Русский купец путешественник основатель аляски
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ШЕЛИХОВ Григорий Иванович (1747-95) российский купец. В 1775 создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого ок. и Аляске. Основал первые русские поселения в т.н. Русской Америке. Провел географические исследования. На базе.
Примеры употребления слова шелихов в литературе.
После двух остановок у далеко отодвинутых весенним половодьем берегов, чтобы залатать пробитое дно и потрепанные бората, безумная шняка Шелихова причалила к Якутской пристани.
Самые горластые и самые завистливые противники Шелихова, вроде Мыльникова, Фереферова, Жиганова, грека купца Калофати и язвительного отставного прокурора Будищева, давно задумавшие сколотить собственную компанию, сговорились все вместе явиться к мореходу и потребовать передачи полноты власти коллегии во главе с Голиковым, а в случае, если откажется, настоять на возвращении капиталов и выйти из товарищества.
Как предприимчивые новгородцы, когда-то продвигавшиеся на восток, - а из них не каждый-то и топор имел, - осели и закрепились на необозримых пространствах от Волхова до Урала, среди лесных, на пенек молившихся людей племени чуди белоглазой, - так и Александр Баранов, с горсточкой подобных себе по труду и духу русских добытчиков и землепроходцев, сумел осуществить наполнявшие жизнь Григория Шелихова планы освоения чудесной земли северо-западной Америки.
Путешествие в Охотск, уход корабля в Америку и возвращение Шелихова в Иркутск показались Ивану Ларионовичу Голикову неопровержимым доводом в пользу примирения с мореходом и уступок ему в счет будущих беструдных прибытков от такого оборотистого и делового компаниона.
Случайное богатство и огромное выросшее на нем дело постепенно погасили в душе именитого гражданина Григория Ивановича Шелихова воспоминания о той голодной, бродяжнической жизни, которую он сам испытал в юности.
Русский покоритель одного из американских штатов
Александр Баранов принёс цивилизацию на далёкую Аляску. Он основывал города, строил школы и крестил туземцев. За это сегодня в США его считают белым расистом.
Большинство россиян знают строчку знаменитой песни группы «Наутилус Помпилиус»: «Гуд Бай Америка». Но не все знают, что был в истории России человек, который сумел сказать американскому континенту «Хеллоу» и застолбил кусок этого материка за нашей страной.
Александр Андреевич Баранов родился 14 февраля 1747 года в семье каргопольского мещанина. С детства ему не хотелось всю жизнь скучно просидеть в лавке, чтобы потом передать её своему наследнику… Уже в 15 лет Александр сбежал из отцовского дома и отправился на поиски лучшей доли в Москву. Там он устроился счетоводом в одну из торговых кампаний. Однако это тоже не соответствовало мечтам молодого человека. В 1780 году он с братом, молодой женой и новорождённой дочерью отправился в Сибирь. В Иркутске промысловые дела братьев Барановы пошли настолько успешно, что через год они приобрели два небольших завода. Правда заскучавшая в Сибири жена Александра вернулась с дочерью домой, но Баранов продолжал исправно содержать семью.
Зачем русские купцы основали колонию на Аляске
237 лет назад, 22 сентября 1784 в бухте острова Кадьяк было основано первая русская колония на Аляске.
По замыслу основателя поселения — купца Григория Шелихова, оно должно было стать важным торговым пунктом для русских купцов, промышленников и православных миссионеров. В те времена характерной традицией русского военно-морского флота было давать кораблям названия в честь православных святых и христианских праздников: «Двенадцать апостолов», «Святой Павел», «Георгий Победоносец», «Святой Пантелеймон» и другие. Название «Три Святителя» также было традиционным для нашего флота. Корабль, в честь которого поселение и бухта получили своё название, носил имя в честь великих христианских святых: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Вместе с первыми жилыми домами и складами на американской земле появились и православные храмы, первый из которых был построен монахами Валаамского монастыря. Именно православные священники начали на Аляске создавать двуязычные (русско-алеутские) школы.
Спустя чуть более 10 лет после землетрясения поселение перенесли на то место, где сейчас расположен главный город острова — Кадьяк.
История Русской Америки формально закончилась с продажей Аляски Соединённым Штатам Америки, однако память о первых русских поселенцах сохранилась в русской общине, проживающей сегодня на Аляске. Именем Григория Шелихова назван пролив, отделяющий остров Кадьяк от Аляски, а сама бухта внесена в список национальных исторических памятников Аляски и США.
В апреле 1991 года Ленинградский Монетный Двор выпустил серию памятных монет к 250-летию открытия Русской Америки. Одна из них называлась «Гавань Трёх Святителей».
Когда русские в первые приплыли на Аляску
Вопрос этот весьма важен, ведь европейцы долго время пытались оспорить не только открытие русскими Аляски, но даже и Чукотки, и Камчатки, считая, что только они имеют право на эти богатые земли.
Фото: Кириллица КириллицаОфициальная история стоит на стороне России. Первыми в 1648 году увидели берега Аляски участники экспедиции Семёна Дежнёва, а в первый раз русский человек вступил на американский континент восемьдесят пять лет спустя – 21 августа 1732 года. Это были казаки «начальника Чукотки» Дмитрия Ивановича Павлуцкого, которые на боте «Святой Гавриил» пересекли пролив между континентами и высадились на мысе Принца Уэльского. Командовали ботом картограф Михаил Спиридонович Гвоздев и подштурман Иван Фёдоров.
Спустя 13 лет экспедиция промысловиков на судне «Святой Евдоким» в первый раз вступила в бой с алеутами на острове Атту, после чего русские стали планомерно осваивать новые территории.
Испанцы в Канаду и на Аляску стали плавать только с 1774 года, а англичане в лице Джеймса Кука появились там в 1778 году.
Однако нет-нет, да и промелькнет в летописях отечественной истории информация о том, что первые русские поселения появились на Аляске еще в XVII, а то и в XVI веке.
Это – потомки экспедиции Дежнёва?
Русский историк Василий Николаевич Берх в книге «Хронологическая история всех путешествий» (1821 год) указывал, что четыре коча Дежнёва пропали без вести, и судьба их неизвестна. В это же время возникли слухи, которые подтверждал служилый человек Никифор Мальгин, который ходил у Чукотки на кочах между 1661 и 1678 годами, что напротив Чукотки в долине реки Хеуверен живут русские люди – у них белая кожа, они крестятся, поклоняются иконам и имеют густые бороды. Это же подтверждали и казаки, жившие на Анадыре.
Современный историк Светлана Григорьевна Федорова в книге «Русская Америка: от первых поселений до продажи Аляски» пишет, что в конце XVIII века шотландский путешественник Александр Маккензи слышал от индейцев, обитающих по реке Маккензи, что на территории эскимосов у озера «Бельхулай-тое» живут русские. На озере стоит крепость и русские снабжают индейцев железом; они высокие, бьют бобров и строят «большие лодки».
Во время первой Камчатской экспедиции 1729 года помощник Витуса Беринга капитан Шпенберг слышал о русских, которые живут «против Суксунского носу». Он связывал поселение с «потерянными кочами», которые вышли с устья Лены на восток.
Изыскания Миллера и Кобелева
О ранних поселениях русских писал историограф Фёдор Иванович (Грехард) Миллер, который в 1733 году готовил Вторую Камчатскую экспедицию. Он тоже связывал их с кочами Дежнёва. В 1737 году Миллер нашел в архиве Якутска челобитные Дежнёва и записи опроса «служилых людей»; из документов стало ясно, что Дежнёв действительно обогнул Чукотку (многие в этом сомневались), но потеряли четыре корабля.
Тут же нашли показания Никифора Мальгина о походе Тараса Стадухина в шестидесятых годах XVII века – якобы Стадухин получил известие, что на острове «в Пенжинском море живут люди бородатые, платье носят долгое, а русских называют братьями».
Известие Миллер воспринял всерьез, и записал, что напротив Чукотки живут русские люди, торгуют с местными деревянной посудой, и скорее всего, являются потомками пропавших казаков.
Российский историк Иван Вячеславович Савельев в работе «Ранние русские поселения на Аляске» упоминает еще один источник, благодаря которому стало известно о «пропавших людях» – это опросы казаков Анадырьского острога, которые были произведены в Охотске в 1760-х годах.
Казак Иван Гребешков рассказал, что на Аляске живут люди русские «всем сходны»: старые с бородами, молодые – без, а избы строят рубленые. Казак Леонтий Вершинин говорил, что за островами есть «Большая земля, на которой живут бородатые люди, подобные русским».
После возникновения у берегов Чукотки экспедиции Джеймса Кука, на полуостров был отправлен казачий сотник Иван Кобелев. Он побывал на островах Ротманова и Крузенштерна (Имаглин и Игеллин), расспрашивая об англичанах, и узнал от эскимосского князька, что на аляскинском берегу в остроге Кымговей живут русские, читают книги, знают письмо, чтут веру православную, а над покойниками ставят «дощечки писаные».
Надо сказать, что кроме потерянных кочей, на которых было 120 человек, к берегам Аляски могло прибить и другие русские корабли. Случаи дрейфа промысловиков происходили, начиная с 1640-х годов, когда казаки предпринимали первые попытки достичь морем Анадыря.
В 1655 году без вести пропало судно Павла Кокоулина «Заварзы», возвращавшееся с морского промыла, на борту находилось 14 человек.
Самая «древняя» версия говорит о том, что предками русских могли стать новгородцы, которые во времена Ивана Грозного (XVI век) прошли через всю Сибирь, спустились по Лене и достигли Анадыря. По дороге один из кочей отбился и пропал. Эту версию высказывал миссионер о. Герман, служивший на острове Кадьяк в 1795 году. Он тоже слышал о русских на Аляске и написал об этом настоятелю Валаама о. Назарию.
Или команда святого Павла?
Еще одна версия возникновения неизвестной властям русской крепости на Аляске связана с экспедицией Чирикова. Известно, что русский пакебот «Святой Павел» летом 1741 года высадил на американский берег членов команды, которые на корабль не вернулись.
Их потомков встречали на побережье американского континента от залива Льтуа до реки Колумбии. Испанцы, высадившись на берег в 1774 году, нашли там людей «белокурых, цивилизованных и приятных на вид». А в 1788 году пакетбот «Сен-Шарль» нашел на Аляске «русскую пристань».
Но сами русские отыскать потомков команды «Св. Павла» не смогли.
Археологи, которые в 1937 году нашли на Кенайском полуострове следы двухсотлетнего поселения, не смогли или не захотели доказать, что оно – русское. Исследования власти США проводят неохотно, и в сохранении истории русской Аляски не заинтересованы.
Тем не менее, свидетельства казаков и эскимосов явно дают понять, что уже с середины XVII века русские на Аляске жили.
Русская Америка: как всё начиналось
Баранов взялся за активное развитие ввереных ему земель. В 1793 году он основал порт Воскресенск, где уже на следующий год с помощью британских наемных моряков был спущен на воду первый корабль. На Аляске была развернута православная миссия. Баранов активно сотрудничал с местными жителями, и даже завёл себе алеутскую любовницу. У них родились трое детей — Антипатр, Ирина и Екатерина.
Тем временем в Петербурге умер Шелихов. Его зять и наследник Николай Резанов, ставший во главе Российско-Американской компании, и в 1799 году назначил Баранова главным правителем Русской Америки. Об этом назначении и новых инструкциях Александр узнал только на следующий год — таким долгим был путь из Петербурга на Аляску.
За этот год Баранов успел продвинуть русское присутствие на Американском континенте ещё дальше на восток, где столкнулся с английскими первопроходцами, которые разведывали новые земли для британской короны. Желая дать англичанам понять, что эти северные территории уже заняты — Баранов выкупил у местного племени тлинкитов земли на острове Ситка, где построил форт Новоархангельск. Поселение выросло настолько быстро, что в том же 1799 году Баранов ходатайствовал о переносе туда части административного аппарата компании из Иркутска. Узнав о таком развитии и «территориальном приращении» император Павел I наградил Баранова именной золотой медалью.
Беда пришла откуда не ждали. Тлинкиты, с которыми представители компании вроде как договорились, в отсутствие Баранова, отправившегося в инспекционную поездку, напали на Новоархангельск и перебили почти всех русских. Оказалось, что в их понимании землю нельзя «купить». И то, что русские торговцы давали аборигенам — те воспринимали просто как подарки. Ни о какой купле-продаже они и не думали.
Баранов начал готовиться к ответному удару. Чтобы отбить обратно Новоархангельск, он собрал семь сотен местных алеутов и команды русских кораблей. Как раз в этот момент прибыл шлюп «Нева», принесший, помимо прочего, новость о присвоении Баранову чина коллежского советника, дающего право на потомственное дворянство.
В сентябре 1804 года Баранов попытался решить дело с тлинкитами миром, но вожди отказались примиряться, заявляя, что со своей земли они никуда не уйдут. К тому же индейцы рассчитывали на поддержку англичан, тайно поставлявших им порох и боеприпасы. Но в упорном сражении русские и алеуты разгромили тлинкитов и прогнали их на английские территории.
На следующий год с на Аляску прибыл лично Николай Резанов. До него дошли слухи, что Баранов не справляется со своими обязанностями. Проверив всё лично, глава кампании списал эти слухи на наветы завистников. При личной встрече Баранов попросил освободить его от должности главы Русской Америки, чтобы он смог, наконец, съездить в Россию и проведать родню, но Резанов был уверен, что без Баранова работа на Аляске встанет, и не удовлетворил эту просьбу.
Русский купец, путешественник, основатель первых русских поселений на Аляске
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ШЕЛИХОВ Григорий Иванович (1747-95) российский купец. В 1775 создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого ок. и Аляске. Основал первые русские поселения в т.н. Русской Америке. Провел географические исследования. На базе.
Примеры употребления слова шелихов в литературе.
После двух остановок у далеко отодвинутых весенним половодьем берегов, чтобы залатать пробитое дно и потрепанные бората, безумная шняка Шелихова причалила к Якутской пристани.
Самые горластые и самые завистливые противники Шелихова, вроде Мыльникова, Фереферова, Жиганова, грека купца Калофати и язвительного отставного прокурора Будищева, давно задумавшие сколотить собственную компанию, сговорились все вместе явиться к мореходу и потребовать передачи полноты власти коллегии во главе с Голиковым, а в случае, если откажется, настоять на возвращении капиталов и выйти из товарищества.
Как предприимчивые новгородцы, когда-то продвигавшиеся на восток, - а из них не каждый-то и топор имел, - осели и закрепились на необозримых пространствах от Волхова до Урала, среди лесных, на пенек молившихся людей племени чуди белоглазой, - так и Александр Баранов, с горсточкой подобных себе по труду и духу русских добытчиков и землепроходцев, сумел осуществить наполнявшие жизнь Григория Шелихова планы освоения чудесной земли северо-западной Америки.
Путешествие в Охотск, уход корабля в Америку и возвращение Шелихова в Иркутск показались Ивану Ларионовичу Голикову неопровержимым доводом в пользу примирения с мореходом и уступок ему в счет будущих беструдных прибытков от такого оборотистого и делового компаниона.
Случайное богатство и огромное выросшее на нем дело постепенно погасили в душе именитого гражданина Григория Ивановича Шелихова воспоминания о той голодной, бродяжнической жизни, которую он сам испытал в юности.
Российский, купец, путешественник, основал рус. поселения на Аляске
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ШЕЛИХОВ Григорий Иванович (1747-95) российский купец. В 1775 создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого ок. и Аляске. Основал первые русские поселения в т.н. Русской Америке. Провел географические исследования. На базе.
Примеры употребления слова шелихов в литературе.
После двух остановок у далеко отодвинутых весенним половодьем берегов, чтобы залатать пробитое дно и потрепанные бората, безумная шняка Шелихова причалила к Якутской пристани.
Самые горластые и самые завистливые противники Шелихова, вроде Мыльникова, Фереферова, Жиганова, грека купца Калофати и язвительного отставного прокурора Будищева, давно задумавшие сколотить собственную компанию, сговорились все вместе явиться к мореходу и потребовать передачи полноты власти коллегии во главе с Голиковым, а в случае, если откажется, настоять на возвращении капиталов и выйти из товарищества.
Как предприимчивые новгородцы, когда-то продвигавшиеся на восток, - а из них не каждый-то и топор имел, - осели и закрепились на необозримых пространствах от Волхова до Урала, среди лесных, на пенек молившихся людей племени чуди белоглазой, - так и Александр Баранов, с горсточкой подобных себе по труду и духу русских добытчиков и землепроходцев, сумел осуществить наполнявшие жизнь Григория Шелихова планы освоения чудесной земли северо-западной Америки.
Путешествие в Охотск, уход корабля в Америку и возвращение Шелихова в Иркутск показались Ивану Ларионовичу Голикову неопровержимым доводом в пользу примирения с мореходом и уступок ему в счет будущих беструдных прибытков от такого оборотистого и делового компаниона.
Случайное богатство и огромное выросшее на нем дело постепенно погасили в душе именитого гражданина Григория Ивановича Шелихова воспоминания о той голодной, бродяжнической жизни, которую он сам испытал в юности.
lsvsx
27 августа 1783 года Григорий Шелихов на трех кораблях, построенных на собственной верфи в Охотском заливе, и командой из 192 человек отправился в плавание к берегам Америки.
Как мы уже знаем, Северо-Западную Америку открыла экспедиция Беринга в XVIII веке. С этого момента она стала частью России. Но ведь мало водрузить государственный флаг на открытой земле, надо еще ее обжить, только тогда она станет полноправной частью страны.
Именно этому и посвятил свою жизнь Григорий Иванович Шелихов (1747-1795). В 1775 году он приехал в Охотск и вместе с сибирскими купцами организовывал пушной промысел на Алеутских островах и Аляске. Он создал торговую компанию, построил постоянные русские поселения на побережье Америки, заложил гавань Трех Святителей и крепость на острове Афогнак.
Шелихов тщательно следил за тем, чтобы купцы и промышленники не обижали коренное население, состоящее из индейцев, эскимосов, алеутов, и приобщали их к русской культуре. Ему даже удалось склонить эскимосов к подданству Екатерине II. Кроме того, он вел большую исследовательскую работу, занимался организацией экспедиций. В 1787 году в Санкт-Петербург был отправлен отчет под названием "Российского купца Григория Шелихова первое странствование из Охотска с 1783 по 1787 год по восточному океану к американским берегам".
Такая бурная деятельность не могла остаться незамеченной в иностранных державах. Англичане пристально наблюдали за русскими поселенцами, их корабли все чаще стали появляться у берегов Аляски. Обеспокоенный Шелихов слал в столицу донесение за донесением, настойчиво требуя четко обозначить на карте границы России. Он даже сам составил такую карту. Кроме того, неутомимый предприниматель приказал изготовить 15 тяжелых досок с гербами и надписью "Земля Российския владения". Эти доски были зарыты в разных местах Аляски. Говорят, не все из них были впоследствии найдены, некоторые до сих пор лежат в американской земле.
Шелихов мечтал, что Русская Америка, как называли тогда Аляску, будет приносить ощутимый доход государству, станет его полноправной частью. Он даже хотел построить город Славороссию с широкими улицами и площадями, на которых должны были бы стоять памятники великим русским людям.
Но, к сожалению, мечты талантливого организатора и пламенного патриота Георгия Ивановича Шелихова так и остались мечтами. После поражения в Крымской войне Россия настолько ослабела, что не могла защищать Аляску от американского вторжения. В 1867 году исконно русская земля была за бесценок продана США. Эта сделка практически свела на нет труды Шелихова и "шелиховцев", как называли себя поселенцы. Русская Америка исчезла с карты мира.
Основано первое русское поселение на Аляске
Бухта Трёх Святителей (Литография из атласа Гавриила Сарычева, 1802 год)
История Русской Америки начинается в первой половине 18 века, однако первое постоянное русское поселение в землях Аляски появилось там в конце того же 18 века. Произошло это событие 22 сентября 1784 года.
В тот день на берегу бухты острова Кадьяк, расположенного южнее Аляски, русским купцом Григорием Шелиховым было основано первое постоянное поселение. По замыслу Шелихова поселение должно было стать важным торговым пунктом для русских купцов, промышленников и православных миссионеров.
Название поселение получило по имени одного из кораблей, входивших в отряд: «Гавань Трёх Святителей». Стоит отметить, что характерной традицией русского военно-морского флота было давать кораблям названия в честь православных святых и христианских праздников: «Двенадцать апостолов», «Святой Павел», «Георгий Победоносец», «Святой Пантелеймон» и др. Название «Три Святителя» также было традиционным для российского флота. Корабль, в честь которого поселение и бухта получили своё название, носил имя в честь великих христианских святых: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Вместе с первыми жилыми домами и складами на американской земле появились и православные храмы, первый из которых был построен монахами Валаамского монастыря, прибывшими в Гавань Трёх Святителей вслед за экспедицией Шелихова. Но миссионерская деятельность православных священников коренным образом отличалась от миссионерства католической и протестантской церквей. Русская культура и православная вера на Аляске не стремились искоренить культуру и традиции коренного населения, а старались выстроить с ним гармоничные отношения. Именно православные священники начали на Аляске создавать двуязычные (русско-алеутские) школы.
Спустя чуть более 10 лет поселение было перенесено на то место, где сейчас расположен главный город острова – Кадьяк. Причиной тому послужило землетрясение, а возможно и последовавшее за ним цунами.
Несмотря на то, что история Русской Америки закончилась формально с продажей Аляски Соединённым Штатам Америки, память о первых русских поселенцах сохранилась в русской общине, проживающей сегодня на Аляске, а также в православных храмах, стоящих на этой земле. Именем Григория Шелихова назван пролив, отделяющий остров Кадьяк от Аляски, а бухта, где появилось первое русское поселение, внесена в список национальных исторических памятников Аляски и США.
В апреле 1991 года Ленинградский Монетный Двор выпустил серию памятных монет «250 лет открытия Русской Америки». Среди четырёх монет достоинством 25 рублей одна называлась «Гавань Трёх Святителей, 1784 г.».
Основано первое русское поселение на Аляске
Бухта Трёх Святителей (Литография из атласа Гавриила Сарычева, 1802 год)
История Русской Америки начинается в первой половине 18 века, однако первое постоянное русское поселение в землях Аляски появилось там в конце того же 18 века. Произошло это событие 22 сентября 1784 года.
В тот день на берегу бухты острова Кадьяк, расположенного южнее Аляски, русским купцом Григорием Шелиховым было основано первое постоянное поселение. По замыслу Шелихова поселение должно было стать важным торговым пунктом для русских купцов, промышленников и православных миссионеров.
Название поселение получило по имени одного из кораблей, входивших в отряд: «Гавань Трёх Святителей». Стоит отметить, что характерной традицией русского военно-морского флота было давать кораблям названия в честь православных святых и христианских праздников: «Двенадцать апостолов», «Святой Павел», «Георгий Победоносец», «Святой Пантелеймон» и др. Название «Три Святителя» также было традиционным для российского флота. Корабль, в честь которого поселение и бухта получили своё название, носил имя в честь великих христианских святых: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Вместе с первыми жилыми домами и складами на американской земле появились и православные храмы, первый из которых был построен монахами Валаамского монастыря, прибывшими в Гавань Трёх Святителей вслед за экспедицией Шелихова. Но миссионерская деятельность православных священников коренным образом отличалась от миссионерства католической и протестантской церквей. Русская культура и православная вера на Аляске не стремились искоренить культуру и традиции коренного населения, а старались выстроить с ним гармоничные отношения. Именно православные священники начали на Аляске создавать двуязычные (русско-алеутские) школы.
Спустя чуть более 10 лет поселение было перенесено на то место, где сейчас расположен главный город острова – Кадьяк. Причиной тому послужило землетрясение, а возможно и последовавшее за ним цунами.
Несмотря на то, что история Русской Америки закончилась формально с продажей Аляски Соединённым Штатам Америки, память о первых русских поселенцах сохранилась в русской общине, проживающей сегодня на Аляске, а также в православных храмах, стоящих на этой земле. Именем Григория Шелихова назван пролив, отделяющий остров Кадьяк от Аляски, а бухта, где появилось первое русское поселение, внесена в список национальных исторических памятников Аляски и США.
В апреле 1991 года Ленинградский Монетный Двор выпустил серию памятных монет «250 лет открытия Русской Америки». Среди четырёх монет достоинством 25 рублей одна называлась «Гавань Трёх Святителей, 1784 г.».
Пенсионный возраст: домой из опостылевшей Америки
В 1815 году Баранов задумал создать перевалочный пункт для русских торговых судов на Гавайях. Так, корабли смогли бы ходить прямо из Аляски в порты Китая. Для этой цели глава Русской Америки отрядил на острова доктора Георга Шаффера. Но авантюра провалилась. Шаффер влез в местную политику, и указом правителя Гавайского королевства, русских изгнали с островов.
После этой неудачи в Петербурге наконец-то задумались о том, что семидесятилетнему Баранову пора на пенсию. Провести итоговый аудит Аляски и вернуть домой заслуженного администратора отправили капитана первого ранга Леонтия Адриановича Гагемейстера. Тот прибыл на место в начале 1818 года. Все финансовые отчеты Баранова сходились до последней копейки, и в октябре того же года корабль «Кутузов» кружным путём вокруг Африки повёз пенсионера в Петербург. К сожалению, вновь увидеть родину Александру Андреевичу было уже не суждено. Во время остановки на острове Ява русский Писсаро, как он сам себя называл, тяжело заболел и 16 апреля 1819 года скончался. Похоронили его в далёком от России южном море.
Остров Ситка, где выросла столица Русской Америки, был переименован в честь Баранова ещё в 1805 году. Своё название он сохранил даже после продажи Аляски Соединённым Штатам Америки. В 1989 году в бывшем Новоархангельске (ныне — Ситка) был установлен памятник основателю города Александру Баранову. В 2020 году в ходе борьбы с расизмом статуя была перенесена из центра города в исторический музей. Местные власти посчитали, что Баранов руководил порабощением туземного населения и нанёс «историческую травму коренным народам Аляски».
Читайте также: