С самого начала путешествия господина из сан франциско окружает масса деталей предвещающих смерть
1. Как зовут героя? Каков его социальный статус? Герой не имеет имени, только "господин". Он богатый американец.
2. Что мы знаем о жизни героя? Попытайтесь
понять, как автор относится к этой жизни.
Господин всю свою жизнь посвятил накоплению денег и капитала, не переставая работать до старости. Но только в пятьдесят восемь лет он решил поехать в путешествие ради развлечения, "зажить новой жизнью".
Он богат, но только внешне: его душа пуста
3. Каким рисует автор портрет господина?
Он невысок, стар и лыс. На круглой голове «сохранились остатки жемчужных волос». Зубы у него вставные. Он не толст, а суховат. «Неладно скроен», как выразился писатель. В желтоватом лице есть что-то монгольское. Подстриженные усы посеребрила седина. В крупных зубах поблескивают золотые пломбы".
4. Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? Господин
меняется перед лицом смерти, она меняет: «черты его стали утончаться, светлеть. ». «Умерший», «покойный», «мёртвый».
5. Докажите, что в сцене смерти господина сплетаются социальная и философская темы. Смерть близкого человека показывает истинные отношения в семье. Что можете сказать об этом?
В сцене смерти господина мы видим горе семьи и полное равнодушие к происходящему со стороны хозяина отеля.
Хозяин отеля отказывается выполнять просьбу жены, потому что мёртвое тело господина лишь омрачит отдых его клиентов.
6. Для чего в рассказ введены картины утра на Капри, сцена с итальянскими горцами? Стариком Лоренцо?
Лодочник Лоренцо — полная противоположность господину. Он просто наслаждается жизнью такой, какая она есть, не пытаясь накопить капитал и деньги. Его имя знает вся Италия, но не из-за влияния, которое дают деньги, а потому что Лоренцо — личность. Его изображают на картинах и его будут помнить.
Два гордца наслаждаются природой, ведь в жизни есть множество прекрасных вещей, помимо денег, алкоголя и еды.
7. Почему повествование не заканчивается со смертью героя и Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о римском тиране Тиберии (Тиверии в тексте)
Автор хочет показать: после смерти героя ничего не меняется. Люди танцуют на палубе Атлантиды, пьют вину и сытно едят, его смерть лишь помешает их вечному веселью. Когда-то влиятельный человек, который был частью этого богатого, пустого общества, теперь находится в коробке, специально, чтобы никто его не увидел.
Обновлено: 2020-12-29 Опубликовал(а): Амалия ИзмайловаВнимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
План-конспек урока по литературе 11 класс "Бунин Господин из Сан-Франциско"
Мотивы Апокалипсиса, конца света звучат во многих произведениях, витают в воздухе.
В 1912 году, за три года до появления рассказа, погиб гигантский пароход "Титаник", на котором, помимо тысячи пассажиров, везли мумию египетского фараона. Как утверждают некоторые источники, пароход погиб именно из-за того, что в трюме везли мумию, причем погрузили ее туда неаккуратно, не соблюдая обрядов. В рассказе есть явные параллели с этой трагедией.
2. Эвристическая беседа
Прочтите эпиграф к рассказу ("Горе тебе, Вавилон, город крепкий!")
Откуда эпиграф? Какую роль он играет в тексте? (Дать высказаться)
Учитель: Согласно Откровению Иоанна Богослова, Вавилон, "великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу. горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой" (Откровение, 18). Итак, уже с эпиграфа начинается
Т. сквозной мотив рассказа - мотив гибели, смерти.
Какую роль играет эпиграф? (Проводится параллель между Вавилоном и господином, ошибочно считающими себя сильными, но эта сила мнимая. Одна из мыслей Бунина - богатство, блуд не приносят счастья. Человек смертен, причём, неожиданно, как скажет потом Булгаков. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья)
Как называется теплоход, на котором путешествует господин из Сан-Франциско? ("Атланти да" )
Что вы знаете об Атлантиде и почему, по-вашему, именно так Бунин назвал теплоход? (погибший мифологический материк, - подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода. "Атлантида" является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому, в конце концов, корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, "Атлантида" - олицетворение рая и ада, причем, если первое описано как рай "осовремененный", то машинное отделение впрямую называется преисподней)
Расскажите, как устроен теплоход, каков там распорядок дня
Найдите и зачитайте цитату, которая доказывает, что машинное отделение ассоциируется с адом ("ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени. ")
Учитель: Это название тоже усиливает мотив гибели.
б) сюжет рассказа
Перескажите сюжет рассказа (господин всю жизнь зарабатывал деньги и вот решил совершить кругосветное путешествие длиною в год с женой и дочерью. Но когда они подъезжали к Капри, господин неожиданно умер. Его везут в новый свет в трюме корабля вместе с египетской мумией)
Учитель: У Бунина сюжет в рассказах малозначим, иногда его практически нет, как, например, в "Антоновских яблоках". Здесь тоже всё просто и сюжет можно пересказать в двух предложениях.
Почему и с какой целью отправляется странствовать господин? (он решил наконец устроить себе отдых)
Учитель: С самого начала путешествия господина из Сан-Франциско окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти.
Какие, кто найдёт? (уже упоминавшая "Атлантида", наследный принц какого-то азиатского государства с мертвенным лицом)
Зачитайте портрет принца ("весь деревянный, широколицый, узкоглазый. слегка неприятный - тем, что крупные черные усы сквозили у него как у мертвого. смуглая тонкая кожа на плоском лице слегка натянута и как будто слегка лакирована. у него были сухие руки, чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь. ")
Учитель: Принц - мумия. Сухие руки, лакированная кожа, усы, как у мертвого, маленький рост - все это характерные признаки мумифицированного тела. Корабль везет мумию принца из Азии (!). Мертвого господина из Сан-Франциско домой везет все та же "Атлантида", то есть на ее борту всегда находится мертвец.
в) время и хронология рассказа
Учитель: Сюжетные компоненты рассказанной истории очень точно "привязаны к календарю" и вписаны в географическое пространство. Очень интересно наблюдать в этом рассказе за временем, хронологией.
Когда господин отправляется в путь? (в конце ноября)
Учитель: Пробыв в Неаполе пару недель, семья из Сан-Франциско переезжает на Капри, где и умирает отец семейства. Надо полагать, что его смерть приходится на двадцатые числа месяца, за два-три дня до Рождества Христова.
Как вы думаете, почему действие привязано именно к этой дате?
Учитель: Умирает человек Нового Света, и в который раз рождается Спаситель Старого Света. Вот как надо читать эту хронологию.
Учитель: В рассказе можно выделить два мотива. Первая - линия "механическая", вторая - "стихийная".
мотив регламентированной механической жизни
мотив стихийной жизни
Докажите, что главный герой живёт по расписанию (В эпизоде, где описывается жизнь пассажиров на пароходе, каждая фраза начинается с определения времени: "в девять часов утра", "в одиннадцать", "в пятом часу" и так далее.)
А кто ещё живёт механистичной жизнью, кто похож на заводную игрушку? (Это танцующая на теплоходе пара, которая изображает радость и счастье, которыми они на самом деле не живут)
Учитель: обратите внимание: у господина, его жены и дочери нет имён
А у кого они есть? (у рыбака Лоренцо, у коридорного Луиджи)
Чем их жизнь отличается от жизни господина из Сан-Франциско? (В их жизни нет места графикам и маршрутам, они непредсказуемы не понятны сынам цивилизации, они живут естественной жизнью)
Учитель: Именно эти герои воплощают живую, стихийную жизнь, лишённую механистичности, полную звуков и красок. В это Бунин очень напоминает Андерсена: его излюбленной темой тоже было противопоставление живой жизни искусственной.
Иногда естественная жизнь вторгается в жизнь господина из Сан-Франциско и его семьи. Когда? (Например, когда дочери американца покажется, что она видит наследного азиатского принца, когда хозяин отеля на Капри оказывается именно тем джентльменом, которого сам господин видел накануне во сне.)
Господин из Сан-Франциско, воспринимаемый нами как главный герой, умирает, и все о нём забывают. На первый план выдвигаются вот эти как бы второстепенные персонажи. Смерть героя рассматривается как обычный случай.
Способен ли главный герой видеть красоту мира, природы, произведений искусства? (Нет, один из лучших примеров является описание церкви в Неаполе. Одно и то же описание содержит две разных точки зрения, первая половина фразы - от лица господина из Сан-Франциско: "осмотр холодных, пахнущих воском церквей, где всегда одно и то же. " Дальше слышен голос автора: "величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри - огромная пустота, молчание, тихие огоньки семисвечников, краснеющие в глубине на престоле. ")
Учитель: посмотрите, здесь как бы противопоставляется Старый и Новый Свет, Америка и Европа, золотой телец Америки и культурные завоевания Европы. Но это несколько упрощённо и примитивно. Умирает господин из Сан-Франциско, рождается Христос, умирает как бы адепт Нового Света, рождается снова и снова Христос - бог Старого мира. Вот и ещё два мотива, не только смерти, но и рождения.
г) топонимия рассказа
Какие географические названия фигурируют в рассказе? (Сан-Франциско, Неаполь, Рим, Капри)
Учитель: интересно, что на Капри прибывает семья из Сан-Франциско. Чрезвычайно любопытна история названия этого города. "Город Святого Франциска" - назван по имени Франциска Ассизского (настоящее имя - Джованни Бернардоне), родившегося и умершего в Ассизах - городе, который находится недалеко от Капри (!) Франциск Ассизский проповедовал евангельскую бедность и даже создал общество миноратов (меньших братьев). Город в Америке, один из самых богатых городов, назван именем Франциска как бы по иронии судьбы. И сам господин - богач, представитель нового мира - прибывает из города, названного в честь проповедника бедности, на родину этого проповедника.
Обратимся к вставному эпизоду - легенде о Тиберии (или Тиверии, как его называет Бунин)
Зачитайте легенду ("Жил на этом острове две тысячи лет тому назад жалкий полоумный человек, вечно пьяный, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках старик, который почему-то забрал власть над миллионами людей. ")
Как по-вашему, зачем Бунину понадобился это вставной эпизод? (Он проводит параллель между господином из Сан-Франциско и Тиверием)
Чем они похожи? (и Тиверий, и господин - старики, оба отданы пороку блуда, они оба мертвы, пусты, хотя имеют власть над миром)
Докажите, что господин внутри мёртв и пуст (Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть, с наслаждением мечтал о первой ложке супа, о первом глотке вина и совершал привычное дело туалета даже в некотором возбуждении, не оставлявшем времени для чувств и размышлений)
Что снится перед смертью господину и Тиверию? (господину снится сон о хозяине отеля - сравните одну из легенд о Тиберии: "За несколько дней до своей смерти он [Тиберий] во сне видел статую Аполлона, огромную и дивной работы, которую должны были привезти из Сиракуз и поставить в библиотеке. ")
В чём же дело? Почему умирает господин из Сан-Франциско, точнее, зачем его убивает Бунин, что он этим хотел сказать? Почему "Атлантида" должна погибнуть?
Учитель: всё дело в том, что человек, мир обречены без Бога. Для главного героя не существует ничего мистического, космического, они приземлён и реален, верит только в себя. Разве есть Бог на этом корабле? Что его заменяет? (Капитан корабля)
А что здесь является храмом? (ресторан, куда всех созывают "точно в языческом храме")
Учитель: ирония судьбы заключается в том, господин из Сан-Франциско прожил всю жизнь в напряженном и бессмысленном труде, откладывая на будущее "настоящую жизнь" и все удовольствия. И именно в тот момент, когда он решает наконец насладиться жизнью, его настигает смерть.
Как вы думаете, почему первоначальное название "Смерть на Капри" Бунин заменяет на "Господин из Сан-Франциско"?
. Слово учителя о художественной манере Бунина.
Бунин сравнительно нечасто использует метафоры
Найдите выразительную метафору в упомянутом описании
Также он использует психологически насыщенные эпитеты и наречия .
Используя однородные эпитеты , Бунин варьирует их качественные характеристики.
Бунин любит составные эпитеты
И подлинный конёк писателя - оксюмороны, например, "грешно-скромная девушка"
Найдите другие примеры подобных сочетаний в тексте рассказа.
Однако Бунину свойственно постоянство в использовании однажды найденных эпитетов и словесных групп.
Бунин никогда не допускал излишней цветистости и орнаментальности. Точность, художественная уместность и полнота изображения - вот те качества, которые мы находим в творчестве Бунина.
Бунинский синтаксис чётко ориентирован на ритмизацию прозы.
У него много анафор
синтаксического параллелизма
Найдите примеры в тексте и выпишите их в тетрадь
Но самое главное средство ритмизации текста - его звуковая организация.
Какие звуковые, фонетические приёмы вы знаете? (ассонанс, аллитерация)
5. Самостоятельная работа
(З) Самостоятельно проанализируйте ритмику и звуковой состав финального предложения рассказа. Найдите наиболее выразительную цепочку ассонансов в нём.
Учитель: Ну и подведём итог, запишем идею произведения Бунина
ЗАП: Рассказ Бунина о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о близорукости человеческих претензий на господство в мире, о непознаваемой красоте Вселенной.
Алексей Яблоков. "Структурные мотивы рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Конспект урока по литературе "Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». (11 класс)
Литература. 11 класс. Тема урока: Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Цель урока: раскрыть философское содержание рассказа Бунина, показать, как соотносится в нем национальное, социальное и общечеловеческое.
I . Вступительное слово учителя.
— Сегодня нам предстоит разговор об одном из самых знаменитых рассказов И.А.Буни-на, в котором вам предстоит рассказать о своем прочтении этого рассказа.
Итак, первое задание более чем простое.
1. Исследователь творчества Бунина Юрий Мальцев заметил: «Рассказ «Господин из Сан-Франциско» многие критики считают самым совершенным из всех, написанных Буниным до революции. Действительно, техника письма достигает здесь виртуозного блеска. Выразительность деталей и точность языка поразительны. Но чего не отметил никто из критиков - это абсолютного и необычного для Бунина отсутствия поэзии».
— Как вы думаете, справедливо ли замечание исследователя? Если да, то чем вы объясните «отсутствие поэзии» на страницах рассказа?
(Материал для учителя: В первую очередь обращает на себя внимание эпиграф из Апокалипсиса: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий!" Согласно Откровению Иоанна Богослова, Вавилон, "великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу. горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой" (Откровение, 18). Итак, уже с эпиграфа начинается сквозной мотив рассказа - мотив гибели, смерти. Он возникает потом в названии гигантского корабля - "Атлантида", погибший мифологический материк, - подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода. Основное событие рассказа - смерть господина из Сан-Франциско, быстрая и внезапная, в один час . С самого начала путешествия его окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти. Сначала он собирается ехать в Рим, чтобы слушать там католическую молитву покаяния (которая читается перед смертью), затем пароход "Атлантида", который является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому, в конце концов, корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, "Атлантида" - олицетворение рая и ада, причем, если первое описано как рай "осовремененный" (волны пряного дыма, сияние света, коньяки, ликеры, сигары, радостные пары и прочее), то машинное отделение впрямую называется преисподней: "ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого (ср. "ввергнуть в геенну огненную") в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени. " Весьма любопытным героем рассказа является "наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито". Описывая его, Бунин постоянно подчеркивает его странную, как бы мертвую внешность: "весь деревянный , широколицый, узкоглазый. слегка неприятный - тем, что крупные черные усы сквозили у него как у мертвого. смуглая тонкая кожа на плоском лице слегка натянута и как будто слегка лакирована. у него были сухие руки , чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь. ")
2. Анализ содержания рассказа по «мелким» вопросам.
1) Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? На что указывает это название рассказа?
2) В чем особенности Сан-Франциско как города?
3) Почему герой выбрал для своей деятельности именно этот город?
4) Почему герой лишне имени?
(Герой назван просто "господином", потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе "единственно ради развлечения" поехать "в Старый Свет на целых два года", может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит "в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание", может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: "Go away! Via!" ("Прочь!"))
5) Чем примечательна внешность Господина?
(Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: "серебряные усы", "золотые пломбы" зубов, "крепкая лысая голова" сравнивается со "старой слоновой костью". В господине нет ничего духовного, его цель - стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.)
6) Как Господин относится к своей семье?
7) Как Господин относится к работе?
8) Представьте себя на месте слуг, официантов, что вы запомнили о Господине?
9) Есть ли в Господине что-нибудь индивидуальное, например, любимое блюдо, фотография дочери на столике, а может он о чем-то разговаривает со своей женой или дочерью? Почему же автор не говорит об этом? Над чем он скрыто иронизирует? ( Господин подчинил свою жизнь не наслаждению, а подражанию. Он очень хотел походить на тех, кто богаче. Он пуст, его душа уже давно мертва.)
10) С какой целью путешествовал Господин? Это его личное желание – двухгодичное морское путешествие вокруг света?
(Человеческое начинает проявляться в господине только при смерти: "Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой". Смерть делает его человеком: "черты его стали утончаться, светлеть. ". "Умерший", "покойный", "мертвый" - так теперь именует автор героя. Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут - только ящик из-под содовой ("содовая" тоже одна из примет цивилизации), прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается "тело мертвого старика из Сан-Франциско", которое возвращается "домой, в могилу, на берега Нового Света" в черном трюме. Могущество "господина" оказалось призрачным.)
3. Почему выбран корабль под названием «Атлантида»? Ваши ассоциации по этому поводу?
(Материал для учителя: Символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием "Атлантида", на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году "Титаником". "Океан, ходивший за стенами" парохода - символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.
Символическим является и образ капитана; "рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего. на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев". Символичен образ заглавного героя (справка: заглавный герой тот, чье имя вынесено в заглавие произведения, он может и не быть главным героем). Господин из Сан-Франциско - олицетворение человека буржуазной цивилизации.)
4. Определите ваше отношение к этому кораблю:
А) от имени капитана корабля;
Б) от имени пассажиров;
В) от имени Господина;
Г) от имени тех, кто обслуживают пассажиров.
( А) «На корабле все подчинено продуманному распорядку, все развлечения запланированы, ничто не побеспокоит покой пассажиров»
Б) Пассажиры: «Это самый комфортабельный, дорогой, большой, роскошный корабль, такой, который соответствует нашему статусу»
В) Господин: « Только на таком корабле мне приличествует путешествовать, я же заслужил это»)
5. Выделите этапы развития сюжета. Какую сцену можно назвать кульминационной? Как финал рассказа помогает понять характер конфликта? В чем смысл появления в финале фигуры дьявола? Как композиция рассказа помогает постичь авторскую позицию? ( Композиция рассказа – частично кольцевая. Она помогает раскрыть авторскую позицию – позицию человека, который отрицает буржуазную цивилизацию, когда люди живут только внешне, а внутренне они давно уже мертвы. )
6. Работа с вопросами учебника (№10)
Что, по Бунину, является противовесом «закатной» цивилиза ции в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Какова роль эпи зода с абруццкими горцами, возносящими хвалы «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире»?
Как можно истолковать выражение «гордыня Нового человека со старым сердцем»?
( Материалы для учителя: Воплощением разнообразия вечно движущегося и многогранного мира становится в рассказе Бунина Италия, люди Италии - лодочник Лоренцо и абруццкие горцы - ощущают себя естественной частью огромной Вселенной, не случайно в финале рассказа резко расширяется художественное пространство, включая и землю, и океан, и небо: "целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними". Детски радостное упоение красотой мира, наивное и благоговейное удивление перед чудом жизни чувствуется в молитвах абруццких горцев, обращенных к Божией Матери. Они, как и Лоренцо, неотъемлемы от мира природы. Лоренцо живописно красив, свободен, царственно равнодушен к деньгам - все в нем противостоит описанию главного героя. Бунин утверждает величие и красоту самой жизни, чье мощное и свободное течение пугает людей "Атлантиды" и вовлекает тех, кто способен стать ее органичной частью, стихийно, но по-детски мудро довериться ей.)
7. Какие еще вы можете назвать произведения, где смерть героя описана подробно? Какое значение имеют эти "финалы" для понимания идейного замысла? Как в них выражена авторская позиция?
Писатель "наградил" своего героя такой безобразной, непросветленной смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. И действительно, после смерти господина из Сан-Франциско мир почувствовал облегчение. Произошло чудо. Уже на следующий день "озолотилось" утреннее голубое небо, "на острове снова водворились мир и покой", на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо, который служит моделью многим живописцам и как бы символизирует собой прекрасную Италию".
II . Подведение итогов.
Пройдемся по палубам корабля, какое общее впечатление складывается. Загляните в его трюмы, сравните с верхней палубой.
Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты , ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.
Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.
Да, пассажиры корабля представляют безымянные "сливки" общества, своеобразный искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой. А есть и ад.
"Подводная утроба парохода" подобна преисподней. Там "глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени".
И это противопоставление дает понимание того, почему столь неприглядна и безобразна изображаемая автором смерть.
Смерть господина из Сан-Франциско потрясает своей неприглядностью, отталкивающим физиологизмом. Теперь писатель в полной мере использует эстетическую категорию "безобразного", чтобы в нашей памяти навсегда запечатлелась отвратительная картина. Бунин не жалеет отталкивающих подробностей, чтобы воссоздать человека, которого никакое богатство не может спасти от последовавшего после кончины унижения. Позже мертвому даруется и подлинное общение с Природой, которого он был лишен, в чем, будучи живым, никогда не испытывал потребности: "звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене".
Домашнее задание. Прочитать рассказы «Легкое дыхание» и «Чистый понедельник»
какие художественные детали явно показывают мертвенность мира Господина из Сан-Франциско?
Мелодия смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Вначале смерть предельно эстетизирована, живописна: в Монте-Карло одним из любимых занятий богатых бездельников является "стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю". (Для Бунина вообще характерна эстетизация вещей обычно неприглядных, которые должны скорее пугать, чем привлекать наблюдателя, — ну кто, кроме него, мог написать о "чуть припудренных нежнейших розовых прыщиках возле губ и между лопаток" у дочери господина из Сан-Франциско, сравнить белки глаз негров с "облупленными крутыми яйцами" или назвать молодого человека в узком фраке с длинными фалдами "красавцем, похожим на огромную пиявку"!) Затем намек на смерть возникает в словесном портрете наследного принца одного из азиатских государств, милого и приятного в общем человека, усы которого, однако, "сквозили, как у мертвого", а кожа на лице была "точно натянута". И сирена на корабле захлебывается в "смертной тоске", суля недоброе, и музеи холодны и "мертвенно-чисты", и океан ходит "траурными от серебряной пены горами" и гудит, как "погребальная месса".
Но еще более явственно дыхание смерти чувствуется в наруж¬ности главного героя, в портрете которого превалируют желто-черно-серебристые тона: желтоватое лицо, золотые пломбы в зубах, цвета слоновой кости череп. Кремовое шелковое белье, черные носки, брюки, смокинг довершают его облик. Да и сидит он в золотисто-жемчужном сиянии чертога обеденной залы. И кажется, что от него эти краски распространяются на природу и весь окружающий мир. Разве что добавлен еще тревожно-красный цвет. Понятно, что океан катит свои черные валы, что багровое пламя вырывается из топок корабля, естественно, что у итальянок черные волосы, что резиновые накидки извозчиков отдают чернотой, что толпа лакеев "черна", а у музыкантов могут быть красные куртки. Но почему прекрасный остров Капри тоже надвигается "своей чернотой", "просверленный красными огоньками", почему даже "смирившиеся волны" переливаются, как "черное масло", а по ним от зажегшихся фонарей на пристани текут "золотые удавы"?
Так Бунин создает у читателя представление о всесилии господина из Сан-Франциско, способном заглушить даже красоту природы! В поэме "Возмездие" Блок писал о "глухих" годах России, когда над нею злой гений Победоносцев "простер совиные крыла", погрузив страну во мрак. Не так ли и господин из Сан-Франциско простирает крылья зла над всем миром? Ведь даже солнечный Неаполь не озаряется солнцем, пока там находится американец, и остров Капри кажется каким-то призраком, "точно его никогда и не существовало на свете", когда богач приближается к нему.. .
Все это нужно Бунину, чтобы подготовить читателя к кульминационному моменту повествования — смерти героя, о которой тот не задумывается, мысль о которой вообще не проникает в его сознание. Да и какая может быть неожиданность в этом запрограммированном мире, где торжественное одевание к ужину совершается таким образом, будто человек готовится к "венцу" (т. е. счастливой вершине своей жизни!) , где существует бодрая подтянутость пусть и немолодого, но хорошо выбритого и еще очень элегантного человека, который так легко обгоняет запаздывающую к ужину старуху! Бунин припас только одну деталь, которая "выбивается" из ряда хорошо отрепетированных дел и движений: когда господин из Сан-Франциско одевается к ужину, не слушается его пальцев шейная запонка, никак не желает она застегиваться.. .Но он все-таки побеждает ее, больно кусающую "дряблую кожицу в углублении под кадыком", побеждает "с сияющими от напряжения глазами", "весь сизый от сдавившего ему горло.. .тугого воротничка".
назовите художественные детали в рассказе господин из сан-франциско?
Проза И. А. Бунина, лауреата Нобелевской премии, очень своеобразна. Бунин отвергал любые проявления модернизма в своих произведениях. По словам юрия Айхенвальда: "На фоне русского модернизма творчество Бунина выделяется как хорошее старое".
Большое влияние на творчество Бунина оказала проза писателей-классиков девятнадцатого века. Так же как и А. П. Чехов, Бунин уделял большое влияние роли художественной детали в тексте.
В основе рассказа "Господин из Сан-Франциско", написанном в 1915 году, лежит философский вопрос о жизни и смерти. Весь рассказ наполнен символичными образами. Символично даже название. Отсутствие имени у главного героя, с одной стороны, - символ бездуховности и пошлости внутреннего мира героя, с другой, - собирательный образ, через который мы понимаем многих. Возможен также и третий вариант: его имя знали только жена и дочь, больше никто не помнил об этом человеке. После смерти его имяосталосьтолько в памяти жены и дочери, но перестало существовать вместе с телом господина из Сан-Франциско.
В рассказе встречается очень много мелких интересных деталей. например, все предметы быта, одежда, описание внешности и даже природы представляют собой для людей высшего "отборного" общества какую-то материальную ценность: "изумрудный газон", "в золотисто-жемчужном сиянии", "серебряные усы", "золотые пломбы", "золотые очки", "серебряная цепочка", "с золотистыми галуками", "серебристо-жемчужная рябь залива", "в серебряных круглых очках". Через эти художественные детали мы понимаем, что для людей высшего общества деньги и богатство стоят на первом месте.
В течение всего рассказа повторяются слова "адская мрачность", "сирена", "смертельная тоска", "девятый круг", "преисподняя", "мертвый", "мертвенно-чистый", "чернота", "черное масло", "красные огни". Все эти траурные краски, предупреждающие беду звуки, мистические ассоциации навевают страх и ужас в ожидании чего-то грандиозного.
Очень интересным, на мой взгляд, является эпизод в Неаполе, а именно описание церквушек. Все церкви показаны холодными, абсолютно одинаковыми: "величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри - огромная пустота, молчание, тихие огоньки семисвечника, краснеющие в глубине на престоле, убранном кружевами, одинокая старуха среди темных деревянных парт. " Церковь пуста, горит лишь один семисвечник где-то вдали, а значит, нет людей, желающих помолиться и поставить свечку. образ одинокой старухи дает маленькую надежду: пока еще есть человек, который помолится за всех нас, попросит Господа о пощаде и о прощении.
Следом после этого описания идет описание отеля в "нарядном салоне, где так тепло от ковров и пылающих каминов". Здесь опять собралось много людей, все веселятся, играет оркестр. Описание этой теплой, радостной обстановки полностью противопоставлено описанию обстановки в церкви. Люди предпочитают наслаждаться теплом в уютном отеле, нежели молиться о спасении души. люди предпочитают жить в фальши и быть актерами в этом маскараде. Люди сознательно выбирают пошлость.
Господин из Сан-Франциско ответить на вопросы
1. Безымянный, потому что его имя никто не запомнил, потому как этот человек ничем не примечателен. Интерес вызывают лишь его деньги и положение в обществе. Лишь только господин умирает, о нем сразу же забывают.
Так же это собирательный образ. Автор говорит ни о каком-то отдельном человеке, это общий образ людей, сюда же относится его жена и дочь, которым автор так же не дал имен, которых не волнует жизнь других. Тем самым автор обличает пороки людей данного круга, указывая на их недостатки и внутреннюю пустоту.
2. Миф о пропавшей цивилизации положен в название парохода.
Бунин назвал его Атлантида, имя в виду погибший мифологический материк, - подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода.
Известно, что Атлантида — это цивилизация, которая странным образом исчезла в океане. И только автор слышит и чувствует, что приближается время исчезновения и того мира, который существует на корабле, буржуазного мира.
3. В рассказе встречается немало деталей, указывающих на неизбежную гибель героя.
С самого начала путешествия господина из Сан-Франциско окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти. В этих деталях олицетворяется судьба, против которой идти не просто нельзя – невозможно. Одной из таких деталей становится название парохода – «Атлантида».
4. "Не копите богатств на Земле", - именно это цитата из Библии является главной философской идеей произведения.
Человек смертен, причём, неожиданно. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья. Герой рассказа Ивана Бунина так и не успел за свои 58 лет насладиться красотами итальянских пейзажей. Деньги уничтожили в нём способность видеть прекрасное.
Жизнь и смерть Господина из Сан-Франциско, смысл жизни Господина из Сан-Франциско (Бунин И. А.)
Иван Алексеевич Бунин – выдающийся писатель, первый русский лауреат Нобелевской премии. Он много времени провел в путешествиях: в Италию, на Цейлон, в Египет и Палестину. Тогда Иван Алексеевич испытывал острую тревогу от жестких норм «счастья», утверждавшихся новыми хозяевами жизни. Его пугало то, с какой скоростью жизнь механизируется, превращается в простое функционирование. Чем нужно жить человеку? Что должно быть самым важным для него? В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Иван Алексеевич Бунин рассуждает о жизни и смерти на примере Господина – типичного представителя 20 века.
Каждая деталь, каждая мелочь заставляет задуматься над вопросом: «А в чем смысл жизни Господина из Сан-Франциско?» Но затем мы все равно понимаем, что его нет.
Бунин не просто так не называет ни имени господина, ни имен его жены и дочери. Они — одни из тысячи подобных им господ из разных стран мира, ничем не выделяющиеся из серой массы себе подобных.
Все время Господин трудился для того, чтобы заработать как можно больше денег. Сначала он работал сам, затем пользовался дешевой рабочей силой. Бездумно работая, он пытается сколотить капитал. Но вся его деятельность направлена лишь на материальное благополучие. Герой хочет гулять, развлекаться.
Фактически, жизнь Господина из Сан-Франциско ненастоящая, искусственная. И всюду, куда бы он ни пошел, его окружают лишь иллюзии и обман. В его обществе все так, как надо: люди одеваются в одинаковую одежду, следуют одному и тому же распорядку дня: «накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику…» И боятся быть другими, боятся, что о них могут плохо подумать или сказать. Такая рутина уже стала для общества нормой, которую они даже и не думают менять. Да, главный герой действительно пытается наслаждаться жизнью: много ест, пьет, отдыхает. И именно его деньги помогают ему в этом. Но за всей праздностью и бездельем он никогда не увидит настоящий мир, наполненный любовью и счастьем.
Отправляясь в путешествие, господин и его семья плывут на пароходе «Атлантида». Его название как бы указывает нам на цивилизацию, обреченную на гибель. Гибель – вот что ожидает всех людей, живущих ложными ценностями. Все вокруг – обман. Здесь мы видим влюбленную пару, которая страстно танцует, на которую устремлены взоры всех присутствующих: «он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно…» Но многие ли знают, что этих двоих нанял капитан, чтобы развлекать публику? И нет у них настоящих чувств, все это лишь иллюзия. Затем мы наблюдаем, как лакей уважительно кланяется и улыбается Господину и его жене. Но стоит им уйти, как прислуга сразу начинает их передразнивать и смеяться. Все дружелюбные улыбки и поклоны – обман. Сам по себе корабль символизирует типичное общество: на нижних палубах живет прислуга и рабочие, обеспечивающие комфорт высших слоев населения. И именно от воли господ зависит жизнь рабочего класса.
После смерти господина вся ложь выходит наружу. Ему отказались предоставить даже гроб, поскольку он больше не мог предложить им большого количества денег. Семью его выставили из хорошего номера, будто перестав замечать их, ведь хозяину «совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе приехавшие из Сан-Франциско». Смерть главного героя не заставила никого в отеле посочувствовать, «мертвый старик» не вызвал у окружающих никаких эмоций, лишь напугав их «напоминанием о смерти». Каждый отдыхающий беспокоился лишь о себе, предпочитая не замечать ничего вокруг. Люди закрылись в собственном коконе и делают вид, что ничего плохого не происходит. Но ведь такое может случиться и с ними.
Затем Иван Алексеевич показывает нам, как по обрывам Монте-Соляро спускаются два абруццких горца. Перед ними простирается вся страна, жарко греет солнце. Остановившись перед статуей Божьей Матери, они сняли головные уборы и «полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей…» Все остальное для них чуждо и не столь значимо. Другой образ, который мы видим в рассказе И.А.Бунина – старик-лодочник Лоренцо. Жизнь его проста: он ловит омаров, продавая их за бесценок; беззаботно гуляет; служит моделью многим живописцам. Большего ему и нужно, «он иог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг…» Такая жизнь ни сколько не обременяет его, не пртиворечит его сущности. Горцы и старик Лоренцо являются олицетворением счастья, для которого не нужны деньги, развлечения, а нужна лишь любовь.
Для героя вся ложь закончилась, больше его никто не обманет. Однако само общество ни капли не поменялось. Никто из пассажиров «Атлантиды» так и не узнает, что в то время, как они веселятся и отдыхают, в трюме лежит просмоленный гроб с мертвым Господином. И никто не в силах будет разорвать этот круговорот из иллюзий и фальши.
Я считаю, что люди не должны жить только материальными ценностями. Высокие моральные принципы – то правильный эталон поведения, мышления, мировоззрения, к которому необходимо стремиться каждому человеку. Именно они дают возможность оставаться разумным и не опускаться до уровня, когда человек живет исключительно инстинктами.
Таким образом, жизнь Господина из Сан-Франциско – типичная жизнь многих людей того времени. Этот рассказ показывает нам, что смысл жизни заключается не в накоплении разных богатств, а в чем-то другом. В чем-то более духовном и человечном.
1. Детали рассказа «Господин из Сан-Франциско», указывающие на неизбежную гибель. 2. Оксюморон в рассказе (Бунин И. А.)
№1. В рассказе встречается немало деталей, указывающих на неизбежную гибель героя. В этих деталях олицетворяется судьба, против которой идти не просто нельзя — невозможно. Одной из таких деталей становится название парохода — «Атлантида». Сразу вспоминается предание о цивилизации, которая погибла, не оставив следа, как погибнет и главный герой — никто не запомнит его имени, лишь само событие.
Появляется ощущение призрачности и нереальности существования самого героя — кто вспомнит о нем, когда он умрет? А вспомнят ли вообще? Существовал ли он для них.
Второй деталью становится запонка, которую господин из Сан-Франциско долго не мог застегнуть. Это стало очередным знаком, что впереди его ждет только смерть. Судьба словно дает ему шанс, говорит о том, что нужно отказаться от своей цели — выхода в свет. Ведь если бы он не заметил все те события, предвещавшие его смерть, может быть, её можно было бы избежать? Но он шел против, сам себя приближая к смерти, словно заставляя её двигаться быстрее. Может, у него не было другого выхода в любом случае. Но кто знает — откажись он от такой социальной роли, может и судьба расположилась бы по-другому?
№2. Если задуматься, то весь рассказ — словно один большой оксюморон. Как на пароходе может уживаться два абсолютно разных понятиях — жизнь и смерть? Жизнь корабля, смерть его его названия, жизнь людей, смерть господина? А что представляет собой та жизнь, что происходит на корабле? Господин уезжает в плавание, оно для него — заслуженный отдых, развлечение, но при этом его тут же тошнит. Его тошнит от такого отдыха? Если у него морская болезнь — зачем идти в плавание? Зачем он всё это продолжает?
На пароходе играет оркестр, вдруг появляется пара, танцующая под неё. И вдруг музыка становится бесстыдно-грустной. Отчего она такая? Но ведь и музыка олицетворяет пару — пара не настоящая, им заплатили за их игру во влюбленных. А грустная музыка может быть романтичной, передавая нежные чувства влюбленных. Потому эта музыки и бесстыдна — она фальшива, она врет о своей грусти, как и пара о своей притворной любви. Они не стыдятся этого притворства
Опубликовал(а): mister_cat19Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Читайте также: