Процент русскоговорящих в израиле
Израильтяне представляют собой своеобразный сплав этнических общин, которые и составляют единый еврейский народ. Если посмотреть на происхождение лидеров еврейского государства, то выяснится, что многие их них имеют русские корни.
Каждая следующая алия из России существенно отличалась от предыдущей. Иммигранты из Российской империи (1 – 2 алия) прибывали в Эрец-Исраэль задолго до создания еврейского государства. Среди них было немало переселенцев, которые стояли у истоков зарождения поселенческого движения и основания кибуцев. Следующая массовая русскоязычная алия пришлась на 70 – 80-е гг. и состояла в основном из идейных сионистов. А миллионная большая алия 90-х более всего напоминала экономическую, т. к. причиной репатриации евреев был развал Советской империи.
В последнее время социологи и выходцы из стран СНГ задаются вопросом: а можно ли говорить о существовании в Израиле единой русскоязычной общины? Хотя следует напомнить, что в начале 90-х была создана организация (амута) "Община русскоязычных граждан Израиля", в рамках, которой функционировали медицинский, инженерный и юридический центры. Лидером и одним из организаторов этой организации была известная журналистка Инна Стессель, а сопредседателями — известные общественные деятели: Феликс Ушеренко, Эфраим Меламед и Эдгарт Альтшулер. Но, к сожалению, в середине 90-х гг., в силу различий в политических взглядах представителей этой организации, она прекратила свое существование и стала прародительницей таких партий, как "Исраэль ба-алия" и "Наш дом Израиль".
Если проехать по городам Израиля и заглянуть в общинные дома, то можно выяснить следующее: каждая этническая община, хоть и является русскоязычной, имеет свою специфику. Среди них можно найти землячества выходцев из Молдовы, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, объединения горских и бухарских евреев. У каждой из перечисленных этнообщин имеются специфические интересы и цели, их возглавляют лидеры, которые организуют вечера культуры, концерты, презентации, заседания-собрания и т. д. Если взять за пример общину горских евреев в Израиле, то они создали своеобъединение в начале 1980-х гг., и почти в каждом городе их компактного проживания работают общинные центры.
Действуют союзы писателей и художников, клубы для пожилых людей и переживших Холокост, библиотеки, театры и школы. И всех их объединяет Великий Могучий Русский Язык, а также советская ментальность, которую впитали в себя все, кто родился и вырос на той самой "одной шестой части суши". Русскоязычные евреи привезли с собой в Израиль несколько русских праздников: Новый год (и добились даже выходного в этот день), День Победы (9 мая и 26 ияра), 8 Марта. Почти в каждом более-менее крупном городе открылись русские магазины.
Наряду с основными языками, ивритом и арабским, широкое распространение получил и русский, т. к. почти каждый пятый израильтянин говорит на нем дома. Русскоязычные израильтяне предпочитают смотреть российские телеканалы, а также израильский 9 канал (русскоязычный). К ним можно добавить ряд новостных русскоязычных интернет-СМИ, газет, журналов и радио "Кан-РЭКА", а также книгоиздание на русском языке.
Несмотря на вышеперечисленное, русскоязычные израильтяне не проявляют особой активности для сближения, когда это касается их непосредственно. Например, когда нависла угроза закрытия русскоязычной библиотеки в Иерусалиме и русского радио "РЭКА", никто на "русской улице" не предпринимал попыток проведения демонстраций, как это принято в эфиопской и марокканской общинах.
Самое главное, что следует отметить, — русская алия внесла значительный вклад в социально-экономическую и культурную палитру страны. Хотя общие проблемы и интересы за 30 лет мало изменились, многие русскоязычные израильтяне до сих пор работают на низкооплачиваемых физических работах (позабыв о своих дипломах), получают пенсию в два раза ниже, чем местные, и к тому же не владеют в совершенстве ивритом. К ним можно добавить также такие проблемы, как: обеспечение социальным жильем, трудоустройство, защита прав русскоязычных граждан и выплаты пособий и льгот.
Молодое поколение русскоязычных израильтян уже мало отличается от своих местных сверстников. Может, и является для них семейным русский язык, но писать и читать на нем они уже не хотят. В большинстве своем они говорят и пишут на иврите и, конечно же, интересуются жизнью своей страны. В отличие от молодого поколения, русскоязычные израильтяне среднего и старшего возраста наверняка уже не смогут избавиться от "советско-русского" менталитета.
Как много русскоязычных людей живет в Израиле?
По официальной статистике МВД Израиля - 25% всего населения.
По статистике, в Израиле практически везде можно встретить русскоговорящих. Но надо понимать, что даже эта прослойка неоднородная: есть русскоговорящие взрослые израильтяне, которые переехали и так и не выучили иврит, так что они работают на низкооплачиваемых работах и общаются только с русскоязычными. Есть молодежь, которая попала в Израиль в детстве, свободно владеет и русским, и ивритом, и гораздо лучше абсорбировалась в Израиле. А есть израильтяне, рожденные здесь, но в семьях с русскими корнями. Они плохо знают русский и только потому, что бабушка их научила в детстве, и русскими они себя не считают.
Распределены русскоязычные неравномерно: в центре много русских живет в Бат Яме, Рамат Гане, Ришон ле Ционе, есть еще поселения на территориях ближе к границе, куда предлагают переезжать русским по специальным программам, так как там дешевле жилье.
Преимущества и недостатки жизни в Израиле
Пытаясь оценить, хорошо ли жить в Израиле русским, нужно учитывать различные факторы. К плюсам безусловно относятся:
Почему в Израиле большой процент русскоговорящего населения? С чем это связано?
Итак, по состоянию на начало 90-х СССР развалился, экономика в полном упадке, въезд в США усложнили или заблокировали, программа въезда для евреев в Германию еще не начала действовать. Соответственно, в Израиль устремился почти миллион. Можно предположить, что при наличии американской и прочих "лазеек" в Израиль бы отправилось меньшинство. В конце 70-х до Израиля доезжало только 30-35% от числа получивших разрешение на выезд.
Комментировать ответ… Комментировать… Ещё 2 ответаЭто связано в том числе с тем, что после разрыва отношений СССР с Израилем, в конце 1960-х, во избежании внутригосударственных акций протеста, евреям из числа жителей республик СССР разрешили стать репатриантами. Вторая массовая волна репатриации пришлась на 1989-91 годы. Алию в этот период совершили более 200 тысяч человек.
Кто, кроме евреев, живет в Израиле? Сколько там русских?
Израиль, несмотря на свои размеры в половину Московской области, и наличие в этой стране пустынь и гор, является очень плотно заселенным государством со множеством проживающих там народов. За 72 года независимости количество проживающих там евреев за счет репатриации и естественного прироста увеличилось почти в 10 раз: с 700 тысяч до практически 7 миллионов. Однако же, общее население там где-то на два с половиной миллиона больше, и оставшиеся жители страны совсем не являются детьми Сиона.
Так кто, кроме евреев, живет в Израиле?
Собственно, большая часть остальных жителей страны, два миллиона или около того, являются арабами, которые имеют израильские паспорта согласно местному закону о гражданстве. Большинство из них мусульмане, примерно десятая часть христиане, другие входят в общину друзов, специфической религии на грани ислама, но говорящие на арабском языке.
Есть еще некоторое количество бедуинов, около 4 тысяч, что из-за клановой структуры своего общества сами себя не считают арабами и верны собственным племенным лидерам, которые в 1947-м году поддержали Израиль. Кроме того, арамейцы, потомки древнего семитского населения, говорят на арабском языке, но придерживаются христианской веры и сами себя арабами также не считают. Их много – тысяч 160.
Другими потомками коренного населения региона являются самаритяне, которые в небольшом количестве сохранились с библейских времен. Это религиозно и культурно близкая евреям группа, имеющая определенные культовые отличия с очень давних времен. Их совсем немного – менее тысячи человек.
Все оставшееся население, около половины миллиона являются потомками мигрантов османской эпохи либо приехали уже в годы независимого израильского государства. К первым относятся черкесы и армяне – из общины составляют примерно по четыре тысячи человек каждая.
Цыгане из стран Западной Европы, объединенные под общим названием синти, а также восточноевропейские цыгане рома, приехали сюда в 1940-1950-е годы из разных стран. Их точное количество неизвестно.
Наконец, несколько сотен тысяч жителей страны относятся к нееврейским выходцам из стран бывшего Советского Союза. Это русские, украинцы, грузины, азербайджанцы и представители других народов, которые были членами семей евреев и получили поэтому израильское гражданство. Надо сказать, что они довольно специфические ребята, которые, как говорили в советское время, ехали сюда «за колбасой». Они не очень хотят ассимилироваться и предпочитают держаться вместе.
Русская диаспора
Несмотря на то, что в Израиле живет много выходцев из РФ и постсоветских стран, русской диаспоры как таковой стране не существует. Все волны миграции состояли преимущественно из этнических евреев, которые стремились как можно быстрее адаптироваться в местном обществе. Этнических русских в стране мало, и создать какую-либо социальную структуру для них затруднительно.
Рассматривая перспективу миграции, многие жители РФ интересуются, говорят ли на русском в Израиле. В целом русский язык в этой стране знают многие, но он не имеет официального статуса и используется преимущественно в сфере обслуживания туристов. Более того: репатрианты, которые упорно пытаются изъясняться на русском в магазинах и других общественных местах, вызывают раздражение даже у многих бывших соотечественников.
Русскоязычные израильтяне - кто мы? Какие мы? Сколько нас?
В 2015 году, по случаю празднования 25-летия "большой алии" в Статистическом управлении Израиля были подведены некоторые численные итоги, небезынтересные для самих репатриантов. И хотя это данные на конец 2014 года, они не переводились полностью на русский язык и во многом актуальны и сейчас.
Это единственная комплексная картина алии, своего рода "портрет среднестатистического русскоязычного репатрианта". Мы наконец узнали, сколько из нас владеет жильем, сколько наши семьи тратят и зарабатывают в месяц, сколько среди нас рабочих, "белых воротничков", госслужащих и обладателей высшего образования. Насколько мы религиозны, насколько одиноки. И многое другое.
Мы публикуем эти данные по случаю запуска проекта "Я - русскоязычный израильтянин". Итак, читайте.
Сколько нас?
По данным на конец 2014 года, в Израиле проживало 754.500 репатриантов, переселившихся из стран, в прошлом составлявших СССР. Из них 335 тысяч (45%) – мужчины, 418 тысяч – женщины. Доля "наших людей" среди еврейского и "околоеврейского" населения составляет 11%, среди всего израильского населения (включая арабов и друзов) – 9%.
С годами национальный состав репатриантов из СССР-СНГ меняется, в нем увеличивается доля не евреев, отмечают в ЦСУ. По данным на конец 2014 года, 68% были записаны как евреи, 30% в МВД проходят под категорией "без религиозной принадлежности", 2% записаны как христиане.
Общее число репатриантов из ССР-СНГ и их родившихся в Израиле детей – 985.600. Эта категория населения немолода. Лишь 18% - дети до 15 лет, тогда как в целом по Израилю их 27%. 17% - в возрасте 65% и старше (в целом по Израилю – 13%).
29% русскоязычных репатриантов проживают в северной части страны (Хайфа и другие округа), тогда как в целом еврейского населения там сконцентрирован 21%. 23% русскоязычных репатриантов живут на юге, в то время как в целом доля еврейского населения в южных регионах – всего 15%.
Вот распределение доли русскоязычных израильтян по городам:
Бат-Ям: 30% населения (38,5 тысячи);
Ашкелон: 25% населения (31,6 тысячи);
Ашдод: 24% населения (51,5 тысячи);
Беэр-Шева: 22% населения (45 тысяч);
Хайфа: 19% населения (54 тысячи);
Нетания: 17% населения (35 тысяч);
Петах-Тиква: 16% населения (35,3 тысячи);
Ришон ле-Цион: 15% населения (40 тысяч);
Тель-Авив – Яффо: 8% населения (33,6 тысячи);
Иерусалим: 3% (26,8 тысячи);
Семейная жизнь
Молодые русскоязычные репатрианты менее склонны к семейной жизни, чем еврейское население в целом. В возрасте 25-29 лет 73% мужчин и 49% женщин холосты/не замужем, в то время как в целом по еврейскому сектору эти показатели – 63% и 46% соответственно. Возможно, это объясняется тем, что среди репатриантов меньше религиозных ортодоксов и ультраортодоксов.
В 2014 году в Израиле было 373 тысячи домохозяйств, где по меньшей мере один из супругов – русскоязычный репатриант, это 16% всех израильских домохозяйств, среднее число душ в репатриантской семье – 2,7 человека.
В 9,6% репатриантских домохозяйств проживают и другие родственники и лица, кроме супругов и их детей – например, бабушки, дедушки, сиделки и проч., или две семьи сразу. В целом по еврейскому сектору таких домохозяйств 4,4%.
Семей с детьми среди всех русскоязычных семей – 49% (60% среди всех еврейских семей). Неполных семей (с одним родителем) – 16,6% (13% по еврейскому сектору в целом).
Среднее число детей в репатриантских семьях – 1,74, в отличие от 2,33 ребенка в целом по еврейскому сектору. 14% детей живут в неполных семьях (в целом среди евреев таких детей 8%)
В 2013 году в Израиле сочетались браком 2495 еврейских женихов, приехавших из стран СНГ, и 3379 невест. При этом 62% русскоязычных женихов взяли замуж русскоязычных невест, 46% русскоязычных невест вышли замуж за русскоязычных женихов. 6% мужчин и 17% женщин сочетались браком с выходцам из стран Азии и Африки.
При этом в том же году 6128 израильтян, приехавших из бывших советских республик, подали заявку в МВД на регистрацию брака, заключенного за границей. 59% из них сочетались браком тоже с русскоязычными израильтянами.
Уровень разводов в 2013 году составлял 11,3 на 1000 семей, выше, чем в целом по еврейскому сектору, где доля разводов была 9,7 на 1000 семей.
Статистики отмечают, что русскоязычные израильтянки со временем стали перенимать израильский "уклад рождаемости". Они реже рожают в возрасте от 15 до 24 лет, и чаще – в возрасте 25+, в частности, в 30-34 года.
Трудоустройство
С 1995 по 2000 год доля трудоустроенных русскоязычных репатриантов, прибывших в Израиль начиная с 1990 года, была ниже, чем среди старожилов и коренных израильтян. В 2000 году произошел перелом, и доля трудоустроенных репатриантов "большой алии" на протяжении всего этого времени превышала аналогичную долю израильтян. На 2014 год среди репатриантов волны 90-х было трудоустроено 72%, тогда как среди старожилов и уроженцев Израиля из еврейского сектора – только 68%.
В 1995 году 18,5% коренных израильтян и старожилов работали в промышленной отрасли, 13,1% в торговле, 8,4% - в сфере медицины и ухода, 7,2% в строительстве, 6,1% на госслужбе, остальные в других сферах.
В том же году 35,5% русскоязычных репатриантов "большой алии" работали в промышленной отрасли, 12,5% в сфере медицины и ухода, 10,1% в торговле, 7,7% в строительстве, 1,3% на госслужбе, остальные в других сферах.
К 2015 году картина поменялась. В этом году 11,3% коренных израильтян и старожилов работали в торговле, 12,8% на госслужбе и в муниципалитетах, 9,8% в промышленности, 9,8% в сфере медицины и ухода, 5,6% в сфере информационных технологий, 3,2% в строительстве, остальные в других сферах.
В том же году 23% русскоязычных репатриантов волны 90-х и 2000-х работали в промышленности, 17,5% в сфере медицины и ухода, 10,8% в торговле, 6% в сфере информационных технологий, 4,5% на государственной и муниципальной службе, 4,2% в строительстве, остальные нашли себе применение в других областях.
В 1995 году 38% новых репатриантов из бывшего СССР трудились в качестве квалифицированной рабочей силы в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве. Среди коренных израильтян таких было всего 20%, подавляющее большинство выбирало другие занятия. 20% репатриантов трудились в качестве чернорабочих – неквалифицированной рабочей силы (всего 8% среди коренных израильтян). 11% русскоязычных репатриантов устроились на должности, требующие высшего образования. Всего 0,3% репатриантов занимали административные должности (5,5% среди коренных израильтян).
К 2015 году ситуация изменилась. Доля квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве среди русскоязычных репатриантов упала до 20%, неквалифицированных – до 8%. Доля "белых воротничков" – чиновников, служащих и офисных работников выросла с 21% до 29%, доля технических работников и инженеров – до 13,4%, доля репатриантов на должностях, требующих высшего образования, составляла уже 24%.
Уровень жизни
Средний доход "олимовского" домохозяйства в 2014 году составлял всего 14.074 шекеля в месяц, тогда как средний доход семей коренных израильтян – 20.944 шекеля в месяц. Этот разрыв сохранялся на протяжении всех 14 лет замеров – с 2000 по 2014 год (в 2000 году это было 10 и 16 тысяч шекелей соответственно).
82% дохода репатриантских домохозяйств – зарплата, 15% - пособия и другие государственные выплаты.
Чем позже приехала семья, тем меньше у нее пенсия в пенсионном возрасте. В домохозяйствах репатриантов, приехавших с 2000 по 2014 год, 1,2% дохода составляет пенсия и 19,3% - государственные пособия, включая пособие по старости. Среди семей, приехавших с 1990 по 1999 год, пенсионный доход составляет 2,2%, а доход от пособий – 14,2%.
У первых семей доходы с капитала составляют 0,7% семейного дохода, у вторых – 1,2%.
У коренных израильтян семейный доход распределяется иначе: 77% - зарплата, 9,7% дохода – пособия, 8,2% дохода – пенсия, 5% - доходы с капитала.
В 2014 году репатриантская семья тратила в среднем 11.014 шекелей в месяц, семья коренных израильтян – 16.314 шекелей. При этом репатрианты, приехавшие после 2000 года, тратили меньше, чем репатрианты 1990-1999 годов (8965 и 11495 шекелей соответственно). Доля семейного дохода, уходящего на жилье, была одинакова у репатриантов и коренных израильтян – 25% в месяц.
На 2014 год 51% репатриантов, приехавших начиная с 1990 года, проживал в собственной квартире. Среди коренных израильтян эта доля составляла 70%.
При этом среди репатриантов, приехавших с 1990 по 1999 год, в своих квартирах проживало 58%, среди приехавших с 2000 года – 25,3%.
Средняя квартира коренного израильтянина стоила 1,8 миллиона шекелей, репатрианта 90-х годов – 1,023 миллиона шекелей, репатрианта 2000-х годов – 998 тысяч шекелей. Среднее количество комнат в "олимовской" квартире было 3,2, в квартире коренных израильтян – 4. Среднее число душ в репатриантском домохозяйстве – 2,8, в "полностью израильском" – 3,2.
В 2014/15 учебном году 8,6% (104.829) школьников в ивритских (не арабоязычных) школах были либо выходцами из бывшего СССР (18%, то есть 19 тысяч), либо родились в семьях выходцев из бывшего СССР (72%).
2,2% детей, родившихся в странах СНГ, обучались в ультраортодоксальных учебных заведениях, тогда как среди детей, родившихся в Израиле в русскоязычных семьях, их было 8,7%, а среди коренных израильтян – 25%.
Дети, родившиеся в семьях русскоязычных репатриантов, добиваются больших успехов в школе. В 2014 году 77% из них получило аттестат зрелости – по сравнению с 62% в семьях коренных израильтян.
154 тысячи русскоязычных репатриантов приехали в Израиль с дипломами о высшем образовании, из них две трети – со второй степенью (кандидатской) и 6% - с третьей степенью (докторской).
В 2014 году в Израиле было 91.390 действующих спортсменов, из них 10.526 (11,5%) – выходцы из бывшего СССР (как репатрианты, так и дети репатриантов).
При этом выходцы из СССР предпочитают индивидуальные виды спорта (60%) – шахматы, борьба, стрельба, художественная гимнастика, плавание, дзюдо. А коренные израильтяне – групповые (футбол и баскетбол), индивидуальными занимается всего 33% спортсменов.
Знание иврита
55% от общего числа репатриантов, приехавших с 1990 года, считают, что говорят на иврите хорошо или очень хорошо. 20% владеют разговорным средне, а 25 – слабо или вообще не владеют.
47% читают на иврите хорошо или очень хорошо, 17% - средне, 36% - слабо или вообще не умеют читать.
43% русскоязычных репатриантов пишут на иврите хорошо или очень хорошо, 17% - средне, 40% - плохо или совсем не пишут.
При этом чем моложе репатриант, тем лучше он владеет ивритом.
Религиозность
Большинство русскоязычных репатриантов, приехавших после 1990 года, нерелигиозны – 67%. "Соблюдают традиции, но не особенно религиозны" – 25%. 6% соблюдают традиции и религиозные заповеди, 2% причисляют себя к ультраортодоксам.
Среди остального еврейского населения к нерелигиозным себя относят 40% населения, "соблюдающим традиции, но не особо религиозным" – 24%, а уровень традиционно-религиозных, религиозных и ультрарелигиозных гораздо выше – 10%, 12% и 14% соответственно.
Удовлетворенность жизнью и финансовым положением
В 2014 году 83% русскоязычных репатриантов были довольны жизнью – несколько меньше, чем в среднем по еврейскому Израилю (91%).
При этом лишь 44% репатриантов были довольны своим финансовым положением (62% в среднем по еврейскому населению), 63% русскоязычных израильтян сообщили, что им хватает денег на домашние расходы (66% по еврейскому населению в целом).
В 2002 году лишь 72% репатриантов были довольны жизнью и 29% - финансовым положением, и только 50% из нас удавалось сводить концы с концами.
В 2003 году 21% репатриантов из бывшего СССР считал себя бедняками, в 2014 – 15%. Среди остального еврейского населения этот показатель в обоих годах составлял 11%.
В 2014 году 43% русскоязычных репатриантов по финансовым соображениям отказывались от кондиционирования или обогрева у себя дома (35% остальных евреев), 48% не могли позволить себе визит к зубному врачу (33% среди остального еврейского населения), 11% отказывались от лекарств, 12% - от медицинских процедур, 13% - от еды, 6% - от горячей еды, 15% запаздывали с оплатой коммунальных счетов.
Следует отметить, что в последнем пункте русскоязычные репатрианты, несмотря на меньший доход, пунктуальнее израильтян – среди остального еврейского населения оплату коммунальных счетов задерживали 18% домохозяйств.
В 2014 году 14% выходцев из бывшего СССР сообщили, что у них нет друзей, с которыми они встречались бы или разговаривали по телефону. Среди остального еврейского населения таких одиночек оказалось всего 9%. У 10% репатриантов и у 5% остальных евреев не было близких друзей.
Среднее число близких друзей у репатриантов – 3,7, у остального еврейского населения – 5,5.
У половины репатриантов близкие друзья – также русскоязычные репатрианты. Среди остального еврейского населения лишь у 16% близкие друзья того же происхождения, что и они сами.
10% русскоязычных репатриантов и 6% остальных евреев-израильтян часто испытывают чувство одиночества. 6% репатриантов не на кого положиться в трудный час – это совпадает с еврейским населением в целом.
Пройдите социологический опрос!
Еще раз о русском языке в Израиле
В той или иной степени, языком Пушкина владеет пятая часть израильтян, причем, половина этих людей только им пользуется и дома. Русскоязычные евреи вообще показали большое нежелание расставаться с прежним средством общения и культурой, которую оно несет, хотя это и не значит, что они не стали израильтянами.
Отчасти на это повлияло то, что Большая алия, вызванная распадом Советского союза, привела не к растворению репатриантов в численно преобладающем местном населении, а к образованию «русских» районов и даже городов, в результате чего сфера применения языка вполне себе сохранилась. На израильской земле он процветает даже более, чем коренной для нее арабский и любой другой из привозных языков диаспор.
Как так получилось?
Еще в 19-м веке усилиями Российской империи на Святой земле были приобретены определенные участки земли, которые использовались церковью для организации паломничества. Разумеется, эти люди были далеки от еврейства и еврейской жизни.
А вот представители первой алии, вызванной пoгрoмaми 1880-х годов были связаны с ними напрямую, хотя разговорным языком для этих репатриантов был скорее польский, чем русский, а родным они считали идиш. Вскоре даже его стал вытеснять возрожденный иврит, и евреи из не русскоязычных частей Российской империи полностью забыли языки той земли, где жили. Наиболее знаменитым представителем этой польской волны переселенцев был один из основателей Израиля Давид Бен-Гурион.
Другая алия с территории России происходила в 1970-х годах и затронула тех евреев, которые жили на территориях страны, присоединенных по итогам Второй мировой – Прибалтике, Западной Украине и Беларуси. Уехать им разрешили только по той причине, что их родственники уже находились в Эрец-Исраэль. Эти ребята тоже были не особо русскоязычные, и, как их предшественники, придерживались сионистских взглядов.
А вот Большая алия, что стартовала с началом перестройки, затронула евреев, живших на территории России, Украины и Беларуси. В своем большинстве, это были типичные советские люди, весьма далекие от иудаизма и сионизма. Их отъезд был связан с тяжелой экономической ситуацией в странах бывшего СССР. А ехали они не в окруженное врагами государство, ведущее бесконечные войны, а страну-победительницу, построившую процветающее общество. Поэтому старые репатрианты часто считали, что они не ценят место, куда попали.
Последняя советская перепись населения показала, что в СССР живет 1,5 миллиона евреев, причем, чуть более половины от этого числа успешно репатриировались, захватив с собой абсолютно славянских членов семьи, которых было около 250 тысяч. Такой большой приток населения препятствовал их быстрой интеграции и привел к сохранению русского языка как средства общения дома, на улице и на работе.
Оплаченные государством курсы иврита исправиляли ситуацию, но не до конца, и около четверти новоприбывших так и не смогли на нем заговорить более-менее свободно. Это количество примерно совпадает с числом нееврейских репатриантов, которые приехали в Израиль.
Нельзя сказать, что эти люди не стали израильтянами, просто они целенаправленно старались держаться вместе и желали сохранить свой язык и культуру, говоря с детьми только по-русски, черпая информацию из русскоязычных СМИ Израиля и голосуя за «русские» партии. Только их дети, получавшие образование уже здесь, были меньше связаны с родиной своих родителей.
Тем не менее, язык Пушкина широко используется в жизни, системе образования и сохраняет важную роль в менталитете и культуре. Правительство идет навстречу своим гражданам и выпускает всю необходимую им информацию на русском, дублируя то, что изначально написано на иврите. Более того, некоторые консервативные и не только партии осознали сплоченность советских евреев и стали учитывать фактор русского языка в своих политических раскладах.
Как живут русские в Израиле
- Много ли русских в Израиле
- Пройдите социологический опрос!
- Как в Израиле относятся к русским
- Адаптация в Израиле для репатриантов
- Русская диаспора
- Где лучше всего жить в Израиле
- Качество жизни
- Как живут пенсионеры в Израиле
- Преимущества и недостатки жизни в Израиле
- Евреи о Русских. Что думают жители Израиля о России и Русских ?: Видео
Лента новостей
Аэропорт им. Бен-Гуриона оставят без электричества: что будет с рейсами?
У помощника патриарха Кирилла нашли элитную недвижимость в Испании
Израиль, Кипр и Греция подпишут контракт, который разозлит Турцию и расстроит Россию
Силовики потренировались на школьниках разгонять митинг — начальство удивилось
Уточненные данные о погибших и пострадавших в автокатастрофе на шоссе №40
Погода в Израиле: теплее, чем обычно. Ненастье начнется в ночь на среду
Сирийские СМИ: Израиль нанес ракетный удар по иранским объектам под Дамаском
Где лучше всего жить в Израиле
Ответить на вопрос, где российским мигрантам лучше всего обосноваться в Израиле, довольно трудно. Это зависит от того, какие цели ставит перед собой человек на новой родине, от его образования и специальности, а также от финансовых возможностей.
Те, кого привлекает жизнь в сельской местности и идея социального равенства, могут устроиться в кибуц. В коммуны принимают мужчин и женщин моложе 35 лет, испытательный срок составляет 1 год.
Города в Израиле с русской агломерацией – Тель-Авив, Бат-Ям и Хайфа.
«Русским районом» Тель-Авива считается квартал в районе улицы Алленби, но русскоязычные вывески можно встретить по всему городу. В столице можно найти работу в любой сфере, от транснациональной корпорации до мелкого частного бизнеса.
Многие выходцы из постсоветских стран работают в Тель-Авиве, но живут в Бат-Яме – небольшом городке в нескольких километрах от столицы. Жилье там дешевле, и добираться до места работы не слишком долго.
В Хайфе много промышленных предприятий, которые принимают на работу приезжих инженеров и технологов. В конце ХХ века «русским районом» города считался Адар, но за последние 20 лет большинство его обитателей перебралось в более комфортабельные части города.
Русский квартал в Израиле – явление, которое постепенно уходит в прошлое. В последние годы мигрантов из РФ приезжает мало, и они не стремятся селиться рядом с бывшими соотечественниками.
Партнеры
Смотрите также
Много ли русских в Израиле
Говоря о том, сколько в Израиле русских, следует учесть, что в этой стране «русскими» называют всех выходцев из постсоветских республик, которые разговаривают на русском языке, независимо от национальной принадлежности. В эту категорию попадают даже этнические евреи, которые родились в СССР.
В настоящее время процент русскоговорящих в Израиле весьма высок, их в стране около 2 миллионов, то есть более 17% населения. Но настоящих этнических русских из них всего около 200 000 человек: это члены семей репатриантов, бывшие граждане СССР, принявшие иудаизм, трудовые мигранты с разрешением на работу на территории Израиля и потомки православных христиан первой, еще дореволюционной миграционной волны.
На протяжении всего ХХ века переселенцы ехали на территорию современного Израиля из Российской империи, а позже и из Советского Союза в поисках свободы и безопасности. Это объясняет, почему в Израиле много русских.
Как живут пенсионеры в Израиле
В Израиле много работают и на пенсию выходят поздно. Для мужчин пенсионный возраст составляет 67 лет, для женщин – 64 года. Пенсию получают все, кто достиг соответствующего возраста, независимо от того, где и сколько они работали, но размер ее может быть разным.
Если пенсионер снимает квартиру, государство компенсирует ему стоимость аренды жилья. Репатрианты, которые прибыли в Израиль после 62 лет и не имеют стажа работы в стране, получают выплаты от Министерства финансов.
В целом то, как живут русские в Израиле в преклонном возрасте, вызывает зависть у пенсионеров из РФ. Забота государства о потребностях пожилых людей здесь намного выше.
Адаптация в Израиле для репатриантов
Для репатриантов в Израиле создаются условия, позволяющие успешно интегрироваться в местное общество. Переселенцев курируют уполномоченные чиновники, в течение года после приезда им выплачивается денежное пособие, которое дает возможность арендовать недорогое жилье и вести скромную, но безбедную жизнь.
Переселенцы бесплатно проходят 5-месячный курс изучения иврита и могут нострифицировать российские дипломы об образовании, чтобы устроиться на работу по специальности.
Для семей с детьми и одиноких мигрантов действует программа «Первый дом на родине». В ее рамках переселенцы получают возможность на полгода или год поселиться в коммуне-кибуце и провести это время в спокойной обстановке и доброжелательном окружении, изучая язык и традиционную израильскую культуру.
Общество
Как в Израиле относятся к русским
Многие россияне полны иллюзий по поводу того, как относятся в Израиле к русским. Они убеждены, что поскольку в стране много русскоязычных выходцев из СССР, то приезжие из РФ могут чувствовать себя там почти как дома. Но на самом деле Израиль для русских эмигрантов не всегда оказывается комфортным. Это приятная страна для туризма, но если вы хотите обосноваться для постоянного проживания, необходимо учитывать ее исторические и культурные особенности.
Израиль был создан как национальное государство с сильным религиозным компонентом, и эти принципы остаются незыблемыми по настоящее время.
Чтобы получить израильское гражданство, нужно подтвердить еврейское происхождение. Несмотря на то, что Иерусалим является духовным центром трех мировых религий, официальная религия Израиля – иудаизм. Его канонам и традициям в стране подчинено множество аспектов жизни населения, включая распределение рабочих и выходных дней.
Официальные языки страны – иврит и арабский, но иврит доминирует, и его знание является обязательным.
Израиль – это страна иммигрантов, но европейский мультикультурализм ей чужд. Израильтяне радушны и гостеприимны по отношению к туристам и друзьям из других государств, но иностранцев, проживающих в стране постоянно, далеко не всегда воспринимают доброжелательно.
Отношение израильтян к русским прямо зависит от того, насколько приезжие готовы интегрироваться в местное общество, разделять его ценности, идеи и традиции.
К российским мигрантам здесь привыкли, их не подвергают дискриминации, и большинство переселенцев из РФ прекрасно адаптировались к реалиям новой родины.
Но следует учесть, что многие бытовые привычки и жизненные принципы выходцев из России вызывают у израильтян неприятие. Это одна из главных причин, почему в Израиле не любят русских, упорно цепляющихся за традиции и правила страны своего рождения.
Число россиян, переезжающих в Израиль, выросло вдвое за последние три года
Ухудшение экономической ситуации в России приводит к тому, что многие граждане все чаще задумываются о переезде в другую страну, где их умения и навыки будут приносить гораздо больший доход и обеспечивать качественно иной уровень жизни.
Результаты опроса, проведенного в ноябре прошлого года, показали, что 21% россиян хотели бы переехать из страны на постоянное место жительства, а среди респондентов в возрасте до 24 лет таких 53%. При этом чаще всего в качестве причин приводились желание дать своим детям достойное будущее, текущая экономическая и политическая ситуация в России, а также более качественные зарубежные образование и медицина.
Разумеется, одного желания недостаточно — на деле желающие уехать в другую страну сталкиваются со множеством различных барьеров вроде получения визы, вида на жительство, недостаточно хорошего владения иностранным языком и необходимостью иметь сравнительно большой запас средств. Да и в целом переезд в другую страну довольно трудно осуществить по психологическим причинам: для этого нужно все бросить и уехать туда, где нет знакомых, которые могут помочь устроиться на работу или банально провести вместе свободное время.
Однако у некоторых россиян есть окно возможностей, которое предполагает отсутствие многих упомянутых барьеров. Речь о потомках евреев, для которых существует программа репатриации населения. И на их примере видно, что желание уехать из страны — это вполне сформировавшаяся идея.
за последние несколько лет наблюдается стабильный рост количества репатриантов из России. В подтверждение он приводит данные министерства абсорбции: если в 2017-м году в Израиль переехали 7 260 человек, то в прошлом году их было в два раза больше — 15 655 человек.
Даже несмотря на коронавирусные ограничения в этом году таким образом уже сменили гражданство и место жительства почти 5 тыс. человек.
Адвокат уточняет, что статистика фиксирует только случаи, когда человек получил израильское гражданство. На деле запросов было значительно больше — только в его офисе в этом году их количество подскочило на 50% в сравнении с 2019-м.
«С того момента, как процедура получения израильского загранпаспорта (даркона) упростилась, многие люди начали процесс, который раньше откладывали по разным причинам, — объясняет Алексей Коваленко. — В том числе потому, что для получения даркона больше не нужно было как минимум год жить в Израиле».
Земля Обетованная
«После присоединения Крыма наша адвокатская коллегия зафиксировала рост запросов по репатриации в 11 раз, причем в первую очередь не из Украины, а из России, а конкретнее — из Москвы,
— вспоминает Эли Гервиц. — И в последние годы мы наблюдаем рост числа репатриантов из России от года к году — не взрывной, но очень стабильный. Очевидно, что общая тенденция коррелирует с ухудшением экономической ситуации».
Еще одно подтверждение тезиса об экономико-политических причинах для переезда — наметившийся рост числа запросов на репатриацию из Белоруссии, произошедший после президентских выборов этим летом.
Некоторые репатрианты после получения гражданства моментально возвращаются на старую родину, из-за чего в Израиле не раз возникали скандалы. В целом это объясняется довольно уникальным свойством даркона.
«Среди репатриантов немало так называемых «возвращенцев». Некоторые российские евреи проходят процедуру репатриации, чтобы получить израильский паспорт, который, как известно, дает возможность без визы въехать в огромное количество стран»,
Есть и совершенно иные причины, которые вынуждают некоторую часть репатриантов переезжать в Израиль. В целом их можно отнести к этнорелигиозным.
Заметные различия
«Тут нет такой чудовищной бюрократии, как в России: чтобы получить какие-то документы, не нужно заранее записываться на прием, собирать кучу каких-то бумажек, стоять в очередях сразу в несколько кабинетов. Просто пришел, показал свой ID, и тебе сразу все делают»,
Еще одним кардинальным отличием от российской действительности для репатрианта стала банковская система. Ратибор Ищук подчеркнул, что по приезде получил специальную банковскую карту, которая является аналогом российских кредиток, но не имеет ограничений по льготному периоду. То есть, по сути, карту рассрочки.
«У тебя есть лимит на карте, допустим, 5 тыс. шекелей, 20 тыс. шекелей, который ты не превышаешь. И ты можешь одну покупку разбить на 2 года, на 3 года, на 2 месяца. То есть, приходишь, любой товар, даже продуктов в магазине набрал, тебя на кассе сразу спрашивают: «Тебя разбить?» Разбиваешь на отдельные платежи без ограничений вроде 60 дней без процентов», — уточнил собеседник издания.
Кроме того, по словам Ратибора Ищука, в стране нет трудовых книжек, и того же ID достаточно, чтобы устроиться куда угодно без лишней бумажной волокиты и точно так же покинуть место, которое не пришлось по душе. Отдельно стоит упомянуть и отношение к детям.
«Тут через каждые 100 метров огромные детские площадки. Где-то до седьмого класса им в школах не дают домашние задание, то есть здесь у детей полноценное детство. На них нельзя кричать и, тем более, бить. Если увидят что-то подобное, сразу вызовут полицию.
Здесь за ребенка реально не переживаешь: после девяти лет им можно свободно одним быть на улице и перемещаться в транспорте. Вы давно в России видели, чтобы маленькие дети сами на транспорте ездили в школу?» — перечисляет эмигрант.
Чисто финансовые условия тоже выглядят очень странными для россиян. По словам Ратибора Ищука, они с супругой зарабатывают на уровне местного МРОТ. Это порядка $4000 на двоих. При этом ни один из них еще не выучил иврит, без которого попасть на высокооплачиваемую по местным меркам работу невозможно.
Пора вводить ограничения
В целом, более активно рассматривать репатриацию российских евреев заставляют и политические процессы, которые постепенно звучат все громче в Израиле. Эли Гервиц рассказывает, что страна, по всей видимости, уже не так рада новым репатриантам с постсоветского пространства.
«В Кнессет был подан законопроект об отмене так называемого «параграфа о внуках» с целью лишить возможности репатриироваться в Израиль тех, у кого только дедушка был евреем. Также подано аж два законопроекта об отмене поправки к Закону о паспортах трехлетней давности, благодаря которым репатрианты сразу получали паспорт «даркон» без годичного ожидания»,
— обратил внимание юрист.
Алексей Коваленко тоже отметил, что сейчас в стране проходят активные политические дискуссии и выдвигаются законотворческие инициативы со стороны религиозных партий и местного МВД, направленные на ограничение прав потенциальных репатриантов. В целом, оба эксперта согласны, что чем громче будут звучать подобные инициативы, тем активнее кандидаты на репатриацию будут заниматься сбором необходимых для переезда документов.
Качество жизни
Израиль входит в число экономически развитых и высоко технологичных стран мира. Высокий уровень жизни его гражданам обеспечивают три основных фактора: широкое внедрение технических инноваций во все сферы жизни, интенсивный труд и привлечение иностранных инвестиций.
Дети в Израиле законодательно признаны национальным достоянием и для их всестороннего развития создаются благоприятные условия.
В стране действует система страховой медицинской помощи, и средняя продолжительность жизни израильских граждан одна из самых высоких в мире.
Таким образом, жизнь для русских в Израиле при условии достаточной интеграции в местное общество может быть гораздо более удобной и обеспеченной, чем в РФ.
Читайте также: