Режиссер мамин уехал в сша
Юрий Мамин когда-то был одним из самых талантливых режиссёров-комедиографов. Мир его комедий — абсурдный, но при этом реалистичный и переполненный сатирой, даже сарказмом. Возможно, именно Мамин мог стать преемником Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, наших лучших режиссёров комедийного жанра. Рязанов, кстати, был его учителем.
Но не стал. Может, потому, что градус «чернухи» в его картинах был немного завышен, и поэтому чувства ностальгии не вызывает. Может, потому, что его фильмы показывали редко. А может, потому что не повезло со временем. Он пришёл в кино в начале перестройки. И с одной стороны, это было для него хорошо — ведь тот же «Праздник Нептуна» он долго не мог запустить. Именно в перестройку стали возможны его острые картины, в чём-то обличительные, пародирующие модель общества («Фонтан»), а в чём-то пророческие («Бакенбарды»).
На съёмках "Окна в Париж" На съёмках "Окна в Париж"А с другой стороны — тогда время государственного кино быстро закончилось, и началась эпоха кино коммерческого. В создании «Окна в Париж» были задействованы деньги питерских бандитов, о чём Мамин рассказывал в интервью. И несмотря на успех, этот фильм стал последней сатирической комедией в творчестве режиссёра. «Горько!» — это уже была просто своеобразный сборник смешных историй, без сатиры. Фильм был неплох, но не прогремел. После появления фильма Жоры Крыжовникова с таким же названием картину Мамина уже никто, наверное, не вспомнит.
На съёмках "Горько" На съёмках "Горько"Так что комедий в итоге у него оказалось немного. В новом веке Мамин снял лишь сериал «Русские страшилки» и фильм «Не думай про белых обезьян». Когда кино снова стало финансироваться из государственного бюджета, он снова остался не у дел. По словам, режиссёра, Мединский (министр культуры России с 2012 по 2020 год) терпеть не мог фильм «Окно в Париж», и поэтому отвергал все проекты. Была закрыта программа «Дом культуры», которую Мамин вёл на «ТВ-100». Институт телевидения, бизнеса и дизайна, в котором он преподавал режиссуру, был лишён лицензии.
К отсутствию работы добавилось критическое отношение к власти, и два года назад Мамин покинул Россию и уехал в США. Это его выбор. И то, что он говорит сейчас о России — его личное мнение. Комментировать не буду. Хотя с некоторыми высказываниями сложно не согласиться.
Каждый день будет Россия поскальзываться на этом идиотизме, потому что так называемые слуги народа, депутаты — это сборище идиотов и стяжателей, которые по своей глупости и человеческой гадости каждый день придумывают ухищрения, чтобы сделать жизнь соотечественников еще более трудной, недостойной.
Фильмов в США он так и не снял, зато ведёт на Ютубе канал «Дом культуры Юрия Мамина». В программах канала он рассказывает о личностях и событиях в Мировой Культуре. Последняя программа, в которой он рассказывает о Пикуле, Бабеле, Лемешеве, Модильяни, вышла три дня назад.
"Здесь стало нечем дышать". Режиссер Юрий Мамин эмигрировал в США
Кинорежиссер Юрий Мамин, снявший фильмы "Окно в Париж", "Праздник Нептуна", "Бакенбарды", "Фонтан" и многие другие, недавно уехал из России в США. 23 марта "Росбалт" опубликовал его предотъездное интервью, в котором режиссер пожаловался на "фактический запрет на профессию". Мамин рассказал, что, по его мнению, его новые проекты не получили поддержки Минкульта по личной инициативе Мединского и что его внесли в "список пятой колонны". В США "мне не будут запрещать снимать то, что я хочу", – заявил режиссер.
На следующий день после публикации Юрий Мамин заявил, что интервью вышло в отцензурированном, приглаженном виде. Обращение к журналисту, с которым он беседовал, опубликовала у себя в Facebook жена режиссера, актриса Людмила Самохвалова:
"Пётр, здравствуйте! Я прочёл Вашу публикацию. И не узнал в ней себя. Мы с Вами, сидя в полупустом кафе, проговорили два с половиной часа, и в ходе них я рассказал Вам о своей страстной ненависти к путинскому режиму, который при помощи двух ведущих телеканалов страны, больше напоминающих прикормленных немецких овчарок на поводке, превратил население в страну глухих и слепых, неспособных мыслить, как в своё время это сделал Сталин. Я сказал Вам, что вижу и чувствую, как с каждым днём страна уверенно приближается к нечеловеческому сталинскому режиму, потому что во главе её стоят сталинисты, нацепившие православные кресты и погрязшие в воровстве и произволе. Я сказал, что новые правила жизни, которые неутомимо навязывают нам законодатели - глупцы, подлецы и льстецы из Госдуры, довели страну до такого состояния, что здесь стало нечем дышать, и каждый день, проведённый в сегодняшней России - оскорбление для мыслящего человека.
Однако вместо этого я прочел в нашем с Вами диалоге лишь сетования человека, обиженного на судьбу из-за низкой зарплаты и запрета на профессию, что легко объяснить завистью к тем, кому разрешено сегодня снимать кино. А разве я Вам не говорил, что в своё время гордо отказался от государственной премии, которой мне хотели заткнуть рот, чтобы я не возмущался в прессе по поводу запрета на показ моего фильма "Фонтан" в кинотеатрах страны. Короче говоря, моя речь была страстной и свободной в оценках, как это свойственно мне во всех моих публичных выступлениях, а Вы умудрились сделать её сглаженной и осторожной. Видимо, сказывается многолетний опыт работы главным редактором столичного журнала. А я, знаете ли, отвык от худсоветов, которыми был измучен в советское время и которые кастрировали и оскопляли всё, к чему прикасались испуганные блюстители партийной идеологии.
И откуда в Вашей публикации такое обилие неточных сведений, полученных явно не от меня. Почему Вы написали, что я давно уволился из Университета Профсоюзов, когда это произошло лишь месяц назад. Почему Вы приписали мне слова, что письмо Путину по поводу Ленфильма от лица кинематографистов написал Снежкин, хотя он не ухом, не рылом не участвовал в этой акции. Это письмо писали старший Герман и Сокуров. О Снежкине разговор зашёл в связи с тем, что его кинопроект был направлен Ленфильмом в Фонд Кино на соискание финансовой господдержки. Другие два кинопроекта принадлежали мне. Это были "Радость любви к Джойсу", который был единодушно одобрен Общественным Советом киностудии и "Окно в Париж, 20 лет спустя", на который особо рассчитывал директор Ленфильма Пичугин. Я сказал Вам, что проект Снежкина "Контрибуция" был не просто не слишком удачным, а ужасающе слабым. Тем не менее, ему дали господдержку, а два моих проекта, на защиту которых специально приехал министр культуры Мединский, были отвергнуты, несмотря на самый яркий среди других питчинг, который я подготовил для членов экспертного совета.
Мои проекты закрыл лично Мединский, который, как потом выяснилось, терпеть не может "Окно в Париж", причисляя его к категории "рашка-говняшка", которую сам же и изобрёл. Мединский - это ограниченный и лживый пропагандист путинского режима, который вовсе не виноват в своих поступках и решениях, как не виноват сторожевой пёс, охраняющий безопасность своего хозяина от любых посягательств. Не могу забыть кадров из Интернета, где была снята придворная камарилья, окружающая Путина: при взгляде на Хозяина лицо этого лизоблюда превратилось в столь слащавую, источающую патоку физиономию, что переплюнуло портреты Боклевского к гоголевскому "Ревизору".
Ну, да бог с ним, с Мединским. Не он здесь всё решает, а Хозяин, которого холопы называют - "папа". Фильмы, про которые я сказал, что они наиболее профессионально сделаны, я считаю абсолютным враньём и определённо заявил об этом. А в Вашем пересказе я лишь упрекнул эти фильмы в том, что они описывают былые, а не сегодняшние успехи страны. Я сказал Вам, что считать героизмом мяч, случайно заброшенный в корзину в последние три секунды матча, это всё равно, что дать орден человеку, выигравшему Джек-Пот в игральном автомате. Поэтому фильм "Движенье вверх" считаю абсолютной пустышкой, способной порадовать лишь "квасных патриотов".
Всё в нашем с Вами диалоге получилось беззубо и бесстрастно. Я сказал Вам, что жизнь в Америке нисколько меня не пугает, что американские ирландцы заинтересовались сценарием "Радость любви к Джойсу", благодаря хлопотам моей дочери Кати, которая была инициатором этого кинопроекта и активно занимается его продвижением. У меня с собой несколько моих и совместных сценариев, которые не могли быть осуществлены в путинской России. А в ожидании крупного проекта буду снимать малые, такие, как клипы на песни Кати или документальный фильм о маленьком театре. И я об этом говорил.
Напоследок скажу, что я не намерен как-то доживать свой век в трудных условиях зарубежья. Я уезжаю, чтобы заниматься творчеством. Эх, несмелый Вы человек, Пётр. Ведь я согласился на интервью с Вами не для того, чтобы вызвать сочувствие, а скорее, для того, чтобы в своём лице дать пример мыслящим соотечественникам и возбудить их на решительный поступок. Жаль, что, как на зло, у меня не оказалось возможности познакомиться с присланным Вами текстом и отредактировать его. Всего хорошего. Желаю удачи. Ю.М."
Письмо широко разошлось в соцсетях.
Прощание режиссера Юрия Мамина с российским кинематографом.
Я что-то такое и предположил, когда читал как бы интервью. Мамин не бывает плюшевым.
О! Теперь всё встаёт на свои места.
А то я оставался в глубоком недоумении после прочтения интервью на Росбалте. Каюсь, списал на возраст :( Но нет, всё нормально с возрастом :)
жаль, что Юрий Мамин перед интервью не погуглил биографию Петра Котова - помощник депутата Грызлова, главред Парламентской газеты. может и не стал бы давать интервью
Еще один пример, еще одно доказательство для меня, что в наш информационный век только получая информацию из первых уст ты можешь быть в ней хоть как-то уверен. Даже формат интервью не обещает, что ты читаешь то, что было сказано.
Это история о пользе аккаунтов в социальных сетях. Нет аккаунта - жди, что тебя переврут. Переврали.
Замечательное уточнение от Юрия Мамина. Читаешь вспоминаешь его фильмы - "Фонтан", "День Нептуна", "Бакенбарды", "Окно в Париж".
И радуешься (ограниченно) - нет, не все сошли с ума. И ты сам еще не сумасшедший. Остаются нормальные, честные люди, не живущие "применительно к подлости".
Здесь о нынешней России сказано прецизионно точно. И диагнозу этому можно смело доверять, потому что поставлен он очень умным и честным человеком, творчество которого всегда врачевало нравственные уродства. Дай бог Юрию Мамину грандиозных успехов на новом месте!
Понятно, кто станет на российском ТВ очередным - после Серебрякова и Манского - "мальчиком для битья". Режиссер Юрий Мамин, уезжающий жить и работать в США. Автор "Дня Нептуна", "Фонтана", "Окна в Париж" – выдающихся фильмов, которые видели и знают все.
Вот же - Человек. Бриллиант в навозной куче российской творческой интеллигенции.
Потрясающе! Здорово, что вы написали это письмо. Ведь я читала ТО интервью и, кроме "запрета на профессию", ничего там не увидела. А прочитав это письмо, просто испытала неподдельную радость! Ведь и мой муж, Владимир Назаров, уехал, чтобы работать, писать музыку и ставить спектакли, чего здесь, в РФ, его лишил этот недоумок Мединский.
Многие в Сети поддержали решение Мамина об отъезде.
Давным-давно режиссер Юрий Мамин снял фильм «Окно в Париж». Там дети, чудесным образом попавшие в Париж, не хотят возвращаться в Россию, так им в Париже понравилось, но герой фильма говорит им: «Вы ведь даже не попробовали!» (Имелось ввиду изменить свою Родину к лучшему после многолетнего коммунистического эксперимента.) И дети вернулись на Родину, чтобы попробовать.
Прошло двадцать пять лет. Попробовали. Не получилось. Режиссер Юрий Мамин покидает Родину.
Еще один художник покинул путинскую Россию. Выпал из зарастающего вонючей паутиной "окна в Европу". Юрий Мамин и до 91-го призывал держаться, и после. Держаться ради попытки что-то изменить. И сам держался дольше многих. Юра, удачи и новых маминских фильмов!
Кто же мешает в России снимать фильмы про святых князей на танках, играющих в баскетбол на коньках или просто комедии для дебилов? Просто невозможно поверить, что русский режиссер и патриот может хотеть чего-то другого.
Мамин уезжает, Мединский остаётся. Увы.
Возможно, теперь США приобретут классного комедиографа, сатирика, художника, полного творческих идей, и мир получит новые прекрасные фильмы. Но Россия их уже не получит. Как не получит множество новых научных открытий, изобретений, книг и спектаклей, всего того, что рождается интеллектом и талантом. Потому что интеллект и талант официальной России не нужен - она уже и не скрывает, что ей нужны не наука, искусство, нормальное телевидение и профессиональная журналистика, а одна сплошная, причем топорная пропаганда.
И она теряет умы и таланты уже в массовом порядке, теряет своих лучших людей.
Отдельные комментаторы назвали позицию режиссера противоречивой.
Даже странно, как человек, с такими яркими и самобытными взглядами так и не попал в совет по культуре при ГосДуме РФ. Не получил финансирования.
Ведь он всё правильно делал. Ненавидел режим, у которого просил деньги. Отказывался от государственных премий. Клеймил во весь рост сатрапов.
Должен был, должен был сидеть рядом с Макаревичем в Думе, рядом с Гозманом на Первом канале. На дне рождения "Эха Москвы" рядом с каким-нибудь Песковым.
Наверное, это беззубые журналисты виноваты. Всё-то они сгладили. Понизили градус ненависти. Сделали беззубым - даже на СТС не попадёшь.
Вот так и доверяй журналистам. Переврут всё. Скажешь им "страстно ненавижу путинский режим", а они напишут "не люблю путинский режим". И всё. С таким и в облсовет по нынешним временам не выберут.
Вот и приходится немолодому уже человеку покидать страну. А мог бы с такими-то воззрениями Мединского подвинуть. Свою телепрограмму сразу в слот за Жванецким получить.
Эх, журналюги, что натворили.
Коротко можно так: "Дайте денег, сатрапы, сволочи, душители свободы!" Самое забавное, что люди, призывающие отряхнуть с ног прах советского прошлого, мыслят категориями даже не вчерашними, а поза-поза-позавчерашними. Он даже не допускает, что от его "Фонтана" отказались прокатчики, потому что уверены в убытках.
Интервью Мамина публиковались в таких провластных изданиях, как "Российская газета" и "Комсомольская правда", и это дает повод усомниться в его заявлении, что журналистам было "не велено" о нем писать как о человеке из "списка пятой колонны", считает Олег Пшеничный:
. Либо он есть в списке, либо нет. Зачем говорить то, чего нет. Сам же давал интервью, и кому? Комсомолке!
Многим из тех, кто не помышляет об эмиграции, интонация режиссера оказалась неблизка.
Всё так, всё правильно. "Каждый день, проведённый в сегодняшней России — оскорбление для мыслящего человека." Убегаете. А у многих живёт надежда, что именно "мыслящие люди"могут изменить ситуацию. Но. каждый сам за себя. Пока Вы там, за пределами страны, надеясь на полную личную, творческую свободу и безопасность будете свысока, поглядывая на тех . кто остался, высокопарно рассуждать о невыносимом политическом режиме, миллионы будут продолжать жить в своей стране. А чтобы прослыть мудрыми и умными людьми надо собраться миллионами и, по вашему примеру, бросить страну? Ну-ну.
Мне показалось, что так плевать в сторону своей страны и жалеть живущих в России просто гадко. <. > Мне кажется, что человек культуры, работающий с языком (даже опосредованно), вряд ли может куда-то деться от своей страны, своей культуры и своего языка.
Другие оправдывают режиссера, которому оказалось душно в современной России.
Каждый человек делает свой выбор. Если он при этом никого не предает (неважно, уехав или оставшись) - то это полностью вопрос его и его семьи. Люди, извините за пафос, разные. У каждого свой порог терпения той фальши, которая нас окружает. К сожалению, получается, что в тяжелой ситуации (к которой я отношу и нынешнюю) герой (по своему) каждый: и тот, кто это терпит, и тот, кто хлопает дверью.
А я под влиянием новостей про Мамина пересмотрел гениальный «Праздник Нептуна». <. >
Ридли Скотт в «Бегущем по лезвию» хотел показать, как он сам говорил, «будущее, которое уже было». В фильме Мамина вроде бы прошлое (снято 33 года назад и ровно про то время). Но это прошлое, которое стало будущим.
Я сейчас часто болтаюсь по сельским клубам и домам культуры. И там точно та же мебель, те же покрашенные серебрянкой печи-стояки и ровно те же работники культуры, которые в этот понедельник отметят свой профессиональный праздник. Только гораздо меньше их, чем в фильме, потому что для выполнения путинских «майских указов» этих работников беспрерывно сокращают и сокращают. Каждый год отбирают ставки.
Мамин из 1986 года точно предсказал реальность 2019-го. Ничего не изменилось ни в чём. Хотя, конечно, и я сам не шибко изменился: что тогда, что сейчас – ком в горле в финале картины.
Почему режиссер Мамин уехал из России
Кинорежиссер Юрий Мамин, снявший кинокомедии "Окно в Париж", "Праздник Нептуна", "Бакенбарды", "Фонтан" и многие другие, полгода назад эмигрировал из России в США. За 6 лет до этого через океан перебралась на постоянное место жительство его дочь, актриса и певица Катерина Ксеньева, получившая в 2013 году рабочую визу O-1, выдаваемую американской иммиграционной службой личностям, обладающим исключительными способностями.
Фото: кадр из фильма "Окно в Париж" кадр из фильма "Окно в Париж"По словам Юрия Мамина, он уехал из России потому, что здесь все его проекты были закрыты.
"Мои проекты закрыл лично Мединский, который, как потом выяснилось, терпеть не может "Окно в Париж", причисляя его к категории "рашка-говняшка", которую сам же и изобрёл", -
сообщил Ю. Мамин в Фейсбуке, воспользовавшись аккаунтом своей жены актрисы Людмилы Самохваловой. По мнению режиссера, "новые правила жизни", которые "неутомимо навязывают" россиянам законодатели, "довели страну до такого состояния, что здесь стало нечем дышать".
"Каждый день, проведённый в сегодняшней России - оскорбление для мыслящего человека", -
возмущался Мамин. Он заверил всех, что не планирует "доживать свой век в трудных условиях зарубежья", а уезжает, чтобы заниматься творчеством. В мае этого года Юрию Мамину исполнилось 73 года. Его фильмы имеют множество российских и международных наград.
Прощай, немытая Россия? Мамин срочно уезжает в США
Российский режиссер Юрий Мамин заявил о готовности перебраться в США. По мнению кинематографиста, в Штатах у него будет больше возможностей для творческой реализации.
Отечественный режиссер Юрий Мамин заявил о готовности покинуть Россию и перебраться в США. По мнению 72-летнего уроженца Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург), в Америке у него будет куда больше возможностей для творческой реализации.
Юрий Мамин родился 8 мая 1946 года. В конце 60-х он выпустился из ЛГИТМиКа (ныне — Российский государственный институт сценических искусств), где обучался на режиссерском отделении факультета драматического искусства в мастерской народного артиста Леонида Макарьева. В 70-х Юрий работал постановщиком в «Ленконцерте», а также трудился в качестве ассистента режиссера киностудии «Ленфильм», приняв участие в создании ряда фильмов, включая ленты «Вдовы», «Сергей Иванович уходит на пенсию», «Фантазии Фарятьева», «Летняя поездка к морю» и другие.
Прорывным для карьеры Мамина стало следующее десятилетие, в ходе которого на экраны вышла картина «Праздник Нептуна», полноценный режиссерский дебют кинематографиста. Помимо этого, на его счету работа в Театре на Литейном, а также постановка нескольких знаменитых кинопроектов, среди которых «Фонтан», «Бакенбарды», «Окно в Париж», «Не думай про белых обезьян» и «Дожди в океане».
Отметим, что ранее в российском медиапространстве разгорелся скандал между другим именитым отечественным режиссером — Владимиром Бортко, первым зампредом комитета по культуре Госдумы — и актером Алексеем Паниным, поводом для которого послужили резонансные заявления артиста о ненависти к родной стране.
Согласно РЕН ТВ, звезда «Жмурок» назвал Россию «грязной, уголовной и гомофобной». Жителей государства же он упрекнул в «ненависти друг к другу».
«Конечно, есть небольшой процент населения, у которых есть мозг в голове, а не плавленный сырок, но, к сожалению, этот процент ничтожно мал», — подчеркнул Алексей.
По его мнению, в России «ничего не изменится». В то же время Панин раскритиковал людей, которые любят вспоминать Великую Отечественную войну — он якобы заявил, что победа Советского Союза «неоднозначна».
Комментируя данное высказывание Бортко, в свою очередь, назвал Алексея «сумасшедшим». «А где он сейчас? В России? Это свидетельствует о том, что он сумасшедший и не в своем уме. Что говорить об этом? Чем меньше вы будете обращать внимание на этого больного человека, тем будет лучше», — сказал автор «Собачьего сердца».
Немногим позднее на «укол» режиссера ответил уже сам Панин, обвинивший постановщика в лицемерии.
«Бортко на «Мосфильме» пел дифирамбы — какой я крутой актер. Он рассказывал, что я круче, чем Андрей Болтнев, который играл Кротова в «Противостоянии». Он упрашивал меня, чтобы я снялся у него в фильме «Душа шпиона». И сейчас этот человек называет меня больным», — передает слова актера НСН.
Кроме того, в своем инстаграме он подчеркнул, что считает победу советского народа в Великой Отечественной войне «безоговорочным подвигом».
«Победа советского народа в Великой Отечественной войне — это безоговорочный подвиг! Это моя позиция! Я об этом говорил и буду говорить! К сожалению, некоторые недобросовестные СМИ опять врут людям и переворачивают мои слова!» — заключил Панин.
Находящийся на отдыхе в Испании артист также заявил о тоске по родине, попросив принять «заблудшего сына». Некоторые подписчики Алексея при этом выразили мнение, что данное высказывание актера не обошлось без сарказма.
«Как же я хочу скорей домой — в Россию! Надоели эти пальмы, это гнусное море! Хочу в родную Москву — в милое Бутово или в Митино! Хочу поскорее увидеть счастливые и радостные лица соотечественников! [Надоели] эти испанцы! Родина, прости! Прими в свои объятия заблудшего сына! Готов бесконечно разгребать отечественные помойки», — признался Панин.
Полузабытый кинорежиссёр эмигрировал из России в США: "Я скоро вдохну воздух свободы"
Из России в Соединённые Штаты эмигрировал 72-летний питерский кинорежиссёр Юрий Борисович Мамин, заслуженный деятель искусств РФ.
Пик известности Мамина пришёлся на перестроечные годы и безумное начало 1990-х. Тогда вышли его фильмы "Праздник Нептуна", "Фонтан", "Бакенбарды", "Окно в Париж". После он снял пародийный мини-сериал "Санчо с ранчо", халтурные поделки "Плывём на Гавайи" и "Горько!" (не путать с гораздо более поздней одноимённой комедией Жоры Крыжовникова), телесериал "Русские страшилки", картину "Не думай про белых обезьян". Параллельно Мамин работал телеведущим, преподавал режиссуру, регулярно проводил творческие встречи, в кругу коллег отмечал юбилеи своих фильмов. В общем, нормальная, в меру насыщенная жизнь среднестатистического кинематографиста.
Правда, 29.10.2006 режиссёра побили гопники (хрястнули по голове бутылкой), когда он направлялся в Пушкин. Это была обыкновенная малолетняя борзота, но еврей Мамин в дальнейшем уверял всех, что подвергся нападению антисемитов. "Новым известиям" он взволнованно сообщил, что пацаны произнесли фразу "А ведь ты, мужик, не русский" ("Мой фильм «Бакенбарды» сегодня практически не показывают, а между тем националистические настроения в обществе возрастают! А ведь я почти двадцать лет тому назад людям об этом сказал, предупредил! Жаль, что власти так плохо прислушиваются к художникам"). В версии для издания "Фонтанка" коронная фраза звучала таким образом: "Что-то у тебя морда не наша, не русская". Побитый Юрий Борисович раздал множество интервью на данную тему. Когда ему позвонили из ГУВД, попросили написать заявление, Мамин гордо отказался. "Затаскают к следователям, как на работу, а толку — ноль, ведь власть сейчас этим националистам потакает", - заявил он "Новым известиям".
Последнее интервью перед эмиграцией Мамин дал "Росбалту". В России он якобы стал жертвой политических репрессий: "Я уже давно думаю об отъезде. Тому много причин, главная из которых — фактический запрет на профессию. Я несколько лет не снимаю кино, потому что у меня просто нет такой возможности. Там (в США - Прим.) мне не будут запрещать снимать то, что я хочу. У меня уже есть определённые планы и даже договорённости. Уверен, что мои знания и опыт в кинематографе оценят, и они будут востребованы. Я внесён в так называемый список «пятой колонны». Естественно, на официальном уровне существование такого списка не поддерживается, но я это явно почувствовал на себе".
Мамин рассказал, что в 2012 году Министерство культуры отклонило два его проекта - "Окно в Париж - 20 лет спустя" и "Радость любви к Джойсу" ("Сценарий к фильму «Радость любви к Джойсу», о судьбе переводчиков, работавших с произведениями ирландского писателя, очень нравился Алексею Герману"). Минкульт не поддержал заведомо провальные проекты, не имеющие шансов на популярность у зрителей. Режиссёр безмерно обиделся. Виноваты всё те же ксенофобы-антисемиты, да.
Журналист "Росбалта" Пётр Котов напомнил Мамину о его преподавательской деятельности (в двух вузах, между прочим). Юрий Борисович крайне негативно отозвался об этой работе. Ибо - треклятый патриотизм, столь чуждый ранимому космополитическому нутру интеллигента-неполживца: "Должен сказать, что на душе остался горький осадок. К сожалению, программы обучения направлены не столько на то, чтобы дать студентам обширные знания, а в большей степени на воспитание у молодых людей чувства псевдопатриотизма и так называемой «любви к Родине»".
"Мне могут только завидовать люди, которые не в состоянии отсюда уехать. И мне жалко тех, кто остаётся. Независимо от того, что меня ждёт в будущем, я уже скоро вдохну воздух свободы. Как тут не вспомнить Лермонтова: «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, / И ты, им преданный народ»", - завершил беседу режиссёр.
В Нью-Йорке уже шесть лет обитает дочь Мамина - актриса и певица Катерина Ксеньева (роль косоглазой журналистки Машеньки Палкиной в отцовском сериале "Русские страшилки"). Ей сейчас 43 года. "Вот я и начну с малого, а именно — с музыкальных клипов на песни дочери. Ну, а дальше посмотрим", - сказал режиссёр "Росбалту".
Юрий Мамин всегда плотно контактировал с питерскими либеральными оппозиционерами. Ранее он принял участие в кампании в защиту укротеррориста Олега Сенцова.
tanya_mass
В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин.
«Мне жалко тех, кто остается». © Фото Петра КотоваИз России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин . Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.
— Юрий Борисович, совсем недавно на «Эхе» в программе «Особое мнение» вы заявили, что намерены поехать за океан поработать. А теперь говорите, что вряд ли вернетесь. Как-то неожиданно…
— Я уже давно думаю об отъезде. Тому много причин, главная из которых — фактический запрет на профессию. Я несколько лет не снимаю кино, потому что у меня просто нет такой возможности.
— А в США она появится?
— Начнем с того, что там мне не будут запрещать снимать то, что я хочу. У меня уже есть определенные планы и даже договоренности. В Соединенных Штатах живет и работает моя дочь Катя. Она очень талантливая актриса и певица — участвует в русском театре, записывает альбомы. Вот я и начну с малого, а именно — с музыкальных клипов на песни дочери. Ну, а дальше посмотрим. Уверен, что мои знания и опыт в кинематографе оценят, и они будут востребованы.
— Вы говорите о запрете на профессию. Но ведь вы же преподавали в университете профсоюзов.
— Я оттуда давно ушел. И должен сказать, что на душе остался горький осадок. К сожалению, программы обучения направлены не столько на то, чтобы дать студентам обширные знания, а в большей степени на воспитание у молодых людей чувства псевдопатриотизма и так называемой «любви к Родине». В такой атмосфере образование уходит на второй план.
Впрочем, уровень знаний юношей и девушек, только что окончивших школу, тоже поражает. Это невероятно, но я встречал студентов, которые считают, что Солнце вращается вокруг Земли, и никто из них не знает, куда впадает Волга. Какое-то дремучее невежество! Не удивлюсь, если они думают, что Земля стоит на трех черепахах.
— Но вы же уезжаете не из-за низкого уровня знаний студентов?
— Извините, но я не верю, что все это может стать для вас, человека творческого, причиной отъезда на ПМЖ в Америку.
— Главной причиной, как я уже сказал, является то, что я не могу в своей стране работать, творить. Более того, я внесен в так называемый список «пятой колонны». Естественно, на официальном уровне существование такого списка не поддерживается, но я это явно почувствовал на себе три года назад — в свой 70-летний юбилей. Тогда журналисты разных изданий брали у меня интервью, но потом практически все позвонили и, извиняясь, сказали, что про Мамина не велено ничего писать и говорить, не рекомендовано куда-либо приглашать. За последние годы были закрыты все мои программы и кинематографические проекты.
— Что конкретно вы хотели снимать и что вам запретили?
— Начну издалека. В 2008 году я снял свой последний полнометражный фильм «Не думай про белых обезьян». После чего все мои надежды и творческие планы были связаны с возрождением «Ленфильма». В 2012-м Министерству культуры была представлена концепция развития петербургской киностудии, которую презентовал известный режиссер Сергей Снежкин. Первоначально в нее входили три больших кинопроекта. Два из них были мои — «Окно в Париж — 20 лет спустя» и «Радость любви к Джойсу». Третий фильм был самого Снежкина — «Контрибуция». Кстати, сценарий к фильму «Радость любви к Джойсу», о судьбе переводчиков, работавших с произведениями ирландского писателя, очень нравился Алексею Герману… Казалось бы, мне надо было радоваться и начинать плодотворно трудиться. Но, увы, в результате оба моих проекта не получили поддержки в Минкульте, и, как мне дали понять, лично по инициативе министра Мединского. Прошел только проект Снежкина — на мой взгляд, не очень удачный.
— Отнюдь. Я стараюсь быть объективным. Фильмы Снежкина считаю профессиональными. В частности, из ранних мне нравятся «Невозвращенец» и «ЧП районного масштаба», из современных — сильный фильм «Похороните меня за плинтусом» 2009 года… К сожалению, Сергей в последнее время превратился в конъюнктурного режиссера — он же председатель петербургской организации Союза кинематографистов, ставленник Никиты Михалкова. В нашей стране, если хочешь снимать кино, которое будет финансироваться из бюджета, надо дружить с властью. Иначе не получается. А кто как ни Михалков ближе всех к верховной власти…
«Ленфильм» между тем продолжает загибаться. Вы можете назвать картины, снятые за последнее время на некогда великой киностудии со столетней историей?
— Затрудняюсь… Зато помню, что в прошлом году были сразу два юбилея ваших фильмов: 30 лет «Фонтану» и четверть века «Окну в Париж». Кстати, расскажите что-нибудь интересное о съемках этих двух легендарных картин.
— Вы забыли еще про мой неюбилейный фильм — «Праздник Нептуна». Он был показан в 1986 году на V съезде кинематографистов, и мои коллеги называли этот фильм знаменем нового времени. Еще помню, как мне звонил писатель Виктор Астафьев и с благодарностью выражал свое восхищение после просмотра. Я очень сожалею, что не удалось встретиться с этим великим русским писателем лично.
Что касается «Фонтана», то партийные чиновники посчитали его лишь острой критикой работы ЖЭКов, не увидев в нем модель советского общества. Фильм не шел по стране широким экраном, зато получил Гран-при на международном кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе в 1988 году. Также на том фестивале «Фонтан» получил Приз критики и Приз киноклубов. Председателем жюри был Эльдар Рязанов, как никто другой разбирающийся в комедиях. Поэтому за «Фонтан» проголосовали единогласно… А снимали мы это кино зимой в старом доме, в районе Лиговки за Обводным каналом. И этот дом оказался, как и в фильме, проблемным. Мы это поняли, когда во время съемок реально лопнули трубы. Помню, был жуткий запах. Какое-то время зайти в дом было невозможно.
На фотографии (1989 г.) — Юрий Мамин в творческом процессе вместе с Владимиром Вардунасом, другом и автором практически всех сценариев фильмов, снятых Маминым. Владимир ушел из жизни в 2010-м, ему было 53 года.
— Зато «Окно в Париж» снимали в городе, где другие запахи…
— Да уж, в те годы Париж был для всей съемочной группы настоящей сказкой! В который раз хочу с благодарностью вспомнить французского продюсера Ги Селигмана. Его помощь была неоценима. К тому же он частично профинансировал проект, а когда фильм был готов, принял активное участие в продвижении картины во Франции и США. А начинал я «Окно в Париж» в 1992 году на петербургской студии «Троицкий мост», руководителем которой был известный режиссер Игорь Масленников («Приключения Шерлока Холмса», «Зимняя вишня»). К сожалению, Игорь Федорович вскоре отказался финансировать картину, предложив французам взять на себя все расходы.
— И где же вы нашли необходимые для съемок деньги?
— Не поверите, но от безысходности я пошел к питерским бандитам. Меня с ними свел один старинный школьный товарищ. (Мамин родился в 1946 году в Ленинграде, на Гороховой улице, где и проживал безвыездно до последнего времени). Был в ту пору в Петербурге такой криминальный авторитет Кирпичов, который дал на фильм несколько сотен тысяч или даже миллион рублей наличными. Приобщился к искусству! Точную сумму не помню, но по тем временам это были большие деньги.
Когда фильм вышел на экраны, Кирпичов потребовал поделиться прибылью. В ответ я предложил ему посетить видеосалоны города, где в массовом порядке крутили пиратские копии. Оказалось, что этим занимается какая-то другая криминальная группировка. Они там между собой разбирались, а от меня, слава богу, отстали.
Кстати, я от России ничего не получил за этот фильм. Только французы мне заплатили. А бандиты и к Селигману поехали во Францию требовать деньги… Дело прошлое, но мне кажется, что там не обошлось без вмешательства местной полиции.
— Сегодня французская полиция активно задействована в сдерживании протестов «желтых жилетов». В связи с этим вопрос от нашего президента: «Вы хотите, чтобы у нас было как в Париже?»
— Да, я хочу! Сожгли машины, побили витрины магазинов — это, конечно, нехорошо. Но сильно переживать по этому поводу не стоит — ущерб возместит страховка. Главное здесь другое: люди вышли бороться за свои права, и я уверен, что они добьются выполнения своих требований.
А у нас в стране отсутствует даже ключевой институт демократии — честные выборы, и поэтому уже много лет нет сменяемости власти. Еще одна важнейшая составляющая демократии — свобода слова и печати — если где-то и прорывается на просторах России, то только в микроскопических дозах, на небольшую аудиторию, которая и так все знает и понимает. Когда я, например, выступаю на «Эхе», то называю это «стучаться в открытую дверь»… К сожалению, мы знаем, к чему приводят и чем заканчиваются авторитарные режимы.
— Давайте вернемся к «Окну в Париж». Это правда, что в 1995 году его хотели номинировать на «Оскар»?
— Действительно, была такая история. Французский продюсер Ги Селигман передал фильм американскому прокатчику — представителю кинокомпании Sony Pictures. После успеха в США «Окно в Париж» хотели выдвинуть на «Оскара». Но заявка должна была исходить от российской стороны. Тогда прокатчик написал письмо председателю Госкино Армену Медведеву, который поддержал инициативу американцев. У моего фильма были большие шансы получить главный приз в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Однако случилось непредвиденное: сменился председатель российского оскаровского комитета — эту должность занял Андрей Кончаловский. Естественно, что фильм его брата, Никиты Михалкова, сразу стал приоритетным… (В итоге «Утомленные солнцем» получили «Оскара»).
— Юрий Борисович, извините, но не хотелось бы углубляться в тему непростых, как я понимаю, взаимоотношений двух мэтров кино. Поэтому спрошу вас вот о чем: какие современные российские фильмы, на ваш взгляд, можно считать наиболее удачными?
— Возможно, вас удивит мой ответ, но я считаю крепкими, профессионально сделанными такие фильмы, как «Движение вверх», «Легенду № 17», «Время первых»…
— Потому что я не приемлю фильмы, снятые по заказу властей в целях пропаганды… Есть кинорежиссеры-авторы, обладающие своим стилем, языком и позицией. Это Тарковский, Рязанов, Данелия, Тодоровский и многие другие. А есть исполнители — те, которые «чего изволите». Бесспорно, среди них есть талантливые. И власть использует их талант в своих интересах. Во все эпохи творческим людям либо позволяли высказываться — тогда государство было свободным и сильным, либо нет — и тогда государство было слабым. Мне кажется, что сегодня в нашей стране художнику не позволяют открыто высказывать свое независимое мнение…
Названные мной фильмы, повторяю, сделаны профессионально, но в угоду пропаганде, культивирующей прошлые выдающиеся заслуги и победы СССР. А где сегодняшние победы? Какой фильм можно снять сегодня о достижениях страны? О тысячах проложенных километрах газопроводов?
— Вы считаете, что сегодня в России вообще нет настоящих авторских фильмов?
— Ну почему же. Есть, конечно. Например, режиссер и сценарист Андрей Звягинцев, один из немногих признанных в Европе, обладая своим выразительным киноязыком, снимает очень хорошее кино… Извините, но, по-моему, эта тема, которую вы затронули, слишком серьезная и обширная, и мне не хотелось бы касаться ее мимоходом.
— Хорошо. Что-нибудь хотите сказать на прощание перед отъездом из России?
— Я полагаю, что мне могут только завидовать люди, которые не в состоянии отсюда уехать. И мне жалко тех, кто остается. Независимо от того, что меня ждет в будущем, я уже скоро вдохну воздух свободы. Как тут не вспомнить Лермонтова: «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, / И ты, им преданный народ».
«Мне жалко тех, кто остается»: известный российский режиссер заявил о переезде в США
Известный кинорежиссер Юрий Мамин переехал в США вместе со своей супругой, где планирует заниматься съемками. Об этом он сказал в интервью «Росбалту».
«Я уже давно думаю об отъезде. Тому много причин, главная из которых — фактический запрет на профессию. Я несколько лет не снимаю кино, потому что у меня просто нет такой возможности», — сказал Мамин, отметив, что в США они с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехали на прошлой неделе. Там давно живет и работает его дочь — в первое время он будет снимать музыкальные клипы на ее песни, поделился планами Мамин.
По его словам, в России он внесен в так называемый список «пятой колонны». Так, после его 70-летия журналисты многих изданий брали у него интервью, но потом якобы звонили и извинялись. «Сказали, что про Мамина не велено ничего писать и говорить, не рекомендовано куда-либо приглашать. За последние годы были закрыты все мои программы и кинематографические проекты», — рассказал режиссер. Он указал, что в 2012 году его кинопроекты не получили поддержки в минкульте: министерство пошло навстречу режиссеру Сергею Снежкину, который якобы является ставленником Никиты Михалкова. Последний же свой полнометражный фильм «Не думай про белых обезьян» он снял в 2008 году.
По его словам, после преподавания в одном из российских университетов у него остался «горький осадок» оттого, что большинство программ направлены не на получение обширных знаний, а на воспитание «чувства псевдопатриотизма и так называемой „любви к Родине“».
«Я полагаю, что мне могут только завидовать люди, которые не в состоянии отсюда уехать. И мне жалко тех, кто остается. Независимо от того, что меня ждет в будущем, я уже скоро вдохну воздух свободы», — заключил режиссер, процитировав строки из стихотворения Михаила Лермонтова «Прощай, немытая Россия…».
Мамину 72 года. Он снял фильмы «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж».
Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте
Читайте также: