Рерих путешествие в гималаи
Гуру-Дева – «Великий Учитель» - именно так называли жители долины Кулу в Западных Гималаях выдающегося русского философа, писателя и художника Николая Константиновича Рериха, прожившего в этих местах свои последние двадцать лет жизни.
Дом-музей Рерихов в деревне Наггар, а также основанный художником Институт гималайских исследователей «Урусвати» превратил тихую индийскую деревушку в место непрекращающегося паломничества. Сегодня Наггар принимает около 80 тысяч туристов в год, благодаря чему здесь появились десятки отелей, ретрит-центров йоги и туристических баз.
Местные жители почитают старшего Рериха как пророка, утверждают, что он исцелял людей и одним взглядом оживлял увядшие растения, а по ночам над его домом возникает сияние. И на самом деле, вся жизнь Рериха – только подтверждение самым безумным легендам о нем. Ведь он один из немногих подвижников, благодаря которым свет Гималаев рассеялся по всему миру.
Биография Рериха вкратце
Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. В молодости увлекался историей Древней Руси, участвовал во множестве археологических экспедиций на Русском севере. Окончил Императорскую Академию художеств, где занимался в классе знаменитого русского художника Куинджи. Дружил с Репиным и Римским-Корсаковым. Как художник много работал над реставрацией старинных русских церквей, а также создавал декорации для петербургских театров.
В 1901 году женился на Елене Шапошниковой, а в 1902 и 1904 годах соответственно стал отцом Юрия и Святослава, которые, в свою очередь, до своих последних дней продолжали дело отца и тоже считаются выдающимися людьми в Индии.
С 1905 года заинтересовался историей и культурой Востока, изучал философию по трудам индийских мыслителей Рамакришны и Вивекананды. Рерих стал одним из первых русских ученых, утверждавших общность русской и индийской культур и языков. Совместно с известным индолгом В.В.Голубевым в 1913 году начал планировать исследовательскую экспедицию в Гималаи. Но этим планам помешали сначала I Мировая война, затем Февральская революция. В 1917 году семья Рерихов проживала на берегу Ладожского озера в городке Сердоболь, относящемся к княжеству Финляндскому. Сразу после революционных событий в октябре 1917-го Финляндия закрыла границы, и Рерихи оказались отрезанными от родины.
С 1918 по 1920 год Рерих много выставляется за рубежом – в Швеции, Англии, Германии, Франции, а с 1920 по 1924 год осуществляет масштабное турне по городам Северной Америки. К нему приходит всемирная слава одного из лучших художников своего времени. Кроме того, Рерих читает лекции по русской истории в ведущих университетах мира, пишет статьи и издает сборники философских стихов.
В 1924 году Николай Рерих осуществляет свою давнюю мечту – отправляется с семьей в трехгодичный путь по маршруту через всю Индию, Кашмир, Ладакх, Тибет, Китай, Монголию, Сибирь, Алтай и назад через неизученные районы Гималаев. Результатом экспедиции стали около 500 живописных полотен, две книги («Сердце Азии» и «Алтай-Гималаи»), записаны основы учения Живой Этики («Агни-Йога»), собрано множество редкого фольклорного материала и переведены древние буддистские манускрипты.
С 1928 года Рерихи поселились в Наггаре, где Николай Константинович обобщал в последующих трудах накопленные в путешествии знания. Здесь же и скончался в 1947 году от болезни сердца.
Наследие Рериха
За свою жизнь художник написал около 7000 картин, 30 литературных произведений, более тысячи статей в различных журналах, обнаружил и сохранил около тысячи древних артефактов. В 1928 году инициировал подписание ведущими странами мира Договора о защите культурных ценностей, известного теперь как Пакт Рериха и положившего начало созданию ЮНЕСКО, за что был номинирован на Нобелевскую премию мира.
Картины Рериха хранятся в сотнях музеев по всему миру, около 40 остались в его доме в Наггаре. Тем более неприятно осознавать то, что главный российский музей – Международный центр Рериха в Москве, расположенный в усадьбе Лопухиных, сейчас закрыт. Власти требуют от центра около 60 млн рублей отступных, иначе центр снесут. Лишь бы на картины рука невежд не поднялась… Ом мани падме хум.
5. Тибет. Горная обитель (1933)
На самой вершине стоит удивительная постройка, обитель буддийских монахов или отшельников, ибо кто ещё рискнёт жить вдали от всего мира и на такой высоте. Удивительное спокойствие, незыблемая красота и мощь Гималаев открывается перед зрителем. Пейзаж насыщен пронзительными сине-фиолетовыми оттенками и переходами. Радостным розовым цветом сияют стены обители под первыми лучами восходящего Солнца.
Рерих путешествие в гималаи
Живая Этика| Центрально-Азиатская экспедиция |Институт «Урусвати»|Пакт Рериха |
Путешествие Н.К. Рериха
«Бьется ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками? От Брамапутры до Иртыша и от Желтой реки до Каспия, от Мукдена до Аравии – всюду грозные беспощадные волны песков. Как апофеоз безжизненности, застыл жестокий Такламакан, омертвив срединную часть Азии. В сыпучих песках теряется старая императорская китайская дорога. Из барханов торчат остовы бывшего когда-то леса. Обглоданными скелетами распростерлись изгрызанные временем стены древних городов. Где проходили великие путники, народы переселений? Кое-где одиноко возвышаются керексуры, менгиры, кромлехи и ряды камней, молчаливо хранящих ушедшие культы. Конечности Азии бьются вместе с океанскими волнами в гигантской борьбе. Но живо ли сердце?»
| |
Погибающий караван. Чантанг. [1927] | |
| |
Лагерь экспедиции на Чантанге. [1927] | |
В год огненного зайца, что соответствовало 1927 году Григорианского календаря, неизвестный местным жителям караван пересекал тибетское плато Чантанг. Надвигалась зима, и караван спешил, держа неуклонно путь к столице Тибета, священной Лхасе. Однако каравану не суждено было дойти до нее. В долине Шенди его остановили тибетские солдаты. Пришлось разбить незапланированный лагерь. На следующий день прибыл командир задержавшего караван отряда. Командир пересчитал верблюдов и лошадей и велел открыть ящики, где находился экспедиционный груз. Вслед за ним приехал важный чиновник от губернатора Нагчу. Он допросил седобородого человека, который возглавлял караван, и, важно отдуваясь, сел писать донесение. Донесение было кратким и выразительным. «Такого-то числа, – писал чиновник, от усердия высунув язык, – восьмого тибетского месяца, года огненного зайца в Шенди прибыл король Амери, который будет изучать буддизм и приобретать священные рукописи и изображения святых».
Возможно, эта запись малограмотного чиновника была одним из первых официальных тибетских донесений о Центрально-азиатской экспедиции выдающегося русского художника и ученого Николая Константиновича Рериха. Экспедицию не пропустили ни в Лхасу, ни даже в Нагчу. Ее задержали и оставили в летних палатках на плато, похожем на арктическую тундру. Пологие осыпающиеся горы окаймляли его по краям. Наступала зима. Пошли снега, и метели потянули по смерзшимся камням белые шлейфы. Николай Константинович пытался связаться с Лхасой. Его посланцы уходили и больше не появлялись. Морозы доходили до шестидесяти градусов. В аптечке замерзал коньяк. Дули ураганные ветры. Офицер зорко следил за тем, чтобы не было никаких контактов с редко проходящими караванами. Он запретил экспедиции покупать продовольствие у местных кочевников. Связь с миром прекратилась.
«Тибетское стояние» Центрально-азиатской экспедиции Рериха продолжалось девять страшных месяцев. Плато Чантанг находится на высоте 4 – 4,5 тысяч метров над уровнем моря. Суровая зима на таких высотах губительна для людей и животных. Умерло несколько человек, погибли караванные животные, но основной состав экспедиции все-таки выжил в этих невероятно тяжелых условиях. Много лет спустя станет известно, кто обрек экспедицию на гибель и кто не хотел возвращения Рериха в Индию. Документы, найденные в архивах независимой Индии, свидетельствуют против колониальных властей и английской разведки.
И все-таки Рерих одержал трудную, почти невозможную победу над стихией и враждебным людским заговором. Экспедиция вырвалась из смертельных объятий морозного плато. Ее дальнейший путь пролегал по неисследованной области Трансгималаев.
Центральная Азия всегда манила русских путешественников. Самые выдающиеся из них – Пржевальский, Потанин, Козлов, Роборовский – посвятили свои жизни ее изучению. Их маршруты пролегали по самым труднодоступным и неисследованным областям Азиатского материка. Предприняв свою Центрально-азиатскую экспедицию, Николай Константинович Рерих не только продолжил научно-экспедиционную традицию своих знаменитых предшественников, но и обогатил ее, проникнув в область Трансгималаев.
В жизни Рериха эта экспедиция сыграла огромную роль. Первая половина его жизни была подготовкой к этому длительному путешествию, вторая же прошла под его знаком.
| |
| Н.К. Рерих. Заморские гости. 1901 |
Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в семье петербургского нотариуса. Призвание, проявившееся в нем в ранние годы, не было однозначным. Его влекли живопись, археология, история культуры и прежде всего богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино в одном человеке, позже дало удивительный результат и сделало его творчество уникальным и ярким.
В 1897 году Николай Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная работа «Гонец. Восстал род на род» отразила один из эпизодов жизни древних славян, ее же создатель проявил в полной мере способность чувствовать Время и научно мыслить. «При современном реальном направлении искусства, – писал Рерих в связи с этим, и – значение археологии для исторического изображения растет с каждой минутой. Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь».
Исторические сюжеты и фольклорные мотивы Руси стали тематической основой многих картин Рериха. Такие его полотна, как «Идолы», «Заморские гости», «Город строят» и многие другие, не только вошли в сокровищницу русской культуры, но и стали широко известны за рубежом.
Глубоко проникая в русскую культуру, стараясь понять ее древние истоки, Рерих все больше и больше увлекался культурой Востока и в особенности Индии. Как ученого-археолога его интересовали проблемы взаимодействия культур Востока и Запада, Индии и России. Он был убежден в том, что в глубокой древности существовал общий источник, сформировавший славянскую и индийскую культуры. Рерих стал думать об экспедиции в Индию и Центральную Азию.
Весной 1913 года в Париже произошла встреча, которая многое решила в его судьбе. В этом городе долгие годы жил и работал русский востоковед и археолог Виктор Викторович Голубев. Из Франции легче было попасть в те страны Азии, которыми он занимался. Многие из них были колониями Франции, Англии, Голландии. Колониальные власти неохотно впускали русских востоковедов. Французский паспорт спасал Голубева от многих осложнений и неприятностей. Возможно, именно пример Голубева подсказал Рериху тот единственный путь, который приведет его в Индию. Этот путь начинался со «стартовой площадки» третьей страны.
В тот весенний день оба они, Рерих и Голубев, рассматривали коллекцию Виктора Викторовича, которую тот привез из Индии. Вернее, рассматривал и спрашивал Николай Константинович, а Голубев отвечал на вопросы. Они долго стояли у снимков фресок пещерных храмов Аджанты, затем перешли к другим экспонатам. Рерих осторожно и бережно касался их, пристально разглядывал и как будто о чем-то размышлял. Через какое-то время он перестал задавать вопросы и уже внимательно слушал объяснения Голубева. Движения его стали стремительны, во всем облике художника чувствовалась взволнованность, как будто какая-то неотступная мысль завладела всем его существом и заставляла быстро переходить от одного экспоната к другому, а потом вдруг замирать надолго у каких-то из них. Голубев с удивлением поглядывал на Рериха, которого знал как человека спокойного и выдержанного. Взволновала же Николая Константиновича перспектива, которую ему подсказала коллекция Голубева, – «от русской жизни пройти по новому направлению к истокам индийского искусства и жизни». Тогда в Париже оба они всерьез принялись обсуждать планы будущей экспедиции в Индию. Рерих торопил Голубева. Он опасался, что французские ученые поймут то, что сделал Голубев, и сами займутся поиском общих истоков славянской и индийской культур. Но французы не поняли. Не до конца понял это и сам Голубев. Вскоре он забыл об этом разговоре. Его влекла уже новая страна.
| |
С.Н. Рерих. Профессор Николай Рерих. 1942 | |
Но для Рериха с того момента будущая экспедиция стала столь неизбежной, как и тот «великий индийский путь», о котором писал художник в год парижской встречи. Индия и Восток уже задышали на его полотнах в неясных еще образах-видениях, образах-предчувствиях. Октябрьская революция застала Николая Константиновича в Сердоболе (Сортавале). К тому времени Рерих был уже известным и признанным художником, крупным деятелем русской культуры. В Сердоболе Рерих вместе с семьей, женой Еленой Ивановной и двумя сыновьями, Юрием и Святославом, жил с 1916 года. У него была хроническая пневмония, и врачи рекомендовали художнику чистый воздух Карелии. В 1918 году Финляндия закрыла границу с Советской Россией.
Формально Рерих оказался отрезанным от Родины. Начался зарубежный период его жизни. Но сразу нужно сказать, что Рерих считал этот период временным. Он бережно хранил свой российский паспорт, но в то же время прекрасно понимал, что пребывание за рубежом дает ему возможность осуществить свою давнишнюю мечту об экспедиции в Индию. Из Советской России попасть в Индию в те годы было совершенно невозможно. Рерих начал поиск «стартовой площадки». Ею волею судеб оказалась Америка. Культурные начинания Рериха в этой стране были поддержаны выдающимися художниками, такими как Рокуэлл Кент, Джон Слоун, Уильям Зорах и другие. В Нью-Йорке удалось организовать музей, где были выставлены полотна русского художника. С появлением музея возникли и материальные возможности для организации экспедиции. Музей финансировал будущую экспедицию, которая пошла под американским флагом. Это обстоятельство и было зафиксировано тибетским чиновником в вышеупомянутом донесении как «король Амери». В 1923 году все четверо Рерихов прибыли в Индию. Индия стала начальным и конечным пунктом Центрально-азиатской экспедиции. Там русский художник провел всю свою оставшуюся жизнь. Там он заложил первые камни в фундамент советско-индийского сотрудничества. Там же и умер в 1947 году, ожидая визы для возвращения на Родину.
«Велик вклад Николая Константиновича Рериха, – писал вице-президент Академии художеств СССР В.С. Кеменов, – в сокровищницу мировой культуры, искусства и науки, в развитие взаимопонимания между народами, в укрепление мира. Самоотверженная жизнь Рериха поражает многообразием, целеустремленностью и масштабом его деятельности. В личности Рериха слились многие достоинства. Замечательный художник, яркий, своеобразный, работавший в разных областях изобразительного искусства: в станковой и монументальной живописи, театре, графике, декоративно-прикладном искусстве, – Рерих создал около семи тысяч произведений. Мыслитель, гуманист, ученый, историк культуры, поэт, писатель, художественный критик, отважный путешественник-исследователь неизвестных науке районов Центральной Азии. Выдающийся общественный деятель, инициатор международного движения, направленного в защиту культурных ценностей в случае войны, получившего название «Пакт Рериха». Страстный приверженец идеи мира, внесший особенно большой вклад в укрепление дружбы между народами Советского Союза и Индии, где он прожил вторую половину своей жизни».
| |
| Рерихи во время экспедиции по Индии. 1923 |
Но вернемся к 1923 году, к тому моменту, когда идущий из Марселя пароход «Македония» вошел в гавань Бомбея. Среди пассажиров, сошедших с трапа, был и Н.К. Рерих с семьей. Первые шаги по индийской земле потрясли его, но и в чем-то разочаровали. «Неужели Индия? – записал он в своем дневнике. – Тонкая полоска берега, тощие деревца. Трещины иссушенной почвы».
На индийской равнине Рерихи оставались недолго. Они стремились туда, где вознесли свои снежные пики высочайшие горы мира – Гималаи. Как яркие сновидения, прошли перед их глазами пещерные храмы Элефанты, Аджанты, Эллоры, старинные города Дели, Агра, Джайпур, Бенарес, Сар-натх. Через шумную и жаркую Калькутту они прибыли в Дарджилинг. Курортный английский городок, центр чайной промышленности, стоял в предгорьях Восточных Гималаев. К северу от Дарджилинга, совсем рядом, находилось небольшое гималайское княжество Сикким. В ясные, погожие дни над городом возникал гигантский снежный массив священной Канченджанги. Здесь, в этих горах, и началась практическая подготовка к Центрально-азиатской экспедиции.
Послесловие
Всю свою жизнь Н. К. Рерих посветил научно-просветительской работе и живописи. Его картины хранятся в музеях многих стран мира. Его общественная деятельность принесла огромные плоды в мировом масштабе. Многие исторические памятники обрели статус мирового исторического наследия и охраняются ЮНЕСКО, благодаря этому великому человеку. К сожалению, власти СССР не пустили Рериха на Родину. Он умер 1947 году в Индии. Его прах был развеян над горными хребтами Гималаев, а на месте кремации установлен памятный камень.
Николай Рерих: Поиски Шамбалы. Как связаны величие Гималаев и судьба России
Шамбала - мифический рай, волшебная страна, на поиски которой Николай Рерих потратил долгие годы, путешествуя по Тибету, Монголии, Горному Алтаю и живя в Индии. Многое из увиденного он отразил на своих полотнах. Мы расскажем о самых значимых картинах путешественника.
Мечты об Индии
«Культурой Востока Николай Рерих увлекся еще в начале 1900-х годов, когда были переведены на русский язык и опубликованы труды индийских философов: эпос «Рамаяна», произведения Рабиндраната Тагора и книги Елены Блаватской, в которых была сделана первая попытка осознания духовного опыта Востока, - рассказывает заведующий методическим отделом экскурсионно-лекционной работы Русского музея, искусствовед Елена Станкевич. - В 1914 году в московском издательстве Сытина выходит первый том собрания сочинений Рериха, где в одной из статей он мечтает о путешествии в Индию. Он пишет, что нужно стремиться туда попасть, чтобы спасти культуру этой древней страны. Так как время безжалостно разрушает обычаи, гробницы и пирамиды. Однако мечта Рериха о путешествии в Индию сбылась только в 1920-х годах.
Тогда он находился в эмиграции в Америке и прилагал немало усилий, чтобы организовать первую научно-художественную экспедицию в Центральную Азию. Она состоялась при поддержке местных политиков, ученых, деятелей культуры и прошла под американским флагом. Рерих отправился в экспедицию вместе со всей семьей, и по ее окончании было принято решение остаться в Индии навсегда. Стоит отметить, что индийской философией увлекалась и жена художника Елена Ивановна Рерих. Сын Юрий закончил факультет восточных языков в Лондонском университете, затем учился в Гарварде, Париже и, как лингвист и востоковед, мечтал продолжить свои исследования на местном материале. Культурой Востока сильно интересовался и младший сын Святослав - художник и историк искусства».
Самые известные картины Рериха из коллекции Русского музея
«Идолы». 1901 год
Рерих всегда интересовался мифологией и ранней языче ской цивилизацией европейского Севера. Принадлежащая серии «Русь» картина «Идолы» изображает капище - место, где молились и приносили жертву своим богам первые жители этого края. Низко нависшие тучи, густые, магические орнаменты усиливают мрачную таинственность изображенного места.
«Зловещие». 1901 год
Одновременно с работой над «Идолами» Рерих задумывает картину «Зловещие». Предварительно им была сделана акварель «Вещие», где изображен старинный городок, обнесенный бревенчатыми стенами с дозорными башнями. На первом плане - стая воронов, предвкушающих добычу с поля брани. Однако затем художник полностью изменил замысел произведения - отрезал верхнюю часть холста с изображением города, и композиционным стержнем картины стали вороны.
«Заморские гости». 1902 год
Картина переносит в древний, овеянный красотой и романтикой мир сильных смелых варягов, внесших, по словам Рериха, «новую струю» в нашу историю. В произведении использованы некоторые приемы народного искусства: декоративизм и интенсивность цвета, лаконизм рисунка. Работа создавалась в Париже, в мастерской Кормона, где Рерих продолжал свое художественное образование. Существует несколько копий картины.
«Эверест» (Джомолунгма). 1935 год
В долине Кулу, где Рерихи приобрели старинный дом, перед глазами художника всегда находилась самая высокая точка Гималаев и всего мира - Эверест (Джомолунгма). Рерих неоднократно писал этого могучего горного титана, вонзившего седую вершину в небесную синь. Это одна из 500 картин, которую Юрий Николаевич Рерих привез в Россию во время «хрущевской оттепели».
«Борис и Глеб». 1942 год
Картина написана в поздний период жизни художника, когда он жил в долине Кулу в Индии. В это время в дневниках Рерих рассуждает о необходимости «воздать должное деятелям земли Русской», чтобы слава русская звучала по всем краям мира. В картине Рерих через аллегорию обращается к людям с идеями любви и добра, с призывами к миру. Произведения, созданные в это время, звучали особенно убедительно, ведь Россия вступила в войну за независимость своего Отечества.
Кстати
Рерих умер 3 декабря 1947 года в долине Кулу. На месте его кремации установлен памятник с надписью: «Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам».
Таинственная Шамбала Рериха
Николай Рерих (1874–1947), знаменитый русский художник, путешественник, последователь теософии, искавший Шамбалу в своих путешествиях по Тибету, Монголии и Горному Алтаю. Именно последнее места связывают с самым вероятным местом для Шамбалы — мифической страны, о которой говорят многие древние тексты. Николай Рерих придавал большое значение этому месту и в своих путешествиях рисовал прекрасные пейзажи различных мест Азии. В нашей статье под названием «Таинственная Шамбала Рериха» мы покажем вам некоторые красивейшие его работы по мнению редакции topcafe.su.
В поисках Шамбалы. Кто позвал Рерихов в опасное путешествие
Семейство Рерихов отправилось в экспедицию по Центральной Азии с высокой миссией. Они отправились в путь, чтобы помочь в осуществлении Мирового плана таинственного Махатмы Мориа и его собратьев – Учителей Мудрости.
Впервые о встречах с таинственным Махатмой Мориа в своих трудах поведала теософ Елена Блаватская. Он являлся ей во снах и видениях. Она была убеждена что Мориа – Учитель Мудрости и один из Вознесенных Владык. Впоследствии он посещал и других теософов. Внешность его и встречи с ним детально описаны.
Явился он однажды и Елене Рерих. Это было не случайно, поскольку Рерихи давно пытались установить контакт с потусторонними или «высшими» силами. Начинали с традиционного столоверчения.
Будущий секретарь Николая Рериха, Владимир Шибаев вспоминал об одном из спиритических сеансов, в котором он принял участие. Сеанс проходил в освещенной комнате, что, «исключало возможность обмана» . По словам Шибаева столик « нервно вздрагивал и подскакивал» . Связь с духами Учителей осуществлялась следующим образом – зачитывался алфавит и отмечалась та буква, при произнесении которой столик приподнимался и со стуком опускался на пол. Так Рерихи получали первые тексты посланий.
Затем произошла судьбоносная встреча. 24 марта 1920 Елена Ивановна Рерих повстречала в Гайд-парке (Англия) двух индусов высокого роста, одетых в военную форму. Один из них приветливо улыбнулся, а второй пристально посмотрел на жену художника. Елена Рерих молча прошла мимо них, но вскоре к ней пришло осознание, что в образе военных ей явились гималайские Учителя – Махатма Мориа и Махатма Кут Хуми. С тех пор Елена Ивановна стала контактировать с Махатмой Мориа постоянно. В одном из писем секретарю Шибаеву, Николай Константинович пишет: «За последнее время у нас открылся слух, а видения у моей жены идут ежедневно. Вы спрашиваете, как теперь получаются известия? Разными способами, и устно, и показывая написанное. По-прежнему многие указания непонятны в первый момент, но со временем (…) они раскрываются точно».
Экспедиция продолжалась с 1923 по 1928 г. Маршрут проходил через Сикким, Кашмир, Синьцзян, Россию, Монголию и Тибет. В 1926 году Махатма Мория передал Рерихам свое послание Советскому правительству, которое было доставлено по назначению, но не воспринято всерьез. Не состоялась и встреча с Далай-Ламой – экспедиция была задержана тибетским ополчением на высокогорном плато Чантанга, и едва не погибла – пять месяцев участники «Посольства» к Далай-Ламе провели в снежном плену.
В результате Рерих отказался от посещения Лхассы и сделал вывод, что «Высокое Учение (…), проходит совершенно вне лхасских стен и ничего общего с Тибетом не имеет».
В итоге Мировой План Махатм претерпел изменения, а осколок священного Камня Чинтамани остался на хранении в семье Рерихов. Он по-прежнему помогал им осуществлять контакт с Учителем. Елена Ивановна носила его на груди. После ее смерти он перешел к сыну Святославу, который незадолго до ухода в мир иной передал его ученому индологу Людмиле Васильевне Шапошниковой. Где сейчас находится святыня – неизвестно.
Одновременно с уходом медиума – Елены Рерих, Махатма Мориа перестал выходить на связь. И, к сожалению, этому есть вполне простое объяснение. Его дал домашний врач Рерихов в Индии А. Ф. Яловенко: «Что же касается г-жи Рерих, то я должен сказать, что она больной человек. Она больна нервной болезнью, которая называется эпилептическая аура. Лица, страдающие этой болезнью, часто слышат какой-то невидимый голос и видят какие-то предметы. …он (Н. К. Рерих) часто подпадал под ее влияние и даже иногда верил в ее сверхъестественные способности. Я часто говорил ему о болезни Елены Ивановны, но он как-то холодно относился к моим познаниям в этой области. Но когда я ему дал книгу, то он попросил сделать выписки и в то же время просил не говорить об этой болезни Е. И… В феврале месяце 48 года я был отстранен от должности домашнего врача Рериха».
Означает ли это, что огромное наследие семьи Рерихов – теософские труды, учение «Агни-йога», невероятно сложная экспедиция, благодаря которой были написаны сотни живописных полотен и собран богатый этнографический материал, – результат игры нездоровой психики? Ответ на этот вопрос каждый находит сам.
Друзья, если вам понравилась публикация, пожалуйста ставьте «лайк» и подписывайтесь на наш канал. Для нас это очень важно. Мы постараемся вас не разочаровать. ПОДПИСАТЬСЯ
Духовная чистота
«В 1928 году Рерихи купили старинный дом в долине Кулу, у подножья Гималайских гор, - продолжает искусствовед. - И в этом доме, среди древних памятников и величественной природы, прошли последние 18 лет жизни великого художника. Здесь создана самая масштабная живописная серия его работ «Гималайская сюита». «Горы, горы! Что за магнетизм в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом сверкающем пике», - восклицал Рерих. Создание небольших этюдов с изображением горных пейзажей стало своего рода духовной практикой художника. Каждый день он совершал прогулки, где с натуры писал величественные вершины Гималайских гор.
В разное время года, дня, при разном освещении. Горы предстают то в серебристом свете рассвета, то в красных лучах заката, то в сказочных глубоких зелено-синих цветах сумерек. Природа гималайская необычна. Идеальная чистота воздуха позволяла видеть далеко и с большого расстояния, различать четкость контуров. Все это повлияло на новые художественные приемы, которые использует Рерих в своих работах. Его композиции приобрели законченную монументальность, лаконичность, цвета стали чистыми и насыщенными. Когда смотришь на его этюды - возникает ощущение, что это колористическая партитура симфонии, созданная Рерихом во славу мира, сотворенного Богом, горной тверди, бесконечного космоса и человека, который созерцанием этой природы стремится к духовной чистоте и силе.
В 1957 году, когда в период «хрущевской оттепели» ненадолго приподнялся занавес, на родину вернулся выдающийся востоковед Юрий Николаевич Рерих. Он привез с собой из Индии около 500 картин своего отца. Эти работы не были знакомы советскому зрителю и в течение некоторого времени показывались на выставках в городах СССР. По завершении выставочного вояжа, согласно завещанию Николая Рериха, около 350 полотен были переданы Русскому музею. Таким образом музей стал обладателем одной из самых полных рериховских коллекций в мире.
Почему Рерих так любил Гималаи?
Центральным объектом творчества Рериха были Гималаи, им он посвятил ни много ни мало более 2 тыс. полотен. Видимо, лучше гор могут быть только горы.
Сюжет
Наблюдению за небом и горами художник посвящал долгие часы, стараясь в дальнейшем на картине отразить малейшие детали и оттенки, из которых и складывается трудно передаваемая красота и магия горного пейзажа. Рерих старался воплотить различные состояния и «настроения» Гималаев, подчеркнуть их многоликость и своеобразие.
К привычному образу неприступных вершин Рерих добавляет идею чувства, духа за счет розовых и нежно-сиреневых красок неба.
Контекст
Картина написана в 1933 году — незадолго до начала Маньчжурской экспедиции, в которую Рерих отправился под эгидой кампании по сбору семян для американского министерства сельского хозяйства. На самом же деле, Николай Константинович полагал, что в середине 1930-х должен начаться процесс «единения Азии».
В основу же сюжета полотна легли впечатления Рериха от предыдущей экспедиции на Алтай, в Монголию и Тибет. О той поездке немало рассказов, что ее целью был поиск Шамбалы — волшебной страны, где люди не знают ни забот, ни печалей.
Судьба художника
Рерих написал несколько тысяч картин. Не десятков, не сотен, а тысяч. Помимо этого он был этнографом, археологом, просветителем, переводчиком, философом, писателем и поэтом (написал порядка 30 томов), общественным деятелем и просто увлеченным путешественником.
Отец Николая Константиновича — нотариус — настаивал на том, чтобы сын возглавил семейное дело. Не желая расстраивать папу, Рерих, с ранних лет увлекавшийся живописью и литературой, поступил одновременно и в Академию художеств, и на юрфак Петербургского университета.
На рубеже веков творческая интеллигенция была увлечена Востоком, поисками русской самостийности и жаждой перемен, свежего дыхания. Все смешалось. Молодой Рерих, оказавшийся в центре этого идейного котла, успевал все: и искусством заниматься, и на археологические раскопки ездить, и личную жизнь настраивать.
Рериха часто связывают с масонами и большевиками. Его экспедициям приписывают помимо географического и культурологического интереса еще и различные религиозные мистические и шпионские цели. Восток — дело тонкое, что и говорить.
4. Путь в Шамбалу (1933)
Эта картина передаёт несколько замыслов художника. Первый замысел — передать красоту Гималаев, а второй — рассказать о поисках таинственной Шамбалы. Проведя много лет в Индии и китайском Тибете, Рерих везде видел самые высокие и прекрасные горы в мире. Во время своих путешествий художник узнал о Шамбале, государстве, которого нет на картах, и путь к нему скрыт высокими вершинами Конченджанга. Тот, кто отыщет её, получит огромные знания. Изобразив эту гору, Рерих слегка приближает зрителя к тайне Шамбалы.
3. Будда победитель (1925)
Рериха всегда интересовала культура востока и буддистское учение. Считается, что темой для картины стал образ Будды одного из восточных храмов. Художник изобразил Будду в то время, когда он был жив и скитался по свету в поисках истины.
В дивной пещере , у подземного источника Будда сидит в позе лотоса и медитирует. Он спустился в подземный мир для того, чтобы задуматься над своей жизнью и поступками, и сразиться с владыкой тьмы и смерти. Владыка смерти, хозяин подземного мира — это земные соблазны, пороки и страсти. Поборов смерть, Будда познаёт просветление. Этот момент и изобразил Рерих. Зелёная вода означает жизнь, а пещера — неведение и темноту человеческого разума.
Николай Рерих. Серия «Гималаи»
«Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно — тысячи картин, и каждая из них великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками, возвышаясь над равнинами Индии, были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей жизни, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах»
6. Песнь о Шамбале (1943)
Таинственная Шамбала, загадочная Шамбала Рериха, идеальный мир, утопия. Рерих был охвачен её идеями и пытался отыскать её, разгадать её тайны. Он считал Гималаи местом великой мудрости и просветления. Но более всего, его поражала космическая красота Гималаев. Потрясающая цветовая гамма создаёт радостное настроение, передаёт чувства, которые испытывал художник. Это настоящая музыка, песня, которая летит над горными вершинами.
Картина навеяна философскими размышлениями о смысле жизни маленького человека в огромном пространстве мироздания. Внизу простираются реки и ледники, а вдали заснеженные вершины священной горы сияют в лучах заката. Сказочный пейзаж, яркое алое небо, фигурка медитирующего человека — всё это вызывает неповторимые ощущения.
1. Капли жизни (1924)
Живописное полотно «Капли жизни» изображает юную девушку, сидящую на краю горного утёса. Она сидит, погруженная в свои мысли, и ждёт, когда тонкая струйка горного ручья наполнит её кувшин. А вокруг простирается немыслимой красоты белоснежный горный пейзаж. Спокойствие и мудрость сосредоточено в этой картине. День за днём капля за каплей наполняется кувшин человеческого познания. Каждая капля этого познания — драгоценна. Это основа жизни.
Почему Рерих так любил Гималаи?
Центральным объектом творчества Рериха были Гималаи, им он посвятил ни много ни мало более 2 тыс. полотен. Видимо, лучше гор могут быть только горы.
Сюжет
Наблюдению за небом и горами художник посвящал долгие часы, стараясь в дальнейшем на картине отразить малейшие детали и оттенки, из которых и складывается трудно передаваемая красота и магия горного пейзажа. Рерих старался воплотить различные состояния и «настроения» Гималаев, подчеркнуть их многоликость и своеобразие.
К привычному образу неприступных вершин Рерих добавляет идею чувства, духа за счет розовых и нежно-сиреневых красок неба.
Контекст
Картина написана в 1933 году — незадолго до начала Маньчжурской экспедиции, в которую Рерих отправился под эгидой кампании по сбору семян для американского министерства сельского хозяйства. На самом же деле, Николай Константинович полагал, что в середине 1930-х должен начаться процесс «единения Азии».
В основу же сюжета полотна легли впечатления Рериха от предыдущей экспедиции на Алтай, в Монголию и Тибет. О той поездке немало рассказов, что ее целью был поиск Шамбалы — волшебной страны, где люди не знают ни забот, ни печалей.
Судьба художника
Рерих написал несколько тысяч картин. Не десятков, не сотен, а тысяч. Помимо этого он был этнографом, археологом, просветителем, переводчиком, философом, писателем и поэтом (написал порядка 30 томов), общественным деятелем и просто увлеченным путешественником.
Отец Николая Константиновича — нотариус — настаивал на том, чтобы сын возглавил семейное дело. Не желая расстраивать папу, Рерих, с ранних лет увлекавшийся живописью и литературой, поступил одновременно и в Академию художеств, и на юрфак Петербургского университета.
На рубеже веков творческая интеллигенция была увлечена Востоком, поисками русской самостийности и жаждой перемен, свежего дыхания. Все смешалось. Молодой Рерих, оказавшийся в центре этого идейного котла, успевал все: и искусством заниматься, и на археологические раскопки ездить, и личную жизнь настраивать.
Рериха часто связывают с масонами и большевиками. Его экспедициям приписывают помимо географического и культурологического интереса еще и различные религиозные мистические и шпионские цели. Восток — дело тонкое, что и говорить.
7. Канченджанга (1944)
Гималаи — это крыша мира, а священная гора Канченджанга — величественная снежная заоблачная вершина, означающая пять сокровищ великих снегов. Сюда всегда тянулись паломники для приобщения к высшим духовным знаниям. Картина Рериха изображает эту священную гору, освещённую розовыми лучами солнца и парящую над тёмными облаками. Волшебство этого пейзажа действует на зрителя завораживающе.
2. Дзонг-Капа из серии «Знамёна Востока» (1924)
Медитирующий монах на краю каменных глыб освещается тёплыми лучами солнца. Синие Гималаи своими заснеженными вершинами подпирают верхний край картины. Не вместить ни в какие рамки их бескрайнюю красоту, спокойствие, и расположенность к размышлению. Философия картины заключается в попытке приоткрыть завесу тайных знаний и учений, которыми обладают монахи Тибета.
Кстати, на нашем сайте topcafe.su есть увлекательная статья о самых необычных религиях мира .
В поисках Шамбалы. Кто позвал Рерихов в опасное путешествие
Семейство Рерихов отправилось в экспедицию по Центральной Азии с высокой миссией. Они отправились в путь, чтобы помочь в осуществлении Мирового плана таинственного Махатмы Мориа и его собратьев – Учителей Мудрости.
Впервые о встречах с таинственным Махатмой Мориа в своих трудах поведала теософ Елена Блаватская. Он являлся ей во снах и видениях. Она была убеждена что Мориа – Учитель Мудрости и один из Вознесенных Владык. Впоследствии он посещал и других теософов. Внешность его и встречи с ним детально описаны.
Явился он однажды и Елене Рерих. Это было не случайно, поскольку Рерихи давно пытались установить контакт с потусторонними или «высшими» силами. Начинали с традиционного столоверчения.
Будущий секретарь Николая Рериха, Владимир Шибаев вспоминал об одном из спиритических сеансов, в котором он принял участие. Сеанс проходил в освещенной комнате, что, «исключало возможность обмана» . По словам Шибаева столик « нервно вздрагивал и подскакивал» . Связь с духами Учителей осуществлялась следующим образом – зачитывался алфавит и отмечалась та буква, при произнесении которой столик приподнимался и со стуком опускался на пол. Так Рерихи получали первые тексты посланий.
Затем произошла судьбоносная встреча. 24 марта 1920 Елена Ивановна Рерих повстречала в Гайд-парке (Англия) двух индусов высокого роста, одетых в военную форму. Один из них приветливо улыбнулся, а второй пристально посмотрел на жену художника. Елена Рерих молча прошла мимо них, но вскоре к ней пришло осознание, что в образе военных ей явились гималайские Учителя – Махатма Мориа и Махатма Кут Хуми. С тех пор Елена Ивановна стала контактировать с Махатмой Мориа постоянно. В одном из писем секретарю Шибаеву, Николай Константинович пишет: «За последнее время у нас открылся слух, а видения у моей жены идут ежедневно. Вы спрашиваете, как теперь получаются известия? Разными способами, и устно, и показывая написанное. По-прежнему многие указания непонятны в первый момент, но со временем (…) они раскрываются точно».
Экспедиция продолжалась с 1923 по 1928 г. Маршрут проходил через Сикким, Кашмир, Синьцзян, Россию, Монголию и Тибет. В 1926 году Махатма Мория передал Рерихам свое послание Советскому правительству, которое было доставлено по назначению, но не воспринято всерьез. Не состоялась и встреча с Далай-Ламой – экспедиция была задержана тибетским ополчением на высокогорном плато Чантанга, и едва не погибла – пять месяцев участники «Посольства» к Далай-Ламе провели в снежном плену.
В результате Рерих отказался от посещения Лхассы и сделал вывод, что «Высокое Учение (…), проходит совершенно вне лхасских стен и ничего общего с Тибетом не имеет».
В итоге Мировой План Махатм претерпел изменения, а осколок священного Камня Чинтамани остался на хранении в семье Рерихов. Он по-прежнему помогал им осуществлять контакт с Учителем. Елена Ивановна носила его на груди. После ее смерти он перешел к сыну Святославу, который незадолго до ухода в мир иной передал его ученому индологу Людмиле Васильевне Шапошниковой. Где сейчас находится святыня – неизвестно.
Одновременно с уходом медиума – Елены Рерих, Махатма Мориа перестал выходить на связь. И, к сожалению, этому есть вполне простое объяснение. Его дал домашний врач Рерихов в Индии А. Ф. Яловенко: «Что же касается г-жи Рерих, то я должен сказать, что она больной человек. Она больна нервной болезнью, которая называется эпилептическая аура. Лица, страдающие этой болезнью, часто слышат какой-то невидимый голос и видят какие-то предметы. …он (Н. К. Рерих) часто подпадал под ее влияние и даже иногда верил в ее сверхъестественные способности. Я часто говорил ему о болезни Елены Ивановны, но он как-то холодно относился к моим познаниям в этой области. Но когда я ему дал книгу, то он попросил сделать выписки и в то же время просил не говорить об этой болезни Е. И… В феврале месяце 48 года я был отстранен от должности домашнего врача Рериха».
Означает ли это, что огромное наследие семьи Рерихов – теософские труды, учение «Агни-йога», невероятно сложная экспедиция, благодаря которой были написаны сотни живописных полотен и собран богатый этнографический материал, – результат игры нездоровой психики? Ответ на этот вопрос каждый находит сам.
Друзья, если вам понравилась публикация, пожалуйста ставьте «лайк» и подписывайтесь на наш канал. Для нас это очень важно. Мы постараемся вас не разочаровать. ПОДПИСАТЬСЯ
Цитаты. Николай Рерих о Шамбале:
- «Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различать сияющие лучи Шамбалы».
- «Лама, мы знаем величие Шамбалы. Мы знаем реальность этого несказуемого места. Но мы также знаем и реальность земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы ходили в Шамбалу, как на своем пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же, как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира».
Читайте также: