Привлечение туристов в музеи
О том, какой туризм развивается сегодня в Тюменской области, какие маршруты готов предложить регион федеральным туроператорам, и как можно выстроить работу с музеями так, чтобы они привлекали туристов, «Вестник АТОР» беседует с Андреем Пантелеевым, директором департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области.
–Андрей, как сегодня можно охарактеризовать динамику турпотока в Тюменскую область?
– Если говорить о динамике, то мы фиксировали плавный рост турпотока в регион до 2014 года, а с 2014 по 2016 год в область приехало, по нашим подсчетам, на 15% туристов больше. Но по ряду направлений в прошлом году был и очевидный провал – связанный, прежде всего с детскими группами – после всем известного несчастного случая в Ханты-Мансийске. Но, как говорится, нет худа, без добра – это заставило и нас, и бизнес, задуматься и вырабатывать новые форматы работы с теми же детскими группами и сотрудничать теснее, чем раньше.
– В чем, например, это выражается?
– Мы выступаем здесь неким медиатором взаимоотношений турбизнеса и образовательных учреждений. Сегодня совместно с департаментом образования области мы разрабатываем информационный интернет-портал. С его помощью каждый директор школы будет иметь доступ ко всем тем экскурсионным предложениям туроператоров, которые соответствуют текущим требованиям по обеспечению безопасности.
Такая система призвана не просто выдать список гарантированно безопасных маршрутов, она «расширяет картинку» у школьной администрации. Зачастую, что скрывать, все ездят по 4-5 маршрутам, и нового просто не видят. Здесь же, за счет того, что на портале будет более детальное описание туров, можно будет самостоятельно формировать программу. Например, наполнять ее какими-то квестовыми историями, вовлекающими детей в изучение музейных экспонатов, экспозиций и т.д.
– Что с перспективами этого года по другим видам туризма в регионе? В чем и где Тюменская область наиболее сильна?
– Скажу так. Тюменская область является лидером по объему инвестиций в основной капитал. За последние десять лет этот показатель вырос более чем в три раза. Средства направлялись в том числе и на инфраструктуру HoReCa, на восстановление музеев, исторических памятников, вкладывались в дороги. Особенно значительные инвестиции региона в последнее время направлялись в Тобольск.
Напомню, что в Тюмени официально открылся аэровокзальный комплекс международного аэропорта «Рощино» после глобальной реконструкции, который мы рассматриваем как будущий межрегиональный авиационный хаб. Если посмотреть на Тюменскую область на карте России, то она находится практически в ее середине. А теперь вспомните, как сегодня летают из Красноярска в Уфу? Через Москву. Путь через Тюмень короче и дешевле. Поэтому мы считаем, что такой межрегиональный хаб, которым может стать наш обновленный аэропорт, будет еще одним инструментом повышения доступности внутреннего туризма в России.
Что касается тех видов туризма, которые мы рассматриваем как перспективные, то это, конечно, промышленный туризм, возможности которого, к сожалению, использованы областью не до конца. Это туризм «классический» - культурно-познавательный. В регионе развивается медицинский и оздоровительный туризм, паломнический туризм, событийный туризм.
– Давайте поговорим о медицинском и оздоровительном туризме. В каком состоянии база для него в области?
– Напомню, что в Тюмени построен многопрофильный клинический медицинский центр– это большой проект федерального значения. Здесь есть несколько крупных, оснащенных по последнему слову техники медицинских комплексов, которые занимаются лечением сложных заболеваний, в первую очередь – онкологии.
Специально для иногородних пациентов разработана услуга комплексной диагностики всего организма (СНЕСК-UP). Чек-ап программы давно завоевали популярность среди медицинских туристов по всему миру, благодаря своим основным преимуществам - пациент может пройти полное или узкоспециализированное обследование за короткий промежуток времени на базе одной клиники (от 1 до 3-х дней). В Тюменской области медицинским туристам предлагают различные готовые пакеты Чек-ап, и они становятся востребованы все больше.
Сегодня высокотехнологичная медицинская помощь оказывается практически по всем профилям, определенным Минздравом. В медицине мы видим потенциал и для иностранных туристов, прежде всего из стран ближнего зарубежья.. Динамичное развитие Тюменского здравоохранения при поддержке Правительства области привело к освоению ведущих мировых технологий, ни в чем не уступающих сегодня дорогостоящим федеральным и зарубежным аналогам. Официальная статистика медицинских учреждений Тюмени показывает, что количество въездных медицинских туристов ежегодно растет.
Санаторно-курортная база области также сегодня располагает большим потенциалом – как для межрегионального потока, так и для привлечения столичных гостей. Выделю здесь очень мощный федеральный оздоровительный комплекс в Тараскуле, ориентированный на восстановление после кардиологических заболеваний, и региональный санаторный комплекс «Сибирь». В последнем– отличная ирригационно-оздоровительная база с акцентом на грязевые ванны. Загруженность этих объектов всегда почти стопроцентная, они очень востребованы. Здесь отдыхают жители столиц и городов центрального федерального округа России.
Мы начинаем более активно продвигать наши минеральные воды и сапропелевые грязи. Они в Тюменской области – на уровне самых высоких мировых стандартов. Жители соседних областей уже отлично осведомлены и едут на наши термальные минеральные источники. Это направление очень перспективно.
– Если говорить о культурно-познавательном туризме, то за чем едут сюда «классические» туристы? Насколько готов регион к росту потока из столиц и отдаленных от Тюмени регионов и что для этого делается?
– Вопрос связан с туристическим имиджем Тюмени. Как нас воспринимают в других регионах России? Первая «картинка» – это все, что связано с купечеством, с Сибирью и ее историей: общепризнанный факт, что город Тюмень — это первый город Сибири.
Вторая история – это наше нефтяное прошлое и настоящее. Про третье мы уже поговорили – это наши минеральные воды и санатории.
Если говорить о «сибирском» туризме с культурно-познавательной спецификой - это как раз то, что может привлечь сюда и московского, и питерского, и зарубежного туриста. Область готова таких туристов принимать, в том числе в составе организованных групп.
Настоящей жемчужиной Сибири является город Тобольск — третий духовный центр России, признан Священным Синодом наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Тобольск для туриста мы позиционируем как «Открытие духовной столицы России».Это и Тобольский кремль, и музеи, и старинные особняки… . Это город, откуда управлялась вся Тобольская губерния от Вятки и до Камчатки, город Менделеева, Ершова, Алябьева.
Тобольск сегодня – центр притяжения организованных туристов из других регионов в нашей области. Важную роль в этом сыграл и наш брендовый маршрут «Врата Сибири» (Тюмень – Тобольск), утвержденный в 2016 году Комитетом по импортозамещению в туризме как часть федерального импортозамещающего маршрута «Великий Чайный путь».
Я каждый год приезжаю сюда и вижу, как меняются в лучшую сторону не только улицы, освещение, объекты культурного наследия, отели Тобольска. Вижу и то, как меняется подход тобольских музеев к выстраиванию своей экспозиции для привлечения туристов, как вводится интерактив, как музеи переходят от сухого представления артефактов к живому вовлечению туриста в историю. Есть здесь и развлекательная составляющая: недавно открылся горнолыжный комплекс «Алемасова».
– Какие еще объекты в Тюменской области сегодня перспективны для приема организованных групп из других регионов?
– После Тобольска, это, безусловно, Ялуторовск. Это не конкуренты, они дополняют друг друга. Ялуторовская тема – это тема декабристов, которые были здесь в ссылке. Их пребывание здесь серьезно сказалось на культурном развитии города в целом. Так, туристы могут увидеть здесь школу для девочек, которую построили декабристы. Здесь можно посмотреть, как детей того времени обучали письму в несколько стадий: первой, из которых, были специальные парты с насыпанным в них песком – чтобы тренироваться в письме на песке и не портить бумагу. В Ялуторовске очень хорошо сейчас развиваются мероприятия по проведению балов – и это тоже культурный элемент, который принесли с собой декабристы и их жены.
Наконец, Ялуторовск – это и наше сибирское казачество. На базе восстановленного здесь острога мы показываем туристам быт того времени, традиции казаков (например, казачью свадьбу), каторгу – как она выглядела, выходим на тему народных промыслов Сибири, проводим различные мастер-классы для посетителей. Программа Ялуторовского острога очень живая и интерактивная – лично испытал на себе и очень рекомендую объект для семейного посещения.
Рядом с Ялуторовском находятся два казачьих подворья. Одно из них – в соседнем селе Голышманово. На их базе мы показываем туристам царскую русскую охоту – на лошадях, с русскими борзыми, гончими, без оружия. Мне посчастливилось принять участие в этом мероприятии и могу сказать, что такая охота захватывает дух.
Есть у города и событийно-гастрономический аспект для привлечения туристов. Ялуторовск – это блинная столица России. Здесь мы каждый год печем и переворачиваем наш известный трехметровый блин. И люди все больше приезжают посмотреть, перевернем ли мы его в этом году. Кроме этого, город знаменит своими конфетами «Гулливер», которые в советское время Ялуторовская фабрика делала для всей страны, и продолжает делать сейчас. Могу с уверенностью сказать, что это один из вкуснейших «Гулливеров», который я ел в своей жизни.
К сожалению, в Ялуторовске есть и объективные проблемы – удаленность от Тюмени и Тобольска, а также проблемы с наличием достаточного количества объектов размещения туристического класса в самом городе и рядом.
– Вы упомянули об изменениях в подходе музеев к работе с туристами в Тюменской области. Какие перемены здесь происходят в регионе на организационном уровне?
– На сегодняшний день принято решение об объединении всех музеев области «под одной крышей». Для чего это сделано? Для того, чтобы усилить ряд откровенно «слабых» объектов показа для туристов. У ряда «сильных» музеев есть очень много интереснейших вещей в фондах, которые не выставлены, а они бы очень сильно пригодились для экспозиции других музеев, усилили бы их. Если мы хотим быть в тренде, нам надо, чтобы музеи «продавались» - в хорошем смысле этого слова. Чтобы в музеи шли туристы, музеям надо меняться. Соревнования между музеями никому не нужны, они уже всем надоели. История у нас одна.
Я уже упоминал Тобольск – и это пример, который показал, что с музеями можно и нужно работать по-другому, активно внедряя интерактив для туристических групп. Когда там из тюремного замка сделали хостел, и организовали для туристов квест «Побег из тюремного замка» - посещаемость выросла очень существенно. При этом важно грамотно «скрестить» интерактив для туристов и не помешать функции музея как образовательного центра для подрастающего поколения. Я считаю, что в Тобольске это у нас получилось и это отличный пример того, как можно и нужно работать.
– Какие перспективы на 2017 год видит регион с привлечением федеральных туроператоров к продаже ваших маршрутов, в том числе и брендового маршрута «Врата Сибири»?
– Мы полагаем, что у Тюмени большие перспективы в этом отношении. Дело в том, что на базе наших существующих межрегиональных маршрутов уже сформированы те турпродукты, которые практически не адаптируя можно подать федеральным туроператорам. Это не голословное утверждение – так полагают и эксперты Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве культуры РФ.
Кстати, именно после доработки с участием экспертов Комитета наш брендовый маршрут «Чайный путь – Врата Сибири»вышел на коммерческие рельсы как часть магистрального федерального маршрута. Здесь были доработаны логистика, размещение, ценовая составляющая. На маршрут уже вышли туроператоры, он работает.
Поэтому в части сотрудничества с федеральными туроператорами по нашим маршрутам, которые мы планируем выводить на российский рынок, мы полагаемся на экспертизу Комитета по импортозамещению. Комитет является для нас интегратором лучших практик в экскурсионном туризме страны. Но не только: взгляд экспертов комитета на наши маршруты – он сторонний. А это очень важно:эксперты могут объективно оценить те погрешности, которые мы сами не видим, и подсказать оптимальные решения.
Сегодня с участием специалистов Комитета мы прорабатываем ряд проектов на территории Тюменской области, посвященных гастрономическому туризму. В этом году мы хотим привлечь к одному из гастрономических мероприятий новых партнеров и сейчас выбираем, с кем именно будем интегрироваться. Думаю, что благодаря широкому кругу контактов Комитета по импортозамещению, мы можем пригласить в наш регион весьма интересных партнеров.
Привлечение туристов в музеи
Поход в музей — является одной из форм проведения досуга. В последнее время, музеи вынуждены ориентироваться на потребности посетителей, ведь именно эта аудитория выдвигает запросы музею, формируя вектор его развития. На сегодняшний день существует несколько методов взаимодействия с посетителями музея, мы разделяем их на цифровые и стандартные, предлагаем каждый из видов рассмотреть подробнее.
Начнем обзор со стандартных методов:
Стандартные методы представляют собой взаимодействие с посетителем музея в офлайн-среде.
Каждый музеи имеет свою направленность и тематику, поэтому проведение тематических экскурсий это незаменимый инструмент взаимодействия с посетителем. Как правило тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Воркшопы и мастер-классы – это то коллективные методы обучения, которые подразумевают активное участие каждого человека. Данные методы являются инновационными технологиями для сферы искусства и культуры, многие музеи уже применяют их на практике, или планируют внедрять в свою работу.
Метод демонстрации фильмов по тематике экскурсии на базе музеев, отличный вариант для посетителей провести досуг с пользой. Музей может стать площадкой, которая объединит киноманов и любознательных посетителей. Также, отметим, что данный метод позволяет избежать пересечение потоков посетителей по маршруту экскурсии.
Музеи нередко сотрудничают с уникальными деятелями искусства и науки, которые смогут рассказать посетителям музея множество интересных историй и фактов о том, или ином событии. Организуйте встречу с деятелями в музее, сделайте анонс мероприятия и ждите посетителей!
Музей – это особенная территория, где совершаются настоящие открытия, происходят невероятные и захватывающие путешествия в глубину веков, в ходе которых всё (или почти всё) тайное становится явным. Игры и квесты это еще один инновационный формат для музеев, который давно завоевал признание в других сферах досуга. Продумайте необычные сценарии, по которым пройдут посетители вашего музея, чтобы раскрыть все тайны.
Теперь перейдем к цифровым методам взаимодействия музея с посетителем. Цифровые методы представляют собой взаимодействие с посетителем музея в онлайн-среде.
Рассмотрим их подробнее:
В то время как вы приглашаете уникальных деятелей искусства, чтобы проводить с ними дискуссионные встречи, вы также можете транслировать прямой эфир в онлайн-пространстве. Зрители, которые по каким-либо причинам не смогли присутствовать лично в музее, получат возможность ознакомиться с лекцией и задать возникающие вопросы в чат трансляции. Как правило в конце лекции ведущий вебинара зачитывает вопросы от онлайн-зрителей, и совместно с экспертом лекции на них отвечает.
Викторины в чат-ботах – один из методов, который является инновационным для музеев. Чат-бот – это программа для мессенджера, которая отправляет пользователю определенный контент в зависимости от выбранного варианта действий из предложенных. Боты доступны в таких социальных сетях, как: Телеграм, Вконтакте и Фейсбук. Создавайте квиз, который поможет посетителям вашего музея в формате он-лайн разгадать загадки и больше узнать о музее.
Дополненная реальность завоевывает все больше внимания. Помимо всей полезной информации о работе и действующих выставках в самой галерее, вы можете попробовать сказочные AR-маски. Таким образом, AR-маска, размещенная на Instargam странице вашего музея поможет привлечь дополнительное внимание к определенным артефактам, либо будет являться анонсом для открытия выставки. А пользователь сможет ее примерить, и поделиться на своей страничке с друзьями.
Подкаст – это аудио передача на определенную тему. На сегодняшний день насчитывается более 150 музейных подкастов по различным тематикам. В отличие от радио, которое вещает в прямом эфире, время потребления подкастов каждый слушатель выбирает самостоятельно. Кроме того, сейчас появилось много удобных сервисов для подкастинга. Прямо в них можно создавать, распространять, анализировать и монетизировать свои подкасты. Присмотритесь!
Завершают наш обзор тематические он-лайн площадки, на которых музеи могут размещать не только общую информацию, но и оцифрованные коллекции, статьи, аудио-экскурсии, а также виртуальные туры. На сегодняшний день в России существует более четырех таких площадок, и одна, которая объединяет в себе все направления – Всероссийский виртуальный портал Посети музей. Вы можете размещать оцифрованные экспонаты, виртуальные туры, аудиогиды, рассказывать о мероприятиях, которые будут проходить в вашем музее. Бонусом этой площадки является то, что она формирует у посетителя представление о вашем музее, и мотивирует после он-лайн просмотра посетить его вживую и ознакомиться с экспозицией в реальном времени.
Как мы выяснили, взаимодействие с посетителями вашего музея может быть разным. При этом для любой аудитории можно найти подход и подобрать тот или иной метод и способ взаимодействия. Но вместе с тем, хотелось бы отметить, что без музейного маркетинга и продвижения в цифровой среде будет не просто.
Надеемся, что в этой статье вы найдете для себя новые методы взаимодействия с аудиторией, и будете применять их в работе своего музея, тем самым делая его привлекательным для посетителей!
Как привлечь посетителей в музей
Данную статью стоит рассматривать как один из вариантов эффективного продвижения школьного музея в социокультурном пространстве российского общества. Восприятие приведенных ниже положений осложняется тем, что опыта руководства музеем у автора нет. На момент написания статьи я руковожу музеем чуть более двух месяцев. Но это не означает, что идеи, выдвинутые здесь, не имеют реальной основы.
Итак, для начала, давайте разберемся в логике нашего размышления.
Привлечение посетителей в музей – одна из основных задач, решая которую, он (т.е. музей) продолжает оставаться «живым» организмом, системой, стабильно функционирующей, и приносящей практический результат. Процесс привлечения посетителей, в этой связи, наталкивается на ряд проблемных вопросов, без осознания которых эффективность привлечения будет стремиться к нулю:
1. Что такое музей?
2. Что такое школьный музей?
3. Кто такие посетители?
4. Зачем посещать музей?
5. Зачем привлекать посетителей?
6. Какую роль выполняю я?
Давайте попробуем дать ответы на поставленные вопросы. Итак, что такое музей? Это государственное или негосударственное учреждение, элемент официальной организации, созданный с целью сбора, сохранения, систематизации, демонстрации и популяризации культурно-исторического достояния человека или естественного достояния природы.
Школьный музей преследует ту же цель, но его деятельность зависит от условий, созданных в образовательном пространстве школы. В связи с этим, возникает ряд ограничений, касающихся накопления и использования памятников природы и человеческой истории, основной категории посетителей, условий посещения и т.д.
Соответственно, следующий вопрос: кто такие посетители школьного музея? Будет закономерным считать, что в основной своей массе это учащиеся данного образовательного учреждения. На примере своего музея, посвященного истории политических репрессий в СССР, могу с определенностью сказать, что уже сама тематика музея накладывает ограничения на возраст не только посетителей, но и актива Совета музея. Что такое репрессии? Что такое политика? Кто такой Сталин? Эти и многие другие вопросы, в силу психических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, не воспринимаются. Проведение экскурсий для них, знакомство с подавляющим большинством экспонатов, не имеет практического смысла. А вот дети 10-11 лет уже частично способны воспринять сложность и тяжесть получаемой в музее информации.
Зачем же посещать музей (в моем случае) с этого возраста? С точки зрения педагогики – это один из немногих способов «воспитания историей». Изучая историю в предметах, прикасаясь в буквальном смысле к материальным и духовным её творениям, ребенок гораздо лучше воспринимает свое прошлое, прошлое своей семьи и страны по сравнению с теоретическим наполнением учебных предметов.
Тогда зачем же привлекать посетителей в музей, если из логики предыдущего вопроса следует, что посещение музея – это автоматическое обязательное дополнение к теоретическим знаниям учащихся? Иначе говоря, ребенок сам должен этого желать. Однако в этом и состоит проблема. В современной России дети «девяностых» и «нулевых» воспитаны на других ценностях и в других традициях, нежели, к примеру, дети «сороковых». Разрыв культурно-исторических связей между поколениями, произошедший в начале 1990-х годов, привел к иному восприятию своего прошлого. А за этим последовали и иные способы его познания.
Всеобщая информатизация социокультурного пространства диктует новые условия существования музея. Новые способы получения и передачи информации заставляют менять механизмы функционирования музея, в первую очередь те из них, которые направлены на эффективное продвижение музейной деятельности. Используя новые способы привлечения посетителей в музей, не отвергая при этом ставших уже традиционными, он обеспечивает себе стабильное существование.
И, наконец, последний вопрос: какова моя роль в этом процессе? Выступая в роли руководителя музея, я обязан обеспечить всеми необходимыми средствами качественный процесс по достижению цели, обозначенной в начале статьи. Иными словами, я должен быть и отцом, и матерью, и ребенком своей идеи.
Возвращаясь к заглавию этой статьи и пытаясь ответить на первоначальный вопрос с точки зрения имеющихся инструментов, мне удалось обобщить 15 наиболее популярных эффективных способов привлечения посетителей в музей.
Способ № 1. «Оставить всё, как есть. Не дай Бог, что-нибудь сломаю». Это наименее эффективный способ привлечения посетителей. В результате воплощения этого способа, количество посетителей будет минимальным, а через 3-5 лет музей прекратит свое существование. Это способ, который настоятельно не рекомендуется применять.
Способ № 2. «Социальная сеть». Активное использование всеми категориями населения социальных сетей, таких как «Facebook», «ВКонтакте», «Одноклассники», дает прекрасную возможность активного общения с посетителями музея, специалистами, политрепрессированными и их родственниками (в моем случае). Создание социальной группы музейного сообщества, активное участие в ней, пополнение и реклама позволяет иметь не только стабильное поле для набора посетителей музея, но и площадку для организации и проведения семинаров, лекций, конференций и т.д.
Способ № 3. «YouTube». В нашей стране создание видеоканала в среде музеев не так распространено как, например, в США. Но этот способ позволяет хранить и демонстрировать в открытом доступе практически безграничное количество видеоматериала, собранного музеем. На собственном канале можно размещать видеозаписи с интервью, документальные хроники, видеоклипы, проектные работы учащихся и т.д.
Способ № 4. «Вебсайт». Наличие собственного музейного сайта, отделенного от сайта школы – это не только знак статусности музея, но и поле для демонстрации музейных материалов, обсуждения имеющихся проблем, приглашения в музей, и т.д.
Способ № 5. «Блог». Основное электронное приложение для привлечения специалистов к участию в работе музея, организации виртуального методического сообщества. Фактически это дискуссионная площадка на базе вашего музея.
Способ № 6. «Мобильные приложения/виртуальный музей». В последние несколько лет ведущие музеи России стали использовать в качестве основной платформы для размещения виртуальной экспозиции, мобильные приложения. Эти приложения позволяют прикоснуться к музейным фондам на расстоянии. Удобный способ, одобренный самими посетителями.
Способ № 8. «Фотомузей». Совсем недавно в мире появились сообщества, состоящие из посетителей музеев, самостоятельно организующих в интернете площадки для виртуальных экскурсий по музеям. Многие из них – это профессиональные фотографы, сотрудничающие с музеями. Предоставляя в рамках такого сотрудничества материалы музейных фондов, сам музей в результате получает красиво оформленную коллекцию художественных фотографий хранящихся предметов, находящихся в общем доступе.
Способ № 9. «Творческий вечер». Подобные вечера дают возможность встречаться и знакомиться с реальными участниками или родственниками политрепрессированных (в моем случае), обсуждать их проблемы и т.д. Это прекрасный способ объединить в одном месте людей разных поколений, объединенных одной идеей.
Способ № 10. «Интеллектуальная игра». Проведение игр, оформленных в прикладном стиле (как, например, игра «Угадай фото») дает возможность интересного, нестандартного ознакомления с экспозициями музея, а также какой-либо исторической эпохой.
Способ № 11. «Квесты». Исторические Квесты (как, например, «Сталинградская битва») направлены на воссоздание элемента исторической эпохи САМИМИ детьми СВОИМИ руками и умом.
Способ № 12. «Сумерки в музее». Всероссийская акция «Ночь в музее» с каждым годом обретает все большую и большую популярность. Использование этой акции в школе, направленной прежде всего на молодежь, предоставляет дополнительную аудиторию для музея. А специфика работы образовательного учреждения, позволяет провести экскурсии в вечернее время.
Способ № 13. «Битва музеев». В России этот способ слабо реализован, но сама идея проведения соревнований между музеями в форме марафона, где главным призом выступает либо музейный экспонат, либо Флаг Первенства, либо даже грантовая поддержка, выглядит многообещающе.
Способ № 14. «Традиционные». После всего перечисленного, конечно, не стоит забывать и о традиционных способах привлечения посетителей: буклетах, плакатах, рекламных объявлениях, презентациях музея, листовках и т.д. Сочетание традиционных способов с современными инновационными, виртуальными дает основу для стабильного существования музея.
Способ № 15. «Данная статья». Читая статью, возможно, у вас возникло желание как минимум зайти на сайт нашего музея, и посмотреть, чем мы занимаемся. Этот способ – хороший прием рекламы. И, возможно, сейчас у нас появился новый посетитель.
Что делают музеи, чтобы мы в них ходили
Совсем недавно считалось, что детям в музее не место: якобы ребенок обязательно будет кричать, бегать и трогать руками экспонаты, а потом устанет, начнет капризничать и испортит взрослым всё удовольствие. Часто именно так и бывает. Но теперь интересные детям программы и доступная для них среда — это главный музейный тренд: так они растят свою новую аудиторию. Ведь если человек с младенчества привык ходить в музеи и связывает с ними приятные воспоминания, он и во взрослом возрасте о них не забудет.
Очаровывать посетителей можно буквально с рождения: в каждом уважающем себя музее есть комната, где можно спокойно покормить младенца, а многие неповоротливые старинные институции обновляют правила, чтобы мамы с колясками тоже могли спокойно ходить по залам, и устраивают для них специальные экскурсии. Для детей постарше открывают специальные залы с интерактивными экспонатами, где всё (или хотя бы что-то) можно пощупать и подергать. Первый музей, полностью предназначенный для детей, появился в 1899 году в Бруклине — и сегодня там жизнь кипит: сейчас, например, в музее проводят «медленный фестиваль», посвященный ленивцам и другим медленным животным.
Даже «скучные» музеи классического и современного искусства, которые не строились для детей, уже неплохо умеют с ними общаться: сегодня при каждом крупном музее есть как минимум один кружок для детей, а экскурсии ведут педагоги, которые не дают дошкольникам заскучать. Они не просто читают лекции, а вовлекают детей в разговор — с интересными вопросами, играми, рисованием и даже танцами.
Для тех, кто просто пришел с родителями, тоже есть развлечения — для этого стоит перед визитом заглянуть в музейный магазин и на сайт. Там, скорее всего, найдутся рабочие тетради с продуманными короткими маршрутами по экспозиции, музейные дневники, раскраски по мотивам коллекции или листы с заданиями вроде «найди на этой шпалере всех спрятавшихся животных» или «дорисуй человечка Малевича». Только посмотрите, какую красивую интерактивную карту для детей нарисовали в музее Метрополитен в Нью-Йорке (еще на сайте можно познакомиться с экспонатами — в «машине времени»).
Фото: Markus Spiske/Unsplash
Подростки
Подростки — самая трудная аудитория и для их собственных родителей, и для культурных учреждений. Если ребенка можно увлечь почти любой темой, то к язвительным, застенчивым и во всем сомневающимся тинейджерам нужен другой подход. Лучше всего это понимают сами подростки, поэтому музеи обращаются к ним за помощью: например, в лондонской Национальной галерее ежегодно собирают комитет старшеклассников, которые изучают работу музея и создают собственные программы.
В проектах для подростков часто говорят на сложные темы, связанные с идентичностью, этикой, проблемами современного мира и историческими травмами: музейные экспонаты и произведения искусства могут стать отправной точкой для обсуждения сложных вопросов о мире. Например, в проекте Третьяковки «Суть вещей» две группы подростков с разным бэкграундом изучали и интерпретировали натюрморты XX века из музейной коллекции.
Фото: Redcharlie/Unsplash
Пожилые люди
Хотя сейчас музеи — не самое популярное развлечение среди пенсионеров, они хорошо относятся к культурным вылазкам (особенно в компании друзей или семьи), и музеи все больше интересуются именно аудиторией старшего возраста. Ведь пожилых людей в мире становится всё больше, они здоровее и энергичнее, чем их родители в том же возрасте. Они бурно дискутируют об искусстве, придумывают выставки и ведут экскурсии, причем не только для сверстников, но и для внуков. В практике западных музеев уже немало трогательных проектов для всей семьи: например, Национальный музей Ливерпуля устраивает мероприятия When I was little («Когда я был маленьким»), на которых бабушки и дедушки вместе с внуками 3–7 лет изучают музейные коллекции. Пенсионеры часто становятся музейными волонтерами и медиаторами, которые помогают другим людям открывать искусство. А в Швейцарии есть технический музей компании «Заурер», который вообще полностью управляется волонтерами старшего возраста!
Хотя современные бабушки и дедушки не менее активны, чем молодые люди, музеи поняли, что все-таки полезно учитывать их физические ограничения — и для начала поставить побольше диванов и складных стульчиков. На этой идее основывается принцип универсального дизайна, который сейчас активно применяют и в музеях: если делать вещи, подходящие для пожилых, детей и людей с инвалидностью, то будет удобно и всем остальным.
Фото: Christian Regnan/Unsplash
В этом году в Москве запустился первый «Музейный СтарТрек» — это творческая лаборатория для горожан старшего возраста, которая завершится в марте 2020-го. Организаторы выбрали для первого сезона четыре музея разной тематики: занятия пройдут в Третьяковской галерее, музее-заповеднике «Царицыно», Музее космонавтики и Государственном музее обороны Москвы. Во всех этих музеях пожилые москвичи смогут не только познакомиться с коллекциями, но и разработать собственные проекты — стать кураторами, медиаторами и экскурсоводами.
«Это эксперимент: мы пока не знаем, какие именно проекты получатся у участников программы, — объясняет начальник службы развития малых музеев Третьяковской галереи Татьяна Гафар. — Это могут быть выставки, авторские экскурсии, семейные маршруты для походов в музей с детьми и внуками. Главное — что люди старшего возраста примут активное участие в культурной жизни Москвы и смогут не просто узнать что-то новое о музее, а получить осязаемый результат, которым будут гордиться».
Присоединиться к группам можно до конца ноября, а узнать больше о проекте — здесь.
Музей, как место для показа чего-то своего, уникального, идентичного, характерного, интересного. То есть, музеи, еще и выполняют функции мостика между прошлым и современным, и являются отражением состояния нашей души, общества.
Последний год провел несколько собственных исследований по теме «Роль и место музейного продукта в индустрии туризма Закарпатья». Во время поездок, посещения музеев, изучал опыт словацких, румынских, венгерских, польских государственных и частных музеев, скансенов в вопросах маркетинга и позиционирования продуктов.
Музеи Закарпатья сегодня конкурируют между собой за внимание потребителя, у которого есть ограниченные ресурсы: время, деньги, желание и осведомленность или потребность быть.
Каждый посетитель имеет свои ожидания, опыт, восприятие и потребности, которые в свою очередь музей должен удовлетворить.
Музеи отличаются площадью, тематикой, уникальностью коллекций, а также доступностью, удобством, комфортом, событийностью. Кто-то, конечно, является лидером, а кто-то аутсайдером.
Главной ценностью музея является его коллекция и философская концепция, определяющие его основную деятельность. Но в подавляющем большинстве музеев система маркетинга либо отсутствует, либо недостаточна.
Музеи Закарпатья конкурируют за потребителя, но из-за недостатка средств, обычно не имеют возможности осуществлять работы по обновлению фондов, выставочных площадей, использованию инновационных технологий, проведения презентаций своих продуктов для различных категорий потребителей. Соответственно теряется привлекательность, что в свою очередь, приводит к снижению числа посетителей, как результат, и кассовых сборов.
Сегодня есть острая потребность обучения музейных работников новым знаниям, направленным на формирование привлекательности музея в пространстве, и новым тенденциям, о том, каким образом должен работать музей в условиях рынка.
Ведь музейный работник, как и экскурсовод, или официант, это лицо, напрямую контактирующее с потребителем, который пришел в Закарпатье с той или иной целью.
С этой целью необходимо разработать индивидуальную стратегию маркетинга, которая должна дать ответ на вопрос:
• что является музейным продуктом, какой ассортимент и цена
• на кого он ориентируется (сегменты потребителей), что хочет потребитель
• план продаж (по периодам, сезонам, потребителями)
• что нужно, чтобы выполнить план
• через какие каналы следует продвигать музейный продукт до потребителя
• каких экономических результатов следует достичь, на конкретных рынках, и что для этого нужно
• каковы перспективы развития новых рынков и продаж
Занимаясь развитием туризма на территории Закарпатья, мы прогнозируем потребности и призываем музее увеличивать количество нетрадиционных услуг.
Решая эти задачи, музеи будут обращаться к организации событий, конечно, таких, чтобы не повредить фондам, как новых форм нетрадиционных услуг.
Конечно, форма организации событий может варьироваться, но не все музеи смогут пересмотреть традиционные формы организации музейно-выставочной деятельности. Другие объекты будут использовать новые для себя форматы: тематические фестивали, мастер-классы и прочее. А некоторые предложат новый формат проведения событий «Ночь в музее» (Следует отметить, что, например, Краеведческий музей в Ужгороде, несколько лет назад проводил это событие).
Эти программы, требуют привлечения аниматоров, экскурсоводов для организации и проведения тематических событий, экскурсий, конкурсов и прочее.
Эти нетрадиционные формы услуг, способны:
• привлечь к визитам в музеи молодых людей, для которых событие станет поводом пойти в музей
• развивать интерактивные формы контакта с посетителями
• повышать степень удовлетворения посетителей музеев
• создать условия привлечения дополнительных, внебюджетных средств на развитие
• формирование и укрепление нового имиджа музея как центра творчества, креативности и места, куда стоит пойти
Возникает вопрос: каким должен быть идеальный музей.
Читайте также: