Проведите сопоставительный анализ реформ солона в афинах и ликурга в спарте
Почти одновременно с реформами Солона в Афинах законодатель Ликург провел свои реформы в Спарте - втором из крупнейших полисов Греции. Однако в Афинах развивалась рыночная экономика и был выработан демократический строй, а Спарта, которая была частью все той же своеобразной греческой цивилизации, пошла совсем по другому пути.
Ее граждане были потомками дорийцев - последней волны переселявшихся из глубины Балканского полуострова греков.
Поэтому они сохранили и многие черты старинного уклада жизни, и явные следы своего положения захватчиков. Сам город Спарта был центром большой области под названием Лаконика, как Афины - центром Аттики. Но если в Афинах и в других полисах полноправное население жило не только в «столице», а само обладание гражданскими правами было связано с владением землей, то здесь все обстояло иначе.Прежде всего по законам Ликурга земля должна была принадлежать всему государству, а не находиться в собственности отдельных частных лиц или отдельных родов. Сельским хозяйством на ней по-прежнему занимались потомки покоренного населения Лаконии, а затем и завоеванной Мессении. На каждого полноправного гражданина - спартиата - приходилось примерно семь таких несвободных земледельцев-илотов, которые обязаны были доставлять ему продовольствие. Но илоты не принадлежали ему так, как принадлежали своим хозяевам рабы во всей остальной Греции. Они были государственными рабами на государственной земле, а свободные граждане имели никакой частной собственности - ни земли, ни рабов.
Ремесленниками были также зависимые жители покоренных городов. Им не разрешалось производить ничего, кроме вооружения и самых непритязательных бытовых вещей, без которых все-таки не могли обойтись свободные. Когда-то ремесла в Спарте процветали, но через 200 лет после принятия законов Ликурга они почти исчезли. Совершенно прекратилась и торговля.
Войны были важнейшим делом для всех греческих полисов, но для Спарты война и завоевание окрестных земель были единственным смыслом ее существования.
Чтобы граждане были заняты только войнами, для них были запрещены все остальные роды деятельности - не только обработка земли, но и занятия ремеслом и торговлей. С той же целью для всех, включая и «царей», было строжайше ограничено личное потребление. Законы Ликурга предписывали буквально все поведение свободных спартиатов, вплоть до покроя одежды и формы бороды и усов, и за соблюдением этих предписаний всеми без исключения следили специальные должностные лица. Дома спартанцы носили простые грубошерстные плащи и хитоны, но, отправляясь на войну, надевали одежды, окрашенные драгоценным пурпуром.Чтобы никто не мог соблазниться личным обогащением, было отменено хождение денег. Вместо весового серебра или новомодных монет на роль денег назначались железные прутья. Их дополнительно закаливали в уксусе, чтобы сделать хрупкими и непригодными для использования в других целях. Спартанские «деньги» были очень неудобными: за овцу, которая в Афинах стоила маленькую монетку - драхму, их нужно было отдать несколько штук, а тому, кто хотел сделать более крупную покупку, пришлось бы тащить за собой груженную прутьями ручную тележку.
Спартиатам не требовалось заниматься управлением своим хозяйством, и они целые дни посвящали только военной подготовке. А чтобы еще больше сплотить их, было установлено, что все они должны питаться вместе и выделять для этого свою долю продуктов. В Греции существовал старинный обычай устраивать общественные трапезы для взрослых граждан; эти трапезы назывались сисситиями. Но в других полисах были и частные пирушки в дружеском кругу, иногда мужчины обедали дома с семьей - в Спарте подобных вольностей не допускалось.
Главной пищей на спартанских сисситиях была черная кровяная похлебка, которую варили из свинины, свиной крови и чечевицы. Спартанцы ели мясо каждый день, в отличие от остальных греков, большинство из которых обычно довольствовалось рыбой, оливками и хлебом. Но их похлебка была настолько же питательной, насколько отвратительной на вид.
По преданию, лидийский царь Крез, попробовав это варево, воскликнул: «Теперь я понимаю, почему спартанцы не боятся смерти!» Еду спартанцы, как и все греки, запивали вином, которое наполовину или больше разбавляли водой. Употребление неразбавленного вина и тем более опьянение было строжайше запрещено. В воспитательных целях на сисситии приводили под конвоем илотов и поили допьяна, чтобы показать, как омерзительно это состояние и насколько оно недостойно свободного человека.«Сила и власть пусть принадлежат народу», - такими словами заканчивались законы Ликурга. Но спартанцы не собирались для политических споров на агоре, не принимали решений голосованием. Не было у них и соревновательного суда. В Афинах ценилось красноречие; в Спарте никто не произносил речей, а если приходилось говорить, то говорили «лаконически» - ясно, метко и как можно короче, в духе военного приказа. Даже грамотными были немногие из спартанцев, словно еще продолжались «темные века».
В семье обязанности мужчины сводились к одному только зачатию детей. Все остальное брало на себя государство, которое контролировало всю жизнь граждан от рождения и до самой смерти. Новорожденных младенцев приносили к старейшинам, и те решали, кого оставить в живых. Слабых и увечных тут же сбрасывали с обрыва в пропасть. Сам по себе этот способ контроля над рождаемостью, каким бы жестоким он ни казался нам, был вполне обычным во многих обществах древности. Удивление вызывали скорее те народы, которые оставляли жить всех детей, как это делали в Египте. Но во всех других случаях решение принадлежало отцу семейства, а в Спарте - государству.
Маленькие мальчики росли под присмотром матерей, но в семь лет их отдавали на общественное воспитание в агелу (буквально - «стадо»). Юноши жили, тренировались и воевали вместе до тех пор, пока не обзаводились собственными семьями. Военной подготовкой занимались также и девочки, хотя в настоящих войнах они не участвовали. Спартанских женщин другие греки считали «распущенными».
Афинянки, коринфянки, сиракузянки почти не выходили из женских покоев своего дома; спартанки же не только свободно появлялись в общественных местах - они даже осмеливались спорить с мужчинами! Но такая «эмансипированность» была ничем иным, как следствием все того же уничтожения неприкосновенности частной, семейной жизни.Покидать свою родину спартанцам запрещалось под страхом смерти, как солдату запрещается покидать свой лагерь на войне. Чужих они презирали и старались не пускать к себе. Особенно следили за тем, чтобы в Лаконии не появлялись иностранные купцы с их товарами. А тех немногих чужеземцев, которые все-таки поселялись у них, раз в несколько лет изгоняли специальным указом.
Молодые воины должны были нападать по ночам на селения илотов и устраивать там резню, чтобы держать их в постоянном страхе. Илоты же смертельно ненавидели своих угнетателей и готовы были восстать при малейшей их оплошности. А страх перед их восстанием, в свою очередь, сплачивал всех спартиатов.
Спарта была совершенной военной машиной, до поры не знавшей сбоев и поражений. Когда спартанцы шли в атаку - рослые и сильные, с развевающимися длинными волосами, сверкая ярким пурпуром плащей, - они наводили ужас на противника одним своим видом. Они одерживали одну победу за другой благодаря своей самоотверженности, полному отказу от личных интересов во имя общего дела, но также благодаря строгому контролю государства над их телами и душами. Однако настало время, когда за военные победы пришлось платить экономическим упадком. Деградировали не только ремесла, но и сельское хозяйство.
В V веке до н. э. разразилась Пелопонесская война, в которой участвовали друг против друга только государства греческого мира. Во главе двух союзов стояли Спарта и Афины. К Спарте примкнули многие полисы, особенно те, в которых ценились старинные аристократические доблести. К тому же афиняне требовали от своих союзников слишком больших денежных взносов.
Богатые, цветущие Афины потерпели в войне полное поражение, во главе их встали опиравшиеся на поддержку победителей так называемые «тридцать тиранов» из проспартански настроенной аристократии. Во всех завоеванных городах расположились спартанские гарнизоны. Но местные жители вскоре почувствовали суровость строя, которым прежде так восхищались издалека, и популярность Спарты стала падать. Ее господство после победы в Пелопоннесской войне оказалось очень непродолжительным. Один город за другим стал изгонять спартанцев, возвращая себе прежнюю свободу.
РЕФОРМЫ СОЛОНА
Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия было назначение кого-либо из наиболее авторитетных граждан посредником-примирителем и наделение его чрез вычайными полномочиями для проведения реформ. К счастью, гражданин, пользующийся безусловным авторитетом и доверием всего населения, в афинском полисе нашелся. Это был Солон (ок. 640—560 до н. э.)
Его политические стихи были широко известны. В них Солон гневно обличал недостатки и пороки греческой социально-политической жизни, призывал к реформам, к установлению «благозакония», т. е. такого порядка, при котором законы издаются во благо граждан, а граждане неукоснительно повинуются этим законам. Особенно прославился Солон, когда ок. 600 г. до н. э. стал инициатором военной акции против Мегар. В результате к Афинам отошел остров Саламин в Сароническом заливе. Теперь он уже не перекрывал афинянам выход в открытое море, что существенно улучшило геостратегическое положение афинского полиса.
В 594 г. до н. э. в обстановке гражданской смуты афинские граждане избрали Солона первым архонтом и как высшему должностному лицу в государстве предоставили ему чрезвычайные полномочия для разработки новых законов и проведения реформ. Солон находился у власти всего лишь год, но и за этот срок сумел оправдать доверие своих сограждан: его деятельность стала чрезвычайно важной вехой в истории Афин.
Прежде всего Солон провел имевшую принципиальное значение экономическую реформу (она получила название сисахфия – букв. стряхивание бремени). Выгодная прежде всего беднейшим крестьянам (впрочем, также и разорившимся аристократам), реформа заключалась в полной отмене всех имевшихся на тот момент в полисе долгов. Кабальных должников следовало освободить, а закладные камни торжественно убрать с их полей и удалить за пределы Аттики. Были приняты меры к возвращению на родину тех из неоплатных должников, кого продали в рабство в другие полисы. Но самое большое значение имело запрещение впредь обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятия «гражданин» и «раб» становились совершенно несовместимыми; все граждане пользовались полной свободой и подчинялись только законам и законным властям. Таким образом, экономическому господству знати был положен предел.
Солон принял и ряд других мер с целью ускорить развитие экономики и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Так, он проводил политику экономического протекционизма, т. е. защиты афинских товаропроизводителей. В частности, был запрещен вывоз хлеба, в котором Аттика постоянно испытывала недостаток. В то же время был разрешен и даже поощрялся экспорт оливкового масла, поскольку Афины всегда производили его в большом количестве.
При Солоне власти способствовали развитию ремесел, более того, поощряли приток в Афины ремесленников и торговцев из других частей Греции, даже предоставляли им гражданские права (обычно полисы отнюдь не были склонны к принятию в гражданский коллектив чужестранцев). Были упорядочены имущественные отношения. Так, один из первых законов разрешал афинянам, не имеющим прямых наследников, составлять завещания (ранее в таких случаях имущество умершего отходило членам его рода). Была введена новая, более удобная система мер и весов.
Полное господство аристократии в общественной жизни подорвали не только экономические, но и политические реформы Солона. Теперь всех граждан полиса разделили на четыре разряда в зависимости от их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов (зерна, вина, оливкового масла), получаемых с земельных владений (монеты в Афинах в то время еще не было). За единицу измерения был взят медимн – мера объема сыпучих и жидких тел (приблизительно 52 литра). К первому разряду были отнесены самые богатые граждане (с годовым доходом 500 медимнов и более), они стали называться пентакосиомедимнами (т. е. пятисотмерниками). Ко второму разряду – всадникам – отнесли лиц с доходом более 300 медимнов, т. е. весьма зажиточных граждан. К третьему разряду относились граждане с доходом от 200 медимнов – зевгиты (либо от zeugos – упряжка волов, либо от zygon – ряд воинов в фаланге); именно афиняне среднего достатка, которых, насколько можно судить, было довольно много, и составляли основу войска. Четвертый, низший разряд объединял беднейших граждан с годовым доходом менее 200 медимнов. Они назывались фетами (т. е. батраками).
Отныне роль каждого афинянина в жизни полиса и объем его политических прав определялись разрядом, к которому он принадлежал. Высшие государственные посты (архонтов, казначеев) могли занимать только пентакосиомедимны. Представители всадников и зевгитов получили доступ к другим полисным должностям. Феты же имели право участвовать лишь в народном собрании и в суде присяжных. Таким образом, главным для определения места гражданина в обществе было богатство (а не знатность, как раньше).
Тем не менее нельзя утверждать, что беднейшая часть гражданского коллектива ничего не выиграла от политических реформ Солона. Напротив, следует отметить несомненную демократизацию государственного устройства. Рядом с аристократическим Советом ареопага был учрежден другой орган управления – Совет четырехсот. Он назывался так по числу входивших в него членов (по 100 человек от каждой афинской филы) и комплектовался путем жеребьевки из граждан первых трех имущественных разрядов. Таким образом, он выражал интересы более широких кругов населения, чем древний ареопаг, в котором господствовала знать.
Совет четырехсот в известной степени дублировал функции ареопага и самим своим существованием принижал его роль. Одной из важных задач Совета четырехсот стала подготовка проектов решений, выносившихся на рассмотрение народных собраний. Из этого следует, что при Солоне деятельность народного собрания, ранее игравшего в жизни полиса незначительную роль, активизировалась. Постепенно народное собрание стало превращаться в действительно суверенный орган управления, высшую инстанцию по решению важнейших государственных вопросов.
Исключительно важное значение имело учреждение Солоном гелиэи – суда присяжных, ставшего, пожалуй, наиболее демократичным государственным институтом, поскольку в его состав могли быть избраны с помощью жребия даже беднейшие афиняне.
Солон издал в Афинах весьма полный (можно сказать, всеобъемлющий для своего времени) свод письменных законов, охватывавший все основные стороны отношений между людьми. Значительно более совершенный и содержащий меньше архаичных элементов, этот свод почти полностью заменил ранее действовавшие в Афинах законы Драконта. В дальнейшем афинский полис в течение практически всей своей истории жил по законам Солона, подвергавшимся лишь незначительным модификациям.
Реформы Солона имели, если так можно выразиться, компромиссный характер. Законодатель считал своей целью создать такой социально-политический порядок, при котором каждому социальному слою населения – знати и рядовым гражданам, богатым и бедным – было бы отведено подобающее место в общественной жизни полиса. Он стремился избежать несправедливого предоставления кому-либо односторонних преимуществ. Подводя итоги реформ, Солон так писал о своей деятельности в одной из элегий:
Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,
Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.
Также о тех позаботился я, кто богатством и силой
Всех превзошел, – чтобы их не опозорил никто.
Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,
И запретил побеждать несправедливо других.
Однако, как часто бывает в истории, действия реформатора, желавшего удовлетворить все общественные группы, на первых порах имели противоположный результат. Реформами Солона были недовольны многие граждане: аристократия сожалела об утрате ряда своих прежних привилегий, а демос порицал законодателя за то, что он не провел всеобщий передел земель на условиях полного равенства. Некоторые сторонники Солона советовали ему взять в свои руки всю власть в полисе, т. е. стать тираном, но он с негодованием отвергал советы подобного рода. В результате ему пришлось даже покинуть Афины на десять лет, приняв добровольное изгнание. К счастью, за это время его реформы не были отменены и впоследствии дали позитивные результаты.
Пусть Солона нельзя еще в полном смысле слова назвать «отцом афинской демократии», все же осуществленные им довольно умеренные реформы (иными они и не могли стать в той обстановке) следует охарактеризовать как первый шаг к формированию демократического государственного устройства. Реформы помогли создать такую политическую систему, при которой в управлении полисом могли принимать активное участие (хотя пока не на деле) широкие слои демоса, а не только аристократическая элита, как это было в предшествующую эпоху.
Источники
Важным источником по истории Афин являются поэтические произведения Солона, прославившегося не только как реформатор, но и как поэт. Тематика дошедших до нас произведений Солона весьма разнообразна: это и гражданская, и назидательная, и даже любовная лирика. Из этих стихов мы узнаем и о социально-политической ситуации в Аттике на рубеже VII—VI вв. до н. э., и о преобразованиях, осуществленных самим поэтом и законодателем.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Реформы Солона (О. Н. Юлкина)
Реформы Солона (О. Н. Юлкина) Однажды жители Афин были удивлены необычным зрелищем. На центральную площадь города выбежал Солон, один из наиболее уважаемых афинских граждан, и, собрав вокруг себя большую толпу, стал читать стихи. Последнее время про него поговаривали, что
АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА
АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, так как его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил ее своими детьми».То есть и род самого Солона
2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии
2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался
2. Юридические и экономические реформы Солона
2. Юридические и экономические реформы Солона Невзирая на законодательство Драконта и изгнание Алкмеонидов, фракционная борьба обострялась, и гражданская война грозила уничтожить государство. Страну раздирали многочисленные процессы: соперничество между ведущими
3. Государственные реформы Солона
3. Государственные реформы Солона Когда внедрялись долговая, юридическая и финансовая реформы Солона, они то и дело оказывались под огнем критики. Вероятно, в 592/91 аттическом году Солон был назначен реформатором государства с неограниченной законодательной властью.
4. Принципы Солона и правление Писистрата
4. Принципы Солона и правление Писистрата Более важны, чем подробности реформ Солона, воплощенные в них принципы. Солон поставил интересы государства превыше интересов партий и родов и требовал участия всех граждан в управлении государством. Он даже издал закон, что во
РЕФОРМЫ СОЛОНА
РЕФОРМЫ СОЛОНА Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия
РЕФОРМЫ СОЛОНА
РЕФОРМЫ СОЛОНА СолонОдин из «семи греческих мудрецов» — Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие
30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ
30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы
Реформы Солона
Реформы Солона История создания рабовладельческого полиса в Афинах воплотилась в совершенствовании законодательства. Афинский реформатор Солон (594 г. — год его избрания архонтом, высшим должностным лицом) был наделен законодательным правом, которое реализовал в ходе
Реформы Солона
Реформы Солона Законы Драконта не коснулись вопроса о задолженности, сильно беспокоившего рядовое население Аттики. Волнения продолжались. Назревший конфликт был разрешен законодательной деятельностью Солона, который нашел возможность компромисса с наиболее
Атланто-славянские «корни» Солона и Платона
Атланто-славянские «корни» Солона и Платона Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, ибо его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил её своими детьми». ПлатонТо есть и род самого
Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного
Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра
Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах
Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах Обострение социально-политической обстановки в Аттике особенно чувствовалось уже во второй половине VII века до н. э. Примером тому может служить неудавшаяся попытка установления
2.2.1. Ликург и его законы
Афинам в Древней Греции противостояла Спарта. Во внутреннем устройстве этого государства многое для современников было не очень понятно. Ставится под сомнение и реальность существования законодателя, который заложил основы государственного строя спартанцев.
Считается, что Ликург относился к царскому роду. Он начал свою деятельность в момент утверждения дорийцев в Лаконии примерно в 884 г. до н. э. Ликург изучал государственное устройство на острове Крит. Свои предложения он обосновывал ссылками на предсказания Дельфийского оракула.
Пифия в Дельфах встретила входящего в храм Ликурга следующими словами:
Вижу тебя я, Ликург, пришедшего в храм
Как мне тебя называть, я не знаю: хотя
схож с человеком.
Все же тебя назову я бессмертным скорее,
Ликург попросил посоветовать ему лучшие законы. Пифия ответила, что лучше его законов не будет ни у одного государства. Это предсказание ободрило Ликурга, и он вернулся в Спарту, где правил его слабохарактерный племянник Харилай.
Незадолго до правления Ликурга в Спарте началась смута. В народе росло недовольство, богатые угнетали бедных, и часто дело доходило до открытых уличных столкновений. В одной из таких стычек убили отца Ликурга. Он был царем Спарты, и, согласно обычаю, власть перешла к старшему сыну Полидевку, брату Ликурга. Так как Полидевк скоро тоже скончался, не оставив детей, Ликург стал единственным наследником царского престола. Однако вскоре после воцарения он узнал, что царица, жена его умершего брата, ждет ребенка. Ликург объявил, что если ребенок его брата окажется мальчиком, он передаст ему престол, а сам, пока ребенок не вырастет, будет управлять государством в качестве опекуна.
Царица родила наследника. Когда мальчика принесли к Ликургу, он положил младенца на трон и сказал: «Вот ваш царь, спартанцы! Давайте назовем его Харилаем, и пусть он правит нами на радость народу».
По словам древних авторов, всю территорию Спарты Ликург поделил на равные участки, а земля объявлялась государственной собственностью и была изъята из товарного оборота. Ликург хотел ликвидировать имущественное неравенство. Земельный участок должен был обеспечить каждую семью ячменной мукой и растительным маслом. В социальном неравенстве Ликург видел главную угрозу спартанскому государству. Все признаки роскоши и неравенства изничтожались, например вместо золотых и серебряных монет использовались железные. Железо, из которого делали деньги, раскаленным опускали в уксус. Металл становился мягким, негодным для приготовления чего-либо, что можно было пустить в товарный оборот. Деньги оказались громоздкими, малоценными… и воровать, брать взятки или грабить в Спарте практически прекратили. Ликург запретил ремесла, что фактически ликвидировало рынок товаров и возможность сосредоточения каких-то ценностей в руках отдельных граждан.
Ликургу приписывают создание военной организации спартиатов. Все спартанцы принадлежали к дружествам, являвшимся подразделениями войска по пятнадцать-двадцать человек. Спартанцы участвовали в обедах за общим столом (сисситии). Существовала процедура принятия в эти дружеские сообщества, так как Ликург считал, что только друзья будут биться насмерть, помогая друг другу. Каждый сиссит ежемесячно вносил в общий котел меру ячменя, немного сыра, фруктов и вина. На общий стол попадали лучшие части жертвенных животных и часть добычи охотников. Основным кушаньем была похлебка из чечевицы и бычьей крови. На обеды допускались дети, что являлось важной частью воспитания. Богатые спартанцы были недовольны отсутствием возможности вкусно поесть. Они избили Ликурга и даже выбили ему глаз. Но народ вступился за реформатора, и спартанский коммунизм просуществовал столетия.
Большое значение в Спарте отводилось процессу воспитания. Ликург считал, что все начинается с матерей. Женщинам полагалось быть здоровыми и веселыми. Поэтому девушки должны бегать, бороться, бросать диск, метать копье. Только такие женщины могли давать крепкое потомство. Девушки должны были присутствовать на праздниках, участвовать в плясках и петь в хоре. Женщины в Спарте участвовали в соревнованиях, в которых могли показать свое мужество и приобрести славное имя. В своих песнях девушки славили сильных и храбрых и возбуждали у молодежи горячее желание отличиться. Оставаться холостым в Спарте считалось позорным. Здоровым и крепким новорожденным мальчикам выделялись участки земли. Слабых ждала пропасть. Детей не пеленали, не баловали, не потакали их капризам.
Все воспитание юношей и девушек было нацелено на то, чтобы установленные правила общежития прочно усваивались и становились неотъемлемой частью образа жизни.
Воспитание мальчиков отличалось суровостью, было нацелено на физическую и военную подготовку. Можно долго живописать особенности воспитания мужчин в Спарте, но, пожалуй, достаточно сказать, что жесткое воспитание мужчины-воина стало называться спартанским.
Спарта после Ликурга приобрела известность благодаря умению спартанцев выражать свои мысли коротко и четко, несколькими простыми словами. Весьма актуально звучит ответ Ликурга тем, кто предлагал ввести в спартанском государстве демократию: «Введи сперва демократию у себя дома». Он нашел и простой ответ на вопрос: «Как сделать, чтобы соседние страны не нападали на нас?» Ликург отвечал: «Оставайтесь бедными и не будьте ни в чем богаче соседей». Стиль такой образной и содержательной речи стали называть лаконическим, так как область, в которой располагалась Спарта, называлась также Лаконией.
Труд в Спарте не был в почете. Работали илоты, потомки порабощенного спартанцами населения. И илоты, и участки земли, которые они обрабатывали, были поделены между спартанцами. Спартанские юноши во время так называемых криптий убивали наиболее сильных и смелых илотов, чтобы не допустить никакого организованного сопротивления.
Плутарх считал, что Ликург запретил спартанцам иметь писаные законы. Они формулировались в виде кратких изречений и заучивались наизусть.
Свои реформы Ликург завершил весьма оригинальным способом. Он не говорил: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Он добился у своих сограждан обещания ничего не менять до своего возвращения из Дельф. Ликург обратился к Дельфийскому оракулу за оценкой своих реформ и получил полное одобрение. Он считал дело сделанным, но решил, что даже его смерть (как смерть общественного деятеля) должна быть полезна государству. Ликург отказался принимать пищу и умер от голода. Ему было около восьмидесяти пяти лет, и ждать пришлось недолго. Но Ликург боялся, что его останки вернутся в Спарту и спартанцы смогут считать себя свободными от клятвы ничего не менять в его установлениях. Поэтому реформатор перед смертью предусмотрительно распорядился сжечь свой труп и бросить пепел в море. Возвращать в Спарту было нечего.
Предсмертные усилия Ликурга оказались вполне оправданными. Его законы обеспечивали силу и устойчивость спартанского государства и общества на протяжении нескольких столетий. Эта политическая благоустроенность называлась евномией. Только в конце V в. до н. э. в Спарту постепенно — с золотом и серебром — проникли корысть и имущественное неравенство. Законы Ликурга стали утрачивать свою силу.
С течением веков Ликург стал восприниматься не как историческое лицо, но как забытое и очень древнее божество, именем которого освящался установившийся порядок вещей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Законы
Законы Здесь, в новых городах, раньше всего явились писаные законы. Для городов Италии и Сицилии их писали мудрецы Залевк и Харонд, такие полусказочные, что сами греки их часто путали. Потом уже появились в Афинах законы Дракона, в Митиленах законы Питтака и т.д.Греки
ЛИКУРГ И НУМА
ЛИКУРГ И НУМА [Перевод С.П. Маркиша]
Ликург
Ликург 1. О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного: и о его происхождении, и о путешествиях, и о кончине, а равно и о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы. Но более всего расходятся
ЛИКУРГ I
ЛИКУРГ I Великий спартанский законодатель Ликург был младшим сыном царя Эвнома. Когда умер его старший брат Полидект, Ликург наследовал престол и правил государством до тех пор, пока ему не сказали, что его невестка беременна. Узнав об этом, Ликург объявил, что, если
§ 5. Законы
§ 5. Законы Активизировалась после Смуты законодательная деятельность. Законодательная работа осуществлялась Боярской думой и Земским собором во главе с царем. Принятые ими решения, постановления, приговоры существенно дополнили «новоуказные статьи» второй половины
1. Ликург Спартанский
1. Ликург Спартанский В северной долине Эврота, в так называемой «полой Лакедемонии», толпы дорян основали во время переселений спартанское государство, с главным городом Спартой. Земледельческое население долины лишено было своей свободы и земли: обращенное в неволю,
Ликург-законодатель
Ликург-законодатель Ликург – великий законодатель Спарты. Именно он дал Спарте те законы, которые породили спартанский образ жизни, где важнейшими являются общественное бытие человека и жесткая, если не жестокая борьба против роскоши, изнеженности и пресыщения. Кстати,
ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.— Законы царей.— Двенадцать таблиц децемвиров.— Законы, утверждавшиеся народом.— Декреты сената.— Эдикты должностных лиц и императоров.— Авторитет юристов.— Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.— I. Личные права.—II.Имущественные права.—III.Личные о
ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.— Законы царей.— Двенадцать таблиц децемвиров.— Законы, утверждавшиеся народом.— Декреты сената.— Эдикты должностных лиц и императоров.— Авторитет юристов.— Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.— I. Личные
ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже
ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже Когда у римлян вор попадался с поличным, прежде чем успевал спрятать украденное, то кража называлась явною; если же вора обнаруживали лишь
Государство в Древней Греции. Ликург. Солон. Перикл
Государство в Древней Греции. Ликург. Солон. Перикл Эллада, южная часть Балканского полуострова, получила свое название по имени народа эллинов. Вся Греция очень гориста, из одной греческой области в другую часто вели обычные горные тропы. Каменистая земля Эллады плохо
Ликург и спартанцы
Ликург и спартанцы Свобода по-спартанскиНаряду с Афинами другим ведущим государством Древней Греции была Спарта (или Лакония, Лакедемон). С нею в мировой истории связаны образцы мужественного, «спартанского» воспитания и военных доблестей.По законодательству Ликурга
Суд и законы
Суд и законы Египетский суд был значительно обособлен в своей организации, и это было также важной чертой всего государственного строя. Юстиция в целом основывалась на двух принципах: 1) незыблемое хранение привилегий царской власти; 2) традиционные привилегии жречества.
Ликург
Ликург Завершая краткий обзор первоисточников по истории олимпийских игр[18] нельзя не упомянуть и о таком ярком персонаже, как спартанский царь и законодатель Ликург. Строго говоря, сам Ликург не обогатил наших знаний по данному вопросу, и в этом смысле первоисточником
Ликург
Ликург Чтобы надлежащим образом оценить замысел Ликурга, необходимо воскресить в памяти политическое положение Спарты тех времён и ознакомиться с государственным устройством лакедемонян, каким оно было в те дни, когда Ликург огласил свой проект преобразований.Во главе
Греческая архаика: Ликург в Спарте, Солон в Афинах
Период становления полиса на террит. всей Балканской Греции и Эллады. Полис в Греции строится на трех единствах:
Гражданин – воин – землевладелец.
Земля Эллады плохо родит хлеб, а ничего другого греки пока не умеют. Земельная аристократия заинтересована в том, чтобы богатство опиралось исключительно на землю. В результате ростовщичества возникают рабы-должники, эндогенное (внутри общественное) рабство. Но оно возможно только во внутренних полисах. Жители прибрежных полисов начинают заниматься мореплаванием, грабежом (пиратсовм) и довольно быстро богатеют. С точки зрения аристократии – этот путь не правильный.
Пираты берут в плен соседей и делают их рабами. Это экзогенное рабство.
Земельная аристократия возвышением демоса. Закладывается противостояние между аристократией и богатым демосом. Аристократия чувствует угрозу и формирует общественное мнение против неправедного демоса. Противостояние выливается в рождение особого политического института – тирании.
Когда новые богатые поняли, что земельная аристократия не пустит их к власти, они стали привлекать на свою сторону разорившихся земельных аристократов. Новые богатые помогают им средствами, а аристократы взамен защищают интересы новых богатых. Все тираны были представителями аристократии. Как правило это молодые предприимчивые и образованные люди, они выигрывают политическую борьбу и дальше двигают интересы богатого демоса.
7-6 века – период тирании в Греции, охвативший почти все Балканы. Жизнь тиранов довольно опасна. Они выступали за очень активную внешнюю политику демоса и развитие ремесел, которое тоже способствовало торговле.
Ликург в Спарте.
Ликургом былапроведена целая серия важных соц реформ. Реформы эти в короткий срок изменили облик спартанского госва, превратив его в единый военный лагерь, все обитатели которого были подчинены строгой дисциплине.
Закон обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей, как только им исполнится семь лет в спец лагеря – агелы (букв «стадо»), где их подвергали зверской дрессировке.
Все взрослые спартиаты в обязательном порядке посещали совместные трапезы – сисситии.
Важнейший политич принцип положенный в основу «Ликургов строя» , был принцип равенства, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения с тем самым приостановить рост имущественного неравенства.
Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими граждан.
На предметы роскоши в спарте был наложен строжайший запрет. Ввоз в Спарту чужеземных изделий был запрещен законом.
Знаменитая спартанская фаланга (тяжеловооруженная пехота) долгое время не знала себе равных на полях сражений.
Ликург – легендарный законодатель. Им был создан еще один законодательный орган – эфора ( из 5 человек – эфоров). Следил за мыслями и поведением людей. Далее они делали доносы на царей, из этих доносов составлялся облик царя.
Народное правительство носит формальный хар-тер. Деньги в Спарте- металлические прутья, т.к. заниматься торговлей было запрещено.
До 10 века железо было большой ценностью.
Система воспитания:
Сначала младшие дети вместе учились читать и писать, потом девочки отправлялись домой, а мальчики в лагеря. Спартиаты даже хвастались своим невежеством, ибо были самыми искусными в бою.
Сравните законы Ликурга и Солона
Закон Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии. Солон являлся отпрыском королевской фамилии Медонтидов и стяжал для себя славу по всей Греции. Своре задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов. Потому первой и самой большой реформой Солона была сисахфия стряхивание бремени .
. Из предшествовавшего государственного строя Ликург сохранил только власть 2-ух королей. Он установил совет из 30 (совместно с 2-мя королями) старейшин (герусия) обговаривавшим и решавшим все дела, каждомесячное народное собрание (апелла) из всех людей не моложе 30-ти лет, имевшее право только принимать или отклонять решения герусии, а также выбиравшее геронтов и иных должностных лиц. За ходом государственных дел обязаны были надзирать 5 эфоров - выборных правителей. Ликург, по словам Плутарха, воспретил спартанцам иметь писанные законы: его законы были формулированы в виде коротких изречений и заучивались назубок.
Читайте также: