Разрешено ли в азербайджане многоженство
В убежище для жертв насилия обращаются женщины, которые лично пострадали от прихоти мужей, решивших жениться еще раз.
БАКУ, 28 июн — Sputnik. Отсутствие фактического запрета на многоженство привело к тому, что некоторые азербайджанские мужчины продолжают искать себе вторых, третьих и четвертых жен для удовлетворения своих потребностей, капризов или амбиций.
Как сообщает Sputnik Азербайджан, в результате периодически в убежище для жертв насилия приходят (или их приводят) женщины, пострадавшие от своих полигамных мужчин.
Как рассказала председатель Общественного объединения содействия женщинам "Чистый мир", глава убежища для жертв насилия Мехрибан Зейналова, порой мужчины приводят в дом вторую жену при том, что дома уже есть жена с детьми.
"У некоторых мужчин существует уверенность, что это норма. Якобы жена не удовлетворяет его, не удивляет, не любит, не заботится, не умеет разговаривать. Все это оправдания, и их много",- считает правозащитница.
Поэтому первые жены подвергаются побоям, вынуждены покидать дома. Но встречаются разные ситуации…
Например, в убежище однажды пришла женщина из города Сумгайыт. Она была верующей и носила хиджаб. Она сама дала разрешение мужу привести в дом еще одну женщину. Со временем отношения с супругом, а затем и с новой женой, ухудшились. В результате она забрала одного из двоих своих сыновей и покинула дом. Потом последовали попытки примирения. Однако, женщина все же не вернулась назад.
В настоящее время в убежище живут несколько женщин, столкнувшихся лицом к лицу с проблемой многоженства. Одна из них находится на лечении и стала заикаться после неоднократных побоев. Другая детей расти в интернате, и видит только по выходным.
"Этот аспект надо проанализировать и рассмотреть. Чаще всего мы связываем многоженство с религией. Но на самом деле порой в таких поступках за ширмой ислама нет и следа от веры", — заявила Зейналова.
Между тем, известный теолог Хаджи Шахин Гасанли утверждает, что многоженство – это не обязательное действие, предлагаемое религией. Порой люди считают, что религия призывает жениться на нескольких женщинах.
Теолог пояснил, что ислам разрешает одновременно иметь нескольких жен, однако, при этом ставится ряд условий. Они должны быть соблюдены, чтобы семьи не рушились.
Мужчина, женившийся на двух и более женщинах, обязан быть справедливым. Каждая из жен должна получать ровно столько же внимания, сколько и другая.
"Изначально многоженство было принято из-за того, что во время войн погибало много мужчин. Нарушался баланс. Поэтому женщин было гораздо больше. И сейчас, потому как женщин больше, чем мужчин, порой религия разрешает последним соблюсти баланс и брать в жены несколько женщин", — пояснил теолог.
По его словам, в философии многоженства изначально стояла идея доброго деяния. То есть, женясь на вдове, мужчина мог защитить ее и позаботиться о ее осиротевших детях.
Теолог отметил, что многоженство среди верующих — не распространенная тенденция. По крайней мере, среди знакомых ему верующих, как рассказал Гасанли, нет многоженцев. Напротив, религией прикрываются, те, кто в действительности не соблюдает основных требований ислама, а используют его лишь в выгодных им позициях.
Надо сказать, встречаются и удачные примеры подобного брака. Сорокалетний Самир Велиев (имя изменено) занимается бизнесом и продвижением своих проектов. Когда ему было около 20 лет, мужчина отправился в Москву к родственникам, чтобы попытать там счастья, и начал работать в ресторанном бизнесе. Тогда он познакомился со своей будущей женой. Практически втайне от родителей Велиев женился на девушке, после чего у него родился сын.
Но вскоре родители уговорами вернули сына назад и взяли ему в жены приглянувшуюся им девушку в Азербайджане. Спустя несколько лет у Велиева во втором браке появилось еще двое сыновей. Однако он не мог забыть, что в России его тоже ждет семья. Став прочно на ноги, он приобрел в Баку вторую квартиру и привез в Азербайджан первую жену.
Сейчас мужчина живет по канонам ислама, содержит обеих жен и своих детей, деля дни недели и финансы между ними.
Положение женщин в Азербайджане: Некоторые считают мужей Богами
По последним данным примерно 35% женщин в Азербайджане сталкиваются с насилием. Так, накануне в Бакинском метро произошел кровавый инцидент.
Об ранее этом Media.Az сообщил руководитель пресс-службы ЗАО «Бакинский метрополитен» Бахтияр Мамедов. По его словам, на станции метро «Насими» поспорили муж с женой. Мужчина нанес жене два ножевых ранения. Женщина была доставлена в больницу бригадой скорой помощи».
До этого в Баку муж избил жену вентилятором. Женщина прошла обследование врача. Есть вероятность, что пострадавшая получила черепно-мозговую травму.
В Гяндже муж зверски убил жену. Муж 23-летней Тагиевой Айтадж Аслан гызы нанес ей смертельные ножевые ранения. Как выяснилось, девушка направлялась в суд с целью подать на развод с мужем.
«Азербайджанские женщины продолжают терпеть насилие. Безусловно, за последние пять лет ситуация улучшилась, но все равно полностью решить проблему не удается».
Об этом сказала Media.Az правозащитник, член совета Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Залиха Тагирова.
По ее словам, жестокое отношение в отношении женщин, к сожалению, особенно заметно в регионах. Мужчины могут позволить себе отругать, поднять руку, избить до полусмерти, а порой даже убить. Причины могут быть самые разные, но особенно жестокое отношение всплывает в случае, если мужу показалось, что жена опорочила его честь. И самое главное, что в таком случае его даже не осудят односельчане.
«В столице Азербайджана ситуация, благо, не такая. Но единичные случаи тоже встречаются. Некоторые женщины живут по принципу: «Бьет – значит любит». Это все излишки менталитета. Женщина должна научиться отстаивать свои права», - сказала она.
По ее словам, новое поколение бакинцев существенно отличается от предыдущих. Но в районах республики все еще остались люди с устаревшим мышлением. Там считают мужей Богами, их слово - закон, а если бьет, значит, заслужила и надо терпеть.
Тагирова говорит, что многие женщины терпят рукоприкладство ради семьи и детей. Но терпеть насилие нельзя. В конечном итоге могут пострадать и дети. А в худшем случае, муж убьет ее, а дети останутся сиротами. И опять все сводится к менталитету и отсутствию образования. В деревенском обществе чаще всего не принято, чтобы девушка была образованной, ей достаточно получить начальное образование, и ее сразу выдают замуж.
«Кроме этого, большую роль играет атмосфера, в которой живут люди. Если вокруг все мужчины бьют своих жен, то естественно, это считается нормой. Кроме этого, мужчины насмотрелись всяких фильмов и роликов с теми же террористами ИГИЛ, которые казнят и убивают женщин, а плохой пример заразителен», - считает она.
Эксперт пояснила, что уровень просвещения в стране необходимо повышать, искоренять менталитет, иначе ситуация не измениться. «В Гобустанской тюрьме я встречалась с одним насильником, который по специальности был педагогом. Он избивал свою жену, несколько раз пытался убить ее, в итоге он зарезал ее и всю ее родню», - заключила она.
Многоженство не запрещено законом АР
В законодательстве Азербайджане нет запрета на многоженство, но при этом, в официальный брак азербайджанский мужчина может вступить только с одной женщиной.
В то же время, в стране распространены случаи тайного многоженства. Но, как правило, все кроме первой официальной жены, не имеют особых прав. Это в основном те, кто живут с мужчиной, только заключив религиозный брак «кябин». И их, как правило, может быть сколько угодно. Однако потом в суде растет количество дел по разделу имущества и общих детей, фактически родившихся вне официального брака.
«В Азербайджане нередко можно встретить полигамные браки, в основном, многоженство. При этом, законодательное наказание за многоженство отменено с 1 сентября 2000 года. Сегодня мужчина может иметь хоть 10 жен, но только одна из женщин может с ним состоять в официальном браке».
Об этом в беседе с Media.Az сказал глава Правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
По его словам, при этом многоженство не запрещено законом АР. И есть семьи, где мужчина имеет несколько жен, с одной живет в официальном браке, с другими в гражданском или религиозном.
Правозащитник отметил, что бывает даже, что одна жена не знает о существовании второй. Но есть случаи, когда они знакомы друг с другом и даже дружат.
«Азербайджанские трудовые мигранты в России нередко женятся на русских женщинах, имея в Азербайджане еще одну. При этом, как правило, с нашей у него всего лишь религиозный брак. Есть случаи, когда обе жены знакомы и даже ездят друг к другу в гости», - отметил он.
Зейналов пояснил, что в Азербайджане чаще распространено двоеженство. Особенно это встречается в южных районах республики.
«С точки зрения закона, религиозный или какой-либо другой вид сожительства, кроме, как официального, не признается. Но в суде, например, документ о заключении «кябина» может быть принят как доказательство брачных отношений», - сказал эксперт.
Эта тема активно обсуждалась в начале года на форуме «Диспут». Один из пользователей отметил: «Я уже интересовался опытом многожёнства в Нигерии, Пакистане, Афганистане и других исламских странах. Этот вопрос решается просто: каждой супруге покупается квартира, и она даже не встречается с остальными двумя. А вы посещаете их так (например): понедельник-вторник у одной, среда-четверг следующая, суббота-воскресенье третья. Пятница оставлена для молитв и уединения. Для тех, кто побогаче, даже три жены в разных трёх странах: одна в районе, вторая в Баку, а третья где-нибудь в России».
Другая говорит: «Не удивлюсь, если примут такой закон, у некоторых хватит ума привести в двухкомнатную хрущевку, где он живет с родителями и двумя сестрами-старыми девами и младшим братом, еще четырех жен и запланировать родить от каждой как минимум по четыре ребенка». В целом, мужчины поддерживали многожёнство, женщины, в своем большинстве выступали против.
Отметим, что на данный момент, в 50 исламских странах многоженство официально разрешено. Единственным исключением в этом плане является Турция. В некоторых исламских государствах, например Индии и Шри-Ланке, заключать такие браки имеют право только люди, исповедующие ислам.
Большинство христианских течений отрицают многоженство. В доброй половине христианских текстов практика считается греховной и недопустимой. Буддизм не поощряет многоженства, но и не относится к нему с осуждением. Единственная страна, где такие браки разрешены, — это Мьянма, но там это довольно редко. А вот в Бутане и Непале, несмотря на официальный запрет, они наоборот очень популярны.
Многоженство в исламе: где разрешено, а где вне закона
В странах, где мусульмане составляют значительную часть населения, отношение к многоженству различается - практика культивируется с разной степенью интенсивности в зависимости от района или региона.
С одной стороны, на карте мира мы можем найти страны, где многоженство пользуется неоспоримым уважением (ОАЭ, Саудовская Аравия, сельские районы Йемена) и регионы, где брак более чем с одной женщиной является признаком богатства и высокого статуса (Чад, Камерун, Гвинея).
Кроме того, в некоторых регионах популярность полигамии временно возрастает из-за конфликтов или периодов экономической нестабильности (Некоторые регионы Сирии, Афганистан).
С другой стороны, в странах, где проживает очень высокий процент мусульман и где мы ожидаем увидеть интерес к полигамии (например, в Бангладеш, Кувейте или Бахрейне), эта практика, хотя и законная и социально приемлемая, определенно сокращается из-за расходов, связанных с созданием новых браки.
Свадьбы и поддержка семьи обходятся очень дорого, и в Бангладеше муж нескольких жен должен платить по этой причине высокий налог.
Более того, многоженство запрещено законодательством некоторых мусульманских стран.
Где полигамия незаконна?
В некоторых странах, чтобы ограничить соблюдение этого неоднозначного обычая, в Гражданский кодекс и Семейный кодекс ввели дополнительные условия, выполнение которых должно подтверждаться соответствующими документами.
В Марокко (с 2004 г.) и Алжире (с 2005 г.) изменения в семейном праве значительно затруднили заключение полигамных отношений.
Мужчина, желающий жениться на другой жене, должен явиться в суд с письменного согласия предыдущих жен и новой жены на этот тип брака.
Кроме того, в Марокко мужчина должен доказать, что он соответствует финансовым требованиям, установленным законом, а в Алжире он должен доказать суду серьезную причину для вступления в другие отношения.
В Марокко несоблюдение вышеуказанных положений карается 3 годами тюремного заключения.
Интересно, что в Конго или Центральноафриканской Республике решение о возможном браке с более чем одной женщиной должен принимать мужчина до своей первой свадьбы.
Это означает, что законность полигамии гарантируется путем информирования первой жены о возможности прибытия будущих жен до вступления в первый брак.
Если бы мы хотели оценить влияние полигамии на жизнь мусульманских общин, нам пришлось бы рассматривать каждую страну отдельно с ее конфликтами, традициями и имущественным статусом ее жителей.
А в некоторых случаях вам придется разбить страны на регионы или посмотреть на обычаи отдельных городов или районов.
Две жены — норма. В каких странах разрешено многоженство
Ислам ограничивает число жён до четырёх. При этом мужчина должен соблюдать так называемый "равноправный брак". Это значит, что каждую жену он должен обеспечить всем необходимым (жильём, едой, одеждой и т.д.) и обязан проводить с каждой супругой равное количество времени. А вот любить всех жён одинаково муж не обязан. Но если не можешь их всех обеспечить — довольствуйся одной.
По шариату многожёнство для мужчины может быть желательным, нежелательным или запретным.
Если жена больна, бесплодна или не оберегает целомудрие мужа, а он хочет ребёнка, ему желательно жениться на другой
Если мужчина берет ещё одну жену без особой нужды или для того, чтобы улучшить положение в обществе, такое многоженство нежелательно.
Если мужчина беден или не уверен в своих силах и в том, что он сможет в равной степени обеспечивать своих жён, то многоженство для него — харам, то есть грех.
Афганская женщина в парандже на заснеженных улицах Кабула/Reuters Афганская женщина в парандже на заснеженных улицах Кабула/ReutersВ каких мусульманских странах многожёнство запрещено законом
В Турции Ататюрк официально запретил многожёнство 5 августа 1924 года. По закону турок может иметь только одну жену, хотя на юго-востоке страны, в курдских провинциях и в приграничных с Сирией районах, многожёнство продолжают практиковать. Повторные браки заключаются муллами, но не имеют юридической силы и преследуются по закону.
Тунис запретил полигинию в 1959 году.
В Туркменистане многожёнство запретили 1 сентября 2018 года.
В Киргизии и Узбекистане за полигинию можно получить срок, хотя в этих странах еще свежи воспоминания старшего поколения о двух и более женах, и многожёнство практикуется на бытовом уровне.
В Казахстане , как в светском государстве, многожёнство запрещено. Но в 1998 году его вывели из числа уголовно наказуемых актов. Многожёнство несколько раз пытались легализовать, последний раз — в 2008 году. В феврале 2011 года кандидат в президенты Асылбек Амантай Хантемирулы сделал легализацию многожёнства одним пунктов своей предвыборной кампании.
Где многоженство официально разрешено и ограничивается только законами шариата
В основном, это страны, в судебных системах которых доминируют законы шариата. Это Бруней , где у султана у Хассанала Болкиаха было две жены. Было, потому что он, будучи женат на своей первой жене, взял в жёны стюардессу, потом развелся с ней и женился на тележурналистке. Однако вскоре развелся и с ней и остался при своей первой жене. В Саудовской Аравии многоженство, кроме как шариатом, никак не ограничивается. В 2017 году в стране даже хотели создать академию многоженства. В ОАЭ, Афганистане и Йемене полигиния тоже разрешена.
Султан Брунея Хассанал Болкиах с двумя своими женами/Reuters Султан Брунея Хассанал Болкиах с двумя своими женами/ReutersГде полигиния разрешена законодательно, но с оговорками
В стране есть две категории брака. Гражданский брак — для не мусульман и запрещает полигамию и однополые браки. Мусульманский брак — для пар, где оба партнера мусульмане. В этом случае мужчина по законам шариата может иметь до 4 жён. Но он должен получить их письменное согласие и предоставить доказательства того, что он финансово может обеспечить всех своих дам. Похожая ситуация в Филиппинах, Индии и Малайзии: многожёнство законно только для мусульман.
Малайзиец и его жёны/Reuters Малайзиец и его жёны/ReutersМногожёнство официально разрешено, но поправки 2004 года его сильно ограничивают. Муж должен доказать, что у него достаточно денег, чтобы содержать двух жён, и иметь письменное разрешение первой жены.
Многожёнство разрешено законом о браке 1965 года с оговоркой, что жёны дают письменное согласие.
Многожёнство официально разрешено с письменного согласия жены. Но в последнее время полигиния активно пропагандируется и раскалывает общество. Например, в Instagram рекламируют сервис с бесплатными тренингами по полигамии.
Согласно Алжирскому семейному кодексу, принятому в 1984 году, многожёнство разрешено с письменного согласия властей. Муж должен уведомить первую жену, доказать суду, что у него есть веская причина на повторный брак и что он в состоянии обеспечить обеих жён.
Женщины в Алжире протестуют против Семейного кодекса и многоженства, 1998 год / Reuters Женщины в Алжире протестуют против Семейного кодекса и многоженства, 1998 год / ReutersВ 2019 году сирийский парламент принял меры, ограничивающие полигинию в стране. Теперь муж должен получить согласие первой жены. Кроме того, жена может наложить ряд ограничений на второй брак. Например, сказать, что не желает жить со второй женой в одном доме. Тогда мужу придется покупать ещё одно жильё, что накладно.
Полигиния в стране разрешена законом 1959 года, но нужно получить разрешение суда. Для этого муж должен доказать свою финансовую состоятельность и привести вескую причину для второго брака. Например, бесплодие своей первой жены.
В 1998 году запрет на многожёнство был снят . Чтобы завести новую жену, мужчина должен получить письменное соглашение от первой жены. Она должна написать этот документ в присутствии государственного чиновника, чтобы не было давления со стороны мужа и его родственников. Кроме того, мужчина должен предоставить письменное согласие своего духовного наставника.
А что у нас?
В России споры вокруг многожёнства случаются на Кавказе. За полигинию в Чечне ещё в 2006 году выступал Рамзан Кадыров. В 1999 году президент Ингушетии Руслан Аушев разрешил многожёнство в республике, даже несмотря на федеральный запрет. Он поручил ЗАГСам регистрировать такие браки, но Минюст России быстро прикрыл эту практику.
Все больше азербайджанцев обзаводятся второй женой правозащитники бьют тревогу
В Азербайджане увеличилось количество случаев тайного многоженства и число детей, родившихся вне официальных, подтвержденных лишь религиозными учреждениями, браков. Как следствие - в суды стали гораздо чаще поступать иски об установлении отцовства и разделе имущества. Этот факт подтвердил в интервью местным СМИ и бывший председатель Государственного комитета по работе с религиозными организациями профессор теолог Рафик Алиев.
Если такие семьи распадаются, то, как правило, женщина остается одна с ребенком или даже несколькими детьми. А поскольку заключенные по религиозным канонам браки не регламентируются Семейным кодексом страны, матери-одиночки не могут рассчитывать на установленную законом материальную помощь от бывших мужей.
Проблема приобрела такие масштабы, что правозащитники стали настаивать, чтобы в спорных ситуациях религиозные браки приравнивались к официально заключенным.
Руководитель общественной организации «Темиз дунья» - Мехрибан Зейналова считает, что суды должны в определенных случаях признавать религиозные браки, но вот легитимизировать многоженство ни под каким видом нельзя.
«В приюте нашей организации очень много женщин, согласившихся когда-то на религиозный брак. Есть такие, кто стал второй, а то и третьей женой женатого мужчины. Муж одной из них трижды женился (заключал кябин) и от каждого брака прижил детей, тогда как обеспечивать материально он их не может. Из-за того, что государством не признаются религиозные браки, такие женщины не получают алименты, а зачастую им и жить негде», - говорит М.Зейналова.
По наблюдениям правозащитника, кябин в качестве приманки, мол вот какой я богобоязненный, используют как раз мужчины, склонные к аморальному, порочному образу жизни. Однако и женщины порой прикрываются религиозным браком, чтобы оправдать свои неофициальные отношения с мужчиной.
«Одна из наших подопечных поведала, что ее сожитель не стал оформлять с ней официальный брак, потому что боялся, что родня не одобрит его выбор. Но после того, как она родила двоих детей, сбежал и женился на своей двоюродной сестре. Сейчас мы пытаемся доказать отцовство этого «мужчины», что совсем не просто - анализы крови, ДНК-тесты стоят очень дорого, они не по карману. Если мы все-таки сможем добиться установления отцовства, то женщина хотя бы алименты сможет получать», - делится правозащитник.
Согласно статистике, за последние 10 лет число детей, рожденных в неофициальных браках, возросло в четыре раза. По словам М.Зейналовой, люди по разным причинам заключают религиозные браки, но в итоге страдают рожденные в таких семьях дети. Если раньше основной проблемой в семейной сфере были ранние браки, то теперь ею становится многоженство.
Казалось бы, права всех детей должны быть равны, однако в реальности это не так. В качестве страховки от будущих материальных трат недобропорядочные мужчины не дают свои фамилии детям, рожденным в религиозных браках. В дальнейшем же такие дети не смогут претендовать на отцовское наследство.
Между тем психолог Вафа Мамедова считает, что вернувшаяся из прошлого тенденция неофициальных браков будет наблюдаться еще долгие годы. Понизившийся уровень образования в сельских районах страны и одновременно усилившаяся религиозная пропаганда во многом поменяли мировоззрение людей.
«Нельзя религиозный брак приравнивать к оформленному государственными органами. В неофициальном сожительстве у женщин и детей практически нет никаких юридических прав. В зарубежных странах, между прочим, даже при вступлении в официальный брак стороны заключают брачный договор, что в дальнейшем помогает решать проблемы наследства и алиментов», - приводит пример психолог.
По мнению В.Мамедовой, необходимо усилить просветительскую работу, публично объяснять преимущества официальных браков, предупреждать об ответственности сторон при заключении религиозных браков. Закон, хоть и не разрешает многоженство, но и не запрещает его. Учитывая это, а также из-за растущей популярности многоженства среди населения, возможно, следует подумать об его официальном статусе - не об узаконивании, а о придании супругам и детям определенных прав.
мужчина, живущий в азербайджане, предлагает мне стать его второй женой.. насколько это распространенная практика в азербайд
Дорогая Анечка! Сейчас я уже 25 лет живу на Дальнем Востоке, а родился и вырос в Баку, это мой родной и самый любимый город. Мои предки приехали из России в 19 веке разрабатывать нефть, вот, я уже 3 поколение, которое родилось там. С детства вокруг меня были люди разных национальностей, и азербайджанцы, и армяне, и русские и евреи.
Баку - многонациональный город. И бакинцы всегда этим гордились. Это народ, который безумно любит свой город и его жителей.
Азербайджанский народ до 6-7 века был христианским, потом арабские завоеватели принесли ислам. До сих пор остались и кресты могильные, и обычай красить яйца на весенние праздники. Никогда ислам не имел решающей силы у этого народа, никогда азербайджанцы не были религиозными фанатиками. Тем более наше с вами поколение, которое воспитывалось в советское время.
Даже президент Азербайджана Гейдар Алиев заявлял, что Азербайджан - светское государство.
Если, например, в арабских странах или в Иране полигамные браки - обычное дело, это старая традиция, общество к этому привыкло, есть правила поведения, женщины знают об этом с детства, для них это обычная практика, то для Азербайджана - ни в коем случае - нет!
Я уверен, что ваш знакомый попросту непорядочный человек и реально вас обманывает. Все его условия, о которых вы написали, говорят о том что он ещё и безответственный, профан в этом вопросе и Корана не читал.
Потому, что в Коране написано:
"Разрешено тебе СТОЛЬКО жен, сколько ты можешь СОДЕРЖАТЬ, числом не более четырёх и при условии, что будешь любить их ОДИНАКОВО. "
И сравните эти простые правила с тем, что предлагает он: "Содержать не могу, первая жена - главная и т. д. " Чувствуете? Абсолютная безответственность и только.
И ещё. Я уверен, что его жена не готова ко второму браку своего мужа, не согласится с этим, как любая женщина, родившаяся и выросшая в советских условиях, более того - я не уверен, что в мечети кто-то согласится заключить такой брак с бухты-барахты. Там тоже не дураки, поверьте!
А значит - война в семье, вражеские отношения между женщинами. Зачем вам это? Дальше, подумайте и о своих детях, а их у вас не один и не два, я знаю. Как всё это будет выглядить? Не совсем серьёзно, мягко говоря.
Моё предложение, если мужчина вам понравился, пусть приезжает в гости, когда сможет, гостит у вас, смотрит Питер, там есть, что смотреть, развлекает вас, скрашивает ваш досуг, не напрягая никому мозги, ни вам ни себе. С удовольствием встретились, мило расстались до следующего раза. Если получается такой вариант - ради бога. И не ваша забота, что у него семья. Незамужней женщине дозволен ЛЮБОЙ мужчина, и женатый и холостой ( Это уже из Библии, Второзаконие) . Вот так вот.. .
Моя тёща, тоже бакинка, говорила так (немного грубовато, но. ) : "У ишака тоже есть хороший член, но он же всё равно - ИШАК! "
Так что думайте.. . Удачи.
Посмотрите в Мой мир, увидете там одного у нас с вами общего друга, многое станет понятно.
В Азербайджане растет число случаев и сторонников многоженства
Настоящий султан - тот, кто завел гарем, отрастил живот и построил в шеренгу всех тещ. Первое и второе Эльдару удалось, третье не получилось по той причине, что опоздал. Матери его жен умерли давно, одна даже не провожала свою дочку в современный гарем - двухэтажный дом с воротами.
"Все родственники и аксакалы деревни объяснили ему, что глупо бросать троих детей и жену, с которой прожил 26 лет из-за девушки, годящейся ему в дочери. Однако, когда увидели, что от Фатимы он отказываться не собирается, по предложению самой Земфиры Эльдар решил взять Фатиму себе в качестве второй жены. Поскольку в ЗАГСе свои отношения они зарегистрировать не могли, попросили деревенского молу совершить "кебин кесмек" (обряд бракосочетания на религиозной почве)", - делится этим феноменом сосед Эльдара, пожелавший остаться неназванным
Но высока опасность распространения этого феномена среди религиозных мусульман Азербайджана, где с каждым годом растет влияние шиитского Ирана и суннитских арабских стран, в которых практикуется многоженство.
Глава проиранской Исламской партии Азербайджана (ИПА) Гаджиага Нуриев в беседе с корр. "Тренд" заявил, что является сторонником узаконивания полигамии.
"Законы шариата и исламской религии позволяют верующим вступать в полигамный брак. Как известно, у самого пророка было несколько жен. Часто многие неправильно трактуют этот момент. В Коране сказано, что мужчина может иметь до четырех жен",- говорит Г.Нуриев. Глава исламской партии выступает за утверждение в парламенте закона, разрешающего полигамные браки в Азербайджане. "Но я хочу отметить, что мы действуем в рамках Конституции, и если этого не произойдет, то будем выступать против полигамных браков. По-моему, было бы нормально узаконить их, поскольку весь мусульманский мир выступает за разрешение многоженства", - заключил Г.Нуриев.
Депутат азербайджанского парламента Рамиз Ахмедов не согласен с утверждениями Г.Нуриева и считает, что нет необходимости в принятии многоженства. "Азербайджан - восточная страна, где большая часть населения исповедует ислам. Тем не менее, многоженство никогда не являлось национальной традицией азербайджанского народа. При обсуждении в Милли меджлисе этот вопрос вызовет множество разногласий и не приведет к определенному результату", - сказал Р.Ахмедов в интервью бакинской газете "Эхо". По его словам, древний мусульманский обычай многоженства сегодня неприемлем. "В советские времена этот обычай был запрещен, однако после развала СССР и падения коммунистического режима люди вновь заговорили об этом", - сказал он.
Р.Ахмедов считает, что полигамные браки приводят прежде всего к расслоению общества и разрушению семейных отношений. Парламентарий также утверждает, что это аморальное явление - "следствие нездоровых желаний имущих людей, которым недостаточно дома и автомобиля в одном экземпляре".
Удивляет Р.Ахмедова и тот факт, что общественность сквозь пальцы смотрит на проявления "развратных желаний" некоторых людей. Парламентарий сообщил, что по инициативе некоторых депутатов в Милли меджлисе была предпринята попытка реанимировать многоженство, однако большинство его коллег выступили против этого, несмотря на то, что обсуждение являлось неофициальным. "Возможно, в будущем такой вопрос возникнет, но мы пресечем все попытки нездоровых желаний некоторых представителей общественности", - заключил Р.Ахмедов.
"Люди должны понять, что многоженство приемлемо для мусульман лишь в том случае, если муж имеет материальные средства на содержание жен. Однако благосостояние супруга не является основным фактором, характерным для многоженства", - объясняет Г.Нуриев. По словам председателя Исламской партии, кроме обеспечения и содержания жен муж должен уделять достаточно внимания всем "возлюбленным", и его отношение к каждой из них должно быть уважительным и почтительным. "Даже когда он покупает им платья, цена должна быть равной. Если в такой семье царят мир и гармония, то полигамный брак вполне приемлем. Но если супруг не уважает своих жен и нарушает традиционные обычаи полигамной семьи, то такой брак - большой грех. И если семья отступает от религиозных законов, ей нет места в современном обществе", - заявил он.
В отличие от него консультант женского кризисного центра Азербайджана Тарана Гасанова считает, что узаконивание полигамии разрушит основы азербайджанской семьи. Она говорит, что этого нельзя допустить, поскольку если мужчине разрешать брать несколько жен, то это ущемит права женщин, которые и без того страдают от ярко выраженного патриархизма азербайджанского общества. Она заявила, что присутствие нескольких матерей в азербайджанской семье будет "началом конца" всех ценностей и традиций общества и выступает против таких инициатив.
Сама же Т.Гасанова признает существование таких фактов в Азербайджане. "В Бейлаганском районе один мужчина привел домой к жене и детям девушку, которая годится ему в дочери, и объявил детям, что она их вторая мать и они должны ее уважать. Первая жена не ушла по той причине, что ей некуда идти, и была вынуждена терпеть такое унижение, - приводит случай из своей практики Т.Гасанова. - В регионах таких фактов очень много. Но к нам приходила и женщина, живущая в Баку, и рассказала, что замужем за очень популярным политиком, но у них нет детей. Поэтому после нескольких лет совместной жизни он привел в дом 23-летнюю девушку, которая работала у него и имеет от него ребенка. Он не хотел разводиться с ней потому, что боялся скандала и заявил жене: или они живут втроем, или при разводе он ей ничего не даст. В итоге она была вынуждена смириться с ситуацией".
Т.Гасанова говорит, что число таких случаев растет, и в основном многоженство практикуется в южных, соседних с Ираном регионах. "Если раньше общество очень негативно относилось к таким случаям, то сейчас в регионах, откуда молодые парни эмигрируют в Россию, Турцию и другие страны в поисках работы, растет число потенциальных "старых дев". Поэтому женщины готовы на все унижения, лишь бы не терять семью и руку, дающую ей еду. И соседи, и родственники таких людей, зная общую ситуацию, стараются "с пониманием" относиться к ним и уже не возражают, - говорит Т.Гасанова. - В южных регионах под влиянием Ирана религиозные деятели поддерживают подобные браки и вопреки законам и посредством кебина соединяют брачные узы".
Эльдару также не составило труда уговорить местного молу закрепить религиозными узами его отношения с Фатимой. "Сами поймите, она сиротка и никаких родственников у нее нет, да и маловероятно, что она вообще выйдет замуж. Сама она тоже хотела выйти за Эльдара. К тому же религия в этом вопросе на его стороне", - говорит сосед Эльдара.
По закону религиозные браки не имеют юридической силы и не создают между сторонами ни имущественного, ни наследственного обязательства, что в свою очередь является основой лишения прав женщины в случае развода.
В Управлении мусульман Кавказа (УМК) сообщили, что несколько лет назад Совет кази издал распоряжение, согласно которому священникам разрешается заключать религиозный брак лишь после представления свидетельства о браке. "А если регистрируются обратные факты, то мы предпринимаем меры против таких священнослужителей. У нас религия отделена от государства, и все, в том числе священники, должны соблюдать законы", - сказал представитель УМК.
В отличие от консерваторов, исламские реформаторы пытаются по-новому трактовать священные тексты. Служитель турецкой мечети в Баку, пожелавший остаться неназванным, утверждает, что пророк Мохаммед в действительности был моногамен, а многоженство практиковал ради соблюдения племенных обычаев, да и то под конец жизни, после смерти первой жены Хадиджи. "Первые 25 лет супружества пророка были моногамными, и только последние 12 лет - полигамными. Так почему не взять за образец только первую половину жизни пророка? Я считаю извращением многоженство и садистами его сторонников. Из-за этих людей сформировался негативный образ ислама. Молодежь и европейцы считают, что наша религия не уважает права женщин, хотя это не так", - заключил он.
Его оппонент Гаджиага Нуриев тоже считает, что в исламе все равны перед Богом все зависимости от пола. "При многоженстве никто не говорит о нарушении прав женщин. Коран - самая толерантная священная книга по отношению к женщине. Дело в том, что многоженство - в интересах женщины, и мужчине запрещено брать вторую жену, если первая против", - говорит Г.Нуриев.
Но феминистка Т.Гасанова с ним не согласна. Она уверена, что полигамы лишают своих жен всех прав и деление одного мужчины между несколькими женами наносит им психологическую травму. Также, по ее словам, в отличие мужа у них не бывает права выбора при расставании.
"Многоженство является причиной многих бед в обществе. В таких семьях растут потенциальные преступники, гомосексуалисты, убийцы, проститутки, жертвы траффика, наркоманы и т.д. Обычно в таких семьях жены конфликтуют друг с другом, с мужем и настраивают своих детей против другой жены и ее детей. Словом, дети растут в условиях "войны", что очень плохо влияет на их воспитание. Фактически они растут без воспитания. И вообще, о каком воспитании можно говорить, когда мать занята враждой с конкуренткой и не уделяет достаточно внимания детям", - отмечает эксперт по гендерным вопросам.
Несмотря на то, что Гаджиага Нуриев выступает за полигамию, второй жены себе брать он не хочет. "Даже если это будет разрешено законом, я этого не сделаю. Мне одной жены хватает", - заключил он.
В Азербайджане могут ввести многоженство
"Весь мусульманский мир выступает за разрешение многоженства, - сказал Нуриев. - Законы шариата и исламской религии позволяют верующим вступать в полигамный брак. Как известно, у самого пророка было несколько жен".
Если же супруг не уважает своих жен и нарушает традиционные обычаи полигамной семьи, то такой брак, по словам Нуриева, является большим грехом.
Читать Day.Az в:Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре
Читайте также: