Правила посещения церкви для туристов
– Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание призванных») – означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны и призваны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающих в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни.
Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, старающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.
Храм также называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово в переводе на церковно-славянский язык также переводится как «церковь».
1.2. Обязательно ли ходить в храм?
– Да, это необходимо. Быть христианином – значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви, которая, по словам апостола Павла, является «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Церковь – благодатный богочеловеческий организм, частью которого человек становится, уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы – Господа Иисуса Христа. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46).
Важнейшей частью церковной жизни человека является посещение храма – дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь он может принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в таинстве Причащения, очиститься от грехов в таинстве Исповеди, получить помощь в болезни через таинство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. Посещение храма освящает жизнь человека.
1.3. Как часто следует посещать храм?
– В четвертой заповеди Божией говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и по возможности в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.
1.4. Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?
– По церковному Уставу делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор или просфору, которые принимают натощак. Но Устав рассчитан на физически здоровых людей. Для детей и людей, страдающих физическими недугами, возможны послабления, им разрешается принимать пищу и перед посещением храма.
1.5. Что надо делать перед входом в храм?
– Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе настрой на общение с Богом.
1.6. Как вести себя в храме?
– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм – дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы.
Приходить в храм хорошо за 10–15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции во время богослужения мужчины молятся в правой части храма, а женщины – в левой. Если свободного места достаточно, не следует занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. В Церкви существует традиция, когда во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту, мужчины подходят первыми, а женщины после них.
Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Вошедшим в храм после начала службы желательно не ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.
Непозволительно в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.
1.7. Почему в храме надо стоять во время служб?
– Христианин во время богослужения должен быть благоговейным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем.
В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Отношение человека к Богу определяется не должностной инструкцией, а влечением духа. Поэтому для выражения глубокого почтения к Богу в храмах принято стоять во время богослужений. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости.
Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста), могут сидеть на скамейках, имеющихся в храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных моментах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).
1.8. Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения?
– Существуют такие моменты во время богослужения, когда священник и все молящиеся встают на колени, например, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, чтения молитв в День Святой Троицы, иногда встают на колени и во время молебнов. Поэтому, если священник и все молящиеся встали на колени, то желательно поступить так же.
В случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.
1.9. Обязана ли христианка постоянно носить платок или только в храме? А если девушка не замужем?
– Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена – власти мужа. В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7–10). В настоящее время такая благочестивая традиция распространяется на всех женщин. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание.
1.10. Может ли православная христианка носить брючный костюм или женские брюки? Допустимо ли в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах?
Называть брючный костюм или брюки исключительно принадлежностью мужской одежды – неправомерно. Брючный костюм или женские брюки являются элементами женской одежды (штаны в христианской Европе стали принадлежностью мужской одежды лишь в IX веке во времена болгарского царя Бориса).
Соблюдая соответствующие нормы приличия, православная христианка может в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах.
Современная одежда, подчеркивающая формы женского тела (например, узкие брюки), часто воспринимаются как соблазн для окружающих мужчин. Одежда и вообще внешний вид христиан, несомненно, должны выражать скромность и не подавать повода к соблазну у окружающих: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7–9). В отношении покроя одежды христианам следует учитывать реакцию окружающих людей, руководствуясь советом святого Василия Великого: «Должно избегать и такого дела или слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагаются ко греху, или к тому, что теряют сколько ни есть усердия к добру».
Если стремление одеваться в одежду противоположного пола у христианина или христианки обусловлено ощущением принадлежности к противоположному полу или желанием привлекать внимание лиц своего пола, то это сфера вдумчивой пастырской и психологической помощи, но не повод оскорблять таких людей или даже изгонять из храма.
1.11. Есть ли какие-либо ограничения в церковной жизни для женщин, находящихся в естественной нечистоте?
– В условиях современного церковного бытия нет однозначного определения и отношения к правилам ритуальной нечистоты, происходящим из Ветхого Завета (см. Лев. Гл. 15). Наиболее распространенной в настоящее время является практика, позволяющая женщинам в такие дни входить в храм или его притвор, но не допускающаяся до Причастия и других церковных таинств. В случаях же тяжелой болезни и имеющейся смертельной опасности (согласно указанию Требника), такой человек не лишается Церковью Крещения и Причащения.
1.12. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?
– Нет специального правила, кому и сколько свечей ставить. Можно сначала поставить свечу на подсвечник в центре храма, где на аналое обычно лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Об упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике – кануне.
В молитве в первую очередь выражают благодарность Господу Богу за Его благодеяния. Молятся о прощении грехов, которые человек совершил и чувствует от этого тяжесть на душе. Также можно просить помощи в имеющихся нуждах.
1.13. Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?
– Желательно ставить свечи и прикладываться к иконам до начала богослужения, а если не успели – после его окончания. Во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам, чтобы не мешать причастникам, которые в этот момент проходят по храму к Святой Чаше, а потом к столику с теплотой. Кто не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим таинством.
1.14. Как надо себя вести при каждении храма?
– Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.
1.15. Что делать, если ребенок в храме расплакался?
– Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся.
Но смущаться этим не надо. Дети, которые бывают в храме каждое воскресение, обычно ведут себя спокойно.
1.16. Прикладываются ли к кресту в Радоницу?
– Да, как и в любой другой день. К кресту прикладываются по окончании богослужения по церковной традиции, потому что крест – это христианская святыня, символ веры и орудие нашего спасения.
1.17. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?
– «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор. 9:13). Самим Господом установлено, что Церковь существует на пожертвования верующих (см. Лев. 27:32; Втор. 12:6; 14:28; 18:1–5).
Молитвенное прошение человека к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести Ему в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Святитель Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».
Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.
О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:33–34). И апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Фил. 4:16–17).
Практическая сторона. Церковь и люди ее живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов на приобретение церковной утвари, облачений, богослужебных книг, на содержание священнослужителей и сотрудников храма, преподавателей воскресной школы, а также на реставрацию, ремонт, на оплату за отопление, воду, электричество. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются, главным образом, из пожертвований верующих.
Христианин должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7–8).
Отмечается, что «каждый прихожанин имеет своей обязанностью… содействовать благосостоянию прихода. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав Русской Православной Церкви. Глава XVI. Приходы).
1.18. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?
– В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно не уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян.
1.19. Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещеному?
– В молитве на освящение елея подразумеваются верные, то есть крещеные христиане: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей, и умножи сия во граде сем, и во всем мiре Твоем, и вкушающия от них верныя освяти».
Если некрещеный человек проявляет искренний интерес к Церкви, то ему можно участвовать в помазании во время полиелея. Но важно не ограничиваться этим помазанием, а принять решение стать христианином через Святое Крещение.
Если же он воспринимает помазание как своего рода магию, как некое «церковное лекарство», но при этом вовсе не проявляет интереса к церковной жизни, то лучше на помазание не подходить.
1.20. Можно ли некрещеному человеку приложиться к мощам?
– К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перед святыней.
Надо благодарить Бога, что некрещеный человек имеет благое желание приложиться к святыне, это может быть первым робким шагом на пути к Церкви, поэтому надо проявить внимание и снисхождение к такому человеку.
1.21. Как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, врат и тому подобное?
– С большой осторожностью. Через такие видения может произойти обольщение лукавым духом, что приводит к состоянию, называемому в Православии прелестью. Также нужно быть осторожным и в отношении слышания голосов и каких-либо физических ощущений во время молитвы. Подобным видениям не надо придавать значения, стараться не обращать на них внимания, чтобы не прельститься. Если эти явления повторяются, то следует рассказать об этом священнику.
1.22. С какой стороны надо обходить иконы в храме – справа налево или слева направо?
– С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с молитвой и не мешало другим людям. Иконы обходят не ради исполнения какого-то обряда или ритуала, а ради молитвы, обращенной к Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим, чьи святые лики изображены на иконах.
1.23. Сколько цветов можно приносить в храм – четное или нечетное количество?
– Можно приносить любое количество цветов. Имеет значение не количество, а сердечное расположение приносящих.
Обычай дарить живым людям букеты с нечетным количеством цветов, а на кладбище нести четное их количество является человеческим установлением, не имеющим под собой никакого разумного обоснования, и лишь способствует возникновению суеверий. Например, некоторые люди панически боятся получить букет с четным количеством цветов, предвидя в этом свою скорую смерть. Однако количество подаренных цветов никаким образом не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Бога.
1.24. Разрешается ли в храме фото- и видеосъемка?
– Общецерковного запрета на фото- и видеосъемку в храмах не существует (пример: трансляция Рождественских и Пасхальных богослужений с участием Патриарха). Однако лучше в каждом конкретном случае выяснять, не запрещена ли в храме съемка.
Туристы в церкви: правила поведения
Покровский монастырь Суздаль
В популярных туристических местах посещение храмов не вызывает никаких трудностей и очень похоже на визит в музей. Существуют часы работы, в кассе продают билеты на вход, фотосъемку, концерты. Чем дальше от турпотока находится церковь, тем больше вероятность, что она будет открыта только во время службы.
Бывает так, что церковь открыта, а вы единственный посетитель. Тут у некоторых возникает непреодолимое желание совать свой нос куда не следует, трогать предметы культа, фотографировать со вспышкой. Держите себя в руках, сами знаете КТО все видит.
Правила для посетителей Голубой мечети
Я была на экскурсиях в синагогах, мечетях, костелах, монастырях, множестве церквей и ни разу никто не пытался обратить меня в свою веру. Видя мою заинтересованность, люди разных стран и вероисповеданий были искренне рады показать и рассказать о своей культуре и истории, ведь по сути это такие же музеи, памятники, картинные галереи, обзорные площадки, музыкальные и выставочные залы.
Не лишайте себя возможности увидеть и узнать что-то новое, но соблюдайте правила поведения и уважайте чувства верующих.
Как правильно зайти в храм и что там делать: советы туристам и паломникам
Часто бывает так, что, путешествуя, мы встречаем интересные культовые сооружения, которые с одной стороны вызывают любопытство, а с другой – настороженность. Наша страна многонациональное государство, следовательно, и многоконфессиональное, но никто не будет спорить, что в образовании нашего Российского государства и культуры православие сыграло ключевую роль. И сегодня православными себя считают порядка 70% населения.
ForPost-туризм расскажет как правильно посещать православные храмы и монастыри, чтобы не было неуверенности или стыда. Из-за этого, люди часто лишают себя духовного познания и эстетической радости, ведь многие культовые сооружения представляют собой памятники архитектуры, а их внутреннее убранство не хуже, чем в знаменитых музеях мира.
Будь это сельская церквушка или величественный собор – везде нужно знать, как себя вести, чтобы не нарушать общепринятых норм. Пришли вы просто из интереса или помолиться – помните, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят!»
Чем отличаются храм, церковь, собор и часовня
Храм и церковь как религиозное архитектурное сооружение – это одно и то же. По своим архитектурным особенностям, они обычно однокупольные или многокупольные, с одним или несколькими пределами. В каждом из приделов есть свой алтарь, который отгорожен от общего пространства иконостасом (перегородка с помещёнными на ней иконами).
Для понимания стоит сказать, что слово церковь употребляется в двух смыслах. Один вы уже знаете, другое его значение более широкое – под Церковью понимают всё православное христианское сообщество верующих.
Собор
Собор как сооружение отличает масштабность и великолепие постройки, это центральный храм в городе или монастыре. В соборе всегда несколько приделов (алтарей). Если в соборе находится кафедра правящего архиерея, то такой собор называется кафедральным.
В соборах, как и храмах проводятся богослужения, а также совершаются церковные Таинства в отличие от часовен.
Часовня
Часовня обычно возводится в честь какого-то события, там нет алтаря, и поэтому не служится главная служба – Литургия, однако вполне уместны короткие молитвословия.
Православные храмы и соборы могут располагаться, как самостоятельно в городах и посёлках, для людей, посещающих богослужения – прихожан, так и на территории монастырей, где по единому уставу проживают община монахов или монахинь. Их и разделяют на мужские и женские монастыри. Культовые сооружения стоят также и на кладбищах.
В какой одежде принято ходить в храм
Фото: znaj.ua
Головные уборы
Наверняка вы не раз видели в художественных фильмах, как мужчины подходя к церкви снимают головной убор и крестятся. Эта традиция своими корнями восходит к временам становления христианства. В Священном Писании (Библии), апостол Павел говорит: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову…».
Священнослужители и монахи могут находится в храме в специальных головных уборах, которые являются частью их формы. Их облачение всегда имеет духовное символическое значение.
Кстати, воспитанный мужчина должен снимать шапку, заходя в любое помещение, такое поведение предписывает и светская этика.
Для женщин, входящих в церковь, действует другой благочестивый обычай – покрывать голову (платком, шарфом, шляпкой). О том, что «обязанность женщины иметь [знак власти] на голове для ангелов», вновь говорит в Библии апостол Павел.
Одежда
Посещать храм, в русской православной Церкви принято в опрятном виде –красивой и скромной одежде. Когда мужчина заходит в культовое помещение с голым торсом или ногами (в шортах), а женщины в брюках, юбках выше колена, декольте – это расценивается как дерзость и неуважение к Богу и верующим, поэтому планируя посещение церкви оденьтесь подобающе.
Если же по пути следования вам встретился храм и тянет зайти, а вы одеты так, что можете смутить верующих, то не отказывайтесь от этого внутреннего зова, тем более, что почти в каждой церкви есть платки и юбки для тех, кому необходимо прикрыть ноги, которые предназначены как для женщин, так и для мужчин; и покров (платки, шарфы), чтобы прикрыть голову и плечи.
Как правильно вести себя в храме
Мозаичный купол храма Покрова Божьей Матери в Нижней Ореанде. в Крыму Фото: Елена Озаренко
Если вы хотите посетить церковь как турист, то лучше выбрать время, когда там не совершается соборная молитва (богослужение) или таинства, так как вы не сможете свободно ознакомиться с внутренним убранством.
А главное украшение храмов – это мозаика, фрески, роспись, иконы, которые не только доставляют эстетическую радость, но и являются немой Библией. Ветхозаветные и Новозаветные сюжеты выражают основные истины христианского вероучения о Христе Спасителе и как бы погружают созерцателя в события священной истории.
В пустынной церкви вы сможете более детально всё рассмотреть и даже помолиться.
Иконостас
Но нужно помнить, что мирянам зпрещено входить в алтарь. Как в Ветхом Завете «святая святых», так и в Новом Завете – алтарь, обозначают Царствие Небесное. В это место позволено входить только священнослужителям и прислуживающим только мужского пола.
Как мы уже говорили раньше алтарь отгорожен от общего пространства иконостасом (перегородка с помещенными на ней иконами). Перед ним находится возвышенность (солея) на которую также заходить мирянам не разрешается.
Если же нет возможности прийти в храм, когда нет службы, то зайдите и просто постойте в стороне.
Во время богослужения не принято ходить, держаться за руки, разговаривать, тем более смеяться – это пора для молитвы верующих. Возможно вы захотите поставить свечи и помолиться о своем здравии и своих близких, тогда следует ориентироваться по наполненности помещения.
Если народу много – не стоит толкаться и идти вперёд к подсвечнику, лучше дайте свечу впереди стоящему и попросите передать на подсвечник с уточнением, куда нужно поставить свечу – о здравии или за упокой.
Говорить имена за кого свеча не нужно, сами помолитесь о своих близких и знакомых. Хотя во время соборной молитвы не принято молится единолично. Поэтому если вы крещённый христианин и пришли не только посмотреть, но и поучаствовать в общей молитве, просто внимательно слушайте слова, в которых есть и славословие Богу и благодарение за полученные благодеяния и просьбы о нуждах.
Во время богослужения христиане не сидят, а молятся стоя, выражая глубокое почтение к Богу. Из этого общего правила есть исключение: люди, страдающие телесными недугами или ослабленные (беременные женщины или пожилые люди), могут сидеть на скамейках, которые имеются в церкви, а во время чтения Евангелия и в особо важных моментах Литургии, вставать.
По обычаю, который соблюдается преимущественно в монастырских церквях мужчины на богослужении стоят в правой стороне помещения от алтаря, а женщины – с левой.
Также, заходя в храм, нужно позаботиться о том, чтобы ваши мобильные телефоны и другие гаджеты не издавали посторонних звуков.
Фотография и видосъемка внутри помещения разрешается, если на это получено благословение (разрешение) настоятеля церкви, собора, монастыря, однако, селфи на фоне икон недопускаются вообще.
Недопустимо заходить в храм с животными , в нетрезвом состоянии, женщинам с вызывающим макияжем. Н ельзя накрашенными губами целовать иконы и мощи святых.
Святые иконы не целуют в лик (лицо) – это считается великой дерзостью. Правильно целовать на иконах руки святых, крест или Евангелие в их руках, а также их одежды.
В храмах не приято кушать, кроме частиц хлебов, которые преподносятся верующим на службах.
Если вы пришли на службу (Литургию) и для верующих вынесли Чашу с Дарами, то подходить на Таинство Евхаристии (Причащаться) не следует, если только вы не приготовились должным образом. Ему предшествует пост, покаяние и исповедь. Причащение Святых Даров – это центральное действо во всей Церкви.
Во многих храмах и монастырях есть люди, которые назначены проводить для паломников экскурсии из которых вы можете узнать немного больше о том месте, которое посетили.
Об иконах, молитве и свечах. Как не запутаться?
Православный храм трудно себе представить без мерцания маленьких огоньков, которые придают обстановке какую-то притягательную тайну. Пламя свечи символически обозначает горение нашей души перед Богом.
Свечи следует купить заранее в свечной лавке и прийти до службы, чтобы спокойно их поставить, никому не мешая. Ставить свечи можно у любой иконы Спасителю, Богородице, Бесплотным силам небесным (Ангелам, Архангелам…), святым или перед мощами (останки святых, почитаемые Церковью как святыни).
Часто неопытные люди затрудняются, где поставить свечу за упокой, а где за здравие.
Свечи за здравие принято ставить на всех подсвечниках в храме, кроме подсвечника с распятием, который, как правило, стоит в левой части храма и предназначен для поминания усопших (за упокой).
Например, об исцелении онкологических больных, молятся перед иконой Божьей Матери Всецарица, о страдающих алкогольной зависимостью и наркоманией – перед иконой Неупиваемая Чаша и святому Вонифатию.
При любых физических или духовных недугах молятся не только Господу и Богородице, но и святым, которые при жизни занимались целительством.
Наверняка вы слышали такие имена как святой великомученник Пантелиимон, святые Косма и Дамиан, святая блаженная Матрона Московская, святитель Лука Крымский, который при жизни был талантливым хирургом и учёным.
О благополучном замужестве и помощи в родах молятся Божьей Матери, о согласии и мире в семье святым Петру и Февронии, о помощи в учёбе перед иконами Прибавление ума и Сергию Радонежскому, о житейских нуждах Николаю Чудотворцу, Спиридону Тримифунтскому и многим другим святым.
Такие иконы Божьей Матери как «Всем скорбящим радость» и «Утоли моя печали» говорят сами за себя.
Вообще икона – это образ и молясь перед ней, человек молится тому, кто на ней изображён. Подобно фотографии, когда вы смотрите на неё, то в тот момент вы не с бумагой и красками соединяетесь, а с дорогим вам человеком.
Однако важно понимать, что в центре любых молитвословий был, есть и остаётся Бог – создатель всего сущего. Молясь Богородице, ангелам, святым, человек просит об их помощи и о том, чтобы они упросили за нас у Начальника Жизни.
Как правильно молиться и какие молитвы бывают
Ит ак,условно все молитвы можно разделить на просительные, хвалебные, благодарственные и покаянные.
В просительных человек просит не только о физических нуждах, но и о духовных, чтобы избавиться от грехов и страстей, стать совершеннее. Святой III века святитель Афанасий Александрийский так кратко и точно сказал об этом: «Бог стал Человеком (Рождество Спасителя Иисуса Христа), чтобы человек стал богом».
В хвалебных и благодарственных молитвах человек хвалит и благодарит Бога за Его благодеяния, а также покаянные, в которых он молит Создателя о прощении нарушения заповедей Божьих (грехов), о которых он сожалеет.
Но молитва – это не просто слова, это беседа с Богом, где в произносимых словах соединяются внимание (ум) и чувства (сердце).
Молиться нужно не только за себя, но и за других, в этом проявляется жертвенная любовь человека к ближнему своему. Именно потому, что Бог есть любовь, Он никогда не исполняет злые просьбы людей. Важнейшим молитвенным знаком является крестное знамение, которым начинается и оканчивается всякая молитва.
Как правильно ставить свечи самому
Фото: pravoslavie.fm
Свечу следует ставить ближе к центру подсвечника, так будет удобнее следующим людям ставить свечи, не обжигая себе руки. Зажигайте свою свечу от фитилька любой рядом горящей свечи. Чтобы свеча не упала, немного оплавьте её над огнем и поставьте, прижимая свечу в подсвечник. Помолитесь и перекреститесь с поясным поклоном.
Кстати, нет никакой разницы какой рукой вы будете ставить свечку, или какой ее возьмёт впереди стоящий человек, а вот креститься нужно правой рукой в строго определённой последовательности.
Большой и указательный и средний пальцы складываются вместе, а безымянный и мизинец прижимаются к ладони. Три пальца указывают на единую и нараздельную Святую Троицу (Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого) , а два пальца на Божественную и человеческую природу Спасителя Иисуса Христа.
Затем тремя пальцами касаются лба, живота, правого плеча затем левого таким образом, чтобы движение изображало крест, которым освещаются ум, чувства и телесные силы человека для добрых дел.
Не будет никакой беды, если вы перепутаете подсвечники о здравии и за упокой, так как для Бога все люди живые. Православное вероучение на том и основывается, что человек не умирает, не уходит в небытие, а душа его рождается в новую жизнь – в вечность.
Если вы хотите посетить храм, соблюдайте эти нехитрые правила и тогда вы сохраните на душе умиротворение после посещения места, где вся мирская многозаботливость и суета отступает и есть возможность понять, что у нас есть душа, где можно ощутить Бога и дыхание вечности.
Как вести себя в православных храмах?
25 советов о том, как вести себя в православном храме
Эта статья предназначена для тех читателей, которые только вступают на путь своего знакомства с Церковью. Пожалуйста, примите 25 советов об основных правилах поведения в храме! Они помогут вам достойно молиться Богу, не отвлекаясь самим и не отвлекая других верующих:
1. Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор
Основание этой традиции находится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».
2. Женщины, наоборот, должны входить в церковь в головном уборе
Традиция восходит к тому же посланию. При этом, правило не касается девочек и незамужних девушек, т.к. апостол сообщает, что платок является знаком власти над женою мужа – главы семьи. Впрочем, в современной практике, девочки и девушки также часто надевают платок при входе в храм, но принуждать их к этому не стоит.
3. Одним из главных условий молитвы является внимательность . Богослужению в храме также нужно внимать , т.е. сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем
Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться (целовать) ко всем подряд иконам, рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесённую с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и т.п.
4. Почитание мощей и икон
Прикладываясь к мощам и иконам, не принято целовать лики Божией Матери, святых и ангелов, а также лицо святого, мощи которого открыты для поклонения (исключая чело – т.е. лоб).
5. Мобильный при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим
Лучше вообще отключить потому, что для православного человека нет и не может быть ничего важнее общения с Богом, а остальные дела могут подождать до окончания богослужения.
Если же отключить телефон нельзя (операция у родственника или другой особо важный повод), то следует перевести его в режим вибрации, чтобы не отвлекать от молитвы окружающих.
6. Видеокамеры, фотоаппараты и другие технические устройства
Не запрещены, но их использование (особенно со вспышкой или фонарём) дозволяется только по благословению настоятеля храма. так как тоже сильно отвлекает верующих.
7. В храм нельзя входить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
Не стоит (исключая особые жизненные обстоятельства) приходить в храм неопрятным, грязным или дурно пахнущим. Это место нашего общения с Богом. Нужно иметь уважение к Нему и к собравшимся верующим.
Курение в Церкви считается грехом (как сознательное причинение вреда собственному организму), поэтому стоит воздераться от него, по крайней мере, в храме или на его территории.
8. Не входите в Алтарь (пространство, ограждённое стеной иконостаса) или на солею (возвышение перед алтарём в восточной части храма)
На солею дозволяется всходить лишь духовенству, церковнослужителям, поющим в церковном хоре или помогающим священнику в алтаре, а также в особых случаях, по благословению священника. А в алтарь входят только священнослужители и церковнослужители-мужчины.
9. Во время богослужения стойте лицом к алтарю (иконостасу)
Именно там располагается центральное место храма – Святой Престол, где совершается Евхаристия – главное Таинство Православной Церкви, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
10. Не стоит делать замечания и ругаться
Храм – это не место для свар, это место для молитвы. Если кто-то в храме выглядит неподобающе или делает то, что нам не нравится, лучше обратить своё внимание на молитву. Как правило, в каждом храме есть специальные люди, получившие благословение священника следить там за порядком. В крайнем случае , следует подойти и, вежливо и тихо , сделать замечание.
11. В храм надевают самое лучшее
На встречу с Богом идут, как на праздник, одеваясь в самую лучшую одежду. При этом, избегают “кричащих” цветов, раздражающих глаза окружающих.
Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики.
Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить вмайках и шортах, а также спортивных костюмах.
12. Нельзя входить в храм с велосипедами или животными
Храм – это не гараж и не хлев, а священное место. Загонять в храм велосипеды нельзя. Декоративных собак, кошек, крыс и прочих животных, собираясь в храм, тоже нужно оставлять дома.
13. Покупайте и передавайте свечи до службы или по её завершении
Поступая так, вы не отвлекаете молящихся. Освящать крестики и медальоны тоже лучше не во время богослужения, а до или после.
14. В церковных записках перечисляются имена православных христиан
Не стоит писать в записке имена иноверцев, некрещёных и самоубийц . Указывая имена родственников, пишите полное имя человека, данное при крещении.
Не нужно указывать перед именем разнообразную титулатуру. Господь сам знает, кто в каком положении и обстоятельствах находится и подаёт человеку соответственную помощь.
Традиционно, только перед именем священнослужителя в записке указывается священный сан: “патр.”, “архиеп.”, “игум.”, “свящ.”, “диак.”, “мон.” и т.п.
15. Дети в храме должны вести себя прилично
Отправляясь с детьми в церковь, нужно объяснить им (если конечно они уже способны понимать человеческую речь), что не нужно громко разговаривать в храме, бегать, смеяться и топать, а также устраивать истерики. Если дети не умеют себя вести в храме, на службу их лучше не брать.
16. В молитве человек участвует всем своим существом
И душой, и телом. Поэтому в храме принято по большей части стоять – это неудобно и естественным образом собирает наше внимание, а также креститься и совершать поклоны. Сидеть в храме можно больным, детям или в некоторые краткие моменты службы.
17. Во время Таинства Исповеди (Покаяния) исповедуют грехи
Свои грехи. Не называйте священнику грехов, совершённых другим человеком, это дело его совести. Также не называйте всех грехов подряд, покаяние требует осознания совершённого вами и желания измениться . Если с момента последней исповеди вы больше не совершали какого-либо греха, не следует упоминать его в следующий раз.
18. Не нужно путать Таинство исповеди с пастырской беседой
Приходя на исповедь, человеку подобает каяться в грехах, а не рассказывать обо всех накопившихся бедах и проблемах. Обычно, один священник принимает исповедь у нескольких десятков людей. Поэтому, из любви к другим верующим, не стоит слишком задерживаться у аналоя (подставка, на которой лежат Крест и Евангелие).
Если вам необходим пастырский или жизненный совет священника, лучше договориться с ним о беседе во внебогослужебное время и тогда уже, никуда не спеша и никого не задерживая, решить с ним все вопросы.
19. Подходя к Святой Чаше и принимая Причастие, следует громко назвать своё крещальное имя
Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди (ладонь каждой – на противоположном плече, правая поверх левой), а рот нужно широко открыть, чтобы священник случайно не уронил святыню. Причастие сразу же нужно проглотить, затем поцеловать край Чаши и отойти к запивочному столу (за всеми).
Только после того, как запьёте святыню, можно разговаривать и прикладываться к иконам (чтобы частицы Тела и Крови Христовых не остались на предметах и случайно не упали на пол).
20. Причащая детей их нужно правильно держать
Ребёнок ни в коем случае не должен опрокинуть Святую Чашу или оттолкнуть руку священника! Причастие не должно оказаться на полу или на одежде! Поэтому, поднося младенца к Чаше нужно надёжно придерживать руки и ноги ребёнка так, чтобы он не мог ими болтать. Лучше класть его на правую руку и ею же придерживать ручки, а левой обхватить ноги малыша.
Ребёнка нужно постепенно приучать к Таинствам. Если он расплакался или испугался – это нормально. Нужно на некоторое время отойти в сторону или выйти на улицу и успокоить его.
21. Молитвы после Символа веры и до окончания Причащения – важнейшие в богослужении
В это время в алтаре совершается главное Таинство – хлеб и вино таинственным образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Это не антракт в театре.
Не нужно в это время (оно называется евхаристическими молитвами) начинать ходить по храму, беседовать с окружающими, выходить на улицу, садиться, покупать свечи и проч.
22. В большинстве церквей женщины стоят на левой половине храма, а мужчины на правой
Это тоже сделано для того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы.
23. Когда епископ или священник благословляет молящихся, преклоняют голову
Архиерей или священник может кадить верующих, осенять их крестом, свечами (архиерей) или благословлять рукой. В эти моменты богослужения верующие совершают поклон в сторону священника.
24. Милостыню обычно подают пищей или одеждой
Часто около храма можно встретить нищих, которые просят помочь им. Оказать помощь нуждающимся – благочестивая обязанность христианина, но многие смущаются, боясь, что на их пожертвования нищие купят себе спиртное или их отберут у них бандиты.
Чтобы невольно не осудить нуждающихся и не оставить их без помощи, лучше подавать им милостыню в натуральном выражении – купить и подарить булку хлеба, пакет молока, шоколадку, подарить набор продуктов или принести им в подарок чистую одежду. Если человек просит денег на билет и вы можете себе это позволить – купите ему билет.
Если у вас нет денег, милостыней может стать доброе слово . Сочувствие тоже бывает очень важным, не стоит забывать и об этом.
25. Не бойтесь попасть в неловкое положение
Верующие не зря называют друг друга “братья и сёстры”. Если вы не знаете, как в том или ином случае правильно поступить – спросите совета у священника или более опытного христианина.
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!
Как вести себя в храмах разных конфессий: памятка об уважении
Храм – особое место общения человека с Богом, и в каждой религии он свой. И, как в любом другом месте, в храме действуют правила поведения. Чтобы не влезть в чужой монастырь со своим уставом и не показаться невеждой, читайте эту статью, где мы расскажем о том, как вести себя в храмах разных конфессий.
Основные религии, распространенные в нашей стране и за рубежом, это православие, католицизм, иудаизм и мусульманство. Для посещения храмов, принадлежащих разным верованиям, действуют как общие правила (не шуметь, не курить, не распивать спиртные напитки и т.д.), так и индивидуальные.
Читайте также: