Пространства приспособленные архитектурными средствами для отдыха
Термин “архитектурное пространство” используется в профессиональной деятельности дизайнеров и архитекторов, например, по отношению к открытым городским пространствам. Пространство важно и в других областях архитектуры и дизайна, особенно в дизайне интерьера. Проблема архитектурного пространства является основной для дизайнера и архитектора. Сущность архитектуры заключается в искусственном отграничении естественного пространства.
Архитектура - это искусственно созданная человеком материально-пространственная среда, обладающая эстетическими качествами. Архитектурная среда состоит из компонентов - массы, пространства, состояния среды, освещенности, акустики, движения воздуха. Понятие “архитектурное пространство” состоит из пространственной формы, плоскостей ограждения и предметов оборудования. Архитектурное пространство визуально ограничено в виде конкретной пространственной формы.
Абсолютная величина пространства в интерьере мысленно соизмеряется с количеством людей, которые будут находиться в помещении. Для каждого человека выделяется “моторное пространство”, — это условно ограниченная часть общего пространства для конкретного человека. Индивидуальное (моторное) пространство изучается эргономикой.
Как составная часть архитектурного пространства, индивидуальное пространство человека образует группы и зоны. Например, в гостинице выделяются зоны администратора, зона ожидания. Архитектурное пространство всегда социально определенно, в его основе лежит процесс - торговля, учеба, проживание, быт.
Понятие закрытое или открытое пространство определяет взаимоотношения архитектурных пространств и природных. “Закрытое пространство” означает физическую изолированность созданного пространства от природного для обеспечения защитных функций. “Открытое пространство” находится непосредственно в природных условиях.
Понятие внутреннего и внешнего пространства определяет положение места одного пространства относительно другого. Например, улица — внешнее пространство по отношению к зданию. Существует термин “городской интерьер”, или “интерьер открытых пространств”. Даже внутреннее пространство здания может иметь деление на внутренние и внешние зоны.
Архитектурное пространство обладает важным свойством ориентации и направленности, динамики своего развития. Ориентация связана с физическими особенностями человека гравитацией, положением в физическом пространстве, с понятиями низ, верх, впереди, сзади, сбоку. Направленность пространства выражается понятиями “низкое- высокое”, “узкое- широкое”, “короткое-вытянутое”.
Условно все помещения квартиры можно разделить на гостевые и приватные. К первым относят кухню, столовую и гостиную, которые служат как для приема гостей, так и для отдыха всей семьи. Скрытыми от посторонних глаз оказываются те комнаты, которые концептуально должны быть изолированы: спальня, детская, кабинет, ванная комната и гардеробная. В противоположность им гостиная и столовая образуют открытое пространство, ограниченное только несущими стенами. Они должны быть просторными и торжественными.
Самый распространенный способ визуально увеличить комнаты - это объединить их. Проемы без дверей и арки, прорубленные в несущей стене, которая отделяет столовую от коридора, позволяют увидеть гостевую часть квартиры уже из прихожей. Можно пробить проемы в стенах, за счет чего удастся связать несколько разрозненных комнат в единое целое. Чтобы усилить этот эффект, стену между столовой и гостиной можно задекорировать стеклянными панелями. Таким образом появляется ощущение, что эти комнаты разделяет лишь легкая перегородка. Иногда предпочтение лучше отдать конструкциям, способным быстро и без хлопот трансформировать комнаты - из большой в маленькую, из спальни в гостиную и т.д. Весьма функциональны ширмы (деревянные, матерчатые, витражные, металлические, плетеные…), раздвижные двери-гармошки, перегородки из прозрачного стекла или открытых стеклянных полок, цветные витражи. Вариантов масса.
Между гостиной и кухней сегодня модно делать перегородку - барную стойку. Но из гипсокартона возможны и более сложные варианты: со стороны гостиной встроенный фальшкамин, а с кухни - ниша для телевизора. Перегородки из гипсокартона можно не доводить до потолка. Например, между прихожей и гостиной уместна глухая зеркальная поверхность на высоту человеческого роста, выше – открытая со стороны прихожей полка для шляп или открытая с обоих сторон - для предметов декора (часов, керамики, деревянных, стеклянных или металлических фигурок и т.д.).
Можно применить и такой старый и безотказный вариант, как книжные полки. Как известно, ими можно легко выгородить уголок для кабинета, для игровой (тогда на полках будут стоять не только книжки, но и игрушки), для места отдыха пожилого человека (домашние растения, шкатулки с тысячью мелочей, письменные принадлежности и опять же книги). Более “свежий” подход - “полочная” перегородка между рабочим пространством кухни и столовой. На ней можно разместить поваренные книги, деревянные бочонки под хохлому, керамические банки для специй, глиняные или кованые фигурки, цветы. Кстати, сами полки могут быть застекленными с обеих сторон. А можно привлечь природу - и тогда роль перегородки выполнит аквариум или террариум. Рыбы вполне уместны между спальней и кабинетом, прихожей и гостиной или гостиной и комнатой подростка. Прозрачная “натура” не только придаст интерьеру живость, неповторимость, но и откроет доступ свету в помещение без окон. Всегда хорошо смотрится “зеленая” ширма - ажурная перегородка с кашпо и живыми цветами.
Что касается других приемов визуального укрупнения и слияния комнатных пространств, то стоит отметить внутернние стеклянные двери-перегородки. Сквозь них просматриваются другие комнаты, а свет как бы перетекает из стороны в сторону. Тем самым коридор из темного и замкнутого превращается в светлую и открытую часть квартиры. Суммарно гостиную можно увеличить не только за счет коридора, но и за счет лоджии. Чтобы во втором случае два образовавшихся проема воспринимались как единое целое, архитекторы советуют “округлять” центральную колонну.
Увеличению пространства служит единая цветовая гамма гостиной, кухни и столовой: цвет напольной и настенной плитки должен повторять основные цвета остальных помещений. Если вы хотите, чтобы квартира выглядела просторно, однозначно ее главные комнаты должны быть решены в светлых и теплых тонах, подойдут белый, разбеленный желтый и коричневый, оттенки светлого дерева. Подобная палитра легка, просторна и имеет свойство как бы аккумулировать свет.
В малогабаритных квартирах архитекторы советуют отказаться и от нагромождения корпусной мебели. Ее минимальное количество в сочетании со стенами в светлых тонах создает иллюзию свободного пространства. В небольших комнатах всегда оправданны эксперименты с зеркалом. Это самый загадочный предмет интерьера, способный раздвинуть стены, нарушить прямолинейность линий, заставить забыть реальные пропорции. Эффект легкости создает и обилие стеклянных поверхностей мебели – это зрительно ее облегчает и растворяет в воздушной среде.
Видимому увеличению простора может служить и удачно выбранное освещение комнаты. В особой мере это касается гостиной. Тут проходят торжества, приемы, а значит, все должно празднично сиять. Но по вечерам здесь собирается семья, чтобы просто отдохнуть, а значит чрезмерное освещение не требуется. Отсюда традиционное решение освещения - люстра (центральный, общий свет) плюс бра и настольные светильники (боковой свет) плюс торшер (напольный). Заодно такая схема позволяет зонировать помещение и даже декорировать его с помощью подсветки.
Вошедший в моду точечный свет также подчеркивает детали интерьера, разделяет функциональные зоны, но применяют его чаще для равномерного освещения больших площадей. Если вас не устраивают традиционные люстры и бра, можно применить так называемый периметральный свет - множество источников света, расположенных по верхнему периметру помещения. Они могут быть точечными или в виде светящихся трубок, открытыми, вмонтированными в карниз или скрытыми за декоративной панелью и направленными в потолок. Здесь высота и размер комнаты – не помеха. Световой поток направляется к потолку и, отражаясь почти полностью, освещает помещение. Эффект можно усилить, подложив в нишу фольгу или зеркало. Если ни хрусталь, ни зеркало не вписываются в стилистику комнаты, отдайте предпочтение люстре с рожками, “смотрящими” вверх. Вместо зеркала здесь потолок, который должен быть идеально ровным и белым.
Основная трудность - перенос кухни в жилую зону. Сразу оговоримся, этот эксперимент не для низких потолков, так что применяя его, стоит семь раз отмерить… Перемещение кухонного оборудования требует скрытой проводки всех подключенных к нему коммуникаций - водопровода, канализации, электричества. Технически это сложно, но осуществимо. Кухонное оборудование предлагается установить вдоль длинной стены, а за небольшой перегородкой из гипсокартона, возведенной поперек комнаты, спрятать холодильник. Рядом с ним можно поставить рабочий стол, что не будет мешать восприятию комнаты, как единого объема.
Коридор отделяет гостевые помещения от приватных. Это своего рода рубеж между общественной и частной жизнью. Особенность комнат в приватной части в том, что они максимально изолированы друг от друга. Хорошо, если в спальне небольшая гардеробная будет выполнять также шумоизолирующую функцию. Иногда функцию гардеробной может выполнять холл, разделяющий гостевую и приватную части квартиры. При перепланировке комнат всегда заманчива идея увеличить площади комнат за счет присоединения к ним лоджий. Однако такое решение может еще более удлинить и так слишком узкие комнаты. Если спальня или детская небольшие, устанавливаются вместительные шкафы-купе с зеркальными дверцами. Телевизор можно повесить на кронштейне.
Если позволяет проект, то ванную комнату можно расположить между гостевой и приватными зонами. Можно увеличить ее счет объединения с коридором. Если в квартире проживает один или два человека, вполне приемлемо объединить ее с туалетом. Пожертвовав санузлом, вы получите взамен вполне просторное помещение В нем поместится ванна, двойная раковина, биде, стиральная машина. А если разместить здесь душевую кабину, то комнатой смогут пользоваться одновременно два человека. Пол здесь, конечно, лучше всего сделать “теплый” из керамической плитки с электроподогревом. Потолки - натяжные, глянцевые с вмонтированным точечным освещением, где как в зеркале будет отражаться вся ванная. Большие зеркальные плоскости и прозрачные стекла способны “увеличить” даже самое обычное помещение, а в интерьере ванной комнаты такой прием особенно удачен. Если в ней имеется оконный проем, то лучше закрыть его витражом, чтобы приглушить дневной свет. В маленьких ванных комнатах хорошо смотрится светлая плитка. Грамотно сочетая зеркальные, стеклянные, мраморные поверхности и освещение, можно добиться потрясающего эффекта даже в самых типовых ванных комнатах. Вдоль длинной стены на уровне 80 см от пола можно предусмотреть полочку-выступ. На ней красиво разместятся ракушки, флакончики с морской солью и прочие мелочи.
Читайте также: