Разрешено ли многоженство в казахстане
Многоженство и калым отменены. Да здравствуют токалки и калым?
Советская власть 90 лет назад отменила калым и многоженство. В независимом Казахстане эти традиции возобновились. Некоторые казахстанские законодатели и политики выступают за легализацию института многоженства.
Центральный комитет Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики 14 июня 1921 года принял декрет о запрете многоженства и уплаты калыма (выкупа за невесту). Эти запреты сохранялись и в законодательстве союзных республик, в том числе и Казахской ССР. Многоженство каралось в уголовном порядке.
«АЛМАТЫ - МОЯ БАЙБИШЕ, АСТАНА - МОЯ ТОКАЛ»
Такая поговорка сейчас в ходу среди высших и средних чиновников, которые имеют по две семьи в двух столицах Казахстана. Спустя десятилетия социальные явления прошлого вернулись в Казахстан, который освободился от диктата Коммунистической партии, но попал под авторитарную власть. Де-факто институт многоженства в Казахстане уже состоялся. Правда, он еще не оформлен де-юре, хотя попытки этого периодически предпринимаются депутатами парламента.
Многоженство - в первую очередь для богатых людей. С появлением Астаны - новой столицы суверенного Казахстана - институт второй жены фактически (во всяком случае, применительно к государственным чиновникам) как бы легитимизировался в обществе. При этом первая (и законная) жена остается в Алматы, а ее муж-чиновник в Астане находит себе вторую, молодую жену.
Интернет-портал «Газета.Кз» связывает появление разного рода модельных агентств с резко возросшей потребностью в молодых и красивых женщинах в среде астанинских чиновников. Эти агентства, по мнению издания, превратились в фабрику токалок и любовниц для состоятельных и влиятельных клиентов.
В 2001 году депутат парламента Амангельды Айталы открыто попытался инициировать внесение поправки в закон о семье и браке, которая разрешала бы институт многоженства. Однако идея Амангельды Айталы не получила одобрения депутатского корпуса.
В 2008 году казахстанским депутатам вновь пришла в голову идея легализовать полигамные браки - в проект обновленного кодекса «О браке и семье» внесли норму о многоженстве. Но это предложение не прошло. Тогда против идеи многоженства резко выступила депутат парламента Бахыт Сыздыкова, которая заявила, что если подобная идея всё же пройдет, то она станет инициатором идеи узаконения многомужества. Однако оказалось, что она воевала с ветряными мельницами. Во всяком случае, поименно авторов предложенной нормы о многоженстве журналистам не удалось установить.
БРАК В МЕЧЕТИ
Для того, чтобы избежать выплаты калыма, становятся нередкими случаи похищения невест, в том числе и по обоюдному согласию молодых. Однако нередкими бывают случаи похищения и без согласия невесты. Таким образом, калым и похищение невесты в жизни оказываются взаимосвязанными явлениями, хотя формально эти понятия друг друга исключают.
Однако исламские деятели по данным вопросам советуют различать религиозные и народные традиции. Так, председатель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков в разговоре с корреспондентом нашего радио Азаттык сказал, что кража невесты и калым за нее не соответствуют исламской этике, мусульманским традициям:
- Более того, ислам всячески порицает насильственные действия в отношении женщин. Обычай кражи невесты берет начало больше в народных традициях, нежели в религиозных идеях.
По словам Мурата Телибекова, калым также относится к народным, а не к исламским обычаям. Как говорит Мурат Телибеков, в настоящее время из-за возрождения традиции калыма, которая в некоторых регионах принимает уродливо-гиперболизированные формы, многие молодые, но небогатые люди не могут завести себе семью.
Этой народной традиции Мурат Телибеков противопоставляет исламскую практику облегчения бремени свадебных расходов:
- Например, в Иране практикуются свадьбы сразу ста - двухсот пар. И расходы на себя берет государство. Думаю, что и в Казахстане можно было бы поступать подобным образом.
По этим же вопросам корреспондент нашего радио Азаттык обратился в Духовное управление мусульман Казахстана. Помощник-референт, заместитель заведующего отделом шариата и фетвы ДУМК Серикжан Енчибай, в принципе, подтвердил известные разъяснения об отношении ислама к краже невесты, к калыму за нее и к многоженству. Однако, когда ему был задан вопрос о количестве браков, заключаемых в Казахстане по мусульманским обычаям, он затруднился ответить. В местной прессе часто пишут, что в мечетях следовало бы проверять наличие официальной регистрации брака в органах ЗАГС.
- В каждой мечети есть свой неке-зал, где совершаются обряды бракосочетания. Однако у нас нет такой статистики, поскольку мечети в этом нам не подотчетны. Но у них есть журналы, в которых они регистрируют эти браки, - говорит Серикжан Енчибай и рекомендует обратиться, например, в неке-зал Центральной мечети Алматы.
По словам Серикжана Енчибая, перед совершением мусульманского обряда бракосочетания имам разъясняет молодым их права и обязанности. На вопрос нашего радио Азаттык о том, проверяет ли имам, какой по счету брак регистрируется, например, данным мужчиной, Серикжан Енчибай отвечает:
- У нас нет права его расспрашивать или допрашивать. Это его дело. Мы должны лишь хорошенько разъяснить ему положения ислама, касающиеся всех аспектов брака.
Имам Центральной мечети Алматы Бахтияр Хасаналиев затрудняется назвать точную цифру браков, заключенных в этой мечети за прошедший период 2011 года по мусульманским обычаям:
- Журнала регистрации сейчас нет. Но за этот год заключено примерно 400-500 браков по мусульманским обычаям.
Разрешено ли в Казахстане многоженство?
Дмитрий МинскПросветленный (40223) 6 лет назад
Однозначно-нужно узаконить многоженство!
Чем примечателен Казахстан среди других республик бывшего СССР? -особо так ничем не выделяется, а вот разреши официально многоженство (причём не только для мусульман) -и увидите, как популярность резко возрастёт. Я даже предвижу огромный приток заинтересованных лиц-я сам буду в том числе (как и мои единомышленники МОРМОНЫ-ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ).
Остальные ответы
Разрешено, но при этом есть необходимые условия для двубрачия. Одним из главных является трудозанятость мужа и его финансовая независимость.
Мария ЗаяПрофи (608) 11 лет назад
А вы не могли бы мне закон сам показать! Если вам не трудно! Заранее спасибо.
Владимир Захаров-Вальнер Просветленный (32772) В проект обновленного Кодекса "О браке и семье" все же внесли норму о многоженстве. Видимо, на перспективу. Тем временем юристы призывают изгнать этих затейников из парламента. За незнание Конституции и за риск опозорить Казахстан перед всем цивилизованным миром. Реально многоженство есть. Закона нет.
Многоженство в Казахстане (или токал)
Официально жениться, как вы поняли нельзя, но(!) можно сходить в мечеть, зарегистрировать брак с токал (или есть другие способы, я не знаю) и вот у тебя есть вторая жена. (И таким способом можно зарегистрировать себе до 4-х жён => женись на трёх и четвертая в подарок).
Как вы поняли, такие токал законом не защищены (только небесным), они не имеют права на имущество супруга, у них может не быть прописано отцовство общего ребенка, нет гарантий, что её будут хорошо содержать и заботиться (обычно токал берут зажиточные люди). Единственная гарантия - это слово мужика))).
И возникает парадокс. С одной стороны, законом не разрешается официальное многоженство. С другой стороны, законом также не запрещается многоженство, так как не является уголовно наказуемым (Имею столько жен сколько хочу, законом не запрещено с 1998 года!).
Вот так и живем.
P>S - будьте вежливыми в комментариях, не разжигайте пожалуйста вражды. Спасибо.
Дубликаты не найдены
1 год назад Если у одного четыре жены, то у троих никого. Беднягам приходиться толерастией заниматься? раскрыть ветку 1 1 год назадМожет им так нравится и поэтому лишние бабы остаются?
1 год назад Автор описывает ситуацию когда ты женился для родителей или связей, но душа к человеку не лежит или дети не рождаются вот мужик и завёл любовницу. Ну или на старую не стоит он захотел чтобы стояло и по шариату завёл вторую. И как бы не измена. А так название любовница в 70% случаев тупо любовница! раскрыть ветку 1 1 год назад 1 год назад "С одной стороны, законом не разрешается официальное многоженство. С другой стороны, законом также не запрещается многоженство, так как не является уголовно наказуемым" В нашем светском государстве тоже не запрещено содержать любовниц,вопрос в другом,сможешь ли ты их содержать,в мусульманских странах также,это не хомячок какой то -) раскрыть ветку 2 1 год назаднууу наверное по дому они минимум все пашут
1 год назадЭто не любовницы, это вторая жена. Неофициальная
1 год назадА просто сексом заниматься без вот этих замутов уже нельзя? Если жена не против дополнительных женщин - нахрена на них жениться?
раскрыть ветку 2 1 год назадТак вторую жену для детей заводят вроде.
раскрыть ветку 1 1 год назад Потрахаться её заводят 1 год назадНо(!) зато есть лайфхак - взять себе токал (вторую) жену.
Их тоже надо красть?
раскрыть ветку 2 1 год назадТут другая ситуация. Она токал, а ты ей машину - квартиру - шубу.
раскрыть ветку 1 1 год назад Тоесть любовница. 1 год назад Ну это конечно круто. Я с одной-то не знаю порой что делать, а с 4мя. Да фиг с ним, даже с 2я!Эт ведь не любовница-заехал на пару часиков, она и рада, это какой-никакой официоз. Короче терпения тебе.)) 1 год назад К дополнительной жене теща обязательно прилагается или можно отказаться? раскрыть ветку 1 1 год назад Это тесть один, а тёщ может быть до четырёх))) 1 год назадВы сами женились в мечети? Перед тем как провести обряд женитьбы в мечети вы должны подписать все документы, в том числе и государственной регистрации брака
Поэтому лайфхак не работает где-то с 2015 года, когда действительно баб разводили с помощью "Брак перед богом выше чем брак перед государством". И из-за этого ввели стандарты для брака в мечетях
А собственно кому что мешает по взаимному согласию проживать на одной жилплощади любым составом (хоть м+ж+ж+ж, хоть м+м+м+ж), совместно владеть этим жильем, вести совместное хозяйство, совместно воспитывать детей и трахаться в любых устраивающих друг-друга конфигурациях?
Никаких реальных запретов для этого нет.
Все эти вопли про разрешение многоженства сродни воплям про разрешение гей-браков - скорее повод для шума, чем оно реально надо.
раскрыть ветку 3 1 год назадНу тебя послушать можно и обычный брак отменить. Есть определённые моменты в законе, когда имеет значение, муж ты или хуй с горы.
1 год назадА вдруг развод, смерть кормильца, как делить наследство. Материальные блага?
раскрыть ветку 1 1 год назадЗавещание, совместное владение, признание отцовства у детей например.
И, по большому счету, если уж кто хочет укроить имущество при разводе и деньги на выплату алиментов, тот и в обычном "законном" браке (1+1) умудряются это сделать.
1 год назадчетыре гражданские тещи
1 год назад И оглядывайтесь по сторонам,не появилось ли лишней жены. показать ещё 0 комментариев Лучшие посты за сегодня 20 часов назадРазрешено ли многоженство в казахстане
kazislam.kz 30.03.2020 9568 0 КомментарииЗаместитель руководителя отдела «Шариата и фетв» Духовного управления мусульман Казахстана Хасан Аманкулов рассказал, в каких случаях религией разрешено многоженство.
— Уважаемый Хасан устаз, на сегодняшний день одна из самых обсуждаемых тем в интернете — многоженство в Исламе. Почему в Исламе разрешено брать до четырех жен?
— В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (Сура Ан-Ниса’, аят 3). В данном аяте Всевышний Аллах указал границы дозволенного в вопросе многоженства. Ведь в те времена в обществе царили беззаконие и несправедливость по отношению к одиноким, обездоленным женщинам, которых использовали, бросали и т.д. Мы должны понимать, что Коран и вообще Ислам были ниспосланы к нам от Аллаха в седьмом веке.
Нужно отметить, что многожёнство не пришло в мир с приходом Ислама. Многожёнство было до нашей религии в арабских и других странах, многих обществах среди других национальностей. К примеру в хадисе сказано, что один человек до прихода в Ислам имел десять жен. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему «Оставь четверых, а остальных отпусти» (аш-Шафии, ат-Тирмизи, Ибн Маджах).
Из истории мы знаем, что Чингизхан имел тысячи жен. Как он мог справедливо всех наделить своим вниманием и заботой, если не знал даже имени многих? Чем больше жен, тем меньше там справедливости, поэтому в Исламе не разрешалось более четырех жен. Чем больше жен, тем труднее создать им всем условия и труднее их окружить заботой и вниманием. Зная об этом, Всевышний Аллах сказал мужчине, что если не можешь справедливо относиться к четырем женам, то бери троих, если не можешь быть справедливым с тремя, бери двоих. «…Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами» (Сура Ан-Ниса’, аят 3).
— Для светского человека, конечно, не совсем понятен смысл аята о четырех женах.
— Да, некоторых людей это пугает. Как можно быть с рабыней, это же не справедливо и жестоко, удивляются они. Но ведь это было в седьмом веке. До прихода Ислама было время рабства, войн. Ислам как раз таки стал религией, которая боролась с рабством. Во-первых, в качестве наказания хозяина освобождали его рабов. Если он нарушил законы Ислама, либо не сдержал слово, то его рабам даровали свободу. Такие правила были установлены в борьбе против рабства. А вот рабы под покровительством мусульман жили очень хорошо. По отношению к этим рабам не совершалось никаких злодеяний и насилия. Чем быть в руках у плохого человека или быть бродягой, конечно, рабам хотелось попасть в руки мусульманина. Это означало, что ты в дальнейшем сможешь обрести свободу. У рабыни, родившей ребенка хозяину, повышался статус. Ее уже нельзя было продавать. Хозяин обязан был создать ей условия и заботиться о ней. Ислам способствовал установлению справедливости в обществе и воспитанию мусульман. Так, всего одним аятом Всевышний Аллах решил множество проблем.
— Люди с европейским мышлением считают религию Ислам несправедливой в вопросах многоженства.
— Действительно, для Европы многоженство не приемлемо по их природе и менталитету. Возможно, это еще связано с их социальными условиями проживания. Надо принимать во внимание и условия народов, проживающих в других странах. Например, менталитет людей из таких жарких стран, как Африка, их природа и происхождение значительно отличаются от остальных. К примеру, мужчины, проживающие на юге, бывают крепкими и сильными. Возможно, одной женщиной они не могут ограничиться в жизни. Это может стать причиной для совершения грехов. Поэтому Всевышний Аллах, принимая во внимание такие вот обстоятельства, по шариату мужчинам с крепким сложением, сильным духом, здоровым телом, живущим в достатке и умеющим справедливо заботиться о женах, разрешил брать двоих, троих, но не более четырех жен.
— А в каких случаях было разрешено многоженство у казахов?
— Многоженство у казахов, в первую очередь, связано с благородной традицией «аменгерлик», согласно которой овдовевшая женщина выходила замуж за одного из братьев своего супруга. Одной из причин многоженства в традиции казахов были войны, когда многие мужчины погибали. В аулах оставались одни женщины и очень мало мужчин. Для того, чтобы сохранить свой род, нацию, увеличить число детей — защитников Отечества, разрешалось многоженство, чтобы взять под опеку вдов и сирот. Были также случаи, когда в отличии от мужского пола женщин рождалось больше.
Следует отметить, что во все времена смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Такие экстремальные случаи, как войны, торговля на улице, аварии забирают в основном жизни мужчин. К пятидесяти, шестидесяти годам число мужчин идет на убывание, а число женщин соответственно увеличивается.
Кроме того, кем является мужчина? Мужчина по нашим понятиям – добытчик, это тот человек, который должен создавать условия своей семьи, обеспечивать всем необходимым, жильем, одеждой и едой. Он должен заботиться о всех членах семьи. Но, к сожалению, в наше время ни для кого не секрет, что таких ответственных, заботящихся о семье образцовых мужчин становится все меньше. Многие мужчины не собираются брать на себя ответственность и не создают семьи.
— В каких еще случаях дозволено брать вторую жену по Исламу?
— Есть случаи, когда семейная пара не может иметь детей. Получили заключение врачей, что супруга бесплодна, не бросать же ее. Супруги уже привыкли друг к другу, прожили уже много лет, вместе ждали ребёнка, у них большая любовь. Но ведь любому мужчине нужно продолжение своего рода. В этом случае единственно правильным решением будет взять вторую жену. Исходя из таких соображений, в Исламе было разрешено многожёнство. Кроме этого существуют еще другие причины разрешения в Исламе множества.
— В современном обществе не все мужчины правильно понимают, что значит разрешение иметь несколько жен в Исламе. А некоторые стали называть своих любовниц вторыми женами – токал.
— Безусловно, с точки зрения религии неправильно иметь любовниц и называть их «токал». В данном случае произошла подмена понятий. В Исламе могоженство разрешено, поэтому мы не обсуждаем это. Но не следует понимать разрешение, как обязанность. При этом нужно учитывать различные обстоятельства людей.
На сегодняшний день многоженство не утверждено законодательно. Если мужчина хочет взять вторую жену, его не регистрируют в ЗАГСе, так как у него есть законная жена. Да, сейчас многие люди в обществе выступают против регистрации второй жены. Но с другой стороны запретами мы открываем возможности для мужчин заводить незаконных любовниц-«токал» на стороне от семьи. К сожалению, таких людей сейчас не мало. Берут женщину, разводятся с ней, берут другую и т.д. Нет никакой ответственности.
К нам поступает очень много вопросов о семейной жизни, при чем 60-70% проблем возникают именно из-за незаконного супружества. Очень много разводов, конфликтов по различным причинам. Отцы не выплачивают алименты собственным детям, никак не помогают женщине. Все это происходит потому что нет регистрации брака и не предусмотрена ответственность. Мужчины делают, что вздумается, дают «талак», могут и не дать и т.д. Страдают дети, мучаются женщины. В связи с этим необходимо рассмотреть, каким образом можно узаконить отношения со второй женой, потому что появится ответственность мужчин перед женой.
— Какая ответственность должна быть у мужчин перед второй женой?
— В случае, если он разведется со второй женой, то предстоит раздел имущества. Таким образом, мужчина много раз подумает, прежде чем заводить вторую жену. Каждый будет принимать решения только по мере своих возможностей. Не принимая такой закон, мы вынуждаем женщин и детей оставаться жертвами неправильных браков. Ведь ни они, ни их дети никак не защищены законом. Если это будет принято законодательно, то отношения станут открытыми, на мужчину возлагаются обязанности.
К вопросу разводов также будут приняты строгие условия. Кроме того, наверное, нужно обязать мужа создать для обеих жен и детей все необходимые условия ждя жизни, обеспечить жильем и т.д. Возможно, первая супруга должна дать письменное согласие на регистрацию брака со втрой женой. Законом должны быть защищены права и первой, и второй жены.
— Не пострадает ли от этого институт семьи, ведь мы светское государство?
— Выше мы говорили лишь о тех людях, которые уже заводят семьи на стороне. Ни как не регистрируя их отношения, мы закрываем глаза на очень страшные проявления беззакония по отношению к женщинам и детям. Повторюсь, что многоженство – это не обязанность, а дозволенный путь решения проблем общества. Это, скорее исключение из правил, а не обязательное требование.
Причина по которой берут вторую жену в Исламе – это защита прав детей и возможность взять под свою опеку нуждающихся женщин. Прежде чем принять решение о второй жене мужчина должен глубоко задуматься, сможет ли он проявить справедливость в отношении обеих жен. Потому что главное условие – одинаково справедливое отношение ко всем женам. Не каждый может выдержать такое требование. Мужчина, решившийся взять вторую жену, должен понять, что токал – это, не прихоть, а, прежде всего, огромная ответственность в обоих мирах. — Спасибо, устаз, за содержательную беседу!
Мечты сбываются
А мечты всё равно сбываются:)
Летом поехала на дачу с целой кучей скарба, вызвала такси, погрузили с водителем все мешки, коробки и отправились в путь. Была пятница, народ, предсказуемо устремился из города в сторону загорода и мы застряли в огромной пробке. Разговорились с водителем, само-собой.
Слава Богу он не стал мне рассказывать, как обустроить Россию и о том, как мало платят в такси.
Уже и не помню с чего начался разговор, но через несколько минут выяснилось, что он жил в одной деревне с моим крестным и очень хорошо с ним знаком (а это уже, почитай, родственники). Переехал с женой и сыном в город, да что-то пошло не так. Жена вышла замуж за другого, забрала сына и вернулась в деревню. И остался мужик один, с котом, которого покупали сыну, да в новой жизни оказался никому не нужен. И с долгом по ипотеке.
Причем он не жаловался совсем и не поносил жену. Вышло и вышло так. Всё бывает. Чем и подкупил, собственно.
А потом рассказал о своей мечте. Один раз за всю жизнь они с семьёй съездили в Турцию. Для большинства селян из наших краев это совершенно недоступный вид отдыха из-за невысоких зарплат. А они как-то накопили и поехали. Жили в недорогом, но очень неплохом отеле, посещали много экскурсий.
И загорелась душа у человека - захотел водить туристические автобусы. Спал и видел эту работу. Просто мечтал. Как это можно осуществить оне не знал. И языками не владеет - кто же возьмёт? А тут еще локдаун, все туристические направления закрыты, там для местных бы работа была, чужаков никто не пустит. Одним словом, везде клин, куда ни кинь.
Проговорили мы с ним долго, пока не рассосалась пробка. Доехали до дачи уже по темну и он меня не бросил у забора с узлами и коробками, всё сам перетаскал в дом. Оставил номер телефона, пообещал забрать, как домой соберусь. Куда вы, мол, с собачкой в автобус, затопчут немощные старушки с трёхведерными рюкзаками. Да ладно, не нужно как за такси платить, на бензин возьму и хватит, свои же люди. И крёстный ваш отличный мужик. Звоните. И уехал.
Через пару дней забрал меня и вообще никаких денег не взял, как ни предлагала. И племянницу мою, приехавшую погостить из деревни, возил - забирал из спортивного лагеря, деньги с боем ему вручала. Узнал от неё, что собираемся поехать на кладбище, убраться на могилах - утром уже был у нас. "Да что вы там женщины одни наубираете?".
Смотрю - ну хороший же человек. Работящий, добрый, не спился, оставшись один, как это частенько бывает. Вкалывает, да ещё и мечтает мир увидеть с водительского места туристического автобуса. А когда у человека есть мечта, это здорово.
Начала думать, чем я смогу ему помочь. Сначала обзвонила друзей, у кого свои турагентства. Те руками и ногами замахали, мол, ты что, там только своих берут и как он будет с дорожной полицией общаться, в случае чего? По русски? Однозначно - нет. Но когда меня останавливало слово "нет". Да никогда.
Пишу ему, что надо бы начать английским заниматься. Иначе шансов никаких. И что вы думаете? Начал. Я тут ещё крепче призадумалась, видя такое упорство.
Написала в ФБ, Вконтакте, что нужна человеку вот такая работа, может быть кто-то или хороший совет даст, как это всё устроить или подскажет, куда обратиться.
Не проходит и дня, Вконтакте приходит сообщенние от подписчицы. У неё сын в Санкт-Петербурге как раз занимается международными перевозками и вот его номер телефона - напишите, он и совет даст и объяснит, куда и к кому обращаться.
И я очень рада, что всё получилось. И благодарна всем своим друзьям и читателям, которые всегда помогут совершенно незнакомым им людям и вылечиться, и воду в дом провести и исполнить мечту, за что нижайший мой всем поклон.
Поэтому, когда заходит где-то разговор о том, как нам обустроить Россию я помалкиваю, хотя у меня и есть свой ответ на этот вопрос:)
P. S. Ульяна Меньшикова это я, хозяйка страницы. Не надо меня ругать за копипаст. Сама пишу)
Стоит ли узаконить многоженство в Казахстане?
В беседе принимали участие:
Аян Кудайкулова, автор романов «Сумочка от Коко» и «Колечко с сердоликом»,
Асхат Бульдешев, издатель журнала «ДМ».
Жандос Насретдинов, директор юридической компании Protego,
Владимир Стеблянко, президент Ассоциации психологов Казахстана,
Мурат Телибеков, председатель Союза мусульман Казахстана.
Об актуальности проблемы
Асхат: Проблема многоженства стала актуальна в нашем обществе не случайно: растет уровень жизни и благосостояния граждан. И все же вряд ли закон о многоженстве будет принят, хотя бы потому, что мы живем в светском государстве. А вне закона это явление существовало в разное время, и думаю, что каждый сам волен выбирать модель отношений в семье. Если мужчина в состоянии обеспечивать одну, две или три семьи равноценно и подобные отношения устраивают всех его участников, то почему бы и нет…
Аян: Согласна. Но хочу отметить: мы живем в цивилизованной стране, и в нашем государстве существует закон, согласно которому граждане, официально оформившие отношения, не имеют права создавать новую семью, не расторгнув предыдущий брак. И тем не менее мечеть такие браки регистрирует.
Мурат: На мой взгляд, проблема многоженства искусственная и надуманная. Сексуальная сфера в браке — настолько тонкая, деликатная, что государство должно свести до минимума попытку регулировать брачные сексуальные отношения. Всем нашим законам, конституциям не более полувека, а наш образ жизни, поведение обусловлены многовековой историей, традициями, которые исчисляются тысячелетиями. Мы с вами находимся где-то на одном уровне развития, но попробуйте выехать за пределы мегаполиса, в Южный Казахстан, и вы найдете массу людей, пребывающих в другом измерении, в другой социальной эпохе, например в феодализме. Поэтому попытка навязать общие стандарты — это заведомо ложный путь.
Жандос: Вопросы, которые выносятся на рассмотрение парламента, как правило, возникают по инициативе какой-либо группы, заинтересованной в том, чтобы это приобрело форму документа. При этом слой населения, требующий урегулирования таких отношений, должен быть многочисленным. А я не припомню в своем окружении знакомых, у которых существовали бы подобные проблемы. Для принятия закона необходимы предпосылки: общество должно созреть, вопрос должен муссироваться в СМИ, народ — убедиться в том, что это актуально.
О предпосылках многоженства
Асхат: Бытует мнение, что в стране есть демографический перекос, преобладание женского населения над мужским. Но недавно в беседе с представителем Комитета по статистике, я выяснил, что это всеобщее заблуждение. Оказывается, у нас в Казахстане на 1000 девушек в возрасте до 35 лет — 1037 парней, то есть почти равное количество. Конечно, осложняет ситуацию то, что у нас в обществе большой процент мужчин с разными комплексами, страдающих алкоголизмом, наркоманией, но это недостаточное основание для утверждения, что есть перекос, в силу чего нужно узаконить многоженство.
Жандос: Если обратиться к истории, то многоженство было обусловлено бытовой необходимостью. Одной женщине было сложно справляться с большим хозяйством, а распределение работы между несколькими женами помогало решить эту проблему. Сегодня благодаря современной технике быт облегчен и такой проблемы нет.
Владимир: По природе мужчина моногамен, так же как и женщина. Так зачем ему несколько постоянных партнерш? Таким способом он пытается компенсировать комплекс неполно ценности, что безрезультатно. Потому что компенсируется он не многоженством, а глубиной чувств и взаимоотношений, великим доверием, которое оказывает женщина своему избраннику.
Асхат: Думаю, многие мужчины просто прикрываются исламом и разрешением многоженства в Коране. Чаще за религиозными мотивами кроются личные… А итог — вопиющие с точки зрения морали случаи, когда в некоторых мусульманских странах мужчины, приводя в дом почти каждую ночь новых женщин, делают обряд венчания. И это бросает тень на вековые традиции.
Мурат: Вы не допускаете, что причиной полигамии может стать сексуальная дисгармония? Возможно, это биологическая несовместимость, несоответствие либидо.
Владимир: Сексуальная дисгармония — это не причина, а следствие.
Моральный аспект
Аян: Еще наши бабушки боролись против этих пережитков, так почему мы должны возвращаться назад, в средневековье? По-моему мнению, это аморально!
Мурат: У каждого из нас свое понимание морали, поэтому сложно установить единые стандарты для всех. Мудрость религии в том, что она относится к человеческой природе снисходительно, учитывая, что определенные вещи изначально заложены в ней. Я считаю, что с какими-то явлениями бороться бессмысленно. При этом убежден, что полигамия не является грехом, скорее человеческой слабостью. Неслучайно в Коране допускается иметь не более четырех жен, но ислам на этом не настаивает. Мы живем не в мусульманской стране, но эти ценности касаются не только одного этноса. К примеру, в Японии существует институт гейш, каким бы чудовищным, варварским и нелепым это нам ни казалось. И это вполне уживается с высоким уровнем культуры этой страны. Мы постоянно изобретаем какие-то свои стандарты и шаблоны, стереотипы, а жизнь ведь гораздо сложнее и многообразнее. Поэтому нужны терпимость, снисходительность и великодушие. Я считаю, что полигамия, о которой мы сегодня говорим, это не проблема.
Асхат: И все же проблема существует, если этот вопрос обсуждают в парламенте.
Мурат: Но парламент — это не божий суд!
Владимир: Мир создан творцом, а мы в нем — парными существами неслучайно. И семья — это не муж с многочисленными женами, а муж, жена и их дети. Поэтому в ситуации многоженства страдают не только жены, но и сам владелец такого «гарема».
Об издержках явления, или аргументы «против»
Асхат: В семейных отношениях должно присутствовать уважение. А женщины зачастую чувствуют себя униженными в такой семье. Отсутствие уважения супругов друг к другу не лучшим образом сказывается на воспитании детей, на их поступках в будущем. Знакомые многоженцы, которых я знаю, отвечают за свои семьи, содержат своих жен и детей, но ведь есть и масса безответственных представителей мужского пола, которые и одну семью-то содержать не в состоянии. Или другая реальность. Многие обзавелись семьями в молодом возрасте, и жены сопровождали их на пути подъема по карьерной лестнице, помогали преодолевать трудности. И вот когда это все позади, жена становится не нужна такому карьеристу — он находит молодую токал. Но это же не по совести, нечестно.
Владимир: За время своей работы психологом я сталкивался с разными ситуациями. К примеру, ко мне нередко обращаются за помощью, как у нас называют, байбище, страдающие от глубокого внутри личностного конфликта. Молодая «конкурентка» забирает львиную долю мужской энергии на себя. Глава семейства угнетает байбище, не дает ей возможности проявить себя, а особенности менталитета и восточного уклада предписывают ей подчиняться. Такие женщины, как правило, с психосоматикой, депрессией, в невротическом состоянии.
Мурат: Вы как психолог скажите — можно ли любить сразу двух женщин?
Владимир: Отвечу на ваш вопрос запросами своих клиентов. Мужчина разрывается между законной женой и любовницей, страдает, но не может сделать выбор. Он буквально молит о помощи, потому что ценит жену, любит детей, но эмоционально зависим от любовницы. С помощью некоторых психологических методов ты помогаешь ему «заглянуть» в будущее. Он видит себя 60-летним человеком и понимает, что ему следует остаться с женой и детьми и отпустить любовницу. Любовь к двум женщинам одновременно негативно сказывается на внутреннем состоянии мужчины.
Аян: Женщина нуждается не только в материальной поддержке, ей нужен муж, а детям — отец рядом, каждый день и каждую минуту. Важно, чтобы в любой семье дети имели одинаковый доступ к родителям.
Асхат: Как вы намерены обязать многоженцев обеспечивать должным материальным и психологическим вниманием все свои семьи?
Жандос: По сути, внимание — это затраченное время, которого требует каждая семья многоженца. Для этого нужно 24 часа в сутки в течение всей не дели находиться рядом. Уделяя, к примеру, утренних полчаса на то, чтобы позавтракать с одной женой, он фактически крадет их у остальных. Мужчина может быть обеспечен и даже богат, может забрасывать подарками всех своих жен и детей, но он не в состоянии разорваться на части. Как правило, брачные договоры регулируют в первую очередь имущественные отношения, но не решают проблем психологического толка.
Асхат: Думаю, такой закон не может быть принят, потому что это послужит основанием для требований феминисток принять закон, разрешающий многомужество. А почему нет? В Казахстане гендерное равенство!
Если будет принят закон…
Владимир: Если все-таки многоженство будет принято, то мой прогноз неутешительный. Факт принятия такого закона я лично восприму как симптом неблагополучия общества и несостоятельности правительства, у представителей которого деформирована система ценностей.
Мурат: Не могу с вами согласиться. Я считаю, если в обществе возникает такая проблема и оно нуждается в помощи государства, то это самое государство должно реагировать на его запросы и принимать такие решения. Оно не должно абстрагироваться и делать вид, что проблемы не существует. Это не решение и не выход. Необходимо проанализировать, есть ли действительно необходимость в этом законе, и если есть, то закон нужно принимать. В конце концов, можно пойти на эксперимент — принять закон и понаблюдать за ситуацией. И если она ухудшится, его всегда можно аннулировать.
Жандос: Принятие нового закона должно быть вызвано общественной необходимостью, то есть нести пользу обществу, а значит, данный документ должен регулировать отношения и вносить ясность в правила по ведения большей части населения. Также закон должен быть справедливым. Однако не всегда закон и справедливость находятся в одной плоскости, поэтому вполне естественно, что те правила поведения, которые будет предписывать новый закон, примут не все. Нельзя не учитывать и то, что с принятием нового закона разрешение вопросов наследства и раздела имущества супругов усложнится.
Асхат: А я уверен, что мы никогда не придем к решению узаконить многоженство. И не нужно равняться на Японию или древние племена, которые отдают своих жен соседнему племени. Мы живем в цивилизованном, светском государстве…
Женский взгляд на многоженство в Казахстане
О широко обсуждаемой теме в Казахстане - многоженстве теперь заговорили казахстанские девушки. В основном это незамужние и не рожавшие девушки в возрасте. Одни скрывают такие отношения, другие давно уже живут в полигамном браке и имеют детей. Специалисты такое желание девушек связывают со статистикой - женщин больше, чем мужчин. Среди девушек, желающих быть второй женой 31-летняя Айсауле. Об ее намерениях пока никто не знает, потому что она недавно приняла такое решение, сообщает Радиоточка.
«Все нормальные мои ровесники женаты и уже воспитывают по несколько детей. Я пробовала искать себе в мужья молодых парней, но они встречаются со мной какое-то время и пропадают, в жены они берут девушек намного моложе своего возраста. Наверное, мне надо было по раньше о замужестве думать. Но что теперь поделаешь, судьба, видимо, такая. Размышляя о прошлом и будущем, пришла к выводу, что лучше быть второй, законной женой интересному и состоятельному человеку. Чтобы все мои родственники знали о нем и его родственники знали обо мне, не так, чтобы все скрытно было. Я согласна выполнять роль второй жены, главное, чтобы он с уважением относился и любил моих детей», - говорит Айсауле.
Еще одна героиня, 33-летняя Марал, уже является второй женой своего мужа. Два года назад она родила ему дочку и хочет родить сына. В неделю один раз он у нее ночует и приносит все необходимое для Марал и ее дочери.
«Я очень люблю своего мужа, готова ему еще родить, но меня злит, что он не дает мне карманных денег. Я не могу без него, когда мы ругаемся, я сижу без денег и еды, приходится мириться, но и уйти от него не могу, потому что не представляю свою жизнь без него. Чтобы не сидеть без дела в прошлом открыла бутик, сгорел "Адем" (торговый центр) и там сгорели все мои товары, и теперь ни денег, ни бизнеса», - говорит Марал.
Такие женщины часто приходят к психологу. Психологи учат их самостоятельной жизни и независимости. По словам практикующего психолога, гештальттерапевта Саны Жумабековой, девушек, женщин, желающих стать второй женой или уже вступивших в такие браки, понять можно.
«Во-первых, статистика. У нас женщин гораздо больше чем мужчин, то, что каждая хочет замуж и родить детей, это нормальное желание, но на каждую не хватит. Потому что рождаются, примерно, одинаково, но мальчиков больше умирают или они в раннем возрасте погибают, наркотики употребляют. В общем меньше, это первая причина. Поэтому женщины соглашаются на многоженство. Родить детей, если мужчина состоятельный, он этих детей содержит, одиноким никто не хочет быть», - говорит Сана Жумабекова.
По словам психолога, за консультацией к ней приходят как первые, так и вторые жены. И по возникающей проблеме они вместе решают их психологические проблемы. И, по ее наблюдению, такие браки стали появляться в Казахстане, когда начало улучшаться экономическое положение страны.
История 27-летней Айши не похожа на историю других девушек. Айша тоже мечтает стать второй женой, но на такой шаг она идет из-за большой любви. История этой любви имеет 10-летние корни, возможно, она будет со счастливым продолжением.
«Когда я познакомилась с Алмазом, мне было 17 лет. Он был меня старше на 8 лет и хотел тогда уже жениться, но я не могла, потому что надо было получить образование, профессию, и я сказала ему, чтобы он женился на другой. Конечно, мне не по себе было от этого, но что было, то было. Он женился, а я до сих пор не замужем, два года назад усыновила одного мальчика из детского дома, но вот недавно, случайно встретила Алмаза. После этой встречи мы еще несколько раз встречались. Тогда я поняла, что до сих пор его люблю. Общаясь, из его слов поняла, что его жена еле родила дочку и ей удалили матку, теперь она не сможет родить. Поэтому он предлагает мне стать второй женой, я сказала, что должна поговорить с его женой. Мы пообщались, она оказалось такой доброй женщиной и сказала, что ради любви к Алмазу она готова на все, что если я захочу, то мы можем стать сестрами. Теперь вот думаю, что делать?», - говорит Айша.
По данным казахстанских демографов, в стране 350 тысяч незамужних женщин. И если эти девушки согласятся стать вторыми или третьими женами, улучшится демографическое положение Казахстана.
После погромов дунган в Казахстане опять пропагандируют многоженство
Чтобы казахский народ не исчез, в Казахстане надо легализовать полигамию, заявила прошлым летом председатель правления казахстанского общества многодетных матерей «Золотая подвеска» Галия Кандаулыкызы. В казахском сообществе эта идея вызвала закономерную реакцию отторжения. «Ищите своим мужьям токал», — призвала казашек Кандаулыкызы. Слово «токал», обозначавшее в старину вторую или третью жену, — в современном Казахстане символ любовницы, незаконной сожительницы и разрушительницы семейного очага.
Казахи сочли, что Кандаулыкызы фактически работает на лоббистов легализации проституции в стране и защищает интересы богатых педофилов. В Казахстане опасаются: в случае легализации у них многоженства, бедные семьи станут продавать несовершеннолетних дочерей в гаремы местных нуворишей. В сознании образованных казахов многоженство — архаизм, символ нищеты и забитости их предков, чьих дочерей богатые беки насильно забирали себе в наложницы.
Однако советы Кандаулыкызы, чтобы каждая замужняя казашка искала своему мужу кандидаток в будущим гарем, не пропали даром. На днях с призывом узаконивания в стране многоженства обратилась журналистка и общественный деятель Саулие Абилдаханкызы.
«Женщины, девушки: задумайтесь о будущем нации, о будущем поколении казахского народа. Мы, придерживаясь советской идеологии „один муж — одна жена“, проводим политику, которая не ведет к росту численности нашего народа. Мы ревнуем своих мужей, при этом рожаем по одному-два ребенка. Нас так мало на нашей огромной земле. Мы стоим на грани исчезновения как нация», — пишет Абилдаханкызы в Facebook.
Многоженство, как уверена Абидалханкызы , не только увеличит численность казахского народа, но и благотворно повлияет на здоровье и фигуру каждой казашки. В комментариях к своему посту журналистка сетует, что казашки выходят замуж юными, стройными и красивыми, а к 30 годам из-за частых родов выглядят как старухи. Чтобы молодые казашки могли больше следить за собой, Абилдаханкызы советует им искать своим мужьям токал. Гаремы, как считает журналистка, позволят решить проблему брошенных и разведенных женщин, с которыми мужья расстались по причине того, что эти женщины не могут иметь детей или не хотят много рожать.
Казахстанское информагентство Total. KZ обратило внимание, что «полигамный» пост авторства Абилдаханкызы появился 10 февраля — спустя всего несколько дней после того, как в Кордайском районе Жамбыльской области начались погромы дунган. В ходе погромов убиты 10 человек, 23 тысячи казахстанцев бежали в соседнюю Киргизию. Абидалханкызы в своем посте прямо связала дунганское национальное меньшинство Казахстана с «вымиранием» этнических казахов.
«Среди других национальностей, населяющих Казахстан, вовсю процветает многоженство. Говорят, у уйгуров или дунган вторые жены —казашки. Нашу древнюю традицию запатентовали чужестранцы», — пишет журналистка. Она намеренно назвала чужестранцами людей, которые живут в Казахстане веками, влились в казахский социум и являются полноправными гражданами Казахстана.
Слова Абилдаханкызы о «процветающем» многоженстве у дунган и уйгуров — не подкрепленные фактами праздные измышления. Многоженство в Казахстане запрещено. Фантазии журналистки насчет того, как в мифических гаремах дунган томятся казашки, как и весь текст ее поста, по законодательству Казахстана квалифицируется как разжигание межнациональной розни.
В случае с тем, что Абидалханкызы стала пропагандировать полигамию на фоне погромов дунган в Кордайском районе, уместно процитировать мнение завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина.
Читайте также: