Проституция в древнем египте
«Разговоры гетер» Лукиана позволили нам ближе познакомиться с жизнью и привычками полусвета Древней Греции, много интересных дополнительных деталей можно почерпнуть и из других источников. Например, у Афинея мы читаем (xiii, 573с): «С древних времен в Коринфе существовал обычай, о котором рассказывает в своей книге о Пиндаре историк Хамелий, когда в городе справляли праздник Афродиты, к участию в молебственных шествиях город привлекал как можно больше гетер, впоследствии их стали поставлять в храм богине в качестве жертвенного подношения. Это делалось в память о тех временах, когда персы привели огромную толпу в храм Афродиты, гетеры тоже появились там и молились об освобождении государства, это также подтверждают историки Феопомп и Тимей. Когда после этого коринфяне посвятили богине надпись, сохраняемую до сих пор, на которой были вырезаны и имена гетер, принимавших участие в молебствии, Симонид сочинил следующую эпиграмму: «Эти девушки объединились в благочестивой молитве божественной Киприде, моля о греках и их отважных героях; поэтому божественная Афродита не позволила персидским лучникам обстрелять Акрополь». Отдельные граждане просили Афродиту принять гетер в ее храм».
Афиней приводит пример посвятительного дара победителя Олимпийских игр коринфянина Ксенофонта, который по данному обету предоставил сто девушек в храм Афродиты.
Здесь речь идет или о религиозном даре, или о храмовой проституции. Храмы Афродиты Порне (Афродиты Девки) были в Абидосе, на Кипре, в Коринфе и других местах, и, как отмечает историк Демохар, племянник Демосфена, афиняне даже собственный храм Афродиты посвятили известным гетерам Ламии и Леэне. В Абидосе такой храм Афродиты появился в память о том, как одна гетера напоила и соблазнила стражу неприятеля, захватившего крепость, выкрала ключи и передала их властям, так что защитники могли напасть на спящих стражников и освободить город от врагов.
О храме Афродиты Порне в Коринфе Страбон пишет: «Святилище Афродиты было так богато, что имело больше 1000 храмовых рабынь-гетер, которых посвящали богине как мужчины, так и женщины; и благодаря этим женщинам город становился многолюдным и богател; так, например, капитаны кораблей легко растрачивали здесь свои деньги, и отсюда идет пословица: «Не всякому в Коринф доступен путь». Между прочим, рассказывают, что какая-то гетера в ответ на упреки одной женщины в том, что она не любит работать или прясть шерсть, сказала: «Да, вот такая я, а все же за это короткое время я успела сокрушить уже три ткацких станка»[121].
Религиозная проституция уже существовала в вавилонском культе Мелиты и в похожем служении Афродите Библоса в городе Финикии, современный Джебеил. Геродот упоминает о самом разумном, по его мнению, обычае вавилонян, и, как он слышал, подобное практикуется среди энетов в Иллирии. «Раз в году в каждом селении обычно делали так: созывали всех девушек, достигших брачного возраста, и собирали их в одном месте. Их обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вставать, и начиналась продажа невест. Сначала выставляли на продажу самую красивую девушку из всех. Затем, когда ее продавали за большие деньги, глашатай вызывал другую, следующую после нее по красоте (девушки же продавались в замужество). Очень богатые вавилонские женихи наперебой старались набавлять цену и покупали наиболее красивых девушек. Женихи же из простонародья, которые вовсе не ценили красоту, брали и некрасивых девиц и в придачу деньги. После распродажи самых красивых девушек глашатай велел встать самой безобразной девушке или калеке и предлагал взять ее в жены за наименьшую сумму денег, пока ее кто-нибудь не брал с наименьшим приданым. Деньги же выручались от продажи красивых девушек, и таким образом красавицы выдавали замуж дурнушек и калек. Выдать же замуж свою дочь за кого хочешь не позволялось, а также нельзя было уводить домой купленную девушку без поручителя. И только если поручитель установит, что купивший девушку действительно желает жить с нею, ее можно было уводить домой. Если же кто не сходился со своей девушкой, то по закону требовалось возвращать деньги».
Геродот добавляет, что этот прекраснейший обычай теперь уже у них не существует. Там же он рассказывает о лидийцах: «Молодые девушки у лидийцев все занимаются развратом, зарабатывая себе приданое. Делают же они это, пока не выйдут замуж, причем сами же выбирают себе мужа».
Этот отрывок из Геродота показывает, как вавилоняне продавали мужьям своих дочерей, и не только тех, кто отличался красотой и фигурой, но и уродливых и калек, он также рассказывает о религиозной проституции в прямом смысле слова: «Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться (за деньги) чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с толпой остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступают вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Мелите!» Мелитой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг перед богиней, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года. Подобный этому обычай существует также в некоторых местах на Кипре» (i, 199; см. также Страбон, xvi, 745)[122].
Это утверждение Геродота подтверждается и «Посланием Иеремии» в Книге Варуха (vi, 42): «Женщины, обвязавшись тростниковым поясом, сидят на улицах, возжигая курения из оливковых зерен. И когда какая-либо из них, увлеченная проходящим, переспит с ним, попрекает свою подругу тем, что та не удостоена того же, как она, и что перевязь ее не разорвана».
На Кипре существовали целые центры-святилища Афродиты Астарты в Пафосе и Аматосе, в которых религиозная проституция была делом обычным, против чего яростно выступал Лактанций. Этот религиозный обычай проник в Армению и практиковался на службе Анаитиды, о чем мы читаем у Страбона следующее (xii, 532): «В особом почете культ Анаитиды у армян, которые в честь этой богини построили святилища в разных местах, в том числе и в Акилисене. Они посвящают здесь богине рабов и рабынь. В этом нет ничего удивительного. Однако знатнейшие люди племени также посвящают богине своих дочерей еще девушками. У последних в обычае выходить замуж только после того, как в течение долгого времени они отдавались за деньги в храме богини, причем никто не считает недостойным вступать в брак с такой женщиной. Нечто подобное рассказывает Геродот о мидийских женщинах. По его словам, все они предаются разврату. При этом они так ласково обращаются со своими любовниками, что не только оказывают им гостеприимство и обмениваются подарками, но нередко дают больше, чем получают, так как они происходят из богатых семей, снабжающих их для этого средствами. Впрочем, они принимают любовниками не первых встречных из чужеземцев, но преимущественно равных себе по общественному положению»[123].
Список свидетельств античных авторов о религиозной проституции мы завершаем замечанием Лукиана (О сирийской богине, 6): «В Библосе я также видел огромное святилище Афродиты и познакомился с оргиями, которые там в обычае. Жители верят, что смерть Адониса, когда он был убит кабаном, случилась в их местах, и в память этого события они бьют себя в грудь и причитают, и великая скорбь охватывает всю страну. Когда они заканчивают битье в грудь и причитания, они совершают воображаемый обряд похорон Адониса, а на следующий день изображают в представлении, будто он пробудился от мертвого сна и попал на небо. Они бреют головы, как египтяне в память о смерти Аписа. Но все женщины, которые отказываются расстаться со своими волосами, подвергаются следующему наказанию: в определенный день их обязывают заняться проституцией, и на этот рынок допускаются только чужестранцы, а доход идет в пользу святилища Афродиты».
Чтобы понять обычай храмовой проституции, надо вспомнить, что, в соответствии с представлениями древних, Афродита являет собой не только удовольствия любви, но и следит за тем, чтобы исполнялось то, что она предписывает своей божественной волей, поэтому вполне понятно, что такие действия являются частью ее культа. Если девушка заработала приданое проституцией, в дальнейшем она вступала в брак, оказав почтение божеству; и если девушки, отдававшиеся за деньги, несли их в храмовую казну, это также было знаком почитания богини, поскольку рассматривалось как подношение богине, которая была источником всей женской красоты, женственности и плодородности, таким образом богиня почиталась в ее святилище. У многих народов в разные времена более ценились девушки, отдавшиеся будущему мужу до замужества, чем те, что приносили свою девственность вместе с приданым. У других народов существовал институт гиеродулов, то есть девушек, посвященных занятиям проституцией, отдавали в храм богини любви не только для того, чтобы они предлагали себя посетителям храма, но чтобы своими талантами – плясками, пением – украшали праздники, проводившиеся в ее честь. Во времена Римской империи в Риме был храм, точная копия храма Венеры Эрикины, что был на горе Эрикс, где прислуживали гиеродулы, но уже Страбон (63 г. до н. э. – 23 г. н. э.) с сожалением заметил, что «большая часть внутренней области перешла во владение пастухов… и эти места уже больше не заселены» (vi, 272). После того как Сицилия стала римской провинцией, практичные римляне взяли храм и гиеродулов под особое покровительство и делали большие пожертвования в казну храма (разумеется, за счет семнадцати сицилийских городов), они также выделили две сотни воинов для охраны священного места и гиеродулов. Во всяком случае, так рассказывает Диодор Сицилийский (iv, 83), который приводит краткий очерк славной истории храма в Эриксе.
Всякий, кто, несмотря на приведенные факты, не относится с симпатией к греко-восточной храмовой проституции, должен напомнить себе, что и среди древних индийцев, которые обладали столь же высокоразвитой культурой, также появился подобный институт, и мы можем привести здесь для сравнения несколько примеров. Никто не дал более правдивого изображения проституции в Древней Индии, чем датчанин Карл Джеллеруп, автор романа «Пилигрим Каманита», из которого я приведу небольшой отрывок: «Мой родной город Уджени славится по всей Индии своим весельем и бурной радостью жизни не менее, чем своими великолепными дворцами и величественными храмами. Его широкие улицы днем оглашаются ржанием коней и трубными голосами слонов, а ночью – мелодиями лютни влюбленных и песнями веселых пирушек.
Особую же репутацию приобрели гетеры Уджени. От знаменитых гетер, которые живут во дворцах, основывают храмы богов и разбивают сады для народных гуляний, и в чьих приемных залах можно встретить поэтов и художников, актеров, знатных чужестранцев, а иногда даже принцев – и вплоть до обычных проституток, – все излучают здоровье, телесную красоту и обладают неописуемой грацией. На больших праздниках, представлениях и маскарадах они составляют главное украшение улиц, которые разукрашены цветами и трепещущими на ветру флажками. В красных нарядах, с благоухающими гирляндами в руках, в волнах изысканных благовоний и в сверкающих бриллиантах ты видишь их, брат, восседающими на лучших местах, им отведенных, или прогуливающимися по улицам под восхищенными взглядами, которые сопровождаются выразительными жестами, под добродушное поддразнивание тех, кто жаждет приобщиться к чувственным радостям жизни.
Почтенные царем, обожаемые публикой, воспетые поэтами, они называются венком города Уджени, который стал предметом зависти для соседних городов. Зачастую самая прославленная из наших красавиц отправляется туда с визитом и даже случается так, что ее призывают обратно по приказу царя».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Проституция в древности
Проституция в древности История проституции в древности затрагивает только важных вопросов и соприкасается со столь многими труднейшими проблемами, что для того, чтобы написать ее полностью и добросовестно, потребовалась бы коллективная работа выдающихся знатоков
Глава IV Проституция
Глава IV Проституция 1. Общие замечания Если при нашем описании греческих обычаев и культуры необходимо было постоянно повторять, что эта работа занимается совершенно новой областью античной культуры или – как в случае отдельных ее глав – что нет основополагающего
6. Храмовая проституция
6. Храмовая проституция «Разговоры гетер» Лукиана позволили нам ближе познакомиться с жизнью и привычками полусвета Древней Греции, много интересных дополнительных деталей можно почерпнуть и из других источников. Например, у Афинея мы читаем (xiii, 573с): «С древних времен в
8. Мужская проституция
8. Мужская проституция Во все времена и у всех народов любовь продавалась за деньги, и так будет всегда, как это ни печально. Мужская проституция так же стара, как сама любовь. Мы уже говорили, что среди храмовых проституток можно было встретить и красивых мальчиков и
§ 3. Проституция
§ 3. Проституция В российской ментальности не существовало и, пожалуй, не существует четкого понятия «проституция». Помимо этого, следует признать наличие определенных трудностей при выяснении нормы, которая была бы антиподом торговле любовью. В таком положении
Проституция
Проституция В тайских традициях особое место занимает проституция. Еще в XVIII в. Рама I, основатель королевства Сиам, обложил проституток дорожным налогом. С тех пор проституция процветает, хотя официально запрещена в 1960 г. Согласно проведенному обследованию в 2004 г.
Проституция
Проституция До оккупации Японии американцами осенью 1945 г. в стране существовали легальная проституция и публичные дома. Американским солдатам Япония показалась сексуальным раем. Меньше был рад главнокомандующий – Дуглас Макартур: он запретил Джи-Ай посещать бордели и
Древняя Греция
В Греции, как известно, существовал культ Афродиты, богини любви и плодородия. Афродита являлась одним из ликов единой для всех народов богини, следы которой тянутся из дремучей древности. Из культа Афродиты родился культ любви, а из него, в свою очередь, родилась ритуальная проституция. В Афинах процветали публичные дома — диктериады, их учредители стремительно богатели и в знак благодарности богине на вырученные деньги строили храмы в её честь.
В четвёртый день каждого месяца во время праздника Афродиты у подножия храмов и у статуй богини собирались многочисленные гетеры и работали, отдавая все деньги, полученные от мужчин, в пользу храмов. Это было возможно среди бела дня, потому что храмы Афродиты окружали глухие заросли, посаженные специально, чтобы на гетер и их клиентов опускалась тень и скрывала их ласки от посторонних глаз. При каждом храме в Афинах, Фивах, Аркадии и других греческих городах жило множество гетер, согласно воспоминаниям Страбона, при храме Афродиты в Коринфе их проживало около тысячи.
Перед Олимпийскими играми участники соревнований торжественно клялись в случае победы посвятить Афродите
50 или 100 юных девушек, чтобы они жили при храмах
и обслуживали чужестранцев.
Окружённая греховным садом и выточенная из мрамора Афродита собирала вокруг себя общество извращённых и праздных мужчин и женщин. Из-за густых зарослей, окружающих её храмы, она носила имя Milanis или Scotia, то есть богини чёрной любовной ночи и мрака. У нее существовало множество других интересных имен, наделённых двусмысленными метафорами: Porne (чувственная гетера), Mucheia (богиня тайных мест), Castnia (богиня бесстыдных совокуплений), Kallypigos (богиня с красивыми ягодицами). Были даже деревянные скульптуры Афродиты с мраморными руками и ногами, которые двигались с помощью механических пружин, и богиня совершала двусмысленные движения. Из-за таких статуй ей дали имя Mechanitis, или механическая богиня.
Древние греки также не обходились без жертв богине. Ей посвящали юных девушек перед важными событиями, чтобы задобрить её и надеяться на хороший исход дела. Перед Олимпийскими играми участники соревнований торжественно клялись в случае победы посвятить Афродите 50 или 100 юных девушек, чтобы они жили при храмах и обслуживали чужестранцев. Известны строки оды на победу Ксенофонта в Олимпийских играх. Они принадлежат поэту Пиндору:
«Вы, которые даёте у себя приют и гостеприимство всем чужеземцам, вы, жрицы богини Пито в богатом Коринфе, возжгите благоухания перед изображением Афродиты и, призывая мать любви, умолите её не отказать нам в её небесной милости и дать нам то блаженство, которым мы наслаждаемся, срывая нежный цвет вашей красоты».
Проституция в древнем египте
Смс-переписки с родителями, которые стоило бы сохранить для внуков
Дезориентирующие кадры, заставляющие ахнуть: "Привидится же такое!"
В Москве неадекватный мужчина с топором напал на покупателей в магазине
Уникальные коллажи Дэна Бэрри, включающие ботанику и темы смертности
Тина Тернер - королева рок-н-ролла
"Гидов мы не обвиняем": выжившие после восхождения на Эльбрус рассказали о походе
Британские ВВС тестируют беспилотные автомобили
Авторитетный фотожурнал наградил лучшие снимки о путешествиях
Самые впечатляющие дворцы в мире
Пользователь Reddit сделал для Рона Перлмана трубку с Хеллбоем
Исследователи впервые спустились на дно «Адского колодца» в Йемене
В Лас-Вегасе построят Луну
Интересные татуировки, которые изменяются, когда люди сгибают свое тело
Студенты сделали самолет из стула
Удивительная история дома на Канарских островах, нетронутого потоками лавы
20+ полезных и бесполезных советов на все случаи жизни
Собака сорвала футбольный матч премьер-лиги в Боснии
Писатель XIX века предсказал виртуальные свидания
Худшие фильмы в истории кино по версии сайта Rotten Tomatoes
Как хорошо, что этих видов спорта больше не существует!
Мемы о том, чем отличается мальчик от мужчины
Американские горки: воплощение страха
Диснейленд по талибански*: сказывается тяжёлое детство, деревянные игрушки и отсутствие "горок".
У одной из баз ВВС США замечен неизвестный летательный аппарат
Воры вернули украденные олимпийские медали Весниной вместе с коробкой конфет
Что современные японцы думают об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки
Древняя Греция и Рим
Религиозная проституция пришла в Грецию с Востока, но была менее масштабной. Это были отдельные явления на окраинах греческого мира: в Сицилии, на Кипре, в Понтийском царстве. Исключение — город Коринф, где в акрополе находилось более тысячи проституток. Они являлись источником городского дохода.
Эротическая сцена с молодым человеком и гетерой, ок. 430 г. до н.э (Altes Museum — художественный музей в Берлине на Музейном острове) Эротическая сцена с молодым человеком и гетерой, ок. 430 г. до н.э (Altes Museum — художественный музей в Берлине на Музейном острове)В 464 году до н. э. некий Ксенофонт, проживавший в Коринфе, победил на Олимпийских играх. В честь этого события он подарил храму Афродиты сто девушек. Этот случай описывает Пиндар, древнегреческий поэт. Однако некоторые ученые ставят под сомнение наличие храмовой проституции в Древней Греции.
«Праздник Венеры» — Питер Пауль Рубенс (Музей истории искусств, Вена) «Праздник Венеры» — Питер Пауль Рубенс (Музей истории искусств, Вена)В Риме было огромное количество святилищ в честь Венеры. Но в них не культивировались священные совокупления. Торжества, посвящаемые богине, проходили весной, состояли из танцев, оргий, пиров. Все это происходило ночью и вне храма.
Шумер
Древнейшая на планете Шумерская цивилизация оставила выдающийся письменный исторический источник. Это свод законов Кодекс Хаммурапи.
Фрагмент стелы с Законами Хаммурапи (Музей Лувра в Ираке) Фрагмент стелы с Законами Хаммурапи (Музей Лувра в Ираке)В нем храмовые проститутки именуются «надиту» (иеродулы). Исторический документ дифференцирует их от обычных продажных женщин.
Фрагмент копии стелы с Законами Хаммурапи (Пергамский музей, Берлин) Фрагмент копии стелы с Законами Хаммурапи (Пергамский музей, Берлин)Репутация надиту защищалась законом наравне с замужними женщинами. Сексуальных жриц именовали «сестрами бога». Они были различных категорий, для их обозначения существовали разные названия, подробно расписанные в правовом документе. Защищались и имущественные права иеродул.
Священные блудницы: Как работала проституция в Древнем Египте, Риме и Вавилоне
Понятие стыда пришло к человечеству благодаря развитию цивилизации и морали. В дохристианские времена люди не были ограничены грузом греховности, поэтому могли быть свободны в воплощении любых желаний, в том числе сексуальных. Известно, что древние и первобытные народы не связывали желание с долгом и предавались удовольствиям направо и налево. Не существовало и моногамного брака в нашем привычном понимании, дети рождались от самых усердных и сильных, а женщины заботились о них сообща. Не удивительно, что с разного рода сексуальными актами были сопряжены первые ритуалы.
Иногда проституцию называют древнейшей профессией, и отчасти так и есть, однако вряд ли участие женщин в случайных и хаотичных связях с малознакомыми мужчинами несло тогда исключительно материальный характер. Самые древние проститутки были скорее жрицами в современном понимании, поскольку отдавались не за деньги, а следуя определённой традиции или обряду. Так происходило до тех пор, пока моногамный брак не вступил в свои права, оттеснив полигамию на задний план.
Религиозная проституция — это своего рода смешение физических и духовных потребностей человека, в этом случае женщина отдаётся мужчине не ради материальной выгоды, а во имя веры в одного или нескольких богов. Существует множество исторических доказательств тому, что религиозная проституция существовала многие тысячелетия как у первобытных племен, так и у высокоразвитых исторических народов.
Ритуальная проституция как явление зародилась на Востоке и уже оттуда была привезена в Грецию и Рим. Изначально подобные культы производились в храмах богинь плодородия — Инанны, или Иштар, в Месопотамии, Мелитты в Вавилоне, Астарты в Финикии, Анаис в Армении, Исиды в Египте.
Израиль
У древних евреев при храмах в специально построенных для этого помещениях жили святые блудницы. Позже целомудренные христиане объясняли функцию массивных сооружений в несколько этажей вокруг храмов как «помещения для хранения священных сосудов».
В эти постройки попадали израильские юницы, чтобы посвятить себя религиозной проституции. Они шли на это сознательно, по доброй воле, а не из-за нищеты или порока. Очень часто девушки, живущие при храмах, были из очень знатных семей. В храм они приходили, потому что чувствовали неспособность служить одному мужчине, поэтому обрекали себя на супружество с целым народом.
С храмовой блудницей зачинал детей один из пророков, беря в свидетели двух священников храма. Интересно, что совокупление с блудницами ритуально обставлялось, освящалось двумя священниками (подобно как современные браки совершаются в присутствии двух свидетелей), а потому не считалось пороком, не оскверняло ни блудницу, ни приходившего к ней, как ни марает никого современный брак. Как видно из этого краткого ритуала со священниками, древние евреи не видели в подобных вещах ничего дурного, а наоборот, понимали его как кратковременный брак, венчание пары на одну ночь. Однако странники, купцы и воины входили в покои храмовых блудниц исключительно для того, чтобы снять половое напряжение, что никак не сказывалось на репутации храмовых блудниц. К ним относились с почётом, воспринимали их природный пыл как предназначение и почётно называли «супругами Израиля».
Совокупление с блудницами ритуально обставлялось,
освящалось двумя священниками (подобно как
современные браки совершаются в присутствии двух
свидетелей), а потому не считалось пороком.
Однако до окончательного издания Таблиц законов в Израиле существовали менее гуманные традиции, касающиеся проституции, например, право отца продать свою дочь в наложницы на любой срок, забрав все вырученные деньги себе. Сама девушка ничего не получала и была фактически рабыней своего отца или хозяина. Конец этому положил лишь Моисей: «Не продавай своих дочерей для того, чтобы земля не покрылась пятном и нечистью» (Кн. Левит. XIX).
Таким образом, борьба законодателей и религиозных проповедников с распущенностью нравов могла нести как отрицательный, так и положительный характер, с одинаковым успехом ломая и спасая жизни женщин, которые попадали в это ремесло из принуждения или же по собственному желанию, conjunx totius populi sacra populi sacra.
Южная и Центральная Америка
У народов, проживавших на этих территориях, также процветала религиозная проституция, причем не только женская, но и мужская. Об этом пишет Диас дель Кастильо, испанский конкистадор. В ацтекском божественном пантеоне даже было божество, покровительствующее храмовым проституткам.
Бурбонский кодекс — ацтекский кодекс ритуально-календарного содержания. Создан незадолго до или сразу после конкисты. Бурбонский кодекс — ацтекский кодекс ритуально-календарного содержания. Создан незадолго до или сразу после конкисты.Конкистадоры пришли в ужас от широты распространения сексуальных извращений под эгидой религиозных ритуалов. Завоеватели начали борьбу с искоренением порочной практики. При этом использовались бесчеловечные методы: сожжение на костре, массовые обезглавливания. Это привело не только к искоренению культовой проституции и сексуальных извращений, но и к уничтожению народной культуры.
Армения
Продолжительность служения при храме определяли родные будущих блудниц. Когда же женщины покидали пределы храма, они должны были оставить все вырученные сбережения в пользу храма. После этого они с успехом выходили замуж, причём более завидными невестами считались те, у которых было больше всего клиентов. Женихи справлялись у жрецов о поведении будущих жен, успех невесты считался залогом счастливой супружеской жизни.
Храмовая проституция: позорное явление или обоснованный ритуал?
Храмовая проституция — распространенное в Древнем мире явление, вызывающее чувство отторжения у современного человека. По бытовавшим религиозным верованиям, сексуальные действия в храме должны были повлиять на будущий урожай. Акт оплодотворения связывали с плодородием земли.
Первоначально такого рода ритуалы производились под открытым небом, позднее, по мере усложнения культа, стали проходить в храмах. Для обозначения женщин, занятых проституцией в культовых местах, применяют греческое слово «иеродулы». Историки обнаружили наличие свидетельств ритуального совокупления у разных цивилизаций.
Индия
В индуистских храмах постоянно жили девушки-танцовщицы, которые совершали коитус с посетителями из числа высших каст. Профессия считалась почетной. Их называли «девадаси», в русском языке понятие определяется как «баядерка».
Девадаси, индийские танцовщицы — немецкая гравюра, ок. 1700 Девадаси, индийские танцовщицы — немецкая гравюра, ок. 1700Они танцевали в храме во время религиозных служб, а также на культовых уличных шествиях. Ставоринус, голландский путешественник XVIII века, писал, что зритель во время религиозного танца мог, заплатив, совершить половой акт с любой из них.
Эротическая скульптура Кхаджурахо Эротическая скульптура КхаджурахоКультовую проституцию в Индии запретили на законодательном уровне лишь в 1988 году. Произошло это благодаря протестным акциям борцов за права человека.
Дорогой читатель, если было интересно, то рекомендуем поставить «палец вверх» и подписаться на канал! Ещё мы публикуем материалы в Telegram ( @antike ) и во ВКонтакте .
Вавилон
О культовой проституции в Вавилоне оставил записи Геродот, называвший ее позорным явлением. Один раз за всю жизнь жительница Вавилона, вне зависимости от социальной принадлежности, должна была отдаться чужестранцу в храме Афродиты.
Астарта — греческий вариант имени богини любви и власти шумеро-аккадской мифологии Иштар Астарта — греческий вариант имени богини любви и власти шумеро-аккадской мифологии ИштарПрихрамовая территория делилась веревками на узкие коридоры. Женщины сидели вдоль проходов, чтобы их можно было хорошо рассмотреть. Если мужчина делал выбор, то он бросал избраннице на колени монеты, которые считались священными.
«Астарта Сирийская» — Данте Габриэль Россетти, 1877 (Манчестерская художественная галерея, Манчестер) «Астарта Сирийская» — Данте Габриэль Россетти, 1877 (Манчестерская художественная галерея, Манчестер)Отказаться женщина не имела права, так как это был ее долг перед богиней Иштар (Афродитой). Половой акт совершался в отведенном месте. Только после этого можно было уйти домой. Нетрудно догадаться, что в первую очередь выбирали красивых девушек. Некоторым приходилось сидеть на смотринах по четыре года.
Вавилонский рынок наложниц — картина Э. Лонга Вавилонский рынок наложниц — картина Э. ЛонгаЕгипет
В Египте поклонялись богу солнца Осирису как мужскому началу и богине земли и плодородия Исиде — как женскому. Во время религиозных праздников жрицы и жрецы совершали действия, напоминающие половой акт с веялками, символами земли, и магическими ключами от всех дверей, тау, имевшими форму мужского полового органа. Жрицы, участвовавшие в шествиях, носили на груди золотые урны с фаллосами, которые являлись священными изображениями верховного божества и, по совместительству орудиями наслаждений. Во имя Исиды мужчины и женщины сплавлялись на лодках по Тигру, играя на музыкальных инструментах и распевая песни, после чего женщины поднимали платья и оголяли грудь, приглашая мужчин к совокуплению. В храмах Исиды собирались одновременно сотни тысяч паломников, которые предавались там самому грубому разврату.
И во время праздников и в обычное время при храмах Исиды жили блудницы, которые удовлетворяли жрецов и чужестранцев. Все заработанные живущими при храмах проститутками деньги шли в руки жрецов, которые распоряжались ими на своё усмотрение.
У египтян существовал обряд ритуального лишения девственности. Отцы приводили своих юных дочерей,
чтобы отдать их в жертву Осирису.
Особо процветала ритуальная проституция во время обрядов посвящения, которым предшествовало длительное воздержание. Геродот и Эпифан пишут, что эти обряды, происходившие в подземельях, уносили участвовавших в них во времена неостановимых оргий глубокой древности, со всеми сопутствующими грубыми извращениями и смешением полов.
У египтян существовал обряд ритуального лишения девственности. Отцы приводили своих юных дочерей, чтобы отдать их в жертву Осирису. Функцию бога выполняли жрецы, его прямые посредники. Интересно, что в жертву могли быть принесены только красивые девушки. После совершения обряда они благополучно выходили замуж.
Существует гипотеза, что подобные ритуалы, которые часто имели массовый характер (по некоторым данным, на праздники Исиды собиралось около 700 тысяч паломников), сильно развратили нравы египтян. В сочетании с горячей восточной кровью такая раскрепощённость приносила свои поды. Это, в частности, привело к расцвету светской проституции и чрезвычайной свободе нравов. Известно, например, что сам Хеопс, разорившись на строительстве пирамид, заставил заниматься проституцией собственную дочь. Преданная отцу, она просила каждого приходящего к ней мужчину кроме денег дарить ей камень для гробницы отца. Из этих камней, по преданию, была построена одна из четырёх пирамид.
Финикия
В Финикии тоже существовали подобные храмы богини плодородия Астарты, при которых постоянно жили блудницы, обслуживающие жрецов и чужеземцев. Раз в год, в праздник Астарты, священных блудниц становилось в несколько раз больше. Финикийские женщины усаживались вдоль дорог прямо на землю, в тростниковых венках на головах. Они могли быть выбранными любым прохожим и согласно шли исполнять свой долг во имя богини, чтобы потом вернуться домой уже без венка.
У финикийцев тоже существовал своеобразный культ чужестранцев, и отцы должны были отдавать им
на растление своих юных незамужних дочерей
Кроме этого, у финикийцев тоже существовал своеобразный культ чужестранцев, и отцы должны были отдавать им на растление своих юных незамужних дочерей. Кроме того, проституцией в Финикии занимались многие незамужние девушки, чтобы таким образом накопить на приданое и удачно выйти замуж. На въезде в торговый город Карфаген девушки разбивали палаточные городки, чтобы принимать купцов из разных стран. Накопив достаточно денег, они часто жертвовали большие суммы на строительство храмов и памятников, о чём свидетельствуют надписи на стенах. Судя по всему, куртизанки часто жертвовали большие суммы, чем богатые ремесленники и купцы, как будто благодаря богов и богинь за возможность с помощью своего ремесла удачно выйти замуж.
Права женщин в Древнем Египте. Рай для феминисток?
Древнеегипетская цивилизация просуществовала несколько тысячелетий. За это время возникали и рушились великие империи: Шумер, Ассирия, Вавилон. А Египет стоял всё так же незыблемо, жрецы в храмах по берегам Нила пели гимны Осирису и Исиде, огромные пирамиды хранили мумии фараонов.
Образ древнеегипетской дамы в современной рекламе. Образ древнеегипетской дамы в современной рекламе.Знаем ли мы, как жили древнеегипетские женщины? Да, об этом сохранилось немало записей — как самих египтян, так и путешественников, побывавших в этой стране. В поздней античности греки и римляне часто посещали Египет и свои впечатления о нём записывали на пергаменте, который сохранялся лучше, чем хрупкий папирус. В Греции и Риме того времени женщины полностью зависели от мужчин. Известен такой греческий термин как гинекей — женская часть дома, куда не допускались посторонние, полный аналог гарема в мусульманском жилище. А греческое слово кириос означало мужчину-покровителя, мужа или отца, который распоряжался имуществом своей подопечной.
Римский отец семейства на прогулке. Картина современного художника. Римский отец семейства на прогулке. Картина современного художника.У римлян с правами женщин было несколько лучше, но и у них абсолютным хозяином в семье считался доминус. Им был мужчина, отец семейства и владелец не только дома, но и всех его обитателей. Если отец не признавал новорожденного, то его оставляли на улице или в лучшем случае — на ступенях ближайшего храма, в надежде, что кто-то подберёт младенца. По римским законам, если муж разводился с беременной женой, то когда она разрешалась от бремени, ей следовало отдать ребёнка его отцу, если тот от него не отрекался.
Деревянные фигурки крестьян с их супругами. Египет, XXIII век до н.э. Деревянные фигурки крестьян с их супругами. Египет, XXIII век до н.э.В Древнем Египте дела обстояли совершенно иначе. Подавляющее большинство населения Египта во все эпохи составляло крестьянство. А главным богатством крестьянина был его земельный участок. И этот участок издавна передавался по женской линии, от матери к дочери. Даже власть фараонов, абсолютных правителей Египта, определялась супружеством с представительницей правящей фамилии. По этой причине фараон Рамсес II заключил брак с собственной дочерью Бент-Анат, чтобы не потерять власть после смерти первой супруги, царицы Иситнофрет.
Изображение танцовщиц из гробницы Небамона. Египет, город Фивы, XV век до н.э. Изображение танцовщиц из гробницы Небамона. Египет, город Фивы, XV век до н.э.Что касается брачных обычаев, в Древнем Египте мужьям дозволялось иметь нескольких жён, но пользовались этим правом лишь цари, номархи и очень богатые люди. Брачная церемония была простой. Жених при свидетелях произносил фразу: «Я беру тебя в жёны», невеста отвечала: «Ты берёшь меня в жёны». Запись о браке сохранялась писцом в храмовом архиве, после чего устраивали праздник в честь новобрачных.
Крестьянская семья в процессе варки пива. Египет, деревянные фигурки XIX века до н.э. Крестьянская семья в процессе варки пива. Египет, деревянные фигурки XIX века до н.э.Даже небогатые египтяне при женитьбе заключали брачный контракт. В нём перечислялось имущество мужа и жены, иногда при этом создавался совместный фонд, предназначенный для будущих детей. Мужчина вносил две трети основных средств этого фонда, его супруга — оставшуюся треть. В контракте прописывались имущественные отношения супругов. Обычно муж должен был выдавать жене средства на ведение домашнего хозяйства и на личные расходы, при этом всем семейным достоянием супруги владели совместно. В одном из найденных археологами контрактов была такая запись: «Если я разведусь с тобой, возненавижу тебя и предпочту взять в жёны другую женщину, я дам тебе два слитка серебра, кроме тех двух слитков серебра, которые я дал тебе как твою долю в супружестве. И я отдам тебе треть всего, чем будешь владеть ты, и чем буду владеть я в дальнейшем».
Одна из самых древних египетских изображений семейной пары. Гробница в Саккаре, III тысячелетие до н.э. Одна из самых древних египетских изображений семейной пары. Гробница в Саккаре, III тысячелетие до н.э.Инициатором развода у древних египтян могли выступать как муж, так и жена. Несовершеннолетние дети оставались у матери, бывший супруг был обязан содержать своих прежних домочадцев до последующего замужества разведённой. Законы древнего Египта запрещали семейное насилие: сохранилось судебное решение, по которому обвинённый в избиении супруги муж приносил клятву, что не больше не тронет свою жену. В противном случае ему грозили сто палочных ударов и лишение доли в совместно нажитом имуществе семьи.
Древнеегипетская медицина. Современная иллюстрация. Древнеегипетская медицина. Современная иллюстрация.Египтянки из богатых семей, у которых было свободное время, учились чтению и письму, а также музыке и прочим искусствам. Некоторые из них становились жрицами. Профессия писца (то есть государственного чиновника) традиционно считалась мужской, но изредка ими становились и женщины. Грамотные египтянки могли выучиться на врача, что было большой редкостью в античном мире. Гречанка Агнодика, жившая в IV в. до н.э., отправилась изучать медицину в Египет, поскольку афинские врачи отказались её учить.
Актриса Кристин Кройк в роли Клеопатры. Кадр из фильма «Бен Гур», 2010 г. Актриса Кристин Кройк в роли Клеопатры. Кадр из фильма «Бен Гур», 2010 г.Такая свобода египтянок вызывала зависть к ним у женщин Рима и Греции. А вот их отцы и мужья относились к египетским порядкам крайне негативно. По мнению Диодора Сицилийского, у египтян «мужья заключают брачный договор, чтобы повиноваться своим супругам». А «отец истории» Геродот считал нелепостью обычную для Египта ситуацию, когда «женщины ходят на рынок и торгуют», в то время как «мужчины остаются в дома и ткут». Но древнеегипетским дамам и их супругам мнение иностранцев об их порядках было глубоко безразлично.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе .Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте.
Вавилон
Геродот писал о религиозной традиции древних вавилонян: каждая женщина была обязана один раз в жизни явиться в храм богини плодородия Мелитты и отдаться первому же чужестранцу, который её выберет, бросив ей в подол горсть монет. Это касалось вавилонянок всех сословий — от рабынь до цариц. Красавицы не проводили в храме и нескольких дней, их выбирали сразу и отпускали домой. Некрасивым женщинам иногда приходилось жить при храме годами, ожидая своей участи. Не исполнив своего долга, женщина не имела права уйти домой.
Деньги, заработанные таким образом, считались священными, а женщина после свершения ритуала находилось под покровительством богини всю жизнь. Знатные дамы приезжали в храм на богато украшенных повозках, бедные горожанки проходили к храму пешком и сидели там, обвязав голову лентами. Но и тех и других ждала одна и та же участь — пойти с первым же чужестранцем, который бросит в подол монету и скажет: «Я взываю к богине Мелитте». Женщина не имела права отказаться и должны была соглашаться на любую сумму, даже самую ничтожную.
С точки зрения генетики этот ритуал выполнял опредёленную функцию: он позволял разбавлять тесный круг горожан, ведь женщины часто рожали детей от чужестранцев, которым вавилоняне приписывали магическую силу.
Древний Рим
В Риме точно такую же функцию выполняли храмы Венеры. Вокруг них каждый вечер собирались куртизанки, чтобы привлекать мужчин. Часть вырученных денег они посвящали богине-покровительнице. Куртизанки принимали участие во всех религиозных празднествах. Интересно, что в Риме в праздничных оргиях участвовали и почтенные замужние дамы. Они отличались от проституток только тем, что закрывали голову мантией. Оргии с участием гетер происходили у подножий статуй, которым украшали золотыми венками не только головы, но и половые органы.
В Древнем Риме существовал бог Мутунус, которого изображали, в отличие от остальных богов, например Приапа, восседающим на троне. Перед тем как выйти замуж, девушка должна была сесть на колени к каменному изваянию Мутунуса, метафорически принося ему в жертву свою девственность. Однако в некоторых случаях статуя бога изображалась с эрегированным половым членом, и девушки, садясь к нему на колени, совершали с ним половой акт, лишаясь девственности по-настоящему. К этому же действию прибегали замужние женщины, чтобы Мутунус помог им забеременеть.
Стыд и ожидание расплаты за грехи нахлынули волной на древний мир, свободный от предрассудков. Вместе с цивилизацией, религией и культурой пришло другое, отличное от первобытного осознание человеческих желаний. Однако сами желания никуда не исчезли, поэтому проституция существует и поныне, принимая совершенно другое обличье. Из этой профессии исчез элемент святости, который несомненно присутствовал в сердцах древних блудниц, отдававших тело и душу во имя богов и богинь, в которых они горячо верили и ждали от них спасения и награды за святые и сладостные труды свои.
Читайте также: