Православные святыни франции путеводитель паломника
О, Париж! Ты никогда не был для меня чужим, так случилось. Великая французская культура сблизила Францию и Россию.
250-е годы. Дети нашего двора смотрят у нас дома диафильм «Гаврош». Такое богатство, как диапроектор, есть только у меня, и вечером к нам тянутся ребятишки со всей округи, приходит целая группа из детского дома со своей воспитательницей… Гаврош! Как он был нам близок и дорог, как понятен!
Теплый ветер гонит тополиный пух. Лето. Мне лет одиннадцать. Я осваиваю литературу, которую нам дали для самостоятельного чтения на лето.
Гюго «Отверженные», я «застряла» на последних страницах. Жан Вальжан умирает в одиночестве, он вспоминает… Он разложил платьица маленькой Козетты и всей душой желал бы видеть свою девочку, которая немного подзабыла его в своем счастье с Мариусом. Я плачу. Мне жалко Жана Вальжана, словно это мой дедушка. Неужели он говорил на каком-то другом языке? Он стал родным, пока я читала эту толстую книгу.
2Выдумки! Искусство! Но вот другая, совсем жизненная история, которая случилась на самом деле с Эдит Пиаф! В книге Симоны Берто об этом рассказано с истинно французской легкостью…
Как известно, в детстве Пиаф была слепа. Очевидно причина в последствиях рахита и того ужаса, что ей пришлось испытать в доме родной матери. Отец, вернувшись с фронта забрал слепую истощенную девочку и отдал на воспитание своей матери, которая в то время была хозяйкой «веселого заведения».
3Вот, что пишет об этом Симона Берто:
«В округе и в «доме» все поклонялись святой Терезе из Лизье. Однажды Кармен сказала:
— Дождь из роз она сделать может, а почему бы ей не совершить чуда для нашей детки?
Все в борделе с ней согласились, даже те, у кого не было особых оснований верить в чудеса. В перерывах между двумя клиентами девушки стали возносить молитвы.
«Мадам» дала обет: если девочка прозреет, она пожертвует церкви десять тысяч франков — в 1921 году это была большая сумма. Поездку к святой назначили на 19 августа 1921 года. 15 августа был праздник, «заведение» должно было работать. Но все пребывали как в лихорадке.
В Лизье в этот день можно было видеть совершенно удивительную процессию: девицы шествовали одна за другой, опустив глаза, как монахини на молебен. Они вошли в собор вместе с малышкой и провели там почти весь день, ставили свечи, перебирали четки, заодно что-то просили и для себя. Вздыхали, смахивали слезы. Они купались в атмосфере чистоты. Выйдя из собора, почувствовали себя очищенными.
Вечером усталые, измученные «дамы» возвратились домой и стали терпеливо ждать чуда, которое «назначили» на 25 августа, день святого Людовика, день рождения отца Эдит.
В тот день «Дамы» встали поздно, бродили в пеньюарах по кухне и следили за Эдит припухшими со сна глазами. Заглядывая ей в лицо, спрашивали:
— Ты знаешь, сегодня солнце?
А девочка протягивала руку.
— Да, я чувствую, тепло.
К семи часам вечера весь дом впал в уныние. Чудо запаздывало. Больше в него уже не верилось.
«Ей пора ложиться спать. Может, завтра…« — сказала бабушка. Пошли за Эдит. Она сидела в гостиной, положив руки на клавиши пианино.
— Нет! То, что я вижу, так красиво!
У всех замерло дыхание; они ждали чуда, надеялись, но когда оно свершилось, не смели поверить.
Бабушку била дрожь:
— Что красиво, мое сокровище?
Она видела. И первое, что увидела,- клавиши пианино. Все упали на колени, осенили себя крестным знамением и закрыли „заведение“. Тем хуже для клиентов! Нельзя все сразу — и доходы, и чудеса!
Эдит было семь лет.»
Вспоминают, что впоследствии, у Эдит Пиаф были удивительного цвета «фиалковые» глаза, которые завораживали всех, кто в них заглядывал…
Как относиться к святым, которых почитают французы, но вроде бы не прославлены нашей Церковью?
Дело в том, что историю православия в современной Франции можно разделить на два периода. Это период собственно французского христианства до разделения церквей на Западную и Восточную, которое произошло в 1054 году, и период возникновения православных приходов в связи с массовым переселением выходцев из православных государств, России, особенно в начале XX века.
Таким образом, все святые, которых христианская церковь прославила до момента разделения Церквей, могут быть почитаемы и православными людьми.
Святые Тереза, Женевьева, Клотильда — я с интересом и трепетом читала их жития. Я летела в Париж, чтобы поклониться и их памяти, ибо знала о них уже немало.
О, Париж! Грешный и святой. Хочется увидеть его через все грани, в разных ракурсах.
Официальной датой Крещения Франции считается 496 год, хотя ещё за четыреста лет до этого первым проповедником христианства в Лютеции (так раньше назывался Париж) был епископ Дионисий Ареопагит, он же Сен-Дени (на улице Сен Денни мы уже побывали, когда я рассказывала о св. Елене).
Рукоположенный самим апостолом Павлом в Афинах, святой Дионисий основал Православную Галльскую Церковь. В те времена гонений на христиан, святой Дионисий не избежал преследований. Он был обвинен в заговоре против римских властей, и казнен на холме, позже получившем название Монмартр (Mons Martyrum — гора мученика), а улица, ведущая к холму, получила название рю де Мартир (улица мучеников) — в честь первых мучеников Парижа.
Французская революция принесла немало страданий и разрушений. Прекрасный лозунг «свобода, равенство, братство» обернулся кровавым террором.
Уникальные произведения культуры и искусства были объявлены вне закона. Было решено снести даже Нотр Дам! Великолепный храм спасло то, что Робеспьер ввел новый культ богини разума и назначение храма переиначили.
2Так в это же время храм святой Женевьевы превратился в «Храм Славы». Мощи многих французских святых были сожжены на Гревской площади — традиционном месте казней, как например мощи св. Клотильды и св. Женевьевы,
Однако все же чудом сохранилась рака и фаланга руки святой, которые ныне хранятся в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон.
2Многие литераторы, скульпторы, художники воспевали святую Женевьеву (Геновефу) в своих произведениях искусства. Так скульптура святой Геновефы, работа Мишеля — Луи — Виктора, находится в Люксембургском саду. Другая — на мосту Турнель, соединяющем остров Сен-Луи с набережной Латинского квартала.
1В знаменитом Латинском квартале находится и православный приход Московского патриархата иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святой Генофефы Парижской. Адрес церкви — 4, rue St. Victor, 75005 Paris. Метро: «Cardinal Lemoine».
Это православный приход, где службы проходят на французском языке.
А «Храм славы» стал Пантеоном, где сегодня погребены многие выдающиеся люди Франции.
Нередко рядом погребены и те, кто воевал за идеалы революции, и те, которые стали ее жертвами.
Содержание
Введение
Терновый венец Спасителя. Палатинский крест и Гвоздь Господень
Хитон Христов
Риза Божией Матери
Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн
Апостол от
Трофим, первомученик Стефан и другие Святой Лазарь Четверодневный и сестра его праведная Марфа Святая равноапостольная Мария Магдалина Святые равноапостольные император Константин и царица Елена Священномученик Дионисий Ареопагит, мученики Рустик и Елевферий Святитель Ремигий Римский Священномученик Ириней Лионский Святитель Иларий Пиктавийский Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Святой преподобный Антоний Великий Святые преподобный Иоанн Кассиан Римлянин и мученик Виктор Святая преподобная Женевьева |
Купить православную книгу "Православные святыни Франции. Путеводитель паломника. Иеродиакон Зотик" ), в интернет-магазине православной литературы по низкой цене с доставкой по Москве и России.
Христианские святыни. Франция
Православие не чуждо Франции. Святыни Франции дороги одновременно и западным и восточным христианам, так как они свидетельствуют о существовании древней неразделенной Церкви.
Собор Парижской Богоматери
Произошло это событие в V-VI веках, а первые письменные свидетельства о христианских общинах на территории современной Франции относятся ко второму веку. В 177 году за веру пострадали в городе Лион 43 мученика, о чем подробно написал святитель Ириней Лионский в своем письме. После этого христианство было проповедано во всех уголках Франции — от юга до западных провинций.
Юг Франции связан с древним и современным христианством. Одной из жемчужин является город Ницца, где расположено несколько православных соборов, построенных еще до октябрьской революции в России. Там же, находятся места, имеющие связь с традицией почитания жен-мироносиц: святой Марии Магдалины, Марии Клеоповой и Марфы.
Иммиграция русских, греков, сербов в XIX веке, а также изгнание греков из Малой Азии и революция в России XX века способствовали оживлению православной жизни во Франции. Греки заселили южную часть Франции (около Марселя), а русские расселились вокруг Парижа.
Сейчас во Франции насчитывается примерно 200000 православных верующих и 150 православных приходов, из которых 15 относятся к Московской патриархии (включая 3 монастыря), а также 10 православных монастырей и 4 афонских подворья. Афонские подворья были основаны по примеру св. Антония Киево-Печерского, вернувшимися со святой горы Афон французами.
Святыни Франции
За последние годы Францию посетили сотни тысяч православных, но только единицы знают, сколько эта земля, несмотря на войны и революции, сохранила раннехристианских святынь. До 1054 года, когда единая Церковь раскололась на Православную и Католическую, святыни были общими. Сегодня во избежание путаницы и споров их принято называть раннехристианскими.
Терновый венец Спасителя
Реликварий, в котором хранится Терновый венец Спасителя. В Страстную пятницу католической Пасхалии святыню выносят из сокровищницы собора на амвон, чтобы верющие могли к ней приложиться
Терновый венец Спасителя находится в сокровищнице собора Нотр-Дам-де-Пари с 1806 года. Как же он оказался во Франции?
Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном и Римским папой реликвии были возвращены парижскому архиепископу. Их поместили в специальные запаянные стеклянные ампулы, и с 1806 года до сего дня они находятся в сокровищнице Собора Парижской Богоматери. В Страстную пятницу католической Пасхалии Святыни выносятся в собор на амвон, чтобы верующие могли к ним приложиться. У же несколько лет Великим постом православные архиереи Сербии, Болгарии, Греции, России служат в соборе молебны, читают акафисты при стечении огромного числа верующих со всей Европы.
Чудесное возвращение Иверской Божией Матери
В кафедральном храме Трех Святителей (РПЦ) в самом центре французской столицы находится чудотворная икона Иверской Божией Матери. История ее спасения из рук торговцев похожа на детектив.
Но вернемся к нашей парижской Иверской Богоматери. Русские эмигранты привели в магазин специалистов, которые внимательно изучили поверхность доски, взяли пробы лака и краски и в результате пришли к выводу, что перед ними, вероятнее всего, именно та самая икона, которая исчезла из Москвы в 1812 году и промыслом Божиим находилась почти 120 лет в безвестности. Хозяин-антиквар быстро сообразил, что является обладателем музейной редкости, и взвинтил цену. Эмиграции пришлось создать специальный комитет по сбору средств для выкупа святыни. В конце концов удалось собрать задаток, позволивший забрать икону из магазина.
Иверская икона Божией Матери начала путешествовать по всей Франции. Перед ней совершали молебны в православном соборе в Ницце и в Каннах. Тем временем русские эмигранты продолжали собирать деньги для окончательного выкупа. Но нужная сумма никак не набиралась. Икону пришлось снова вернуть в магазин. А. Н. Павлов, ее «первооткрыватель», был в отчаянии и отправился за советом к епископу Вениамину (Федченкову), основателю подворья Трех Святителей.
Владыка Вениамин начал рассылать письма по всей Франции, призывая жертвовать на выкуп иконы кто сколько может. Эмигранты, состоятельные и бедствующие, стали присылать деньги. Прихожанка Наталья Соболева продала свое единственное изумрудное кольцо, и вырученная на этом сумма оказалась решающей. В январе 1932 года деньги были полностью выплачены, и икона водворилась на приходе.
После этого счастливого события двери храма в течение месяца не запирались ни днем ни ночью. Люди со всей Франции ехали приложиться к святыне. И по сей день каждую среду вечером православные христиане самых разных национальностей читают акафист перед чудотворным образом Иверской Божией Матери.
Как святая Елена исцелила монаха
Рака с мощами св. равноапостольной Елены, с 1820 года хранящяася в парижскйо еркви Сен-Лe-Сен_жиль. Долгое время рака находилась высоко над главным престолом. После того как к святыне потянулись православные, а вслед за ними и католики, святыню перенесли в крипту под алтарем
В центре Парижа на улице Сен-Дени находится церковь Сен-Лё-Сен-Жиль, в которой покоятся мощи святой царицы Елены, матери императора Константина. Их история возвращает нас в IX век. Французский монах по имени Тёджист страдал неизлечимой болезнью, молился у раки св. Елены в Риме, в храме Свв. Маркеллина и Петра и получил исцеление. После этого он решил спрятаться в храме на ночь, выкрасть мощи и перевезти их во Францию. Ему это удалось. Но когда он привез мощи в свой монастырь около города Реймса и объявил об этом, монахи не поверили, что мощи настоящие, да и вообще осудили собрата-авантюриста. Вся эта история стала предметом большого «международного» епископского скандала. В конце концов папа простил монаха Тёджиста и повелел оставить святыню в монастыре. Но король Карл Лысый не был уверен в подлинности мощей, а потому приказал монаха Тёджиста подвергнуть пытке кипятком и «посмотреть, как защитит его святая Елена». Вся братия монастыря три дня стояла на коленях и непрерывно молилась. А сам Тёджист, уже однажды исцеленный св. Еленой, без страха согласился на подобную муку. Монах вышел из испытания невредимым и даже не получил ожогов! С этого времени у мощей святой начали происходить исцеления. Монастырь в Реймском епископстве, где хранились мощи, стал процветать и превратился в центр паломничества.
Во времена якобинских гонений в монастырь был направлен отряд с приказом конфисковать все монастырское имущество, а сам монастырь разрушить. Один из монахов по имени Грассар взял мощи из раки и спрятал их в отдаленной деревенской церкви. Шло время, а с ним пришли и перемены, и уже состарившийся отец Грассар решился сообщить епископу Парижскому о том, где он спрятал мощи царицы Елены. Епископат решил найти достойное место в столице для помещения святыни, и в 1820 году в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже произошла торжественная передача мощей. С тех пор они там и пребывают. Правда, за последний век об их существовании католики почти забыли, поскольку мощи находятся в саркофаге, подвешенном под сводами церкви.
Под Покровом Божией Матери
Шартрский собор - величайшее творение готической архитектуры и христианской культуры Средневековья. Здесь хранится Покров Богородицы - фрагмент шелковой ткани бежевого цвета длиной около 2 метров
Обретение главы святого Иоанна Предтечи
История главы св. Иоанна Предтечи связана со многими трагическими перипетиями, много раз за две тысячи лет она переходила из рук в руки, исчезала и обреталась. 14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили Константинополь. Город был разорен и ограблен. Каноник Валлон де Сардон нашел в развалинах одного дворца странный футляр. Он открыл его и увидел череп, лежащий на серебряном блюде под стеклянным колпаком. На блюде была надпись по-гречески, из которой стало ясно, что это глава св. Иоанна Предтечи. Валлон де Сардон решил увезти главу к себе на родину на север Франции. Через два года, в 1206 году, епископ города Амьена торжественно встретил мощи св. Иоанна, а в 1220 в Амьене был заложен первый камень кафедрального собора, в котором упокоилась глава св. Иоанна.
За последние три столетия во Франции распространилось недоверие к святыням, и паломничество к Амьенской святыне угасло. В 1958 году по благословению епископа Амьена была собрана научная комиссия, которая, проведя тщательную экспертизу, пришла к выводу, что святая глава действительно принадлежит Иоанну Крестителю.
Можно ли жить по-божески без Бога?
Для русских людей, особенно для тех, кто помнит богоборческий строй СССР, может показаться странным, что и во Франции судьба святынь была нелегкой.
Французская революция тяжелым катком прошлась по Церкви. Раны вандализма до сих пор зияют на многих памятниках, скульптуры святых и ангелов обезглавлены, многие фрески замазаны штукатуркой, готические витражи разбиты. В начале XX века началась новая волна гонений. В школах запретили даже факультативную катехизацию, были закрыты сотни частных конфессиональных учреждений, из страны были изгнаны монашеские ордена, конфискованы церковные здания. Именно тогда был утвержден принцип «светскости» Французского государства.
Реформы Второго Ватиканского собора 1962 года только оттолкнули, а не привлекли молодежь. Казалось, что месса под джаз или гитару заманит заблудших овец в «современную» церковь. Но храмы опустели еще больше, их приходится продавать с молотка или сдавать в аренду под дискотеки и рестораны. В современной Франции вера подменилась актом гуманитарной помощи. Сегодня француз, подающий милостыню, отправляющий посылку голодающим африканским детям, считает, что он живет не только по совести, но и по-божески, и вполне может обойтись без Церкви, без молитвы, без слова Господня и уж наверняка без священника.
Долгие десятилетия французы были почти равнодушны к своим поистине драгоценным христианским реликвиям. За последние годы этот интерес возрос, кто знает, может в этом сыграли не последнюю роль и православные, которые ездят и в Амьен к Честной Главе св. Иоанна Предтечи, поклоняются Плату Божией Матери в 90 км от Парижа в городе Шартр, молятся у мощей царицы Елены в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль.
Вышел в свет путеводитель по православным святыням Франции
В большинстве современных путеводителей не уделяется должного внимания христианской истории и культуре описываемых стран, а если христианство и упоминается, то чаще всего с ироническим оттенком.
Его собственная книга составлена на основе его нескольких паломничеств во Францию и рассказывает о чтимых во Франции святынях, сообщает о ярких фактах из жизни святых, к мощам которых возможно православное паломничество.
Издание сопровождается фотографиями, репродукциями и схемами, помогающими паломникам найти святыню в том или ином соборе.
Западная Европа глазами православного паломника
Именно так на территории Западной Европы появились: Терновый Венец Спасителя, Глава (вернее, лицевая часть) святого Пророка и Крестителя Иоанна, Туринская Плащаница. Некоторые святыни, оказались в Западной Европе в качестве благочестивых даров Константинополя и Рима варварским королевствам, которые совершались для укрепления их в вере Христовой. Множество святынь пришло в Европу при Карле Великом, когда король утверждал в вере Христовой империю франков. Нужно сказать, что Карл не только создавал империю, но и проводил христианскую миссию среди саксов и других варварских народов.
Именно в первое тысячелетие истории еще не разделенной Церкви устанавливаются древнейшие паломнические пути. Один из самых известных на сегодняшний день – это путь святого апостола Иакова к его мощам в Сантьяго–де–Кампостелла в Испании. Первые паломнические путеводители XII-XV вв.. можно назвать самыми настоящими инструкциями для паломников. Кроме того, в них рассказывается, как, например, бичуются лодочники, которые бессовестно обирают людей, желающих переправится через реку. Поэтому история, традиции паломничества складываются достаточно давно. А само понимание паломничества, как образа духовного подвига относится к первым векам христианства.
Первые паломники – это люди, которые шли, например, в Рим, где были гонения на Церковь, и среди христиан уже появились первые мученики. Люди издалека шли к их гробам, чтобы помолится, попросить у них заступничества перед Господом, порадоваться, что у Христа появились новые мученики. Это первая форма паломничества. Зачастую власти выставляли засады в тех местах, где были гробы мучеников, определяя таким образом христиан. Одним словом, святыни появились в Западной Европе уже в первые века истории Церкви, и их действительно можно назвать Вселенскими святынями.
Поначалу западные христиане удивлялись, не столько самим православным паломникам, как нашей традиции поклонения. Дело в том, что на Западе, особенно за последние два века утвердилась другая форма поклонения. Они молятся святыням, но не прикладываются к ним. Традиция поклонения в нашей форме была утеряна. Сейчас мы часто наблюдаем, как миряне – католики, глядя на наши группы, обращают внимание на их поведение, многие, глядя на это, становятся в очередь и с явной радостью прикладываются к нашим общим святыням.
Святыни пребывают в храмах, но западные христиане зачастую не обращают особого внимания на них. Нас очень удивило, когда мы первый раз поехали служить Божественную Литургию к мощам Иоанна Крестителя в город Амьен, нашего благочинного – архимандрита Иосифа (Пустоутова) – провели в ризницу, где в старом шкафу хранилась Честная Глава Пророка и Крестителя Господня. Представляете, не в общедоступном для поклонения пространстве храма, а в старом, правда, очень добротном, шкафу! Отец Иосиф проделал большую работу, вел переписку, переговоры со священноначалием и клириками тех соборов, куда мы ездили поклоняться. Благодаря этой переписке и нашим регулярным группам многие святыни стали доступными. Место нахождения главы святого Иоанна Предтечи определили теперь за стеклом. Она находиться там постоянно, а по специальным договоренностям, в дни памяти Пророка и Крестителя Господня Иоанна, Его Глава выносится на престол и служится Православная Литургия, собирая большое число молящихся.
Похожая история была у Плата Пресвятой Богородицы, в котором Пречистая Дева была в ночь Рождества Спасителя. Как нам рассказал архиепископ Шартрский Михаил Пансар, любезно встречая нас, ворота решетки открыли впервые за 36 лет, для нашей группы православных паломников.
Хочется обратить внимание на то, что встречают нас тепло, как братьев во Христе. Было поразительно, когда епископ Шартрский, одетый скромно, улыбаясь, проводил нам экскурсию по собору, показывал святыни, подземную крипту с фресками византийского образца (первый собор строился до разделения церквей), знаменитые Шартрские витражи 12 века.
По нашему пятилетнему опыту приёма паломников мы видим, что часто приезжают люди, имеющие предвзятое и даже агрессивное отношение к западному христианству. Но, все же, переламывая эти чувства, они приезжают поклониться дорогим православному сердцу святыням. Для них является открытием, что к нам, оказывается, относятся как к христианам, и я глубоко верю, что у людей, которые побывали в наших поездках, уже не возникнет желания, увидев в православном монастыре группу христиан, например из Франции, сопровождать их косыми взглядами.
Какие программы пользуются наибольшей популярностью?
Наиболее известная наша программа – паломничество к святыням Франции и Германии, кульминацией которой является поклонение Терновому Венцу Спасителя.
Сейчас в Соборе Пресвятой Богородицы в Париже можно поклониться этой святыне, приложиться к ней. Особенно благодатно совершать паломничество к Терновому Венцу Великим Постом. Ведь именно в этот период Церковь вспоминает события, связанные со Страстями Господа и в этой паломнической программе мы можем прикоснуться к святыням, свидетельствующим о Крестной Смерти Спасителя – Терновому Венцу и одному из гвоздей распятия в Париже, Нешвенному хитону Господа в Трире.
Мы предлагаем два варианта поездки, как на самолете, так и на автобусе. При этом и в том и в другом случае паломники живут в комфортабельных отелях и совершают путешествие на удобном автобусе.
В Трире – городе святых Константина и Елены, паломники проживают в гостинице Святого апостола Фомы. Этот отель 3* создан специально для приема православных паломников.
При отеле созидается домовой храм Русской Православной Церкви, Московского Патриархата, где регулярно совершается Литургии и обретаются частицы мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой великомученицы Параскевы и святителя Нектария Эгинского.
Православные святыни Франции. Путеводитель паломника. Иеродиакон Зотик
Приходится констатировать, что в большинстве современных путеводителей не уделяется должного внимания христианской истории и культуре описываемых стран. Если христианство там и упоминается, то чаще всего с ироническим оттенком. Посли их прочтения остается впечатление, что эти страны никогда не были просвещены светом Христовой веры, а единственные достойные внимания памятники и достопримечательности связаны с язычеством (европейские страны Сердиземноморья) или исламом (Турция, Сирия, Ливан, Египет и др.)
Данное издание предназначено восполнить существенный пробел современных путеводителей в отношении священных для православных христиан реликвий, находящихся на территории Франции.
Древняя Галлия была просвещена в самые первые годы христианства. Земля, обагренная кровью мучеников, пропитанная потом и слезами древних пустынников, освященная молитвами великих святителей, стала, по Промыслу Божию, хранительницей величайших христианских святынь.
В IX веке, благодаря дарам византийской императрицы Ирины Карлу Великому, сюда прибыли Хитон Спасителя и Риза Божией Матери. После разорения крестоносцами Констанинополя, столицы Византийской империи Крестовый поход, 1204 год), во Францию была вывезена нетленная честная глава Предтечи Господня Иоанна. Также здесь хранится приобретенная Людовиком Святым во второй четверти XIII века часть Животворящего Креста Господня, Терновый венец и Гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к Кресту. Кроме того, в храмах Франции находятся святые мощи многих угодников Божиих.
Хитон Христов
В городе Аржентё хранится одна из величайших святынь всего христианского мира — хитон Христа. Византийская империатрица Ирина, в знак дружбы, сделала подарок королю Франции Карлу Великому — подарила хитон Иисуса Христа. А дочь короля была главой женского монастыря, вокруг которого в 665 году и вырос Аржантё. В лихие времена христиане боялись, что французские революционеры уничтожат святыню, поэтому они договорились хранить части святыни в разных местах. С 1846 года хитон Христов находится в базилике города Аржантё.
Терновый венец Спасителя
Терновый венец Спасителя
Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя — тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.
В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.
В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах. В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель — Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры — на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом честного Креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Во время Революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 году Тернов ый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.
В первую пятницу каждого месяца в 15:00, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим.
Святые мощи Дионисия Ареопогита
Христианская проповедь была принесена на территорию нынешней Франции уже в I веке. В 96 году по Рождестве Христовом в Галлию прибыл христианский епископ с группой миссионеров. Это был Дионисий Ареопагит, обращенный к Богу проповедью ап. Павла в городе Афины, автор многих богословских сочинений и в конце своего земного пути ставший первым епископом столицы Франции – Парижа.
Поставив из числа своих спутников епископов в семи городах Франции (Реймсе, Пуатье и других), он остановился в Лютеции – теперешнем Париже – вместе с пресвитером Рустиком и архидиаконом Елевферием. Здесь они и положили основание Православной Галльской Церкви. Св. Дионисий и его спутники поселились за городом. В подземелье, где жил первый епископ Парижский, совершалось богослужение. Но, как и всюду в те страшные времена, св. Дионисий и его спутники были обвинены в пропаганде против римских властей, заключены в темницу и обезглавлены далеко за городом, на лесистом холме — Монмартре [прим.: холм мучеников], на котором высится теперь храм Сакрэ-Кёр (возведен на собранные народные деньги) и к которому ведет улица де Мартир [прим.: улица мучеников], названная так в честь славных мучеников Парижа – первого его епископа и его спутников.
Гонения на христиан в Галлии, как и всюду, продолжались до 312 года; но истребить христианство языческому Риму не удалось. Например, Фивский легион был уничтожен за отказ избивать христиан, живших в устье реки Марны. Несмотря на гонения, Православная Галльская Церковь продолжала расти численно и духовно и дала много мучеников и святых, как вселенского, так и поместного значения. Среди них: св. Ириней Лионский, основоположник богословия восточной традиции, сщмч. Дионисий Ареопагит, свв. мученики Рустик и Елевферий, прославленный борец против арианства св. Иларий и апостол Галлии свт. Мартин Турский, св. Маркелл и множество других. К святым, просиявшим в Православной Галльской Церкви, относится и покровительница Парижа преподобная Геновефа (во французском произношении – Женевьева).
Святые мощи Дионисия Ареопогита находятся в базилике Сен-Дени (Святого Дионисия), вместе мощами пресвитера Рустика и диакона Елевферия.
Мощи святой равноапостольной Елены
Прежде мощи святой Елены хранились в Риме, в храме священномучеников Маркеллина и Петра, и один благочестивый французский монах (его звали Тёджис), который получил там исцеление по молитвам к святой Елене, загоревшись желанием получить ее мощи, спрятался вечером в храме, а утром вынес их и увез с собой.
Мощи св.равноапостольной царицы Елены (церковь в Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже)
Его поступок не получил единодушного одобрения. Когда монах принес похищенные мощи в свой монастырь, в их подлинность не поверили и похитителя осмеяли, потому что не было у него ни духовного авторитета, ни власти: все думали, что он обманщик. Но чтобы его разоблачить по всем правилам, создали комиссию, в которую вошли местные ученые монахи.: они, обратившись к книгам, хотели прежде всего разобраться, существовали ли мощи царицы Елены и могла ли в принципе такая ситуация, о которой рассказывал похитивший святыню монах, иметь место в действительности.
Была организована экспедиция в Рим, и результатами своего посольства в Рим французские монахи остались довольны. Но король Карл посчитал, что свидетельства монахов недостаточно и что дело о похищении мощей все еще остается непонятным. Король предложил, чтобы монаха Тёджиса, если он продолжает настаивать на том, что похитил именно мощи святой Елены, подвергли испытанию кипящей водой. Монах согласился, веря, что святая Елена его защитит.
В течение двух-трех дней, предшествовавших испытанию, вся братия стояла на молитве. Испытание происходило в присутствии Реймсского епископа Хинкмара, и также в присутствии других представителей духовенства, короля, знати. Известно, что монах Тёджис вышел из испытания невредимым, и это было тогда воспринято как еще один знак того, что мощи подлинные.
С IX века, после всех описанных событий, мощи царицы Елены стали центром паломничества для всего Реймсского епископства. Монастырь, где они хранились, возрастал и процветал. Во время Парижской Коммуны революционеры ворвались в церковь, где они хранились, и, схватив святыню, понесли ее выкидывать. Но тут, по чудесному Промышлению, один из офицеров восстал, заявив, что если сделают еще хоть шаг, он начнет стрелять. Тот, кто нес мощи, бросил их, – благодаря этому они и сохранились, в то время как все другие святыни храма были уничтожены, витражи его – разбиты, и церковь подверглась опустошению. Коммунары ушли, а мощи остались в храме.
Мощи равноапостольной Елены находятся в католическом соборе, но есть разрешение и православные могут совершать молитвы у мощей святой Божией.
Частица мощей святителя Николая Чудотворца
В 350 км от Парижа расположен город Нанси. В этих краях в 11 веке жил рыцарь по имени Альберт. У него был слуга, который тайно завладел и хранил у себя перст от мощей святителя Николая. Перед смертью он передал святыню Альберту и тот поместил ее у себя дома (видно просто где-то запер в шкафу). Однаку рыцарю во сне стал часто являться святитель Николай. Тогда рыцарь решил отнести частичку мощей в церковь, чтобы все люди могли прикладываться к ним и просить молитвенной помощи. Именно эта небольшая деревня Сен-Николя-де-Пор в Лотарингии стала главным центром почитания св. Николая для христиан Германии, Эльзаса и Лотарингии после перенесения сюда части мощей святого из Бари в 1098 г.
Здесь возникло почитание св. Николая как особенного покровителя детей, благодаря множеству чудесных благодеяний, совершенных по молитвам к этому великому угоднику Божию. В подражание милосердию св. Николая родился трогательный обычай дарить детям подарки в день его памяти 6/19 декабря.
В конце 2002 г., по образу поклонения мощам св. Николая в Бари (Италия), в базилике св. Николая в Сен-Николя-де-Пор начались регулярные православные богослужения
Мощи св. Мари Магдалины
В центре Парижа расположен католический собор, носящий имя святой Марии Магдалины. Близлежащая станция метро носит имя Мадлен, то есть названа в честь этой великой святой. В центре собора находится белого цвета скульптура Марии Магдалины в окружении ангелов. Мощи святой прикреплены у стен на приличной высоте.
Честная глава Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала честную главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.
Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Матф. 14:2).
После 850 года часть честной главы оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, известны три других места нахождения частиц честной главы: афонский монастырь Дионисия, Угровлахийская обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.
14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили столицу Византийской империи. Город подвергся опустошению и разграблению. Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартониз Пикинии (Picquigny) нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна.
Честная глава Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Валлон де Сартон решил доставить главу св. Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции. 17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил главу св. Иоанна Крестителя при въезде в Амьен.
С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и во всей Пикардии. В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей.
Мощи святой мученицы Софии в Эшо под Страсбургом
Святая София становится покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь называется аббатством Святой Софии. В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую – в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями.
Плат Божией Матери
Старинный французский город Шартр (Chartres), административный центр департамента Эр-и-Луар (Eure-et-Loir), находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой христианской церкви. Спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная святыня: Плат (риза, покров) Пресвятой Богородицы. Предание утверждает, что именно этот Плат был на Пречистой Деве в момент рождения Богомладенца Иисуса Христа.
Согласно одной из наиболее распространенных версий, святыня появилась в Шартре в 876 году во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени шартрский епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого по счету здания, обратив его в городской кафедральный собор. Карл пожертвовал Плат Божией Матери в восстановленный собор.
В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное со святыней. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Плат на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранился Плат, был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранилась святыня, уцелел! Его успели перенести в подземную часовню.
Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был включен в объем нового собора. Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres), строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX
Святая Геновефа (Женевьева)
Она была уроженкой находившегося в семи милях от Лютеции по реке Сене городка Нантерра, жители которого занимались рыболовством и земледелием. Родители Геновефы – Севэр и Геронция – были христиане и владели в Нантерре небольшим земельным участком, на котором по тогдашнему обычаю их дочь пасла овец.
В течение своей долгой жизни св. Геновефа охраняла, умиряла и просвещала своей святостью еще полуязыческую Галлию. Последние же годы ее жизни протекали в первом на Западе христианском государстве – молодой Франции. Как преподобный Сергий на Руси по отношению к московскому князю, была она мудрой советницей в делах устроения Церкви Христовой у короля Хлодвига. Так же, как и преподобный Сергий, является она покровительницей всех учащихся. На площади Пантеона, где когда-то была ее базилика, находится прекрасная “Библиотека св. Женевьевы”, а на мосту, соединяющем остров Ситэ с “левым берегом”, или “латинским кварталом”, высоко над Сеной, по которой она столько раз плавала, и над городом, в котором она так долго жила, высится ее статуя в самом сердце Парижа, в самом сердце Франции. Закончим и мы словами агиографа житие православной галльской святой: “Мы же, исповедывающие Отца, Сына и Духа Святого, Троицу Единосущную и Нераздельную, всегда будем молить св. Геновефу, чтобы она испросила нам у Бога прощение грехов, и чтобы мы чистым сердцем славили Спасителя нашего Иисуса Христа, царствующего и пребывающего во веки веков. Аминь”.
В 1941 году настоятель о. Михаил Бельский и приходский совет обратились к настоятелю храма “св. Стефана на Горе” с просьбой разрешить служить православные молебны у гробницы св. Женевьевы. Высшие католические церковные власти дали разрешение, и с тех пор 3 января (по новому стилю) после литургии в храме Божией Матери “Всех скорбящих Радости” и св. Женевьевы все присутствующие идут к гробнице преподобной, где совершается торжественный молебен соборным служением всего духовенства патриарших приходов в Париже.
Читайте также: