Путешествие святого семейства в египет
Папа Шенуда III, патриарх коптской православной церкви, принял нас, группу иностранных журналистов, в здании патриархии в Александрии. Именно в этом городе, "северной столице" Египта, возникла первая в Стране пирамид христианская община.
- Наша церковь имеет несколько примечательных черт, - рассказывает папа Шенуда. - Это первая христианская церковь на Африканском континенте; из Египта христианство распространилось в Нубию, Судан, Эфиопию. В Египте выполнен первый перевод Ветхого Завета на греческий язык. Было это примерно в 70-м году. И, наконец, Египет - единственная страна, где побывало Святое семейство.
И покинули они Вифлеем
Путешествие Иисуса в Египет было предсказано в Ветхом Завете. Было оно, впрочем, вынужденным, ибо царь Ирод, узнав о рождении Иисуса, повелел истребить всех младенцев.
"Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Матф. 2:13).
Иосиф повиновался. Молодую мать с новорожденным сыном на руках он посадил на ослика, и они покинули Вифлеем. Сам же старый плотник шел впереди, ведя ослика под уздцы. Путь их лежал на запад, к границе Египта.
В Новом Завете ничего не сказано о том, какие места посетило Святое семейство в Египте, как долго оно там находилось. У коптов же - египетских христиан - эта история разработана довольно подробно. Классическим источником считаются труды папы Теофилиуса, 23-го патриарха Александрийского (384-412 гг.). В них он рассказывает, как однажды, после долгой молитвы, Дева Мария явилась ему и поведала о путешествии Святого семейства в Египет. Коптская церковь давно уже канонизировала несколько мест, где оно останавливалось. Ныне - это места поклонения многих христиан.
Считалось, что Святое семейство пробыло в Египте около трех лет. Но в середине 1998 года немецкие ученые сделали находку, уточнившую этот срок. В библиотеке университета Кельна они обнаружили папирус IV века с текстом на коптском языке - преемнике древнеегипетского языка, основанном на греческом алфавите. В папирусе утверждается, что Иисус провел в Египте 3 года и 1 1 месяцев.
Через Синай в дельту Нила
Рафах - небольшой город на крайнем северо-востоке Синайского полуострова, на берегу Средиземного моря, - известен с древности, и копты убеждены, что именно в этом месте началось путешествие Святого семейства по Египту.
Из Рафаха через Синай в ту пору существовало три караванных дороги. Но копты полагают, что Святое семейство не воспользовалось ни одной из них. Оно опасалось преследователей, посланных царем Иродом, и потому шло непроторенным путем. Лишь отойдя почти сто километров от границы через внутреннюю часть Синая, беглецы вновь вышли к берегу моря в 37 километрах к западу от города Эль-Ариш. Как и в Рафахе, здесь не осталось следов их пребывания.
Далее Святое семейство двинулось вдоль берега моря на запад и пришло в Пелузий. В ту пору это был большой процветающий город, соперничающий с Александрией. Через Пелузий протекал самый восточный рукав Нила; это были подлинные восточные ворота Египта. Но потом Нил в этих местах пересох, и люди ушли из Пелузия. Где именно останавливалось в Пелузии Святое семейство - тоже неизвестно, хотя раскопки древнего города идут уже второе десятилетие.
Синайская пустыня осталась позади, и беглецы двинулись на югозапад, вдоль кромки нильской дельты. Так они пришли в город Басту. Расположен он примерно в 100 километрах от Каира.
Баста, место поклонения древнеегипетской богини Бастет, изображавшейся в виде кошки, ничем особым не отличалась от других египетских провинциальных городов того времени. Для Иисуса древние божества были просто идолами. Легенда гласит, что когда Святое семейство входило в города, идолы падали и разбивались. Так было и в Басте. Потому-то ее жители и встретили беглецов враждебно, и им пришлось вскоре покинуть город.
По причинам не вполне понятным Святое семейство изрядно поколесило по дельте (см. карту: Мостород, Бильбейс, Саха), пока не пришло в Вади Натрун - обширную впадину в Западной пустыне.
Впоследствии Вади Натрун превратилась в важнейший центр коптского монашества.
Матария. Дерево Марии
Из Вади Натрун Святое семейство продолжило путь на юг и пришло в Матарию, северную окраину Каира. Там оно отдыхало в тени сикоморы. Конечно, того дерева давно уже не существует. Но на протяжении веков от умирающей сикоморы брали отростки и сажали их рядом. Последний раз - 14 июня 1906 года. Возле живого дерева - высохший ствол его предшественника. Доподлинно известно, когда оно было посажено: в 1672 году.
Дерево Марии одно из трех мест в Каире, связанных с пребыванием Святого семейства. Не только копты, но и христиане из других стран нередко приезжают сюда. Я тоже бывал в этом дворике за каменной оградой. Неподалеку от дерева колодец в форме буквы "ф". Судя по каменной кладке, сооружен, по крайней мере, в римскую эпоху. Согласно коптской традиции, колодец построен на месте, где по повелению Иисуса из земли забил источник. Младенец благословил его, и вся семья утолила жажду. Потом Мария постирала одежду сына. Рядом с источником она полила землю - там, где сейчас растут цветы.
Пока я разглядывал колодец, к дереву Марии пришла молодая пара. По виду - египтяне. Поклонились священному дереву. Помолились висящей слева, на ограде, иконе Девы Марии. Когда я уходил, они все еще стояли в прохладной тени сикоморы.
В Вавилоне Египетском
Современный Каир был основан в 969 году. Но задолго до этого на его нынешней территории жили люди. Матария - одно из таких мест. Другое - христианский Старый Каир. Его еще называют "Вавилон Египетский". На месте Старого Каира испокон веков существовало поселение у переправы через Нил, по дороге из Мемфиса в Он. Со временем, учитывая стратегическое значение места, там построили крепость. Та, что существует и поныне, появилась сто лет спустя после посещения Вавилона Египетского Святым семейством, при императоре Траяне.
В Старом Каире беглецы побывали дважды - в начале путешествия и в конце, по пути домой. Первая их остановка была краткой: местный правитель, разгневанный тем, что при появлении Иисуса падали идолы, вознамерился убить его. Беглецы укрылись в гроте, над которым позже была построена церковь св. Сергия (Абу Серга). И все же вскоре им пришлось двинуться дальше.
Вторая остановка в Вавилоне Египетском была, по-видимому, более продолжительной. Немецкий профессор Отто Мейнардус, ученый и богослов, в своей книге "Святое семейство в Египте", изданной в Каире в 1965 году, отмечает, что, по преданию, у Иосифа в Вавилоне были дальние родственники, уговорившие его немного погостить у них. Мейнардус считает, что именно в этот раз они жили в гроте под нынешней церковью Абу Серга.
Чтобы попасть в узкие непроезжие улочки Старого Каира, надо с улицы Святого Георгия спуститься по крутым ступеням вниз. Церковь Абу Серга внешне ничем не примечательна - просто четырехугольное здание. Колокольни нет. И внутри церковь отделана просто, по архитектуре она напоминает византийскую базилику.
Из небольшого помещения вниз, под алтарь, ведут каменные ступени. Там, под алтарем, - грот, где останавливалось Святое семейство. Увы, попасть туда нельзя: грот залит водой.
Есть у коптской церкви Абу Серга в Вавилоне конкурент, о котором мало знают. На греческом православном кладбище бывшего монастыря св. Георгия стоит небольшая церковь. С левой ее стороны, за алтарем, пристроена часовня с колодцем и гротом. Греческий епископ Каира Порфириус утверждает: именно в этом гроте останавливалось Святое семейство. Одна из надписей в часовне сделана по-русски, с дореволюционной орфографией. "В этом месте в древние времена была скромная обитель, в которой младенец Иисус Христос жил со своей матерью, скрываясь от Ирода", выбито на мраморной табличке. Оставили надпись белоэмигранты, коих немало жило в Египте между двумя мировыми войнами. Они и похоронены поблизости, в общем склепе, над которым поставлена часовня в древнерусском стиле. Лишь те, кто побогаче, покоятся в персональных могилах.
Так кто же прав - копты или греки? А может, и те и другие? Ведь, как уже отмечалось, Святое семейство побывало в Вавилоне Египетском дважды. Нельзя исключить и то, что оба места почитаются ошибочно. По крайней мере, таково мнение моего давнего знакомого сотрудника Немецкого археологического института в Каире Питера Гроссмана. Доктор Гроссман считается ведущим авторитетом в раннехристианской архитектуре. В середине 90-х годов он проводил раскопки остатков крепостной стены Вавилона - она сохранилась лишь частично. Археологи определили, что и Абу Серга, и греческая кладбищенская церковь расположены внутри форта. Согласно Страбону и некоторым другим античным авторам, в Вавилоне был расквартирован римский легион. Вряд ли гражданских лиц пускали в форт.
Но, в конце концов, так ли это важно, где именно останавливалось в Старом Каире Святое семейство? Главное, что память об этом жива два тысячелетия спустя.
Возле Маади, южной окраины Каира, Нил течет в своих прежних берегах. Там, как и в Вавилоне Египетском, тоже была переправа. Среди местных жителей были и евреи, и у переправы стояла небольшая синагога.
В пятницу 12 марта 1976 года рядом с церковью произошло настоящее чудо. Воды Нила прибили к берегу Библию, раскрытую на той странице книги пророка Исайи, где сказано: "Благословен народ мой египтяне" (19:25). Библию поместили в стеклянную витрину в маленьком помещении, пристроенном к церкви слева, возле входа.
Эта Библия привлекает немало паломников-коптов. Но куда больше знаменита церковь другим. Во дворе есть павильон, а в нем - вытертые каменные ступени, ведущие к воде. Копты считают, что именно по этим ступеням спускалось Святое семейство к лодке, чтобы начать свое путешествие в Средний Египет.
Беглецы переправились через Нил и долго брели по краю Западной пустыни, пока не вышли к реке возле нынешнего города Самалют, в 250 километрах южнее Каира. Там они опять перебрались на восточный берег к горе Габаль ат-Тейр, что значит "Птичья гора". Название это было дано горе из-за тысяч поселившихся в ней ласточек. Путники нашли приют в пещере. Сейчас эту гору называют еще "Габаль альКаф" ("Гора руки"). Согласно преданию, когда Святое семейство отдыхало в тени горы, Иисус заметил, что с ее вершины готов сорваться огромный камень. Он протянул руку и отодвинул камень от края, оставив на нем свой отпечаток, который заметен и поныне. А над пещерой впоследствии построили церковь, потом основали монастырь, носящий имя Девы Марии.
Нил в этих краях прижимается к гористому восточному берегу, а его зеленая "полоса жизни" расположена на западном берегу. Видно поэтому, чтобы быть ближе к людям, и переправились вновь путники на Западный берег. От Габаль ат-Тейр они прошли на юг еще километров 80 и остановились неподалеку от горы Каскам.
В ветхозаветной книге пророка Исайи есть такие слова: "В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу - у пределов ея. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской" (19:19,20).
- Согласно традиции коптской церкви, - говорит папа Шенуда, упомянутый в пророчестве Исайи жертвенник находится в церкви Девы Марии в монастыре Аль-Мухаррак у горы Каскам. Считается, что это наиболее важное место из всех тех, что посетило Святое семейство за время своего долгого путешествия по Египту. В этом месте Святое семейство провело более шести месяцев. Камень, превращенный затем в алтарь, служил юному Спасителю ложем. Монастырь же действительно находится "посреди земли Египетской" практически в ее географическом центре.
Ну а что касается "памятника Господу у пределов ея", то и это пророчество сбылось. Я имею в виду патриарший престол апостольской церкви в Египте, - продолжает папа, - основанный самим Святым Марком и находящийся в Александрии, у северных пределов Египта.
В монастырь Аль-Мухаррак, расположенный неподалеку от города Асьют, я прибыл вместе с группой иностранных журналистов. Нас встретил управляющий монастыря, отец Пахом, и сразу повел просторным двором в церковь Девы Марии. Согласно преданию, она была основана еще в 1 веке на месте хижины, построенной Иосифом для его семьи. Отец Пахом вошел в алтарную часть храма и разрешил нам последовать за ним - но только мужчинам. Он снял шелковое покрывало с алтаря, и мы увидели мраморную плиту с углублением, похожую на детскую кроватку. В верхней части плиты - надпись по-гречески, выполненная, по словам отца Пахома, в начале VII века и гласящая, что именно эта плита служила ложем юному Иисусу.
Монастырь и его окрестности святы для коптов. Они даже называют это место "Второй Вифлеем". Не берусь судить, насколько точно это название. Однако Египет, приютивший Христа в пору смертельной опасности, стал для него второй родиной.
. Но вот ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца" (от Матфея, 2:20).
И путники тронулись в обратный путь. Маршрут их возвращения на родину был примерно тот же, что и бегства. Они преодолели около двух тысяч километров. За время своего долгого путешествия по Египту Святое семейство страдало от изнуряющего летнего зноя и обжигающего зимнего холода, от голода и жажды. Младенец Иисус, Дева Мария и Иосиф были чужими на берегах Нила и нередко сталкивались с враждебностью. Но они стойко перенесли все невзгоды во имя спасения человечества и вернулись в старый дом Иосифа в Назарете, откуда потом послание Христа людям разнеслось по всему свету.
Каждый год, 1 июня, коптская церковь празднует вступление Святого семейства на землю Египта. В этот день во всех церквях страны звучит одна и та же молитва: "О Египет, о народ Египта, о дети Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к вам возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков".
В Египте готовят маршрут "По следам Святого семейства"
В программе - посещения мест в Каире, провинции Эль-Минья и далее следование на юг, где в свое время, по преданию, укрывались от преследований Мария с Иосифом и младенцем Иисусом. Завершается путь в Асьюте, в монастыре Святой Девы Марии.
По соображениям безопасности из тура исключена поездка в Северный Синай, где также сохранились места, связанные с пребыванием Святого семейства.
В рамках государственной программы были отреставрированы многочисленные исторические архитектурные памятники, расположенные на всем пути долгих странствий Святого семейства по Египту. Среди них: постоялый двор в Альфарме, церковь Святой Марии и грот Святого семейства в церкви Абу Серга в Старом Каире, дерево и колодец Святой Марии в Матарии, а также церковь Святой Марии в Маади, откуда Святое семейство начало свой путь в земли Верхнего Египта.
БЕГСТВО СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЕГИПЕТ
От волхвов, шедших по чудесной звезде на поклонение родившемуся Царю Иудейскому, царь Ирод узнал о рождении таинственного Младенца. Весть эта смутила Ирода и всех Иерусалимских начальников. В безумном опасении лишиться престола, Ирод решил убить Младенца.
Напрасно и долго ожидал он возвращения волхвов, от которых надеялся получить подробные сведения о чудесном Младенце. Извещенные во сне ангелом о злом умысле Ирода, волхвы не вернулись к нему в Иерусалим, но иным путем пошли каждый в свою сторону.
Тогда Ирод, видя себя обманутым волхвами, посылает отряд воинов в Вифлеем и его окрестности — избить всех младенцев до двухлетнего возраста.
Путь Святого семейства
В то время как Ирод издает свой бесчеловечный приказ, ангел Господень является старцу Иосифу, обручнику Пречистой Девы.
«Встань, — говорит ангел спящему Иосифу, — возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».
Иосиф узнал также о совершенно ошеломляющем событии: Рахиль, любимая жена старого Иакова, сына Исаака, Рахиль, похороненная в Раме, неподалеку от Вифлеема, в день резни проснулась в своем гробу и издала жалобный вопль, который был услышан на расстоянии четырех километров. Чудо это засвидетельствовано в евангелии: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет» (Матфей, глава 2, стих 18).
Иосиф тотчас же встал и ночью двинулся в путь с Младенцем и Его Пречистой Матерью. Их сопровождал Иаков, старший сын Иосифа.Минуя сторожевые башни Вифлеема, они направились вдоль оград и стен виноградников в Назарет, где поспешно собрали все необходимое для далекого пути. Дня через два, ночью, чтобы никто из соседей не узнал, вышли они в сопровождении Иакова, сына Иосифова (впоследствии названного братом Господним), из родного Назарета.
И вот они бегут в далекий неизвестный им Египет. Иосиф, помня слова ангела, страшась за жизнь Божественнаго Младенца, спешит покинуть пределы Палестины.
Икона Святого семейства. Большой кафедральный собор Св.Марка. Каир
Сегодня еще многие не знают, что, убежав с новорожденным Младенцем Иисусом от преследований царя Ирода , Святое Семейство провело в Египте около трех лет.
А в середине 1998 года немецкие ученые сделали находку, уточнившую этот срок. В библиотеке университета Кельна они обнаружили папирус IV века с текстом на коптском языке - преемнике древнеегипетского языка, основанном на греческом алфавите. В папирусе утверждается, что Иисус провел в Египте 3 года и 11 месяцев.
Путь Святого семейства в Египет
БОЛЬШАЯ КАРТА
[ Смотреть ]
Путь Святого семейства в Египет
Долго ли продолжался путь Святого семейства до Египта— обо всем этом умалчивает Евангелие. Однако он не мог быть продолжительным, ибо юго-западная граница Египта пролегала приблизительно в 100 верстах от Вифлеема.
Вхождение в Египет. Современная коптская икона
А вот для коптской церкви путешествие Святого семейства в Египет является одним из важнейших событий за ее долгую историю. Ежегодно 1 июня коптская церковь празднует вступление Святого семейства на землю Египта.
Из поколения в поколение, вот уже 2000 лет, передаются и сохраняются предания о странствиях Святого семейства в Египте. Они близки сердцу всех египтян - христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа.
Путешествие Святого семейства через Синай и по Египту было подробно описано Папой Теофилусом, 23 патриархом Александрийским (384-412 гг. н.э.). В своих хрониках он утверждает, что 6 хатхора (коптский месяц, приблизительно соответствующий ноябрю) после длительного молебна, Пресвятая Богородица явилась ему и подробно рассказала об этом удивительном путешествии, и велела записать все, что он видел и слышал.
Кроме того, свидетельства Папы Теофилуса неопровержимо подтверждаются фольклорными сказаниями племен, некогда населявших Синайский полуостров и Египет, и повествующими о прибытии удивительного младенца в их поселения, наиболее полная версия которых вошла в книгу Синаксарион (Мученичество).
Египет в то время был, как и Иудея, римской провинцией. Там жило немало евреев и у них был свои храмы. Там наиболее живы были воспоминания исторические о Египте, где около 400 лет евреи прожили в неволе, пока родившийся там их вождь и пророк Моисей не вывел их из Египта в землю древних отцов и патриархов. Среди соотечественников святое семейство было в полной безопасности в Египте от зловещих замыслов Ирода.
Вхождение в Египет. Современная коптская икона
А первого июля во всех коптских церквях страны звучит одна и та же молитва: «О Египет, о народ Египта, о дети Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к вам возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков».
В книге Исайи говорится о том, что пришествие Святого Младенца в Египет было настоящим потрясение для жителей страны: «Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем». Исайя(19:1). И сбылось пророчество ибо было действительно так. Идолы падали к ногам Иисуса и разбивались.
Икона "Путешествие в Египет. Церковь Святого Сергия.
НАЧАЛО ПУТИ
Это было трудное путешествие для Святого семейства.
Рафах - небольшой город на крайнем северо-востоке Синайского полуострова, на берегу Средиземного моря, - известен с древности, и копты убеждены, что именно в этом месте началось путешествие Святого семейства по Египту.
Икона ХIХ века. Церковь Святых Сергия и Вакха. Каир
Согласно коптским историческим источникам, например, таким, как Меймар (Méimar) Папы Феофила (книга, в которой собраны исторические факты, связанные с религией), в древности существовали три дороги, которые вели из Палестины в Египет через Синай. Этими путями проходили, как правило, хорошо вооруженные караваны. Одиноким путникам в этих диких и неприветливых местах грозили тысячи опасностей.
Однако Святое Семейство, которое направлял Сам Бог, не воспользовалось ни одной из них. Оно опасалось преследователей, посланных царем Иродом, и потому шло непроторенным путем. Лишь отойдя почти сто километров от границы через внутреннюю часть Синая, беглецы вновь вышли к берегу моря в 37 километрах к западу от города Эль-Ариш. К сожалению, как и в Рафахе, здесь не осталось следов их пребывания.
Карта путешествия
АЗ-ЗАРНИК (ФЛОУССИАТ), ФАРМА (ПЕЛУЗИЙ)
Далее Святое Семейство продолжило свой путь вдоль Северного Синая до тех пор пока не достигли города Фармы (древний Пелузий) посредине между Эль-Ариш и современным Порт Саидом. Это была их последняя остановка на Синае.
Город-крепость Пелузий находился в Нижнем Египте, в 30 км юго-восточнее нынешнего Порт-Саида, на самом восточном из рукавов Нила в его дельте.В Библии Пелузий обозначается как «Син, крепость Египта» (Эзд.30,15).
В ту пору это был большой процветающий город, соперничающий с Александрией. Пелузий был подлинными восточными воротами Египта. Но в конце XI в. до н. э. этот рукав Нила начал интенсивно засоряться песком, река сменила своё русло и стала течь западнее, и люди ушли из Пелузия. Где именно останавливалось в Пелузии Святое семейство - тоже неизвестно, хотя раскопки древнего города идут уже второе десятилетие.
Пелузий считается местом последней остановки Святого Семейства на Синайском полуострове во время своего бегства в Египет из Вифлеема через Газу, Рафах и Аз-Зарник.
С этого времени пустыня осталась позади. Путешественники продолжили свой нелегкий путь.
ТЕЛЬ-БАСТА (ДРЕВНИЙ БУБАСТИС)
И вот Святое семейство прибыло в город Бубастис.
Он существовал с начала 3-го тысячелетия до н. э. и до середины 1-го тысячелетия н. э.
Современная локализация — местность Телль-Баста на юго-восточной окраине города Эз-Заказик в мухафазе Шаркия, Египет.
Город Бубастис ничем особым не отличался от других египетских провинциальных городов того времени. Так же он являлся местом поклонения древнеегипетской богине Бастет, изображавшейся в виде кошки. О большой Роли культа Бастет говорит упоминание в рукописях о кладбищах кошек в этом городе, а в 1890-х годах вблизи Бубастиса действительно было найдено большое кладбище этих животных.
Статуя богини Бастет в образе кошки
Путешественники не знали никого, у кого могли бы просить гостеприимства в этом городе и вошли в храм, который жители этого города называли капитолием и где каждый день приносились жертвы в честь богини Бастет.
Панорама храма Бастет с упавшими колоннами XIX–XXII дин.
"И случилось, что, когда Блаженная Мария со своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю на лица свои и остались разрушенными и разбитыми.
Узнав об этом чуде начальник города по имени Афродиций пришел в храм с сопровождающими его воинами и обратился к присутствующим: "Если бы Младенец сей не был Богом, наши боги не пали бы перед Ним; они признали Его таким образом за Владыку их".
Как гласит предание, страдающая от жажды Дева Мария попросила у жителей воды, но те оказали негостеприимное безразличие и даже подняли Ее на смех. Богомладенец очертил на земле круг - и тут же забил родник холодной воды для всех, кто не дал испить Богородице, таким образом он явил Свое человеколюбие.
Святой родник и сейчас находится почти на окраине, несмотря на то, что город весьма разросся.
МОСТОРОД (в древности- АЛЬ-МЕХМА)
Они не стали задерживаться в Басте и отправились на юг, в город Мостород в 10 км от Каира. В прежние времена город назывался Аль-Мехма, что в переводе означает «купальня». Такое название город получил потому, что Божия Матерь при поддержке жителей города наконец искупала в обильных водах Богомладенца и стирала Его вещи. Причем воды после омовения Иисуса стали целительными для многих больных.
При возврашении в Иудею, на пути из Египта Святое Семейство опять побывало в Моостороде, и тогда Христос, благословляя гостеприимных горожан, извел источник из земли. Ныне на том месте стоит храм в честь Преблагословенной Девы, где в крипте церкви можно набрать Святой воды. Там же совершают крещение.
Церковь Девы Марии. Мостород.
БИЛЬБЕЙС (ФИЛИППОС)
Из Аль-Мехмы путники отправились на северо-восток в город Бильбейс(древнее название Филиппос) -административный дин из центров Восточной провинции и центр современной Шаркии.Это примерно в 55 км от Каира.
Храм Святого Георгия. Бильбейс.
Там Семейство остановилось под раскидистым деревом, которое приютило их в своей тени. Святая Мария молилась Всевышнему у этого дерева, и оно давало плоды к пропитанию. К этому месту приходили поселенцы, чтобы увидеть дивного Ребенка, дававшего многим целительное прикосновение. Место то получило название "Дерево Девы Марии", и над ним построен коптский собор Святой Марии Бильбейс-Шаркия.
Современный Бильбейс
БЕГСТВО СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЕГИПЕТ
Продолжив путь, Святое семейство повернуло на северо-запад в направлении города Самануд. Они прошли через город Заказик и городок Дакдаус, где сейчас находится храм Богородицы и колодец из которого брали воду Святое Семейство. Затем путники они направились дальше и достигли берега Нила.
Там путешественники перебрались на противоположный берег Нила и пришли в город Самануд.
Каменная чаша, в которой Дева Мария творила тесто .
[ Дальше. ]
Жители города, будучи наслышанными о чудо-Семье, тепло принимали у себя путников, и Спаситель благословлял их Своей младенческой ручкой. Семейству предоставили жилье, так что они жили некоторое время обычной жизнью. До наших дней сохранилась каменная чаша, в которой Дева Мария творила тесто. Этот сосуд хранится в храме Святой Марии -Сакха-Кафор аш-Шеих (г.Сакха) и используется как крещальная купель. А в церкви Аль-Шахед Абаноб (Святого Абановия) имеется источник, освященный ребенком Христом. Якобы Младенец, забавляясь, разбрызгивал из него, и тот, на кого попадала вода, излечивался от болезней своих.
Дальше путь Святого семейства лежал в город Сакха. (во времена Иисуса — Ксоис)
Если бы Святое Семейство держало свой путь из Самануда в Сакху обычным для того времени маршрутом, оно должно было пройти через множество городов. Однако путники, избегая густонаселенных районов, пересекли пустыню Балкас.
Камень с отпечатком ступни младенца Иисуса
Коптское название «Пекха Иисус» город Сакха получил в честь отпечатка стопы на камне, который согласно преданию принадлежал Младенцу Иисусу. Этот камень долгое время копты вынуждены были прятать, опасаясь, что мусульмане отберут его в коллекцию своих реликвий. И потому он был замурован в стену, и его лобызали с обратной стороны. И только 20 лет назад, заручившись поддержкой египетского президента, копты извлекли святыню из стены алтаря, и теперь каждый может приложиться к священной реликвии. Сейчас камень находится в храме Святой Марии - Сакха-Кафор аш-Шеих
Церковь Пресвятой Девы Марии в Сахе
ВАДИ ЭЛЬ-НАТРУН
По пути из города Сакха Святое Семейство вновь пересекает Нил (Розетский рукав), направляясь в западную часть Дельты в Вади Эль-Натрун (долину Натрун, также называемую аль-Аскейт), что в Южной пустыне Египта. Пустыня Вади эль-Натрун расположена к северо-западу от Каира. Сейчас это небольшое поселение между Каиром и Александрией, где компактно проживают местные христиане – копты.
Монастырь Дейр-Суриани. Долина Нитрун
Через 300 лет в этих местах стали селиться отшельники, и впоследствии возникли монастыри. И сегодня стоят здесь древние благоустроенные обители, в частности Абу Бешои, основателем которой стал прп. Псой, здесь же хранятся его святые мощи. Св. Псой в пустыне встретил Христа и по восточному обычаю омыл Ему ноги. Этого видения он сподобился незадолго перед своей смертью.
Икона Богородицы в монастыре Дейр-Cуриани
Самым большим монастырем является обитель прп. Макария Великого (Абу Макар). Местные монахи утверждают, что у них хранятся мощи Предтечи Иоанна, там же почивают мощи прп. Макария Великого. Макарий был пустынником, но вокруг его келий селились ученики, которые таким образом постепенно создавали монастырь. Сейчас эта обитель самая значимая в Египте. Именно тут резиденция коптских патриархов.
Монастырь Абу-Макар основан прп. Макарием Великим
Почитается также коптами монастырь Эль-Сориан, или монастырь сирийцев. Эту обитель основал прп. Ефрем Сирин. Учениками его были преимущественно сирийцы. До наших дней в монастыре произрастает дерево, посаженное прп. Ефремом.
Долина Нила
С первых веков нашей эры здесь скрывались от гонений первые христиане, которые впоследствии построили монастыри – до арабского завоевания их насчитывалось порядка 50. Из множества монастырей Вади Эль-Натрун до наших дней дошло лишь четыре: Макария Великого, Святого Бишоя, Суриани и Барамус.
Монастырь Дейр-Суриани ? в пустыне Вади-Натрун
МАТАРИЯ - АЙН-ШАМСУ ( ГЕЛИОПОЛИС)
Из Вади Эль-Натрун путники отправились на юг, в сторону Каира. Они пересекают Нил и выходят к Матарии (пригород Каира) и Айн-Шамсу (древний Гелиополис, место где еще во времена ранних династий фараонов находился старейший в мире университет). Сейчас это пригороды Каира.
В то время, когда Святое Семейство посетило Айн-Шамс, там проживало много евреев и даже была своя Синагога.
Селение Матария — это веселый оазис, цветущий среди безмолвной пустыни. Оно окруженно цветущими садами, дорога к нему покрыта роскошною зеленью.В древние времена путешественники считали свой обет неисполненным, если они по дороге из Палестины не побывали в Матарии.
Дерево Девы Марии
Дерево Девы Марии
Здесь несколько в стороне от дороги растет громадный сикомор (или дикая смоковница). Под могучими ветвями этого дерева отдыхало Cвятое Семейство. Растет оно и до сих пор, не то, конечно, что во времена Христа, но оно идёт от тех же корней.
Иосиф отправился с Иаковом в селение для приискания пристанища, оставив Богоматерь с Младенцем близ входа в селение под этим деревом, которое преклонило вершину свою до земли, воздавая поклонение своему Творцу и Его Пречистой Матери, и осенило их от солнечного зноя своею благодетельною тенью, а внизу, у самого корня дерева, образовалась расселина, в которой укрылась Пресвятая Дева с Младенцем.
С тех пор дерево, познавшее своего Творца, осталось в наклонном положении и получило целебную силу: листьями его врачевались всякого рода болезни. В расселине этого дерева и теперь зажигают лампаду в честь Пресвятой Девы и Младенца Иисуса.
Кроме этого чуда с деревом, поблизости от него пробился родник чистой воды от прикосновения ступни Богомладенца к земле; этою водою святые путники утоляли жажду свою. И доныне существует этот живой источник прекрасной пресной воды, свойством своим поразительно отличающейся от воды других родников в этой местности, которые, как и в большей части Египета, имеют вкус солоноватый.
Младенец благословил его, и вся семья утолила жажду. Потом Мария постирала одежду сына. В том месте, куда она потом выливала воду, выросло душистое бальзамовое дерево.
Чудесное сохранение этого дерева и родника, в продолжение двух почти тысячелетий, поражает удивлением и напоминает слова пророка Исайи: «Возрадуется пустыня, земля сухая возвеселится, страна бесплодная процветет, как роза».
Чудесный колодец
Тем это удивительнее, когда видишь, что соседственные твердыни Мемфиса и Илиополиса давно уже сокрушились и только по грудам своих развалин дают понятие, что когда-то существовали эти города, знаменитые великолепием и роскошью. Неподалеку от этого места показываются арабами развалины дома, в котором святые странники жили некоторое время, пока не отправились далее.
Кроме того, с пребыванием Святого семейства в Матарии связано много преданий и легенд. Согласно одной из них, Мария с Младенцем и старцем Иосифом после долгого и утомительного путешествия по практически безлюдной долине наконец обрели покой в тени огромного дерева сикоморы. Однако солдаты, посланные Иродом, чтобы разыскать и схватить Марию с Младенцем, прознали, что те находятся в этом месте.
Чудесным образом Дева с Иисусом были подняты в воздух и спрятаны в ветвях. Рассказывают также, что ветви дерева сокрыли Святое семейство от глаз солдат Ирода. Это дерево просуществовало до 1656 года. Оно было настолько старым и сухим, что упало, и францисканские монахи собрали несколько его ветвей и посадили их. Однако и вновь посаженное дерево не прожило долго. В настоящее время на этом месте растет уже другое дерево, которое также называется «Деревом Богоматери».
На протяжении веков от умирающей сикоморы брали отростки и сажали их рядом. Последний раз - 14 июня 1906 года. Возле живого дерева - высохший ствол его предшественника. Доподлинно известно, когда оно было посажено: в 1672 году.Верующие весьма почитают это священное дерево.
Сейчас на месте целебного источника, сотворенного Иисусом, находится колодец в форме буквы "ф". Судя по каменной кладке, сооружен, по крайней мере, в римскую эпоху.
Колодец на месте, где по повелению Иисуса из земли забил источник. Младенец благословил его, и вся семья утолила жажду. Потом Мария постирала одежду сына. В том месте, куда она потом выливала воду, выросло душистое бальзамовое дерево.
Колыбелька, найденная под сикоморой
Арабский историк Таки эль-Дин-эль-Маркизи в 1441 году отмечал, что в том месте, где нашло приют Святое семейство, был источник, в котором Мария стирала одежду Иисуса. Там, куда она выливала воду, выросло чудесное дерево, источающее бальзам. Христиане умываются им и исцеляются. Он утверждал также, что этот бальзам подносился в качестве подарка христианским правителям Эфиопии, Греции и Франции. И в наши дни экстракты из чудесного дерева используются для приготовления лекарств.
Карта пути Святого Семейства по Египту
СТАРЫЙ КАИР
Современный Каир был основан в 969 году. Но задолго до этого на его нынешней территории жили люди. Матария - одно из таких мест.
Другое - христианский Старый Каир. Его еще называют "Вавилон Египетский". На месте Старого Каира испокон веков существовало поселение у переправы через Нил, по дороге из Мемфиса в Гелиополь (библейский Он). Со временем, учитывая стратегическое значение места, там построили крепость. Та, что существует и поныне, появилась сто лет спустя после посещения Вавилона Египетского Святым семейством, при императоре Траяне.
Церковь Абу Серга. Каир
В Старом Каире беглецы побывали дважды - в начале путешествия и в конце, по пути домой.
Старый Каир считается одним из наиболее важных мест, в которых останавливалось Святое семейство, хотя путники провели здесь всего несколько дней. Здесь очень много храмов и монастырей.
Фрагмент иконы Иоханна эль-Армани и Ибрагима Насеха. XVIII в. Церковь Богоматери «Эль-Муллака». Старый Каир
Наместник провинции Фустат, как в те времена назывался район, был очень разгневан, когда узнал, что с появлением Спасителя в храмах упали все идолы, и хотел убить Младенца Иисуса.
Церковь Абу Серга. Каир
Святое семейство, спасаясь, укрылось в гроте, над которым сейчас высится церковь Святого Сергия (Абу Серга).
В этом святилище, в возвышенной части перед иконостасом, с правой и левой стороны находятся в полу две подъёмные двери, которыми сходят в пещеру, где обитало Святое Семейство. В священном мраке этого вертепа есть некоторые приспособления для жизни. В середине, на передней стене, значительное углубление в стене, где Пресвятая Дева покоила Божественного Младенца. Место это называется «колыбелью Иисуса».
Церковь Абу Серга. Каир
Сама же Преблагословенная Матерь почивала на каменном ложе, рядом с этим углублением. По левой стороне, за небольшой стенкой, в четырехугольном углублении, находится довольно большая трапеза (стол). Есть также купель для Пречистого Отрочати. Есть углубление, в котором, как должно полагать, хранились одежды. Этот храм и весь район форта Вавилон, на территории которого он находится, особо почитается не только верующими Египта, но и паломниками со всего мира.
Церковь Абу Серга. Каир
Тем временем, Святое Семейство продолжило свой путь на юг.
Вторая остановка в "Вавилоне Египетском" была, по-видимому, более продолжительной. Немецкий профессор Отто Мейнардус, ученый и богослов, в своей книге "Святое семейство в Египте", изданной в Каире в 1965 году, отмечает, что, по преданию, у Иосифа в "Вавилоне Египетском" были дальние родственники, уговорившие его немного погостить у них. Мейнардус считает, что именно в этот раз они жили в гроте под нынешней церковью Абу Серга.
Церковь Абу Серга. Каир
Чтобы попасть в узкие непроезжие улочки Старого Каира, надо с улицы Святого Георгия спуститься по крутым ступеням вниз. Церковь Абу Серга внешне ничем не примечательна - просто четырехугольное здание. Колокольни нет. И внутри церковь отделана просто, по архитектуре она напоминает византийскую базилику.
Из небольшого помещения вниз, под алтарь, ведут каменные ступени. Там, под алтарем, - грот, где останавливалось Святое семейство. Увы, попасть туда нельзя: грот залит водой.
Есть у коптской церкви Абу Серга в Старом Каире конкурент, о котором мало знают. На греческом православном кладбище бывшего монастыря св. Георгия стоит небольшая церковь. С левой ее стороны, за алтарем, пристроена часовня с колодцем и гротом. Греческий епископ Каира Порфириус утверждает: именно в этом гроте останавливалось Святое семейство.
Одна из надписей в часовне сделана по-русски, с дореволюционной орфографией. "В этом месте в древние времена была скромная обитель, в которой младенец Иисус Христос жил со своей матерью, скрываясь от Ирода", выбито на мраморной табличке. Оставили надпись белоэмигранты, коих немало жило в Египте между двумя мировыми войнами. Они и похоронены поблизости, в общем склепе, над которым поставлена часовня в древнерусском стиле. Лишь те, кто побогаче, покоятся в персональных могилах.
Грот под храмом святого Сергия (Абу Серга), где скрывалось Святое Семейство
Бегство Святого семейства в Египет: церковная традиция и историческая основа
Канонические евангелия не упоминают никого из спутников святых Иосифа и Марии. Апокрифическая Книга Иосифа Плотника говорит, что Св. семейство сопровождала некая Саломия (Elliott, 1993. P. 114). Кто она такая, этот апокриф не комментирует, однако из контекста2 можно предположить, что она жила с ними в одном доме, а следовательно, была дочерью Св. Иосифа. Согласно другому апокрифу, Евангелию Псевдо-Матфея, «были с Иосифом трое отроков, и с Марией – молодая девушка, спутники их» (Свенцицкая, 1999. С. 26), но на протяжении всего повествования они остаются лишь молчаливыми тенями, присутствие которых не накладывает на рассказ никакого отпечатка.
Среди мест, которые предание (Житие и Хождение Даниила, игумена Русской земли) связывает с одной из начальных фаз этого путешествия, упоминается монастырь святого Герасима Иорданского, или Каламон, где останавливалась на ночь Пресвятая Богородица с новорожденным Богомладенцем и Св. Иосифом Обручником. Основание монастыря восходит ко времени царицы Елены, но еще с апостольских времен существовала маленькая церковь в пещере, которая и дала пристанище Святому семейству. В настоящее время эта церковь находится под главным монастырским храмом.Согласно святителю Александрийскому Кириллу (+444), бегство в Египет состоялось в марте (S. Cyrilli Alexandrini. Epistolarum. LXXXVI). Коптская церковь ориентировочно с XII–XIII века празднует приход Св. семейства в Египет 1 июня по новому стилю. Католики в разное время праздновали это событие в четвертое воскресенье апреля (ораторианцы с 1754 г., а позднее – редемпционисты и Братство Св. семейства в Льеже) и 17 февраля. Великие Четьи минеи митрополита Макария устанавливают литургическое воспоминание сонного явления Ангела Св. Иосифу 25 декабря по старому стилю3 (Великие Минеи Четьи: 25 декабря, 1912. С. 2245), а бегства – 26 декабря (Великие Минеи Четьи: 26 декабря, 1912. С. 2381), когда празднует это событие и Православная церковь Александрийского патриархата.
Читайте также: