Путешествие павла в рим
Помочь каждому ребенку больше узнать о духовных дарах, приходящих через Святого Духа.
Второе миссионерское сухопутное путешествие апостола Павла
1. Павел и Сила отправляются в путь (Деяния 15:36-41). Павел предложил Варнаве посетить братьев в городах, где они раньше проповедовали. Но Варнава захотел взять с собой Иоанна Марка, который их оставил. Павел не был с ним согласен и взял с собой Силу, а Варнава с Марком отплыли на Кипр.
2. Тимофей присоединяется к Павлу и Силе (Деяния 16:1-8). Павел и Сила путешествовали по суше – по римской дороге через Киликию и киликийские ворота – ущелье в Таврских горах – на северо-запад в Дервию, Листру и Иконию. В Листре к ним присоединился Тимофей. Дух велел не ходить братьям в Асию, поэтому они повернули на север к Вифинии. Дух снова запретил им, и они повернули на запад через Миссию и портовый город Троаду.
3. Видение Павлу. В Троаде Павел увидел видение, в котором его призывали проповедовать в Македонию (Деяния 16:9-40). Павел, Сила, Тимофей и Лука сели на корабль, и сначала приплыли на остров Самофракию, а затем в Неаполь, порт возле города Филиппы. Город Филиппы стоял на дороге Игнатия, основной транспортной артерии, связывающей восточные провинции с Италией.
4. Обращение Лидии, Павел и Сила в темнице. В Филиппах братья обратили женщину из Фиатир, которая приехала сюда торговать багряницею. А затем за проповедь их посадили в тюрьму, где они обратили стражника со всей его семьей. Лука остался в Филиппах, а Павел, Сила и Тимофей продолжили путешествие по дороге Игнатия до Амфиополя, Аполлонии и Фессалоники (Деяния 17:1-34).
5. Мятеж после проповеди Павла в синагоге. Иудеи подняли мятеж, подключили городских начальников и выгнали братьев из города. Братья бежали в Верию, но когда их враги из Фессалоники стали их преследовать, Павел отплыл морем в Афины. Сила и Тимофей остались в Верии для ободрения верующих.
6. Павел спорит с философами в Ареопаге. В Ареопаге Павел проповедовал Афинским философам, а затем совершил путешествие в Коринф (Деяния 18:1-23). Коринф являлся одним из величайших торговых центров империи, расположенный на узком перешейке между Эгейским и Адриатческими морями.
7. Павел работает с Акиллой и Прискиллой. Павел нашел в Коринфе Акиллу и Прискиллу и вместе с ними делал палатки, а по субботам проповедовал в синагоге Иудеям и Эллинам. После этого Павел отплыл из Кенхрей, порта Коринфа и посетил Ефесянам После Ефеса Павел поплыл в Кесарию, а затем в Иерусалим, чтобы рассказать о своем путешестии. После Иерусалима Павел опять вернулся в Антиохию.
Рекомендуемый порядок проведения урока
Предложите ребенку прочитать вступительную молитву.
Концентрация внимания
Расскажите детям об особенном подарке, который вы получили на какой-нибудь праздник или в день рождения. Затем предложите детям поговорить о подарках, которые получали они.
• Какой дар мы получаем, когда становимся членами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней? (Дар Святого Духа.)
Пусть дети расскажут о том, что они знают о даре Святого Духа. Объясните: помимо получения наставления и руководства от Святого Духа, каждый член Церкви Иисуса Христа Святых последних дней имеет право на другие духовные дары. Пусть дети найдут в Драгоценной Жемчужине Символы веры и отыщут тот Символ веры, где говорится о духовных дарах. Записывайте перечисляемые духовные дары на доске по мере того, как дети будут читать или повторять по памяти седьмой Символ веры. Предложите детям послушать рассказ о путешествии Павла в Рим, чтобы узнать о нескольких дарах, которые он получил и смог использовать для помощи другим людям.
Рассказ из Священного Писания
Вкратце повторите материал предыдущего урока, чтобы дети вспомнили, почему свой путь в Рим Павел проделал в качестве заключенного. Затем на основе Деяния 27:1–28:9 расскажите детям о путешествии Павла в Рим. (Рекомендуемые методы преподавания рассказа из Священного Писания приводятся в разделе «Преподавание Священных Писаний», стр. vii.) Если у вас есть Руководство по Священным Писаниям, то в ходе рассказа обратитесь к карте 8.
Окончив рассказ из Священного Писания, объясните: Павел продолжил свое путешествие в Рим, где он два года проповедовал Евангелие Иисуса Христа, несмотря на то, что он находился в заключении и не мог выходить из дому.
Вопросы для обсуждения
Готовясь к уроку, изучите приведенные ниже вопросы и ссылки на Священные Писания. Задавайте такие вопросы, которые, по вашему мнению, лучше всего помогут детям понять Священные Писания и применять в повседневной жизни содержащиеся в них учения и законы. Для более глубокого понимания Священных Писаний полезно читать отмеченные отрывки вслух вместе с детьми.
• О чем Павел предупреждал людей на корабле? (Деяния 27:10.) Откуда он это узнал? (Это открыл ему Святой Дух.) Кому доверял сотник? (Деяния 27:11.) Кто оказался прав? (Деяния 27:14, 20.) Что мы должны делать, когда Пророк предупреждает нас о чем-либо? Почему?
• Как вы думаете, что чувствовали люди на корабле, когда они подумали, что корабль потонет? Что сказал им Павел? (Деяния 27:21–22.) Как Павел узнал, что они спасутся и благополучно достигнут Рима? (Деяния 27:23–25.)
• Что произошло с кораблем? (Деяния 27:40–41.) Что хотели сделать с заключенными воины, когда корабль разбился? Почему? (Деяния 27:42.) Почему сотник отговорил их от этого? (Деяния 27:43.) Почему изменилось отношение сотника к Павлу? (Деяния 27:11, 14, 21, 25, 31, 43.)
• Что произошло с Павлом, когда он разводил костер? (Деяния 28:3.) Почему другие люди смотрели на Павла и ждали, что он умрет? (Деяния 28:4–6.) Почему Павел был защищен от ехидны?
• Что сделал Павел для больных? (Деяния 28:8–9.) Почему Павел смог сделать это? (У Павла был дар исцеления. У него также было священство, он был Апостолом и обладал великими духовными дарами, помогавшими ему выполнять данную Господом миссию. Подчеркните, как важно использовать духовные дары для помощи другим людям.)
• Почему Павел смог предвидеть будущее и исцелять больных? (Павел был крещен и конфирмован в члены Церкви Иисуса Христа, и поэтому у него были особые духовные дары.)
Помогите детям понять: дар Святого Духа дан всем членам Церкви. Пусть дети прочитают 1-е Коринфянам 12:7–11. Обсудите эти дары и подчеркните, что каждому члену Церкви дан дар благословлять других людей.
• Какие дары использовал Павел во время своего путешествия в Рим? Почему Небесный Отец дает нам духовные дары? (1-е Коринфянам 12:7; У. и З. 46:9, 12, 26.)
• Как мы можем узнать, какие дары Духа даны нам? (Мы можем молиться и поститься, чтобы узнать о том, какие особые дары нам даны. Об этом нам также могут сообщить в патриархальном благословении. Соблюдая заповеди и всю жизнь служа другим людям, мы сможем р–скрыть свои дары.)
Библия, изложенная для семейного чтения.
Третье апостольское путешествие Павла
«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел прибыл в Ефес» (Деян. 19, 1). Это был главный город проконсульской Азии, замечательный не только по обширной торговле и образованности жителей, но и по тому, что здесь особенно было распространено языческое суеверие, так как здесь стоял знаменитый храм Дианы. Сюда-то и направил свой путь апостол, предвидя, что в Ефесе «отверста для него великая и широкая дверь, и противников много» (1 Кор. 16, 9).
Действительно, здесь открылась для Павла широкая деятельность; он успешно распространял слово Божие, подтверждая его многими чудесами, но вместе с тем ему пришлось вытерпеть много скорби и даже часто подвергаться опасности лишиться жизни: «Мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых» (2 Кор. 1, 8).
Прибыв в Ефес и «найдя там некоторых учеников, Павел сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса».
«Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати.
Придя в синагогу, он (Павел) небоязненно проповедывал три месяца, удостоверяя о Царствии Божием.
Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.
Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая все дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне». (Деян. 19, 2–20)
Тем не менее апостол Павел продолжал подвергаться преследованиям. В «Деяниях» не упоминается подробно о них, но из его посланий видно, сколько пришлось ему пострадать, проповедуя правду о Христе.
Разделение в Коринфской Церкви
В это время в Церкви Коринфской произошло разделение: одни признавали своим учителем Аполлоса, другие — Павла, иные стояли за Кифу. Тогда написал Павел свое Первое послание к Коринфянам, в котором усердно убеждал их сохранить единство веры:
«Сделалось мне известным о вас, братия мои, — писал он им, — что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; а “я Христов”. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому из вас дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий.
Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». (1 Кор. 1, 11–13; 3, 5–7, 21–23; 9, 2–3, 22)
Мятеж против Павла
В это же время написал апостол Павел и свое Послание к Галатам. Неутомимый в своих апостольских трудах апостол Павел «положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим». «И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста» сам ожидал случая отбыть из Ефеса, но «в то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы (богини) Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная».
Павел на пути в Иерусалим
Павел же продолжал путешествие свое через Асс, Митилину — главный город острова Лесбос, острова Хиос, Самос, Милит. «Из Милита же послав в Ефес, (Павел) призвал пресвитеров церкви» и, в беседе с ними изложив в общих чертах весь ход своей проповеднической деятельности, сказал им: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие». (Деян. 20, 17, 22–25)
В этой прощальной речи Павел горячо убеждал пресвитеров быть внимательными к себе в деле служения Церкви, неусыпно бодрствовать и предохранять ее от имеющих явиться «лютых волков, не щадящих стада», от лжеучителей, которые восстанут между ними самими и «будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Затем предал их всех «Богу и слову благодати Его, могущему назидать их более и дать им наследие со всеми освященными. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю (шею) Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его». (Деян. 20, 29–30, 32, 36–38)
При прохождении Павла отсюда через Родос, Патару, Тир, Птолемаиду и Кесарию везде верующие со слезами убеждали его не ходить в Иерусалим. В Кесарии пророк Агав из Иудеи (тот самый, который предсказал голод, бывший в 44 году), «связав себе руки и ноги (поясом Павловым), сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников».
Услышав это, еще более сокрушались верующие, но Павел сказал им: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». Потеряв надежду уговорить Павла не ходить в Иерусалим, верующие успокоились, сказав: «Да будет воля Господня». (Деян. 21, 11, 13–14)
Подготовка к уроку
Помолившись, изучите Деяния 27:1–28:9; 1-е Коринфянам 12:1–11 и Символы веры 1:7. Затем изучите материал урока и решите, как именно вы представите детям рассказ из Священного Писания (см. «Подготовка к урокам», стр. vi, и «Преподавани’ Священных Писаний», стр. vii).
Дополнительное чтение: Основы Евангелия, глава 22.
Подберите такие вопросы для обсуждения и дополнительные упражнения, которые будут более интересны детям и лучше всего будут соответствовать цели урока.
Вам понадобятся следующие материалы:
Библия или Новый Завет для каждого ребенка;
Драгоценная Жемчужина или Символы веры для каждого ребенка.
Заключение
Свидетельство
Свидетельствуйте о том, что у всех нас есть дары Духа, данные нам Небесным Отцом. Расскажите, как вы благодарны за данные вам дары. Если это уместно, расскажите о случае из вашей жизни, когда вы использовали данный вам духовный дар (или предложите кому-нибудь рассказать о таком случае). Помогите детям ощутить данные им возможности и способности творить добро через открытие и использование данных им даров Духа.
Путешествие Павла в Дамаск, Аравию, Иерусалим, Тарс и Антиохию
Множество христиан, когда после смерти Стефана начались гонения в Иерусалиме, искали убежища в других городах и странах. Иудей Савл ревностно преследовал христиан, получив письмо от первосвященников, которое давало право арестовывать христиан и в цепях доставить их в Иерусалим из Дамаска в Сирии (Деяния 9:1-9).
1. Павел видит явившегося ему Христа на пути в Дамаск. Произошло невероятное чудо, сам Господь явился Павлу, Павел ослеп, а Христос сказал идти в Дамаск и ждать дальнейших указаний.
3. Павел уходит в Аравию (Послание Галатам 1:16-18). Многие ученые считают, что между событиями в Деяния 9:22 и Деяния 9:26 прошло не менее 3-х лет. Проведя какое-то время в уединении в Аравийской пустыне Савл (Павел) вернулся в Дамаск, а потом в Иерусалим.
4. Павел проповедует Христа, но эллинисты грозят убить его (Деяния 20:20-29). Даже апостолам сначала тяжело было поверить, что бывший гонитель веры стал одним из них. Павел бежал в Кесарию, а затем апостолы отсылают его в родной город Тарс ради безопасности.
После гонений в Иерусалиме многие верующие перебрались в Финикию, Кипр и Антиохию, проповедуя благую весть (Деяния 11:19-26). Большинство из них проповедовало только иудеям, но в Антиохи начали принимать веру язычники. Церковь послала туда Варнаву для изучения ситуации, и ему понравилось то, что он увидел. После этого Варнава отправился в Тарс, чтобы захватить с собой Савла (Павла) для проповеди Евангелия в Антиохи.
Библия, изложенная для семейного чтения.
Апостол Павел в Риме
Перед отправлением в Рим Павлу пришлось говорить в присутствии приехавшего поздравить нового наместника молодого царя Иудейского Агриппы II, которому Фест предложил послушать Павла для того, чтобы узнать его мнение о религиозном споре, по поводу которого возникло дело Павла, и о воскресении «какого-то Иисуса умершего».
И в этом случае, как перед народом в Иерусалиме, Павел рассказал историю своего обращения и изложил предметы своего проповедования, «то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу Иудейскому и язычникам».
«Безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия», — прервал при этом речь апостола Фест, римский язычник, которому бессмысленными показались слова о воскресении.
«Не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла», — возразил Павел и затем обратился к царю Иудейскому и, призвав его в свидетели, что все, что он говорил о Христе, происходило не скрытно, но при всех в Иерусалиме, спросил его: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь».
«Ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином», — отвечал загадочно Агриппа, пораженный неожиданным вопросом Павла в то время, когда он еще находился под впечатлением речи его.
«Молил бы я Бога, — сказал тогда апостол, — чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз». (Деян. 25, 19; 26, 23–25, 27–29)
Кораблекрушение на пути в РимВо время плавания по Средиземному морю узник апостол был пророком и утешителем для плывущих. Достигнув острова Крит, когда время для путешествия становилось опасным, Павел предупредил спутников своих, что дальнейшее плавание «будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для жизни всех». Словам его не поверили и, пустившись в дальнейший путь, подверглись кораблекрушению, и дошло до того, что «носились, отдавшись волнам». Тогда Павел, «став посреди них, сказал: мужи! убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: “не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою”. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров».
Действительно, в виду одного берега корабль сел на мель и разбился волнами, между тем как все люди (числом 276) спаслись на земле, которая оказалась островом Мальта, жители которого человеколюбиво обошлись с пострадавшими. Тогда разложили огонь для костра, чтобы обогреться.
«Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.
Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял чудно спасшихся и три дня дружелюбно угощал их. Отец же Публия лежал в это время, страдая горячкою; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки, исцелил его». После того исцелил и еще многих больных, приходивших к нему, чем возбудил благоговейное удивление туземцев, которые, после трехмесячного пребывания апостола Павла с его спутниками на острове их, при отъезде чужеземцев с почестями проводили их и снабдили всем нужным. Отплыв от Мальты «на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове», апостол Павел и прочие, «приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня», затем день — в Ригии и высадились на пристани Путеол (близ Неаполя), «где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней»; оттуда же сухим путем добрались до Рима (не позже 62 года). С восторгом встретили апостола Павла бывшие в Риме христиане: они вышли к нему навстречу «до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился». (Деян. 27, 10, 15, 21–27; 28, 3–15)
Апостол Павел в РимеСвв. апостолы Петр и Павел перед Нероном |
По прибытии своем сюда «через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев» здешних и, назначив им день собраться у него, «он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков».
«Одни убеждались словами его, а другие не верили. Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (см. Ис. 6, 9–10).
Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою. И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». (Деян. 28, 16–17, 23–31)
Деятельность апостола Павла в это время не ограничивалась Римской Церковью. Посредством друзей и сотрудников своих, бывавших по временам при нем, он поддерживал общение со всеми своими Церквами в Греции и Малой Азии и руководил их письменными наставлениями, которые послужили и будут служить руководством для мира на вечные времена. «Деяния» не сообщают о дальнейшей судьбе апостола Павла. Остальные немногочисленные сведения о нем черпаются из его «Посланий» или из преданий, по которым известно, что освобожденный от первых уз в Риме апостол Павел совершил восьмое и последнее путешествие апостольское, во время которого распространял и утверждал учение Евангелия в Азии, Крите [1] (см. Тит. 1, 5) и, по сказанию некоторых, «даже в отдаленных местах Запада» — в Испании (см. Рим. 15, 24).
Дивную жизнь свою увенчал святой апостол Павел мученической смертью в Риме при императоре Нероне, как иные полагают, в одно время со святым апостолом Петром, по другим же сказаниям — через год после мученической смерти Петра, около 68 лет от рождения. Он был обезглавлен мечом.
Предвидел кончину свою блаженный апостол, и так изображает он отношение свое к этому важнейшему в жизни событию.
«Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне». (Флп. 1, 21–25; 2, 17–18)
В следующих же словах просматривается осознание им именно мученической смерти и полная готовность к тому праведной души: «…ибо меня уже приносят в жертву, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». (2 Тим. 4, 6–8)
Не словами ли святителя Иоанна Златоуста достойнее всего почтить память возлюбленного им святейшей любовью первоверховного апостола Павла, тем более что в лице его может как бы заключаться и обращение ко всем потрудившимся словом и делом на ниве Божией людям Ветхого и Нового Заветов: «Не так блистательно небо, когда солнце разливает лучи свои, как блистателен Рим, озаряющий все концы вселенной двумя светилами своими — мощами апостолов Петра и Павла! Удивляюсь в Риме не множеству золота, не мраморным колоннам, не другим украшениям его, но этим столпам Церкви!»
«О, кто дал бы мне ныне прикоснуться к Павлову телу, прильнуть ко гробу и увидеть прах того тела, которое носило язвы Господа Иисуса и повсюду посеяло проповедь Евангелия; прах того тела, через которое вещал Христос, сиял свет блистательнее всякой молнии, гремел голос, ужаснейший для злых духов всякого грома, через который Павел высказал эти вожделенные слова: “Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих” (Рим. 9, 3), через который говорил он перед царями и не смущался. Этот голос очистил вселенную, прекращал болезни, изгонял порок, вселял истину; в этом голосе присутствовал Сам Христос и всюду шествовал с ним! И подлинно достоин был принять на себя Христа этот язык, вещавший только угодное Господу и, подобно Серафимам, паривший на неизреченной высоте. Ибо что может быть возвышеннее этого голоса, вещающего, что “ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8, 38–39).
О, как желал бы я видеть прах этих уст, через которые Христос изглаголал великие и неизреченные тайны, даже большие тех, какие возвестил Сам, потому что через учеников как совершил, так и возглаголал Он более, нежели Сам! Прах тела, через которое Дух дал вселенной дивные Свои провещания. Чего не совершили благие уста Павловы? Изгоняли злых духов, отпускали грехи, заграждали уста мучителям, связывали язык философов, привели вселенную к Богу, убедили самых варваров быть любомудрыми, преобразовали все на земле…
Желал бы я видеть не только прах уст, но и сердца Павлова, которое можно, не погрешая, назвать сердцем вселенной, источником тысячи благ, началом и стихией нашей жизни! Из этого сердца разливался на все дух жизни и передавался членам Христовым, сообщаемый не посредством жил, но посредством благих желаний. Это сердце было так пространно, что вмещало в себе целые города, племена и народы. “Сердце наше расширено”, — пишет апостол Павел коринфянам (2 Кор. 6, 11). Однако же и это пространное сердце нередко сжимала и сокращала расширяющая его любовь, как пишет Павел тем же коринфянам: “От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам” (2 Кор. 2, 4).
Я желал бы видеть разрушившееся это сердце, которое сгорало скорбью по каждом погибающем; которое видит Бога, как сказано: “блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят”; которое соделалось жертвою — так как “жертва Богу — дух сокрушен”; сердце, превысшее небес, пространнейшее вселенной, блистательнейшее солнечных лучей, горячейшее огня, твердейшее алмаза. В этом сердце был источник “воды живой”, наполняющей не лице земли, но человеческие души. Оно жило новою, а не этою нашею жизнью: “И уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2, 20).
Итак, сердце его было Христовым сердцем, скрижалью Духа Святаго, книгою благодати. За чужие грехи оно трепетало: “Боюсь, — говорит апостол, — не напрасно ли я трудился у вас… боюсь, чтобы мне по пришествии не найти вас такими, какими не желаю” (2 Кор. 12, 20).
За себя же боялся апостол Павел того, “дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным”(1 Кор. 9, 27).
Сердце Павла так удостоилось возлюбить Христа, как не любил никто другой; оно презирало смерть и геенну, сокрушалось о братних слезах. Это сердце было самое терпеливое, однако не потерпело короткого времени, когда фессалоникийцы были в опасности отстать от веры…
Я желал бы видеть прах рук, бывших в узах; рук, через возложение которых Павел подавал Духа и которыми написал: “Видите, как много написал я вам своею рукою” (Гал. 6, 11). Прах рук, которые увидев, ехидна упала в огонь… Я желал бы видеть прах очей, которые не напрасно потеряли зрение и прозрели во спасение вселенной; еще в теле удостоились видеть Христа; которые видели земное и не видели; созерцали незримое, не знали сна, бодрствовали среди ночей; не терпели того, что делают завистники. Я желал бы видеть прах этих ног, обошедших вселенную и не утруждавшихся, — ног, которые были забиты в колоду, когда поколебались темницы… Но для чего говорить порознь? Я желал бы увидеть гроб, в котором почивают все эти орудия света и правды, — члены, живые ныне, но во дни земной жизни Павла — мертвые, распявшиеся миру; члены воистину Христовы — во Христа облеченные, жилище Духа, святое здание; члены, пригвожденные страхом Божиим, носившие на себе язвы Христовы!
Размыслив обо всем этом, будем мужественны. И Павел был человек, и он имел одинаковое с нами естество, и все прочее у него было общее с нами. Только он явил величайшую любовь ко Христу, и потому взошел превыше небес и сравнялся с Ангелами. Потому, если и мы захотим хотя несколько вознестись и возжечь в себе этот огонь, то возможем подражать святому апостолу. А если бы это было невозможно, то не восклицал бы Павел: “Подражайте мне, как я Христу” (1 Кор. 4, 16). Итак, не дивиться ему только будем, не изумляться только перед ним, но и подражать ему, чтобы по отшествии отсюда удостоиться нам узреть его и участвовать в неизреченной славе его» [2] .
Третье миссионерское путешествие апостола Павла
2. Мятеж во время двухлетнего пребывания Павла в Ефесе (Деяния 20:1-5). В результате бунта в Ефесе Павел отправился в Троаду.
3. Павел отплывает в Македонию. Из Троады Павел поплыл в Македонию, а затем в Ахаию и Коринф, чтобы разрешить возникшие там проблемы.
5. Воскрешение Евтиха из мертвых (Деяния 20:7-38). В Троаде Павел много учил братьев и сестер до полуночи. Юноша Евтих уснул и упал, но Павел его воскресил. Из Троады Павел по суше пришел в Асс, потом сел на корабль до Милитины и Самоса, направляясь в Милит. В Милит он позвал старейшин Ефесской церкви, чтобы попрощаться и дать последние наставления. Из Милита корабль отплыл в Кос, Родос и Патару (Деяния 21:1-17).
5. Павел возвращается в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. В Патаре Павел и его товарищи сели на тоговое судно, плывущее Финикию. Они побывали на Кипре и высадились в Тире, затем в Птолемаиде, а потом в Кесарии. Из Кесарии Павел по суше направился в Иерусалим.
Дополнительные задания
В любой момент урока вы можете дать одно или несколько из перечисленных ниже упражнений для краткого повторения пройденного или в качестве задания на дом.
Напишите на отдельных листочках бумаги дары духа, перечисленные в 1-е Коринфянам 12:7–10. Положите листочки в коробку, оформленную как подарок, и предложите детям по очереди вытаскивать листочки бумаги и называть дар, написанный на нем. Коротко обсудите каждый дар.
Разбейте класс на маленькие группы. Дайте каждой группе одну из приведенных ниже или аналогичных ссылок на Священные Писания. Предложите им решить, о каком даре Духа идет речь, и рассказать об этом классу.
Деяния 3:1–8 (Петр и Иоанн исцеляют хромого). Дар исцеления.
Деяния 14:8–10 (Павел исцеляет хромого). Дар исцеления.
От Марка 5:25–34 (Женщина прикасается к одежде Иисуса). Вера в исцеление.
От Луки 2:25–26, 34–38 (Симеон и Анна пророчествуют об Иисусе). Дар пророчества. Обсуждая дар пророчества, объясните: большая часть событий, касающихся рождения, миссии, смерти и Воскресения Иисуса Христа, была предсказана теми, у кого был дар пророчества.
Деяния 9:1–20 (Павел обращается к Евангелию Иисуса Христа). Дар знания, что Иисус Христос есть Сын Божий.
Деяния 2:4–18 (Ученики получают Святого Духа в день Пятидесятницы). Дар языков и дар пророчества.
Как каждый из этих даров может благословить нашу жизнь?
Вы можете объяснить, что сатана пытается подделывать дары Духа. Например, мудрецы и чародеи при дворе фараона смогли воспроизвести некоторые чудеса, совершенные Моисеем и Аароном (Исход 7:10–13). Объясните: чтобы не поддаваться обману, нам следует жить праведно и иметь своим спутником Духа. Напомните детям: духовные дары даются нам через дар Святого Духа, чтобы благословить нашу жизнь (см. Основы Евангелия, глава 22).
Помогите детям выучить наизусть седьмой Символ веры.
Расскажите одну из следующих историй:
Дар Джейн
«Ранним утром Джейн Гровер, дедушка Тэннер и их внучка вышли из лагеря пионеров, расположенного поблизости от Каунсил-Блаффс, штат Айова, чтобы собирать дикий крыжовник. Дедушка быстро устал и вскоре вернулся в повозку, чтобы отдохнуть, но девочки, видя множество сочных зеленых ягод, захотели наполнить свои корзинки.
Вдруг тихий утренний воздух взорвали громкие крики. Спеша к повозке, девочки с ужасом увидели индейцев, срывающих одежду с дедушки. Они уже отобрали его часы и нож и пытались увести лошадей.
Один из индейцев схватил младшую девочку, которая от испуга заплакала; другой кинулся к Джейн и, грубо схватив, потащил ее с собой. Пытаясь освободиться, она начала быстро и пылко молиться о помощи.
Практически мгновенно Джейн почувствовала силу, которую невозможно было сравнить ни с чем. Она вдруг начала спокойно говорить, и таким голосом, что индейцы тут же отпустили пленников и стали слушать ее. В полном изумлении они услышали, что маленькая девочка обращалась к ним на их языке, умоляя вспомнить Великого Духа, который не хочет, чтобы они сделали плохо своим белым друзьям. Дедушка и маленькая девочка онемели от изумления. Никто из их отряда не знал ни единого слова на этом странном языке, и все же Джейн говорила свободно и властно, как если бы знала его всю свою жизнь. Индейцы закивали и отдали часы, нож и отобранную одежду. Затем они пожали всем руки и тихо ускакали» (пересказано Lucile C. Reading, «Shining Moments,» Children’s Friend, July 1941, p. 41).
Какой духовный дар получила Джейн Гровер? (Дар языков.) Почему она смогла обратиться к индейцам на их языке? (Она молилась Небесному Отцу о помощи; она стремилась получить этот дар.)
Исцеление Джона
«Одиннадцатилетний Джон Рутхуф [бывший членом Церкви] жил в Роттердаме, Голландия. Когда-то он с радостью ходил в школу и церковь, играл с друзьями и занимался всем тем, что так нравится мальчикам. Затем внезапно поразившая его глаза ужасная болезнь привела к потере зрения. Он уже больше не ходил в школу и не мог читать. Он даже не мог видеть достаточно хорошо, чтобы играть с друзьями. Каждый день был наполнен мраком и страданием.
Святые последних дней в Голландии узнали, что Президент Джозеф Ф. Смит [седьмой Президент Церкви] собирается посетить их. Джон постоянно думал об этом и в конце концов сказал маме: ‘У Пророка самая большая сила среди всех людей на Земле. Если ты возьмешь меня на собрание, чтобы он мог посмотреть мне в глаза, я верю, что исцелюсь’.
Когда в следующее воскресенье собрание уже подходило к концу, Президент Смит вышел на задний двор маленького молитвенного дома, чтобы поприветствовать людей и обменяться рукопожатием с каждым. Сестра Рутхуф помогла Джону, глаза которого были закрыты повязкой, подойти вместе с другими, чтобы пообщаться с любимым руководителем.
Президент Смит взял слепого мальчика за руку и затем осторожно приподнял повязку и заглянул в наполненные болью глаза Джона. Пророк благословил Джона и обещал, что он будет видеть снова.
Придя домой, мать Джона сняла повязку с его глаз, чтобы промыть их, как советовали врачи. Когда она сделала это, Джон закричал от радости: ‘О, мама, мои глаза исцелились! Я прекрасно вижу, и так далеко! И я не чувствую никакой боли!’» («President Smith Took Him by the Hand,» Friend, Aug. 1973, p. 36).
Какой духовный дар получил Джон Рутхуф? (Вера в исцеление.) Благодаря чему исцелился Джон? (Он стремился получить исцеление и верил, что у Пророка есть дар исцелить его.)
Первое миссионерское морское путешествие апостола Павла
1. Павел и Варнава отплывают на Кипр. Руководители Антиохийской церкви избрали Павла и Варнаву для благовестия на западе (Деяния 13:4-12). Вместе с Иоанном Марком они сели на корабль в Селевкии и поплыли через Средиземное море на Кипр. Они проповедовали в Саламине, крупнейшем городе острова, а затем отправились через остров в Паф.
2.Елима волхв. В Пафе братья проповедовали проконсулу острова Сергию Павлу, но лжепророк волхв ВарИисус отвращал проконсула от веры. После слов Павла лжепророк ослеп, а проконсул принял веру. Затем Павел, Варнава и Иоанн Марк оставили Паф и высадились в Перги, в районе Памфилии, на узкой полосе между морем и Таврскими горами (Деяния 13:13-52). Иоанн Марк оставил попутчиков в Перги, а Павел с Варнавой по крутой дороге поднялись на плато Писидии в Галатии. Когда иудеи не стали слушать Павла, он начал проповедовать язычникам, и иудеи выгнали Павла и Варнаву из Антиохи Писидийской (Деяния 14:1-20). После этого они спустились с гор, и пошли на восток к Ликаонии. Сначала они пришли в Иконию, торговый центр на дороге из Асии в Сирию, но затем вынуждены были бежать в Листру, в 40 км. к югу.
3. В Листре Павла и Варнаву принимают за богов после излечения Павлом хромого от рождения. Братья всю славу за чудо отдают Богу. В Листру прибыли иудеи из Антиохи и Иконии и, возбудив народ, побили Павла камнями. Павла вытатащили за город, думая, что он умер. Но Павел чудесным образом остался в живых, поднялся и вернулся в город. На следующий день Павел с Варнавой совершили путешествие до приграничного города Дервии на расстоянии 80 км. Потом братья тем же путем вернулись обратно. Из Антиохи Писидийской Павел и Варнава, спустившись с гор, отправились обратно в Памфилию на побережье (Деяния 14:21-28). Сначала они остановились в Перги, в которую приплыли, а потом пошли на запад в Атталию, главный порт, через который товары из Асии отправляли в Сирию и Египет. Там они нашли корабль, отплывавший в Селевкию, порт Антиохи Сирийской. Так закончилось первое миссионерское путешествие.
Путешествия апостола Павла: основные города и церкви
Все путешествия апостола Павла, описанные в Библии. Ученые посчитали, что Павел преодолел более 16-ти тыс. км. в своих миссионерских путешествиях, и это несмотря на то, что в то время не было быстрого авиа, ж/д и автотранспорта. Павел тяжело трудился, переходя из города в город главными дорогами Римской империи. В городах он проповедовал и образовывал христианские общины, которые он затем старался опять посещать для наставления и вел с ними переписку. В итоге Павел совершил 5-ть путешествий, которые описал его друг и соратник Лука в Книге Деяния.
Путешествие Павла в Рим
В Кесарии началось путешествие в Рим протяженностью в 3200 км. (Деяния 27:1-28:1). Чтобы не выходить в открытое море, корабль плыл вдоль берега. В Мирах Павел сел на судно, которое направлялось в Италию. Они с трудом добрались до Книда, потом до Крита и высадились в Хороших Пристанях. Следующей остановкой был Финик, но корабль отнесло ветром к югу от острова Клавда, а потом он дрейфовал 2-е недели, пока не потерпел крушение у берегов острова Мелит.
На острове Мелит мореплаватели провели 3-и месяца (Деяния 28:1-6). Потом они на другом корабле проплыли 160 км. до Сиракуз, столицы Сицилии, потом до Риги и наконец они бросили якорь в Путеоле. По дороге в Рим Павел побывал на Аппиевой площади и в Трех Гостиницах.
Читайте также: