Радость труда и отдыха кустодиев
Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) - художник, запечатлевший на своих ярких и жизнерадостных полотнах сцены русских будней и праздников.
Особенности творчества художника Бориса Кустодиева : любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж, интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену; не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности; с большой симпатией писал жизнь провинции.
Судьба не была излишне благосклонна к художнику Борису Кустодиеву. Он пережил по-настоящему голодные смутные дни – две революции, гражданскую войну. Ему довелось хоронить годовалого сына. Сам Кустодиев долго и тяжело болел, в последние годы он практически утратил способность ходить. Его не всегда понимали и не всегда принимали, случалось, критики называли картины Бориса Кустодиева «малограмотными лубками».
Но даже в самые беспросветные времена полотна Кустодиева лучились здоровьем, радостью и любовью к жизни. Сахарные сугробы и плавящиеся под солнцем купола. Полыхающие арбузы и красавицы, не уступающие арбузам ни интенсивностью румянца, ни гладкой округлостью форм. Все то, что историк искусства Александр Бенуа назвал однажды «варварской дракой красок» , - этот праздник был с ним всегда.
Когда Борису Кустодиеву было одиннадцать, старшая сестра – Катерина - взяла его на выставку передвижников. Картины Васнецова, Серова, Поленова и Шишкина оглушили юношу – ничего подобного ему прежде видеть не приходилось. Именно тогда Кустодиев твердо решил, что станет художником.
Впрочем, для начала ему пришлось окончить духовное училище, а затем поступить в Астраханскую духовную семинарию – мать Екатерина Прохоровна рассчитывала, что Борис продолжит семейную династию и станет священником вслед за покойным отцом и многочисленными дядьями.
Первым учителем Кустодиева был выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Павел Власов. Этот громогласный, героических пропорций человек, организовал в Астрахани Кружок любителей живописи и рисования, где Кустодиев учился азам ремесла. Власов оказался проницательным педагогом. Именно он помог Кустодиеву поверить в свои силы и (что, пожалуй, важнее) убедил его мать в том, что юноше необходимо продолжить учиться в столице.
В Московское училище живописи Борис Кустодиев не прошел по возрасту – ему к тому времени уже исполнилось 18. Впрочем, его приняли в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он учился в мастерской самого Репина.
В те годы в преподавании в Академии наметился определенный застой. Борис Кустодиев вспоминал, что менторы нередко ограничивались рекомендациями вроде «тут надобно позолотистее», а один из них пользовался определением «чемоданисто!» - студентам так и не удалось понять, было это похвалой или претензией.
Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать!» . И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» - эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами».
В 1901-м портрет Ивана Билибина кисти Бориса Михайловича Кустодиева удостаивается малой золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. Илья Репин, получивший заказ на эпическое полотно «Торжественное заседание Государственного совета», привлекает к работе двух своих лучших учеников – Кустодиева и Ивана Куликова. Позднее в письме Корнею Чуковскому Репин напишет: «Куликов и Кустодиев - выросли на этой картине - сразу - в больших мастеров» .
Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Он так же по-прежнему холоден, неприветлив, у него все такая же вылизанная физиономия чиновника, та же манера держаться по-солдатски, по швам. Сегодня пошел было погулять на острова, подальше за окраины …и раскаялся: фабрики, трубы, черные заборы, трактиры, и все покрыто снегом, все мертво, деревья какой-то черной стеной стоят, скучные, голые: просто одурь взяла… ». Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов» . Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Во время одного из таких «побегов» - в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.
Здесь, в усадьбе, которую в семье Кустодиевых называли «теремом», художник чувствует, что он дома. Впрочем, дома ему удается побыть нечасто: Кустодиев, безоглядно преданный российской глубинке, тем не менее, хочет посмотреть мир и показать миру себя.
В 1902 году Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Базар в деревне» (она не сохранилась), за которую получил золотую медаль Академии с правом годичной «пенсионерской» поездки за границу, и некоторое время спустя отправился с семьей во Францию.
Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3,5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Искусствоведы отмечают, что в парижский период палитра картин художника Кустодиева заметно светлеет. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. С одной стороны Прадо: Веласкес, Гойя, Мурильо, чьи полотна произвели на Кустодиева неизгладимое впечатление. С другой – бой быков ( «Как все это странно и дико: убийства с кровью - ужасно и безжалостно!» ) и Музей современного искусства ( «Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности!» ).
По возвращению домой, Борис Михайлович плодотворно работает в «тереме», упиваясь красотой родных мест. Дела идут хорошо: картины художника Кустодиева охотно покупают музеи, о нем благожелательно пишут в иностранной прессе. Над Петербургом, тем временем, сгущаются тучи: страну охватывает революционная лихорадка.
Из-за волнений в студенческой среде Академия художеств была закрыта – занятия в ней возобновились только в 1906-м году. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Но антиправительственным настроениям, завладевшим рабочими, студенчеством и радикально настроенной интеллигенцией, он определенно сочувствовал. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». «Адскую почту» постигла участь «Жупела»: тираж был конфискован, а журнал закрыт.
Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости»: слишком уж очевиден и ценен был его талант. В том же 1906-м Борис Михайлович получил госзаказ: к 100-летию Финляндского полка художнику было поручено написать портреты его основателя Александра I, а также Николая II. И, кроме того, картину, изображающую сцену первого представления полку их шефа, цесаревича Алексея. Художник сомневался недолго: речь шла о славе русского оружия, к тому же тот, кто пишет государя и членов царской семьи, всегда востребован именитыми заказчиками. Так, начав год с провокационных карикатур, Кустодиев окончил его в статусе придворного портретиста.
Разумеется, Борису Михайловичу Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с восхищением критиков и признанием публики. Как водится, одни критиковали его ровно за то, за что другие превозносили. Но ни яростная критика, ни геополитические катаклизмы, ни тяжелый недуг не могли умерить творческой жажды Кустодиева.
Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. С тех пор, как врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале, операции следовали одна за другой, но приносили лишь временное облегчение. В ходе одной из них стало ясно, что придется перерезать нервы и выбирать, что сохранить – подвижность ног или рук. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки! Художник - без рук! Он жить не сможет» .
Борис Михайлович не сдался и будучи прикованным к инвалидному креслу. Более того, в этот период он создал едва ли не самые свои светлые и жизнеутверждающие картины (1, 2, 3). Он до последнего сохранял мужество, любовь к жизни, чувство юмора. Когда навещавшие его друзья тактично намекали, что ему пора отдохнуть, он уговаривал их не расходиться так рано. А когда те все же везли его в кресле в спальню, шутил: «Не расшибите, я же стеклянный!» .
В 1927 году советское правительство выделило деньги на лечение художника в Германии, но Кустодиев не дожил до поездки считанных дней. По словам его дочери Ирины, перед смертью этот наотрез отказывавшийся стареть человек читал «Портрет Дориана Грея».
«Красавица», 1915 год
Бориса Кустодиева еще при жизни называли «Русским Рубенсом» за любовь к изображению пышнотелых светловолосых дам. Ему приписывают авторство фразы, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Одной из любимых картин самого художника была «Красавица», написанная им в 1915 году. Позировать ему согласилась 20-летняя Фаина Шевченко, артистка МХАТа, театра, где Борис Михайлович руководил художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям. Неизвестно, какой был диалог мастера и модели, но после одного из спектаклей Фаина Васильевна согласилась стать натурщицей.
Позже Кустодиев создал еще два варианта этой картины. Одну он подарил Горькому, а другую – Шаляпину. По одной из версий, певец имел короткий роман с Фаиной. По слухам, чувства между ними вспыхнули во время гастрольной поездки МХАТа в Париж. Годы спустя внучка народной артистки СССР, ставшей Лауреатом двух Сталинских премий, рассказывала, что до конца дней бабушка бережно хранила портрет известного певца. Шаляпин же, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы. Уезжая из России, артист забрал «Красавцу» с собой. Долгие годы она хранилась в особняке Марфы Федоровны Шаляпиной в Ливерпуле. В 2003 году картина была выставлена на лондонских торгах «Сотбис». Шедевр Кустодиева ушел с молотка за 845 600 фунтов, что составляло около 1 388 475 долларов.
Об экспонате
Портрет своей дочери Ирины с собакой Шумкой художник Борис Кустодиев написал в 1907 году. Девочке на картине два года. В своих воспоминаниях взрослая Ирина Кустодиева писала:
«1907 году в „Тереме“ написан и мой портрет с собакой Шумкой. Шумка жил там постоянно, сопровождал папу на охоту. Когда писался этот портрет, Шумку привязывали ремнями к стульям и он, сидя в этой позе, спал. А мне мама до хрипоты читала сказки. (Шумку потом зимой съели волки; мы долго о ней вспоминали и горевали о его печальном конце…)».
Ирина была любимой моделью своего отца. Художник писал её чуть ли не каждый день, но из этих эскизов почти ничего не сохранилось. В первый раз портрет дочери Борис Кустодиев нарисовал через четыре часа после её рождения. Жена художника Юлия Кустодиева писала: «Иру он носит в грибной корзинке в лес, а сыну объясняет изменчивую красоту облаков…». Над последним изображением живописец работал за день до своей смерти: двадцать пятого мая 1927 года.
Вся картина пронизана ослепительно-ярким светом. Художник выбрал тёплый колорит и светлую цветовую гамму. Бежевый паркет, белые стенки буфета на заднем плане, фигура главной героини — всё на портрете пропитано ласковым летним солнцем. Благодаря пастельным оттенкам и приёмам светотени Борису Кустодиеву удалось запечатлеть обобщённый образ радостного, счастливого детства.
Борис Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отец будущего художника, преподаватель в духовной семинарии, умер через год после его рождения. Кроме Бориса, в семье было ещё трое детей. Денег на их обучение у вдовы не было, но Борису Кустодиеву повезло: его приняли за казённый счёт в духовную семинарию в память о погибшем отце.
Борис Кустодиев начал брать уроки живописи у Петра Власова — выпускника Академии художеств, которая находилась в Санкт-Петербурге. Учитель подготовил его к поступлению в это учебное заведение, и в 1896 году Кустодиева зачислили в академию, где его учителем стал Илья Репин.
Борис Кустодиев вошёл в историю живописи своими красочными яркими полотнами, которые воспевают радость жизни. Этой радости художнику часто недоставало в реальности. На его долю выпали смерть любимого сына, ранняя болезнь и жизнь в инвалидной коляске. Певец Фёдор Шаляпин писал о нём:
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной».
Об экспонате
Исследователи творчества Бориса Кустодиева характеризуют картину «Поэзия» как «совершенно „некустодиевского“ Кустодиева». Она разительно отличается от полотен крестьянской и купеческой жизни, которыми прославился художник.
«Поэзию» Кустодиев написал по заказу нештатного вице-консула Австро-Венгерской торговой миссии в Астрахани Отто Якоба Виблингера.
«Со своей стороны прибавляю, что я только симпатизирую красивому художеству, люблю жизнерадостные сюжеты, живые тоны в красках и надеюсь вполне от Вас получить то, что я люблю и чему радуюсь…»,
— писал Виблингер художнику.
Заказчик отвел Кустодиеву 3 месяца на работу и пообещал ему вознаграждение в размере 400 рублей — тогда как, например, средняя зарплата рабочего в России в первом десятилетии XX века составляла около 30—35 рублей в месяц.
Чтобы угодить вице-консулу, Кустодиев выбрал для работы «венецианский» мотив, стилизовал костюмы героев — Поэта и Музы — под традиционный внешний облик персонажей картин эпохи Возрождения. «Поэзию» художник написал в светлых, праздничных цветах, что соответствовало пожеланию заказчика о «живых тонах в красках».
Первоначальный эскиз картины Кустодиев практически полностью изменил. Лесное озеро он заменил на живописный сад, наполненный античными статуями; убрал ствол березы, разделявший панно пополам; заменил одежду начала ХХ века на роскошные средневековые платья. В Костромском музее-заповеднике хранится один из ранних эскизов к «Поэзии», на котором поэт читает стихи юной девушке, держащей в руках шляпу и букет цветов.
Долгое время оставалось загадкой, кого именно изобразил Кустодиев на своей картине. Возможный ответ на этот вопрос может дать книга поступлений музея.
«Купчиха за чаем», 1918 год
Одна из самых известных картин Бориса Михайловича в настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Позировать для Кустодиева согласилась соседка Галина Адеркас, студентка медицинского факультета. Она была знакома с супругой художника, которая и привела ее в свою квартиру. Девушка, в жилах которой, по одной из легенд, текла кровь ливонских рыцарей, как нельзя лучше подошла для образа купчихи уходящей эпохи.
Работа продвигалась очень быстро, и уже через несколько дней картина была готова. Кстати, по воспоминаниям историков, в жизни Галина обладала более скромной комплекцией. Ее судьба сложилась неожиданным образом. Красавица с ясными глазами в 20-х годах окончила университет и несколько лет проработала хирургом. Однако, осознав, что это не ее призвание, она решила окунуться в мир искусства. Адеркас пробовала себя в озвучивании фильмов, пела в русском хоре и даже выступала в цирке.
Картина «Купчиха за чаем» впервые была представлена на суд зрителей на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств, которая проходила в апреле 1919 года. Работа имела большой успех.
Через несколько лет художник создал похожую картину. На холсте, написанном в 1923 году, также изображена красавица с пышными формами, пьющая чай из блюдца. «Купчиху, пьющая чай» можно увидеть в Нижегородском государственном музее.
История жизни Бориса Кустодиева, которому пришлось сильно экономить для того, чтобы накрыть стол «Купчихи за чаем»
Ему покровительствовал Илья Репин, восхищался им и Федор Шаляпин, хотя до того, как стать художником, Борис Кустодиев жил очень бедно. Бедно до того, что свой первый гонорар ему пришлось потратить на штаны. Не была благосклонна судьба к нему и в более старшем возрасте. Ему пришлось пережить потерю 11-месячного сына, а в 38 лет он и вовсе утратил возможность ходить. Вместе с семьей он прошел через непростые годы двух революций и Гражданскую войну. Несмотря на все эти трудности, его творчество пронизано огромной радостью и счастьем.
Борис Кустодиев появился на свет в 1878 году в Астрахани. Отец был преподавателем духовной семинарии. Мальчику не исполнилось и 2 лет, когда от чахотки умер его папа. 25-летней матери с 4 детьми приходилось много работать. Бориса отдали учиться в церковно-приходскую школу, затем в гимназию. Живописью он заболел в 11 лет. Тогда в Астрахань привезли выставку художников-передвижников, мальчик так впечатлился увиденным, что твердо решил стать художником.
Большое участие в жизни семьи принимал дядя детей, Степан Лукич Никольский. Именно он, узнав о том, что племянник хочет учиться «малеванию», пусть с неохотой, но все же оплатил его уроки рисования. Чуть позже художник даже написал его портрет. С 15 лет Кустодиев обучался у выпускника петербургской Академии художеств П. Власова. Так, в одном из своих писем к матери он писал: «На днях нарисовал с натуры акварелью 2 айвы и 2 моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся: я ли нарисовал или другой?».
Портрет дяди художника.
Кустодиев пытался поступить в московскую художественную школу, но его не приняли по возрастному цензу — юноше уже исполнилось 18 лет. Однако с радостью взяли в Академию художеств в Петербурге. Положение будущего художника было настолько бедственным, что он носил 2 пары носков, потому что у нижней были протерты пальцы, а у верхней — пятки, а на свой первый гонорар — 16 рублей — он приобрел холст для работы и штаны.
В Академии молодой человек постигал искусство в мастерской Ильи Репина. «Этот поражавший своими успехами талантливый художник, вышедший откуда-то с Волги. есть краса нашей Академии, наша надежда», — так отзывался Репин об ученике, а чуть позже называл его богатырем русской живописи. В 1901 году Репин поручил Кустодиеву написать правую часть своего масштабного полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
Борис
Михайлович Кустодиев
Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) - художник, запечатлевший на своих ярких и жизнерадостных полотнах сцены русских будней и праздников.
Особенности творчества художника Бориса Кустодиева : любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж, интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену; не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности; с большой симпатией писал жизнь провинции.
Судьба не была излишне благосклонна к художнику Борису Кустодиеву. Он пережил по-настоящему голодные смутные дни – две революции, гражданскую войну. Ему довелось хоронить годовалого сына. Сам Кустодиев долго и тяжело болел, в последние годы он практически утратил способность ходить. Его не всегда понимали и не всегда принимали, случалось, критики называли картины Бориса Кустодиева «малограмотными лубками».
Но даже в самые беспросветные времена полотна Кустодиева лучились здоровьем, радостью и любовью к жизни. Сахарные сугробы и плавящиеся под солнцем купола. Полыхающие арбузы и красавицы, не уступающие арбузам ни интенсивностью румянца, ни гладкой округлостью форм. Все то, что историк искусства Александр Бенуа назвал однажды «варварской дракой красок» , - этот праздник был с ним всегда.
Когда Борису Кустодиеву было одиннадцать, старшая сестра – Катерина - взяла его на выставку передвижников. Картины Васнецова, Серова, Поленова и Шишкина оглушили юношу – ничего подобного ему прежде видеть не приходилось. Именно тогда Кустодиев твердо решил, что станет художником.
Впрочем, для начала ему пришлось окончить духовное училище, а затем поступить в Астраханскую духовную семинарию – мать Екатерина Прохоровна рассчитывала, что Борис продолжит семейную династию и станет священником вслед за покойным отцом и многочисленными дядьями.
Первым учителем Кустодиева был выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Павел Власов. Этот громогласный, героических пропорций человек, организовал в Астрахани Кружок любителей живописи и рисования, где Кустодиев учился азам ремесла. Власов оказался проницательным педагогом. Именно он помог Кустодиеву поверить в свои силы и (что, пожалуй, важнее) убедил его мать в том, что юноше необходимо продолжить учиться в столице.
В Московское училище живописи Борис Кустодиев не прошел по возрасту – ему к тому времени уже исполнилось 18. Впрочем, его приняли в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он учился в мастерской самого Репина.
В те годы в преподавании в Академии наметился определенный застой. Борис Кустодиев вспоминал, что менторы нередко ограничивались рекомендациями вроде «тут надобно позолотистее», а один из них пользовался определением «чемоданисто!» - студентам так и не удалось понять, было это похвалой или претензией.
Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать!» . И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» - эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами».
В 1901-м портрет Ивана Билибина кисти Бориса Михайловича Кустодиева удостаивается малой золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. Илья Репин, получивший заказ на эпическое полотно «Торжественное заседание Государственного совета», привлекает к работе двух своих лучших учеников – Кустодиева и Ивана Куликова. Позднее в письме Корнею Чуковскому Репин напишет: «Куликов и Кустодиев - выросли на этой картине - сразу - в больших мастеров» .
Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Он так же по-прежнему холоден, неприветлив, у него все такая же вылизанная физиономия чиновника, та же манера держаться по-солдатски, по швам. Сегодня пошел было погулять на острова, подальше за окраины …и раскаялся: фабрики, трубы, черные заборы, трактиры, и все покрыто снегом, все мертво, деревья какой-то черной стеной стоят, скучные, голые: просто одурь взяла… ». Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов» . Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Во время одного из таких «побегов» - в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.
Здесь, в усадьбе, которую в семье Кустодиевых называли «теремом», художник чувствует, что он дома. Впрочем, дома ему удается побыть нечасто: Кустодиев, безоглядно преданный российской глубинке, тем не менее, хочет посмотреть мир и показать миру себя.
В 1902 году Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Базар в деревне» (она не сохранилась), за которую получил золотую медаль Академии с правом годичной «пенсионерской» поездки за границу, и некоторое время спустя отправился с семьей во Францию.
Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3,5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Искусствоведы отмечают, что в парижский период палитра картин художника Кустодиева заметно светлеет. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. С одной стороны Прадо: Веласкес, Гойя, Мурильо, чьи полотна произвели на Кустодиева неизгладимое впечатление. С другой – бой быков ( «Как все это странно и дико: убийства с кровью - ужасно и безжалостно!» ) и Музей современного искусства ( «Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности!» ).
По возвращению домой, Борис Михайлович плодотворно работает в «тереме», упиваясь красотой родных мест. Дела идут хорошо: картины художника Кустодиева охотно покупают музеи, о нем благожелательно пишут в иностранной прессе. Над Петербургом, тем временем, сгущаются тучи: страну охватывает революционная лихорадка.
Из-за волнений в студенческой среде Академия художеств была закрыта – занятия в ней возобновились только в 1906-м году. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Но антиправительственным настроениям, завладевшим рабочими, студенчеством и радикально настроенной интеллигенцией, он определенно сочувствовал. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». «Адскую почту» постигла участь «Жупела»: тираж был конфискован, а журнал закрыт.
Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости»: слишком уж очевиден и ценен был его талант. В том же 1906-м Борис Михайлович получил госзаказ: к 100-летию Финляндского полка художнику было поручено написать портреты его основателя Александра I, а также Николая II. И, кроме того, картину, изображающую сцену первого представления полку их шефа, цесаревича Алексея. Художник сомневался недолго: речь шла о славе русского оружия, к тому же тот, кто пишет государя и членов царской семьи, всегда востребован именитыми заказчиками. Так, начав год с провокационных карикатур, Кустодиев окончил его в статусе придворного портретиста.
Разумеется, Борису Михайловичу Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с восхищением критиков и признанием публики. Как водится, одни критиковали его ровно за то, за что другие превозносили. Но ни яростная критика, ни геополитические катаклизмы, ни тяжелый недуг не могли умерить творческой жажды Кустодиева.
Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. С тех пор, как врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале, операции следовали одна за другой, но приносили лишь временное облегчение. В ходе одной из них стало ясно, что придется перерезать нервы и выбирать, что сохранить – подвижность ног или рук. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки! Художник - без рук! Он жить не сможет» .
Борис Михайлович не сдался и будучи прикованным к инвалидному креслу. Более того, в этот период он создал едва ли не самые свои светлые и жизнеутверждающие картины (1, 2, 3). Он до последнего сохранял мужество, любовь к жизни, чувство юмора. Когда навещавшие его друзья тактично намекали, что ему пора отдохнуть, он уговаривал их не расходиться так рано. А когда те все же везли его в кресле в спальню, шутил: «Не расшибите, я же стеклянный!» .
В 1927 году советское правительство выделило деньги на лечение художника в Германии, но Кустодиев не дожил до поездки считанных дней. По словам его дочери Ирины, перед смертью этот наотрез отказывавшийся стареть человек читал «Портрет Дориана Грея».
Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной», - так написал о художнике в своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец Федор Шаляпин.
Знаменитый портрет Шаляпина, который первоначально назывался «Новый город», создавался в небольшой петроградской квартире мастера.
По легенде, зимой 1921 году Шаляпин пришел к мастеру договариваться о работе. Голову артиста украшала шапка, на плечах красовалась богатая бобровая шуба. Поинтересовавшись, откуда у певца «такая роскошь», Кустодиев услышал такой ответ: «Я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…».
«Ну, это надо запечатлеть на полотне. Потому что певец, артист и шубу свистнул. Надо запечатлеть!», - ответ на это художник.
Известно, что комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям.
Смешной момент работы позже вспоминал сын художника. По его словам, чтобы запечатлеть на холсте любимую собаку Федора Ивановича, пришлось пойти на хитрость: «Чтобы мопс стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».
Бориса Кустодиева представили как фотографа
Сценки деревенского быта , семейные фото , виды европейских городов… Фотография была для Кустодиева не только способом запечатлеть окружающую реальность , но и возможностью экспериментировать со светом и композиционными решениями. На выставке « Борис Кустодиев. Живопись , фотография» в Московском Мультимедиа Арт Музее показывают 120 фотографических отпечатков из различных музейных собраний , а также 14 живописных работ художника.
В 2009 году внучка художника , Татьяна Кирилловна Кустодиева — искусствовед и хранитель коллекции итальянского Возрождения в Государственном Эрмитаже — передала в дар Астраханской государственной картинной галерее небольшой альбом фотографий. Эти снимки с почти вековой историей были сделаны Борисом Кустодиевым , его женой Юлией , а также близкими друзьями их семьи. Время не пощадило снимки , однако цифровые технологии позволили буквально « проявить» угасшие изображения , сделать их доступными для исследователей и зрителей.
Борис Кустодиев. «В усадьбе Павловское». Лето 1904 года
Большинство фотографий из этого альбома были сделаны в самый успешный и светлый период жизни и творчества художника , с 1902 по 1906 годы. Тогда еще здоровый , успешный художник Кустодиев был завсегдатаем петербургских театров и участником художественных выставок. Тогда же он встретил свою будущую жену , Юлию Евстафьевну Прошинскую. Этюды и рисунки Кустодиева этого периода достаточно известны , а вот фотографии долгое время оставались без внимания.
Борис Кустодиев. «Юлик у моей конкурсной картинки». 1903
Картина Кустодиева « Базар в деревне» не сохранилась , но фотография из астраханского альбома , сделанная самим художником в мастерской , запечатлела произведение , за которое Академия художеств присудила Борису Кустодиеву золотую медаль. Эта фотография , на которой жена художника , Юлия , сидит на фоне картины , также представлена на выставке. Картина « Базар в деревне» принесла Кустодиеву золотую медаль и пансионерскую поездку в Париж , куда он прибыл в январе 1904 года.
Летом 1903 года после завершения обучения в Санкт-Петербурге художник с женой приезжают в его родную Астрахань , Кинешму , путешествуют по Волге , останавливаются и много времени проводят в имении Павловское , принадлежащем семье профессора геологии Б. К. Поленова. Они молоды , счастливы , впереди — ожидание первенца и поездка в Европу. Борис Михайлович много фотографирует жену , друзей , родную Астрахань , пейзажи , деревенские сценки , походы на деревенский базар , сенокос , дальние прогулки , купальню и чтение в саду. Иногда фотоаппарат берет кто-то из друзей.
Д. Стеллецкий « Борис Кустодиев на мосту через реку Волхов на фоне Новгородского Кремля. Софийская звонница».
Борис Кустодиев. «В Ивашеве на постоялом дворе. Ю. Е. Кустодиева». 1903
Фотографии семьи и близких — значительная часть фотоархива художника
Борис Кустодиев. «Борис Константинович едет в Питер». 1903
Многие из этих снимков станут не просто частью семейного альбома , но и послужат впоследствии вспомогательным материалом для живописных работ , когда из-за болезни художник будет вынужден ограничиться только работой в мастерской.
В Париже и в Испании , куда Кустодиев на две недели едет с художником Павлом Шмаровым , он ходит по музеям и выставкам , копирует в Прадо любимого Веласкеса , ужасается жестокости корриды. Впечатлений так много , что в письме жене про посещение Севильи признается: «конечно , я ничего не делаю в альбом , потому что еле успеваю все осмотреть…» Фотографии , сделанные во время заграничных путешествий Кустодиева , могли позже использоваться художником при написании его картины « Парижский бульвар ночью» и других произведений.
Русская Венера, 1925 год
За год до смерти Борис Михайлович создал картину, которая, по мнению, искусствоведов, собрала все представления мастера о красоте русского национального типа.
Моделью для Венеры стала Елена Григорьевна Николаева, родившаяся 28 апреля 1903 года. Пышнотелая рыжеволосая девушка напомнила историкам традицию изображения Марии Магдалины живописцами эпохи Возрождения. Только на холсте Кустодиева красавица ни в чем не раскаивается, а наоборот с открытой улыбкой смотрит на зрителя.
Интересный факт: во время реставрации специалисты просветили картину рентгеновскими лучами и установили, что веник в руках девушки был нарисован значительно позже самой «Венеры».
Варварская «драка красок». Истории пяти известных картин Бориса Кустодиева
«Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость», - так писал о Борисе Михайловиче художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа.
«Масленица», 1916 год
Картина, изображавшая вихрь бесшабашных народных гуляний, была написан в голодные для страны годы.
В 1911 году врачи обнаружили у Кустодиева туберкулёз позвоночника, который в 1916 году приковал художника к инвалидному креслу. Несмотря на тяжелый недуг, он продолжал активно работать. Превозмогая боли, художник брал в руки кисти и создавал полотна, полные искристой радости, безоблачного веселья и роскоши.
Созданная в 1916 года картина сейчас представлена в Русском музее. Еще две картины, посвященные масленичным гуляниям, были написаны в 1919 и 1920 годах.
Читайте также: