Сколько евреев уехало в израиль из россии
Новым объектом нашего внимания стало явление эмиграции в Израиль. Каждый из нас имеет представление об этом, кто уехал, когда уехал, есть даже понимание почему уехали. Но давайте посмотрим на это явление с другой стороны, услышим точку зрения на эмиграцию из России непосредственно из страны, которая для многих стала "Землёй Обетованной".
Наш собеседник: Михаил Финкель. Специалист по международному праву, выпускник Рочестерского института, Мористаунского колледжа, доктор права Питтсбургского университета, автор ряда книг, раввин.
- Эмиграция евреев из России в Израиль представляет собой несколько этапов. Начнем с первых?
- Государство Израиль было создано евреями, выходцами из Российской Империи. Это и Давид Бен-Гурион, и Голда Меир, Леви Школьник, и многие другие деятели сионистского движения. Кого ни возьмем – все выходцы из России, которые завоевали свободу и независимость Израиля. Потом имеют место разные волны репатриации, далее уже из Советского Союза.
уроженка Киева Голда Меир и Джон Кеннеди уроженка Киева Голда Меир и Джон КеннедиНе секрет, что когда Израиль избрал путь не коммунизма, не сталинский путь, а путь свободы и демократии и поставил на альянс с США, тогда СССР разорвал отношения с Израилем. После этого в СССР евреи были не выездные, изучение иврита было запрещено, иудаизм был на полуосадном положении. Коммунисты, как и храмы, закрывали, взрывали синагоги, а то и перепрофилировали в склады с картошкой или клубы. Раввинов очень много пересажали, перестреляли, как и священников, здесь судьбы одинаковы.
В конце 40-х годов был закрыт государственный еврейский театр (ГОСЕТ), Сталин убил известнейшего Соломона Михоэлса. Но эмиграция была запрещена. Лишь с приходом Брежнева появляется первое окошко эмиграции в Израиль в конце 60-х годов. Далее были волны в 70-х, 80-х годов, ну и далее уже эмиграция из России. Все эти волны совершенно разные, и ментальные, и культурно.
- В чем особенность мигрантов 60-х-70-х?
- Эмиграция этого периода, включая начало 80-х годов – эмиграция идеологическая, это были люди идейные, верящие в то, что еврей должен жить в своей стране. Они устали от антисемитизма и преследования в СССР, да и в других странах мира. Эти люди хотели быть самостоятельным и гордым народом на своей земле, земле своих предков, а не просить ни у кого, и не заискивать. Хотели быть народом-воином, народом-изобретателем, а не «подхрюкивать» на территории Советского Союза, где был традиционный антисемитизм, где евреев не пускали во многие институты, где нужно было всю жизнь преодолевать пресловутую «пятую графу», презрение к себе, унаследованное еще со времен царской России. Душок черносотенцев, к сожалению, никуда не ушел.
- Новая волны - это уже 90-е?
- В конце 80-х, в 90-х годах начинается репатриация, вызванная распадом Советского Союха и экономическими причинами. Огромные очереди, талоны на еду, на соль, на сахар. Пустые полки, на которых была только синюшняя рыбка непонятной свежести. Рухнул Союз, возникли новые Республики. Был страх новой волны антисемитизма. В конце 80-х возникло общество «Память» под управлением Васильева, марширующих в черных рубашках и выкрикивая антисемитские лозунги. На Украине тоже появляется «Рух». В воздухе пахнет погромом, как им пахнет всегда, когда нечего есть и плохая экономика.
Поэтому, в основном, люди ехали, спасая своих детей, желая жить в обществе, в котором в магазинах есть еда, нормальная медицина, хорошее образование, достойная жизнь стариков.
- Легко обрели новую жизнь они?
- Эта волна столкнулась со сложностями, приехав сюда. Было презрение к Советскому Союзу и выходцам из него. Израиль многие годы был в хвосте американской кометы, 51-м штатом. Поэтому риторика и философия Холодной войны, в которой Россия и всё русское были врагами Америки, не могла не повлиять на Израиль.
Над русскими евреями подсмеивались, издевались, это происходит постоянно. В начале 90-х ситуация была катастрофически тяжелой, люди выехали из нищей страны с несколькими сотнями долларов в карманах. Профессора, академики, скрипачи, зарабатывали тем, что мыли туалеты, подъезды.
- С началом нового века тип эмигрантов изменился?
- Потом уже пошла «шоколадная» репатриация из России, в 2000-х, 2010-х годах. Приезжали люди богатые. Они ехали, чтобы получить гражданство. Им Израиль был не нужен, а паспорт позволял без виз посещать Европу, Канаду, Австралию, легко получить американскую визу.
Им нужна была еще хорошая медицина для себя и пожилых родителей. Деньги можно было хорошо вложить в недвижимость, в элитные дома Тель-Авива. Прикольно и престижно. Это совершенно другая репатриация. Люди потом, возвращались в Россию, делать бизнес там, или частично жили то в России, то в Израили. Привозили сюда учиться своих детей, а дальше отправляли их либо назад в Россию, либо на Запад.
О том, как живут "русские евреи" в Израиле мы поговорим в продолжении материала.
Пока же, можете почитать наш материал о первом президенте Израиля.
Тут появилась надежда
— И почему эти мысли пришли? Вы же выучили иврит, даже писали песни, но всё-таки вернулись в Россию.
— Одно дело — знать язык, другое дело — писать на нём стихи. Чтобы язык стал родным, нужно уезжать, когда тебе не больше 10 лет. Пока молодой, ничего не сложно. Всё манит новыми горизонтами, всё обещает приключения, новые страницы в жизни. Но переехавшему в зрелом возрасте серьёзно конкурировать с людьми, родившимися в Израиле, получившими израильское образование, имеющими общее израильское прошлое — школу, армейскую службу, — конечно, невозможно.
Когда в России начались перемены, я сначала просто стал сюда наведываться. И почувствовал, что у общества появилась надежда, общество задышало иначе. И к этой оптимистической, устремлённой в будущее волне, пропитанной светлыми надеждами на то, что теперь всё будет как у людей, конечно, хотелось прикоснуться. И я этой волной тоже был подхвачен.
По мере того, как в России стали появляться студии звукозаписи, независимые актёрские агентства, антрепризы, театральные труппы, мне становилось всё интереснее. И в какой-то момент я понял, что надо определяться, потому что я не могу челночить туда-сюда. И поскольку вся моя работа так или иначе уже была связана с Россией, я остался здесь.
— Сейчас какую страну вы считаете больше своей родиной и почему?
— Родина у меня одна — Петербург. Я патриот своего города. Я его люблю, я в нём родился, я его очень хорошо знаю, он для меня живой, он меня питает, и мне без него тяжело. Я по нему скучаю, когда в отъезде. Безусловно, такие же чувства не могу испытывать к Челябинску или Новокузнецку, тут уж меня не в чем винить.
Другое дело, если вы меня спросите, считаю ли я Израиль родной своей страной. Да, считаю, потому что полученный во время жизни там бесценный опыт никуда не делся. Здесь остались друзья, обретённые мною в иммиграции, духовные знания, эмоции. Всё это мне дорого.
«А оно не пошло»
Валентина Оберемко, «АиФ»: Максим, согласно примерным оценкам посольства Израиля, сегодня в России живут 100 тыс. израильтян. Многие из них вернулись в страну после 2000-х гг. и продолжают возвращаться. Почему?
Максим Леонидов: Начнём с того, что из СССР и из России в Израиль уезжали по-разному. Да, в 1990-е, когда уехал я, многие были уверены, что прощаются с Россией навсегда. Но когда дипотношения между странами наладились и уже можно было свободно передвигаться по миру, многие начали приезжать обратно.
Человеку свойственно искать лёгкой доли, лёгкой жизни, поэтому люди мигрируют. Это нормально. Просто в нашей стране к этому процессу повышенный и болезненный интерес. В других местах никого особенно не удивляет, когда человек куда-то ещё поехал жить. Поехал, попробовал, не получилось — вернулся. А у нас сразу: «Ага! Уехал за сладкой долей, за длинным долларом! Сбежал!» Почему сбежал? Какая-то тюремная терминология получается! Мы до сих пор почему-то говорим с отголоском этой лагерной жизни, боимся выйти за пределы барака. На тех, кто не побоялся, смотрим с недоверием и завистью. На тех, кто вернулся, — со злорадством. Но то, что не у всех получается, — это нормально.
— Почему уезжают обратно из Израиля? Кто-то думал, что всё там само пойдёт в руки, а оно не пошло. Кому-то там очень жарко. Кто-то выяснил: чтобы работать по специальности, нужно ещё поучиться, потому что нашего диплома недостаточно, а сил на учёбу уже нет. Плюс конкуренция высока — страна-то маленькая, не то что с СССР — с Россией не сравнить!
Кто-то попробовал учить язык, а это тяжело — возраст не тот, язык сложный. А без знания языка получить хорошую работу вряд ли удастся. Так что причин множество.
Сколько евреев уехало в израиль из россии
Над темой номера работал
Марк ТОЛЬЦ II
Еврейская эмиграция из бывшего СССР с 1970 года составила почти
2 миллиона человек
Наиболее значительным событием еврейской истории конца ХХ века было образование глобальной постсоветской еврейской диаспоры вследствие массовых миграций. В их результате подавляющее большинство евреев Советского Союза — к моменту его распада имевшего третье по численности еврейское население в мире — оказались за его пределами. Для понимания процесса формирования постсоветской еврейской диаспоры мы рассмотрим эмиграцию евреев и членов их семей из бывшего СССР III . При этом необходимое внимание будет уделено также реэмиграции части тех, кто первоначально направился в Израиль. Основываясь на анализе демографических процессов, мы попытаемся решить задачу определения динамики численности евреев, имеющих свои корни в бывшем СССР. В заключение будет представлена оценка общей численности современной постсоветской еврейской диаспоры и её распределение по странам.
Начавшаяся в 1970-е годы массовая эмиграция евреев и членов их семей за пределы Советского Союза положила начало формированию современной глобальной географии постсоветской еврейской диаспоры IV . Впрочем, необходимо отметить, что затем наступил временный перерыв, и советские власти в течение большей части следующего десятилетия — особенно строго в 1982-1986 годах — вновь вернулись к политике резкого ограничения еврейской эмиграции из СССР. Всего в 1970—1988 годы 291 тысяча евреев и членов их семей покинули Советский Союз, и большинство из них — 165 тысяч (57%) — направились в Израиль (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1. Эмиграция евреев и членов их семей из бывшего СССР, 1970—1988 и 1989-2009 годы, тысяч человек
В том числе в:
Доля Израиля, %
* Данные за 1970-1988 годы включают мигрантов, выбывших по израильской визе во все страны, кроме Израиля; данные за 1991-2009 годы относятся только к тем, кто получил поддержку со стороны Общества помощи еврейским иммигрантам (ХИАС).
** Данные относятся к году выбытия из СССР.
*** Включая мигрантов, которые не получали помощь со стороны ХИАС.
Источник: Тольц М. После исхода: постсоветские евреи в современном мире. Авторизованный пер. с англ. И.В. Ивахнюк // Международная миграция: экономика и политика. Под. ред. В.А. Ионцева. М., 2006. С. 121 [обновлено].
Рисунок 1. Эмиграция евреев и членов их семей из бывшего СССР в 1989-2009 годы по основным странам назначения, тысяч человек
* Данные за 1991-2009 гг. относятся только к тем, кто получил поддержку со стороны Общества помощи еврейским иммигрантам (ХИАС),
Начиная с 1989 года, массовая эмиграция достигла таких масштабов, что впервые стала играть основную роль в сокращении численности евреев в Российской Федерации. В большинстве других постсоветских государств падение численности евреев вследствие эмиграции было ещё более быстрым. В целом темп этого исхода оказался даже выше, чем тот, что был у массовой эмиграции евреев из Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков V .
Всего за четыре десятилетия (1970-2009 годы) территорию бывшего СССР покинули более 1,9 млн. евреев вместе со своими родственниками-неевреями. Подавляющее большинство — свыше 1,6 млн. — сделало это в 1989-2009 годах, когда количество эмигрантов в 5,6 раза превысило их число за предшествующий период 1970-1988 годов. Из всех выехавших в 1989-2009 годы около 998 тысяч человек (61%) направились в Израиль. Число евреев и членов их семей, переселившихся в тот же период в США, может быть оценено примерно в 326 тысяч Количество мигрировавших за этот период в Германию составило 224 тысячи.
В 1989 году СССР покинули 72 тысячи евреев и членов их семей, подавляющее количество которых — 56 тысяч (78%), направилось в США. В конце данного года американское правительство отказалось от приема лиц, выехавших по израильским визам, и в дальнейшем процедура оформления разрешений на въезд в США шла только непосредственно в государствах бывшего СССР. На еврейскую иммиграцию в США с постсоветского пространства были введены квоты. При этом четкое предпочтение отдавалось тем, кто имел близких родственников в США VI .
Между тем окончательный кризис советской системы привел к пику эмиграции. В 1990 году СССР покинули 205 тысяч евреев и членов их семей. Подавляющее большинство из них — 185,2 тысячи (90%) направились в Израиль, т.е. больше, чем за все предшествующее двадцатилетие 1970-1989 годов, когда 178 тысяч человек прибыли в эту страну. В 1991 году, к концу которого СССР прекратил свое существование, из него эмигрировали еще 195 тысяч, из них 147,8 тысячи (76%) направились в Израиль. В 1992 году общее число евреев и членов их семей, выехавших за пределы бывшего СССР, снизилось до 123 тысяч, а в 1993 году оно составило 127 тысяч. Затем масштабы еврейской эмиграции постепенно сокращались до 1998 года, что во многом соответствовало снижению численности евреев и членов их семей в бывшем СССР, а значит, и количества потенциальных эмигрантов. В этот период немногим более половины (52-59%) мигрантов направлялись в Израиль.
Финансовый кризис 1998 года привел к существенному росту эмиграции из России и в целом со всего постсоветского пространства. Уровень эмиграции из Российской Федерации в Израиль в 1999 году вернулся к показателю 1990 года. При этом доля Израиля как принимающей страны во всей эмиграции евреев и членов их семей из бывшего СССР повысилась до 67%. В условиях кризиса их намного возросшее желание эмигрировать реализовалось в основном благодаря возможностям, предоставленным израильским Законом о возвращении VII . В последующие годы в целом цифры постсоветской еврейской эмиграции снижались VIII . Это вполне коррелировало как с резким сокращением еврейского демографического потенциала на территории бывшего СССР, так и со стабилизацией ситуации и начавшимся экономическим ростом в большинстве постсоветских стран.
После 11 сентября 2001 года роль США как страны назначения в постсоветской еврейской эмиграции резко упала. Германия с начала 1990-х годов имела свою программу привлечения евреев из бывшего СССР IX . В 2002—2004 годах еврейская иммиграция с постсоветского пространства в эту страну была временно более многочисленной, чем в Израиль. Однако затем Германия быстро свернула свои усилия по привлечению евреев из постсоветских государств X . Лишь Израиль продолжал держать границы открытыми перед евреями всего мира и их близкими.
По данным за 1989-2001 годы, когда все три вышеназванные страны активно принимали евреев и членов их семей из бывшего СССР, из Российской Федерации прибыло в Израиль почти столько же иммигрантов, сколько из Украины (табл. 2). В тот же период, по нашей оценке, в США из Украины въехало в 1,6 раза больше человек, чем из Российской Федерации, а для миграции в Германию разрыв был ещё большим — в 2 раза. В результате, в эти годы доля выходцев из Украины в общем числе евреев-мигрантов из бывшего СССР и членов их семей была преобладающей среди переселившихся в США (41%) и особенно в Германию (56%). Удельный вес въехавших в эти страны из Российской Федерации был существенно ниже (26% и 27% соответственно). Стоит отметить, что среди мигрантов в Германию общая доля тех, кто происходил из Закавказья и Центральной Азии, была небольшой (4%) и равнялась соответствующему показателю для стран Балтии, несмотря на огромные расхождения в численности еврейского населения этих регионов к началу миграции.
Таблица 2. Распределение эмигрировавших из бывшего СССР евреев и членов их семей по основным регионам выбытия и прибытия, 1970-1988 и 1989-2001 годы, тысяч человек
Сколько евреев эмигрировало из России и когда? 0
Русские евреи сформировались в основном из еврейского населения, оказавшегося на территории России в результате разделов Польши в 1772 – 1815 годах. Постепенно их еврейская сущность с высокой энергией, необходимой для выживания в иной среде, обогатилась русскими культурными ценностями, и они превратились в одну из важнейших частей мирового еврейства – русское еврейство[1].
За последние двести лет из Российской империи, Советского Союза и СНГ выехало более 4.250.000 евреев[2]. Они внесли существенный вклад в сохранение русской культуры за рубежом и в развитие современной западной цивилизации. Роль евреев-выходцев из России в возникновении и построении Государства Израиль трудно переоценить.
Российские подданные оставляли родину, начиная со времен Ивана Грозного. Факты выезда из страны и количество покинувших ее ни правительство Российской империи, ни, тем более, советская власть, не стремились разглашать, и четких сведений об этом важном аспекте истории нет. Русские и советские историки зависели от идеологических установок руководства в отношении эмиграции вообще и еврейской в частности. Даже нынешние российские историки из-за неоднозначности ответа на вопрос, относить ли евреев к числу русских эмигрантов, зачастую вовсе не учитывают эмигрантов-евреев, или относят их к русским[3].
Самой распространенной классификацией в российской науке об эмиграции является деление ее на три волны: 1-я – после революции 1917 г., 2-я – после 2-й мировой войны и 3-я – начавшаяся в 1970-е гг. и продолжающаяся до наших дней[4].
Но «трехволновая» классификация не учитывает массовый исход евреев из России в 1881–1914 гг. и такие немалые потоки примерно в те же десятилетия, как студенческая или учебная эмиграция (в своем большинстве – евреев), как трудовая эмиграция – выезд крестьян и рабочих на заработки, религиозная – выезд староверов, духоборов и молокан[5] в связи с притеснениями их в Российской империи, как политическая эмиграция, насчитывавшая многие десятки тысяч революционеров различного толка, начиная с идеолога анархизма Михаила Бакунина, – в ее составе было много евреев; наконец, выезд деятелей науки и культуры, не нашедших в России применения своим творческим возможностям. «Из России ушла не маленькая кучка людей; ушел весь цвет страны…»[6]
Деление на три волны не отражает истинного положения вещей в еврейской составляющей этой эмиграции, и мы изложим разработанную нами классификацию. Термин «волна» мы заменили термином «период». Собранные сведения позволили свести эту эмиграции к шести периодам[7].
Предыстория. Направление еврейской миграции в Европе веками шло с запада на восток – из высокоразвитых стран в сравнительно отсталые. Однако в XVII в. это направление резко изменилось: евреи начали эмигрировать с востока на запад, в крупнейшие экономические и культурные центры Западной Европы. Наступивший поворот имеет свою точку отсчета – 1648 г. – год погромов Богдана Хмельницкого. Тогда часть евреев юго-восточной Польши (нынешней Украины) бежали в западные и северо-восточные районы Польши, в Чехию, Австрию, Германию; они составили ядро ашкеназских общин Голландии и отделившейся от нее в 1830 г. Бельгии. Эмиграция на Запад усиливалась в последующее время, она привела к изменению структуры и образа жизни еврейского населения, росту его роли в экономической, социальной и культурной жизни Западной Европы и обеих Америк.
I период: Эмиграция набирает силу (с 1860-х годов до 1881 года). Еврейская эмиграция из России, ставшая заметной в первой половине XIX в., усиливается в 1860-е гг. Евреи бежали от голода, безработицы, перенаселенности, военной службы, религиозной нетерпимости, угрозы погромов, депортации, запрещения жить в сельской местности, невозможности дать детям хорошее образование.
II период: Массовая эмиграция 1881-1914 годов. 1881 г. – год начала погромов после убийства императора Александра II – стал поворотным. Еврейская эмиграция из маргинального явления превращается в фактор, значение которого выходит далеко за пределы России и в огромной степени влияет на историю всего еврейского народа. Несмотря на значительные юридические и административные трудности, связанные с отсутствием в Российской империи законодательства об эмиграции, количество уезжавших росло с каждым годом, достигая апогея во время изгнания евреев из городов – например, из Москвы в 1891 г., после Кишиневского и Гомельского погромов в 1903 г., и в особенности после погромов 1905-06 гг., связанных с Первой русской революцией. Всего за это время Россию покинули примерно 2 млн. евреев, из них около 80% направились в США, а остальные – в Канаду, Аргентину, Палестину (более 40.000), Южную Африку, Англию, Францию, Германию и другие страны. Попав на Запад, многие евреи уходили от своего культурного и религиозного наследия, чтобы найти новые формы жизни в рамках эмансипированного еврейства Западной Европы и Северной Америки. В Палестине же они занимались поисками самобытной еврейской культуры, возрождали иврит и еврейскую независимость – становились народом на своей земле. Это не исключало продолжения участия в исканиях русского общества, с его народничеством, симпатиями к земледельцу, идеями и лозунгами революционного движения. Так что еврейское население в Палестине до 1914 г. развивалось и как часть русского еврейства.
За это время в Палестину переехало около 30.000 советских евреев.
IV период: Послевоенные десятилетия. Период, начавшийся в конце 2-й мировой войны и продолжавшийся более двух десятилетий (1944 – 1967), вначале касался в основном евреев, имевших польское, чехословацкое и румынское гражданство. Уехавших нелегально советских евреев было около 20–25 тыс., в их числе – сотни военнослужащих из советской оккупационной зоны Германии, около тысячи хасидов Хабада[9] и несколько тысяч – с помощью организации «Бриха» («Бегство»), действовавшей в Советском Союзе в 1944-46 гг. Наступившая после смерти Сталина (1953) хрущевская «оттепель» сказалась и на эмиграции – 6.916 советских евреев прибыли в Израиль в 1954-67 гг. А в 1956-59 гг. около 25.000 евреев выехало в Польшу. Большинство из них вскоре репатриировалось в Израиль.
V период: Эмиграция 1970-х годов (1968 – 1988 годы). Выезд в Израиль, прекращенный советскими властями после Шестидневной войны (1967), был возобновлен в 1969 г., в основном с пропагандистскими и шпионскими целями, но эмиграция вышла из-под контроля. Из 294.000 евреев, расставшихся в то время с Советским Союзом, больше половины (168 тыс.) прибыли в Израиль, тогда как остальные (126 тыс.) предпочли Запад, в основном Северную Америку.
VI период: Массовая эмиграция 90-х годов: с 1989 по первое десятилетие XXI века. Два важных события изменили размеры и направление еврейской эмиграции из СССР: распад Советского Союза, начавшийся в 1988 г. и завершившийся его формальной ликвидацией 31.12.1991 г., и связанное с этим решение госдепартамента США (октябрь 1989) о прекращении выдачи советским евреям виз в Вене и в Италии, годами служивших для эмигрантов транзитными базами, и о получении их (виз) в американском посольстве в Москве. Эти события привели к гигантскому всплеску эмиграции евреев из Советского Союза с пиком в 1990-91 гг. Всего за 1989 – 2007 гг. из Советского Союза и стран СНГ выехало 1.670.000 евреев и членов их семей, из них в Израиль прибыло 1.060.000 человек, а на Запад – 610.000, в том числе в США более 350 тыс., остальные – в Германию, Канаду, Австралию, Францию и другие страны.
При общем взгляде на эмиграцию из России в XIX, XX и начале XXI веков достаточно хорошо видна разница между потоками до революции 1917 г. и после нее. В 1860 – 1914 годы из России эмигрировали около 4,5 миллионов человек[10], из них более 2 миллионов евреев, то есть около 46% всех эмигрантов. Эта группа состояла из населения, в основном говорившего на идиш и занимавшегося ремеслами и торговлей. Среди них было сравнительно мало людей свободных профессий и других представителей интеллигенции. Такая же ситуация была и у эмигрантов-неевреев. Небольшие группы людей свободных профессий, студентов и политических эмигрантов не меняли общей картины преобладания в обеих группах людей физического труда.
С 1917 по 2007 годы из Советской России, Советского Союза и СНГ эмигрировали более 10,5 миллионов человек, из них около 2,25 миллионов евреев и членов их семей, то есть чуть более 21%. В этой группе еврейских эмигрантов количество людей свободных профессий и интеллигенции был значительнее (по-видимому, порядка 40%), и русскоязычные евреи составили значительную часть российской эмигрантской элиты[11], в частности в период между двумя мировыми войнами (1918 – 1939), когда, как писал А. Солженицын, в культурном воздухе Российского Зарубежья влияние и участие евреев было более чем ощутимо[12].
В эмиграции русская и русско-еврейская интеллигенция во многом действовали сообща. Они работали вместе во всех ведущих газетах и журналах: «Сегодня» (Рига) и «Рубеж» (Харбин), «Руль» и «Новая русская книга» (Берлин), «Последние известия» и «Современные записки» (Париж), «Новое русское слово» и «Новый журнал» (Нью-Йорк). Владельцами издательств в основном были евреи. Павел Милюков и Николай Авксентьев печатались в «Еврейской трибуне», где секретарем редакции был Вадим Руднев. В работе Объединения русско-еврейской интеллигенции в Париже участвовали Николай Бердяев и Георгий Федотов. Русские и евреи в эмиграции вместе создавали учебные и научные учреждения (Русский научный институт в Германии, Русский юридический институт в Чехословакии, Политехнический институт с заочным обучением на славянских языках в Париже), вместе организовывали многочисленные культурные мероприятия. История русского Берлина, русского Парижа и русского Нью-Йорка, с их многочисленными русскими организациями, в которых было немало евреев, и не меньшим количеством русско-еврейских организаций (с участием этнических русских) также указывает на большой процент евреев в интеллектуальной элите выходцев из России. Многие русско-еврейские интеллектуалы в зарубежье являлись крупнейшими творческими личностями, значимыми не в меньшей степени в русской культуре – сэр Исайя Берлин, Марк Вишняк, Иосиф Гессен, Хаим Сутин, Аарон Штейнберг, Яша Хейфец, Лев Шестов, Семен Франк, Марк Раев, другие.
Выдвигала евреев в первые ряды и их политическая активность. Большое количество эмигрировавших евреев были меньшевиками – так, все их лидеры, находившиеся в Берлине в начале 1920-х гг., кроме Бориса Николаевского, были евреями; эсерами – в эту партию, например, входили все 5 редакторов (трое из них были евреями) парижских «Современных записок» (по определению П.Н. Милюкова, «праздника нашей свободы»[13]), кадетами, – так Максим Винавер, который стал редактором культурнейшего зарубежного журнала «Звено», был одним из основателей и руководителей партии кадетов[14].
Евреи, уезжавшие из России, в основном поселялись в различных странах Европы и Америки и включались в общественную и культурную жизнь новых стран проживания, постепенно сливаясь с окружением (что характерно для любой эмиграции), но не теряя своего культурного лица или, по крайней мере, памяти о своем недавнем историческом прошлом. В середине и во второй половине ХХ в., пережив ужасы Холокоста, часть этой группы (или их потомки) переселилась в Израиль. Другие, сионисты, сразу же направлялись в Палестину, меняя при этом свою социальную принадлежность и род занятий и создавая в Стране Израиля основы нового государства, провозглашенного в 1948 г. Всего в Палестину и Израиль в 1860 – 2007 годы прибыло более 1.300.000 русских евреев и членов их семей.
Именно евреи России создали палестинофильское движение (Хиббат Цион; его основоположником стал Иехуда Лейб Пинскер /1821–1891/), целью которого было поселение на земле предков. И они же, евреи России, переселяясь в Палестину/Эрец-Исраэль, осуществляли эту цель.
Однако в небольшой стране не всем вновь прибывшим удавалось найти достойное место под ее жарким солнцем, и немалое число репатриантов уехали из Израиля. Так, с 1990 по 2006 г. Израиль покинули 132 тыс. бывших граждан СССР[15], и многие среди наших соотечественников в странах русско-еврейской диаспоры обладают израильским гражданством.
Общины русских евреев-эмигрантов в странах Запада сохраняли традиции еврейской жизни и религии, а антисемитизм обострял их национальное самосознание. Некоторых объединяло чувство горечи в связи с поражением русской демократии в годы революции, других (как группа Иосифа Бикермана в Берлине) – чувство вины из-за роли евреев в этой революции, третьих – стремление к возрождению своего государства на земле предков и, наконец, видимо, большинство русских евреев-эмигрантов, – желание достойной жизни в странах эмиграции, раз это невозможно в России. Их объединяли тяга к знаниям, предприимчивость, стремление к новаторству, национальное самосознание с ощущением уникальности судьбы своего народа; их объединял русский язык, русская культура и, в различной степени, российская/советская ментальность. Несмотря на противоречия, ссоры и разногласия, русское еврейство в Зарубежье, особенно в межвоенный период (1918–1939 гг.), представляло собой в достаточной степени целостный национальный организм.
Примечания
* НИЦ «Русское еврейство в Зарубежье»/
[1] К русскому еврейству в изучаемую эпоху мы, как и большинство авторов, относим всех евреев, проживавших на территории России, СССР и СНГ.
[2] Пархомовский М., Харув Д. На четырех краях земли: Еврейская эмиграция из России (1881–1939) // Лехаим. 2009. № 6.
[3] Сведения об эмиграции евреев появились в российской печати только в последние годы – см.: Горелик Б.М. Российская иммиграция в Южную Африку: вчера и сегодня. М., 2007. 256 с.; Гузевич Д., Макаренкова Е. при участии Гузевич И. (Публ.) Российская эмиграция во Франции в 1940-е. Полицейский отчет 1948 года «La colonie russe de Paris» («Русская колония в Париже») // Диаспора: новые материалы. VIII. Париж – С. Петербург, 2007. С. 341, 342, 402.
[4] Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом // Отечественная история. 1996. № 1. С. 53–69; Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции (1919–1939). М., 1994. 296 с.
[5] Молокане оказались в США не без помощи евреев: представитель ХИАСа Александр Гаркави (1863, Минская губ., – 1939) выручил молокан, у которых не было требуемого для въезда в Америку денежного ценза.
[6] Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование … С. 60.
[7] За основу настоящей классификации взята работа Дана Харува «Еврейская эмиграция из Российской империи и Советского Союза: статистический аспект» // Русское еврейство в Зарубежье (далее – РЕВЗ). 1999. Т. 6. С. 350–355 (далее – 6: 350–355).
[8] Хейфец М. Как «русские» создавали Израиль в первые десятилетия государства // Израиль: русские корни. 2011. С. 55–83.
[9] Хасиды – участники массового религиозного движения в еврействе Восточной Европы, считавшие идеалом благочестия активное участие в жизни. Хабад – одно из течений хасидизма.
[10] Williams Robert C., Сulture in Exile: Russian Emigres in Germany, 1881–1941, Ithaka and London. 1972. Р. 20.
[11] Гусефф К. Русские евреи во Франции: эволюция и численность сообщества (1900 – 1939) // РЕВЗ. 9: 18–33.
[12] Полнее цитата звучит так: «Во всем культурном воздухе российского зарубежья между двумя мировыми войнами влияние и участие евреев более чем ощутимо […] Нельзя не сказать в этой связи о предпринятом в 90-х годах в Израиле издании очень интересных сборников “Евреи в культуре Русского Зарубежья”, длящемся и поныне» // Солженицын А. Двести лет вместе. Часть 2. М.: Русский путь. 2002. С. 161.
[13] Цит. по: Вишняк М. «Современные записки» // Новый журнал. 1948. № 20. С. 225.
[14] Коростелев О. Парижское «Звено» (1923 – 1928) и его создатели // РЕВЗ. 6: 177–201.
[15] Эмиграция из Израиля [Данные статистического управления Израиля] // Бюллетень Игуд Иоцей Син. 2007. № 394. С. 43.
Иногда они возвращаются. Почему евреи, уехавшие в Израиль, едут обратно?
После перестройки и падения пресловутого железного занавеса начался массовый исход евреев из СССР в Израиль (в большей степени), США, Европу.
Однако в последние годы обозначилась обратная тенденция — уехавшие возвращаются. Почему? Об этом «АиФ» поговорил с певцом Максимом Леонидовым, у которого есть опыт и отъезда, и возвращения.
Засунуть гордость поглубже
— Может, кому-то просто сам Израиль не понравился? Страна-то специфичная.
— Израиль — удивительная мешанина культур, обычаев, менталитетов. Это и не ближневосточная в полном смысле этого слова страна, и не европейская. В ней вы можете встретить вещи, свойственные только Европе и несвойственные другим восточным странам. Но это всё равно Ближний Восток со всеми вытекающими. Потому те, кто нетолерантен по своей природе, не готов принимать обычаи, менталитет другого общества, просто не создан для эмиграции и жизни в другой стране. Им в принципе не нужно уезжать. Такие возвращаются очень быстро. Общество или страна всегда чувствуют исходящее от тебя желание или нежелание принять её культуру, обычаи. Если ты изначально настроен ничего этого не принимать — ты уедешь обратно. Или будешь скрежетать зубами от злобы и жить в русском гетто.
А кто-то возвращается, потому что его замучила тоска по Родине. Могу сказать, почему возвращаются многие деятели культуры. Меня, может быть, многое в России не устраивает — в каждом обществе свои недостатки. Но человек, который имеет дело с русской культурой, который дитя этой самой культуры, воспитан на ней, да ещё и профессионально ею занимающийся — театром, музыкой, песней, — в России найдёт гораздо большее применение. Мне здесь интереснее, я здесь наиболее полно раскрываюсь, самовыражаюсь, реализуюсь.
— А из России в своё время почему уехали?
— Многое тогда сложилось вместе. Кто-то уверен, что Леонидов уехал в Израиль и потому ушёл из «Секрета». Но это не так. Я сначала ушёл из «Секрета», а потом уже решил: если начинать всё сначала, то почему бы не на новом месте? Причиной было ещё и то, что в конце 1980-х — начале 1990-х над страной висели чудовищные тоска и безысходность.
— В Израиле сложно было интегрироваться? И что оказалось сложнее всего?
— Всё было сложно. Это сейчас мы живём примерно одинаково с точки зрения технического прогресса. А в конце 1980-х это были абсолютно по-разному устроенные общества. В Союзе не было ни чековых книжек, ни банковских карточек, ни банковских счетов, ни собственности. Так что всему надо было учиться. Когда ты юноша, это всё легко даётся. Но когда тебе 30 лет, а ты не умеешь делать элементарных вещей, которые в стране, куда ты приехал, знает даже ребёнок, это вызывает неловкость. Приходится свою гордость засовывать поглубже и учиться.
— А то состояние непрекращающегося военного конфликта, в котором живёт Израиль, подталкивает к отъезду? Вам лично было страшно?
— Да, мне было страшно, потому что я приехал прямо во время войны в Персидском заливе. Под Новый год американцы стали бомбить Ирак. Мы ходили с противогазами, в каждой квартире были наглухо заперты окна. Мы ждали газовых атак, под окном у меня стояла американская установка «Пэтриот», натовские солдаты сбивали иракские ракеты. Но как-то обошлось. Да и мыслей, что я из-за этого из Израиля уеду, не возникало, они пришли позже.
Почему наши евреи мигрировали в Израиль
Новым объектом нашего внимания стало явление эмиграции в Израиль. Каждый из нас имеет представление об этом, кто уехал, когда уехал, есть даже понимание почему уехали. Но давайте посмотрим на это явление с другой стороны, услышим точку зрения на эмиграцию из России непосредственно из страны, которая для многих стала "Землёй Обетованной".
Наш собеседник: Михаил Финкель. Специалист по международному праву, выпускник Рочестерского института, Мористаунского колледжа, доктор права Питтсбургского университета, автор ряда книг, раввин.
- Эмиграция евреев из России в Израиль представляет собой несколько этапов. Начнем с первых?
- Государство Израиль было создано евреями, выходцами из Российской Империи. Это и Давид Бен-Гурион, и Голда Меир, Леви Школьник, и многие другие деятели сионистского движения. Кого ни возьмем – все выходцы из России, которые завоевали свободу и независимость Израиля. Потом имеют место разные волны репатриации, далее уже из Советского Союза.
уроженка Киева Голда Меир и Джон Кеннеди уроженка Киева Голда Меир и Джон КеннедиНе секрет, что когда Израиль избрал путь не коммунизма, не сталинский путь, а путь свободы и демократии и поставил на альянс с США, тогда СССР разорвал отношения с Израилем. После этого в СССР евреи были не выездные, изучение иврита было запрещено, иудаизм был на полуосадном положении. Коммунисты, как и храмы, закрывали, взрывали синагоги, а то и перепрофилировали в склады с картошкой или клубы. Раввинов очень много пересажали, перестреляли, как и священников, здесь судьбы одинаковы.
В конце 40-х годов был закрыт государственный еврейский театр (ГОСЕТ), Сталин убил известнейшего Соломона Михоэлса. Но эмиграция была запрещена. Лишь с приходом Брежнева появляется первое окошко эмиграции в Израиль в конце 60-х годов. Далее были волны в 70-х, 80-х годов, ну и далее уже эмиграция из России. Все эти волны совершенно разные, и ментальные, и культурно.
- В чем особенность мигрантов 60-х-70-х?
- Эмиграция этого периода, включая начало 80-х годов – эмиграция идеологическая, это были люди идейные, верящие в то, что еврей должен жить в своей стране. Они устали от антисемитизма и преследования в СССР, да и в других странах мира. Эти люди хотели быть самостоятельным и гордым народом на своей земле, земле своих предков, а не просить ни у кого, и не заискивать. Хотели быть народом-воином, народом-изобретателем, а не «подхрюкивать» на территории Советского Союза, где был традиционный антисемитизм, где евреев не пускали во многие институты, где нужно было всю жизнь преодолевать пресловутую «пятую графу», презрение к себе, унаследованное еще со времен царской России. Душок черносотенцев, к сожалению, никуда не ушел.
- Новая волны - это уже 90-е?
- В конце 80-х, в 90-х годах начинается репатриация, вызванная распадом Советского Союха и экономическими причинами. Огромные очереди, талоны на еду, на соль, на сахар. Пустые полки, на которых была только синюшняя рыбка непонятной свежести. Рухнул Союз, возникли новые Республики. Был страх новой волны антисемитизма. В конце 80-х возникло общество «Память» под управлением Васильева, марширующих в черных рубашках и выкрикивая антисемитские лозунги. На Украине тоже появляется «Рух». В воздухе пахнет погромом, как им пахнет всегда, когда нечего есть и плохая экономика.
Поэтому, в основном, люди ехали, спасая своих детей, желая жить в обществе, в котором в магазинах есть еда, нормальная медицина, хорошее образование, достойная жизнь стариков.
- Легко обрели новую жизнь они?
- Эта волна столкнулась со сложностями, приехав сюда. Было презрение к Советскому Союзу и выходцам из него. Израиль многие годы был в хвосте американской кометы, 51-м штатом. Поэтому риторика и философия Холодной войны, в которой Россия и всё русское были врагами Америки, не могла не повлиять на Израиль.
Над русскими евреями подсмеивались, издевались, это происходит постоянно. В начале 90-х ситуация была катастрофически тяжелой, люди выехали из нищей страны с несколькими сотнями долларов в карманах. Профессора, академики, скрипачи, зарабатывали тем, что мыли туалеты, подъезды.
- С началом нового века тип эмигрантов изменился?
- Потом уже пошла «шоколадная» репатриация из России, в 2000-х, 2010-х годах. Приезжали люди богатые. Они ехали, чтобы получить гражданство. Им Израиль был не нужен, а паспорт позволял без виз посещать Европу, Канаду, Австралию, легко получить американскую визу.
Им нужна была еще хорошая медицина для себя и пожилых родителей. Деньги можно было хорошо вложить в недвижимость, в элитные дома Тель-Авива. Прикольно и престижно. Это совершенно другая репатриация. Люди потом, возвращались в Россию, делать бизнес там, или частично жили то в России, то в Израили. Привозили сюда учиться своих детей, а дальше отправляли их либо назад в Россию, либо на Запад.
О том, как живут "русские евреи" в Израиле мы поговорим в продолжении материала.
Пока же, можете почитать наш материал о первом президенте Израиля.
Читайте также: