфедин, не выдержал этого зрелища. Он обратился с просьбой к султану подарить ему 1000 рабов за участие в битве с правом распорядиться с ними, как ему будет угодно. Саладин согласился, и новые рабы его брата получили свободу.
Следом взмолились патриарх и Балиан. После того как Ираклий освободил семь сотен бедных, а Балиан — 500, султан решил явить и свою милость. Он повелел открыть ворота и выпустить всех бедняков с условием предварительного осмотра их имущества. Обманщика, бывшего в состоянии купить себе свободу, но пожалевшего денег, ждала кара.
Табор освобождённых был огромен и неповоротлив, а потому разделился натрое. Особняком шли тамплиеры и госпитальеры, а третью группу возглавил Балиан. Обездоленные странники нуждались в защите. Однако что в Триполи, что в Тире их не приняли. Беженцев нарекли предателями, ограбили и изгнали. Некоторые нашли прибежище, вернувшись в земли мусульман, другим удалось добраться до Европы. С ними туда пришла и весть о падении Иерусалима.
Саладин не потерял голову от победы и не стал чинить грабежей и массовых убийств. Сарацины отнеслись к православным христианам Иерусалима весьма терпимо, и им было дозволено остаться. Дома тамплиеров же отмывали и орошали розовой водой, мечеть аль-Акса была освящена заново. Очевидец этих событий повествовал королю Генриху II Английскому о падении Иерусалима и о «низвержении креста Храма Господа Нашего». Крест пронесли по всему городу и били его дрекольем.
В ноябре, обосновавшись в городе, Саладин решил разделаться с Тиром. Разведчики сообщали о постоянном притоке туда сил и припасов. Опасаясь прибытия подкреплений из Европы, султан счёл дальнейшее промедление недопустимым.
Тир был окружён не только высокими стенами, но и морем. Ни обстрел из осадных орудий, ни действия сарацинских галер не дали ожидаемого результата. Саладин, зная, что обороной Тира руководит маркграф Конрад Монферратский, вызволил из темницы его отца, пленённого в Иерусалиме. Сарацины водили старика по берегу и угрожали, что станут прилюдно пытать его. Но Конрад не уступил, гордо заявив, что долг перед Богом ему дороже сыновнего. Саладин оценил по достоинству такой ответ, и сохранил Вильгельму V Старому жизнь. После двухмесячной осады султан был вынужден отступить от Тира.
Миниатюра XV века, изображающая осаду Тира
Однако Иерусалимское королевство пало. В руках крестоносцев остались лишь Тир, Триполи да крепость иоаннитов Крак де Шевалье в Сирии. В следующем, 1188 году величайшие европейские монархи эпохи, король Англии Ричард I Львиное Сердце и германский император Фридрих II Барбаросса, вновь занесли молот войны над Ближним Востоком. Так начался Третий, но не последний крестовый поход.
Клип на песню Криса де Бурга «Крестоносец» Певец Крис де Бург посвятил кануну и истории Третьего крестового похода песню «Crusader» (рус. «Крестоносец») с рефреном «Иерусалим потерян». Снятый на эту песню масштабный клип открывают кадры с пилигримом, доставившим весть о падении Иерусалима, и триумфом Саладина в захваченном городе.Навуходоносор II: падение Иудеи
В 597 году до н. э. Навуходоносор сделал царем Иудеи Седекию, последнего сына Иосии. Первые годы новый царь был верен правителю Вавилона, но через несколько лет рискнул восстать.
Можно понять, что не все в Иудее хотели войны. Книга пророка Иеремии описывает спор между пророками в Храме Иерусалима, в четвертый год правления Седекии (за несколько лет до восстания). Пророк Анания говорил, что ярмо Вавилона скоро падет. С ним спорил Иеремия, который отговаривал от восстания. Иеремия пришел в Храм с ярмом, символизировавшим власть Вавилона, и Анания снял его с шеи Иеремии. Иеремия говорил, что из-за восстания деревянное ярмо будет заменено на железное.
Иеремия поддерживал контакты с сородичами, переселенными в Вавилонию. Он знал, что среди них тоже были волнения, и Навуходоносор казнил нескольких лидеров общины. Восстание не началось. Навуходоносор вызвал Седекию к себе, когда был в Сирии. Царь Иудеи, вероятно, подтвердил, что верен Навуходоносору.
Иудея не могла бороться с Навуходоносором в одиночку, поэтому ее союзниками стали другие малые царства Леванта — Эдом, Моав, Аммон, финикийские города Тир и Сидон. Восставшие надеялись на помощь египетского фараона Априя.
Навуходоносор ответил карательным походом. Сначала он взял все крепости Иудеи, а в начале 587 года до н. э. осадил сам Иерусалим. Остальные союзники либо вообще не выступили против вавилонян, либо были легко разбиты. Сопротивлялись только Тир и Сидон, но в итоге тоже сдались вавилонянам.
Согласно Второй книге царств, перед вторжением в стране оставались три крепости — Иерусалим, Лахиш и Азека. Сохранилось письмо иудейского военачальника с наблюдательного поста, который сообщал, что он видит сигналы из Лахиша, но сигналов из Азеки больше нет (город уже взят).
Осада Иерусалима продолжалась с небольшим перерывом 18 месяцев. Ее красочные описания сохранились во Второй книге царств и «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. Навуходоносор привел армию к стенам города, а затем удалился в свою ставку в Рибле.
Седекия ждал помощи от Египта. Армия фараона вступила в Иудею, но, по мнению исследователей, это была демонстрация силы. Фараон Априй показывал, что он достаточно силен, чтобы Навуходоносор не пытался атаковать его страну, но не хотел больше бороться за контроль над Ближним Востоком. Вавилоняне ненадолго сняли осаду Иерусалима и выступили навстречу египтянам. До битвы не дошло, и фараон увел армию в Египет.
Армия вавилонян держала блокаду вокруг города, а ее осадные машины разрушали стены. Наконец, в августе 586 года до н. э. они пробили стену тараном и начали штурм.
Царь Седекия с семьей и частью войска прорвался из гибнущего города, но на Иерихонской равнине его взяли в плен. Воины разбежались после того как покинули город. Пленного царя привели в Ривлу в лагерь Навуходоносора, который приказал убить сыновей Седекии у него на глазах. Казнили ряд аристократов поверженной страны, а Седекию ослепили и отправили в ссылку.
История Иерусалима от древности до наших дней
Иерусалим является не только важнейшей святыней христиан и евреев, но и третьей по значимости святыней ислама и домом для мечети Аль-Акса (мусульмане всего мира встречали эту мечеть в молитве до того, как ее направление было изменено на мечеть в Мекке). В нем также находится Купол Скалы, на который Пророк Мухаммед вознесся в своем ночном путешествии на небеса. Аль-Харам аш-Шариф, или Благородное святилище, как его еще называют, как евреи, так и мусульмане считают местом, где Бог помешал пророку Ибрагиму принести в жертву своего сына Исмаила (или Исаака у христиан и евреев).
К слову если вы хотите заказать экскурсии в Иерусалим на русском языке, то отличных гидов вы можете найти перейдя по ссылке.
Крестовые походы
В 1099 году нашей эры Иерусалим был завоеван крестоносцами, и его жители были перебиты (мусульмане, христиане и евреи в равной степени). На протяжении большей части XII века он стал столицей Иерусалимского Латинского королевства – государства крестоносцев.
В 1187 году под руководством Салах ад-Дина (Саладина), мусульмане отбили город, и, к большому облегчению христианских жителей, не было никаких убийств из мести. Тем, кто хотел уехать, было разрешено это сделать со всем своим имуществом и пожитками, а тем, кто хотел остаться, была гарантирована защита их жизни, имущества и мест отправления культа.
После этого под властью мамлюков, а затем и Османской империи, Иерусалим был перестроен и восстановлен, особенно Сулейманом II (также известным как Сулейман Великолепный), он построил новые стены, ворота, башни и акведуки для города.
В 1099 году первый крестовый поход принёс христианам Иерусалим. Святая земля почти век находилась под контролем государств, основанных крестоносцами. Однако уже в конце XII века многое переменилось…
12 июня 2018, 10:00Государства крестоносцев в Палестине были экзотическим для своего времени образованием. Они, основанные западными рыцарями, имели очень пёстрый этнический и религиозный состав. Здесь жили арабы, турки, евреи, армяне, греки, теперь же добавились европейцы. Здесь молились по православному и католическому обрядам, шииты обитали рядом с суннитами, исмаилитами и иудеями.
Кроме рыцарей, в Палестину потянулись колонисты, благо, государства крестоносцев занимали богатые и плодородные земли. Надо отметить, что крестоносцы весьма разумно вели хозяйство. Они не стали навязывать своих обычаев в управлении и только усовершенствовали местные установления, введя довольно лёгкие налоги на местных крестьян. Так что мусульманские земледельцы не только не бежали с занятых крестоносцами территорий, наоборот, многих сарацин соблазняла перспектива жить на более богатых землях со щадящим режимом управления.
Конечно, не следует идеализировать христианские государства на Святой земле. Это были нормальные феодальные домены с жёсткой иерархией, постоянными стычками на границах, войнами и набегами христиан на сарацинские территории и наоборот. Однако эти своеобразные, космополитичные государства были удивительным явлением тогдашнего мира. Между тем спустя век после основания над ними сгущались тучи.
В 1170-х годах Иерусалимское королевство лихорадило. Им правил Балдуин IV, страдавший проказой. Этот совсем ещё молодой человек обладал всеми достоинствами государственного деятеля: умом, храбростью, способностями к управлению, но в недолгой перспективе он был обречён. Королевская болезнь привела к долгому периоду нестабильности.
Однако на ниве борьбы с сарацинами Балдуин начал с эффектных успехов. Как раз в этот период на Востоке начала восходить звезда султана Саладина. Великий правитель мусульманского мира начал с похода на государство крестоносцев и неожиданно обломал зубы. Больной, полумёртвый король неожиданно отважно напал на Саладина у горы Монжизар и полностью разгромил его. Саладин чуть не погиб и вернулся в Египет побитым и униженным. Казалось, что проблема угрозы со стороны сарацин надолго снята. Однако Саладин был несгибаем.
Он не стал немедленно пытаться мстить за унижения, а вместо этого начал укреплять свою власть на Ближнем Востоке. К этому моменту он владел обширными землями в Египте и Сирии, но ему приходилось отчаянно лавировать между приближёнными и родственниками, лояльность которых была под вопросом. Вдобавок Саладин смог успешно блокировать попытки крестоносцев выдвинуться к Алеппо.
Однако главным успехом сарацинского владыки было объединение почти всего Ближнего Востока под собственным знаменем. Саладин последовательно овладел Алеппо, окрестными землями и потеснил атабеков Мосула. На занятых территориях султан обустраивался всерьёз и надолго: города не разорялись, волнения подавлялись без жалости, но и без лишней жестокости. Словом, этот блестящий правитель создал одну из наиболее мощных держав своего времени. К 1180-м годам он вновь был готов обратиться против латинских государств Палестины. Может быть, он сделал бы это и значительно позднее или даже вовсе не стал бы трогать Иерусалим в ближайшее время, но в отношения государств вмешался личный фактор.
Рыцари удачи
В начале правления прокажённого короля получил свободу один из самых колоритных типов эпохи крестоносцев — Рено де Шатильон.
До сих пор судьба Рено де Шатильона складывалась извилисто. Он был младшим сыном в семье рыцаря из Европы и, как многие, поехал пытать счастья на восток. Сначала его судьба складывалась удачно: он снискал славу рейдами против сарацин, а после бурного романа женился на молодой вдове — герцогине Антиохийской. Однако в очередном рейде он попал в плен и 15 лет провёл в заточении. За это время его жена умерла, а в мире вообще многое изменилось. Однако этот человек не мог сидеть на месте. Выйдя на свободу, он начал вести себя так, как будто этих пятнадцати лет просто не было. Рено быстро женился вновь и благодаря свадьбе приобрёл себе Керак — замок на самом краю владений крестоносцев, читай — на переднем крае боевых действий. Там его буйная натура получила возможность развернуться.
Пограничье между Иерусалимским королевством и землями сарацин не было рубежом современного типа с полосатыми столбами и сторожевыми собаками. Это была довольно широкая полоса, и в ней действовали законы той стороны, которая в данный конкретный момент топтала пограничье копытами своих коней. Предприимчивый Рено чувствовал себя в этой неустойчивой зоне вечной войны как рыба в воде. Благо и контроль из Иерусалима был слабым: Балдуин, измученный проказой, медленно и мучительно умирал, а на первую роль выходил женатый на его сестре Ги де Лузиньян, лишь недавно приехавший на Святую землю.
Ги вовсе не был таким ничтожеством, каким его изображали в популярных книгах и фильмах, но всё же мужем королевской сестры и, таким образом, наследником престола он сделался скорее за неимением лучшего кандидата, чем благодаря своим высоким качествам. Пока в Иерусалиме утрясали брачные вопросы, Рено резвился как хотел. Довольно широко распространена история о том, как Рено захватил караван мусульман-паломников. Нападением на караван в Палестине было никого не удивить, но в действительности Рено отчебучил нечто гораздо более любопытное. Он построил пять галер, в разобранном виде перевёз их на верблюдах к Красному морю, там собрал и принялся пиратствовать на суше и на море.
Мусульмане слишком привыкли считать Красное море своим внутренним. Теперь же по берегам ходили слухи один другого краше, включая сплетню о грядущем нападении на Мекку и Медину. Сам Саладин в это время геройствовал в северном Ираке и лично ничего поделать не мог. По возвращении султан дал волю чувству мести: 170 христианских корсаров, взятых в плен во время рейда Рено, были публично казнены (хотя сдались в обмен на обещание жизни), а расправа с самим де Шатильоном и уничтожение Иерусалимского королевства стали для султана делом принципа.
Хаттин. Крупнейшее поражение крестоносцев
В 1183 году Саладин начал готовить акцию возмездия. К этому моменту несчастный Балдуин буквально разваливался на ходу, и в качестве регента власть взял в свои руки Ги де Лузиньян. Был ли он бездарностью? Нет, Ги являлся недурным политиком и приличным воином, неплохо разбиравшимся в военном деле своего времени. Однако Иерусалимское королевство оказалось в опасности слишком страшной, чтобы его мог выручить полководец и король просто удовлетворительного уровня. Тем не менее поначалу Ги действовал разумно и осторожно. Он не позволял Саладину вторгаться глубоко в земли крестоносцев с помощью искусных манёвров и хорошего подбора позиций.
Однако авторитет Ги де Лузиньяна падал: он находился в этих краях без году неделя и не обладал таким авторитетом, чтобы заткнуть приближённых, обвиняющих его в трусости.
Ненадолго оправившийся от болезни Балдуин IV лишил Ги права регентства и завершил кампанию тем, что выдавил Саладина из Палестины.
Пару лет спустя король Балдуин наконец умер, а Иерусалимским королевством завладел в качестве законного правителя Ги де Лузиньян. Это событие многие феодалы восприняли без всякого восторга. Саладин же только укрепился в своём желании одолеть "франков". Для него поход на неверных не только диктовался необходимостью, но и был вопросом личного престижа защитника веры. Благо вскоре подвернулся удобный повод — наделавшее много шуму нападение Рено де Шатильона на мусульманский караван.
Саладин вёл огромную армию, поэтому Ги де Лузиньяну пришлось основательно тряхнуть мошной, чтобы собрать хоть сколько-то сопоставимое по численности войско. С одной стороны находились войска со всего Ближнего Востока, с другой — те, кого крестоносцам удалось мобилизовать на узкой полосе вдоль Средиземного моря или нанять за её пределами.
Саладин прекрасно знал, как воюет Ги, но сумел поразить слабое место христиан. В городке Тивериада его люди блокировали жену Раймунда Триполитанского, одного из главных христианских сеньоров в Палестине. Такую угрозу Ги не мог игнорировать. Удивительно, но как раз Раймунд советовал проявить осторожность. Однако остальные лидеры крестоносцев требовали спешить на выручку Тивериаде. Ги прекрасно помнил, как в прошлый раз за убедительную, но лишённую блеска победу без сражений его осмеяли и унизили. Теперь он прислушался к "ястребам".
Марш крестоносцев шёл в разгар летней жары по безводной пустыне. Христиане полезли прямо в ловушку, расставленную Саладином. Султан велел уничтожать колодцы по дороге, и рыцари быстро поняли, что направляются точно в западню. Люди и лошади всё сильнее страдали от жажды и жары.
3 июля 1187 года христианское войско встретило в окружении неподалёку от деревушки Хаттин. Крестоносцы быстро теряли силы от обезвоживания. На следующее утро Саладин не начал сражения, зато велел поджечь кустарник по дороге крестоносцев. Одновременно лучники сарацин вели непрекращающийся обстрел. Он наносил не слишком много ущерба, но крестоносцам приходилось идти полностью закованными в броню по убийственной пустынной жаре. Люди начали валиться от теплового удара, некоторые покидали войско и сдавались в плен. В этой ситуации группа рыцарей отчаянно атаковала мусульман, но те не приняли боя.
Ги де Лузиньян попытался использовать последний шанс: атаковать лично Саладина. В отчаянной рубке пробиться к султану не удалось, и после серии жесточайших схваток оставшиеся на ногах крестоносцы сдались в плен.
Наиболее знатных пленных привели к Саладину. Рено де Шатильон, понимая, что уйти живым ему не удастся, начал говорить дерзости и был зарублен лично Саладином. Кроме него казнили также госпитальеров и тамплиеров как принципиальных врагов сарацин. Величайшая реликвия крестоносцев — часть Истинного креста — была увезена в Дамаск.
Падение Святого города
Теперь Саладин поспешил использовать плоды своих успехов. Христианские города сдавались один за другим. Сидон, Бейрут, Аскалон, Яффа — практически все профессиональные воины ушли к Хаттину и теперь или погибли, или попали в рабство, так что бороться было некому. К тому же Саладин не зверствовал и повсюду предлагал мягкие условия сдачи. Великодушие и справедливость оказались мощным оружием: почти нигде сарацины не встречали отчаянного сопротивления. Однако некоторые пункты ещё оставались в руках христиан, например, крупный порт Тир, а также Иерусалим.
Здесь на передний план вышел ещё один заметный персонаж этой эпопеи — Балиан д’Ибелин. В отличие от героя Орландо Блума с тем же именем, реальный Балиан родился в семье владетельного сеньора в Палестине. При Хаттине он был среди счастливчиков, прорвавшихся сквозь ряды мусульман. Ибелин не собирался становиться последней надеждой Иерусалима. Он просто хотел увезти из города жену и детей. Для этого он договорился с Саладином, и султан разрешил эвакуировать родных.
Однако, когда Балиан прибыл в Иерусалим, горожане буквально пали ему в ноги, прося о защите. Балиан оказался перед страшной моральной дилеммой. Нарушать слово он не хотел, к тому же, обманув Саладина, Балиан отрезал путь назад не только себе, но и семье. Тем поразительнее, что Балиан согласился возглавить гарнизон. Имея лишь горсть профессиональных воинов, он посвятил в рыцари множество подростков благородного происхождения, мобилизовал всех, кто был способен держать оружие, запас провиант и как мог подновил крепостные стены.
Первые вялые атаки сарацин гарнизон легко отразил. Однако "сборная юниоров" и ополчение всё же не были настоящим войском, а превосходство мусульман по силам было подавляющим. В конце концов отрядам Саладина удалось подвести подкоп под стены города. Балиан начал переговоры с Саладином, но тот обещал устроить побоище. Дело в том, что город, оказавший сопротивление, по обычаям эпохи уже не мог рассчитывать на милость: мужчины подлежали истреблению, женщины и дети отдавались в рабство. Тогда находящийся перед лицом гибели Балиан объявил, что, если не удастся договориться о приемлемых условиях капитуляции, христиане будут сражаться до последней капли крови, разрушат все мусульманские святыни, казнят многочисленных пленных и погибнут все до последнего — сражаясь.
Такая решимость впечатлила султана. Стороны перешли к предметному обсуждению условий. Саладин оставил в силе своё разрешение вывести из города семью Балиана, более того, уехать свободно смогла даже вдова Рено де Шатильона. Основная масса христиан должна была внести за себя выкуп. В обмен на деньги людям разрешался безопасный проход с вещами до городов, ещё оставшихся под контролем христиан. Теоретически люди, которые не могли внести за себя выкуп, отправлялись в рабство, но на практике многих неимущих отпустили в качестве жеста великодушия. Всего в рабство отправилось до 15 тысяч человек. С современной точки зрения такое обращение выглядит не лучшим образом, но по меркам эпохи Саладин скорее проявил милость и лояльность к разгромленным вдрызг "франкам".
После этого началась перестройка Иерусалима под нужды победителей. Христианские церкви по большей части остались стоять, но их переделывали в мечети.
Для Саладина взятие Иерусалима стало кульминацией его успехов. Битва при Хаттине и потеря Иерусалима стали символической точкой перелома в успехах крестоносцев на востоке. Вскоре в Левант явится Ричард Львиное Сердце, которому удастся вернуть многие потерянные христианами города. Однако с этой поры государства крестоносцев на Ближнем Востоке начали катиться к упадку.
Вавилонский плен: участь побежденных
Навуходоносор не стал заселять территорию Иудеи другими народами. Данные археологии показывают, что страна не была полностью заброшена — поселения к северу от Иерусалима продолжали существовать и в VI веке до н. э. Жители сельских поселений продолжали совершать паломничества в разрушенный Иерусалим и совершать там религиозные обряды.
Основную часть пленных иудеев переселили в опустошенные земли на границе Вавилонии и Ассирии, где пленники селились самоуправляющимися общинами.
Переселенцы соблюдали свои традиции и хранили свои родословные и устные традиции. В то же время в повседневной речи место иврита занял арамейский. Переселенцы приняли вавилонские названия месяцев и стали принимать их имена, в том числе, включающие имена вавилонских богов. Через полтора столетия пророк Ездра читал в Иерусалиме Тору на иврите, а жрецы-левиты переводили его слова на арамейский для собравшихся слушателей.
После победы Кира Великого над Вавилонией иудеи-изгнанники смогли вернуться из Вавилонии в Иудею.
Царство небесное. История падения Иерусалима
Древняя Иудея: от Ассирийского ига к Вавилонскому
С VIII века до н. э. Иудея часто попадала под удары могущественных соседей. Страна платила дань Ассирии. В 701 году до н. э. царь Синахерриб повторно подчинил Иудею и разрушил многие города и увел пленных в рабство. Царь Манассия восстал против Ассирии, но провел несколько лет в плену в Вавилоне. В конце VII века до н. э. Ассирия пала, и Иудея смогла вернуть утраченные территории.
В 608 году до н. э. царь Иосия погиб в бою с египетским фараоном Нехо. Правитель Египта обложил иудеев новой данью. Через три года царевич Навуходоносор нанес несколько поражений египтянам и занял территорию Иудеи, а царь Иоаким признал над собой власть Вавилона.
В 601 году до н. э. Навуходоносор, уже унаследовавший трон, потерпел поражение у границ Египта. Иудеи рискнули восстать. Но через три года войска царя Вавилона осадили Иерусалим. Во время осады при неясных обстоятельствах погиб Иоаким, и новым царем был провозглашен его сын Иехония.
Через три месяца Навуходоносор взял Иерусалим. По приказу царя были вывезены сокровища Храма и дворца, а также золотые сосуды, посвященные в Храм еще Соломоном. Царская семья отправилась в Вавилон пленниками. Кроме нее были переселены в Междуречье 10 000 иудеев. Среди них были 7000 воинов и 1000 ремесленников и кузнецов.
Царь Иехония жил в Вавилоне, как почетный пленник. Ему полагалось содержание в 20 раз превосходившее содержание обычных иудеев-переселенцев. Вынужденные покинуть свою родину иудеи и их оставшиеся в Иерусалиме сородичи продолжали считать Иехонию законным царем.
В разных частях Иудеи сохранялись владения царя, доходы с которых он продолжал получать. Возможно, Навуходоносор рассчитывал когда-нибудь вернуть его на трон, но незадолго до осады Вавилона отказался от этой идеи. Поэтому Иехония был отправлен в темницу, где провел почти тридцать лет. Сын Навуходоносора освободил пленника и удостоил почестей, как бывшего царя.
Римская столица
После того, как Иерусалим был завоеван римлянами, он стал столицей династии Иродов, правившей под руководством Рима. В 70 году нашей эры римский император Тит разрушил Храм, чтобы наказать и отпугнуть евреев, восставших против его правления.
В 135 году нашей эры римский император Адриан перестроил город, возвел новые стены и официально назвал эту землю Палестиной, а Иерусалим был переименован в Элия Капитолина в честь римского языческого бога Юпитера.
Начиная с 313 года нашей эры, с повсеместным принятием христианства Римом, Иерусалим пережил возрождение, чему в значительной степени способствовала Святая Елена (жена императора Константина), которая спонсировала восстановление города в начале IV века. Он стал центром христианского паломничества.
К 638 году нашей эры, с быстрым распространением новой религии в регионе, ислама, город был захвачен арабской армией во главе с Абу Убайдой при халифате Умара ибн аль-Хаттаба, ислам пришел в Палестину.
Еще со времен Мухаммеда мусульмане считали Иерусалим важным местом паломничества после Мекки из-за его религиозного значения как места чудесного путешествия пророка на небеса.
Между 688 и 691 годами нашей эры была построена мечеть Купол Скалы аль-Валидом ибн Абд аль-Маликом. Два года спустя на том же месте была построена мечеть Аль-Акса в ознаменование места поклонения пророка. Две мечети и их окрестности стали известны как аль-Харам аш-Шариф.
К XI веку ислам существовал в этом регионе более 500 лет. Город получил мировую репутацию города трех конфессий. Но с приходом к власти Фатимидов, их империи, борющейся с христианским экспансионизмом, правители начали ограничивать поток христианских паломников.
В 1095 году нашей эры папа Урбан II провозгласил крестовый поход против мусульман в Палестине. Тем, кто будет сражаться, сказал он, обещано небесное искупление за их грехи.
Как пал Иерусалим: конец Царства Небесного
Собрав коней и копья в кулак, полупрофессиональная конница горожан вылетела из ворот, намереваясь достичь шатра Саладина неподалеку. Но мамелюки зажали и перебили героев. ч.2/2 >> начало <<
в узком проломе франки отбились, но это вопрос времени. (х/ф Царство Небесное) в узком проломе франки отбились, но это вопрос времени. (х/ф Царство Небесное)Однако время выиграно. За огромную сумму в 5 000 безантов сотня сержантов стражи согласилась держать пролом днем и ночью. Первый штурм пролома отбит, затем второй. Но ясно - падение Иерусалима это вопрос времени. Часть гарнизона предлагала пойти в героическую атаку и вознестись к Господу. Но другие спрашивали, что будет с жёнами и детьми в сарацинских лапах.
Переговоры
Крещеные сирийцы тайно вели переговоры с султаном о сдаче города в обмен на жизнь. Договорились открыть следующей ночью ворота в сирийском квартале на востоке. Но тут к султану прибывает на переговоры Балиан Ибелин…
спас франков Балиан Ибелин ( на тунике герб Иерусалимского королевства) спас франков Балиан Ибелин ( на тунике герб Иерусалимского королевства)Сначала Саладин отказал барону в почетной сдаче. Ибо город сдают в обмен на жизни штурмующих до штурма. А не в обмен на трупы после. В ответ Балиан Ибелин пригрозил, что христиане перебьют свои семьи и еще 5000 пленных мусульман. Уничтожат святыни всех религий, подожгут Гроб Господень и мечеть Аль-Акса. А затем выйдут к сарацинам с мечами в руках и вознесутся в Царство Небесное.
Мировое наследие на Храмовой горе Иерусалима. Слева внизу Стена Плача евреев. Они плачут по разрушенной святыне - Храму Соломона, без Дома Бога они обречены воевать с другими народами. Золотой Купол Скалы, где находится выступ скалы, с которого Пророк вознесся на небеса. Ближе к нам мечеть Аль - Акса, куда Пророк перенесся из Мекки. Она была резиденцией Ордена Тамплиеров. Все стоит на гигантском фундаменте Храма Соломона. Где стоял исчезнувший Ковчег Завета Ноя. Спасшего всех нас. Мировое наследие на Храмовой горе Иерусалима. Слева внизу Стена Плача евреев. Они плачут по разрушенной святыне - Храму Соломона, без Дома Бога они обречены воевать с другими народами. Золотой Купол Скалы, где находится выступ скалы, с которого Пророк вознесся на небеса. Ближе к нам мечеть Аль - Акса, куда Пророк перенесся из Мекки. Она была резиденцией Ордена Тамплиеров. Все стоит на гигантском фундаменте Храма Соломона. Где стоял исчезнувший Ковчег Завета Ноя. Спасшего всех нас.Страшная угроза подействовала. Христианам разрешили покинуть Иерусалим со всем добром, что смогут унести в руках.
Золото
2 октября 1187 года исламские знамена взвились над Иерусалимом. Все европейцы должны были покинуть город. За свободный выход мужчина платил 10 динаров выкупа, женщина – 5, ребенок –1. Огромную сумму в 28 000 динаров следовало уплатить за 8000 бедняков, но патриарх и рыцарские Ордена отказались это сделать.
Знать понеслась вон с золотом своим, бросив бедных на произвол судьбы.
Саладину такое отношение единоверцев было столь омерзительно, что он сам выкупил 1000 христианских бедняков. Его эмиры предлагали отобрать у богачей, бегущих по дороге, половину денег на выкуп несчастных.
Салах ад-Дин вернул святыни ислама своему народу Салах ад-Дин вернул святыни ислама своему народуНо Саладин отказался нарушить своё слово и условия сделки. Бедные семьи христиан остались в мусульманском Иерусалиме.
Когда 40-дневный срок перемирия кончился и Саладин ушел воевать дальше, они исчезли.
Жадные богачи радовались недолго. Пеший переход до графства Триполи – это сотни километров по пустыне, убивающей и без исламских стрел. За колонной неотступно следовали суль-аль-аскар: лавки мусульманских торговцев. Они скупали сокровища за копейки в обмен на воду. А в самом Триполи остатки добра отберут крестоносцы за защиту и кров.
Казалось, Господь оставил детей своих. Казалось, Господь оставил детей своих.Полумесяц
Саладин торжественно въехал в Святой город в пятницу. Когда пророк Мухаммед перенесся вместе с ангелом Джабраилом туда, где встанет Купол Скалы и мечеть Аль-Акса.
Крест с Купола Скалы сразу сброшен. 2 дня его будут таскать, плевать и пинать ногами. Дворец короля станет монастырем суфиев, резиденции Тамплиеров и Госпитальеров мечетями. Латинские церкви передадут мусульманам и сирийским христианам. А здания кяфиров омоют розовой водой. Так в огне героизма и предательства падёт Иерусалим.
Меньше сотни лет прошло, как Крест заменил Полумесяц над куполом Аль-Акса. И меньше семидесяти, как бедные рыцари на одном коне основали Орден Тамплиеров. За три месяца армия Саладина смела христианскую пыль. Казалось, Господь оставил детей своих.
Иерусалим в ХХ веке
Иммиграция европейских евреев в Иерусалим также росла, и некоторые группы евреев рассматривали этот город как свою вотчину. К 1900 году евреи составили самую большую общину в городе и имели разросшееся поселение за стенами Старого города.
В 1914 году Первая мировая война привела к беспорядкам, разрушениям и необходимости расширения и завоеваний со стороны европейских держав. Итак, в 1917 году Иерусалим был захвачен британскими войсками под командованием генерала Эдмунда Алленби.
В том же году министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур заявил о поддержке британским правительством еврейской родины в Палестине богатому и влиятельному сионистскому лорду Ротшильду.
После Второй мировой войны Иерусалим стал столицей Палестины, но находился под британским мандатом. По мере приближения конца мандата арабы и евреи стремились овладеть городом. Но меньшинства в городе, такие как христиане, предпочитали сделать его открытым для всех трех религий.
Этому мнению придали значение европейцы в Организации Объединенных Наций, которая, разделив Палестину на арабское и еврейское государства, заявила, что Иерусалим будет городом под международным управлением, но в качестве предполагаемого арабского государства.
Еще до того, как 14 мая 1948 года произошло разделение, в городе вспыхнули бои между евреями и арабами. 28 мая евреи в Старом городе сдались, но Новый город остался в их руках.
В 1967 году израильские войска взяли Старый город в Шестидневной войне с Египтом, Сирией и Иорданией. Они официально аннексировали Старый город и передали весь Иерусалим под центральное управление.
Арабским жителям Восточного Иерусалима было предложено обычное израильское гражданство, но почти все они предпочли сохранить свой статус иорданцев. Затем Израиль переселил многих арабов из Старого города, но обеспечил доступ к святым местам для мусульман и христиан.
К июлю 1980 года парламент Израиля одобрил законопроект, подтверждающий, что Иерусалим является исторической и неделимой столицей страны для всех евреев, но позиция сменяющих друг друга израильских правительств заключалась в том, чтобы сохранить Тель-Авив в качестве столицы (как признано ООН). Благодаря пригородам и жилищному строительству на территории, ранее находившейся под контролем Иордании, Иерусалим стал крупнейшим городом Израиля. Но раздоры между арабами и евреями продолжаются, к сожалению, и по сей день.
Читайте также: