Путешествие в святую софию
Столица Болгарии София для многих туристов остается темной лошадкой. У нас популярны черноморские курорты Болгарии, а до ее главного города добираются далеко не все. Стоит ли сюда ехать? Есть в Софии интересные достопримечательности? Давайте прогуляемся вместе со мной по городу и попробуем ответить на эти вопросы.
Я был в Софии несколько раз. Первый раз проездом в 2009-м году, и не скажу, что сильно впечатлился. Мои наблюдения из той несколько бездуховной поездки можно почитать здесь. Следующие поездки были уже по служебной необходимости, так что деваться было некуда. Пришлось много гулять по городу. Я открыл википедию и гуглмапс и стал готовиться. Оказалось, что в первую поездку я практически все самые интересные места осмотрел, хотя и был там несколфько часов, а в качестве подготовки пробежал пару страничек из путеводителя Lonely Planet.
У Софии есть определенные проблему с узнаваемостью. Вот, скажите честно, сможете без подготовки назвать какую-нибудь известную местную достопримечательность? При этом София место весьма древнее, еще до римлян тут был фракийский город. Кое-что интересное в городе несомненно осталось. Скажем, какой русский город может похвастаться уцелевшим зданием 4 в. н.э. или мечетью от самого Синана?
Я к тому, что в реальности все оказалось не так уж и плохо, да и с самим городом за прошедшие с первой поездки годы произошли приятные для туриста и командировочного изменения. Постараюсь донести этот позитив до уважаемых читателей. Итак, в первой части хочу показать наиболее популярные достопримечательности Софии.
Карта достопримечательностей Софии:
Начну с 1. храма-памятника Святого Александра Невского (1908 г.). Почему такое необычное сочетание храм-памятник? Потому что напоминает потомкам об освобождении Болгарии по итогам русско-турецкой войны 1877-78 гг. Храм реально огромный, снимать его тяжеловато, лучший вид со стороны бульвара Царя Освободителя (см. заглавную картинку поста).
Сразу за храмом на площади Александра Невского расположено внушительное здание 2. Национальной Художественной Галереи. Мне понравилось название музея на болгарском "Чуждестранно изкуство". Внутрь пока не ходил, оставил на следующую командировку.
Все на той же площади находится следующий культовый объект, причем весьма древний (4 век!). 3. Собор св. Софии, который и дал современное имя болгарской столице. В римские времена город назывался Сердика, затем Средец, а с 14 в. превратился в Софию. Как и его константинопольского тезку собор турки превратили в мечеть, так что внутреннее убранство и фрески не сохранились. Собор плотно обсажен деревьями, поэтому летом единственная возможность снять здание только через такой кривобокий ракурс.
4. Могила Неизвестного солдата у стен св. Софии.
Рядом простая, но внушительная 5. могила поэта Ивана Вазова. В прошлую поездку я часто спрашивал "who is mr Vazov?", т.к. постоянно попадались объекты названные в его честь ну типа, как у нас Пушкин. Ну, если коротко, то можно сказать, что это и есть болгарский Пушкин.
На другой стороне площади находится здание 6. Синодальной палаты. Меня удивила его венецианско-византийско-османская архитектура.
7. Памятник болгарским ополченцам. Несмотря на классический вид, памятник вполне новодельный (2008 г.). Ополченец держит "Самарское знамя", это копия сценки из известной болгарской картины. Да, да знамя - подарок г. Самары, который в итоге стал в Болгарии военной реликвией.
Желтая башня на заднем плане - это главная астрономическая 8. точка государственной триангуляции (1920 г). Запомнили? Забавно, что в Софии нет типичного туристического аттракциона в виде "нулевого километра". Уже больше десяти лет (!) несколько группировок художников и чиновников воюют друг с другом, пытаясь найти место. Один из вариантов, как раз рядом с этой башней.
На этом, пожалуй, хватит картинок с площади Александра Невского. Пойдем дальше.
9. Церковь св. Николая Чудотворца (1914 г.). Болгары называют ее просто "русская церковь". Зачем же в православной Софии еще и русская церковь? Храм был построен при русском посольстве. Интересно, что до 1945 г. болгары находились в схизме. Если упрощенно, то незадолго до освобождения от османов болгары послали Константинопольский патриархат и объявили церковную независимость. Из-за этого раскола русские православные не могли посещать болгарские православные храмы.
Интересно, что уже в 30-е годы церковь стала камнем преткновения в установлении дипотношений Болгарии и СССР. Советская сторона поставила условие, что эта русская церковь должна стать советской. Что уж там будет, музей атеизма (как в Вене), или склад или еще чего болгар и тем более эмигрантов не касается. Местные многочисленные русские эмигранты устроили скандал по этому поводу, фактически болгары церковь у них забирали ради дружбы с СССР. В итоге нашли компромисс, церковь перестала быть русской, но и не отошла Советской миссии, а стала болгарской. Русским эмигрантам же выделили другой храм.
Рядом с церковью св. Николая находится приятный парк, опять-таки перейду на болгарский с "вековными" деревьями. Где-то за их стволами прячется бронзовый Пушкин.
Чуть дальше находится бывший 10. Царский дворец, а сейчас местная "Третьяковка". Здание еще османское, здесь размещались администрация и суд. Но т.к. первый правитель Болгарии был из Баттенбергов (из русских немцев), то местные заморочки его не сильно волновали, и отбросив мнительность, после внешней переделки устроил тут резиденцию.
В парке за дворцом обнаружилось ЭТО. Г-н Донов изобразил Марселя Дюшана на Трабанте. Мне почему-то сразу вспомнилась популярная в интернетах картинка про поросенка Петра и трактор.
Снимал не телку с яблоками, а винтажный девайс на заднем плане для приготовления вина.
Дальше я прошел в 11. Городской сад. Главное его украшение - это 12. здание Народного театра имени Ивана Вазова. На этом снимке присутствует доказательство, что в Софии есть туристы.
Сад по-болгарски "градина", так что горсад называется несколько тавтологично "Градската градина". Я попытался отыскать в горсаду мавзолей Димитрову. и не нашел. Оказалось, что его взорвали в конце 90-х, при этом до сих пор он значится в некоторых описаниях города.
К горсаду примыкает Grand Hotel Sofia. Я бы прошел мимо, но меня привлекли истошные визги. Оказывается болгарская школота так приветствовала своего кумира в лице Селены Гомес (кто это?).
Тут же по соседству какой-то музей дегенеративного современного искусства (13. Софийская городская художественная галерея).
Перед поездкой я пытался найти список уцелевших османских зданий Софии. Так и не нашел, но время от времени примеры на глаза попадались. Вот бывшая 14. Большая мечеть (1494 г.), сейчас Археологический музей.
Популярный стиль в Софии, "с башенкой".
Напротив бывшей мечети находится 15. Президентский дворец.
Дворец ничего такого, но зато внезапно внутри у него вот такая жемчужина!
16. Ротонда св. Георгия - самая старая церковь Софии (4 в.). В отличие от св. Софии здесь под слоем турецкой штукатурки остались фрески. Перед храмом находятся остатки дворца Константина Великого.
Конечно, церковь слегка подлатали реставраторы, это заметно по цвету кладки. Но судя по старым фото и гравюрам их фантазия не сильно разгулялась, т.е. строение вполне аутентичное. Кстати, до сих пор не ясно первоначальное предназначение здания, скорее всего тут был языческий храм.
Еще одна 17. церковь св. Николая Чудотворца, но уже болгарская и очень древняя (12 в.). Церквушка весьма котируется у болгар, 6 декабря в Николу зимнего здесь выстраивается огромная очередь за благословением святого.
Напротив церкви на улице Царя Калояна находится Софийская митрополия.
Выходим из переулков на площадь Независимости и вот еще одна старинная церковь, которая так меня поразила в первую поездку. 18. Света Петка Самарджийска, по-русски это святая Параскева Пятница (или нет?).
Время постройки храма неизвестно, первое письменное упоминание 16 в, но считается, что церковь существует на этом месте чуть ли не с 11 века. Болгарское "Самарджийска" можно перевести на русский, как шорниковская. Т.е. церковь шорников - ремесленников, которые делали конную упряжь.
Больше всего мне тогда доставило, что Света Петка стоит прямо по центру дороги, да еще и вкопана туда почти по самую крышу. Неудивительно, что у коммунистов первое время чесались руки снести храм, чтобы сделать нормальную дорогу. Нынешний поп рассказывает такую историю.
Когда церковь решили снести, всей бригаде рабочих приснился один сон. В нем голос говорил "Тук камък можеш да сложиш, но не и да махнеш". То бишь, здесь можно класть камни, но нельзя вынимать. Один рабочий махнул рукой и сказал: "Ну и че сон, как сон, пошли ломать!" Взял кирку, ударил в стену и тут-то его и парализовало. Кстати, один из этих рабочих является дедом нынешнего священника св. Петки. В итоге церковь закрыли, но решили не сносить.
В самом центре Софии на пл. Независимости стоит что-то типа наших сталинок. И, действительно, 19. здание "Дома партии" было закончено в 1955 г. Сейчас здесь находится Народное собрание Болгарии и из-за этого в наших интерентах возникла путаница, во многих отчетах и статьях эту постройку относят к 1928 г.! А дело в том, что в Софии есть еще одно старое здание Народного собрания, с ним-то и произошла повсеместная путаница. Хотя авторов должна была насторожить нетипичная для 20-х архитектура.
В отличие от сталинки Варшавы, в Софии сталинка не доминирует над городом, хотя из центра местами просматривается.
Вообще, ансамбль 20. пл. Независимости представляет собой единое целое по стилю и времени постройки. С трех сторон ее окаймляют Дом Партии, Дворец Президента и ЦУМ. Называется все это ларго и смотрится весьма достойно. Фонари внутри ЦУМа.
Проходим сквозь арки с предыдущей картинки и оказываемся у софийских 21. Минеральных бань (1913 г). Мы привыкли, что большинство городов расположено на реках. Но в Софии в историческом центре никаких рек нет. А разгадка в том, что зато в Софии из земли бьют горячие минеральные источники. И именно на их месте была основана древняя Сердика. Я знаю еще две такие столицы на источниках: Серные бани Тбилиси и горячие купальни Будапешта.
Увы, софийские бани уже лет 25 (!), как закрыты на ремонт, но зато рядом на площади есть фонтанчики с настоящей теплой минералкой.
Поворачиваем голову в другую сторону и. оказываемся в Стамбуле! 22. Мечеть Баня Баши (1567 г.) - единственная действующая мечеть Софии. Творение самого известного османского архитектора Мимара Синана. Слово "баня" в названии мечети неслучайно, т.к. здание расположено прямо на минеральных источниках (см. выше). Раньше, пока источники не были заключены в трубы, из под фундамента мечети шел пар.
Через дорогу от мечети находится очень приятное здание крытого 23. Центрального рынка (1911 г.) с часовой башенкой.
Здание "Централни хали" изнутри неожиданно оказывается металлическим..
Вышли от мечети, прошли сквозь рынок и оказываемся у синагоги. 24. Софийская синагога (1909 г.) огромная, является третьей по величине в Европе. При этом в вике написано, что ее приход (или как там у евреев?) составляют всего 50 человек.
Рядом с Синагогой и рынком находится известная 25. пешеходная улица Пиротска. Сейчас она слегка в запустении, т.к. центр софийской жизни явно переместился на Витоша.
Балкончики улицы Пиротска.
Купол 26. Румынской православной церкви.
Выходим обратно к ЦУМским фонарикам.
За три года городская среда явно изменилась в лучшую сторону. Но при этом даже в самом центре до сих пор красуются подобные картины. Три года назад была точно такая же фотка, решил повторить исторический снимок.
Помните, я писал выше про комплекс Ларго на пл. Независимости? Замыкала его внушительная статуя Ленина. Однако перестройку Ленин не пережил, и вместо него теперь красуется 27. Символ Софии (2001 г.). Замысловатое название статуи - дань скандалу, разразившемуся после его постройки. Прямо, как и у нас в лужковские времена без всякого конкурса и согласования мэр Софии воткнул в центр города вот такой креатив. Называлось все это Святая София. Однако по мнению народа глубокое декольте, лавровый венок и ручная сова, как-то не слишком шли к облику святой. Но находчивый мэр не растерялся и просто переименовал статую из Святой в Символ.
28. Собор Святой Недели (1863 г.). Конечно, никакой святой с таким именем нет, по-болгарски "неделя" - это воскресение. "Той е посветен на св. великомъченица Кириакия (или Неделя, на славянски)."
"Церковь сильно пострадала во время взрыва, совершённого ВО БКП с целью убийства военных и политических лидеров, собравшихся на отпевание генерала Константина Георгиева в 1925 году, во время которого погибло около 134 человек, а более 500 ранено."
Церковь очень удачно расположена. И с бульвара Витоша и от Марии Луизы на нее открываются отличные виды.
На 9-е мая София утопала в цветущих каштанах.
Каштан и мартеница.
Так от каштанов плавно переходим к местному "Арбату" Софии - 29. бульвару Витоша.
Сравнительно недавно бульвар Витоша (или просто Витошка) сделали пешеходным. Но правда не до конца. Пересекать его машинам можно, из-за этого я один раз чуть не попал под колеса, когда через "пешеходную" улицу пронесся поток машин, пока я там чего-то снимал. Но в целом место уютное и при этом не слишком пафосное.
Особых архитектурных красот на бульваре нет, это просто тусовочное место. Ну разве, что здание 30. Судебной Палаты на Витоша. Знаменита она в частности своими львами, у которых, если присмотреться, проблема с походкой.
На этом пора заканчивать с первой частью, рассказ и так слегка распух. В продолжении посетим чуть менее известные места Софии.
Изучение подземных тоннелей под мечетью Айя Софья
Подготовка к работе по изучению туннелей Собора Святой Софии
В 1937 году стартовали активные исследования подземелий под Айя-София. Но Вторая мировая война не дала завершить начатое. В 1945 году работы решили продолжить с откачивания воды из пространства под собором. Но все усилия были напрасны. Мощнейшие насосы сгорели, а уровень воды не изменился. Поэтому исследование было приостановлено на долгие годы.
Спустя десятилетия стартовали новые работы по исследованию колодцев, расположенных под храмом и вокруг него. Ученые хотели установить функционал подземных туннелей и системы водоснабжения. В процессе исследования были найдены 9 колодцев, расположенных под собором и на прилегающей территории. 5 из 9 найденных резервуаров были наполнены водой. Помимо этого, была обнаружена тоннельная система, позволяющая вентилировать пространство и снижать уровень влажности.
Никакой определенной информации о захоронениях под Святой Софией не было. Но ныряльщики обнаружили несколько могил под собором, в том числе могилу Святого Антинега, первого человека, похороненного в Святой Софии в 13 веке, а также могилу Патриарха Афанасия. Команда исследователей добралась до двух узких коридоров высотой около 70 см, проходящих через площадь Султанахмет и дворец Топкапы. Предположительно эти коридоры использовались византийским императором Феодосием II в V веке для того, чтобы можно было покидать стены собора и возвращаться в него незамеченным, скрытым от посторонних глаз.
Кинорежиссер и ученый Гёксель Гюленсой попытался раскрыть секреты Святой Софии, лежащие под поверхностью, в своем новом документальном фильме. Он со своей командой из двух дайверов и четырех спелеологов нырнул под воду, чтобы узнать побольше о резервуарах, связанных с дворцом Топкапы и подземной цистерной. Работы начались еще в 1998 году, но завершить 50-минутную киноленту «В глубинах Святой Софии» получилось только в 2009 году.
Сначала исследовали водохранилище у входа. Его глубина составляет 12 метров. На дне, покрытом слизью и илом, дайверы обнаружили два толстых куска дерева и ведро, которое превратилось в пыль при первом прикосновении к нему. Во втором резервуаре нашли дюжину фляг, датированных 1917 годом. Предположили, что эти фляги были оставлены британскими солдатами, которые хотели набрать святой воды в период вторжения в город. Также на дне были найдены осколки от люстр, цепочка с двумя кольцами на обоих концах и кусочки цветного витражного стекла. Цепь с кольцами, вероятно, принадлежала заключенному, который вполне мог закончить свою жизнь в таинственном подземелье.
Собор св. София. Путешествуя по Стамбулу.
Византийский Император Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным и пригласил двух лучших архитекторов того времени Анфимию Тральского и Исидора Милетского .
На отделку собора ушло 130 тонн золота, что составляло три готовых бюджета страны. В течение почти 6 лет ежедневно здесь работали 10 000 строителей.
Собор Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли свое продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции. Отовсюду свозили части древних построек, которые применялись при строительстве, а также уникальные артефакты.
В Соборе Св. София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. В Соборе Св. София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского.Так, Туринская плащаница, хранившаяся в алтаре собора, в которую, по преданиям, после распятия было завернуто тело Иисуса Христа, по одной из легенд хранилась здесь, но во время четвертого крестового похода она была похищена и вывезена крестоносцами в Европу. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия). В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик.
Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связан с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
Холодное окно – ещё одна загадка собора, из которого дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Оно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть.
II этап. Путешествие по собору
1. Притворы. Мы входим в собор. Это первый притвор , он лишен отделки – мраморные плиты сняты уже давно. Порфировый алтарь. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения младенцев, ее обвивает змея (очень похожа на символ медицины). В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг императрицы Ирины, венгерской принцессы - жены императора Иоанна II Комнина. Рядом с саркофагом тексты на камне, гипсовые плиты на стене сзади - отпечатки текста с религиозного эдикта императора Мануила Комнина, выпущенного в 1166 году. В этом же году в Константинополе состоялся церковный собор‚ на котором было принято Мнение императора Мануила. Напротив саркофага - колокол .
Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой , на стенах – мрамор с зеркальным узором. Над императорскими воротами в западной части собора находится мозаика Христос Панкратор (конец 10-го века). На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Пред Ним преклонился император Лев VI. Он стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать. Императорские ворота, по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега . Раньше в них мог входить только сам император. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе.
2. Центральный неф
Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом, использовали специально изготовленные для этого легкие глиняные сосуды с острыми концами, которые вставлялись в отверстия соседних сосудов, и, таким образом, образовались радиальные ребра. Толщина стен доходит местами до 5 метров. Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня.
Купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок. От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера - полукуполы , куда передаётся нагрузка, и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства. В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, прорезанных в барабане купола. Они заливали украшенную мозаиками внутренность храма . Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.
По четырём сторонам, на парусах свода - шестикрылые серафимы с лицами. «Паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость). В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров. По четырём сторонам, на парусах свода - шестикрылые серафимы с лицами. «Паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость). В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров.Сейчас открыт только один лик серафима, другие были закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов. Серафимы после взятия города турками и обращения храма в мечеть, были признаны соответствующими канонам ислама, и оставлены, но у них закрасили лица. Два серафима - подлинные, IX века, два другие - возобновлены во время реставрации 1847 года.
Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус . (867 г.). Находится на полусводе в восточной части храма Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус . (867 г.). Находится на полусводе в восточной части храмаМозаичное изображение архангела Гавриила, справа от апсиды с Богородицей. На сводах вимы, по сторонам от фигуры Богородицы, были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом). По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года сообщает, что мозаика апсиды была создана иконописцем Лазарем, пострадавшим в период иконоборчества, а после Торжества Православия получившем широкое признание. Серия мозаик архиереев: Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма.
Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Св. София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение. «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Св. София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение. «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».Почему князь Владимир выбрал для Руси христианскую религию византийского толка?
Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». В «земле греческой» русские послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой:
«… и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой … и служба их лучше, чем во всех других странах».
Вероятно, их мнение, наряду с другими обстоятельствами, и предопределило выбор Владимира Крестителя в пользу христианства. Вместе с крещением Русь была приобщена и к великой православно-византийской культуре.
По подобию Святой Софии на Руси после ее крещения три крупных каменных собора София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая выросли менее чем за тридцать лет с 1037-го по 1066-й год. По подобию Святой Софии на Руси после ее крещения три крупных каменных собора София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая выросли менее чем за тридцать лет с 1037-го по 1066-й год.Огороженная площадка называется омфалион и символизирует «Пуп земли», то есть «Центр Мира». В центральном круге раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Обязательным элементом церемонии было поднятие императора на щит, что означало «богоявление» нового императора, явление его не только народу, армии и всему миру, делая его главнокомандующим и правителем.
Несколько слов об уникальных колоннах собора. Их 107. Как уже было отмечено выше, по приказу императора Юстиниана они вывозились из античных сооружений для обустройства собора Святой Софии:
- 8 колонн из Аврелиановского Храма Солнца в Риме - знаменитые порфировые колонны ;
- из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан);
- из города Эфеса (из храма Артемиды, который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора;
- колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия;
- На капителях колонн с бухарской резьбой, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
- Слева и справа от императорских ворот на первом ярусе у боковых нефов находятся две мраморные вазы, привезённые из Пергама, высеченные из цельного куска мрамора. Они были привезены в Собор в конце 16 века в период правления Мурада III и использовались для хранения воды — около 1250 литров в каждой.
- В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота.
- мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии.
- мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин), такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.
- мрамор с островов Проконнес и Эвбея, из города Иераполь (Малая Азия), из Северной Африки.
- Фригийский мрамор – розовый с белыми прожилками,
- египетский – пурпурный,
- лаконский – зеленый,
- карийский – кроваво-красный и белый,
- лидийский – бледно-зеленый,
- ливийский – голубой,
- кельтский – черный с белым.
Алтарь собора. Именно здесь 16 июля 1054 года папский легат кардинал Гумберт возложил грамоту об отлучении Вселенского Патриарха Керуллария от церкви, и удалился из собора. Патриарх в ответ предал анафеме Папу Римского и тоже отлучил его от церкви. Началось разделение христианской Церкви на католическую и православную.
3. Путешествие на второй этаж собора
В левой части второго притвора расположена лестница на второй этаж. Она не имеет ступеней (рампа или пандус). Вспоминается описание александрийского маяка, в котором был спиральный пандус, по которому лошади и мулы тянули вверх повозки со смолой и маслом для поддержания большого костра на вершине маяка. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить паланкин с императрицей на второй этаж в императорское ложе. Портал устроен таким широким, чтобы паланкин императрицы мог свободно повернуть при подъеме по пандусу без препятствий. Императрицу сопровождали принцессы и фрейлины - во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора.
Императорское ложе находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами. В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. Отсюда ей открывался отличный вид для наблюдения за ритуалами и церемониями. Им хорошо была видна вся служба, которая проходила внизу. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.
С трех сторон подкупольное пространство собора Святой Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками. На их отделку использовали самые богатые материалы – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни смальтовая мозаика. Пол храма украшает прихотливый узор из порфира и цветных мраморов.
В южной галерее находится массивная мраморная дверь, которую в свое время члены Синода использовали для входа и выхода в комнату собраний. Дальше, по галерее расположена мраморная преграда, называемая "Вратами Ада и Рая".
В правом крыле второго этажа - пустующая гробница правителя Венеции дожа Энрико Дандоло. Он «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. Его пустующая гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого он лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.
Напротив гробницы находится мозаика Последний суд . На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Именно такой канон изображения Страшного суда в русском православном иконостасе. Часть мозаики была сбита крестоносцами. Напротив гробницы находится мозаика Последний суд . На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Именно такой канон изображения Страшного суда в русском православном иконостасе. Часть мозаики была сбита крестоносцами. В восточной части южной галереи собора находится Мозаика 1044 г Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя. На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. В восточной части южной галереи собора находится Мозаика 1044 г Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя. На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту.Мозаика 1120 года Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина находится на втором этаже в восточной части храма южной галереи. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Саркофаг Ирины и текст на глиняных табличках Иоанна Комнина мы видели на первом этаже. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.
В левой части хор также находится и спуск на первый этаж по другому пандусу. Единственное отличие - пол пролетов пандуса тщательно обработан нарезкой из тонких длинных борозд. Это сделано для того, чтобы ступни носильщиков не скользили при спуске паланкина императрицы на первый уровень. В стенах этого подъема имеются многочисленные ниши, где хоронили монахов.
После спуска мы попадаем в левую галерею храма, примечательно здесь кроме небольшое углубление в одной из колон. Это «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. “Плачущая” колонна является одной из 107 колонн здания. Ее также называют "колонной желаний", «потеющей», «влажной». Она покрыта медью, а в середине имеет отверстие, влажное на ощупь. Многие верующие стремятся прикоснуться к ней в поисках божественного исцеления. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно, якобы, сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. В романе итальянского писателя Умберто Эко «Баудолино» есть три героя: варвар-фантазер Баудолино, греческий историк Никита Хониат и Константинополь 1204 года. Умберто Эко – не только профессор семиотики, но и историк-медиевист. Горящий город Константина, только что взятый крестоносцами, можно посмотреть и сейчас – в современном Стамбуле. Эко, как и положено ученому, привык работать с реальными фактами.
Особенности посещения храма Святой Софии в Стамбуле
В 2020 году согласно указу президента Турции Реджепа Эрдогана храм Святой Софии (Айя-София), который с 1935 года имел статус музея, вновь стал мечетью. Чем именно было вызвано подобное решение турецкого лидера - доподлинно неизвестно, но самый большой и древний христианский собор второй раз с 1453 года вновь обрёл статус мечети.
Интерьеры храма Святой Софии в Стамбуле. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии" Интерьеры храма Святой Софии в Стамбуле. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"Храм Святой Софии строился в период с 532 по 537 года под пристальным наблюдением императора Византийской империи Юстиниана I Великого, который пригласил для возведения шедевра прославленного архитектора Исидора Милетского. Сам император не жалел средств на строительство нового символа государства и практически ежедневно наведывался сюда с инспекцией.
Боковая галерея. В правом углу виднеется один из серафимов Боковая галерея. В правом углу виднеется один из серафимовИзначально, новый храм называли Великой церковью, и только после завоевания турками Константинополя в 1453 году её стали называть собором Святой Софии. На первый взгляд кажется, что храм назван в честь некой персоны по имени София, однако, на самом деле, "София" с греческого переводится как "мудрость". В зависимости от философского подхода "София" может пониматься как воля Бога, Святой Дух, мудрость Бога и даже Иисус Христос. Но в самой Византии придерживались мнения, что "София" это всё-таки "Премудрость Божия". Ранее на месте собора находилось здание церкви (базилики) Феодосия II, которая сгорела во время разбушевавшегося пожара во время известного восстания "Ника" в Константинополе произошедшего в 532 году. Именно в память о погибших тогда 35 000 жителей города и было принято решение возвести столь грандиозное культовое сооружение.
Осмотреть ротонду Святого Георгия
С конца декабря до самого разгара весны вершину Черни-Врых в горном массиве Витоша укрывает снег, и все эти дни по ее склонам снуют горнолыжники.
За последние сто лет Витоша превратилась в настоящий курорт: здесь появились велосипедные маршруты, альпинистские тропы, фуникулер, горнолыжные базы и кемпинги. Местные трассы в основном любительские, но есть и экстремальные, да и кататься совсем не дорого. Помимо номера в отеле, здесь можно снять простенький домик и насладиться прекрасным панорамным видом на живописные склоны.
Добраться до курорта легче всего на автобусе № 123, который каждый час отправляется от станции метро «Г. М. Димитров» к фуникулеру «Симеоново — Алеко».
Легенды, секреты и подземелья Собора Святой Софии (мечети Ayasofya-i Kebîr Câmi-i)
В первом случае собор был построен над кладбищем, рядом с храмом этрусского бога, а во втором случае святыня была возведена над храмом, посвященным греческой богине Афродите. Поскольку Айя-София была одной из самых значимых церквей в христианском мире, не удивительно, что под ней также обнаружится скрытое подземное пространство. Более того, не исключено, что Собор Святой Софии также был построен над языческим храмом.
Понежиться на минеральном пляже Корали на берегу водохранилища
Добраться до пляжа Корали в Софии можно на автобусах №№ 1, 3 и 4. Еще удобнее, конечно, взять такси — тогда будете на месте минут через 10–20.
Легенды Собора Святой Софии
Сегодня практически нет информации о том, что хранится под собором Святой Софии, несмотря на длительные исследования. История храма окутана легендами. По одной из них, под собором был заточен Дьявол.
13 подсказок, что посмотреть и как развлечься в Софии и окрестностях
Площадь Баттенберга, названная в честь первого князя Болгарии, — сердце столицы. Здесь находятся главные достопримечательности Софии: Церковь Святого Николая, Национальная картинная галерея, расположенная в здании бывшего царского дворца, Археологический и Этнографический музеи и Центральный универмаг.
Прежде чем углубиться в изучение внутреннего убранства церквей и внушительных коллекций музеев, рассмотрите фасады: в них тоже есть интересные детали. Например, в здании Археологического музея раньше была мечеть 15 века, а в подземном переходе сохранились фрагменты древних стен фракийской крепости Сердики — античного и средневекового города в центре нынешней Софии.
Подземелья Собора Святой Софии в Стамбуле
Подземелья Святой Софии
Оба тоннеля высотой в 50 метров разделялись на две части, но проходы были закрыты. Один из искателей Айдын Мендерес двигался в сторону дворца Топкапы, пока не увидел дневной свет между камнями. Он снял на камеру момент подхода ко дворцовому двору. Затем исследователь вернулся, чтобы войти в другой тоннель, ведущий к двум комнатам. На пути были обнаружены кости и разбитые кувшины. Предположили, что находки – это могилы святого Антинега, который первым был захоронен в Святой Софии, и патриарха Афанасия.
Разрешение на исследование было предоставлено при условии, что все найденное должно быть оставлено на прежнем месте и что никаких изменений в структуре здания не будет. Поэтому запечатанные проходы остались нетронутыми. После выхода на поверхность дайверов исследовали рентгеновским аппаратом медики, чтобы убедиться, что в их телах нет посторонних предметов, которые они могли тайно вынести.
Двери к секретам собора святой Софии приоткрылись впервые за 64 года. Декабрьское утро, когда температура воды была не выше 6⁰С, стало знаковым для ученых и исследователей всего мира.
Работы велись в максимально сложных условиях. Поскольку вход был слишком узким для размещения кислородных баллонов, протянули шланг длиной 50 метров, чтобы водолазы могли дышать в случае, если проходы вели слишком глубоко. Исследовательской группе было разрешено работать всего один день.
Спуск в подземелья собора Святой Софии
Гюленсой в одном из интервью рассказывал: «Мой друг, профессор Ихсан Тунай, ученик Семави Эйиче, взял меня на экскурсию по собору Святой Софии в 1990 году и рассказал мне легенды об этом строении. Благодаря ему я страстно привязался к этому зданию». В 1992 году был снят первый документальный фильм о святыне и ее легендах под названием «Собор Святой Софии», получивший награды на кинофестивалях в Сан-Себастьяне, Тампере и Анкаре. Вдохновленный этим, режиссер начал работу над вторым фильмом о тоннелях и резервуарах, которые скрывают тайны собора.
Читайте также: