Путешествие средневекового купца с китая в европу
Заключение
Второй этап (I-VII века) — "Золотой век" Шёлкового Пути:
Драгоценный китайский фарфор - один из основных товаров второго этапа Драгоценный китайский фарфор - один из основных товаров второго этапаВ "Золотой век" Шёлкового Пути китайцы везли на запад драгоценную посуду из тончайшего фарфора, бумагу, специи, чай и рис, бронзовые зеркала.
Купцы везли из Центральной Азии персики Купцы везли из Центральной Азии персикиЦентральная Азия в этот период поставляла как на восток, так и на запад двугорбых верблюдов и курдючных овец, всевозможные фрукты: арбузы, дыни, персики.
Пушнина из Европы была ценным товаром в Китае Пушнина из Европы была ценным товаром в КитаеИз европейских стран на восток доставляли пушнину, шерстяные ткани, искусно выделанные кожи, овощи и мёд.
Арабские завоевания Ближнего Востока и Центральной Азии VII-VIII веков надолго заблокировали торговлю по Великому Шёлковому Пути. Так закончился второй этап.
Какие товары возили по Великому Шёлковому Пути?
Великий Шёлковый Путь был проложен китайскими путешественниками на запад во II в. до н. э. Изначально товары по этому знаменитому торговому пути двигались в основном с востока на запад.
Миграция населения
Возьмём самых могущественных и вольных персонажей средневековой истории — западноевропейских монархов и правителей. Начнём с того, что у большинства из них не было одной резиденции. Двор короля постоянно перемещался вместе с Его Величеством. Самый яркий пример — король Англии Ричард Львиное Сердце.
За почти десятилетнее правление он пробыл на Британских островах всего полгода. Всё остальное время Ричард с разной продолжительностью находился в Сицилии, на Кипре, в Святой Земле, Австрии, Германии и Франции.
Особы рангом пониже тоже не отставали от монарха: герцоги и бароны с удовольствием перемещались по своим владениям и останавливались на землях своих вассалов.
Известно одно: в Средние века не существовало границ. По крайней мере — видимых. Дороги находились в ужасном состоянии, ведь их ремонтом не занимались вообще. Маршруты становились очень сложными и запутанными из-за высоких пошлин. Чтобы пересечь мост, город или лес надо было уплатить определённую сумму владельцу.
Самым безопасным и недорогим путём для средневекового человека оставался путь по воде. Но скорость перемещения была очень низкой: обоз за день мог преодолеть от 25 до 40 км, а одинокий всадник проезжал за день 60−70 км. Чтобы попасть из Парижа в Руан, требовалось 3 дня, из Парижа в Лондон — около 10 дней, от Лондона до Рима — больше месяца.
Открытия
Ничего конкретного путешественник Марко Поло не открыл, но за 17 лет жизни в Азии Поло объехал и описал немало мест.
Эти описания серьёзно помогли картографам, мореплавателям, этнографам, писателям, историкам, дипломатам последующих веков. Говоря сегодняшним языком, в то безинтернетное время путешественник Марко Поло создал первый в истории блог, первый путеводитель с советами и довольно точной информацией для других любителей вояжей.
Тот факт, что книга Марко Поло была практически настольной у Христофора Колумба во время его первого плавания в поисках пути в Индию, говорит о многом.
Многое в истории Марко Поло кажется мифом, что-то упорно заставляет верить в истинность происходившего 700 лет назад. Но даже если допустить, что солидный процент описанного в книге Марко сам не видел, то собранная им информация крайне ценна и достойна внимания. Как говорится, если этой истории не было в самом деле, её стоило бы выдумать.
Поэтому просто найдите «Книгу чудес света» и прочтите начало:
«Государи и императоры, короли, герцоги и маркизы, графы, рыцари и граждане и все, кому желательно узнать о разных народах, о разнообразии стран света, возьмите эту книгу и заставьте почитать ее себе; вы найдете тут необычайные всякие диковины и разные рассказы о Великой Армении, о Персии, о татарах, об Индии и о многих других странах; все это наша книга расскажет ясно по порядку, точно так, как Марко Поло, умный и благородный гражданин Венеции, говорил о том, что видел своими глазами, и о том, чего сам не видел, но слышал от людей нелживых и верных. А чтобы книга наша была правдива, истинна, без всякой лжи, о виденном станет говориться в ней как о виденном, а слышанное расскажется как слышанное; всякий, кто эту книгу прочтет или выслушает, поверит ей, потому что все тут правда. И скажу вам еще: с тех пор, как Господь Бог собственными руками сотворил праотца Адама, и доныне не было такого христианина, или язычника, или татарина, или индийца, или иного какого человека из других народов, кто разузнавал бы и знал о частях мира и о великих диковинах так же точно, как Марко разузнавал и знает. И сказал он себе поэтому: нехорошо, если все те великие диковины, что он сам видел или о которых слышал правду, не будут записаны для того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие этого, могли научиться из такой книги.
Скажу вам еще: двадцать шесть лет собирал он сведения в разных частях света, и в 1298 г . от Р. X., сидя в темнице в Генуе, заставил он заключенного вместе с ним Рустикана Пизанского записать все это».
А дальше вас от книги будет уже не оторвать.
А как вы считаете насколько реальны открытия купца и путешественника Марко Поло?
Как путешествовали в Средние века?
Население Европы XII века далеко не всегда устраивала жизнь на месте. Депрессии, суета и печали часто забивали головы простых европейцев: их реальность была не очень веселой. Но находилось место и для сладких грёз, и для фантазий. В народной памяти и литературе той эпохи мы находим массу свидетельств, подтверждающих эти мечтания: далекие края, где жили сказочные звери, знаменитая страна Кокань, где можно было бездельничать и есть сколько вздумается.
Подобные мифы поддерживали и доморощенные маги, и просто шарлатаны, предлагая сомнительные реликвии и зелья, вливая в уши обществу байки о дальних странах с несчитанными богатствами.
Заключение
Историческая справка
Крупнейший европейский путешественник до эпохи Великих открытий Marco Polo родился в 1254г. Существуют две версии относительно места его рождения: одни ученые полагают, что он появился на свет в крупном торговом городе Венеция. Хорватские историки утверждают, что местом рождения был остров Korčula (Далматинские о-ва). Отец всемирно известного торговца – Николо и его дядя – Матфео были итальянскими купцами и на протяжении многих лет торговали с государствами Востока. Они осваивали земли от Черного моря до Волги. Средневековая торговая сказалась на будущих открытиях юного исследователя, ведь для торговли товаром приходилось путешествовать в разные континенты. Николо, после путешествия в земли современного Узбекистана и Монголии с целью заключения дипломатического союза, рассказал сыну об огромных и малоизведанных краях, населяющих планету, которые богаты полезным товаром. Эти удивительные истории с самого детства вдохновили юного писателя на величайшие подвиги.
С 1271 по 1292 гг. мореплаватель в 17-и летнем возрасте совершил свой первых поход в Китай, основой которого явилась коммерческая направленность. Жизнь иноземных купцов сложилась крайне удачно: Хан Хубилай поручал смышленому Марко вести дипломатическую работу. После, он сделал своего приспешника губернатором китайского города, где тот провел 3 года. Благодаря поручениям монгольского хана, чужеземцу Marco Polo удалось объездить всю «Поднебесную» империи и познакомиться с ее историей и культурой. Он был поражен историей Великой Китайской стены, рассказами о создании палочек для пищи, происхождением чайной традиции и китайского фарфора. В стране шелка он прожил около 16 лет.
В 1292 г. Марко возвращается обратно в Италию. В период Венецианской войны Поло попадает в плен к генузцам. В тюрьме счастливый случай сводит его с писателем романов о мире королей – Рустичаном. Путешественник решает поведать о своих приключениях в Азии, какие впечатления он получил. В 1298 г. рождается всемирно прославленная «Книга», которая стала самым первым источником знаний европейцев о государствах в Азии. В ней описана новая удивительная и экзотическая местность: Суматра, Цейлон, Мадагаскар, Малайзия и др., Индия и многие др. земли, непознанные цивилизации и несметные сокровища. Путешествия итальянского купца взбудоражили воображение его читателей. Записки подвели итог всей деятельности Marco Polo и его небывалым знаниям, полученным им за время походов. Рукопись оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов и писателей средних веков.
В 1324 г. знаменитого исследователя выкупили из тюремного заключения, он вернулся в родную Италию и сыграл свадьбу с богатой и знатной девушкой, у них родились 3 дочки. Остаток жизни Polo провел в достатке в роскошном особняке.
В 1888 г. в честь популярного исследователя была названа бабочка – Желтушка Марко Поло.
Маршрут Марко Поло
Палестина, Малая Азия, Армения, Междуречье, Персия, Кашмир — довольно кратко изложенный маршрут, пройденный семьёй Поло. Они шли через горячие пустыни, перебирались через горные перевалы. В своей книге Марко часто упоминает о разбойниках и грабителях, о разливах рек и зимних холодах в горных районах. Всё это задерживало их в пути.
Четыре года длилось путешествие в Поднебесную.
Здесь мы сталкиваемся с одной из самых серьёзных загадок. Почти всё, что мы знаем о путешественнике Марко Поло, почерпнуто из его книги. За 4 года пути в Китай путешественники прошли через несколько стран, видели массу городов. В книге Поло приводит не только их названия, но и очень точные расстояния от одного города до другого, рассказывает о достопримечательностях и обычаях. Удержать в памяти такой объём информации довольно трудно.
Международным языком в то время считался персидский. Марко выучил его, а потом и ещё несколько языков.
«Марко, сын Николая, как-то очень скоро присмотрелся к татарским обычаям и научился их языку и письменам. Скажу вам по истинной правде, научился он их языку, и четырем азбукам, и письму в очень короткое время, вскоре по приходе ко двору великого хана. Был он умен и сметлив».
Кто знает, на каком уровне он владел этими языками? Вполне возможно, что за долгое время он приобрёл отличные навыки разговорной речи и мог свободно общаться с людьми. Но не сохранилось ни одного документа об образовании Марко. Мы не знаем, ходил ли он в школу в Венеции, был ли вообще грамотен? В книге он упоминает о том, что всё виденное им в путешествии он старался записывать в блокнот. Но где эти записи? К тому же, и это безумно важно, свою книгу он не писал, а диктовал. И диктовал, уже вернувшись из Китая.
Годы, проведённые семьёй Поло при дворе Хубилай-хана, описаны Марко так, что кажется, ещё бы пару-тройку лет, и они с императором стали бы друзьями-не-разлей-вода. Судя по воспоминаниям Марко, он сумел практически сразу произвести на властителя Поднебесной такое приятное впечатление, что тот сделал гостя из Европы чуть ли не своим советником.
«Как увидел великий хан, что Марко — человек умный, послал он его гонцом в такую страну, куда шесть месяцев ходу; а молодчик дело сделал хорошо и толково. Видел он и слышал много раз, как к великому хану возвращались гонцы, которых он посылал в разные части света; о деле, зачем ходили, доложить, а новостей о тех странах, куда ходили, не умели сказывать великому хану; а великий хан называл их за то глупцами и незнайками и говаривал, что хотелось бы услышать не только об одном том, зачем гонец послан был, но и вестей, и о нравах, и об обычаях иноземных. Марко знал всё это, а когда отправился в посольство, примечал все обычаи и диковины и сумел поэтому пересказать великом у хану обо всем».
Марко исполнял сложнейшие дипломатические поручения, изучал отдалённые участки империи, даже три года был губернатором одного из крупных городов. Семейство Поло помогало императору в развитии армии, научило строить и использовать катапульту. За 17 лет, проведённых в Китае, Марко не раз просился у императора на родину, но Хубилай-хан отказывался дать ему разрешение.
Хубилай-хан был человеком непростого нрава, мудрым правителем и одновременно завоевателем. К моменту прибытия Поло в Поднебесную хан практически завершил завоевание Южного Китая, основал императорскую династию Юань. В завоеваниях ему не везде улыбалась удача. Если Бирму, Камбоджу и Корею он сумел подчинить, то с Вьетнамом и Японией у него ничего не выходило. Марко Поло был свидетелем всех этих событий, в некоторых принимал участие.
Покинуть Китай помог случай. Хубилай-хан выдал одну из монгольских принцесс замуж за персидского правителя. Отправлять караван по суше было опасно. Хан прибег к помощи венецианцев и поручил им доставить невесту к жениху морем. Путешествие по юго-восточным морям тоже было не из лёгких.
В долгом и опасном пути в Персию Марко, его отец и дядя узнали о смерти 79-летнего Хубилай-хана. Начался путь домой. В Венецию они вернулись зимой 1295 года.
После 24 лет отсутствия семья Поло вернулась на родину не только живой, но и сказочно богатой. Марко поучаствовал в начавшейся через два года войне между Венецией и Генуей, побывал в плену.
За несколько месяцев пребывания в генуэзской тюрьме и родилась «Книга чудес света». Её записал со слов Марко его сокамерник, пизанский писатель-романист Рустикелло.
Марко стал знаменитостью, но его рассказам мало кто верил. Бумажные деньги, камни, способные гореть (каменный уголь), саговая пальма, китайская столица с почти миллионным населением, организованность и упорядоченность жизни на Востоке — всё вызывало удивление и недоверие.
По возвращении домой из генуэзского плена Марко приобрёл дом, удачно женился на представительнице знатного и богатого венецианского рода, у него родилось три дочки. Торговые его дела шли прекрасно. Он даже получил прозвище «Миллион».
К старости Марко Поло стал отличаться изрядной скупостью, о чём говорят сохранившиеся в архивах документы об его участии в судебных тяжбах с родственниками. При этом в архивных бумагах запечатлён факт, что Марко даёт вольную своему слуге, крещёному татарину Пьетро, который прошёл с ним огромный путь по Азии. Вместе с вольной Пьетро получил круглую сумму. Тоже загадка: что двигало Марко выплатить бывшему слуге столько денег, что тот не только смог вернуться на родину, но и открыть там своё дело?
8 января 1324 года путешественник Марко Поло отошёл в мир иной, оставив семье огромное состояние. Похоронен он был в церкви Сан-Лоренцо. В 1596 году пожар уничтожил его дом, а церковь, где упокоился путешественник, снесли в XIX веке. Но осталась памятная доска на здании театра «Малибран» и двор рядом с этим театром, он называется прозвищем Марко Поло — Corte del Milion.
Исследователи, считающие вояж путешественника Марко выдумкой, приводят вроде бы веские аргументы: нет описания Великой Китайской стены, чайной церемонии, не упоминает автор ни о фарфоре, ни об обычае перевязывать женщинам ноги, ни об иероглифах и книгопечатании. Дескать, названия городов и мест даны неточно.
Их противники отвечают им не менее аргументированно: в XIII веке Великой Китайской стены, какой мы её знаем сейчас, ещё не было — это были лишь земляные укрепления. О чае и фарфоре Марко, должно быть, знал: во-первых, о фарфоре в книге есть упоминание, во-вторых, отец мог привезти фарфор из первой поездки, а чай в то время в Венецию уже поставляли понемногу арабские купцы. О книгах и иероглифах Марко не упоминал, поскольку они его не интересовали, читать он не умел.
К тому же сам Китай в те времена управлялся монгольской администрацией, Марко общался в монгольских кругах. Он знал их язык, китайский был ему не нужен, от китайского общества он был далёк. А неточность названий объясняется ещё проще: вычурные восточные названия он надиктовывал. Как услышал их Рустикелло, записывавший рассказ венецианского путешественника, так и записал. Да и нельзя забывать, что многие названия Марко мог давать в персидской транскрипции.
К тому же, можно ли только по чьим-то рассказам так подробно описать быт китайского двора, интриги императорского окружения, архитектуру дворцов и устройство кораблей, обычаи и традиции жителей разных городов, костюмы и кухню? А скудость упоминаний о венецианце при императорском дворе можно объяснить тем, что монгольская династия Юань не была вечной, их преемники могли постараться стереть память о монгольском владычестве.
Но что бы кто ни говорил, значение книги Марко Поло уменьшить трудно. Долгие годы она была единственным источником информации о восточных странах. И дело не только в географических данных. Марко, диктуя книгу, вспоминал такие подробности, что сомневаться в достоверности их не приходится.
Что до того, будто он о чём-то там не упомянул, не стоит забывать, что автором книги был прежде всего купец, торговец, а не этнограф, историк или географ. Да и нужно ли доказывать как-то ещё важность «Книги чудес света», если библиография её на сегодня насчитывает больше двух тысяч монографий, исследовательских и аналитических трудов?
Главное, что сделал этот человек — он оставил описание своего длительного путешествия. До него в Китае европейцы бывали, но подробного отчёта о пути, быте, нравах и обычаях дальних земель не оставил никто. Марко Поло этот пробел закрыл.
Первый европеец в Китае: история жизни Марко Поло и путешествие в Китай
Первый этап (121-17 годы до н. э.) — зарождение Великого Шёлкового Пути:
Китайский шёлк - основной товар первого этапа Великого Шёлкового Пути Китайский шёлк - основной товар первого этапа Великого Шёлкового ПутиНа запад караваны из Китая везли шёлк и специи. Именно шёлк, благодаря своей лёгкости, компактности, огромному спросу и дороговизне, являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния.
Европейцы платили золотом и серебром Европейцы платили золотом и серебромЕвропейцам изначально нечего было предложить Китаю взамен, расчёт происходил золотом и серебром, из-за чего имела место большая утечка драгоценных металлов из стран Европы на Восток.
Согдиана поставляла в Китай "небесных скакунов" Согдиана поставляла в Китай "небесных скакунов"Из государств Центральной Азии, Бактрии и Согдианы, в Китай везли ферганских "небесных скакунов" — аргамаков, а также семена люцерны и винограда (эти культуры китайцы прежде не знали).
Караван Великого Шёлкового Пути Караван Великого Шёлкового ПутиДля передвижения использовались верблюды и ишаки, их количество в караване могло варьироваться от трех до трехсот.
Первый этап торговых отношений был прерван в 17 г. до н. э. из-за смуты в Китайском государстве. Там началось "восстание краснобровых" и внешняя торговля на время остановилась.
Паломничество к святыням
Пожалуй, это самая весомая цель поездок средневековых людей. Но ни в коем случае это путешествие не было наградой. Скорее — расплатой за грехи и попыткой очистить свою душу. Чем дальше — тем лучше для духовного развития и тем больше шансов на спасение.
Не покидая Франции, знать и простолюдины могли поклониться мощам Марии Магдалины, Божьей Матери, Святого Мартина и Святого Марциала. А если удавалось попасть в Константинополь, Рим или Иерусалим, то можно было получить протекцию апостолов, первых мучеников и самого Иисуса Христа. Но подобные путешествия требовали колоссальных затрат. Не каждый мог позволить себе такой вояж.
Пилигримы отправлялись в путь небольшими группами. Их легко узнавали по характерным одеяниям и атрибутам: посох, сумка в виде мешка, перекинутого через плечо, войлочная шляпа. Перед отъездом паломники просили благословления у местного священника: освящалась вся одежда и предметы, взятые в дорогу.
roman_rostovcev
Эту огромную империю пересекали безопасные торговые пути. Ими‐то и воспользовались европейские купцы, чтобы добраться до Китая. В его тогдашней столице Ханбалыке были три гостиницы для европейских купцов – ломбардцев, немцев и французов. Сведения, оставленные этими путешественниками, легли в основу первых реальных знаний средневековой Европы о Центральной Азии и Дальнем Востоке.
Перед пришельцами с Запада постепенно раскрывались ворота Азии. Вставали украшенные цветными изразцами мечети с минаретами, величественные индуистские храмы и загнутые кровли буддийских пагод, напоминая, что Восток – центр всех мировых религий, а также конфуцианского учения. Идеи Мухаммеда, Будды и Конфуция служили основами великих цивилизаций. На их заповедях строилась жизнь общества. На их заветах покоились незыблемые вековые традиции. Каждая из религий Востока несла яркие и неповторимые черты своей цивилизации.
Бескрайние просторы Азии, ее гигантское население и богатые города потрясали воображение европейцев и в Средние века, и в Новое время. Наполеон в свое время писал: «Европа – это кротовая нора! Здесь никогда не было таких великих империй и великих революций, как на Востоке, где живут шестьсот миллионов людей».
По суше средневековую Азию с запада на восток пересекал Великий торговый путь, который представлял собой целую сеть маршрутов. Начинались они в Восточном Средиземноморье, от стен Антиохии и Дамаска. Через Сирию они следовали в Северный Иран, а оттуда в Среднюю Азию. Этот путь существовал много столетий. До сих пор на его иранском отрезке сохранилась цепочка колодцев и водоемов для караванщиков.
По просторам мусульманского Востока одни караваны двигались на север – в Закавказье и далее – к Русскому (Черному) морю, другие на юг – к Индии, третьи на запад – к Византии. Самый северный маршрут начинался от берегов Сурожского (Азовского) моря, пересекал Итиль (Волгу) и огибал с севера Абескунское, или Хвалынское, море (Каспий). Дальше караваны обходили либо с севера, либо с юга Хорезмское (Аральское) море, затем через Мавераннахр и горные перевалы прибывали в Кашгар. Маршрут, проходивший южнее Каспия и через верховья реки Джейхун (Амударья), вел в Восточный Туркестан, а оттуда – в Китай.
Дабы обезопасить себя от нападений бандитских шаек, купцы собирались в большие караваны. Иные насчитывали тысячи вьючных животных – верблюдов, мулов, ослов и яков, не одну сотню погонщиков, десятки профессиональных караванщиков. Купцов с их подручными сопровождала многочисленная вооруженная охрана. Преобладали богатые купцы и торговцы‑оптовики. Они ехали на верблюдах. Двугорбые верблюды с тюками в полосатых или ковровых чехлах, связанные волосяными веревками за хвосты и ноздри, шли мерным шагом. Зачастую к караванам присоединялись попутчики – паломники, дервиши и путешественники. Передвигались они пешком или на ослах. Неторопливый шаг верблюдов, однообразный звон подвешенных к их шеям бубенцов. Недели утомительного пути по полынным и ковыльным степям, по безводным пескам и солончакам, по такырам и каменистым пустыням. Бесконечные переходы от одного колодца к другому под неумолчный рев верблюдов и ослов, под унылые песни погонщиков и крики караван‑баши. Караваны двигались на восход – к Самарканду. Тамерлан сделал этот город своей столицей, великолепно отстроил и украсил, назвав «центром Вселенной». По мере приближения к Бухаре и Самарканду караванные маршруты постепенно сливались друг с другом. От Памира до китайских городов этот путь, становясь все у`же и у`же, образовывал единый проход.
Средневековые арабы считали, что от Красного моря до Китая по суше двести дневных переходов. На самом же деле это путешествие растягивалось на два‑три года по многим причинам. Частые войны между государствами и насилия местных правителей вынуждали купцов либо останавливаться и выжидать наступления благоприятной обстановки, либо продвигаться обходными, дальними маршрутами. Многие горные проходы на полгода и больше становились закрытыми из‐за бурь и снегов.
Путников поджидали тяжелые испытания: жажда, усталость и голод, зыбучие пески, обжигающий ветер и стужа, разбойные нападения, опасность попасть в рабство. Бескрайние безлюдные пространства Азии вселяли в человека безотчетный страх перед бесконечностью и чувство беззащитности. Особый ужас вызывала пустыня с ее поющими песками. Под ногами людей и верблюдов пески гудели, пели и плакали, сбивая с пути. Путнику слышались стоны и вздохи укоризны, казалось, что это – предостережения таинственных сил о грозящей опасности, голоса злых гениев – джиннов или погребенных под песками городов. Душевная усталость и болезненная тоска охватывали путешественников, а миражи сводили их с ума.
От Бухары и Самарканда через холодные ущелья Северного Памира путники попадали в Восточный Туркестан – в Кашгар и Яркенд. Пустыню Такла‑Макан караваны огибали с севера и с юга. Оба эти маршрута сходились у озера Лобнор. Далее путь шел южнее монгольских степей – по южной границе пустыни Гоби. Этот отрезок Великого торгового пути был самым трудным. Здесь часто гибли путники. Затем, двигаясь южнее Великой Китайской стены к верховьям реки Хуанхэ, караваны прибывали в Срединное государство – Китай, издревле известный как «страна шелка». По тем же караванным маршрутам в обратном направлении купцы везли в Переднюю Азию тюки шелка. Поэтому этот трансконтинентальный торговый поток именуют Великим шелковым путем.
Риск здесь был велик, но зато и прибыли огромны. Так, один из мусульманских купцов по возвращении из Китая удивил современников своим богатством. Бассейн для омовения в Мекке он выложил золотыми листами. Большой торговый оборот и сказочные доходы делали эту международную артерию яблоком раздора. Из века в век правители Востока вели между собой борьбу, а то и кровавые войны за господство или же за контроль над этим источником небывалых прибылей. Овладеть этой ценнейшей торговой артерией стремились и Чингисхан, и Тамерлан.
С юга средневековый Восток опоясывал Великий морской путь. Эту сеть корабельных маршрутов еще с III – IV веков освоили персидские мореплаватели и купцы, за ними индусы, а с VII столетия здесь господствовали арабские моряки и торговцы.
От Египта по берегам Красного моря путь вел к Адену. Отсюда корабли с попутным ветром пересекали Аравийское море и шли вдоль западного – Малабарского – побережья Индии к Цейлону, а от него – к Суматре. Затем, огибая Малайский полуостров, мореходы поворачивали на север, к берегам Кампучии, Вьетнама и Южного Китая. На земле Срединного государства морской торговый путь соединялся с Великим шелковым. Идя на север вдоль китайского побережья, мореходы и купцы достигали Кореи – Страны утренней свежести, а оттуда путь лежал в Страну восходящего солнца – Японию. Немало арабов жило в портах Китая и Кореи. Уже в VIII столетии в Гуанчжоу возникла большая колония мусульманских купцов. С развитием этой навигации начал хиреть и приходить в упадок Великий торговый путь по суше. С распадом огромной монгольской державы Чингисхана наступил закат «золотого века» межконтинентальной торговли. Конфликты, войны и нападения на караваны, притеснения купцов местными правителями сделали свое дело. Сухопутная дорога, связанная с трудностями и риском, стала проигрывать в соревновании с морской, более быстрой, дешевой и безопасной. Вереницы тихоходных верблюдов, мулов, ослов и яков не смогли соперничать с легкокрылыми парусниками. Корабли арабских, персидских, индийских и китайских купцов и мореходов овладели Великим морским путем от Месопотамии до Кореи. Однако все это произошло позднее, а в XIII – XIV веках Великий торговый путь по суше процветал.
По нему в столицу Юаньской империи Ханбалык устремились европейские купцы – итальянцы, немцы и французы, а вместе с ними и христианские миссионеры. Одни европейцы попадали в Пекин через Орду и Чагатайский улус. Другие шли через государства Хулагуидов. Третьи прибывали в улус Великого хана, то есть Китай, морем.
Китайцы никогда не именовали свою родину Китаем, они называли ее Страна Хань, а народ – «люди Страны Хань» (ханьжэнь, ханьцзу) по названию притока Янцзы – реки Хань и династии Хань (206 год до н. э. – 220 год н. э.). Под Страной Хань позднее понималась огромная территория: с севера ее ограничивала Великая стена, с юга – горы и джунгли Индокитая, с востока – океан, а с запада – предгорья Тибета и верховья Янцзы и Хуанхэ. Эта территория, или «восемнадцать провинций», считается Внутренним Китаем. Земли, находящиеся к северу и западу от Великой стены, условно именуются Застойным Китаем.
По представлениям древних и средневековых китайцев Вселенная строилась как господство безграничного круглого Неба над квадратной Землей. Серединой Земли была Страна Хань. Поэтому китайцы именовали ее Срединным государством (Чжунго), Срединной Цветущей страной (Чжунхуа) и Срединной равниной (Чжунь‑юань), а себя – «людьми Срединного государства» (чжунго жэнь). Срединное государство считалось центром Земли и Вселенной, а также единственным средоточием культуры и носителем цивилизации. Все земли и страны за пределами Китая назывались «варварскими», их население – «варварами четырех стран света»: «восточные варвары», «северные», «западные», «южные» и «юго‑западные варвары». К ним относились Русь и остальные страны Европы и Азии, в том числе Япония и Корея.
Небо для китайцев выступало олицетворением высшего божественного начала. Священное Небо распространяло свою благодать на Землю, создавая на ней все живое. Китайцы, находившиеся, как они полагали, под защитой и опекой Неба, называли свою страну Поднебесной империей, Поднебесным государством (Тянься), что имело священный смысл. У Китая было еще одно сакральное наименование – Небесная династия (Тяньчао). Перед официальным названием династии ставилось определение «Великая» (Дай, Да) – Дай Мин чао (Великая династия Мин), Да Цин чао (Великая династия Цин). Кроме того, встречаются и разного рода образные названия – Восточная Заря (Чжэньдань), Девять областей, Государство четырех морей, Страна озер и др.
О Китае в Европе узнали в I веке н. э., когда в Римскую империю оттуда стали привозить шелковые ткани. Их называли «серикум», а самих китайцев «серами», то есть «людьми шелка», «шелковыми людьми». Тогда же страна Серика появилась на европейских географических картах. Из далекой Серики в римские владения пролегли торговые маршруты. После падения Рима наследницей шелковой торговли стала Византия.
В средневековой Европе Китай именовали по‐латыни Сина, по‐немецки – Хина, по‐французски – Шин. Считается, что эти названия происходят от китайской династии и империи Цинь (255 – 206 годы до н. э.). Английское наименование Чайна со временем стали связывать с китайским словом «ча», то есть чай. Чайна стала восприниматься как «Страна чая».
Слово «Китай» происходит от названия монгольских племен «кидань». В Х столетии кидани создали государство Ляо («Железное») на северных землях Китая и к северу от них – от Маньчжурии до Тяньшаня. В русский язык слово «кидани» (китаи) перешло от соседних тюркских народов. Так на Руси Срединное царство стало именоваться «Китаем». Минский Китай, или империю Мин, в Московском государстве называли Никанским царством, а Цинскую империю – Богдойской землей.
В XIII столетии Китай, как и Русь, постигла небывалая по масштабам разрушения трагедия – монголо‑татарское иго. В 1271 году Хубилай – внук Чингисхана провозгласил себя императором династии Юань, а в 1279 году завершил завоевание Китая. С установлением монгольского господства Поднебесную в Европе стали именовать Страной Великого хана. Для тогдашних европейцев Срединное государство – Страна Великого хана была особым, ни на что не похожим миром, иной культурой и цивилизацией. Китай подарил человечеству четыре великих изобретения – магнитный компас, порох, бумагу и фарфор. Оттуда на Запад поступали шелк и чай. Уже тогда Срединная империя была самой населенной страной. Здесь велись наиболее массовые и жестокие войны и создавались самые изысканные стихи. Эта страна славилась своей Великой стеной и своим Великим каналом. Ее гигантские размеры и огромное население будоражили умы. Экзотика Срединного царства, его культура и неповторимый облик восхищали европейцев.
Книга Марко Поло
Тот, кто читал эту книгу, сразу укажет на массу неточностей, на обилие фантастических, а то и просто сказочных моментов.
Вот пример: «Скажу вам, совсем неправда, что маленькие люди вывозятся из Индии; делают их на этом острове вот как: водятся тут очень маленькие обезьяны с человеческим лицом; наловят их, да выщипывают им волосы; на бороде да на груди оставляют только волоса. А потом их высушивают, набивают да вымазывают шафраном и кое-чем другим и делаются они, точно люди. И это большой обман; делают их вот так, как вы слышали. Таких маленьких людей, как эти, ни в Индии, ни в какой самой дикой стране не видано было».
Или: «Расскажу вам еще вот о какой диковине: в этом царстве, по истинной правде, есть люди с немохнатыми хвостами длиною в пядь. Их тут много, живут они в горах, а не в городах. Хвост у них толстый, как собачий».
Ещё вариант: «Следует упомянуть в нашей книге об одних людях: знайте, по истинной правде, у всех здешних жителей и головы, и зубы, и глаза собачьи; у всех них головы совсем как у большой собаки».
Но никто не сможет и оспорить факта, что книга эта полна и точных деталей, подробных описаний, конкретных данных, например, о расстояниях между городами, названиях городов и производствах в них:
«Язди — в самой Персии; это красивый город, большой, торговый. Много шелковых тканей тут выделывается; называют их „язди“; купцы торгуют ими с большой прибылью по разным странам. Народ молится Мухаммеду. Когда отсюда поедешь вперед, то семь дней дорога по равнине и только в трех местах поселки, где можно остановиться. Лесов хороших тут много, и дорога по ним хорошая; охоты там много на куропаток и фазанов. Купцы, когда тут проезжают, так много охотятся. Есть здесь еще очень красивые дикие ослы. Через семь дней пути — царство Крерман.»
Давайте разбираться, обращаясь к фактам, которые нам известны.
Третий этап (XIII-XV века) — закат Великого Шёлкового Пути :
Монгольская империя вернула к жизни Шёлковый Путь Монгольская империя вернула к жизни Шёлковый ПутьБлагодаря возникновению в XIII веке огромной единой Монгольской империи Великий Шёлковый Путь возродился и просуществовал ещё два с половиной столетия. Торговали всё теми же товарами, что и на втором этапе.
Бубонная чума проникла в Европу по Шёлковому Пути Бубонная чума проникла в Европу по Шёлковому ПутиОднако на этот раз вместе с товарами из Китая в Европу проникла чума, прозванная "чёрной смертью" и уничтожившая до 60% населения Европы.
Порох распространился благодаря Шёлковому Пути Порох распространился благодаря Шёлковому ПутиА ещё, Великий Шёлковый Путь способствовал распространению технологий между странами. Например, с его помощью по всей Евразии распространился порох.
Морской путь на Восток сделал Шёлковый Путь ненужным Морской путь на Восток сделал Шёлковый Путь ненужнымК концу XV - началу XVI веков Великий Шёлковый Путь утратил своё значение и пришёл в упадок. Одной из главных причин стало открытие португальцами морского пути из Европы в Индию и Китай, что сделало более выгодной морскую торговлю.
Марко Поло: купец и путешественник
Марко Поло известен миру как купец и путешественник, прошедший длиннейший путь из Европы в Азию, побывавший в Китае, проживший там порядка 17 лет, а после возвращения описавший своё путешествие в «Книге чудес света». О книге веками спорят. Кто-то считает её мистификацией, а самого Марко Поло лжецом и пройдохой.
Иной раз высказываются мнения, дескать, его и не было никогда, сама фигура Марко — выдумка. Но книга есть, она переведена на множество языков, выдержала огромное количество изданий.
В венецианских архивах сохранилась масса записей о его делах в последние годы жизни. Какие-то маломальские упоминания о венецианце есть и в китайских документах XIII века. К примеру, в дневнике Пагба-ламы, ближайшего советника Хубилай-хана, есть запись о пребывании при дворе правителя Китая иностранца, с которым хан был почти в дружеских отношениях.
Сегодня в родном городе Марко следов его существования практически не найти, однако, на одном из зданий в историческом центре Венеции висит памятная доска, гласящая, что «на этом месте стояли дома Марко Поло, который путешествовал в самые дальние регионы Азии и описал их».
Так что путешественник Марко Поло — человек абсолютно реальный. Вопрос в другом: было ли реальностью путешествие и длительная жизнь при китайском императорском дворе?
Историческая справка
Крупнейший европейский путешественник до эпохи Великих открытий Marco Polo родился в 1254г. Существуют две версии относительно места его рождения: одни ученые полагают, что он появился на свет в крупном торговом городе Венеция. Хорватские историки утверждают, что местом рождения был остров Korčula (Далматинские о-ва). Отец всемирно известного торговца – Николо и его дядя – Матфео были итальянскими купцами и на протяжении многих лет торговали с государствами Востока. Они осваивали земли от Черного моря до Волги. Средневековая торговая сказалась на будущих открытиях юного исследователя, ведь для торговли товаром приходилось путешествовать в разные континенты. Николо, после путешествия в земли современного Узбекистана и Монголии с целью заключения дипломатического союза, рассказал сыну об огромных и малоизведанных краях, населяющих планету, которые богаты полезным товаром. Эти удивительные истории с самого детства вдохновили юного писателя на величайшие подвиги.
С 1271 по 1292 гг. мореплаватель в 17-и летнем возрасте совершил свой первых поход в Китай, основой которого явилась коммерческая направленность. Жизнь иноземных купцов сложилась крайне удачно: Хан Хубилай поручал смышленому Марко вести дипломатическую работу. После, он сделал своего приспешника губернатором китайского города, где тот провел 3 года. Благодаря поручениям монгольского хана, чужеземцу Marco Polo удалось объездить всю «Поднебесную» империи и познакомиться с ее историей и культурой. Он был поражен историей Великой Китайской стены, рассказами о создании палочек для пищи, происхождением чайной традиции и китайского фарфора. В стране шелка он прожил около 16 лет.
В 1292 г. Марко возвращается обратно в Италию. В период Венецианской войны Поло попадает в плен к генузцам. В тюрьме счастливый случай сводит его с писателем романов о мире королей – Рустичаном. Путешественник решает поведать о своих приключениях в Азии, какие впечатления он получил. В 1298 г. рождается всемирно прославленная «Книга», которая стала самым первым источником знаний европейцев о государствах в Азии. В ней описана новая удивительная и экзотическая местность: Суматра, Цейлон, Мадагаскар, Малайзия и др., Индия и многие др. земли, непознанные цивилизации и несметные сокровища. Путешествия итальянского купца взбудоражили воображение его читателей. Записки подвели итог всей деятельности Marco Polo и его небывалым знаниям, полученным им за время походов. Рукопись оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов и писателей средних веков.
В 1324 г. знаменитого исследователя выкупили из тюремного заключения, он вернулся в родную Италию и сыграл свадьбу с богатой и знатной девушкой, у них родились 3 дочки. Остаток жизни Polo провел в достатке в роскошном особняке.
В 1888 г. в честь популярного исследователя была названа бабочка – Желтушка Марко Поло.
Биография Марко Поло
Принято считать, что путешественник Марко Поло родился 15 сентября 1254 года в Венеции. Документов, подтверждающих его рождение, не сохранилось, но известно, что родился он в семье богатого и именитого купца, торговавшего пряностями и драгоценностями.
Имя отца путешественника Марко Поло – Никколо Поло.
На самом деле, право считать род Поло своим оспаривают Венеция, Хорватия и Польша. По версии хорватов, купцы фамилии Поло подписывали документы так: «Поло из Далмации», и владели домом на острове Корчула (Далмация). Поляки считают, что в пользу их версии говорит сама фамилия купцов. Спорить ни с кем мы не будем, но обстоятельство, что торговый дом Поло был известен в Венеции и пользовался уважением, неоспоримо.
Марко родился, а мать его при родах скончалась. Отец же буквально за несколько дней до рождения сына отправился в дальнее путешествие, которое продлилось 15 лет. И пока Никколо с братом Маттео через Крым, где у их третьего брата был торговый дом, пробирались в Китай, Марко рос в Венеции под присмотром тётки.
С отцом он увиделся, когда наследнику семьи Поло исполнилось 15. Отец прибыл не только с богатым товаром, но и с поручением Хубилай-хана, правителя Китая. Хан отправил с братьями Поло письмо папе Римскому с просьбой прислать ему ладан и масло из Храма Гроба Господня и христианских проповедников. Но папа Климент IV умер почти за год до возвращения братьев Поло домой. Нового папу не могли выбрать в течение трёх лет. Братьям необходимо было спешить: хотя бы часть поручения императора нужно было исполнить, чтобы сохранить его доверие, а с ним и привилегии в торговле и прибыли в Китае.
17-летний Марко отправился с отцом и дядей. В самом деле, что ему было делать дома? С 1271 года жизнь Марко Поло совершила резкий поворот: сиднем сидевший в Венеции парень больше, чем на 20 лет покидал родной город.
Читайте также: