Путешествие павла в испанию
После обращения Савл в течение трех лет находился в Аравии и уже потом почувствовал, что созрел для проповеди. Ее он начал в Дамаске. Но оттуда скоро вынужден был бежать, так как стал подвергаться преследованиям со стороны иудеев и областного правителя царя Ареты (см. Деян. 9, 19-25; 2 Кор. 11, 32). Кстати, именно упоминание Ареты, установившего свой контроль над Дамаском на не очень долгое время, позволяет датировать эти события серединой тридцатых годов[329].
Павел пришел в Иерусалим для знакомства с апостолами — руководством Церкви. Понятно, что как поначалу в Дамаске, так и на этот раз в Иерусалиме, к нему не сразу прониклись доверием. Решающую роль сыграла рекомендация Варнавы, так что в конце концов:
. узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (Гал. 2, 9).
Некоторое время Павел жил в родном Тарсе, а «по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма»[330], куда Павла призвал Варнава.
«Выбор Варнавы был не случайным. Он знал от Павла, что тот поставлен Самим Христом для проповеди язычникам, а именно в Антиохии произошли первые массовые обращения в христианство «эллинов» (греков, сирийцев, римлян). Возникновение смешанной еврейско-эллинской общины создало множество сложных проблем, которые, как надеялся Варнава, Павел мог помочь разрешить»[331].
Действительно, мы увидим, что значительную часть своей благовестнической энергии Павел будет тратить на то, чтобы найти решение очень важной проблемы: как примирить в одной Церкви две ее столь разные части, как христиане из иудеев (иудео-христиане) и христиане из язычников (языко-христиане). С одной стороны были люди с богатым опытом Священной истории и знанием Богооткровенного Закона, а с другой стороны — те, кто до этого никогда не слышал о едином истинном Боге и не был знаком с Законом как Его Словом. Или, пользуясь образами знаменитой притчи: как старшему брату трудно было преодолеть свою ревность при виде столь «расточительной» милости Отца, так и блудному сыну трудно было поверить в возможность быть принятым в Отчий дом (см. Лк. 15, 11-32).
Многие послания апостола Павла будут посвящены именно этой теме — спасения и примирения (ср. Еф. 2, 14; § 39. 3) во Христе всех — и иудеев, и язычников.
«Эта проблема оставалась одной из самых трудных и болезненных. Защитники соблюдения правил, обязательных для членов ветхозаветной общины, ссылались на прямые свидетельства слова Божия (например, Быт. 17, 9-10). Апостол не отрицал, что эти правила даны по воле Господней, но указывал на спасающую веру во Христа, которая лишает сотериологического значения как формальную принадлежность к израильской общине, так и ее обряды. Однако в полном своем объеме вопрос окончательно решен не был. Он просто потерял свою актуальность, когда иудейская община окончательно отвергла христианство, а христиане-евреи постепенно растворились в массе христиан-эллинов (или же образовали обособленные иудео-христианские секты)»[332].
Различают три миссионерских путешествия[333] ап. Павла, в рамках которых он постепенно евангелизировал Малую Азию и Грецию. Рассказ св. Луки в Деян. и данные Павловых посланий в целом соответствуют друг другу, хотя о своем первом, «дособорном» (см. ниже) путешествии ап. Павел нигде в своих посланиях не упоминает.
Карту миссионерских путешествий ап. Павла можно найти в конце почти любого издания Библии или Нового Завета, не говоря уже о специальных атласах Библейской истории.
В своих путешествиях Павел действовал примерно по одному и тому же сценарию. Спутники останавливались в более-менее крупных населенных пунктах, причем только в тех, где была синагога, в которой собиралась местная иудейская община. Перво-наперво Павел шел — как правило, в субботу — именно туда. Ведь там он был свой, он знал, как себя вести и имел право участвовать в молитве и рассуждениях о Законе. Но главное, он мог там обратиться к людям, которые по определению должны были узнать об Иисусе как ожидаемом ими Мессии и уверовать в Него. Реакция была различной: кто-то уверовал и принимал Крещение, но большая часть с негодованием отвергала услышанное, иногда покушаясь даже на жизнь Павла (см. Деян. 14, 19). Тогда Павел обращался к язычникам (см., например, Деян. 13, 46), часть которых, кстати, благодаря той же синагоге уже уверовала в Единого Бога (т.н. «боящиеся Бога», см. § 6). В конечном итоге язычники, обратившись ко Христу, и становились основной паствой Павла.
Первое миссионерское путешествие (46-49-е годы)
В свое первое[334] миссионерское путешествие ап. Павел отправился вместе с Варнавой[335] и Иоанном, прозванным Марком (вероятно, будущим евангелистом Марком, см. § 42. 3). Маршрут его охватил остров Кипр и города южного побережья Малой Азии. Это самое небольшое по географии из путешествий апостола. Но уже здесь наряду с успехом своей миссии (уверовал проконсул Кипра) он столкнулся и с непониманием, и с неприятием со стороны синагоги, и с преследованиями:
. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим (Деян. 14, 19; ср. Деян. 13, 50; 14, 5 и др.; 2 Кор. 11, 23-27).
И уже в это время дала о себе знать проблема вхождения язычников в Церковь, выросшую из ветхозаветных традиций. Вернувшись из первого путешествия, Павел принял участие в соборе, на который собрались в Иерусалим апостолы-руководители Церкви, чтобы и обсудить данную проблему.
Вопрос о необходимости соблюдения всех норм иудейского Закона язычниками, принимавшими христианство, был первым вопросом, который Церковь решила путем соборного обсуждения. Апостолы собрались в Иерусалиме в 49-м году под председательством первого Иерусалимского епископа — ап. Иакова Праведного. Здесь были и другие столпы Церкви, такие, как Петр. В их числе был и Павел. Решение собора было изложено в форме послания к антиохийской церкви, потому что именно в ней — первой крупной языко-христианской общине — вопрос возник в наиболее острой форме. Собор освободил христиан из язычников от соблюдения иудейских обрядов, предписав лишь «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15, 29). Такое решение стало церковной санкцией, которой Павел руководствовался в своей дальнейшей проповеди (см. Гал. 2, 1-10).
2-е миссионерское путешествие (50–53-й годы)
География 2-го миссионерского путешествия охватила гораздо большие территории, чем 1?го. На этот раз ап. Павла сопровождали Силуан (Сила), Лука (будущий евангелист и дееписатель[336]) и Тимофей.
Апостол пересек пролив и ступил на европейскую землю. В Македонии и Греции — в Филиппах, Фессалонике и Коринфе — были основаны новые общины. В них вошли в основном бывшие язычники, хотя в Коринфе, например, крестился сам начальник синагоги. В Афинах Павел выступал не только в синагоге, но в Ареопаге, существенно скорректировав и свою проповедь. Он говорил об Иисусе не как о Мессии, а как о Муже, которого воскресил Бог-Творец, сотворивший небо и землю и «от одной крови произведший весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (см. Деян. 17, 22-31). Правда, проповедь в Афинах тогда не возымела особого успеха (см. Деян. 17, 32-34).
С новообразованными общинами ап. Павел продолжал общаться и по отбытии от них, посылая письма (послания). Мы будем приводить наиболее вероятную хронологическую последовательность написания Павлом посланий по ходу рассказа о его благовестнической деятельности. Уже во время 2-го миссионерского путешествия Павел из Коринфа написал два послания к христианской общине в Фессалонике (1 и 2 Фес. [337]), которую вынужден был спешно покинуть под угрозой гонений со стороны местных иудеев. Впоследствии отношения Павла с образованными им общинами были различны: от искренней дружбы (как с филиппийцами), до вынужденных довольно неприятных объяснений, когда Павел должен был доказывать свой апостольский авторитет (как в случае с коринфянами).
3-е миссионерское путешествие по своей географии было во многом повторением 2-го: ап. Павел главным образом посещал уже основанные им общины или, если не имел возможности посетить их лично, писал послания. Именно таково происхождение весьма объемных и эмоциональных Посланий к Коринфянам (1 и 2 Кор.). Павел писал коринфянам, находясь уже в Ефесе — крупном малоазийском центре, который стал вскоре и своеобразной «штаб-квартирой» христианской проповеди в округе.
Вероятно, во время 3-го миссионерского путешествия были написаны также Гал.[338] и Рим. Если под галатами подразумеваются христианские общины, которые основал Павел в малоазийской провинции Галатии во время 1-го или 2-го миссионерских путешествий, то Послание к Римлянам обращено к общине, в которой Павел еще никогда не был, но которую непременно хотел посетить как знаменитую многочисленную столичную церковь. Иначе говоря, ап. Павел в любом случае собирался посетить Рим, но, наверное, не предполагал, что попадет туда, находясь под стражей.
Арест, путешествие в Рим и кончина (59–67-й годы)
Вернувшись в Иерусалим из 3-го путешествия, Павел был арестован римскими властями. Надо отдать должное — это фактически спасло ему жизнь. Звание римского гражданина не позволило допустить самосуд иудейских фанатиков, и он мог требовать законного суда перед кесарем. Два года он просидел в тюрьме в Кесарии, а после этого под конвоем его отправили по морю в Рим. Это было трудное плавание, оно закончилось кораблекрушением у берегов Италии (на острове Мальта). В конце концов Павел достиг Рима.
Находясь в узах, апостол написал целую группу посланий, называемых «посланиями из уз» («тюремными посланиями»): Флп., Флм., Кол. и Еф.[341]
Наконец, уже на закате свой жизни, когда апостол явственно почувствовал, что необходимо позаботиться о дальнейшем сохранении проповеданного Благовестия в основанных им общинах и о внутреннем их благочинии и единстве, он написал послания своим верным преемникам, которых поставил руководить церквами — Тимофею и Титу (1 и 2 Тим. и Тит.). В поздней церковной традиции эти три послания были названы Пастырскими.
Свидетельство апостола Павла: 1 Кор. 15
Свидетельство апостола Павла: 1 Кор. 15 Многие, вероятно, скажут вслед за популярными богословами: «Неужели Павел, первым упомянувший о воскресении, вел речь не о духовном теле? Разве в его представлении воскресение не носило нематериальный характер? И разве явление Христа
1:12 — 2:4 Павел объясняет, почему нередко меняет маршруты своих миссионерских путешествий
1:12 — 2:4 Павел объясняет, почему нередко меняет маршруты своих миссионерских путешествий 12 Этот стих Павел начинает, вступаясь за свою честь. В своих взаимоотношениях с коринфянами он всегда действовал в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по
3. Реакция Апостола Павла (ст. 8–10)
3. Реакция Апостола Павла (ст. 8–10) Положение дел в галатийских церквях вам должно быть уже ясно. Лжеучителя искажали Евангелие, и поэтому последователи Павла переходили к иному благовествованию. Первой реакцией Апостола было бесконечное изумление, ошеломление. Стих 6:
Послания апостола Павла
Послания апостола Павла Значение посланий святого апостола Павла Из всех новозаветных священных писателей более всего в изложении христианского учения потрудился апостол Павел, написавший 14 посланий. По важности своего содержания они справедливо называются «вторым
Обзор учения апостола Павла
Обзор учения апостола Павла Послания Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых апостолом Павлом, истин Христовой веры, как,
1. Свидетельство апостола Павла
1. Свидетельство апостола Павла Самые ранние из известных нам христианских текстов — это письма апостола Павла. Они содержат древнейшие упоминания о воскресении Иисуса. Довольно кратко об этом говорится уже в самом древнем из сохранившихся Павловых писем (ок. 50 н. э.): «Мы
Обзор учения ап. Павла
Обзор учения ап. Павла Послания св. ап. Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых ап. Павлом истин Христовой веры, как например: о
Обзор русских путешествий в Святую землю
Обзор русских путешествий в Святую землю «Се аз недостойный, игумен Даниил, худший во всех мнисех, смирен сый грехи многими, недоволен о всяком деле блазе, понужен мыслию своею, нетерпением своим, восхотех видети святый град Иерусалим и землю обетованную и места святая:
ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ
ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние послания (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие послания
ПУТИ АПОСТОЛА ПАВЛА
ПУТИ АПОСТОЛА ПАВЛА Апостол Павел спешил в Иерусалим. По пути он остановился в Кесарии, в доме Филиппа.Пришел из Иудеи пророк по имени Агав, вошел в дом Филиппа, взял пояс Павла, связал себе руки и ноги и сказал: — Владельца этого пояса свяжут иудеи в Иерусалиме и отдадут
Глава XXV. Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1-6). Апостол на суде Феста (7-12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13-27)
Глава XXV. Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1-6). Апостол на суде Феста (7-12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13-27) 2 Первосвященник - Измаил, сын Фаби, которого Феликс поставил на место
Глава XXVIII. Окончание путешествия Апостола Павла в Рим - от Мальты до Рима (1-14). Прибытие в Рим (15-16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31)
Глава XXVIII. Окончание путешествия Апостола Павла в Рим - от Мальты до Рима (1-14). Прибытие в Рим (15-16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31) 1 "Узнали. " - очевидно, от жителей острова о его названии Мелит - нынешняя Мальта,
Глава XXII. Общий обзор деяний Павла
Глава XXII. Общий обзор деяний Павла Павлу предстоит прожить еще более трех лет, и эти три года не будут самыми бездеятельными в его полной трудов жизни. Мы покажем даже, что и карьера его апостольских путешествий, по всем видимостям, продолжалась. Но эти путешествия шли уже
Путешествие по Испании
Испания, куда направился ап. Павел из Рима весной 66-го года, своим северо-восточным берегом находилась от остийской гавани очень недалеко, и апостолу до этого пункта на свое плавание нужно было бы употребить сравнительно очень немного времени. Но более чем сомнительно, чтобы намеченным местом высадки апостола были северо-восточные берега. Прежде всего, по свидетельству Страбона, эти берега не имели в то время удобных гаваней. А это отсутствие гаваней ясно говорило о неразвитости торговли этих прибрежных местностей и о редких сношениях их с Римом и другими странами. Поэтому едва ли ап. Павел нашел такой корабль, который бы отправлялся из Остии именно к северо-восточным берегам. Да апостол и сам не желал высаживаться на них. Он заботился не о близости конечного пункта своего плавания, но о той возможной пользе, которую он мог принести своей проповеднической деятельностью. Но в странах, лежащих по восточным берегам Испании, равно как и далее в глубь полуострова, жили тогда разрозненные племена, среди которых христианская проповедь была бы очень затруднительна и не могла обещать, благоприятных результатов.
Совершенно другое нужно сказать о жителях южной Испании, так называвшейся Бетики. Бетика или Турдитания по своему свободному государственному устройству, строго определявшемуся римскими законами, была самой благоприятной местностью для проповеди апостола. Ап. Павел еще в Риме мог знать об этих особенностях Бетики и решил, конечно, воспользоваться случаем проповедовать Христово Евангелие на доступном ему латинском языке под покровительством римских законов и при веротерпимости, которую всюду приносили с собой римляне завоеватели и римляне колонисты. Кроме этих благоприятных условий для предстоящей проповеди апостола к его поездке прямо в Турдитанию (Бетику) могла склонить его и та сравнительная легкость, с которой можно было найти для не корабль в остийской гавани. «В этой римской гавани, по замечанию того же Страбона, между различными кораблями, приходящими сюда, самые большие и многочисленные корабли Турди-танов». Такое постоянное деятельное сношение Турдитании с Римом объясняется в свою очередь той торговой деятельностью, которая вытекала из природных богатств этой страны. Богатство Турдитании состояло особенно в прекрасных лесах, дававших великолепный строительный материал; кроме того плодородная почва давала обильные урожаи хлеба; в хорошем теплом климате росли богатые виноградники. Эти произведения страны почти исключительно отвозились в Рим, и здесь, потому, всегда можно было найти разгружавшееся турдитанские корабли. На одном-то из них и отправился ап. Павел в новое место своей деятельности. – Плавание не могло быть ни продолжительным, ни опасным. Путь, и сам по себе недалекий, значительно сокращался восточными ветрами, которые и были для апостола попутными. Быстро проплыл апостол мимо островов Корсики и Сардинии; миновал некоторые другие острова, проехал между Геркулесовыми столбами по Гибралтарскому проливу и высадился в приморском городе Астах.
Источник: Орлов Н., прот. Последние годы жизни св. апостола Павла. // «Странник» № 9–11. – Спб., 1913., С. 187–217; 323–347; 513–553.
Путешествие павла в испанию
Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.
Проповедь святых апостолов в Испании - один из самых спорных моментов в церковно-исторической литературе. По преданию, здесь проповедовали апостолы Павел и Иаков Зеведеев.
Продолжение.
Начало см. в №6, 7-8 2006 г.
Как известно, книга Деяний святых апостолов заканчивается первым заключением апостола Павла в Риме, его освобождением из уз и свободной проповедью в Вечном городе в течение двух лет. Находясь в темнице, апостол в своих Посланиях выражает надежду на освобождение и желание вновь посетить места своих миссионерских путешествий. Во Втором же послании к Тимофею апостол Павел говорит: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2 Тим. 4, 6), что явно свидетельствует о вторых узах, закончившихся его мученической кончиной.
Предание о путешествии апостола в Испанию основывается на немногих свидетельствах. Одно из них – его собственное высказывание: «Как только предприму путь в Испанию, приду к вам» (Рим. 15, 24), не подтвержденное в других книгах Нового Завета. Из этого многие исследователи его жизни делают вывод, что свое намерение посетить Испанию он не исполнил.
Третье свидетельство об освобождении из первых уз и о четвертом миссионерском путешествии апостола Павла находится в отрывке из документа II века, открытого в 1740 году итальянским историком Людовико Муратори: «Деяния всех апостолов описаны в одной книге. Лука собрал воедино для благочестивого Феофила то, что, в частности, случилось при его глазах, – как видно из того, что он опустил страдание Петра так же, как отбытие Павла, отправившегося из Рима в Испанию». Но поврежденность этого манускрипта дала повод исследователям проигнорировать его.
Как известно, апостол Павел пострадал во время гонений императора Нерона, которые последовали после пожара в Риме летом 64 года. Римляне обвиняли самого императора в поджоге города в угоду своим наслаждениям. Чтобы отвести от себя их подозрения, император указал на христиан, в виновность которых горожане легко могли поверить. Римский писатель Тацит в своих «Анналах» повествует: «Нерон выставил виновниками людей, которых народ и без того ненавидел за их пороки и называл христианами… Сначала были схвачены те, которые признавали себя христианами, а затем, по их указанию, захвачено было множество лиц, которых и уличили не столько в поджоге, сколько в ненависти к человеческому роду». По сути, «Анналы» Тацита являются единственным источником сведений о начале гонений на христиан в Риме в царствование Нерона. Но здесь ясно лишь то, что основной причиной этих гонений был пожар в Риме. Подробности же процесса против христиан в этом рассказе не указаны, что и послужило критическому к нему отношению. «Анналы» были написаны позднее правления Нерона, когда христиан уже именовали «недозволенной и вредной сектой». В период же гонений при Нероне сами последователи Христа называли себя «братьями» или «учениками».
Время их кончины относят к различным датам: или к 64-му, или к 67-му годам по Р.Х. При этом отмечают, что апостол Петр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел усечен мечом, как римский гражданин. В начале процесса, когда христиан тысячами влекли на растерзание зверям и превращали в огненные факелы для освещения в ночное время императорских садов, с римским гражданством кого-либо из них вряд ли стали бы считаться, и, в таком случае, апостол Павел был бы предан самой позорной смерти. К тому же, учитывая, что деяния апостола не могут сводиться лишь к путешествию до первых уз, и два-три года – слишком малый срок для полноценной миссионерской деятельности, то вероятнее относить время мученичества апостола Павла к концу правления Нерона, к 67-му, а не 64-му году.
Из-за скудности сведений нет возможности более точно установить путь апостола. Учитывая положение, создавшееся в Малоазийских Церквах, – прежде всего, в Колосской, – следует предположить, что в начале своего четвертого миссионерского путешествия он посетил именно Малую Азию. По дороге апостол Павел сделал остановку на острове Крит, где огласил евангельской проповедью местных жителей и поставил для них епископом своего спутника Тита, чтобы тот продолжил дело благовестия и церковного устроения.
Далее апостол следует в город Колоссы, о чем свидетельствует его Послание к Филимону: «Надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (Фил.1, 22). Затем в Антиохию Писидийскую, Иконию, Листру и Дервию, а оттуда – в город Никополь Киликийский: «Поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму» (Тит. 3, 12). Из Никополя апостол Павел направляется в Ефес, где рукополагает в епископы своего спутника Тимофея. После этого он посещает города Милет и Троаду, где им были оставлены у христианина по имени Карп фелонь и сумка с книгами.
Из Малой Азии путь первоверховного апостола лежал в Македонию и город Коринф. Можно предположить, что после этого он побывал в Далмации, Галлии и оттуда уже направился в Испанию. Возможно, во время пребывания в этой стране апостол Павел «был взят и приведен в Рим и снова был заключен, уже как христианин, где и был усечен мечем в 67 году». По другим сведениям, он добровольно прибыл в столицу империи, ибо не мог оставаться в стороне от постигшей римских христиан беды.
Что же касается самой Испании, то здесь до сих пор существует предание о проповеди апостола Иакова Зеведеева в 40 году по Р.Х. Документальных свидетельств этому нет. Историки относятся к преданию весьма скептически и считают его «темным произведением средневекового невежества», «не выдерживающим никакой критики». Из книги Деяний святых апостолов мы знаем, что ученик Христа Иаков Зеведеев был усечен мечом примерно в 44 году по Р.Х. В это время апостолы проповедовали только среди иудеев.
Но известно также, что иудейские поселения в Испании начали появляться вскоре после смерти Александра Македонского, то есть в I веке они вполне уже могли здесь существовать. Между провинциями Римской империи имелась превосходная система дорог, по которым проповедники могли бы достигать различных городов и селений.
Святой апостол Павел, говоря о своем возвращении в Иерусалим из Дамаска и встрече с апостолом Петром, отмечает: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1, 19). Это было еще до того, как он отправился в свое первое миссионерское путешествие. Стало быть, первые ученики Христа уже в это время проповедовали слово Божие вне Иерусалима, вне Палестины, а, значит, могли доходить и до дальних провинций Римской империи. Отсюда, апостол Иаков Зеведеев вполне мог проповедовать слово Божие на испанской земле.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что проповедь слова Божия в Испании велась в апостольские времена. В 306 году на Эльвирском соборе присутствовало 19 епископов из различных городов Испании, что говорит о том, сколь широкое распространение получила здесь к этому времени Благая Весть.
Алексей ЗУБОВ,
послушник Вознесенского
кафедрального собора
Обнять святого Иакова |
Галилейский рыбак Иаков одним из первых был призван к подвигу апостольского служения: «И пройдя . немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, так же в лодке починивающих сети, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк 1, 19-20). Впоследствии, за проповедническую силу и праведный гнев по отношению к неразумным язычникам, сыновья Зеведея получили от Спасителя прозвище Воанергес, что означает «сыны грома».
Иаков удостоился особой милости Учителя - быть избранным из избранных: именно ему, вместе с апостолами Петром и Иоанном, Иисус не раз открывал Свою Божественную сущность. Иаков присутствовал при чудесном воскрешении из мертвых дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня. Он же сопровождал Иисуса Христа той тревожной ночью в Гефсиманский сад, когда Спаситель молился, зная, что вскоре Ему предстоит испытать страшные страдания во искупление грехов человеческих.
Когда ученики Христа, приняв силу Святого Духа, разошлись по разным землям, чтобы просветить мир светом Евангелия, апостол Иаков Зеведеев, согласно легенде, отправился проповедовать Благую весть в римской провинции Испании. А спустя несколько лет Иакову, возвратившемуся в Иерусалим, суждено было, во славу Божию, испить свою чашу страданий - он стал первым из учеников Христа, принявшим мученическую смерть за проповедь Его учения.
В 44 году от Р.Х. внук Ирода Великого, царь Агриппа, люто ненавидевший христиан, приказал схватить апостола и отрубить ему голову. Согласно рассказу Евсевия, цитировавшего Климента Александрийского, воин, который вел святого Иакова на казнь, настолько вдохновился его проповедью, что тут же обратился в христианство, после чего вместе с апостолом приял мученический венец. Ученики тайно положили тело святого Иакова Зевелеева в лодку, которая после длительного плавания, хранимая сенью ангельских крыл, чудесным образом пристала к испанскому берегу.
Благочестивые христиане, нашедшие святые останки, перенесли их в город Ириа Флавиа (современный Эль-Падрон).
На протяжении нескольких последующих веков судьба мощей была скрыта завесой тайны. Но пришел срок, и их вновь обрели. Некоему благочестивому отшельнику по имени Пелайо было явлено чудесное видение, а пастухи, увидевшие звезду, стоявшую в небе, указали Пелайо место их нахождения. Саркофаг с мощами апостола Иакова обрели именно в том месте, над которым светила звезда. Город, основанный здесь позднее, получил название Компостела - Campus stella, что в переводе с латинского означает «Поле звезды».
Это было время, когда Испания страдала под игом завоевателей. В 711 году арабские войска стремительно завоевали почти весь Пиренейский полуостров. И лишь в его северо-западной части все еще продолжало существовать небольшое христианское королевство Астурия, населенное потомками вестготов и включавшее в себя такие провинции, как Галисия и Леон. Потому для его жителей, сумевших в условиях окружавшего их исламского засилья сохранить свою веру, обретение саркофага со святыми останками избранного Христом ученика стало событием огромной духовной важности и подтверждением того, что Спаситель не оставил их без Своей помощи. Об этом чудесном событии незамедлительно сообщили в Рим Папе Льву III; он же, на правах понтифика, поспешил оповестить о нем весь христианский мир.
Первым святилищем, возведенным над могилой апостола в начале IX века по приказу астурийского короля Альфонсо II Скромного и епископа Теомидоро, стала небольшая церковь, которой четвертого сентября 829 года были дарованы, согласно королевской грамоте, особые привилегии.
Спустя некоторое время святой Иаков явил свою милость другому астурийскому королю - Альфонсо III Великому (866-910 гг.). В надежде на защиту от взбунтовавшихся внутри страны мятежников король торжественно объявил апостола своим покровителем, и святой помог войскам правителя одержать скорую победу. Преисполненный благодарности, Альфонсо III, при поддержке епископа Сиснандо, повелел возвести на месте прежней церкви великолепную базилику. Работы продолжались в течение 35 лет, и, по окончании строительства, базилика стала самым большим зданием, возведенным во время правления этого короля. Она имела просторные нефы, очень красивые боковые аркады и прямоугольную апсиду.
Однако, в те, далеко не спокойные для Испании времена, когда благочестию и благополучию местных христиан угрожал могущественный Кордовский халифат, базилике не суждено было долго украшать собою святыню. В 997 году халиф Альмансор, пощадив мощи святого Иакова и не допустив их осквернения, полностью разрушил саму базилику. Спустя три года после этого были начаты восстановительные работы, но былого великолепия и величия базилика достигла лишь 80 лет спустя, усилиями местного епископа Диего Пелаза. В течение следующих столетий собор неоднократно перестраивался, а в XVIII веке его и без того внушительный фасад был перестроен архитектором Антонио Гороем в блестящем барочном стиле.
Первые пилигримы приходили поклониться гробнице апостола Иакова еще в Х веке, когда в воздухе витали эсхатологические (эсхатология - учение о конце света) настроения, и конец тысячелетия виделся концом мира. В те времена христиане, как никогда искренне, стремились избавиться от грехов, отягощавших их совесть, дабы смело предстать на Страшном Суде.
С давних времен в Сантьяго существует обычай отмечать 25 июля как день памяти Иакова Зеведеева. Когда он выпадает на воскресенье, Католическая Церковь отмечает Год Иакова, или Год юбилея. В этот год христианам, посетившим с благими намерениями мощи апостола, даруется полное отпущение грехов. Традиция очищающего Юбилея была заимствована католическими теологами из Ветхого Завета. Исидор Севильский (испанский церковный деятель и писатель) называл Юбилей «Годом прощения грехов».
В ХI веке подобное прощение предлагалось всем, кто пожелает принять участие в Реконкисте (отвоевании Испании у арабов), и паломникам, совершившим особенно сложные и опасные путешествия ради поклонения святым гробницам. В те времена страстное желание испанцев освободить свою землю от мавров было настолько сильным, что Папа Римский даже запретил испанским христианам принимать участие в Крестовом походе на Иерусалим, мотивируя это тем, что им гораздо важнее изгнать неверных с собственной территории.
Но проходили столетия, и разрушительные разногласия, раздиравшие саму Католическую Церковь, привели к упадку религиозности и нанесли мощный удар традиции поклонения святым мощам и вере в их благодатную силу. «Масла в огонь» подлило также и то обстоятельство, что церковь Сен-Сатурнен, находящаяся во французском городе Тулузе, опираясь на другую версию легенды о святом Иакове, заявила о том, что именно в ней находятся подлинные останки апостола.
Только столетие спустя, в конце XX века, собор в Сантьяго-де-Компостела вновь привлек внимание католических паломников. По прибытии в город они предъявляют в соборе специальный документ «credencial» (паспорт пилигрима, действующий еще со времен Средневековья) с отметками, сделанными в находящихся на пути церковных пунктах, после чего получают написанный на латыни «Сертификат Компостелы». При этом путешественнику нужно дать чистосердечный ответ на вопрос церковных властей о том, с какими намерениями он отправился в путь; и, если его помыслы не соответствуют благочестию, ему выдается совсем иной тип документа.
В 1999 году «Сертификат Компостелы» получили более 150 000 паломников. Этот год был Святым, или Юбилейным, годом святого Иакова. Следующие Юбилейные годы - 2004, 2010, 2021, 2027-й.
Но получение «Сертификата», или полного отпущения грехов, отнюдь не является конечной целью подлинного паломничества. Главное - это использование полученного благословения для совершения добрых дел и оказания бескорыстной помощи ближнему. Иначе слова, сказанные апостолом Иаковом почти две тысячи лет назад: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), станут просто пустым звуком.
В кафедральном соборе города Сантьяго-де-Компостела совершено первое в истории православное богослужение
13 ноября 2004 года в кафедральном соборе города Сантьяго-де-Компостела, где покоятся мощи святого апостола Иакова Зеведеева - величайшая святыня христианской Испании, было совершено первое в истории собора православное богослужение. Вместе с настоятелем Христорождественского прихода в Мадриде священником Андреем Кордочкиным в богослужении приняли участие более сорока православных паломников.
По преданию, святой апостол Иаков проповедовал на Пиренейском полуострове. После мученической смерти святого в Иерусалиме, его мощи перевезены в нынешнюю Галисию. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. К XI веку паломничество в Сантьяго стало для христиан Запада вторым по значимости после паломничества в Святую Землю. В последние годы древняя традиция возрождается - чтобы получить свидетельство о пройденном «пути Иакова», паломник должен пройти сто или проехать двести километров на велосипеде.
– К ближайшему ученику Спасителя, принесшему в Испанию Благую весть, мы обращаем сегодня наши молитвы, прося о помощи в нуждах нашего прихода. Вечерня у мощей апостола - видимый знак того, что Божье благословение и молитвенное заступничество святого Иакова пребывают со всеми нами, - сказал отец Андрей, обращаясь к православным паломникам после богослужения.
Освобождение и четвертое миссионерское путешествие
После двух лет, проведенных в узах в Риме, апостол Павел был освобожден. Нам неизвестно, состоялся ли над ним суд или же он был оправдан и освобожден в связи с тем, что его обвинители так и не прибыли в Рим, дабы предстать на суд императора.
Согласно предположениям исследователей, подтвержденным текстами Посланий к Титу и к Тимофею, апостол воспользовался своей свободой для последнего - четвертого - миссионерского путешествия. Наибольшие споры вызывает вопрос о том, куда направился апостол Павел после освобождения. Относительно этого существует несколько версий.
Согласно местному римскому преданию, опирающемуся на Климента Римского, а также на тексты ранних Посланий, - апостол Павел совершил миссионерское путешествие в Галлию и Испанию. Однако эта версия не находит никакого подтверждения в церковном предании Галлии и Испании, поскольку Галлия чтит как просветителей учеников апостола Павла, а Испания - святого Иакова Компостельского. Согласно другой версии, опирающейся на поздние Послания самого апостола Павла, - он посетил уже основанные им христианские общины в Малой Азии, Ахайе и Македонии. Еще одна версия соединяет в себе две предыдущие - согласно этой версии, апостол, посетив уже основанные им Церкви и обеспечив пастырское преемство, отправился в Галлию и Испанию, но, узнав о Нероновом гонении в Риме, вернулся туда, дабы укрепить римских христиан в вере.
В данном случае вторая версия представляется наиболее вероятной. Скорее всего, освободившись из уз, апостол Павел предпринял путешествие на Восток, к тем церквам, которые почитали его своим учителем. Он побывал в Македонии, на Крите, в Никополе, в Коринфе, на Мелите, в Троаде, в Иконии, Листрах, в Колоссах, в Ефесе и Антиохии. Это путешествие было предпринято не столько для новой проповеди, сколько для утверждения христианской истины.
Основанные Павлом общины по-прежнему подвергались нападкам иудействующих проповедников, стремившихся противопоставить свою проповедь, основным требованием которой было соблюдение иудейского закона, проповеди апостола Павла. Еще одной язвой Церкви того времени стали различные гностические учения. В то время, когда апостол Павел находился в узах, до него стали доходить слухи о том, что различные религиозно-философские течения языческого толка, бытовавшие по всей Римской Империи, стали находить прибежище и в Церкви, так что еще в Посланиях из уз он предостерегал христианские общины от проповедников «лжеименного знания».
Апостол Павел сделал все возможное, дабы предостеречь своих духовных чад от соблазнов лжеименного знания. Помимо личной проповеди, в которой он свидетельствовал о Христе и о несовместимости духовной жизни христианина с гностической философией и мистериями, он поставил предстоятелями основанных им христианских общин своих ближайших учеников, в чистоте веры которых он мог быть уверенным.
Ревность апостола Павла о чистоте христианского учения по-прежнему вызывала раздражение у многих. И если раньше ему приходилось сталкиваться только со своими соплеменниками, обращенными в христианство, то на сей раз он вынужден был противостоять многим собственным обращенцам из язычников, питавшим слабость к тайным знаниям. Об этом свидетельствуют последние - так называемые пастырские - Послания апостола. Во время четвертого миссионерского путешествия апостолом Павлом были написаны три Послания: Послание к Титу, Первое Послание к Тимофею и Послание к Евреям.
Нам неизвестно, сколько продолжалось последнее путешествие апостола Павла. Согласно предположениям исследователей, оно было недолгим - примерно полтора-два года. После этого апостол вновь оказался в Риме - по своей ли воле он вернулся в столицу империи или был приведен туда как узник, также неизвестно.
Путешествие павла в испанию
CATALUNYA ORTODOXA / ПРАВОСЛАВНАЯ КАТАЛОНИЯ запись закреплена
ЛЕГЕНДА О МИССИОНЕРСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ АПОСТОЛА ПАВЛА В ИСПАНИЮ
изложенная прот. Н. Орловым в статье «Последние годы жизни св. ап. Павла».
Статья была опубликована на страницах нескольких номеров издаваемого Санкт-Петербургской Духовной Академией журнала «Странник» в 1913 году (Странник, 1913, №9. с. 187-217; №10. с. 323-347; №11. с. 513-533.). Миссионерскому путешествию апостола Павла в Испанию посвящены: страницы 333-347 в №10 и 513-515 в №11.
+ расшифровка текста каждой приведенной страницы, в комментариях к фотографиям:
+ текст глав, посвященных миссионерскому путешествию апостола Павла в Испанию, в формате doc:
+ главы, посвященные миссионерскому путешествию апостола Павла в Испанию, в формате pdf:
Читайте также: