При каких обстоятельствах бетховен переехал из бонна в вену
Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор-классик, представитель Венской школы. Он признан одним из величайших композиторов в истории музыки.
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в музыкальной семье фламандского происхождения. Дед мальчика был придворным дирижером курфюрста Клеменса Августа в Бонне, а его отец был певцом в капелле эрцгерцога-архиепископа в Бонне. Людвиг – один из семи детей в семье Иоганна и Марии Магдалины. Четверо его братьев и сестер умерли в раннем возрасте.
Первая загадка о Бетховене связана с датой его рождения. Известно лишь, что маленький Людвиг крестился в Бонне 17 декабря 1770 года.
Людвиг проявил свои музыкальные таланты в детстве, но жестокость, с которой отец заставлял его заниматься музыкой, подавляла его. На самом деле вообще деспотический характер отца – талантливого тенора, но алкоголика, сильно повлиял на характер молодого Людвига: он почти всегда казался погруженным в себя, одиноким и мрачным.
Смерть музыкального гения
В конце ноября 1826 года композитор простудился и заболел плевритом. Он перенес три операции, а в ожидании четвертой скончался. Композитор досрочно написал завещание своим братьям Карлу и Иоганну, завещав им … свои инструменты.
Последние дни композитор провел в постели, его навещали немногие оставшиеся в живых друзья. Женщины действительно отсутствовали в его жизни, несмотря на многочисленные влюбленности. В предсмертные часы Людвиг был замечен с портретом Терезы, подаренным ею с надписью: «Редкому гению, великому художнику и хорошему человеку. Т.Б.». Он поцеловал его, громко разговаривая сам с собой.
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет. В этот день на улице бушевала страшная метель, сопровождавшаяся громом. Глухой к происходящему снаружи, одинокий и одинокий гений покидал этот мир. Природа в полном согласии с его симфониями сопровождала его торжествующими звуками на пути в потусторонний мир!
Могила Бетховена на Центральном кладбище в Вене, примерно 1910 год
Вскрытие показало, что у него больная печень. Ни для кого не было секретом, что в последние годы он, как и его отец, искал утешения в алкоголе. Глухота и одиночество превратили этого талантливого человека в «заложника» самого себя…
Глава пятая Первая поездка в Вену
Музыкальное творчество четырнадцатилетнего Людвига обогащается новыми жанрами. Под влиянием музыки Моцарта он пишет три квартета для чембало[23], скрипки, альта и виолончели.
В этот же период Бетховен пишет песни и фортепианные произведения и делает наброски фортепианного концерта (сохранилась лишь фортепианная партия). Общий кругозор юного композитора расширяется. Вскоре художественная жизнь Бонна уже не дает Людвигу никакого удовлетворения. Страстное желание учиться влечет шестнадцатилетнего юношу из тихой провинциальной резиденции в большой город.
К тому времени Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. Он преподавал и выступал в аристократических домах и при дворе. Его импровизации за клавесином, полные огня и необузданного воображения, уже тогда, поражая слушателей, делали Бетховена особенно популярным. Его музыка звучала для людей того времени не менее революционно, чем «Разбойники» Шиллера, «Прометей», «Гец» и «Вертер» молодого Гёте. Вдобавок уже первые произведения Людвига — вариации, сонаты, фортепианные квартеты, песни — могли выдержать сравнение с музыкальными сочинениями признанных немецких композиторов той эпохи и в отдельных случаях обнаруживали упорную самостоятельную работу гениального юноши над созданием своеобразного музыкального языка.
Но прекрасный учитель Нефе, первоклассная боннская капелла и собственное положение придворного музыканта уже не удовлетворяли Людвига. Для его свободолюбивой натуры независимость была дороже всего. Кроме того, он еще не встречался с лучшими немецкими композиторами. По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта его преклонение перед гением этого музыканта растет. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы, жить рядом с великим человеком становится непреодолимым желанием Бетховена. И в 1787 году юноша отправляется к Моцарту, в Вену. Очевидно, Бетховен, с разрешения курфюрста, получил кратковременный отпуск, надеясь потом, упрочив положение в столице, совершенно порвать с боннской придворной капеллой. Так делали многие ее музыканты. Откуда у Людвига оказались деньги на поездку? Скорее всего это были сбережения от уроков, быть может, помощь того или иного друга. Средства эти были очень скудны: на обратную дорогу денег не хватило, и Людвиг вынужден был занять небольшую сумму у советника Шадена, случайного знакомого в Аугсбурге.
Об этой первой поездке Бетховена в Вену мы знаем очень мало. Неизвестно, когда она началась, сколько времени Людвиг оставался в Вене, что он там делал и где жил. Зато известно, что в 1787 году Моцарт, всецело занятый сочинением «Дон-Жуана», все же нашел время прослушать игру Бетховена. Юный композитор блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему, поразив всех присутствующих. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена: «Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить».
Людвиг начал брать уроки у Моцарта. Впоследствии Бетховен, рассказывая Черни об игре великого композитора, говорил, что Моцарт играл исключительно тонко, но его игре недоставало legato (связности), то есть певучести мелодии.
Внезапно получив известие о тяжелой болезни матери, Людвиг спешно уехал из Вены домой. Быстро кончилась «новая жизнь», на которую возлагалось столько надежд!
Юноша застал мать в тяжелом состоянии. Ее хрупкий организм не выдержал длительной тяжелой болезни, бесконечных семейных невзгод, непрестанной нужды. Она умерла на руках сына. Людвиг впал в глубокое отчаяние, потеряв своего нежно любимого друга. Тяжелое душевное состояние юноши отражается в письме к Шадену (сентябрь 1787 г.): «Я застал мою мать еще в живых, но в самом тяжком состоянии; она болела чахоткой и, наконец, умерла около семи недель тому назад, после многих перенесенных болей и страданий. Она была мне такой доброй, милой матерью, моей лучшей подругой. О! Кто был счастливее меня, пока я еще мог произнести сладостное имя — мать — и оно было услышано! Кому я могу сказать его теперь?» Дальше Людвиг жалуется на свою грудную болезнь. Мнительность постоянно поддерживала в нем боязнь наследственного туберкулеза. «К этому присоединяется еще меланхолия, которая является для меня почти таким же большим бедствием, как и сама болезнь».
Тогда же здоровье Людвига действительно подверглось тяжелым испытаниям. Болезни, одна за другой, начинают подтачивать могучий от природы организм. Вначале — тиф. Осложнения после тифа вызывают длительные страдания, особенно в области кишечника; эти боли терзали его всю жизнь, порою резко обостряясь.
В те же годы Людвиг переносит другую тяжелую болезнь — оспу, обезобразившую и без того некрасивое лицо его. Правда, по свидетельству почти всех современников, лично знавших Бетховена, невыгодное впечатление от его наружности быстро исчезало благодаря прекрасным лучистым глазам и обаятельной улыбке.
После кончины матери семейные невзгоды стали почти невыносимыми для больного, измученного юноши. Смерть годовалой сестренки, пьянство отца и горькая нужда — все это легло тяжелым гнетом на старшего сына. Платья умершей матери были проданы, средств не хватало на самое необходимое. В этих тяжелых обстоятельствах Людвиг делает шаг, свидетельствующий о его решимости и незаурядной силе характера: опасаясь, чтобы братья его не умерли с голоду, Людвиг берет на себя ответственность за воспитание двух младших братьев и просит курфюрста о выселении спившегося отца из Бонна.
Иоганн, которому было всего сорок семь лет, уже задолго до этого фактически стал нетрудоспособным. Он окончательно потерял голос, и его не увольняли из капеллы только потому, что обычно музыканты пожизненно сохраняли должность и жалованье. Поэтому и после изгнания из Бонна Иоганн продолжал бы получать свои двести талеров[24] в год. Но Людвиг добился и другого, более важного результата. Отныне половина жалованья Иоганна, то есть сто талеров, удерживалась в пользу детей. Однако, пожалев отца, Людвиг не настаивал на буквальном выполнении обоих пунктов приказа курфюрста, и Иоганн не покинул Бонна; получая свои двести талеров лично, он очень аккуратно выплачивал старшему сыну назначенную половину. Впоследствии Иоганн хитростью добыл у сына роковое распоряжение курфюрста и уничтожил его. Еще в течение пяти лет, вплоть до своей смерти, несчастный отец был посмешищем Бонна и позором для собственных детей.
Кое-как наладив жизнь дома, Людвиг снова втягивается в привычные служебные обязанности. Более интенсивно, чем прежде, идет его композиторская работа. Обремененный повседневными заботами о братьях, одинокий, малообщительный юноша живет замкнуто, делая исключение лишь для семейства Брейнингов, которое после смерти матери становится для Людвига второй семьей.
Глава пятая ПОЕЗДКА В РОССИЮ
Глава пятая ПОЕЗДКА В РОССИЮ После того как эпизод с «Мушкетером» завершился и газета перестала существовать, Дюма охватила охота к перемене мест. Он всегда любил путешествия и умел возвращаться домой с объемистыми рукописями. На сей раз его влекла к себе
XXXIX Я БЕРУ СЕБЕ ГУВЕРНАНТКУ НЕСЧАСТЛИВАЯ ПОЕЗДКА В ВЕНУ 1766-1767
XXXIX Я БЕРУ СЕБЕ ГУВЕРНАНТКУ НЕСЧАСТЛИВАЯ ПОЕЗДКА В ВЕНУ 1766-1767 По прибытии в Бреслау я отправился к знаменитому венецианцу аббату Бастиани, которого облагодетельствовал прусский король. Аббат был высоким светловолосым мужчиной, достаточно хорошо сложённым, с умным
Первая поездка в Петербург
Первая поездка в Петербург По укоренившемуся издавна обычаю, московский сезон кончался проводами и шумными овациями, направленными по адресу всех артистов труппы. Впоследствии, когда была устроена вращающаяся сцена, для финала оваций ее пускали в ход, и вся стоящая на
Глава 22. Моя первая поездка в Америку
Глава 22. Моя первая поездка в Америку Шел 1936 год. Получив после долгого перерыва в начале августа очередной отпуск, я собирался провести его вместе с женой и пятью сыновьями в Крыму. Вещи были уже упакованы, поезд отходил ночью. Я зашел к Сталину попрощаться. У него
Глава пятая ПОЕЗДКА В РОССИЮ
Глава пятая ПОЕЗДКА В РОССИЮ После того как эпизод с «Мушкетером» завершился и газета перестала существовать, Дюма охватила охота к перемене мест. Он всегда любил путешествия и умел возвращаться домой с объемистыми рукописями. На сей раз его влекла к себе
Первая поездка в Англию
Первая поездка в Англию Перестав быть депутатом, Талейран 15 января 1792 года покинул Париж. Он не бежал, а был отправлен тогдашним министром иностранных дел Вальдек де Лессаром с дипломатической миссией в Лондон. Посла в Англии у французов тогда не было, и задачей Талейрана
Глава пятая. Часть первая
Глава пятая. Часть первая Недавнее: кончина первого русского марксиста.Необходимость соединения пропаганды с агитацией вынуждает молодого революционера, искать контактов с зарубежной группой «Освобождение труда».Плеханов и его окружение. АрестНу, наконец-то я и в
Первая поездка в Бухару
Первая поездка в Бухару Отец решил взять сына в Бухару, чтоб показать ему город. В один из зимних дней он оседлал осла и, усадив меня сзади, отправился в путь. За селом Яланги, у развесистого дерева, осел остановился. Стоило большого труда заставить его идти дальше.
Глава третья Первая поездка за границу
Глава третья Первая поездка за границу 1Владимир вступал в самостоятельную жизнь во времена, полные соблазнов для молодой, ищущей приложения своим нерастраченным силам души.Крепостнический быт уходил в небытие, но уходил медленно, мучительно, и петербургское
3. Первая поездка за границу
3. Первая поездка за границу Алёша считал, что ему в России делать нечего. Революция победила, установилась советская власть. Смотреть, как распоряжаются большевики, ему не хотелось, но не состоять членом партии — значило здесь, в России, вообще+ не участвовать в
Первая поездка в Сочи
Первая поездка в Сочи Удивительное событие: мы едем с мамой на море! Первый раз мама едет в отпуск не в санаторий, а со мной и Маришей. Мы едем в шикарный город Сочи. Я ещё не была там, но звучит совершенно потрясающе: СОЧИ… Тут и СОН, и ОЧИ…А Фёдор с нами не едет. И бабушка не
Первая заграничная поездка
Первая заграничная поездка Мы с Вааранди собираемся в дорогу. — Советы Михкеля Мартны, Густава Суйтса и Яана Томпа. — Два дня в Берлине. — В Вяггитале на земляных работах.К этому времени относится и первая моя попытка увидеть мир за пределами Эстонии. Ехать мы собрались
Первая поездка заграницу
Поездка Бетховена в Мергентхайм
Ну а осенью 1791 года Людвиг в составе придворной капеллы, а также в кампании с театральной труппой отправился в весьма приятное для него путешествие в Мергентхайм * . * Если боннская резиденция Максимилиана Франца предназначалась ему в качестве резиденции кельнского курфюрста , то в Мергентхайме находилась другая его резиденция, предназначенная ему, как главе Тевтонского ордена .
По пути в Мергентхайм (плыли они, кстати, на двух яхтах по реке Рейн и ее притоку Майн) капелла остановилась в небольшом городке Ашаффенбург, в котором располагалась летняя резиденция Фридриха Карла Йозефа фон Эрталя — предпоследнего правителя Майнцского курфюршества.
В Ашаффенбурге Людвиг со своими друзьями решил навестить коллегу — известного придворного пианиста, Иоганна Штеркеля. Тот, в свою очередь, дал концерт для своих гостей, поражая их своим мастерством игры на ф-но. Не отрывая свое внимание от игры Штеркеля, Людвиг с огромным любопытством наблюдал за его своеобразной изящной — можно даже сказать, дамской манерой исполнения.
Легенда гласит, что, закончив играть, Штеркель попросил Людвига сыграть что-нибудь свое. Однако упрямый пианист Бетховен по каким-то причинам отказывался садиться за инструмент.
В итоге Штеркель прибегнул к интересной хитрости. Он начинает говорить о написанных Бетховеном 24 вариациях на тему ариетты «Venni Amore» майнцского композитора Винченцо Ригини, отметив их чрезвычайную техническую сложность.
Коварный виртуоз Штеркель ехидно намекнул, что данное произведение Людвига сложно до такой степени, что даже сам автор вряд ли его сыграет. Дальше все выглядело весьма предсказуемо.
Бетховен просто не мог больше сопротивляться! Он сел за инструмент и сыграл эти вариации, а также некоторые другие свои произведения, удивляя слушателей своим пианистическим мастерством.
Парадоксальным было то, что Людвиг играл не в привычном для себя новаторском «бетховенском» стиле, а в той самой «дамской манере» Штеркеля, подражая только что увиденному стилю игры своего старшего коллеги.
В конце концов оркестр вместе с труппой доплыл до Мергентхайма и дал там несколько концертов. Восторгу слушателей не было предела! В частности, известный в то время музыкальный критик Карл Людвиг Юнкер отметил высочайшее мастерство сотрудников боннской капеллы.
Особенно он выделил великолепную игру духовиков, которые, по его словам, играли мастерски сплоченно, как-будто это был один человек. Кстати говоря, Юнкер неплохо разбирался в особенностях игры на духовых инструментах, так как сам великолепно играл на флейте.
Также Юнкер похвалил великолепного дирижера — им был друг Людвига и великолепный скрипач, Франц Рис. Особой похвалы со стороны музыкального критика удостоились братья Андреас и Бернард Ромберги.
Ну а молодого Людвига он, вообще, назвал "величайшим пианистом" , сравнивая его с одним из сильнейших пианистов того времени — Георгом Йозефом Фоглером.
В общем, гастроли Бетховена в Мергентхайме прошли удачно и остались в его памяти вместе с другими добрыми воспоминаниями. Вернувшись в Бонн, Людвиг продолжил писать музыку, играть в оркестре, посещать вновь возобновивший свою работу боннский театр (теперь уже Национальный театр, снова под руководством Нефе) и приятно проводить время со своими друзьями.
Можно сказать, что, благодаря хорошим друзьям и собственному таланту, дальнейший фальстарт Бетховена в Вене (об этом далее) был предопределен. В радостной атмосфере Бонна Людвиг возмужал, как композитор: им восхищались, его ценили, он вырос интеллектуально и в конце концов занял достойное социальное положение.
Другие периоды биографии Бетховена:
- Предыдущий период: Первая поездка в Вену. Встреча Бетховена с Моцартом
- Следующий период: Переезд в Вену. Первые годы в Вене.
Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена
Девятая симфония
Композитор прекратил работу в 1826 году – за год до смерти. Его последние произведения особенно высоко ценятся музыковедами за интеллектуальную глубину. Среди них знаменитая «Девятая» – последняя симфония Бетховена.
Большинство людей сразу узнают последнюю часть этой симфонии, когда люди поют «Оду радости» на основе одноименной поэмы Шиллера. Бетховен уже был совершенно глух, когда писал «Девятую». Он не услышал даже бурных аплодисментов после ее премьеры 7 мая 1824 года.
Рукопись первого издания Девятой симфонии Бетховена выставлена на аукцион 22 мая 2003 года в Лондоне
Эта симфония до сих пор сохраняет свою силу. В 1970 году ее поп-версия стала мировым хитом, а в 1985 году «Ода радости» была выбрана гимном ЕС. Симфония имеет продолжительность около 70 минут, и любопытно, что компакт-диск вместимостью около 80 минут частично ей соответствует. Когда создатели компакт-диска посоветовались со знаменитым дирижером Гербертом фон Караяном, тот сказал, что вся Девятая симфония Людвига ван Бетховена должна быть собрана на компакт-диске.
Рукопись первого издания Девятой симфонии Бетховена была продана 22 мая 2003 года за 1,9 миллиона фунтов стерлингов в Лондонес аукциона Sotheby’s. Про эту реликвию писали, как о «единственном и самом важном музыкальном произведении, когда-либо выставленном на аукцион».
Возвращение в Бонн. Смерть матери Бетховена
Через несколько недель Мария Магдалина умерла (предположительно от туберкулеза), и Людвиг теперь был вынужден остаться в Бонне.
У молодого музыканта появилась новая необходимость — необходимость заботиться о семье, ибо отец его, итак зависевший от вина задолго до смерти супруги, теперь и вовсе стал неисправимым алкоголиком, а семью, включая его самого и двух его сыновей (младших братьев Людвига) и совсем маленькую дочь (сестру Людвига), нужно было кормить.
Вероятно, Людвигу в то время казалось, что за этот месяц рухнули практически все его лучшие надежды. Изучая психологию Бетховена, мы можем быть уверены в том, что молодой музыкант во время первой своей поездки в Вену вряд ли собирался возвращаться назад через выделенные ему на отпуск 6 месяцев, как этого желал курфюрст.
Амбициозный Бетховен, вероятнее всего, желал «завязать» с бесперспективной карьерой в боннской капелле и остаться в музыкальной столице, чтобы сделать себе имя, подобное старшим классикам: Гайдну и Моцарту.
Однако ухудшение состояния здоровья и последующая смерть Марии Магдалины испортила Людвигу все планы. Ну а 25 ноября 1787 к смерти матери добавилась смерть годовалой сестренки и необходимость обеспечивать младших братьев: Каспара и Иоганна, ибо, как уже говорилось выше, Иоганн старший (отец Бетховена), распродавший все вещи покойной супруги и пропивший выручку, окончательно перестал играть роль главы семьи.
Поэтому, Людвигу просто нельзя было сдаваться. Бетховен вынужден зарабатывать деньги, играя в оперном оркестре на альте (в оркестре театра), занимая должность «второго альтиста». Также он числился придворным органистом и по возможности параллельно занимался преподавательской деятельностью. В итоге следующие 5 лет Людвиг будет жить в родном ему Бонне.
Неряшливый композитор
Неубранный ночной горшок оставался спрятанным под его пианино до полудня, а среди рукописей валялись остатки еды. Современники описывают Бетховена как нершливого коренастого мужчину со следами кори на лице. Известно также, что в молодости композитор представлял из себя типичного рейнского гуляку, но в последующие годы стал угрюмым и вспыльчивым. Сам он объяснял это прогрессирующей глухотой.
Бетховен воспитывал сына своего брата Карла и делал это так строго, что в какой-то момент его племянник, чтобы избавиться от заботы своего дяди, даже пытался покончить жизнь самоубийством.
Единственная опера Бетховена
При жизни Бетховен зарабатывал себе на жизнь только своей музыкой. Он также выполнял «политические заказы» для некоторых лидеров своего времени.
Бетховен написал оперу «Фиделио» по заказу барона Петера фон Брауна. После премьеры в 1805 году опера была сильно раскритикована из-за чего Бетховен несколько раз переделывал партитуру. Третья версия оперы имела успех.
Сюжет оперы «Фиделио» – реальный случай времен Французской революции: отважной женщине, переодетой мужчиной, удается освободить мужа из тюрьмы якобинцев.
Боннские друзья Бетховена. Жизнь в Бонне.
Потеряв лучшего друга в лице матери, Бетховен пользовался любовью других друзей. В этот список входит его старый друг Вегелер, друг и учитель скрипки, Франц Рис, близкий друг и знаменитый ныне флейтист Антонин Рейха, а также учитель и наставник юного Людвига — Кристиан Готлоб Нефе.
Особое место в жизни Бетховена в тот сложный период заняли те самые Брёйнинги , о которых упоминалось в статье детство Бетховена.
Кстати, некоторые биографы утверждают, что Бетховена с Брейнингами познакомил его друг и учитель, Франц Рис. Но большинство биографов склонны полагать, что знакомство Людвига с семьей Брёйнинг произошло не без посредничества Вегелера. Кстати, сам Вегелер, будучи врачом по образованию, с 1789 года станет профессором медицины в Боннском университете.
Благодаря дружбе с Брёйнингами и радостной атмосфере, царившей в их доме, Людвиг время от времени отстранял себя от тех проблем, что окружали его дома. Дом Брейнингов стал для Людвига вторым родным домом, а глава семейства, молодая вдова Елена фон Брейнинг — второй матерью. В свою очередь, Елена относилась к молодому вундеркинду с такой же любовью, как и к своим родным сыновьям.
В доме Брёйнингов молодой музыкант обогащался не только эмоционально, но также умственно и культурно. Там же Людвиг познакомился с самой разнообразной литературой и философией, начиная с античной и, оканчивая современной ему.
Кстати, младшие представители семейства Брёйнинг были не только лучшими друзьями Людвига. Они также были его учениками, с чего, собственно, и развилась эта дружба, продолжавшаяся до самого конца. А к дочери Елены, Элеоноре (по прозвищу Лерхен), Людвиг, судя по всему, испытывал чувства большие, чем просто дружба.
Первые романы
Некоторые биографы приписывают шестнадцатилетней Элеоноре роль первой возлюбленной Бетховена . Вот только на самом деле незадолго до этого Людвиг такие же чувства испытывал к ее подруге — очаровательной блондинке, Жанетте д’Онрат.
Кстати, эта дама нравилась не только Бетховену, но и его другу — Стефану Брёйнингу, брату Элеоноры. В любом случае Элеонора навсегда останется очень близкой подругой Бетховена и, кстати говоря, позже она выйдет замуж за их общего друга, Вегелера.
Следующей безответной любовью Людвига стала Марией Анна фон Вестерхольт.
Кстати, сам Вегелер потом напишет, что в ту пору Бетховен часто влюблялся в своих успешных учениц .
Вегелер также отметил, что чувства молодого Бетховена нередко вспыхивали с новой силой и к разным женщинам — но, как правило, чувства молодого композитора были безответными.
В итоге страсть быстро умирала, и возникала новая.
Вместе с Брейнингами Людвиг часто бывал в гостинице-таверне «Цергартен», что находилась на рыночной площади Бонна. Там часто проводили время студенты боннского университета, многие из которых также стали друзьями Бетховена.
Центральной фигурой в этот период была подруга Элеоноры и дочь владелицы гостиницы — красавица Анна Барбара Кох, более известная, как «Бабетта».
Несмотря на то, что семья матери Бабетты, вдовы Михаэля Коха, не была знатной, Бабетта своей красотой и обаянием притягивала людей со всего Бонна, включая Брейнингов, Бетховена и многих людей из их близкого окружения. Даже их общий друг, Вегелер, позже назовет ее «самой красивой женщиной, когда либо ему знакомой».
Естественно, ее красота не обошла своим вниманием и влюбчивого Людвига — он быстро влюбился в нее, как и во многих других своих подруг и учениц. Однако эта любовь также не получила взаимности, и отношение Бабетты к юному музыканту было лишь дружественным.
Ну а через несколько лет, 9 июня 1802 года, Бабетта выйдет замуж за графа Антона Мария Карла Бельдербуша, и сама станет графиней Бельдербуш. К сожалению, в 1807 году молодая Бабетта умерла при рождении своего четвертого ребенка.
Вместе с Брейнингами Людвиг смог побывать в самых прекрасных окрестностях Бонна, где, можно сказать, и была зарождена его любовь к природе.
Друзья Людвига осчастливили этот грустный период его жизни , омраченный чередой несчастий и тяжелыми бытовыми проблемами.
Обучение у университете
В 1789 Людвиг даже умудрился найти время, чтобы поступить на философский факультет Боннского университета вместе со своим другом по оркестру, Антонином Рейха, а также их общим другом — талантливым художником Карлом Фердинандом фон Кюгельгеном, который по инициативе курфюрста через 2 года вместе со своим братом-близнецом, Герхардом фон Кюгельгеном (тоже художником), отправится в другие города Европы для продолжения обучения.
Удивителен тот факт, что не имеющему в своем арсенале полноценного начального образования Бетховену получалось учиться на философском факультете наравне с его более образованными, «знатного рода» однокурсниками.
Ведь, будучи самоучкой, и воспитанный образованным Нефе и Брёйнингами, Людвиг самостоятельно изучил целую гору философской литературы, свободно читая ее на только на родном языке, но также и на латыни, греческом, французском и итальянском языках.
Однако это обучение прекратилось буквально в следующем году по неизвестным причинам. Видимо, обучению Бетховена в университете препятствовала его музыкальная деятельность, отнимавшая много времени.
Влиятельные покровители
Благодаря общению с Брёйнингами, Людвиг знакомился с самыми влиятельными людьми Бонна и, несмотря на свой низкий социальный статус и материальное положение, пользовался уважением среди представителей высших слоев общества.
Одним из этих влиятельных друзей и покровителей Бетховена был граф Эрнст Вальдштейн, прибывший в Бонн в 1788 году. Именно ему Людвиг позже посвятит знаменитую 21-ю сонату, более известную в нашей стране, как «Аврора»:
Кстати, граф Вальдштейн был не только авторитетным дипломатом и приближенным курфюрста, но также сам писал музыку. Поэтому, он сразу заинтересовался талантом Бетховена и понял, что из себя представляет этот гениальный юноша. Время от времени Вальдштейн всячески помогал Людвигу.
По словам того же Вегелера, граф Вальдштейн иногда давал Людвигу деньги под видом неких «небольших финансовых поощрений», якобы переданных курфюрстом. Хотя на самом деле абсолютно бескорыстный Вальдштейн давал Людвигу деньги из собственного кармана, а историей про эти «поощрения» прикрывался, чтобы не обидеть самоуверенного и упрямого Бетховена.
Первые «крупные заказы»
Стоит также отметить, что в феврале 1790 года ушел из жизни Иосиф Второй — император Священной Римской империи, куда входило курфюршество Кельн. Кстати говоря, Иосиф Второй был старшим братом кельнского курфюрста, Максимилиана Франца.
Естественно, смерть императора, представителя великой династии Габсбургов, не должна была пройти незаметно. По этому поводу Вальдштейн и другие его образованные коллеги из «Общества любителей чтения» (туда также входили Нефе, Рис и некоторые другие старшие коллеги Бетховена), заказали сочинение траурной кантаты никому иному, как молодому Людвигу (а не, скажем, более опытному композитору — Нефе).
В свою очередь, поэт и монарх Северин Антон Авердонк — брат придворной вокалистки Иоганны Елены Авердонк (она была ученицей Иоганна, отца Людвига) и по совместительству также член вышеупомянутой организации, написал текст для будущей кантаты.
Именно на этот текст Бетховен должен был наложить музыку, что он любезно и сделал. Однако по неизвестным до сих пор причинам кантата так и не была исполнена во время. При этом в биографических источниках отмечается, что современники очень высоко оценили эту работу юного композитора.
Высокая оценка траурной кантаты «на смерть Иосифа Второго» подтверждается тем фактом, что буквально через год у Людвига заказывают уже другую кантату — но уже не траурную, а торжественную, на тему коронации Леопольда Второго — младшего брата покойного Иосифа. Поэтому, точная причина, почему кантата не была исполнена во время, не известна до сих пор.
Возвращение Бетховена в Бонн
Здравствуйте, дорогие любители творчества Бетховена. В этом выпуске мы поговорим о возвращении великого композитора в Бонн после первой его поездки в Вену.
В прошлый раз мы говорили о первой поездке Бетховена в Вену (подробнее). В том же выпуске мы выяснили, что факт встречи Бетховена с Моцартом и, тем более, факт их совместных уроков не были установлены ни одним официальным документом, а основываются лишь на словах некоторых биографов.
Таким образом, молодой и перспективный Бетховен, пробыв в Вене лишь недолгое время, был просто вынужден как можно быстрее вернуться в Бонн, что он, собственно говоря, и сделал.
Замечание!
Стоит отметить, что, по словам некоторых биографов, Людвигу в то время помог сам курфюрст, возместивший молодому музыканту финансовые затраты на обратную поездку в Бонн.
Есть также данные о том, что у Людвига не хватило средств на обратную дорогу, и он был вынужден занимать их у некого товарища, по фамилии Шаден, с которым он познакомился в Аугсбурге на обратном пути из Вены.
Пятая симфония Бетховена
Та-та-та-тааа… Весь мир знает начало Пятой симфонии Бетховена. Эти всего четыре такта имеют огромную силу и влияние.
В общей сложности Бетховен сочинил девять симфоний – намного меньше, чем Моцарт, который написал целых 41 симфонию.
Сегодня каждый уважаемый большой оркестр, должен иметь в своем репертуаре все девять симфоний Бетховена. Они масштабны и звучат настолько потрясающе, что многие композиторы после Бетховена долгие годы не могли избавиться от комплексов неполноценности. И число 9, вероятно, травмировало следующие поколения композиторов, некоторым из которых так и не удалось написать более девяти симфоний.
Бетховен и классика
Произведения Бетховена описывают композитора как человека гордого, резкого и мрачного. Мало кто знал, как болезненно он переживал свою глухоту и что его удрученное выражение лица было внешним проявлением сильного душевного страдания.
С Бетховеном закончилась эпоха “венской классики”. Композитор с пышной гривой вошел в историю как музыкальный революционер и пионер музыкального романтизма. В своей Девятой симфонии он сделал нечто поистине революционное: включил хор в инструментальное произведение.
В музыке Бетховена есть своя драматургия, и композитор часто выбирал короткие, легко запоминающиеся темы – например, начало его Пятой симфонии.
Подпись Людвиг ван Бетховена в письме от сентября 1820 г.
Бетховен оставил поколениям в общей сложности 240 произведений. Почти полностью глухой, он написал шесть симфоний, свои последние три фортепианных концерта и единственный концерт для скрипки, пять струнных квартетов, множество фортепианных сонат, в том числе знаменитую Апассионату и свою единственную оперу «Фиделио».
Первый концерт
Людвиг ван Бетховен в детстве
Маленького Людвига заметил один из самых влиятельных учителей музыки в Бонне – Кристиан Готлоб Нефе, прекрасно образованный музыкант и очень эрудированный человек. Через него Бетховен познакомился с творчеством Иоганна Себастьяна Баха.
В 12 лет Людвиг начал сочинять свои первые небольшие фортепианные пьесы с оригинальными названиями, такими как «Песенка для младенца» и «Элегия о смерти пуделя».
«Если этот ребенок и дальше будет так развиваться, он станет вторым Моцартом без каких-либо препятствий», – сказал Нефе в интервью одной газете.
В июне 1784 года Людвиг ван Бетховен, которому было всего 14 лет, снова с помощью своего учителя Нефе был назначен органистом Избирательной капеллы. Помимо ценных встреч с музыкантами, которые давала эта работа, будущий композитор поддерживал свою большую семью материально. Он чувствовал особую ответственность за двух своих младших братьев.
В 1787 году Бетховен был отправлен из часовни в Вену, чтобы встретиться с Моцартом и взять у него частные уроки. Однако Моцарт отказался под предлогом большой занятости. Бетховен вернулся в Бонн к своей умирающей матери. После ее смерти алкоголизм его отца усилился, и поддержка семьи осталась исключительно в руках молодого Бетховена.
Спустя пять лет в 1792 году композитор переехал в Вену, где работал пианистом и брал уроки у Йозефа Гайдна, Альбрехтсбергера и Сальери. Он начал активно писать музыку, хотя первые признаки ухудшения слуха уже присутствовали. Параллельно с потерей слуха он страдал от шума в ушах.
Бетховен и революция
Бетховен интересовался не только музыкой, но и философией, литературой и политикой. В своих ранних произведениях он часто восхвалял героизм. Людвиг восхищался Французской революцией и посвятил Наполеону свою третью симфонию «Героическая». Однако, когда Наполеон провозгласил себя императором, разгневанный Бетховен удалил посвящение с титульного листа симфонии.
Биография Людвига ван Бетховена
26 марта 1778 года отец организовал первое публичное выступление сына.
В 1789 году Бетховен был вольнослушателем философского факультета Боннского университета.
В Вене Людвигу ван Бетховену посвящены три дома-музея, установлены два памятника.
Гений и перфекционист
Бетховен – перфекционист. Он сочинял не для современников, а для будущих поколений. Он постоянно переделывал, переписывал и совершенствовал свои произведения, иногда до поздней ночи сидел за партитурой. И ему действительно удалось поразить будущее: он и по сей день входит в число композиторов, произведения которых часто исполняются.
Женщины Бетховена
Всю свою жизнь Бетховен страдал от глухоты и разочарований в любви. В 1801 году он был одержим своей любовью к Джульетте Гвиччарди, которой посвятил свою знаменитую «Лунную сонату». Однако он полностью осознавал, что не может решиться жениться на ней. Внутри композитора раздирали страсть и комплексы из-за глухоты.
После того, как его возлюбленная Джульетта вышла замуж за графа, композитор впал в состояние ошеломляющей депрессии и отчаяния. Но вскоре он не только снова влюбился, но даже обручился с Терезой фон Брунсвик, двоюродной сестрой Джульетты. Почему-то и эта любовь не привела к браку, хотя Тереза его искренне любила.
«Когда я вспоминаю ее, мое сердце начинает биться с такой же силой, как когда я впервые увидел ее», – писал Бетховен другу.
Бетховен так и не завел семью, и его любовные связи остаются загадкой для биографов. Однако предполагается, что, пожалуй, самая популярная его композиция «Для Элизы» была написана для немецкой оперной певицы Элизабет Рёкель. Эксперты утверждают, что Бетховен даже просил руки певицы.
Его друг Франц Герхард Вегелер писал: «В Вене Бетховен постоянно занимался любовью».
В архивах композитора обнаружены любовные письма к неизвестной даме, вошедшей в историю как «бессмертная возлюбленная». Кто она – никто сказать не может. Но специалисты уже склонны признать, что это Энтони Брентано.
Глухой композитор
Проблемы со слухом у Бетховена начались в 27 лет, а в 48 он полностью оглох. Впервые он заметил, что не слышит, в 1796 году, но не признавался в этом даже своим ближайшим друзьям, пока его глухота не стала очевидной для окружающих. Пять лет Бетховен скрывал свою страшную тайну, раздирающую его на части. Первыми об этом рассказывают врач и пастор.
Согласно последним исследованиям, причиной его глухоты стало заболевание «сыпным тифом», передающееся блохами.
Глухота полностью закрыла его в своем собственном мире, поскольку он не мог слышать и поэтому сознательно избегал общения. Когда ему нужно было поговорить, он просил людей писать ему на бумаге и таким же образом – письменно, он отвечал им. Он боялся, что не слышит своего голоса, и беспокоился о том, как он звучит.
Несмотря на глухоту, Бетховен продолжал сочинять. Он обладал так называемым «абсолютным слухом» и мог представить себе, как звучат отдельные тона и их комбинации.
Колоссальный триумф композитора, несмотря на болезнь, пришелся на 1810-1814 годы. Во время Венского конгресса его встретили как европейскую знаменитость – коронованные люди отдавали ему дань уважения, но он по-прежнему чувствовал себя одиноким, а его гордость заставляла его выглядеть смелым и даже грубым. Его все больше не интересовал внешний вид: он выглядел бессмертным и высокомерным, но на самом деле героически боролся со своей внутренней незащищенностью.
Сегодня известно, что в те времена попытки вылечить его глухоту были очень болезненными и, вероятно, вызывали только дополнительное воспаление внутреннего уха. В Боннском музее можно увидеть трубы, которые композитор безрезультатно использовал в качестве слухового аппарата.
Бетховен постепенно искал уединение и перебрался в особняк. Он не умел общаться с людьми, и летописцы того времени в своих заметках отобразили его кратким и малообщительным. Фактически, с начала 1815 года Бетховен общался с немногими близкими ему родственниками только посредством писем и мемуаров. Он полностью отстраняется от людей.
Иногда он ходит под дождем, но вскоре недостаток дохода приводит его к ситуации, когда ему даже нечего надеть на ноги – у него остается только одна пара крепких туфель. Он также накапливал долги, в то время как издатели его произведений накапливали прибыль. В 1815 году его племянник Карл, к которому он был сильно привязан, умер от туберкулеза.
Читайте также: